GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Проблемы формирования мотивации учения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблемы формирования мотивации учения (Педагогика)


Министерство образования Российской Федерации
Стерлитамакский государственный педагогический институт
Технолого-экономический факультет



«Проблемы формирования мотивации учения у школьников»

Курсовая работа по педагогике



Выполнил: студент 31 гр.
Шатилов С. В.
Проверил: к. п. н., профессор
Валеев Г. Х.



Стерлитамак 2003
Содержание
стр.
Введение 2

Глава 1. Теоретический обзор

1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2. Мотивация учебной деятельности 8
1.3. Развитие мотивов учения 11
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся школы
2.1. Методика и ход проведения исследования 15

2.2. Анализ результатов исследования 17

Заключение 20

Список литературы
Приложение



Введение.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но
подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не
хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих
случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в
знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она
развивается? Какие педагогические средства можно использовать для
формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют
многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к
учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к
ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка
положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы
задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были
понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для
учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие
интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется
мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на
успеваемость подростков. Предметом исследования является возникновение
интереса к учёбе у учащихся. Объектом исследования будут подростки,
учащиеся параллели 8-ых классов.
Задача исследования: изучить познавательные мотивы, определить пути их
формирования на уроках.
Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная
деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое
внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту
познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических
процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и
самостоятельности личности. Учителю, стремящемуся к психологическому
изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую
стратегию и ход этой работы.
Психологическое изучение мотивации и её формирование - это две стороны
одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности
ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных
перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса
формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются
новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в
ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным,
если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем,
который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были
намечены.
Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать
упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только
регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза
(«хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как
проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как
личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать
как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых
мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это
создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов,
целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития
им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию
хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается
мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой
психологически продуманных приемов.
Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам
(не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством
длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа
повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может
делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути
формирования.
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный
характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к
личности ученика форме - с другой.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается
тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений,
а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных
психологических методов и методических приемов. Планирование учителем
процесса формирования строится именно на основе результатов
психологического изучения ученика.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся
является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При
этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль
за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых
отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических
особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а
с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному
вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к
психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с
оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в
которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший
интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.
Глава 1. Теоретический обзор
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального
познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации.
С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних
мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его
психики.
Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее
время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и
для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по
вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности.
Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают
мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под
направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были
выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения
самой учебной деятельностью.
Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила,
что одним из важнейших моментов. Раскрывающих психическую сущность этого
отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную
деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования
устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных
по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.
Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития
проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего
развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи
мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей
действительностью, а также о структурности мотивации.
Божович и ее сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция
личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов,
раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность
мотивов: « При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится
ребенок, что побуждает его учиться».
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое
внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы
по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов
мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с
применением различных методов.
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской
психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального
изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями
гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории
поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из
отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный
временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива
как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма –
среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его
несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального
метода при исследовании мотиваций.
В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения
мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его
онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых
довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов.
Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель
«персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к
мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается
как первопричина человеческого поведения.
В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его
направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее
возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить
активацию и её направление.
Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой
потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана
с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория
физиологична.
В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет
несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический,
поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э.
Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего-либо
и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то,
что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и
вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов,
их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и
характеристику действий.
В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к
непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями,
которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до
потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и
способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов
существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места
в структуре личности.

1.2. Мотивация учебной деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на
определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не
зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой
цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь
рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом
специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется
самой образовательной системой, образовательным учреждением, где
осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией
образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями
обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень
притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-
четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой
отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда
уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами
того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он
должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя,
которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких
случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать
разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей,
плохой оценки и т.д.
Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что
теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда
когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя
спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников
постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная
деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия. Даже взрослый
человек не может длительное время работать в таких условиях.
Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.
Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как
правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница
снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к
нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему
плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего
хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой
класс.
Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не
выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что
человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации,
порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли
удивляться, что уже в начальной школе у не которых детей уже в начальной
школе развиваются неврозы.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:


Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной
активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее
успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко
следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно
переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно
справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является
средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа
привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно
благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с
учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,
ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в
меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают
школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются
посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной
деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с
учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во
взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как
враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях
ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать
тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются
нервно - психические нарушения.


Причина спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано
чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной
деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового
созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.



Развитие мотивов учения


В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя
путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то
заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной
стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не
значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером
может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь
осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким
образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий
уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми
как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С
другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые
осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.
В психологии известно много достаточно много конкретных условий,
вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые
из них.
1. Способ раскрытия учебного материала.
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность
частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает
готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить
все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета
есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение
предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех
частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные
явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и
тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом
мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как
его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место
мотивация процессом учения.
2. Организация работы над предметом малыми группами.
Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое
мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету
объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной
работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же
включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу
любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и целью.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для
превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником
своих успехов, продвижение вперед.
4. Проблемность обучения.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные
мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся
находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию
она является познавательной, т.е. внутренней.

Содержание обучения.
. Основа содержания обучения - базовые (инвариантные) знания.
. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы
работы с этими базовыми знаниями.
. Процесс обучения такой, что ребенок усваивает знания через их
применение.
. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с
учителем, и с учащимся.
Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной
мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо
установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится
коррекционная работа.
Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины,
приведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то
коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти
умения входят как общие, так и специфические знания умения, то необходимо
проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести
их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с
включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В
процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его
продвижении вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит
ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не
составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая
оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при
решении сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности.
Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять
материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от
выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на
этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания. Так, например,
при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой
задачник. Ученик должен оформить обложку, написать свою фамилию как автора
книги, а потом придумать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает
необходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при
работе с классом. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить
отношение ученика к предмету, и к учению в целом. Разумеется, мотивация не
всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно
появится.
В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо использовать
игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств
учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало
ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.
Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение
приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к
себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой
деятельности.



Глава 2.
Исследование мотивов учебной деятельности учащихся

2.1. Методика и ход проведения исследования

Для изучения мотивации учения младших школьников было проведено
исследование, которое проводилось на базе гимназии № 6 города Стерлитамака
в следующих классах.
класс 8"А" - 28 человек;
класс 8"Б" - 26 человек;
класс 8"В" - 27 человек.
Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся школы.
Задачи:
1. Выявить мотивацию учения школьников.
2. Проанализировать особенности мотивации учения в среднем школьном
возрасте.
Итак, мы поставили перед собой цель провести исследование, в
результате которого можно будет узнать, какой из уровней мотивации больше
всего присутствует у учащихся 8 класса. Как уже говорилось в первой части
данной работы, в большинстве случаев у учащихся существует проблема с
положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних
школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать
знания. Следует, однако, проверить это.
Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как
этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были
составлены вопросы на выявление мотивации учения (Приложение 1). Вопросы
составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации
присутствует у учащегося. В анкете приводится описание пяти уровней
мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен
был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно
характеризует его поведение в школе.
Перед этим, в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена
суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена
возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных
слов и выражений, встречающихся анкете.
По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о
том, какой уровень мотивации характерен для детей данного учебного
заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден
самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему
большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать
отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из
анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.



2.2. Анализ результатов исследования
В исследовании на параллели восьмых классов по выявлению уровня
мотивации приняло участие 81 человек.
Таблица 1
Результаты опроса
| |1 уровень |2 уровень |3 уровень |4 уровень |5 уровень |


8 А класс |2 |7% |8 |28% |12 |43% |5 |18% |1 |4% | |8 Б класс |1 |4% |9
|35% |10 |38% |4 |15% |2 |8% | |8 В класс |3 |10% |10 |36% |9 |33% |4 |14%
|1 |7% | |
После систематизирования и анализа полученных данных можно составить
графическое изображение полученных в результате исследований показателей.

[pic]

Рисунок 1. Уровни мотивации


На графике наглядно представлены все пять уровней мотивации в
зависимости от преобладания каждого из них в исследуемых классах. Надо
сказать, что в этих классах неодинаковое количество учеников.
Следовательно, процентная величина зависит ещё и от этого фактора. Однако,
независимо от него, из графика видно, что во всех трёх классах преобладает
мотивация второго и третьего уровней. Мотивация же первого и пятого уровней
также во всех классах оказалась на низком уровне.
Мотивация первого уровня свойственна отличникам, старостам класса и
тем детям, про которых говорят – "ботаник", что часто бывает обидно для
них. Действительно, как показала беседа с отдельными учениками в 8"А"
классе, одна из учениц (она выбрала именно 1 уровень мотивации) вызывает
некоторое раздражение у своих одноклассников. Удалось выяснить, что она
стремиться выполнять все требования учитель, добросовестна, ответственна,
на уроках старается ответить лучше всех. Одноклассники понимают, что её
ответы лучше, но у большинства из них не складываются нормальные отношения
с этой девочкой. В чём же дело.
Наблюдение на уроке русского языка показало, что учитель, стараясь
поддержать эту детскую, нестойкий интерес к учёбе, уделяет такому ученику
большее внимание. Выражается это в том, что при ответе эта девочка получает
больше времени, даже если она не совсем знает ответ на вопрос. Но учитель,
видя в таком ребёнке прилежного и целеустремлённого ученика, старается
поддержать у него положительную мотивацию на учение.
Вероятно, что на определённом начальном этапе у всех детей были
равные возможности, чтобы зарекомендовать себя с положительной стороны, чем
многие из них не воспользовались. Таким образом, по мнению большинства
детей, у учителя появляются так называемые "любимчики". Это уже отдельная
тема исследования, но нужно отметить, что данный факт также является
причиной формирования отрицательной мотивации, потому как у ребёнка
складывается негативное отношение к учителю, к тому, что одних "любят
больше", а других меньше.
Вполне возможно, что сегодняшняя школа не может или не хочет
заинтересовать большинство детей. Результаты исследования показали, что
первое место в двух классах занимает мотивация 3 уровня. Как мы уже знаем
из теории, у учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к
школе, но школа их привлекает своей внеучебной деятельностью. Для таких
детей школа – это то место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать
от них много нового и интересного. Учебный процесс отходит на второй план,
на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не
учиться.
Полученные нами результаты исследования показывают, что достаточно
велик и 4 уровень мотивации. В каждом из исследуемых классов 4 – 5 человек
выбрали именно этот вариант в анкете. Это означает, что у данных детей
гораздо хуже обстоят дела в школе. Они, в отличие от тех, у кого
присутствует мотивация 3 уровня, неохотно посещают школу, предпочитая
пропускать занятия. Такие ребята обычно испытывают серьёзные затруднения в
учебной деятельности. На фоне этого у них может сформироваться и низший, 5
уровень мотивации, то есть, когда у ребёнка уже присутствует школьная
дезадаптация. Школа может стать просто ненавистной и враждебной средой.
Такие ученики в старших классах особенно запускают учёбу, так как не видят
в ней смысла. Тогда даже уже родители, ранее заставлявшие ребёнка посещать
школу, оказываются бессильными перед такой проблемой. Часто у детей с 5
уровнем мотивации наблюдаются нервно – психические нарушения.



Заключение

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним
мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются,
дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея
внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо,
отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими
являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на
уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в
свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального
благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и
учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в
классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное
авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый
план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы
понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в
вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее,
социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей,
хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их
мотивационных схемах.
В данной работе мы не можем исследовать все факторы, которые могут
повлиять на мотивацию учащегося и его интерес к учёбе. Таких факторов
множество и по каждому из них можно написать научный труд. Мы попытались в
общем виде продемонстрировать заинтересованность к обучению на примере
учеников трёх 8-х классов.
Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно
проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому
уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный
подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

Для более полного изучения мотивации учащихся школы стоит провести
исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью и разного
возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов.
В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки
заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов
«реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое
значение успешному результату деятельности.



Литература
1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1:
Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.
– М., 1990. – 212 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. –
476 с.
6. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических
исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов
педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т,
2002. – 134 с.
7. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –
146 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:
Педагогика, 1968. – 321с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. –
М.: Наука, 1984. – 176 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,
1982. – 245 с.
11. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и
педагогика, №2, 1979
12. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.



Приложение 1
Анкета
Фамилия, имя:
Класс:
Какое описание из ниже приведённых наиболее точно описывает твоё
поведение в школе:
1. Ты стремишься наиболее успешно выполнять все школьные требования,
следуешь всем указаниям учителя. Ты ответственный, добросовестный,
переживаешь, если что-то не получается.
2. Успешно справляешься с учёбой, не испытываешь трудностей во
взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.
3. достаточно благополучно чувствуешь себя в школе, чтобы общаться с
друзьями. Тебе нравится иметь красивый портфель, ручки, тетради, но
учебный процесс тебя мало привлекает.
4. Посещаешь школу неохотно, предпочитаешь пропускать занятия. Часто на
уроках занимаешься посторонними делами. Испытываешь трудности в
учебной деятельности.
5. Не справляешься с учебной деятельностью, испытываешь проблемы в
общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения.







Реферат на тему: Проблемы эстетического воспитания

Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра социально-экономических дисциплин


Факультет заочного обучения
отделения психологии



Реферат

студентки II курса Котовой Елены Михайловны.

Тема : “Проблемы эстетического воспитания”.



Научный руководитель

Белоконь А.М.



Голицыно – 2000 год
П Л А Н.

Введение. 2


I. Проблемы эстетического воспитания 3

а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5

II. Формирование основ эстетического воспитания. 7

III.

V. Список литературы: 12


Введение.
В своем реферате по теме “Эстетическое воспитание” я хочу рассмотреть
проблемы эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми
сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы
эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2
вопроса и заключения. Первый вопрос раскрывает содержание и методы
эстетического воспитания и его взаимосвязь с нравственным и трудовым
воспитанием. Во втором – рассматривается вопрос о формировании основ
эстетического воспитания (в каком возрасте) и как происходит его дальнейшее
развитие.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень
актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать
прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими
сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке
чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с
уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого
человека.

I. Проблемы эстетического воспитания


а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,
систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы
научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое
воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть
формирования творчески активной личности, способной воспринимать и
оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций
эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической
деятельности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания,
которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических
аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое
содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию
личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает
все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость
чувств, характер избирательности и установки, и т.д.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.
Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития
раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с
положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та
радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа
на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив,
отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их
образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила
искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко
переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и
радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным
образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании
основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю,
городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются
к понятию Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот
или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои
возрастающие силы.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота
не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.
Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется
память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают
то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются
мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует
умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное
эстетическое воспитание ребенка.
“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание
какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие
органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности
наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование,
лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в
любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки”[2] – говорил
А.В.Луначарский.

б) Содержание и методы эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование
знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов,
интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются
знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные
эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического
и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется
знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или
некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и
комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между
должным и реально существующем.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование
элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети
приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит
и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности
дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности –
умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать
индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей
самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя
при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание
эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего,
какого “инструмента” это может сделаться.
По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к
личности, этим способом, в помощью которого совершается целенаправленное
педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является
метод.
Основными методами , которые используются в эстетическом воспитании
являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание
иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за
облаками и т.д.
2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может
высказать свое мнение.
3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ
решения намеченного задания или собственного замысла.
4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в
воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека,
обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в
его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и
направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

II. Формирование основ эстетического воспитания.

В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы
эстетического воспитания и как происходит его дальнейшее развитие.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения
к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное,
гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно
и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них
слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего
содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д.Ушинский.1
Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические,
нравственные и интеллектуальные.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства.
Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания
личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят
замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не
меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны
всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять
красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только
научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно
закладывать основы эстетического воспитания.
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные
эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и
спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок
радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим:украшенной
елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает
прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет
за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые
должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств
словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так
далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное
от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной
литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных
стишков («ладушки-ладушки», «водичка, водичка, умой мое личико» и так
далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма,
слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку
становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы
дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом
возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте
и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту
окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить
своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету,
нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном
влиянии мамы и папы.
Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании
эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет,
нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более
определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая грустная
музыка, даже хочется плакать”, ” Какая у тебя безобразная шляпа, как
горшок”.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который
берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно
продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,
пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания
произведениями искусства: картинами, художественной литературой,
музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен
подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное
искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных
мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем
самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к
труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность
дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено
также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют
такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с
художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические
чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно
если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые
орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она
должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды
деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей
бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного
творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического
воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать
красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует
формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к
самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских
инструментах.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является
природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая
природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик,
поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на
своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля.
Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать
воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе:
прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми
понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение
взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего
солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и
постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему,
понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем
наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое
место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают
разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но
особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с
животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и
видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются
самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит
к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям
систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное
отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное,
но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми
обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,
умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого
человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание
художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние
художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат
народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или
грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой
игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое
особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического
вкуса.
Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной
литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию
комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.
Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки
изображаются в смешном виде.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего
детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять
трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это
задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество,
которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”1
Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что
развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит
развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять
комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей,
сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это
обогащает мысль и фантазию.
Чувство комического у детей в значительной степени отличается от
данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия
доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического
у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку
доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на
несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы
и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у
малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов,
людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного
возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких
им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее – в поведении
взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому
смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие
несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков
взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки,
стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.
“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный
материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач
воспитания”1 – писал К.Чуковский.
Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют
произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др.,
раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.
Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале
используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе
которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил
поведения, известных детям.
Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм,
основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных
качеств персонажа.
Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши – педагогически
ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное
понимание действительности. Они не только забава, но и полезный умственный
труд.
Перевертыши – это произведения, где их герои действуют вопреки своим
реаль ныи свойствам и качествам. Замечательным мастером перевертышей был
К.Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость, комическая
игра, вольность, они подводят ребенка к первоосновам юмора. Это новая
ступенька в познании, так как ребенок утверждается в житейском опыте, он
явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.
Рассматривая следующий этап жизни человека – младший школьный возраст,
можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. В школе
также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов.
В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для
дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического
вкуса.
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что
у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с
удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к
окружающим.
Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так
же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя
последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому
видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только
воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными.
Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании
эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни,
огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая
небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны
достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его
охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с
теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное
произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства
выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей
не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко
различать произведения разных жанров.
В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в
основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним
из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно
переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие
учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими
глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду
творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-
художественных промыслов: Гжели художественная роспись по керамике),
Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные
жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при
выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки
детского творчества, где можно увидеть множество удивительного,
неожиданного и красивого в поделках детей.
Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отражения
окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в
повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков,
которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только
наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей
эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для
эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами.
Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы,
гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические
чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы
на природу. Детям школьного возраста так же очень нужны экскурсии и
прогулки в лесу, парке, где они увидят всю красоту окружающего.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность
театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные
возможности для развития разнообразных эстетических чувств.
Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего
развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии
взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление
долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья,
детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо
постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее
развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты
аккуратности и так далее.

Заключение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески
активной личности, которая способна восп

Новинки рефератов ::

Реферат: АПК России (Ботаника)


Реферат: Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и основные направления деятельности (Право)


Реферат: Проблемы семейного воспитания в истории педагогики (Педагогика)


Реферат: Венский конгресс (История)


Реферат: Мотивация преступного поведения (Контрольная) (Психология)


Реферат: История 19 - начала 20 века (История)


Реферат: Гипотеза как форма развития знания (Философия)


Реферат: Творчество Веласкеса (Искусство и культура)


Реферат: Механизм государственного управления (Политология)


Реферат: Наполеон I (История)


Реферат: Особенности агитационных компаний. (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Исламский фундаментализм (История)


Реферат: Пищевые растения и их свойства (Сельское хозяйство)


Реферат: Договоры по оказанию услуг. Договор аренды (Право)


Реферат: Европейские поэты возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Разработка курса по OS/2 Warp (Программирование)


Реферат: Современные способы обработки информации (Программирование)


Реферат: Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию (Педагогика)


Реферат: Вакуумное напыление (Технология)


Реферат: Положение Западных армян во второй половине XIX века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист