GeoSELECT.ru



История / Реферат: Крещение Руси (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Крещение Руси (История)



КАК ПРОИСХОДИЛО КРЕЩЕНИЕ РУСИ.



Памятник “Крещения Руси” в 988г



.


С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под
словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие
в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к
христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого
события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся
на несколько столетий процесс введения христианства в качестве
государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное
начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим
развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988
году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда
других городов Киевской Руси.
Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян
«крещением Руси», этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарной
логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов
длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно
отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что
это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают
временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение
киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) – лишь начало
акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах
централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей
других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути
от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает
официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний
юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение
киевлян” и “Крещение Руси” – первое событие прошло в один день, а второе –
целая эпоха, которая растянулось на столетия. Дальше речь пойдет имено о
целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси.



Русь на пороге “Крещения”

Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное
переплетение религиозных представлений религиозных представлений, человек
поклонялся силам природы: воде, огню и землею. Поклоняясь, воде он верил в
ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланый небом.
Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным –
солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня – отсюда и
обычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в
основной вид хозяйства и с изменением в связи с этим социальных отношений,
человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связан
быт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь
солнечного бога.
Существует два расхожих мнения о состоянии духовной культуры
славянских народов нашей страны. В первом крещение киевлян рассматривается
современными церковными авторами как начало культурного прогресса
древнерусского общества, — прогресса, сводящегося к простому усвоению
византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой
ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстрому
и глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны более
глубокий анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко
времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно
высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству,
русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре,
музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление элементов
византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации
древнерусского общества (христианство в данном случае выступало в роли
простого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что в
дохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, а существовал
достаточно высокий уровень развития духовной культуры.
Богословы современного русского православия стремятся связать воедино
два процесса: христианизацию Древней Руси и возникновение древнерусской
государственности, причем связать так, чтобы первый процесс воспринимался
как первооснова второго. Историки же считают, что Древнерусское
государство возникло более, чем за столетие до крещение киевлян и стало
исторической реальностью задолго до религиозной акции киевского князя
Владимира Святославовича. Образование государства – не начало, а
определенный итог общественного развития, переход в новое качество,
которому предшествовал продолжительный подготовительный период, длительный
процесс постепенного накапливания количественных изменений в общественной
жизни Древней Руси. Следовательно, становление русской государственности
происходило в еще более древние времена. К тому же логично предположить,
что носильное насаждение христианства возможно только лишь при условии
единого, сильного государства. Известный факт, что массовая христианизация
встретила яростный отпор со стороны язычников.


Крещение князя Владимира.


При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под
980 год).
В "Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский,
пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на
него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он
уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего
все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,
христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся
он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в
христианство."
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином
князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона,
обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с
христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы
и совершались богослужения на славянском языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть
несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял
крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй
версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987
году в Васильеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее
достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный
Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь
Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год
по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его;
летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето
6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова
(6695-5508=987).
Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в крещении
Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя
Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он
руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для
русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре
христианских народов и более успешное развитие своей культурной и
государственной жизни.
Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже
проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного
осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую
помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития
духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими
императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-
1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с
супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град
различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир
приступил к официальному введению христианства на Руси.



Крещение киевлян князем Владимиром.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,
а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день
произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами
царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в
воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же
совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле
по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по
домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и
сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих
и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя
христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,
Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою
силу."
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в
989-990 годах.


Крещение Руси


Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной
религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных
осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не
обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города
Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк,
Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее
большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь
стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской
Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,
а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на
славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь
Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше
стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где
стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на
Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный
каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и
перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот
символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и
вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего
народа. По свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел "собрать у
лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын
великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого
христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),
продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и
монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И
радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе
Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,
как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055
годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом
определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской
Руси.
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в
Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания
предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских
кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения
Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем
создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает
летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И
собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И
написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются
учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и,
много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то
есть основал первую на руси библиотеку.
Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело
возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой
степени развития просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудром
свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона,
посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и
написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной
мудростью".
Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого
Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую
дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой
же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец
ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение получая книжное".
Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь
бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -
реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...
Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе
своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми
мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские
поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов
Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди
славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком
Киево-Печерского монастыря.



Образование Поместной Русской Православной Церкви

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась
новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви -
Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной
церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная
месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданская
правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;
стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
"Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику
Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать
вас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла
значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между
частями государства".
Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет
и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского
общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в
жизни христианских обществ".



Роль принятия христианства


Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси
грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи.
Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и
библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси.
Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах
возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.
Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как
известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в
этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение
книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского,
написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии
преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению
книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их,
и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел
постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их
монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,
который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети",
князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";
"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные
книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только
состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется
влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного
русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что
русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе
и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков.
"Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских
сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это
образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о
Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом
Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития
святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного
Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных
лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной
литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),
латинский (1884 год), венгерский (1916 год).
Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и
терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой
требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе
ее развития появилось милосердие к ее пасомым.
Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической
акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных
отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало
социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие
процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности
сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.
Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей),
ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме
места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается
православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не
находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр
(скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество,
истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской
культуры.
По поводу принятии христианства на Древней Руси можно сказать
однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных
отношениях восточных славян.



Литература:

"Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии
1988 г.
“Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.
CD-ROM диск журнала Chip.
Одна гривна с портретом князя Владимира.







Реферат на тему: Крещение Руси

московский государственный университет геодезии и картографии


КРЕЩЕНИЕ РУСИ


ПЛАН

1). Первые христиане
2). Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.
3). Историческое значение крещения Руси.
4). Библиография



ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ


Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось
серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни
духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских
народов стало их приобщение к христианству.
Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов,
древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала
превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е.
религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и
славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали
немногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли с
христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто
совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много
времени проволили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии,
где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с
христианской верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на
непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил.
Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с
особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому
серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы
верования, порождали религиозный кризис(так, поклонявшиеся духам гор
племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на
равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене рилигии
показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые
историки, как О.М Соловьев и А.В Карташев, принимают факт крещения Аскольда
и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не
государственный выбор веры, а личный. Тем не менее крещение отдельных
влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с
христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа
христианского народа над язычниками: “Чужо Бог” сильнее. Известны также и
миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.
Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя хотя обряды любили и
совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, срди
которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников.
В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой
половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городах
на пути из варяг в греки.
Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла
крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но
это не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором
было личное побуждение Ольги.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,
отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император
Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде.
Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не
была исключением.Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она
проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной,
он был восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и зделать
императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к
хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он
ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом.
Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять
меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился
уму Ольги и отпустил ее с большими дарами.
Но всеже точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга.Легенда и
русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955
или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако,
в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается.
“Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу
Византии она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)”(2).Так
или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался
языческим.
В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс
почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников.
Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве,
но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной
среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже
отмечал, быстрее.
Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой
религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам
суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира-Красное
Солнышко.


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Князь Святослав, заботившийся о своей военой славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько
походов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на
Юг и Юго-Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях
придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-
Переяславец.
Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,
Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался
киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород
Святослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах
современников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать
Владимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокое
положение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя, т.к.
многоженство тогда имело место). Владимира, еще ребенка, сопровождал его
дядя и наставник Добрыня.
По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусодица.
Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход
закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся
после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города
Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились
в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе
этоговойска,пополненного жителями северных городов и селений, Владимир
двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка,
приведшии к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую
землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-
брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве,
отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”,
то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После
убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов
языческое капище, где в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов:
Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.
Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное
язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,
казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь
и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные
убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия были почти что забыты
(по крайней мере в Киеве).
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от
язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была
подготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана к жизни
политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовался
исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно.
Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без
искреннего обращения в православие Владимир не смок бы действовать столь
последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей
огромной языческой державы.
Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это было
раскаянием в совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и
ощущение душевной пустоты.
Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная,
обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в
своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных
княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь
может объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должно
стать именно православие.
В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна
неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не
был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство
ответственности за государство, за его авторитет).
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи
присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.
Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда
князь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя пить
вино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же
потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.
Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас
по чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом,
осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего
отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,
рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и слдержание Библии. В конце
разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных
и грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горе
злым”.”Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались о всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что
религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили,
где мы находились-на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,
на что получил ответ:”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил здаться город. Заняв его,
Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их
сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал
ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от
слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы
он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы
такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию
II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за
северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,
захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,
многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По
возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем
и других своих подданых.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство
как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был
равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных
оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и
западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в
многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси.
Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991).
Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,
возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город
сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию
предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и
Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является
приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах
сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и
устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных,
западных городах и сельской местности языческие верования существовали,
скорее, как суеверия, чем какоформившаяся религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное
отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных
земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было
безграничным. Владимир нарушивший эти традиции, хотя и выросший в
Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах
насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником,
поправшим исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.
Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще
всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже
веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколений
священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что
элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде
различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить
новую веру, были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение
подданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в
основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли
христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от
константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это
обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя
византийскому импкратору, Владимир решил подчинить русскую Церковь
болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года
и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском
языке, близкому разговорному русскому.
Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский
идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая
разбойников; Раздача питания неимущим.

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-
Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более
высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала
силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую
общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало
своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского
государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской
цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления
многонационального государства (это государство развивалось на основе не
национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько
православным. Когдаже народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации,
развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Заимствование становилось основой для сотруднечества, из осваиваемых
достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное
зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание,
школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации
восточно=славянских и соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало
новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.



Библиография:
1) Головатенко “Истори России: спорны проблемы.”
2) Костомаров Н.И “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”
3) Соловьев С.М. “Сочинения. Книга I”
4) Карташев А.В. “Очерки по истории русской церкви” т.I
Бутромеев “Русская история для всех”




Новинки рефератов ::

Реферат: Психология преступной личности (Психология)


Реферат: Карен Хорни (Психология)


Реферат: Военные реформы Александра 2 (История)


Реферат: Развитие туризма в России и Германии (Туризм)


Реферат: Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц (Психология)


Реферат: Ненормированный рабочий день (Трудовое право)


Реферат: Модернизация узла блокировки капота автомобиля ЗАЗ-1102 "Таврия" и его модификаций (Транспорт)


Реферат: Институты самоуправления в дореформенной России (История)


Реферат: Нормирование шума автомобиля (Транспорт)


Реферат: Наследственное правоприемство по Российскому гражданскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: История Украины (История)


Реферат: Бизнес план на тему: Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься? (Банковское дело)


Реферат: Конституционное право (Право)


Реферат: Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") (Литература)


Реферат: Сущность человеческой деятельности (Психология)


Реферат: Горячие точки холодной войны (История)


Реферат: Система ценообразования и налоговая система (Налоги)


Реферат: Рост и развитие видов рода Acer в условиях интродукции (Ботаника)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Марганец и его соединения (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист