GeoSELECT.ru



Налоги / Реферат: Налог на добавленную стоимость (Налоги)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Налог на добавленную стоимость (Налоги)




Министерство образования РФ



Государственный университет экономики,
статистики и информатики



Высшая банковская школа



Реферат



По предмету: «Налоги и налогообложение».



Выполнила студентка

Группы ЗФ 15

Дворецкая М.



Москва 2001 год



1.Система налогообложения в Российской Федерации.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения
предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству,
становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство
финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и
социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых
санкций,являющейся неотьемлимой частью системы налогообложения,государство
воздействует на экономическое поведение предприятий,создавая при этом
равные условия всем участникам общественного производства.Налоговые методы
регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в
сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки
для формирования и функционирования единого целостного рынка.
В процессе формирования системы налогообложения предприятий и
организаций в России была осуществлена замена налога с оборота на налог с
продаж, НДС и акцизы. Был модернизирован действующий налог на прибыль.
Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился
круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992г. в России стала
действовать новая система налогообложения, общие принципы построения
которой определяют Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1/1 и Налоговый кодекс
РФ (часть 1).Это стержневые законы в системе законодательных актов по
налогам, разработанные в соответствие с налоговой реформой в России. Они
устанавливают перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов,
пошлин и др. платежей, а также определяют права, обязанности и
ответственность налогоплатильщиков и налоговых органов.
Обьектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и
физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ
и услуг и др.
Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их
установления и изьятия и в соотвествии с изменениями, предусмотренными в
налоговом кодексе:
*федеральные (на уровне России);
*региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
*местные (на уровне органа местного самоуправления).

Региональные налоги.

Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог
устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории.
При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами
государственной власти, если иное не будет установлено законодательными
актами РФ.

Местные налоги и сборы.

Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два-земельный
налог,налог на рекламу.
Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, обьект
налогообложения, налогоплаттильщики, налоговые ставки и порядок зачислениям
сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом
Российской Федерациии «О плате за землю».
Кроме налогов, направляемых в бюджет, предприятия должны начислять и
перечислять страховые взносы и платежи во внебюджетные фонды.
Все перечисленные налоги и взносы еще не реализовали в достаточной
степени свои потенциальные возможности как основные инструменты
формирования рыночной экономики.При наличии в налоговой системе страны
практически всех видов налогов,используемых зарубежными странами,налоговая
система не в состоянииобеспечить достаточный уровень доходов государства,о
чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит.Кроме того,система
налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в
повышении эффективности производства, качестве продукции, решении
производственных задач на более высокой технической основе. Наконец,
существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие
экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и
снижению уровня жизни населения.
В настоящее время происходит переосмысление налоговой политики. Наряду
с локальными поправками в налоговом законодательстве, вызванными
необходимостью срочного решения вопросов, в Минестерстве по налогам и
сборам РФ и в Минфине РФ подготавливают и стратегическиерешения,
рассчитанные на длительную перспективу.
Новый к налоговой политике предпологает продолжение налоговой
реформы,начатой в 1992г. Речь идет не о полной замене или кардинальной
ломке существующей системы. Предпологается процесс эвалюционный, но
быстротечный.
Девиз, под которым продолжается налоговая реформа, в Минфине РФ
сформулировали так: «Государство готово пойти на снижение налогов в обмен
на ужесточение налоговой дисциплины».
Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и заложены в
Налоговый кодекс РФ, подготовленный и вступивший в действие с 1 января
1999г.(1часть). Остановимся на некоторых его положениях.
Налоговый кодекс РФ предусматривает снижение совокупной налоговой нагрузки
в целом на экономику (в % к ВВП) и на ее субьектов за счет сокращения
общего числа налогов, снижения отдельных ставок и сокращения обьема
льгот.При этом пересматриваются подходы к возникновению и исполнению
налогового обязательства,порядок уплаты налогов и отношения между
налоговыми органами, налогоплатильщиками и другими участниками налоговых
отношений.
Число налогов должно быть сокращено (после вступления в действие 2
части Налогового кодекса) в 5-6 раз по сравнению с действующей по состоянию
на 1 января 2000г. налоговой системой (с учетом налогов, введенных на
региональном и местном уровнях).
Предпологается запретить налоги, уплачиваемые с выручки, отменить
«неэффективные налоги», которые либо не возможно контролировать, либо
затраты на их сбор сравнимы с суммами поступлений.
Предпологается обьединить сходные по налоговой базе и по
налогоплатильщикам налог на реализацию горюче-смазачных материалов и
акцизы на моторное топливо, платежи за право пользования природными
ресурсами и акцизами на минеральное сырье.
Значительно упростит налоговую отчетность предприятий консолидация
внебюджетных фондов в бюджеты с обьединением отчислений в эти фонды в
единый социальный налог, контролируемый налоговыми органами.
Намечены изменения исчисления налоговой базы по сохраняющимся налогам,
прежде всего по налогу на прибыль, где предпологается пересмотреть систему
принимаемых к вычету затрат («себестоимость»), порядок амортизации и
систему льгот.
Предлагается также:
*упростить правила амортизации, разрешить нелинейную и ускоренную
амортизацию основных средств и нематериальных активов;
*разрешить более либеральный перенос убытков на будущее;
*разрешить капитализацию с последующей амортизацией отдельных видов
затрат (на НИОКР, разведку и подготовку к разработке месторождений полезных
ископаемых, на экологические цели);
*заменить уплату авансовых налоговых платежей уплатой налогов «по
факту».

2.Налог на прибыль предприятий.

Налог на прибыль предприятий пришел на смену налогу с доходов
кооператоров и нормативных отчислений в бюджет.
Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 г.Он
регулируется Законом Российской Федерации « О налоге на прибыль предприятий
и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 в редакции последующих
изменений и дополнений.
Субъектами (платильщиками) налога на прибыль являются предприятия и
организации (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России
предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения
и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того,
плательщиками являются филиалы и другие аналогичные подразделения
предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Следует иметь в виду, что не распространяется действие закона о налоге на
прибыль на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.В
своей предпринимательской деятельности на территории РФ эти предприятия
должны руководствоваться Законом Российской Федерации « О налогообложении
прибыли и доходов иностранных юридических лиц».
Полностью освобождены от налога на прибыль предприятия любых
организационно-правовых форм – по прибыли от реализации произведенной ими
сельскохозяйственной и охото-хозяйственной продукции.
Объектом налогообложения является облагаемая налогом прибыль
предприятий и организаций, на промышленном предприятии различают несколько
показателей прибыли, а если к этому добавить и те, которые введены Законом
о налоге на прибыль, то получается система показателей.
Рассмотрим показатели прибыли, имеющие отношение к расчету
налогооблагаемой базы.
*Балансовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации
продукции ( работ, услуг),основных фондов и иного имущества и от доходов от
внереализованных операций,уменьшенных на величину потерь от
внераелизованных операций.
*Валовая прибыль, отличающаяся от балансовой тем, что:
для целей налогообложения прибыли используется несколько иной расчет
при определении прибыли от реализации основных фондов, нематериальных
активов, МБП, а также при проведении бартерных и других аналогичных
операций;
при определении валовой прибыли убытки, получаемые от производства и
реализации сельскохозяйственной продукции подсобного сельского хозяйства
предприятия, в расчет не включаются.Это означает, что валовая прибыль
увеличивается на сумму убытков подсобного сельского хозяйства, так как при
определении балансовой прибыли эти убытки были учтены.
*Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как
разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на
производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции ( работ,
услуг).
*Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества.При ее
определении учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или
остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс
инфляции.
*Доходы от внереализованных операций, в состав которых включаются
доходы:
получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;
от сдачи имущества в аренду;
(дивиденты, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,
принадлежащим предприятиям;
(расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством и
реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и
возмещения убытков;
суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии
совместной деятельности ( за исключением средств, зачисляемых в уставные
фонды предприятий его учредителями).
*Налогооблагаемая прибыль.
*Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.

Льготы, предоставляемые по налогу на прибыль, можно разделить на пять
групп, предусматривающих:

* полное освобождение от налогов на прибыль специализированных
предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной
деятельности;

*понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий. Если
инвалиды составляют не менее 50% общего числа их работников;

*освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая
направляется на осуществление определенных, установленных законом
целей;

*наряду с общими льготами для всех предприятий – предоставление
специальных льгот предприятиям малого бизнеса;

*разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос
убытков», что довольно широко применяется в мировой
практике.Относительно к российскому законодательтсву это означает, что
для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от
уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение
последующих пяти лет.

Остановимся подробнее на льготах, предоставляемых малым предприятиям,
т.е. предприятиям любых форм собственности и организационно-правовых форм
хозяйствования, у которых среднесписочная численность работающих не
превышает установленного предела.

В первые два года с момента регистрации полностью освобождаются от
налога на прибыль вновь созданные малые предприятия по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции и товаров, а также товаров
народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий
медицинского назначения. Технических средств профилактики инвалидности и
реабилитации инвалидов, а также строительству объектов жилищного,
производственного, социального и природохранительного назначения ( включая
ремонтно-строительные работы), при условии. Если выручка от перечисленных
видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализованной
продукции ( работ, услуг).

При выручке от перечисленных видов деятельности, превышающей 90%, малые
предприятия пользуются льготой по налогообложению прибыли и на третий и
четвертый год с момента регистрации в следующих размерах:

Третий год работы уплачивается налог на прибыль в размере 25% основной
ставки; если она составляет, например, 30%, то предприятие уплачивает налог
на прибыль в размере 7,5% ( в том числе в федеральный бюджет-2,75%);

В четвертый год деятельности – в размере 50% основной ставки.

При этом указанными льготами малые предприятия пользуются при условии,
что в их уставном капитале доля государственной, муниципальной
собственности и собственности общественных объединений составляет не более
25%.

В случае прекращения деятельности малого предприятия, имеющего
налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока ( начиная со дня его
государственной регистрации) сумма налога на прибыль подлежит внесению в
республиканский бюджет РФ в полном размере за весь период его
деятельности.

Не облагается налогом прибыль:

- религиозных объединений и предприятий, находящихся в их
собственности; от культовой деятельности, производства и реализации
предметов культа и религиозного назначения, а также иная прибыль в
части, направляемой на осуществление уставной деятельности этих
объединений;

- обещественных организаций инвалидов и находящихся в их
собственности учреждений, предприятий, в том числе учебно-
производственых предприятий и объединений;

- специализированных протезно-ортопедических предприятий;

- от производства технических средств профилактики инвалидов;

- от производства продукции традиционных народных, а также народно-
художественных промыслов;

- редакций в течение первых двух лет со дня первого выхода в свет
продукции средств массовой информации, если они созданы не на базе
действующих структур; при этом не подлежит налогообложению толькл
таприбыль, которая получена от реализации продукции средств массовой
информации, а не от других видов деятельности;

- от производства продуктов детского питания;

- музеев, библиотек, филармонических коллективов, государственных
театров;

- специализированных реставрационных предприятий в части прибыли,
направляемой на реставрацию;

- затраты предприятий из прибыли на содержание находящихся на их
балансе социально-бытовых объектов здравоохранения, культуры и
спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха,
жилищного фонда и т.п.
- взносы на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные
фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия,
а также перечисленные общественным организациям инвалидов,
религиозным организациям, учреждениям и организациям
здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и
т.д., но не более 3% облагаемой налогом прибыли; если отчисления
производятся также в чернобыльские благотворительные организации и
фонды, то общий размер указаной льготы увеличивается до 5%
облагаемой налогом прибыли.
С 1997 г. изменен порядок предоставления льготы по капитальным
вложениям на производственные инвестиции.Теперь эта льгота распространяется
только на предприятия сферы материального производства.
Все перечисленные льготы не могут уменьшить фактическую сумму налога на
прибыль более чем на 50%.
С 1 апреля 1999 г. введены новые ставки6 ставка налога на прибыль,
зачисленная в федеральный бюджет, установлена на уровне 11%.Что же касается
налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Федерации, то он может исчисляться
по ставкам, устанавливаемым самостоятельно представительными органами
власти субъектов РФ в размере 19% для предприятий и организаций и до 27% -
для банков и страховых компаний.Следовательно, по решению региональных
властей общая ставка налога на прибыль может быть установлена от 11 до 30%
( для банков и страховых компаний – до 38%).Вплоть до принятия решений
региональными органами государственной власти о ставке налога на прибыль
она в этих регионах составляет 30%.
Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих
видов доходов и прибыли:
А). Доходы (дивиденты, проценты), полученные по акциям, облигациям и
иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, доходы,
полученные по государственным облигациям и другим государственным ценным
бумагам (ставка 15%);
Б). Доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на
территории России (ставка 15%);
В). Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования)
видеосалонов (от видеопоказов), от проката видео- и аудиокассет и записей
на них, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению (ставка
70%).
Плательщиками налога на прибыль производятся авансовые взносы налога в
бюджет (кроме иностранных юридических лиц) не позднее 15-го числа каждого
масяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. От
авансовых платежей налога на прибыль освобождены малые предприятия,
инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные металлы, а также
бюджетные организации.
За занижение авансовых платежей налога на прибыль в бюджет установлена
своеобразная ответственость предприятий: если авансовые взносы оказались
заниженными, то разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по
фактически полученной прибыли. И авнсовыми взносами налога за истекший
квартал подлежит увеличению на сумму. Расчитанную исходя из процента за
пользование банковским кредитом,установленного в истекшем квартале
Центральным банком РФ.
Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за исключением бюджетных
организаций и малых предприятий, имеют право перейти на ежемесячную уплату
в бюджет налога, на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за
предшествующий месяц и ставки налога.
Исчесление фактической суммы налога на прибыль производится
предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной
прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя
из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом
предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль,
подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом раннее начисленных сумм
платежей. Расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту
своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Одновременно с расчетами налога по фактически полученной прибыли
предприятиями представляются дополнительные материалы по определению
налогооблагаемой прибыли, а также обоснованные расчеты по предоставлению
налоговых льгот.
Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от
предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль
производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за
предшествующий отчетный период.
Органам законодательной ( представительной) власти субъектов РФ
предоставляется право на установление ежеквартальной уплаты налога на
прибыль исходя из фактичеки полученной прибыли за истекший квартал
предприятиям, добывающим драгоценные металлы, драгоценные камни.
Общественныморганизациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным,
дачно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим товариществам.
Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и
действует без изменения до конца календарного года.
Уплата налога на прибыль производится: по месячным расчетам не позднее
25–го числа месяца, следующего за отчетным; по квартальным расчетам –
пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского
отчета за квартал4 по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня,
установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

Заключение.
В настоящее время предприятия, относящиеся к субьектам малого
предпринимательятва, и индивидуальные предприниматели платят налоги либо в
общеустановленном налоговом законодательстве порядке, либо имеют право
перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным
законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субьектов малого предпринимательства» от 29 дек. 1995г. №222-Ф3.
Однако все малые предприятия,относящиеся согласно Федеральному закону
«О государственной поддержке малого предпринимательства» к субьектам
малого предпринимательства,могут прейти в на упрощенную систему, а только
организации с предельной численностью работающих (включая работающих по
договорам порядка или иным договорам гражданско-правового характера) до 15
человек,при условии,что за отчетный год совокупный размер валовой выручки
не привысил стотысечекратного минимального размера оплаты труда.
Таким образом, необходимость радикального изменения налоговой политики
в области малого предпринимательства очевидна.



Используемая литература.

1.А.М.Ковалева «Финансы», учебник, изд. «Финансы и статистика», Москва,
2001 год.

2.Н.С.Максимова « Финансы предприятий», изд.
« Финансы и статистика», Москва 2000 год.

3.С.И.Лушин « Налогообложение», изд. «ЮНИТИ», Москва 1999 год.







Реферат на тему: Налог на добавленную стоимость

ПЛАН:

Вступление …………………………………………………………………………………...1

1. Налоги в экономической системе общества………………………………………….…4
1. Сущность налогов и принципы налогообложения
2. Функции налогов.

2. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ.
1. Понятие НДС…………………………………...………………………………….…6
2. Плательщики НДС …………………………………...………………………………7
3. Объекты налогообложения ……………………………………………………….…8
1. Виды объектов налогообложения по НДС.
2. Реализация товаров (работ, услуг).
3. Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг) внутри
предприятия.
4. Определение облагаемого оборота ………………………………………………..11
1. НДС с авансов и предоплат.
2. Налогообложение средств, получение которых связано с расчетами по
оплате товаров (работ, услуг).
3. Налогообложение работ, выполненных хозяйственным способом.
5. Льготы по НДС …………………………………..…………………………………15
1. Льготы по НДС в соответствии со ст.5 Закона «О налоге на
добавленную стоимость»
2. Льготы по НДС в порядке п.10 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39.
3. Ставки налога.
6. Порядок исчисления НДС …………………………………..……………………..17
1. Общие порядок исчисления НДС.
2. Исчисление НДС предприятиями, реализующими товары (работы, услуги)
за пределами территории РФ.
3. Исчисление НДС иностранными предприятиями.

3. Бухгалтерский учет НДС …………………………………..…………………………..20

4. Приложение №1 …………………………………………………………………………24
5. Приложение №2 …………………………………………………………………………27
6. Приложение №3 …………………………………………………………………………27

Заключение …………………………………………………………………………………..28



1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и
использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных
фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики,
реализацию социальной и других функций государства. Важной доходной частью
бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде
обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют
основные участники производства ВВП:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и
получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,
аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Внебюджетные фонды
появились в 1991г., когда было признано целесообразным выделить из бюджета
средства на социальные нужды. Так были образованы фонды социального
страхования и пенсионный фонд. В том же году был создан фонд занятости
населения, а в 1993г. – фонд обязательного медицинского страхования.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих
субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу
формирования государственных финансов.
Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта
налогообложения является ВНД, который количественно не совпадает с ВВП. ВНД
образует первичные денежные доходы основных участников общественного
производства и государства как организатора хозяйственной жизни в
национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих
субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а
социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных
денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения
валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов
основных участников общественного производства в пользу государства: от
работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в
пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на
прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость
продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества
(дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумаги, отдельные виды
деятельности, другие объекты, установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за
установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических
лиц, численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в
качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и
численностью граждан, уплачивающий подоходный налог по месту получения
заработной платы.
По методу установления налоги подразделяются на:
- прямые: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на
имущество, владение и пользование которыми служат основанием для
обложения;
- косвенные вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций
(налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на
операции с ценными бумагами).

2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное
назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов государства.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает
фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части
государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания
налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение
налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в
бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления
собственных функций.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что
появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их
сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря
контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала,
выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную
политику. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в
условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих
ее роль в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально
распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер:
наполнить государственную казну и т.д. Но с тех пор, как государство
посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни
в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись
через налоговый механизм.
В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие
подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот,
исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта
налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения
налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. В законе «Об основах
налоговой системы в РФ» предусмотрены следующие виды льгот:
- необлагаемый минимум объекта;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта;
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания
налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный
период).
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду,
потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными
ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минирально-
сырьевой базы и лесной доход.



2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, КАК ОДИН
ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАЛОГОВ РФ.

2.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех
налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к
категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных
надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом
налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у
налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает
налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство,
что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится
плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ,
услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается
платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает
прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.
Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС
делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими
правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда
имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд
собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки
производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным
способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и
т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так, при
реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан
увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен,
составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.
Кроме того, начиная с 1 февраля 1993г. при ввозе товаров на территорию
России они подлежат обложению НДС. Следовательно, объектами обложения этим
налогом выступают не только обороты по реализации на территории России
товаров (работ, услуг), но и товары, ввозимые на территорию страны.
Закрепление в качестве объекта НДС этих двух несопоставимых показателей, а
также особенности отнесения к зачету сумм НДС, Уплаченных на таможне в
режиме общего налогообложения, также порождают дополнительные трудности в
порядке исчисления и уплаты НДС.
Рассматривая экономическую и юридическую природу НДС необходимо отметить,
что в различных странах мира используются свои методики его исчисления и
уплаты. Причем очень многое зависит от того, какой принцип в определении
добавленной стоимости будет положен в основу.
Так, добавленной стоимостью можно представить как сумму заработной платы
(V) и получаемой прибыли (М). С другой стороны добавленную стоимость можно
определить как разность между выручкой от реализации товаров (О) и
производственных затрат (I).
Основываясь на этих двух методах можно выделить четыре основных механизма
расчета НДС:
- R (V+M), где R-ставка налога;
- RV + RM;
- R (O-I);
- RO-RI.
При таких условиях, когда при исчислении НДС могут быть использованы
различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно
установленный порядок исчисления НДС.
Так, первоначальная редакция ст.1 Закона «О налоге на добавленную
стоимость» содержала следующее определение: НДС «представляет собой форму
изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех
стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по
мере их реализации». Исходя из анализа данной нормы следует, что
законодатель установил лишь общее понятие налога, из которого вообще не
ясно как же он будет взиматься.
Однако, позднее, Законом от 16.07.92г., статья 1 была изложена в новой
редакции – она стала определять общий механизм исчисления НДС: «Налог
представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между
стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».
Однако, новая формулировка понятия НДС, по-прежнему не отражает все случаи
его исчисления, поэтому придавать ей основополагающее значение не
представляется возможным. Более того, при обычных условиях, когда
происходит смена основных элементов налога (объект налогообложения,
налогоплательщик, ставка и т.д.) неизбежно происходит изменение размеров
налогового бремени. В то же время изменение ст.1 Закона «О налоге на
добавленную стоимость» не повлекло никаких принципиальных изменений в
системе обложения этим налогом.
Поэтому в ст.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость» дано всего лишь
общее определение налога, конкретное содержание которого может меняться в
зависимости от того, какой существенный признак будет положен в его основу.

2.2. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.

При определении круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться Законом
«О налоге на добавленную стоимость», Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. №39
«О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», а также
Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).
1. К первой группе относятся любые организации (как коммерческие, так и не
коммерческие), имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц,
осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность (подп.
«а», «б» п.1 ст.2 Закона «О НДС»).
К данной группе плательщиков следует отнести все коммерческие организации
(в том числе предприятия с иностранными инвестициями). Согласно п.1 ст.50
ч.I ГК РФ данные организации в качестве основной цели своей цели преследуют
извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС
являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и
страховые общества, банки и др.
Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные или
религиозные организации (объединения), финансируемые собственником
учреждения, благотворительные или иные фонды и др., также являются
плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности. В
соответствии с ч.2 п.3 ст.50 ГК РФ: «Некоммерческие организации, могут
осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это
служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим
целям».
2. Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и
другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими
лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо
отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве
самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак
не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ
обособленными подразделениями юридического лица являются только
представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными
участниками гражданского оборота.
3. К третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая
форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5
ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные
(семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и
общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения,
подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.
К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются
положения об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного
управления.
4. Плательщиками НДС являются также международные объединения и
иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную
коммерческую деятельность на территории РФ. Причем законодательство о НДС
не устанавливает в какой именно форме (представительство, объединение и
т.д.) эти иностранные организации-нерезиденты должны осуществлять свою
деятельность, чтобы выступить плательщиками налога. В связи с этим
представляется возможность в некоторых случаях по аналогии применять
положения Инструкции ГНС РФ от 16.06.95г. №34 «О налогообложение прибыли и
доходов иностранных юридических лиц».
Наиболее важным моментом для отнесения иностранных организаций к
налогоплательщикам по НДС является признак территориальности. Под
осуществлением коммерческой деятельности на территории РФ следует понимать
место реализации товаров, работ, услуг (т.е. место возникновения объекта
налогообложения).
5. Необходимо учитывать, что вышеуказанные субъекты являются плательщиками
НДС в первую очередь в отношении тех облагаемых оборотов, которые возникают
при реализации товаров (работ, услуг) на территории России.
Что касается товаров, ввозимых на территорию РФ, плательщиками НДС являются
предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным
законодательством РФ (п.3 ст.2 Закона «О НДС»).
В ст.112 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) предусмотрено, что применение НДС
осуществляется на основе самого ТК РФ и Закона «О НДС».
В абз.1 п.6 Инструкции ГТК РФ и ГНС РФ от 30.01.93 г. №№01—20/741,16 «О
порядке применения НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на
территорию РФ и вывозимых с территории РФ» установлено, что НДС
уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами
по таможенному делу.
Из анализа вышеуказанных документов следует, что плательщиками НДС по
товарам ввозимым на территорию РФ являются субъекты, которые признаны в
качестве налогоплательщиков «внутреннего» НДС, при условии осуществления
импортных товарных операций.

2.3. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

2.3.1. Виды объектов налогообложения по НДС.

Согласно ст.3 Закона «О НДС» объектами налогообложения выступают следующие
фактические обстоятельства:
- обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и
оказанных услуг, в том числе обороты по реализации товаров (работ,
услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);
- товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными
режимами, установленными таможенным законодательством РФ;
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд
собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки
производства и обращения;
- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ,
услуг) другими предприятиями или физическим лицом.

2.3.2. Реализация товаров (работ, услуг).

Обороты по реализации товаров относятся к самым распространенным объектам
налогообложения. Основанием для возникновения объекта налогообложения в
данном случае будет выступать своего рода «территориальность» облагаемого
оборота (принцип территориальности) поскольку этот оборот, в качестве
облагаемого НДС, возникает только на территории РФ.
Налоговое законодательство не содержит нормы, которая регламентировала бы
порядок определения места реализации товаров. Как правило, под местом
реализации товара в целях обложения НДС считается место перехода права
собственности на имущество, а при совершении внешнеэкономической
деятельности место происхождения (отгрузки) товара.
Данное положение, в частности, подтверждается совместным письмом ГНС РФ и
Минфина РФ №№ ВЗ-6-03/887,04-03-08 от 25.12.96г. «О НДС»в отношении
налогообложения продукции морского промысла. Согласно этому письму
продукция морского промысла добытая в мировом океане и реализованная
непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границе РФ
НДС не облагается. Данный вывод обосновывается тем, что продукция была
добыта и реализована за пределами территории РФ.
Место реализации работ и услуг в целях исчисления НДС закреплено Законом «О
НДС». В соответствии с данным Законом можно выделить следующие правила
определения места реализации работ, услуг:
- определение по месту фактического оказания работ, услуг.
> если работы, услуги связаны с движимым имуществом;
> если работы, услуги оказываются в сфере искусства, культуры,
образования, физической культуры или спорта или в какой-нибудь
аналогичной сфере.
- по месту нахождения недвижимого имущества, если работу, услуги связаны с
этим имуществом. В соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95г. №39 к
таким работам, услугам относятся строительные, строительно-монтажные,
ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и т.д.;
- по месту экономической деятельности покупателя работ, услуг. Данное
правило применяется в отношении работ и услуг по:
> передаче в собственность или переуступки патентов, лицензий, торговых
марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
> консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных,
а также услуг по обработке информации и иных аналогичных услуг;
> по предоставлению персонала по сдаче в аренду движимого имущества (за
исключением транспортных средств транспортных предприятий);
> агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо
(предприятие или физическое лицо) для выполнения перечисленных выше
услуг.
- по месту экономической деятельности исполнителя работ, услуг, если это
не связано ни с одним из выше перечисленных правил;
- по месту реализации основного обязательства (товаров, работ, услуг),
если работа, услуга носит вспомогательный характер.
Определение места реализации работ, услуг необходимо для определения
объекта налогообложения по НДС. Так, согласно ст.3 Закона «О НДС» объектом
налога являются обороты по реализации на территории РФ товаров, работ,
услуг. Следовательно, если место реализации работ, услуг будет за
пределами территории РФ, то облагаемого оборота вообще не возникает.
Согласно п.9 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39 установлено, что
документами, подтверждающим место выполнения работ, услуг, являются:
- контракт с иностранными ли российскими лицами;
- платежные документа, подтверждающие оплату иностранным или российским
лицом выполненных работ и оказанных услуг;
- акты, справки или другие документы, подписанные продавцом или
покупателем.
Однако необходимо отметить, что данное правило применяется только в том
случае, когда определение места реализации не зависит от каких-нибудь
неизменных условий.

2.3.3. Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг)
внутри предприятия.

Согласно подп. «а» п.2 ст.3 Закона «О НДС» данным налогом облагаются:
«обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд
собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки
производства и обращения».
Из анализа данной нормы следует, что существует два типа оборота товаров
(работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления:
- вид оборота: затраты по этому товару (работам, услугам) не относятся на
издержки производства и обращения;
- вид оборота: затраты по этому товару (работам, услугам) относятся на
издержки производства и обращения – так называемые внутризаводской
оборот.
Соответственно первый внутренний оборот подлежит обложению НДС, второй – не
подлежит.
В практике хозяйственной деятельности постоянно имеют случае внутреннего
потребления товаров (работ, услуг). При этом их можно условно разделить на
две группы: потребление, связанное с деятельностью предприятия, а также
социально-благотворительное потребление.
Например, к первой группе можно отнести операцию по демонтажу оборудования,
выполняемому собственными силами. Предприятие осуществляет списание
основных средств. Затраты по демонтажу (выбытию) оборудование при этом, как
правило, собираются на счете 32 «Вспомогательные производства». Затем по
мере выбытия данных основных средств собранные затраты списываются с
кредита счета 32 в дебет счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных
средств».
Таким образом, затраты по демонтажу оборудования, которое выбывает, не
списываются на издержки производства. Следовательно, согласно вышеуказанной
нормы работы «внутри» предприятия для собственного потребления, затраты по
которым не относятся на издержки производства должны облагаться НДС. При
этом сумма начисленного НДС должна формировать затраты по выбытию
оборудования, но в целях налогообложения не будут уменьшать
налогооблагаемую прибыль.
Другая группа внутреннего потребления носит социально-благотворительный
характер. В данном случае речь идет о содержании объектов
непроизводственной группы: дома культуры, спортивные базы, подсобные
хозяйства, детские дошкольные учреждения и т.д.
При этом в целях правильного применения данной нормы следует условно
выделить три группы объектов данного вида:
- содержание которых происходит за счет выручки от реализации этими
объектами товаров работ и услуг (торговый отдел, дом отдыха и т.д.);
- содержание которых происходит за счет двух источников: за счет выручки
от реализации товаров (работ, слуг) и за счет специальных источников;
- содержание которых полностью происходит за счет специальных источников
(дома культуры, в случае если он не оказывает никаких платных услуг.
Если на предприятии существуют объекты непроизводственной группы,
содержание которых полностью осуществляется за счет соответствующих
источников предприятия (а не за счет выручки от реализации их услуг), то
вся сумма внутреннего оборота подлежит обложению НДС.
Так, например, если спорткомплекс не имеет никакой выручки от реализации
своих услуг, то вся стоимость использованной на него теплоэнергии,
выработанной предприятием, подлежит обложению НДС как внутренний оборот.
В случае, если какой-либо объект непроизводственной группы имеет смешанный
характер:
- в части используется для внутренних целей предприятия;
- в части используется для получения прибыли от реализации товаров (работ.
услуг), что предусмотрено в учредительных документах, то
налогообложению подлежит только часть внутреннего потребления, затраты
по которому не внесены не себестоимость продукции (работ, услуг)
производимых этим подразделением предприятия.
Однако следует отметить, что для реализации указанного положения необходимо
обеспечить реальный зачет затрат по производству и реализации тиках товаров
(работ, услуг).
Многие предприятия для обеспечения выплаты заработной платы рабочим выдают
ее различными товарами через торговые отделы. В связи с тем, что в данном
случае имеет место реализация товара (в том числе и своим работникам) и
затраты по содержанию торгового отдела покрываются за счет выручки от
реализации, то в данном случае подп. «а» п.2 ст.3 Закона «О НДС»
неприменим.

2.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА.

В теории налогообложения выделяются категории объекта налога и
налогооблагаемой базы. В связи с этим, если объектом налога выступают
юридические факты, которые обуславливают обязанность налогоплательщика
заплатить налог, то налогооблагаемая база – это количественное выражение
объекта налога. База налога выступает основой при исчислении суммы налога,
подлежащего взносы в бюджет.
Объект налога и налогооблагаемая база могут совпадать и не совпадать. Так,
в частности, происходит по НДС. Если объектом НДС выступают обороты по
реализации продукции (работ, услуг), то облагаемый оборот формируется по
специальным правилам, в него включаются и авансы, и налоговые дисконты и
иные суммы, полученные в связи с расчетами по оплате товаров (работ,
услуг).
Налогооблагаемая база по НДС состоит из следующих показателей:
- объект налога и специальных расчетов для определения оборотов по
реализации в целях налогообложения;
- будущего объекта (авансы полученные);
- иных средств, если их получение связано с расчетами по оплате товаров
(перечисление в счет пополнение спецфондов и т.д.);
- облагаемого оборота по суммам штрафов по хозяйственным договорам.

2.4.1. НДС с авансов и предоплат.

Взимание налога с авансов полученных не приводит к двойному
налогообложению, поскольку в момент появления оборота по реализации суммы
НДС уплаченные ранее с авансов ставятся к зачету. При этом необходимо
обратить внимание на два момента.
Во-первых, в настоящее время на практике стали возникать сложности в
определении самого понятия «аванс», с которого должен начисляться налог.
Это может касаться операций с векселями, когда их получение опережает
поставку и т.д. налоговое законодательство не содержит напрямую определение
аванса полученного. Вместе с тем, в Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39 в
п.50 сказано, что при получении авансов вся сумма отражается по дебету
счета 64 «Расчеты по авансам полученным». Иными словами под авансом
понимаются только полученные денежные средства.
Это подтверждается также и Инструкцией по применению плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв.
приказом Минфина СССР от 1 ноября 19991г. №56). Для учета подобных операций
предусмотрен счет 64 «Расчета по авансам полученным»: «Счет 64 «Расчеты по
авансам полученным» предназначен для обобщения информации о расчетах по
полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение
работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по
частичной готовности. Суммы полученных авансов, а также полученной оплате
при частичной готовности продукции и работ отражаются по кредиту счета 64
«Расчеты по авансам полученным» в корреспонденции со счетами учета денежных
средств».
Таким образом, обязательным условием для отнесения тех или иных средств к
категории предоплат (авансов) является их реальное получение на расчетный
счет предприятия.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на то, что порядок зачета сумм НДС
уплаченных с авансов регулируется непосредственно Инструкцией ГНС РФ от
11.10.95г. №39. Так, согласно п.50 данной Инструкции, а также содержания
строки 4 и 5 Расчета по НДС сумма НДС с авансов уплачивается в момент их
получения, а относится к зачету только в момент их реализации товара, по
которому ранее был получен аванс.

2.4.2. Налогообложение средств, получение которых связано
с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Включение в налогооблагаемую базу по НДС иных сумм, получение которых
связано с осуществлением расчетов по оплате товаров (работ, услуг),
является мерой противодействия при уклонении предприятий от уплаты НДС,
когда стороны по договору умышленно занижают цену продукции, а получают
оставшуюся разницу в виде перечисления во всевозможные фонды развития либо
в виде штрафов.
Таким образом, в оборот, облагаемый НДС включаются средства, если
установлено, что их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ,
услуг).
Требование о налогообложении полученных штрафов напрямую закреплено в п.29
Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39, где установлено, что «организации,
получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек
за нарушение обязательств, предусмотренных договоров поставки товаров
(выполнения работ, оказания услуг), уплачивают НДС по расчетным ставкам
9,09% и 16,67% от полученных средств».
При налогообложении сумм штрафов полученных необходимо учитывать следующие
моменты:
- налогообложению подлежит только суммы штрафов, пени, неустоек получение
которых регулируется нормами гражданского законодательства;
- налогообложению подлежит только те суммы штрафов, пени, неустоек которые
получены по договорам поставки товаров (работ, услуг), выручка по
которым облагается НДС;
- суммы штрафов подлежат налогообложению соответственно, т.е. по той же
ставке (9,09% или 16,67%), по которой подлежит налогообложению выручка,
полученная за товар, поставленный по этому же договору поставки;
- сумму НДС нельзя взыскивать «сверх» суммы штрафа, неустойки, пеней.

2.4.3. Налогообложение работ, выполненных хозяйственным способом.

В соответствии с абз.2 п.11 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39 «работы,
выполненные хозяйственным способом, стоимость которых не относится на
издержки производства, облагаются налогом в общеустановленном порядке по
мере выполнения и отнесения их на счет 08 «Капитальные вложения».
Следовательно, для возникновения оборота должны быть соблюдены два
требования:
- это работы, выполненные хозяйственным способом и затраты по этим работам
не относятся на издержки производства. Это требование на практике
приводит к необходимости обоснованного учета подобных работ.
- облагаемый оборот возникает в момент фактического выполнения, что может
быть подтверждено актом приемки.
На практике возможны следующие случаи сочетания способов строительства и
порядка выполнения работ:
- при подрядном способе строительства организация заказчик отдельные
работы выполняет собственными силами;
- при хозяйственном способе строительства для выполнения отдельных работ
привлекаются сторонние субподрядные организации;
- при подрядном способе строительства заказчик передает подрядчику
собственные материалы (без выполнения работ), т.к. по условиям договора
подрядчик выполняет работы из материалов заказчика.
В первом и во втором случае организация выполняет работы хозяйственным
способом (в том числе в объем этих работ включается стоимость всех
материальных ресурсов, используемых при их осуществлении), а в третьем
случае без выполнения работ передает только материалы.
Тем не менее, во всех трех случаях возникает облагаемый оборот по НДС. Если
в первых двух случаях обязанность по исчислению возникает в соответствии с
абз.2 п.11 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39, то третьем случае – в
соответствии с подп. «а» п.8 данной Инструкции (обороты по реализации
товаров внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым
не относятся на издержки производства).
Таким образом, при осуществлении строительства организация может выполнять
работу хозяйственным образом, а также без выполнения работ нести затраты
только в виде материальных ресурсов. При этом в обоих случаях возникает
объект налогообложения: 1) весь объем работ, 2) стоимость материалов.
2.5. ЛЬГОТЫ ПО НДС.

2.5.1. Льготы по НДС в соответствии
со ст.5 Закона «О налоге на добавленную стоимость».

Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога, приведен в ст.5
Закона «О НДС». Данный перечень является исчерпывающим и закрытым,
поскольку согласно п.3 данной статьи перечень товаров (работ, услуг),
освобождаемых от НДС является единым на все территории РФ. Правовым
основанием для освобождения от НДС является ст.10 Закона «Об основах
налоговой системы в РФ». В соответствии с данной статьей: «По налогам могут
устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными
актами следующие льготы:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания
налогов);
- прочие налоговые льготы.
Запрещается применение льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не
установлено законодательными актами РФ».
Перечень льгот, приведенный в ст.5 Закона «О НДС» отвечает данным
требованиям. В тоже время, для правильного применения льгот, а,
соответственно, и правильного исчисления НДС, непосредственно в Законе «О
НДС» содержится ряд специальных требований. Это касается:
- порядка отнесения сумм НДС, уплаченных поставщикам по закупленному
сырью, комплектующим и т.д., которые использованы для производства
льготируемой продукции;
- обеспечения раздельного учета затрат по производству и реализации
льготируемой и нельготируемой продукции.

2.5.2. Льготы по НДС в порядке п.10 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39.

В соответствии с п.10 Инструкции не облагаются налогом следующие операции:
- обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одним
подразделением организации (предприятия) для промышленно-
производственных нужд другим подразделением этого же предприятия
(внутризаводской оборот);
- обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации
угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам;
- средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном
законодательством РФ;
- средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной денежной форме при
ликвидации или реорганизации организаций (предприятий) в размере, не
превышающих их уставный фонд, а также пай (доля) юридических лиц при
выходе их из организаций (предприятий) в размере, не превышающий
вступительный взнос;
- денежные средства, перечисляемые головной организации, исполнительному
органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями
(дочерними зависимыми обществами), обособленными подразделением из
прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с
бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной
смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми
организациями, структурными подразделениями, входящих в состав головной
организации, акционерного общества, а также для формирования
централизованных финансовых фондов (резервов);
- средства, перечисляемые головной организацией своим обособленным
подразделениям (филиалам, отделениям и т.д.) из централизованных
финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного распределения прибыли
для расходования по целевому назначению;
- денежные средства, оставшиеся после уплаты налогов и других обязательных
платежей, а также средства резервного фонда, передаваемые учреждениями
банков в структуре одного юридического лица;
- бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе
из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и
мероприятий, а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за
предоставление бюджетных средств;
- средства, предаваемые в благотворительных целях организациям на нужду
малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющихся
реальными получателями таких средств, а также денежные (спонсорские)
средства, направляемые на целевое финансирован

Новинки рефератов ::

Реферат: "СтранныйТургенев" (Литература)


Реферат: Лекции по вычислительной математике (Компьютеры)


Реферат: Древний Египет (История)


Реферат: Проверка знаний и умений в обучении истории (Педагогика)


Реферат: Исторический портрет царя Иоанна Грозного (Исторические личности)


Реферат: Себестоимость, расчет по экономическим элементам и калькуляционным статьям (Предпринимательство)


Реферат: Азотная кислота (Химия)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Экологическая безопасность через экологическое страхование (Страхование)


Реферат: Андрей Чохов (Исторические личности)


Реферат: Арттерапия (Психология)


Реферат: Керенский Александр Федорович (Исторические личности)


Реферат: Освобождение Москвы (История)


Реферат: Sports (Иностранные языки)


Реферат: Великий Махно (История)


Реферат: Информатика (Компьютеры)


Реферат: Масонство в России (Религия)


Реферат: Авторское и патентное право (Право)


Реферат: Анализ и моделирование биполярных транзисторов (Радиоэлектроника)


Реферат: Новгородские берестяные грамоты (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист