GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Трудные дети (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Трудные дети (Педагогика)


КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



РЕФЕРАТ


На тему: Педагогические основы работы с трудными

детьми.



Работу выполнил
студент
II курса гр:

Работу проверила:



НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – 2005


Содержание:



1.ВВЕДЕНИЕ

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Необходимость ранней профилактики
педагогической

запущенности в совместной работе школы с детским
садом.

2.2. Девиантное поведение.

3. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ

У хороших родителей вырастают хорошие дети. У хорошего учителя –
хорошие ученики. как часто мы слышим эти утверждения и как часто
затрудняемся объяснить, что такое хорошие родители, хорошие учителя,
хорошая школа.
Многие родители, как и многие учителя, думают, что хорошим можно
стать, изучив специальную литературу или овладев какими-то особыми
универсальными методами воспитания. Несомненно педагогические,
психологические, методические знания необходимы, но этого мало. Можно ли
назвать хорошими тех родителей или учителей, которые никогда не
сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют что
ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент
времени знают, как правильно поступать и могут с абсолютной точностью
предвидеть не только поведение своих детей, учеников в различных ситуациях,
но и дальнейшую судьбу.
Большинство родителей и учителей желают своим детям, ученикам только
хорошего, поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются оберегать,
удерживать от плохих поступков, вредных привычек, дурных примеров,
неблагоприятного влияния улицы. Очень часто эти действия рассогласованы;
родители – одно, а учитель, школа – другое. Рассогласованность действий
приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт
современной жизни.
Актуальностью данной темы является то, что несмотря на общий внешний
рост экономического благополучия большинства семей, массу законов о семье,
конвенцию о правах ребенка количество детей, покинувших семьи и пополнивших
ряды беспризорников растет. Поэтому в работе дана попытка объединить работу
школы, учителя, семьи по предупреждению педагогической запущенности детей и
найти наиболее реальные пути совместной работы.
Проблема организации совместной работы школы и семьи
посвящены публикации Буянова М.И., Жутинова М.В., Захарова А.И., и тем не
менее говорить об удовлетворительном уровне, полноте решений говорить пока
не приходится. Нет единого понимания понятия «трудные дети». Чаще всего к
трудным относятся дети, которые из-за эмоциональных, физических расстройств
или нарушении поведения оказываются трудными для взрослых.
Проблема – как организовать совместную работу школы и семьи по
предупреждению педагогической запущенности детей.
Объект исследования – процесс совместной педагогической деятельности
школы и семьи по воспитанию «трудных» детей.
Предмет исследования – формы и методы работы школы и семьи по
предупреждению педагогической запущенности детей.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные в современных
условиях формы и методы совместной работы школы и семьи по предупреждению
педагогической запущенности детей.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературе, посвященную проблеме
исследования.
2. Изучить опыт работы учителей по предупреждению педагогической
запущенности детей.
3. Подобрать и провести диагностику для выявления педагогической
запущенности детей.
4. Провести практическую работу по воспитанию и предупреждению
педагогической запущенности детей.
5. Составить рекомендации по совместной работе школы и семьи.
Гипотеза. Совместная работа школы и семьи по предупреждению
педагогической запущенности детей будет эффективна лишь в том случае, если:
- учитель будет опираться в своей работе как на особенности детей,
так и особенности семьи, выявленные с помощью диагностических
методик;
- школа объединит работу всего педагогического коллектива,
родительских комитетов и коллектива учащихся на предупреждение
появления педагогически запущенных детей.
Методы исследования:
1. Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, метод независимых
характеристик.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



2.1. Необходимость ранней профилактики педагогической

запущенности в совместной работе школы с детским садом


Цель этого параграфа проанализировать влияние отношений между
учителями и учениками на развитие личности учащегося, а так же рассмотреть
руководящую роль учителя.
Роль социальных отношений в процессе формирования личности С.Л.
Рубенштейн характеризует так: «Отношение к окружающему миру – это прежде
всего отношение индивида к тому, что составляет основную ткань человеческой
жизни, ее сердцевину».
Социальные отношения – это важное условие превращения индивида в
личность. В активном взаимодействии с различными коллективами формирующие
установки, убеждения и черты характера человека. Каждый человек включен
одновременно во многие группы, каждая из которых, в той или иной степени,
влияет на его развитие. Разумеется, в каждой из таких групп у индивида
складывается определенные социальные отношения. К важнейшим из них в
детском возрасте относятся следующие:
а) отношения в семье
б) отношения в школе
в) отношения с людьми, с которыми проводятся часы досуга.
Мы хотим обратиться к отношениям в школе.
В школе ребенок находится в довольно сложной системе отношений. Как
ученик в классе он контактирует с товарищами по учебе и учителями, и, как к
ученику, ему предъявляются определенные требования.
В целом система школьных связей распадается на две основные группы:
отношение учеников друг к другу и отношение между учениками и педагогами.
Среди многообразных связей, влияющих на развитие личности учащегося, особое
место занимают его отношения с педагогами. Учитель и ученик взаимодействуют
друг с другом в довольно ответственный период развития личности школьника.
И в принципе нет такой проблемы, которая не касалась бы взаимоотношений
учителя и ученика. Поэтому «внимание к личности ученика, высокие требования
к детям и вера в их силы являются решающим моментом и отношении между
учителями и учащимися для получения хороших результатов в обучении и
воспитании».
В чем же сущность взаимоотношений между учителями и учащимися?
Отношение учитель–учащийся представляют собой прежде всего
взаимоотношения, определяемые задачами обучения и воспитания, а также
нормами общественной жизни.
Конкретные проявления отношений учитель-учащийся нельзя сводить только
к их поступкам, поскольку здесь существенное влияние оказывает истолкование
этих поступков. Например, поведение учащихся не только фиксируется
учителем, но и объясняется им. При этом он принимает во внимание
психическое и физическое состояние ученика, свойственную ему манеру
общения, его установки и т.д. Педагогический опыт говорит, что любовь к
учителю обычно сопровождается заинтересованным отношением к предмету.
Заинтересованность в предмете способствует более внимательному восприятию
его содержания, а значит ведет к более высоким достижениям. Ведь известно,
что процесс запоминания в значительной мере зависит от эмоционального
состояния лица. Усвоение преподаваемого материала определяется не только
его содержанием, но и способом его передачи и опосредованно отношением к
лицу, которое сообщает эту информацию. В значительной степени это отношение
зависит от профессиональных качеств учителя.
Если преподавание наглядно, учитывает возможности учащихся, развивает
их, использует проблемный принцип, то оно естественно делает учебный
материал более доступным. Дидактическо–методические способности учителя
влияют не только на отношения учащихся к излагаемому материалу, но и на
контакты между ними и детьми. Немаловажно и поведение учителя. Если
поступки учителя соответствуют тем принципам, которые он проповедует на
своих уроках при общении с учащимися, внимателен к ним и справедлив, то
школьникам такой педагог более симпатичен, чем тот, который этими
качествами не обладает. Связанное с отношением учитель-ученик восприятие
учебного материала зависит, таким образом, как от способностей учителя, так
и от его поведения и характера.
Оценивая возможности достижения и поведения учащихся учитель
воздействует на них. «Отметка может сделать человека счастливым, но его же
можно расстроить или даже заставить сомневаться в своих силах». Младшие
школьники, не умеющие оценивать объективно свои достижения, ориентируются
именно на отметку и переживают ее независимо от того, нравится или не
нравится им учитель.
В одних случаях существенно важно для педагога становится задача
повышения уровня притязания личности – школьник невысоко оценивает себя и
свои возможности, что приводит к определенной ущербности, устойчивой потере
уверенности в успехе. Бережное отношение к человеческой личности, разумный
оптимистический подход к ее перспективам дают возможность педагогу,
опираясь на помощь коллектива учеников, найти стратегию индивидуальной
работы с ребенком.
Деятельность учителя представляет собой исключительно трудную и
сложную общественную обязанность. В конечном счете учитель отвечает за все,
что происходит в учебном процессе, затрагивающем все стороны личности
учителя (образование, способности, характер), но прежде всего его качества
руководителя. В чем же специфика руководящей деятельности учителя? Учитель
руководит образованием и воспитанием своих учеников. Чем лучше учитель
умеет сочетать высокую требовательность с доброжелательностью, воспитывая
учащихся активными творцами своей жизни, чем лучше учитывает их
индивидуальные и возрастные способности, тем успешнее и эффективнее
складываются отношения между ним и учеником. Анализ стиля педагогического
руководства позволяет выделить в нем следующие моменты:
- требовательность.
Труднейшей педагогической задачей является выработка такого
требования, которое отвечало бы «зоне ближайшего развития» и
соответствующим образом активизировало учащихся. Известно, что завышенные
требования приводят учащихся либо к равнодушию, либо к активному неприятию
действий учителя, а недостаточная требовательность снижает его творческую
активность. Вот почему можно сказать, что требовательность – один из
сложнейших моментов в стиле педагогического руководства.
- доброжелательность.
Если учитель не оказывает достаточно уважения и доверия, что
проявляется в несоответствующем, часто ранящем самолюбие школьников тоне
разговора, и игнорировании личных проблем учащихся, то учащийся теряет
интерес к личности учителя. Поэтому доброжелательность можно
охарактеризовать как фактор, без которого невозможны хорошие отношения
между учителем и его учениками.
Методы давления, принуждения и регламентации как стиль руководства
сильно ограничивают возможности свободного, самостоятельного решения
учащихся. Отношения с учителем ухудшаются и иногда принимают форму либо
скрытной, либо откровенной агрессивности.
Особенно, учителю осторожным во взаимоотношениях следует быть с
педагогически запущенными учениками. Как правило, наиболее характерными
недостатками педагогически запущенных детей являются слабоволие,
недисциплинированность, нескромность, пассивность, неуверенность, эгоизм,
причем частота их проявления высока. Поэтому необходимо педагогу очень
тщательно подобрать индивидуальный подход к его родителям, вызвать их на
откровение, организовать их совместную работу по предупреждению, а также
преодолению педагогической запущенности у ребенка. Об этом более подробно в
следующих параграфах.
Ранняя профилактика педагогической запущенности детей и связанных с
ней отношений в их деятельности и поведении должна проводиться педагогом на
этапе перехода детей из детского сада в школу, в подготовительной группе
детского сада (или в первом классе с шестилетнего возраста). Это наиболее
благоприятное время для начала этой работы, так как в этом возрасте
проявление педагогической запущенности начинает носить более выраженный
характер. Объясняется это тем, что дети приступают к новому виду
обязательной для них деятельности – учебной, требующей определенной
психологической зрелости, проявления соответствующих умений и навыков,
личностных свойств. В этих условиях педагогически запущенные дети начинают
отставать от сверстников, проявляют несостоятельность в овладении новыми
систематизированными умениями и навыками. Отрицательные проявления начинают
отчетливо просматриваться в их поведении, общении со сверстниками и
окружающими. Но эти же условия, игровой и более динамичный характер учебных
занятий являются наиболее благоприятными для преодоления педагогической
запущенности, выравнивания детей в учебной деятельности, общении,
поведении. На этом этапе педагог должен включаться в активное
сотрудничество с воспитателями детских садов, ведущих работу в старших,
подготовительных группах, через них знакомиться с особенностями детей,
коррекционно-воспитательной работы с ними.
Каждому воспитателю в своей практике приходится сталкиваться с так
называемыми «трудными случаями» воспитания. Эти «случаи» создают дети,
которые не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не
поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от
других детей своими менее развитыми интеллектуальными, нравственными,
эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности
и ее результатам. Недостатки в развитии этих детей, как правило, вызваны
педагогическими причинами. Чаще всего это неправильное воспитание в семье,
недостаточное внимание к индивидуальности ребенка в дошкольном учреждении,
слабое взаимодействие родителей и воспитателей в работе с детьми.
Проведенные исследования показали, что те или иные признаки педагогической
запущенности имеют в дошкольных группах более 5% детей.
Это обстоятельство требует организации профилактики педагогической
запущенности у детей уже в дошкольном возрасте. Здесь возникает ряд
вопросов. Когда, в каком возрасте ребенка можно считать педагогически
запущенным? Какого ребенка считать педагогически запущенным? Как
предупреждать это явление? В.А. Сухомлинский писал: «Многолетняя практика
воспитательной работы, исследования умственного труда и духовной жизни
детей, все это приводит к убеждению, что причины в силу которых ребенок
становиться «трудным» не успевающим, в подавляющим большинстве случаев
кроются в воспитании, в условиях раннего детства. И если ребенок стал
трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит в
детстве он не получил своего развития от окружающих людей того, что должен
был получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года
до восьми лет».
В подготовительной группе и в первом классе нагляднее проявляются
признаки педагогической запущенности, которые непосредственно связаны с
обучением в школе: отставание в психическом, эмоционально-волевом развитии,
неспешность в различных видах деятельности и прежде всего в элементарной
учебной, нравственная неразвитость, невоспитанность. Причем, к этому
периоду указанные явления у многих педагогически запущенных детей
проявляются уже не периодически, а более постоянно и начинают составлять
основу будущих особенностей личности этих детей. Наиболее характерными
компонентами педагогической запущенности в дошкольном возрасте являются
следующие:
1. Неуспешность в ролевой игре и других видах деятельности.
Дети не хотят с ними играть, доверять им роль организатора или лидера
в игре. Педагогически запущенный ребенок, даже получивший каким-то путем
такую роль, фактически не ведет игру, а руководит её действительный лидер.
Больше половины педагогически запущенных школьников никогда не претендуют
на роль организатора, а довольствуются простым исполнением приказов и
просьб других. Дети упрямые, имеющие организаторские способности,
избалованные, очень любят командовать, пренебрежительно относиться к
товарищам. Своим лидерством, если они его завоевывают, подавляют остальных,
не считаются с их мнением, интересами других детей. Игры, в которых они
участвуют, не длительны, быстро меняют друг друга. Есть дети (их
большинство), которые не включаются в ролевую игру так как, неловки, не
умеют развивать сюжет, быстро отвлекаются от заданной роли. Другим детям с
ними играть не интересно. Потому педагогически запущенные дети отдают
предпочтение предметным играм, в которых недостатки не становятся настолько
ощутимыми.
2. Неподготовленность к обучению в школе.
Главнейшей предпосылкой успешного обучения ребенка в школе, как одного
из условий предупреждения возникновения и развития педагогической
запущенности, является усвоение программы обучения и воспитания. Лучших
результатов добиваются педагогически запущенные дети на занятиях по музыке,
физкультуре, природоведению, слабее они на занятиях по математике,
рисованию, лепке. На занятиях по развитию речи эти дети мало говорят,
активный запас слов ограничен, речь бедна по своему содержанию и словарному
запасу, часто неграмотны, они не могут правильно построить предложение,
почти не используют в речи образные выражения. На занятиях по математике
такие дети, как правило, пассивны, так как не умеют логически мыслить,
быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Таким образом, для
педагогически запущенных детей характерна слабая обучаемость: они не
воспринимают указания учителя, невнимательно слушают и забывают задания,
выполняют их механически, без учета предъявляемых требований. Потому многие
из них отдают предпочтение труду, продуктивным видам деятельности, хотя
больших успехов из-за имеющихся недостатков в них не достигают.
3. Неумелое, неправильное поведение, связанное с недоразвитием
нравственных качеств.
Большинство педагогически запущенных детей правильно оценивают хорошие
и плохие поступки детей и взрослых, могут элементарно объяснить причину
недовольства взрослых и сверстников. Другое дело, что у педагогически
запущенных детей существует большой разрыв между их сознанием и поведением.
Ребенок перенимает образцы поведения у взрослых (прежде всего у родителей),
не осознанно подражает им, а предлагаемые правила поведения, требования к
нему воспринимает формально. Таким образом, нравственное развитие «трудных»
детей подчинено общим возрастным закономерностям, однако под влиянием
негативных факторов у них могут наблюдаться и противоположные тенденции в
развитии как положительных, так и отрицательных качеств. Например, у них
могут иметься тенденция к сужению проявлений таких свойств как
внимательность, способность прощать, веселость, отзывчивость, уверенность,
прямота, тогда как у остальных детей эти положительные свойства
расширяются. Зато педагогически запущенные дети становятся все более
неработоспособными, пассивными, рассеянными, озлобленными, в то время, как
другие дети постепенно избавляются от этих качеств.
Взаимодействие, сотрудничество детского сада и школы по предупреждению
педагогической запущенности детей должно быть направлено на устранение
причин и последствий неправильного воспитания. Для этого педагогу или
воспитателю необходимо:
1. Прежде всего тщательно проводить предупредительную работу, в
процессе которой идет усиленное развитие положительных свойств личности
ребенка и торможение развития отрицательных. Достигается это следующими
путями:
– Включение ребенка в активную деятельность на основе использования
его положительных интересов и склонностей.
– Организация и руководство общением ребенка со сверстниками на основе
его положительных качеств.
– Дифференцированная работа по нравственному воспитанию.
– Оказание систематической помощи ребенку в ликвидации пробелов в
знаниях об окружающем мире, в усвоении им программы начальной школы.
2. В процессе работы по преодолению педагогической запущенности детей
должны быть устранены причины ее вызывающие и стимулирующие ее развитие. На
решение этой задачи должны быть направлены следующие действия воспитателей
и педагогов:
– Психолого-педагогическая подготовка родителей с учетом недостатков и
ошибок семейного воспитания.
– Активное включение родителей в воспитательный процесс путем
специальных поручений, советов, заданий, наметок.
– Контроль за организацией и поддержанием нормального режима труда и
отдыха ребенка в семье, устранение его безнадзорности.
– Использование мер общественного и административного воздействия на
родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
3. Необходимо более рациональное построение воспитательной и
образовательной работы с детьми в группе, классе в особенности с
педагогически запущенными детьми.
– Изменение отношения самого педагога к ребенку, методов работы с ним.
– Изменение взаимоотношений сверстников в классе.
– Укрепление и совершенствование связей воспитателей детских садов со
школой по подготовке родителей будущих первоклассников к школе.


2.2.Девиантное поведение

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм,
приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в
центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в
молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств -
это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм
описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения
индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не
соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к
современной России.

Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего
поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна
алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление
наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными
привычками, как факторами риска.
Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю
историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда
общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от
поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На
первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем
понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие
правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия.
Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и
более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению
к девиантному поведению.
Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в
последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до
сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного
поведения молодёжи.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность,
алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит.
Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея,
постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий,
как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще
приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается
рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению
числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-
интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.
Было проведено социологическое исследование по употреблению алкоголя и
наркотиков студентами вуза и колледжа. Приобщение респондентов к алкоголю
происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно. До 10 лет впервые
попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%. В 13-14 лет — интенсивность
приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16 лет — уже 39,3%. В 17
лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых.

Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные
традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4%
девочек из числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными
напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Остальные мотивы
первого знакомства с алкоголем, курением и наркотиками таковы: «из
любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».
Это говорит о необходимости принятия соответствующих мер органами
здравоохранения, просвещения и другими заинтересованными ведомствами. Для
организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков,
для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо
постоянно отслеживать ситуацию, т. е. школьные психологи должны проводить
мониторинг факторов риска на местах.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются
в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации.
В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности,
нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его
психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм
и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена,
она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию,
значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до
минимума. Одной из причин этого является то, что сейчас Россия равняется на
Запад. Это неправильно, так как мы не похожи на них, у нас другой
менталитет. На наш взгляд, это наиболее актуальная проблема на данный
момент, сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи,
как важнейшей среды формирования и воспитания человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время большинство исследователей указывают на
взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-
политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается
на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и
ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин
особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению
сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной
системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики
выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений,
необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности
российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-
профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с
изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное
положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных
норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует
выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное
организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания
воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного
эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики,
как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда
поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры
предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью
его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного
воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки
у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они
нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в
воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным,
знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей
будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он
сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются,
и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а
на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью
собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к
людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в
семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все
это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем
осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том,
что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в
руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!



Используемая литература:

1. Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников»,
М.1984.
2. «Девиантное поведение подростков» методическое пособие»,
М.1999
3. П.И. Пидкасистый «Педагогика», М. 1998г.




Реферат на тему: Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда

Министерство среднего профессионального образования
Российской Федерации.



Владивостокский педагогический колледж № 2



Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда


Курсовая работа



Выполнила: студентка 33 группы
Трифонова Надежда Владимировна
Руководитель работы:
Рехова Наталья Николаевна



Владивосток 2001 г.



Содержание



Введение 3
Значение труда 3
Виды труда 4
Великие педагоги о труде 6
Теоретическая часть 7
Содержание хозяйственно бытового труда 7
Виды работ в старшем дошкольном возрасте 11
Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном
возрасте 12
Работа с семьей 16
Вывод 18
Практическая часть 19
Констатирующий эксперимент 19
Литература 21
Приложение 22



Введение



Значение труда


Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством
воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен
быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость
труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в
ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее
талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд
должен быть од-
ним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко.

Труд основа человеческой жизни.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.
С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем
не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает
маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается
с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно
творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить
радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это
проявление людей друг о друге.



Виды труда



Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим
возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если,
например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших
группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей
вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд
не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное
значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную
необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных
потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий
приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все
имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это
помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке
костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без
требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические
правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию
можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.
Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки
на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от
взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть
препятствия.
Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического
развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов,
укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для
умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком
другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением
доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых
процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию
наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к
сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в
природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на
удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового
процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование
результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных
эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные
практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность
за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление
выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее,
аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими
приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся
бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах
различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него
можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных
предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать,
склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с
деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются
сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с
природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает
воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:
цветом, формой, твердостью.



Великие педагоги о труде


Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих
работах часто затрагивали эту тему.
И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А..C.
Макаренко, В.A. Сухомлинский .
Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.
"Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в
такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого
человека "
К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").
Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,
чтобы это был творческий труд, а не только механический.
Н.Н.
Крупская.
Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться
великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,
открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое
гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок
должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является
не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое
существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде распространяется богатство
человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок
не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит
важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда
человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы
чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника
основывалось на трудовом успехе.
В.А Сухомлинский.


"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания
человеческого достоинства"
К. Ушинский.
Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский
утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое
достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит
источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и
счастья.


Теоретическая часть



Содержание хозяйственно бытового труда


В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно
бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой
комнате, и на участке.
Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей
аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников,
постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело,
сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной
инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети
активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда,
самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность
работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно
разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-
шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У
мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное
участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано,
примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные
возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить
самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во
время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с
уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.
Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не
только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные
ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется
слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения,
организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных
дел; особый эмоциональный настрой ( готовность принять участие в
хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,
воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как
трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к
окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с
тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше
возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:
рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:
участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его
планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения
задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и
своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для
воспитания положительного отношения к данному виду труда.
В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для
формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший
беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает
постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении
нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного
строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее
пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает
поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать
сор, отнести его в определенное место.
В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно
испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или
подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к
готовности к труду, привычки к трудовому усилию
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что
результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно
ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь
появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не
напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца.
В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним
интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или
работают без особой тщательности.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной
однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные
условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы
он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное
место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для
стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед
стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для
раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям
будет легче приготовиться к работе.
Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает
тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со
стола, вытереть фартуки.
Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и
ее организации.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует
продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении
детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании
хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности,
вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание
заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе
в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности
детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.
Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и
наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на
участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к
занятиям, прогулкам.
Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю
вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, раскладывают
на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к
еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы,
помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке
дорожек от снега, собирают мусор.
Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают
кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев.
Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их
обратно.
Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить
его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке
поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую
комнату (1 раз в неделю).
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они
наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, пол
перед музыкальным и физкультурным занятием, пришивают петли к полотенцем,
стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки чистые наволочки.
Как видим, > предусматривает
постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового труда. Расширение
объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода
в школу.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в
выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно.
Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда
обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в включения
различных трудовых процессов.
Хозяйственно бытовой труд.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате
и на участке детского сада: убирать на место строительный материал,
игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать воспитателю подклеивать
книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний
период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать
снег.


Виды работ в старшем дошкольном возрасте


Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды
работ, объединяемых понятием >:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для
занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки,
носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки
и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой
дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный
картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах:
повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье,
помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести,
отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова,
переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться,
гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение.
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе,
пожилым людям.



Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном
возрасте


Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по
содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.
В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание
дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время
обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола
посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами
домашнего обихода, оборудованием труда.
Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста
значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире
использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование
целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности
бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности,
организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей,
уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе
коллективной деятельности.
В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение
детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает
ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение,
чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания:
показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному
обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто
пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне
организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и
более младшем детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду
важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким
детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у
детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними
выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего
понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на
сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто
какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,
воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или
не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с
друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть
достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно
приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.
Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей старшей
группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного
значимого содержания.
В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд
осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание
объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются
такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.
Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят
порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде
осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную
трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения
поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели
деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у
малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь
взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со
шкафов.
Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают
его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят
большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.
Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую
эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей
по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки;
стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и
дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда
надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение
к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей
обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно
– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в
выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд
полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в
школе.
Организуя выполнение детьми, какого – либо дело хозяйственно –
бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель
стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно
действие детей. Например, педагог говорит: >
В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать
включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.
Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в
заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о
содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда
взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через
специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной
жизни. С этой же целью используются произведения художественной
литературы:>. Е. Благинина, >. Л.Н.
Толстой, >. И >. Н. Носова, а также
картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети
овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти
обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением
навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он
ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел.
При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно
предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также
создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью
трудиться повседневно и самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые
задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,
стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом
ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но
учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как
нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность.
Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей
интереса к хозяйственно – бытового труда является общение ребят с
воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.
Руководство хозяйственно - бытовым трудом детей 6-7 лет не должно
быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень
чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не
принужденно свободно.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере
обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики.
Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на
то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее
исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического
руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу
удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную
основу личности ребенка, его трудовой деятельности.


Работа с семьей


Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет
труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,
трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей
способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,
доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в
семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка
помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него
закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в
обществе.
Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают
квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти
повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и
отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна
готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить
что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример
членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут
соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание
детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно
ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их
трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят
людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит
детей.
В процессе трудом взрослых у ребенк

Новинки рефератов ::

Реферат: Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни (Философия)


Реферат: Россия - светское государство (Право)


Реферат: Военная реформа Милютина 1860-1870 гг. (История)


Реферат: Авторская позиция в романе И. Бабеля "Конармия" и способы ее выражения (Литература : русская)


Реферат: О лососёвых (Биология)


Реферат: Цивилизация, как философская категория (Философия)


Реферат: Защита информации: цифровая подпись (Программирование)


Реферат: Новый украинский план счетов(рус/укр) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Великие реформы 60-70-х годов. Александр II (История)


Реферат: Реформы Александра Первого (Теория государства и права)


Реферат: Контрольная работа по овощеводству (Ботаника)


Реферат: Бурбоны во Франции (История)


Реферат: Битва при Харлоу (История)


Реферат: Протокол HDLC (Программирование)


Реферат: Прогнозирование уровня и качества жизни населения (Социология)


Реферат: Брачный договор-контракт (Право)


Реферат: Исследование работы РПЗУ (Программирование)


Реферат: Аграрная реформа П. Скоропадського (История)


Реферат: Неразрешенные проблемы психологии эмоций (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист