GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)



Основные религиозно-философские системы

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали
интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они
верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что
все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате
столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот
древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим
народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли,
рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили
жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись
главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших
людей.
Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало
представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более
того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа
умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим
рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценные
предметы утвари.
В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологических
направлений, вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозные
системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально
возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения
сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное
влияние на жизнь китайцев и до сих пор.
Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы,
автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная
философская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласно
даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего
существующего, а его определяющим признаком является естественность.
Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить
естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание
естественного хода событий и стремлений постичь дао.
На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный
даосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого
сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это
возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем
даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства и
астрологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни
тысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своей
религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно
многообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнание злых
духов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы,
благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее
философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».
В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э. в Китае важнейшая
религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был
проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный в европейской
транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он
усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными
добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и
старших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать
императору – «сыну неба». Конфуций опирался на культ предков и считал
необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных
обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение
– это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал
культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.
Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующей
идеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных
верований возникает система, освещающая идею тотального господства и
подчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествление
императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога
на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и
духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных
исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала
верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю
категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца
выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией
государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».
С развитием конфуцианства идет выработка критериев для всех поступков,
от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное
выполнение обязанностей несения службы, подчинения главе рода. Женщина
должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру, свекрови, ее главная
обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение
рода. От нее не требовалось выделяться талантом, умом, красноречием или
остроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты. Идеал женщины
– покорная жена, следовать за мужем даже в могилу.
Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам
запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в
колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они –
самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих судеб:
в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения
в другое, лишить имущества, а то и жизни.
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм,
возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь
бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием.
Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление
всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и
конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление
мистического духа.
К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становиться большой
экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной
организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей,
сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как и
даосизм, уступит место конфуцианству.
Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем
им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея
«недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности.
Человек как личность не предоставлял самостоятельной ценности, общество
жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».
Искусство Древнего Китая.

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была
населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые
древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными
каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая
способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано –
уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возникли
государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее
ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.
История культуры Древнего Китая охватывает длительный период,
насчитывающий около 5 тысячелетий своего существования. В настоящее время
еще не выработано единой точки зрения на ход социально-экономического
развития древнекитайского общества. По мнению некоторых исследователей,
рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже в
середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными. Другая
часть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до н.э. – 3
век н.э.), относит к рабовладельческой формации. Во всяком случае для
истории искусства Китая начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э.
появляются новые черты, которые получают отчетливое развитие в искусстве
периода Хань, оно еще тесно связано с традициями всего предшествующего
времени. Очень важной особенностью культуры Китая является то, что с
древних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно,
сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Этим в
значительной степени определялось устойчивость традиций в искусстве Китая.
Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря
на изменения, происходившие в течение последующего времени, некоторые его
характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства – от
древнейших времен вплоть до наших дней.
Наибольшего рассвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цынь и
Хань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайских
царств в единое целое китайское государство.
Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э.
– времени существования первобытно-общинного строя. В настоящие время по
всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок.
Археологические исследования, проводящиеся особенно интенсивно в наше
время, обнаружили в погребениях и на местах древних жилищ много орудий и
расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем этапе развития
неолитической культуры. Расписные керамические сосуды самых разнообразных
форм исполнялись вручную или на гончарном круге. Это либо остродонные
сосуды с острыми донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые
сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при
высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому,
коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной,
желтой и белой краской и лишь орнамент оставался светлым. Вазы, чаши и
погребальные урны, сделанные на гончарном круге отличались правильностью
форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогда
как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.
Узор иногда покрывает почти всю поверхность сосуда и, обычно, состоит
из геометрического орнамента, в котором преобладает ритмически
повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, часто
заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т.п. Орнамент имел
логическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних
китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии
и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний,
перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы.
К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так называемая, Луньшаньская
культура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом в
провинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено много
керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.
В результате современных раскопок можно сделать вывод о широком
территориальном распространении и высоком уровне неолитических культур
Китая.
Более подробно изучим следующий период, относящийся ко 2-ому
тысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь – по наименованию
племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной,
но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство и
охота играли еще большую роль. Возникло первое государство, во главе
которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся
в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло; зародились
примитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранились
многие черты родового строя; продолжали существовать сильные общины,
имевшие свое родовое имя.
В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками
близ Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остатки
большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел
правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной
земляной платформе.
В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых
сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся
камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми
обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь о
дошедших для нас пиктограммам, изображающие дома и сторожевые башни.
Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно,
служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не
обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно
больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания было
расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную
платформу каменные, обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом,
исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан
(Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые
легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.
Это подтверждается и данными новых археологических изысканий,
проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено большое число
остатков жилищ, на окраинах города найдены поселения ремесленников,
мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено мощеная
булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям.
Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из
самых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает на
наличие классового расслоения. Царские гробницы содержат особенно большое
количество различных предметов быта, бронзовых и керамических изделий,
мраморных скульптур. В могилах людей незнатного происхождения помещались
лишь глиняные сосуды и грубая утварь.
Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных
близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3.
Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу.
Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился
саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы
людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в
гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что
собаки должны охранять гробницу, лошади – везти колесницу в загробном мире.
На поверхности не сооружалось ни мощеных храмов, ни построек. Стены и
потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью.
Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы были
обнаружены). Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения
животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.
Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с
определенными религиозными представлениями и имели уже установленное
традицией назначение. Это относится и к произведениям скульптуры. В Аньяне
найдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного
рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционно
изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с
круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков.
Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов. В
этом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила; оскаленная пасть
с широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми когтями,
устойчивая неподвижная поза имеет явно устрашающих характер. Вся фигура
«тигра», представляющая собой каменный блок с гладко обтесанными сторонами
и слегка округленными углами, испещрена плоским магическим орнаментом,
состоявшем из спиралевидных завитков.
Наиболее многочисленными среди произведений искусства периода Шан
(Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и
культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к
скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо
большим совершенством и виртуозными техническим мастерством,
свидетельствующем об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на
сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в
лупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы
в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще не известен.
Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых
изделий достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровне
литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что
некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего бронза плавилась
сразу в нескольких котлах.
Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционные
формы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское время
начинает складываться тот орнаментальных художественный стиль, черты
которого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Таковы «цзюэ» –
сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным узором; «гу»
– высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся для
жертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой чаши не трех ножках;
«гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки пищи. Некоторые
сосуды изготовлялись специально для захоронений. Их легко отличить: они
делались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись из металла
низкого качества и были бедны на узоры.
Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями,
а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на имя
владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь) еще мало известно, его
символические образы далеки от реальности. Воплощенные в них представления
переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными узорами на сосудах
являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а также
мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том числе драконов,
помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы.
В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких,
тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко
выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных.
В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню
и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита
выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний,
и предметы роскоши.
В шанских погребениях найдено много различных предметов из нефрита.
Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц, зверей, искусно
выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко
отшлифованные.
В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о
высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении
своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее
развитие в последующий период истории Китая, получивший название Чжоу, по
имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры.
Период Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в экономическом
и политическом отношениях не был единым и в свою очередь разделялся на ряд
исторических этапов, наиболее значительными из которых были периоды Чуньцю
(722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.). К началу первого
тысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточная
деспотия, и образовалось большое и сильное царство. Вместе с дальнейшим
развитием сельского хозяйства совершенствовались ремесла. Изделия
ремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами. Культура
Чжоу восприняла и развила многое из культуры Шан (Инь) – письменность,
архитектурные приемы, религиозные представления.
В период Чжоу выработалась городская планировка, которая в своей
основе продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпев лишь
небольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной стеной,
сторона которой достигала 9 ли (ли = 576 м.) в длину. В центре столичного
города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток и
на запад от которого располагались храмовые постройки для совершения
обрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток город
пересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые здания,
как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованных
платформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу была
построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современного
Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно,
но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу
художественные традиции еще не претерпели больших изменений. От этого
времени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских. Но уже
начиная с 9-8 вв. до н.э. появились заметные изменения. В этот период
наряду с большим ростом бронзолитейного мастерства произошла известная
стабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов по сравнению с шанскими.
Некоторые из них, например «цзюэ», стали встречаться редко, некоторые
сильно видоизменились. Появился ряд совершенно новых форм. Наряду с
роскошными культовыми сосудами изготовлялись более дешевые, сделанные из
свинца, встречавшиеся в период Шан (Инь) очень редко. Узоры стали менее
крупными выпуклыми. Изображения животных, которые в шанский период
выделялись на поверхности сосуда как самостоятельные орнаментальные детали,
теперь получили более подчиненный характер. Орнамент, располагающийся
поясами, теперь иногда почти отсутствует или заполняет собой небольшую
часть поверхности сосуда. Почти исчезло изображение маски «таоте» и другие
фантастические мотивы, характерные для символического орнамента. Изменился
и характер подписей на сосудах. Шанские подписи обычно лаконичны по
содержанию и строги по стилю исполнения. Среди чжоуских встречаются длинные
надписи, довольно различные по стилю в зависимости от места изготовления
бронзы. Это различие в стиле написания иероглифов указывает на большое
развитие и широкое распространение письменности в это время. В подписях
говорят, кому, за какие заслуги дарили сосуд, кто его изготовил, иногда
сообщается и место изготовления.
Характерными для раннего искусства Чжоу является бронзовый сосуд
«гуй», предназначенный для жертвоприношений, возвышающийся на массивном
основании и имеющий по бокам две далеко выступающие ручки. Средняя его
часть украшена обычным для чжоуской бронзы гофрированными вертикальными
полосами. Верхний и нижний пояски заполнены узором в виде драконов и слегка
выступающими на этом фоне звериными мордами. Тяжелые круглые ручки в виде
очень обобщенных фигур животных подчеркивают тяжеловесность и приземистость
сосуда.
Чжоуские сосуды часто имеют форму зверей или птиц. Примером таких
зооморфных сосудов может служить сосуд в виде совы. Изображение совы в
Древнем Китае наделялось различным символическим содержанием: предвестника
смерти, охранителя гробниц от пожаров и др. Религиозно-символическое
значение имели также бронзовые сосуды в форме слонов, баранов, а также
изделия из нефрита, в большом количестве изготовлявшиеся в период Чжоу.
Особенно много найдено в погребениях отшлифованных дисков «би»,
символизировавшие небо, которое древним китайцам представлялось плоским и
круглым. Диски делались из разнообразных пород нефрита и покрывались
узором, изображавшим драконов и зверей, или декоративными бугорками.
К середине 1 тысячелетия до н.э. в хозяйственной и культурной жизни
Древнего Китая произошли большие изменения. Замена каменных и бронзовых
орудий железными открыла новые возможности для развития земледелия и
ремесла. В 5 в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд отдельных царств,
в связи с чем этот период получил название Чжаньго, то есть «Борющихся
царств».
В 5-3 вв. до н.э. получила значительное развитие литература. В этот
период вслед за такими фольклорными произведениями, как книга древних
народных песен «Шицзин», создается литература, имеющая индивидуального
автора. Передовые тенденции древнекитайской литературы с особенной полнотой
воплотились в творчестве поэта Цюй Юаня, стремившегося преобразить
официальный книжный язык в разговорный.
В изобразительных искусствах Китая второй половины 1 тысячелетия до
н.э. произошли также очень заметные изменения и сдвиги. В искусстве гораздо
шире и разнообразнее стал круг сюжетов и тем: наряду с абстрактной
символикой создаются изображения людей и реальных животных. Появляются
новые виды искусства, усложняется и обогащается техника и мастерство.
Раскопки, начатые в 1950 г. китайскими археологами в провинциях
Хэнань, Хунань и других областях Китая, обогатили знание о культуре Китая
периода Чжаньго (480- 221 гг. до н.э.). Близ города Чанша обнаружено
большое количество памятников, ярко свидетельствующих об изменениях,
происходящих в искусстве, и о высоком уровне культуры этого времени.
В одном из погребений найдена самая древняя из известных в Китае
картин, написанных на шелку. По ее художественному уровню можно заключить,
что живопись существовала и в более раннее периоды, но, судя по общему
характеру искусства раннего Чжоу, была, вероятно, гораздо более условной и
абстрактной. На картине из Чанша изображена женщина в характерной для той
эпохи одежде с широкими свисающими вниз расшитыми рукавами и развевающимися
длинными полами. Лицо женщины повернуто в профиль; темные волосы украшены
драгоценностями или лентами. Фигура исполнена в графической манере
совершенно плоскостно, но, несмотря на эту условность, художник живо
передает характер движения и жеста. Эта картина представляет собой интерес
потому, что это древнейшее изображение реального человека в китайском
искусстве. Предполагают, что изображение является портретом умершей,
похороненной в этом погребении.
Представленная на картине сцена имеет мифологическое содержание. В
верхней части над фигурой женщины помещены два борющихся фантастических
существа: феникс и извивающееся змееподобно чудовище – ставший символом зла
дракон Куй. Их поединок символизирует борьбу жизни со смертью. Идейно-
образное содержание картины отличается от шанской и раннечжоуской
символики, так как тут затрагиваются большие философские темы, характерной
для мировоззрения этой эпохи. Соответственно стал иным и стиль живописи.
Фантастический облик феникса, отважно бросившегося на чудовище, проникнут
большой экспрессией и, несмотря на стилизацию, наделен чертами,
наблюденными художниками в движениях и повадках реальных птиц.
Значительно отличается от предшествующих периодов стиль и содержание
прикладного искусства: мелкой пластики, изделий из бронзы, нефрита и
керамики. Изготавливается много новых, ранее не встречавшихся
художественных изделий, например зеркала, выплавляемые из
высококачественной бронзы, полировавшиеся ртутью.
Появляется много новых форм бронзовых сосудов. Сосуды времени Чжаньго
отличаются большим изяществом и стройностью, виртуозной тонкостью
орнамента. Им чужды массивность и тяжеловесность, характеризующие многие
предшествующих эпох. Для их украшения в большом количестве применялись
различные виды инкрустации драгоценными камнями, цветными металлами – медью
и серебром, – а также позолота. Орнамент часто очень плоский. Для тончайших
мелких рисунков употреблялась техника гравировки.
Образцом бронзы периода Чжаньго является сосуд типа «ХУ»,
представляющий собой высокий, гладкий, стройный кувшин с двумя ручками,
прикрепленными к кольцам, и невысоким изящным горлом. Весь сосуд от горла
до основания заполнен выгравированным орнаментом. Узор по прежнему
расположен горизонтальными поясами и по вертикале разделен швами, но уже не
акцентированными, а выступающими на поверхности тонкими графическими
линиями. Характер узора совершенно нов, хотя в расположении орнамента
сохранены старые принципы композиции. Сюжетами являются различные сцены
борьбы зверей и охоты. На одних поясах изображены охотники с мечами и
луками, нападающие на диких, и яростно отбивающихся животных, на других –
птицы, пожирающие змей, или дерущиеся фантастические крылатые чудовища.
Изображенные люди и животные необычайно динамичны. Несмотря на
плоскостность и схематизм фигур, их жесты очень выразительны и жизненны. В
этих изображениях все время переплетаются причудливые, фантастические,
идущие издревле мотивы с живым и непосредственным наблюдением натуры.
Фигуры животных в искусстве Чжаньго выполнены с гораздо большей долей
реализма нежели люди.
Большим совершенством отличаются изделия из нефрита.
Из нефрита в этот период, как правило, изготавливали предметы роскоши.
Этот камень, по представлениям древних китайцев, обладал свойством охранять
душу и тело. В погребениях периода Чжаньго найдены многочисленные
нефритовые предметы: надгробные украшения типа «Хэи» в форме ажурного
полукруга с рельефным резным узором, ритуальные диски типа «би», серьги и
поясные пряжки.
Одним из лучших украшений является обнаруженное раскопками 1950-1952
гг. в уезде Хойсянь провинции Хэнань поясная пряжка, дошедшая в
превосходной сохранности. Она состоит из трех очень тонких нефритовых
дисков, окруженных переплетающимися сложным узором пластинками из золота и
темного металла, возможно железа. Нефритовый узкий конец пряжки сделан в
виде головы дракона. В этом изделии поражают многообразие красок и
ювелирная тонкость работы. На каждом из трех нефритовых дисков вырезаны
ажурные знаки, изображающие облака, а в центре вставлены узорные и выпуклые
синие стекла; каждая золотая пластинка покрыта чеканкой. Мастерство
тончайшей обработки и орнаментации художественных изделий достигло в период
Чжаньго блестящего развития и во многом превзошло предшествующие периоды
древнего искусства.
От периода Чжаньго дошли и первые по времени китайские расписные
керамические сосуды. Роспись наносилась на них яркими минеральными красками
после обжига. На керамических сосудах изображались различные животные или
поясами располагался характерный для того времени орнамент, несколько более
сочный и крупный чем на изделиях из бронзы.
Период Хань – время блестящего рассвета культуры Древнего Китая. В это
время получает особенное развитие монументальное искусство – скульптура и
живопись. В ханьском искусстве ясно видна уже повсеместная тенденция к
единства стиля, связанная с объединением государства и установлением в
Китае широкого культурного общения.
Эту тенденцию можно проследить и в архитектуре. Об облике циньских и
ханьских городов составить полное понятие еще довольно трудно. В основных
чертах план древнего китайского города сложился еще в конце периода Чжоу.
Циньские и ханьские города достигали больших размеров и отличались
установившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большом
пространстве, они обносились крепостными стенами с башнями и
многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей.
В центре города находилась запретная часть с императорским дворцом.
Город являлся средоточием ремесла, культуры и торговли. Дворцовые
сооружения, башни и дома знати выделялись среди других построек своими
размерами и роскошной отделкой.
Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие еще к очень
древним временам, изложены уже в «Шицзине». На подготовленной и
утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент, облицованный камнем
или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания,
состоящий из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На
каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и
тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она
должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана.
Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества,
предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных
элементов китайских построек – так называемого доу-гун. Доу-гун
представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных
кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения с
горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для
большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. В
архитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельных
декоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и в
центре здания, в отличие от более поздних периодов, когда он представлял
собой ажурный фриз, проходящий под крышей вдоль всей стены. Выступающие
концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие
деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами,
которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года.
О рядовых жилых постройках можно составить представление по найденным
в погребениях глиняным медалям, а особенно по сохранившимся изображениям
домов и усадеб, высеченным на каменных плитах, украшавших гробницы. Судя по
ним, облик усадьбы в ханьское время был довольно однотипным и сохранился
без существенных изменений на протяжении последующих веков. Усадьба
состояла из нескольких жилых и служебных построек, размещенных во дворе,
обнесенном стенами с воротами. Строения, составлявшие усадьбу,
располагались симметрично и отличались лаконичностью и простотой
архитектуры. Религиозная традиция предписывала строить здания в
соответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнем
подземных вод и рельефом местности. В основе своей эта традиция опиралась
на народный опыт и имела не только символический смысл, но и определенное
практическое значение. По суеверным представлениям, здания должны были
фасадом обращаться на юг, строиться у реки и у подножья гор. Практически
это было связано с защитой строений от ветров и обогреванием солнечными
лучами с юга.
Немногочисленными наземными архитектурными памятниками, дошедшими от
этого времени, являются каменные пилоны, ставившиеся по два при входе к
мету погребения и служившие символической гранью, за которой начиналось
«царство мертвых». Пилоны сохранились в провинциях Хэнань, Шаньдун и
Сыгуань. Сыгуаньские пилоны отличаются от более массивных шаньдунских и
хэнаньских стройностью, легкостью и вытянутостью пропорций. По размерам они
невелики: высота их около 2,5 м. при расстоянии между ними в 23 м. Нижняя
часть сыгуаньских пилонов состоит из прямоугольного, слегка суживающемуся
кверху столба, декорированного плоскими пилястрами. Верхняя часть,
воспроизводящая конструкцию покрытия жилых домов, – из архитрава, фриза,
карниза и широкой крыши, увенчивающей все сооружение. В камне выточены
выступающие концы круглых поддерживающих крышу балок и цилиндрическая
черепица, лежавшая в несколько рядов. Пилоны украшены разными каменными
рельефами и надписями.
Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительных
размеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованных
каменными плитами. На поверхности земли погребения отмечены земляными
холмами, небольшими постройками, статуями и пилонами.
В различных районах Китая обнаружено большое количество самых
разнообразных видов гробниц. Некоторые из них высекались прямо в толще гор,
некоторые возводились в специально вырубленном для этого между скалами
пространстве. Подземные помещения с массивными каменными прямоугольными
входами и многочисленными комнатами дают представление о большом размахе
строительных работ ханьского времени. Уходящие кверху, размещенные в форме
ступенчатого свода потолки разделялись посередине низко нависшими балками и
поддерживались восьмигранными столбами, стоящими по одному в центре каждой
комнаты. Подобные столбы имели качестве канителей грандиозные доу-гуны,
представляющие собой изогнутые дугой каменные брусья, концами упирающиеся в
перекрытия. Различные решения подобных доу-гунов позволяют судить о большом
мастерстве и разнообразии строительных и декоративных приемов.
Например, на одном из таких доу-гунов от центральной дуги в обе
стороны широко расходятся две также изогнутые каменные опоры, выточенные в
виде крылатых фантастических зверей, как бы вылезающих до середины туловища
из потолка и вгрызающихся в каменную массу капители. В некоторых
погребениях при входе стояли парные колонны, также увенчанные наверху доу-
гунами и имевшие в качестве базы монументальные фигуры львов.
Впечатление давящей массы камня в ханьских гробницах облегчалось тем,
что стены, колонны и потолки сплошь покрывались резьбой, а также росписью.
Самым грандиозным архитектурным сооружением этого времени является
«Великая китайская стена», начало постройки которой относится к 4-3 вв. до
н.э. Стена строилась по северной границе Китая и предназначалась для защиты
страны от набегов кочевников, а также защищала поля от песков пустыни.
Местом начала строительства Китайской стены считается северно-восточная
область Китая. Вдоль простирающихся на запад и на юг горных хребтов и было
основано это могучее крепостное сооружение.
Вначале стена не была единой. Ее строительство велось по частям и
переменно, в отдельных царствах периода Чжаньго. Лишь в конце 3 века до
н.э., после объединения страны, разрозненные части стены были соединены
вместе. Первоначально ее длина равнялась приблизительно 750 км.; после
различных достроек, произведенных на протяжении веков, она превысила 3000
км.
Китайская стена поистине является одним из самых величайших древних
памятников мирового зодчества. По неприступным голым крутым и диким
вершинам гор поднимается она иногда почти отвесно, как бы сливаясь воедино
с могучей и суровой природой, образует причудливые петли и уходит
бесконечно далеко широкой белой полосой, отделяющей горы от равнин. По
грандиозному размаху, суровости и монументальности это сооружение можно
сопоставить с египетскими пирамидами. Строители стены придерживались того
правила, чтобы вести ее только вдоль труднопроходимых горных хребтов,
поэтому она часто образуют настолько крутые петли, что расстояние между
двумя участками стены через ущелье равняется всего 500-700 метров. При
постройке стены в разных местах пользовались разными материалами. В
основном она сложена из плотно утрамбованного лесса или камыша,
пересыпанного песком и обмазанного глиной. Позднее стена была облицована
светло-серым камнем. Средняя ее высота от 5 до 10 м., средняя ширина от 5
до 8 м. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и проложена дорога,
по которой могли передвигаться колонны войск. Примерно через каждые 100-150
м. по всей длине стены сооружены квадратные сторожевые башни, где жила
стража и откуда подавались световые сигналы при приближении неприятеля.
Высокие и массивные башни с рубчатым верхом имеют небольшие окна, тяжелые
невысокие входные арки и внутренние помещения. На всем протяжении стены по
верху в ее конце были сделаны проходы с лестницами, позволяющие выйти на
одну из сторон.
Суровый ландшафт северокитайских гор, лишенных растительности,
особенно подчеркивает лаконичность и строгую простоту этого древнего
крепостного сооружения.
Основные достижения культуры Древнего Китая.

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений
Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был
усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские
астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением
мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в
виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности
магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан
Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа,
соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им
была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и
пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории
изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский
каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын
(150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения
эпидемиологических заболеваний.
Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей,
использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием
плуга.
К выдающимся успехам материальной культуры относится древнекитайское
лаковое производство. Лаковые изделия составляли важную статью внешней
торговли Ханьской империи.
Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань Становиться
всемирно известным поставщиком шелка. Китай был единственной страной
древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.
Великим вкладом Древнего Китая в общечеловеческую культуру явилось
изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало условие для техники
эстампов, а затем и возникновению печатной книги. С бумагой и тушью было
связано и усовершенствование китайской письменности.
В период Хань производится сбор, систематизация и комментирование
древних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского духовного
наследства, дошло до нас благодаря записям, осуществленным в это время.
Тогда же зародились филология, поэтика, были составлены первые словари.
Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего
исторической.
Некоторые достижения Древнего Китая – бумага, порох, компас и пр. –
были заимствованы у китайцев другими цивилизациями. Благодаря этим
достижениям мир претерпел значительные изменения. И тот мир, который мы
видим сейчас, является результатом тех изменений, которые произошли
благодаря открытиям разных цивилизаций, в том числе и цивилизации Древнего
Китая.
Список литературы.
1. Аверинцев С.С., Алексеев В.П.: «Древние Цивилизации».
2. Всеобщая история искусств. Том 1
3. Искусство древнего Востока.
4. История и наука Древнего Китая.
5 Культурология. Под редакцией А.И.Марковой.




Реферат на тему: Культура Древнего Рима


План:
1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.



1. Введение.
Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного
Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до
мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура
достигает во времена Римской цивилизации.
Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская
культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже
Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной
империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги
ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились
путешественники, торговцы…
Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории.
Таким образом формировался синтез греческой и римской культур, результатом
которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),
лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских
государств.
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи
но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной
Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство -
высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали
не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины,
жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших
на более высокой ступени культурного развития.
Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли
соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности,
современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и
поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме
римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только
ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный
аспект?
В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениями
развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе
анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур
завоеванных стран.
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением
самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме
того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать
распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей
работе.
Проблема эта является весьма популярной в исследовательских кругах.
Ведь несмотря на длительное изучение четких ответов еще не получено. Хотя
литературы для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. При
написании этой работы я пользовался изданиями по истории искусств, книгами
по мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками.
Наиболее информативными и полезными оказались: «Очерки культуры Древнего
Рима» (Германа Н.Ю.), а также статья Кптева А.В. «Античное гражданское
общество». Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению проблемы.
Многие их изыскания весьма полемичны, но в целом интересны и новы. Именно
они, как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею и важную информацию,
необходимую для понимания проблемы.



1. Мифология и религия Древнего Рима.
Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии,
так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о
духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих
направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того она
напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на
развитие государства и его общества неоспоримо.[1]
На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и
обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания
Рима.[2]Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.
В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых
земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей
скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его
деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не
испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни
луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили
воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн,
заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.
Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей,
молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью,
деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала
растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни,
умащенные маслом.
Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских
писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.
По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых
мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой
различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо
высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс,
могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое
множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в
жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в
обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни
человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была
покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и
Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за
переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка
правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить,
Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.
И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый
успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или
благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога
Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей,
ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала
насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного
привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они
поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли -
богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел
одновременно стеречь петли и порог»[3].
Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался
утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что
он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же
осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно
называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог
ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи
холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на
котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине,
мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат
жертвы, принесенные на этом алтаре.
Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно,
как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-
то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во
мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные
возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал.
Между богом и человеком никогда не доходило до близости.
В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их
следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и
точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю
религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам
(Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали
судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает
дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому
существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти
молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое
нарушение сводило на нет результаты богослужения.
Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как
следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не
предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи
музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же
обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали
сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву,
содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить
какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте.
Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему
был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый
слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и
одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было
услышать, кроме слов произносимой молитвы.
Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые
у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед
каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных
знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами.
Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном
месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже
самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали
значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было
гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-
либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые
законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для
этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на
Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел
на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны
летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли
задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры
управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом
неприятеля должны были подчиняться их капризам.
Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи
римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных
положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни
статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали
религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно
воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.
Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение
после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою
столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.
Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец
провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который
простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который
покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю
почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство
карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в
Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и
благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого
хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут
храм и в вашу честь будут учреждены игры»[4].
До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые
оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой
народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое
духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения,
удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и
обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык
мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, -
страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке,
которая соединяла их с римлянами. Богатые и
могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых
и недоступных горах, господствовали над огромными земельными
пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных
слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с
воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор
поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них
они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые,
однако, переиначивали по-своему.
Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их
выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни,
богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая
латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы.
С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа
жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие
жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были
вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование
реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с
крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских
могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже
крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом
орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие.
Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.
Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев,
когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и
фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его
Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила
гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса
составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов
знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием
занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они
внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени,
легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они
знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она
исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики
превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.
Далее свое влияние на римскую мифологию оказала греческая. Дмитриева Н.А.
дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличии
от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь
пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером,
Афродита – Венерой, Арес – марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего
некультурного победителя» (Гораций)»[5].
На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора:
демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная
римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и
религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения.
Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а
должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с
запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой
касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама
гражданская община.
Идеологическим же обоснованием сплоченность гражданского общества
стало почитание предков и богов. Причем отношение с богами в новом обществе
подверглись столь же предельной рационализации, как и отношения людей между
собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром,
обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило
как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть,
возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же
приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять
единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно
выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это
был культ не личности, а такого же символического знака общественной
потребности, каковыми были все языческие боги.»[6]. Антично

Новинки рефератов ::

Реферат: Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мифология Древней Греции (Міфологія Стародавньої Греції) (История)


Реферат: Отчеты по практике в Коммерческом банке (Банковское дело)


Реферат: История развития Феминизма в России (История)


Реферат: Динамика уровня жизни в России за последние 5 лет (Социология)


Реферат: Обеспечение качества машин (Технология)


Реферат: Художественные стилевые направления в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Бизнес-план "Организация бильярдного клуба" (Менеджмент)


Реферат: Биосинтез ДНК (Биология)


Реферат: Появление христианства (Религия)


Реферат: Ответ на запрос Засвияжского РОВД г. Ульяновска (Уголовное право и процесс)


Реферат: Сельское хозяйство: общий обзор (Сельское хозяйство)


Реферат: Революция 1905-1907гг (История)


Реферат: Государственный совет (История)


Реферат: Учет и анализ доходов организации от обычных видов деятельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Антропология (шпаргалка) (Социология)


Реферат: Подъемно-транспортные машины в пищевой промышленности (Технология)


Реферат: Обзор методов и способов измерения физико-механических параметров рыбы (Биология)


Реферат: Деноминации в христианстве. Взгляд психолога (Религия)


Реферат: Торговое соглашение (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист