GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет (Педагогика)



Белорусский Государственный Университет
Биологический факультет



Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети
Интернет



Исследовательский проект

студента 2-го курса
Бабицкого Мирослава



Минск 2003
Содержание:

Введение………………………………………………………………… 3

Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернет… 4

Услуги Интернет, используемые в образовании………………………. 7

Основные дидактические свойства и их использование в учебном
процессе………………………………………………………………….. 9
Электронная почта………………………………………………………………….. 9
Электронные конференции…………………………………………………………11
Телеконференции и видеотелефон..………………………………………………12
Электронные библиотеки…………………………………………………………..13

Основные формы использования Интернет в школе и во внеклассной
работе…………………………………………………………………… 17
Интернет-уроки...…………………………………………………………………. 18
Виртуальная школа……………………………………………………………….. 19

Реализация дистанционного обучения через Интернет……………... 21

Заключение…………………………………………………………….. 23

Использованная литература…………………………………………… 24



Введение.

Применение услуг, предоставляемых глобальной информационно-коммуникационной
сетью Интернет в педагогическом процессе несомненно можно назвать
инновационной технологией. Но для того, чтобы правильно применять весь
спектр открывшихся с появлением во многих школах доступа к сети
возможностей, необходимо правильно представлять себе дидактические
свойства, достоинства и ограничения новой технологии. На современном этапе
в нашей стране практическое применение как компьютерных и сетевых
технологий вообще, так и возможностей Интернет находится в зачаточном
состоянии. Причин тому, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, это общая компьютерная безграмотность педагогов, особенно
старшего поколения. Преодолеть её достаточно сложно, ввиду необходимости
длительного «общения с компьютером», играющего важную роль на начальных
этапах усвоения основ компьютерной грамотности. В связи с высокой ценой
компьютера, средний педагог такой возможности лишён. Не на руку в решении
этой и других проблем играет неполная, односторонняя компьютерная
грамотность молодого поколения школьников, сводящаяся зачастую лишь к
умению включить компьютер, запустить на нём любимую игру или в лучшем
случае набрать и распечатать текст.
Во-вторых, это репутация Интернет в среде педагогов и родителей, как
источника рефератов, сочинений, самостоятельных работ, к которым сам ученик
не прикладывает труда. Кроме того, ресурсы порнографической, антигуманной
и связанной с насилием тематики имеются в свободном доступе, сводя на нет
усилия педагогов и родителей по ограничению контакта с подобной информацией
в жизни. Интернет-преступность так же не призрак: действия, угрожающие
длительным лишением свободы вполне может совершить и школьник со своего
домашнего компьютера.
Неразрешимых проблем в информациооно-коммуникационной сфере не бывает.
Целью данной работы является показать пути преодоления вышеназванных
трудностей и способы рационального использования возможностей Интернет в и
за рамками урока средней школы. Задачами работы являются систематизация и
обзор основных дидактических свойств Интернет, а так же применений сети в
работе учителя. Попутно будет дана основная необходимая информация и
терминология, связанная с использованием Интернет, новая для большинства
педагогов средней школы.

Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернет.

Знание основ функционирования Интернет и его истории необходимо для
правильного понимания возможной роли этого средства в учебном процессе.
Создание локальных сетей характерно для отдельных предприятий или отдельных
подразделений предприятий. Если предприятие (или отрасль) занимает обширную
территорию, то отдельные локальные сети могут объединяться в глобальные
сети. В этом случае локальные сети связывают между собой с помощью любых
традиционных каналов связи (кабельных, спутниковых, радиорелейных и т. п.).
При соблюдении специальных условий для этой цели могут быть использованы
даже телефонные канаты, хотя они в наименьшей степени удовлетворяют
требованиям цифровой связи. Интернет - это межсеть, то есть в узком смысле
слова Интернет - это объединение сетей. Однако в последние годы у этого
слова появился и более широкий смысл: Всемирная компьютерная сеть. Интернет
можно рассматривать в физическом смысле как миллионы компьютеров, связанных
друг с другом всевозможными линиями связи, однако такой «физический» взгляд
на Интернет слишком узок. Лучше рассматривать Интернет как некое
информационное пространство.
Интернет - это не совокупность прямых соединений между компьютерами. Так,
например, если два компьютера, находящиеся на разных континентах,
обмениваются данными в Интернете, это совсем не значит, что между ними
действует одно прямое соединение. Данные, которые они посылают друг другу,
разбиваются на пакеты, и даже в одном сеансе связи разные пакеты одного
сообщения могут пройти разными маршрутами. Какими бы маршрутами ни
двигались пакеты данных, они все равно достигнут пункта назначения и будут
собраны вместе в цепь или документ. При этом данные, отправленные позже,
могут приходить раньше, но это не помешают правильно собрать документ,
поскольку каждый пакет имеет свою маркировку.
Таким образом, Интернет представляет собой как бы «пространство», внутри
которого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его
можно сравнить с теле- и радиоэфиром, хотя есть очевидная разница хотя бы в
том, что в эфире никакая информация храниться не может, а в Интернете она
перемещается между компьютерами, составляющими умы сети, и может храниться
на их жестких дисках заданное время.

С тех пор как в 1945 году в августовском выпуске «Атлантического
ежемесячника» было опубликовано эссе Ванневара Буша «Как мы и могли
подумать», идея (но не соответствующая технология) электронных ссылок между
документами витала в умах ученых, занимавшихся информатикой, библиотекарей
и даже писателей. Писатели предвидели ссылки между различными идеями
задолго до выхода статьи Буша. Не являются ли сноски всего лишь
примитивными гиперссылками на другие документы, только сделанными из бумаги
и чернил? Не являются ли характерные для Эзры Паунда короткие ссылки и
заимствования из других авторов более утонченной версией того же самого
явления? «Пустырь» Т. С. Эллиота, «Ныо Гэмпшир» поэма изящных заметок»
Роберта Фроста и «Бледный огонь» Владимира Набокова представляют собой
другие попытки использования в литературе того, что легко можно определить
как гипертекст в бумажной среде. Милорад Павич, популярный ныне писатель
может считаться родоначальником целой формации гипертекстовой литературы:
не один труд литературоведов посвящён исследованию хитросплетений его
скрытых ссылок. Можно сделать вывод, что идея об использовании чего-либо,
подобного гипертексту, носилась в воздухе уже довольно давно.
Однако именно Буш связал эту мысль с электронной технологией. Он предвидел,
что новые технологии, родившиеся в результате военных разработок во время
войны, смогут изменить наше мышление. Хотя описание Мемекса с его странными
устройствами записи и чтения выглядит таким же архаичным, как и косвенно
выраженные социальные взгляды автора (все ученые у него мужского пола, все
секретари и канцелярские работники — женского), фундаментальная мысль Буша
об организации и использовании человеком информации в ходе мыслительного
процесса стала основой того, что сегодня известно нам как WWW и гипертекст.
Ранние эксперименты но передаче и приему информации с помощью компьютеров
начались еще в 50-х годах и имели лабораторный характер. В США решение о
создании первой глобальной сети национального масштаба было принято в 1958
г. Оно стало реакцией на запуск в СССР первого искусственного спутника
Земли.
Поводом для создания глобальной компьютерной сети стала разработка
Пентагоном глобальной системы раннего оповещения о пусках ракет. Центр
управления пусками был введен в действие в 1964 г., и, собственно, с этого
времени можно говорить о работе первой глобальной компьютерной сети, хотя и
ведомственной. С середины 60-х годов к ней стали подключаться авиационные,
метеорологические и другие военные и гражданские службы.
Основным недостатком централизованной сети была низкая устойчивость,
связанная с тем, что при выходе из строя какого-
либо из узлов полностью выходил из строя и весь сектор, находившийся за
ним, а при выходе из строя центра управления выходила из строя вся сеть. Во
времена ядерною противостояния сверхдержав этот недостаток был критичным.
Полигоном для испытаний новых принципов стали крупнейшие университетские и
научные центры США, между которыми были проложены линии компьютерной связи.
Первая вневедомственная национальная компьютерная сеть получила название
ARPANET. Ее внедрение состоялось в 1969 г. Основным назначением её стал
обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторской
документацией. Второй датой рождения Интернета принято считать 1983 г. В
этом году произошли революционные изменения в программном обеспечении
компьютерной связи. Проблема устойчивости глобальной сети была решена
внедрением протокола TCP/IP, лежащего в основе всемирной сети по нынешний
день. Так в 1983 г. образовалась глобальная сеть NSFNET. В середине 80-х к
ней начали активно подключаться академические и научные сети других стран,
например академическая сеть Великобритании JANET (Joined Academic Network).
Годы, когда глобальной сетью руководил Национальный научный фонд США, вошли
и историю как эпоха решительной борьбы с попытками коммерциализации сети.
Сеть финансировалась па правительственные средства Национальный научный
фонд распределял их между узлами и материально наказывал тех, кто пытался
иметь от сети побочные доходы. В то же время, развитие сети после внедрения
протокола TCP/IP значительно ускорилось, и он уже не успевал отслеживать
деятельность каждого узла, а с подключением иностранных секторов его роль
стала чисто символической. Во второй половине 80-х годов произошло деление
всемирной сети на домены по принципу принадлежности. Домен gov
финансировался на средства правительства, домен sci — на средства научных
кругов, домен edu - на средства системы образования, а домен com
(коммерческий) не финансировался никем, то есть его узлы должны были
развиваться за счет собственных ресурсов. Национальные сети других
государств стали рассматриваться как отдельные домены, например uk — домен
Великобритании, su — домен Советского Союза, ru — домен России. Когда во
второй половине 80-х годов сложилась и заработала система доменных имен
(DNS, Domain Name System), Национальный научный фонд США утратил контроль
за развитием сети. Тогда и появилось понятие Интернет как
саморазвивающейся децентрализованной иерархической структуры.

Услуги Интернет, используемые в образовании.

Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Основные
услуги Интернет можно разбить на три большие группы:

- вещательные;

- интерактивные;

- поисковые.
Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и журналы. Для
данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем,
идущее ещё от традиционных печатных изданий. Вещательные услуги до
некоторой степени используют интерактивность, но она не является их ведущей
чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных именно на диалоговом
или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных
способов стимулирования обучения.
Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы -
рассматриваются как размещенные на разных компьютерах распределенные
хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще
всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек.
Впрочем существует несколько проектов, пытающихся дать возможность
бесплатного доступа ко многим классическим произведениям. На современном
этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область
исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора
данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям
передачи данных. Бурное развитие Интернета и мультимедийных технологий в
последние годы привели к возникновению методик создания электронных
информационных коллекций и стали технической основой библиотек будущего.
К интерактивным услугам относят электронную почту, различные электронные и
видеоконференции, а к поисковым – большое разнообразие поисковых роботов,
каталогизаторов и рубрикаторов сети.
Базой для реализации услуг Интернет являются службы Интернет. World Wide
Web (WWW) – Всемирная Паутина, первоначально созданная в 1992 как база
данных. WWW является лишь одной из важных служб Internet, которую нельзя
отождествлять с самим Internet. WWW- гипертекстовая мультимедийная система,
используемая для универсального доступа к документам, она может оперировать
с графикой, звуком, видео, со всеми типами данных, представляемых в
компьютерах. За основу данного ресурса приняты гипертексты, выделенные
элементы документов, имеющие ссылки друг на друга. Например, если в
оглавлении книги вместо номеров страниц поставить ссылки на соответствующие
части текста и обеспечить быстрый переход по ссылкам, то такую книгу удобно
читать. Для работы с Всемирной паутиной используется специальный протокол –
HTTP – Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста.
Гипертекстовые документы создаются с помощью специального языка HTML –
Hypertext Markup Language – языка разметки гипертекста. Документ,
составленный на языке разметки гипертекста HTML и доступный для просмотра
во Всемирной Паутине, называется Web – страницей. Для того, чтобы
перемещаться по паутине, необходим web – браузер.
Email, электронная почта, по праву считается самой старой службой Internet,
начавшая функционировать в начале 70-х годов. Электронная почта – средство
обмена информацией, подготовленной в электронном виде, между
пользователями, подключёнными к компьютерной сети. Сообщение передаётся по
лабиринту связанных между собой компьютерных систем, пока не дойдёт до
места назначения. Пересылка электронной почты осуществляется по протоколу
SMTP – Simple Mail Transfer Protocol – простой протокол пересылки почты или
POP3 – Post Office Protocol 3 – протокол почтового офиса, PPP – протокол
передачи от пункта к пункту. Для просмотра электронной почты используется
Outlook Express. Создаются папки исходящих и входящих писем.
Кроме вышеназванных двух служб Internet используются такие службы, как
Telnet – терминальное управление удалённым компьютером, Usenet –
телеконференции, Mailing Lists – списки рассылки и т.д.



Основные дидактические свойства и их использование в учебном процессе.

Базовыми дидактическими свойствами Интернет являются:
- высокая скорость передачи информации;
- двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;
- возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;
- обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно
структурированной информаций.
Реализация этих свойств возможна при использовании определённых услуг и
сервисов сети, подробно речь о которых пойдёт ниже.

Электронная почта.

Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного
доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными
сетями. ЭП позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся)
обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Для реализации режима
ЭП рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными
средствами: компьютером, принтером, модемом, монитором, клавиатурой,
манипулятором мышь и соответствующим программным обеспечением. Следует
обратить внимание на то, что время доставки сообщения состоит из времени,
которое требуется для пересылки сообщения с компьютера отправителя на
компьютер получателя, и времени, через которое получатель обратится при
необходимости, к своему "почтовому ящику" и прочтет или распечатает
пришедшее сообщение. Это позволяет пользователям работать асинхронно,
т.е. в удобное для себя время в «нереальном» (продолженном, off-line)
масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и может
колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в
зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных,
радиорелейных и т.д. Более тщательный анализ позволяет обратить внимание
на тот факт, что компьютерные сети включают в себя дидактические
свойства, присущие собственно компьютеру и плюс те, что добавляют к ним
собственно телекоммуникации. В обобщенной форме их можно отразить в
следующих возможностях ЭП:
- передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью
клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или
компьютерных программ;
- хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки
ее на принтере;
- демонстрация текстов и графики на экране дисплея;
- подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и
отсылаемых;
- использование и пересылка компьютерных обучающих программ.
С дидактической точки зрения, с помощью электронной почты можно
организовать так называемые "виртуальные учебные классы". Например, в
Интернете с помощью использования режима «списки рассылки» (mailing
lists), при котором установленное на сервере программное обеспечение дает
возможность совместного общения групп пользователей. Число разных списков
рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим и ограничивается
возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков
рассылки для данного лист-сервера. В созданной учебной группе
объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Каждое
сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником,
автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из
участников является преподаватель.
Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения
участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для
пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное
для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны
находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен
информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть
простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и
манипуляции с информацией. Так что при реализации обмена возникает больше
психолого-педагогических проблем, чем технических. Дело в том, что
человеческое общение сводится не только к речи, в данном случае письменной
речи. Устная речь, как известно, составляет 7% из множества сторон общения
: мимика, жесты и т.д. Конечно, для компенсации эмоционального
человеческого общения можно использовать при переписке «смайлики» для
передачи эмоций, например, для радости и грусти соответственно :-) и
:-( . Но это не решает в полной мере проблемы, и здесь остается много
работы для психологов. Тем не менее, как показал опыт, психологические
аспекты, перехода к письменной речи в E-mail похожи на те, которые
наблюдаются при переходе от работы с помощью ручки и бумаги к пишущей
машинке. К тому же письменная речь воспитывает такие положительные моменты
как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.
Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к
занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет
через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут
использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной
информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для
взаимообучения при обмене информацией друг с другом.
Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении
семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-
взаимообучение, семинар-дискуссия.
Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции,
когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции
в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем
проводятся консультации по электронной почте.
Таким образом, ЭП может найти широкое распространение в образовательном
процессе на различных в различных ипостасях.

Электронные конференции.

Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными
конференциями, позволяют получать на мониторе компьютера
пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками
"конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга.
Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как в режиме ЭП. Программное
обеспечение зависит от режима использования ЭК.
Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе
учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени.
Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в
ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и
каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство
состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку
для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик.
Применение режима при организации учебных занятий требует модерирования
преподавателем конференции. Работа возможна в режиме реального времени,
например, при использование системы IRC (Internet Relay Chat) и
произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).
Сеть предоставляет все эти описанные возможности, и они могут с успехом
использоваться в образовательном процессе. Например, в режиме (USENET
newsgroups), на сервере устанавливается программное обеспечение,
обслуживающее группы новостей. В отличие от списков рассылки, основанных на
применении электронной почты, группы новостей работают в режиме реального
времени, требуя от пользователей онлайнового подключения. Работа с ними
аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные в
группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают
проблемы и т. д., но все происходит "сейчас и сразу", не требуется времени
для рассылки писем. Разница заключается в том, что в случае со списком
рассылки пользователь шлет серверу письмо, тот его рассылает участникам,
они читают, шлют ответы, которые, в свою очередь, снова рассылают всем, и
т.д. Сервер же новостей никому ничего не рассылает, но показывает в
реальном времени всем желающим сообщения в дискуссионной группе и принимает
новые сообщения от желающих высказаться.
Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-
графической информацией между участниками образовательного процесса.

Телеконференции и видеотелефон.

Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между
преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная
двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций.
Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого
монитора абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях
в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора
компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или
иного проекционного устройства. Аппаратно-программное оборудование
одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер,
видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру,
манипулятор мышь, модем.
Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и
качества представления визуальной информации и невозможностью использовать
в реальном времени компьютерные приложения.
Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность
передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления
обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере
применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном
обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

Электронные библиотеки.

Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех
возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления
пользователям различных услуг.
В настоящее время основные фонды не полностью соответствуют задачам
школьной библиотеки. В связи с этим особую остроту приобретает проблема
использования ресурсов Интернет.
Специфика читательского контингента школьных библиотек обуславливает
необходимость изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей.
Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка,
рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, и поэтому функции
библиотек образовательных учреждений (в первую очередь, школьных) резко
расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования
меняется миссия библиотеки. Библиотека образовательного учреждения как
социальный институт должна совершить в настоящее время скачок через
несколько эволюционных ступеней развития. В современных условиях библиотеки
образовательных учреждений выступают в новом качестве – они преобразуются в
медиацентры (медиатеки). Наряду с традиционным книжным фондом в такой
библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки,
диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM)
необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в
Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.
Рассмотрим использование ресурсов школьной библиотеки на примере работы с
Интернет.
Появление Всемирной телекоммуникационной Сети, информатизация многих сфер
общественной жизни не могли не сказаться на развитии образования и
образовательных технологий.
Помимо использования средств Интернет в учебном процессе, учащиеся
общеобразовательных учреждений получают возможность работы с ресурсами Сети
и в детских библиотеках, становящихся, таким образом, неотъемлемой частью
процесса непрерывного образования.
Можно выделить три главные цели организации общественного доступа к
Интернет-ресурсам в библиотеках:
- обучение компьютерной грамотности, в первую очередь, навыкам поиска
информации;
- предоставление сетевых информационных ресурсов пользователям библиотек;
- предоставление информационных продуктов и услуг Интернет (электронная
почта, телеконференции, группы новостей).
Прогнозируемые цели, с которыми читатели будут обращаться в Интернет, можно
сформулировать следующим образом:
- образовательные;
- приобретение навыков работы в сети;
- развлекательные.
Действительно, по данным опроса сотрудников библиотек от 30% до 40%
пользователей заинтересованы в обучении работе с Интернет в библиотеке,
образовательные сайты Интернет в рейтинге популярности находятся на третьем
месте. По обращениям к Интернет-развлечениям данных нет.
Исходя из целей обращения можно предположить, что среди пользователей
Интернет большую часть будут составлять студенты и учащиеся. Специфика
читательского контингента школьных библиотек обуславливает необходимость
изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей. С этой целью в
2000 г. в библиотеках четырех районов Санкт-Петербурга (Выборгского,
Красногвардейского, Красносельского и Московского районов) был проведен
опрос библиотекарей и читателей-школьников.
В анкетировании приняли участие 260 читателей. Все они обучаются в
различных типах учебных заведений: общеобразовательной школе (26%), школе
углубленного изучения какого-либо предмета (19%), школе – экспериментальной
площадке (18%), школе-комплексе (14%), частной школе (8%), авторской школе
(8%) и гимназии-лицее (7%).
Среди опрошенных читателей представители разных возрастных групп, 68%
опрошенных составляют старшие подростки и 32% – младшие подростки.
Более 53% учащихся, принявших участие в исследовании, имеют компьютеры
дома, 82% из числа опрошенных имеют представление об Интернет.
В различных библиотеках Санкт-Петербурга школьники чаще всего встречаются
со следующими компьютерными услугами:
доступ в Интернет – 84, 6%; компьютерные игры – 81%; правовые базы данных –
13%; электронный каталог – 81%.
Как видно из перечня, наиболее часто в детских библиотеках встречается
такая услуга как доступ к ресурсам Интернет. Интересно, что с точки зрения
библиотекарей, в библиотеках компьютерные игры составляют лишь 16%
предлагаемых услуг.
Школьные библиотеки выполняют функцию социального информационного
института, что связано с использованием не только традиционных типов
носителей информации, но и новых – электронных. Среди последних Интернет
рассматривается как основа развития новых форм обслуживания читателей.
Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех
возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления
пользователям различных услуг.
В библиотеке среди учащихся, обращающихся к ресурсам Интернет, наибольшей
популярностью пользуются игры и образовательные ресурсы; в случае обращения
к Интернет вне библиотеки – игры и электронная почта. При этом,
образовательные ресурсы, конференции используются только в условиях
библиотек, а компьютерные игры используются с одинаковой интенсивностью как
в библиотеке, так и вне ее, занимая первое место в рейтинге популярности.
Таким образом, библиотека для учащихся является, в первую очередь,
информационно-образовательным и досуговым учреждением.
Кроме того, следует отметить, что перечень услуг, к которым обращаются дети-
пользователи Интернет, в библиотеках несколько шире, чем вне их.
Несколько иначе определены школьниками приоритеты при ответе на вопрос:
“Если бы у библиотеки была возможность предоставить Вам неограниченное
использование Интернет, чем бы Вы стали пользоваться постоянно?”
Ответы распределились следующим образом:
распечатка материалов из Интернет – 81%;
e-mail – 80, 7%; игры – 75%; чаты – 30, 4%; сайты, серверы – 21, 5%.
В этом перечне услуг в качестве доминанты в сознании читателей учащихся
впервые появляется распечатка материалов.
Ответы на вопрос об использовании читателями услуг Интернет в библиотеках
целесообразно сопоставить с ответом на вопрос о возможностях использования
Интернет, вызывающих наибольший интерес. Оказалось, что в качестве
приоритетных названы игры – 81%, различные образовательные программы – 43%,
чаты – 35, 8%, сайты и серверы – 29%. Эти ответы повторяют данные по
реально используемым школьниками ресурсам Интернет. Однако появились новые
услуги, вызывающие интерес читателей-детей: мультимедийные ресурсы (23, 5%)
и коммерческая информация (7,3%). Вполне закономерен интерес учащихся к
мультимедийным технологиям, так как они открывают принципиально новые
возможности комплексного использования текстовой, звуковой информации,
видеоряда, монтажа и т. д.
Интерес к коммерческой информации, пусть и у незначительной части
школьников, связан, в первую очередь, с социально-экономическими условиями
современного общества.
Одной из наиболее значимых характеристик любой деятельности является
наличие тех или иных мотивов. Они рассматриваются как внутренние
побуждения, которые проявляются в желаниях, стремлениях, интересах.
Выявлены следующие мотивы обращения читателей-детей к ресурсам Интернет
Наличие такого мотива как “любопытство” у 77% читателей-детей характерно
для подростков и юношества вообще и, в частности, по отношению к сети
Интернет, которая не может не вызывать удивления и восхищения.
Достаточно яркое проявление получил другой мотив – общение. Он характерен
для 69% респондентов. Потребность в общении является одной из психических
особенностей подросткового возраста. К тому же глобальная сеть
предоставляет возможность исполнения ролей, отличных от социальной роли в
реальном мире. Однако, может возникнуть опасность ухода в виртуальное
общение и вытеснения реального общения из круга интересов подростка.
Представляется интересным сопоставить мотивы обращения школьников к
Интернет по мнению читателей и библиотекарей. У читателей мотивы более
разнообразны. Они назвали 6 мотивов, тогда как библиотекари – 4. По
существу, можно говорить о совпадении только двух мотивов – общения и
развлечения. Нам представляется, что в суждениях библиотекарей имеет место
негативный оттенок в формулировке мотивов, например: доступ к готовой
информации (85%), возможность бесконтрольного общения в чатах (72%).
Вероятно, у библиотекарей недостаточно хорошее знание своих читателей как
пользователей Интернет. Два вопроса анкеты были направлены на выявление
установок респондентов в получении помощи от библиотекаря и использования
путеводителя по ресурсам Интернет. Оказалось, что в помощи библиотекаря
нуждаются только 24, 6% респондентов, а в путеводителях – около 49%. Эти
данные, с одной стороны, свидетельствуют, что в силу психологических
особенностей возраста читателей, респонденты стремятся к самостоятельности
и самоутверждению. С другой стороны – могут означать недоверие к знаниям и
умениям библиотекарей в области компьютерных технологий. В исследование был
включен еще один вопрос, без ответа на который картина взаимоотношений
школьников-пользователей Интернет и библиотекарей остается неполной.
В практике встречаются ситуации, когда библиотекарь авторитарно навязывает
или запрещает те или иные книги, услуги и т. п. В связи с этим участникам
опроса был предложен вопрос: “Приходилось ли Вам сталкиваться с
ограничениями в выборе ресурсов Интернет со стороны библиотекарей?” Только
15% опрошенных ответили “никогда”. 85% респондентов сталкивались с
ограничениями: редко – 21, 5%, часто – 18, 1%, всегда – 45, 4%. Подобное
поведение библиотекарей может быть объяснено тем, что в сознании
библиотекарей доминируют негативные представления о мотивах обращения
школьников к Интернет, стремление определять “полезные” и “бесполезные” для
подростка информационные ресурсы. Безусловно, в условиях нерегулируемого
потока информации, предоставляемого Интернет, существует реальная опасность
получения в ответ на запрос неимоверно большого количества источников
низкой информационной ценности, и бесконтрольное постоянное общение
отрицательно влияет на здоровье и учебу. Однако Интернет является таким же
инструментом познания, как и книга, а бесконтрольное чтение таит в себе
такие же опасности. Использованию ресурсов надо учить и здесь главную роль
должен играть библиотекарь.

Основные формы использования Интернет в школе и во внеклассной работе.

Интернет может применятся ограниченно, как вспомогательное средство в ходе
урока, но могут быть организованны и целые Интернет – уроки в компьютерных
классах, а среди последних достижений информационных технологий и целые
виртуальные школы – информационно-коммуникационные комплексы, позволяющие
взаимодействовать учителю и ученику опосредованно, через глобальную сеть,
когда все преимущества информационной технологии проявляются в полной мере,
а недостатки классно-урочной системы и личного контакта с педагогом
сглаживаются.

Так, одним из перспективных направлений в работе учителей могут стать
Интернет - уроки. Что привлекает учителя в этих уроках?

- структура уроков, несмотря на различие тем и разный подход к подаче
материала, узнаваема и общепризнанна сегодня преподавателями английского
языка во всём мире.

- представленный материал можно использовать как самостоятельный, например,
на уроках по переводу, страноведению, так и вспомогательный при изучении
плановых тем и составлении сообщений по темам устной речи.

- уроки можно распечатывать и использовать бесплатно, что немаловажно
сегодня при высоких ценах на все аутентичные пособия.

Обмен индивидуальными письмами по электронной почте даёт уникальную
возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную
речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнёра,
запросить дополнительную информацию. Создаётся положительный эмоциональный
фон в ходе общения, учащиеся знакомятся с мнением своих сверстников за
рубежом, появляется возможность с новыми людьми, приобретается опыт работы
с представителями другой культуры.

В связи со средним уровнем оснащённости компьютерами в нашей школе занятия
проводятся в малых группах и индивидуально с учащимися, занимающимися
научной деятельностью. Планируя занятия, мы стараемся выполнить следующие
задачи: дать учащимся представление об Интернете и его возможностях,
научить их ориентироваться в сети, познакомить учащихся с наиболее
посещаемыми сайтами в области образования и на практике показать ценность
телекоммуникационных средств в изучении иностранных языков. Вот примерные
темы занятий, которые проводились с учащимися 10х классов:

- Из истории Интернета.

- Азбука работы в Интернете.

- Поисковые системы.

- Знакомство с сайтом www.study.ru.

- Электронная почта. Порядок работы.

- Оформление писем через электронную почту.


Проект «Виртуальная школа» – попытка (и пока единственная для Российской
Федерации) решить вышеназванные задачи, используя достижения современных
информационных технологий. При определении функций Виртуальной школы (то
есть школы, существующей в Интернет) мы исходим, прежде всего, из тех
дидактических свойств и функций Интернет Интранет технологий, которые
могут быть использованы в образовательном процессе.
В основу учебных курсов Виртуальной школы положены методики ведущих
специалистов и учителей-практиков. Учебные курсы состоят из ряда
интерактивных Уроков, которые разбиты на несколько частей, и включают
объяснение нового материала, вопросы для закрепления материала (вопросы для
самоконтроля), задачи и выводы к уроку.
Регистрация учащихся позволяет вести учет их успеваемости. Данный сервис
существенно облегчает Учителю процесс корректировки обучения, так как в
наглядной форме показывается степень «прохождения» той или иной темы
Учеником. Ознакомившись с результатами, Учителю будет нетрудно выделить
тематический материал, который требует дополнительной проработки с
конкретным Учеником.
Наличие большого набора Медиаобъектов в значительной степени способствует
эффективному усвоению учебного материала, делает процесс обучения и
разнообразным и увлекательным.
В Виртуальной школе создан режим «диалога» Учителя с Учеником. В течение
урока, после объяснения нового понятия, интерактивный курс ставит перед
Учеником вопросы, которые призваны оценить степень усвоения пройденного
материала. После изучения теоретической части Ученику предстоит выполнить
ряд задач и проверочных упражнений.
Дополнительные сервисы при выполнении тестовых упражнений: и
<ОТВЕТ> помогут учащемуся лучше разобраться в материале, но это отразится
на итоговой оценке за Урок.
В разделе Выводы собраны все основные понятия по теме Урока, что с одной
стороны закрепляет пройденный материал, а с другой облегчает повторение
материала и подготовку к контрольным работам. В разделе СПРАВОЧНИКИ ученик
может найти определения, законы, теоремы и аксиомы, справочные таблицы.
Использование Виртуальной школы не только даст возможность школьнику
объективно оценить свои знания, но и научит самостоятельности и
ответственности по отношению к учебе.
С помощью Виртуальной школы Учитель может отслеживать в режиме реального
времени этапы прохождения урока, проводить тестирование группы учащихся по
учебным предметам с отражением объективных результатов на компьютере
преподавателя.
Все результаты тестирования, контрольных занятий хранятся в индивидуальных
Дневниках успеваемости учеников. В руководстве пользователя приведена
таблица соответствия заработанных учеником баллов и школьных отметок, что
облегчает работу учителя по выставлению оценок за сделанную Учеником работу
в классный журнал.
Интернет-школа позволяет решить следующие дидактические задачи:
· Оказание учебно-методической помощи и информационной поддержки учащихся
в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем
таких педагогических технологий как: метод проектов, исследовательский
метод, разноуровневая технология организации учебного процесса и т.д. или
при желании учащегося углубить свои знания по отдельным предметам,
разделам, вопросам программы, либо ликвидировать пробелы в знаниях, с
целью формирования ключевой компетентности в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения
знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
· Предоставление возможности получения образования людям с ограниченными
физическими возможностями и отбывающим сроки в местах лишения свободы, то
есть обучаться дистанционно, если в силу субъективных или объективных
причин нет возможности посещать очную школу в какой-то период жизни, и
таким образом получить общее среднее образование;
· Предоставление возможности получения образования людям, предпочитающим
домашнее обучение по религиозным и этнокультурным соображениям или
изучение одного или нескольких предметов базового учебного плана
дистанционно в случае, например, отсутствия квалифицированного
преподавателя в школе;
· Оказание мультимедийной поддержки урока с целью реализации
дидактического принципа наглядности (иллюстративный материал – интерактивы,
лекции)
· Оказание методической помощи учителю в учете и контроле усвоенного
объема учебной информации, формировании отчетности;
· Оказание методической поддержки молодых специалистов в конструировании
плана урока, использовании мультимедийных средств обучения.
Интернет-школа позволяет решить следующие методические задачи:
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с
большими объемами информации
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием НИТ
- формировать навыки самообразования, развитие способности к академической
мобильности обучающихся
- формировать навыки работы в команде
- развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить
- формировать навыки самоконтроля
- формировать мотивацию к учению в целом и к конкретному курсу в
частности.

Реализация дистанционного обучения через Интернет.

В современных условиях общество ставит перед образованием задачу
предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на
протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и
потребностей. При этом нужно обеспечить его подготовку к жизни в условиях
быстрой смены информационных потоков, к возможной смене профессии, к
активной, самостоятельной деятельности, к общению с людьми, принадлежащими
к различным социокультурным обществам, к быстрой адаптации в новых условиях
деятельности.
Необходимость обучения и переобучения уже в ближайшем будущем большого
количества работников различных специальностей повлекла за собой появление
такой новой формы образования как дистанционное обучение.
Под дистанционным обучением мы понимаем разновидность заочного обучения,
предусматривающую активный обмен информацией между всеми участниками
обучения и использующую в максимальной степени современные средства новых
информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.
Дистанционное обучение, организованное на базе компьютерных
телекоммуникаций, занимает все большее место как в российской, так и в
зарубежной системе образования. Практически во всех ведущих вузах России
уже существуют кафедры дистанционного обучения, с 1996 года действует
общегосударственная программа развития системы дистанционного обучения. На
реализацию этой программы выделено немало средств, создана материальная
база - университетские телекоммуникационные центры с прямым выходом в
Интернет, идет постепенное наполнение отечественных серверов информацией
образовательного характера, создаются электронные архивы и библиотеки. За
последние 1-2 года стали появляться различные дистанционные курсы для
желающих получить среднее специальное, высшее образование или повысить свою
квалификацию. Вместе с тем, широкое развитие дистанционного обучения
пробуксовывает, что выражается прежде всего в том, что:
большинство дистанционных курсов по сути своей ничем не отличаются от
традиционного заочного обучения (отсутствуют постоянные контакты между
преподавателями и обучающимися, проводятся обязательные очные сессии и
т.п.;
дистанционные курсы, как правило, не становятся экономически эффективными;
практически отсутствуют подготовленные специалисты - кураторы учебных групп
и координаторы дистанционных курсов, владеющие современной методикой
организации работы с обучающимися в условиях Интернет;
затруднена интеграция российской системы дистанционного обучения с другими
подобными зарубежными системами поскольку отсутствуют специалисты, знакомые
как с отечественной, так и с зарубежной (американской) системами
образования.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в ускоренном
развитии российской системы дистанционного обучения и отсутствием
специалистов, которые собственно и призваны развивать эту систему. До
настоящего времени ни одна российская организация (вуз, образовательный
центр, школа, институты повышения квалификации и т.п.) не занималась
подготовкой специалистов для системы дистанционного обучения, компетентных
одновременно в нескольких областях (что связано с комплексным характером
этой формы обучения):
- в своей предметной области;
- в современных активных методах обучения (обучении в сотрудничестве,
проектных, исследовательских методах и т.п.);
- в технологиях Интернет, использующихся при дистанционном - обучении;
- в вопросах психологии общения в условиях Интернет;
- в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов.
Специалистов такого широкого профиля можно и нужно готовить в рамках
системы повышения квалификации в форме дистанционного обучения на базе
компьютерных телекоммуникаций. При этом возможен одновременный охват
большого количества обучаемых.



Заключение.

Рассмотрены основные дидактические свойства Интернет и некоторые способы
применения Интернет в учебном процессе. Но та конкретная специфика работы,
с которой столкнется педагог в своей практике, организовывая Интернет-урок,
или задумывая для своих учеников рассылку по факультативному предмету на
время каникул остаётся за кадром. Ибо невозможно описать все нюансы
внедрения нового средства, а порой и новой методики в учебную практику.
Описанные достоинства, казалось бы, можно запросто нивелировать простым
вопросом «зачем усложнять общение между учителем и учеником, ставя между
ними компьютер, зачем вводить столько искусственности в процесс обучения?»
Заменить нормальную коммуникацию Интернет никогда не сможет и не имеет
своей целью. Убоги те, кто встрече под солнцем предпочитает встречу в чате.
Но происходящие в личности изменения, связанные с включением в виртуальное
общение порой очень полезны. Многие люди, в том числе дети и подростки
реагируют на частичную деперсонализацию общения большим раскрепощением,
открытостью, более спокойным отношением к критике. Замечание учителя,
высказанное на весь и то же замечание, прочитанное на экране монитора – не
одно и то же. Многолетние исследования виртуального общения показали, что
безэмоциональность электронных писем кажущаяся, человек учится ловить
нюансы слов, выражений, читать настроение пишущего между строк и самому
вкладывать в сухие слова больше эмоций.
Негативные последствия внедрения сети в нашу жизнь активно муссируются СМИ.
Диагноз Интернет-зависимость стал встречаться не только «за бугром», но и в
нашей стране. После нескольких месяцев подключения к сети врачи рекомендуют
пройти тест на этот новый вид наркомании. Но разве мало человечество знает
других примеров неуёмного использования новой технологии, разве только в
сфере коммуникационных сетей впервые появились последствия злоупотребления?
Негативные моменты общения детей и сети легко нивелировать умелой
настройкой компьютера (таймеры времени в сети, программы-«няньки»,
ограничивающие доступ к ресурсам негативной тематики), введением в
программы по информатике обязательного курса компьютерной гигиены, мало чем
в общих чертах отличающейся от обычной гигиены труда школьника.
Преувеличивать значение Интернет - технологий в учебном процессе не стоит,
так как перекос системы (в том числе и образовательной) в одном направлении
уменьшает её стабильность, ухудшает эффективность. Мера и
сбалансированность во всём – залог успешной Учебно-воспитательной работы.



Использованная литература:

1. Информатика для юристов и экономистов под редакцией С.В.Симоновича. СПб,
Питер 2001
2. Мэтьюз, Джонс и др. «Web – сервер». СПб, Символ, 1998
3. Журнал «Учитель» №1 2003 год.
4. Бухаркина М.Ю «Виртуальная школа», http://vschool.ru
5. «Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании
школьников», http://college.biysk.secna.ru
6. Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Российская школа и
Интернет», материалы к
7. «Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах»,
http://www.iet.mesi.ru/
8. Л.В. Калацкая «Информатика и вычислительная техника.
Конспект лекций для студентов специальностей
«биология» – G 31 01 01, «биотехнология» – G 31 01 01-03, «биоэкология» – H
33 01 01».







Реферат на тему: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике

Введение
Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся Уровни
проверки
Устная проверка знаний и умений, учащихся по физике
Письменная проверка знаний и умений, учащихся по физике
Педагогические функции персонального компьютера в
учебно-воспитательном процессе
Проблемы создания и использования обучающих программ
Заключение
литература

В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом
отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-
математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач:
выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных
экспериментов, построения и интерпретации математических моделей
физических, химических и других явлений и процессов. Он может выполнять
функции информационной системы, банка данных, автоматизированного
справочника. Эксперименты показывают методическую эффективность
использования графических возможностей персонального компьютера (ПК) при
обучении геометрии, черчению для развития пространственного воображения,
конструкторских способностей и т. п. Указываются и многие другие
возможности применения компьютеров в учебном процессе.
Отмечается, в частности, что компьютеры могут быть с успехом использованы
на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на
контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер,
способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности
предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения
разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь,
подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный
процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет
к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны
обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому
материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального
этапа в обучении.
Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса
обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда
находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о
результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал,
пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что
пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко
источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой,
испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в
свои силы, а иногда интерес к учению.


Дидактические функции проверки и учета знаний и умений учащихся.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:
контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении
состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных
программой и соответствующих данному этапу обучения.
Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в
совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации,
в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по
результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели
обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства
ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины
труда; в формировании черт—честности, правдивости, настойчивости,
взаимопомощи.
Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как
учебному предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых
знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и
усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряется
внимание школьников. На данном этапе проверки учитель не только
отрабатывает знания школьников, но и учит их умению выделять в изученном
существенное, главное, умению производить «сортировку» материала. В
процессе проверки выявляется структура учебного материала. По мере
постановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном
материале.
Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель
предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с
контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как,
отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания,
доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их
объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, учащиеся
будут по-разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее
изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочение знаний,
отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных
действий—сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.п., что
очень важно для развития мышления учащихся. Активное и сознательное участие
школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной
работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений,
учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность
проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая. Под
объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой
устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по
проверяемым вопросам программы.
Как показывают наблюдения, полнота проверки часто учителями не
осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например,
не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и
применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность этого
умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию
взаимосвязи изучаемых на уроках физики явлений, дает экономию времени на
изучение сходных физических явлений. Проверка играет стимулирующую роль,
если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки
их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся класса обязаны слушать
вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом
учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки
проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За
проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту
проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как
возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота
восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный
интерес, мотивация и т. п.), так и определенными закономерностями самого
процесса формирования знаний.
За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и
потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании,
логике ответов, а также в речи учащихся.
Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к
искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при
гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и
воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения.
Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения
проявляются в разной степени.

Уровни проверки.

Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация
должны быть посильными для каждого учителя физики без специального
обучения. В соответствии с требованиями программы по физике и стабильных
учебников, Оноприенко Ольга Владимировна предлагает следующие уровни
проверки, применяемые при обучении физике в VII—XI классах. Определяя
содержание уровней, она рассматриваем лишь конечные их этапы, минуя
промежуточные. 1 уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных
знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном
на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например,
явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).
2. Знание отдельных фактов истории физики.
3. Знание названий приборов и области их применения (например,
амперметр—прибор для измерения силы тока).
4. Знание буквенных обозначений физических величин.
5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на
схемах и чертежах.
Для проверки знаний и умении, соответствующих первому уровню, используется
репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение
учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко
осуществляется формами автоматизированного учета.
При достижении учащимися 2 уровня предполагается:
1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления,
2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математической
записи.
3. Знание и понимание определений физических величин (например, удельной
теплоемкости вещества, скорости, ускорения).
4. Знание единиц физических величин, их определений (например, за единицу
силы в СИ принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1
м/с).
5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления,
пределы измерений, снимать показания.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются
репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только
на основе памяти, но и на основе осмысливания. Поэтому наряду с
психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и
явление пера-носа. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная
мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на 1 уровне.
3 уровень определяет конечную цель обучения:
1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений
(например, на основе молекулярных представлений о строении вещества
объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов,
давление газа).
2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу
однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из
металла за1 с под действием света, от энергии светового пучка;
зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием
света, от длины волны света).
3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами,
определять характер этой связи.
4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого
приборы (например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от
объема погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два
тела одинаковой массы, но разного объема).
5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики
(например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света,
о развитии взглядов на теорию строения вещества).
7. Сформированность «технических приемов» умственной деятельности:
умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т.
п.
Для проверки знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в
учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых
опирается на репродуктивные знания, но требует глубокой осмысленной
деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их.
При выполнении заданий этого уровня используются психологические
операции—воспроизведение, узнавание, широкий перенос.
При разработке конкретных заданий, требований к их выполнению (объему,
качеству) следует учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на
каком этапе обучения.
Требования к знаниям учащихся возрастают по мере приближения к конечной
цели обучения. Сразу же после изучения нового материала ученик приобретает
знания и умения, соответствующие 1 уровню, а также частично 2 и 3. Учителю
предстоит добиться перехода всех учащихся с 1 уровня на 2 и 3. Для этого
следует использовать систематические упражнения.
Знания и умения, приобретенные учащимися на 1 ступени обучения физике,
служат основой для дальнейшего изучения предмета, поэтому учитель при
обучении физике должен учитывать, что каждый уровень знаний, достигнутый на
1 ступени обучения, может быть воспроизведен на 2 ступени. В IX—XI классах
перед изучением тем, отдельные вопросы которых рассматривались в VII—VIII
классах, следует провести диагностирование знаний и умений

Новинки рефератов ::

Реферат: Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей (Спорт)


Реферат: Блок памяти (Радиоэлектроника)


Реферат: Стресс (Психология)


Реферат: Трубы электросварные из коррозионно-стойкой стали (Металлургия)


Реферат: Права и обязанности эксперта (Бухгалтерский учет)


Реферат: История психологии (Психология)


Реферат: Жизнь и творчество Исаака Ньютона (Исторические личности)


Реферат: Менеджмент на рынке недвижимости (Менеджмент)


Реферат: Екатерина II и Екатерина Дашкова-женщины XVVIII века (Исторические личности)


Реферат: Социальная политика в современной России (Социология)


Реферат: Бабель (Литература : русская)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Девятый вал (Искусство и культура)


Реферат: История социологии (Социология)


Реферат: Реализация эвристического обучения учащихся на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Исторический портрет короля Испании Карла I(V) (История)


Реферат: Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (Компьютеры)


Реферат: О развитии навыков работы над полифонией (Музыка)


Реферат: Иран (История)


Реферат: Гражданско-процессуальный порядок (защиты прав и законных интересов граждан и организаций [Контрольная]) (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист