GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Влияние семьи на подготовку ребенка к школе (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние семьи на подготовку ребенка к школе (Педагогика)




План

Введение.
1. Семья и ребенок.
2. Подготовка ребенка к школе.
3. Трудовое воспитание ребенка
Заключение
Список литературы

Введение

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И
если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у
шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год
школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —
всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,
значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся
у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.
основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы
“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика
жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели
психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться
лишь на физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под
руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы
неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение
детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного
этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному
возрасту.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов
этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого
аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на
формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,
необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и
психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более
раннего возраста.
В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют
значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,
что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную
группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,
1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации
воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного
возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить
подготовку к школьному обучению.
Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается
формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все
усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их
возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не
является стержневой для проблемы психологической готовности.

1. Семья и ребенок

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить
лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению
особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены
теоретические исследования данного параграфа.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста
направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,
какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по
отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под
руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,
элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в
обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на
формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость
развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания
родителями важности правильного воспитания в семье.
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное
время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя
недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое
повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной
жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по
удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,
расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как
удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его
деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена
характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом
напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в
суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —
пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею
дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное
вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат
родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех
жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.
Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты
и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.
Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.
Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что
он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,
а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,
и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что
круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо
выполнять.
Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и
обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним
складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на
требования, предъявляемые школой.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых
первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но
и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,
организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному
делу.
Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей
читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.
Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же
ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.
Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать
определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития
ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как
развивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому.
Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильно
развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень
любознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”.
Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему,
неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родители
обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать
книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание
детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют
расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов
своего ребенка.
Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,
чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка
к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.
Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для
тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут
решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни,
день за днем, в обычном общении с ребенком.
Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется
дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается
в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные
результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом,
мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения
с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми
членами семьи и детьми.
Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка
не будет достигнут. часто родители, уделяя большое внимание приобретению
малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование
психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития.
В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют
речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать,
считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.
Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник,
то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У
одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к
учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения
знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего
не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой
труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание
при выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Все
эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых
все в готовом виде.
2. Подготовка ребенка к школе

Рассмотрим причины, по которым ребенок может быть неподготовлен к
школе.
Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители
не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это
происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей.
Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их
к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к
чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над
произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей
психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи
начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его
одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к
учению.
Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы.
Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в
воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают
самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и
переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями
(музыкой, языками, чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”, у них
нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так,
наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они
более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у
которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в
нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с
товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков,
долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к
детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не
возникала переоценка собственных сил и возможностей.
У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с
неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям
взрослых и интересам своих товарищей.
По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его
характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и
другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в
общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о
должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка
сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности,
щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и
на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы
оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет
подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело
отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в
детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность
ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к
их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь
своим детям найти важные ориентиры в жизни.
Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками
и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми,
не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.
Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и
личной гигиены. Научится всему этому помогают строгий режим дня и
выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у
детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое
занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия
взрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом
позаботиться.
Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную
коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы
способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного
обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее
развитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаменте
могут развиваться специальные способности.
Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы и
читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к его
умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должна
быть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новых
решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного
напряжения, умения самостоятельно мыслить.
Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и
психолого-педагогической подготовкой.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.
е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует
верного педагогического руководства, специально организованных занятий с
ребенком в семье.
Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние
уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной.
Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома
же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его
возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и
взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка
с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному
взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.
Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не
ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам
деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление,
но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному
обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное
время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.
Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность.
Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только
обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное
значение.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.

Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его
подготовку к учебному труду?
Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими
членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится
к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми,
ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает,—
необходимое условие полноценной подготовке к школе.
Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у
ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может
нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к
трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все
получается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно и
тоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет
трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до
конца.
Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многие
понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они
рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях,
которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает
положительное отношение к школе.
Когда у ребенка появится стойкое желание учится, нужно его подготовить
к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности
преодолимы помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным
в начале занятий в школе.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего
развития ребенка (физического, умственного, нравственного) — переживание
успеха.
Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь
то спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приносить
ему удовлетворение. То же самое касается и сферы поведения, выполнения
нравственных норм.
Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он
обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала
— заслуженной.
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение
эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в
своем поведении на окружающих.
Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он не
только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в
соответствии с этими нормами. Существенно изменяется поведение ребенка о
самом себе, о своем “я”, он начинает более правильно представлять свои
возможности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это
отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том,
как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на
то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей
психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной
самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд, гордость),
именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в общении.
Существенно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы,
побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными и более
постоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему и для чего
он эти действия совершает.
Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребенка к
жизни в коллективе сверстников.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и
эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками
определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие
восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами
получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его
интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять,
делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно
слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои
мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что пока у ребенка есть потребность в том,
чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, эту
потребность надо удовлетворять. Дети, не овладевшие техникой чтения хуже
понимают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтение
взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше,
чем чтение по слогам. Дети, если они самостоятельно научились читать,
должны упражняться только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребенку
понемногу ежедневно, несколько раз возвращаясь к прочитанному. Дети любят
слушать знакомые произведения, каждый раз переживая поступки героев и это
оставляет глубокий след в их сознании.
Книгу для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и
развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание
текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. (там
же)
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно
это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о
прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного,
воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной,
последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка,
тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детей
пример родителей имеет большое значение. В результате общения с родителями
к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном
овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит
интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения
ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок
его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Родители
должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только
механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового
слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении
с окружающими.
Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок
учиться правильно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический
слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять
звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в
школе.
Помимо сформированности предпосылок к овладению чисто школьными
навыками, у ребенка должен быть достаточно высокий уровень владения
предметно-специфическими знаниями. По мнению выдающихся психологов,
занимающихся довольно долго изучением вопросов готовности детей к
систематическому обучению (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), под готовностью
подразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие на
успешность обучения.
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов:
развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой,
изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех
внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих
возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку
нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно
быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е.
обучение, которое организовывают в семье мамы и папы.
Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы
обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть
развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития,
на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов
деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое
значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и
познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор
дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного
опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература,
кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми
необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в
определенной системе. Сейчас существует большое количество литературы,
помогающей родителям в этом вопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет в
школу/Библиотека для родителей”, см. список литературы). Кроме того,
родители всегда могут обратится за советом, помощью к воспитателю детского
сада, учителю младших классов.
В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не
наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие
раскрытию этих способностей.
А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают
наличие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений,
навыков. Прежде всего у ребенка должен быть определенный запас сведений об
окружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их
природе, о нормах поведения. Развитие образного мышления помогает ребенку
выделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая форма
этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарных
представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных
знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер и
отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах
действительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадают
с его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовить
ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения.
У ребенка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне
эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь
первостепенная роль принадлежит семье.
Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него
радость, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанность к
родителям, заставляет гордится ими, способствует созданию равных отношений
в семье.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка
к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитии
эстетического вкуса, восприимчивости большое значение имеет совет,
пояснение старших. Они помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает
положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть
очень осторожны, так как даже мимолетное замечание становится решающим в
формировании вкусов и наклонностей.
3. Трудовое воспитание ребенка.

Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению является
воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом
будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у
него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с
учебными заданиями.
Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок
воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание
обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и
общается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного
описания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом
обогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые
действия становятся доступными осмыслению и анализу.
Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в
подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры,
рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личности
ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводится
только к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должны
руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.

Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажется
неспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надо
так, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное,
даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано
немало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители
плохо представляют себе: что же именно они должны делать?
И дети под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд,
заучивают наизусть длинные стихотворения и многое другое. Но что это дает
для их психического развития?
Так чему же должны учить ребенка родители, чтобы он правильно
развивался и был готов к школе?
Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту,
правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а не
знаниям о предметах быта.
Нужно учить играть, сначала просто оперируя игрушками, подражая
реальным действиям, их логике, их последовательности. Только потом, когда
ребенок умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты,
отражающие отношение между людьми, тогда действия могут стать чисто
символическими, а реальные предметы заменены другими, с помощью которых
можно изобразить действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим
действие.
Пройдя весь этот игровой путь ребенок приобретает очень многое,
значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются,
осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми,
окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих
взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона
взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и
хорошее.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и
речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в
школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится планировать свои
действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной
деятельности.
Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать,
конструировать. Делая это ребенок переживает радость творчества, отражает
свои впечатления, свое эмоциональное состояние.
Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребенка
видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет,
форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение.
Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать
последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем,
что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в
школе.
Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают
возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от
достижения намеченного результата; учат настойчивости, в общем, развиваются
те качества, которые так необходимы в школе.
Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка к
школьному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет
успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве. С
самого раннего возраста малыша надо учить. Лучше всего это ребенок
воспринимает в игровой форме.
Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как
перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как
следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это
делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем
гармоничнее он развивается.
Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу:
перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать
аналог по образцу.
Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом
родители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь на
непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале
элементы логического мышления.
Без развития умения классифицировать предметы и явления невозможно и
формирование понятий. Группировка по образцу становится предпосылкой
возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего
школьного обучения.
Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень
серьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое,
навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в
том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и
радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было
самому взрослому.
Однако, жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника.
Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней.
Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — это
совсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенности
жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют
психологической готовностью к учению.
И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются
элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть
знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо
подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для
него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и
обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.
Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической
готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение
определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые прежде всего
обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их
преодоление.
Заключение

Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на
ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и
развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе
в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе
огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют
функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в
оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить
полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению,
усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,
показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в
детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность
посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по
своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные
учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на
практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского
сада и семьи, то результат значительно улучшится.
Список литературы

1. Популярная психология для родителей // Под Ред. А.А. Бодалева, М.,
Педагогика 1988г.
2. Кулик Л.А., БерестовО.А. Семейное воспитание М.,Просвящение 1990г.
3. Платонов К. К. Обобщение характеристик как метод социально-
психологического изучения личности. М., 1988.
4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1990.
5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л.,
1988.
6. Басов М.Я.. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные
психологические произведения, М. 1975.
7. Валлон А.. Психическое развитие ребенека, М., 1968.
8. Запорожец А.В.. Психологическое развитие ребенка // Избранные
психологические труды в 2-х томах. -М., 1986 г.

-----------------------
2
4
8
18
22
23






Реферат на тему: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
………… филиал

Кафедра практической психологии


Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

На тему Влияние совместимости родителей на
взаимоотношения ребенка в детском коллективе


Студент-дипломник .
Научный руководитель .
.
Рецензент . .

Допустить к
защите


«
» 2001г


……. 2001



Содержание:


Введение 3

Глава I. Литературный анализ по проблеме семьи и ее роли в процессе
формирования личности ребенка. 6
1. Характеристики семьи как малой социальной группы: структура, динамика,
функции семьи. Периодизация семейных отношений.
6
2. Совместимость супругов: функционально-ролевой и структурный подходы к
семейной совместимости. Переход к родительству как этап семейного
цикла. 13
3. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка.
23
4. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе.
29
Глава II. Исследование влияния совместимости родителей на
взаимоотношения ребенка в детском коллективе. 38
2.1. Методы исследования. 38
2.2. Исследование социального статуса первоклассников в группе
сверстников. 40
2.3. Исследование уровня совместимости родителей детей. 49
2.4. Выявление степени зависимости между социальным статусом ребенка в
коллективе и совместимостью его родителей.
61
Заключение.
64
Список литературы.
67
Приложения. 70


Введение.
Семья имеет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и
всего общества в целом. По данным переписи населения 1979 года 88,4 % всего
населения живут в семьях. Для чего люди создают семью? В браке они
удовлетворяют потребность любить и быть любимым, заложенную в каждом
человеке изначально. В семье также человек реализует свою потребность
заботиться о ком-то и получать ответную заботу. Наконец, в семье рождаются
и воспитываются дети.
В настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и
гармоничного развития личности ребенка очевидно. Именно в семье у детей
зарождается самосознание и самооценка, формируется образ Я, усваиваются
первые социальные нормы и правила. Семья – это первый коллектив, в котором
ребенок находится с момента появления на свет, первый институт
социализации, за которым следуют дошкольные учреждения, школа и т. д. И
если в семье ребенку оказывается предпочтение независимо от того, какой он,
то уже в дошкольном учреждении приобретают значимость личностные качества
ребенка, которые в свою очередь влияют на его привлекательность для других.
Семья и дошкольные детские учреждения выступают институтами
социализации в период раннего детства. Во втором периоде ранней стадии
социализации основным институтом является школа. В начальный период
обучения в школе впервые образовываются неформальные группы детей. В этих
группах устанавливаются специфические взаимоотношения с выраженными
мотивами межличностных предпочтении. В каждой детской группе есть
пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Известно что популярность/
непопулярность человека (ребенка) находится в прямой зависимости от его
личностных качеств. Известно так же, что фундамент будущей личности
закладывается в семье.
В этой связи приобретает особую значимость благополучие семейного
микроклимата для полноценного и гармоничного развития ребенка. Ведь от
того, как в семье будет проходить процесс формирования у ребенка тех или
иных личностных качеств, зависит и стиль взаимоотношений его со
сверстниками. В свою очередь благополучие семейного микроклимата базируется
на супружеской совместимости родителей детей. В связи с чем вызывает
заинтересованность существование или отсутствие определенной связи между
характером взаимоотношения ребенка в группе сверстников и супружеской
совместимостью его родителей.

Цель исследования - выявить степень влияния совместимости родителей
на уровень популярности ребенка в детском коллективе.

Предмет исследования - зависимость социального статуса ребенка в
группе сверстников от уровня совместимости его родителей.

Объект исследования - учащиеся 1-го класса ….нской средней школы в
возрасте 7-8 лет в количестве 20 человек и их родители в количестве 40
человек.

Гипотеза исследования - социальный статус ребенка в группе
сверстников зависит от совместимости родителей: чем выше уровень
совместимости родителей, тем выше социальный статус ребенка в коллективе.

Задачи:
1) Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной
проблеме.
2) Установить социальный статус детей в классе.
3) Установить уровень совместимости родителей данных детей.
4) Выявить степень зависимости между социальным статусом ребенка в
группе сверстников и совместимостью его родителей.

Методы исследования:
1) наблюдение и констатирующий эксперимент;
2) беседы с учителем, родителями и детьми;
3) комплекс методик:
а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры
взаимоотношений в группе» (Д. Морено);
б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и
ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой, Т.М.
Трапезниковой).



Глава I

1.1. С точки зрения Н.Я. Соловьева, «семья – ячейка (малая
социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта,
основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и
динамика.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связана с удовлетворением
определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций
семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме
она удовлетворяет». (Н.Я. Соловьев).
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи:
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются
индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми
и их воспитании, в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе
выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию
подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении
материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует
сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции
обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей
в симпатии, уважении, признании эмоциональной поддержке, психологической
защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов
общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) здоровья – удовлетворение
потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении,
она играет значительную роль в духовном развитии общества.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения
социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных
обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной
степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном
соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-
эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что
семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения
ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течение времени происходят изменения в функциях семьи: одни
утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными
условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля.
Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-
семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и
т.д.).
Состав семьи и число ее членов, а также совокупность их
взаимоотношений, называется структурой семьи.
Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким
образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и
кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и
обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где
руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно
выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят
об авторитарной системе отношении; во втором – о демократической. Различной
может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены
основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в
руках одного члена семьи.
«Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это
семья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и
детей, причем в нашей стране наиболее типична наличие одного-двух детей»
(В.А. Белова).
М.С. Мацковский и Т.А. Гурко придерживаются мнения, что в
большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение
обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов
ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных
этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве
основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или
отсутствия детей в семье и их возраст.
Е. М. Дюваль выделяет следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение
друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных
отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесемейные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов
«глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и
дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется
потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается
тот, который характеризуется следующими признаками:
- толерантность;
- уважение друг к другу;
- честность;
- желание быть вместе;
- сходство интересов и ценностных ориентаций.
А. Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается
совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их
личностных качеств. Стабильности семьи способствует также умение членов
семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Повседневная жизнь так трудна, что каждому человеку легче жить, если
он имеет возможность ежедневно получать психологическую поддержку, когда он
ощущает душевный комфорт, когда есть кто-то, кто понимает его, кто в любую
минуту поможет укрепить положительные эмоции жизни и устранить
отрицательные.
Семейная психогигиена – это высокая культура межличностных
отношений, обеспечивающая каждому члены семьи психологическую защиту.
Эмоциональный климат семьи во многом определяет особенности общения
супругов. Характер общения супругов должен отличаться:
. открытостью – свободным и безболезненным обсуждением различных
тем, возникающих в процессе жизни;
. интимностью – возможностью обсуждения глубоких и значимых тем
для супругов, которые невозможно обсуждать с кем-то другим;
. доверием друг к другу и ожиданием взаимного доверия;
. высоким уровнем эмпатии – умением сопереживать, понимать друг
друга с полуслова, с одного взгляда;
. конструктивностью – умением не одерживать победы друг над
другом, а находить взаимоприемлемые решения;
. рефлексивностью – в процессе общения супруги должны осознавать
истинные свои чувства и переживания.
Очень важно, чтобы супруги избегали в общении ярлыков и оценок в
адрес друг друга, не откладывали разрешение возникшего конфликта на завтра,
открыто высказывали свои чувства, и, прежде чем предъявлять претензии
другому, должны хорошо осознавать, что вызвало особое раздражение, не
привлекая к обсуждению актуальных конфликтов прошлые обиды.
Залог успеха супружеских взаимоотношений – поддержание той
необходимой внутренней дистанции, которая поможет не обидеть, не задеть, не
нанести ненужной и долго не забываемой травмы…
В браке важно все, так как недооценка каких-либо сторон или
кажущихся мелочей может иметь далеко идущие последствия.
Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют следующие фазы супружеских
отношений:
1. Выбор партнера.
2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в
отношениях симбиоза, воспринимают в партнере только достоинства,
смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное
восприятие себя и другого в супружестве. В случае, если мотивация
вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера
– психологические, физические и другие, которые в начале как бы не
замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.
3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил.
В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых)
вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом и в
какой последовательности совершает в семье определенные поступки.
Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В
результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые
становятся недостаточно эффективными.
4. Стабильность / изменяемость. Супруги ежедневно проходят через
различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать
предпочтения? повторить то, что уже стало правилом или попробовать
создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже
накоплен; наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально
функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается
тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в
семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения
становятся стереотипными и монотонными.
5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной
жизни, выясняют степень удовлетворенности / неудовлетворенности
прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему
переходу. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли
брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.
Возраст членов семьи, когда она входит в ту или иную фазу
супружества, в разных странах, этносах, культурах и религиях может быть
совершенно разным.
Существует также периодизация Э. К. Васильевой, получившая
наибольшую известность в нашей стране. Она выделяет 5 стадий жизненного
цикла:
1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого
ребенка.
2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой
деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончательное выполнение семьей воспитательной функции: с начала
трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении
родителей не останется ни один и из детей.
4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной
семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Следовательно, семью нельзя рассматривать, как раз и навсегда
определившееся образование. Совместимость семьи достигается не всегда и не
сразу. Любой, даже самый частный аспект внутренней, глубинной
несовместимости неизбежно проявится на поверхность в виде поведенческих
конфликтов. Счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой
конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и
беспоследственностью.
Все факторы устойчивости / нестабильности семьи разделяют по
следующим полюсам:
. внешние – внутренние;
. объективно-субъективные.
К внешним объективным факторам обычно относят стабильность
социальной системы, в которую включена семья (прерогатива государства), и
материальные условия ее жизни.
К внешним субъективным факторам устойчивости семьи относят факторы
социального контроля: правовые и культурные нормы, национальные и
культурные традиции, ожидания и требования значимого окружения.
Следует подчеркнуть, что для современной семьи преобладающее
значение имеют внутренние субъективные источники стабильности:
межличностные чувства членов семьи ( любовь, ответственность, долг и
уважение) и супружеская совместимость.


1.2. Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов
социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности.
Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых
находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность
сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность
функционально-ролевых ожиданий, представлений супругов о том, что, как и в
какой последовательности должны делать члены семьи при решении общей
задачи.
Уровни совместимости семьи – согласованность функционально-ролевых
ожиданий и психофизиологическая совместимость – представляют собой (первый
– полностью, а второй – отчасти) два ведущих в современной психологии семьи
подхода к семейной совместимости – функционально-ролевой, ориентированный
на согласованность представлений членов семейного союза о своих ролях и
функциях в семье, и структурный, исследующий степень совпадения их
психического склада.
Особое внимание следует уделить согласованности ролевых ожиданий, т.
к. их несоответствие чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества.
Каждый человек черпает свои представления о ролевых обязанностях на
основании того, что предстает перед ним в его семье и в других известных
ему семьях, в повседневном обиходе и общении, игре «дочки-матери» и других,
так называемых ролевых играх и т. п. Он сначала прочувствует эти роли,
потом проиграет их, затем осознает и, наконец, реализует свои представления
о жене и муже, родителях и детях в собственной семье.
Все эти представления глубоко индивидуальны, и нет ничего странного
в том, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать
от супружества очень разного и по-разному представлять себе свою семейную
жизнь. Если воспользоваться понятием «роль» (под которым в наиболее общем
смысле понимается то поведение, которое ожидается от супруга партнером в
ходе выполнения им определенных функций), то в подобных случаях можно
говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или о конфликте
представлений.
Если члены семьи по-разному понимают свои роли предъявляют друг
другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им
требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Ведь
поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей
семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильно и
желательное, а поведение партнера, не отвечающее этим представлениям, - как
неверное, неумное и даже злонамеренное.
С ожиданиями и представлениями человека тесно смыкаются и его
потребности, которые он хотел бы удовлетворить в браке. Если представления
резко не совпадают, то точно так же во взаимном рассогласовании находятся и
потребности: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые
являются актуальными для другого, и соответственно ждем от него
удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не
собирается. Часто это рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом
уже и открытый поведенческий конфликт, когда один супруг с его ожиданиями и
потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений
и интересов другого.
Существует три сферы семейных отношений, в которых могут более всего
проявляться функционально-ролевые конфликты:
. первая сфера – досуг, свободное время супругов;
. вторая сфера – хозяйственно-экономические взаимоотношения в
семье;
. третья сфера – интимные отношения.
(С.В. Ковалев, 1988 г.).
В настоящее время сфер, в которых проявляются функционально-ролевые
конфликты, психологами насчитывается гораздо больше. Кроме вышеуказанных
трех это:
. внешняя социальная активность (профессиональная деятельность,
общественная, любая другая вне семьи);
. внешняя привлекательность супруга;
. эмоционально-терапевтическая функция брака;
. родительско-воспитательная функция.
Эти сферы и составили шкалу семейных ценностей в распределении ролей
между супругами в методике «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке),
позволяющую определить значимость для супругов той или иной сферы семейной
жизни.
Рассмотрим подробнее второй подход к совместимости супругов –
структурный.
Несовпадение индивидуально-психологических характеристик супругов
вполне реально и чревато неприятными последствиями для брака.
Психологи в течение многих лет занимаются проблемой структурной
совместимости, исследуя психологические характеристики сложившихся пар.
Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о
комплиментарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров
должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.
Традиционно выделяются следующие составляющие психологического
склада:
- темперамент;
- характер;
- личность.
Исследуя соотношение темпераментов партнеров в

Новинки рефератов ::

Реферат: Хлопкопрядильное производство (Технология)


Реферат: Основные принципы местного самоуправления (Право)


Реферат: Художественные стилевые направления в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Уран (Химия)


Реферат: Мутации (Биология)


Реферат: Организация работы грузовой станции (Транспорт)


Реферат: Билеты по истории с ответами (История)


Реферат: Лабораторная работа №1 (Физика)


Реферат: Мотивация в управлении (Управление)


Реферат: Preisbildung eines Untenehmens (Ценообразование на предприятии) (Иностранные языки)


Реферат: Нефть - кровь промышленности (Химия)


Реферат: Образовательная система Италии (Педагогика)


Реферат: Программирование на Delphi (Программирование)


Реферат: Социологический анализ межнациональных отношений (Социология)


Реферат: Толпа и масса: психологические аналогии и упущения (Социология)


Реферат: Сальвадор Дали в театре "ДИКЛОН" (Искусство и культура)


Реферат: Реформы в годы перестройки (Государство и право)


Реферат: Жизнь и творчество Уильяма Шекспира (Литература)


Реферат: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике (Педагогика)


Реферат: Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист