GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду (Педагогика)




1. Причины неготовности ребенка к школе.

Про поступающего ребенка в школу мы не говорим, что он готовый ученик,
мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни
в школе.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному
обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке,
часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий
режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты
связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы,
сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к
элементарному контролю за собой.
Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен,
тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его
затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач,
нет интереса к познанию. [3, с. 3]
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно
разделить на органические и воспитательные.
Органические причины — это различные отклонения в физическом и
нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка
формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой
педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт
показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой
успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно
благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие
психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются
возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом
объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к
школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в
которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика
рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он
встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]. Но умение ребенка
читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок
должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять
задания.
Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании
условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных
особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной
деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,
подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для
развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого
ребенка.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является
важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее
содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет
ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного
отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,
выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,
установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых
совместной деятельностью.
В психологии установлено, что любые психические свойства и
способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они
необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне
процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к
школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами
эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их
усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —
это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”
психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка
к моменту поступления в школу.
Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе
является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему
как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению
знаний, интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к
любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих
детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие
опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может
побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению
обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих
мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства
общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка
положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности,
умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в
стремлении узнавать новое.
Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе
группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически
все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные.
Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной
произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию
имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного
поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в
частности организованно вести себя на уроках.
Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является
приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их
соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а
другие становятся менее важными.
Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего в
школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важно
то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,
который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.
Выявление единого психологического новообразования, лежащего у
истоков учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина,
С. Л. Рубинштейна и др.
Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень
развития его речи — умение связно, последовательно описывать предметы,
картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление,
правило. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве
и времени.
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает
система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации
детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической
литературы по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто
приходится сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или
недостаточно готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели
осознают необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольников
требует специальных знаний.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.
Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и
рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в
период дошкольного детства.
Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии,
опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к
поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно
высоким уровнем развития физической, психологической, нравственной и
мыслительной деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все
достижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти,
внимания, воли.
Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем
ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее
биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.
Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все
параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже
иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении
движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,
точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.
Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному
воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая
физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с
новыми учебными нагрузками. [3, с. 124]
В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание
ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим
поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам;
сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,
усидчивость, настойчивость. [27, с. 34]
Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,
чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка
к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.
Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития
ребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое внимание
приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек
формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его
общего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые
свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем,
умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к
школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается
младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями
просчеты в воспитании. У одного не выработана познавательная потребность, в
результате интерес к учению быстро улетучивается. Другой не владеет
способами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их
преодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не
может организовывать свой труд, контролировать свои действия,
концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий.
Четвертый не знает зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постоянной
опеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде.
Рассмотрим три основные причины, по которым ребенок может быть
неподготовлен к школе.
Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях
родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще
всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня
родителей. Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не
готовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет
интереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не
работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей
психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи
начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его
одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к
учению.
У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с
неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям
взрослых и интересам своих товарищей.
По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его
характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е.
сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного
педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в
семье.
Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние
уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной.
Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома
же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его
возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и
взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка
с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному
взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.
Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад
не ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам
деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление,
но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному
обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное
время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.
Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность.
Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только
обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное
значение.
Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у
ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может
нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к
трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все
получается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно и
тоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет
трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до
конца.
Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многие
понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они
рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях,
которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает
положительное отношение к школе.
К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд,
гордость), именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в
общении. Существенно меняется не только содержание деятельности, но и
мотивы, побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными и
более постоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему и
для чего он эти действия совершает.
Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее
речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании
культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате
общения с родителями к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным
запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В
этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в
результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и
явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его
будущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей не
осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку
понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе
повествования, в общении с окружающими.
Помимо сформированности предпосылок к овладению чисто школьными
навыками, у ребенка должен быть достаточно высокий уровень владения
предметно-специфическими знаниями. По мнению выдающихся психологов,
занимающихся довольно долго изучением вопросов готовности детей к
систематическому обучению (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), под готовностью
подразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие на
успешность обучения.
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов:
развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой,
изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстве
развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств,
чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и
выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей
должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.
е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы.
Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано,
чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть
развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития,
на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов
деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое
значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и
познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор
дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного
опыта. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны
даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчас
существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом
вопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет в школу/Библиотека для родителей”,
см. список литературы). Кроме того, родители всегда могут обратится за
советом, помощью к воспитателю детского сада, учителю младших классов.
В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не
наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие
раскрытию этих способностей.
Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению
является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во
многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться.
Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно
справляться с учебными заданиями.
Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в
подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры,
рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личности
ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводится
только к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должны
руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.

Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажется
неспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надо
так, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное,
даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано
немало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители
плохо представляют себе: что же именно они должны делать?
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие
мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок
встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится
планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к
планированию учебной деятельности.
Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как
перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как
следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это
делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем
гармоничнее он развивается.
Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом
родители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь на
непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале
элементы логического мышления. Без развития умения классифицировать
предметы и явления невозможно и формирование понятий. Группировка по
образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления,
которое лежит в основе всего школьного обучения.
Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень
серьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое,
навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в
том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и
радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было
самому взрослому.
И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются
элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть
знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо
подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для
него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и
обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.
Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической
готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение
определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего,
обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их
преодоление.
Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на
ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и
развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе
в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе
огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют
функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в
оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить
полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению,
усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,
показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в
детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность
посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по
своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные
учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на
практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского
сада и семьи
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного
образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает
подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно
будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные
задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное,
нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех
предметов, которые он будет изучать в школе.
Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду
предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:
-подготовка к обучению грамоте;
-математическая подготовка;
-подготовка к письму;
-психологический практикум.
В своей работе я уделю больше внимание именно математической
подготовке. Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию
готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:
-формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности
для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка
вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение
заданий, внимание к словам воспитателя).
-формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости,
ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность
проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями,
прилагать для этого достаточные усилия;
-формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и
положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного
активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного
воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение
оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников,
тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных
нормах поведения в коллективе;
-формирование у детей навыков организованного поведения, учебной
деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает
существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности
ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр,
деятельности по интересам.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный
характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:
широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный
учебный процесс.
“Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной
деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура
и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение
выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших
дошкольников.
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений
позволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развития
познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на
развитие личности ребенка.
Основной целью занятий является формирование у детей знаний и
умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность,
операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в
самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить,
что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет
активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения
заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны
решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых
качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности,
ответственности, стремления достигать качественного результата, а также
доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети,
посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем
сделать вывод, что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе,
а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь
детский сад.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе
особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.
Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения с
детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических
воздействий. [3, с. 6].
Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать
индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут
сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны, нетерпеливы,
суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру.
Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в
особо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы,
требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно
действует обилие впечатлений.
Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка
определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную
деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует
разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует
подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно
решать задачи обучения и воспитания одновременно.
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то
мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.
Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является
главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом,
перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог
конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий,
делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в
формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего
воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности
имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей
индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности.
Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на
занятиях является:
-наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
-умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения,
проводить при этом -разнообразные мыслительные операции: анализировать,
сравнивать и т. д.;
-умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
-умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
-умение выдвигать новую познавательную задачу;
-способность относительно долго проявлять интерес к проблеме,
самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической
деятельности. [38, с. 42]
Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора
соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной
деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию,
создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить
усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Опыт показывает, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли
дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их
применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием
занятия, связать его с практической деятельностью. [3, с. 53]
Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и
школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в
совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно
организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с
товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт,
распределить роли, довести начатое дело до конца.
Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных
занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок
к обучению письму и счету.
Ведущей задачей при формировании математических понятий является:
-Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью
выявления их свойств; -Сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в
ходе которого надо определить, какие из них являются общими,
отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и
использование аналогий;
-обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках
объектов; классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и
виды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность
ребенка и развивают мыслительные операции.
Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных
математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше,
целое, часть, зависимость между величинами и др.);
Обучение овладением способами установления разного рода
математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами
установления количественных отношений является счет предметов и измерение
величин.
Воспитатель, работая с детьми но занятиях должен опираться на лучший
опыт семейного воспитания, учитывать своеобразие каждой семьи, тактичными
советами, педагогическим просвещением родителей, привлечение их к участию в
мероприятиях, проводимых в детском саду, добиться взаимопонимания,
единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на
подготовку ребенка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее
программу и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менее
интересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют,
как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организации
внеклассной работы.
В последний год пребывания ребенка в детском саду, когда интенсивно
ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое
значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон
развития и воспитания детей.
Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки
детей к школе в процессе систематического, целенаправленного
педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит
помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов
психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую
деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию
наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и
поведения.
В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников
педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в
рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются. При этом следует
учитывать, что с частью родителей, чьи дети пришли в подготовительную
группу сразу из семьи, следует наметить дополнительную работу, рассказать о
том, какое большое влияние оказывают условия жизни на развитие ребенка, о
единстве требований к детям детского сада и семьи.
Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу
и условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее
оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является
тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем
аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.
Поэтому эта проблема является в углубленном исследовании.
Существует большое количество литературы по подготовке детей к школе,
однако, роль детского сада и семьи освещается слабо, поэтому, обобщая
сказанное о готовности детей к школе в научно-теоретическом плане, я
считаю, что оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии
наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности:
-правильно сформированное отношение к учению;
-сформированность навыков учебной работы;
-стремление трудиться, преодолевать трудности;
-развитость познавательных и учебных интересов;
-сформированность произвольности, умение подчиняться правилам,
управлять своими эмоциями, поведением.
Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и
семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель
в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать
свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата
— правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в
единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.



Литература.
И.Н. Агофонова. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993
Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М., 1993
Е.В. Сербина. Математика для малышей. М., 1992
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Роль детского сада в подготовке детей к
школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. Ярославль «Академия
развития», 1996
Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994
Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Ярославль. «Академия развития»,1996
В.В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на
уроках математики в начальных классах.// Начальная школа 1991







Реферат на тему: Основные направления и тенденции развития высшего образования

Основные направления и тенденции развития высшего образования.
Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного
образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой,
технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является
важной составной частью стратегии общего национального развития.
Вступая в 21 век, необходимо четко и осознанно представлять, какими
должны быть высшее профессиональное образование и специалист, выпускаемые
высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее.
Какие бы оценочные суждения не давались уходящему 21 веку, все
наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с техническим
прогрессом. И тем не менее нельзя не признать, что при бесспорных
достижениях в развитии высшей школы, качество наших специалистов не
отвечают современным требованиям. Об этом свидетельствует тот факт, что
располагая одним из крупнейших в мире инженерным корпусом, мы значительно
отстаем по качеству продукции, по средней производительности общественного
труда, от наивысшего уровня, достигнутого в мире. Это обусловлено во много
квалификацией специалистов. У нас избыток специалистов с дипломами и
недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать
сложные современные задачи.
Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются вне
системы образования. Они исходят из общих экономических и общественных
целей государства.
Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального
образования – одно из важнейших условий успешности его функционирования.
Научное предвидение возможно постольку, поскольку будущее
рассматривается как продолжение прошлого. Но требование к специалисту,
содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по
сравнению со сложившейся теорией и практикой.
Главная цель проектирования опережающих квалификационных требований –
обеспечение соответствия между изменениями личностных, общественных
потребностей и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры и
отражением их в целях и содержании подготовки.


По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО, под образованием
понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения
личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального
роста [1].
В мировой образовательной практике в последние десятилетия выявились
две противоположные и вместе с тем неотрывно связанные тенденции. “С одной
стороны, роль образования в жизнедеятельности народов, стран, индивида
неуклонно возрастает; с другой, наблюдается кризис образования и его
структур, довольно часто обусловленный дефицитом прежде всего финансового
обеспечения. Последнее характерно для отсталых и слаборазвитых стран.
Отчасти такая слагаемая кризиса наблюдается и в нынешней России. Бюджетные
расходы на образование у нас стали одними из самых низких в мире. Но кризис
- не всегда следствие финансовой недостаточности; нередко он - результат
непонимания роли образования, значения его в гуманистически ориентированном
социальном прогрессе. В большинстве западных стран, а также в Японии кризис
проявляется как неадекватность уровня, характера, направленности
образования постиндустриальному вектору цивилизационного развития. Именно
поэтому столь оживленно дискутируются проблемы перестройки образования, его
содержания, социального смысла и институциональных структур” [2].
«В настоящее время... есть все основания говорить о кризисе
образования», - писал Б. Саймон еще в 1985 году. О кризисе пишут
отечественные и зарубежные исследователи, европейцы и африканцы, американцы
и японцы, представители экономически развитых стран. «Запущенность
образования» - говорят о себе японцы, «растущая волна посредственности» -
оценивают американцы свое образование [3].
По мнению Кумбса, «сущность кризиса можно охарактеризовать словами
«изменение», «приспособление» и «разрыв». Начиная с 1945 года, во всех
странах наблюдался огромный скачок в развитии и изменении социальных
условий. Это было вызвано охватившей весь мир “революцией” в науке и
технике, в экономике и политике, в демографии и социальных условиях. Однако
научно-техническая революция, ускорив социальные процессы, не смогла
вовлечь в процесс изменений систему образования. В результате произошел
разрыв между требованиями общества и возможностями образования.
В России кризис образования вырос до уровня национальной безопасности,
он обуславливает экономическую, военную, технологическую безопасность,
которая невозможна без квалифицированных кадров, высоких технологий и
современных научных разработок.
Можно привести три подтверждения высокой степени кризисности
образования.
1. В последнее десятилетие (с середины 80-х гг.) для определения
гуманитарного состояния и возможностей социально-экономического развития
стран используется интегративный показатель - индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП), учитывающий не только уровень образования, но и
ожидаемую продолжительность жизни и реальный валовый внутренний продукт на
душу населения. Этот показатель в России в последние годы падает. Если в
1992 году по показателям ИРЧП (0,849) Россия занимала 52 место из 174
обследованных стран, то спустя пять лет она оказалась на 119, что связано
со значительным сокращением ожидаемой продолжительности жизни и реального
валового внутреннего продукта на душу населения и снижением показателя
образования (1985 г. - 0,523; 1995 г. - 0,491).
2. Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения,
эксперты которых исследовали проблему жизнеспособности различных наций и
государств, пришли еще к одному выводу. При оценке по пятибалльной шкале
высшего балла не получил никто. На четыре была оценена жизнеспособность
Бельгии, Голландии, Исландии, Дании, Швеции. По три балла получили США,
Япония, Германия и многие другие промышленно развитые государства. Что же
касается России, то ее жизнеспособность лишь 1.4 балла - уровень, ниже
которого может начаться необратимая деградация.
3. Национальной безопасности России непосредственно угрожает
финансовая политика в отношении социальной сферы вообще и образования в
особенности.
По данным Всемирного банка доля расходов на образование в валовом
внутреннем продукте составляла в СССР в 1970 г. - 7 %, России в 1994 г. -
3.4 %, т.е. сократилась более чем в два раза. Причем, если в 80-х г.г.
сокращение было медленным и постепенным, то в 90-х г.г. оно приобрело
обвальный характер. Для сравнения, доля расходов на образование в США,
Франции, Великобритании колеблется в пределах от 5.3 до 5.5 % (табл. 1 и 2,
рис. 1).
Важность образования в экономике страны особенно подчеркнута в теории
человеческого капитала Т.В.Шульца, Нобелевского лауреата 1980 года,
согласно которой ресурсы, затраченные на образование , являются вложением в
человеческий капитал. В США затраты на образование и армию сопоставимы.
В докладе заместителя председателя Комитета по образованию и науки
Государственной Думы РФ О. Смолина [5] приводятся данные о том, что
национальная безопасность России по 19 из 20 показателей находится на
уровне или за красной чертой.
Там, где государственная политика строится на приоритетах образования,
осознается его особая динамизирующая социально-экономическая и
цивилизационная роль, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные
изменения и культурные преобразования.
Классическим подтверждением этого очевидного тезиса является опыт
Южной Кореи. Ее стартовые социокультурные возможности еще лет 40 назад были
невысокими: только в начале 60-х гг. вводится обязательное начальное
образование, создается сеть профессиональных и технических училищ. В 1945
г. в стране было только 19 университетов (по сравнению с
западноевропейскими странами - мизерное количество), через 40 лет их стало
уже 100; численность студентов увеличилась почти в 120 раз; более 90% детей
школьного возраста обучались в средних учебных заведениях; 26% юношей и
девушек вузовского возраста получали университетское образование [6]. Южная
Корея уверенно сохраняет свое место среди наиболее экономически развитых
стран, не только осваивая передовые мировые технологии, но и экспортируя
собственные. Приоритеты образования в государственной политике и в
общественных умонастроениях - очевидная «тайна» южнокорейского
экономического и социокультурного чуда [7]. Этот фактор в значительной мере
явился основой и японского , и тайваньского экономического и
технологического прогресса. Повышение образовательного уровня работников
обеспечивает в США, Германии, Японии до 40 60 % прироста национального
дохода .
Несмотря на широкий диапазон мнений социологи выделяют два
концептуальных подхода к трактовке сущности кризиса и путей выхода из него.
Первый исходит из того, что существующая система образования при всех ее
вариациях не обеспечивает таких уровня, качества, да и масштабов
интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки молодежи,
которых требуют современные и особенно складывающиеся постиндустриальные
технологии, в том числе социальные. Постиндустриальная стадия
цивилизационного развития вызывает необходимость не просто повышения уровня
образования, но формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к
быстроменяющимся производственно-техническим, социальным, информационным
реалиям. Такую концепцию (подход) можно было бы определить как
технократическую (смягченный вариант - сциентистско-технократическую): она
предлагает изменить смысл и характер образования, сфокусировав его
содержание и методы на формировании у обучаемых рациональных умений
оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить
профессионально-прагматично.
Основной ценностью этой концепции является ориентация на
профессионализм и организацию обучения во взаимосвязи с требованиями рынка
и социального заказа современного общества.
Вторая концепция - гуманитарная - усматривает истоки и содержание
кризиса в дегуманизации образования, превращении его в инструментальную
категорию индустриальных и рыночных отношений. Один из выдающихся
гуманистов XX в. Э.Фромм так пишет об американской образовательной практике
в своей книге «Революция надежд»: «Наша система образования, внешне столь
впечатляющая из-за количества обучающихся в колледжах, в качественном
отношении не впечатляет. В общем-то образование сведено к инструменту
общественного преуспевания или, в лучшем случае, к использованию знаний для
практического приложения в конкретной области человеческой
жизнедеятельности, посвященной «добыванию пищи». Даже преподавание
гуманитарных наук обходится отчужденной «мозговой» формой» [8]. Главный
смысл глубокой, настоятельно необходимой реформы Э.Фромм видит в
гуманизации образования.
О. Долженко рассматривает некоторые работы, посвященные
социокультурным проблемам становления и развития высшего образования [21].
Среди них прежде всего следует отметить доклад ЮНЕСКО, подготовленный
группой экспертов под руководством Э.Фора “Учиться, чтобы быть. Мир
образования сегодня и завтра” [Edgar Faure. "Learning to be. The world of
Education today and tomorrow", 1972]. Основная мысль доклада - человек
может реализоваться исключительно благодаря процессу получения на
протяжении всей своей жизни нового опыта и актуализации уже имеющегося.
Только при таком понимании, явно выходящем за рамки институционально
признанных видов образовательной деятельности, образование может обеспечить
выполнение важных социальных и культурнотворческих функций. В связи с этим
авторы наметили направления возможных реформ, определили принципы их
проведения - демократизм, гибкость, преемственность. Доклад дополняло
обширное издание, увидевшее свет под названием “Просвещение в ходе перемен”
(1975), в котором был представлен перечень наиболее важных проблем,
связанных с будущим образования.
Доклад Э.Фора стимулировал появление других, в ряду которых особое
место принадлежит докладу Римского клуба, подготовленному в 1979 г.
Д.Боткиным, М.Эльмандирой, М.Малитцем, “Нет пределов обучению” [J. Botkin,
M. Elmandira, M.Malitza. "No limits to learning. Bridging the human gap"].
Авторы доклада предприняли попытку определить роль и место образования в
решении глобальных проблем современности, преодолении разрыва, возникшего
между человеком и созданной им цивилизацией. Предложив свое видение
современного образования (в частности, в докладе было введено понятие
инновационного обучения, важными чертами которого являются партиципация и
антиципация), особое внимание авторы уделили связи образовательной
деятельности с жизнью. Выводы доклада строились с учетом необходимости
ориентации образования на будущие состояния общества, которые в период
обучения подрастающего поколения только складываются. Тем самым был
провозглашен принцип упреждающей подготовки человека к неопределенным
условиям, из которого следует и представление о непрерывном образовании,
призванном обеспечить условия многократного возвращения человека в
образовательную систему по мере того, как он сталкивается с новыми
проблемами. Получает подкрепление представление об обучении через жизнь и
для жизни, в рамках которого роль учебного заведения все заметнее
становится сервисной: оно все более призвано обслуживать и удовлетворять
разнообразные образовательные запросы, т.е. наряду с проведением основного
учебного процесса, который традиционно обеспечивал учащихся нормами и
эталонами культуры, создающими базу для адаптации в социокультурной
практике, оказывать консультационные и сопровождающие услуги.
Сначала 70-х и до конца 80-х гг. было издано свыше 20 докладов,
посвященных анализу состояния образования в отдельных регионах и странах.
Для того, чтобы определить основные направления движения высшей
профессиональной школы, необходим проблемно-ориентированный анализ ее
состоянии и перспектив развития.
В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его
приращения все возрастающими темпами, во всех странах идет реформирование
высшей школы. Вот его основные направления [51]:
непрерывность;
диверсификация;
повышение фундаментальности;
интегрированность;
гуманитаризация;
демократизация;
гуманизация;
интеграция с наукой и производством;
компьютеризация.
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными
знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке,
соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут
внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление,
социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура
Непрерывность. Этот принцип относится к числу важнейших
методологических принципов познания, обеспечивающих целостность,
системность, последовательность восприятия бытия и, в частности,
формирование устойчивых знаний, навыков, умений в процессе инженерной
подготовки.
Впервые концепция "непрерывного образования" была представлена на
форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П.Ленграндом. Эта концепция
вызвала огромный теоретический и практический резонанс . В
70-е гг. появились работы, посвященные исследованию генезиса и содержания
концепции непрерывного образования (Гуммель, 1977; Даве, 1976 и др.).
Одновременно началась реализация этой концепции в ряде стран [52, 53].
В национальном масштабе концепция непрерывного образования
осуществляется во Франции (Закон 1971 г.), Швеции (Закон 1977 г.). В это же
время ее частично использовали в США,
В предложенной П.Ленграндом трактовке непрерывного образования
воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных
начал человека, которому следует создать условия для полного развития его
способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы
жизни человека, устраняется традиционное деление жизни на период учебы,
труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом
непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в
котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных
аспектов человеческой личности и ее деятельности.
По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах
античных авторов. На идее о том, что человек должен учится всегда,
построены нравственные законы в Библии, Коране, Хадисах, которые определяют
всю историю человеческой цивилизации. Толчком для создания теории
непрерывного образования образовательного общества явилась глобальная
концепция "единства мира" (“global vision”), согласно которой все
структурные части человеческой цивилизации взаимосвязаны и
взаимообусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой
преломления всех процессов, происходящих в мире.
Основной для теоретического, а затем и практического развития
концепции непрерывного образования явилось исследование Р.Даве,
определившего принципы непрерывного образования. Он определяет 25
признаков, которые характеризуют непрерывное образование. Эти признаки
можно рассмотреть как итог первой фундаментальной фазы научного
исследования в данной области. Их перечень включает следующие принципы:
1)охват образованием всей жизни человека;
2)понимание образовательной системы как целостной, включающей
дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное
образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;
3)включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров
доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм
образования;
4)горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера -
общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные,
культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами;
между различными аспектами развития человека (физическим, моральным,
интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;
5)вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования
(дошкольным, школьным, послешкольным), между разными уровнями и предметами
внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми
человеком на отдельных этапах жизненного пути: между различными качествами
развития человека (качествами временного характера, такими как физическое,
моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);
6)универсальность и демократичность образования;
7)создание альтернативных структур его получения;
8)увязка общего и профессионального образования;
9)акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;
10)акцент на самоуправление;
11)индивидуализация учения;
12)учение в условиях разных поколений в семье, обществе;
13)расширение кругозора;
14)интердисциплинарность знаний, их качества;
15)гибкость и разнообразие содержания, средств обучения;
16)способность к ассимиляции новых достижений науки;
17)совершенствование умений учиться;
18)стимулирование мотивации к учебе;
19)создание соответствующих условий для учебы;
20)реализация творческого и инновационного подходов;
21)облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни;
22)познание и развитие собственной системы ценностей;
23)поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной
жизни путем личного, социального и профессионального развития;
24)развитие воспитывающего и обучающего общества: учиться для того,
чтобы "быть" и "становиться" кем-то;
25)системность принципов образовательного процесса.
Эти теоретические положения легли в основу реформирования национальных
систем образования в мире (США, Япония, Германия, Великобритания, Канада,
страны "третьего мира" и Восточной Европы, включая бывший СССР).
Эффективность системы высшего образования во многом зависит от
моделирования запросов потребителя, ибо информация, недостаточно связанная
с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается
малозначимой “независимо от времени и места предъявления и восприятия: в
системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки”,
следовательно, малопродуктивной. “Вот почему основным принципом
планирования и организации непрерывного образования должен быть принцип
учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и
совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. Ибо в свете
требований непрерывного образования ни один уровень обучения, включая и
высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый, изолированный
от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного
повышения квалификации по данной специальности, должна пересекаться с
горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и
связи между ними” [54].
Существует два органически взаимосвязанных вида творческой
самореализации человека - личностная /самотворчество/ и социально-
творческая /культуро-творчество/ [55]. Система непрерывного образования
является важнейшим социальным фактором подготовки личности к этим видам
творческой самореализации, а, следовательно, преодоления духовно-
нравственного кризиса.
Элементы системы имеют как общие, так и отличительные черты. Все они
решают единую задачу подготовки обучаемых к трудовой и общественной
деятельности на основе типовых учебных планов, решая при этом близкие
проблемы структурирования и отбора учебного материала. Отличительные
признаки очевидны: различные объемы, сроки, уровни обучения. К числу
существенных недостатков системы следует отнести слабое взаимодействие ее
элементов в реализации сквозного учебно-воспитательного процесса.
В.Г. Яновский поднимает вопрос о необходимости сквозного управления
процессом формирования личности [58,59]. Техническое творчество, если оно
является фактором, формирующим владение механизмом переноса технических
знаний с одного уровня на другой и из одной области творческой деятельности
в другую, является целью и условием непрерывного образования.
Ни в школе, ни в вузе нет целенаправленной, системной работы по
развитию творческих способностей учащихся. Творческое мышление учащихся и
студентов, если оно и имеет место, носит спонтанный, неуправляемый
характер, основанный на методе проб и ошибок. Это и понятно, ведь ни в
школьных, ни в вузовских учебных планах не предусмотрена специальная
учебная дисциплину которая была бы направлена на развитие и формирование
творческого мышления личности. Выпускники школ, равно как студенты, не
получают элементарных навыков умственной деятельности по правилам, в
соответствии с методами и приемами творческого мышления.
На современном этапе развития нашего общества и системы образования
как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает
потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных
находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении .
Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к
своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования,
которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением
возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных
преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в
целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку
специалиста, функционера, к полифункциональ-ной модели, в основе которой -
свободное развитие личности каждого, формирование способности к
саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения
идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое
“периодически возобновляющееся образование”.
Идея к

Новинки рефератов ::

Реферат: Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста (Психология)


Реферат: Финансовый менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Бессмертный подвиг героев - казахстанцев в Великой Отечественной войне (История)


Реферат: Марокко (География)


Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Образование как социальный институт (Социология)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Контрольная) (Радиоэлектроника)


Реферат: Селюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: История государства и права зарубежных стран (Право)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Архитектура)


Реферат: Александр I Павлович (Исторические личности)


Реферат: Музей Черноморского флота в г.Севастополе (История)


Реферат: Нефтяная промышленность России (География)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Положение Западных армян во второй половине XIX века (История)


Реферат: Шпоры для сдачи риторики (Риторика)


Реферат: Palestinian liberation organization (Международные отношения)


Реферат: Чернышевский (Педагогика)


Реферат: Химическая промышленность, ее отраслевой состав и значение в народном хозяйстве страны (РФ) (География)


Реферат: Анализ произведений М. Зощенко (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист