GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: "Униженные и оскорбленные" на страницах русской классики (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Униженные и оскорбленные" на страницах русской классики (Литература : русская)


Униженные и оскорбленные


Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской
литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул
А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»
.Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь ,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича , М.Ю.Лермонтов
,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С
этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.
Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право
на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской
литературы , но и дополняет ее , т.к открывает новый аспект этой темы.
Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных.
Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек ,кто бы
он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический
отчет одного преступления», преступления ,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь
идет о необычном уголовном преступлении . Это ,если так можно выразиться ,
идеологическое преступление ,а исполнитель его –преступник- мыслитель
убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,
чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось
следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,
результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о
судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах,
по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем ,как клубок неразрешенных противоречий .По
всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого
достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,
которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина
Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем
положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится
в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на
улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что
в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между
тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только
за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены,
ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его
невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то , что его, однажды
выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас
могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно
пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской
склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем
просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил
жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на
цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное
обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось
бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой
же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,-
сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас
не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас
огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных,
задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном
человеке, они видят, прежде всего, человека .
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят
красные пятна на её лице , которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о
жене мы узнаём , что она из дворянской семьи , воспитывалась в губернском
дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения ,
оказавшись в отчаянном положении , с тремя детьми на руках , она после
смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . «Можете судить
потому, до какой степени её бедствия доходили , что она , образованная и
воспитанная и фамилии известной , за меня согласилась пойти ! Но пошла !
Плача и рыдая и руки ломая , пошла ! Ибо некуда было пойти . »
Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и
пьёт , грозит выгнать квартирная хозяйка , бьёт Лебезятников , плачут
голодные дети . Не жестокость руководит ею , когда она посылает Соню
зарабатывать деньги проституцией , а отчаяние и безысходность. Катерина
Ивановна понимает , что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому
, когда Соня вернулась с деньгами , она весь вечер в ногах у неё на коленях
простояла , ноги ей целовала , встать не хотела . » Мармеладов даёт жене
точную характеристику , говоря , что она « горячая , гордая ,
непреклонная .» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается
на каждом шагу , о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих , « некуда идти »
Катерине Ивановне , везде тупик . Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке , писатель неслучайно останавливает внимание на их
портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой
девочки , не соответствуют образу жизни , который они вынуждены вести ,
поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».
Достоевский убедительно показывает , что иные отношения , кроме
безразличия , любопытства , злорадной насмешки , противоестественны в этом
мире . Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все ,
кроме Раскольникова , слушают Мармеладова , « фыркая » , «улыбаясь » ,
«зевая » , а в общем равнодушно .Также равнодушна толпа зрителей,
хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова . Во сне Раскольникова
, так похожем на явь , лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и
остротами».
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за
будущее человечества. Он показывает , что такой жизнью , которою сейчас
живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный
материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы , имеющие
всемирное значение , проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни . во
внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему .
Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни
бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё
внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик,
который скажет, как когда-то Белинский : «Честь и слава молодому поэту,
муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них
обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!




Реферат на тему: "Чайка" А.П. Чехова

Важнейшим событием в жизни Чехова оказалось сближение с
московским Художественным театром. 17 декабря 1898 г. там состоялось первое
представление “Чайки”. Спектакль прошел с большим успехом, он явился
историческим событием в жизни театра. Отныне летящая чайка сделалась
эмблемой театра.
“Чайка” (1895 - 1896) резко отличается от предыдущих пьес Чехова
своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных
концепций искусства, концепций жизни. В “Чайке” много любви, т. е.
показано, как заполнило это могучие чувство всех героев. Актриса Аркадина
переживает роман с писателем Тригориным, холостяком в солидных годах. Они
приблизительно одинаково понимают вещи и на одном уровне стоят каждый в
своей сфере искусства. Другая пара влюблённых - сын Аркадиной Константин
Треплев, мечтающий стать писателем, и дочь богатого помещика Нина Заречная,
мечтающая стать актрисой. Затем идут как бы ложно построенные пары
влюблённых: жена управляющего имением Шамраева влюблена в доктора Дорна,
старого холостяка; дочь Шамаевых Маша, безответно влюблена В Треплева, от
отчаянья выходит замуж за нелюбимого человека. Даже бывший статский
советник Сорин, больной старик, признаётся, что он симпатизировал Нине
Заречной. Сам Чехов острилб что в его “Чайке” “ пять пудов любви”.
Любовные перипетии в “Чайке” развиваются остро. Аркадина уязвлена
внезапным увлечением Тригорина Заречной. А он казался ей верным другом,
“последней станцией её жизни”ю Нов общем она, сама увлекающаяся, простила
ему всё.
Связь Тригорина и Заречной принесла невыносимою боль Треплевуб,
который любил Нину. Он продолжал её любить и когда она ушла к Тригорину и
родила от него ребёнка, и когда была брошена им и бедствовала. Без всякой
посторонней помощи Заречная сумела утвердить себя в жизни. После
двухлетнего перерыва Нина снова появляется в родных местах, приезжает она и
в имение Сорина. Треплев радостно встретил её, полагая, что к нему
возвращается счастьею Но она по- прежнему влюблена в Тригорина, благоговеет
перед ним. Однако узнав, что Тригорин в соседней комнате, она не ищет с ним
встречи и внезапно уезжает. Не вынося испытаний, Треплев стреляется.
Любовь, охватившая почти всех героев, Составляет главное действие
“Чайки”. Но неменьшую силу имеет и преданность её героев искусству. И это
чувство, пожалуй, оказывается выше любви, оказывается самым сильным
стимулом для поступков главных действующих лиц. У Аркадиной оба этих
каяества - женственность и талант - сливаются воедино. Тригорин,
несомненно, интересен именно как писатель. В литературе он человек
всеизвестный , в полу- шутку - в полусерьёз о нём говорят, что только с
Толстым и Золя его не сравнишь, и многие ставят его сразу после Тургенева.
Как мужчина он безвольное существо и полная посредственность. По привычке
он волочится за Аркадиной, но тут же бросает её, увидав молоденькую
Заречную. Вместе с тем он писатель, новое увлечение - своего рода новая
страница жизни, важная для творчества. Так он заносит в записную книжку
мелькнувшую у него мысль о “сюжете для небольшого рассказа”, повторяющим в
точности жизнь Нины Заречной: на берегу озера живёт молодая девушка, она
счастлива и свободна, но “ случайно пришел человек, увидел и “от нечего
делать” погубил её. Тригорин показывал Заречной на убитую Треплевым чайку.
Но Треплев убил птицуб Тригорин убивает душу Нины.
Треплев значительно моложе Тригорина, он принадлежит к другому
поколению и в своих взглядах на искусство выступает как антипод и Тригорина
, и своей матери. Он считает , что “ новые формы принято считать, что
Треплев проигрывает по всем линиям: как личность он не состоялся, любимая
от него уходит, его поиски новых форм были высмеяны как декадентские. “Я не
верую и не знаю, в чем моё призванье”, - говорит он Нине, которая по его
мнению, нашла свою дорогу. Эти слова непосредственно предшествуют
самоубийству Треплева. Получается, худо ли, хорошо ли, что правда - за
средней актрисой Аркадиной, упоённой воспоминаниями о своих успехах в
Харькове, о том, как её там принимали, как “ студенты овацию устроили”, три
корзины цветов и два венка поднесли и подарили брошь пятьдесят рублей. Она
только и помнит:” На мне был удивительный туалет…”
И Тригорин пользуется неизменным успехом. Он самодоволен и в
последний свой приезд в имение Сорина даже принес журнал с рассказом
Треплева. Но, как Треплев заметил, всё это у него показное, так сказать
похлопывание по плечу : ”Свою совесть прочел, а моей даже не разрезал”.
Тригорин снисходительно оповещает Треплева при всех:” Вам шлют поклон ваши
почитатели…” Кто эти почитатели? И дальше: ”В Петербурге и в Москве вообще
заинтересованы вами”. Кто эти вообще? А вот уже нечто важное:”… и меня
спрашивают всё про вас”. Тригорин хотел бы не выпускать из своих рук вопрос
о популярности Треплева, хотел бы сам отмерить её меру :” Спрашивают :какой
он , сколько лет, брюнет или блондин. Думают всё почему-то, что вы уже
немолоды”. Так и видятся здесь дамы из окружения Тригорина, это их
расспросы он постарался еще больше обесцветить. Тригорин буквально
водружает надгробную плиту над человеком, которого к тому же ограбил и в
личной жизни. Тригорин полагает , что и неудачное писательство Треплева -
лишнее подтверждение того, что Треплев иной участи и недостоин:” И никто не
знает вашей настоящей фамилии, т. к. вы печатаетесь под псевдонимом. Вы
таинственны, как Железная Маска”. Другой “таинственности” он в Треплеве и
не предполагает .
Если вслушаться внимательней в авто характеристики героев, в
определения, какие они дают друг другу, то можно понять, что Чехов отдаёт
некоторое предпочтение жизненной позиции Треплева. Жизнь Треплева богаче
интереснее той вялой, рутинной жизни, которую ведут остальные герои, даже
самые одухотворенные - Аркадина и Тригорин.
Стремится ли Чехов в своей пьесе обсуждать проблемы искусства,
его сущности, назначения, традиций и новаторства? Несомненно, стремиться .
Но не отвлечено, а форма характеров людей , преданных искусству. Об
искусстве, а точнее о литературе и театре, рассуждают в “Чайке” не только
двое мужчин - писателей и две женщины - актрисы, но и рассуждает, но и
медик Дорн, вторгающийся в область духовного творчества со своими
неуклюжими, но очень кстати звучащими парадоксами.
С самого начала пьеса Треплева встречается иронией. Аркадиной
кажется, что пьеса претензиона, “ это что-то декадентское “ . Играющая в
ней главную роль Заречная упрекает автора в том, что играть пьесу трудно: “
В ней нет живых лиц” , “ мало действия, одна только читка”, а в пьесе
непременно “ должна быть любовь”
Конечно , есть что-то претенциозное в заявлении Треплева, что
его спектакль освистали потому, что автор “нарушил монополию” ,т. е. создал
пьесу, не похожую на те, которые привыкли играть актёры и которые считаются
всеми нормой драматургии. Своё новаторство Треплев еще не доказал. Его
пьеса , действительно безжизненна. Однако Аркадина поняла далеко идущие
претензии Треплева:” Ему хотелось поучить нас, как надо писать и что нужно
играть”.
Но неожиданно за похороненную, казалось бы, пьесу Треплева
вступается далекий от искусства Дорн. Он подымается выше брани “
декадентский бред” , “ никаких тут новых форм нет, а просто дурной характер
“. По его мнению , Треплев выше и обывательски - мелочных советов учителя
Медведенко : описать в пьесе и сыграть на сцене, “как живет наш брат-
учитель “, Выше и Тригорина, уклонившегося от оценок в искусстве:” Каждый
пишет так, как хочет и как может”. Дорн старается поддержать Треплева:” Не
знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошел сума, но пьеса мне
понравилась. В ней что-то есть.” Словами Дорна предполагается, что в
обыденном искусстве Аркадиной и Тригорина больших идей нет, оно не
затрагивает “ важное и вечное”.
Треплев комплиментарно говорит Заречной : “ Вы нашли свою
дорогу, вы знаете, куда идете, а я все ещё ношусь в хаосе грез и образов,
не зная, для чего и кому это нужно” Но что же такое нашла Нина? Завтра она
едет в Елец в третьем классе…с мужиками, а в Ельце услажденные её игрой
купцы будут приставать с любезностями… Это явное повторение пути Аркадиной.




Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты к экзамену по архивоведению (Менеджмент)


Реферат: Кометы Космическая опасность (Астрономия)


Реферат: Парки Москвы (История)


Реферат: 1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды (Право)


Реферат: Соціологічне дослідження на тему "Молодь та наркотики" (Социология)


Реферат: Архитектура Византии (Культурология)


Реферат: Нормативная база по аудиту в проведении проверки учредительных документов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лабораторные работы по Теории вычислительных процессов и структур (Компьютеры)


Реферат: Жан-Жак Руссо (Культурология)


Реферат: Ароморфозы растений и животных (WinWord 98) (Биология)


Реферат: Философия Древнего Китая (Философия)


Реферат: Реорганизация бизнес-процессов при изменении информационной системы в крупной организации (Менеджмент)


Реферат: Современные деньги: сущность, формы, эволюция (Деньги и кредит)


Реферат: Иконопись на Руси (Искусство и культура)


Реферат: Финансовая политика (Финансы)


Реферат: В.М.Головнин: История и современность (История)


Реферат: Внебюджетные фонды (Финансы)


Реферат: Архітектор В.М. Риков (Культурология)


Реферат: Тестовый контроль знаний (Педагогика)


Реферат: Компромисс в международной политике (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист