GeoSELECT.ru



Москвоведение / Реферат: Храм Христа Спасителя (Москвоведение)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Храм Христа Спасителя (Москвоведение)




Реферат по москвоведению
на тему

«ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В МОСКВЕ - ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»



ученицы 9 «Е» класса
школы №713 г. Москвы
Данилиной Ксении.

ПЛАН.

I.)Вступление.
II.)Основная часть.
1)Этапы проектирования (1813-1832 года)
а.)Первый конкурс.
б.)Проект А. Витберга и его судьба.
в.)Второй конкурс.
2)Закладка и строительство. Архитектурный облик и стилевые
особенности.
а.)Место храма в городе.
б.)Проект К. Тона - главного архитектора собора.
в.)Скульптура на фасадах.
г.)Живопись в интерьерах.
3)Кафедральный собор во имя Христа Спасителя.
а.)Освящение собора.
б.)Открытие памятника Александру III.
в.)Жизнь храма до и после революции.
г.)Всероссийский поместный собор. Дело Патриарха Тихона.
4)История гибели храма.
а.) «Декрет о памятниках» республики и его реализация.
б.) 1920-30е. Годы в жизни московских монастырей и храмов.
в.) История проектирования дворца Советов.
г.) Взрыв.
д.)После взрыва.
5)Храм Христа Спасителя в наше время.
а.) Воссоздание храма.



ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.
Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У
каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и
счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает
драматичной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма
Христа Спасителя в Москве - была яркой, бурной и поистине трагической.
Мысль о строительстве храма родилась в ходе Отечественной войны с
Наполеоном, и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу
страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории.
Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм - памятник
Христу-Спасителю России, призванный увековечить в памяти грядущих поколений
муки, жертвы и великий подвиг народа.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества.
Здесь отмечались такие крупные события как празднование 500-летия со дня
рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия
памятника великому писателю.
В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г.
Чеснокова, звучал голос прекрасных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В,
Розова.
После революции в храме Христа проходил чрезвычайный иерархичный
съезд, а затем Всероссийский Поместный Собор.
Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный факт,
что памятник такого высокого нравственного значения был разрушен.
I Этапы проектирования.
1 Конкурс.
Строительство храма Христа Спасителя было самой крупной и значительной
попыткой создания общероссийского монумента.
Участники конкурсных проектов храма Х.С. вдохновлялись тремя главными
образцами: Первый - собор святого Петра в Риме (1508-1614) - главный храм
всего мира. Второй - столь же популярный образец Пантеон в Риме - один из
самых великих памятников архитектуры древнего Рима ( ок. 125г. н. э. ).
Пантеон в переводе с Латинского - храм, посвящённый всем богам. Третий -
источник подражания менее конкретен. Обращение к нему связано с внутренними
процессами эволюции стиля классицизм.
В проектах храма Христа, над которым А. Н. Ворохин работал в 1813году,
можно различить не менее семи вариантов. Их можно объединить в две основные
группы.
К первой относятся круглые в плане сооружения, перекрытые одним
большим куполом. В этих проектах как бы соединили основные композиционные
принципы Пантеона и собора святого Петра. Ко второй - пятиглавые
крестообразные, в плане постройки. Крест вписан в круг или квадрат с
округлёнными углами. Основу композиции проекта составляет схема характерная
для второй группы проектов храмов Х. С. Воронихина.
Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за
смерти архитектора, но и потому , что он фиксировал зарождение нового, а не
выражал максимальной полнотой общепринятое.
Именно поэтому победа на проект храма Христа Спасителя достаётся А. Л.
Витбергу.
Проект А. Витберга и его судьба.
Работа Витберга над проектом храма Х. С. Делится на два этапа - до и
после зарождения идеи тройственного храма. Каждый из этапов представлен
многими вариантами, которые однако, сводятся к нескольким основным схемам.
Ранние проекты представляют квадратное , а затем крестообразное в плане
здания, увенчанное куполом на барабане или без него. На втором этапе
проектирования окончательно оформился необычный для круга идей классицизма
филосовско - религиозный замысел.
«Главнейший замысел» Витберга о храме сводится к трём положениям: «1-е,
чтобы он соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от подражания
имел нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы
все части храма выражали духовную идею живого храма.
Храм должен быть тройственным, т.е. храм тела, храм души и храм духа...
Закладкой храма над проектом не закончилось. Окончательный вариант был
представлен в 1825 году. По этому варианту однокупольный храм
представляется в квадратном плане с вещественными 12-колонными портиками
под треугольными фронтами.
Церемония закладки храма Х. С, совершилась 12 октября 1817 года. Храм был
заложен на Воробьёвых горах.
Второй конкурс.
В 1821 году комиссия по строению храма дала разрешение на начало земляных
работ. Строительство, задуманное с размахом, большим, чем большой
Кремлёвский дворец закончилось для зодчества трагично. Начатые работы в
1826 году были прекращены. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.
II Закладка и строительство. Архитектурный облик и стилевые особенности.

Москва 1830-1840 годов. Место храма в городе.
Итак закончился второй тур конкурса, где лучшим был признан проект К. А.
Тона. Характерно, что все предложения Тона в выборе места для будущего
собора, обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на
месте существующих церквей или монастырей.
В императорском указе о строительстве храма Христа Спасителя на новом месте
отмечалось, что выбранная для него территория Алексеевского монастыря имеет
достоинства прежнего места и лишена недостатков - находится среди города и
положением своим подобно первому.
Здания Ал. Монастыря и церкви Всех святых были сломаны, началось выемка
земли под орнамент. 27 июля началась кладка фундамента из камня.
10 сентября 1839 года оказалось возможным приступить к торжественной
закладке храма.
Над строительством второго храма Христа Спасителя постоянно висела
тревожная тень неблагополучной судьбы первого.
Предметы закладки первого храма Христа Спасителя с Воробьёвых гор были
перенесены в Успенский собор Московского кремля.
Проект К. Тона - главного архитектора собора.
Передача проектирования храма Христа Спасителя Константину Андреевичу Тона
сразу сделала молодого мало известного архитектора знаменитым.
Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной
церкви, т.е. наиболее величественного и одновременно традиционного,
восходившего к византийским образцам типа пяти-купольного,
четырёхстолбного, с характерным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть
получила прямое выражение на фасаде в виде криволинейного завершения.
Тон придал храму Хр. Сп. Ещё одну особенность опоясывающую основной объём
церкви - крытою галерею. В проекте Тона галерея двухъярусная.
Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по
облику фасада. Различаются фасады только тематикой расположенной на
поверхности стен скульптуры.
В 1851 году Тон внёс ещё несколько принципиальных изменений в проект:
окружил окна барабана большой главы купола оградой.
В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. В
ходе строительства изменения вносились не только в облик и отделку фасадов,
но и в проект окружения храма.
Скульптура на фасадах.
Храм Христа Спасителя один из самых грандиозных в истории не только
отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов
изобразительного искусства.
Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и
живописных интерьерах, но также отбору надписей, помещённых, как снаружи,
так и внутри храма, вели высшие духовные иерархи, главным образом
московские митрополиты.
Работа над горельефами ещё до окончания строительства храма и снятия лесов
в 1846 году продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года.
Главным фасадом христианского храма всегда считался западным. Скульптуры
наверху ,в медальонах изображали в центре Хр. Сп., благословляющего
входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились святые
покровители императоров. На арке средних ворот были сделаны ангелы с
распростёртыми крыльями.
Тему, связанную с событиями, причиной которых явилось построение храма,
продолжали многофигурные композиции.
На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за
Москву и стороны, откуда совершались на неё набеги, были изображены святые
и композиции, имевшие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812
года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада находились
изображения событий и персонажей Ветхого Завета.
Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём был обращён к Кремлю. В
центре восточного фасада наверху в медальоне помещался образ Владимирской
Божьей Матери, как память о Бородинской битве.
На северном фасаде, обращённым на Волохочку, находились рельефы с
изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси,
хранителей её от врагов и их помощников в битвах, дни празднования которые
совпали с важнейшими битвами войны с Наполеоном.
Скульптуры по сторонам арок боковых ворот на сев. Фасаде напоминали об
истории христианства на Руси. Около оконных арок на сев. Фасаде внизу
изображены: у правого окна святой апостол Андрей и святой великомученик
Георгий.
Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов из них внизу -
8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней
части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В.
Логановеким. Наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром
Карловичем Клодтом.
В скульптурных композициях храма Христа Спасителя присутствует совершенно
неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды персонажей не
только отечественной истории (патриархов, князей, воинов), но и библейских,
ветхозаветных рассказов.
Входные двери храма Христа Спасителя были также покрыты скульптурой и
богатым орнаментальным декором. Их обращение наружу стороны были выполнены
из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого.
В медальоны верхних гостей всех 12 дверей и в больших и в малых, выделялись
скульптурные изображения. В больших центральных дверях их значительно
больше чем в малых.
Основная тема рельефов Ф. П. Толстого - русские святые. Скульпторы также
изображали Христа Спасителя и святых - небесных покровителей царской
фамилии.
Живопись в интерьерах.
Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подкупольное
пространство. Главенство подкупольного пространства выражено не только
центральным положением, но и высотой.
Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено
было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в
соответствии с характером фасадов в византийском стиле.
Исполнение нового проекта принадлежало помощнику главного архиепископа
Александру Ивановичу Рязанову.
В храме Христа был возрождён своеобразный поясной принцип размещения
росписей, типичных для древнерусского храма.
Нижние части стен храма были облицованы мрамором.
Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился
великолепный, богатый и праздничный интерьер. После долгого перерыва
создатели храма возродили золотые фоны. Получил широкое распространение
приём использования многоцветных орнаментов на золотом фоне.
Перед вошедшим в храм Христа Спасителя открывалось грандиозное и
величественное зрелище. Прямо по оси главного входа в восточной ветви
креста находился уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной
часовни.
Высота иконостаса храма Хр. Сп. составляла вместе с шатром 26,6 м.. В
нижнем ярусе иконостаса находилось икона с изображением Вседержителя.
Второй ярус также по традиции был посвящён Господним и Богородичным
праздникам. Иконы 3-его яруса изображали новозаветную церковь, четвёртый -
ветхозаветную - праотцов и пророков.
Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о
Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.
На своде алтаря был изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный сиянием,
семью божественными его дарами и группами серафимов.
Росписи центрального подкупольного пространства посвящены идее
божественного миро устройства.
В своде главного купола находилось изображение Господа Саваофа,
благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа
Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого Бога.
Стены и своды хор храма Хр. Сп. Были сверху донизу покрыты росписями. Здесь
размещались два придела. Южный- во имя спасителя и чудотворца Николая и
северный придел в честь св. Александра Невского, посвященного трем
императорам.
В 1856 году было создано православное «православное иконописание».
Руководители класса православного иконописания был назначен был назначен
Т.А.Нефф.
Центральное подкупольное пространство и малые купола отведены изображению
Бога, ниже - изображение земной жизни Христа, в ветвеме креста появляются
иконы Богоматери и святых.
Нижний коридор - наименее значимая в священном пространстве храма часть,
предназначался он для увековечивания событий и действующих лиц русской
истории. Живопись в нижнем коридоре представлена иконами в киотах,
соотносящиеся с важнейшими событиями 1812-1814 годов. Стены и пол коридора,
как и всего храма, облицевали ценными породами мрамора.
Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород
камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород итальянского мрамора,
создавший очень нарядный красивый рисунок. Перед иконостасом пол поднимался
на семь ступенек, образуя солею, отделенную от остальной части храма
бронзовой решеткой.
Во втором храме Христа Спасителя в глубине алтаря, у его восточной стены
находилось горничное место. Там помещалось выполненное из мрамора по
проекту архитектора В. А. Косова величественное и нарядное архиерейское
кресло. Равное по высоте цокольной части алтаря, кресло составляло с нею
единое целое.
Для освящения середины храма в дни праздничных и торжественных
богослужений было устроено освещение в 148 свечей, расположенных в три
яруса. В восьми малых хорных арках западного, северного и южного крыльев -
восемь люстр в 43 свечи.
III Кафедральный собор во имя Христа Спасителя.
Освящение собора.
Освящение храма Христа Спасителя положило начало новому, продолжавшимися
без малого полвека, периоду его жизни. Он начал функционировать, как один
из главных соборов в Москве.
Первоначально планировалось закончить строительство храма Хр. Сп. В 1880
году, приурочив его к 500-летию Куликовской битвы, 400-летию свержения
татарского ига и 25-летию царствования Александра II. Однако из-за того,
что коронование состоялось не в 1855 году, а в 1856 году, освящение храма
перенесли на 1881 год. Однако затем произошло непредвиденное: 1 марта 1881
года бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким, император был смертельно
ранен и вскоре скончался. Коронация Александра III происходила два года
спустя со дня убийства его отца - в мае 1883 года.
26 мая 1883 года впервые зазвонили колокола собора. С первым ударом
колокола начались водоосвящения, совершавшиеся епископом Можайским и
викарием московской епархии - Михаилом.
Торжество происходило не только в храме Хр. Сп.. В него оказалось вовлечена
большая часть территории Москвы. В храме Хр. Сп. Готовили к Крестовому ходу
храмовые иконы Рождества Христова, св. Николая и св. Александра Невского.
Затем состоялось освящение престола храма Христа Спасителя. По окончанию
Крестового хода и освящения алтаря, все находившееся в храме Хр. Сп. во
главе с императором опустились на колени при звоне колоколов. Началась
божественная литургия.
После освящения храма Христа Спасителя, в нем начались регулярные службы. С
1883 года храм Христа Спасителя стал неотъемлемой частью духовной жизни
столицы.
Открытие памятника Александру III.
Цветаев предлагает избрать для памятника Александру III форму скульптурного
монумента и поставить его в сквере перед храмом Христа Спасителя как
наиболее подходящем для этого месте.
Памятник Александру III был освящен и торжественно открыт 30 мая 1912 года.
В этом же году торжественно отмечался столетний юбилей Отечественной войны
1812 года.
Памятник изображал императора восседающим на троне со всеми царскими
регалиями - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой -
пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись:
«Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору
Александру Александровичу Всея России. 1881 - 1884».
Устройство памятника повлекло за собой изменение и обогащение общего
ансамбля храма Христа Спасителя.
Жизнь храма до и после революции.
В 1870 году в связи с открытием Политехнической выставки началось
обновление центра Москвы.
Прилегающая к храму Христа Спасителя местность интенсивно застраивалась и
обновлялась. Вокруг него и рядом с ним появлялись новые крупные
общественные здания. Храм занял теперь особое положение в панораме Москвы.
Вокруг храма появились прекрасно спланированные цветники, новая набережная,
красивые фонари, ставшие неотъемлемой частью архитектурного ансамбля
площади. Появились новые виды городского транспорта.
Храм Христа Спасителя был оживленным местом города. Церковь играла
огромную роль в жизни дореволюционной России. Москва не случайно славилась
своими «сорока сороками» церквей.
Сразу после освящения храм Христа Спасителя превратился в один из главных
центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря
по старому стилю (7 января по новому) было главным престольным праздником в
храме Христа Спасителя.
Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только
религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и
общественно-политической жизни.
Духовенство храма Христа Спасителя создало при нем библиотеку. С храмом
Христа Спасителя оказалось неразрывно связанным имя великого русского
певца, первым получившего сан «Великого архидьякона» - Константина
Васильевича Розова.
Летом 1915 года, во время отступления русской армии, 8июля в Москве прошел
целый ряд Крестных ходов на площадях. В московских церквах и в храме Христа
Спасителя проходил сбор средств в поддержку армии.
Всероссийский Поместный собор. Дело Патриарха Тихона.
Вторая половина жизни храма Христа Спасителя - время революции, гражданской
войны и последующие 20-30 года были особенно бурными и напряжёнными.
После избрания Тихона митрополитом Московским, судьба его тесно
переплетается с храмом Христа Спасителя. Поместный собор начался с
божественной литургии, которую отслужил Тихон. Всероссийский Поместный
собор превратился в постоянно действующую политическую силу, активно
сотрудничавшую Временным правительством.
Среди молящихся в храме Хр. Сп. распространялось, принятое всероссийским
Поместным собором, 1 сентября 1917 года обращение «по поводу угрожающей
войны».
11 (24) марта 1918 года патриарх утвердил «Братство храма Христа
Спасителя».
Братство находилось под покровительством Тихона.
Декрет об отделении церкви от государства поставил служителей храма Христа
в тяжёлое материальное положение.
Последние полтора десятилетия жизни храма проходили в условиях
всеужестачавшегося гонения и террора против церкви.
Собравшийся 3 мая 1923 годя в Москве Поместный собор, заявил, что «считает
Тихона предателем церкви и объявляет его лишённым сана и монашества».
На следующий день делегация собора вручила Тихону резолюцию. Тихон не
принял её, написав на тексте « Отвергаю, как неканоническое деяние».
В 1922 году патриарх был арестован и год находился под домашним арестом.
В ночь с 7 на 8 апреля 1925 года патриарх Тихон скончался.
Последние два года своей жизни он не служил в храме Христа Спасителя.
Духовенство его примкнуло к Живой церкви, и в силу этого храм опустел.
В середине 1920 годов началось медленное угасание храма Хр. Сп..
Храм всё больше превращался в музей, главной функцией его постепенно
становилась музейная и просветительская.
IV История гибели храма.
«Декрет о памятниках республики» и его реализация.
История гибели храма Христа Спасителя началась за полтора десятилетия до
его физического уничтожения (вскоре после революции был снесен памятник
Александру III ).
12 апреля на заседании Совета Народных Комиссаров был принят «Декрет о
памятниках республики». Прямым продолжением Декрета явилось постановление
от 17 июля 1918 года «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в
области революции и общественной деятельности, в области философии,
литературы, науки и исскуства».
Были снесены и разобраны Казанский собор на Красной площади, Триумфальная
арка, Красные ворота, Сухарева башня и десятки других уникальных
сооружений.
1920 - 1930 годы в жизни московских монастырей и храмов.
Разрушение храма Христа Спасителя было подготовлено предшествующими
событиями и стало одним из многих проявлений трагедии русской православной
церкви.
Процесс разрушения храмов и монастырей, начавшийся в середине 1920 годов,
нарастал постепенно.
Вскоре началось тотальное разрушение московских храмов. В первой половине
1929 года в стране закрылись более 400 храмов.
18 июля 1931 года «Известия» опубликовали Постановление Совета
Строительства Дворца Советов о сооружении в Москве на месте храма Христа
Спасителя Дворца Советов.
История проектирования Дворца Советов.
Было задумано соорудить на месте храма Хр. Сп. грандиозное здание, которое
одновременно будет памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.
Заседание, на котором было принято решение о сносе храма Христа, состоялось
2 июня 1931 года.
Судьба храма Христа Спасителя была решена. До трагического финала
оставалось не более, чем полгода.
Строительство Дворца Советов, начавшееся в 1937 году, не суждено было
завершиться. К 1939 году закончилась кладка фундамента, высотной части,
главного входа и стороны, обращённой к Волхонке. Однако вскоре
недостроенное здание пришлось разобрать. После оккупации Донбаса в 1942
году стальные конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения
мостов на железной дороге.
В 1957 году Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам
строительства и архитектуры объявили новый конкурс на проект Дворца
Советов, который теперь решено было соорудить на Ленинских горах.
Дальнейшие проектирования в 1960 году было решено прекратить. В том же году
на месте бывшего храма Христа Спасителя и разнообразных фундаментов Дворца
Советов начал функционировать плавательный бассейн «Москва».
Взрыв.
Сразу же после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец
Советов, началась подготовка к разборке храма Христа Спасителя.
Разборке храма предшествовала, продолжавшаяся в течении месяца работа. В
итоге был составлен очень небольшой список подлежащий сохранению
памятников. Наибольшее внимание в нём уделено скульптуре и живописи.
18 августа 1931 года на месте храма Христа Спасителя начались работы по его
разборке.
Сначала были сняты четыре малые главы храма. Затем настала очередь
центральной. Около храма можно было увидеть надломленную верхушку главы,
лишённой позолоченной облицовки, с покосившемся крестом; гигантский
металлический остов купола; сброшенная на землю от собственной тяжести
колокольня с умолкнувшими навеки колоколами; огромные каменные блоки;
лишившееся ступеней, лестницы; валяющихся на земле скульптур с затянутым на
шее канатом; мраморные доски, содержащие летопись Отечественной войны 1912
года, выломанные из стен и подготовленные к отправке на склады.
Ровно в двенадцать часов дня 5 декабря 1931 года раздался первый взрыв:
рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через
полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а ещё через четверть часа
и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть
наружных.
Через несколько дней были снесены остальные здания.
После взрыва.
.... « Минута в минуту раздался удар взрыва, над храмом поднялась вверх
громадная красно-чёрная туча пыли, гари и мелкого щебня, скрывая собою всё;
она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно
расходилась в небе громадным зонтом над всей площадью. Постепенно под ним
просветилось чистое пространство: а где же храм? - Поверженный, он лежал
громадной горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов,
переброшенных с места наместо невероятной силой взрывной волны. Над этой
горой битого кирпича одиноко валялся угол соборно стены с не обвалившейся,
каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом.....
Но жизнь храма Хр. Сп. продолжалась и после смерти. Продолжалась в немногих
сохранившихся фрагментах и эскизах, хранящихся в хранилищах музеев.
Многие русские писатели посвящали храму Христа Спасителя свои
стихотворения:
Прощай, хранитель русской славы.
Великолепный храм Христа
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.

По гениальной мысли Тона
Ты был величии простой,
Твоя гигантская корона
Горел солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
И с ними главных имена
Кутузов и Барклай-де-Толли
Граф Витгенштейн, Багратион
Не смог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон.

Давыдов, Рингер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Боговуд -
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров
Нефор, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Маковский, Марков - это те,
Кто расписали образами
Храм в несказанной красоте.
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что, «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы.
Великолепный храм Христа
Наш великан золотоглавый
Что над столицею блистал!
V Храм Христа Спасителя в наше время.
Воссоздание храма.
В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма
Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8
января 1995 года.
В стилобат ной части разместился зал Соборов Русской православной церкви.
Стены храма возведены на стены монотонного железнобитонного каркаса с
наружной обкладкой кирпичом и облицовкой мрамором; главы на основе
металлического каркаса.
Проект был подготовлен Денисовым и инженером Фадеевым.
В комплексе храма Христа Спасителя в 94-1995 году вблизи набережной Москвы
- реки был сооружён деревянно-шатровый храм - часовня во имя иконы
Богоматери.







Реферат на тему: Храм Христа Спасителя в Москве



Храм Христа Спасителя в Москве.



Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каж-

дого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счас-

тливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает дромати-
чной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа
спасителя в Москве - была яркой, бурной и по исстене трагической.
Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Напалионом, кото-
рая получила название в ходе войны Отечественной, и связана с победой, опре-

делившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на
развитие мировой истории.
Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник
Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поко-
лений муки,жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены
лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились
во всенародный праздник.
В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитек-
торы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, К.Тон... Фасады
храма оформляли скульпторы А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт, а ин-
терьеры расписывали более 30 прекрасных художников, среди которых:А. Мар-
ков, В. Верещагин, Г. Семирадский, Т. Нефф, В. Суриков, И. Крамской и
другие.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества.
Задуманный как храм - памятник, он выполнял только религиозно - нравствен-
ные функции, а был по исстене культурно - просветительным центром. Здесь
отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рож-
дения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия
памятнику великому писателю.
В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г.
Чеснокова,
звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, ко-

торый первым был удостоен звания «Великий архидиакон».
После революции в храме Христа проходил чрезвычацныц епархиальный
съезд, а затем и Всеросийскиы Поместный Собор, где после более чем 200-лет-
него перерыва на Руси было восстановлено патриаршество.
Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на
первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения,
воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превра-
щён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить.
На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие города России,
по-
теряло множество ценнейших архитектурных памятников. Неузнаваемо изменились
тогда панорамы русских городов: они лишились самой харрак-
терной их особенности - выразительного силуэта. Разрушенные до основания,
обезображенные, приспособленные наскоро под склады , мастерские,гаражи,
обезглавленные со снятыми крестами храмы - это тоже наша история.

По отношению к ним, снесённым, взорванным, ставшим подобно классам, сос-
ловиям, народам, жертвами репрессий, наше запоздалое покаяние может
выразиться единственным способом - восстановлением памяти о них.
Сегодня уже много сделано и предпринимаются немалые усилия для того,
чтобы определить состав и объёмы утраченного, чтобы осознать, чего мы
лишились безвозвратно и что ещё можно восстановить. Событие последних
лет резко усилили никогда не угасавший полностью интерес к трагической
судьбе храма Христа Спасителя.

Первый конкурс
Один из величайших представителей петербургского классицизма,создавший
свои лучшие работы во второй половине XVIII столетия Джакомо Кваренги
(1744-1817) представил проект храма Христа Спасителя в духе Пантеона.
Таким образом, символика Пантеона как национального храма - памятника
в проекте Кваренги неотделима от символа вечности и Бога. Символика форм
подчёркивала мемориальный характер здания, практически лишённого приз-
ноков русского православного храма.
Остальные известные нам проекты первого тура конкурса храма Христа
Спасителя тяготеют к иному образу - собору святого Петра в Риме, вклю-
чая и проект Витберга. Что же касается сохранившихся в большом количес-
тве проектов А. Н. Воронихина, то они представляют, пожалуй, наиболее
оригинальные, отмеченные поисками беспрецендентныхт решений, работы.
Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за
смерти архитектора, не успевшего его доработать. Он не мог быть принят
прежде всего по тому, что фиксировал зарождение нового, а не выражал с
максимальной примотой общепринятое.
Победа над Наполеоном осознаётся как победа русского народа и одно-
временно - как событие, имеющие важное общечеловеческое значение. Архи-
тектура, выражающая подобное умонастроения, облекается в формы, со-
ответствующие этому значению - ордерные, классические.
Именно по этому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа
Спасителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы
смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать
событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих
ценностей христианства.
Итак для Витберга началась ежедневная практическая работа. Нужно бы-
ло преобразовать склон Воробьёвых гор, изобиловавший холмами и оврагами в
ровное пространство для нижней площади храма, необходимой кроме всего для
последующих работ. Однако трудности с осуществлением проекта у его соз-
дателя начались раньше. Оправдывались худшие опасения. Руководство стро-
ительством давалось Витбергу с трудом. Хотя земляные работы велись в
большом объёме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных
соображений об устройстве фундамента. Витберг увидел в неудачи с достав-
кой камня злонамеренные действия, стоившее казне до 300.000 руб. Это и дру-
гие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург
и доложить обо всём царю.
Получив накладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строи-
тельства храма Аракчееву. Однако тот в скоре заболел и был отстранён от

дел. А через два месяца умер император. Витберг лишился своего главного пок-

ровителя. Новый самодержиц России Николай I приказал приостановить все
работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Вит-
берга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный «Ис-
кусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К. И. Оп-
пермана. В состав комитета вошли петербургские архитекторы А. А. Михай-
лов, О. Монферран, А. Мюдуи, К. И. Росси, В. П. Стасов, И. И. Шарлемань и
А. Е. Штауберт, инженеры М. П. Базен и П. П. Карбоньер.
Строительство, задуманное с размахом, большим, чем Большой Кремлёвский

дворец, созданный по проекту В. И. Баженова, закончилось для зодчего тра-
гично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Год спустя была ликви-
дирована комиссия по строительству храма, а 1835 году Витберг был сослан
в Вятку.
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и раз-
резов Воробьёвых гор, московские специалисты пришли к выводу, который при-
знали все: «Построение великого храма на покатости Воробьёвых гор принад-
лежит к числу невозможнастей, как то доказывается произведёнными испы-
таниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на
которой можно построить огромнейшее здание». Вместо запроектированной
Витбергом лестницы с 444-мя ступеньками из-за недостатка камня в окрес-
тностях Москвы составители заключения предлагали сделать пологие дороги
с поворотами, а для сообщения с городом соорудить через Москву-реку чугун-
ный мост «и в продолжение оного возвышенную на насыпи большую дорогу
или шоссе через Лужниковское поле». Заключение, подписанное двумя архитек-
торами и инженер-полковником Янишем, 22 ноября 1827 года было отправ-
лено в Петербург. Особое мнение полковника Яниша: многочисленные ключи на
склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность
строительство большого храма не только на склоне горы, но и на вершине из-
-за опасности неравномерных осадок.
Это заключение решило судьбу Витберга и его проекта. Оно выносило при-
говор возможности осуществления храма на выбранном архитектурном мес-
те - на склоне Воробьёвых гор. В итоге последовали высочайшие рескрипты на
имя Н.Б. Юсопова и указ Сената от 11 мая 1827 года: «Комиссию о сооруже-
ние в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела её, чиновников,
строения, заготовленные материалы и всё казённое ведомства её имущества
- передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действитель
ного тайного советника князя Юсупова. Закончился первый этап строитель-
ство храма.
В апреле 1829 года император изъявил желание, чтобы министр импера-
торского двора П. М. Волконский «собрал всех известных и искуснейших архи-
текторов Москвы, приказал избрать им в сей столице удобное место для воз-
ведения предложенного храма Христа Спасителя» и чтобы они составили
проект и сметы к ним. Так было положено начало второму конкурсу.



Второй конкурс
Второй конкурс оказался много представительнее и разнообразнее
первого,
пожалуй, самым представительным из всех бывших до сих пор в России.
Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Во-
робьёвых гор, были созданы петербуржцами И.И. Шарлеманем, В.П. Стасо-
вым, А. И. Мельниковым, и москвичами А.С. Кутёповым и А.С. Татищевым.
Другая группа проектов второго конкурса представлена работами москов-
ских зодчих. Они выполнялись, судя по всему, в ответ на сделанное Николаем
I
предписание подыскать в Москве подходящие место для будущего храма Хрис-
та Спасителя. Все проекты объединяет стремление связать зрительно и пла-
нировочно новый ансамбль с историческим центром Москвы - Кремлём и Ки-
тай - городом и одновременно сохранить самостоятельность по отношению
к нему.
Ф. М. Шестаков предлагал соорудить храм Христа на спроектированной им
новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом.
Другой проект, тот, который Д. В. Голицын представлял императору, был
создан И.Т. Таманским. Зодчий предлагал разместить храм Христа Спасителя
в непосредственной близости к Кремлю на противоположенной стороне Москвы-
реки на Царицыном лугу.
В проекте архитекторского помощника Е. Г. Малютина храм Христа Спа-
сителя претпологалось соорудить также в самом центре Москвы, в непос-
редственной близости от Кремля, но на противоположенной от Москвы-реки
староне - на громадной площади простиравшейся от Воздвижении до Знамен-
ки и от Александровского сада до Арбатских ворот.
Проектирование храма было передано К.А. Тону. Так определилась судьба
архитектора, и одновременно-во многом и судьба направления, известного под
названием византийского стиля. В проекте Тона впервые достигается гармония
идее храма его облика и место положения. Тон предложил Николаю I
на выбор три варианта размещение храма Христа Спасителя: За воспита-
тельным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой,
на Тверской улице на месте Страстного монастыря (ныне пушкинская пло-
щадь), и у Большого Каменного моста не далеко от Кремля, между Москвой-
рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император
выбрал последние.
В этом найденном Тоном варианте счастливо соединялись все преимущества
выбора места, предложенные его предшественниками: размещение на высоком
берегу Москвы-реки и в близости от Кремля. В феврале 1832г. в связи с отме-
ной прежнего места размещения храма был прекращён дальнейший приём про-
ектов.
Начиная рассказ о строительстве храма Христа Спасителя, которая продо-
лжалось почти пол века, хочется сказать несколько подробней о месте где
предстояло возвести собор,осуществовавших там строениях и их дальнейшей
судьбе.
Характерно, что все предложения тона о выборе места для будущего собора
обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на мес-
те существующих церквей или монастырей. Большим достоинствам оканча-
тельно выбранным Тоном места был великолепный, открывающийся от храма
Христа Спасителя принципиально важный для его символике и содержание
вид на Кремль с соборами, башнями, и колокольней Ивана Великого.
Алексеевский монастырь на месте которого возвели храм Христа Спасителя
был основан в XIVв. Новое место для Алексеевского монастыря удалось выб-
рать не сразу. В 1837г. Алексеевский монастырь перевели на место, где стоя-
ла приходская церковь Воздвижения Креста Господня (ныне Красносельская
улица). Возведение монастырских построек началось сразу после монастыря на
новое место. Однако законченный облик ансамбль Алексеевского монастыря
приобрёл лишь в 1850-тые годы.
После революции от бывшего монастырского ансамбль сохранились: сильно
перестроенная и обезглавленная в 1930-ые годы Алексеевская церковь, соору-
жённая в 1887-1891гг. церковь Всех святых и церковь Воздвижения, которая
отчасти вошла в существующее ныне здание. Ограда монастыря с башнями и
старая церковь были снесены при реконструкции и расширении Красносельс-
кой улицы. Тогдаже исчезли и надгробия находившейся на монастырской тер-
ритории кладбища.
После выхода манифеста о строительстве храма, приуроченного к двадца-
тилетия отечественной войны 1812г., начались подготовительные работы,
связанные с оценкой и покупкой частных домов, расположенных на террито-
рии будущего храма. Руководство работами возглавило созданная специально
для его сооружения комиссия во главе с военным генирал-губернатаром Д.В.
Голиценым. Производителем работы и главным архитектором был назначен
автор проекта храма Христа Спасителя К. А. Тон. В 1838г. начались строи-
тельные работы. Работы продвигались успешно и к 10 сентября 1839г. ока-
залось возможным преступить к торжественной закладки храма. Освещение
памятника на Бородинском поле и закладка храма-памятника во имя Христа
Спасителя превратился в единый праздник в честь великой победы.
Сооружение храма Христа обозначило рубеж двух строительных эпох в
жизни Москвы. Им завершился этап, условно называемый архитектурой после
пожарной Москвы, и началось обновление центра Москвы в русском стиле.
Тон внёс свою лепту не только строительством храма Христа. По его про-
екту была сооружена колокольня Симонавого монастыря. Её строительство
как и открытие памятника Минину и Пожарскому, обязана потреотическому
подъёму, вызванная войной 1812г. В Симоновом монастыре покоились герои
Куликовой битвы.
Храм Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в
числе первых проектов представлявших новый градостроительный этап в
развитии Москвы, связаны с обновлением исторически сложившиеся систе-
мой вертикали её храмов и колоколен, строительство которых развернулось в
середине XIXв. на всей территории Москвы.
В проекте Тона едва заявленная у Витберга тема национального храма - па-
мятника выражена программно и определённо.Новое здание было задумано То-
ном как памятник подвигу русского народа, черпавшему силы в кровных узах
с родной землёй.
Тон придал храму Христа Спасителя ещё одну характеристику для
древнерусского храма соборного типа особенность - опоясывающую основной
объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала таким образом ступен-
чатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции.

В проекте Тона галерея двухъярусная.
Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г.
Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не
прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было пове-
шено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д.
Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные
музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобра-
зительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами,
надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный
большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн - 26464 кг). Следующий
по величине праздничный воскресный колокол, весивший 970 пудов (15,5 тонны
-
15520 кг), был украшен изображениями святителей московских - митропо-
литов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине полиелейный коло-
кол весом в 635 пудов (около 10 тонн - 10160 кг) украшали рельефы с изобра-
жениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы Соловетского.
За ним в убывающим по весу порядке следование будничные колокола.
В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. Он
был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего гигантского объ-
ема, превратившись отныне в неотъемлиною часть московского городского
пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями Александровского сада.
При подъезде к Москве в юга и юга-запада он был виден более чем за десяток
верст.
Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность
выражаемого ими содержания, свидетельствовали также,
что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов.
В ходе строительства вносились изменения не только в облик и отделку
фассада, но и проект окружения храма. Даже площадь, на которой стоял храм
Христа, претерпел несколько этапов проектирования.
Возрождение русской традиции размещение храма в центре площади, благо-
даря чему главным в ансамбле является объём здания, а не окруженное здани-
ями пространство площади, нашло отражение в архитектурной обработке
самой площади, которая трактована как огромный пьедестал - подножие
гигантского храма, подчеркивавшего скульптурность его объёма. После окон-
чания строительства Храма Спасителя площадь была засажены нескорослыми
деревьями, кустарниками, на ней были разбиты роскошные цве-
тники.
В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя подвергался
непрерывной переработке. Именно это позволяет рассматривать
его как памятник искусства, воплотившей наиболее яркие тенденции не толь-
ко времени утверждения проекта, но и целый половины столетия. Отдельные
части храма представляют отделенные этапы художественного процесса.
Наиболее ранний этап (1830-1850) связан с фасадами. Скульптуры, украшаю-
щие их, - явление более позднее (1846-1863). Позднему этапу (1860-1880)
соот-
ветствуют росписи, церковная мебель и утварь - (1870- начало 1880).

Скульптура на фасадах
Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на
основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе
которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству класси-
цизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом
строительстве.
Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и
живописных интерьерах, а также отбору надписей помещённых, как с нару-
жи, так и в нутри храма, провели высший духовный иерархи, главным образом
московские митрополиты.
Работа над горельефами началась ещё до окончания строительство храма и
снятие лесов в 1846 г. и продолжалось без малого 20 лет - до 1863 г.
Первоначально горельефы храма сделать из бронзы альвогно пластическим
способом. Однако первый опыт использование протопоповского мрамора до-
казал полную пригодность этого материала для скульптурных работ. В ре-
зультате вся скульптура на фасадах храма была выполнена из того же мате-
риала, что и основные архитектурные части стен - цоколь, базы, пилястры,
угловые колонны, стены под пилястрами колонными и рельефами, карнизы, и
фасадные арки. Остальные части кирпичных стен были оштукатурены порт-
ландским цементом и выкрашены под цвет мрамора, по виду совершенно не
отличаясь от него.
Дополнительный цветовой аккорд вносил в бело-золотую гамму фасадов
темно-красный гронид,из которого были устроены все крыльца и цоколь храма
Всем четырем одинаковым фасадом храма соответствует одинаковая схема
расположения на них скульптур.
Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху
медальонах изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входя-
щих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые пок-
ровители императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, свя-
той блаженный Николай и святой праведный Елезоветы. Скульптура над вход-
ными арками западного фасада символически изображала находящиеся под
покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями,
причиной которой явилось построение храма, продолжали многофигурные ком-
позиции. Все скульптуры западного фасада выполнены А. В. Логановским.
На южной стороне храма, в наппровление,где проходили решающие битвы за
Москву и староне, откуда совершались на неё набеги были изображены святые
и композиции, имевшие прямое отношение к событиям отечественной войны
1812 г.
На верху в медальонах Смоленская Богоматерь - в память о том что этот
чудотворный образ более трёх месяцев находился в войсках. По сторонам в
четырёх малых медальонах изображение святого Романа Рязанского, свято-
го апостола Фомы, святого Иоанна Крестителя, святого Ионы архиепископа
Новгородского. Всё это в память о битвах 12 года. Внизу по сторонам арак
трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей
Ветхого Завета. Все скульптуры также исполнены Логановским.
Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. По этому поме-
щённые на его стенах горельефы выражали несколько иной аспект религиозно-
исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые
- заступники и молитвенники за родную землю, избавители России от
внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины
двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Хри-
стово ( автор А. В. Логановский ) и воскресение ( автор Н. А. Ромозанов ).
В центре восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Влади-
мерской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В ос-
тальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Ма-
кдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина.Все они были
выполнены Ромазановым.
Внизу во круг арачных входов портала изображение особо почитаемых русс-
ких святых.
На северном фасаде обращённым на Волчонку находились рельефы с изобра-
жениями национальных святых - распространителей христианства на Руси,
хранителей её от врагов и помощников в битвах. В верхнем ряду в центре на-
ходился рельеф вцентре с изображением иконы Иверской Богоматери. По сто-
ронам святой мученик Лавар, святой мученик Сергий, святой Григорий
Двоеслов, святой мученик Хрисанф. Всё это в память о сражениях в войне.
Скульптуры по сторонам арак боковых ворот портала на северном фасаде
напоминали об истории христианства на Руси.
На глухих боковых частях северной стороны храма находились две в
прямом смысле исторические композиции. Справо от портала преподобный Сергий
Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами( вошла
в историю как Куликовская) и даёт ему подмогу иноков Пересчета и Ослябю.
На левой стене аналогичная по символике и смыслу композиция - приподбный
Дионисий, архимандрит Троице - Сергиевой лавры благословляет Минина и
Пожарского на освобождение Москвы от врагов.
Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них
внезу-
8 многофигурных компазицей и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон
в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была
выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 - 1855).
Наименьший объем работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем
Клодтом (1805 - 1867).
Одновременно в скульптурных композициях храма Христа присутствует
совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды.
Это соединение идеальности и исторической достоверности, которое
является характерной особенностью скульптуры храма Христа Спасителя,
принадлежит к типическим признакам искусства романтизма, к которому следует
отнести и грандиозный ансамбль храма Христа Спасителя.
Скульптурой и богатым орнаментальным декором были покрыты также
входные двери храма Христа Спасителя.
Представить по описанию интерьер храма людям, никогда не видевшим его,
ещё труднее, чем фасады.
Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подку-
пальное пространство: высота подкупольной части 32 саж. (68,16м). В соот-
ветствии с этим подкупольному пространству, залитому светом 16 громад-
ных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в три аршина (2,13м), проти-
востоит полумрак боковых частей храма, освещавшихся светом, поступавшем
через окна хор и купола.
Последовательно выдержен принцип иерархичности в сюжетике росписей и
отделки интерьера. Огромная роль в интерьере принадлежит системе росписей
Интерьер храма как художественное целое не сводится к сумме отдельных
произведений.
Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено
было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его
в соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение ново-
го проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым.
Здесь прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц.
Кроме названных ранее, нельзя не упомнить Л.Н. Бенуа, А.И.Кракау и др.
Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная
роль в создании интерьеров храма.
В храме Христа был возрожден своеобразный поясной принцип размещения
росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные
конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки
ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор.
Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма определяло
иерархии российской церкви.
Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и ве-
личественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и велико-
лепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконо-
стас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным
бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром
26,6 м.
Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие
о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.
В своде главного купола находилось изображения Господа Саваофа,
благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа
Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого бога.
Росписью купола начались в 1861 году живописные работы в Храме. Только
на это ушло 5 лет (закончены 1866 году). Трудно себе представить гигантские
размеры написанные художником А.Т. Марковым композиции.
Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый известный и талант-
ливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской.
Вся система росписей подкупольной части храма Христа пронизана
чувством радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе
принесенных в мир Христом идей.
Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах, расположенных
в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.
Тему истории жизни людей предчувствующих и предрекающих предшествие
Иисуса и побеждающих благодаря вере в него продолжали картины в нишах
западной части храма.
В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца. На бо-
ковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных явле-
ниях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники Божии.
Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах,
были сверху донизу покрыты росписями.
Кроме уже упомянутых авторов в росписи храмов принимали участие Е.С.
Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф.С.Жеравлев и другие. Весь архитектурный
декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки, открывающиеся в
центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также великолепные по
своей декоративности, красоте, чувству света и формы росписи сводов, вы-
полнены были по проэктан Л.В. Даля.
С храмом Христа Спасителя связано также попытка прервать выполнение
для него живописные работы в такой же источник возрождения русского
стиля в изобразительном искусстве, каким стало строительство его для архи-
тектуры.
Несмотря на обилие работавших в храме художников, принадлежавших к
тому же к разным поколениям, представлявшим разные направления (поздне-
академическое - подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе пред-
вижники - И.М. Пряничников, А.И. Корзухин, И.Н. Кромской, В.И. Суриков), их
работам присуще бесспорное стилевое единство.
Оно было предложено главным архитектором и утверждено Николаем I :
«нижний коридор должен составлять притвор храма, посвященный воспоми-
нанием славной для России эпохи 1812 г., в который божественный промысел
явно благословил наше Отечество - на столбах притвора предположено было
изобразить живописью важнейшие события (1812 г.) и написать имена вои-
нов, положивших живот за Отечество, и мена граждан, которые пожертво-
вали имущества и деланием мира и правды стяжали себе лестное право на бес-
смертие и благодарность, она пилястарых поместить знамена и ключи горо-
дов, взятых у неприятелей.
Главное же, чем гордился главный архитектор К.А.Тон и что в итоге
удалось осуществить, - это создание непрерывного кругового коридора, кото-
рый «служит для народа открытою историею 1812 г.,выраженныю в письме-
нах и лицах».
Граница между архитектурой и прикладным искусством в храме Христа
Спасителя практически неощутимы. Мебель, особенно встроенная, представляет
собой разновидность молой архитектуры и одновременно часть
большой архитектурной формы.
Подводя итоги сказанному, нужно отметить, что храм Христа Спасителя
наряду с Исаакиевским собором открывает цыкл грандиозных художественных
мемориальных храмовых ансамблей XIX- начала XX веков. Его необыкновенная
национально - историческая программа оказало огромное воздействие на рели-
гиозное искусство XIX - начала XX веков. Используя опыт храма Христа,
создавались комплексы Владимирского собора в Киеве, храм Воскресенье
Христова ( на Крови), храм - памятник Христу Спасителю в память моряков,
павших в войне с Японией, в Петербурге, храмы - памятники, находившееся за
границей - в Сан - Стефано и в Суфии в память русско-турецкой войны, в
память битвы народов в 1813г. под Лейпцигом и т.д.
Храм Христа Спасителя был торжественно освещён только в 1883г.
Закончилось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоив-
шая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163 руб.89коп.
Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому
продолжавшемуся без малого полвека, периуду его жизни. Он начал
функциагнировать как один из главных ( второй по значению после Успенского)
соборов в Москве.
Гибель Храма

История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтара
десятилетия до его физического уничтожения (вскоре после революции был
снесён памятник АлександруIII).Началась она и с фактов внешне как будто со
сносом храма Христа непосредственно не связанных. Однако развевающиеся
события фатально вели к его разрушению. И уничтожению памятника Александру
III, и взрыв собора не принадлежали к числу единичных или случайных
явлений. Они закономерно вытекали из культурной, социальной,
идеологической, государственной политеке новой власти.
При такой ситуации уже ни имели значения мнения профессионалов и
общественности. Именно такой подход только в одной Москве решил судьбу
многих памятников. Были снесены и разобраны Казанский собор на Краснй
площади, Триумфальная арка, Красные ворота, Сухарева башня и десятки других
уникальных сооружений.
Одним из фактов реализации задуманной с большим размахом акции стало
разрушение памятника Александру III. На фундаменте разрушенного строя будет
заложен памятник «Освобождённому труду». Памятник этот так и не был
воздвигнут. Процесс разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине
1920 - тых годов, наростал постепенно. Для расширения улиц
предусматривалась возможность сноса всех зданий расположенных по обеим их
сторонам на росстаянии 5 - 10 м. С 1923г. в Моссовете уже регулярно
составлялись списки преднозначеных к сносу зданий. В него попали церковь
Николы Красный звон в Юшковом пер., колокольни Казанского собора на Красной
площади и Всехсвятского единоверческого монастыря Зарогожской
заставой.
История уничтожения московских и российских памятников была неразрыв-
но связана с изнурительной, неравной и изначально обреченной на неуспех
борьбой за их сохранение.
1929 год - поистине трагический в истории нашей страны. Началась
сплошная каликтивизация. 1929 год стал переломым и в другом отношении.
Изменилась техника уничтожения зданий. Их начали взрывать.
В 1930 году были проведены уже 2 компании - антипасхальная и антирож-
дественская. В 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную
Москву, за безбожную колхозную деревню» .
В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на
религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия»
опубликовала Постановление Совета Строительства Дворца Советов о соо-
ружении в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов.
С проектирования Дворца Советов началась разработка генерального плана
реконструкции и развития Москвы. Работа над планом, принятым в 1935 году,
шла параллельно конкурсам, а затем и детальной разработки проекта Дворца
Советов.
Было дано предписание завершить его статуей В.И. Ленина, увеличив
высоту скульптуры - до 50 - 75 м. Но было принято другое их предложение :
разместить статую Ленина по центральной оси высотной части здания и
увеличить высоту здания еще на 100 м - до 340 м, не считая статуи. В итоге
разработанной с учетом всех замечаний Совета Строительства проект Дворца
Советов был утвержден 19 февраля 1934 года.
Современники единодушно, в полном согласии с автором проекта, писали :
«Крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когда-либо созданных за всю
мировую историю, дворец советов должен стать воплощением побед социализма,
завоеванного в боях Великой Октябрьской социалистической революции и
ведущего человечества к светлому будующему коммунизма.
Дворцу советов предстояло стать не только самым большим зданием мира.
Величайшей статуей мира должна была стать и фигура Ленина. Она
превосходила по высоте статую Свободы (46 м), статую «Рабочий и
Колхозница» венчавшую советский павильон на всемирной выставке1937 года
в Париже.
Все архитекторы, в том числе голосовавший против строительства Дворца
Советов на месте храма Христа Спасителя, не только вынуждены были
согласиться с мнением АСНОВА, поддерженым руководителями партии и
правительства, но и приняли участие в проектировании. Газета «Известия» не
сочла возможным напечатать А.М.В

Новинки рефератов ::

Реферат: Тальков. "Монолог" (Литература)


Реферат: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ (Международное частное право)


Реферат: Рапс, выращивание и перспективы в РБ (Ботаника)


Реферат: Технология автоматизация литейных процессов (Металлургия)


Реферат: Лекции по твердотельной электронике (Радиоэлектроника)


Реферат: Открытая школа (Педагогика)


Реферат: Особенности внутреннего строения, размножение и классификация моллюсков (Биология)


Реферат: Основные принципы создания группировок войск для сражения, принятия решения командованием и организации управления (Военная кафедра)


Реферат: Рынок лизинговых услуг в РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Организационные структуры менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Усилитель широкополосный (Радиоэлектроника)


Реферат: Netscape Navigator для Windows95. Обзор возможностей (Программирование)


Реферат: Муха Дрозофила (Биология)


Реферат: Анализ организации коммерческих банков (Деньги и кредит)


Реферат: Поиск внеземных цивилизаций (Астрономия)


Реферат: Планування аудиту, перевірка фірми. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Волоконно-Оптические Линии Связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Определение экономической эффективности участка на переменном и постоянном токе (Транспорт)


Реферат: Изучение перспективных сортов крупноплодной малины в условиях Подмосковья (Ботаника)


Реферат: Хазары. Воины России с хазарским Карганатом (Доклад) (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист