GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Гражданство в международном праве (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гражданство в международном праве (Международное публичное право)



Введение ………………………………………………………………….. 1


1. Понятие гражданства и его значение для международного
права…………………………………………………………………3
2. Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………...13
2. Восстановление в гражданстве ………………………………….16
3. Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
3. Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора
……….21
4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ),
понятие, порядок предотвращения ………………………………24
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины
………………………………………………..27
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование
…………………………………………………………………………29
7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве
…………………………………………………………………38
8. Право убежища понятие, возникновение и развитие
…………………………………………………………………………43
9. Заключение ………………………………………………………….47
10. Список используемой литературы …………………………………
11. Приложения……………………………………………………………



Введение.


Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного
права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного
суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,
содержится источник существования и развития гражданства.


Институт гражданства связан не только с реализацией государственного
суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и
законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей
Декларацией прав человека « право на гражданство является неотъемлемым
правом человека ». Гражданство, как субъективное право человека, признается
многими конституциями народов мира. В этом плане законодательство Украины о
гражданстве соответствует требованиям международно-правовых стандартов
обеспечения прав и свобод человека.


Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в
определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его
юрисдикции.



В состав населения любого государства входят граждане этого государства,
иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и
промежуточную группу - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды) .
Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан
определенного государства.



Правовой статус населения определяется прежде всего нормами
внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем,
связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и
договорного международного права. По мере развития политических, социально-
экономических культурных, научно-технических связей между государствами
возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства
осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы
правового статуса населения и по внутригосударственному, и по
международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных
свобод человека.


С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам
гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это
заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за
границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить
правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно
развивающиеся международные торгово-экономические отношения.



Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно
обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным
проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются:
Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская
конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о
гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении
безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев
многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства,
Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без
гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол
касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г.,
Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов
международного характера.



В данной работе сделана попытка, на основании международных соглашений,
дать общую характеристику институту гражданства, порядку и способам
приобретения гражданства, выхода из него, а также охарактеризовать основные
понятия, связанные с данной проблемой ( «бипатризма», «апатризма», понятие
«иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института
гражданства в международном праве, а также влияние международной практики
по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых
систем в целом.

Для более полного понимания проблемы считаю необходимым начать свою работу
с определения термина «гражданство» и различными его формулировками,
используемыми в литературе по курсу «Международное право»



1. Понятие гражданства и его значение для международного права.
Основу правового статуса индивида образуют правоотношения гражданства.
Сущность гражданства состоит во взаимоотношениях человека и государства.
В отечественной науке международного права и законодательстве по вопросам
гражданства есть много определений института гражданства, но, как
считается, все они грешат определенной неполнотой, а иногда и
противоречивостью.
Так, например, в семитомном «Курсе международного права» содержится
следующая дефиниция гражданства: «Гражданство - это устойчивая правовая
связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их
взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным
властям соответствующего государства независимо от своего
местонахождения... Гражданство — это юридическая принадлежность того или
иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство -
устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного
пребывания гражданина за границей она не прерывается».
По поводу такой формулировки гражданства возникает ряд вопросов. Во-
первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего
местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской
принадлежности, так как, в качестве иностранца на территории иного
государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-
вторых, на территории любого государства в любое время находятся не только
граждане данного государства, но и другие лица- иностранные граждане и лица
без гражданства, которые в данный момент проживают на его территории,
составляя его население.*
Ст. 2. Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение
гражданству: "гражданство" означает правовую связь между отдельным
лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица” .**
Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г. содержит
следующее определение гражданства- « гражданство Украины- правовая связь
между физическим лицом и Украиной, которая находит свое выражение в их
взаимных правах и обязанностях».***
Наиболее оптимальной формулировкой гражданства , на


* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.
** Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.
***Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65


мой взгляд, является следующая формулировка: гражданство- это политико-
правовая связь лица и государства устойчивого характера, в результате
которой между ними возникают взаимные права и обязанности.
Как представляется, в этой формулировке содержаться все самые важные
признаки гражданства:

. гражданство- это правовая связь лица и государства;
. юридические права и обязанности между субъектами правоотношений
носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица
уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано
осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за
ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от
государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно
обязано соблюдать его законы;
. гражданство — это политическая связь лица и государева, так как
предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами
государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату
налогов и др.;
. устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной
возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на
основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным
законодательством).

Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина
конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению
обществом и государством, активном пользовании своими правами и
добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом.
Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой
данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о
гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение
только на уровне международного права посредством заключения
соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде
всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о
гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим
гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают
принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это
лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции
одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за
некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного
государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства
заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы
минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее
исключить. В Законе Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года нашим
государством признавалась возможность двойного гражданства, возникающего на
основе заключаемых Украиной международных соглашений. Хотя в договорной
практике Украины такие примеры отсутствовали. Однако уже в Конституции
Украины 1996 года было закреплено положение о том, что в Украине существует
единое гражданство (статья 4), которое снимает проблему возникновения
двойного гражданства у граждан Украины. Закон Украины «О гражданстве
Украины» от 18 января 2001 года среди принципов законодательства Украины о
гражданстве (статья 2) закрепляет принцип единого гражданства- гражданства
государства Украина, который исключает возможность существования
гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин
Украины приобрел гражданство (подданство) иного государства или государств,
то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.
Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с
Украиной он признается лишь гражданином Украины.
Следует помнить, что в бывшем СССР было законодательно установлено также
двойное, или одновременное гражданство соответствующих лиц- статус
гражданина СССР и одновременно статус гражданина союзной республики, на
территории которой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную
республику на постоянное местожительство, соответственно изменялось и
республиканское гражданство. Поскольку гражданство-это юридическая
принадлежность индивида к организованному в данное государство обществу, а
союзные республики СССР по существу государствами не являлись, то категория
«гражданин союзной республики» являлась юридической фикцией. На практике
это было вызвано необходимостью урегулирования вопросов об условиях
голосования при выборах органов власти союзной республики и обеспечения
иных политических прав граждан СССР. Однако, исходя из современных
критериев, для этого достаточно было бы просто различать граждан СССР,
постоянно проживающих на территории данной союзной республики и находящихся
в ней временно.
В доктрине международного права и национальном законодательстве
некоторых государств вместо термина «гражданство», используется термин
«подданство», причем в качестве совершенно равнозначных. Как
представляется, эти термины не являются равнозначными. Подданство
отличается от гражданства прежде всего тем, что оно:

. во-первых, является институтом монархического государства и
обозначает политико-правовую связь подданного с монархом;
. во-вторых, такая правовая связь характеризуется не взаимным и
равнообязанным, как при гражданстве, а односторонним характером:
подданный несет перед монархом только обязанности, а монарх по
отношению к индивиду имеет только права;
. в-третьих, в исторической ретроспективе институт подданства
предшествовал возникновению института гражданства, который впервые
появляется в эпоху буржуазных революций.
Следует учитывать, что в некоторых современных монархиях институт
подданства там, где он еще официально существует, ничем не отличается от
института гражданства. Так, например, в Акте о британском подданстве от 30
июля 1948 года ( п. 2 статьи 1, часть 1) указывалось: «выражение
«британский подданный» и выражение «гражданин Содружества» имеют одно и то
же значение». В большинстве же государств с монархической формой правления
используется понятие гражданства.
Относительно гражданства могут быть выделены правовые состояния
индивида, находящегося в любое время на территории конкретного государства.

Гражданин (патрид) - это лицо, которое имеет доказательства
принадлежности к гражданству данного конкретного государства. В Украине
гражданин Украины - это лицо, которое приобрело гражданство Украины в
порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами
Украины. Документами, которые подтверждают гражданство Украины, являются:

1. паспорт гражданина Украины;
2. свидетельство о принадлежности к гражданству Украины;
3. паспорт гражданина Украины для выезда за границу;
4. временное удостоверение гражданина Украины;
5. проездной документ ребенка;
6. дипломатический паспорт;
7. служебный паспорт;
8. удостоверение личности моряка;
9. удостоверение члена экипажа;
10. удостоверение личности для возвращения в Украину.*
В продолжении данной работы считаю необходимым дать краткую характеристику
лиц без гражданства, лиц с двойным или множественным гражданством, а также
иностранным гражданам.
Лицо без гражданства (апатрид, аполид)- это лицо, находящееся на
территории конкретного государства, которое не имеет доказательств
принадлежности к гражданству какого-либо государства вообще. В месте своего
пребывания апатрид получает документ, удостоверяющий его личность и
правовое состояние. В Украине таким документом является вид на жительство.



*Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65.

Лицо с двойным или множественным гражданством (бипатрид) - это лицо,
имеющее доказательство принадлежности к гражданству двух и более
государств. В этом случае таким доказательством выступают паспорта

гражданина двух или нескольких государств. При этом иногда возникает
необходимость определения эффективного гражданства, что особенно важно в
коллизионном праве при участии таких лиц в гражданско-правовых отношениях,
осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.).
Иностранный гражданин — это лицо, находящееся на территории конкретного
государства, не являющееся его гражданином, но имеющее доказательства
принадлежности к гражданству другого государства. В качестве такого
доказательства выступает паспорт гражданина (подданного) иностранного
государства.
Особое внимание следует обратить на применение термина «иностранцы»,
используемого в законодательстве многих государств. Исходя из положений
статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994
г. «иностранцами признаются иностранные граждане- лица, принадлежащие к
гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и
лица без гражданства- лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо
государства».* Таким образом, этот термин носит собирательный характер, его
систематическое толкование дает нам понимание того, что в круг лиц,
являющихся иностранцами, входят не граждане конкретного государства, а
только иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся
на территории этого государства. Следует отметить, что Закон Украины «О
гражданстве Украины» от 18 января 2001 года использует как термин
«иностранец», под которым подразумевает лицо, которое не находится в
гражданстве Украины и является гражданином_(подданным) иного государства
или государств, то есть фактически иностранный гражданин, так и термин
«лицо без гражданства», под которым подразумевает лицо, которое ни одно
государство соответственно своему законодательству не считает своим
гражданином, то есть апатрид.
Национальное законодательство многих государств различает несколько
категорий иностранцев: постоянно проживающих на территории государства;
временно пребывающих в государстве; обладающих дипломатическим иммунитетом;
беженцев и др., правовое положение каждой из которых имеет свои
особенности. Так например, согласно статье 1 Закона Украины «О гражданстве
Украины» от 18 января 2001 года:



*Закон Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4февраля 1994 г. ВВРУ
1994 г. № 23 ст. 161
. проживание на территории Украины на законных основаниях- это
проживание в Украине иностранца или лица без гражданства, которые
имеют в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года отметку
о постоянной или временной прописке на территории Украины, или
зарегистрировали на территории Украины свой национальный паспорт,
или имеют свидетельство на постоянное либо временное проживание на
территории Украины, или им предоставлен статус беженца либо убежище
в Украине;
. беспрерывное проживание на территории Украины это проживание в
Украине лица, если его разовый выезд за границу по частным делам не
превышал 90 дней, а в сумме за год 180 дней. Не являются нарушением
требования о беспрерывном проживании, выезде лица за границу в
служебную командировку , на обучение, в отпуск, на лечение по
рекомендации соответствующего медицинского учреждения или изменение
лицом местожительства на территории Украины.

Таким образом институт гражданства в международном праве занимает
немаловажное место. Именно категория гражданство раскрывает суть связей
отдельной личности и государства. Граждане отдельно взятого государства
должны находиться под его защитой, а государство обязано предоставлять
такую защиту своим гражданам. Однако и государство вправе требовать
выполнения определенных условий (обязанностей) со стороны своих граждан.



2. Приобретение гражданства, его способы и условия.

В соответствии со ст. 1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа
1961 г. «государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его
территории, которое иначе не имело бы гражданства. Такое гражданство
предоставляется:
1. при рождении, в силу закона, или
2. по ходатайству перед соответствующими властями заинтересованным лицом
или от его имени в соответствии с законом государства».*
Таким образом международному праву известны следующие способы приобретения
гражданства:
. филиация
. натурализация (укоренение)
. оптация и трансферт
. смешанная система приобретения гражданства
Филиация (от лат. Filius- сын)- приобретение гражданства по рождению. В
порядке филиации гражданство приобретается на основании двух принципов:
. гражданство по принципу «права почвы» (jus soli) означает, что
ребенок становится гражданином того государства, на территории
которого он родился. При этом гражданство его родителей не имеет
значения. Принцип «права почвы», который еще называют
территориальным принципом, применяется в основном в странах
Латинской Америки (закреплен в законодательстве 14 государств этого
региона), в том числе и в Аргентине. Поэтому, например, ребенок,
родившийся от граждан Украины в Аргентине, наравне с украинским
гражданством получит и аргентинское гражданство (таким образом,
возникает двойное гражданство), в то время как ребенок родившийся
от граждан Аргентины за границей, т.е. за пределами территории
Аргентины, признается иностранцем. Вместе с тем следует учитывать,
что принцип «права почвы» в чистом виде не применяется нигде;
. гражданство по принципу «права крови» (jus sangvinium)- здесь
ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места
рождения. Существует две концепции «права крови». Первая из них
основана на принципе «единства семьи», т.е. на главенстве в семье
мужчины. Ее смысл состоит в том, что при различии гражданства
родителей ребенок следует гражданству отца, и лишь внебрачный
ребенок приобретает гражданство матери. Вторая концепция основана
на равноправии родителей и, согласно ей,


*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН
ребенок при разном гражданстве родителей получает гражданство
отца или матери.

Однако при реализации принципа крови могут возникнуть определенные
сложности, которые по-разному разрешаются в законодательстве о гражданстве
различных государств. В частности, это относится к случаям, когда родители
ребенка являются гражданами различных государств.
Принципы «права крови» и «права почвы» сочетаются в законодательстве
практически всех государств, в том числе и Украины.

В соответствии со ст.2 Конвенции о сокращении безгражданства от 30
августа 1961 «найденыш, находящийся на территории договаривающегося
государства, поскольку его место рождения не установлено,
предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих
гражданство этого государства», в развитие этих положений ст.3 данной
Конвенции регламентирует случаи рождения ребенка на морском или воздушном
транспорте за пределами определенного государства: «В целях определения
обязательств договаривающихся в соответствии с настоящей Конвенцией
государств рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим
место на территории того государства, под флагом которого это судно
плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный
корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств.»*


Приобретение гражданства по рождению следует отличать от определения
принадлежности к гражданству. Принадлежность к гражданству определяется
законом путем установления круга лиц, считающихся гражданами данного
государства или признающихся его гражданами.


В законах о гражданстве многих государств, в том числе и государств СНГ,
нормы о принадлежности к гражданству данного государства тесно
взаимосвязаны с нормами о приобретении гражданства.


Например, приобретение гражданства по рождению по существу не отличается
от признания ребенка гражданином государства, т.е. принадлежащим к
гражданству. Признание новорожденного гражданином происходит автоматически
(путем записи в книге актов гражданского состояния при наличии у ребенка
«права крови» или «права почвы»). Но во-первых, такое признание происходит
ежедневно и ежечасно и не обусловлено вступлением в силу закона о
гражданстве.



*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

Принадлежность же к гражданству определенного круга лиц (все постоянно
проживающие в стране и некоторые категории проживающих за границей),
устанавливается именно на дату вступления в силу закона о гражданстве. Во-
вторых, решение вопроса о гражданстве ребенка не безусловно: оно зависит от
гражданства родителей («принцип крови»), их взаимного согласия на
гражданство детей, а также от места рождения ребенка («принцип почвы») и
т.п. В целом, это достаточно обширная группа норм, сложившаяся в особый вид
(способ) приобретения гражданства, в особый субинститут. Поэтому признание
гражданства или принадлежность к гражданству по рождению можно и
практически удобнее рассматривать не среди способов приобретения
гражданства, а среди категорий лиц, принадлежащих к гражданству, при этом,
не указывая детей, останавливаясь только на генетических связях (потомки
граждан).


Другим примером взаимосвязи названных субинститутов

служит признание гражданства страны или права на его приобретение за
лицами, находящимися за рубежом, в особенности- не по их воле или с
согласия государства (депортированные, работающие по найму до вступления
закона в силу и т.п.).

Определяя принадлежность к гражданству, законы большинства государств, в
том числе и государств СНГ, имеют в виду лишь общие условия, применяемые ко
всем постоянно живущим на территории государства или к части населения, а
также к пребывающим за границей лицам, имеющим устойчивую связь с данным
государством.


В соответствии с положениями статьи 3 Закона Украины от 18 января 2001
года, определяющими принадлежность к гражданству Украины, гражданами
Украины являются:


1. все граждане бывшего СССР, которые к моменту провозглашения
независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на
территории Украины;
2. лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и
иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения,
имущественного положения, места жительства , языковых либо других
признаков, которые к моменту вступления в силу Закона Украины «О
гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не
были гражданами других государств;
3. лица, которые прибыли в Украину на постоянное проживание после 13
ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР
образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена запись
«гражданин Украины», а также дети таких лиц, которые прибыли вместе
с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не
достигли совершеннолетия;
4. лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с
законами Украины и международными договорами Украины.*



*Конституционное право Украины учебн. Под ред. В.Ф.Погорилка. Киев 1999 г.
2.1 Натурализация, понятие и значение.


Натурализация (укоренение) — это прием (принятие) в гражданство
иностранца по его заявлению. Ее смысл состоит в том, что любой иностранный
гражданин, при условии отказа от иностранного гражданства, или апатрид
могут вступить в гражданство данного государства. В международной практике
сложилось положение, согласно которому обычно натурализация может иметь
место после более или менее длительного проживания иностранца на территории
данного государства.


Следует иметь в виду, что каждое государство самостоятельно устанавливает
условия приема в его гражданство. Они обычно касаются определенного срока
проживания в данном государстве, знания и уважения его языка, законов и
т.п. Например соответствии с параграфом 1427 Титула 8 Свода Законов США,
лицо может быть натурализовано, если заявитель прожил на территории США не
менее пяти лет, после получения законного разрешения на проживание в США,
проживал не менее 6 месяцев в штате, где подал заявление о натурализации, и
«является лицом, обладающим высокими моральными качествами преданным
Конституции Соединенных Штатов и благожелательно настроенным по отношению к
действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов».*


В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве
РФ» в редакции от 31 мая 2002 года, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего
возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может
ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от
происхождения, социального положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических
и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской
Федерации является постоянное проживание на территории Российской
Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет
или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством;
для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором
Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на
территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало
за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три
месяца. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской
Федерации, то есть дающими право на сокращение до одного года

*М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

являются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; б) состояние в
браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие высоких достижений в
области науки, техники и культуры, а также обладание

профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской
Федерации; г) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или
дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; д)
предоставление политического убежища на территории Российской Федерации; е)
состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой
восходящей линии в российском гражданстве по рождению; ж) признание лица
беженцем в порядке, установленном законом.

В практике натурализации различают семейный и внесемейный порядок
приобретения гражданства. Под внесемейным порядком понимают ординарный
(обычный) порядок приобретения гражданства. Семейный порядок регулирует
приобретение гражданства при вступлении в брак или усыновлении.

Наиболее часто здесь речь шла об изменении гражданства вступившей в брак
женщины, причем нередко такое изменение носило автоматический характер.
Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 года в статье 1
установила, что правительства, подписавших ее государств, примут меры к
тому, чтобы вступление в брак женщины или его расторжение не отражалось
«автоматически на гражданстве жены». Вместе с тем «иностранка, состоящая
замужем... может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего
мужа». Украинское законодательство фактически распространило это право на
любого из супругов (мужа или жену), вступающего в брак с гражданином
Украины.

Однако более подробный анализ Конвенции о гражданстве замужней женщины в
данной работе будет осуществлен в последующей главе.


Относительно приобретения гражданства усыновленным, Украинское
законодательство восприняло положения, общепринятые в международной
практике. В частности, статьи 11,12,15 Закона Украины от 18 января 2001
года устанавливают, что ребенок который является иностранцем или лицом без
гражданства и которого усыновляют граждане Украины или супруги, один из
которых является гражданином Украины, а второй- лицом без гражданства,
становится гражданином Украины с момента вступления в силу решения об
усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине или за
границей.

Ребенок, который является лицом без гражданства или иностранцем и
которого усыновляют супруги, один из которых является гражданином Украины,
а второй- иностранцем становится гражданином Украины с момента вступления
решения об усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине
или за границей (ст. 11).

Согласно статье 12 упомянутого Закона, ребенок, который является
иностранцем или лицом без гражданства и над которым установлена опека или
попечительство граждан Украины или лиц, одно из которых является
гражданином Украины, а другое - лицом без гражданства, становится
гражданином Украины с момента принятия решения об установлении опеки или
попечительства.


Ребенок, который проживает на территории Украины и является лицом без
гражданства или иностранцем, над которым установлена опека или
попечительство лиц, одним из которых является гражданин Украины, а другое -
иностранцем, становится гражданином Украины с момента принятия решения об
установлении опеки или попечительства, если он в связи с установлением
опеки или попечительства не приобретал гражданство опекуна или попечителя,
который является иностранцем.


Ребенок, который является иностранцем или лицом без гражданства и
воспитывается в государственном детском учреждении Украины, которое по
отношению к нему исполняет обязанности опекуна или попечителя, или в
детском доме семейного типа, если хотя бы один из родителей-воспитателей
которого является гражданином Украины, становится гражданином Украины с
момента устройства в такое учреждение, при условиях, если его родители
умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими или
недееспособными, либо объявлены умершими.


В случае установления отцовства ребенка, мать которого является
иностранкой или лицом без гражданства, а отцом признается гражданин
Украины, ребенок, независимо от места его рождения и места постоянного
проживания, становится гражданином Украины.


Датой приобретения гражданства Украины в случае, предусмотренном этой
статьей, является дата рождения ребенка или дата приобретения гражданства
Украины отцом, если он приобрел его после рождения ребенка (статья 15).


Приобретение гражданства Украины детьми в возрасте от 15до18 лет может
происходить лишь по их согласию.



2. Восстановление в гражданстве .


Восстановление в гражданстве может происходить двумя путями: посредством
реинтеграции или репатриации.

Реинтеграция - это восстановление в гражданстве в случае его потери или
предыдущего выхода из гражданства в соответствии со статьей 10 Закона
Украины от 18 января 2001 года лицо, которое после прекращения гражданства
Украины не приобрело иностранного гражданства и предоставило заявление о
возобновлении в гражданстве Украины, регистрируется гражданином Украины
независимо от того, проживает оно постоянно в Украине или за границей, при
отсутствии обстоятельств, предусмотренных законодательством Украины.

Лицо, которое после прекращения гражданства Украины приобрело иностранное
гражданство, возвратилось в Украину на постоянное проживание, предоставило
заявление о возобновлении в гражданстве Украины, при отсутствии оснований
предусмотренных законодательством, регистрируется гражданином Украины. Лицо
берет обязательство прекратить иностранное гражданство и предоставить
документ об этом, выданный уполномоченным органом соответствующего
государства, в орган, который принял документы о возобновлении его в
гражданстве Украины, в продолжение года с момента возобновления его в
гражданстве Украины. Если лицо, имея все предусмотренные законодательством
этого государства основания для получения такого документа, по независящим
от него причинам не может его получить или ему предоставлен статус беженца
или убежище , оно предоставляет декларацию об отказе от иностранного
гражданства.

Лицо, которое является гражданином государства, международный договор
Украины с которым, позволяет лицу обращаться для приобретения гражданства
Украины, при условии если оно докажет, что не является гражданином другой
договорной стороны, может предоставить заявление о возобновлении в
гражданстве Украины лишь после прекращения иностранного гражданства.
Обязательство прекратить иностранное гражданство не требуется от граждан
государств, законодательство которых предусматривает автоматическое
прекращение лицами гражданства этих государств синхронно с приобретением
гражданства иного государства или международные договора Украины с которыми
предусматривают прекращение лицами гражданства |этих государств синхронно с
приобретением гражданства Украины, а также от лиц, которым предоставлен
статус беженца или убежище и лиц без гражданства.

Датой приобретения гражданства в указанных случаях является дата
регистрации приобретения лицом гражданства. Реинтеграция обычно носит
индивидуальный характер, в отличие от репатриации, которая характеризуется
групповым, коллективным признаком.


Таким образом, репатриация это восстановление гражданства путем
возвращения в страну своего гражданства (постоянного проживания или
происхождения) определенной группы лиц, которые оказались в силу различных
обстоятельств на территории других государств. Это более всего касается
беженцев, освобожденных военнопленных, перемещенных лиц. Особенность
репатриации заключается в том, что она является переселением с правом
добровольного выбора гражданства.


Репатриация осуществляется как на договорной основе (например,
репатриация военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите
жертв войны 1949 года), так и на внедоговорной основе, но при условии
существования соответствующих законов в заинтересованном государстве или
государствах.


Проблема возвращения на родину была актуальной после окончания Второй
мировой войны, когда из Германии и стран некоторых ее союзников
возвращались на родину сотни тысяч военнопленных, принудительно угнанных на
работы, гражданских лиц и т. п. При этом, как известно, часть из них
отказывалась возвращаться в свои страны, принимала гражданство или на иных
условиях селилась в государствах Европы, Северной или Южной Америки, в
Австралии. В настоящее время актуализация проблемы репатриации явилась
следствием распада СССР, ухудшения экономического благосостояния в новых
государствах - республиках бывшего Союза (репатриация немцев в ФРГ, евреев
в Израиль и т.д.)


Закрепленное в законодательстве многих государств, в том числе и Украины,
положение касательно пожалования гражданства является прежде всего
формальным выражением признательности и уважения лица за какие-либо заслуги
общезначимого характера. В свое время такое пожалование весьма часто
применялось к первым покорителям космоса - летчикам-космонавтам. Но
известны и более ранние случаи пожалования гражданства. Так, например, в
1792 году французское гражданство было пожаловано 18 видным государственным
и общественным деятелям-иностранцам: американскому президенту Дж.
Вашингтону, английскому философу, социологу и юристу И. Бентаму, немецкому
поэту и драматургу Ф. Шиллеру и др.

Следует отметить, что в то время пожалование гражданства не влекло за
собой утраты и не требовало отказа от собственного (первичного)
гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо
юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей
между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не
требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином
которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь
место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится
фактически единственным гражданством, которым обладает индивид.*



*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.
2.3 Оптация и трансферт, понятие, основные положения.



К способам приобретения гражданства, связанным с территориальными
изменениями, относятся оптация и трансферт.


Оптация - это приобретение гражданства на основе его выбора в связи с
территориальными изменениями. Лица, проживающие на части территории одного
государства, переходящей под суверенитет другого государства, получают
право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между
соответствующими государствами или установленные государством в
одностороннем порядке. Право оптации заключается в праве лица выбрать себе
гражданство: либо оставить гражданство того государства, на территории
которого оно проживало ранее, либо приобрести гражданство того государства,
под суверенитет которого переходит эта территория. В случае оставления
прежнего гражданства лицо должно в определенный срок покинуть территорию
своего проживания, в случае выбора нового гражданства-оно остается в месте
своего проживания


Примерно такое же определение оптации дает Юридический словарь под ред.
Н.Д.Казанцева: «оптация- выбор гражданства, …. Право оптации возникает в
ряде случаев, связанных с двойным гражданством. Оно устанавливается также в
международных договорах, регулирующих переход территории от одного
государства к другому, причем распространение нового гражданства на
население территории, переходящей к новому государству, сочетается с
предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства.
Осуществление права оптации в этом случае обычно сопровождается
обязанностью выезда из страны….».*


Так 29 июня 1945 года между СССР и Чехословацкой республикой был заключен
договор о Закарпатской Украине. Статья 2 Протокола к этому договору
содержала договоренность сторон о том, что лица украинской и русской
национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют
право оптации (приобретения) гражданства СССР в течение до 1 января 1946
года. Оптация происходила в соответствии с законодательством СССР и
становилась действительной только с согласия властей СССР. Это же право
получали лица |чешской и словацкой национальностей, проживавшие на
территории Закарпатской Украины и желавшие сохранить гражданство
Чехословакии. Лица, получившие право оптации, должны были в течение 12
месяцев



*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.



переселиться в страну, гражданство которой они намерены были приобрести.

Такой же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством СССР
и Польским временным правительством национального единства относительно лиц
польской и еврейской национальностей, желавших переселиться в Польшу, а
также лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской
национальностей, проживавших на территории Польши и желавших переехать в
СССР.


Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в
групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении
в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых,
во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе
добровольного выбора гражданства.



Трансферт- это «передача населения территории, переходящей из-под
суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из
одного гражданства в другое».*


Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства
наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между
государствами на основе международного соглашения. И хотя современное
международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т.
е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки
имел место в нескольких случаях как исключение.


Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом,
подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария)
по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы
последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о
принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских
подданных Греции (за некоторыми исключениями).


Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции
руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй
мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого
населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это
было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах
немецкое население служило поводом для интервенции немецких войск.



*Л.Д.Тимченко Международное право учебник – Х., 1999 г.

3.Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора.


В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и
политических правах “любому, кто законно находится на территории
любого государства, принадлежит, в границах этой территории, право
на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Каждый человек
имеет право оставлять любую страну, включая свою собственную. Упомянутые
выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех,
которые предусмотрены законом и являются необходимыми

для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и
нравственности населения... Никто не может быть своевольно лишен права на
въезд в свою собственную страну.”* Из смысла данной статьи следует право
гражданина на выход из гражданства своего государства. Таким образом выход
из гражданства является одним из способов прекращения гражданства. В
законодательстве многих государств существует еще несколько способов
прекращения гражданства, к ним относятся: утрата гражданства; лишение
гражданства; прекращение гражданства на основании международных договоров.
Рассмотрим подробнее каждый из способов.

Общепринято, что разработка осований и условий выхода из гражданства
(отказа от гражданства) относится к исключительной компетенции конкретного
государства. Обычно выход из гражданства осуществляется по ходатайству
лица, т.е. заявление о выходе из гржданства подается гражданином
непосредственно. Вместе с тем, если Конвенция о сокращении безгражданства
от 30 августа 1961 г. в п. «b» абз. 1 ст. 4 предусматривает возможность
принятия в гражданство в результате поданного заявления самим лицом или от
его имени, следовательно, такой же порядок возможен и при выходе из
гражданства. В выходе их гражданства может быть отказано, если лицо,
которое ходатайствует о выходе из гражданства привлечено в качестве
обвиняемого в уголовном деле или относительно которого имеется
обвинительный приговор суда, который вступил всилу и подлежит исполнению.
Датой прекращения гражданства является дата издания соответствующего указа
уполномоченным органом (Президент в Украине).


Международное право уделяет особое внимание субинститутам утраты и
лишения гражданства. Это объясняется тем, что инициатива при таком способе
прекращения гражданства принадлежит исключительно госу-



* Международный пакт о гражданских и политических правах
принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.
дарству, т.е индивид лишается гражданства не только по воле государства, но
и по его инициативе. А это, естественно, в случаях произвола приводит к
нарушению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому в международном праве существует ряд международно-правовых актов,
касающихся таких способов прекращения гражданства. Прежде всего следует
отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, которая
в п.2 статьи 15 закрепила положение, в соответствии с которым никто не
может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое
гражданство.


Проблема лишения гражданства регулируется Конвенцией о сокращении
безгражданства от 30 августа 1961 года, в соответствии с положениями
которой существенно ограничиваются условия, при которых гражданин может
быть лишен гражданства. В частности, статья 9 Конвенции устанавливает
прямой запрет на индивидуальное или групповое лишение гражданства по
расовым, этническим, религиозным или политическим мотивам.


В современном международном праве субинститут лишения гражданства
считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом
еще в ответ на противоправные действия фашистских государств, лишавших
гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расовым
мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в послевоенные годы в
некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, весьма часто
практиковалось лишение гражданства по политическим мотивам. Так, в
семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране,
гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели культуры и искусства (А.
Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие). И
хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день
напоминает нам о грубейших нарушениях прав человека со стороны государства.


Законодательство суверенной Украины в этой области полностью
соответствует общепризнанным международно правовым нормам.


Особенностью механизма утраты гражданства в Украине является то, что
такая утрата не инициируется государством в отношении конкретного
гражданина. Здесь законодатель пошел по пути формального закрепления в
нормативно-правовом акте перечня деяний, при совершении которых лицом,
наступает утрата гражданства.


Так, в соответствии со статьей 18 Закона Украины от 18 января 2001 года
гражданство Украины утрачивается:


1. если гражданин Украины после достижения им совершеннолетия
добровольно приобрел гражданство иного гооударства.

Добровольным приобретением гражданства иного государства считаются все
случаи, когда гражданин Украины по своему свободному волеизъявлению,
выраженному в форме письменного ходатайства, приобрел гражданство иного
государства или он добровольно получил документ, который подтверждает
наличие приобретения им иностранного гражданства, за исключением случаев,
если:


. дети при рождении синхронно с гражданством Украины
приобретают также гражданство иного государства;
. дети, которые являются гражданами Украины и усыновлены
иностранцем, приобретают гражданство усыновителя;
. гражданин Украины автоматически приобрел гражданство
государства вследствие бракосочетания с иностранцем;
. согласно законодательству другого государства его гражданство
предоставлено гражданину Украины автоматически без его
добровольного волеизъявления и он не получил добровольно
документ, который подтверждает наличие у него гражданства
другого государства.


если иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил
документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе
от него;

2. если иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался
правами или исполнил обязанности, которые предоставляет или
возлагает на него иностранное гражданство;
3. если лицо приобрело гражданство Украины вследствие предоставления
сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов;
4. если гражданин Украины без согласия государственных органов
Украины добровольно вступил на военную службу, на работу в службу
безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы
государственной власти или органы местного самоуправления иного
государства.

Однако следует иметь в виду, что положения пунктов 1,2,3,5 не
применяются, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без
гражданства. Такое положение целиком отвечает положениям Конвенции 1961
года.


Важным положением закона является и то, что за гражданином Украины не
признается принадлежность к иностранному гражданству до принятия решения об
утрате гражданства Украины. Таким образом, совершение указанных выше деяний
не является основанием для автоматической утраты гражданства- необходимо
принятие решения компетентным государственным органом.


4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ), понятие,
порядок предотвращения.


Случаи двойного гражданства и безгражданства имеют место вследствие
различного решения законодательством отдельных государств вопросов о
приобретении и утрате гражданства.


Двойное гражданство (бипатризм)-пребывание лица одновременно в
гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае
коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например,
ребенок родившийся на территории государства, применяющего принцип «права
почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего
принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство.


Двойное гражданство возникает также в случае брака женщины, являющейся
гражданкой страны, законодательство которой не лишает женщину своего
гражданства при вступлении ее в брак с иностранцем (например, Франция, США,
Швеция), либо гражданином такой страны, которая автоматически предоставляет
гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например,
Бразилия).


Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе
заинтересованного в том лица - также может породить ситуацию двойного
гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица,
признаваемого гражданином другого государства.


Таковы основные условия возникновения ситуации двойного гражданства в
силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации,
порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного
договора.


Законодательство Украины о гражданстве исходит из непризнания
одновременной принадлежности гражданина Украины к гражданству другого
государства. Еще в первоначальной редакции статьи 10 Закона Украины «О
гражданстве» от 8 октября 1991 года было зафиксировано положение, в
соответствии с которым: «За лицом, являющимся гражданином Украины, не
признается принадлежность к гражданству иностранного государства». Но все
же этот закон допускал возможность возникновения двойного гражданства на
основании международных соглашений Украины.


В настоящее время наличие за гражданином Украины двойного гражданства не
признается.


Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на территории одного из
государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может
ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству. Каждое
государство, в гражданстве которого состоит бипатрид, имеет право считать
его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих
обязанностей.


От бипатридов, т. е. лиц имеющих два или более гражданства следует
отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Так,
двойное гражданство, как уже отмечалось, принадлежало гражданам СССР, так
как они являлись гражданами Союза и гражданами субъектов федерации. На
основании статьи 8 (1) Договора о Европейском Союзе каждый гражданин
государства-члена, кроме обладания гражданством государства, является и
гражданином Союза.


Для разрешения многих проблем, связанных с двоим гражданством,
используется принцип определения эффективного гражданства. Эффективное
гражданство связано с необходимостью определения фактического или
преимущественного гражданства бипатрида для разрешения проблем, связанных с
коллизионной формулой прикрепления, определяющей личный статус физического
лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица его
работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого,
проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной
Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по
сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах
Европейского Союза.



Безгражданство (апатризм) - это такое положение лица, когда оно не
состоит в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе
апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не
рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например,
при:

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось
гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом
государстве;
б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого
государства, которое предоставляется через пять-десять лет;
в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не
предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама
женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется
принципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);
г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;
д) лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу
иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28
сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять
апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в
частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного
воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи
16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.


Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью
подчиняются законодательству того государства, на территории которого они
проживают.


Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не
только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут
порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между
государствами. На уровне общего международного права их невозможно
разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются.
Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях
государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети
дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на
территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу
исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ
смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства,
состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными
государствами, что и имеет место на практике.


5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.



Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства
женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные
правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20
февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся
Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к
гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или
приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак,
расторжения брака или перемены гражданства мужем во время
существования брачного союза, имея в виду, что в статье 15 Всеобщей
декларации прав человека Генеральная Ассамблея Организации
Объединенных Наций указала, что "каждый человек имеет право на
гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего
гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать с
Организацией Объединенных Наций, чтобы способствовать всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола,
настоящим согла

Новинки рефератов ::

Реферат: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Право)


Реферат: Учет нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Правовой статус работодателя: понятия, содержание, виды (Теория государства и права)


Реферат: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника (Педагогика)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана (История)


Реферат: Меморандум Танаки (История)


Реферат: Формы осуществления народовластия (Политология)


Реферат: Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Происхождение человека (Биология)


Реферат: Передача информации из ультразвуковой медицинской диагностической установки ALOCA SSD650 (Программирование)


Реферат: Технология проведения горно-разведочных выработок (Геология)


Реферат: Защитные формы альтруизма (Психология)


Реферат: Ответы на билеты по ОБЖ 11 класса (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Генетика (Биология)


Реферат: Договор поставки (Право)


Реферат: Земледелие с основами почвоведения (Ботаника)


Реферат: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику (Психология)


Реферат: Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г (Программирование)


Реферат: Услуги, как объект маркетинговой деятельности (Маркетинг)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист