GeoSELECT.ru



Предпринимательство / Реферат: Документирование управленческой деятельности предприятия (Предпринимательство)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Документирование управленческой деятельности предприятия (Предпринимательство)



Содержание

Введение
1. Документирование управленческой деятельности предприятия
1.1. Реквизиты управленческих документов и правила их оформления
1.2. Требования к бланкам документов
1.3. Правила машинописного оформления документов
1.4. Подготовка и оформление основных видов документов
2. Технология работы с документами
Заключение



Введение

На предприятии существует следующая организационно - распорядительная
документация (ОРД), применяемая при оформлении распорядительной и
исполнительной деятельности аппарата предприятия и играющая особую роль
среди всех других систем управленческой документации:
– организационные документы;
– распорядительные документы;
– информационно - справочные документы.
На предприятии существует также служба документационного обеспечения
управления (ДОУ), которая должна принимать к обработке только правильно
оформленные документы, имеющие юридическую силу и присланные в полном
комплекте (при наличии приложений).



1. Документирование управленческой деятельности предприятия
1.1. Реквизиты управленческих документов и правила их оформления

В перечень реквизитов ОРД входят:
1. Государственный герб.
2. Эмблема предприятия.
3. Код организации по общегосударственному классификатору
организаций.
4. Код формы документа по общегосударственному классификатору
управленческой документации.
5. Наименование министерства.
6. Наименование организации.
7. Наименование структурного подразделения.
8. Индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес, номер
телетайпа, номер телефона, номер счета в банке.
9. Название вида документа.
10. Дата.
11. Индекс.
12. Ссылка на индекс и дату входящего документа.
13. Место составления или издания.
14. Гриф ограничения доступа к документу.
15. Адресат.
16. Гриф утверждения.
17. Резолюция.
18. Заголовок к тексту.
19. Отметка о контроле.
20. Текст.
21. Отметка о наличии приложения.
22. Подпись.
23. Гриф согласования.
24. Визы.
25. Печать.
26. Отметка о заверении копии.
27. Фамилия исполнителя и номер его телефона.
28. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
29. Отметка о поступлении.

Реквизиты:
“Код организации” и “Код формы документа” располагаются в правом
верхнем в две строки. Сначала код организации, а потом код управленческой
документации.
“Наименование министерства” и “Наименование предприятия” указывается
в полном соответствии с правовыми актами.
“Наименование структурного подразделения” – применяется только внутри
предприятия.
“Адресные данные предприятия” – используются только при переписке.
“Название вида документа” – приказ, акт, справка, должностная
инструкция и т.д.) указывается во всех служебных документах, кроме писем.
“Дата” – оформляются цифровым способом, арабскими цифрами, в
следующей последовательности: день месяца, месяц, год.
“Индекс” – регистрационный номер, присваивается каждому исходящему,
внутреннему и входящему документу при его регистрации.
“Ссылка на индекс и дату входящего документа” – проставляется только
на ответных исходящих письмах, ниже даты и индекса письма.
“Место составления или издания” – указывается на каждом документе,
кроме письма, на котором имеется почтовый адрес.
“Гриф ограничения доступа к документу” – указывается, если документ
содержит сведения ограниченного распространения. Используются грифы : “Для
служебного пользования”, “Секретно” и т.п.
“Адресат” – располагается в правом верхнем углу документа.
“Гриф утверждения” – должен состоять из слова “УТВЕРЖДАЮ”,
наименование должности лица утверждающего документ, личной подписи, ее
расшифровки и даты.
“Резолюция” – включает фамилию и инициалы исполнителя, содержание
поручения и срок исполнения. Резолюция обязательно датируется и
подписывается и проставляется в правом верхнем углу, между реквизитами
“Адресат” и “Текст”.
“Заголовок к тексту” – содержит краткое содержание документа.
“Отметка о контроле” – только тех документов, которые взяты на
контроль.
“Текст” – содержательная часть документа представленная связным
текстом. Требования к текстам служебных документов:
– краткость и точность изложения информации, исключение двоякого
толкования;
– объективность и достоверность информации;
– составление, по возможности, простых, т.е. содержащих один вопрос,
документов для облегчения и ускорения работы с ними;
– структурирование текста документа, деление его на такие смысловые
части, как: введение, доказательство, заключение.
– широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании
повторяющихся управленческих ситуаций.
“Отметка о наличии приложения” – указывается количество листов и
количество экземпляров при наличии в документе приложения.
“Подпись” – входит наименование должности лица, подписывающего
документ, личная подпись и ее расшифровка. При подписи документа
несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в
последовательности, соответствующей занимаемой должности.
“Гриф согласования” – состоит из слова “СОГЛАСОВАНО”, наименование
должности лица, с которым согласован документ.
“Виза” – используют для внутреннего согласования документов.
“Печать” – ставится на наиболее важных документах, подтверждая их
подлинность.
“Отметка о заверении копии” – проставляется ниже реквизита подпись и
включает заверительную надпись “Верно”, наименование должности лица,
заверяющего копию, его личную подпись, ее расшифровку и дату заверения.
“Фамилия исполнителя и номер его телефона” – располагают на лицевой
или оборотной стороне последнего листа документа.
“Отметка об исполнении документа и направлении его в дело” – для
последующего хранения и использования в справочных целях.
“Отметка о поступлении” – проставляется на входящих документах с
помощью специального регистрационного штампа или от руки.

