GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Инновационная политика (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационная политика (Менеджмент)



Содержание


Введение 2
1. Формирование государственной инновационной политики 3
2. Основные направления инновационной политики 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития 10
Заключение 19
Литература 22



Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,
таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных
уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в
современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и
практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и
подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и
развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регу-
лирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как
объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, свя-зан
с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реали-зации.
Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регули-руемой
рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реа-лизуется
здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие про-цессы
выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего
решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся вы-
сокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на
практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет мер-
кантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный
университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом
поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее
притягательная сила для предпринимательства.

1. Формирование государственной инновационной политики

Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла
Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной
инновационной политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего
закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как
"инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика".
Кроме этого, закон определил основы формирования государственной
инновационной политики и главные способы реализации государственной
поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен
на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе
не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в
научно-технической и производственно-технологической сферах".
Законодатель применил двухуровневое определение понятия "инновационная
деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность -
выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в
производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной
продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса".
Кроме указанного прямого определения понятия "инновационная деятельность" в
других статьях закона (см., например, статью 3) приведены виды работ и
услуг, которые относятся к инновационной деятельности.
Следует отметить, что использованное законодателем определение
инновационной деятельности не вступает в противоречие с определением
понятия инновационная деятельности, примененным Правительством Российской
Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за
N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000
годы", и с определением, данным в письме Инновационного Совета при
Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 за N-448 и Министерства
финансов РСФСР от 14.05.91 за N 16/135В, где указано: "Инновационной
(внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию
интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации
их в виде готового товара на рынке".
В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено.
Удача при создании научного результата должна быть дополнена
рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В
конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех.
Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным. Законодатель
не случайно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной
деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъектов
или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере
инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не
имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности.
Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации
которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект
деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все
результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы
и важны.
Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения
понятия "государственная инновационная политика". В статье 1 закона
указано: "государственная инновационная политика - часть государственной
социально-экономической политики, направленной на совершенствование
государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной
деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную,
иерархическую организацию государственной инновационной политики России.
Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной
политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики
субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики
муниципальных образований" (см. пункт 3 статьи 5). Кроме того, законодатель
указывает, что "государственная инновационная политика формируется с учетом
предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Законодатель устанавливает иерархическую структуру формирования и
сочетанного, комплексного механизма реализации инновационной политики
Российской Федерации.
Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта Российской
Федерации", а также "инновационная политика муниципального образования".
Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует
более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,
которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной
деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если
бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирование и
реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных
актов субъектов Российской Федерации подлежали бы корректировке или отмене.
Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования
инновационной деятельности в единую российскую систему.


2. Основные направления инновационной политики

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового
внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально
новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе
рынков сбыта отечественных товаров.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на
современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-
технического потенциала, формированию современных технологических укладов в
отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению
конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи
результатов научных исследований для их освоения в производстве является
создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и
производства.
Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию
отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и
структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-
энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем
нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие
отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке
продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в
государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания
требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний
рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных
материалов).
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по
характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления
и модернизации производственного потенциала на основе реализации
отечественных достижений науки и техники.
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной
политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового
обеспечения инновационной деятельности, механизмов её
стимулирования, механизмов её стимулирования, системы
институциональных преобразований, защиты интеллектуальной
собственности в инновационной сфере и введение её в
хозяйственный оборот;
- создание системы комплексной поддержки инновационной
деятельности, развития производства, повышения
конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В
процессе активизации инновационной деятельности необходимо
участие не только органов государственного управления,
коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и
общественных организаций, как на федеральном, так и на
региональном уровнях;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая
систему информационного обеспечения, систему экспертизы,
финансово-экономическую систему, производственно-
технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения
разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.
Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей
основе не низкий потенциал отечественных исследований и
разработок, а слабую инфраструктуру инновационной
деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к
реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это
приводит к невостребованности потенциала отечественной
прикладной науки и техники;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем
формирования благоприятных условий для образования и успешного
функционирования малых высокотехнологичных организаций и
оказания им государственной поддержки на начальном этапе
деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных
проектов и программ. Реализация в отраслях экономики
относительно небольших и быстро окупаемых инновационных
проектов с участием частных инвесторов и при поддержке
государства позволит поддержать наиболее перспективные
производства и организации, усилить приток в них частных
инвестиций;
- реализацию критических технологий и приоритетных направлений,
способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики
страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и
реализации инновационной политики является выбор относительно
небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих
решающее влияние на повышение эффективности производства и
конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и
обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

использование технологий двойного назначения. Такие технологии
будут применяться как для производства вооружений и военной
техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и
производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение
отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений
мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья,
ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет
ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска,
разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов
минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а
также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем
транспортировки, в частности:
в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности
геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на
месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти
в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых
породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного
топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных,
экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;
в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства
моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой
переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения,
высокооктановых и кислородо-содержащих добавок, а также повышение
экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;
в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств
угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой
переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем
приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной
суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных
месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций
драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ
на базе автоматизированных комплексов и специализированных
микропроцессорных контрольных сетей.
В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на
создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек
паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и
высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших
технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий
кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии
экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении
проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически
чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив,
разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих
возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи
электроэнергии на большие расстояния.
В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на
обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры ,
применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех
видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного
состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств,
перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных
систем.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных
технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и
энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение
качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической
промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии
производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в
том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых
удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на
базе автоматизированных блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексе организации будут ориентированы на
технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет
автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной
продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки
конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и
металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов,
развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в
процессе изготовления и эксплуатации.
Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других
отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и
вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой
промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности
во всех без исключения отраслях. Только посредством использования
современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение
состояния окружающей среды.
Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система
возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок,
выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В
условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций
возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников
(собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных
фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).


3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений
государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового
экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на
известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в
качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг.
она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко
выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и
старопромышленных районах).
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая
налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является
одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом
осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание
региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между
отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной
Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была
направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных
капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров)
в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма
стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение
региональной несбалансированности.
В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной
политике, связанных с общим направлением её развития: от политики
перераспределения к структурной политике:
Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности
регионам.
Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной
политике;
Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в
следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться
на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование
структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и
повышение общего потенциала до экономического роста.
Третья тенденция - государства отказываются от субсидий, принимают
меры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшение
регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры,
обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий,
консалтинговых услуг.
Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных
крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход
в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм
и проектов, а не на поддержку уже существующих.
Пятое - происходит сближение региональной и научно-технической
политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском
внутренних решений в самом регионе.
Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом.
В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно
выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема
не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической
жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.
Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и
провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между
властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам
повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом
о выборе пути развития.
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России
нет региональной политики: подобная политика как сознательно и
последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных
органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная
политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных
реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет
отражать действительные региональные интересы, способы и методы их
реализации.
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной
политики является её инновационная составляющая.
Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал
(как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных
ученых). Россия имеет всё еще достаточно высокий уровень развития науки,
известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим
образованием в народном хозяйстве.
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных
направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных
разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов
аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д. В стране
накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные
специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120
тыс. технологий для продажи[1]). В настоящее время в силу многих причин на
первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к
рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в число
главных. Во-первых, наряду с природными ресурсами Россия в общем научно-
техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР[2].
Мировой опыт показывает: экономический рост на 2/3 обеспечивается за счет
применения научных знаний. Следовательно, эффективное использование научно-
инновационного потенциала - один из реальных путей выхода из кризиса.

Во-вторых, проводимая в России политика экономических реформ связывалась с
иностранной помощью, которая в обещанном объёме не была получена. Очевидно,
что Россия должна рассчитывать только на свои силы, свои ресурсы, а таковым
является в первую очередь научно-инновационный потенциал.

Наконец, логика современной экономической жизни показывает, что
реальных успехов развитые страны добились, только продвигаясь по
инновационному пути развития.

Экономика современных развитых стран испытывает мощное влияние науки и
новых технологий. Резко возросла наукоёмкость экономического прогресса.
Эндогенное присутствие фактора науки в расширенном воспроизводстве во
многом обусловило инновационный характер экономического развития.

Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного
мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического
комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию
инновационной активности в рыночной среде.

Важнейший аспект данной проблемы - региональная составляющая
инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма
хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и
гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности,
основанной на принципах рыночных отношений.

Под региональной инновационной политикой понимается совокупность
установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной
деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе
взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
В основе формирования региональной инновационной политики лежит так
называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её
центральным моментом является динамичная эффективность региональной
производственной структуры, а основным инструментом - создание местных
синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер
технологий).
Разработка и реализация региональной инновационной политики - не
самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в
НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических
показателей региона за счет эффективного использования его инновационного
потенциала.
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы
содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления
уровня и степени использования инновационного потенциала;
перспективности и направлений инновационной деятельности, её
масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции
региона; структурных и институциональных изменений; условий
повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности
в регионе. Система и структура целей должна быть разработана
на основе следующих принципов:
- региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-
технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным
целям;
- региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и
потребностей региона;
- цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и
возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из
установленных целей;
- конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы
должна осуществляться на уровне современных методик с широким
использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;
- международного научно-технического сотрудничества;
- государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического
прогресса;
- собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-
технического потенциала;
- отдельных промышленных предприятий и научных учреждений
государственной и муниципальной форм собственности;
- отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;
- применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным
ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи.
Ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной
политики устанавливаются в системе долгосрочного и краткосрочного
планирования и прогнозирования регионального социально-экономического
развития. Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной
сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии НТП,
развитие высоких технологий.
Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-
инновационного развития является достижение целей его социально-
экономического развития. Главная задача органов регионального управления
при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для
повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.
Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь
селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все
направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля
стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение
мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную
часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и
инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного
потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и
самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в
Калужском регионе есть такой опыт. Обнинскому научно-технологическому парку
- технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного
Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда
Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).
Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен
рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии.
Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило,
немного или вообще нет, поэтому необходимы федеральные инновационные
программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом
преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры,
подготовку кадров и т.д.
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мирового научно-
технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо
активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический
рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику
внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-
сырьевых на высокотехнологичные рынки.
Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный
рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь
идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической
поддержке инновационной активности.
Третий раздел программы или третья цель региональной инновационной
политики формируется следующим образом:
Пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от
уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся:
структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие
региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков,
венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).
Четвёртый раздел программы включает в себя виды обеспечения разработки
региональной инновационной политики: это организационное, информационное,
правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное),
обеспечение инновационной деятельности.
Анализ инновационного потенциала Калужского региона, сформировавшегося
в рамках базовых отраслей военно-промышленного комплекса, показывает, что
он продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом свидетельствует рост
удельного веса новой, освоенной впервые продукции в общем объёме продукции
машиностроения в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в три раза.
Однако динамика количества организаций, выполнявших исследования и
разработки, с 1991 года имеет тенденцию к снижению. Численность работников
в организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 1997 году,
по сравнению с 1991 годом сократилась почти вдвое. Этот процесс происходит
в русле общей тенденции в стране, характеризующей отток научных кадров в
более прибыльные сферы экономики ("плюс" утечка умов за рубеж).
В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной
деятельности в регионе может быть обеспечена только при поддержке на
региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной
программы региональной инновационной политики.
В общем, по России на фундаментальные исследования и содействие НТП
выделено 2,2% расходной части бюджета в 1998 году, и 2% - в 1999 году[3].
Государственные расходы на научные исследования сегодня - 0,32% ВВП при
пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической
безопасности страны - 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП)[4].
В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной
деятельности в регионе может быть обеспечена только при поддержке на
региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной
программы региональной инновационной политики.



Заключение

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение
конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического
переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую
добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении
предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки
крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-
технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня
отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих
точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и
организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность
осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,
управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и
планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого
инновационного процесса.
Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого
бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-
1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому
способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса,
складывающиеся в этот период:
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на
существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не
решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться
предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой
активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся
ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки
российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.
Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей
научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия
здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего
(уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР
практически нулевая.
Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат
на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной
литературы. На этом этапе первоочередная задача - не допустить
технологического отставания, заложенного “пристальным” вниманием к науке
после 1991 г. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация
науки (научных центров, вузов), реформа высшего образования в соответствии
с новыми потребностями. На этом этапе необходимо решить проблему “утечки
мозгов”. Определить специальности, по которым утечка высока. Именно по
соответствующим направлениям производства, науки должны вкладываться
наибольшие средства (для сохранения возможности реализации специалистов на
Родине). Учитывая, что при бесплатном образовании существует проблема
своего рода субсидирования “импортеров мозгов” (Россия вкладывает средства
в подготовку, а эффект получают “импортеры”), по характеризующимся
наибольшей утечкой специальностям можно ввести платное образование при
чрезвычайно широкой системе стипендий, полностью покрывающих стоимость
обучения и обязывающих стипендиатов определенный срок отработать в
государственных учреждениях (т.е. вузах, НИИ и т.д.). Кроме того, к концу
периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов
(технополисов). В конце второго этапа некоторую роль в финансировании НИОКР
должен начать играть частный сектор.
Следующий этап характеризуется внедрением инноваций в производство,
чрезвычайно высокой долей затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом
числа студентов на научных специальностях, все большей ролью в
финансировании НИОКР частным сектором, созданием сети поддерживаемых
государством сети научно-производственных лабораторий - отделений
российских компаний, государственным страхованием широкомасштабных частных
научных проектов.
Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного
направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно
закрепить направление в сферу НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2%
ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов
затраты на НИОКР.
Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие
меры:
- выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит
российским предприятиям конкурентные преимущества;
- разработка федеральных программ по развитию и распространению
ключевых технологий;
- создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей
коммерциализацию результатов НИОКР;
- формирование механизма стимулирования передачи технологий из
военного в гражданское производство - аналог ДАРПА в США;
- разработка и реализация программ развития технополисов;
- субсидирование импорта новых иностранных технологий;
- государственные закупки современной техники (в том числе и
импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных
фондов.
Наконец, необходима поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий).
Следует перейти от финансирования научных организаций к финансированию
конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР
впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые
отсрочки, льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные проекты.

Литература

1. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной
инновационной политике»
2. Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной
политики РФ на 1998-2000гг»
3. Концепция инновационной политики РФ
4. План действий на 1999-2001 гг по реализации Концепции
инновационной политики РФ
5. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-
технической политики. - Кишинев.: 1990
6. Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории:
методология создания и перспективы развития. - Екатеринбург, УрО
РАН , 1998
7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с
венг. - М.: Прогресс. – 1990
8. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр.
пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989
9. Финансово-экономический механизм государственной поддержки
инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во
РАГС, 1997
10. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М.
Купрякова. —М.: Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996
11. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого
экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1
12. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в
промышленность как инструмент государственной инновационной
политики. // ПТиПУ, 1999., №2

-----------------------
[1] Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология
создания и перспективы развития. Екатеринбург, УрО РАН , 1998, с.19.
[2] Финансово-экономический механизм государственной поддержки
инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997,
с.16.
[3] А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического
развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.5.
[4] А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического
развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.6





Реферат на тему: Инновационная политика в России

Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева


Факультет экономический
Кафедра менеджмента



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу: «Инновационный менеджмент»
на тему:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ


ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ



Выполнила: Макарова М.В.
студентка 601 гр., з/о,
специальность «менеджмент»

Проверила: Марабаева Л.В.



Саранск 2000г.

Содержание



1. Сущность государственной инновационной политики
2. Основные направления российской инновационной политики

Список использованной литературы
1. Сущность государственной инновационной политики.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение
конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического
переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую
добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении
предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки
крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-
технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня
отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих
точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и
организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность
осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,
управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и
планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого
инновационного процесса.
Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого
бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-
1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому
способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса,
складывающиеся в этот период:
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на
существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не
решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться
предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой
активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся
ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки
российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Доля инновационных предприятий в общем числе малых предприятий на 1993
год составляла 4,5 %. Численность занятых на них существенно возросла за
период с 1990 по 1993 год. Доля научного потенциала России занятого на
малых предприятиях, достигла 15 %. В основе их деятельности лежат авторские
права их работников.[4]

Обращение государств с развитыми рыночными отношениями к вопросам
глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ
направлений технического развития и выбор приоритетных областей
инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных
процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству;
инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину
государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая
внимание преимущественно на вопросах перспективного характера,
государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы,
оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций.
Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю
экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на
ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным
процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего
максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться
невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный
"общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или
потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот
эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным
образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика
государства.

Вряд ли можно расcчитывать, на то, что проведенная приватизация
сможет в ближайшее время привести к мощному развитию инновационной
деятельности на уровне предприятий. Рынок, который "хватает" любые товары и
любого качества, господство производителя над потребителем, монополизм
ценообразования – все это никак не создает радужной картины бурного научно-
технического прогресса, при этом каждый изо всех сил стремится заполучить
новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар.
Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело
используя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на
систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения.
При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию в России
международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к
созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы,
международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных
процессах.
При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока
составляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в
России на ее микроуровне, еще в течение какого-то времени следует
поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны
государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных
вмешательств государственных органов и их организационных структур - не
только дело настоящего, но в еще большей мере будущего
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного
на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым
поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот
возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный
процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на
стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности
конкурентоспособной продукции.
Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового
научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности
отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все
более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего
мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь
только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом
необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех
секторов в инновационной пирамиде (рис.1).



Рис.1. Три сектора инновационной политики.

В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий,
основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить
приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка
и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации
приоритета.

В качестве примера можно привести гамму конусно-инерционных дробилок
нового поколения, разработанных МНТК "Механобр" и обеспечивающих
экономичное и дифференцированное измельчение твердого вещества во многих
сферах - от обогащения горных пород до создания галокамер и соляных
ингаляций для людей с больным горлом и легкими. [7]. По оценкам
изобретателя Л.П.Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке
оценивается в 700 млн. долл., однако возможность упущена, ибо некому было
организовать крупносерийное производство и поставку на внешний рынок
этой пионерной техники.
Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на
отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку,
производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной
продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия
военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных
изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой
продукции.
Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела
достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее
использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт
высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно
понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю
гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на
международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.
Реализация селективной инновационной политики должна опираться на
разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую
цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального
уровня производства и потребления избранного направления пионерной
техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы
маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного
вида товаров.
Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии
возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов,
государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой
активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и
организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие
централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной
деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-
промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал
недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской
активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление
устаревших поколений техники.
Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к
банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию,
обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-
технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным
новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм
нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно
идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями,
большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко
функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее
вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до
известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к
техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная
государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных
изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное
финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и
косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и
предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в
сочетании с антимонопольными мерами.
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль,
если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных
поколений техники и связанных с ними монополизированных структур. Активная
государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и
базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах - достаточно
привести пример государственных целевых программ в Японии и США,
западноевропейской программы "Эврика", налоговых льгот для венчурных
предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка
ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму.
В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе
прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких
хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных
организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных
предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных
инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых
предприятий, технологических парков и т.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в
условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем
это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая
вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем
закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо:
- провести анализ достигнутых результатов и определить интересы;
- организовать маркетинговые исследования;
- провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов;
- оценить имеющийся научно-технический и производственный
потенциал;
- разработать проект программы исследований и разработок,
ориентированный на реализацию в условиях рынка;
- определить фактическую фондовооруженность первичных коллективов и
действительные потребности в развитии и обновлении потенциала;
- разработать проект программы исследований и разработок,
ориентированный на реализацию;
- рассмотреть возможности внедрения новых форм организации
исследований и разработок, включая создание малых предприятий;
- выбрать программу работ и определиться со стратегией развития;
подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение
исследований и разработок. [8].

Рыночные отношения и их эффективное функционирование предполагают
формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное
включение в экономический оборот результатов интеллектуального труда,
выполнение подавляющего большинства научно-технических разработок на
договорных, коммерческих началах.
В целях развития предпринимательства в инновационной сфере в нашей
стране, начиная с 1990 г., развивались новые формы финансирования на
основе формирования ими инновационных банков, инновационных фондов для
финансовой поддержки малых организаций, отдельных ученых специалистов,
финансирования рисковых проектов.

В настоящее время основным источником финансирования инновационной
деятельности зачастую являются собственные средства предприятий. Каждому
восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому
12 – из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получали
средства из региональных инновационных фондов, около 1% - из фонда
технологического развития либо от иностранных инвесторов.

В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР
получает система грантов. Для эффективного использования системы грантов
при функционировании фундаментальных исследований следует наделить
научного работника или первичную исследовательскую группу правами
юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранты
на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и
фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях
республиканских академий.
Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить
предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему
со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного
коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей
работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат
научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается
контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым
советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы.
Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты.
Появление у научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР
привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять
инициативные программы исследований. Коммерческий расчет и право
исследовательских коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут
самыми действенными средствами развития инновационного кредита -
"рискового капитала" в сфере научно-технической деятельности.
Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной
собственности схематически можно представить следующим образом. Запрос от
заинтересованного потребителя соответствующей технологии поступает на
баржу. Последняя через информационно-поисковую систему выясняет наличие
требуемого технического решения в общем банке технологий содружества. При
этом ответ может быть получен в трех вариантах:
1. Необходимая технология имеется и полностью соответствует
требованиям заинтересованного клиента.
2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме и
нуждается в доработке для соответствия требованиям потребителя.
3. Необходимое техническое решение отсутствует.
Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности является
то, что если на обычной товарной бирже ее функция ограничивается операциями
купли-продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то
биржа интеллектуальной собственности обеспечивает "сопровождение"
реализованного при ее содействии технического решения до стадии серийного
производства и сбыта изготовленн

Новинки рефератов ::

Реферат: Творчество И.Е. Репина (Искусство и культура)


Реферат: Малое предпринимательство (Предпринимательство)


Реферат: Местное самоуправление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Крымская скифия (История)


Реферат: "Лишние люди" в произведениях Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Проявление симметрии в различных формах материи (Естествознание)


Реферат: Роль углеводов в жизнедеятельности человека (Биология)


Реферат: Математическая модель взаимодействия подсистем производства сельхозпродуктов в районных АПК (Математика)


Реферат: Местное самоуправление в РФ (Право)


Реферат: Монголо-татарское иго и его влияние на политическое и экономическое развитие России (История)


Реферат: Нобелевские премии по медицине и физиологии (Биология)


Реферат: Двигатели внутреннего сгорания (Транспорт)


Реферат: Наследование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Властвующие политические элиты и массы (Политология)


Реферат: Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики (Искусство и культура)


Реферат: История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси (История)


Реферат: Тема любви в творчестве Куприна "Молох", "Гранатовый Браслет", "Олеся", "Поединок" (Педагогика)


Реферат: Расчёт зубчатых и червячных передач (Технология)


Реферат: Пауки кто они (Биология)


Реферат: Защита информации: цифровая подпись (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист