GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Источники международного экономического права (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Источники международного экономического права (Международное публичное право)



Московский государственный университет коммерции



Кафедра гражданского права
и процесса



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное право»
по теме:
Понятие и основные источники
международного экономического права



Выполнена студентом

Факультета «Коммерция и право»,
По специальности «Юриспруденция»,
Группы 23з/о
Хруновым А.Е.


Преподаватель:
профессор Кольцов Б.И.



Москва 2000

П Л А Н

1. В В Е Д Е Н И Е 2
2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА 3
3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА 4
2.1 Международные договоры 4
2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций 6
2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи 8
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е 10



1. В В Е Д Е Н И Е


Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня
достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает
воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение
международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или
иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые
напрямую не занимаются международными отношениями, периодически
сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного
права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого
рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании
хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся
внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим
борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам,
удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан,
находящихся на территории России, и т.д.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества
совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения
о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются
всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной
реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной
воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23
"Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней
отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению
принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития
международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе
необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего
требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более
широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием
международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее
повышение роли международно-правового регулирования в международных
отношениях.
Выбранная мною тема контрольной работы – "источники международного
экономического права" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и
проследить формирование принципов, традиций и обычаев экономического
сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции,
религии, государственное устройство и т.п.

2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА


В начале своей работы я хотел бы определить понятие МЭП.
Согласно учебнику К.А. Бекяшева, «международное экономическое право –
отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют
межгосударственные экономические отношения».
В другом источнике МЭП определяется так. «Международное экономическое
право можно определить как отрасль международного публичного права, которая
представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих
экономические отношения между государствами и другими субъектами
международного права»[1].
Оба этих определения практически совпадают, определяя международное
экономическое право как часть международного права, регулирующего лишь
отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения.
Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных
экономических связей, их общий режим. Основная масса международных
экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и
юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет
первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого
государства.
В отношении предмета МЭП можно сказать, что это различные
многосторонние и двусторонние экономические торговые договора, коммерческие
отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-
финансовой, транспорта, связи, туризма, интеллектуальной собственности и
т.п.
В современной западной литературе выдвигаются две основные концепции
МЭП. Первая из них классическая, согласно которой МЭП – отрасль
международного публичного права и предметом её является экономические
отношения субъектов международного права. Также существует другая концепция
(например, В. Фридман), согласно которой источником норм МЭП является как
международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое
действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях,
выходящих за пределы одного государства.
Глобализация экономики – важный фактор её развития, порождающий немало
проблем. Далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться
благами этого процесса. Прежде всего это развивающиеся страны. Поэтому
существует ещё одно мнение, связанное с правами таких стран. Это так
называемая концепция «международного права развития», которая делает акцент
на особых правах развития наиболее бедных стран.


3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА


Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном
международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники
права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо
под источником международного права можно понимать результаты процесса
нормообразования.
Нормами международного права являются договорные и обычные формы,
находящие своё выражение в договорах и обычаях.
В прочитанной мною литературе по МЭП широко распространена точка
зрения, что существуют следующие источники:
«а) международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами;
б) международный обычай, как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».[2]
Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде
особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим
источником решения международных организаций и конференций. Особенностью
таких норм является то, что они не императивны. Они не только
"рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям
(бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной
нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла
известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась
рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа
наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок
с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии
соответствующей рекомендательной нормы.


2.1 Международные договоры


Постепенно в современном мире центр тяжести смещается в сторону
многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки
норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров.
Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.
Примерами универсальных международных экономических договоров являются
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие
широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей
части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе
двусторонних договоров.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические
отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического
характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с
основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются
обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию
заключению коммерческих сделок и т.п.
В 1994 году был принят пакет Марракешских соглашений, связанных с
модификацией ГАТТ. Этим пакетом была учреждена так называемая ВТО –
Всемирная торговая организация. Это общая организационная структура во
взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные
торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера,
например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).[3]
ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):
- содействие выполнению, администрированию, реализации положений и
достижению целей многосторонних торговых соглашений;
- является механизмом для реализации указанных соглашений;
- выступает как организация, обеспечивающая проведение переговоров
между её членами относительно их торговых взаимоотношений;
- регламентирует правила и процедуры урегулирования споров;
- администрирует механизм пересмотра торговой политики;
- взаимодействует с МВФ и МБРР.
ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её
членов.
По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими
полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её
функций.[4]
Самое важное и существенное значение для формирования норм
международного экономического права имеют некоторые специальные виды
международных договоров.
Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также
договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это
закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима
во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.
Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим,
преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны
их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о
международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика
объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых
соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и
специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных
национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или
неконвертируемых валютах.
Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание
взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических
операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами,
применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и
услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление
одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с
обязательством погашения займа.
У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к
количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае
используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря
–взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об
определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных
поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних
соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных
разновидностей настолько обширно, как и само международное право.



2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций


Значительное число рекомендаций по вопросам экономического
сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в
систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не
носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.
Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как
Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом
международном экономическом порядке и программа действия по установлению
Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах
провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического
сотрудничества.
Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей
ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей
государств».
В этом документе определены основные принципы международного
экономического сотрудничества.
«… следующими принципами:
а) суверенитет, территориальная целостность и политическая
независимость государств;
б) суверенное равенство всех государств;
в) ненападение;
г) невмешательство;
д) взаимная и равная выгода;
е) мирное сосуществование;
ж) равноправие и самоопределение народов;
з) мирное урегулирование споров;

к) добросовестное выполнение международных обязательств…»[5]
Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех
же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого
зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в
этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами
высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни
по взаимному соглашению.
В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою
экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную
систему»[6] независимо от воли и желания других государств в соответствии с
волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа
международного права: самоопределение народов и неприменение силы или
угрозы силой.
В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных
инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со
своими национальными целями.
В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с
транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов
невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.
Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки
природных ресурсов.
В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое
государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном
процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных,
финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).
Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения
окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также
ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и
улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут
ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр
должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя
благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество
государств может выражаться в выработке международных норм и правил в
области окружающей среды (ст. 30).
Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции
"О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях"
(1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г.).
Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего
Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и
обязательную юридическую силу.



2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи


Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде
заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый
вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и
обязательной юридической силой.
Среди документов международных конференций, имеющих существенное
значение для формирования международного экономического права, особо важным
являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по
торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые
отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел
"Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды"
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии
для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.



Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это
исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном
праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями
истории человеческих отношений.
Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём
признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной
нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.
В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым
актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая
используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения
международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством,
относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и
арбитражных органов.
В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией
существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.
С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной
роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,
так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих
взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через
обычное право.
Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные
принципы международного права, как уважение государственного суверенитета,
равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и
др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих
как двусторонних, так и многосторонних документах.


4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е


В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое
право представляет собой широкую тему для практического изучения и
теоретических исследований. Вообще, такая трудоёмкая работа, как анализ
международных документов и составление собственного о них мнения приносит
осязаемые плоды, т.к. эти документы являются плодом человеческой мысли
«разношёрстных» людей. Это квинтэссенция их жизненного и исторического
опыта, а также сложившейся международной практики.
В те годы, когда создавалась Организация Объединенных Наций, мировое
хозяйство четко укладывалось в прокрустово ложе национальных границ.
Сложное переплетение связей юридических и физических лиц, имеющих разную
национальную принадлежность и гражданство, регулировалось в основном
государственной властью в рамках национальных правовых систем, которые, как
известно, значительно отличались друг от друга.
Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно
порождала серьёзные коллизии и проблемы.
Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними
договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как
считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой
войны универсальное международное регулирование международных экономических
отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения
следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по
экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в
первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов
компетенции организации в сфере экономики.
Между тем необходимость в международно-правовом регулировании
мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение
капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер.
Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в
области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный
характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование
одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в
поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со
всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового
рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны
явился развал европейского регионального рынка.
Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной
организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате
принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном
экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных
органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).
Конечно, в объеме одной контрольной работы сложно охватить все сферы
экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как
помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его
субъектах и источниках, существует большое количество международных
нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в
отдельных областях международных экономических отношениях, а также,
регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.
При рассмотрении этой области международного экономического права можно
привести большое количество примеров о развитии межгосударственного
сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при
решении глобальных вопросов в этой сфере.
Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству
в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на
региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических
комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.
Затронув одну отрасль международного права - международное
экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет
собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной,
единой системы международного права, которая в настоящее время является
одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1986 г.
2. Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. – М.,
1972г.
3. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. – М.,
1994.
4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –
М.: Междунар. отношения, 1999.
5. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.
6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С.
Кривчикова. Том 3. 1997.
7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.
8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. —
1999.
-----------------------
[1] Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов.
[2] Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
[3] Ст. 2. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.
[4] Ст. 8. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[5] Глава 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.
[6] Глава 2. Ст. 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.





Реферат на тему: Коллизионная ситуация и выбор права


Контрольная работа

по международному частному праву
на тему 1: Коллизионная ситуация и выбор права.

Метод международного частного права

студентки 6-го курса МЗФ МГЮА 8 группы
Ганиной С.Ю.



6 октябрь 1998 года
1. Коллизии между гражданско-правовыми системами государств. Основания и
предпосылки возникновения коллизий гражданского права различных
государств. Проблема выбора права.



«Коллизия» – латинское слово, означающее столкновение. Этот термин
является условным. О коллизии законов говорят образно, говоря тем самым о
необходимости выбора права между законами разных государств. Коллизионная
проблема – проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному
правоотношению, – типична, прежде всего, для международного частного
права. Если в других отраслях права вопросы коллизии законов имеют
второстепенное значение, то здесь именно коллизионная проблема и ее
устранение составляют основное содержание этой правовой отрасли, что
отразилось в том, что в ряде стран ее называют коллизионным правом.
Итак, наличие гражданско-правового отношения, осложненного иностранным
элементом, приводит к коллизии гражданского права различных государств,
что, в свою очередь, порождает проблему выбора права, подлежащего
применению для урегулирования такого отношения.
Гражданско-правовые отношения относятся к предмету международного
частного права, являясь отношениями лежащими в сфере действия гражданского
права, имеющего национальный характер. Наличие в таком отношении
иностранного элемента связывает его с гражданским правом не одного
государства, а нескольких – потенциально оно может быть урегулировано
правом каждого государства, которому принадлежит тот или иной его элемент.
Гражданское право разных государств отличается, подчас существенно, по
своему содержанию – одни и те же вопросы по разному решаются в праве
разных государств. Следствием этого является коллизия права, заключающаяся
в том, что одним и тем же фактическим обстоятельствам может быть дана
различная юридическая оценка и в итоге в соответствии с правом разных
государств может быть дан разный ответ на один и тот же вопрос.
Встречаются случаи, когда на территории государства заключают договор,
например, о совместной хозяйственной деятельности гражданин этого
государства и другого. Предположим, что гражданин другого государства не
выполняет свои обязательства. Гражданин государства, на территории которого
заключили договор, подает исковое заявление в суд. Выясняется, что по
закону государства, гражданином которого является ответчик, не выполнивший
обязательства по договору, не достиг еще возраста правовой дееспособности.
Следовательно, вопрос о действительности договора может быть решен по-
разному. Итак, коллизия права – это объективно возникающее явление, которое
порождается двумя причинами: наличием иностранного элемента в гражданском
правовом отношении и различным содержанием гражданского права разных
государств, с которыми это правовое отношение связано.
Необходимой предпосылкой правового регулирования такого отношения
является выбор гражданского права того государства, которое будет
компетентно его регулировать. Во внутреннем праве государств есть особые
нормы – коллизионные, которые содержат правила выбора права: или тем или
иным способом указывают, гражданское право какого государства должно быть
применено для урегулирования конкретного гражданского отношения с
иностранным элементом. Так что прежде чем рассматривать проблемы,
касающиеся отношений, осложненных иностранным элементом, необходимо решить
коллизию права и ответить на так называемый коллизионный вопрос: право
какого государства надо применить для рассмотрения искового требования, то
есть выбрать право. Иными словами в национальном праве государства, на
территории которого рассматривается правоотношение, осложненное иностранным
элементом, необходимо найти такую норму, которая бы и обосновывала ответ на
возникающий коллизионный вопрос. Такая норма называется коллизионной
нормой.
В России коллизионные нормы содержать в ГК в седьмом разделе
«Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства». Применение
гражданских законов иностранных государств и международных договоров». В ГК
РФ говорится, что если невозможно определить право, подлежащее применению,
применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми
отношениями, осложненными иностранным элементом. При определении права,
подлежащего применению, суд основывается на толковании юридических понятий
в соответствии с правом страны суда, если иное не предусмотрено законом.
Если же юридические понятия, требующие правовой квалификации, не известны
праву страны суда или известны под другим названием или с другим
содержанием и не могут быть определены путем толкования по праву страны
суда, то при их квалификации может применяться право иностранного
государства. Здесь следует отметить, что любая отсылка к иностранному праву
в соответствии с правилами раздела 7 ГК РФ должна рассматриваться кроме
случаев, предусмотренных соответствующей статьей, как отсылка к
материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны.
Суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в
соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское
право за исключением случаев, когда применение иностранного права на
началах взаимности предусмотрено законом Российской Федерации. Далее
закрепляется презумпция существования такой взаимности: если применение
иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она
существует, поскольку не доказано иное.
В случаях, когда подлежит применению право страны, в которой действует
несколько территориальных правовых систем, применяется правовая система в
соответствии с правом этой страны. Это исходит из решения, разработанного в
рамках Гаагской конференции по международному частному праву (оно может
быть использовано только тогда, когда основная правовая система
предусматривает применимость своих подсистем). Данное решение трудно
применить к США, где принятие частно-правовых законов отнесено к
компетенции отдельных штатов, а федеральное коллизионное законодательство
отсутствует.
Суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в
соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское
право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на
началах взаимности предусмотрено законом Российской Федерации.
Иностранное право не применяется в случаях, когда его применение
противоречило бы основам правопорядка РФ. В этих случаях применяется
российское право.
Отказ в применении иностранного права не может быть основан лишь на
отличии политической или экономической систем Российской Федерации.
От иностранных специалистов в отношении оговорки о публичном порядке
поступило замечание. Предложено отредактировать эту норму – подчеркнуть,
что результат применения иностранного права должен быть явно не совместимым
с основами правопорядка Российской Федерации.
Недействительны соглашения и иные действия участников отношений,
регулируемых Гражданским Кодексом, направленные на то, чтобы в обход правил
Седьмого раздела ГК РФ о подлежащем применению праве подчинить
соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право,
подлежащее применению в соответствии с седьмым разделом ГК РФ. Эта статья
пресекает попытки отдельных субъектов путем оговорок обойти закон.
В ГК РФ говорится также о том, что Правительство Российской Федерации
может устанавливать ответные ограничения (реторсии) в отношении прав
граждан и юридических лиц государств, в которых имеются специальные
ограничения прав российских граждан и юридических лиц.
Гражданским Кодексом РФ урегулирована также дееспособность иностранных
граждан и лиц без гражданства. Гражданская дееспособность иностранного
гражданина или лица без гражданства определяется его личным законом.
Гражданская дееспособность их в отношении сделок, совершаемых в Российской
Федерации, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в
Российской Федерации, определяется по российскому праву. Признание в
Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
В ГК РФ регламентированы права и обязанности иностранных индивидуальных
предпринимателей. Способность иностранного гражданина или лица без
гражданства быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим
права и обязанности определяются по праву страны, где иностранный или лицо
без гражданства зарегистрированы в качестве индивидуального
предпринимателя. При отсутствии страны регистрации применяется право страны
основного места осуществления индивидуальной предпринимательской
деятельности.
Совокупность коллизионных норм того или иного государства составляет
«коллизионное право» этого государства: оно носит национальный характер и
является частью национального права соответствующего государства.
Коллизионное право – это основная часть международного частного права,
определяющая его основные черты и особенности. Также как и коллизионное
право, международное частное право, вопреки своему названию, в целом носит
национальный характер. В отличие от международного публичного права,
единого для всех государств, международное частное право существует в
рамках национального права каждого государства: «российское международное
частное право», «японское международное частное право» и т.д.
Национальный характер не исключает наличия в международном частном
праве разных государств общих черт. В гражданском праве разных государств
встречаются одинаковые или близкие положения и правила. И это понятно: хотя
право и относится к области внутренней юрисдикции государств, в процессе их
сотрудничества происходит взаимовлияние в области права. Тем более такое
взаимовлияние ощутимо в сфере международного частного права. По своей
природе оно регулирует такие отношения, которые непосредственно лежат в
сфере международного общения, что неизбежно сказывается на содержании
самого права.
2. Преодоление коллизионной ситуации. Метод международного частного права и
основные способы его осуществления.



Международному частному праву присущи свои собственные приемы и
средства регламентации прав и обязанностей участников международного
гражданского оборота.
Специфика международного частного права, включая метод и способы
регулирования, обусловлена уникальностью объекта регулирования –
гражданских отношений, осложненных иностранным элементом. Они порождают
особую проблему – коллизию гражданского права различных государств, решение
которой является необходимым условием их регулирования. В преодолении
коллизионной проблемы заключается общий метод международного частного
права.
Первый способ регулирования гражданских отношений, осложненных
иностранным элементом – коллизионно-правовой, сущность которого заключается
в выборе компетентного правопорядка для разрешения конкретного гражданского
дела. Выбор, как уже указывалось в первом вопросе, осуществляется с помощью
коллизионных норм, которые и содержат предписание о том, право какого
государства надо применять. Этот способ называется еще и отсылочным.
Коллизионная норма, указывая компетентный правопорядок, как бы отсылает для
определения прав и обязанностей участников гражданско-правового отношения к
праву определенного государства.
Коллизионно-правовой – исторически первый способ регулирования в
международном частном праве. Первые правила, а затем и первые доктрины,
относящиеся к сфере международного частного права, появились тогда, когда
стали возникать многочисленные коллизии права в результате развития
взаимоотношений между государственными образованиями, в которых сложились
свои, обособленные, с достаточно четкими различиями, нормы гражданского
права. Эти правила, получившие название коллизионных норм, применялись для
решения проблем, возникающих из коллизии разноместных законов. В течение
долгого времени международное частное право существовало и развивалось
только как коллизионное право. В некоторых странах (США, ФРГ и т.д.) такая
позиция по отношению к международному частному праву сохранилась и в
настоящее время. Там оно называется коллизионным. В последнее время в
российской юридической литературе стали выражаться взгляды, ограничивающие
международное частное право исключительно коллизионными нормами.
Несмотря на свою традиционность, применение коллизионно-правового
способа связано с большими трудностями юридико-технического характера.
Некоторые из них обусловлены национальным характером коллизионных норм. Так
же как и нормы гражданского права, коллизионные нормы разных государств
неизбежно отличаются по своему содержанию: они по разному решают
коллизионные вопросы при регулировании однородных гражданских отношений с
иностранным элементом. В результате выбор права при одной и той же
совокупности фактических обстоятельств может быть разным в зависимости от
того, по коллизионному праву какого государства он будет осуществляться. От
решения коллизионного вопроса зависит решение дела по существу. Это явление
носит название «коллизии коллизий», т.е. коллизия коллизионных норм, и
является деструктивным фактором в организации международного гражданского
оборота. Расхождение в содержании гражданского и коллизионного права
различных государств, приводит к появлению так называемых «хромающих
отношений». Это такие отношения, которые по праву одного государства
являются юридически действительными, законными, а по праву другого
государства – они незаконны и не порождают никаких юридических последствий.
Такие отношения возникают в практике часто, осложняя тем самым реализацию
гражданско-правовых связей.
Сложность коллизионно-правового способа регулирования связано с
возможным применением иностранного права: коллизионная норма может отослать
как к собственному праву, так и к праву иностранному. В последнем случае
суд или иной правоприменительный орган будет обязан в силу предписаний
отечественной коллизионной нормы рассмотреть дело на основе иностранного
гражданского права. Но, как показывает практика установить содержание и
квалифицированно реализовать нормы иностранного права довольно сложно.
Осуществление коллизионного способа регулирования затрудняется и тем,
что многие государства либо вообще не имеют системы коллизионных норм, либо
она слабо развита. Правда, в последнее время набирает силу процесс создания
и совершенствования национального коллизионного права. В ряде стран были
приняты новые законы или подготовлены проекты. Примеры: 1978 год – Закон о
международном частном праве в Австрии; 1979 год – Закон о международном
частном праве в Венгрии; 1982 год – Закон о разрешении коллизий между
законом и нормами иностранного права в Югославии, Закон о международном
частном праве и процессе в Турции; 1986 год – Закон о новом регулировании в
области международного частного права в ФРГ; подготовлены и обсуждены
проекты соответствующих законов в Бельгии, Италии, Франции и других
странах.
Сложность проблем возникающих при применении коллизионного способа
регулирования, порождает серьезные, подчас непреодолимые, трудности в
правовой регламентации гражданских правоотношений, осложненных иностранным
элементом. Интересы развития международного гражданского оборота требуют
совершенствования этого способа. С конца девятнадцатого века начался
процесс унификации, т.е. создания единообразных коллизионных норм.
Унификация осуществляется в форме международных договоров, заключаемых меду
государствами. Последние берут на себя международно-правовое обязательство
применять сформулированные в договоре единообразные коллизионные нормы по
определенному кругу гражданских правоотношений. Использование
унифицированных норм снимает частично недостатки коллизионного способа:
способствует ликвидации такого негативного явления, как «коллизия
коллизий», уменьшает вероятность возникновения «хромающих отношений»,
восполняет пробелы в национальном коллизионном праве.
Но унификация не получила большого распространения. Процесс унификации,
начавшийся в конце девятнадцатого века, завершился принятием в 1902-1905
годах пяти конвенций, устанавливающих правила разрешения коллизий по ряду
вопросов в сфере брачно-семейных отношений. Но они не получили широкого
распространения: в них участвовали лишь некоторые европейские государства
(Россия при активном участии в их разработке к ним не присоединилась),
более того, в последствии число участвующих государств уменьшилось.
Некоторые из них в 70-е годы были заменены новыми.
Другим соглашением, направленном на унификацию коллизионного права
является Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986,
заменившая аналогичную конвенцию 1955 года.
Примером наиболее удачной унификации коллизионного права является
региональная унификация, предпринятая латиноамериканскими странами. На
шестой панамериканской конференции в 1928 году был принят договор,
названый, Кодекс Бустаманте. По существу, это – единственная довольно
полная унификация коллизионного права состоит из 437 статей. Правда, даже в
своем регионе договор не получил всеобщего применения: его ратифицировали
пятнадцать государств Центральной и Южной Америки. США к нему не
присоединились.
Более широко унификация коллизионных норм происходит на двусторонней
основе, как правило, в форме заключения договоров об оказании правовой
помощи.
Таким образом, коллизионный способ регулирования в настоящее время
осуществляется в двух правовых формах: национально-правовой (посредством
национальных коллизионных норм, разработанных каждым государством в своем
праве самостоятельно) и международно-правовой (посредством унифицированных
коллизионных норм, разработанных государствами совместно в международных
соглашениях). Обе формы относятся к одному способу регулирования –
коллизионному, так как в обоих случаях коллизия права решается способом
выбора права, отсылки к праву конкретного государства.
Второй способ регулирования гражданских отношений, осложненных
иностранным элементом, – материально-правовой. Сущность его заключается в
создании специальных норм гражданско-правового характера, которые должны
непосредственно применяться к данным отношениям минуя коллизионную стадию
выбора права.
Ясно, что одной из причин возникновения коллизии, являются различия в
содержании гражданского права разных государств. Из этого следует, что
коллизионную проблему можно снять, если будут созданы и применяться
единообразные, одинаковые по своему содержанию, гражданско-правовые нормы.
Материально- правовой метод осуществляется посредством создания
унифицированных (единообразных) материальных норм гражданского права, что
снимает коллизионную проблему.
Обязательным условием унификации материального гражданского права как
способа регулирования является использование международно-правовых форм
(главным образом – международного договора). В процессе взаимодействия
государств происходит взаимовлияние национальных правовых систем, в
результате чего в гражданском праве разных государств встречаются
одинаковые по содержанию правила. Встречаются и полные текстуальные
совпадения законов разных стран. Например, гражданское право Франции и
Бельгии: там действует кодекс Наполеона.
Однако никакое фактическое совпадение, даже значительное, в гражданском
праве разных стран не исключает возможности возникновения между ними
коллизий и необходимости выбора права: формально совпадающие нормы
позитивного права получают разную интерпретацию в реальной юридической
практике. Материально-правовой способ регулирования может осуществляться и
в национально-правовой форме: государство в своем внутреннем праве
устанавливает материальные гражданско-правовые нормы, специально
предназначенные для регулирования гражданских правоотношений с иностранным
элементом, Примером могут послужить нормы, регулирующие правовое положение
субъектов международного гражданского оборота (иностранцев на территории
России и российских граждан за рубежом).
Возможна и другая правовая форма унификации: принятие рядом государств
так называемых примерных законов или иных рекомендаций, выработанных
специально созданными для этого органами или же в порядке, заключения
международного договора. Такой путь использовали скандинавские страны,
входящие в Северный Совет, который дает рекомендации по вопросам
сотрудничества входящих стран, в том числе в области правовой унификации. В
дальнейшем рекомендации воспринимаются актами внутреннего законодательства.
Унификация норм международного частного права может достигаться также
посредством применения международных торговых обычаев, которые в отдельных
сферах международного общения (торговое мореплавание, международные
расчеты) получили широкое признание и использование. Созданию единого
правового режима способствуют также рекомендуемые международными
организациями, национальными торговыми палатами, промышленными и торговыми
ассоциациями примерные договоры и общие условия, которые отражают
внешнеторговую практику.
Итак, международному частному праву присуще два способа регулирования:
коллизионно-правовой, который осуществляется в двух правовых формах –
национальной и международной, и, во-вторых, материально-правовой,
осуществляемый в международно-правовой форме. Оба способа направлены на
преодоление коллизионной проблемы, хотя и разными средствами. Они являются
различным проявлением общего метода международного частного права. Оба
способа взаимодействуют, дополняя друг друга.
3. Принцип «автономии воли».



В процессе осуществления торгово-экономических и иных международных
связей между организациями и фирмами различных государств заключается
большое число договоров, обычно именуемых контрактами. Место нахождения
сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпадают,
что требует определения права, подлежащего применению к такому договору с
иностранным элементом или международным элементом.
Речь идет, прежде всего, о внешнеторговых сделках. К внешнеторговым
сделкам российская доктрина относит сделки, в которых хотя бы одна из
сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и
содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по
вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с
вывозом или ввозом товаров, а в качестве средства платежа используется
валюта, которая является иностранной для обеих или по крайней мере для
одной из сторон.
Итак, договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда,
комиссии и некоторые другие договора, заключаемые между организациями и
фирмами различных государств относятся к внешнеторговым сделкам. Договор
внешнеторговой купли-продажи является наиболее распространенным видом
внешнеторговых сделок.
В Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров
1980 года говорится, что это договора, заключенные между сторонами,
коммерческие предприятия, которые находятся на территории разных
государств.
Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной
форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность
покупателя, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него
определенную денежную сумму. Различаются сделки по экспорту и импорту
товаров. В практике российских организаций часто встречаются различные виды
товарообменных и компенсационных сделок на безвалютной основе. Бартерные
сделки – один из видов таких сделок. Они предусматривают обмен
согласованных количеств одного товара на другой. В подобном договоре
называется количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма,
на которую стороны обязуются поставить товары.
Сейчас все большее значение приобретают контракты по оказанию всякого
рода услуг, проведению работ, лицензионные договоры об использовании об
использовании изобретений и других научно-технических достижений, договоры
инжиниринга, лизинга и другие. Все эти договоры представляют собой виды
внешнеэкономических сделок.
В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются
во исполнение межправительственных соглашений о товарообороте, о
предоставлении государственных кредитов для поставки товаров в Россию и
другие. Заключение таких соглашений создает в отношениях между
государствами взаимные обязательства осуществлять поставки по определенной
номенклатуре и контингентам товаров. Примером может послужить Соглашение
между Правительством РФ и Правительством КНР о государственном кредите для
поставок товаров из КНР в Россию от 18 декабря 1992 года. В соответствии с
условиями этого соглашения в счет кредита из КНР в РФ поставляются товары,
предусмотренные перечнем, а погашение основного долга и уплата процентов по
кредиту осуществляются поставками товаров, также определяемых соглашением.
Конкретная номенклатура ежегодно поставляемых в КНР товаров будет
согласовываться компетентными органами обеих стран за три месяца до начала
года поставки товаров. Контракты на поставку товаров могут заключаться
между российскими и китайскими компетентными органами. При заключении
контрактов эти организации будут руководствоваться положениями соглашения.
В соглашении, в частности, определено каким образом будут устанавливаться
цены на товары.
Таким образом, в пределах, определяемых межправительственными
соглашениями о товарообороте и уточняющими их ежегодными протоколами, эти
соглашения создают в отношениях между государствами взаимные обязательства
осуществлять поставки по определенной номенклатуре и контингентам товаров.
Контракты, заключаемые между организациями этих стран, являются средством
реализации межправительственных соглашений. После того как контракт
заключен, права и обязанности, участвующих в нем организаций определяются
контрактом. В этом смысле понимается юридическая самостоятельность каждого
контракта. В то же время выполнение обязательств сторонами по контракту
связано с содержанием межправительственных соглашений.
Однако соглашения не порождают автоматически гражданско-правовых
обязательств. Такие обязательства возникнут только на основании контракта.
После заключения контракта обязательства государства могут измениться. В
межправительственное соглашение, на основе которого был заключен контракт,
могут быть внесены изменения, в частности, предусматривающие уменьшение
объема поставок, перенос поставки данного количества товара на другой
плановый период и т.д. Такие изменения также не могут автоматически влиять
на изменение контракта. Организации должны изменить свои контрактные
обязательства в соответствии с изложенными обязательствами государств.
При заключении договора, стороны могут установить, каким
законодательством он должен регулироваться. Стороны имеют право сделать
выбор в силу автономии воли сторон. Эта автономия состоит в том, что
стороны имеют право устанавливать по своему усмотрению содержание договора.
Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных
государств. Но допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в
законодательстве разных стран по-разному. В одних странах она ничем не
ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить
ее любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации
договора. Это значит, что стороны могут свободно избрать право, но только
такое, какое связано с данной сделкой. Однако в сделках купли-продажи
товаров выбор закона самими сторонами встречается нечасто. При отсутствии
прямо выраженной воли сторон при определении права, подлежащего применению
в сделке, у суда или арбитража создаются большие возможности свободы
усмотрения при толковании предполагаемой воли сторон. В Англии судебная
практика идет в таких случаях по пути отыскания права, свойственного
данному договору, применяя метод локализации договора. То есть суд должен
избрать закон так, как это сделали бы справедливые и разумные люди, если бы
они подумали об этом при заключении договора.
По этому же пути идет и США. Согласно правилам Единообразного торгового
кодекса США 1990 года, в случаях, когда сделка имеет разумную связь, как с
данным, так и с другим штатом или государством, стороны вправе согласиться
о том, что их права и обязанности будут определяться по праву либо данного,
либо другого штата государства. При отсутствии такого соглашения торговый
кодекс применяется к сделкам, имеющим надлежащую связь со штатом.
Из принципа автономии воли исходит и ст. 27 германского Закона о новом
регулировании международного частного права 1986 года. Если стороны в
договоре такой выбор не отразят, подлежит применению право государства, с
которым договор связан наиболее тесным образом.
Общее ограничение сторонами выбора права заключается в том, что при
помощи такого выбора нельзя исключить применение императивных норм,
подлежащих применению к соответствующим правоотношениям, а также нельзя
исключить применение норм права, в большей степени отвечающих интересам
потребителя или работника (если это трудовой договор).
Касаемо ограничения свободы выбора права можно привести пример.
Польское предприятие – истец предъявило к советскому внешнеторговому
предприятию иск о взыскании, в частности, штрафа за несвоевременную
передачу технической и проектно-сметной документации и несвоевременную
передачу стройплощадки. Истец утверждал, что в данном деле применима ст. 79
действовавшего в то время ГК РСФСР, устанавливавшая 6-ти месячный срок
давности. В принятом решении арбитражный суд отметил, что правовой принцип
об обязательности для сторон при выборе ими применимого права императивных
национальных норм воспринят не только советским правом и законодательством
ряда других стран, например ФРГ и Швейцарии; он отражен также в
международных соглашениях. Так в ст.4 Единообразного закона о международной
купле-продаже товаров (Гаагская конвенция от 1 июля 1964 года) указывается,
что стороны вправе избрать этот закон как закон договора, однако это не
должно наносить ущерб императивным нормам, которые подлежали бы применению,
если бы стороны не избрали единый закон. Исходя из этого и сославшись на
действовавшее тогда законодательство, предусматривавшее 6-ти месячный срок
исковой давности, арбитраж отказал в иске ввиду пропуска указанного срока.
По правилам, установленным законодательством КНР, стороны могут
определить право, подлежащее применению к договору, поскольку закон не
устанавливает иного. Если сторонами такой выбор не сделан, подлежит
применению право страны, с которой договор связан наибольшим образом.
В законодательстве ряда государств в тех случаях, когда воля сторон в
сделке вообще не была выражена, применяется принцип закона места совершения
контракта. Однако в условиях развития современных технических средств связи
применение этого принципа вызывает большие затруднения, поскольку в области
международной торговли значительная часть сделок заключается путем
переписки, то есть в форме сделок между «отсутствующими». Местом заключения
договора при этом считается тот пункт, где произошло последнее действие,
необходимое для того, чтобы признать сделку совершенной.
Вопрос о том, где именно произошло последнее действие, решается в
различных странах неодинаково. Например, по праву Великобритании, США,
Японии сделка считается совершенной в момент и в месте, откуда отправлен
акцепт (так называемая теория «почтового ящика»), то есть согласие на
полученную оферту, а по праву большинства других стран, в том числе и
России, сделка считается совершенной в момент и в месте получения акцепта
оферентом.


Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. «Международное частное право в документах». т. 1 финансы. Валюта.
Налоги. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков, М.: Юрист,1996 г.
3. «Международное частное право» под редакцией Дмитриевой Г.К. М.:
Юрист, 1993
4. Богуславский М.М. Международное частное право, учебник М.:
Международные отношения, 1997
5. Садиков О.Н. Международное частное право, учебник М.: «Юридическая
литература» 1984 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Компетенция Международного Суда ООН (Международное частное право)


Реферат: Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии) (Социология)


Реферат: Гражданское право РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: История России-составная часть мировой истории (История)


Реферат: Рэстек (Менеджмент)


Реферат: Социальные проблемы безработицы (Социология)


Реферат: Роль религии в образовании государства (Государство и право)


Реферат: Объекты правоотношений по социальному обеспечению (Право)


Реферат: Химико-токсикологический анализ производных фенотиазина (Химия)


Реферат: Основы программирования на языке Паскаль (Программирование)


Реферат: Планирование и программа аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Захист права власності (Гражданское право и процесс)


Реферат: Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир (История)


Реферат: Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы (Искусство и культура)


Реферат: ФПГ (Международные отношения)


Реферат: Латинские афоризмы (Литература)


Реферат: Наука в Башкортостане (История)


Реферат: Сущность и основные особенности научно-технической революции (Социология)


Реферат: Договор финансирования под уступку денежного требования (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основные принципы местного самоуправления (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист