GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Мусоргский - "Картинки с выставки", "Гном" (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мусоргский - "Картинки с выставки", "Гном" (Музыка)


Воронежский Государственный Педагогический Институт



Мусоргский
"Картинки с выставки"
"Гном"



Контрольная
работа
по гармонии
студентки Ш курса
заочного
отделения
музыкально-
педагогического
факультета



Воронеж 1998 год
"Не музыки надо нам, не слов,
не палитры и не резца... мысли
живые подайте, живую беседу с
людьми
ведите какой бы сюжет вы ни
избрали
для беседы..."
Из письма
М.П.Мусоргского
В.В.Стасову от 23 ноября
1875г.(1.4)

Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов»
были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не
только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его
времени.

В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного
упоения творчеством стал июнь 1874 года.

В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине
уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки
с выставки».

Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским
под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана.

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство
фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и
розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С
Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение.
Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла
Модеста Петровича.

Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о
друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».

Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные
проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а
также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в
виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь
представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его
путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской
национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил
на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование
картинных зарисовок.

«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в
необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы
он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман
кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и
объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать
... До сих пор считаю удачным». (2.106)

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до
придирчивости строг к себе.

Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана.
Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка,
эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей
фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли
картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

По словам Семёна Исааковича Шлифштейна сюита оригинальна.

Оригинальность заключается, прежде всего в самом типе сюиты: не
романтическая сюита - карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку
с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого, романтическое,
ирреальное уживается в «Картинках» с жизненно повседневным, «высокое» с
«низким». (6.)

При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее
единство - единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру
художника. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в
европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения
крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском
стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец
программной сюиты. У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан
самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы
иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь
Мусоргский изобразил сам себя» (1.14)

«Именно в этой теме «перехода» от одной картинки к другой видна, по
выражению автора, его физиономия. Тема спокойная, распевная,
напоминающая одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственные русским
песням»(2.107)

Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщённый характер.

В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных
песен, а рояль временами удачно передаёт звучание хора. Это воплощение
русского народного духа.

Особое место отведено в «Картинках с выставки» изображению
фантастического. Один из фантастических образов «Гном» представляет собой
в творчестве Мусоргского совершенно новый образ. Это не бытовая
изобразительность и не народная сказочность, а поэтический вымысел, мир
творческого воображения.

«Конечно, ни о какой иллюстративности музыки здесь не может быть и
речи, так глубоко «личностна» звучащая в ней «нота» у самого
композитора. (У Гартмана - это всего-навсего детская ёлочная игрушка,
изображающая кривоногого безобразного карлика)» (6.219.)

Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого
смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации
жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому
обездоленному существу, его затаённому горю.

Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, отталкиваясь от
гротескности к экспрессивности персонажа. Для воплощения фантастического
портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной
точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на
место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки
заплетаются. Он то чего -то боится, то начинает охать, стонать,
жаловаться, то опять бежит без оглядки.

Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с
быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков
с длинными, замирающими. Все это похоже на движения перебегающего с места
на место испугавшегося, скрывающегося человека. Гном кажется злым, жалким,
испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми
бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Это
ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая и неопределенная в 1-ой
теме, опирающаяся на уменьшенный септаккорд и синкопированный
«хромающий» ритм во 2-ой теме. 2-ая тема, благодаря синкопированному ритму
и нисходящим ходам по секундам, кажется ещё осторожнее, ещё таинственнее.

«Ещё от Глинки в русской школе идёт традиция воплощения фантастики
и сказочности через жизненно-равные звучания цело-тонной гаммы,
умещённого септаккорда. Использует их и Мусоргский. Однако при всех
устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: застывшая,
неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фаз придают музыке
оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое в сферу
сказочности(1.16.)

Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт
его характеристику. Гном как вы останавливается и начинает размышлять.
Но тяжёлые, горестные мысли его выдают и мрачная ладовая окраска, и
острые интонационные тяготения, и раскачивающиеся басы. И вот наступают
минуты полного отчаяния. На громкой динамике ff идёт длинная нисходящая
хроматическая линия, создающая впечатление плача, страдания, горя. «В
музыке нет света и радости: фантастическая игрушка лишена надежды на
тепло и человеческое счастье» (1.17.)

Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность.

Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм 2-ой
темы 1-ой части. Но это тема звучит более трагично и гневно. Последняя
фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома.
Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном
пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет
солнце и ждёт его счастье.

И хотя «Картинки с выставки» единственное из значительных
фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность
автора, неповторимая образность его мышления.

«Виртуозность без стереотипных форм виртуозности, выработанных
фортепианной музыкой романтического направления, живопись, как средство
образной конкретизации и выявления внутренней душевной сути изображаемого,
выражающей себя через интонацию внешнего поведения и жеста, - так можно
было бы сформулировать то новоё в области фортепианной стилистики, что
пришло вместе с «Картинками с выставки» в культуру русского и мирового
пианизма»(5.221)

«Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти
Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них
богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил
французский композитор - импрессионист Морис Равель.



Фрагменты урока

. Дети, все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас...
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.

Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня
познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка
великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а
что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках
живут гномы? (Ответы детей)

. Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых
бородатых гномов, о которых пишут сказочники.
Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга -
художника Виктора Карловича Гартмана. Это выставка ему настолько
понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от
увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки,
которые он назвал «Картинки с выставки».На языке музыкальных звуков он
рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и
озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный средневековый
замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнился набросок ёлочной
игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так
художник изобразил щипцы для орехов.

Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по
характеру, что вы представляете под эту музыку?

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.


(Ответы детей)

. Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем
себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и
остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках.
Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже.
Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал,
наверное.
. Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими
бы красками изобразили этого гнома?

(Ответы детей)

. Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или
меняется?

(Ответы детей)

. Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе
«ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна
длинная тянущаяся нота: остановка.
Но вот снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немного
медленнее и тише - словно гном засомневался, заосторожничал, прислушался к
чему-то...

В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном
плачет.

Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести
гнома.

Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по
лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень
хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается
счастье.

Давайте послушаем это произведение ещё раз.

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.

. А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём
песенку.


«Пёстрый колпачок» муз.Г.Струве

сл.Н.Соловьёвой


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки».
Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.

2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка,
1986г. 157 с.
3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» -
М.:»Новая школа» 1996 г. с.192

4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е
изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110
5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка,
1965 г. с.185

6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба».
М.:Музыка. 1975 г., с. 335






Реферат на тему: Начальный этап обучения игры на аккордеоне


П Л А Н


I. Введение.

II. Первые занятия с начинающими детьми.
a) Наглядно-демонстрационные
b) Теоретические
c) Практические (Посадка, постановка инструмента)

III. Постановка рук

a) Особенности постановки правой руки

b) Особенности постановки левой руки

IV. Начальные исполнительские навыки
a) Начальные приемы владения мехом
b) Первые упражнения для правой руки
c) Первые упражнения для левой руки на готовой системе
d) Знакомство со штрихами

V. Выбор репертуара для начинающего

VI. Заключение.



I. Введение

Стоит заметить, что именно на первых уроках у ребенка можно пробудить
интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.
Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет
начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются
основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы
и т. д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие
ученика. Рассмотрим подробнее - с чего же следует начинать первые занятия в
классе аккордеона.


II. Первые занятия с начинающими



Наглядно-демонстрационные


Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с
инструментом, его возможностями.
Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить
несколько известных произведений, различных по характеру и доступных
восприятию ученика.
Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько
первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке.
(учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя
принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию
учиться исполнительству на инструменте и в третьих постепенно вводит
ученика в учебный процесс.



Теоретические


После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить
определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или
быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать
музыку, учась при этом определять характер и темп.
Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель
тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности.
Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за
аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую
возможность ученику на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать
свои силы.
Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше
уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке
инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

Практические (Посадка, постановка инструмента)

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в
непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и
положение аккордеона. Можно выделить два вида посадки :
1. Расположение аккордеона , при котором гриф правой клавиатуры упирается
в правое бедро.
2. Расположение аккордеона, при котором гриф правой клавиатуры находится
на правом бедре, аккордеон смещен вправо и стоит ровно без наклона в правую
сторону.
Более удобным для исполнителей и более рациональным, как показывает
практика, является первый вид посадки. Вообще, основным критерием при
осуществлении того или иного вида посадки является физическое удобство
учащегося, безвредность для его здоровья осанка. Удобство не должно идти
вразрез с основными правилами. Оно должно сочетаться с ними.
- Итак, учащийся 6-8 летнего возраста должен садиться приблизительно
на 1/3 стула. Это связано с конституцией, которой обладает ребенок в 6-8
лет. Если учащийся садится глубже, то теряет упор ногами в пол подставку.
Бедро должно образовывать с голенью угол, равный примерно 90 градусов
и при этом должно быть параллельно относительно полу. Для достижения
этого критерия преподаватель обязан использовать либо подставку, либо
специальный уменьшенный по высоте стул.
Это условие является, пожалуй, единственным из всех остальных, которые
можно выполнить полностью.
Почему же остальные компоненты посадки нельзя исполнить до конца, как
это предписывают правила?
Дело все в том, что в 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост
учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели
аккордеона «Юность». В этой ситуации преподаватель сталкивается с
большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся
слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать
положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. При правильной
постановке аккордеона нижняя сторона корпуса инструмента всей
поверхностью стоит на левом бедре зрительный контроль учащегося над
положением правой руки затруднен или невозможен, а это создает
дополнительные трудности. Конечно, возможен вариант немного наклонить
инструмент, подать нижнюю часть корпуса немного вперед ближе к колену.
Это позволит на первых порах видеть правую клавиатуру . Но такой посадкой
нельзя злоупотреблять долгое время, т.к. в ней имеется много недостатков.
Наиболее очевидные из них : влияние на осанку учащегося, появление
тенденции к сутулости, т.к. при таком положении аккордеон может виснуть
на плечах учащегося, соответственно тянуть вниз.
- Касание корпуса инструмента левого плечевого сустава ученика, что
затрудняет движение меха.
- Положение под наклоном грифа правой клавиатуры мешает исполнить такой
технический элемент, как подкладывание.
- Гриф аккордеона должен упираться в правое бедро.
Если гриф окажется слишком низко, то при игре на верхних клавишах у
учащегося возникнут проблемы, которые будут связаны с неудобством,
исходящим от неправильного положения правой руки.
Левая нога должна находиться под правой частью корпуса аккордеона и 1/2
меха. Угол, который образуют ноги, должен быть не очень маленьким но и не
очень большим, это зависит от размеров инструмента, их соотношения с
конституцией учащегося. К примеру, у аккордеона «Юность», с которым чаще
всего приходится работать, очень широкий гриф, а следовательно длинные
клавиши. Таким образом, если мы за ось симметрии примем корпус учащегося и
относительно нее правильно сбалансировано расположим инструмент, то увидим,
что гриф слишком сильно подан в правую сторону, а поставленная на
клавиатуру рука очень сильно изогнута в лучезапястном суставе, что
затрудняет передвижение по клавиатуре, а также работу пальцев. Естественно,
что постановка руки при таком положении инструмента неверна. Приходится
смещать аккордеон по отношению оси симметрии в левую сторону. В этом
случае, левая часть корпуса инструмента начинает перевешивать.
Достигнуть баланса можно лишь, если угол, образованный бедрами, будет
не менее 45. Если бедра будут разведены слишком широко, то это затруднит
движение меха на разжим, т.к. левая нога окажется за баринами под левой
частью корпуса.
- Размер плечевых ремней.
Подгоняя ремни, преподаватель должен в первую очередь принимать во внимание
удобство и комфортное состояние, которое должен чувствовать ученик за
инструментом. Нужно учитывать тот факт, что в положении сидя, ремни
выполняют роль фиксаторов аккордеон вовсе не должен висеть на них, т. е. не
дают инструменту сдвигаться в левую сторону при движении меха на разжим и в
правую сторону при движении меха на сжим. Различие в размере левого и
правого ремня зависит от положения инструмента. Например, если аккордеон
больше смещен влево, то левый ремень будет значительно меньше правого.
Ремни не должны быть слишком туго затянуты, т.к. в этом случае
аккордеон будет давить учащемуся на грудную клетку. При длинных ремнях
инструмент будет сильно уходить влево при разжиме меха и вправо при сжиме.,
а также может съезжать на колени, что нежелательно. Оптимальным вариантом
является такая подгонка ремней, при которой инструмент имеет устойчивое
положение при ведении меха, а ремни не врезаются и не сваливаются с плеч.



III. Постановка рук

Особенности постановки правой руки.

Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре,
преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для
этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все
мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав
при этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными предплечье и кисть. В
таком естественном положении кисть подносится к клавиатуре.
Предплечье и кисть должны образовывать единое целое, допустим лишь
незначительный сгиб в лучезапястном суставе. Ладонь должна быть расположена
параллельно по отношению к клавиатуре. Обычно учащиеся допускают ошибку,
наклоняя ладонь в сторону 5-го или , реже, 1-го пальцев. Преподаватель
должен сразу исправить учащегося, чтобы в дальнейшем избежать проблемы,
связанные с туше.
Пальцы при игре находятся в естественном положении, округлены и
касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Первый палец касается
клавиши боковой частью около ногтя.



Особенности постановки левой руки.

При постановке левой руки, в первую очередь следует подогнать ремень,
предназначенный для разведения меха. Он не должен быть слишком свободен,
т.к. в этом случае учащийся при игре на разжим может не доставать
вспомогательный и основной ряды. Если же ремень будет сильно прижимать
руку к корпусу, то в этом случае будет затруднено передвижение руки вверх и
вниз по левой клавиатуре.
Распространенной ошибкой является желание учащегося слишком выдвинуть
левую руку вперед. В этом случае ему будет трудно доставать пальцами 3, 4 и
5 ряды, а так же выполнять движение меха на сжим, т.к. теряется точка
опоры, которой является при правильном положении задняя часть ладони (перед
лучезапястным суставом). Если же учащийся убирает кисть за ремень, то он не
достанет 1 (вспомогательного) и 2 (основного) ряда. Оптимальным считается
такое положение кисти, при котором третий палец дотягивается до
вспомогательного ряда, а ремень прикрывает лучезапястный сустав.
Пальцы так же как и в правой руке должны быть округлены. Касание
кнопок – аналогично правой клавиатуры. 1 палец не должен быть оттянут назад
и располагаться на боковой крышке левой части корпуса, а находиться вместе
с остальными около кнопок.

IV. Начальные исполнительские навыки.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель
должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук.
Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит
от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за
счет различного по интенсивности ведения меха.
Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения,
логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом.
Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты.
Первое из них заключается в обычном разведении меха. Целесообразно, если
ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного
клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук,
сосредоточить внимание на правильности движения меха.
Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно
быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно
сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут
проблемы слабого звука.
Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность
(длинные ноты), громкость.
Не стоит поначалу слишком нагружать ученика большим количеством
повторений упражнения, т.к. с непривычки это вызывает боли мышц плеча.
Закладывая на первых занятиях основы владения мехом, преподаватель
должен предостеречь учащегося от возможных ошибок. Наиболее типичными
является:



Учащийся поднимая нижнюю часть корпуса левой клавиатуры, производит
сжим меха по неправильной траектории.

При ведении меха на сжим учащийся наклоняет корпус вправо нарушая при
этом правильность посадки за инструментом.

При смене меха на сжим, учащийся прижимает локоть правой руки к
своему корпусу.

Чтобы предотвратить эти ошибки, преподаватель должен наглядно
показать учащемуся правильное ведения меха.


Первые упражнения для правой руки.

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. Рука
для удобства и снятия лишнего напряжения находится приблизительно по центру
грифа. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки
(кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень
часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Для
того, чтобы устранить эту зависимость и дать почувствовать, что каждый
палец может работать самостоятельно, не передавая напряжение другим, можно
дать следующее упражнение:
- кисть расположена таким образом, что все пальцы касаются клавиш. Затем
один из них поднимается и несколько раз подряд нажимает или толкает
клавишу. Нужно стараться, чтобы все пальцы равнозначно выполняли описанное
упражнение.
Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых
уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае
в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед
касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а
следовательно, снижает их работоспособность.
При способе звукоизвлечения ударом или толчком мы подразумеваем "весовую
игры". Маленькие дети могут достичь "весовой игры" лишь в том случае, если
у аккордеона легкая клавиатура. Но, к сожалению, у инструментов,
рассчитанных на начинающих, клавиатура очень тяжелая. Это вносит в обучение
дополнительные сложности, затрудняя, а вернее, делая невозможным
воспроизведение таких штрихов, как пальцевое стаккато и нон легато в
подвижных темпах.
Работая над пальцевым ударом с учащимся, преподаватель должен следить,
чтобы движения не были резкими и размашистыми. Мягкость, плавность,
пластичность, гибкость – те компоненты, которые нужно развивать в раннем
возрасте, т.к. в дальнейшем с физиологическим изменением ребенка
(окостенение, жесткость связок) делать это будет труднее.
Движение пальцев при касании клавиши должно быть не перпендикулярным, а
направленным немного под ладонь. При этом движение пальцев становится
обобщенным, первые фаланги не прогибаются. Исполняя этот технический прием,
нельзя допускать, чтобы пальцы скользили по клавишам. Это приводит к их
срыву, а следовательно звукоряд становится неровным.
Работая над таким технологическим исполнением, учащийся большей частью
развивает пластику пальцев, оставляя в спокойном состоянии кисть.
Нужно заметить, что удар может быть как пальцевой, так и кистевой. Оба
вида должны осваиваться по возможности одновременно, чтобы учащийся понимал
различие и не подключал в упражнениях на пальцевой удар кисть.
Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение он
нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где
звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном
звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или
недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого
не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе,
пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по
верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут
потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает
артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты
по своей временной продолжительности будет различным.


Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно
принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно
превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь
только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может
привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых
произведений, быстрых пассажей мелких нот.
Упражнения для развития технических навыков правой руки.



Переходя к более сложным



Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в
подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет
контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.



Первые упражнения для левой руки на готовой системе.

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой
системе. К сожалению маленькие готово-выборные аккордеоны до сих пор
являются редкостью в нашей стране. Есть готово-выборный аккордеон
рассчитанный на учеников старших классов, как правило это инструмент фирмы
"Ленинград" с диапазоном 41-120. Всем известно, что этот инструмент по
всем своим параметрам не отличается высоким уровнем качества. Также он
тяжел и громоздок, поэтому неудобен в работе. Отечественная промышленность
не производит выборных аккордеонов с уменьшенным диапазоном,
предназначенных для учащихся в возрасте 6-10 лет, а модели зарубежных
фирм, в большинстве случаев, не приемлемы из-за высоких цен. Поэтому
приходится начинать ознакомление и впоследствии работу на полном
инструменте с учащимися старших классов.
В начале 70-х годов НИИ музыкальных инструментов находящийся в
подмосковном поселке Правдинский, и к сожалению в настоящее время
несуществующий, разработал под руководством Б. М. Егорова и Г. Т.
Стативкина выборный баян "Новинка". Инструмент был внедрен в серию.
Достоинством этой модели баяна была ориентация на маленьких детей.
Учащиеся, занимающиеся на этом инструменте, имели возможность, изучив лишь
одну систему клавиатуры, свободно ориентироваться, играя правой и левой
рукой, а значит исполнять одинаковые мелодии, технические приемы. В
результате обе руки имеют равное техническое развитие.
"Новинка" была небольшая по весу, размерам корпуса. Минусом этой
модели был неудобный гриф правой клавиатуры, расположенный очень близко по
отношению к задней стенке коробки. В данный момент подобные инструменты
без каких-либо усовершенствований производит Вологодская фабрика по
производству музыкальных инструментов.
При этом аккордеонисты, в отличие от баянистов, сталкиваются с
изучением новой, ранее не знакомой системой расположения баянной
клавиатуры.
Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой
клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения
отмеченной ноты "до" третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует
освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться
на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая
заранее верхнюю кнопку. Наиболее типичной ошибкой является переползание
пальцем на соседнюю кнопку. Необходимо объяснить, что каждую последующую
кнопку нужно нажимать сверху, перенося при этом палец.
Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те
или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей
вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Способ
звукоизвлечения - толчок, нажим. Очень важно, чтобы после каждого
взаимодействия с кнопкой ученик расслаблял палец. Во время игры одного
пальца другие должны быть округлены и расслаблены. Чтобы 4 и 5 пальцы не
уходили в сторону с клавиатуры, нужно располагать 4 палец как можно ближе
к вспомогательному ряду. В последствии следует дать упражнение, в котором
будут задействованы все четыре пальца.
Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является
аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato,
чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Упражнения для развития технических навыков левой руки.



Знакомство со штрихами.

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non
legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют
различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается
исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят
толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе
legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до
нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих
legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non
legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология
исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося
на постановочные моменты.


V. Выбор репертуара для начинающего.

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо
руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические
навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены
начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид
техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению
технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости
и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень
сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей
учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над
более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это
приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности
репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.
Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание
постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес,
руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть
развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся
достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

VI. Заключение.

Этой работой я попытался показать, какие возникают вопросы при работе
с начинающими. С какими проблемами приходится сталкиваться. Начальный этап
обучения – это не только период, в который закладываются постановка и
начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения
между педагогом и учеником.
Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель
должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у
учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт
общения, завоевать доверие, что очень важно. Познать внутренний мир
ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты
характера, а также стараться преодолеть отрицательные – вот главная задача
педагога. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему
чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен
найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь ввиду
внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет
направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав
учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется
восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у
ребенка сохраняется внимание - это 9-10 минут. Поэтому преподавателю
целесообразно делать в работе с начинающими частые перерывы. Составляющие
компоненты урока должны быть разнообразными. Преподаватель должен уметь
логично выстроить урок, переключая внимание ребенка с одного компонента на
другой, увеличивая тем самым содержательность урока, и сохраняя при этом
восприятие учащегося, что также само по себе является важным. В возрасте 6-
8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Психологи
доказали, что наибольших результатов в учебном процессе с маленькими детьми
можно достичь имитируя игру с ними. Занимаясь с учащимся непосредственно на
инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые
моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится
непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания.
Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.
Очень важно найти взаимопонимание между друг другом. От этого будут
зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив музыкальную школу,
(не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) человек не
испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а
наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.
-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]







Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка программы управления промышленным роботом на базе контроллера SIMATIC S5 фирмы SIEMENS (Цифровые устройства)


Реферат: Методы и средства измерений и контроля (Технология)


Реферат: Создание и функционирование лизинговой компании (Банковское дело)


Реферат: Стили общения (Педагогика)


Реферат: Новый Закон Украины "О банках и банковском деле" (Банковское дело)


Реферат: "Несвоевременные мысли" М.Горького - живой документ русской революции (Литература : русская)


Реферат: Исторический портрет короля Испании Карла I(V) (История)


Реферат: Из истории района Митино (История)


Реферат: История правового регулирования земельных отношений в России (Право)


Реферат: Производственная практика в СПК "Маяк" (Ботаника)


Реферат: Глобальные сети: Технологии и протоколы (Программирование)


Реферат: Креативность и ее диагностика (Психология)


Реферат: Административные правоотношения (Административное право)


Реферат: Бухгалтерский баланс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Болезни надо предупреждать (Биология)


Реферат: Психология преступной личности (Психология)


Реферат: Древнегреческая культура (История)


Реферат: Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв (Психология)


Реферат: А.Косыгин. Реформы. (История)


Реферат: История развития телевидения в Беларуси (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист