GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальный контроль (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальный контроль (Социология)



Тема № 14 : Социальный контроль .
План :
1. Понятие социального контроля .
2. Элементы социального контроля .
3. Механизм действия социального контроля .
4. Самоконтроль .



Введение.
Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить
законы , по которым он живет и развивается , социология не может не
интересоваться и отношением , существующим между обществом и индивидом . И
вполне можно утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя
общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить так же
отношения общества и индивида , объясняя это отношение в соответствии со
своим пониманием сущности общества .
Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или
рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .
Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два
отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные
отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем
человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут
рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без
человека , но и человек существует только в обществе . Отношение между
обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие человека
на общество и общества на человека проистекает из того , что человек как
отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими
склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном
коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится
личностью. Личность , как единство особенностей , свойств , формируется в
результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими
свойствами личности являются ее творческая способность ( которая
проявляется в способности изменить внешний мир , а так же во внутренней
потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в
социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) ,
субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и целостность (
в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными
характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в
различных ситуациях ) . Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют
между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном
поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть ,
характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как
личности , индивидуальность имеет большое значение для характера отношений
, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .
С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через
социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на
формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс
превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется
социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и
организованного воздействия общества на индивида с целью формирования
личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть
воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных
ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более
или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется ,
чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в
соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и
развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и
воспитания , его человеческие и индивидуальные способности , готовя его к
тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо ,
способное производить .



1. Понятие социального контроля .

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный
процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих
его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность
усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным
человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом
— семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то
приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для
устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной
стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от
контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от
социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред
, и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях ,
инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого
, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное
в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи ,
которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика
социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое ,
новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а
обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и
обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и
установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии
решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в
той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с
тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам
неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется
значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .



2. Элементы социального контроля.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных
отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного
порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции .
Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя
вести в обществе .
Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие
людей соблюдать социальные нормы .
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и
существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы ,
семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших
группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “
групповыми привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции
, нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной
социальной группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того ,
насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм
следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный
взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание
из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается
нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека ,
разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды
групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать
свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки ,
которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции
.
Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом
подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от
соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного
поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те ,
кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,
организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают
столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального
взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само
действие , ожидание , оценку и средства .
Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от
того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (
обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение
других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой
обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте
должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные
ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут
защищены .
Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за
этим ? Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из
важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен . А
обществом ценится то , что способствует его стабильности и процветанию .
Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая
обязанность .
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители
ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что
ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью
выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия
о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное ,
недолжное и так далее .



Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они
отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с
двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за
выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций :
позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа
сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .

| |Позитивные |Негативные |
|Формальные |Ф + |Ф - |
|Неформальные |Н + |Н - |

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны
официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные
награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее
от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты ,
аплодисменты , улыбка и так далее .
Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные
юридическими законами , правительственными указами , предписаниями ,
распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест ,
увольнение , штраф , конфискация имущества .
Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные
официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка
, злая шутка , пренебрежение и так далее .



3. Механизм действия социального контроля.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции .
Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе
нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на
основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение
общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же
предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся
научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление —
тюремное заключение . Санкции также вносят в поведение элементы
предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного
поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за
ним санкцию .
Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у
какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает
регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом ,
воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля .
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия
посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом
кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или
приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного
разбирательства , на основании которого выносится решение суда .
Привлечение к административной ответственности , например , за безбилетный
проезд — штрафование , предполагает присутствие официального транспортного
контролера , а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени
предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и
решения ученного совета . Если же применение санкций совершается самим
человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем .



4. Самоконтроль .

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или
индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним .
Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно
регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В
процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди ,
нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам
подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит
собственную жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях
говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .
Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в
сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных
импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он
основывается на волевом усилии .
Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая
характеристика человека . Источником , из которого черпается представление
человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По
реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он
сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том ,
каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной
мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем
это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .
В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа
могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если
каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем
контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное
поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны
как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом .
Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами ,
обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости .
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет
самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше
этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем
меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в
действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам ,
государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний
контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит
развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые
усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью
навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю
граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как
социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя
в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз
саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное
обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером
служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся
на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому ,
что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным
нормам .



Литература.

1. “ Основа социологии “
С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.
2. “ Введение в социологию “
А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.
3. “ Теория социологии “
Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.
4. “ Социология. Основы общей теории “
г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.
5. “ Социология “
Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.
6. “ Основы социологии “
Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.
7. “ Современная социология права “
Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.






Реферат на тему: Социальный контроль и отклоняющееся поведение
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ



Кафедра
педагогики и психологии



Реферат

Тема: “Социальный контроль
и отклоняющееся поведение”



Выполнил: студент И-IV-8
Кухарь А.А.
Принял: доцент
Беляева Л.М.



Кинель 2003 г.

Содержание


Содержание 2
Вступление 3
1. Социальный контроль 4
2. Отклоняющееся (девиантное) поведение 6
Список использованной литературы 15


Вступление


Изучение социального контроля, т.е. совокупности средств, с помощью которых
общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов
по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с
рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг
с другом.
Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройство, наблюдаемое нами
в суете крупного города. Даже беглого взгляда на городскую жизнь
достаточно, чтобы заметить, что десятки тысяч людей в определенное время
занимают свои рабочие места без каких-либо видимых корректив и указаний.
Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам без
видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко
сталкиваются. Множество машинных механизмов работают в строго определенное
время и в строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передается
по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.
Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называем
социальным порядком - т.е. системы, включающей в себя индивидов,
взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно,
способствующие выполнению работы, необходимой для успешного
функционирования этой системы. Индивид или группа могут знать, что ожидает
от них общество, но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому нет
такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы
правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и
обязанностей, необходимых для общества.
Например, живя в городе, мы знаем, что правила дорожного движения будут
соблюдаться и без милиционера, который только иногда регулирует их
выполнение; рабочие идут на работу в соответствии с графиком без
постоянного надзора контролера, который лишь напоминает им о необходимости
выполнения графика. Если подобные условия не соблюдаются самими членами
общества, то в нем нет порядка. Упорядоченность общества основывается на
взаимосвязанных ролях, в соответствии с которыми каждая личность принимает
на себя определенные обязанности в отношении других и в то же время требует
от других выполнения ими своих обязанностей, корреспондирующих правам
данной личности.
Как же эта система взаимных прав и обязанностей может действовать в полную
силу? Для объяснения этого социологи используют термин социальный контроль.

1. Социальный контроль


Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы
его осуществления в группе или обществе.
Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество
только тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такого
типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны
действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать
то, что объективно необходимо для общества" (155, с. 380-384).
Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации
таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в
силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять
на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их
таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и
чувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной
волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его
свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства,
желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и
подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и
раздражение, если эти законы будут нарушаться. Большинство социальных ролей
люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные
ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей,
либо не хотят их исполнять.
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи,
является одним из основных факторов социального контроля и установления
порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений,
подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной
жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое
принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным,
незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть
внутреннего контроля личности за своим поведением.
Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать
в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его
поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь,
которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных
групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.).
Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и
институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для
общества в целом.
Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля
обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу.
Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид
должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных
норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое
отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения
группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий
диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до
изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы,
возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере
производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться
определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И
если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие
замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его
бойкотом и отторжением из бригады, так как они наносят материальный ущерб
каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в данном
случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к
индивиду, нарушающему нормы.
Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не
всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на
индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего от
статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в
группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность
с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве
одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых
культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает
кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых
норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть
полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых
норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти.
За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального
контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние
заканчивается.
Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной
группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и
групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и,
естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое
давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым
ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе,
проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо
труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе,
совершающей регулярные совместные действия, например в бригаде или семье.
Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или
традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через
нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового
контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких
обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях,
где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и
система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В
случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль
становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков
родственников вполне может действовать система неформального контроля за
разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столь ко, сколько ему
необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи сколько сможет. Нечто
подобное наблюдалось при распределению продуктов в небольших крестьянских
общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое
распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям
и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и
жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения
невозможной.
Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры
начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы,
различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда
отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество
прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В
современных обществах существуют строго разработанные правила, или система
контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих
санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

2. Отклоняющееся (девиантное) поведение


К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в
котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными
требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида
или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего
эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые
разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты,
закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это
люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют,
девианты.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм
отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со
сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений
от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.
Трудность определения существования какого-либо социального отклонения
можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в
социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в
этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать
отклоняющееся поведение - у преступников или непреступников? В связи со
многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует
разобрать детальнее.
Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в
социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в
социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде
всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от
норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в
личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п.
Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм
совершается личностью психически ненормальной.
Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими.
Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для
эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция -
как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало
возможностей для интеграции личности, своего собственного "Я". Сексуальные
отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие
другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной
дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.
Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина
отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью
выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности,
психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения. Вопрос
о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов
Индивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной
семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в
его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать
делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением
от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается
как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много
отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой,
доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей
проводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь"
кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс,
свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не
индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так
как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.
Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные
индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток,
возвращающийся к общепринятому в обществе об жизни, будет индивидуальным
девиантом с точки зрения данной "подвальной" субкультуры, и она может
применять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другим
примером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов,
которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном
мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создана
субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчиняться
действующим бюрократическим культурным нормам.
Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:
1. индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы
своей субкультуры;
2. групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена
девиантной группы по отношению к ее субкультуре.
В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа
нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного
отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером
(129). Она помогает увидеть процесс становления личности законченного
девианта.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности,
которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В
данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы,
что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.
Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью,
эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает
за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев
окружающие не считают таких людей девиантами.
Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в
рамки социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм,
которое социально определяется как девиантное. Личность при этом
идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного
отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление
наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду
приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать
поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший
первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней
жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему
взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык
девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных
связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено
от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и
заслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым от
отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например,
преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт
индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая
ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное
отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные
условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения
проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более
жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние,
характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается
с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается
в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например,
странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом -
никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение
гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые
отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е.
возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас
имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о
групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со
временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите
общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в
другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели
культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы
поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.
1. Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально
одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа
социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при
исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же
время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена
или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический
талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность
может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как
изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами,
возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в
отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности.
Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который
гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую
личность.
2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень
узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена,
актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей
человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные
интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации
особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности
ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность
сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где
проявляется крайне специфический талант.
3. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем
о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является
фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно
только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что
одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом
влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой
мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает
деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских
ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных
индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью
(32). Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием
способствует появлению большого числа индивидов, обладающих
сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи
считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за
лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так,
существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению
успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве;
непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны
окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда Ш;
Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате
испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например,
что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей.
Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут
найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения.
Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает
важное место в исследовании сверхмотивации.
4. Личностные качества. Проведено много исследований в области
психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера,
которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты
теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности.
Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению,
но они совершенно не обязательны для художника или поэта.
Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в
трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не
сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Общественное
мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных
качеств, способствующих возвышению индивида в различных областях
деятельности. Так, в соответствии с таким популярным стереотипом
ученый должен быть отрешенным от окружающих, немного сумасшедшим,
начитанным и оригинальным; артист -фантазером, всегда раскованным,
весьма темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо
неправильны и создаются для самооправдания или рекламы профессии и
рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная
многими поколениями людей в ходе общения. Личностные качества - это
безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый
важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо
выдающимся личностным качеством.
5. Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способствовать
проявлению способностей человека в определенных видах деятельности.
Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция?
Кем были бы многие политические деятели, если бы не социальные
потрясения, неожиданные повороты судьбы, вознесшие их над обществом?
Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание,
но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
Конечно, к этому фактору трудно относиться с точки зрения науки, но мы
не должны сбрасывать его со счетов.
В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных
достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние
основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и
вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей
культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в
достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения
нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и
наказывалось.
При рассмотрении этого вопроса необходимо прежде всего выделить ту часть
культурно осуждаемых отклонений, которая не рассматривается в курсе
социологии. Тот, кто имеет физические или психические дефекты, может быть
совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым
достижениям или нормальному поведению. "Психический дефект" означает, что у
данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в
результате тяжелой наследственности или повреждения рассудка.
Диагнозирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социологов
интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так и
социальная распространенность и виды социальных отклонений, встречающиеся у
этих неполноценных людей. Психические дефекты могут быть врожденными и
приобретенными вследствие тяжелого заболевания или внутриличностного
конфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). В
данном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабое
обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных
влечений. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психический
дефект может проявиться индивида только в одной области жизнедеятельности,
а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых норм
поведения.
Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограниченно части
культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения изучения других
причин таких отклонений существует три вида теорий: теории физических
типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит том, что
определенные физические черты личности предопределяют а вершаемые ею
различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как
человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: "лицо
убийцы", "порочные черты лица" и т.п. Среди последователей теорий
физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В
работах всех этих авторов присутствует одна основная идея: люди с
определенной физической конституцией склонны совершать социальные
отклонения, осуждаемые обществом.
Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона
(203), который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по
его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как
отклоняющееся поведение: эндоморфный (округлость форм, лишний вес),
мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип
(субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения,
присущего каждому типу: например преступные типы и алкоголики в основном
принадлежат к мезоморфым типам. Однако практика доказала несостоятельность
теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда
индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с
грубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение
конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3.
Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область
бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой
сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее
жалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не
изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного
природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", а
также так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культурой
общества. Человеческое "Я" и сверх-"Я" постоянно сдерживают силы,
находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и
низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние
конфликты между "Я" и бессознательным, а также между сверх-"Я" и
бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не
знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от
культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и
диагностика возможных нарушений в структуре человеческого "Я" и возможных
социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта
изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между
биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек
становится девиантом. Почему же все-таки появляются девианты?
Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или культурные, теории
социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся
девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают
неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти
неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы
социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его
культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и
ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а
запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры
таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения
большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно,
что они не являются его обычным поведением.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим
нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой,
крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в
окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей
культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован
определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то
неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в
усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования
молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с
отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено
пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную:
сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);
недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная
отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность
(холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы,
враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное
влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на
воспитание личности с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в
совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не
единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в
социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть
пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей
действительностью, в частности с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной
системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур
противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией,
когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных
групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней
идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп,
массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д.
Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То что говорят в семье
детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В
нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных
образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося
поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение,
в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в
"перестроенном" обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию
неотклоняющегося поведения.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующш норм,
неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может
привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет
норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых
отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по
Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства
принадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линии
нормативного поведения.
Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия - это
"состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении,
характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными
институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и
успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это
состояние является ненадежность поведения" (194, с. 125-126). Согласно
этому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами
нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами
отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в
соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной
жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без
устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных
взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами
общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к
отклоняющемуся поведению.
Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от
невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью
принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между
культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью
которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество
поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и
к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для
достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в
обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать
нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных
образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с
помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к
обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом,
отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных
средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к
целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствам
любой личности укладывается в следующие классы:
1. конформист принимает как культурные цели, так и институциональные
средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
2. новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает)
неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные
средства);
3. ритуалист принимает институциональные средства, которые
абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих
средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для
него являются основой поведения, в то же время оригинальные,
нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого
типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные
принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых
совершается эта деятельность);
4. изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и
от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда
можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне
группы);
5. мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и
культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая
создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их
достижения (186, с. 145-169).
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда
не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными
новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все
перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей
мере и характеризует личность.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые
многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося
поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых
люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без
открытого вызова существующим моральным нормам.
Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происходит
частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются,
только если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в
одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания.
Например, социальные психологи Дж. Рубек и Л. Спрей установили, что нормы
богемной субкультуры (свобода, раскованность, возможность давать полную
волю чувствам) оправдывают любовные связи между женатыми мужчинами и
молодыми женщинами. Оправдание самогонщика становится нормой оправдания,
если устанавливается стандарт группового одобрения способов обхода
государственных ограничений на распространение спиртных напитков. То же
можно сказать и об оправдании мелких спекулянтов в; группах, имеющих
возможность покупать у них какой-либо дефицит. Как только подобные действия
становятся санкционированными группой, оправдание теряет свои моральные
запреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания являются
полуинституционализированными формами отклоняющегося поведения (201, с. 388-
395).
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль.
Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой -
поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных
структур можно считать эффективным только если обеспечен порядок и
предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать
(в разумных пределах конечно), какого поведения он может ожидать от
окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от
него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети.
Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения.
При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев
социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения,
происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или
общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у
индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях.
Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство
его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в
соответствии с ожиданиями других индивидов.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации
культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое
долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от
мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы
своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости,
технологические новшества, изменения физического окружения - все это может
привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов
общества.
Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего
принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке
отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и
развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении
постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых,
привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом
создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции,
отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в
большей и большей степени проникает в сознание людей.

Новинки рефератов ::

Реферат: Ария (Музыка)


Реферат: Теория Эволюции Ч. Дарвина (Биология)


Реферат: Бихевиоризм (Естествознание)


Реферат: Быт и нравы провинциальной России (История)


Реферат: Человеческое сердце (Спорт)


Реферат: Повышение эффективности животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Казахстан в начале XX века (История)


Реферат: Пещерные города Крыма (История)


Реферат: Жизнь и реформы ПетраI (Исторические личности)


Реферат: Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. (История)


Реферат: Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры (Искусство и культура)


Реферат: Панельное представление многоугольников (Компьютерная Графика OpenGL) (Программирование)


Реферат: Система ценообразования и налоговая система (Налоги)


Реферат: Влияние гистерезиса и вихревых токов на ток катушки с ферромагнитным сердечником (Радиоэлектроника)


Реферат: Мировидение Шекспира (История)


Реферат: Художники эпохи Высокого Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Организационный проект лондонского клуба "Челси" (Теория организации)


Реферат: История развития мирового кино (Искусство и культура)


Реферат: Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции (Аудит)


Реферат: Отчет по преддипломной практике ООО"Холод" (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист