GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс (Педагогика)



Ответы на вопросы


Технология образования



Оглавление – в конце.

Билет №1


Вопрос 1.


Педагогика как наука.

Для того чтобы человеческое общество продолжало свое развитие, оно должно
передавать социальный опыт все новым и новым поколениям людей. Передача
старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального
опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, называется воспитанием.
Предмет педагогической науки – воспитание, реализовывается которое через
педагогическую систему.
Воспитание трактуется, как функция человеческого опыта передавать новым
поколениям накопленные обществом ценности.
Воспитание – процесс передачи опыта от одного поколения к другому.
Образование – процесс усвоения отдельно взятой личностью обобщенного
опыта, накопленного поколением.
Тезис о том, что человек, преобразуя действительность., преобразует
самого себя, имеет принципиальное значение, но ни в коей мере не отрицает
понимания воспитания как процесса передачи старшими поколениями и активного
усвоения новыми поколениями социального опыта человечества, ибо процесс
преобразования действительности невозможен без осмысления всего, что уже
создано человечеством.
Воспитание, по словам В. И. Ленина, является вечной категорией. Оно
возникло одновременно с зарождением общества и будет существовать на всех
этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие младшим,
более опытные менее опытным, при этом воспитуемые включаются в активную
деятельность, общение, сами обогащают свое сознание. В результате люди
воспринимают определенный образ жизни в обществе, совершенствуя себя в
деятельности, труде, поведении, общении с окружающими, взаимодействуя с
природой.
Многие века процесс воспитания протекал как естественный для
человеческого существования и не являлся предметом специального изучения.
Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы
общественного сознания, наиболее общие понятия о мире, о месте человека в
нем.
Научные взгляды на воспитание получили отражение в трудах таких известных
философов, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан и др.
Термин педагогика возник в Древней Греции и означал в переводе на русский
язык детовождение. Педагогом тогда называли наставника, лицо, воспитывающее
и обучающее детей.
Предмет педагогики – это воспитание человека как особая функция общества.
Организованным воспитанием многие годы охватывались лишь дети, и
педагогику поэтому называли наукой о воспитании детей. Поскольку система
образования и воспитания касается теперь нс только детей, но практически
всех людей, то педагогикой называется наука о воспитании человека на всех
возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно
актуальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного
образования, включающая все звенья: от дошкольных учреждений до
многообразных форм общего, профессионального образования и повышения
квалификации работающих.
Собственно педагогические учения были развиты в эпоху Возрождения в
трудах Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского.
Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство
исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса
Коменского. Его выдающийся труд «Великая дидактика» и до сих пор остается
замечательным памятником, знаменующим рождение научной систематизированной
педагогики. Сформулированные им принципы, методы, формы обучения и
воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических
систем.
Взгляды английской буржуазии на воспитание наиболее четко сформулировал
Джон Локк.
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды
французских просветителей Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, Д. Дидро.
Демократические идеи в области развития педагогической мысли отстаивали
выдающийся швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци и немецкий педагог
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
Широко известны в научной педагогике труды немецкого ученого Иоганна
Фридриха Гербарта. Родоначальниками революционно-демократических взглядов в
русской педагогике были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и
В. А. Добролюбов. Большое влияние на становление отечественной научной
педагогики оказали труды Л. Н. Толстого и Н. И. Пирогова. Целостное,
систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в
трудах К. Д. Ушинского. Большой вклад в развитие советской педагогики
внесли Л А. Крупская, М. И. Калинин , А. В. Луначарский, А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинский.
Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей: дошкольная
педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического
образования, производственная педагогика, педагогика высшей школы, военная
педагогика, история педагогики, педагогика непрерывного образования,
предметные методики обучения.
Кроме того, в структуру педагогических наук входит еще и специальная
педагогика, рассматривающая вопросы воспитания слепых детей
(тифлопедагогика), глухих и слабослышащих детей (сурдопедагогика),
умственно отсталых детей (олигофренопедагогика).
Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно
называемая сравнительной педагогикой.
Совокупность отраслей педагогики и образует единую систему педагогических
наук. Педагогика в своем развитии тесно связана с философией, этикой,
социологией, психологией, школьной гигиеной, опирается на их закономерности
и рекомендации.

Вопрос 2.


Психологические особенности развития ребенка в младенчестве и раннем
детстве.

Младенчество. 1 год жизни – эпоха психического развития. Нет ничего
беспомощнее родившегося ребенка. Он ничего не может сам. Все работает на
развитие ребенка.
Именно до 3-х лет закладывается фундамент. Доминирующие потребности –
биологические. Только мать может удовлетворить все потребности ребенка.
Доминирующая потребность – общение с матерью.
На протяжении первого полугодия ребенок проявляет только положительные
эмоции. Ребенок запрограммирован на радость. На 1 году у ребенка
закладывается интеллект. Самые важные 3-5 недели жизни. Появляется
потребность к новым впечатлениям (интеллектуальным).
Три месяца – комплекс оживления (ребенок узнает свою мать). К концу года
пробуждается воля. Это возрастной перелом и называется возрастным кризисом.
Содержание возрастного перелома физическое освобождение от взрослого ,
ребенок начинает отдаляться от родителей. Приобретение физической
самостоятельности. Это проявляется в чрезвычайной двигательности ребенка и
ограничении активности приводит к психологическому бунту (реакция протеста
проявляется в упрямстве…).
Раннее детство (2-3 года). Очень важный возраст, свободное перемещение в
пространстве, освоение формы, величины.. Познание через манипуляцию
предметов. Развитие (мальчики обычно начинают говорить позже). У ребенка
должно развиваться наглядно-действенное мышление, мышление через
манипуляцию.
Речь и усвоение социально выработанных способов, действий с предметами –
ново-психологические новообразования. Закладывается фундамент нравственной
морали, сформирована положительная эмоциональная реакция на похвалу
взрослого.
Конец этого возраста – возрастной кризис 3-го года жизни. Он заключается
в пробуждении самосознания.
Ребенок начинает ощущать себя личностью, начинается психический отход от
взрослого. Ребенок перестает нуждаться в опеке. Самый эффективный прием
этого возраста – похвала, можно ругать.

Билет №2.


Вопрос 1.


Учитель – профессия массовая, уникальная, творческая.

Потребность людей в технических, научных и эстетических знаниях,
повышение престижа образования, необходимость занятий физической культурой,
спортом, музыкой – все это реализуется огромным отрядом преподавателей,
тренеров, мастеров производственного обучения – теми, кто по характеру
своей деятельности может быть назван учителем. Прогресс науки и культуры
общества во многом зависит от деятельности учителя, поэтому огромной
важности задачи стоят перед ними: воспитание учеников, вооружение их
знаниями, умениями, навыками, организация их деятельности и досуга,
пропаганда педагогических знаний. Педагогическая профессия ответственна,
сложна, но и увлекательна. Огромна общественная значимость учительского
труда, поскольку в руках учителя судьба поколений. Велико социальное
значение учительской деятельности, связанной с формированием общественного
сознания, культурного наследия, настроений и потребностей людей. Поэтому
очень высокими должны быть требования к личности учителя. Ум, знания,
поступки – все постоянно подвергается критическому анализу учеников,
родителей, окружающих людей. Трудность педагогической деятельности
заключается и в том, что далеко не сразу видны ее результаты, не сразу
обнаруживаются ошибки, сложны сами по себе педагогическое общение и
воздействие. Продукты учительской деятельности материализуются в
практическом и физическом облике другого человека, в его знаниях, чертах
характера, физических и умственных способностях и т.д. Успех воспитания
зависит не только от отношения педагога к воспитаннику, но и от отношения
воспитанника к педагогу. Только осознание социально-политической значимости
своего труда, большая любовь к своей профессии могут помочь учителю в
преодолении этих трудностей.
Успех учительской деятельности зависит от степени развития педагогических
способностей:
1. Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и
компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и
индивидуальными способностями учащихся.
2. Организаторская – способность включать учащихся в различные виды
деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на
каждую отдельную личность.
3. Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками
правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием
учащихся.
Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она
ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и
новые задачи.
Условия педагогического творчества:
1. Способность к самоанализу, к саморазмышлению.
2. Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения
учеников.
3. Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких
эпизодов, фактов лепить целостный образ.
4. Восприимчивость к новаторам.

Вопрос 2.


Возрастная периодизация развития ребенка.

Принципы возрастной периодизации. В основе возрастных периодов лежат
определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу
при обучении и воспитании развивающейся личности.
Два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и
принцип развития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты
такими психологами как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, Д.
Б. Эльконин, В. В. Давыдовым и др.
Характеристика возрастных периодов в трудах Д. Б. Эльконина. С развитием
психолого-педагогнческой науки углубляется и изучение возрастной
периодизации. Об этом свидетельствуют работы Д. Б. Эльконина, который,
развивая проблемы, выдвинутые Л. С. Выготским, и исходя из основных
принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу
содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу «об
исторически возникшем расщеплении единого процесса усвоения общественного
опыта на две взаимосвязанные стороны – усвоение мотивов и задач
деятельности и усвоение операционно-технической стороны деятельности».
Оказывается, что в пределах одной ведущей деятельности и соответственно
определенного возрастного периода имеются свои типы деятельности и развитие
ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность
ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей
действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-
манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается
познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на
познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип
деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь
потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.
Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является
игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше
внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем
дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений
окружающих людей, что формирует новые потребности.
Вот как выглядит периодизация Д. Б. Эльконина в целом (см. также
таблицу).
1. Младенческий возраст – 0 – 1 год. Ведущий вид деятельности –
непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия,
сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми,
мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным
новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении
с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
«В своей основе, – подчеркивает Д. Б. Эльконин, – потребность субъекта в
общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от
него получает и которую сам ему дает».
2. Раннее детство – 1 – 3 года. Ведущая деятельность – предметно-
орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами
действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием
возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
3. Дошкольный возраст – 3 – 7 лет. Ведущая деятельность – ролевая игра, в
процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой
деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к
общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, то
характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
4. Младший школьный возраст – 7 – 11 лет. Ведущая деятельность – учение.
В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и
явлениях внешнего мира и человеческих отношении. Новообразованиями возраста
являются произвольность психических явлений, внутренний план действия,
рефлексия.
5. Подростковый возраст – 11 – 15 лет. Ведущая деятельность – общение в
системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-
организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает
навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются
формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям,
стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам
коллективной жизни.
6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-
профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как
мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных
периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих
силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и
старыми возможностями их удовлетворения.
Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в
изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и
уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня
развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми
действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении
содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны
взрослых изменить отношение к подростку.
|Возрастной |Ведущая |На что |Какая сфера |Новообразовани|
|период |деятельность |направлена |психики |я возраста |
| | |познавательна|преимущественн| |
| | |я |о развивается | |
| | |деятельность | | |
|Младенческий |Непосредственно|На познание |Личностная |Потребность в |
|(0-1 г.) |е эмоциональное|отношений |(потребностно-|общении. |
| |общение | |мотивационная)|Эмоциональные |
| | | | |отношения |
|Раннее детство|Предметно-манип|На познание |Познавательные|Речь и |
| |улятивная |предмета |процессы |наглядно-дейст|
|(1-3 г.) |деятельность | | |венное |
| | | | |мышление |
|Дошкольный |Ролевая игра |На познание |Личностная |Потребность в |
|возраст | |отношений |(потребностно-|общественно-зн|
|(3 – 7 лет). | | |мотивационная)|ачимой и |
| | | | |общественно-оц|
| | | | |ениваемой |
| | | | |деятельности |
|Младший |Учение |На познание |Интеллектуальн|Произвольность|
|школьный – | |начал наук |о-познавательн|. Внутренний |
|возраст (7 – | | |ая |план действия.|
|11 лет) | | | |Самоконтроль. |
| | | | |Рефлексия. |
|Подростковый |Деятельности |На познание |Личностная |Стремление к |
|возраст (11 – |общения в |системы |(потребностно-|«взрослости», |
|15 лет) |процессе |отношений в |мотивационная)|самооценка, |
| |обучения, |разных | |подчинение |
| |организованной |ситуациях | |нормам |
| |трудовой | | |коллективной |
| |деятельности | | |жизни |
|Старший |Учебно-професси|На познание |Познавательная|Мировоззрение,|
|школьный |ональная |профессий | |профессиональн|
|возраст (15 – | | | |ые |
|17 лет) | | | |интересы |


Билет №3


Вопрос 1.


Великие педагоги прошлого. Рассказать подробно об одном из них.

Иоган Генрих Песталоцци – гармоническое развитие личности.
Жан Жак Руссо – природосообразное воспитание. Человек и природа
неразделимы.
Януш Корчак.
Я. А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы.
Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель-гуманист и
педагог. Он родился в семье члена протестантской общины «чешских братьев» –
наследников антифеодального гуситского движения. Первоначальное образование
получил в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в
Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы
Коменский возвращается на родину, где становится выборным священником
общины и возглавляет братскую школу.
Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана
Тридцатилетней войной (1618-1648). Будучи одним из. руководителей чешской
реформаторской церкви, он вынужден скрываться. Во время скитаний погибают
его жена и дети, в Праге сжигают принадлежащие ему рукописи. В конечном
итоге Коменский вынужден навсегда покинуть Чехию. С этого момента он
занимается только педагогической деятельностью. В польском городе Лешно,
где обосновалась часть общины «чешских братьев», Коменский руководил
братской школой, работал над «Великой дидактикой» .
В 40- годах Коменский по предложению шведского правительства занимается
подготовкой реформы школы в Швеции С 1650 по 1654 г. он работает В.
Венгрии, где пытается реализовать свои идеи устройства школы.
В. 1654 г. Коменский возвращается в Лешно, но в ходе польско-шведской
войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и
библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по
решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.
Там же он много работал над завершением главного труда своей жизни –
«Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», который являлся итогом
его философско-педагогических и общественных планов по исправлению
общества.
Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании
системы воспитания и образования. Обновленный образовательно-воспитательный
процесс должен строиться «природосообразно» – в соответствии с объективными
законами природы. «Искусство воспитания совершенствует природу, а не
извращает ее Искусство против природы бессильно… может сделать только то,
что допускает природа. Искусство, не следующее природе, больше вредит, чем
помогает».
Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее
главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,
так и в отношении человека. Он указывал, что «точный порядок школы надо
заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над тем»
процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Принцип
природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни
человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего
человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом
впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь… Если мы
позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем
несправедливы по отношению. к тем, кто обладает той же природой».
Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Великой
дидактике» (1638).

Вопрос 2.


Психологические особенности развития младшего школьника.

7-11 лет.
В этом возрасте активно идет развитие психических черт и свойств
личности. Идет формирование основных духовно-нравственных качеств людей
(детей). Значительно сохраняется активная роль семьи и школы в формировании
познавательных процессов и интересов, но возрастает влияние на это
неоформленных воздействий. Но роль семьи и школы доминирует. У детей со
сформированными … положительными качествами возрастает способность
противостоять отрицательным влияниям среды.
Главные психолого-педагогические направления в развитии:
1. Изменения социального статуса ребенка.
2. Соединение свободы выбора с режимом.
3. Перестройка деятельности (теперь не игровая, а учебная деятельность,
но игра имеет свое существенное значение).
4. Изменяются мотивы, дающие толчок к развитию познавательных сил; идет
адаптация к школьному коллективу; обучению нормам и правилам школьной
жизни.
В этом возрасте у детей существуют определенные трудности. Одна из них
состоит в сложности освоения нового режима жизнедеятельности, другая –
сложность в усвоении отношений с учителями и товарищами.
Главной психической особенностью является ярко выраженная мотивация,
направленная на учебную деятельно и на оценку этой деятельности со стороны
учителя и родителей.
Доминанты развития детей в этом возрасте:
1. Развитие речи, внимания, памяти, эмоций. Со стороны педагога требуется
помощь в понимании и закреплении ответственности в отношениях.
2. Ведущей педагогической идеей является формирование у детей убеждений,
направленных на общечеловеческие ценности (труд, семья, родители,
послушание, уважение старших, чувство гражданственности, чувство понимания
отечества, Родины). Нужно создавать и ситуацию успеха в учебно-
воспитательной деятельности школьников.

Билет №4


Вопрос 1.


Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них.

Ушинский – воспитание зависит от исторического значения народа.
Сухомлинский.
Л.Н. Толстой.
Антон Семенович Макаренко родился 1/13/марта 1888 года в г. Белополье на
Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища
и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюков и на
станции Долинская (1911-1914). Преподавал русский язык, черчение и
рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством
костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал
бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.
Окончив Полтавский учительский институт {1914-1917) с золотой медалью,
заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в
Полтаве. С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией для
несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в
Куряж под Харьков. Она носила имя М. Горького. Макаренко отразил ее
деятельность в «Педагогической поэме». 6 повестях «Флаги на башнях» и «Март
30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, где
Антон Семенович работал с 1927 по 1935. годы. С 1935 по 1937 годы Макаренко
служил в управлении трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 года возглавил
колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году
переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической
деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича
сердца – сгорел «в огне действенной любви к детям», как писал о нем
Горький. Похоронен А. С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище.
Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который
был для них другом и духовным отцом,
А. С. Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать
нового совершенного человека и полемикой с противниками его теории, верой в
светлое будущее и разочарованиями.
Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива, в котором
формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он
разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания
в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами,
методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования
сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он
рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.
Макаренко определил стадии развития коллектива: его создание, становление
и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися
традициями. Коллектив в своем развитии не может оставаться на месте – он
либо совершенствуется, либо деградирует. Эту закономерность он назвал
«законом движения коллектива». Для. того, чтобы не произошло остановки и
отката назад, перед коллективом необходимо ставить ряд взаимосвязанных
между собой и удаляющихся по времени в будущее реально достижимых целей
(перспектив). Такие цепочки перспектив (близкая – средняя – далекая) Антон
Семенович назвал перспективными линиями.
Коллектив нужен был Макаренко как средство воспитания личности. Он
состоит из детей с различными качествами и, если его члены взаимно
обогащают друг друга своими знаниями, умениями и другими индивидуальными
чертами, то он становится благоприятной средой для развития личности, для
формирования гражданина демократического общества.

Вопрос 2.


Психологические особенности развития подростков.

Это возраст с 11-12 лет до 14-15 лет. Отроческий возраст. Это период
бурного физического и психического развития человека. Перед подростком
ставить какие-либо цели бессмысленно. Период бурного развития: 2 причины:
(переход от детства с ориентацией на взрослого к юности, которая считается
психически достаточным возрастом) (характеристики двух возрастов: с одной
стороны взрослость, а с другой детское поведение).
1. Физиологический – это период … – половое созревание…
2. Пробуждение впервые к взрослости, потребность быть взрослым, не быть
как взрослым (она пережита в школьном возрасте).
Что значит для подростка быть взрослым? Быть взрослым значит иметь равные
со взрослыми права (хочет иметь равные права). И хочет чтобы взрослые
видели эту взрослость, признавали ее, уважали, т.е. давали права. Есть еще
один пар… – центром психической жизни становятся сверстники.
Ведущим видом деятельности в подростковом возврате является общественно-
полезная деятельность. Для подростка ОПД – это деятельность на пользу «моих
или его значимых других». Есть еще одна психическая характеристика:
подростковый возраст – это возраст активного поиска референтной (референт –
советчик) группы.
От чего зависит выбор референтной группы:
1. Успешная деятельность.
2. Чтобы был признан в этой деятельности.
Во многих конфликтах виноваты родители.
Немаловажную роль играет половое созревание:
1. Вследствие выделения большого числа гормонов, происходит чрезмерная
утомляемость.
2. Фигура оформляется по женскому или мужскому типу, и тело функционирует
по женскому или мужскому типу.
Педагогическая проблема: отставание нравственного и социального
созревания.
Есть еще два психических новообразования:
1. В учебной деятельности должно стать логическое, абстрактное мышление.
Вся психическая деятельность начинает …
2. Именно в этом возрасте начинают формироваться взгляды, мнения и
впервые появляются осознанные идеалы. Появление идеалов – это психический
показатель. Идеалы выбираются по чисто внешним показателям.
Подростковый возраст – возраст смешанный.

Билет №5


Вопрос 1.


Внешний вид учителя.

Огромна общественная значимость учительского труда, поскольку в руках
учителя судьба поколений. Велико социальное значение учительской
деятельности, связанной с формированием общественного сознания, культурного
наследия, настроений и потребностей людей. Поэтому очень высокими должны
быть требования к личности учителя. Ум, знания, поступки – все постоянно
подвергается критическому анализу учеников, родителей, окружающих людей.
Очень важен внешний вид учителя: аккуратность, строгость,
интеллектуальность, индивидуальность, естественность (макияж, парфюмерия –
не чрезмерны).
Чаще всего окружающие обращают внимание на мимику, манеру поведения и
общения, жесты, речь, прическу, одежду, стиль (консервативный или
демократический, современный), руки (аккуратны ли).
Внешний вид учителя играет значительную роль у младших школьников, т.к.
они в большинстве случаев подражают своим учителям, и пытаются быть
максимально похожими на них.

Вопрос 2.


Темперамент, диагностика темперамента.

Темперамент – это индивидуальное свойство психики, которое определяет
динамику психической деятельности человека, проявляющуюся во всех видах
деятельности и являющейся устойчивым, постоянным на протяжении всей жизни
человека.
Особенности:
1. Темперамент – это несодержательная характеристика человека – это
динамика.
Динамика – это сила, скорость, подвижность всех наших проявлений.
Темперамент – это тонус психической деятельности человека.
2. Темперамент постоянно проявляется во всех видах деятельности.
3. Темперамент изменению не подвержен, он устойчив.
Больше всего люди отличаются друг от друга в темпераменте.
Эти различия были подмечены очень давно. Были теории:
1. Теория Гиппократа. Он считает, что в основе темперамента лежит
пропорция жидкостей в теле человека: кровь, слизь, желчь.
2. Теория связанная с конституцией.
3. Правильная теория: изучение типа ВНД человека (учение Павлова).
В основе темперамента лежит 3 … …: 1. Сила, 2. Уравновешенность, 3.
Подвижность.
Темперамент зависит от того, как они сочетаются.
Сила – это показатель ее работоспособности (запас питательных веществ в
нервных клетках). Сильная нервная система реагирует на все адекватно,
«соответственно». Слабая нервная система реагирует не адекватно..
По каким показателям можно судить: сильная или слабая нервная система:
Сильная: 1) Работоспособность, 2)Выносливость к неблагоприятным условиям
среды.
Уравновешенность – это показатель баланса (соотношения) процессов
торможения и возбуждения в коре больших полушарий.
Уравновешенность нервной системы.
Характерно адекватная реакция у человека с неуравновешенной нервной
системой преобладает над торможением или наоборот. Уравновешенность
проявляется в самообладании умения владеть собой. Подвижность нервной
системы – показатель того, как быстро на силу первого процесса приходит
другой.
Эти свойства лежат в основе типов ВНД:
Сильная Слабая (меланхолик)

Неуравновешенная (холерик) Уравновешенная

Подвижный (сангвиник) неподвижный (флегматик)
1. Сильный, уравновешенный, подвижный, быстрый тип – сангвиник
2. Сильный неуравновешенный – холерик
3. Сильный, уравновешенный, неподвижный – тип спокойный (флегматический
темперамент).
4. Слабая нервная система – слабый тип ВНД (высшая нервная деятельность)
(меланхолик).

Билет №6


Вопрос 1.


Мастерство общения в профессии педагога.

В профессии учителя общение – профессиональный долг.
Две стороны:
1. Общие принципы, заложенные самим характером и унаследованные ценностями
прошлого.
2. Индивидуальные принципы. Совокупность приемов и средств, которые
учитель, в условиях различных обстоятельств реализует в своей
деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, опыта,
способностей, умений.
Умения:
1. Умение достижения целей обучения и воспитания.
2. Способность выстраивать взаимоотношения с различными по полу, возрастным
признакам, психическими наклонностями воспитанниками.
3. Умение управлять развитием личности.
4. Умение рассказывать о сложном просто (Адаптировать учебный материал).
5. Для полноценного общения учителю необходимо соотносить содержание,
способ, ритм, характер общения, с различными психофизическими и
социальными особенностями всех, вступающих в контакт с учителем.
6. Строить свое общение исходя из особенностей и чутко реагируя на малейшие
изменения всех партнеров по общению.
Факторы, влияющие на общение:
1. Внешний вид учителя.
a) Одежда.
b) Манера общения.
c) Мимика.
d) Темперамент.
e) Походка, осанка.
2. Социальные факторы.
a) Семейное положение.
b) Материальное положение.
c) Пол.
d) Возраст.
e) Мировоззрение.
f) Религия.
3. Психологические особенности ученика и учителя.
4. Физиологические.
Механизмы общения:
1. Подражание (стихийно, бессознательно) – младшие школьники.
2. Внушение (Необходим авторитет внушителя).
3. Убеждение. Разъяснение. (Направлен на мышление людей. Большую роль
играет доказательство, которое строится на личности, честности. Часто
используется при индивидуальном общении).
4. Заражение (Идеи, чувства, настроения, вкусы).
5. Идентификация – отождествление (близко к подражанию).
Педагог не застрахован от неудач. Он должен не бояться признать ошибку.
Анализ ситуации, здравая оценка (разговора, ущерба), никогда не повторять
ошибки.

Вопрос 2.


Возрастная психология как наука.

Возрастная психология, как более или менее обособленная отрасль
психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление
возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности
в течение жизни. Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных
характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, с учетом
сложившейся в нашей стране системы обучения и воспитания, внутри самой,
возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника
(часто называемая детской психологией), психология младшего школьника,
психология подростка, психология старшего школьника (или: ранней юности),
психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста
(геронтопсихология).
С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX – начало XX
веков) рамки возрастных границ объекта исследований существенно
раздвинулись.
Исследования психологии взрослых людей постепенно распространялись с
одной стороны, на юношей, подростков, младших школьников и затем
дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные
потенциальные возможности детей, а главное – вскрыть те периоды жизни
ребенка, которые наиболее благоприятны (сензитивны) для развития различных
функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств
личности.
Особо интересным в этом отношении является ранний возраст, первые годы и
даже месяцы жизни ребёнка когда начинается процесс социализации,
превращения биологического существа в человеческую личность.
В своем развитии человек проходит через некоторые стадии:
1. Детство
2. Отрочество
3. Юность (до 28-32 лет)
4. Зрелость
5. Период старения
6. Смерть
Каждому возрастному периоду соответствует рассвет определенных
психических функций, психических свойств. Каждый возрастной этап имеет
определенный смысл, цель. У каждого возраста должно быть свое назначение.
Изучением закономерностей психического развития человека на каждом
возрастном этапе и на протяжении всей жизни и занимается возрастная
психология (ВП).
Предметом ВП является закономерности онтогенеза (индивидуального развития
организма). А в это понятие входит:
1. Общие закономерности, объективно действующие, определяющие форму,
содержание, результат, динамику протекания, итоги.
2. Содержательные психические характеристики детей, людей, представителей
каждого возрастного этапа (эталон психического развития).
3. Закономерности специфического воспитания психики и поведения (это
называется понятием возрастная норма).
4. Проблема биологической (организм) и социальной (среда) зависимости
развития психики и поведения человека.
5. Выявление сравнительного влияния на психическое развитие эволюционных,
революционных и ситуативных изменений в жизни и поведении человека (развод
родителей).
6. Проблема относительного влияния на психическое развитие человека
стихийного и организованного обучения и воспитания.
7. Соотношение интеллектуального и личностного развития в общем процессе
становления личности.
Психическое развитие определяется как постепенное закономерное изменение
психических структур во времени, выраженное в их количественных и
качественных преобразованиях.

Билет №7


Вопрос 1.


Современные педагоги исследователи

Современные отечественные исследователи в области педагогики.
В конце 70-х, начале 80-х гг. на общую арену общественно-политической
жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-теоретиков. Их
девиз: «Творчество учителя – творчество ученика». Этих учителей отличает
увлеченность своим предметом, любовь к детям, уважение к личности с самого
первого дня, как он переступил порог школы. Уметь построить урок так, чтобы
все ученики принимали участие в учебном труде.
С 1979 г. стали выходить книги из серии «Педагогический поиск».
В числе первых вышли книги, которые рассказывают об опыте Шаталова В.Ф.,
Ильина Е.И, Лысенковой С.И., Волкова И.П., Амонашвили. В основе этих
педагогов лежит педагогика сотрудничества, сущность которой основывается на
воспитательном подходе к обучению, т.е. необходимо судить о ребенке не по
его знаниям, а по его отношению к труду, к нравственным ценностям, к
качествам человека, к людям.
Все книги серии «Педагогический опыт» можно разбить на три группы:
1. Раскрытие опыта педагогических коллективов, которые добились серьезных
успехов в обучении и воспитании детей.
2. Обобщение регионального опыта в определенной сфере воспитания и
обучения.
3. Книги самих учителей-новаторов, которые делятся опытом работы,
размышляют, спорят, отстаивают свою точку зрения.
Шаталов: отдает предпочтение индивидуальному подходу, которое рассчитано
на всех учеников одновременно; возбуждает атмосферу коллективной увлеченной
творческой работы. Задача Шаталова – избавить ребенка от страха перед
двойкой – спасти достоинство ребенка, вселить в него оптимизм.
Приемы:
1. Четкое, логичное объяснение учебного материала.
2. Использование наглядных блок-схем.
3. Ученики имеют возможность опоры при ответе.
4. Дома сначала решается то, что решалось в школе (закрепление).
5. По мере освоения материала учащиеся имеют возможность выбора.
6. Проверка заданий, исправление ошибок, но оценка не ставится. Оценка
ставится после того, как тема полностью усвоена.
7. Для Шаталова главные инструменты в методике учителя – четкость,
понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.
Волков: преподаватель труда и черчения.
Чтобы развить склонности и способности учащихся им необходимо попробовать
себя в различных видах деятельности («Свободная мастерская»), где собраны
всевозможные инструменты, материалы, где каждый берет то, что ему по душе:
1. Никаких ограничений в творчестве.
2. Научился сам, научи товарища.
Принципы:
1. Знания – фундамент творчества.
2. Строгий отбор учебного материала.
3. Многократность повторения изучаемого материала.
4. Разностороннее развитие ученика.
5. Формирование устойчивого интереса к учению.
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.
7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.
В своем творчестве педагоги-новаторы стремятся преодолеть замкнутость
школьного (классного) мира. В этом плане можно привести педагогического
деятеля Ильина. Это учитель литературы, который считает что очень важно,
чтобы уроки литературы были уроками человековедения. Восприятие литературы,
как учебника жизни.
Лысенкова – учение крупными блоками какую-либо тему. Вся тема – 1-2
блока.
Все эти педагоги-новаторы отдают предпочтение коллективно-творческой
деятельности.
Ш.А. Амонашвили.
Им научно обоснованы и проведены в школьной практике условия, содержание
и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению
социально-значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности младших
школьников и гуманизации знаний.
Шестилетние дети – особый народ в детском государстве. Поэтому, учителям
и воспитателям, нужно знать, во-первых, какие в связи с эти могут возникать
проблемы; во-вторых, работать с ними нужно иначе, полностью сознавая, что
за партами сидят другие дети, а не такие же как и семилетки; в-третьих,
определить свою педагогическую позицию и обусловленные ею формы и методы
обучения, воспитания и, самое главное, общение с шестилетками.
Личные качества, которыми должен обладать учитель таких детей:
1. Должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть.
Доброта и любовь к детям должна быть не только внутренне переживаемым
состоянием, но и главным мотивом, стимулом педагогической деятельности
общения с ребенком или со всем классом.
2. Должны уметь понимать детей, - значит стать на их позицию, ценить их
чувства, принимать их заботы и дела, как серьезные и считаться с ними, не
подчинять их своей власти. Понимать – значит овладеть высочайшим
мастерством воспитания маленького человека.
3. Необходимо быть оптимистами. Педагог обязан верить в свою педагогику,
верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме,
когда педагог глубоко внушает в индивидуальность, внутренний мир ребенка
и в зависимости от этого ищет методические пути его преобразования
воспитания, обучения и развития.
4. Обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада.
Педагогу должно быть присуще все наилучшее, что людям нравится в
человеке.
Цель вовлечения шестилетних детей в школьную жизнь:
1. Шестилетний ребенок больше готов к началу школьной жизни, чем
семилетний.
2. Это наиболее благоприятный период умственного развития и социальной
подготовки ребенка.
3. Введение классов для шестилеток в целостную систему начальной школы даст
возможность более рационально построить учебные планы и программы,
сократить учебную нагрузку младших школьников.
Чем отличается шестилетний ребенок от семилетнего:
1. Недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта.
2. Преобладание активных потребностей и импульсивной активности.
3. Стремление к игровой деятельности.
Активный вклад в педагогику вносят не только педагоги-практики, но и
педагоги-теоретики.
Например Краевский, который рассматривает содержание общего среднего
образования, как модель требования общества. Он современный крупный
дидактик. Разработал функции, структуры, состав обучения.
Фрадкин – педагог-теоретик (последователь Блонского). Перерабатывает
систему Блонского под современную школу и систему обучения.
Мы видим, что отечественная педагогика не стоит на месте – она
развивается в свете новой реформы образования.

Вопрос 2.


Психология юношеского возраста.

Старший школьный возраст – ранняя юность – 14, 15 – 17,18 лет. Время
реального перехода к взрослости, к новой социальной ситуации развития,
когда главными качественными новообразованиями психики становятся
устремленность личности в будущее. Перед юношами и девушками стоит проблема
профессионального и жизненного самоопределения, следовательно ведущей для
них становится учебно-профессиональная деятельность.
Это время становления мировоззрения, выработки нравственных принципов,
формировании характера, проявления и развития индивидуальных способностей,
время начала рассвета как физических, так и духовных сил, время романтики,
любви и самосовершенствования.
Формирование убеждении и мировоззрения.
Характерно для этого возраста сохранение решающей роли школы,
удовлетворения познавательной потребности. Сохранена в целом положительная
(материальная и эмоциональная) роль семьи.
В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность
разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей
жизни в частности.
Старшеклассники переходят к систематическому усвоению теоретических основ
различных учебных дисциплин. Для учебного процесса в старших классах
характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам,
установление содержательных межпредметных связей, что создает почву для
овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания.
Все это вместе взятое приводит к взаимосвязанному формированию у учащихся,
с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира,
имеющей глубокий философский смысл, а с другой – научного мировоззрения.
Это как бы расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его
мировоззрение выступает и как типичная особенность, и как фактор, который
оказывает решающее влияние на все психическое развитие, и как условие,
определяющее развитие познавательной деятельности, самосознания,
самовоспитания и направленность личности старшего школьника.
В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность
личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.
Потребность в общении. Старший школьный возраст – это возраст
формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего
самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность
старшеклассников. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в
делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления
своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: «Никто
не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение»; «У
меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать, спорить из-за них».
Старшеклассники претендуют на самостоятельность и более ответственных
сферах жизни, чем подростки: «Хочется самому выбрать интересную
специальность и стать мастером своего дела»: «Хочется самому находить
ответы на волнующие вопросы».
Стремление самому во всем разобраться способствует формированию
нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это
вполне зрелые и правильные взгляда, Подчас можно столкнуться с ошибочными,
незрелыми суждениями.
Это стремление к самостоятельности проявляется и во многом другом.
Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но он
хочет, чтобы признали его оригинальность, его право на индивидуальность.
Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто
демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые).
Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в
общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника даже выше, чем
в другие возрастные периоды.

Билет №8


Вопрос 1.


Игра.

Игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить
ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены
биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает
врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как
животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с
соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в
песочек, копание ям – этапы хлебопашества, игры с животными – скотоводства
и т.д.
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение
ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В первых играх
ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые
«обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно.
Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе
руководящая роль взрослых остается.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок
овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к
возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком
раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с
ними.
Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то
создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают
назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных,
в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в
доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных
играх. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», беря на себя
определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3 – 4 года. До этого
возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают
коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры
зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в
коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В
коллективных сюжетных играх, которые к 6 – 7 годам становятся более
длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-
ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся
правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он
привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в
игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный
зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма
и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила
и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В
спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих
умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности,
совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную
разрядку.
Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не
исключает и других видов деятельности. С 3 – 4 лет ребенок знакомится с
трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать
игрушки. В 5 – 6 лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за
комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т.д. В детском
саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.
Посильные поручения по хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и
прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к
делу, заботу о товарищах.
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с
дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей.
Например, лото «Животные» – игра, которая учит ребенка классифицировать
предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по
родной речи (обогащение словарного запаса), по счету. В настоящее время в
старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе.
Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях
музыке, рисованию, иностранному языку.

Вопрос 2.


Личность.

Понятие о личности. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие
«человек». Личность – категория общественно-историческая. Общественная
сущность и социальные функции личности Являются главными показателями в ее
характеристике. Личность – объект исследования только общественных наук –
истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и
Т.Д.
Личность – деятель общественного развития, сознательный индивид,
занимающий, определенное положение в обществе и выполняющий определенную
общественную роль. Роль – это социальная функция личности; например, роли
матери и отца – воспитание детей, роль директора школы – управление
коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.
Позиция личности – это система ее отношений. Существенными отношениями
личности являются отношения к материальным условиям жизни, к обществу и
людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д.
Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее социальные
установки.
Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по
уровню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные и
глубокоосознанные. Малоосознанное отношение – это мимолетное чувство
симпатии или антипатии. Глубокоосознанное – это принципиальное отношение,
оно определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями,
сложившимся нравственным идеалом личности, сознанием долга и обязанности.
Итак, материалистическая философия и психология рассматривают личность
как социальную сущность. Личность – это тот же человек, но взятый со
стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Физиолог
исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку
как к личности. Вот почему нельзя согласиться с некоторыми психологами,
которые при определении личности и ее структуры равное место отводят и
социальному и биологическому. К. Маркс писал, что сущность личности
«составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая
природа, а ее социальное качество» .
Личность – это сознательный индивид. Нельзя понять общественной роли
личности, не анализируя ее психологии: мотивов деятельности, способностей и
характера, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации,
например типа нервной деятельности.
Психологическая структура личности
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение.
Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно
установить типическую структуру личности.
Основные компоненты личности. Первый компонент структуры характеризует
направленность личности, или избирательное отношение человека к
действительности. Направленность включает различные свойства, систему
взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических
установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют, и имеют
ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль.
Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность
личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит
к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь
активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные
потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на
задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего
увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему
способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности
взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило одни из
способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С.
Пушкина доминировало поэтические дарование, хотя он проявил себя и как
историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю.
Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность – сценическая. Она
подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене.
Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура
направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на
избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер. или стиль
поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое
образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни
человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет
сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и
эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в
темпераменте.
В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним
относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях
к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям,
скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность,
настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный
стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно
сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу
характера.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет
система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» –
образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление
или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков,
предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические
процессы и состояния.

Билет №9


Вопрос 1.


Детское движение на современном этапе.

Современное положение детского движения в России характеризуется началом
кристаллизации его государственной основы и системы государственных
отношений. Всё это происходит в общем русле утверждающегося волеизволения,
сопровождаемого (и инициируемого) соответствующими качественными
изменениями во властных структурах.
Период «без гимна, без флага, без счастья» завершен. Пройдена крайняя
точка распада детских объединений с прежней партийно-идеалистической
системой ценностей оиентиров. После определенного «мертвого сезона» по
принципу «зерно – колос» происходит становление новой организации –
государственно-национальной (или национал-государственной) центрации.
Наряду с этим встречный импульс «почвеннических» устремлений, приводящих к
полифонии конкретных форм типов подобного объединения. Такой процесс,
наряду с объективными причинами, порожден крайним разочарованием
результатами деятельности значительного числа детских объединений самого
разного толка, так и не сложившихся в детское демократическое движение.
Это произошло в силу того, что в нем, как в системе важны не компоненты,
а отношения между ними. Субъект же, задающий характер таких отношений, пока
отсутствовал. Теперь он

Новинки рефератов ::

Реферат: Характер в структуре личности (Педагогика)


Реферат: Гражданское общество и право по Гегелю (Гражданское право и процесс)


Реферат: Развитие комбикормовой промышленности (Сельское хозяйство)


Реферат: ФПГ (Международные отношения)


Реферат: АТС Alkatel (Радиоэлектроника)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: Измерение горизонтальных и вертикальных углов (Геодезия)


Реферат: Обращение взыскания на имущество должника (Международное публичное право)


Реферат: Причины возникновения алкоголизма и методы борьбы с ним (Социология)


Реферат: Сальвадор Дали (Искусство и культура)


Реферат: Системы счисления (Цифровые устройства)


Реферат: Перевозка скоропортящихся грузов (Транспорт)


Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основные средства (Аудит)


Реферат: Экономика производства кормовых культур в полевых условиях (Сельское хозяйство)


Реферат: Нотариат (Гражданское право и процесс)


Реферат: Интеллектуальная собственность: понятие, сущность, оценка (Гражданское право и процесс)


Реферат: Понятие, структура и методики построения страховых тарифов (Страхование)


Реферат: Билеты по истории с ответами (История)


Реферат: Начало первой мировой войны (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист