GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Рабочее место секретаря (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рабочее место секретаря (Менеджмент)



Приемная офиса - это центр работы фирмы, ее сердце. Самый талантливый
и умный руководитель не сможет справиться с работой, если плохо
организована работа приемной. Главное же лицо в приемной - это секретарь.
Все чаще должность секретаря даже объединяют с должностью офис-менеджера.
Качество работы приемной напрямую связано с грамотной организацией
внутрифирменного пространства в целом и пространства приемной в частности.
От того, где расположена приемная, как она оснащена, каков дизайн ее
интерьеров зависит и скорость решения вопросов и общее впечатление от фирмы
у ее клиентов, заказчиков, партнеров по бизнесу.
Современный офис должен отвечать требованиям экономичности, что
особенно важно при высоких ценах на офисную площадь, высокой технической
оснащенности, органичного дизайна и безопасности с точки зрения как защиты
информации, так и личной безопасности сотрудников фирмы. Именно потому
вопросы организации офисного пространства сейчас волнуют всех думающих
руководителей.
Тесный, темный, плохо оборудованный «предбанник» перед кабинетом
руководителя сразу представит фирму в невыгодном свете перед возможными
ценными клиентами.
Кроме того, в приемной чисто физически должно быть место для
размещения соответствующего оборудования рабочего места секретаря, для
документов текущего делопроизводства, справочно-информационной литературы,
рекламных изданий, для необходимой конторской техники и, конечно, для
посетителей фирмы.
Большое значение имеет рациональная организация рабочего места
секретаря. Для этого вначале надо уточнить и выявить основные функции
секретаря, информационные связи, распорядок рабочего дня, перечень
материалов, которые должен он иметь. Затем выбрать мебель, инвентарь,
технические средства, оргтехнику и канцелярские принадлежности.

Рациональный ее вариант предполагает размещение 1СТВ и предметов труда в
пределах зон, наиболее удобных выполнения трудовых процессов. Их принято
называть рабочими зонами.
Рабочая зона — пространство на стационарном рабочем места в горизонтальной
или вертикальной плоскостях, в делах которых работник, не перемещаясь,
может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную (Приложение 1).
Нормальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается
воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев правой и левой рук,
согнутых в локтевом суставе при свободно опущенном плече. Такая зона


занимает около 1000 мм по фронту и 300 мм в глубину. Здесь располагаются
наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняется
основная работа.
Максимальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается
воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев полностью вытянутой руки
человека. В этой зоне (работник действует вытянутыми руками) располагаются
средства труда, используемые реже. Взаимопере-крываемая при этом площадь
(для двух рук) определяется около 1500 мм по фронту и 500 мм в глубину.
Обычно габариты стола принимаются несколько большими, чем максимальная зона
досягаемости.
В вертикальной плоскости различают пять зон: нижняя неудобная зона (до 750
мм от пола); нижняя менее удобная (от 751 до 925 мм); удобная (от 925 до
1675 мм); верхняя в удобная (от 1675 до 1925 мм); верхняя неудобная (от
1925 мм и выше).

Основное требование, предъявляемое к рациональной планировке рабочего
места, - обеспечить экономию времени на поиск средств и предметов труда и
сокращение физических усилий работника. Для этого необходимо соблюдать
следующие правила:

. на рабочей поверхности стола не должно быть ничего лишнего;

. каждый предмет и средство труда должны иметь свое место, поскольку
беспорядочное расположение их вызывает лишние движения и затраты времени.
В зарубежной практике используется закон «свободного стола»: на столе
может находиться лишь одна работа с необходимыми для нее документами и
средствами труда, все остальное должно быть внутри стола;

. канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, скрепки и т.п.) следует
хранить в ящике стола со специальными разделителями;

. все средства коммуникационной техники (телефон и др.) надо располагать
слева или на специальной подставке, чтобы можно было пользоваться ими
левой рукой, оставляя правую свободной для работы;

. документы, с которыми работает секретарь, помещаются в зоне,
обеспечивающей их обзор, для обработанных документов целесообразно иметь
специальные лотки или отделения в ящике;



. документы и средства труда располагаются так, чтобы обеспечивалась
наилучшая последовательность выполнения работы;

. движения работника должны быть оптимальными, т.е. более короткими и
экономными с позиций затрат времени и сил.


Организация рабочего места секретаря с учетом требований научной
организации труда к его планировке и обслуживанию, а также с учетом
требований и возможностей использования современной оргтехники, к его
оборудованию и оснащению является необходимым условием достижения высокой
эффективности, оперативности и качества труда, сохранения работоспособности
в течение всего рабочего дня, обеспечения действительно полезного
секретарского обслуживания.
Рабочее место секретаря является важной ячейкой организации трудового
процесса в учреждении. Поскольку секретарь - «лицо учреждения», то и его
рабочее место должно быть образцом правильной
организации, показателем высокой культуры труда. Ведь от того, как выглядит
рабочее место секретаря, нередко судят о работе всего учреждения.
Планировка рабочего места секретаря должна обеспечить максимальные
удобства при выполнении возложенных на него обязанностей и в то же время
отвечать требованиям экономии площади помещения:

. рабочее место секретаря в приемной обычно располагается рядом с кабинетом
руководителя, в центре комнаты, недалеко от дверей в кабинет и так, чтобы
легко можно было видеть всех входящих;

. в помещении приемной должны находиться только предметы, требующиеся
секретарю и другим сотрудникам непосредственно в процессе работы;

. мебель для посетителей должна находиться в зоне, хорошо просматриваемой
секретарем, удобной для ее размещения.

Большую часть рабочего времени секретарь работает сидя, а это
утомляет, поэтому он должен иметь возможность удобно вытянуть ноги,
свободно вставать, менять позу для письма, работы на пишущей машине,
чтения.


Рабочее место секретаря - это, прежде всего удобный и достаточно
просторный рабочий стол. Специалисты рекомендуют использовать универсальный
стол, за которым можно работать с документами, а также вести беседу с
посетителями. Для этих целей лучше всего подойдет стол, который
непосредственно перед сидящим человеком уже, чем по бокам. Такая
конструкция позволяет иметь достаточно места на столе для размещения
находящихся в работе документов и в то же время вести беседу с
посетителями.
Его плоскость мысленно делят на два поля. В левом кроме текущей
работы и связанных с ней документов располагают телефонное оборудование,
настольную лампу, канцелярский прибор, лоток с входящими документами. На
правом поле стола размещают лоток с исполненными документами и письменные
принадлежности. Здесь же ставят лоток с документами, которые надо подшить
в дело.
Все орудия труда размещают на плоскости стола в пределах
160 х 160 см, что позволяет взять их рукой, не вставая. Каждому предмету
выделяется определенное место, те или иные предметы располагаются
комплексно (например, ручки и блокноты для записи телефонных переговоров
размещают рядом с телефонными аппаратами). Следует разделять канцелярские
принадлежности, имеющие разное назначение.
Помимо рабочего стола, лучше использовать отдельный стол для
персонального компьютера. Такие рабочие столы предполагают удобное
размещение дисплея, клавиатуры и процессора, а также сканера, принтера,
модема и др.
При этом стол для ПК лучше размещать таким образом, чтобы экран
дисплея был развернут в противоположную от посетителей сторону. Это
позволит защитить конфиденциальную информацию, которая может находится на
экране дисплея в момент прихода неожиданного посетителя.


А теперь немного общих требований к организации и оборудованию рабочих мест
с ПЭВМ.

. конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на
рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и
конструктивных особенностей (размер ПЭВМ, клавиатуры и др.), характера
выполняемой работы.
. высота рабочей поверхности должна регулироваться в пределах 680
- 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности
стола должна составлять 725 мм.
.


. рабочий стол должен иметь пространство для подставки ног, которое
составляет: высоту - не менее 500 мм, глубину на уровне колен - не менее
450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

. конструкция рабочего стула (кресла) должна поддерживать рациональную
рабочую позу при работе с ПЭВМ, позволяет изменять позу с целью снижения
статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для
предупреждения утомления.

. рабочий стул (кресло) должен быть поъемно-поворотным и регулируемый по
высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от
переднего края сиденья.

. поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна
быть полумягкой с нескользящим, не электризующимся и воздухопроницаемым
покрытием, обеспечивающим легким очистку от загрязнений.

. клавиатуру компьютера лучше всего располагать на расстоянии 10
- 15 мм от края стола, тогда запястье рук будут опираться на стол.
Желательно приобрести специальную подкладку под запястье, которая, как
утверждают медики, поможет избежать болезни костей.

. для эффективного использования манипулятора типа «мышь» необходим
специальный «коврик» - планшет. Коврик-планшет должен удовлетворять
основным критериям: во-первых, хорошо держаться на поверхности стола, во-
вторых, материал верхней поверхности планшета должен обеспечивать
хорошее сцепление с шариком, но не затруднять движения мыши.

. центр экрана монитора должен находиться примерно на уровне глаз, а
расстояние между глазами и плоскостью экрана составлять не менее 40 -
50 см. Желательно, чтобы прямой солнечный свет не попадал на экран.

. по отношению к сидящему за столом, окно, должно быть слева или спереди.

. от яркого света следует защититься плотными шторами на окнах. Однако
смотреть на экран монитора в полной темноте не


рекомендуется, необходим дополнительный источник рассеянного света (можно
включить люстру, настольную лампу).

Рабочий стол секретаря и стол для ПК лучше располагать ближе к
естественным источникам освещения, т.к. секретарю приходится по роду своих
обязанностей много работать с документами.

Кресло для работы секретаря должно по размерам соответствовать
рабочему столу. Лучше всего использовать вертящееся кресло на колесиках,
высоту которого можно регулировать. Это позволит секретарю быстро
переключаться от работы с техникой к работе с документами или с
посетителями, т.е. будет отвечать практическим задачам работы секретаря.

Тумбы для столов, включая и выкатные, имеют комплект взаимозаменяемых
выдвижных ящиков. Секретарь должен умело использовать ящики своего рабочего
стола, придав каждому из них определенные функции (Приложение 2). Например,
выделяются ящики для бумаги и канцелярских принадлежностей; рабочих
документов-справочников, каталогов и др.; папок с текущими документами и
завершенными работами; папок с контролируемыми материалами; личных вещей.
Все служебные документы в процессе работы должны лежать следующим
образом: поступившие и необходимые постоянно - на рабочей плоскости стола;
используемые периодически - в выдвижных ящиках стола, на рабочих плоскостях
приставок и в шкафах. Каждое движение документа из стола или в стол должно
быть проконтролировано; все отработанные документы должны находится на
строго определенном месте; надо уметь по индексации определять, в каком
ящике или папке находится нужный документ; все вкладываемые в папки
документы необходимо сразу же индексировать в соответствии с
планом их временного хранения.

Оснащение и оборудование рабочих мест

На эффективность труда решающее влияние оказывает оснащение рабочих
мест техническими средствами для выполнения различных обязанностей,
средствами связи и служебной мебелью - так называемая оргтехника.
Выделяют следующие виды (классы) средств труда:

.

. средства составления документов: пишущие машинки (ручные и
электрические), диктофоны, средства копирования и размножения документов,
ручки автоматические, карандаши;

. средства обработки и оформления документов: резальное, скрепляющее и
склеивающее оборудование и материалы, адресовальные и штемпельные
устройства, машины для нанесения защитных покрытий;

. средства хранения и группировки документов: средства скрепления
документов (сшиватели, специальные папки с зажимами), разного рода
картотеки, специальные шкафы и стеллажи для хранения документов,
чертежей, магнитных лент, машины для уничтожения ненужных документов;

. средства выполнения вычислительных операций: счетно-справочные линейки,
микрокалькуляторы разных видов, механические вычислительные машины, ПЭВМ;

. средства обеспечения оперативной связи: телефонная связь, радиосвязь,
директорские коммутаторы, позволяющие вести разговор (проводить
совещания) с несколькими абонентами одновременно, концентраторы,
автоответчики, двусторонняя радиотелефонная поисковая связь и др.;

. специальная служебная мебель: мебель и оборудование для рабочих мест в
служебных помещениях.

При выборе необходимых средств оргтехники следует иметь в виду, что
приобретение и использование оргтехники - не самоцель, а средство для
повышения оперативности выполнения и снижения трудоемкости управленческих
работ, а также решение ряда социальных проблем управленческого труда
(снижение доли затрат на выполнение рутинных операций, средство мотивации
труда, престижности работ и др.). Поэтому прежде чем выбрать и закупить
средства технического оснащения, надо проанализировать реальные потребности
в том или ином средстве и оценить преимущества его применения.
При выборе конкретного образца оснащения необходимо учитывать
характер выполняемых операций, объем и трудоемкость работ, служебные
взаимосвязи между отдельными работниками и различными службами. Следует
выбрать тот вариант, который позволяет выполнять работу более экономично.


Решая проблему выбора тех или иных средств оргтехники,
целесообразность их внедрения в процессы труда, учитывают не только
преимущества, но и издержки* .

В состав рабочего места секретаря обязательно должны входить шкафы для
документов и справочной литературы. В целях экономии рабочего пространства
такие шкафы могут размещаться на стене или перегородке около рабочего
стола. Шкаф для документов в целях обеспечения сохранности последних должен
запираться на ключ. В том случае, если у секретаря хранятся и документы,
составляющие коммерческую тайну, лучше оборудовать его рабочее место
специальным сейфом для документов.


Полки для канцелярских принадлежностей, телефона, также лучше
закреплять на стене или перегородке, оставляя на столе больше пространства
для работы.
Желательно оснастить рабочее место секретаря специальным переговорным
устройством, которое позволит секретарю, не входя лишний раз в кабинет
руководителя, быстро сообщать последнему необходимую информацию.

В состав рабочего места секретаря должны входить три зоны: основная -
стол с приставками; вспомогательная - комбинированные шкафы; обслуживания
посетителей.
Общая площадь рабочего места должна быть в пределах 12 - 16 кв.м. По
мнению специалистов, зона обслуживания посетителей - это визитная карточка
учреждения, по которой люди оценивают культуру работы и качество труда. Эта
зона должна быть продуманной и уютной. Если посетителя по тем или иным
причинам сразу не может принять руководитель, то посетитель должен удобно
сесть, его должен окружать красивый цветовой и световой художественный
ансамбль, включающий окраску помещения , источники света и озеленение.
Рядом с основной и вспомогательными частями рабочего места секретаря должен
быть журнальный столик и одно-два удобных кресла. На столик следует
положить свежие газеты и журналы, чистую бумагу, карандаши или ручки.
Нецелесообразно, чтобы мебель для посетителей занимала слишком много места
и отличалась от общего стиля мебели, используемой в фирме.


Именно поэтому специалист не рекомендуют ставить в приемной мягкую мебель.
Она занимает много места, быстро пачкается и деформируется. В то же время
использование стульев и обычных столиков на колесиках позволит быстро
изменить предназначение приемной, использовав ее как комнату для совещаний
и т.п.



В том случае, если в фирме нет специального гардероба, в приемной должна
быть или вешалка, или шкаф для одежды, где посетители могли бы повесить
верхнюю одежду.
Для зрительного комфорта и общего впечатления от приемной большое
значение имеет и ее эстетическое оформление. Прежде всего, следует,
использовать в интерьерах живые цветы. Они пополняют запасы кислорода,
отчасти нейтрализируют вредное действие средств вычислительной и
организационной техники и, кроме того, придают уют рабочему помещению.
Цветочная композиция должна гармонировать с общим стилем, в котором
выдержан интерьер.

Помимо цветов, для оформления офиса и его приемной используют
произведения живописи, графики, мелкой пластики и другие элементы
декоративного оформления.

Рабочее место секретаря должно комплектоваться достаточным набором
технических средств, канцелярских принадлежностей, средств организационной
технике, отвечать требованиям эргономики.


Условия труда

Условия труда - это совокупность элементов (факторов)
производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на
функциональное состояние организма человека - здоровье, работоспособность,
удовлетворенность трудом и его эффективность.

Можно выделить следующие группы факторов условий труда:


1. Санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру,
влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию и


сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования;

2. Эстетические, включающие цветовую отделку интерьеров, озеленение
служебных помещений, использование в интерьерах помещений произведений
живописи и произведений прикладного искусства;

3. Психофизиологические, связанные с осуществлением мер
психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной
деятельности и сохранения здоровья служащих (постепенное вхождение в
труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм
деятельности, активные формы труда и отдыха и ряд других факторов);

4. Социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных
на формирование психологической готовности человека к работе с новой
техникой, к различного рода нововведениям (снятия психологических
барьеров), с созданием нормального психологического климата в коллективе,
установлением нормальных взаимоотношений руководителя и подчиненных и, в
частности, с использованием выработанных наукой и практикой принципов
общения руководителей с подчиненными.

Условия труда регулируются едиными законодательными актами,
нормативами, стандартами.

Работа по созданию благоприятных условий труда должна носить
комплексный системный характер. Начало их формирования закладывается при
проектировании предприятий и учреждений. Это относится прежде всего к
санитарно-гигиеническим и эстетическим условиям труда, которые формируются
под влиянием проектируемой техники и технологии, архитектурно-строительного
оформления зданий, внутреннего размещения служебных подразделений и
оборудования, рабочей мебели и т.п. На этом этапе проектируются вентиляция,
кондиционирование воздуха, освещение служебных помещений в соответствии с
санитарными и строительными нормами.
Не менее важна разработка мер по формированию и улучшению условий
труда на уже действующих объектах. Здесь работу следует ввести по всему
комплексу элементов условий труда, но особое внимание надо уделить
психофизиологическим и социально-психологическим факторам,



формирующимся под влиянием выполняемой работы, межличностных отношений,
т.е. факторам, которые на этапе проектирования предприятий не могут быть
учтены.
Поскольку в современных условиях хозяйствования все большее значение
придается активизации человеческого фактора, роль социально-психологических
условий труда также повысится, ибо они способствуют усилению социальной
мотивации труда, стремлению к большей творческой отдаче специалистов.
Комплексный подход к обеспечению благоприятных условий труда отражен
в специальных межотраслевых требованиях и нормативных материалах, которые
следует учитывать при проектировании новых и реконструкции действующих
предприятий, технологических процессов и оборудования.

Освещение

Важнейшим фактором производственной среды является освещение
(Приложение 3). Значение рационального освещения во время работы трудно
переоценить.
Требования к рациональному освещению сводится к следующему:
правильный выбор источника света и системы освещения, создание необходимого
уровня освещенности рабочей поверхности, нейтрализация эффекта ослепления,
устранение бликов, обеспечение равномерного освещения.
Наиболее целесообразным является естественное освещение. Установлено,
что оно вызывает наименьшее утомление. К сожалению, использовать его весь
рабочий день не представляется возможным, особенно в осенне-зимний период,
когда световой день короткий. Поэтому рекомендуется применять искусственное
освещение - как общее, так и локальное.
Искусственный и естественный свет должны иметь одно направление.
Если в качестве искусственного источника света общего назначения
рекомендуют применять люминесцентные и металлогалогеновые лампы, то систему
местного освещения необходимо организовать из ламп накаливания или ламп
белого света. Лампы белого света излучают мягкий белый свет, несущий
теплоту и успокоение, способствующий повышению зрительного восприятия.
Все типы светильников в обязательном порядке должны быть снабжены
рассеивателями и



экранизирующими решетками; для совместного освещения допускается не
просвечивающий отражатель с углом не менее 40 градусов.


Наилучшим вариантом является работа при естественном освещении, когда свет
падает с левого бока или при комбинированном, когда недостаточное
естественное освещение дополняется местным или, когда работают светильники
общего и местного назначения.
Освещенность рабочего места должна быть приспособлена к
индивидуальным качествам секретаря и быть в пределах 500 лк;
Цвет освещения имеет психологическое значение, поэтому при небольшой
освещенности предпочтение отдают теплым тонам, которые дают лампы
накаливания, подчеркивающие желтые и красные цвета. Свет в офисе должен
иметь правильную направленность, установку и формат «светового пятна» - это
важные факторы здоровья, уюта и повышения результативности труда.
Так же как не рекомендуется смотреть телевизор в темной комнате, так
нельзя и работать за дисплеем только при местном освещении. Это связано с
таким явлением, как адаптация зрения. Периодическое приспособление глаза с
одной яркости на другую приводит к быстрому утомлению, потери зрения,
отрицательно влияет на психику. С целью избежания нагрузки на зрение,
необходимо соблюдать требование: разница между яркостью монитора и яркостью
окружающих предметов, находящихся в поле зрения оператора, должна быть
равна отношению 1:3.
Яркость же самого монитора, точнее его электронно-лучевой трубки,
должна быть такова, что можно было бы получить оптимальный контраст
изображения. Для получения такого контраста можно воспользоваться защитным
экраном, который уменьшает общую яркость изображения, устраняет блики,
увеличивает общий контраст, при этом не подавляя темные участки текста.
Чтобы уменьшить напряжение глаз, необходимо учесть, что легче
воспринимаются глазом темные знаки на светлом фоне. Глаз меньше утомляется,
держится хорошая скорость и точность считывания при чтении желто-зеленых
знаков на белом фоне. Были установлены оптимальные комбинации цвета знаков
с цветом фона: синий на белом, зеленый на белом, черный на желтом, черный
на белом.
Старайтесь не допускать длительной работы с текстом на мониторе,
выполненным красными буквами на зеленом фоне, оранжевыми на белом, черными
на пурпурном, оранжевыми на черном.
Положительно на работе глаз скажется, если вы будете соблюдать
золотое правило - располагать монитор на расстоянии равном
двум


диагоналям вашего экрана. Угол наклона монитора должен быть таков, чтобы
верхний край экрана находился на уровне ваши глаз.
Имея на рабочем столе работающий компьютер, мы получаем в своем
рабочем кабинете электронное, электростатическое, рентгеновское и


ультрафиолетовое излучение. Основным источником вредного воздействия на
организм человека являются электромагнитные колебания низкой частоты,
связанные с работой схем развертки электронного луча, они воздействуют на
обмен веществ в организме, могут привести к патологическим изменениям в
клетках мягких тканей.
Скапливающийся на экране монитора электростатический заряд вызывает
деионизацию атмосферы, что приводит к вредному воздействию на центральную
нервную систему. Результатом такого воздействия может быть не только
угнетенное состояние или депрессия, но и гормональный дисбаланс.
Синий монитор экрана имеет частичное излучение в ультрафиолетовой
области спектра. Это воздействие существенно при длительной работе с
компьютером или заболеваниях сетчатки глаза.
Защитить себя от этих видов излучения возможно, если иметь защитный
экран, имеющий сертификат качества НИИ эргономики или Шведского института
защиты от излучения и соответствующий стандарту ТСО 95.
К сожалению, защитные свойства экрана вам помогут в том случае, если
вы располагаетесь перед монитором. Незначительный сдвиг вправо или влево, в
сторону, и вы оказываетесь в «кольцах смерти» монитора.

Микроклимат

Рабочее место секретаря должно комплектоваться достаточным набором
технических средств, канцелярских принадлежностей, средств организационной
технике, отвечать требованиям эргономики.
Микроклимат влияет на функциональное состояние человека во время
работы настолько широко, что его можно назвать одним из определяющих
факторов работоспособности. Известно, что повышение или понижение
температуры на 10 градусов снижает производительность труда почти на 15%.
Отмечено и другое, понижение температуры на 3 - 4 градуса относительно
комфортного повышает качество выполнения задач, связанных с вниманием и
слежением (Приложение 4).



Микроклимат характеризуется такими величинами как температура,
относительная влажность и скорость воздуха. Температура и влажность
являются величинами, зависящими как от времени года, суток, так и от
погодных условий. Кроме того, источниками тепла в служебных
помещениях может быть различное оборудование, потребляющее энергию, часть
которой в виде тепла выделяется в окружающую среду, и сам человек,
выделяющий в час до 1200 кдж. Наиболее комфортной для человека является
температура 19 - 20 градусов. Учитывая сезонные и суточные колебания,
температура в служебных помещениях не должна превышать 22 градуса - в
жаркие дни, и не должна быть ниже 18 градусов в холодное время, независимо
от количества людей находящихся в помещении.
В санитарных нормах по микроклимату в служебных помещениях определены
требования к влажности и скорости воздуха. Эти физические величины согласно
законам физики оказывают непосредственное влияние на теплообмен
человеческого организма. Так, влажность холодного воздуха способствует
интенсивной отдаче тепла организма, т.к. воздух, насыщенный влагой,
обладает большей теплопроводностью, чем сухой. При высокой температуре
воздуха и повышении влажности ограничивается выделение пота, а эта функция
человеческого организма выполняет 25% работы при теплообмене.
Из приведенных в табл. 3 данных видно, что уровень температуры связан
с влажностью воздуха. При более низких температурах допускается большая
влажность, при высоких влажность воздуха должна быть ниже. В
физиологическом плане большая влажность при высокой температуре оказывает
гнетущее воздействие. Психологически при одной и той же температуре влажный
воздух кажется жарким, сухой - холодным. Минимальная влажность не должна
быть ниже 25 - 30%, нормальная - в пределах 40 - 60%.
Есть еще одна характеристика, на которую необходимо обратить
внимание. Это чистота воздуха.
При работе с бумажными носителями, а также в помещениях, где
расположены средства оперативной полиграфии и высокочастотные устройства,
воздух наполняется различными токсическими веществами и биологическими
агентами (бактерии), которые проникают в организм человека и оказывают
раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей, глаз, кожу.
Особенно опасно, когда токсичные вещества через дыхательные пути или
поврежденную кожу попадают непосредственно в кровь, что вызывает нарушение
деятельности всего организма или его систем.



Наиболее распространенным вредным фактором воздушной среды в
современном офисе является озон. Озон выделяется
средствами
оргтехники, которые по технологическому процессу образовывают электрические
заряды и ультрафиолет.



Другим наиболее распространенным видом загрязнения воздуха является
пыль, в том числе и бумажная.
Воздействие пыли зависит от ее токсичности и концентрации в воздушной
среде. На частичках пыли находятся споры, бактерии, грибки с потоком
воздуха они разносятся внутри помещения.
Совсем недавно ученые открыли существование микроскопического
пылевого клеща. Живет такой клещ в мягкой мебели, ковровых дорожках.
Попадая на слизистую дыхательных путей, он вызывает чихание, на оболочку
глаз слезовыделение, может вызвать, например, насморк и другие
аллегригческие реакции. При постоянном попадании в легкие возникают
специфические заболевания.
Вести борьбу с вредными микроскопическими веществами можно путем
общегигиенических мероприятий: влажная уборка, проветривание, регулярная
чистка пылесосом.
Необходимо сказать несколько слов о курении. От курения страдают не
только легкие, но и глаза. Часто бывает, что некоторые некурящие
предпочитают даже сменить работу, чем выносить постоянный чад. Против
постоянного дыма от курения бессильна самая совершенная вентиляция. Поэтому
курению в служебных помещениях и вообще в рабочем здании надо сказать
решительное «нет».
В служебных помещениях необходимо добиваться кондиционирования
воздуха, т.е. одновременного регулирования его температуры, влажности,
чистоты и воздухообмена. Особенно оправданно кондиционирование в летние
месяцы, а точнее во всех случаях, когда температура в помещении достигает
27 градусов и выше. Полное кондиционирование воздуха повышает
производительность на 15%, одновременно значительно сокращаются простудные
заболевания.
Еще одним правилом должно стать внимательное отношение к вновь
приобретенным предметам (например мебели) и средствам труда, чтобы они не
стали источником выделения токсических веществ в офисе. При покупке новой
оргтехники обязательно загляните в паспорт, поинтересуйтесь у продавца, из
каких материалов сделана техника, есть ли сертификаты качества на эти
материалы, на сам предмет покупки, какие выделяются вещества во время
технологического процесса.


Особый разговор - это предметы интерьера. Ни для кого не секрет, что
мебель, обои, напольное покрытие может быть источником выделения
токсических веществ. Согласно ст.4.14 «Гигиенических требований...»
материалы, используемые для внутренней отделки интерьера помещения,
должны быть разрешены для применения органами Государственного санитарного
надзора.

К более решительным мерам следует прибегать, если окна помещения
выходят на автомобильную магистраль или находятся рядом с промышленными
объектами. Известно, что автомобиль выбрасывает в атмосферу более 280
наименований токсических веществ.

Шум

Также к эргономическим факторам относится шум. Было бы большой
ошибкой считать, что это незначительный фактор, характеризующий рабочее
место. С достоверностью установлено вредное воздействие шума на
функциональное состояние человека и в первую очередь на его нервную
систему.
Под термином «шум» в эргономики подразумевается беспорядочное
смешение звуков различной частоты и силы. Предельно допустимые уровни шума
хорошо известны. Условно он разделен на пять уровней по характеру реакции
организма человека. Принятая единица измерения шума - децибелы (дБ). До 10
дБ характерно для звуков тихо шумящего моря, леса. Для городского человека,
живущего в условиях постоянного шума, такие звуки могут вызвать состояние
монотонии, невозможности сосредоточенной работы, тяги ко сну. Ему необходим
период привыкания к тишине.
Известно, что отсутствие обычного звукового оформления может стать
источником депрессивного состояния.
Шумовой фон, до 60 дБ оказывает активирующее влияние на организм
человека. Работа в таких условиях осуществляется более эффективно. Но уже
фон, равный 60 дБ (а это примерно, шум, когда говорят одновременно 5
человек), приводит к изменениям физиологических реакций (изменение пульса,
кровяного давления). При длительном воздействии шума в 80 - 100 дБ
снижается эффективность поведения, затрудняется выполнение интеллектуальных
операций. Могут произойти патологические изменения в сердечно-сосудистой
системе. Шум в 140 дБ вызывает болевой порог, а при 160 дБ - шок, судороги,
паралич.



Уровень шума для офисных помещений, установленный европейским союзом,
равен 55 дБ. Согласно п.6.2 Гигиенических требований уровень шума не должен
превышать 75 дБ.
Однако шум, издаваемый компьютером, принтером и факсом, находящийся в
комнате без звукопоглощающих материалов, превышает 70 дБ. Поэтому не
рекомендуют ставить всю оргтехнику на одном рабочем месте, также следует
применять шумоизолирующие материалы.

Оборудование, уровни шума которого превышают предельно допустимые,
должно выноситься за пределы помещения, где располагаются рабочие места.
Снизить уровни шума можно, если использовать в качестве отделки
помещения шумопоглощающие материалы, ковровые покрытия, занавески из
плотной ткани (их ширина должна превосходить ширину окна не менее, чем в 2
раза), коврики под шумящее оборудование могут быть дополнительным условием
в борьбе против шума.

Эстетизация

Созданию благоприятной среды в служебных помещениях в определенной
мере способствует ее эстетизация. Разработка практических мер по
эстетизации должна быть не просто направлена на создание красивого
интерьера, а предусматривать психологическое воздействие светоцветового
климата, форм живой природы (озеленение), а также средств визуальной
информации (различного рода наглядные пособия, экспонаты, доски объявлений)
на стимулирование работоспособности. В связи с этим эстетическое оформление
служебных помещений надо поручать специалистам соответствующего профиля.
Помощь в осуществлении этой работы могут оказать методические
материалы специальных организаций.

Психофизиологические условия труда

Психофизиология выработала ряд правил и требований, которые
необходимо соблюдать для обеспечения высокоэффективной деятельности$и
сохранения работоспособности сотрудников на длительный период.

В работу надо входить постепенно. Время, необходимое для вхождения в
процесс труда, называется периодом врабатываемости. Это время формирования
доминанты, обеспечивающей конкретный вид трудовой


деятельности. Длительность периода врабатываемости различна в зависимости
от состояния организма человека, переутомления, состояния санитарно-
гигиенических условий труда, сложности выполняемой работы. Обычно он длится
15 - 20 минут, но может доходить и до 45 - 60 минут. Сокращение
длительности врабатываемости добиваются организационными мерами: введением
распорядка рабочего дня, упорядочивающего контакты с руководителем и
другими служащими во времени, продумыванием порядка выполнения работы на
предстоящий день.

Работу следует начинать с выполнения более простых ее элементов с
постепенным переходом к более сложным.

Необходимо соблюдать размеренность и ритм в работе. Ритмичный труд более
производителен и менее утомителен по сравнению с неритмичным.
Следовательно, организационные меры, обеспечивающие ритмизацию труда
работников в течение рабочего дня, недели, месяца, - улучшение оперативного
планирования, упорядочение информационного обслуживания во времени,
разработка и введение распорядков рабочего дня - способствуют устранению
помех, отвлечении и упорядочивают распределение различных работ по часам
рабочего дня (дням недели), выделение, в частности, времени на выполнение
наиболее творческой работы.

Надо обеспечить нормальное чередование труда и отдыха, а также форм
деятельности. Это требование основано на учете закономерностей работы
головного мозга: умственный процесс должен развертываться длительно. В силу
сложившейся доминанты процесс мышления может продолжаться и во время
перерывов и после окончания рабочего дня. В связи с этим большое значение
для профилактики утомления имеет разработка рационального режима труда и
отдыха.

Режим труда и отдыха предполагает установление общей величины
внутрисменных перерывов на отдых, их распределение в течение рабочего дня,
а также установление формы отдых - активной или пассивной.



* Издержки - это затраты на приобретение и эксплуатацию технических
средств, на привлечение и обучение дополнительного персонала.





Реферат на тему: Развитие и эффективность коллективных форм организации труда

РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Под влиянием новой, более совершенной техники происходит обобществление
труда, резко изменяются формы его разделения и кооперации. Чем больше
углубляется расчленение технологических процессов, тем настоятельнее
становится необходимость объединения отдельных их частей. Изготовление
любого изделия или выполнение любой работы все в меньшей степени
оказывается плодом рук отдельного работника, все в большей мере возрастает
значение коллективных усилий работников. Каждая работа, посредством которой
осуществляется определенная технологическая операция, становится частью
коллективных трудовых затрат, нацеленных на изготовление какого-либо
изделия. Действительным производителем того или иного продукта выступает не
отдельный, единичный, а совокупный работник.
При переходе от индивидуальных форм организации труда к коллективным
непосредственная связь между обособленными единичными работниками
формируется на основе объединения первичных трудовых коллективов нового
типа. Результатом такого объединения является коренное изменение содержания
и
организации труда.
Коллективный труд при правильной его организации способствует наиболее
полному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов,
повышению качества вьь пускаемой продукции. Отмечая преимущества
коллективной организации труда, К.Маркс писал, что численность рабочих,
объединенных в коллективы, «...всегда менее числа тех рабочих, которые,
работая в одиночку, произвели бы в течение того же самого времени ту же
самую работу».
На расширение сферы применения коллективного труда влияют не только
научно-технический прогресс, но и объективные требования создания
коллективной заинтересованности в улучшении конечных результатов
производства. Во всех звеньях производства (независимо от степени
механизации), где при изготовлении одной и той же продукции участвует
большое число работников, как организацию труда, так и его стимулирование
практически целесообразно осуществлять на коллективной основе. В этих
условиях оценка результатов труда отдельных работников становится или
недостаточной, или просто невозможной.
Для распространения коллективной формы организации труда существуют также
и социальные предпосылки. Бригада (участок) — это первичное звено
управления производством, в котором наиболее полно проявляются такие
свойства человека, как коллективизм, взаимоответственность, взаимопомощь,
взаимоконтроль, творческая активность.
С целью расширения области применения коллективных форм организации труда
ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем развитии и повышении
эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда в
промышленности» (декабрь 1983 г.), в котором бригадная форма организации и
стимулирования труда была признана как важнейшая форма, стимулирующая
повышение эффективности и интенсификацию производства, широкое вовлечение
трудящихся в управление производством.
В годы одиннадцатой и двенадцатой пятилеток бригадная форма организации и
стимулирования труда получила широкое распространение в промышленности
(табл.1).
В условиях коренной перестройки хозяйственного механизма становится
необходимым дальнейшее развитие коллективных форм организации и
стимулирования труда. На XXVII съезде КПСС отмечалось: «Расширение прав
предприятий даст должную


Таблица 1
Численность рабочих, охваченных бригадной формой организации и
стимулирования труда в промышленности (на конец года)'
(в %)

1980 г.
1985 г.
1987 г.


1. Численность рабочих в бригадах в % к общей численности рабочих
..........
2. Численность рабочих в бригадах — всего . . . В том числе в комплексных
........
3. Из общей численности рабочих в бригадах:
работающие в условиях хозрасчета .....
работающие в подрядных бригадах .....
работающие в бригадах с оплатой по единому наряду (нормированному заданию)
.....
из них с оплатой по конечным результатам труда работающие в бригадах, в
которых сдельный приработок и премии распределяются с учетом КТУ
................
|43,|74,0|76,|
|0 | |0 |
|100|100 |100|
|48,|60,2|59,|
|0 | |8* |
|— |36,7|44,|
|-- |4,2 |6 |
| | |9,7|
|48,|85,3|83,|
|2 |70,0|3* |
| | | |
| | |69,|
| | |0* |

63,6
66,3*



отдачу лишь в том случае, если его принципы будут
пронизывать все звенья производства, вплоть до бригады и
рабочего места. Это требует органической увязки
хозяйственного расчета объединений и предприятий с
развитием подрядной формы организации и оплаты труда.
Тем самым откроется большой простор для творчества и
инициативы масс, будут углубляться коллективистские
начала на производстве, еще более утвердится в сознании
людей их причастность к общему делу»'.
На современном этапе развития экономики страны
требуется широко распространять принципы коллективного
подряда на деятельность объединений и предприятий,
создавать укрупненные комплексные хозрасчетные бригады,
подрядные и арендные коллективы в крупных
производственных подразделениях (участках, цехах),
нацеленные на конечные результаты производства.
Бригада представляет собой организационно-
технологическое и социально-экономическое объединение
работников одинаковых или различных профессий на базе
соответствующих производственных площадей, оборудования,
инструмента, оснастки, сырья и материалов, направленное
на выпуск высококачественной продукции определенного
количества с наименьшими материальными и трудовыми
затратами на основе коллективной заинтересованности и
ответственности.
В современных условиях к производственным бригадам
предъявляется ряд требований:
применение единого наряда;
оплата труда по конечным результатам;
применение хозрасчета и подряда;
производственно-технологическая законченность работ;
возможность установления напряженных производственных
заданий, рассчитанных на основе прогрессивных норм и
нормативов;
возможность установления взаимоотношений с другими
бригадами и администрацией на договорной основе;
определенность производственных площадей и
оборудования;
возможность многостаночного обслуживания и совмещения
функций и профессий;
осуществление взаимопомощи и взаимоконтроля;
наличие четкой системы планирования и учета
показателей, характеризующих конечные результаты работы;
применение эффективного механизма образования и
распределения коллективного заработка;
сочетание индивидуальной и коллективной
заинтересованности и ответственности в достижении
конечных результатов;
возможность осуществления самоуправления в трудовом
коллективе, широкого участия трудящихся в управлении
производством.
Опыт передовых предприятий страны (Калужский
турбинный завод, ПО «АвтоВАЗ», ПО
«Запорожтрансформатор», Ереванское ПО «Луис» и др.)
свидетельствует о высокой эффективности бригад нового
типа. И не случайно бригадная организация труда получила
широкое распространение во всех отраслях промышленности,
о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 5.1.
Для формирования бригадного коллектива необходимо
наличие трудовых связей, нацеленных на достижение
конечных результатов. Формирование бригадного коллектива
связано с коллективным трудовым процессом, имеющим свои
цели, границы, структуру и содержание. Ими и обусловлен
во всех случаях численный и профессионально-
квалификационный состав бригад.
Опыт показывает, что создание бригад нового типа
возможно при следующих условиях:
1) наличие определенной производственной площади,
оборудования, инструмента и оснастки;
2) технологическая целостность основных,
вспомогательных и обслуживающих операций,
сконцентрированных на определенной производственной
площади, позволяющая выпускать конечную продукцию
(детали, узлы, сборочные единицы, изделия и т.д.);
3) отсутствие необходимости создания операционных
заделов на отдельных рабочих местах и увеличения выхода
продукции с последней операции;
4) взаимозаменяемость и совмещение профессий в
отдельных рабочих группах;
5) соответствующий численный и профессионально-
квалификационный состав рабочих;
6) невозможность расчленения целостного
технологического процесса для индивидуального
исполнения;
7) возможность установления норм и нормативов
трудовых и материальных затрат по операциям и по
конечной продукции;
8) возможность учета материальных затрат по операциям
и по конечной продукции;
9) наличие системы планирования и учета операционной
и конечной продукции.
В соответствии с перечисленными условиями при
формировании бригад нового типа необходимо соблюдение
ряда организационно-технических и социально-
экономических принципов.
Организационно-технические принципы:
самостоятельность и относительная замкнутость
трудового процесса в бригаде. Для осуществления этого
принципа необходимы территориальное единство рабочих
мест, наличие относительно законченного цикла
изготовления продукции (деталей, узлов, готовых
изделий), возможность ее количественной и качественной
оценки, закрепление за коллективом необходимых
материалов, полуфабрикатов, оборудования, инструмента и
оснастки;
оптимальное содержание бригадного трудового процесса.
Согласно этому принципу в бригадный трудовой процесс
необходимо включить те основные, вспомогательные и
управленческие функции, которые прямо и непосредственно
связаны с выполнением производственного задания и
обеспечивают высокую эффективность труда. Это означает,
что наряду с основными рабочими в состав бригад должны
входить вспомогательные и обслуживающие рабочие, а при
необходимости — специалисты и служащие. Однако
включение в состав бригад последних не должно быть
механическим;
пропорциональность, непрерывность и ритмичность труда
в бригаде. Необходимо, чтобы в объеме и номенклатуре
продукции бригад как внутри отдельных участков и цехов,
так и между ними устанавливались оптимальные
количественные пропорции. Пропорциональность должна
быть также между: мощностями оборудования,
установленного на производственных площадях и
закрепленного за бригадой, и возможностями рабочих,
обслуживающих это оборудование; численным составом
рабочих разной квалификации и т. д. Принцип
непрерывности требует точного определения возможностей
совмещения профессий и функций многостаночного
обслуживания с целью обеспечения непрерывной работы
оборудования, установленного на производственных
площадях бригады, и полного использования рабочего
времени. Непрерывная и пропорциональная работа,
бесперебойное снабжение материальными ресурсами,
своевременное выполнение всех необходимых видов
обслуживания обеспечивают ритмичность в работе. Поэтому
важно, чтобы были созданы соответствующие условия и
предпосылки для ритмичной работы;
возможность перемены труда. Соблюдение этого принципа
необходимо для уменьшения монотонности в работе, что
является важнейшей гарантией сокращения текучести в
бригаде, создания стабильного коллектива;
управляемость — необходимое условие для оперативного
управления бригадиром (мастером) трудовым процессом в
бригаде. Если численность работников в бригаде велика и
невозможно ими управлять одному бригадиру (мастеру), то
целесообразно в составе такой бригады создать
самостоятельное звено (звенья). Этот вопрос должен быть
непосредственно связан с установлением оптимальных
границ и содержания трудового процесса в бригаде.
Социально-экономические принципы:
статус бригады как объекта производственно-технического
обслуживания и планово-учетной единицы. В планово-
учетной документации бригад должны отражаться объем и
качество конечной продукции, материальные и трудовые
затраты, фонд заработной платы, численность работников
по профессионально-квалификационному составу и т. д. В
этом случае бригада может стать первичным звеном
управления;
постоянное совершенствование организации труда в бригаде.
Эта работа должна быть направлена на совершенствование
обслуживания рабочих мест, нормирования труда,
рационализацию трудовых процессов, внедрение передовых
форм и методов труда, улучшение подготовки и повышения
квалификации кадров, совершенствование материальных и
моральных стимулов, укрепление трудовой дисциплины и т.
д.;
оценка и оплата труда коллективов бригад и их
отдельных членов по конечным результатам работы на основе
единого наряда.
В процессе формирования бригад необходимо выяснить,
соответствуют ли действующие техника, технология и
организация производства перечисленным принципам. Если
нет, необходимо осуществить их реорганизацию.
На промышленных предприятиях действуют бригады
различного типа, что объясняется особенностями
технологии, организации производства и его техническим
уровнем. Все бригады делятся на две большие группы —
специализированные и комплексные. Специализированные
бригады объединяют рабочих одной профессии (одинаковой
или разной квалификации), занятых на однородных
технологических процессах (механическая обработка
деталей, сварка узлов, окрасочные работы и т.д.).
Комплексные бригады включают рабочих различных профессий
(как основных, так и вспомогательных), выполняющих
технологически разнородные, но взаимосвязанные работы,
охватывающие полный цикл изготовления детали, узла или их
законченной части. Такие бригады могут создаваться
практически во всех производственных процессах, но они
наиболее эффективны на участках со сложным
технологическим оборудованием, в условиях предметно
(подетально)-специализированных производств с замкнутым
технологическим циклом, в условиях поточно-конвейерных
производств.
По признаку внутрибригадного разделения труда
комплексные бригады могут быть:
с полным разделением труда (каждый работник постоянно
выполняет работу одной профессии и квалификации; эта
работа является составной частью комплексного задания
бригады);
с частичным разделением труда (работник наряду со
своей определенной операцией при необходимости выполняет
операции родственных специальностей);
без разделения труда (каждый работник может выполнять
все операции, входящие в производственное задание
бригады).
По функциональному признаку комплексные бригады
подразделяются на следующие типы: выполняющие часть
операций основного процесса; выполняющие все операции
основного процесса; выполняющие вспомогательные работы;
выполняющие основные и вспомогательные работы. В первых
двух случаях в состав бригады включаются только основные
рабочие, в третьем — вспомогательные, а в последнем — как
основные, так и вспомогательные. При создании подрядных
коллективов на участках и в цехах в них включаются наряду
с основными и вспомогательными рабочими все специалисты и
служащие этих подразделений вплоть до начальника цеха и
его заместителей.
В зависимости от действующего режима работы комплексные и
специализированные бригады могут быть сменными и сквозными (многосменными).
Сменные бригады включают работников только одной смены и создаются в
условиях дискретного производства, где весь комплекс работ производится в
течение одной смены. Сквозные бригады включают работников двух или трех
смен и создаются в таких производственных условиях, где длительность
производственного цикла превосходит продолжительность смены и работа,
начатая в течение одной смены, продолжается в другой смене.
По численному составу - бригады бывают малочисленные (5—10 человек),
средние (11—25), крупные (25—50 человек и более).
Численный и профессиональный состав формируется с учетом содержания и
сложности производственного процесса, закрепленного за бригадой
производственного задания и уровня производительности труда. Учитываются
также степень производственно-технической законченности осуществляемых
работ и возможность расширения трудовых функций, совмещения и перемены
профессий.
По степени хозяйственной самостоятельности бригады могут быть без
применения хозрасчета, с элементами хозрасчета, хозрасчетными и подрядными;
работающими без единого наряда и на основе единого наряда.
Бригадам без хозрасчета планируется только объем производства. Бригадам с
элементами хозрасчета наряду с объемом производства планируются качество
продукции, фонд зарплаты, численность. Хозрасчетным бригадам, кроме
перечисленных показателей, планируют также расход материальных и
энергетических ресурсов, а в отдельных случаях — себестоимость продукции
(неполную) по тем элементам затрат, уровень которых непосредственно зависит
от деятельности коллективов бригад. Подрядным бригадам планируют те же
хозрасчетные показатели, что и участкам (цехам), и все взаимоотношения с
администрацией решаются в соответствии с заранее заключенным договором
между бригадой и администрацией.
В бригадах без единого наряда для каждой операции составляется отдельный
наряд на основе операционных расценок. В бригадах, работающих на основе
единого наряда, составляется наряд на основе комплексных норм и расценок, и
оплата труда членам такой бригады производится по конечным результатам.
Основной тенденцией развития бригадной формы организации
труда является переход от специализированных бригад к комплексным, от
сменных к сквозным, от бригад без хозрасчета к хозрасчетным и подрядным
бригадам.
По сравнению со специализированными комплексные бригады имеют ряд
особенностей. Прежде всего рабочие комплексных бригад изготовляют готовую
продукцию или ее законченную часть, видят реальные результаты своего труда,
что резко повышает их материальную заинтересованность и ответственность. В
комплексных бригадах существенно упрощаются планирование и организация
оплаты труда, так как за основу берется не операционная выработка, а
конечный продукт. Создаются объективные предпосылки для освоения смежных
профессий, что способствует уплотнению рабочего времени, рациональному
использованию оборудования и превращению труда в более содержательный и
привлекательный.
Одним из путей повышения эффективности бригадной формы организации труда
является создание крупных комплексных сквозных бригад. В них не только
ликвидируют междусменные простои, но и добиваются более полной загрузки
оборудования и увеличения коэффициента сменности работы.
Наиболее прогрессивными являются хозрасчетные или подрядные комплексные
сквозные бригады. В таких бригадах создаются благоприятные условия для
рационального использования трудовых и материальных ресурсов, оборудования
и производственных площадей, значительно сокращаются объем незавершенного
производства и длительность технологического цикла, радикально повышаются
производительность труда и качество продукции. Одной из особенностей
подрядных бригад является их специализация не по технологическому, а по
предметному признаку — выпуску конечного продукта. Другая особенность
состоит в том, что бригадный подряд является одним из звеньев полного
хозрасчета крупного производственного комплекса (объединения). К тому же
подобные бригады становятся основным звеном планирования и управления на
предприятии и основой создания коллективного и арендного подряда на
участках и в цехах. И наконец, подрядным бригадам и участкам передаются
функции управления ресурсами и затратами, которые раньше осуществлялись
администрацией цеха.
Подрядные и арендные коллективы, создаваемые в цехах и на участках,— это
совершенно новое самостоятельное звено в системе управления производством.
Организация таких коллективов дает возможность полностью реализовать все
принципы хозрасчета, усилить материальную заинтересованность специалистов и
служащих в улучшении конечных результатов работы этих подразделений,
внедрять перспективное планирование и укрупненное нормирование. Кроме того,
создаются благоприятные условия не только для технического перевооружения,
широ кого освоения прогрессивной технологии и новых изделий, но и усиления
социальной активности трудящихся — развития инициативы, предприимчивости,
самостоятельности, самоуправления. Расширению самоуправления способствует
создание советов бригад и подрядных коллективов, советов бригадиров цехов и
предприятий, советов трудовых коллективов. Многие вопросы, решаемые ранее
на уровне администрации предприятий и цехов, такие, как планирование и
организация работы, оплата и стимулирование труда, принятие и освобождение
от работы отдельных членов коллектива и т. д., передаются в компетенцию
коллективов бригад и участков, а также СТК.
Важную роль в управлении трудовыми коллективами в условиях самоуправления
играют бригадиры и руководители различных подрядных коллективов. Бригаду
обычно возглавляет высококвалифицированный рабочий или мастер.
Малочисленными бригадами обычно руководят не освобожденные от основной
работы рабочие, крупными бригадами — освобожденные рабочие или мастера.
Руководство крупными комплексными хозрасчетными или подрядными бригадами
могут осуществлять лишь мастер или другие специалисты.
Подрядные коллективы, создаваемые на участках и в цехах, включают всех
основных и вспомогательных рабочих, всех специалистов и руководителей цехов
и участков, так как они непосредственно обеспечивают работу
производственного подразделения и заинтересованы в достижении общих
конечных результатов совместной деятельности.
В цехах, имеющих сравнительно небольшую численность работников и не
разделенных на производственные участки, но осуществляющих полный
(обособленный) производственный цикл, создаются единые подрядные
коллективы, включающие весь персонал цеха.
В

Новинки рефератов ::

Реферат: Вальтер Ратенау - человек, предприниматель, философ (Культурология)


Реферат: Контактная сеть (Транспорт)


Реферат: Головной мозг (Биология)


Реферат: Александр македонский портрет на фоне времени (История)


Реферат: Глобальная международная компьютерная сеть Internet (Программирование)


Реферат: Шпаргалки по философии для магистранта БГУ (Философия)


Реферат: Театр (Искусство и культура)


Реферат: Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке (Политология)


Реферат: Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение (Религия)


Реферат: Искусство арабских народов (Искусство и культура)


Реферат: Юверные изделия Казахов (Искусство и культура)


Реферат: Олигархия (Политология)


Реферат: Особенности телесно-ориентированной терапии (Психология)


Реферат: Генная инженерия (Биология)


Реферат: Деловой язык и культура речи юриста - тема "Разработка стратегии общения" (Психология)


Реферат: Протестанство (Религия)


Реферат: ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ БАХОВСКИХ ОРГАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (Музыка)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края (География)


Реферат: Организация статистического контроля качества дорожно-строительных работ. Статистическая обработка результатов измерений (Транспорт)


Реферат: Творчество А.Т. Твардовского (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист