|
Реферат: Биология (Биология)
Эволюционные факторы:
1. ???????®??????®?, ?®????®? ??©??????® ??®?????? ® ??™? ?????S??? ???™??S ???? ???S?? ®-® ? ??™?®?™. ???®???? ® ?S???. ??S??S??®?S??? ????®???????®S™S??S? ???S???????? S™???? ?. - ©S??®, ????????®????? ® ??S?????. ?????????? ?™?? ??S??? (??????????) ? ??????????. ??S??S ? ???S???®????? ?. ??S??S??®?S? ????????®? ? ???©???????S ???? ????? ? ?S??? ® ????®S ?®?????? ??®?? ?????™?. 2. ??????????®?- ???????????S ????????® ? ?®????® ? ????S? ? ©???? ????S? ????? ??S?S?? ??™??®?. ??????? ®?S? ??®?? ??©???????. ????????? ???S???®????: ????S™??®. ? ?S????S™??®.; ??™?®?™??????? ? ©?????®??, ???S??®. ? ?????S??®., ?????®?S???? ? ?S?????®?S????. ????S™??®. ???S???®???? ??????®?S?? ®???????®S??S? ???????, ?S????S™??®. - ®??™S???®?S? ???????® ®?S?. ??S™?. ?®?S??? ????S™??®S?????? ? ???S???®???? ?S??? ® ????®S ?®??????.
3. ?????? ?? ?©???®??????? - ?™?? ?? ???. ??????? ® ?S???? ?®?????? ?. ???®???, ??????S ?? ?????S???? ™?? ???????S??? ?????S??? ?S?™? ??©????????, ? ????S ?S?™? ??©???????? ? ???????. ????®????, ???®?™???? ? ©??S?? ?S?SS ??????????S???? ? ®???®???? ??????SS ??????????S???? ????S?, ?. S. ? S??S??®. ??????. ????????? ?????S?? ? ?S???????. ??????S? ?S????? ????™??? S©? ??????. ?????®???? ? ™??S ??????S??S ???©? ??????? ?? ?®????. ?????©?? ?S?-???? ??®?. ™??®????????. ?S?????? ??????? ??S??S ? ?????S ?? ???. ?S?S?????? ?? ?S??®S?S???S ??-®? (?????????? ™??®?????).
4. ??®??®?????? ?®???- ????S?? ®???®???? ? ®???????®S™S??? ??©??????®, ????. ??????????S???? ? ????®??? ??S™?, ? ©??S?? ® ??™S ?®?????? ?S??????????S????. ?. ?. - ??S™??®?S ?????? ?? ???S??®?®???S; ??????®??®?S?, ???????. ?S?S???????????? ????S??? ? ??????? ??©??????®; ?®???. ???? ?. ?. ®?????S??? ® ??S??????®???? ?????????, ???®?™??S? ? ???®?S??? ??®?? ®?™?®. ?. ?. ??? ???. ™®?????? ?????? ???. ???®???? ??®?? ?????™? ?????? ?. ???®????.
5. ???????????????®? (?™???????, ?S?S????????????) SS ??????? ???©? (????S??S ?S??, ???????, ??®S™S??S, ?????? ? ???????®S ? ?.™.), ??? ???????S??? ??????? ?S ®???????, ™? ???®??? ??? ?????S?? ?S???? ? ??????? ??S???????, ?????????? ? ?S???S???.
6. ???©????????? ????? (®???? ?????) - периодические или непериодические колебания численности видов всех живых организмов, как правило, действует и??????S????, ???????? ?????????? ?????, ???©?™??? ?S?? ?S™??? ©S????? ???S? ?™S?????? ???????, ? ??™?®??S? ?.?.
7. ???????? (?? ?????. ????????? - ??™S?S??S, ??????S??S), ®???????®S??S ????S??® (?S??. - ?S?????., ?????©??., ??®S™S??S., ??????. - ??????., ©S?S???.), ??S?????®????? ?®???™???? ???S??®???? ??©??????®; ?™?? ?? ?????? ??????S??? ? ?©????S??? ???????? ?S?™? ???????? ??????? ? ??????®???? ??®?? ®?™?®.
8. ?©®???? (?? ???. ?v????? - ???S?S??S, ?S?S?S??), ®?????????S S??S??®S??? ??? ®???®?S??S ???????®S??? ???S?S??? ????S™??®. ?®????® ??©?????? ® ?S???????S ?S?S????S? ? ?????S??? ® ©S?S???. ???S????S ??©?????? - ?????????? ? ©S???. ?.- ????®? ????S™??®. ???S???®???? ® ??®?? ?????™S. ?©®???????? ®?????, ®??????? ® ?S???????S ???????? ??????? - ????S™??®. ???S?S??? ????????® ? ?®????® ??©??????®. ??©????? ?. ?. (???. ??S??? ?. ?. ??????????, 1899, ??™S??.- ?. ?S ™???, 1901-1903), ?S???S, ®?S?????S ??????? - ?S?????? ?????? ?®??????, ????? ®S™???? ? ®???????®S??? ??®?? ®?™?®; S??S??®. ?????? ??®?™????? ??™?????? ????. ??? ™????S??S? ????S?S ©S?S???? ? ™??®?????? (1920-30) ???? ????????, ??? ?®?????? ???S? ???????™??? ?????? ???S? ?.?. ???????.
9. ????™ ?????-(™?S??-™®??S??S) S??? ????S?????? ?S??? ?™S? ?? ????? (??®?™?S??S, ????? ? ?.™.) ????S??? ?S??????? ????S? (?????©. ?®-®? ?S ??S?? ??????? ????S???) ® ™????S??S? ??? ????????? (?S?S??® ??????????) ? ???S™S??? ©S?S???. ????????? ??®?? ?????????, ??? ???? ?S??????S ??®??S ??????? ???S????, ? ™??©?S ??????? ®????????.
В природе постоянно происходит колебание численности популяций: число особей в популяции то сокращается, то увеличивается. Эти процессы сменяют друг друга более или менее регулярно, поэтому их называют волнами жизни или популяционными волнами. В одних случаях они связаны с сезоном года (у многих насекомых, у однолетних растений). В других случаях волны наблюдаются через более длительные сроки и связаны с колебаниями климатических условий или урожаев кормов (массовое размножение белок, зайцев, мышей, насекомых). Иногда причиной изменения численности популяций являются лесной пожар, наводнение, очень сильные морозы или засухи. Волны эти совершенно случайно и резко изменяют в популяции концентрации редко встречающихся генов и генотипов. В период спада волн одни гены и генотипы могут исчезнуть полностью, притом случайно и независимо от их биологической ценности. А другие также случайно останутся и при том новом нарастании численности популяции резко повысят свою концентрацию. Популяционные волны, как и мутационный процесс, поставляют случайный, ненаправленный наследственный материал для борьбы за существование и естественного отбора.
Дарвин отметил соотносительный характер наследственной изменчивости: длинные конечности животных почти всегда сопровождаются удлиненной шеей, у бесшерстных собак наблюдаются недоразвитые зубы. Связан с тем, что один и тот же ген оказывает влияние на формирование не одного, а двух и более признаков. В основе всех видов наследственной изменчивости лежит изменение гена или совокупности генов. Поэтому, проводя отбор по одному, нужному признаку, следует учитывать возможность появления в потомстве других, иногда нежелательных признаков, соотносительно с ним связанных.
Неопределенная изменчивость, которая затрагивает хромосомы или гены, т.е. материальные основы наследственности, она обусловлена изменением генов или образованием новых комбинаций их в потомстве. - мутации – обусловлены изменением генов - комбинативная – вызван новой комбинацией генов в потомстве - соотносительная – связана с тем, что один и тот же ген оказывает влияние на формирование не одного, а двух и более признаков. Наследственность и изменчивость, – разные свойства организмов, обусловливающие сходство и несходство потомства с родителями и с более отдаленными предками. Наследственность выражает устойчивость органических форм в ряду поколений, а изменчивость – их способность к преобразованию. Дивергенция (от ср. - век. Лат. Диверго – отклоняюсь), расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного Е.О. Понятие дивергенция введено Дарвином для объяснения многообразия сортов культурных р-нтй, пород домашних ж-ных и биолиг. Видов В неопределенную изменчивость входит мутация, а мутация – это элемент. Эволюционным материалом.
Реферат на тему: Биология (10 класс)
Биология курс за 11 класс
Урок 1. Тема: “Биосфера - оболочка жизни. Биомасса.”
Схема 1 Живая природа - многоуровневая система: молекулярный - клеточный - организменный - популяционно-видовой - биогеоцинозный - биосферный.
Взаимосвязанность разных сообществ обмен между ними веществами и энергией позволяет рассматривать все живые организмы земли и среду их обитания как одну очень протяженную эк. систему - биосферу. Совокупность всех живых организмов - биосистема планеты.
Схема 2
Биосфера - все части земных оболочек мето, гидро и атмо сферы, кот. на протяжении геолог. истории подвергались влиянию живых организмов и несут следы их жизнедеятельности. Кроме живого вещ-ва биомассы в составе биосферы есть косное неживое в-во, а так же биокостные в-ва построенные из живого и костного. Биосфера - открытая система. Важнейшая черта биосферы - биотический круговорот вещ-ва (биогенная мигратция атомов).
Границы биосферы: 1. Савокупность всех живых организмов планеты - живое в-во биосферы. Основная масса жиз. орган. на границе 3 геологических оболочек: газообр (атм), жид (гид), тверд (лит). К нежевым относится та часть биосферы связ. с негр. ве-в и эн. с жив. ве-ом. Биосфера - часть геол. оболочки земли, засел. жив-м организмом. 2. Так как биосфера получает энергию извне от солнца, ее называют открытой системой. 3. По мере увеличения биомассы зел. растений изменяется газ. состав атмосферы. - геол. обол. Земли. Кислород исп-т организм для проц. дыхания, в рез-те чего в атомосферу вновь поступает углекислый газ. Увелич-е конц. кислорода в атмосфере план. повлияло на скор. и интенс. окисл-е - вост. реакции в литосфере . Границы жизни на план. явл. границами биосферы.
Функции живого ве-ва: Газовая - получает и выделяет газ. Океслительно-восстан-я - окисл-е углер. до углер. газа и вост. его до углер. Концентратционную - орган - концентр. Накопление в орган. азота, фосфора, кремния, кальция.
Урок№2.
Тема: “Круговорот вещ-в и превращение энергии в биосфере”
В состав жив. ве-ва входит 14 осн. элементов:
O,H -> 10% ; C,N,Ca - 1-10% ; P,Si,K,S, - 0.1-1% ; Mg,Fe,Na,Cl,AL, - 0.01- 0.1% ; -->
Вывод:
1. Биомасса на 90% построена из О и Н -> организмы - водное образование.
2. 14 хим. элементов составляют 99.9% массу живого ве-ва, эти же эл. 98,9% массу всей жив. коры.
Вывод:
Жизнь построена из тех же живых эл. кот. сод. в жив. коре, но не в тех пропорциях.
Биосфера - открытая система. Забор эн. от солнца превращение ее в эн. связей хим. соед. и биогенная мигратция атомов.
Схема №3
Живое вещ-во (по типу питания)
Продуценты Консументы Редуценты
Автотрофы Гетеротрофы
Фототрофы Хемотрофы
аэробы анаэробы
Вся земная кора включая атмосферу и природные воды охвачена мигратцией мигратцией хим. элементов.
Мигратция: Химическая, физическая, биогенная.
Церкуляционное движение хим. эл. от одного компонента биосф. к др. с воз. к исход. точке назыв. циклом или круговоротом
Движение в цыклах не всегда равномерны
Запасы:
Гумусовые почвы: торф, угол и тп. Наиболее важные цыклы и круговороты является вода, кислород, азот, фосфор, сера элементов-белков.
Урок №3
Тема “ Биогеохимические процессы в биосфере”.
4 биокостных тела: атмосфера, природн. почвы, природн. воды, осадочн. породы. Состав этих биокостных тел отнас. постоянен.
1. Атмосфера - О2 - 21%; N2 - 78%; co2 - 0.03%; сенгридиент - 1%.
Схема №4.
Фотосинтез СО2 окисл неорг соед
Орган. соед. О2 дыхание жив. и раст.
Окисление При размножении окисл. орг. соед. при разл. орг.
и окислении
Схема №5.
N2 -> почва (NH4, NO3, No2) -> cинтез белка в организм. -> поле отмир. орг- в под действ микр-в.
Почва - тела пост. из жив. и костного ве-ва гумус.
Урок №4. Тема : ”Влияние действия человека на биосферу”
Вулканы извергают за год 0.5 куб ве-ва, реки ежегодно выносят в океан 15 кв- х км ве-ва.
Атмосфера. 1 тонна сожженного угля потребляет 3 т. кислорода. Атмосфера обогощается СО2, свинец, СH2N+2, CO. Вырубка лесов приводит к понижению уровня грунтовых вод, заболачиванию. Уменьшаются общие запасы пресной воды. Загрязнение природных вод, загрязнение инсектецидами.
Урок №5. Тема : “Охрана биосферы - неосфера”. Технический прогресс не может быть остановлен. Вмешательство человека в природу будет увеличиваться. По этому охрана природы требует разработки специальных средств:
1. Химико - технологические ср-ва: - Отчистка точных вод - Отчистка газовых отходов промышленности - Создание нового топлива - Переход предприятий на циркуляционную систему водоснабжения. - Повторное использование отходов
Прекращение загрязнения атмосферы и природных вод.
2. Биотехнические: - Отчиска вод с помощью прудов отстойников. - Заселение пром. отвалов растениями способными жить и размножаться на твердой почве - Широкое внедрение биол. борьбы в сельском хоз-ве.
Форма охраны биосферы: 1. Биосферные заповедники. 2. Заповедники 3. Заказники 4. Памятники природы 5. Красная книга 6. Зоопарки 7. Ботанические сады.
Ноосфера.
Ноосфера - биосфера преобразованная трудами человека и измененная научной мыслью. Биосфера со временем переходит в ноосферу. Позновая законы природы и развивая технику, человечество должно придать ей черты новой, более высокой организованности. При этом человечество стан. мощной силой, сравнимой по воздействию с геологической силой.
Урок №?. Тема “ Клеточная теория” Клетка - элемент, единица живой системы, обладает всеми св-ми живой сист-ы: - Обмен ве-в - Рост - Развитие - Размножение - Раздрожимость - Движение - Передача по наследству своих признаков - Смерть - Питание - Дыхание
---------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------- I Зарождение 1665 Роберт Гук Рассматривая срез пробки обнаружил понятия о с-ки.Для обозначения их в первые при- клеточн теор менил название “клетка” 1680 Анатолий Ван Открыл одноклеточные организмы Ливенгук (увеличил 270 раз). ---------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------- II Возникновен- 1838- Матиас Ший- Обобщили значение о клетке и показали, ие клеточной 1839 ден. что клетки составляют основную ед. теории. Шван. строения всех живых организмов. ---------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------ III Развитие кле- 1858 Рудольф Вир- Сформировал положение о том, что точной теории хов. каждая новая клетка происходит от Карл Берг такой же путем деления. Сформулировал положение что клет- ка не только строения но и развития живых организмов ---------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------ IV Современная Клетка является осн структ. и функци- клеточная он. ед. наз. Все организмы состоят из теория клеток, жизн. орган обусл. взаимн. сост. его клеток. Клетки все орган-в сходны по св-у, хим составу, строению и функциям. Все нов. клетки образ. при дальн. исх-х. ---------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------- Вывод: Клеточная теория лежит в основе предст. о ед-е всего живого, общ. его происход. и эвол. общего развития.
Цитология - наука о клетке: 1) Происхождение и состав клетки 2) Функции внутренних структур 3) Функции клеток в живых организмах 4) Размножение и развитие клеток 5) Приспособл. клеток к условиям окр-й Среды
Методы изучения цитологии. 1) Световой микроскоп 2) Електр. микроскоп 3) Окрашивание 4) Ультроцентрофугирование 5) Микротоны 6) Меченые атомы 7) Регето-структурный анализ.
Урок №8. Тема “Хим состав клетки неорган. в-ва.
Схема №6. Химический состав клетки Неорганич в-ва Органич В-ва 1.Н2О-до95% 1.Белки -10-20% 2 Соли 2.Углеводы 3 Микроэл-ы 3.Лепиды 4.Нуклеиновая к-та
Роль воды: 1) Это универсальный растворитель 2) Гидрофебность, Гидрофобность 3) Сообщает тургор клетки 4) Вода явл. в-ом для реализатции (в старых и молодых клетках состав воды разный) 5) Теплоемкость - поддержание пост. темп. клетки. 6) Теплопров-ть 7) Фотосинтез Расщипление сахара дрожжами в тяжелой воде идет в 9раз медленее.
Белки: 1. Роль белка 2. Хим. состав 3. Структура белка
1. “Жизнь - есть особая форма сущ-я белковых тел, сущ-т мал. явл. обмена ве- в” - Роль белка - жизнь - Структура клетки - Енергетич. роль - Ферментативная роль - Транспортная роль - Сообщает индивидуально каждому организму - Движение: Белки образуют мышцы - Буферное св-во: пост. низкоклет. Среды.
2. Белки - это полимеры 1. R радикал Мономер 2. NH2 аминогруппа 3. -С=О Функциональная группа клеток -OH NH2 R- C - C=O I - OH H
20 различных альфааминокислот образуют белки
Белок=протеин=полипептид
3. Структура белка а) Опред последоват. аминокислот в мол. белка. ---I---I---I---I---I---I б) Образуются водородные связи Н-Н оооооооооооооооооо 3. Третичная структура
Рисунок
4. Четвертичная структура
Рисунок
Урок№.
Тема ”Св-ва белка”.
1) Денатуратция белка -> обратимая и необратимая Необратимая денатуратция - это когда первичная структура портится 2) Ферментативная роль белка 2H2O2 -> 2H2O+O2I Фермент: - Каталаза - Пероксидаза В любо. клетке есть фермент - каталаза
Урок№10 Тема ”Биополимеры, Углеводы, Лепиды. 1. Органич в-ва - хим. соединения в состав кот. входят атомы “С” Биополимеры - это органич в-ва, входящие в состав клет. жив. орган-в Примеры: белки. нуклеин. кислоты, полисахариды Свойства биополимеров зависит от: - От строения молекул. - От числа и разнообразия мономер. звеньев. Полимер в молекуле которого гркуппа мономер. периодич повторяется называется регулярным. 2. Углеводы - орган. соедин. сост. из углерода, водорода и кислорода. Тысячи остатков молекул одинаковых сахаров, соединяясь обратно биополимеры Полисахариды (у растений крахмал, у животных гемоглобин) Биополимеры сахариды - это вещ-ва в кот-х запасается используемая клетками энергия растений и живых организмов. 3. Все липиды неполярны: растворяются в хлорофиле, эфире, но не в воде. Некоторые лепиды явл. гормонами и принимают участие в физиологических функциях орг-ма.
Урок№11.
Тема: ”Липиды, Липойды. Углеводы. Предпосылки развития учения Ч. Дарвина”.
1. Улеводы: - Моносахариды - Дисахариды - Полисахариды
Роль углеводов: - Строительная - Энергетическая - Запас питательных вещ-в - Защитная C6H12O3 - глюкоза (C6H10O5)n - крахмалл
2. Жиры (липиды) H2C - OH HC - OH R1 - C =O H2C - OH -OH
Роль жиров: - Энергетическая - Запас питательных в-в. - Строительная - Защитная - Теплопроводность - Эластичность кожи
Дарвинизм
Эволютция - это процесс исторического развития мира. Суть: непрерывное изменение и приспособление жив. к изменяющ. условия Среды и услож. организатции жив. существ. Основное развитие от простого к сложному.
Карл Аинней - швед натуралист, врач(1707 - 78) + На основе сходства по 1-2 колеб. замет. признаки и-цирования орган. на виды, роды, классы. Поместил в доин отряд человека и человекообразных обезьян, ввел двойное название, усовершенствовал биотехнический язык. - Разделил представления о природе , каждый вид считал результатом отдельной творч.
Жан Батист Ламарк (1744 - 1829) ---
---
Урок №12. Тема: “Предпосылки возникновения учения Дарвина. Учение Дарвина”.
Предпосылки возникновения учения: - Общественно эк.( в связи с капитализмом) - Успехи ест. наук. 1. Отрытие яйцеклетки 2. Клеточное строения растений и животных 3. Полеанталогия (наука о ископ) 4. Элбриология (наука о зародышах) 5. Сравнительная морфология. 6. Биогеография.
Все это послужило основой для открытия фактора эвол. процесса. Современная теория эволютции впитала в себя положение эколог. генетики молек. биологии, но упирается на Д. консепцию.
Схема №7.
Наследственная изменчивость -> расхождение признаков -> борьба за существование -> естественный отбор.
Основные принцыпы эволютции учения Дарвина. 1. Каждый вид способен к неогран. размножению 2. Огранич. жизненных ресурсов препядств. реализатц. потенц. возм-й безпред. размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за выживание и не оставляет потомства. 3.Гибель или успех в борьбе за существование носит изберат хар-р. Организмы одного вида отличаются от другого совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, кот. имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены. 4. Под действием ест-ого отбора, происход. в разных условиях, группа особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобр. на столько су.. отличия, что превращ-ся в новые виды.(принцып происх признаков).
Урок №13. Тема “Док-во эволютции” 1. Основные черты сх-ва живых организмов а) Механ-м само. насл-ой информатции б) Принцып генет. кон-ния в) Клеточная теория (клетки все едины по уровню) г) Большинство организмов эокариоты. Строение ядра едино. д) Белки состоят из 20 альфааминокислот органич и технич. е) Атонар-ы сост-т близко друг к другу и раст. и жав. = 50-60% углерода в клетках. В неживой природе в земн. коре 0.35% Хлорофил раст. близок по сост. и строен. с ... жив. ж) Деление всех кислот. з)Обр-е кол-х ки-ок у живых и раст - мейоз. Вывод : Единство происхожд жив и раст-й
2. Эмбриотические
Урок №14
Особь -> популятция -> вид.
Популятция - относительно изолированная группа особей одного вида Каждая популятция имеет свою собств. эвол-ю судьбу Популятция наименьшее подразделение вида и явл. элементарной еден-й эволютции.
Вид Популютция 1 Отлич. усл. среды предполож. в ходе ест. отбора накоп- Популятция ...4 пление опр. аллей. Вид -
Кретерии вида: - Морфологический (внеш. признаки) - Генетический - Экологогеографический - Физиологобиохимический
| |