GeoSELECT.ru



История / Реферат: Быт русских царей 16-17вв (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Быт русских царей 16-17вв (История)



Московский педагогический государственный университет



РЕФЕРАТ
по социальной истории

на тему: «Быт русских царей XVI-XVII вв.»



Выполнила:
Варламова А. Ю.
ФСЭП 101 гр.



Москва 2000г.
Быт русских царей XVI-XVII вв.

Б
ыт русского государя со всеми своими уставами, положениями, с всею своею
чинностью, наиболее полно выразилась к концу XVII столетия. Но как ни были
широки и царственны размеры быта в общих чертах, в общих положениях быта и
даже в мелких частностях, он нисколько не удалился от типичных, исконных
очертаний русской жизни. Московский государь оставался все тем же князем -
вотчинником. Вотчинный тип отражался во всех мелочах и порядках его
домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и
следовательно чисто русский быт, нисколько не отличавшийся в основных
чертах от быта крестьянина, быт, свято сохранявший все обычаи и предания.
Государев двор или дворец
Великокняжеские хоромы, как древнейшие, так и строенные во времена
царей, можно рассматривать как три особых отделения. Во-первых, хоромы
постельные, собственно жилые, или, как их называли в XVII в., покоевые. Они
были не обширны: три, иногда четыре комнаты, служили достаточным помещением
для государя. Одна из этих комнат, обычно самая дальняя, служила
опочивальней царю. Рядом с ней устраивалась крестовая или моленная. Другая,
имевшая значение современного кабинета, называлась комнатой. И, наконец,
первая именовалась передней и служила в качестве приемной. Передней в
нынешнем понятии служили сени.
Княжнина половина, хоромы государевых детей и родственников ставились
отдельно от жилых хором государя и, с небольшими изменениями, во всем
походили на последние.
Ко второму отделению государева дворца относились хоромы не покоевые,
предназначенные для торжественных собраний. В них государь, следуя
тогдашним обычаям, появлялся только в торжественных случаях. В них
проходили духовные и земские соборы, давались праздничные и свадебные
государевы столы. Что же касается названия, они были известны как столовые
избы, горницы и повалуши.
К третьему отделению принадлежали все хозяйственные постройки, которые
тоже назывались дворцами. Известны дворцы конюшие, житный, кормовой (он же
поваренный), хлебный, сытный и т.д. Что же касается великокняжеской казны,
состоявшей обычно из золотых и серебряных сосудов, драгоценных мехов,
дорогих материй и тому подобных предметов, то великий князь, следуя весьма
древнему обычаю, сохранял эту казну в подвалах или подклетах каменных
церквей. Так, например, казна Ивана Грозного хранилась в церкви св. Лазаря,
а его супруги, великой княжны Софьи Фоминичны – под церковью Иоанна
Предтечи у Боровицких ворот.
Что касается внешнего вида, дворец в конце XVII столетия представлял
чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанных
без всякой симметрии, так что в конкретном смысле дворец не имел фасада.
Здания теснились друг против друга, возвышались одно над другим и еще
больше увеличивали общую пестроту своими разнообразными крышами в виде
шатров, скирдов, бочек, с прорезными золочеными гребнями и золочеными
маковицами наверху, с узорчатыми трубами, сложенными из изразцов. В иных
местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами, львами, вместо
флюгеров.
Войдем теперь внутрь хором. Все, что служило украшением внутри хором
или составляло их необходимую часть, называлось нарядом. Существовало два
вида наряда: хоромный и шатерный. Хоромный еще назывался плотничьим, т.е.
оттесывали стены, потолки и стены обшивали красным тесом, делали лавки,
подати и проч. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, если
комнаты убирались столярной резьбой. Шатерный же наряд состоял из уборки
комнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам.
Существовало два вида украшения потолков: вислый и слюдяной. Вислый –
деревянная резьба с рядом навесных деталей. Слюдяной – убранство слюдой с
резными украшениями из жести. Украшение потолков сочеталось с украшением
окон. Пол настилали досками, иногда мостили дубовым кирпичом.
Перейдем теперь к меблировке комнат. Основные комнаты царской половины
были: Передняя, Комната (кабинет), Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Мне
хотелось бы остановить свой взгляд на опочивальне, потому что эта комната
имела самое богатое убранство по тем временам. Итак, опочивальня. Главным
предметом убранства постельной комнаты была кровать (постеля).
Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т.е. она служила
кровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Завесы были
отделаны бахромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кровати
привешивались застенки (род драпировки). Застенки тоже вышивались золотом и
серебряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей и
разные диковинные травы и цветы. Когда в XVII в. пошла мода на немецкую
фигурную резьбу, кровати стали еще более красивыми. Их стали украшать
коронами, венчавшими шатры, гзымзами (карнизы), шпренгелями, яблоками и
пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась и
расписывалась краской.
Такую кровать можно посмотреть в Большом Кремлевском дворце, и хотя,
та кровать относиться к более позднему времени, но идея, в общем, отражена.

Цены на царские кровати колебались от 200р. до 2р. Два рубля стоила
разборная походная кровать, обшитая красным сукном – аналог раскладушки.
Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила
2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Эта
кровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховым
панцирем, шелком, жемчугом и перламутром.
Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошью
убиралась и сама постель. Причем для особых случаев (свадьба, крестины,
рождение ребенка и т.д.) существовала своя постель. Итак, постель состояла:
х/б тюфяк (бумажник) в основании, взгловья (длинная подушка во всю ширину
постели), две пуховые подушки, две маленькие пуховые подушечки, одеяло,
покрывало, под кроватью стелился ковер. К кровати приставлялись колодки.
Они нужны для того, что бы залазить на ковер. Причем застеленные кровати
были настолько высоки, что без этих приступных колодок залезть на кровать
было тяжело.
У многих существует представление, что опочивальни тех времен были
увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которые
выглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же был
только поклонный крест.



Обычный день
День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. А
конкретнее говоря, ранее утро заставало государя в Крестовой, с богато
украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигались
лампады и свечи. Государь вставал обыкновенно в четыре часа утра.
Постельничий подавал ему платье. Умывшись в Мыленке, государь тот же час
шел в Крестовую, где его ждали духовники. Священник благословлял государя
крестом, утренняя молитва начиналась. По совершении молитвы, которая
длилась обычно около четверти часа, выслушав заключительное духовное слово,
читавшееся дьяком, государь посылал особо доверенного человека к государыне
проведать о ее здоровье, узнать как почивала?, потом сам выходил
здороваться. После этого они вместе слушали заутреннюю. Между тем в
Передней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить
государю». Поздоровавшись с боярами, поговорить о делах, государь в
сопровождении придворных шествовал в часу девятом в одну из придворных
церквей слушать позднюю обедню. Обедня продолжалась часа два. После обедни
в Комнате (=кабинет) царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные и
занимался текущими делами. После того, как бояре разъезжались, государь
(иногда с особо приближенными боярами) шел к столовому кушанью, или обеду.
Несомненно, праздничный стол разительно отличался от обыкновенного. Но даже
обеденный стол не шел в никакое сравнение со столом государя во время
поста. Набожности и аскетичности в соблюдении постов государями можно было
только удивляться. Например, царь Алексей во время поста ел только 3 раза в
неделю, а именно в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни ел по
куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по
полстакана пива. Рыбу он ел только 2 раза за весь семинедельный Великий
пост. Даже, когда не было поста, он не ел мясного по понедельникам, средам
и пятницам. Впрочем, несмотря на такое постничество, в мясные и рыбные дни,
за обыкновенным столом подавалось до 70 разнообразных блюд. После обеда
государь обычно ложился спать и почивал до вечера, часа три. Вечером во
дворе снова собирались бояре и прочие чины, в сопровождении которых, царь
шел к вечерне. Иногда после вечерни также слушались дела или собиралась
Дума. Но чаще всего время после вечерни до вечернего кушанья царь проводил
в кругу семьи. Царь читал, слушал бахарей (рассказчики сказок и песен),
играл. В числе самых любимых развлечений царей были шахматы. О силе этой
традиции говорит тот факт, что при Оружейной палате состояли особые мастера-
шахматники.
Вообще развлечения того времени не были так бедны, как мы думаем. При
дворе существовала особая Потешная палата, в которой всякого рода потешники
забавляли царское семейство. В числе этих потешников были скоморохи,
гусельники, домбрачи. Известно, что при дворовом штате были дураки-шуты – у
царя, дурки-шутихи, карлицы и карлики – у царицы. Зимой, особенно по
праздникам, царь любил смотреть медвежье поле, т.е. бой охотника с диким
медведем. Ранней весной, летом и осенью царь нередко выезжал на соколиную
охоту. Обычно эта потеха длилась целый день и сопровождалась особым
ритуалом.
День царя оканчивался обычно также в Крестильной, так же 15-минутной
вечерней молитвой.
Выходной день
К обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и
позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении
бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходной
одежды государя соответствовали значению торжества или праздника по случаю
которого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Летом он
выходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с меховым околом, зимою
– в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду – в суконной
однорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черного
дерева. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество,
Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие государь
обличался в царский наряд, которому принадлежали: царское платье, царский
становый кафтан, царская шапка или корона, диадема, наперстный крест и
перевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха царский жезл. Все это
блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Башмаки, которые
надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и
украшены каменьями. Тяжесть этого наряда была без сомненья очень
значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали
стольники, а иногда ближние бояре.
Вот как описывает подобный выход итальянец Барберини (1565г.):
«Отпустя послов, государь собрался к обедне. Пройдя залы и другие
дворцовые покои, он сошел с дворового крыльца, выступая тихо и
торжественно, опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За ним
следовало больше восьмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шел он
посреди четырех молодых людей, имевших от роду лет тридцать, сильных и
рослых: это были сыновья знатнейших бояр. Двое из них шли впереди его, а
двое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии от
него. Все четверо были одеты одинаково: на головах у них были высокие
шапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные кругом
рысьим мехом. Одежда на них была из серебристой ткани до ног, подбита она
была горностаями; на ногах были белье сапоги с подковами; каждый нес на
плече большой топор, блестевший серебром и золотом».
Рождество
В сам праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой
или Золотой палате. Во втором часу дня, в то время как начинали благовест к
литургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха с
духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном и
коврами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него кресло
патриарха. Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов,
архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славить
Христа и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святую
воду. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчие
пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх
шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потом
по все членам царской семьи, если они не собирались у царицы.
Отпустя патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в
царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. После литургии,
переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел во
дворец, где потом в Столовой или Золотой палате приготовлялся праздничный
стол. Так Этим оканчивалось праздничное торжество.
В день Рождества царь не садился за стол без того, чтобы не накормить
так называемых тюремных сидельцев и пленных. Так в 1663 г. в этот праздник
на большом тюремном столе кормлено было 964 человека.




Реферат на тему: В царстве сарматских амазонок

Женщина несравненно злее мужчины
И умнее его ; доброта в женщине есть

Уже форма вырождения.

Ф.Ницше

III в.до н.э. стал поворотным моментом в истории причерноморских кочевников
и
Греческих городов-государств. Именно в этот период начинается массовое пере-

Селение сарматских (савроматских) племён в Скифию.
Что касается самого названия «савроматы» (или «саорманы») ,то оно
происходит от авестийского «саормани»(опоясанные мечом). Существование двух
названий одного народа- сарматы и савроматы-связано с элементарной
грамматической ошибкой, которая вследствии частого употредления
превратилась в правило.
Всё старшее поколение античных авторов-Гиппократ,Геродот,Скилакс,Скимн и
римские Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший писали о
савроматах, и лишь с лёгкой руки Клавдия Птолемея,александрийского
географа,
математика, астронома, который в 179 г.н.э. впервые употребил название
«сарматы» ,старо племенное имя забылось. С II в.н.э. именно сарматы
упоминаются в произведениях античных авторов.

Ещё в конце V-IV в.до н.э. группа сарматских племён потеснила восточных
скифов и овладела правым берегом нижнего Дона и примыкающим к нему
побережьем. Позже скифы-некогда могучие хозяева причерноморских степей-
пришли в упадок. Историки традиционно объясняют это двумя основными
причинами.
Во-первых, начиная с III в. до н. э экологический кризис поразил
природную
среду проживания скифов. Увеличение поголовья скота привело к уничтожению
травянистого покрова степи. Это в свою очередь, стало причиной ослабления
господствующей в Причерноморье скифской орды. Часть её во главе с царём
Атеем переселились в Добруджу(причерноморская область современной Румынии )
и вступила в союз с тамошними эллинами ( в соседней Каллатии даже
чеканилась серебряная монета с именем Атея ).
(Правда, тогда непонятно, почему сарматы со всеми своими стадами
переселились в степную Скифию- регион пострадавший от экологического
бедствия ?!)
В качестве второй причины называют военно-политическое ослабление
скифов вследствие возрастания уровня их цивилизованности, перехода под
влиянием греков к полуосёдлому образу жизни . Как следствие, уменьшилась
присущая кочевникам воинственность, чем и объясняется
череда военных поражений скифов.
Римский писатель Помпей Трог рассказывает о том, что скифов из Азии
якобы отозвали женщины, которые объявили им через посланцев, что если их
загулявшие или , точнее сказать, завоевавшиеся мужчины не возратятся, то
они позаботяться прижить потомство с соседями, но не допустят, чтобы в
будущем скифское племя погибло по вине женщин. Итак, на первый план
выдвигались патриотические мотивы.Угроза подействовала. Однако вскоре после
возвращения скифской орды из азиатского похода начались ссоры между
племенами. (Вероятно, патриотический почин женщин уже начал воплощаться в
жизнь) Разногласия внутри орды вызвали отселение ее части на юг и восток,
что тоже ослабило военную мощь скифов.
В 339 г. в битве против македонского царя Филиппа, отца знаменитого
Александра Македонского, скифы потерпели сокрушительное поражение. В
сражении с македонянами погиб их 90-летний царь Атей.
Положение скифов еще более ухудшилось, когда в Ш в. до н.э. на
Северное Причерноморье хлынули волны новых варваров: с востока – сарматы,
с запада – фракийцы и кельты. В результате их резко возросшей активности
подверглась разрушению Ольвия. Так скифы, уже успевшие стать оседлыми и
перенять греческие традиции, попали в смертельные тиски.
Массовые вторжения сарматов в севернопричерноморские степи добили
ослабевших скифов. Как писал Диодор Сицилийский, сарматы опустошили Скифию
и. Поголовно уничтожая побежденных, обратили большую часть страны в
пустыню.
В чем причины кровавой резни, устроенной сарматами скифам? Ведь
известно, что по происхождению, языку и культуре – это родственные народы.
Сарматский язык – один из диалектов скифского языка, когда, когда-то
сарматы были частью скифской орды.
Вплоть до !У в. до н.э. сарматы относительно ладили со скифами.
Напри мер, вместе со скифскими воинами они активно участвовали в отражении
нашествия персидского царя Дария.
Так зачем же степнякам-сарматам было истреблять степняков-скифов?
Не проще было бы брать с них дань, как это свойственно кочевникам, или
включить их в состав своей орды, на худой конец – выгнать? Ведь ослабленная
экологическими бедствиями и поражениями от внешних врагов Скифская орда не
могла оказать серьезного сопротивление сарматам.
Возможно, крайняя жестокость сарматов обусловлена углубившимися
культурными различиями между когда-то близкими друг другу народами. Судя по
всему, сарматы целенаправленно истребляли скифов как «предателей» степного
образа жизни.
Политическое владычество сарматов в Скифии окончательно
утвердилось во время правления царя одного из сарматских племен Сайтафарна
и роксоланской царицы Амаги. Сарматы – варвары со «свежими» инстинктами –
почти 600 лет господствовали в степях Причерноморья, но в конце концов и
они не избежали участи скифов; со временем они также эллинизировались,
утратив свои степные традиции.
На сегодня существуют две главные версии происхождения сарматов.
Большинство ученых разделяет гипотезу о среднеазиатском происхождении
сарматских объединений. Считается, что они пришли из страны Кангъюй в
бассейне реки Амударьи, на границе с Китаем.
Особое мнение на этот счет имел выдающийся русский антиковед
М.Ростовцев. Он высказал точку зрения, согласно которой основное ядро
сарматов сформировалось в районе Донбасса и Слобожанщины.
Плиний Младший и Помпоний Мела утверждали, что сарматы – это
единый народ, разделенный на несколько родственных племен. Языги – авангард
сарматского нашествия на Скифию – расположились на территории западнее
Днепра до Паннонских степей (современная Венгрия). Аорсы заняли территорию
от Дона до Аральского моря. Сираки кочевали в переднекавказских степях.
Урги, саи и иксаматы заняли устье Дона. Там же обитали роксоланы (светлые
аланы). Аланы являлись последней волной сарматской миграции. Им удалось
захватить владения сираков и роксоланов и дольше всех кочевать в
черноморских степях. В Салтовском городище, которое находится неподалеку от
Харькова, аланы жили вплоть до УШ в. Само же название "«ланы"»упоминается в
источниках вплоть до Х!У в.
Главная особенность сарматского общества – ведущая роль женщины.
Так, Геродот описывал сарматов как воинственный народ, подчинявшийся власти
женщин. Их общественный строй можно определить как гинекократию –
аристократический матриархат. Сам факт существования подобного устройства
подтверждается не только античными источниками, но и археологическими
находками. До 20% всех найденных археологами захоронений сарматов
приходится на женщин-воинов. По сравнению с другими степными народами, хотя
бы с теми же скифами, это достаточно высокий процент. Таким образом,
греческие мифы об амазонках обретают реальную историческую почву!
(Несколько подробнее об этом мы расскажем ниже).
Во всем остальном культура и история сарматов обнаруживают
сходство с другими народами-кочевниками. Так, за исключением некоторых
деталей, сарматское искусство очень похоже на скифское. В звериный стиль
сарматы внесли следующие изменения: лев становится главным персонажем;
распространение получили также образы быка, оленя, пантеры (гепарда), коня
и зайца. В античном мире заяц выражал идею плодородия и символизировал
времена года, а у скифов заяц был символом удачи. Его можно видеть также на
персидских миниатюрах с изображением любовных сцен. А персы, напомним, как
и сарматы, - иранцы. Если обратиться к славянскому свадебному фольклору, то
в народных песнях присутствует мотив предварительного совокупления невесты
с зайцем, а потом уже с женихом. (Похоже, товарный знак «Плейбоя» имеет
давнюю историю!) На сарматских вещах встречаются изображения верблюда,
гадюки, рыбы, дракона, грифона, а также полулюди-полузвери и разные
чудовища. Излюбленными мотивами сарматского искусства были охота и грызня
зверей между собой.
Особенность погребального обряда сарматов – катакомбные могилы
(погребальные камеры). Покойника туда обычно клали в выпрямленном
положении, лицом вверх, с руками, вытянутыми вдоль тела. И только колдуний
(ворожей) хоронили на животе в окружении змей (на эт о указывают находки
змеиных скелетов). Для сарматских захоронений характерны посыпка из мела и
крупные куски мела (в сакральной индоевропейской триаде цветов – белый,
черный, красный – белый цвет символизирует смерть). На тот случай, если
покойник проголодается, к нему в могилу клали жертвенную тушу барана или ее
части.
Наглядный пример сарматского погребения представляет собой могила
Ш в.н.э., раскопанная в Венгрии. В усыпальнице-избе, сооруженной по
скифскому обычаю из толстых бревен, похоронен сарматский князь, окруженный
сокровищами: воз и кони, которые возили его до смерти и везли его к месту
вечного сна. В соседних могилах покоятся четыре княжеских дружинника с
отсеченными головами.
Военное искусство сарматов стояло на очень высоком уровне. Они
обладали достаточно совершенным на то время оружием. Защитой им служили
длинные панцири из железных или роговых чешуек – согласно Павсанию, они
изготовлялись из конских копыт.
А по более достоверной информации Страбона, сарматские шлемы и
панцири делались из сырой бычьей кожи, а щиты плелись из лозы. Из
наступательного оружия наибольшее распространение получили лук и копья
(римский поэт Валерий Флак писал о сарматских воинах, «метающих длиннейшие
копья»). Кроме этого, использовались также мечи. Длинный двуручный меч
с гардой в форме полумесяца назывался «карта».
Сарматская конница представляла собою грозную боевую силу. С
точки зрения итальянского исследователя Франко Кардини, именно сарматские
катафрактарии – тяжеловооруженные всадники в коротких черных плащах –
стояли у истоков западноевропейского рыцарства. Корнелий Тацит писал, что
сваленный на землю такой всадник без посторонней помощи подняться уже не
мог.
Тяжелая конница сарматов, шедшая в бой «пламени подобна» – в
доспехах из железа, ослепительно сверкавшего на солнце, наводила ужас на
всю Европу.
Во время Великого переселения народов аланы (сарматы) вместе с
готами и вандалами прошли через весь европейский континент и даже успели
повоевать в далекой Испании. Этот исторический факт отражен, между прочим,
в названии современной испанской провинции Каталонии – искаженное «Гото-
Алания». Кроме того, как известно, одна из современных северокавказских
республик официально именует себя Республика Алания.
Аланы не только познакомили Европу с тяжеловооруженной
конницей, они еще и сделали выдающийся вклад в развитие европейского
собаководства. Одной из самых известных и популярных пород собак является
дог. В буквальном переводе с латыни Caпis alaпis – «аланская собака».
Немецкие доги, эти «аполлоны среди собак», во Франции называются alaпt, в
Италии – аlaпо. Предки немецкого дока попали в Западную Европу с аланами,
которые использовали этих собак на полях сражений.
Еще ассирийцы и персы разводили боевых собак, похожих на
догов, - их изображения встречаются на каменных рельефах. Александр
Македонский также применял собак в боевых целях. Использовали догов и в
Древнем Риме. Скелет дога найден в слоях римского времени в Ольвии.
Доказано, что и скифы разводили догов. На знаменитой чаше из кургана Солоха
изображена именно эта порода собак.
Весьма любопытны религиозные обряды и представления сарматов.
Как и скифы, воинственные сарматские всадницы поклонялись мечу, вонзенному
в землю (Аммиан Марцеллин). Среди наиболее известных сарматских божеств
видим: женское божество, великую Богиня-Мать, которая является воплощением
творческой силы природы и всяческого благополучия; «страшную для зверей»
Гекаэргу (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и ее сестру
Опис (Кара, Месть).
На фоне этих грозных богинь-воительниц мужские божества
выглядят довольно бледно и невыразительно: Санерг с неопределенными
функциями с Утофарн – опекун домашнего очага.
Возможно, пантеон сарматских богов каким-то образом отражал
реальное распределение обязанностей в семье. Среди античных авторов
бытовали две версии относительно происхождения этого необычного устройства.
Диодор Сицилийский рассказывает о том, что одна царица загордилась своими
военными успехами и провозгласила себя дочерью бога войны, а за мужчинами
оставила прядение и домашние женские занятия. Затем она издала законы,
которыми женщин поощряла к военной службе, а за мужчинами оставила
покорность и рабство. Детям мужского пола она калечила руки и ноги, чтобы
сделать их непригодными для войны.
Другие античные авторы утверждали, что окончательно матриархат у
сарматов сложился вследствие гибели мужчин в походах. Попытка подросших
мальчиков сбросить женское иго не увенчалось успехом. Когда женщины
одержали убедительную победу на поле битвы, мужское население трусливо
бежало в густые заросли и там погибло (вероятно, без женской заботы).
Опасаясь мести оставшихся в живых молодых мужчин, женщины постановили
сделать их хромыми.
Античные авторы сообщают нам также интересные подробности о
повседневной жизни сарматских амазонок. Так, согласно их рассказам,
сарматки на полевые работы выходили в полном вооружении и обязательно
опоясанные мечом. Они не употребляли в пищу хлеб (для кочевников, как
известно, характерно мясомолочное питание, а возможно, сарматки просто
следили за своей фигурой). При этом, по сообщениям этих же античных
авторов, они предпочитали кушать черепах, змей, ящериц, скорпионов.
Здесь уместно вспомнить о достаточно экзотическом внешнем
виде сарматов. В результате скрещения их с местными племенами сарматы
отличались еще более заметной круглоголовостью, чем скифы. Но по каким-то
причинами сарматы считали долгоголовость признаком благородства, поэтому
они стремились искусственно удлинить себе головы. Так, в сарматских
захоронениях часто встречаются прижизненно деформированные черепа.
На римского поэта Публия Овидия Назона, которому доводилось
сталкиваться с сарматами во время своего пребывания в Ольвии, их варварская
внешность, бородатые лица с длинными волосами и агрессивный, грозный вид
произвели отталкивающее впечатление.
А вот его соотечественник – римский историк Аммиан Марцеллин,
наоборот, любовался внешностью сарматов. Согласно его описанию, «почти все
они высокие и красивые, с достаточно белокурыми волосами, они наводят ужас
грозным взглядом своих очей и сами слишком подвижные благодаря легкому
вооружению.
А теперь представьте на минуту наших амазонок, этих красавиц-
атлеток: с одной грудью и искусственно удлиненными головами! Нашим
современникам они наверняка показались бы химерическими существами с другой
планеты.
Но, как ни странно, сарматки не слишком потеряли в своей
женской привлекательности, и не только потому что вели сверхактивный образ
жизни, но и потому, что очень внимательно следили за своей внешностью.
Одежда сарматок выражает их стремление к красоте и элегантности. Как и
персы, они носили шаровары и широкие плащи, которые застегивали
разнообразными фибулами (застежками) или на плече, или на груди. Как и у
скифок, их сорочка была подпоясана в талии. Захоронения показывают, что
свою одежду сарматки охотно украшали вышивками, обшивали ее на рукавах и
около пояса мелкими голубыми или зелеными бусинками. Одеяние более
зажиточных сарматок были обшиты позолоченными бляхами. Голову сарматки
покрывали вышитым платком – гиматионом. На ногах носили мягкие туфельки,
украшенные кораллами и золотыми бляхами. Сарматки были наверняка
кокетливыми модницами и обожали всевозможные украшения и ювелирные
безделушки.
Эти суровые женщины-воины пользовались бешеной популярностью
среди других кочевых племен …как невесты! В частности. Скифы желали иметь
детей именно от «амазонок». Правда, при этом они руководствовались
исключительно утилитарными соображениями, усматривая в таких браках
гарантию рождения здоровых потомков.
По свидетельству античных писателей, сарматские женщины ездят
верхом, стреляют из луков, метают дротики и не выходят замуж до тех пор,
пока не убьют трех врагов. Та, которая выходит замуж, перестает ездить
верхом, пока не появится потребность всеобщей мобилизации. У них нет правой
груди, ибо еще с детства их матери, раскалив медный инструмент,
прикладывают его к правой груди и выжигают ее, из-за чего она перестает
расти, а вся сила и богатство соков переходит в правое плечо и руку.
Делалось это якобы для удобства стрельбы из лука.
(Странно, почему в погоне за спортивными результатами
современные украинские лучницы и их тренеры до сих пор не догадались
последовать этому старому, проверенному историей рецепту сарматских
бабушек. Украинские спортсменки наверняка выигрывали был Олимпиады и иные
соревнования международного уровня).
Читателям, наверное, будет интересно узнать, что сила
натяжения обычных боевых луков достигало 40-60 кг(современных спортивных –
20 кг), а особенно дальнобойных – до 100 кг. Тетива же натягивалась 2-4
пальцами. Максимальная скорострельность достигала 10-12 выстрелов в минуту.
Если к этому добавить, что сарматы и скифы стреляли верхом, то можно себе
представить, какой колоссальной физической силой они обладали.
Академик Б.Рыбаков в своей книги «Язычество древних славян»
высказал предположение, что историческим прототипом известного сказочного
персонажа Бабы-Яги была «предводительница амазонок эпохи праславянско-
сарматских взаимоотношений около рубежа нашей эры». Само слово «Яга» он
возводит к «языг» (название одного из сарматских племен). Железную ступу
Бабы-Яги Б.Рыбаков трактует как скифский или сарматский походный котел.
Баба-Яга, или Яга Ягишна, - персонаж не только
восточнославянских сказок. У словенцев она носит имя Ежи-Бабы, в немецких
сказках – Фрау Холле, у греков – Калипсо. А вот у тюрок совсем наоборот.
Баба-Яга, которую тюрки называли Бабй-Ага, - это, во-первых, мужчина, а во-
вторых, добрый волшебник, который летал в ступе и приносил людям счастье.
Где опуститься Бабай-Ага, там с того времени место вчиталось священным. По
мнению исследователя тюркской культуры Аджи Мурада, Бабай-Ага является
прообразом Будды.
Баба-Яга также Мать змеев, противников Богатыря, и жрица смерти.
В сказках содержится весьма красноречивая характеристика этой людоедки:
«костяная нога, волосяной язык». Ее избушку на курьих ножках окружает забор
из человеческих костей; в качестве засова Баба-Яга использует человеческую
ногу, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
…Под влиянием античных авторов в средневековье и в Новое время
продолжались активные, хотя и безуспешные поиски страны воинственных
девственниц, целомудренных одногрудых красавиц. Их искали в Германии,
Чехии, на севере Европы. В ХУП в. их вроде бы видели на Кавказе. Легенды о
храбрых воительницах имели хождение также в Китае, Японии, Индии, арабском
мире.
Сразу после открытия Америки европейские колонисты тщетно
пытались отыскать там американских амазонок. (Кстати, река Амазонка
получила свое название именно в честь этих свирепых воительниц).
Видимо, сама идея «женского царства» настолько поразила
воображение человечества (в первую очередь его мужской половины), что оно
желало собственными глазами увидеть общество под властью женщин.
Однако именно в украинских степах был осуществлен уникальный
социальный эксперимент, именно там сбылась мечта всех воинствующих
феминисток. Власть мужчин была свергнута, в обществе установилось
господство сестер по оружию.
Человеческая цивилизация до сих пор держалась на порабощении и
самой беспощадной и циничной эксплуатации женщин – это является
неопровержимым историческим фактом. Но сегодня данное положение вещей самым
радикальным образом меняется. Во всем мире сильный пол деградирует и сдает
завоеванные веками позиции. Рождаемость мужчин падает, состояние их
здоровья с каждым годом ухудшается, продолжительность жизни неуклонно
снижается. Похоже, уже недалеко тот час, когда женщины, опираясь на
преимущества перед мужчинами, возьмут бразды правления в свои нежные ручки.
Грядет настоящая феминистическая революция, которая возродит
царство Бабы-Яги, мифических амазонок – этих древних феминисток
радикального толка. Но, как и любая другая революция, феминистическая едва
ли ограничится простым восстановлением попранной половой справедливости и
установлением реального равенства между мужчинами и женщинами. Равновесие
сил между полами возможно только как временное и неустойчивое состояние.
Вряд следует ожидать построения женщинами царства свободы,
равенства и братства (сестринства), как о том неустанно твердят феминистки.
Можно с большой долей вероятности предположить, что вместо равноправия
неизбежно установится новое неравенство. Ведь воля к власти присуща не
только мужчинам, но и женщинам. Просто в отличие от более прямолинейных
мужчин, женщины склонны к обходным, а значит, и более эффективным путям
достижения своих целей.
Нелишне будет напомнить, что социалистическое движение тоже
начиналось как борьба за эмансипацию трудящихся, а закончилась диктатурой
пролетариата и его авангарда – тоталитарной партии коммунистов.
Но как бы там ни было, сам факт, что среди всех народов мира
именно сарматы наиболее последовательно воплотили в жизнь феминистическую
утопию или, по крайней мере, приблизились к ее реализации, должно стать
предметом гордости всех украинских феминисток и не только их.





Новинки рефератов ::

Реферат: Концепция правового государства (Теория государства и права)


Реферат: Сатанизм как социальное явление (Социология)


Реферат: Тревожность и экзаменационные испытания у человека (Психология)


Реферат: Роль воображения в игровой деятельности дошкольников (Педагогика)


Реферат: Курс лекций по международному праву (Международное публичное право)


Реферат: Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования (Трудовое право)


Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков (Психология)


Реферат: Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного педагогического общения (Педагогика)


Реферат: Самооценка (Психология)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Формирование музыкально- ритмической способности у учащихся (фортепиано) (Музыка)


Реферат: Москва (История)


Реферат: Биография Везалий (Исторические личности)


Реферат: Представление об информационном обществе и этапы развития информационных технологий (Кибернетика)


Реферат: Методы принятия управленческого решения (Менеджмент)


Реферат: Деловая французская кореспонденция (La lettre comercial) (Иностранные языки)


Реферат: Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ (Государство и право)


Реферат: А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист