GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России (Право)



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра финансов, денежного обращения и кредита



КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине


«Финансы России и налогообложение»


на тему:
“Налоговые системы развитых стран
и их сравнение с налоговой системой России”



Исполнитель: студент
II курса гр. ФиК-02
Якушева Л.А.

Научный руководитель:
_____________________
_____________________
_____________________
(ф.и.о., уч. степень)



г. Каменск – Уральский 2003



СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РЫНОЧНЫМИ
ЭКОНОМИКАМИ……………………………………………………9

Раздел 1. Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы. 9

Раздел 2. Содержание основных понятий налогового права. 12

Раздел 3. Основные виды налогов 14

Раздел 4. Общие черты, особенности и принципы налогообложения доходов
физических лиц в странах ОЭСР 17

Раздел 5. Налогообложение прибыли юридических лиц 22

Раздел 6. Виды и принципы налогообложения имущества в развитых странах 27

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 30

Раздел 1. Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы
Российской Федерации 30

Раздел 2. Виды налогов в РФ. 38

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 43

Раздел 1. Общие принципы реформирования налоговых систем 43

Раздел 2. Цели и задачи налоговых реформ 48

Раздел 3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и
зарубежных стран ………………………………………………………………………………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

ВВЕДЕНИЕ



«Налог» — это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность
понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно
экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Русский
экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность налога: «С
одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных
частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась
экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение,
взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».[1]

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении
источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает
налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое
целое. Следовательно, экономическую природу налога надо искать в сфере
производства и распределения.
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется
государством и зависит от степени развития его демократических форм.
Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о
государстве. В свое время П. Прудон, верно, подметил, что «в сущности,
вопрос о налоге – есть вопрос о государстве».
По мере своего развития учение о государстве открывало новые
возможности и для выяснения природы налога. Трудности исследования налога,
таким образом, заключались в том, что две науки — экономическая и правовая
— занимались налогом, каждая, не считая его «своим». Выделение финансовой
науки в самостоятельную позволило ей в последней четверти XIX — в начале XX
в., используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве,
обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение
налога, словом выяснить природу налога, которая концептуально не
оспаривается и в конце XX в.
«История налогов показывает нам двоякое происхождение налога:
во–первых, налог, возникший из контрибуции и дани, это — преимущественно
налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые
нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы —
налог феодального общества. Второй тип налога, возникший после появления
постоянного войска, носит совершенно другой характер, он устанавливается
после долгих переговоров с участием различных представительных учреждений,
парламентов и т. д. — налог буржуазного общества».[2]
Налог в буржуазном обществе стал взиматься не только со «своего
класса», как при феодализме – с земельного собственника, но также с «чужих
классов», то есть с пролетариата и крестьян и даже преимущественно с
последних.
История свидетельствует, что налоги — более поздняя форма
государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» носили
временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не
признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог
ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных
армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и
налоги превратились из временного в постоянный источник государственных
доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных
средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин
(1706–1790) мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На
исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых
позиций, обращал внимание К. Маркс: «Налог — это материнская грудь,
кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью,
семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить
себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».[3]Когда же
население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник
государственных доходов, стали создаваться теории, названные
индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательства государства
в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг.
Теории давали обоснование налога и его определение.
Наиболее распространенной является теория выгоды, обмена эквивалентов,
услуги–возмездия, которая находится в тесной связи с учением о государстве
как результате соглашения между гражданами.
«Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с
господством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства
короля государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов
(государственное имущество: земля, леса, капиталы), поступлениями налогов и
пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции
правительственной власти. При таких условиях теорема обмена услуг является
формальным отражением существующих отношений»[4]
Теория выгоды возникла в эпоху просвещения в XVII–XVIII вв., её родина
– Франция. Вобан (1707) и особенно Монтескье (1748) рассматривают налог,
как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной
безопасности, за защиту государства и другие услуги.
В основе этих определений лежит представление о договорном
происхождении государства. В действительности никакой определенной связи
между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами – нет.
Во–первых, здесь нет той добровольности и того свободного соглашения,
которые имеют место во всякой купле – продаже, так что уплата налога ничем
не похожа на уплату денег за купленный на рынке товар. Налоги собираются не
на основании соглашения, а в силу принудительной власти государства. При
этом нельзя установить, какого–то ни было равенства между суммой налога,
уплачиваемого лицом, и той пользой, которую оно получает от деятельности
государства. Наконец услуги государства так неопределенны по отношению к
отдельным лицам, что они никак не могут получить выражения меновой
стоимости. Поэтому определить выгоды, оценить услуги, доставляемые
государством индивидууму, крайне трудно.
Особое место в индивидуалистических теориях налога занимает
классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга
которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды
А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже
определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с
присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что
государственные расходы носят непроизводительный характер. «Материальное,
вещное воззрение на хозяйство, считающее производительным трудом только
такой, который овеществляется в предметах, обладающих меноспособностью,
такое воззрение должно было стать во враждебное отношение к налогу,
окупающему услугу государства, видя в нем отклонение народных ресурсов от
содержания производительного труда, а это воззрение имеет своим отцом А.
Смита».[5]
С другой стороны, можно заключить, что теория о непроизводительности
государственных услуг не мешает А. Смиту признать налог справедливой ценой
за оплату услуг государству: «Расходы правительства по отношению к
подданным то же, что издержки управления относительно хозяев большого
владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов,
получаемых каждым из этого владения».[6] Но теория производительного труда
А. Смита ограничивает сферу действия налога. Только «расходы на
общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны
покрываться общими сборами со всего общества», т. е. налогами. Все
остальные расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием
общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и
религиозного воспитания» должны оплачиваться специальными пошлинами, хотя и
здесь А. Смит говорит, что недобор пошлин должен покрываться сборами со
всего общества, налогами.
Внимательное прочтение А. Смита все же позволило в последней четверти
XIX в. высказать мысль что, исследуя проблемы налогообложения, А. Смит
выступает «приверженцем принципа, который в современной литературе носит
название принципа эквивалентности или принципа наслаждения», что показывает
сходство его с Т. Гоббсом, который определял налог, как «добровольно
отдаваемые наложения». В трактовке налога А. Смит стоял на позициях теории
обмена, эквивалента.
Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, придерживается «вещного,
материального воззрения на хозяйство»[7], исключая, таким образом,
государственные услуги из разряда производительных затрат. Отсюда и его
понимание налога: «Нет налогов, которые не тормозили бы накопление,
поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги
имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие
ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата
станков»[8].
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди
(1773–1842) в своем главном труде «Новые начала политэкономии» (1819)
формулирует теорию налога как теорию наслаждения. «Доходы распределяются
между всеми классами нации, ни один из видов дохода не должен ускользать от
обложения. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за
оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги,
уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем
выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает
ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и
каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах,
совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда
заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не
что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного
порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности».[9]
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее
принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы,
теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали
налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как
обязанность.
Все эти моменты не могли не произвести полного переворота во взглядах на
сущность и характер государственного хозяйства вообще и налогов как его
основы. Не было смысла доказывать существование каких–то особых выгод,
которые каждый получает от государства, ссылаться на какой–то специальный,
заключенный населением договор. В связи с расширением деятельности
государства выгоды эти стали такими значительными, что уже не укладывались
в понятие «услуги».
Теория жертвы – одна из первых теорий, которая содержит идею
принудительного характера налога. Саму идею налога как жертвы мы находим у
физиократов при обосновании единого поземельного налога: «Если государство
всем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным
силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа,
должны быть получены из этого же источника».[10] Французский экономист Н.
Канар в книге «Принципы политической экономии» (1801) развивает идею о
жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства при уплате налога.
Русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, также считал их
«пожертвованиями на общую пользу». Теория жертвы получила во 2–й половине
XIX в. дальнейшее развитие, сохранив свою актуальность и в первые
десятилетия XX в.
С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу
Александровичу в 1900–1902 гг., определял налоги как «принудительные сборы
(пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных
прав государства ради осуществления высших целей государственного
общежития».[11] И.И. Янжул писал, что «под именем налогов должно разуметь
такие односторонние экономические пожертвования граждан или подданных,
которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они
являются представителями общества, взимают легальным путем и законным
способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных
потребностей и вызываемых ими издержек».[12]
Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или
оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой
зависимости от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных
(общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила
реалии последней четверти XIX — начала XX в., обусловленные резким ростом
государственных расходов и необходимостью обоснования соответствующего
увеличения налогового бремени.

Итальянская финансовая школа развивает взгляды на природу государства
и его экономическую роль. Ф. Нитти определяет государство как естественную
форму социальной кооперации, и для человека невозможно никакое развитие без
этой первоначальной и наиболее важной формы кооперации. В соответствии со
своими взглядами на экономическую роль государства Ф. Нитти дает и
обоснование налогов: «Имеются неделимые общественные услуги, как, например,
внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная
гигиена, охрана территории. Так как в этом случае не применимы пошлины, то
есть вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы
общие расходы покрывались налогами». Ф. Нитти вводит понятие «общественных
неделимых услуг», платой за которые и являются налоги: «Существуют
коллективные потребности, отличные от индивидуальных. Удовлетворение этих
коллективных потребностей производится путем общественных услуг, по природе
своей неделимых и поэтому возмещаемых гражданами посредством налоговых
сборов». Налог, по Нитти, «есть та часть богатства, которую граждане дают
государству и местным органам ради удовлетворения коллективных
потребностей».[13]

В советской России 20–х гг. финансовая наука в лице А.А. Буковецкого,
Андрея Соколова, П.В. Микеладзе придерживалась теории коллективных
потребностей. А.Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий
коллективные потребности населения. П.В. Микеладзе считал, что «задача
налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически
рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности».
Советская финансовая наука в 20–е гг. придерживалась определений налога,
господствовавших в западной финансовой науке. Воспроизведем одно из таких
определений: «Налогами называются принудительные сборы, взимаемые
государством или уполномоченными им публично–правовыми органами в силу
права верховенства, без какого–либо эквивалента со стороны государства, на
основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных
потребностей».[14]
В советской финансовой Энциклопедии 1924 г. читаем: «Налоги —
принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на
установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей
государства». В годы торжества марксизма в финансовой науке все определения
налога свелись к идеологическому, классовому содержанию, к определению
налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.
Теория коллективных потребностей и налога как источника их
удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками, была
полностью принята кейнсианцами и неокейнсианцами с поправкой на
«общественные потребности» вместо «коллективных».
Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и
налогообложения состояла в том, что советское «общество законодательно
провозгласило построение первого в мире государства без налогов».[15]
Осуществление экономической реформы в России означало необходимость
проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и
принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо
было решить, это уточнить содержание категории «налог». Хотя вопрос
остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой)
природы налога и не только, но можно утверждать, что продвижение в этой
области есть. Экономическая и финансовая литература освободились от
схематичных подходов в определении категории «налог». Практика
налогообложения помогла более четко определить характер экономических
(финансовых) отношений между государством и налогоплательщиками.
В одном из последних учебников «Экономика» содержится определение
налога, которое, на взгляд автора, взвешенно и корректно характеризует
права (государства) и обязанности (налогоплательщика) субъектов налогового
процесса: «Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные,
невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам
государственного управления».[16]
Налоговое законодательство РФ в части определения налога выделило его
из общего понятия «налога, сбора, пошлины как обязательного взноса в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд». Налоговый кодекс,
введенный в действие с 1.01.1999 г., развивает определение налога: «Под
налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований».[17]
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РЫНОЧНЫМИ ЭКОНОМИКАМИ.



Раздел 1. Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого
толкования понятия налога, независимого от политического и экономического
строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве
учебников по финансам и налогообложению определение налога, которое в
обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических и юридических
лиц, взимаемый государством», экономически верное, но, думается,
недостаточно полное.
Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового
кодекса Российской Федерации, Ст. 8 Кодекса определяет налог как
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также
приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том,
что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый
кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения,
установленные налоговым законодательством России.
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения,
складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят
объективный характер и имеют специфическое общественное назначение –
мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей
государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами
возложенных на них функций государство устанавливает совокупность налогов,
которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе
говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему. Налоговая
система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и
методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по
обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также
привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового
законодательства.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под
воздействием различных экономических, политических и социальных условий.
Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются
друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания,
фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и
количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе
с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать
оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в
тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.
В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и
справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е.
каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную
казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное
участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам,
получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но
обложение налогами должны быть всеобщим и равномерно распределяться между
налогоплательщиками.
В мировой практике существует два подхода к реализации принципа
равенства и справедливости. Первый подход состоит в обеспечении выгоды
налогоплательщика. Согласно этому подходу – уплачиваемые налоги
соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг
государства, т. е., налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов
путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов,
финансирования образования, здравоохранения и т. д., и т. п. Таким образом,
в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов
бюджета. Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости
состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае
этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою
долю в зависимости от платежеспособности. В построении налоговых систем эти
два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее
благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения
налоговой системы.
Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности
налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных
принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
– налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических
решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть
минимальным;
– налоговая система должна содействовать проведению политики
стабилизации и развитию экономики страны;
– не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое
пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют
права на существование налоги, которые могут прямо или
косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах
территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых
средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не
запрещенной законом экономической деятельности физических лиц
и организаций;
– налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов.
В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо
местные налоги для формирования доходов какого–либо субъекта
Федерации или муниципального образования в стране, если их
уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов
Федерации или муниципальных образований;
– налоговая система не должна допускать произвольного толкования,
но в то же время должна быть понята и принята большей частью
общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить,
должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и
сумма платежа должны быть в точности известны
налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о
налоге налоговым чиновником;
– максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая
в низких издержках государства и общества на сбор налогов и
содержание налогового аппарата. Иными словами,
административные расходы по управлению налоговой системой и
соблюдению налогового законодательства должны быть
минимальными. Важное значение при формировании налоговой
системы имеет принцип универсализации налогообложения.
Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями: налоговая
система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности
хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм
собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной
принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных
налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых
льгот в зависимости от форм собственности, организационно–правовой формы
организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона
или иного географического места происхождения уставного (складочного)
капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не
могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических,
экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев –
должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне
зависимости от источника или места образования дохода или объекта
обложения.
Принцип одновременности обложения означает, что в нормально
функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и
того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными
словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и
только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения
принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа
обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не
должны часто пересматриваться.
Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко
используется и принцип дифференциации ставок, в зависимости от уровня
доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с
тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных
ставок налогообложения так же, как и введение максимальных налоговых
ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую
деятельность.
Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства,
является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням
государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен
в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный,
региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области
введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т. д. В то
же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться
при ежегодном утверждении закона о бюджете.
Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является принцип
удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого
принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое
время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для
налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и
введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт
уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем
дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж
приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа
наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога
осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.
Исходя из изложенного выше принципа удобства и времени взимания
налогов, особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых
и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться
все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное
положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того,
использование данного принципа важно для стабильности финансов государства,
особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку
экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со
сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем
один–два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

Раздел 2. Содержание основных понятий налогового права.

Под налогом в иностранных государствах так же, как и в России,
понимается обязательное изъятие в бюджет или иной государственный фонд
части дохода или имущества физических и юридических лиц. Формы и правила
такого изъятия должны быть определены законом. Элементами налога являются
определяемые законодательными актами государства принципы, правила,
категории, термины, применяемые для организации взимания налога. К
важнейшим элементам налога относятся его субъект, объект, источник, единица
обложения, налоговая база, налоговый период, ставка, льготы и налоговый
оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех
налогов и сборов. Через них, эти элементы, в законах о налогах собственно и
устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия
исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются
ставки, сроки и другие условия налогообложения. Важно подчеркнуть, что само
понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в
налоговых процессах всеми странами мира. Эти элементы были присущи налогу с
момента его зарождения.
Говоря о субъекте налога, важно отличать это понятие от понятия
носителя налога. Субъект налога, или налогоплательщик, – это то лицо
(юридическое или физическое), на которое, по закону, возложена обязанность
платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком
(субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным
плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании
косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога
совпадают в одном лице.
Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В
этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная
стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по
купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного
богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное
экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую
характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно
возникает обязанность по уплате налога.
Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например
налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует
подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным
источником налога – валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне
зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты
обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем
объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают,
а, как правило, почти никогда.
Единица обложения представляет собой определенную количественную меру
измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и
может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь,
вес, объем товара и т. д.).
Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта
налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду,
что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та
часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка.
Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль
предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь
часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или
больше, или меньше балансовой прибыли.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Налоговая ставка, или как ее еще называют норма налогового обложения,
представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В
зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут
быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения
независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются
обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В
российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение
в обложении акцизным налогом.
Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и
могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту
обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности,
установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на
добавленную стоимость. Прогрессивные ставки построены таким образом, что с
увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом
профессия ставок налогообложения, может быть, простой и сложной. В случае
применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста
всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит
деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть
облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной
ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г.
шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового
совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на 3 части.
Первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть (от
50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20 % и третья часть – (более 150 тыс.
руб.) – по ставке 30 %.
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В
российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по
введенному с 2001 г. единому социальному налогу.
Налоговые ставки в нашей стране по федеральным налогам установлены по
отдельным налогам второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, а
по большинству налогов – соответствующими федеральными законами. Ставки
региональных и местных налогов устанавливаются, соответственно, законами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления. При этом ставки
региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в
пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому
виду налогов.
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов
субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов
налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта
налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также
выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога
вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую
налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада
может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по
декларации и по кадастру.
Созданная на основе указанных выше принципов налоговая система
включает различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам.
Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру
применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой
классификацию налогов.



Раздел 3. Основные виды налогов


В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и
сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания.
Нередко налоги отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно
не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с
этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ
требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей,
их классификаций.
Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные
определенными целями и задачами. Существует множество различных видов и
типов классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении
налоговых систем разных стран, уровня налогообложения, тяжести налогового
бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор
статистического или законодательного материала, учет особенностей подходов
и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при
проведении группировок налогов.
Однако все действующие классификации налогов можно свести к нескольким
основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация,
которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет
собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам
их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и
налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три
класса:
. прямые налоги;
. косвенные налоги;
. пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под
косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются
все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда. Прямые налоги, в
свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на
реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются
отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами –
совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых
реальных налогов образуют поземельный, подомовой, промысловый налоги,
налоги на доходы от денежных капиталов, на ценные бумаги. В группу прямых
личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на
прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на прирост
капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся
также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго
следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным
поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения
выступает стоимость имущества.
Отметим, что правомерность отнесения всех видов данного типа налогов к
прямым личным вызывает определенное сомнение. Налогом на наследство может
облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. Такие налоги,
несомненно, следует включать в группу личных налогов. Но налогом может
облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не
облагается. Поэтому вряд ли правомерно отнесение такого типа
налогообложения к личным налогам.
Основные виды косвенного налогообложения – это акцизы, фискальные
монополии, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость,
пошлины и сборы.
Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В
группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги
(расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги
на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость
(универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда
таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж
выделяют в особую группу.
Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной
группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на
отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу
налогов обычно называют индивидуальными акцизами.
Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность
налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу,
противопоставляя им индивидуальные акцизы.
В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные
трактовки и определения этих налогов. Международные организации, проводящие
сопоставления налоговых систем и тенденций в динамике налоговых доходов,
тоже применяют различные методики группировок. Но важно помнить об этих
отличиях, особенно при сопоставлении данных из разных источников.
К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу,
которая порождается включением или не включением в число налогов взносов на
социальное страхование и других взносов и сборов обязательного характера. В
одних странах эти обязательные отчисления производятся в независимые от
государственного бюджета фонды, в других – они поступают непосредственно в
федеральный бюджет, в третьих странах сочетаются элементы двух
вышеуказанных систем (смешанный вариант). Как сторонники включения, так и
сторонники не включения обязательных взносов на социальное страхование и
иные социальные цели в число налогов приводят весьма убедительные
аргументы. Сторонники включения таких взносов в число налогов справедливо
отмечают их обязательный характер, жесткую законодательную регламентацию,
говорят о том, что плательщику в принципе все равно, пойдут его деньги в
бюджет или какой–нибудь независимый фонд. Сторонники не включения,
несомненно, правы, когда напоминают о возвратном (в перспективе) характере
таких отчислений, особенно для лиц, занятых наемным трудом, т.е. о том, что
если все обязательные платежи называть налогами, то возникнет смешение
понятий, определяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на
то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть
элементы выбора и добровольности, что несовместимо с платежами налогового
характера.
Сложности установления четкой классификации увеличиваются и в связи с
тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование
(обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую
заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер
целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.
Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой
классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В тех же случаях, когда речь идет о налоговом законодательстве отдельной
страны или дается характеристика особенностей отдельных видов налогов,
применяются методики и трактовки, принятые в национальном законодательстве.
Если применяется вариант группировки, отличный от методики ОЭСР или
национального законодательства страны, о которой идет речь, то эти отличия
оговариваются особо и дается характеристика примененной методики.
Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же
время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе
и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога
к определенной группе служит объект налогообложения. Взносы на социальное
страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и
анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в
отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на
выплаченную заработную плату и т.д. объединены в группу «Налоги на
заработную плату и рабочую силу». Внутри групп налоги подразделяются на
периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических
лиц, а также по другим существенным признакам.
Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения
объектов классификации в разряды и группы, позволяют не только
анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и
при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку
данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп «Взносы на
социальное страхование» и «Налоги на заработную плату и рабочую силу» может
дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату
заработной платы и жалования в каждой отдельной стране. При этом,
разумеется, следует помнить о возможной специфике взносов на социальное
страхование.
С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая МВФ
(Международным валютным фондом). В ней практически полностью совпадают
принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов по ОЭСР,
но классификация МВФ менее подробна (особенно в отношении налогообложения
товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и
названиях отдельных рубрик.
Сильно отличается от классификаций ОЭСР и МВФ классификация по Системе
национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических
интегрированных счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, очень схожий с
рассмотренной выше «традиционной» налоговой классификацией. Налоги
подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не
включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и
пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на
использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение
использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности,
объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в
разные разделы.
ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт
(т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные
пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых
классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.
Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и
ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам
систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две
последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при
использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от
классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и
сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит
большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере
международных расчетов.
Преимущество системы ОЭСР заключается в том, что первая классификация
(это характерно и для системы МВФ) выделяет группы «Прочих налогов» и
«Других налогов и сборов» самыми малочисленными притом, что сгруппированные
в разделы и подразделы, налоговые поступления разных стран становятся
вполне сопоставимыми.


Раздел 4. Общие черты, особенности и принципы налогообложения доходов
физических лиц в странах ОЭСР


Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное
налогообложение является одним из традиционных видов налогообложения,
поэтому в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные
историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако
можно выделить некоторые общие принципы, которые применяются или являются
ориентирами при построении и совершенствовании налоговых систем. Эти общие
принципы состоят в следующем.
1. Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие
совершеннолетия, а также несовершеннолетние по отдельным видам доходов.
Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и
нерезидентов. Главным критерием для определения резидентства является
пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в
течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть
или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для
конкретного случая является недостаточным, то используются следующие
дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных
интересов, национальность, гражданство и т.д. Смысл разделения
налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что
резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального)
дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам – как
внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую
ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников,
расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие
правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов
и нерезидентов применяется только в отношении не граждан США (граждан
других государств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную
налоговую ответственность.
2. Исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный
годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы,
полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года
от источников, указанных в налоговом законодательстве. В этот доход, как
правило, включаются, наряду с заработной платой, доходами от
предпринимательской деятельности, другие выплаты и поступления: пособия,
оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и
нематериальные выгоды.
3. Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не
совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая
шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с
совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в
соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило,
из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода
индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически
уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и
обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения
налоговых обязательств физического лица имеет колоссальное значение.
Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной
стране исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем
налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.
4. Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система
налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления
налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в
результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на
которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по подоходному
налогу.
5. Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому
доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых
распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные
налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо
подтверждение каких–либо особых обстоятельств.
6. Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом.
Изменение ставок подоходного налогообложения, так же как и ставок по другим
налогам, не допускается в течение всего налогового периода. Как правило,
невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного
налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на
предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые могут
получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е.
всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в
законе особых обстоятельств.
7. Ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило,
построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в
последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных
налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение
числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума,
индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о
возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к
пропорциональному налогообложению доходов.
8. В подавляющем большинстве стран супруги имеют право уплаты подоходного
налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так и по
совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется
система совместного налогообложения дохода семьи, при определении налоговых
обязательств к налогооблагаемому доходу применяются пониженные ставки.
9. Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется по
системе самообложения. Налогоплательщик несет административную и уголовную
ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за
правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты
налогов и подачу сведений в налоговые органы.
10. Налоги на доходы физических лиц, чаще всего, относятся к группе
общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов,
хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на
доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в
бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного
самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и
т.д.). При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц,
как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня
власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне
определяются объекты налогообложения, методика определения
налогооблагаемого дохода, условия и размеры предоставляемых универсальных и
специальных вычетов и зачетов, уровень общенациональных ставок, общие
условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты
налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях
обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или
надбавкам к общенациональным налогам па доходы. Кроме того, в отдельных
странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц,
однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также
устанавливаются на общенациональном уровне.
11. Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц
составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с
календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым
(налоговым, фискальным) годом.
12. Практически во всех странах налогоплательщику предоставляются
возможности при расчете налоговых обязательств в той или иной форме
учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки
прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих,
определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых
обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.
Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по
подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем:

- во всех странах расчет совокупного годового дохода,
скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода
имеет свои особенности и отличия. Существуют очень важные, а
иногда и принципиальные различия в правилах по определению
источников доходов;

- состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход,
отличается своей спецификой часто не только в одной стране, но и
на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне.
Последнее – особенно характерно для стран с федеративным и
конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое
значение может приобретать специфика определения момента
получения дохода;

- имеются различия при определении категории «объект
налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого
члена семьи в отдельности или может применяться совокупное
налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные
виды доходов могут быть самостоятельными объектами
налогообложения;

- наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов,
вычетов и льгот, применяемых при расчете величины
налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада
или окончательных обязательств налогоплательщика;

- отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы
обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных,
стандартных (средних) и максимальных ставок;

- значительным разнообразием характеризуются правила,
регламентирующие налогообложение иностранных граждан,
осуществляющих деятельность в стране, а также системы
налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом
и получающих доходы из иностранных источников. Правила,
регламентирующие применение иностранного налогового кредита для
принятия инвестиционных решений физическ

Новинки рефератов ::

Реферат: Социальная защищенность различных слоев населения в России (Социология)


Реферат: Зачем журналисту языкознание? (Журналистика)


Реферат: Антибольшевистские правительства (История)


Реферат: Понятие и проблема статуса личности в социологии (Социология)


Реферат: Социально-философские взгляды Гегеля (Социология)


Реферат: Лицей Пушкина (Литература)


Реферат: Отравление токсичными ионами металлов (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Карамзин Н.М. и его "История ..." (Исторические личности)


Реферат: Стихии (Искусство и культура)


Реферат: Социальные институты и их типы (Социология)


Реферат: Оценка имущества (Финансы)


Реферат: Рахманинов Сергей Васильевич 1873 - 1943 (Музыка)


Реферат: Инвестиционная политика фирмы (Менеджмент)


Реферат: Театр в мировой литературе (Искусство и культура)


Реферат: Чернобыль спустя несколько лет (Военная кафедра)


Реферат: Система управления базой данных объектов гражданской обороны для принятия решений в чрезвычайной ситуации (Диплом) (Военная кафедра)


Реферат: Кольца (Искусство и культура)


Реферат: История технологии художественных отливок. Литье пушек (Металлургия)


Реферат: О кризисе современной исторической науки (История)


Реферат: Селекция и семеноводство моркови и капусты цветной (Ботаника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист