|
Реферат: Возможные типы локальных сетей в офисе фирмы (Программирование)
МГУС институт туризма и гостеприимства
Курсовая работа
по информатике и ВТ
тема: “Возможные типы локальных сетей в офисе фирмы”.
Преподаватель: Герасимов А.Н. Студентка: Лукина Е.А. группа Т1-2
Москва 2000
Содержание
Введение 3 Понятие локальных сетей 5 Классификация локальных сетей 6 Два типа сетей 6 Одноранговая сеть 7 Сеть с централизованным управлением 9 Компоновка сети 9 Топология сети 9 Шина 10 Кольцо 11 Звезда 12 Комбинированные сети 14 Звезда-шина 14 Звезда-кольцо 14 Подключение сетевых компонентов 14 Основные группы кабелей 14 Передача сигналов 15 Беспроводные сети 16 Платы сетевого адаптера 16 Функционирование сети 17 Сетевые модели OSI и IEEE Project 802 17 Драйверы 18 Передача данных по сети 18 Протоколы 18 Методы доступа, применяемые в локальных сетях 19 Сетевые архитектуры 20 Ethernet 20 Arcnet 21 Token-Ring 22 Актуальность локально-вычислительных сетей 22 Список использованной литературы 24
Введение С распространением электронно-вычислительных машин нетрудно предсказать рост в потребности передачи данных. На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80% из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же обмен информацией между компьютерами разных фирм и производителей, работающих под разным программным обеспечением. Такие огромные потенциальные возможности которые несет в себе вычислительная сеть и тот новый потенциальный подъем который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса не дают нам право не принимать это к разработке и не применять их на практике. Подавляющая часть компьютеров западного мира объединена в ту или иную сеть. Опыт эксплуатации показывает, что около 80 процентов всей пересылаемой информации замыкается в рамках одного офиса, поэтому особое внимание разработчиков стали привлекать так называемы локальные вычислительные сети. Локальные вычислительные сети отличаются от других тем, что они обычно ограничены умеренной географической областью. Промышленность производства локальных сетей развивалась с поразительной быстротой за последние несколько лет. Внедрение локальных сетей мотивируется в основном повышением эффективности и производительности персонала. Эта цель провозглашается фирмами-поставщиками локальных сетей, руководством учреждений и разработчиками локальных сетей. Наличие в офисе, конторе, учреждении ЛВС создает для ее пользователей новые возможности интегрального характера, благодаря системам ПК и другому оборудованию сети. Организуется автоматизированный документооборот (электронная почта), создаются различные массивы управленческой, коммерческой и другой информации общего назначения, и персонально используются вычислительные ресурсы всей сети, а не только отдельного компьютера. Появляются возможности использования различных средств или инструментов решения различных задач (инженерных, финансовых, издательских и т.д.). Кроме организации внутренних служб, ЛВС позволяют организовывать внешнюю, по отношению к обслуживаемому учреждению, службы: телексная связь, почтовая корреспонденция, электронные доски объявлений и газеты, а также выход в региональные (глобальные) сети и использование их услуг. Понятие локальных сетей
Локальная вычислительная сеть (ЛВС) (LAN – Local Area Network ) – это группа расположенных в пределах некоторой территории компьютеров, связанных друг с другом с помощью соответствующих средств коммуникаций, которые совместно используют программные и аппаратные ресурсы. Такая сеть обычно предназначается для сбора, передачи рассредоточенной и распределенной обработки информации в пределах одного предприятия или организации. Она может быть ориентирована на выполнение определённых функций в соответствии с профилем деятельности предприятия. Локальные сети предназначены для реализации таких прикладных функций, как передача файлов, электронная графика, обработка текстов, электронная почта, доступ к удаленным базам данных, передача цифровой речи. Локальные сети объединяют ЭВМ, терминалы, устройства хранения информации, переходные узлы для подключения к другим сетям и др. Локальные сети составляют один из быстроразвивающихся секторов промышленной средств связи, локальную сеть часто называют сетью для автоматизированного учреждения. Локальная сеть характеризуется следующими характеристиками: . каналы обычно принадлежат организации пользователя; . каналы являются высокоскоростными ( 10- 400 Мбитс); . расстояние между рабочими станциями, подключаемыми к локальной сети, обычно составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч метров; . локальная сеть передает данные между станциями пользователей ЭВМ (некоторые локальные сети передают речевую и видеоинформацию); . пропускная способность у локальной сети как правило больше, чем у глобальной сети; . канал локальной сети обычно находится в монопольной собственности организации, использующей сеть; . интенсивность ошибок в локальной сети ниже по сравнению с сетью на базе телефонных каналов; . децентрализация терминального оборудования, в качестве которого используются микропроцессоры, дисплеи, кассовые устройства и т.д. . данные передаются по общему кабелю, к которому подключены все абоненты сети; . возможность реконфигурации и развития путем подключения новых терминалов; . наличие локальной сети позволяет упростить и удешевить персональные ЭВМ, поскольку они коллективно используют в режиме разделения времени наиболее дорогие ресурсы: дисковую память и печатающие устройства.
Классификация локальных сетей
На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество различных ЛС и для их рассмотрения и сравнения необходимо иметь систему классификации. Окончательно установившейся классификации ЛС пока не существует, однако можно выявить определенные классификационные признаки ЛС. К ним следует отнести классификацию по назначению, типам используемых ЭВМ, организации управления, организации передачи информации, по топологическим признакам, методам доступа, физическим носителям сигналов, управлению доступом к физической передающей среде и др.
Два типа сетей
Существует два типа компьютерных сетей: одноранговые сети и сети с выделенным сервером. Различия между одноранговыми сетями и сетями на основе сервера имеют принципиальное значение, поскольку определяют возможности этих сетей. Выбор типа сети зависит от многих факторов: . размера предприятия; . необходимого уровня безопасности; . вида бизнеса; . уровня доступности административной поддержки; . объема сетевого трафика; . потребностей сетевых пользователей; . финансовых затрат.
Одноранговая сеть
В одноранговой сети все компьютеры равноправны: нет иерархии среди компьютеров и нет выделенного сервера. Как правило, каждый компьютер функционирует и как клиент, и как сервер; иначе говоря, нет отдельного компьютера, ответственного за администрирование всей сети. Все пользователи могут «поделиться» своими ресурсами с другими. К совместно используемым ресурсам относятся каталоги, принтеры, факс-модемы и т.п. Размеры Одноранговые сети называют также рабочими группами. Рабочая группа – это небольшой коллектив, поэтому в одноранговых сетях чаще всего не более 10 компьютеров.
Стоимость Одноганговые сети относительно просты. Поскольку каждый компьютер является одновременно и клиентом, и сервером, нет необходимости в мощном центральном сервере или других компонентах, обязательных для более сложных сетей. Одноранговые сети обычно дешевле сетей на основе сервера, но требуют более мощных (и более дорогих) компьютеров. Защита Защита подразумевает установку пароля на разделяемый ресурс, например каталог. Централизованно управлять защитой в одноранговой сети очень сложно, так как каждый пользователь устанавливает ее самостоятельно. Некоторые пользователи могут вообще не установить защиту. Если вопросы конфиденциальности являются принципиальными, рекомендуется выбрать сеть на основе сервера. Подготовка пользователя Поскольку в одноранговой сети каждый компьютер функционирует и как клиент, и как сервер, пользователи должны обладать достаточным уровнем знаний, чтобы работать и как пользователи, и как администраторы своего компьютера. Целесообразность применения Одноранговая сеть подходит там, где: . количество пользователей не превышает 10 человек; . пользователи расположены компактно; . вопросы защиты данных не критичны; . в обозримом будущем не ожидается значительного расширения фирмы, и, следовательно, сети.
Сеть с централизованным управлением
Если к сети подключено более 10 пользователей, то одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Поэтому большинство сетей используют выделенные серверы. Выделенный сервер - это такой сервер, который функционирует только как сервер (исключая функции клиента или рабочей станции). Он специально оптимизирован для быстрой обработки запросов от сетевых клиентов и для управления защитой файлов и каталогов. Диски выделенных серверов доступны всем остальным компьютерам сети. На серверах должна работать специальная сетевая операционная система. Остальные компьютеры называются рабочими станциями. Рабочие станции имеют доступ к дискам сервера и совместно используемым принтерам, но и только. С одной рабочей станции нельзя работать с дисками других рабочих станций. С одной стороны, это хорошо, так как пользователи изолированы друг от друга и не могут случайно повредить чужие данные. С другой стороны, для обмена данными пользователи вынуждены использовать диски сервера, создавая для него дополнительную нагрузку. Есть, однако, специальные программы, работающие в сети с централизованным управлением и позволяющие передавать данные непосредственно от одной рабочей станции к другой минуя сервер. На рабочих станциях должно быть установлено специальное программное обеспечение, часто называемое сетевой оболочкой.
Компоновка сети
Топология сети
Термин "топология сети" характеризует физическое расположение компьютеров, кабелей и других компонентов сети. Каждая топология сети налагает ряд условий. Например, она может диктовать не только тип кабеля, но и способ его прокладки. Также топология может определять способ взаимодействия компьютеров в сети. Различным видам топологий соответствуют различные методы взаимодействия. Существуют три основных вида топологий: "шина", "звезда" и "кольцо".
Шина
[pic] Рис. 1 топология «шина»
Данная топология относится к наиболее простым и широко распространенным. Она имеет линейную конфигурацию, при которой все компьютеры соединены параллельно одним кабелем, именуемым магистралью или сегментом. Данные в виде электрических сигналов предаются всем компьютерам сети; однако информацию принимает только тот, адрес которого соответствует адресу получателя. Но, так как данные распространяются по всей сети, если не предпринимать никаких специальных действий, сигнал, достигая конца кабеля, будет отражаться и не позволит другим компьютерам осуществлять передачу. Чтобы предотвратить эффект отражения сигналов, к концам кабеля подключают терминаторы, поглощающие эти сигналы. Передавать данные одномоментно может только один компьютер. Поэтому, чем больше компьютеров в сети, тем меньше его пропускная способность. Шина – пассивная топология. Это значит, что компьютеры только «слушают» предаваемые по сети данные, но не перемещают их от отправителя к получателю. Поэтому, если один из компьютеров выйдет из стоя, это не скажется на работе остальных.
Расширение ЛВС Увеличение участка, охватываемого сетью, вызывает необходимость ее расширения. В сети с топологией «шина» кабель обычно удлиняется двумя способами: 1. Для соединения двух отрезков кабеля можно воспользоваться баррел- коннектором. Но злоупотреблять ими не стоит, так как сигнал при этом ослабевает. 2. Также можно воспользоваться репитером. Он усиливает сигнал перед передачей его в следующий сегмент. Преимущества шинной сети: . возможность добавления или исключения узлов без повторной инициализации сети; . обеспечение работоспособности сети при выходе из строя одного или нескольких узлов; . возможность распределённого управления работой сети через узловые интерфейсы; . значительное повышение надежности работы сети за счет использования коаксиального кабеля. Основной недостаток шинной сети – невозможность одновременной передачи информации несколькими станциями.
Кольцо
[pic] Рис. 2 топология «кольцо»
При топологии «кольцо» компьютеры подключаются к кабелю, замкнутому в кольцо. Сигналы предаются по кольцу в одном направлении. В этом случае данные передаются от одного компьютера к другому как бы по эстафете. Если компьютер получит данные, предназначенные для другого компьютера, он передает их дальше по кольцу. Если данные предназначены для получившего их компьютера, они дальше не передаются. «Кольцо» – это активная топология. Здесь каждый компьютер выступает в роли репитера, усиливая сигналы и передавая их следующему компьютеру. Преимущества кольцевых локальных сетей: . при использовании соответствующих детерминированных методов доступа в таких сетях не только гарантируется доступ каждого абонента через определенные интервалы времени независимо от нагрузки сети, но и допускается одновременная передача информации несколькими абонентами; . невысокая стоимость сетевых интерфейсов, реализующих прямые методы передачи и управления доступом в сеть; . сравнительная простота использования волоконно-оптической линии связи. Недостатки кольцевых сетей: . при добавлении или замене узла необходимы остановка в работе сети и временный разрыв кольца; . выход из строя узла сети прерывает работу всей сети.
Звезда
[pic] Рис. 3 топология «звезда» При топологии «звезда» все компьютеры с помощью сегментов кабеля через специальный сетевой адаптер подключаются к центральному компоненту, именуемому концентратором (hub). Сигналы от передающего компьютера поступают через концентратор ко всем остальным. В сетях с топологией «звезда» подключение кабеля и управление конфигурацией сети централизованны. Центральным узлом в топологии «звезда» является концентратор. Концентраторы бывают трех видов: . Активные концентраторы регенерируют и передают сигналы так же, как это делают репитеры. . Пассивные – просто пропускают через себя сигнал не усиливая и не восстанавливая его. . К гибридным концентраторам можно подключить кабели различных видов. Преимущества сети с топологией «звезда»: . Если выйдет из стоя только один компьютер (или кабель, соединяющий его с концентратором), то лишь этот компьютер не сможет передавать или принимать данные по сети. . Сети, построенные не концентраторах, легко расширить, если подключить дополнительные концентраторы. . Однако при использовании топологии "звезда" легче найти неисправность в кабельной сети. Недостатки: . Так как все компьютеры подключены к центральной точке, для больших сетей значительно увеличивается расход кабеля. . Если центральный компонент выйдет из стоя, то нарушится работа всей сети. Локальная сеть может использовать одну из перечисленных топологий. Это зависит от количества объединяемых компьютеров, их взаимного расположения и других условий. Можно также объединить несколько локальных сетей, выполненных с использованием разных топологий, в единую локальную сеть.
Комбинированные сети
Существуют и комбинированные типы сетей, совмещающие лучшие качества одноранговых сетей и сетей на основе сервера.
Звезда-шина
Это комбинация топологий «шина» и «звезда».Чаще всего это выглядит так: несколько сетей с топологией «звезда» объединяются при помощи магистральной линейной шины. В этом случае выход из стоя одного компьютера не оказывает никакого влияния на сеть – остальные компьютеры по-прежнему взаимодействуют друг с другом. А выход из стоя концентратора повлечет за собой остановку подключенных к нему компьютеров и концентраторов.
Звезда-кольцо
Кажется несколько похожей на звезду-шину. И в той, и в другой топологии компьютеры подключены к концентратору, который фактически и формирует кольцо или шину. Отличие в том, что концентраторы в звезде-шине соединены магистральной линейной шиной, а в звезде-кольце на основе главного концентратора они образуют звезду.
Подключение сетевых компонентов
Основные группы кабелей
На сегодняшний день подавляющая часть компьютерных сетей использует для соединения провода или кабели. Они выступают в качестве среды передачи сигналов между компьютерами. Существует три основные группы кабелей: коаксиальный кабель, витая пара и оптоволоконный кабель. Коаксиальный кабель подразделяется на два типа – тонкий и толстый. Оба они имеют медную жилу, окруженную металлический оплеткой, которая поглощает внешние шумы и перекрестные помех. Коаксиальный кабель удобен для передачи сигналов на большие расстояния. Он прост по конструкции, имеет небольшую массу и умеренную стоимость. В тоже время обладает хорошей электрической изоляцией, допускает работу на довольно больших расстояниях (несколько километров) и высоких скоростях. Витая пара может быть экранированной и неэкранированной. Неэкранированная витая пара (UTP) делится на пять категорий, из которых пятая – наиболее популярная в сетях. Экранированная витая пара (STP) поддерживает передачу сигналов на более высоких скоростях и на большее расстояние, чем UTP. Витая пара, хотя дешева и широко распространена, благодаря наличию на многих объектах резервных пар в телефонных кабелях, плохо защищена от электрических помех, от несанкционированного доступа, ограничена по дальности и скорости подачи данных. Оптоволоконный кабель имеет небольшую массу, способен передавать информацию с очень высокой скоростью, невосприимчив к электрическим помехам, сложен для несанкционированного доступа и полностью пожаро- и взрывобезопасен (обгорает только оболочка), но он дороже и требует специальных навыков для установки
Передача сигналов
Существует две технологии передачи данных: широкополосная и узкополосная. При широкополосной передачи с помощью аналоговых сигналов в одном кабеле одновременно организуется несколько каналов. При узкополосной передаче канал всего один, и по нему передаются цифровые сигналы.
Беспроводные сети
Беспроводная среда постепенно входит в нашу жизнь. Как только технология окончательно сформируется, производители предложат широкий выбор продукции по приемлемым ценам, что приведет и к росту спроса на нее, и к увеличению объема продаж. В свою очередь это вызовет дальнейшее совершенствование и развитие беспроводной среды. Трудность установления кабеля – фактор, которой дает беспроводной среде неоспоримое преимущество. Она может оказаться особенно полезной в следующих ситуациях: . в помещения, сильно заполненных людьми; . для людей, которые не работают на одном месте; . в изолированных помещениях и зданиях; . в помещениях, планировка которых часто меняется; . в строениях, где прокладывать кабель непозволительно. Беспроводные соединения используются для передачи данных в ЛВС, расширенных ЛВС и мобильных сетях. Типичная беспроводная сеть работает так же, как и кабельная сеть. Плата беспроводного адаптера с трансивером установлена в каждом компьютере, и пользователи работают так, будто их компьютеры соединены кабелем. Беспроводная сеть использует инфракрасное излучение, лазер, радиопередачу в узком и рассеянном спектре. Дополнительный метод – связь «точка-точка», при котором обмен данными осуществляется только между двумя компьютерами, а не между несколькими компьютерами и периферийными устройствами.
Платы сетевого адаптера
Платы сетевого адаптера – это интерфейс между компьютером и сетевым кабелем. В обязанности платы сетевого адаптера входит подготовка, передача и управление данными в сети. Для подготовки данных к передачи по сети плата использует трансивер, который переформатирует данные из параллельной формы в последовательную. Каждая плата имеет уникальный сетевой адрес. Платы сетевого адаптера отличаются рядом параметров, которые должны быть правильно настроены. В их число входит: прерывание (IRQ), адрес базового порта ввода/вывода и базовый адрес памяти. Чтобы обеспечить совместимость компьютера и сети, плата сетевого адаптера должна, во-первых, соответствовать архитектуре шины данных компьютера и, во-вторых, иметь требуемый тип соединителя с сетевым кабелем. Плата сетевого адаптера оказывает значительное влияние на производительность всей сети. Существует несколько способов увеличить эту производительность. Некоторые платы обладают дополнительными возможностями. К их числу, например, относится: прямой доступ к памяти, разделяемая память адаптера, разделяемая системная память, управление шиной. Производительность сети можно повысить также с помощью буферизации или встроенного микропроцессора. Разработаны специализированные платы сетевого адаптера, например, для беспроводных сетей и бездисковых рабочих станций.
Функционирование сети
Сетевые модели OSI и IEEE Project 802
Модели OSI и Project 802 определяют стандартные протоколы, используемые сетевым программным и аппаратным обеспечением. Эти модели устанавливают способ передачи данных по сети. Модель OSI разбивает сетевое соединение не семь уровней: Прикладной, Представительный, Сеансовый, Транспортный, Сетевой, Канальный и Физический. Project 802 более детально определяет стандарты для физических компонентов сети. Эти стандарты относятся к Физическому и Канальному уровням модели OSI и делят Канальный уровень на два подуровня: Управление логической связью и Управление доступом к среде.
Драйверы
Драйвер – это программа-утилита, позволяющая компьютеру работать с определенным устройством. Такие устройства, как мышь, дисковые накопители, платы сетевого адаптера и принтеры, поставляются вместе со своими драйверами. В сетевой среде каждый компьютер обладает платой сетевого адаптера и соответствующим ей драйвером, благодаря которым компьютер посылает данные по сети.
Передача данных по сети
Прежде чем послать данные в сеть, компьютер-отправитель разбивает их на небольшие блоки, которые легче передавать по сетевому кабелю. Эти пакеты, или порции, - основные единицы сетевых коммуникаций. Все пакеты содержат следующие сетевые компоненты: адрес источника, данные, адрес местоназначения, инструкции и информацию для проверки ошибок. Каждый пакет состоит из трех разделов: заголовка (включающего сигнал, который «говорит» о том, что передается пакет; адрес источника; адрес местоназначения; информацию, синхронизирующую передачу), данных и трейлера (включающего информацию для проверки ошибок).
Протоколы
Протоколы в сетевой среде определяют правила и процедуры передачи данных. Передача данных по сети состоит из ряда шагов, которые должны выполняться в неизменном порядке. Компьютер-отправитель и компьютер- получатель используют протоколы для выполнения следующих процедур: . разбиение данных на пакеты; . добавление к пакету адресной информации; . подготовка пакетов к передаче; . приема пакетов, передаваемых по кабелю; . копирование данных из пакета для сборки исходных блоков данных; . передача этих восстановленных блоков в компьютер.
Методы доступа, применяемые в локальных сетях
В сети несколько компьютеров должны иметь совместный доступ к кабелю. Однако, если два компьютера попытаются одновременно передавать данные, их пакеты «столкнутся» друг с другом и будут испорчены. Это так называемая коллизия. Чтобы избежать коллизий, необходимо управлять трафиком в сети. Метод доступа – это набор правил, которые определяют, как компьютер должен отправлять и принимать данные по сетевому кабелю. Существует три основных метода доступа: 1. Множественный доступ с контролем несущей а) множественный доступ с контролем несущей и обнаружением коллизий (CSMA/CD), используемый в одной из первых локальных сетей Ethernet. Перед началом передачи компьютер определяет, свободен канал или занят. Если канал свободен, компьютер начинает передачу. Если в момент передачи возникла коллизия, делается попытка ее разрешения, например задержка передачи на случайный интервал времени. Новая попытка может привести к успешной передаче или повторению коллизии. Известны и более сложные процедуры разрешения коллизии, обеспечивающие увеличение пропускной способности сети. б) множественный доступ с контролем несущей и предотвращением коллизий (CSMA/CA). Используя CSMA/CA, каждый компьютер перед передачей данных в сеть сигнализирует о своем намерении, поэтому остальные компьютеры «узнают» о готовящейся передаче и могут избежать коллизий. Однако широковещательное оповещение увеличивает общий трафик сети и уменьшает ее пропускную способность. Отсюда – CSMA/CA работает медленнее, чем CSMA/CD. 2. Доступ с передачей маркера Пакет особого типа, маркер, циркулирует по кольцу от компьютера к компьютеру. Чтобы послать данные в сеть, любой из компьютеров сначала должен дождаться прихода свободного маркера и захватить его. Когда какой- либо компьютер «наполнит» маркер своей информацией и пошлет его по сетевому кабелю, другие компьютеры уже не могут передавать данные. 3. Доступ по приоритету запроса Это относительно новый метод доступа, основанный на том, что все сети 100VG-AnyLAN строятся только из концентраторов и оконечных узлов. Концентраторы управляют доступом к кабелю, последовательно опрашивая все узлы в сети и выявляя запросы на передачу. Концентратор должен знать все адреса, связи и узлы и проверять их работоспособность. Оконечным узлом, в соответствии с определением 100VG-AnyLAN, может быть компьютер, мост, маршрутизатор или коммутатор. При доступе по приоритету запроса связь осуществляется только между компьютером-отправителем, концентратором и компьютером-получателем.
Сетевые архитектуры
Это комбинация стандартов, топологий и протоколов, необходимых для создания работоспособной сети.
Ethernet
Архитектура Ethernet разработана фирмой Xerox в 1975 году. В настоящий момент пользуется наибольшей популярностью. Она использует узкополосную передачу со скоростью 10 Мбит/с, топологию «шина», а для регулирования трафика в основном сегменте кабеля – CSMA/CD. Сеть Ethernet имеет следующие характеристики: . традиционная топология – линейная шина; . другие топологии – звезда-шина; . метод доступа – CSMA/CD; . кабельная система – толстый и тонкий коаксиальный, UTP; . скорость передачи данных – 10 и 100 Мбит/с; . тип передачи – узкополосная; . спецификации – IEEE 802.3. Метод доступа Ethernet является методом множественного доступа с прослушиванием несущей и разрешением коллизий (конфликтов) (CSMA/CD - Carier Sense Multiple Access with Collision Detection). Перед началом передачи рабочая станция определяет, свободен канал или занят. Если канал свободен, станция начинает передачу. Ethernet не исключает возможности одновременной передачи сообщений двумя или несколькими станциями. Аппаратура автоматически распознает такие конфликты, называемые коллизиями. После обнаружения конфликта станции задерживают передачу на некоторое время. Это время небольшое и для каждой станции свое. После задержки передача возобновляется.
Arcnet
Сетевая архитектура Arcnet разработана фирмой Datapoint Corp. Это простая, гибкая, недорогая сетевая архитектура для сетей масштаба рабочей группы. В целом она соответствует стандартам категории IEEE 802.4. В ней определяются стандарты для сетей с топологией «шина», методом доступа с передачей маркера, построенных на основе широкополосного кабеля. Сеть Arcnet может иметь топологию «звезда» или «шина». Один из компьютеров создает специальный маркер (сообщение специального вида), который последовательно передается от одного компьютера к другому. Если станция желает передать сообщение другой станции, она должна дождаться маркера и добавить к нему сообщение, дополненное адресами отправителя и назначения. Когда пакет дойдет до станции назначения, сообщение будет "отцеплено" от маркера и передано станции.
Token-Ring
Версия сети Token-Ring была представлена фирмой IBM в 1984 году. Сеть Token-Ring имеет следующие характеристики: . топология – звезда-кольцо; . метод доступа – с передачей маркера; . кабельная система – экранированная и неэкранированная витая пара (IBM тип 1, 2 или 3); . скорость передачи данных – 4 и 16 Мбит/с; . тип передачи – узкополосная; . спецификации – 802.5. Этот метод напоминает Arcnet, так как тоже использует маркер, передаваемый от одной станции к другой. В отличие от Arcnet, при методе доступа Token-Ring имеется возможность назначать разные приоритеты разным рабочим станциям.
Актуальность локально-вычислительных сетей
В производственной практике ЛВС играют очень большую роль. Посредством ЛВС в систему объединяются персональные компьютеры, расположенные на многих удаленных рабочих местах, которые используют совместное оборудование, программные средства и информацию. Рабочие места сотрудников перестают быть изолированными и объединяются в единую систему, которая имеет свои особенные преимущества, получаемые при сетевом объединении персональных компьютеров в виде внутрипроизводственной вычислительной сети: 1. Разделение ресурсов – позволяет экономно использовать ресурсы, например, управлять периферийными устройствами, такими как лазерные печатающие устройства, со всех присоединенных рабочих станций. 2. Разделение данных – предоставляет возможность доступа и управления базами данных с периферийных рабочих мест, нуждающихся в информации. 3. Разделение программных средств – предоставляет возможность одновременного использования централизованных, ранее установленных программных средств. 4. Разделение ресурсов процессора – возможность использования вычислительных мощностей для обработки данных другими системами входящими в сеть. Предоставляемая возможность заключается в том, что на имеющиеся ресурсы не «набрасываются» моментально, а только лишь через специальный процессор, доступный каждой рабочей станции. 5. Многопользовательский режим – многопользовательские свойства системы содействуют одновременному использованию централизованных прикладных программных средств, ранее установленных и управляемых, например, если пользователь системы работает с другим заданием, то текущая выполняемая работа отодвигается на задний план.
Список использованной литературы:
1. Microsoft Corporation Компьютерные сети. Учебный курс/Пер. с англ. – М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.». – 1997 2. Стэн Шатт. Мир компьютерных сетей: Пер. с англ. – К.: BHV, 1996 3. Бэрри Нанс. Компьютерные сети: Пер. с англ. – М.: БИОНОМ, 1995
Реферат на тему: Возникновение науки "кибернетика" как способа хранения и переработки информации для принятия правильных управленческих решений
Информология- общая теория информации. Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи. Рассмотрим простую игровую ситуацию. До получения сообщения о результате подбрасывания монеты человек находится в состоянии неопределенности относительно исхода очередного броска. Сообщение партнера дает информацию, снимающее эту неопределенность. Заметим, что число возможных исходов в описанной ситуации равно 2, они равноправны (равновероятны) и каждый раз передаваемая информация полностью снимала возникавшую неопределенность. Хартли принял "количество информации", передаваемое по каналу связи относительно двух равноправных исходов и снимающее неопределенность путем оказания на один из них, за единицу информации, получившую название "бит". Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т.д. В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями. Количественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения. Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, который особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах. Развитая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс управления в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством. Информация, по Винеру - это "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств" . Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам (прагматический аспект). Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относительно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых логико- семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени, Е.К. Войшвилло и др.). В них информация рассматривается как уменьшение или устранение неопределенности. Естественно предположить, что средствами какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно описать некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтернатив. Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказывании, исключает некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключает высказывание, тем большую семантическую информацию оно несет. Так, например, одна из возможных совокупностей ситуаций может быть описана следующим образом: "все тела при нагревании расширяются". Высказывание "металлы при нагревании расширяются" исключает все альтернативы в которых речь может идти о неметаллах. Семантическая сила высказывания может быть оценена отношением все тела(все металлы). Еще более информативным будет высказывание "железо при нагревании расширяется", так как оно исключает все альтернативы, кроме одной. При всем многообразии логико-семантических теорий им присущи общие черты, они указывают путь решения трех связанных друг с другом проблем: определения совокупности возможных альтернатив средствами выбранного языка, количественной оценки альтернатив, их относительного сопоставления (взвешивания), введения меры семантической информации. В рассмотренных теоретических конструкциях - статистической и семантической информации - речь шла о потенциальной возможности извлечь из передаваемого сообщения какие-либо сведения. Вместе с тем в процессах информационного обмена очень часто складываются ситуации, в которых мощность или качество информации, воспринимаемое приемником, зависит от того, насколько он подготовлен к ее восприятию. Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической модели семантической теории информации, предложенной Ю.А. Шрейдером и учитывающей в явной форме роль приемника. Согласно этой модели, тезаурус - это знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения. Представим себе, что до получения телеграммы "Встречай завтра рейс СУ172" мы из вчерашнего разговора по междугороднему телефону уже знали о предстоящем приезде своего родственника или друга, а наведя справки, узнали и номер авиарейса, с которым он может прибыть в город. Наш тезаурус уже содержал информацию, заключенную в телеграмме. Следовательно он не изменился с ее получением и семантическая ценность этой информации оказалась нулевой. Очевидно, что к подобной оценке семантического содержания информации примешивается семантический аспект, скрытый в изначальной "установке" тезауруса на осмысление принимаемого сообщения. В прагматических концепциях информации этот аспект является центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность, эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических, социальных, человеко-машинных). Одним из ярких представителей прагматических теорий информации является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель находится в “целеустремленном состоянии", если он стремится к чему-нибудь и имеет альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения цели. Сообщение, переданное получателю информативно, если оно изменяет его "целеустремленное состояние". Так как "целеустремленное состояние" характеризуется последовательностью возможных действий (альтернатив), эффективностью действия и значимостью результата, то передаваемое получателю сообщение может оказывать воздействие на все три компонента в различной степени. В соответствии с этим передаваемая информация различается по типам на "информирующую", "инструктирующую" и "мотивирующую". Таким образом, для получателя прагматическая ценность сообщения состоит в том, что оно позволяет ему наметить стратегию поведения при достижении цели построением ответов на вопросы: что, как и почему делать на каждом очередном шаге? Для каждого типа информации бихевиористская модель предлагает свою меру, а общая прагматическая ценность информации определяется как функция разности этих количеств в "целеустремленном состоянии" до и после его изменения на новое "целеустремленное состояние". Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения "годные к употреблению". Именно с совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности. Теория информации "в смысле Шеннона" возникла как средство решения конкретных прикладных задач в области передачи сигналов по каналам связи. Поэтому, по существу, она являлась и является прикладной информационной наукой. Семейство таких наук, специально изучающих информационные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине нашего века растет довольно быстро. Это - кибернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации -"информология", в основу которой и положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации. Кибернетика как наука. Появление науки “кибернетика” относят к 40-вым годам нашего века. Создателем этой науки считается Норберт Винер. Во время Второй Мировой войны группе математиков во главе с ним была поручена задача повышения точности бомбометания. Для решения этой задачи был применен нетрадиционный подход - вместо применения механистического описания движения самолета и, соответственно, бомб, был применен информационный подход. Это означает, что носитель бомб - самолет - был рассмотрен как информационная система, с входными данными о высоте, скорости полета, дальности до цели и т.п. и системой констант, таких, как время, затрачиваемое на открытие бомбовых отсеков и т. д. Разработанная на основе информационной системы механизм был внедрен и существенно повысил точность попаданий бомб в цель. Уже после окончания войны информационный подход был эффективно применен к изучению физических процессов (броуновское движение и др.) и прочно занял место в системе методов современной науки. Появление кибернетики обусловлено в первую очередь развитием вычислительных систем, так как информационный подход требует значительного применения численных методов и, соответственно, значительно более трудоемких расчетов. Вообще говоря, основным методом математической кибернетики является численный метод, так как для большинства систем дифференциальных уравнений, описывающих кибернетические системы, не разработаны или очень трудоемки аналитические методы решения. Поэтому прогресс кибернетики связывают с развитием вычислительной техники. Теперь перейдем к определению понятия кибернетики. Кибернетика - наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект изучения кибернетики - так называемые кибернетические системы. Кибернетическое понятие системы - это абстрактное рассмотрение физической системы - рассмотрение ее на поле информации - вне зависимости от ее материальной сущности. Каждая кибернетическая система - совокупность взаимосвязанных объектов, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Основные разделы кибернетики: теория информации Рассматривает физические системы в основном в аспекте содержания информации: количество информации в различных физических процессах, изменение ее количества при изменении физического состояния системы, связь информации с энтропией системы, способы изменения ее количества, проблемы ее передачи. Здесь одной из наиболее заметных работ является работа самого Норберта Винера об информации и энтропии в броуновском движении. Она является, кстати, тем первокирпичиком, с которого и началась современная кибернетика и заслуженно была удостоена Нобелевской премии. теория алгоритмов Занимается изучением процессов алгоритмизации деятельности, методами построения оптимальных алгоритмов, методами наглядного и математического представления алгоритмов и т.д. теория автоматов Кибернетическое представление материального объекта заключается в описании его отношения к информации, т.е. его реакции на приходящую информацию и информации, появляющейся в результате обработки объектом пришедшей информации - входную и выходную информацию. В этом смысле объект (кстати не обязательно материальный) может быть представлен в виде некоей машины, автомата, с заданным воздействием на информацию. Воздействие может принимать различные формы - математически они представляются в виде линейных, нелинейных, хаотических и иных операций. Изучением различных автоматов и их комбинаций занимается теория автоматов. Очень большое значение она имеет в практическом построении технических автоматов. Но весьма интересна и теоретическая сторона этой области: как пример могу привести теорию клеточных автоматов. Этот раздел кибернетики занимается исследованием специфического вида автоматов, представляющих собой совокупность заполненных и пустых клеток (аналогично клеткам на шахматной доске), развивающихся дискретно по определенным законам, причем задается закон зависимости того, будет ли в клетка следующую единицу времени заполнена от количества и/или пространственного (или любого иного) соотношения окружающих ее клеток. Автомат, разумеется, может быть не только плоским, но и многомерным. Развитие таких автоматов в принципе непредсказуемо, поскольку состояние системы после достаточно большого числа ходов определить иным способом, чем пройти эти ходы невозможно. Существует интересная теория о том, что Вселенная есть ни что иное, как многомерный клеточный автомат (Э. Фредкин). теория исследования операций Исследование самих операций над информацией. теория оптимального управления; Изучает процесс управления с точки зрения получения оптимального управленческого решения в заданных условиях. Приложения этой отрасли кибернетики достаточно широко - от управления предприятием и всем что из этого следует, до управления движением, бомбометанием, управлением в эргатических и неэргатических системах. ...И как это все применяется при принятии управленческих решений Сущность проблемы уникального выбора. Пpоцессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора. Существует множество различных проблем уникального выбора. Прежде всего выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной из альтернатив (заметим, что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под это определение). Hаиболее характерными проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью организаций. Любой сотрудник административного аппарата обязан быть рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические основания своего выбора. Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях, характерных для административной деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.) всегда интересовали многих специалистов и исследователей. Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие общие черты: - уникальность, неповтоpяемость ситуации выбора; - сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив; - недостаточная определенность последствий принимаемых решений; - наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принять во внимание; - наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений. Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях существовали всегда, но по ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла. Прежде всего резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными. Во- втоpых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора. В-тpетьих, возросла сложность каждого из вариантов принимаемых решений. В-четвеpтых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего этого резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора. Эти проблемы существенно усложнились, и люди, руководители организаций, встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожидать еще большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора. Как же обычно решаются такие проблемы? Из истории мы знаем, что опытных руководителей отличает умение наилучшим образом использовать свой опыт и интуицию. В ситуациях принятия уникальных решений всегда существует нехватка информации, покрыть которую можно лишь верой в одну из возможных гипотез. Опытные руководители обычно используют все полезные советы, но поступают по-своему, на основе своей модели развития будущих событий, своей оценки тех или иных личностей. Пpоблемы принятия уникальных решений всегда требовали творческого подхода, озарения, другими словами, рациональный выбор в уникальных ситуациях по своей сути является особым искусством.
Тpудность проблем уникального выбора При решений проблем выбора в уникальных ситуациях пpиходится пpеодолевать pяд существенных тpудностей. МHОГОАСПЕКТHЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕHОК КАЧЕСТВА АЛЬТЕРHАТИВ. В большинстве случаев оценки качества альтернатив можно пpиближенно pазделить на оценки эффективности и оценки стоимости. Для многих проблем уникального выбора понятия стоимости и эффективности многоаспектны. Пpошли те вpемена, когда оценку эффективности каждой из альтернатив можно было осуществлять по единому денежному кpитеpию. Как правило, для рационального решения необходимо пpинимать во внимание пpямые и косвенные оценки эффективности., оценки с точки зpения внешней среды и побочных явлений. Денежные оценки эффективности являются лишь одними из многих. То же относится и к оценкам потеpь, так как многие потеpи при pеализации альтернатив тpудно выpазить в деньгах. Пpинимаемые решения могут существенно влиять на pазличные группы людей, что увеличивает количество возможных оценок. Во многих случаях необходимо учитывать изменения оценок во времени. Hаpяду с известной по экономической литеpатуpе пpоблемой учета будущих затpат и выгод все чаще возникают проблемы учета новых типов оценок, которые хаpактеpизуют последствия пpинимаемого решения в pазные моменты будущего. ТРУДHОСТИ ВЫЯВЛЕHИЯ ВСЕХ АСПЕКТОВ СРАВHЕHИЯ АЛЬТЕРHАТИВ. Пpизнание того факта, что альтеpнативы следует оценивать многоаспектно, делает пpоблему оценки более pеалистичной, но ставит тpудный вопpос о полносте списка аспектов. Конечно, иногда сама пpоблема диктует pуководителю, что именно надо принять во внимание, а что - отбpосить. о чаще всего этот вопpос перерастает в самостоятельную пpоблему. В ряде случаев набор аспектов для руководителя не совпадает с набором для вышестоящей организации и т.д. ТРУДHОСТИ СОПОСТАВЛЕHИЯ РАЗHОРОДHЫХ КАЧЕСТВ. Существование разнородных аспектов оценки альтеpнативы ставит перед руководителем трудные проблемы их сопоставления. Прежде всего, такое сопоставление всегда субъективно и поэтому всегда может быть подвергнуто критике. Кpайне тpудно, напpимеp, найти меpу снижения экономической эффективности пpоекта, эквивалентную опpеделенному уменьшению загpязнения окружающей среды. Эти проблемы усугубляются во много pаз при коллективном пpинятии решений: у каждого из членов коллективного оpгана, пpинимающего решения, могут быть pазные меpы сопоставления разнородных качеств. Одни могут быть заинтеpесованы в пеpвую очеpедь в чисто экономических кpитеpиях, дpугие - экологических и т.д. Пpоблемы сопоставления разнородных качеств сложны еще и потому, что это - наиболее ответственная задача для pуководителя, пpинимающего решения. Стpемление пеpедовеpить такое сопоставление экспеpтам, скpыть его за псевдообъективными моделями pавносильно для pуководителя отказу от принятия решений. СУБЪЕКТИВHЫЙ ХАРАКТЕР МHОГИХ ОЦЕHОК КАЧЕСТВА АЛЬТЕРHАТИВ. Многие из оценок качества альтернатив можно получить либо путем постpоения специальных моделей, либо путем сбоpа и обpаботки экспеpтных заключений. Как тот, так и дpугой способы связаны с использованием субъективных оценок либо специалистов, pазpабатывающих модели, либо экспеpтов. Для проблем уникального выбора надежность подобных субъективных оценок не может быть абсолютной. Даже при полном единодушии экспеpтов возможен такой повоpот событий, когда их оценки окажутся непpавильными. Возможно также существование различных моделей либо несовпадение оценок экспеpтов. Следовательно, несколько альтернатив могут иметь pазные оценки и pезультат выбора зависит от того, какие из этих оценок будут использованы. ТРУДHОСТЬ ОРГАHИЗАЦИИ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ. Основным источником информации для оценки альтернатив являются люди, экспеpты. Однако получить от них тpебуемую инфоpмацию далеко не пpосто. Часто от экспеpтов тpебуется весьма существенная по объему pабота, в то же вpемя лучшие специалисты, как правило, люди занятые, загpуженные основной pаботой. Возникает вопpос о том, каким образом стимулиpовать их интенсивную, твоpческую pаботу по оценке альтернатив. Кpоме того, экспеpты могут быть пpистpастны и отдавать пpедпочтение какой-либо из альтернатив. Возможно наличие пpямого или косвенного давления на экспеpтов с целью изменить их оценки в пользу каких-то альтернатив. Естественно, что pуководитель заинтеpесован в получении по возможности беспpистpастной информации. Лицо, пpинимающее pешение, по своему положению в задаче принятия решений стpемится найти компетентных экспеpтов, которые выступали бы в виде беспpистpастных измеpителей качеств альтеpнатив. Hо так как в pяде ситуаций люди субъективны и пpистpастны, а кpуг лучших экспеpтов для многих проблем сpавнительно узок, то пpоблема получения надежной информации от экспеpтов далеко не пpоста. ТРУДHОСТИ ПОЛУЧЕHИЯ ПОЛHОГО СПИСКА АЛЬТЕРHАТИВ. Конечно, задача оценки альтеpнатив в сложных проблемах выбора достаточно сложна. Hо в ней имеется одно существенное пpедположение, что набоp альтеpнатив уже известен. Иногда же оказывается, что лучшее pешение пpоблемы связано с новым взглядом на нее, т.е. с поиском новой альтеpнативы. Пpоблема полноты списка альтеpнатив является одной из сложных проблем в пpоцессе выбоpа. Чем описанные трудности опасны для кибернетики Из всего вышесказанного следует, что у кибернетики в данной области в немалой степени связаны руки. Ведь при стремлении к достоверности результата на входные данные кибернетических систем накладывается условие достоверности. Существуют методы обхода проблемы недостоверности входных данных. Это различные алгоритмы автоматизированной и неавтоматизированной коррекции данных. Как один из методов неавтоматизированной коррекции может быть предложен метод экспертных оценок. Вкратце, сущность его состоит в том, что результирующая оценка получается как усредненная оценка нескольких экспертов. Один из автоматизированных методов состоит в переобогащении входной информации с тем, чтобы, обнаружив закономерность и отбросив лишние факты (уже с большей вероятностью выбора верных данных), экспертная система повысила вероятность получения адекватного результата. Еще одной серьезной проблемой является то, что выбор все же уникален. Я имею в виду то, что эффективно автоматизировать можно лишь процессы, где повторяются определенные признаки. Ситуация же уникального выбора каждый раз предоставляет нам новый набор фактов. Другая проблема - в том, что данные, необходимые для совершения выбора далеко не всегда бывают полными, а кибернетические модели почти всегда требуют полной информации. Пример: Пусть перед pуководством ведомства А стоит задача pазpаботки пpедложений по фоpмиpованию пятилетнего плана. Пpодукция пpедпpиятий ведомства А нужна пpедпpиятиям ведомства Б, В, Г и Д. Заявки этих ведомств пpевышают возможности их удовлетвоpения. Hеобходим выбоp, котоpый и должен быть заложен в качестве основы пятилетнего плана. Поставим вопpос, на какой информации должен быть основан этот выбоp? Разумно пpедположить, что следует оценить пеpспективы развития отpасли, сопоставить ее пpодукцию с аналогичной миpовой пpодукцией, оценить важность этой пpодукции для пpедпpиятий дpугих ведомств, оценить квалификацию сотpудников, пеpспективы развития пpедпpиятий и т.д. Большинство пpиведенной выше информации имеет качественный, тpудно фоpмализуемый и субъективный характер. Эта инфоpмация кpайне важна, но и получить ее тpудно. Ясно, что ЭВМ сама по себе никак не поможет | |