1.2. Требования к бланкам документов

Конкретный набор реквизитов для каждого документа определяется его
видом и разновидностью. Отдельные реквизиты являются обязательными для
каждого документа, независимо от его вида. Отсутствие таких реквизитов
лишает его юридической силы. К обязательным реквизитам прежде всего
относятся постоянные реквизиты, входящие в состав бланка документа. Эти
реквизиты заранее наносятся на стандартный лист бумаги типографским
способом или с помощью специального штампа и образуют официальный бланк
документа.

1.3. Правила машинописного оформления документов

Основные правила при оформлении документов:
– текст документа печатается через 1,5 межстрочных интервала;
– первую строку каждого абзаца текста следует печатать, отступив на 5
знаков от границы левого поля;
– реквизиты (кроме текста), состоящие из нескольких строк, печатают
через один межстрочный интервал;
– реквизиты документа отделяют друг от друга 2-3 межстрочными
интервалами;
– расшифровку подписи в реквизите “Подпись” печатают на уровне
последней строки наименования должности без пробела между инициалами и
фамилией;
– если заголовок к тексту превышает 150 знаков (5 строк), его
допускается продлевать до границы правого поля;
– точку в конце заголовка не ставят;
– в документах, оформленных на двух и более листах, нумеруются второй
и последующие листы;
– номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа
арабскими цифрами без слова “страница” на расстоянии не менее 10 мм от
верхнего края листа.

1.4. Подготовка и оформление основных видов документов
Организационными документами называется комплекс взаимоувязанных
документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия,
организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и
специалистов предприятия.
Организационными документами являются :
устав, структура и штатная численность аппарата управления, штатное
расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о
структурном положении предприятия, должностная инструкция работника.

Распорядительные документы регламентируют деятельность предприятия и
документируется в основном, посредством издания приказов директором
предприятия. По содержанию приказы делятся на два вида: основной
деятельности и по личному составу.
Распорядительными документами являются:
приказ, распоряжение, указание, инструкция.
Приказ по основной деятельности является нормативным документом,
отражающим управленческие решения по вопросам производственно -
хозяйственной деятельности, планирование, отчетности, финансирования,
кредитования, реализации продукции, внешнеэкономической деятельности,
совершенствования структуры и организации работы предприятия.

Информационно - справочные документы отражают процессы принятия
управленческих решений и сами решения. Документирование хода
производственных совещаний и оформление документов возлагается на
сотрудника, ответственного за ведение работы с документами.
Информационно - справочными документами являются:
протокол, акт, письмо, докладная и объяснительная записки, справка,
телеграмма, телефонограмма и др.



2. Технология работы с документами

Документооборот – это движение документов с момента их получения или
создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело. Различают три
основных потока документации:
– документы, поступающие из других организаций (входящие);
– документы, отправляемые в другие организации (исходящие);
– документы, создаваемые на предприятии и используемые работниками
предприятия в управленческом процессе (внутренние).
Документы, поступающие на предприятие проходят:
– первичную обработку;
– предварительное рассмотрение;
– регистрацию;
– рассмотрение руководством;
– передачу на исполнение.
Контролю подлежит исполнение всех зарегистрированных документов.
Контроль исполнения включает:
– постановку документа на контроль;
– проверку своевременного доведения документа до исполнителя;
– проверку и регулирование хода исполнения;
– учет и обобщение результатов контроля исполнения документов,
информирование руководителя.
Основная цель организации контроля исполнения – обеспечение
своевременного и качественного исполнения документов. Сроки исполнения
исчисляются в календарных днях с даты подписания (утверждения) документа, а
для поступивших – с даты поступления.


Заключение

В ходе практики были получены основные навыки по разработке и
оформлению типовых управленческих документов и деловой корреспонденции,
информация о документировании деятельности современного предприятия и
организации работы с документами в соответствии с требованиями действующих
законодательных и других нормативных актов.
В дальнейшем это позволит правильно оформлять документы при работе на
предприятии.




Реферат на тему: Документооборот фирмы стандарты
Международный Славянский Университет



реферат по курсу

«Документационные системы управления»

на тему

«Документооборот фирм. стандарты»



выполнила __________
ФЭИОП, VI курс, с.о.
бухучет и аудит

проверил Поздняков В.Я.



Москва, 1999

План

1. Сущность документационной системы управления
2. Основные нормативно-методические документы по
делопроизводству
3. Правила оформления документов
4. Системы документации
5. Эффективность рациональной системы делопроизводства
Сущность документационной системы управления

В наше время термин «делопроизводство» определяется следующим
образом: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и
организацию работы с официальными документами. Наряду с термином
«делопроизводство» в последние годы употребляется и синонимичный ему термин
«документационное обеспечение управления». Возникновение его связано с
изменением организационно-технической основы делопроизводства и
методологических подходов к его совершенствованию, ставшее возможным
благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств
вычислительной техники и современных информационных технологий создания,
сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации в
управлении. Таким образом, термин «документационное обеспечение управления»
как бы подчеркивает информационно-технологическую составляющую в
современной организации делопроизводства.
Движение документов в организации с момента их создания или
получения до завершения исполнения или отправки называется
документооборотом. От четкости и оперативности обработки и движения
документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки
решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется
большое внимание. Вся документация учреждения делится на три
документопотока:
- входящие (поступающие) документы;
- исходящие (отправляемые) документы;
- внутренние документы.
Каждый из документопотоков имеет свою особенность в составе,
количестве, обработке и движении. Количество документов всех потоков за год
составит объем документооборота учреждения. Величина документооборота нужна
для расчета необходимой численности делопроизводственного персонала,
расчета эффективности применения средств механизации и автоматизации
делопроизводств. В целом она показывает загруженность всего
управленческого аппарата , т.к. всем его работникам приходится иметь дело с
документами. В технологической цепочке обработки и движения документов
можно выделить этапы:
прием первичная обработка документов;
предварительное рассмотрение и распределение документов;
регистрация;
контроль за исполнением;
информационно-справочная работа;
исполнение документов и отправка.
Понятие «делопроизводство» базируется на понятии «документирование».
Под документированием понимается запись (фиксация) информации на различных
носителях по установленным правилам. Документирование — регламентированный
процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий ее
юридическую силу. Документирование всегда осуществляется по определенным
правилам, установленными правовыми нормативными актами или выработанными
традицией.
Создание документов или документирование может осуществляться на
естественном языке или на искусственных языках с использованием новых
носителей информации. При документировании на естественном языке создаются
текстовые документы — документы, содержащие речевую информацию,
зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи.
Текстовый документ, созданный с помощью письма, - это традиционный документ
на бумажном носителе или видеограмма документа - изображение документа на
экране электронно-лучевой трубки.
При документировании на искусственных языках создаются документы на
машинных носителях — документы, созданные с использованием носителей и
способов записи, обеспечивающих обработку информации электронно-
вычислительной машиной
Важное значение при документировании имеют средства документирования
- орудия, используемые человеком для создания документов. Это могут быть
простые орудия (ручки, карандаши и др.), механические и электромеханические
(пишущие машины, магнитофоны, диктофоны, фото кино- и видеотехника н др.);
средства автоматизации - компьютерная техника. В зависимости от
используемых средств документирования различаются способы документирования
(текстовое документирование, кино фото фонодокументирование, электронное
документирование) и типы создаваемых при этом документов.
При использовании простых орудий создаются рукописные письменные
документы (текстовые документы, информация которых зафиксирована любым
типом письма), изобразительные документы (документы, содержащие информацию,
выраженную посредством изображения какого-либо объекта) и графические
документы (изобразительные документы, в которых изображение объекта
получено посредством линий, штрихов, светотени). При использовании
фототехники создаются фотодокументы, при использовании звукозаписывающей
техники - фоно- (или звуковые) документы; при применении кино- или
видеотехники создаются кинодокументы, с помощью компьютерной техники -
письменные документы на бумажном или электронном носителе, а также
документы на машинных носителях.
Документирование предполагает соблюдение установленных правил записи
информации, специфических для каждого типа документов. Соблюдение этих
правил придает юридическую силу создаваемым документам. Юридическая сила —
свойство официального документа, сообщаемое ему действующим
законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным
порядком его оформления,
Юридическая сила документа обеспечивается установленным для каждой
разновидности документов комплексом реквизитов -обязательных элементов
оформления документа (наименование автора документа, адресата, подпись,
дата, номер документа, гриф утверждения, печать и др.). Современные
требования к оформлению организационно-распорядительной (административной)
документации зафиксированы в государственном стандарте (ГОСТ Р б.30-97
«Унифицированные системы документации. Система организационно-
распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
Государственным стандартом установлен не только состав реквизитов (всего их
29), но и зоны и последовательность и размещения на документе.
Совокупность реквизитов документа и схема их расположения на документе
составляют формуляр документа. Формуляр также регламентирован
государственным стандартом, поэтому для правильного составления документа
необходимо знать не только реквизиты документа, но и схему (модель) их
расположения на документе. Наличие формуляра, установленного
государственным стандартом, обеспечивает единство документирования и
единство документации, как в рамках одного учреждения, так и в целом в
стране.
В обществе документы являются основными носителями управленческой,
научной, технической, статистической и иной социально значимой информации.
Документы — носители первичной информации, именно в документах информация
фиксируется впервые. Это свойство и позволяет отличать документы от других
источников информации - книг, газет, журналов и др., содержащих
переработанную, вторичную информацию.
Фиксация, отображение информации в документе обеспечивает еe
сохранение и накопление, возможность передачи во времени и пространстве,
возможность обращаться к информации спустя много времени после ее создания.

В социальном плане любой официальный документ полифункционален, т.е.
одновременно выполняет несколько функций, что позволяет ему удовлетворять
различные человеческие потребности. Среди функций документа выделяются
общие и специальны. К общим функциям документа относятся:
информационная: любой документ создается для сохранения информации,
ибо необходимость зафиксировать информацию -причина появления любого
документа;
социальная: документ является социально значимым объектом, поскольку
любой документ порожден той или иной социальной потребностью;
коммуникативная: документ выступает в качестве средства связи между
отдельными элементами общественной структуры, в частности между
учреждениями,
культурная: документ - средство закрепления и передачи культурных
традиций, что лучше всего прослеживается на больших комплексах документов,
например в научно-технической документации находит отражение уровень
научного и технического развития общества;
К специфическим функциям документа относятся:
управленческая: документ является инструментом управления, этой
функцией наделены так называемые управленческие документы (плановые
документы, отчетные, организационно-распорядительные и др.), специально
создаваемые для реализации целей управления;
правовая: документ является средством закрепления и изменения
правовых норм и правоотношений в обществе; этой функцией наделены
законодательные и правовые нормативные акты, изначально создаваемые для
фиксации правовых норм и правоотношений, а также документы, приобретающие
правовую функцию на время (например, для использования в качестве судебного
доказательства это может быть любой документ);
функция исторического источника: документ выступает в качестве
источника исторических сведении о развитии общества; эту функцию
приобретает только часть создаваемых в обществе документов (примерно
12—14%) и только после того, как документы выполнят свои оперативные
функции и поступят на хранение
Любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы
более высокого уровня, он входит в соответствующую систему документации в
качестве ее элемента. Под системой документации понимается совокупность
документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида,
сферы деятельности, единых требований к их оформлению. До настоящего
времени в документоведении не существует непротиворечивой научной
классификации систем документации, видов и разновидностей документов. При
необходимости используется эмпирически сложившееся разделение документов на
системы документации.
Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения
всех документов на официальные и документы личного происхождения. К
последним относятся документы, созданные человеком вне сферы его служебной
деятельности или выполнения общественных обязанностей. Это самая
немногочисленная с точки зрения видов и разновидностей система
документации, она включает личную переписку, воспоминания (мемуары),
дневники.
Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы
человеческой деятельности подразделяются на управленческие, научные,
технические (конструкторские), технологические, производственные и др.
Управленческие документы составляют ядро учрежденческой документации.
Именно они обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего
государства, так и в отдельной организации. Управленческие документы и
составляют собственно объект делопроизводства.
Эти документы представлены комплексом систем, основными из которых
являются следующие системы документации:
организационно-правовая документация,
плановая документация;
распорядительная документация;
информационно-справочная и справочно-аналитическая документация,
отчетная документация;
документация по обеспечению кадрами (по личному составу);
финансовая документация (бухгалтерский учет и отчетность);
документация по материально-техническому обеспечению;
договорная документация,
документация по документационному и информационному обеспечению
деятельности учреждения и другие системы документации, включая и те,
которые отражают основную деятельность учреждения, организации или
предприятия, например на производственном предприятии - это
производственная документация, в лечебном учреждении - система медицинской
документации, в вузе - система документации по высшему образованию и т.д.

Документы, составляющие одну систему документации, связаны единством
целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или
иной управленческой функции или вида деятельности, Так, документы,
составляющие систему плановой документации, обеспечивают планирование
деятельности учреждения и подведомственной ему системы. Документы,
составляющие систему распорядительной документации, обеспечивают
регулирование деятельности учреждения и ее координацию с деятельностью
взаимосвязанных учреждений и лица постоянно меняющихся социально-
экономических условиях.
Обеспечение документирования - это лишь одна составляющая
делопроизводства, вторая его составляющая - это организация работы с
документами.
Организация работы с документами предполагает организацию
документооборота учреждении, хранение документов и их использование
влекущей деятельности учреждения. Документооборот учреждения - это
совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в
учреждении с момента их создания или ' поступления и до завершения
исполнения или отправки. В целях рациональной организации документооборота
все документы распределяются по документопотокам, например, регистрируемые
и нерегистрируемые документы; входящие, исходящие н внутренние документы;
документы, направляемые в и поступающие из вышестоящих организаций, или
документы, направляемые в или поступающие из подведомственных организаций,
и т.д. Под документопотоком понимается совокупность документов, выполняющих
определенное целевое назначение в процессе документооборота.

Характеристикой документооборота является его объем. Под объемом
документооборота понимается количество документов, поступивших в
организацию и созданных ею в течение определенного периода времени, как
правило года. Объем документооборота — важный показатель, используемый в
качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы
делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам
учреждения, структуры службы делопроизводства, ее штатного состава и других
вопросов.
Одна из важнейших функций организации работы с документами - функция
учета документов. Учет документов обеспечивается их регистрацией-записью
учетных данных о документе по установленной форе, фиксирующей факт создания
документа, его отправки или получения. Наряду с функцией учета документов
регистрация позволяет осуществлять контроль исполнения документов, вести
поиск документов по запросам подразделений н работников учреждения.
Наряду с организацией документоо6оротавпонятие «организация работы с
документами» входит хранение документов и их использование в деятельности
учреждения. Система хранения документов - это .совокупность средств,
способов и приемов учета и систематизации документов с целью их поиска и
использования в текущей деятельности учреждения. Для системы хранения
документов наиболее значимыми являются понятия «номенклатура дел» и «дело».
Под номенклатурой дел понимается систематизированный перечень заголовков
дел, формируемых в делопроизводстве учреждения, расположенных в
определенной последовательности с указанием сроков их хранения; под делом
понимается совокупность документов по отдельному вопросу или /участку
деятельности, сформированных в хронологической или иной последовательности
и подшитых в отдельную обложку. Рассмотренные в данном разделе термины
составляют основу терминосистемы документационного обеспечения управления
(делопроизводства). Большинство рассмотренных терминов — делопроизводство,
документ, реквизит, формуляр, система документации, .документооборот и
др.,— обозначают основные, базовые понятия научной дисциплины, но наряду с
данными понятиями используются другие понятия, раскрывающие отдельные
специфические стороны изучаемой предметной области,

2. Основные нормативно-методические документы по делопроизводству


Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность
законов, нормативных правовых актов и методических документов,
регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования
документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие
работу службы делопроизводства - ее структуру, функции, штаты, техническое
обеспечение и некоторые другие аспекты.
Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:
законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и
документации;
указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и
распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы
документационного обеспечения на федеральном уровне; ..
.
правовые акты федеральных органов исполнительной власти: министерств,
комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного
характера;
правовые акты органов представительной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и их территориальных образований,
регламентирующие вопросы делопроизводства;
правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические
документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятии.
государственные стандарты на документацию;
унифицированные системы документации;
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации;
Государственную систему документационного обеспечения управления.
Основные требования к документам и службам документационного
обеспечения (ГСДОУ);
Нормативные документы по организации управленческого труда и охране
труда;

Законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента,
Правительства Российской Федерации) федеральных органов исполнительной
власти в области документационного обеспечения
Документационное обеспечение - важнейшая сторона деятельности любого
учреждения, организации, предприятия. Законодательство Российской Федерации
регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения
деятельности физических (граждан) и юридических лиц.
Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс
Российской Федерации, 1-я часть которого принята 21 октября 1994 г., 2-я
часть - 22 декабря 1995 г. Гражданский кодекс определяет правовое положение
участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок
осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты
интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности, регулирует
договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с
ними личные неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданским
законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В
регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать
также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования.
Регулируя гражданские правоотношения, Гражданский кодекс устанавливает
виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов
гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или
прекращения, подтверждения правоотношений и др. Например, ст. 51 и
последующие части Гражданского кодекса устанавливают виды документов,
применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации
юридического лица, ст. 160 устанавливает письменную форму сделки и основные
требования, предъявляемые к ней; ст. 307 определяет виды договоров,
фиксирующих обязательства одной стороны (физического или юридического лица)
в пользу другой стороны; ст. 420-453 содержат общие положения о договоре,
включая положения о форме, особенностям заключения, изменения и расторжения
договора.
Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации отдельные стороны
работы с информацией и документацией регулируются специальными федеральными
законами. Закон Российской Федерации "0 стандартизации" от 10 июня 1993 г.
№ 5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Российской
Федерации, обязательные для всех государственных органов управления,
предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры
государственной защиты интересов потребителей и государства посредством
разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон
устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, виды документов
по стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля
и надзора за соблюдением требований государственных стандартов,
ответственность за нарушение положений закона, а также порядок
финансирования работ по стандартизации и некоторые другие аспекты. Закон «О
стандартизации" возложил на Комитет Российской Федерации по стандартизации,
метрологии н сертификации (Госстандарт России) формирование и реализацию
государственной политики в области стандартизации, осуществление
государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований
государственных стандартов, участие в работах по международной
(региональной) стандартизации, организацию профессиональной подготовки н
переподготовки кадров в области стандартизации, установление правил
применения международных (региональных) стандартов, правил, норм н
рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если
иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В
развитие этого закона Правительством Российской Федерации 12 февраля 1994
г., принято постановление «Об организации работ по стандартизации,
обеспечению единства измерений» сертификации продукции н услугу утвердившее
положения о порядки создания и правилах пользования федеральным фондом
государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-
экономической н социальной информации (ОКТЭИ), международных (региональных)
стандартов и о порядке опубликования государственных стандартов и 01СГЭИ и
ряд другим постановлений и распоряжений, Федеральный закон Российской
Федерации «Об информации, информатизации и защите информации, от 20 февраля
1995 г N 24-ФЗ . устанавливает, что информационные ресурсы (документы н
массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических
лиц» государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Законом
устанавливается правовой режим создания, хранения и использования
информационных ресурсов, в частности: порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы н отдельные массивы документов,
документы и массивы документов в информационных системах; категории
информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации,
Документирование информации — обязательное условие для ее включения в
информационные ресурсы —осуществляется в порядке, устанавливаемом органами
государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства,
стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.
Информационные ресурсы могут быть государственной и негосударственной
собственностью и находиться в собственности граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и
общественных объединений. Российская Федерация и субъекты Российской
Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых,
приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, полученных путем иных установленных законом
способов. Государство имеет право выкупа документированной информации у
физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к
государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих
сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой
собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной
власти. Документы и массивы документов, созданные за счет средств
физических и юридических лиц, а также приобретенные ими на законных
основаниях и полученные в порядке дарения или наследования, являются
собственностью данных юридических и физических лиц. Субъекты,
представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы
государственной власти и организации, не утрачивают свои права на эти
документы и на использование информации, содержащейся в них.
Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в
органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо
от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также
гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном
владении государства и субъектов, представляющим эту информацию.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в
ведении органов государственной власти н организаций в соответствии с их
компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.
Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами,
предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он
имеет право:
назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными
ресурсами, или оперативное управление ими;
устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки,
защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
определять условия распоряжения документами при их копировании и
распространении.
Граждане, органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять
документированную информацию органам и организациям, ответственным за
формирование и использование государственных информационных ресурсов.
Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение в Указе
Президента «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от
20 января 1994 г, постановлениях Правительства «Об информационном
обеспечении предпринимательства в Российской Федерации от 1 декабря 1994
г., «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской
Федерации» от 12 января 1Э96 гидр.
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»
от 4 июля 1996 г № 85-ФЗ направлен на создание условий для эффективного
участия России в международном информационном обмене в рамках единого
мирового информационного пространства, на защиту интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при
международном информационном обмене. Закон определяет: объектом
международного информационного обмена может быть документированная
информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные
услуги, средства международного информационного обмена, а его субъектами -
Российская Федерация) субъекты Российской Федерации, органы государственной
власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица
Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств,
лица без гражданства.
Закон устанавливает: право собственности на информационные продукты и
средства международного информационного обмена, ограничения при
осуществлении международного информационного обмена (ограничения на вывоз),
использование средств международного информационного обмена (защита
конфиденциальной информации), пополнение государственных информационных
ресурсов Российской Федерации путем международного информационного обмена,
доступ к средствам международного информационного обмена и иностранным
информационным продуктам и другие вопросы международного информационного
обмена.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г
№ 5485 регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к
государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах
обеспечения безопасности Российской Федерации. К государственной тайне
закон относит защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической) экономической, разведывательной) контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации. Закон устанавливает полномочия
государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать
сохранение и защиту государственной тайны, перечень сведений, составляющих
государственную тайну, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и
их носителей, распоряжение сведениями) составляющими государственную тайну,
порядок ее защиты, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны
и другие вопросы.
Положения этого закона нашли развитие в Указе Президента Российской
Федерации «Об утверждении перечня сведений) отнесенных к государственной
тайне» от 30 ноября 1995 г., постановлении Правительства Российской
Федерации «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую
тайну» от 5 декабря 1991 r, постановлении Пенсионного фонда России «Об
утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию» от
30 августа 1996 г. и др.
Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде
Российской Федерации и архивах, принятые Верховным Советом Российской
Федерации 7 июля 1993 г., направлены на совершенствование организации
архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения,
незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за
границу, регулируют формирование) организацию хранения, учет, использование
архивов и архивных фондов и управление ими, обеспечивают сохранность
архивных документов, их всестороннее использование в интересах граждан,
общества и государства; определяют понятия основных терминов архивного дела
(Архивный фонд Российской Федерации, архивный документ, архивный фонд,
архив, архивное дело к др.), характеризуют состав Архивного фонда
Российской Федерации в его государственной и негосударственной частях,
устанавливают право собственности на архивы, порядок передачи этого права и
его защиты, систему управления архивным делом в Российской Федерации,
порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных
документов; определяют ответственность за нарушение законодательства об
Архивном фонде Российской Федерации и архивах и принципы международного
сотрудничества в области архивного дела.
В развитие Основ законодательства об Архивном фонде Российской
Федерации и архивах приняты: Указ Президента Российской Федерации от 17
марта 19Э4 г. «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской
Федерации», постановление Совета Министров — Правительства Российской
Федерации от 3 марта 1993 г «О порядке ведомственного хранения документов и
организации их в делопроизводстве» и др. Законодательство Российской
Федерации регулирует и другие сферы деятельности, тесно связанные с
документационным обеспечением, например создание и использование
современных автоматизированных н телекоммуникационных систем (закон
Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данным» от 23 сентября 1992 г и другие указы и
постановления), законы и иные правовые акты в области связи: федеральные
законы «О связи» .от 16 февраля 1995 г. и «О почтовой связи» от 9 августа
1995 г, Почтовые правила от 22 апреля 1992 г, принятые Советом глав
администраций связи Регионального содружества в области связи, и другие
правовые нормативные акты.

3. Правила оформления документов

Каждый документ состоит из отдельных составляющих его элементов) которые
называются реквизитами (подпись) печать) текст) название вида документа и
т.д.)- Совокупность реквизитов, расположенных в документе определенным
образом, составляет его формуляр. Формуляр, характерный для определенного
вила документов, называется типовых формуляром.
Формуляр-образец разрабатывается при создании системы документирования и
представляет собой графическую модель или схему построения документа. Он
устанавливает форматы) размеры полей) расположение постоянных и переменных
реквизитов.
Государственный стандарт Российской Федерации Р 6.30-97 «Унифицированные
системы документации, Система организационно-распорядительной
документации». Система ОРД «Требования к оформлению документов»
устанавливает почти максимальный набор реквизитов для любого из
управленческих документов и их месторасположение на бумажном носителе
информации, Всего установлено 29 реквизитов. Но так как некоторые из них
взаимоисключающие и часть реквизитов зависит от вида документа) то на
конкретном документе их будет гораздо меньше. Установлен следующий состав
реквизитов:
Государственный герб Российской Федерации (01) изображается только в
случаях, предусмотренных законодательством, на документах министерств,
ведомств, а также органов власти.
Герб субъекта Российской Федерации (02) помещают на бланках документов в
соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации. На бланках
документов могут дополнительно воспроизводиться также утвержденные в
установленном порядке изображения (гербы) территорий или населенных
пунктов.
Эмблема организации ила товарный знак (03). Эмблема предприятия — это
символическое графическое изображение. В качестве эмблемы, как правило)
используется товарный знак. Изображение эмблемы облегчает поиск документа,
но заменить наименование предприятия или учреждения эмблемой не
допускается. Эмблему размещают на левом поле документа на уровне названия
организации или на верхнем поле документа.
Код организации (04). Код формы документа (5). Код по Общероссийскому
классификатору организаций и предприятий (ОКПО) имеет все
зарегистрированные предприятия. Он может быть проставлен заранее
типографским способом. Этот код является своеобразным подтверждением
правомочности организации – автора документа .Код по Общероссийскому
классификатору управленческой документации {ОКУД) должен соответствовать
коду унифицированной формы документа, содержащемуся в классификаторе
управленческой документации. Этот реквизит впечатывается при составлении
конкретного вида документа.
06 - наименование организации
07 - справочные данные об организации
08 - наименование вида документа
Наименование организации (06, 07, 08). Данный реквизит указывает в
документе наименование организации) являющейся автором документа, оно
должно соответствовать наименованию) закрепленному в ее учредительных
документах. Над наименованием организации указывают сокращенное или полное
наименование вышестоящей организации. Все эти наименования даются в
именительном падеже.
Если организация подведомственна одновременно нескольким органам
управления или общественным организациям) то указываются не более трех
степеней подведомственности. Если имеется двойное подчинение министерству
и местным органам власти, - то в документе указывают только наименование
Честных органов власти.
Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду
с русским языком в качестве государственного национальный язык) печатают на
двух языках - русском н национальном. Сокращенное наименование организации
приводят в тел случае, когда оно закреплено в учредительных документах
организации. Сокращенное наименование ( в скобках) помещают ниже полного.
Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно
закреплено в уставе (положении об организации). Наименование на иностранном
языке располагают ниже наименования на русском языке,
Наименование филиала, территориального отделения, представительства,
структурного подразделения организации указывают в том случае, если оно
является автором документа, и располагают ниже наименования организации.
Автором документа может быть должностное лицо, представляющее
организацию.
Сведений о конкретном авторе обязательны на внутренних документах
организации.
Справочные данные об организации» (07).
Этот реквизит указывается только в служебных письмах. Сюда могут
входить: индекс предприятия связи, почтовый к телеграфный адрес, номер
телетайпа, телефона, факса, телекса. На письмах, относящихся к финансовым
вопросам, может быть проставлен номер счета в банке.
Наименование виде документе (08). Данный реквизит является одним из
важнейших, поскольку позволяет судить о назначении данного документа,
определяет состав, реквизитов и структуру текста. Наименование вида
документа регламентируется уставом (положением об организации) и
проставляется на всех документах, за исключением писем и факсов) и
печатается прописными буквами.
Дата(09). Дата является одним из основных реквизитов документа) которые
обеспечивают его юридическую силу. Датой документа является дата его
подписания или утверждения) для протокола -дата проведения заседания. Если
авторами документа является несколько opгaнизаций, то датой документа
считается наиболее поздняя дата подписания.

Даты в документе оформляются цифровым способом в следующей
последовательности: число, месяц, год. Также дату можно оформлять в
соответствии с международным стандартов.
В текстах нормативных документов, а также содержащих сведения
финансового характера, допускается применять словесно-цифровой способ
оформления дат. Например: 22 августа 1996 г. В факсах, телеграммах и
телефонограммах кроме даты проставляются часы и минуты.

Регистрационный индекс документа (10). Одновременно с датой проставляют
регистрационный номер документа. Регистрационный номер — это условное
обозначение документа под которым он введен в информационно-поисковую
систему организации. Для внутренних документов (например) приказов) это
обычно порядковый № дела с начала года, Для исходящих документов он
складывается из нескольких частей: индекс структурного подразделения, №
дела по номенклатуре, где будет храниться копия документа после его
отправки, порядковый № документа. .
На документах, составленных совместно несколькими организациями,
регистрационные номера проставляют через косую черту в порядке указания
авторов на документе.
Ссылка на регистрационный номер а дату документа (II). Этот реквизит
проставляется только на ответных письмах. Дата и номер для ссылки
переписываются из инициативного письма. Оформляется следующим способом: на
№ 02-13/36 от 04^09.98.
Место составления или издания (12).
Место составления или издания документа обязательно указывается в том
случае, если затруднено его определение по реквизитам именование
организации» и «справочные данные об организации» целесообразно его
проставление на всех документах, Место давления или издания указывают с
учетом принятого административно-территориального деления, и оно включает
только общепринятые сокращения. В письмах этот реквизит входит в почтовый
адрес.
Гриф ограничения доступа к документу (13) реквизит проставляется в
случае, если документ содержит текст ограниченного распространения, т.е.
секретную или информацию. В первой строке данного реквизита вставляться
следующие отметки: «ДСП» (Для служебного пользования), "Секретно",
«Совершенно секретно».
Адресат (14).
Гриф утверждения документа (15)
Резолюция (16)
Заголовок к тексту (17).
Данный реквизит является обязательным для всех документов. Заголовок
может отсутствовать на кратких документах, выполненных на бумаге формата А5
(сопроводительные письма). Заголовок должен быть максимально коротким и
точным. В заголовке должно отражаться краткое содержание документа. Он
необходим для эффективного поиска, регистрации документов без
предварительного прочтения всего текста.
В одной строке заголовка должно быть не более 28 знаков. Точка в конце
заголовка не ставится. Заголовок должен грамматически согласовываться с
названием вида документа, отвечая на вопрос «о чем?» или «чего?». Например:
приказ — о приеме на работу положение — о бухгалтерии - протокол - собрания
акционеров должностная инструкция — менеджера по кадрам
Отметке в контроле (18).
Данный реквизит проставляется на документах, исполнение которых взято
на особый контроль по поручению руководителя. Отметка о контроле - буква
«К" проставляется цветным (красным, синим, зеленым) карандашом, фломастером
или специальным штампом «Контроль», Располагается на уровне заголовка на
левом поле документа.
Текст документа (19).
Текст документа составляют на русском или национальном языке в
соответствии с законодательством Российском Федерации и субъектов
Российской Федерации о государственных языках.
Тексты документов пишут только на русском языке при направлении их в
федеративные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации: на предприятия, в организации и их
объединения, не находящиеся в ведении данного субъекта Российской Федерации
или расположенные на территории других субъектов Российской Федерации.
Тексты документов оформляют в виде анкеты, таблицы, связанного текста.
Подпись (21),
Подпись - это один из основных способов удостоверения документов.
Подпись является обязательным реквизитом. Подпись на документе проставляет
лицо, которое несет ответственность за содержание данного документа.
Подписывается, как правило, только первый экземпляр документа. В состав
подписи входят: наименование должности лица, подписывающего документ
(полное, если документ оформлен на бланке ^организации, и сокращенное, если
использован бланк), его личная подпись и расшифровка подписи (инициалы и
фамилия) без кавычек и скобок
Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица
с указанием его фактической должности и фамилии. При этом не допускается
ставить предлога», надпись от руки «Зам.» или косую черту перед
наименованием должности,
Граф согласования (22). Визы (23).
Согласование —это предварительное рассмотрение вопросов, содержащихся в
проекте документа. Согласование может быть внешнее и внутреннее.
Внешнее согласование оформляется грифом согласования. Он имеет два
варианта: согласование с конкретным должностным лицом и согласование с
коллегиальным органом. Гриф согласования располагают ниже реквизита
"Подпись» или на отдельном листе согласования. Лист согласования
составляется, когда содержание документа затрагивает интересы нескольких
организаций или лиц, о чем делается отметка на месте грифа согласования.
Но виза может быть оформлена и более кратко: личная подпись и дата.
Если должностное лицо, с которым согласовывается документ, имеет какие-
то замечания, дополнения или не согласен с документом, то это может
оформляться на отдельном листе с указанием об этом при визировании
«Замечания прилагаются».
На внутренних документах виза проставляется на последнем листе первого
экземпляра. На исходящих - на последнем листе того экземпляра, который
будет оставлен в учреждении.
Печать (24).
Печать ставят на наиболее важных документах, предусмотренных
специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих
факты, связанные с финансовыми средствами, подтверждая подлинность
подписей. Печать должна быть хорошо читаема и по возможности должна
захватывать часть наименования . должности. Различаются печати гербовые и
печати .организации. В коммерческих структурах гербовые печати не
используются.
Отметка о заверении копии (25),
Заверение копии документа производится для придания ей юридической
силы.
Отметка о заверении копии состоит из заверительной надписи —«Верно»,
наименования должности сотрудника, заверившего копию, его личной подписи,
ее расшифровки и даты заверения.
Отметка об исполнителе (26).
Данный реквизит необходим для оперативной связи с тем, кто составил
документ для разъяснения и уточнения затронутых в документе вопросов.
Отметка об исполнителе включает фамилию (или фамилию, имя, отчество)
исполнится документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе
располагают в соответствии со стандартом, на лицевой или оборотной стороне
последнего листа документа в левом нижнем углу.
Отметка об исполнении документа а направлении его в дело (27). Данный
реквизит проставляется на исполненных документах, подлежащих списанию в
дело для последующего хранения и использования в справочных целях.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело проставляется
на первой странице документа
Отметка об исполнении документа и направлении его в дело должна быть
подписана и датирована исполнителем документа, руководителем структурного
подразделения, в котором исполнен документ.

Отметка о поступлении документа в организацию (28). По возможности
ставится на первом листе входящих документов, как правило, с помощью
штампа. Данный реквизит включает в себя: наименование получающей
организации, дату поступления документа, его входящий регистрационный
номер. Например:
Отметка для автоматического поиска документа (29). Данный реквизит
может включать имя диска, файла, содержащего данный документ и другие
поисковые данные.

4. Системы стандартов

Стандартизация в соответствии с законом Российской Федерации «О
стандартизации», принятым 10 июня 1993 г., - это деятельность по
установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения;
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а. также взаимозаменяемости
продукции;
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития
науки, техники и технологии; единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
обороноспособности и мобилизационной готовности страны. К нормативным
документам по стандартизации, действующим на территории нашей страны,
относятся;
государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ); применяемые в
установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила,
нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации;
стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических,
инженерных обществ н других общественных объединений.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги,
имеющие межотраслевое значение. Содержание требований стандартов, области
их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются
государственными органами управления, которые их принимают. В соответствии
с законом «О стандартизации» государственные стандарты и общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации принимает
Госстандарт России; они вводятся в действие после их государственной
регистрации. Требования, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех
государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности.
Госстандарт России и иные специально уполномоченные государственные органы
управления в пределах их компетенции осуществляют госконтроль и надзор за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Все государственные стандарты, действующие на территории нашей страны,
объединены в единую Государственную систему стандартизации - иерархически
организованную систему классификации и кодирования самих государственных
стандартов,
Серия 1 Государственной системы стандарт

Новинки рефератов ::

Реферат: Генераторные установки переменного тока (Технология)


Реферат: Анализ демографической ситуации в Ханты-Мансийском АО (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет прибылей и убытков предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних (Криминалистика)


Реферат: Государь император Николай II (История)


Реферат: The cinema in Russia today (Иностранные языки)


Реферат: Гражданское право(конспект) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Структура дивизиона С-300 (Военная кафедра)


Реферат: Компьютерные вирусы (Программирование)


Реферат: Кто он Чингиз-хан? (История)


Реферат: The Proverbs Are Children Of Experience (Пословицы - Дети Опыта) (Иностранные языки)


Реферат: Анаболические стероиды (Спорт)


Реферат: Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов (Ботаника)


Реферат: Мартин Иден (Литература : зарубежная)


Реферат: Договор дарения (Гражданское право и процесс)


Реферат: К вопросу о вентиляции (Теплотехника)


Реферат: Реформа Столыпина (История)


Реферат: Анализ системы безопасности Microsoft Windows 2000 Advanced Server и стратегий ее использования (Программирование)


Реферат: Экономическое развитие Западно-Сибирского региона (География)


Реферат: Архивирование и обслуживание дисков (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист