GeoSELECT.ru



Мифология / Реферат: Религия древних Греков (Мифология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Религия древних Греков (Мифология)



Религия древних Греков и Римлян.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать
реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами,
вселявшими в него страх.
В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем
древним народам, прошли через фетишизм – веру в одухотворенность мертвой
природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении
прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. Но греки довольно
рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию
людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами –
красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием.
Древнегреческие боги были во всем во всем подобны людям: добры, великодушны
и милостивы, но в то же время мстительны и коварны. Человеческая жизнь
неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в
выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба – Мойры –
предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом,
греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами
смертных людей.
Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными
существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступившими с
ними, в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние
греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку,
проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это
помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные
намеренья и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой
«Одиссеи», преследуемый яростью могущественного бога морей Посейдона,
цепляется из последних сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю,
которые он способен противопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям,
чтобы выйти победителем. Древние греки непосредственно воспринимали все
жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же
непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны
и одновременно жестоки к врагам. Это – отражение реальной жизни и реальных
человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена
подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо
любимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аид
похитил любимую дочь Персефону. Бесконечны и непереносимы страдания
Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что
он похитил божественный огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя
Ниоба, у которой погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и
Артемиды.
Чувство ответственности перед самим собой за свои поступки, чувство долга
по отношению к близким и к родине, характерные для греческих мифов,
получили дальнейшее развитие в древнеримских легендах. Но если мифология
греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством
художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религиозные
представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных
италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров,
содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, - страх
перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями и преклонение пред
производящими силами земли ( итальянские земледельцы почитали небо, как
источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ
плодородия). Для древнего римлянина, существовало еще одно божество –
семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни.
Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих
богах – у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но по
существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги
должны были оказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для
простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Обычно,
италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молний,
таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты
храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно
созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он
это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве, но и для того
ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о
милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам,
римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество.
Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом
римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями
жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской
религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского
государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и
представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами
мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для
римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо.
Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому,
поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его
жизни и деятельности.
Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем
этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента –
списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех
тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой
жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения
греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому
интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского
писателя Марка Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет
обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения
статуй в храмах богов, «не позволяла» ставить статую в ее святилище, а
олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть
Римского государства возрастали, в Рим «двинулись» множество чужеземных
божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне
считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им
должные почести, Рим избежит их гнева.
Свершено особую роль римской религии сыграли эльтруски – удивительный и
загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи
памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный
учеными. В религии эльтрусков огромное место отводилось магическим обрядам,
гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами.
Поскольку эльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением
вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и
расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у
эльтрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее
практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных
представлений. Эту науку эльтрусских жрецов – гаруспиков (гадателей по
внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в
свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались
эльтрусские специалисты.
Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал
человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных
произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских
копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить
о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны
римлянам.
Вот почему, именно мифы небольшого греческого народа, который пытался
осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой
культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в
представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе
в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея ввиду
бессмысленное, бесполезное времяпровождение), о титанических усилиях и
гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли,
боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога
Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском
спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы
Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов,
описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и
уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной
женщины – амазонке.

Список использованной литературы:
А. А. Нейхардт,
Легенды и сказания Древней Греции. – М.: «Правда», 1987 г.







Реферат на тему: Религия и её роль в жизни
Содержание:
|Структура религии. |
|с каких позиций изучают религию. |
|проблема возникновения религии. |
|многообразие и классификация религий. |
|Буддизм. |
|Христианство. |
|Ислам. |
|Ислам в России. |
|Роль религии в жизни человека и общества. |
Структура религии.

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке
таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех
ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое
религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запрягание , повторное
обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение
обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному,
неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого
римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял
религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное,
простонародное, мифическое верование).
Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и
подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и
нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения
психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но
определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного:
признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или
богов.

Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее
главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может
быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий
никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны.
Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от
разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство,
настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных
текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом
смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах»
может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему,
если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная
вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться
стихийно, интуитивно, из созерцания мира.

Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения
верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно)
конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена,
названия
и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними,
утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных
истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и
священства.
Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания,
важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более
систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность
принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или
Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и
поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п.
Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные
люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии)
способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию,
недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами
(религиозная философия) и теологами. В русском языке может применяться
полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы
занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего
мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного
вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая
наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.
3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности.
Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные
труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень
религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход,
почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые
совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо
сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди,
религиозные праздники.
Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат.-
чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такими, с помощью которых особые
люди или служители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом
воздействовать на окружающий мир, на других людей, изменить природу и
свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии,
то есть колдовстве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил
дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и
осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками
нечистой силы». Другая разновидность культовых действий — символические
обряды (от гр. zilouyp — условный вещественный опознавательный знак),
которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с
целью напоминания о нем.
Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных
действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с
точки зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и
непостижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в
себе самом», соединиться с ним путем «растворения в Боге» собственного
сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. gizikos —
таинственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только
на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы
мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых.
Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых
преобладает мистический элемент, религиоведы так и называют — мистическими.
Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм
(или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь,
облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых
действий в большинстве религий требуются специально подготовленные
священнослужители. 0ни могут восприниматься как носители особых свойств,
приближающих их к Богу, например обладать божественной благодатью, как
православные и католические священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут
быть и просто организаторами и руководителями богослужений, как в
протестантизме или исламе (см. темы VIII, XI). Каждая религия разрабатывает
свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным,
торжественным, детально утвержденным, другой — простым, дешевым, а возможно
и допускающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа,
священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие
религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть
практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика:
люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и
информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи,
слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок
увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении
высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности
люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо
отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в
значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не
религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат.
прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому
термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например,
«человек православного вероисповедания»).
Смысл и суть объединения верующих по-разному понимаются и трактуются в
разных религиях. Например, в православном богословии церковь — это
соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е.
пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом
случае церковь выступает в качестве некоего вневременного и
внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается
просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и
нормы поведения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-
священность» и изолированность своих членов от всех окружающих, другие,
наоборот, открыты и доступны для всех.
Обычно у религиозных объединений существует организационная структура:
органы управления, объединительный центр (например, римский папа,
патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией;
иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные
заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения,
хозяйственные организации и т.п. Хотя все перечисленное абсолютно не
обязательно для всех религий.
Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие
духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены
веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых
мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной
своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их религиозная
деятельность и жизнь постоянно не контролируется, за ними остается
относительная свобода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви)*.
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную
окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь
учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение
внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в
господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются
более узко: как группы, складывающиеся вокруг
какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,
изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся
не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты
требовали и требуют права на имущество своих последователей, превращают
последних в постоянных профессиональных миссионеров и вербовщиков новых
членов секты. Вопрос об оценке каждого такого религи-

С каких позиций изучают религию?

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней
и учебная дисциплина, изучающая религию? Не спешите говорить «да» или
«нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.
Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:
1. Конфессиональный (от лат. — церковный, вероисповедальный), т.е.
религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к
конкретным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину
развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют
своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее
превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю
религий
как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о
«своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне
общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать
еще апологетическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).
2. Атеистический или натуралистический*, рассматривающий веру людей в
Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в
истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама
религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило,
исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание
социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости
же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже
отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное**.
3. Феноменологический (от гр. — явление, данность) подход, с точки зрения
которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или
небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно
и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли
историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все
исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с
религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может
интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то
этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и
прогрессивной , либо нейтральной к нему.
Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует
думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы,
культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и
очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.
Вам следует четко осознать, что существуют две различные вещи: изучение
религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно
изучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы
обучались конкретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в
церкви, у священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это
дело вашего свободного выбора, вашей совести.

Проблема возникновения религии.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и
философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что
согласуется с библейской версией) должен был
быть создан Богом в результате акта творения*. Религия возникла потому, что
существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники
этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и
понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о
возникновении религии снимается: она существует исконно.
2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам
создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий
мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством,
зачатками науки, языком у них появились элементы религиозного
мировоззрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной
точкой для такого воззрения стала теория происхождения человека и его
сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза**)
достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека
от обезьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может
считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и
археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма
отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека
современного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные
нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу
существования «дорелигиозного периода» в истории человечества так и не
обнаружено.
Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатировать, что вопрос о
происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие
дискуссии.
Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно,
например, библейскому учению, она должна была быть религией единого Бога.
Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог
покарал человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он
разделил людей на языки (т. е. отдельные народы), которые стали верить в
многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные
языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от
единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появлением ветхозаветной
религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения
разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они находят ей
подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и
филологии.
Другие археологи и историки (придерживающиеся натуралистического взгляда
на мир) утверждают, что первоначально человек обожествлял силы природы,
предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично
религиозный путь человека можно выразить так:
от примитивных верований к языческому многобожию (политеизму), а затем к
единобожию (монотеизму).
Археология и этнография подтверждают наличие у древних людей примитивных
верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов —
камней, кусков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в науке название
фетишизм (от порт. п(.1со — магическая вещь)*. Если люди (племя, род)
поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или
защитнику, то это верование обычно называют тотемизмом (слово «тотем»
пришло от североамериканских индейцев и буквально означает «его род»). Вера
в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется
анимизмом (от лат. атта — душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе,
грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Возможно, что именно
из этого родилось представление о множестве богов.

Многообразие и классификация религий.


Как вы уже, наверное, заметили, «религии вообще» не существует.
Существуют христианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество
религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно
подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма
трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден:
люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях земли, по-
разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о
Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и
строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии мира», вы узнаете и другое:
многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний,
нормы нравственности и правила богослужения у разных народов, живущих в
отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это
сходство легко объяснимо заимствованиями, иногда оно является загадкой для
исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень
близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архетипами. Они
возникают в сознании людей, разделенных тысячекилометровыми пространствами,
параллельно и независимо друг от друга. Архетипными являются, например,
представления о всемирном потопе, которые встречаются у древних китайцев,
индусов, египтян, вавилонян и др. Вы сами без труда назовете несколько
архетипных сюжетов сказок.
Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых
объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику
изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению
их на три группы:
1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень
глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и
бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия
(суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые
имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут
быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или
богам,'и они не составляют целостного мировоззрения человека.
2. Национально-государственные религии, которые составляют основу
религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или
иудаизм у еврейского народа).
3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие
огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых
религий три: христианство, буддизм и ислам.
Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические
(от гр. топоз — один, единственный и Аеоз — бог), т.е. признающие
существование единого Бога, и политеистические (ро1у — много и Шеоз — бог),
поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда
используется его русский аналог — многобожие.



Буддизм.

В VI в. до н.э. в брахманистской Индии стали встречаться странные
монашествующие люди. Следуя учению своей религии, они ходили без одежды и
поэтому назывались дигамбары (одетые воздухом). Другая часть последователей
этого течения — светамбары (одетые в светлое) надевали на себя простейшую
белую одежду. Головы они брили наголо, а иногда вырывали волосы с корнем.
Образ жизни этих людей был тоже весьма странен: идя по земле, они
внимательно смотрели под ноги и разметали дорогу перед собой метелкой,
боясь нанести увечье (не дай Бог, раздавить!) какой-либо букашке, а воду
пили через специальное ситечко, чтобы ни одно самое мельчайшее живое
существо не оказалось нечаянно проглоченным. Категорически запрещалось
разжигать ночью огонь — ведь в нем могли сгореть слетевшиеся на свет
насекомые. По аналогичным соображениям не рекомендовалось ходить в темное
время суток. Заниматься земледелием эти люди, естественно, не могли: это
занятие нарушало права живых существ, живущих на земле и под землей:
червяков, жучков и т.п. Питались они исключительно растительной пищей,
добытой у дикой природы. Старики, когда чувствовали приближение смерти,
сбрасывали с себя одежду и переставали есть. Добровольная голодная смерть в
старости была очень похвальным деянием. Эти люди соблюдали пять «святых
обетов» — не обижать, не говорить не правды, ничего не брать чужого без
позволения, сохранять целомудрие и супружескую верность, упражняться в
отречении от всего мирского. Одним словом, они были крайними аскетами.
Члены новых общин были названы джайнистами — по имени пророка Джайна
(Джинна) (букв. Победитель). Собственно говоря, это было не имя, а
прозвище, данное реальному историческому лицу Варджаману Махавире, жившему
около 600 г. до н.э. Еще будучи ребенком, Варджаман совершал необычайные
поступки: укрощал змей и бешеных слонов, был не по годам умен. Он жил
обычной светской жизнью, но после смерти родителей оставил жену, раздарил
имущество и стал странствовать, ведя жизнь аскета.
Джайнисты верили во множество богов и божественных существ, но эта вера
не составляла главного содержания их религиозного мировоззрения. Они учили,
что душа человека, любого живого существа или растения бессмертна. После
смерти она переселяется в новое воплощение. Человек, ведя правильный образ
жизни (т.е. избавившись от страстей, желаний и привязанностей), может
решающим образом повлиять на свою будущую карму (см. предыдущую тему),
улучшив и облегчив ее. Если же он жил в страстях, гневе, был жаден, то удел
его души печален: ей предстоит вновь страдать в новой материальной
оболочке. Идея о том, что человек сам по своей свободной воле творит
будущую карму, отличала джайнизм от ведической религии. Впрочем, все это не
мешало древним джайнистским царям быть весьма жестокими по отношению к
подданным и иноплеменникам.
Джайнисты основали свою церковную организацию, стали строить храмы
(поначалу они располагались в пещерах), создавать монастыри, где жизнь
текла по самым крайним законам аскетизма. Они разработали свой культ с
праздниками, торжественными процессиями, приношениями цветов, омовением
статуй божеств молоком и курением фимиама. Многие обряды этой религии
совместились с обрядами индуизма.
Приверженцы джайнизма (джайны) есть в Индии и сейчас, хотя от многих
крайностей своей веры они отказались. Те из них, которые живут не в
монастырях, а в миру, занимаются торговлей и финансовой деятельностью,
ювелирным делом (земледелия они продолжают избегать). Многие джайны стали
крупными предпринимателями и очень богатыми людьми.

В среде кшатриев стали появляться пророки, подобные Джайне. Они пытались
создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к высшим
степеням духовности, к спасению, к богам.
Джайнизм не стал такой религией: видимо, этому помешал ее крайне
аскетический характер, но поиск продолжался, и в том же VI в. до н.э.
родилась новая религия — буддизм, ставшая самой ранней по времени появления
мировой религией. Она старше христианства на пять веков, а ислама на целых
двенадцать. Буддизм имеет ныне около 700 млн. последователей и
приблизительно миллион священнослужителей в разных странах (посчитать
буддистов точно очень трудно). Джайнизм может рассматриваться как его
непосредственный предшественник или по крайней мере очень близкое к
буддизму религиозное течение.
VI в. до н.э. был веком возникновения сразу нескольких религиозно-
философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм). Это,
очевидно, не случайно.. В истории человечества есть отчетливые рубежи,
связанные с глобальной ломкой человеческого сознания. Один из таких рубежей
— начало новой эры — эры христианства, а еще более ранний рубеж — середина
I тыс. до н.э., когда люди постепенно освобождались от раннего
мифологического сознания, свойственного полупервобытному состоянию,
«детству человечества». Собственно только тогда и появились религии в
полном смысле этого слова. Они стали включать в себя определенные догматы
(неизменные вечные истины, принимаемые на веру), философию, важнейшей
частью которой было нравственное учение.
Главное открытие, сделанное Буддой, — это знаменитые четыре истины. Вот
они:
1. Жизнь есть страдание (дуюса). Рождение есть страдание, старость —
страдание, болезнь — страдание, соединение с немилым — страдание, разлука с
милым — страдание, желание недостижимого — страдание.
Согласитесь, что человек может иметь две позиции для построения своего
отношения к миру: можно признать исходным для себя наслаждение, радость и
удовольствие. Люди с такими взглядами называются гедонистами (от гр.
наслаждение). Можно же исходить из идеи изначального страдания. Будда и его
религия идут по второму пути. Однако пессимизм первой истины восполняется
тем, что последние три указывают человеку причину страдания и предлагают
путь к полному освобождению от него.
2. Существует причина дукхи (страдания). Она состоит в стремлении к
наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.
Проще говоря, несчастными делают нас наши желания, ибо, как всем хорошо
известно, цепь человеческих потребностей не имеет конца. Причиной страдания
может быть любая неосуществленная жажда самоудовлетворения.
3. Если человек сам своей собственной волей создает страдания,
следовательно, он сам может и прекратить их. Путь к избавлению проходит
через полное уничтожение желаний и достижение вслед за этим просветленного
состояния.
Круговорот грешного бытия тем самым останавливается, и человек может
выйти в новое качество, соединиться с вечностью.
4. Для того, чтобы прекратить страдания и приблизиться к великой истине,
необходимо твердо знать путь, обозначенный 8 условиями:
-правильным распознаванием причин,
-правильным мышлением,
-правильной речью,
-правильным действием,
-правильной жизнью (не убивай, не кради, не причиняй никому вреда, не
лги и т.д.),
-правильным трудом,
-правильными воспоминаниями,
-правильной концентрацией психических и физических сил.
Человек не может достичь совершенства немедленно, но постепенно, идя
намеченным путем, он все больше освобождается. В конце этого пути наступает
нирвана (см. выше), т.е. полная свобода и состояние озарения. Наступление
нирваны, как уже говорилось, подобно угасанию пламени, когда заканчивается
топливо, в качестве которого выступают страсть, ненависть, заблуждение.
Этот путь, указанный Буддой, получил название «восьмеричного пути», еще
одно его название — «срединный путь» или «благородный путь». Он называется
срединным потому, что не призывает к двум крайностям: чувственному
сладострастию и непомерному наслаждению, с одной стороны, а с другой — к
полному аскетизму и самоистязанию. В отрицании жесткого аскетизма буддизм
разошелся, таким образом, с джайнизмом и некоторыми другими учениями
Древней Индии. Будда еще в первые годы странствий убедился в
неэффективности такого пути.
Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не
наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять
спиртного и т.д. Человек Должен избегать «красного петуха» — гордыни,
тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» — невежества и неразборчивости,
«зеленой змеи» — коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным,
уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности,
щедро делиться с ними собственным опытом и познаниями. Вместе с тем Будда
не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.
Один из самых характерных символов буддизма — колесо. Это знаменитое
колесо жизни (бхавачкара). Оно символизирует вечную круговую цепь
перерождений (сансары):
сначала из океана неведения рождаются импульсы (но в них уже заложена карма
— судьба), затем из импульсов вырастает сознание, появляется физический и
психический облик человека с шестью чувствами (зрением, слухом, осязанием,
обонянием, вкусом и «воспринимающим умом»). Далее человек начинает
воспринимать мир, у него возникают желания, потом они переходят в
привязанности, которые и порождают страдание. Жизнь человека подобна
колесу: он рождается чистым, свободным от страстей и желаний, но по мере
взросления начинает стремиться к лучшему, появляется привязанность и
зависть, а отсюда все его дальнейшие беды — болезни, старение и сама
смерть. Задача человека — вырваться из этого «порочного круга».
Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать
поведение человека. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем
поклоняться богам или Будде. Эту систему можно назвать нравственной .В
истории человечества это была одна из первых религий, стержнем которой
стало нравственное учение.
Очень важно, что буддизм призывает одинаково ровно, доброжелательно и
милосердно относиться как к добрым, так и к злым людям, в том числе к
преступникам, убийцам. Нежелательно мстить и наказывать за злодеяния.
Буддизм вообще учит терпимо и бесстрастно относиться к злу, не вмешиваться
в жизнь, не бороться за правду. Осуждаются также привязанности и чувства
людей друг к другу (даже если это чувства родителей к детям или детей к
родителям), так как они мешают достижению блаженства. Таким образом, этика
буддизма — это пассивная этика: не твори зла и несправедливости, сам
показывай положительный пример, но не навязывайся другим, не стремись
искусственно переделывать несовершенный мир по своему образцу. Ведь любая
реформа и тем более революция, какими бы справедливыми ни казались ее цели
и лозунги, ведет к насилию, а оно категорически отвергается буддизмом.
Изменять следует не мир, не общество, не государство, а самого себя. Каждый
идет к совершенству сам по себе, индивидуально.

Согласимся ли мы с таким взглядом на мир?.. Во всяком случае ясно одно: в
учении буддизма есть своя определенная доля истины. В этой книге вы
познакомитесь со многими различными и в том числе абсолютно
противоположными религиозно — философскими и нравственными системами. Если
расставить их в ряд, то невольно приходишь к выводу, что каждая религия
открывает человечеству одну из сторон Истины, которая вечна и неизменна, но
многогранна, непостижима и неуловима. Путь к ней бесконечен как
математическая прогрессия, которая вечно приближается к своему пределу, но
никогда не может его достигнуть.

Христианство.

Христианство — великая мировая религия. Первоначально единая, по мере
движения человеческой истории она разделилась на три большие ветви
(конфессии): православие, католичество и протестантизм, каждая из которых,
в свою очередь, не осталась единой, а имеет свои внутренние подразделения,
направления, течения и самостоятельные церкви. Разделение христиан
воспринимается большинством из них как печальное и трагическое
обстоятельство. Но, несмотря на многочисленные вероучительные и обрядовые
различия, всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа — Сына Божьего,
пришедшего на Землю, принявшего страдание во имя искупления человеческого
греха и вознесшегося на небо. На Земле живет более миллиарда последователей
всех ветвей христианства: около 700 млн. католиков, 400 млн. протестантов и
150 млн. православных (подсчитать количество верующих трудно, поэтому
приведенные цифры очень приблизительны). На основе христианства зародились
и выросли современные европейская и американская цивилизации. Более тысячи
лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности
утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни
нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль.
Без знания основ христианства невозможно понять историю духовных и
философских исканий человечества за последние более чем два тысячелетия.
Нельзя правильно исследовать корни и основополагающие черты современной
цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру и быт разных
эпох и народов, русскую культуру. Изучать христианство можно всю жизнь, так
как оно представляет собой огромный богатый мир, сокровищницу мудрости,
красоты, источник глубоких чувств и переживаний.
Христианство- это проповедь любви к человеку. Мало любить только ближнего,
а попробуйте-ка полюбить ваших врагов! А если вы не любите людей, то не
сможете полюбить и Бога. То, что любовь к Богу и человеку тесно связаны и
не существуют одна без другой - важнейшая новая идея ,которая не была
выражена так отчетливо ни в одной религии.
Следует быть снисходительными и научиться прощать людям их прегрешения, так
как все мы не - не боги и нет среди нас никого, кто был бы без греха. Добро
людям надо делать незаметно и совсем не за награду или за тем, чтобы тебя
прославляли.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые
христиане по образцу самого Христа становились мучениками, претерпевали
унижения и страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского
священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и
вели образ жизни,прямо противоположный заповедям Христа.
В 4в. н. э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и
Восточную (Византию). История Византии имела длинное продолжение, а
Западная Римская империя пала под ударами варваров менее чем через столетие
после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к
христианству стала меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу,
которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь
превратилась в наиблее авторитетную, господствующую и государственную.
Христианство утвердилось в качестве гос. религии Римской империи, а
Византия стала оплотом восточного христианства.
На первых двух соборах — Никейском (325 г.) и Константинопольском (381
г.) — сложился христианский Символ веры, т.е. краткое изложение основных
догматов христианства. На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском
(553 г.) был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как в
католичестве, так и в православии. Не менее важными являются и решения
других Вселенских соборов.
Общехристианский (апостольский) Символ веры вы найдете в любом
православном молитвослове. Православная церковь сохранила его в том виде, в
котором он был принят на Никейском и Константинопольском соборах.
Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (частей),
верят:
• В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;
• В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца
(подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы,
единого существа с ним);
• В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик)
от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;
• В то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как
человек и был погребен. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;
• В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он
имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;
• В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и
мертвых, которые воскреснут;
• В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же
поклонения и славы, как Бог-Отец;
• В Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную
благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и
народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, то есть перешедших в
«жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов)
Церковь;
• В таинство крещения;
• В будущее Воскресение мертвых;
• В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает, что,
когда князь Владимир задумал установить в языческой Руси новую религию, он
отправил специальные посольства в разные страны, чтобы познакомиться с
бытовавшими там религиозными устоями, обычаями, храмами и богослужениями.
Такое посольство было, конечно, отправлено и в столицу Византии —
Константинополь. Возвратившись в Киев, все посланники подробно рассказали
об увиденном и услышанном. Лишь после этого, как обычно говорят, «испытания
вер», Владимир сделал окончательный выбор, который пал на восточное
христианство греческого образца. Почему выбор русского князя пал именно на
эту религию? Многие ученые вообще отвергают рассказ о «выборе веры»
Владимиром как легендарный. Наверное, они отчасти правы: решение князя было
отнюдь не случайно, к нему уже имелось множество серьезных исторических
предпосылок, и, более того, оно было заранее предопределено. Вряд ли он мог
руководствоваться в этом важнейшем вопросе лишь чужими рассказами и
эмоциями. Но в каждой легенде, особенно столь принципиальной для русской
истории, есть свой внутренний смысл, своя доля истины. В летописи
рассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала... красота!
Русские послы были поражены красотой византийских храмов, их росписями,
иконами, божественным пением, изумительными облачениями священнослужителей,
торжественностью и пышностью богослужения. Их осенила некая таинственная
неземная радость, которую они, по летописному рассказу печер-ского монаха
Нестора, и пытались передать в своем донесении князю.
Храм любой религии —средоточие всего самого прекрасного, одухотворенного,
возвышенного. Всякий храм красив по-своему, но православный храм и
православное богослужение служат этому особенно ярким подтверждением.
Церковное здание является в православии миниатюрной моделью мира.
Считается, что в литургии участвуют не только священники и миряне, но и
художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший церковную
музыку, и певчие, ее исполняющие, и архитектор, проектировавший когда-то
этот храм, и даже... камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют
своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира.



Ислам.

Ночь на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г. (по принятому христианами
летоисчислению) Му-хаммад* проводил в уединении на невысокой горе Хира
недалеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже
сорок лет жизни, он был богат и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась
вполне благополучно, но что-то мучило его, казалось, что самое главное в
жизни — еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе,
проводя по нескольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и созерцании. И
вот смутное волнующее ожидание оправдалось: внезапно перед ним возник в
сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу
покрытый непонятными письменами. «Читай!» — властно обратился ангел к
Мухаммаду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею
читать!» — ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был настойчив и стал
властно диктовать: «Во имя Аллаха, Господа твоего милостивого и
милосердного...». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувствовал,
что все слышанное было будто бы написано в его сердце.
Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он
воскликнул: «Я поэт или сумасшедший?..»
Теперь видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет
сообщал Мухаммаду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родился
Коран (с ар. чтение вслух) — священная книга новой религии, которая
называется ислам (с ар. покорность) или мусульманство (религия исповедующих
ислам). Иногда эту религию называют магометанством (устаревшее название от
русского варианта произношения имени ее основателя — Магомет)..
В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть
более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам — государственная
религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим
влиянием ислама — Иран, Ирак, Афганистан, Ведь мы уже знаем, что человек
не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад
попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда и в учение о
Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в
вопросах веры, то его неискренность тоже является непростительным грехом.
Как видно из этого короткого изложения, вероучение мусульман имеет много
общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить
едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые
христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и
огрубленный вариант христианства, приспособленный к более примитивному
общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно
противоположно: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.
1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк
его» — произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального
омовения).
2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (намаз). Все
ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем
случае нельзя.
3. Мусульманин должен соблюдать пост (у раза), который длится целый месяц
— рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря
стал приходиться на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты —
праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня
(исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены
развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой
активности. В пост нельзя вести военные действия.
4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения
собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога
составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и
дополнительную часть добровольно.
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в
Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный
обход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами,
жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму
(зеленый — цвет ислама) и титул хаджи.
Священный день мусульман — пятница. Она называется джума (день собраний),
т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних
мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.

Ислам в России.

Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с
XVI в., когда при Иване Грозном были покорены и присоединены к России
Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами*. Эти государства
можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды. Монголе-
татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычниками, ислам они
окончательно приняли позже, уже в XVI в. В это же время к России
присоединились Большая Ногайская Орда, часть Башкирии, Сибирское ханство —
огромные территории, среди населения которых уже господствовал ислам.
В XVIII в. между двумя русско-турецкими войнами (при Екатерине II) в
состав России вошло мусульманское Крымское ханство. В начале XIX в. активно
шел процесс присоединения Закавказья, в результате которого под
покровительство России перешла православная Грузия*, часть монофизитской
Армении и мусульманский Северный Азербайджан.
В 1817—1864 гг. Россия вела длительную и кровопролитную войну за
присоединение народов Северного Кавказа, которые в большинстве своем были
мусульманами (это, главным образом, многочисленные народы Чечни и
Дагестана). Движение горцев, сформировавшееся там под религиозными
лозунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм
(воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели
борьбу не на жизнь, а на смерть, а победа далась России очень дорогой
ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жителя г. Калуги. Под
конец жизни правительство отпустило его в Святые места. Немного не доехав
до Мекки, он умер. Противоречия и конфликты середины XIX века оказались
далеко не исчерпаны и дали о себе знать в недавних трагических событиях,
связанных с Чечней и всем регионом Северного Кавказа. Распутать этот
больной узел противоречий будет очень непросто: здесь нужны время,
терпимость и добрая воля всех сторон, участвующих в конфликте.
В 60—70-х гг. XIX в. активно шел процесс присоединения к России народов
Средней Азии — в основном носителей ислама.
Мусульманство в России могло существовать свободно, но было лишь терпимой
религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику,
хотя под флагами ислама иногда вспыхивали восстания и антиправительственные
движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после октября 1917 г.
их число еще больше возросло (в связи с уравнением религий в правах). В
20—30-х гг. мусульманство пострадало от антирелигиозных кампаний, как и
христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви
отправляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой
Отечественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно
и годами возрождения православной церкви.
После распада СССР возник целый ряд государств где ислам сейчас занимает
все более важное положение в общественной и государственной жизни.

Роль религии в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших
факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов,
утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже
существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее
человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой
жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова.
Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо
строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и
абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными
обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии
(допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим
гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия
может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной
и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии
отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в
своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей
либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги,
призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению
книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо
сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и
т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной
религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего
общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может
быть различна.
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по
отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов,
взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира,
определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение,
надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще
всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне
меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и
справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями,
не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно,
доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по
этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся
к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему
ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на
большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда
удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от
безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть
следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали
бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию
наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала
период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших
далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная
идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может
приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы
людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь
церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы
католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей
день).
Среди последователей разных религий периодически возникают крайние

Новинки рефератов ::

Реферат: Г.К.Жуков в битве за Москву (Исторические личности)


Реферат: История Московского Государственного Строительного Университета (бывшего МИСИ) (История)


Реферат: "Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия (Философия)


Реферат: Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Литература)


Реферат: Социология девиантного поведения (Социология)


Реферат: Бокс (Спорт)


Реферат: Социологическое исследование на тему: «Встреча Нового года» (Социология)


Реферат: Город-государство Ватикан (География)


Реферат: Гражданское право РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Людвиг Фейербах (Философия)


Реферат: ЕРЕСЬ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (Религия)


Реферат: Гуманистическая философия Эриха Фромма (Философия)


Реферат: Вексельное обращение (Деньги и кредит)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Азотная кислота (Химия)


Реферат: Инновационная и инвестиционная привлекательность регионов Украины (Менеджмент)


Реферат: Проблема наркомании среди британских подростков (Педагогика)


Реферат: Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе (Социология)


Реферат: Металлохозяйственные товары (Товароведение)


Реферат: Методичні вказівки (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист