GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Природа в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Природа в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая" (Литература)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Политехнический колледж „Прогресс“
Специальность: <Название специальности>



РЕФЕРАТ
на тему: «Природа в романе Мухтара Ауэзова „Путь Абая“»



Выполнил студент
1 курса, гр. <номер группы>




п. Отеген Батыр — 2005
Природа в романе Мухтара Ауэзова „Путь Абая“

Наверное, одной из важных тем в романе «Путь Абая» является тема
природы. А ведь это отчасти понятно — сам автор Мухтар Ауэзов родился на
земле Абая, в краю Шынгыстау. Уже поэтому это место является дорогим и
святым для казахов.
Родина Абая, не только Шынгыстау, вся казахская земля — родина Абая.
Конечно же, не один лишь Абай есть у казахов. Говоря о России Пушкина,
Англии Шекспира или Германии Гете, мы ни в коем случае не исключаем других
великих людей этих стран. Нет. Но это имена, которые олицетворяют свою
страну, свой народ, они как бы срослись в сознании людей воедино и
неотделимы друг от друга. Так же и имя Абая.
Проникновенные слова, окрашенные в печальные и грустные тона, словно
приветственное письмо будущим поколениям; в них след его непростой жизни,
полной творчества и созидания. В этих строках печать тернистого пути, по
которому шел Абай. Такой же след сохранился и на тигрином хребте горы
Шынгыс, на его пестрых склонах, в овраге, похожем на разноцветный ковер.
Этот след в журчащих весенних водах реки Карауыл, на берегах Ащысу, на
тростниках, купающихся в кудрявых волнах озера Сарыколь и в холодной
родниковой воде речки Каскабулак. Этот след в пещере Коныр аулие, на
священном камне Танбалы, у могилы Нысан абыза и других, им подобных
исторических памятниках. Улицы Семея — Семипалатинска, воды Иртыша, березы
на его берегах хранят воспоминания об Абае, доносят до нас дух его времени.
Природа Шынгыстау, четыре времени года вдохновляла своими пейзажами
Абая. Чистым воздухом дышал поэт, свежему ветру подставлял свою грудь,
поверяя природе свои сокровенные мысли. Природа и поэт — понятия
неразделимые.
Степь. От Семея на запад тесьмой тянется дорога. Это та самая дорога,
по которой едет из города в родной аул юный Абай, нетерпеливо погоняя коня
и торопя своих спутников в эпопее "Путь Абая". С этой дороги видны мирные
желтые сопки, зеленые луга, необъятный простор серебристого ковыля... С
нежностью и волнением смотрит Абай на окружающий его мир — на бескрайнюю
степь, на простор, на сопки, где он родился и где провел детство". Не раз
по дороге отправлялись в Семипалатинск в поисках знаний Шакарим и Мухтар,
не раз возвращались в родной Шынгыс, тоскуя по дому и близким.
Двигаясь по Шынгысским горам от перевала к перевалу, окунаясь в
голубые миражи, глинистая дорога все время поднимается вверх. Не сразу
замечаешь, что поднялся на тысячу метров, выезжая из Семипалатинска в центр
Абайского района Карауыл. Самый первый перевал на нашем пути - ущелье
Кушикбай. История жизни Абая, его поэзия, мудрые назидания начинаются
отсюда.
На самом высоком холме под каменными насыпями похоронен сам Кушикбай.
Когда на маленький аул напал враг, прославленный батыр болел оспой.
Захватчики не предполагали, что будет предложено сопротивление. Но гордый и
смелый воин , несмотря на свою болезнь и открытые раны, гнал побежденного
врага далеко от своей земли. Кушикбай продолжил этот путь до ущелья, где и
умер, изможденный борьбой и своей болезнью.
Но давайте сначала отправимся туда, где родился Абай, — в Каскабулак.
С двух склонов холма, на той стороне, что смотрит в сторону Семея,
раскинулась долина Каскабулак. А речка, текущая в сторону Шынгыстау,
именуется речкой Каскабулак Абая. Именно здесь 10 августа 1845 года в
казахской юрте родился Абай. Каждый год весной и осенью аул Кунанбая
перекачевывал на берега этой речки. Бабушка Зере, мать Улжан пели
колыбельные песни над бесиком — детской кроваткой, в которой лежал
маленький Абай. Из уст бабушки Зере услышал Абай первые сказки, народные
сказания Бухара-жырау, Шортанбая, Дулата, Шоже, Сабырбая, трагическую
историю любви Енлик и Кебек, о походах и сражениях Абылая и Кенесары.
Между Шынгыстау и Каскабулаком раскинулась долина Ералы, покрытая
густой зеленью кустарников. По ней протекает река Ащысу, впадающая в Иртыш,
несущий свои воды в океан. Наиболее важным событием этих мест была первая
театральная постановка 7 июня 1917 года в Ойкудуке. В ауле Айгерим, с её
разрешения, к юрте, в которой она жила с Абаем, пристроили еще одну юрту, и
на такой импровизированной сцене была поставлена пьеса "Енлик-Кебек",
написанная двадцатилетним М.Ауэзовым. Роли в пьесе играли внуки и правнуки
Абая и Ауэза. История влюбленных Енлик и Кебека также родилась в этом краю.
Жертвы родовой распри, полюбившие друг друга, Енлик и Кебек не пожелали
расстаться, как того требовали законы родов, и тогда их привязали веревками
к хвостам коней и волокли по земле. Истекших кровью, их бросили у холма
Большой Акшокы. Позднее на этом месте люди поставили памятник их
бесстрашной и преданной любви. Народная легенда рассказывает, что на этом
же месте умер их маленький сын, который лежал в бесике и долго кричал и
плакал, пока не замолк навсегда. Рожденная в Ойкудуке пьеса "Енлик-Кебек"
стала жемчужиной казахской драматургии.
Многие песни, стихи Абая родились в Акшокы. Мухтар Ауэзов писал:
"Песни и поэмы, рожденные в Акшокы, переписывались и заучивались мгновенно.
Овеянные новизной и искренностью, они растекались по всей Арке. Раньше
таких песен не слышали ее просторы. Веками молчаливая и загадочная, степь
зазвучала новыми словами и мотивами, разносимыми ветром по всем ее уголкам,
словно весна пришла в эти края. Это были звуки новой эры..."
Недалеко от Акшокы находится могила Кунанбая, отца Абая, выложенная из
черного горного камня. Вот что писал об этом непростом человеке польский
путешественник и географ А.Янушкевич: "Кунанбай... большая знаменитость в
степи. Сын простого казаха, одаренный от природы здравым рассудком,
удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих
соплеменников, большой знаток степного права и предписаний корана,
прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся казахов, судья
неподкупной честности и примерный мусульманин... Кунанбай стяжал себе славу
пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и
старые, бедные и богатые... Избранный на должность волостного управителя,
исполняет её с редкостным умением и энергией, а каждое его приказание,
каждое слово выполняется по кивку головы. Когда-то он был красивым
мужчиной, нынче на его лице следы оспы, несколько лет назад чуть не унесший
его в могилу, как Мирабо; во время вдохновенной речи он заставляет
слушателей забыть о своем страшном обезображенном лице. Эти жестокие
последствия болезни всякий раз пробуждают в енм сладкие воспоминания о
сочувтвие земляков, которое может дать тебе доказательства его заслуг и
значения... А все баи недостойны развязать ремешок на обуви Кунанбая".
Но вернемся к склонам Какскабулака. С востока видны хребты Байгабыла,
Аралтобе и Борлы. Именно здесь вновь сходится разветвившаяся ранее дорога.
Борлы - это место, где родился 28 сентября 1897 года великий писатель и
ученый Мухтар Ауэзов. Безмерно радостный, Ауэзов первым делом отправился в
аул Абая сообщить о рождении внука и просить суинши. Эту радость два аула
праздновали вместе. В доме, который ныне стал музеем, прошли детские и
юношеские годы Мухтара. Сюда он привел свою невесту Райхан. Здесь родились
его дети Муглима и Чокан. Здесь написаны первые рассказы и пьесы "Енлик-
Кебек", "Байбише-токал", "На могиле Сыбана". Истории, услышанные от деда
Ауэза, от бабушки Динасыл в детские годы, легли в основу сюжета эпопеи
"Путь Абая". На близ лежащих холмах Борлы похоронены его отец Омархан, мать
Нуржамал, бабушка Динасыл, старший брат Касымбек и другие родственники
Мухтара. А вот дед Ауэз похоронен рядом с Кунанбаем, ведь при жизни они
всегда были вместе.
По соседству с Борлы расположены поселки Аралтобе, Тышкан, Байгабыл.
На Аралтобе зимовал Абай, в Тышкане - Акылбай, в Байгабыле - Магауия. Все
трое занимались наукой и поэзией и потому жили неподалеку от города.
Но вот перед нами, наконец, огромная, точно слон, седая, как старец,
гора Шынгыс. С её склонов стекают горные речушки, чьи прозрачные, журчащие
воды теряются в зарослях альпийских лугов.
Каждая речка здесь имеет свое название: Шет, Карауыл, Кос, Бузау,
Кундызды, Мукыр, Такыр, Бокенши, Колденен, Каражартас, Шаган. На склонах
Шынгыстау много видов удивительных растений. Богат животный мир: сайгаки,
архары, косули, лисы, волки обитают здесь в большом количесве. Высоко в
горах, куда редко ступает нога человека, бродят куланы, рыси, на вершинах
гнездятся беркуты, ястребы. На озерах можно встретить белых лебедей, гусей,
диких уток. Здесь часто охотились Абай, Шакарим, Ауэзов. Все трое были
страстными охотниками, ценителями скаковых лошадей, ловчих птиц, охотничьих
собак. Последние, тяжелые годы жизни Шакарим прожил, уединившись в горах,
проводя дни на охоте, питаясь тем, что давала природа.
Каждый камень в этих местах может поведать об интересных и
значительных событиях, происходивших за долгую историю казахов. Все
предания пересказать невозможно. Расскажем о наиболее интересных.
Дополнительно известно, что у гор Орда располагались белые юрты Чингисхана.
По словам А.Янушкевича, по дороге в Бухару великий хан дважды зимовал в
этом месте. Свидетели тому — разрушенные каменные стены зимовок,
построенных его воинами.
На одной из вершин Шынгыстау — горе Хан казахские родоначальники во
главе с Майкы бием вознесла на белой кошме великого кагана в знак признания
его ханом казахов.
И все же эти места в основном памятны тем, что связаны с именем Абая,
Шакарим, Ауэзова. На памятнике, который находится в центре Абайского
района, в Караулы, написаны такие слова:
Бессмертные слова ты оставляешь миру, -
Так можно ли сказать: "Ты превратился в тлен!"
Река и холмы Караулы были любимыми местами Абая. С ними связаны лучшие
годы его жизни, полные и радостные, и печали. Недалеко отсюда, в местечке
Тойеоркеш находилась зимовка аула Тогжан. Его первая юношеская любовь жила
в нем до самой смерти, как ностальгия по светлому и романтичному образу
прекрасной женщины.

Ты — зрачок глаз моих
Пламень душ золотых.
Сердцу мук не избыть,
Столь глубок шрам от них.


Балашакпак — место кончины Абая. 23 июня 1904 года его похоронили
недалеко от Шынгысских гор в Жидебае. Абай словно предвидел свою скорую
кончину и незадолго до смерти писал: "Когда умру, пусть не будет земля
сырой".
Известно, что Абай никогда не покидал родной край и всю свою жизнь
провел в Шынгыстау. Самыми дальними местами, куда отправлялся Абай, были
Каркаралы, Аякоз, Семей. Однако благодаря широте знаний мысль Абая постигла
все области человеческой жизни, проникла в тайник человеческой души. Абай
был одним из самых начитанных людей своего времени; свободно владел
русским, арабским, персидским, чагатайским языками.
Весь просвещенный мир был доступен зрению Абая благодаря его
незаурядному интеллекту, природной любознательности, глубокому знанию
языков. Энциклопедические знания, прогрессивного мировоззрения, редчайший
дар владения словом отличают неувядающую поэзию, мудрые назидания, тонкие
поэтические переводы Абая.
Список литературы:

1. Ауэзов Мухтар. Роман-эпопея «Путь Абая».
2. На земле Абая. Из жизни Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова.
3. Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по киргизским степям.




Реферат на тему: Природа зла в человеке (на основе произведений писателей XIX века)



План работы:


1. Почему я выбрала эту тему.
2. Теория зла.
3. Нравственное падение человека (на основе произведений русских
писателей XIX века):

а) появление помысла;
б) Борьба с помыслом.
в) Принятие помысла в сердце, услаждение им.
г) Совершение зла в действительности.
д) Полное помрачение рассудка, самоубийство.

4. Есть ли спасение? В чем оно?
5. Вывод.



Список использованной литературы.

1. Островский А.Н., Пьесы «Гроза», «Бесприданница», М., «Художественная
литература», 1982.
2. Лесков Н.С., «Леди Макбет Мценского уезда», Казань, «Татарское книжное
издательство», 1980 г.
3. Островский А.Н., «Гроза», Бесприданница», Справочные материалы серии
«Школьная программа», М., 1998 г.
4. Лесков Н.С., Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998
г.
5. Пушкин А.С., Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998
г.



Почему я выбрала эту тему.
Рано или поздно, неизбежно столкнувшись с проявлением зла, любой
разумный человек, подчинившись эмоциям и обидам, пытается найти корень
зла. Увы. Если бы человек нашёл природу его, то вырвал бы, как мы вырываем
сорняк из земли. Трудно не задуматься над этим, когда ужасающая статистика
вызывает смуту и тревогу в душе. В наши дни количество брошенных детей
превышает количество оставшихся без родителей детей в годы Второй мировой
войны. Что же заставляет совершать людей такие ужасающие поступки,
противоречащие законам природы, ведь даже животное не бросает своего
детёныша, руководствуясь лишь инстинктами. Может быть, зло порождается в
детском возрасте? Говорят, что дети – цветы жизни, а почему вырастают
иногда люди-сорняки со злой, чёрствой к чужой боли, душой? На этот вопрос
нет однозначного ответа.
Я уверена, что каждый из нас, независимо от возраста и опыта, задавал
себе эти вопросы, они волновали человечество во все времена. И если раньше
эти вопросы были не столь актуальны, люди были чище и добрее, то сегодня
наши поступки бывают опрометчивы и жестоки. Конечно, многое в мире
изменилось, поменялось мировоззрение людей, их идеалы, жизнь, но ведь зло
отвратительно всегда, независимо от того, в какое время содеяно, поэтому я
решила раскрыть эту тему, найти истоки человеческих бед, рассмотреть
падение человека на примере женских судеб в произведениях известных
русских писателей.
Не секрет, что в наше время процветают насилие, жестокость, падение
нравственности. Я думаю это происходит оттого, что мы далеки от веры. Наши
предки жили иначе: вера была неотъемлемой частью их существования, устои
православия – негласный и священный закон для каждого. Поэтому падение
человека мы будем рассматривать, исходя из тех внутренних принципов
героев, которые были заложены в них жизнью и верой.
Теория зла.
Добро – все то, что соответствует
повелениям нравственного закона,
заложенного в каждом разумном существе и
не зависящего от условий, в которых
живет человек.
Зло…

И. Кант.
Плохие, а порой ужасные поступки человек в реальности совершает не
сразу. Зло он сначала вынашивает в своём сердце. И каждый раз злой помысел
входит в душу человека по одному и тому же механизму. Все войны, убийства,
все явные и скрытые злодейства, а также преступления, которые противоречат
церковным и нравственным законам сначала вынашиваются в человеческом
сердце. И в борьбе со злом у человека всегда есть два пути: путь легкий –
принять зло в свое сердце, и путь тернистый – бороться со злым помыслом.
Тогда, в зависимости от выбранного пути, происходит либо нравственное
падение человека, либо человек поднимается выше, душа его остается чистой
и незапятнанной.
Но природа зла такова, что зло никогда не является к нам в своём
открытом низком и отвратительном виде. Оно принимает обольстительный
образ, сулит какие-то блага, соблазняет нас. И только сильные духом люди,
люди с крепкой здоровой психикой и твердыми нравственными устоями, могут
противостоять чарам зла и, будучи цельной натурой, смогут побороть
искушение. А поддавшись ему, тысячу причин найдет человек, чтобы оправдать
содеянное. И никто не желает посмотреть на себя в зеркало и сказать себе:
«Ты совершаешь ошибку, ты не прав». Конечно, гораздо удобнее полагать, что
совершать зло нас заставляют обстоятельства. К сожалению, очень часто,
люди предпочитают считать себя жертвами, а не палачами.
В каждом человеке живут добро и зло, и даже если у человека душа
чистая, он всё равно не застрахован от нравственного падения. А выбор нам
в повседневной жизни приходится делать постоянно. Тогда получается, что
совершил плохой поступок и обрек душу на вечные муки? Сложились трагически
обстоятельства, и человек пал? Не совсем так. Есть спасение, и оно
заключается в покаянии. Но только в искреннем. А искреннее покаяние - это
такое сожаление о грехе, такое потрясение души, после которого невозможно
вернуться к старому.
Таким образом, растление человеческой души можно рассматривать в таком
порядке. Первый этап - возникновение помысла. Поводом для его появления
могут послужить разные жизненные обстоятельства. Но ведь каждый человек
знает, что добро всегда чистое, светлое, а зло - темное, а так как всему
на свете свойственно стремиться к лучшему, то для любого человека
неизбежна внутренняя борьба. Это второй этап вторжения зла. И очень часто
на стороне зла выступает кто-либо в роли змея-искусителя. Все это в
совокупности приводит к душевному надрыву, лишает человека сил
сопротивляться, он теряет веру в себя и людей и, в конечном итоге,
принимает зло в сердце. Вот тут – то и гибнет человек. Гибнет не
физически, а морально. Это следующая ступень к падению. Только тогда
человек готов в реальности совершить роковой поступок. Но раскаяние
способно вернуть душу к жизни. В противном случае наступает помрачение
рассудка, и тогда последствия иногда бывают непоправимыми.



Нравственное падение человека (на основе произведений русских
писателей XIX века)

Рассмотрим классические примеры борьбы добра и зла, которые живут в
каждом из нас, на основе произведений русских писателей XIX века, а
именно, на примере Катерины Кабановой (А.Н. Островский, «Гроза»), Ларисы
Огудаловой (А.Н. Островский, «Бесприданница») и Катерины Львовны (Н.С.
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»), проследим падение человека, как
следствие принятия зла.
Рассмотрим, как появляется недобрый помысел в сердцах героинь.
Сопровождается он тревогой, страхом, неуверенностью. Из разговора Катерины
с Варварой о жизни её в девках мы видим, что на душе у Катерины
неспокойно:
Катерина. … Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду.
Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь
никак. <…> И то мне представляется, что самоё себя совестно
сделается. <…>Ах, Варя, грех у меня на уме!
А для Катерины, глубоко и искренне близкой к Богу, к православию,
возникновение греховных мыслей особенно невыносимо. Потому-то и боится
Катерина грозы, что на уме у нее грех.
Смятение царит и в душе у Катерины Львовны. С одной стороны, страх и
неизвестность томят ее сердце, трудно «первую песенку зардевшись спеть»:
- Ты чего? чего? Чего ты пришел ко мне? Я за окно брошусь, - говорила
Катерина Львовна, чувствуя себя под несносною властью неописуемого
страха, и схватилась рукою за подоконницу.
С другой стороны, жизнь до замужества протекала весело и беззаботно, в
играх, шалостях и баловстве. Поэтому скучною жизнью жилось Катерине
Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет за неласковым
мужем в безделии и праздности, и, подавив в себе угрызения совести,
отбросив сомнения, страстно отозвалась она на ласки дерзкого красавца
Сергея.
- Ох, ох! Пусти, - тихо стонала Катерина Львовна, слабея под горячими
поцелуями Сергея, а сама мимовольно прижималась к его могучей фигуре.
У Ларисы Огудаловой ситуация складывается иначе. Мысли о том, чтобы
бросить Карандышева и любой ценой быть с Паратовым, ей предлагает сам
Карандышев. Именно он, все время сравнивая себя с Паратовым, говоря о нем
с презрением и неуважением, подталкивает Ларису на этот шаг. Невольно
сравнивая Карандышева и Паратова, она с отвращением понимает, как
проигрывает в сравнении ее жених.
Карандышев. Ну чем я хуже Паратова? <…>
Лариса. Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что-
нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с
Сергеем Сергеичем вы теряете все.
Карандышев. Ведь это только слова: нужны доказательства. Вы разберите нас
хорошенько!
Лариса. С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич
… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я
ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне
нельзя, оно умрет со мной.
Эти слова Ларисы заслуживают уважения за искренность и силу чувства.
Не вина, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у
нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич мог стать «героем ее
романа». Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется
резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному
благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры –
серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений.
Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в
провинциальном «обществе». В этих условиях противоречие в характере
Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Все это ставит
незаурядную девушку в тяжелое положение, она вынуждена не только
переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них
участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она
могла бы найти из нее выход, но противоречивость эта лежит в основе ее
характера. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни,
всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. И
как у остальных героинь, душа Ларисы мечется в отчаянии и безнадежности.
Она достаточно умна, чтобы оценить перспективы, ожидающие ее в замужестве
с Карандышевым. Она понимает, что Карандышев мелочный ограниченный
чиновник, который путем женитьбы на Ларисе пытается самоутвердиться,
приобрести вес в обществе, обставив Паратова. Мечтательная душа Ларисы не
может с этим смириться. Унылому безотрадному течению жизни с Карандышевым
она предпочитает яркий миг счастья рядом с любимым человеком.
Вслед за помыслом в душе героинь рождается борьба. Надо сказать, что
борются они не столько с окружающим обществом, сколько с теми
представлениями о добродетелях, которые были воспитаны в них. И конечно же
борьба с самим собой протекает по-разному. Наиболее болезненно борьбу со
своими нравственными устоями переносит Катерина. Да это и не удивительно.
Ведь здесь большую роль играет ее искренняя вера в Бога и близость к
духовному началу. Будучи глубоко религиозной, совершить прелюбодеяние –
один из десяти смертных грехов – для нее означает обречь себя на смерть. И
как это часто бывает, когда человек находится на перепутье и не может
решиться сделать выбор, появляется кто-то, кто подталкивает к решению, не
всегда верному. В случае с Катериной ее золовка Варвара выступила в роли
змея - искусителя. Варвара, выросшая в среде, где царят ханжество,
лицемерие, обман, прекрасно приспособилась к этим условиям. Она учит
Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия.
Сначала она готовит Катерину в общих чертах,
Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай, что
хочешь, только бы шито да крыто было.
далее следует более конкретное предложение от Варвары:
Варвара. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на
замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой,
чтоб не заметила. На вот, может быть понадобится. Если увижу,
так скажу, чтоб приходил к калитке.
Терзания разрывают душу Катерины, как птица в клетке мечется ее
испуганное сердце:
Катерина. <…>Вот погибель – то! Вот она!<…> Вот так – то и гибнет наша
сестра – то. В неволе – то кому весело! Мало ли что в голову –
то придет. <…>А горька неволя, ох, как горька, кто от нее не
плачет! <…> (Прячет ключ в карман) Ну, уж знать там ему и быть!
Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я
взгляну на него раз, хоть издали – то! Да хоть и поговорю–то,
так все не беда! А как же я мужу то!… Да ведь он сам не
захотел. Да, может, такого и случая–то еще во всю жизнь не
выйдет.<…> Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть
умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то! Бросить
ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…Будь что будет, а
я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..
Конечно, и Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину,
но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут
защитить, дать счастья Катерине, а ей, слабой и ранимой, так хотелось хоть
чуточку тепла и понимания от окружающих ее людей. Натура романтичная, но в
то же время мятежная, в атмосфере скопидомства и жестокого самодурства,
она искала выход накопившимся эмоциям. После мучительных раздумий и
сомнений, не сумев обуздать их, она решилась на безнравственный поступок.
Выбор сделан. Решение принято, в действительности зло одержало верх над
разумом. В этот момент и погибла Катерина, погибла тогда, когда безвольно
подчинилась судьбе, приняла зло в сердце. Именно об этом говорит она
Борису: « Нет, мне не жить, уж я знаю, что не жить».
Не меньшие душевные муки пережила и Лариса Огудалова, прежде чем
сделать свой жизненный выбор. Натура тонкая и чувствительная, она по-
своему жалела Карандышева. Она понимала, что, несмотря на дефицит душевных
качеств, он по-своему добрый человек и не заслуживает к себе плохого
отношения. Она же бесприданница, поэтому на лучшее ей рассчитывать не
приходится.
Лариса. Теперь для меня и этот хорош. Да что толковать, дело
решенное.
Потеряв надежду на счастье с Паратовым после их первых встреч, она уже
почти смирилась с неизбежностью брака с Карандышевым, но при новой встрече
с утерянной любовью, в ней оживают утраченные было иллюзии, она вновь
обретает надежду. Последней же каплей, повлиявшей на ее решение, стал обед
у Карандышева. Лишний раз убедившись в мелочном тщеславии и низости своего
жениха, Лариса решает точно: с Карандышевым она быть не может и не хочет.
Уже решив пойти на Волгу, но не признаваясь в этом даже себе, Лариса
сделала первый шаг навстречу своей гибели. Ей отвели гнусную роль
содержанки, и с болью осознав, что в этом мире нет места благородству и
чести, Лариса решила, что лучше быть игрушкой, дорогой вещью в руках
хозяина, чем влачить безрадостное существование рядом с глупцом.
Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев. Я беру вас, я ваш хозяин.
Лариса. О, нет! Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха… я слишком,
слишком дорога для вас.
Карандышев. Что вы говорите! Мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных
слов?
Лариса. Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень
дорогой.
И в тот момент, когда Лариса оценила себя как вещь, в ее душе наступил
перелом. Как личность она морально деградировала, отныне ей будет
недоступно простое женское счастье: верность, материнство, душевный покой.
И здесь зло восторжествовало.
Но если две первые наши героини боролись со своим духовным «я»,
испытывали душевные терзания, то Катерина Львовна оказалась гораздо более
злой и беспринципной. Почти сразу подчинилась она воле случая и тем самым
проложила себе тропинку к более тяжким деяниям. Всегда трудно сделать
первый шаг, а затем злые деяния увеличиваются, как снежный ком. Один
тяжкий проступок влечет за собой другой, так и в случае с Катериной
Львовной: без особых угрызений она изменила мужу, а желая скрыть это, она
отравила своего свекра, за этим последовало убийство мужа… И самое
страшное, что может сделать женщина, сама готовящаяся стать матерью, это
убийство невинного дитя. Это значит, что в душе ее не осталось ничего
человеческого. Маленькая уступка, услаждение своих похотливых помыслов
стоила жизни многим невинным людям. После содеянного нет права у нее
называться человеком, нет ей прощения ни перед людьми, ни перед Богом.



Есть ли спасение? В чем оно?
Всемогущ и добр Всевышний, в его сердце для каждого находится место: и
для доброго человека, и для грешника. Важно почувствовать в себе
внутреннюю потребность в искреннем покаянии. И тогда он простит старые
ошибки и, возможно, поможет избежать новых, и пока человек не потерял веру
и надежду, Бог не оставит его, недаром сквозь века дошла до наших дней
мудрая притча.
Закончилась земная жизнь человека, и предстал он перед Божьим судом. И
говорит ему Бог:
- Весь твой жизненный путь я был рядом с тобой, я всегда помогал
тебе, оберегал тебя. Но ты совершил множество ошибок, много раз ты
оступался, раскаиваешься ли ты в своих поступках, жалеешь ли о грехах?
- Да, я сожалею о них, - ответил человек, – но так ли ты был со
мной все это время? Порой наступали моменты, когда я особенно нуждался в
твоей помощи, и тебя не было рядом. Ты оставлял меня.
- Вот твоя дорога жизни, – сказал Бог, указывая на песчаный
берег океана, - а на мокром песке оставлены следы. Это наши с тобой следы.
Теперь ты видишь? Я всегда помогал тебе. Наши следы везде идут рядом.
- Нет, - ответил человек – вот здесь, в один из самых тяжелых
моментов моей жизни ты оставил меня, на песке видны только мои следы.
- Это не твои следы. В самые горькие минуты жизни я нес тебя на
руках! - ответил Бог.
Даже люди с добрыми и светлыми намерениями порой оступаются. Важно
вовремя это осознать и раскаяться. Тогда душа очистится от скверны и
грязи, наступит внутренний мир и покой. Человек почувствует себя в
гармонии с Богом, с окружающими и с самим собой. Но это отнюдь не значит,
что совершать плохие поступки и раскаиваться в них можно до бесконечности.
Речь идет о настоящем искреннем покаянии, а покаяние – это такое
потрясение души, такой плач о грехе, после которого человек не может
вернуться к старому.
Возвращаясь к нашим героиням, анализируя их короткий жизненный путь,
по-женски понимая и сочувствуя им, нельзя не признать тот факт, что они
совершили много ошибок. И не внешние обстоятельства послужили виной тому,
каждая приняла собственное решение, определившее их трагическую судьбу. К
сожалению, в их душах произошло разрушение традиционных моральных устоев,
не сумели они в зародыше искоренить зло, нелегким тернистым путем прийти к
покаянию. Ближе всех подошла к этому Катерина Кабанова. Она испытывала
потребность в покаянии, поэтому и открылась мужу и свекрови.
Катерина. Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка!
Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!
Отчего же все-таки погибла она потом? Покаяние ее было неполным. Она
не сумела полностью отказаться от греха, свою роль сыграли в этом такие
личностные качества, как чрезмерная гордыня, самолюбие и эгоизм.
Катерина. Зачем они так смотрят на меня? … этого они у меня не отымут.
Они, значит, и Тихон. А где же чувство вины перед ним? А ведь Кабаниха
была права – не любит Катерина Тихона, даже жалости к нему нет. И Варвара
подтверждает это. Катерина все только о себе и о своей разбитой любви
печется. И не к богу обращена ее последняя мысль, а к любимому: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» Этот конфликт мог разрешиться для Катерины двояко:
полностью и искренне раскаяться и остаться жить – значит смириться,
покориться, навсегда отказаться от мыслей о грехе, или окончить свою жизнь
трагически. Катерина выбирает второе, грустно и горько такое освобождение.

В плену метаморфоз оказалась и Лариса Огудалова. Цинизмом, а не
раскаянием веет от ее слов и поступков. Человек может обмануть другого
человека или общество в целом, но себя обмануть - нельзя, от самого себя
невозможно убежать. Поэтому, если бы Лариса правильно сумела оценить свои
шансы, избавиться от своих эфемерных иллюзий, сделать переоценку духовных
ценностей и искренне раскаяться, то, со временем, она нашла бы новые
жизненные стимулы и, возможно, прожила бы свою жизнь достойно и красиво.
Если о двух первых героинях мы говорим с долей сочувствия и сожаления,
то, говоря о Катерине Львовне, мы испытываем чувство гнева и неприятия.
Грязно и безбожно, в пороках и жутких деяниях прожив свою жизнь, она не
обнаруживает и тени раскаяния. Потому и закончила она свою жизнь так же
мерзко, как прожила.
Во все времена женская доля была полна испытаний и соблазнов, но многие
женщины пронесли свою честь и достоинство с высоко поднятой головой,
сохранив в душе добродетельные качества и чистоту, не утратив нравственного
и духовного начала. В качестве примеров можно привести много женских
образов, как из жизни, так и из литературных произведений. С честью
исполнили свой долг, последовав за мужьями в Сибирь, жены писателей –
декабристов. А Татьяна Ларина? Отказ Татьяны Онегину - это своеобразный
духовный подвиг героини, ведь сердцем она рвалась к любимому человеку.
Отказав Онегину, вопреки зову сердца, она спасает мужа от позора, Онегина -
от перспективы стать изгоем общества, а себя - от нравственного
опустошения. Я думаю, нашим героиням не хватало такой добродетели, как
жертвенность, ведь если внимательно присмотреться, нетрудно заметить, что
через все совершенное ими красной нитью проходит эгоизм. Являясь идеалом
жертвенной чистой любви, Татьяна Ларина олицетворяет собой те высоты,
которые оказались недоступны нашим героиням.



Вывод.
Подводя итог всему сказанному, мы пришли к выводу, что причина
человеческих трагедий кроется внутри самого человека. Все зло,
совершаемое в мире, исходит из человеческого сердца. Зло зарождается,
вызревает внутри человека, он его холит, вынашивает, услаждается им, а
затем оно горьким дождем проливается на окружающих и приносит слезы и
страдания.
Мне хочется верить, что, несмотря на трудности нынешней жизни,
всегда есть место светлому духовному началу и что те принципы, которые
были заложены в человеческую душу еще в детском возрасте, не деградируют
окончательно, или способны к возрождению. Духовный потенциал человека
держится на трех китах: родительской любви, общественном воспитании и
личной ответственности. Когда все это находится в гармонии, ничто не
сможет сбить человека с верного пути.



-----------------------


Департамент науки, образования, молодежи и спорта.

Научно-практическая конференция старшеклассников


«Способность, труд, талант».



Тема: Природа зла в человеке
(на основе произведений писателей XIX века).



Выполнила: Матвеева В.,
ученица 10 «б» кл.
сш № 47.


Руководитель: Гуцол Ж.П.,
учитель русского
языка
и литературы.
сш № 47.



Кишинэу - 2001






Новинки рефератов ::

Реферат: Видеоустройства персональных ЭВМ и их основные характеристики (Программирование)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Безопасность Работы в Сети Интернет (Программирование)


Реферат: Взаимодействие коротких акустических импульсов с неоднородностями на поверхности твердого тела (Физика)


Реферат: Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме "Мебель" (Менеджмент)


Реферат: Бисмарк Отто Эдуард Леопольд Фон Шенхаузен (Исторические личности)


Реферат: Обучение аудированию в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Грошова система України (Деньги и кредит)


Реферат: Статистика уровня образования населения и развития системы обучения (Социология)


Реферат: Международные экономические организации (История)


Реферат: Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма (Социология)


Реферат: Конкурс 1401-го года (История)


Реферат: Організаційні заходи що обезпечивають працівників під час роботи (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Женское образование в России (Педагогика)


Реферат: Кризис коммунизма в странах Восточной Европы (История)


Реферат: Брест-литовское соглашение (История)


Реферат: Дидаскология (Педагогика)


Реферат: ООН: история создания и основные направления деятельности (Международное публичное право)


Реферат: Аристотель - самая "универсальная голова" среди философов Древней Греции (Философия)


Реферат: Закраска гранично-заданной области с затравкой, Машинная графика, C++ Builder 4.0 (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист