GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культурология (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культурология (Культурология)



Контрольная работа по культурологии.
Тема: «Домострой» как энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм 16
века».

Задание № 1.
1. Майоров Г.Г. Этика в средние века. Москва, 1986 год.
2. Косидовский З. Сказания евангелистов. Москва, 1987 год.
3. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. Москва, 1988 год.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего
мельшенства. Москва, 1990 год.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Москва, 1987 год.
6. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991 год.
7. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Москва, 1987
год.
8. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Москва, 1983 год.
9. Соловьев В.С. Сочинения, том 1. Москва, 1988 год.
10. Поляков Л.В. Отечественная общественная мысль эпохи средневековья.
Киев, 1988 год.
11. Булгаков С.Н. Исследования о природе общественных идеалов. Москва,
1911 год.
12. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Париж, 1985 год.
13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж 1955 год.
14. Федотов Г.П. Рождение свободы. – Новый мир, 1989 год, №4.
15. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризма и мысли об истории.
Москва, 1968 год.
16. Яковлев А.Н. Против антиисторизма. – Литературная газета, 1972 год,
№46 от 15 ноября.
17. Орлов А.С. Древняя русская литература 11 – 16 веков. Москва, 1982
год.
18. Очерки русской культуры 13 – 15 веков Москва,1969-1970 годов. Части
1-2.
19. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в 16 – 17 веках. Москва,
1895 год.



Задание № 2:

План:
1. «Домострой» как литературный памятник.
2. Нормы морали 16 века.
3. «Домострой» как энциклопедия домашнего хозяйства.
4. Значение «Домостроя» в жизни общества.



Дом вести – не лапти плести.



Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к
Дому – одновременно и хозяйству, и помещению, и его насельникам – в
соответствии с многовековой традицией, которая не укладывается в
схематические представления современных нам систем, идей или концепций. Дом
вести – государю, то есть одновременно и гражданину (иконное значение слова
государь), и хозяину, и господину. Взаимообратимость понятий о
«государстве» типична для средневекового представления о человеке: это
понятие начинает и завершает весь круг земных обязанностей человека – он и
господин и раб одновременно. Все зависит от отношения его к другим людям в
общей цепи социальных признаков.
С Домостроем в истории русской культуры связаны многие легенды и
мифы – верный признак значительности и значимости этого памятника
национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете
средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы –
его восприятие, но – восприятие нашего времени.
Если «понять – значить простить», то понять эпоху, в которую создан
памятник литературы, прежде всего и значит правильно оценить значение его
для того времени, когда он возник. Но тогда и окажется, что прощать-то
некого, да и не за что. Все хорошо в свое время... время оценит... но время
и сохранит...
Время сохранило нам Домострой.
Неопределенность и некая многозначность содержания Домостроя
объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой
литературы памятника нравоучительной литературы. Нравоучительной – а это
прежде всего значит, что повествовательный элемент в нем подчинен
назидательным целям поучения и прорывается в текст только вместе с народной
речью, да и то лишь в виде исключения. Это значит также, что каждое
положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые
тексты, главным образом – тексты Священного Писания, но не только его.
Домострой отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в
доказательство истинности того или иного положения приводятся также
изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в
законченность современной пословицы. Это значит, наконец, что
прагматический характер изложения нацелен в Домострое прежде всего на
подачу информации, обычно посредством тех же истин Писания, под оценивающим
углом которых рассматривались все вообще проявление жизни, масштабом
которого они измерялись и в котором видели образцы. Непосредственность
чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного
идеала одухотворяет Домострой.
Литературная традиция, породившая Домострой, идет от древних
переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера,
особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и
условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих – с
подданным, которые отражены в Домострое: «справедливая», праведная вера,
скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее.
Духовность как естественная потребность личности, живущей в жестоком мире
средневековья.
Это обстоятельство не нужно оставлять без внимания: Домострой в
момент своего сложения является порождением самой демократической и
социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто
«экономия» (таково точное значение кальки – слова «домострой»), она
проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми,
которое составляет население Дома. Христианская мораль в отточенных
определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни – и
тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их
общепринятым нормам этой жизни.
В основе текста Домостроя лежит несколько традиционных для
средневековой литературы жанров. Это объясняет и сложность состава, и
частую противоречивость нравственных рекомендаций книги.
Духовность Дома и рассчитанность быта, исходящие из самого простого
чувства, с которым рождается человек – из стыда. Вся нравственность и
вырастает из чувства стыда, - эти слова В.С. Соловьева вполне отражают
содержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальное
начало долга, и только исполненный долг ведет к благу, у него есть цель,
созидательная цельность личности (целомудрие), а человеческая цельность –
это и есть норма средневековой этики, именно она очерчивает границы
«недолжного, или греха».
Отталкиваясь от природного чувства стыда, средневековой канон
воспитания формирует культурный тип человека, удачно соответствующий
условиям этой жизни. В таком смысле Домострой – вполне обычная часть
«практической философии» средних веков, ведущих свое происхождение от
хорошо известных тогда книг Аристотеля.
Этика Домостроя построена не на запретах Нагорной проповеди, она
обращается к чувству стыда, которое при умелом воспитании может породить в
человеке множество добродетелей в нравственных, социальных и идеальных
(религиозных) их ипостасях. Именно так, как описал их Соловьев в своей
схеме: жалость и благоговение, надежду, любовь и веру, умеренность,
мужество и мудрость. Стыд развивается в совесть, в чувство собственного
достоинства (честь), в аспектизм. Жалость порождает альтруизм,
справедливость и милосердие – с теми же степенями повышения качества, что
зависит уже от возраста, положения в обществе и личных способностях
человека. Кругами от этих добродетелей идут производные: великодушие,
бескорыстие, терпеливость, щедрость, терпимость, правда…
Человек средневековья нравственно развивался долго, постепенно
вовлекаясь в жестокую ранжировку моральных норм. Внутренняя выводимость
добродетелей – одна на основе другой – побуждала к развитию личных черт,
пластично входящих в потребности общественной среды. Личное и общественное
еще не были антагонистичны, поддаться давлению извне - не означало сломить
свое, индивидуальное ценное. Учились не по писаным нормам – оп образцам.
Образей поведения – в бытии и в быту, а именно это и создавало
нерасторжимое единство экономики (быт) и нравственности (идеал Бытия).
«Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и уразумеваю
единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать
христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая
волю божью и заповеди его, а себя, утверждая в страхе божьем и в праведном
житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не
тяжкой работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в
теплом дому, и всегда в порядке». Такие поучения давал отец сыну, который
вступал в законный брак в середине 16 века. Семья сына должна строго
следовать законам данного писания и благополучие в семье зависело от того,
как все домочадцы соблюдают правило морали: «Если ж писание моего не
примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не
будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного
суда, а я вас на благополучную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и
писал вам. Если же примите простое мое поучение и ничтожное наставление со
всей чистой душой и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и
разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, - будет на вас
милость божья и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и
богатство, какие вам Бог послал благословением и за ваши труды, - да будут
благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков».

Текст Домостроя составлялся постепенно, из разных источников, во
многих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали
нравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна
Златоусова. Потом составляли из них сборники, известные под разными
названиями, сменявшими друг друга: Златоуст, Златоструй, Златая цепь…
Измарагд, по-гречески «смарагд», то есть изумруд. Сжатое изложение этих
«слов», наиболее интересных, и составило первую часть Домостроя.
Большинство изречений и советов, собранных здесь, не только не являются
русскими по форме, они вообще выражают не свойственный русской среде дух
«монашеского православия». Таковы назидательные речи Ефима Сирина, Афанасия
Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоусова, Нила Синайского и
др., переведенные на славянский язык лишь в 10 веке. Именно из этих
поучений вышли некоторые мотивы Домостроя, осуждаемые сегодня: унижения
женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов,
связанный с отношением к женщине, как бы отталкивался от эротики
ветхозаветных текстов, отцы церкви в своей преувеличенной стыдливости
давали чересчур одностороннюю характеристику женщине. Совсем иначе
Домострой, там, где уже не наблюдается прямой связи с патристикой:
домострой расширяет функции «жены», и социальные и гражданские, как хозяйки
дома, равноправной с господарем личности, подотчетной только ему.
Домострой – это обращение человека к миру и людям, но не
непосредственно, а через отношение к Богу. Средневековое общество не знало
иных отношений идеальной жизни. Культура Домостроя – еще культура культа,
это, несомненно. Она духовна по преимуществу. Таков сложившийся в течение
столетий родовой миф, который расшифровывается каждодневно, в практических
действиях человека. «Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если
же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога
милость: Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не
учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не
радеет, и людей своих правилам этим не учит, - и сам себя погубит в этой
жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж
радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих,
всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь
написано, то со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою
проживет и милости божей удостоится.
Было отличие Домостроя от других собирательных памятников 15 – 16
веков: Домострой собирает все советы свои вокруг Дома. Религиозное,
приравненное в нем государственному, как бы спускается с небесных высот,
достигая первейшей своей ячейки – семья,, и тем самым подчеркивает значение
семьи как основы и общества и государства. В книге описывается состояние,
при котором остается еще важней государства, обычай ценней закона, человека
же чтят по делам его, а не по чину.
Первая часть книги оправдывает необходимость всех остальных. Она
освящается их авторитетом Бога и веры. Символические отношения между Отцом
и Сыном и их совместное отношение к Духу Святому таинственной формулой
раскрывают все содержание памятника, христианская вера в Единого бога
снимает как языческое многобожие, которое в остатках существовала до 15
века. Укрепление христианства и становление монархии шли параллельно,
зависело одно от другого, вырабатывало необходимые термины и символику.
Однако старая вера русского человека еще остается, и это особая вера:
«Конечно, это – детская, наивная вера, но ведь все-таки она давала ему
различие между добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески.
Она воспитывала ту дивную красоту народной души, которая запечатлела и в
русской истории, и житиях русских святых, и в русской литературе, и
искусстве. Благодаря ей народ вынес и выносит на плечах своих крест и
своего исторического существования, и татарщины, и московской
государственности, и петербургского периода, и свой идеал, свое
представление о праведной жизни выразил, дав себе наименование «святая
Русь», то есть, конечно, не почитая себя святым, но в святости видя идеал
жизни».
Давно замечено, что утверждаемые в Домострое нравственные нормы лишь
формально связаны с этикой христианства: это христианство по плоти, а не по
духу, согласно обряду, а не веление души и духа, изменчивым обстоятельством
бытия. «Похвала от людей» на первом месте, а личная совесть (или стыд) –
производное от общественного осуждения или похвалы.
Мир Домостроя таков, что «парадигму личности» – совершенно
отвлеченное понятие, присущее современному сознанию, - создают в нем не
социальные и культурные признаки отношения человека к различным классам,
группам, партиям, профессиям и прочие, а, наоборот, цельность личности как
бы временно «снимает» с себя те или иные признаки свои в угоду и на потребу
цеху, обществу или государству, понимаемым всего лишь как формы воплощения
и временного пребывания все той же, основной для средневековья, ипостаси
социального пространства – семьи, Дома. Именно в таком приоритете семьи как
социальной ячейки общества и видят современным нам радикалы покушение на
прогрессивные идеи государственности. Их наводила на такую мысль сама
терминология: Домо-строй. Почему Дом? Почему – только «дом»?
Потому что на рубеже 15 – 16 веков один лишь Дом и оставался единящей
множество людей социальной силой, абсолютной в своих проявлениях. Из «дома»
произрастает и общество – общественная среда, которая, все, более сгущаясь
в социальных связях, порождала затем государство. Перенос самих терминов:
господарь – государь – сударь и прочих – показывает это постепенное
развитие вторичных социальных связей, основанных на корне «Дома». Не
забудем, что в те времена важнее казалось то, что лежит в основе, что
является «основным» – не обязательно «главным», но – основным.
Государство создает равновесие самостоятельных и одинаково сильных
элементов – классов. Долгое время это было ненужным вследствие однородности
и простоты социальных групп земледельческого населения. Отсюда же полагал
В.С. Соловьев, «самое слово государство – господарство – в первоначальном
своем значении указывает на домовладыку, который, конечно, не был
представителем равновесия борющихся домочадцев, а был полновластным
хозяином родового общества. Даже там, где единовластие не было на деле, оно
оставалось в олицетворяющем представлении о слове». Это определяло границы
допустимых свобод человека. Из двух равноценных ипостасей «свободы»:
абсолютная ценность личности, то есть души, и свобода выбора пути –
средневековье ограничивалось принудительным воспитанием первой и исключало
второе, то есть права на самостоятельный выбор пути. «Свобода мысли в
истории новых веков сменила свободу веры, как либеральная – то есть
минималистическая – концепция государства заняла место феодального
плюрализма власти. Вернее, произошла перестановка ударений. Как будто бы
новая черта свобод преемственно связана со старой. Свобода веры
предполагала свободу неверия. Но когда свобода неверия (сомнения,
исследования) становится центральной, меняется все человеческое содержание
ее» – такова диалектика развития.
Надежда на полную свободу оказывается иллюзорной. Диалектика общественного
развития постоянно переосмысляла отношение общества и государства, семьи и
государства, человека и общества. «Наращение» политической силы русского
государства происходило за счет ослабления общества – и тогда естественным
обеспечением социальной жизни оставалась семья, напрямую связанная с
государством. Последовательность степеней «господарства» идет от хозяина
дома, главы семьи, и завершается хозяином целой империи.
На основе поисков общего словесного корня, возникают термины, разводящие по
сторонам ипостасии семейной, социальной и государственно важной жизни: муж
и мужик и мужчина, жена и женка и женщина. Да и сама эта жизнь на изломе
средневековья представляет столь же зыбко, неопределенно, в разных своих
проявлениях: живот, житие или собственно жизнь – в непонятных сплетениях
смысла, как бы еще прорастая из общего корня – рода, семьи, дома.
Больше всего отражается в этом уважение к человеку, к труду и к
нравственности, которые все – одинаково «от бога». И быт – отражение бытия,
не больше, он и ценится только за это – как воплощение высокой ценности
Духа. В таких понятиях и воспитывался средневековый европеец – не только
русский, но и русский также: на конкретных предметах
быта. В истории России домашний быт народа составляет основной узел, по
крайней мере в

1. Соловьев В.С. Собрание сочинений, т. V. М. Б/г., с. 519.
2. Федотов Г.П. Рождение свободы. - Новый мир, 1989 год, № 4, с 226
его уставах, порядках, в его нравственных началах кроются основы всего
общественного строя земли.
Так глава 24 гласит: « В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку,
хозяину и хозяйке, или сыну и дочери, или слугам, мужчинам и женщинам, и
всякому мастеровому человеку, старому и малому, и ученикам любое дело
начать и рукодельничать: или аду и питье готовить, или печь что и разные
припасы делать и всякое рукоделье и ремесло, и приготовясь, отчистясь от
всякой грязи и руки начисто вымыв, прежде всего – святым образом
поклониться трижды в землю, а если болен – только до пояса, а кто может –
«Достойно есть» произнести, так, благословясь у старшего, и молитву Исусову
проговорить, да, перекрестясь, и молвит: «Господи, благослови, Отче!» – с
тем и начать всякое дело, тогда ему божья милость поспешествует, ангелы
незримо помогают, а бесы исчезнут, и дело такое Богу в честь, а душе на
пользу.
А есть и пить с благодарностью – будет сладко, что впрок сделано, то мило,
делать же с молитвой и с доброй беседой или в молчании, а если во время
дела какого раздастся слово праздное и непристойное, или с ропотом, или со
смехом, или с кощунством грязные и блудливые речи и песни бесовские да
игра, - от такого дела и от такой беседы божья милость отступит, ангелы
отойдут в скорби, и возрадуются бесы, видя, что волю их исполняют безумные
христиане. И приступят тут лукавые, влагая в помысел всякую злобу, вражду и
ненависть, и подвигнуть мысли на блуд и на гнев и на всякое кощунство и
сквернословие, и на всякое прочие зло, - и вот уже дело, еда и питье, не
спорится, и каждое ремесло и всякое рукоделие не по-божески свершается,
Богу во гневе, ибо не благословенное людям не нужно, не мило, да и не
прочно оно, а еда и питье не вкусны и не сладки, только дьяволу да слугам
его и угодно, и радостно, А кто еду и питье и какое еще рукоделье не чисто
исполнит, и в ремесле каком что украдет, подмешает, подменит или соврет и
притом побожится ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он
врет, - так те все дела не угодны Богу, и тогда запишут их беседы, и за это
все взыщется с человека в день Страшного суда. И хозяин обманул, и людям
навредил, да и впредь никто ему не поверит. А если что сотворил не по
правде или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, - благословен
подобный доход, не надежен, и милостыня с него неприятна Богу. От праведных
же трудов и от чистых доходов и себе надежно, и Богу достойно дать, и такая
милостыня Богу приятна. А сам человек Богу угоден и людьми почтен, всякий
ему во всем доверяет: и в этом мире добрыми делами Богу он угодит, и в
будущей жизни во веки царствует».
Памятник классической литературы – Домосторой – каждое новое поколение
читателей воспринимает по-своему. Сегодня мы уже не видим в Домострое
однозначное отрицательных характеристик, но – в зависимости от установки –
полярно оцениваем положительные его черты.
Для одних это – возвращение к принципам «мещанской морали», которые
оказываются необходимыми в известные моменты: «Не кради, не бей жену, не
пей, соседей не обманывай, не хватайся за оглоблю при каждом вопросе, не
сморкайся в скатерть, когда тебя в гости позовут и т. д.». В сущности, весь
набор порядочности человеческой и есть мещанская мораль. Она не
руководствуется стремлением передать человечество – ну, и что же, разве
только то хорошо, что ведет на баррикады? В ней заложены человеческие
вечные ценности, и самое главное – здравый смысл.
Другие воспринимают традиции Домостроя глубже и основательнее. В трудах
русских философов представлено объяснение многих особенностей русского
мировоззрения – на фоне проблем, затронутых в Домострое. Не говоря уж о
славянофилах, даже рьяные западники, как это ни парадоксально, упрекая
своих современников во многих пороках и слабостях, по существу, сожалели о
тех временах, когда у их соотечественников были «домашний очаг», «привычки
и правила», «симпатия и любовь», - а теперь «все протекает, все уходит, не
оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое,
в семье имеем вид чужестранцев…»
Прежние представления о чужом и своем оказались разрушенными. Мир и Дом
поменялись местами, и Дом опрокинут в Мир, обеднив его. Утрачивая Дом,
человек становился бездомным изгоем, опустошенным бродягой. «Гулящие люди»
бродят по свету, и Мир предстает неуютным, связи разорваны, и нет ни
родства, ни природы – Рода, о котором во всех его ипостасиях так тоскуют
писатели 20 века, от Пришвина до Распутина.
«Прошлое всегда продолжает жить и действовать», - замечает Бердяев,
поскольку – «история дана нам не извне, а изнутри» – она в нас самих.
«Пафос злобной ненависти к прошлой культуре», - продолжает философ, -
объясняется незнанием этой культуры, но знать ее необходимо как историю
своего же духа, ведь «человек менял одежды и идеи, но сам изменялся мало»,
«до сих пор родовая мораль определяет нравственные оценки, до сих пор
призрачные чувства владеют людьми. Мораль племени еще сильна». Русская
философия этична и продолжает этим традиционный тип русской рефлексии, для
которой идеал важнее идеи.
От века даны твердыни и устои жизни: семья, живым, личным отношением
связывающая наше настоящее с прошлым и будущим; отечество, расширяющее и
наполняющее нашу душу содержанием душу содержанием души народной с ее
славными преданиями и упованиями; наконец, церковь, окончательно
избавляющая на от всякой тесноты, связывая и личную, и национальную жизнь с
тем, что вечно и безусловно. Итак, о
чем же думать? Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего
маленького я,

1. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – Москва, 1989 год – с.41.
«принимай к сердцу» дело других и дело всех, будь добрым семьянином,
ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый
смысл жизни, и не нужно будет его искать и придумывать ему определение. В
таком взгляде есть начало правды, но только начало, остановиться на нем
невозможно – дело вовсе не так просто, как кажется.



Задание № 3:

Он знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь вообще
возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим
порождением грез. Как ба мог иначе такой болезненно чувственный, такой
неистовый в своих желаниях, такой из ряда вон склонный к страданию народ
вынести существование, если бы оно не было представлено ему в его богах
озаренным в столь ослепительном ореоле.
/ Ф. Ницше /

В данном высказывании, немецкого философа Фридриха Ницше, речь идет
об Античной культуре. В греческой религии и искусстве он увидел два
противоположных и борющихся между собой начала – апполлоническое и
дионисийское.
Сын Зевса и Латоны Аполлон – бог Света и Солнца, покровитель искусств
и непревзойденный игрок на арфе, бог гармонии и меры, бог, возвещающий
истину и грядещее. Дионис – сын Зевса и фиванки Семелы – божество буйных
сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. Аполлона чтили знаменитыми
Пифийскими играми, где арфисты и кифареды состязались в музыкальном
искусстве (победитель получал венок из лавра – священного дерева Аполлона).
В честь Диониса устраивались исступленно-буйные оргии, освобождение
человека от обычных запретов. Они получили название «вакханалии», от
прозвища Диониса – «Вакх».
Античная культура – культура Древней Греции и Рима – стала фундаментом всей
европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и
философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии,
математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила
бесценные и зачастую непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает
неувядающей и вечно новой прелестью.




Реферат на тему: Культурология (Шпоры - Экзамен. вопросы 4-курс)

20.Культура Древней Греции.
Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации. Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.
КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая
культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее
движение. Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на
выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Создание сплавов не
ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. греки изготавливали электр и
хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия
труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались
рациональностью формы и качеством исполнения. Достижения инженерной мысли
ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XII вв. водопроводы и закрытые
водосборники. Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов,
произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях
Микен. Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники
ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о
появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-
XVI вв. поражают масштабами. На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось
искусство вазовой росписи. Литература ранних греков, как других народов,
восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки,
басни, мифы и песни. Об уровне поэтического творчества ранних греков
свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея". Письменность в
греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие
народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи,
известные уже во второй половине III тыс. Образование раннеклассовых
государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные
представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более
определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало
теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели
в царских столицах. II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX вв.) Дворцовая
цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при
загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в
конце XII в. отличительная черта субмикенского периода заключалась в
решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Важнейшим фактором,
способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно,
должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения
Греции. Начавшийся еще в первой половине XII в. отток населения из наиболее
пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в
субмикенский период. Если попытаться экстраполировать все эти симптомы
культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному
наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно
должны будем признать, что в XII-XI вв. греческое общество было отброшено
далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова
вернулось к той исходной черте, с которой когда-то (в XVII столетии)
начиналось становление микенской цивилизации.

12.Основные школы сложившиеся в течении 20в.
Можно выделить 4 направления в культурологии.
1. Общественно историческое.
2. Натуралистическое.
3. Социологическое.
4. Структурно-символическое.
- Общественно-историческое направление--имеет наиболее давние
классические традиции и восходит к Канту, Гумбольдту группируя возле себя
историков и философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были
Шпенглер,а в России Донилецкий.
Шпенглер-немецкий философ идеалист представитель Философии жизни.
Развил учение о культуре, как о множестве замкнутых органов. Концепция
Шпенглера проникнута иррационалистическим фактором судьбы.
Тойнби--выдвинул идеологическую теорию круговорота сменяющих друг
друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии
роста возникновения, развития.
-Натуралистическое направление. Ее главная черта это стремление
подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличив
ее. Это направление объединяет медиков, психологов, биологов. Культура
представляется им таким же приспособлением человека, как в окружающей
среде, так и в животном мире. Наиболее яркие представители направления.
Фрейд-австрийский врач, психолог основатель психоанализа (научное
направление стремящееся применить психологические концепции) Фрейд и его
последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики.
Исходя из учений Фейда, Фрейдизм стремится свести формы культуры и
соц.жизни к проявлениям первичных влечений. Половой инстинкт Фрейда
обозначил термином либидо--главная направляющая сила человеческого
влечения. Юнг- психиатр, Философ, идиолист основатель аналитической
психологии. Развил учение о количественном и бессзознательном(в образах
которого видел источник общей человеческой символики в том числе мифов и
сновидений) Цель психотерапии по Юнгу-это осуществление индивидуализации
личности. Юнг оказал влияние на культурологию сравнительно елиговедению.
Нюредс-австрийский зоолог вместе с Немецким и Голландским учеными
ТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой науки ЭТОЛОГИИ изучающей
поведение животных в естественных условиях. Перенеся наблюдения накопленные
Этиологией на человека ЛОРЕКС и его коллеги разработали теорию
инстинктивных основ человеческой культуры. К натуралистической коле
примыкает Английский ученый Малиновский --основатель так называемого
функционального направления в этнографии основная идея Малиновского состоит
в том что культура первоначально зародилась как ответ на элемент
биологической потребности человека.
-Социологическое направление,представители Элеот-англо-американский
поэт и критик модернизского направления автор книги "Заметки к определению
культуры".Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может
быть преодалена лишь на путях поддержки культурных элит
-стркутурно-символическое.



24.Охарактеризуйте основные культурно-исторические особенности эпохи
Возрождения – В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии,
начала формироватся раннебуржуазная культура получившая название “культура
Возрождения” (Ренесанс). Эпоха возрождения закончилась к концу XIV в., на
смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета
гуманистической культуры Италии. Последним представителем культуры В.В был
Микеланджело Буонаротти (1475-1564)-скульптор живописец, архитектор и поэт.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась
котолическая реакция. Гуманистическое движение было общеевропейским
явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро
распростроняется по всем заподноевропейским странам. Каждая строна имела
свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные
достижения, своих лидеров.
33. Культура Киевской Руси.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской
государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -
хозяйственной, политической, культурной. Она складывалась как культура всех
восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для
Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д. В общей культуре
Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей,
новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние
соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками,
торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами,
иранскими племенами, другими Долгие годы русская культура - устное народное
творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло -
развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С
принятием Русью христианства положение резко изменилось. славянскими
народами и государствами. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек,
под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама
церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое
христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы,
поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием,
глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во
всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе
культурное влияние было особенно велико. Долгое время существовало мнение,
что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и
молитвами. Однако согласиться с этим трудно
История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл
и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-
восточной Европы. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее
идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из
важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в
целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались
лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить
разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить
потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы. «Откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля
стала есть». . Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием
летописания, ростом общей образованности общества. Древнерусское искусство
- живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило
ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто
языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы
создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов,
живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических
масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на
струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей.

26.КУЛЬТУРА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ-18 век.
В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре.
Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и
художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение»
хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и
духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на
религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из
требований человеческого разума. Идеи общественного равенства и личной
свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла
большая часть гуманистов.Основные творческие принципы XVII века —
классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому
что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира.
Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах,
повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация
искусства побуждала к созданию нового творческого метода. Мыслителей
раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть
вольнодумцами. Просветительская литература вела к появлению нового
читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели
Просвещения называли себя философами.Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм,
Смит. «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера,
«Племянник Рамо» Дидро, даниеля дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо».
«Путешествие Гулливера» джонатан сбифт. XVIII в. дал мировой культуре таких
замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан — в
Англии, Волыпер, Дидро, Бомарше — во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер — в
Германии, Гольдони — в Италии. Кроме общепринятых в Европе стилей — барокко
и классицизма, — в XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм,
предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи,
единства художественного языка. Искусство XVIII в. стало своего рода
энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались
художники, архитекторы, музыканты этой эпохи.
жан батист симеон шарден (1699-1779) и жан батист грез (1725-1805)-
художники. Выразителем классицизма в живописи стал жак луи давид (1748-
1825). Замечательным подтверждением этому можно считать творчество
величайшего художника Испании франсиско Гойи (1746-1828) Характерные
особенности эпохи
В экономической и социально-политической сфере:
промышленный переворот;
рост экономического и политического значения буржуазии;
усиление антифеодального движения;
распространение просветительских идей общественного равенства и личной
свободы.
В духовной сфере:
падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;
революция в естествознании;
распространение рационалистического мышления и деизма;
расцвет просветительской материалистической философии;
изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы
и музыки в ведущие формы художественного творчества.

25.50.Любимый художник, выдающиеся представители Возрождения.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, период итальянского искусства (кон. 15 1-я четв.
16 вв.) классическая фаза художественной культуры Возрождения. В
архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и
гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы
выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие,
сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью
образов.
.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ
Флоренции 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция),
итальянский художник, ученый, инженер и философ.Родился в семье богатого
нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72).
Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника
был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с
астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного
Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо,
после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа»,
около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая
плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва
уловимой улыбкой. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок
в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты
бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях
(итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие
техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица
(прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения
человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией
композиции.На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо
выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных
празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца
Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в
натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами
в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.«Мадонна в скалах» На
этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в
скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант 1487-1511, Национальная галерея,
Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает
новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной
мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот,
отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую
роль, чем фигуры святых на переднем плане.«Тайная вечеря» В трапезной
монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря»
(1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер,
применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма
поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где
представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о
грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях
композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное
архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а
также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых
значительных произведений в истории мирового искусства.Занимаясь также
архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города»
и центрально-купольного храма. «Битва при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны
Лизы) В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так
называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает
таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто
женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-
величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной
дымке. «Трактат о живописи»

37. « Передвижники» и « Могучая кучка» в российском искусстве.
ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ) - российское
демократическое художественное объединение, члены которого стали называться
передвижниками. Идейным вождем течения в 1870 г. стал И. Крамской.
Передвижники отказались от канона и идеалистической эстетики академизма.
Развернув просветительскую деятельность, они организовали жизнь ТПХВ на
кооперативных началах. С 1871 г. было устроено 48 передвижных выставок в
Москве, Петербурге, Киеве и других городах. Избрав основой творческий метод
критического реализма, художники стремились к правдивому изображению жизни
и истории родной страны, ее природы. В состав объединения в разное время
входили И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, А. Куинджи, И. Левитан и многие
другие. ТПХВ распалось в 1923 г. Некоторых художников входящих в
Товарищество передвижных выставок можно назвать своего рода титанами
передвижничества.Их вклад в развитие русской живописи соизмерим с ролью
великих импрессионистов в западноевропейских странах .их работы известны по
всему миру и ,конечно же,большинству жителей нашей страны(хотя многих знают
по одной, реже двум, трем картинам). К таким художникам, безусловно,
относятся: Ге,Перов. Его возникновению предшествовал опыт Артели
художников. Первая выставка состоялась в 1871 году. Периодом расцвета ТПХВ
были 1870-е - 1880-е годы. Объединение просуществовало до 1923 года, когда
состоялась последняя его выставка. Позднее многие из членов ТПХВ вошли в
Ассоциацию художников революционной России.«Могучая кучка», творческое
содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850-х нач. 1860-х
гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская
музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог
критик В. В. Стасов. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев
(руководитель), А. П. Бородин, Ц. А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н. А. Римский-
Корсаков,Глазунов,Даргомыжский,Чайковский. К сер. 70-х гг. «Могучая кучка»
как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки»
стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.



35.Переломный век в культуре России(18 век).
История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к
новому времени, чем в России начала ХУ III столетия. Художественная система
Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее
историческая почва. Но ХVII веке она истощилась, и плоды начали чахнуть. На
общемировом историческом фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая
окно в Европу, взорвал и старую художественную традицию. Правда традиции
способны и возрождаться из пепла, когда приходит их час. Впрочем, в эпоху,
начавшуюся с реформ Петра древнерусские традиции не погибли, а только ушли
в глубь и на периферию. Окраинная деревенская Россия продолжала жить
художественным наследием старины: пела старинные песни, рассказывала былины
и сказки, резала по дереву русалок - берегинь, хранила заветы иконного
письма, донесенные до наших дней мастерскими Палеха. Художественный облик
России ХУIII века складывался из многих пластов, и только верхние,
петербургские пласты основательно оторвались от прошлого. Сложность
петровской эпохи ярко отражается на всей ее культуре, в частности на
искусстве. Характернейшей особенностью этого времени является стремление к
знанию. Архитектура XVIII века: Здания, построенные Доменико Трезини,
способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского
барокко. Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в
процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин.
Растрелли. В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к
классицизму. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но
уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается на очень
высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю
парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и
простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России
французский архитектор Валлен-Деламот. Со второй половине ХVIII века
начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит
свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины,
Долгорукие и т.д. В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила
сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных
сооружений. В Х VIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность
скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде
всего начинает развиваться монументально - декоративная пластика, тесно
связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Русские скульпторы
создают и монументальные памятники, и портреты. Русская Академия художеств
выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов - Ф. Шубин ,
Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Щедрин. -парковую пластику, работают над
украшением многочисленных архитектурных сооружений. Живопись первой
половины XVIII века. Уже в первой четверти ХVIII века появились портреты, в
которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми
крупными художниками первой половины ХVIII века были И. Никитин и А.
Матвеев. Портретное искусство Никитина - вершина в истории развития русской
живописи первой половины ХVIII века. Крупным мастером живописного портрета,
сочетавшим разнообразные художественные приемы, был в середине ХVIII века
А. Антропов. Живопись второй половины XVIII века Портретное искусство
второй половины ХVIII века достигает подлинного расцвета. В это время
творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский,
создавшие блестящую галерею портретов современников. В ряду крупнейших
русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был
Ф. Рокотов.

36. « Золотой век» в культуре России.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в
этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в
привилегированных учебных заведениях -лицеях. Продолжало развиваться
книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55
казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются
чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни
России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные
театры. Щепкин, Мочалов-актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали
подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев,
Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В
первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на
невиданную ещё высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда
произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина
называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в
свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX
века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими
процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века
всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.





Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению (Педагогика)


Реферат: Математическое моделирование технологического процесса изготовления ТТЛ-инвертора (Технология)


Реферат: Разработка гибкого производства по выпуску фазового компаратора (Радиоэлектроника)


Реферат: К.Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве (Педагогика)


Реферат: Огюст Конт и наше время (Социология)


Реферат: Жизнь и деятельность Зверева (Исторические личности)


Реферат: Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования РФ (Страхование)


Реферат: Творчество Солженицына (Литература)


Реферат: Англия (История)


Реферат: Библия Барнабы (Избранные главы из Евангелия от Варнавы) (Религия)


Реферат: Государственное устройство Веймарской республики (Государство и право)


Реферат: Технология инкубации (Сельское хозяйство)


Реферат: Пакистан в 20м веке (История)


Реферат: Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида (Педагогика)


Реферат: Прецизионные сплавы (Технология)


Реферат: Воспитание толерантности (Педагогика)


Реферат: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета (История)


Реферат: Каменный уголь (Химия)


Реферат: Пятигорск, Парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова (историческая справка) (Культурология)


Реферат: Логика контрольная (Логика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист