GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Билеты (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Билеты (Психология)



Понятие о личности


Индивид – пол, возраст, нейродинамика, конституциональные особенности.
это хар-ка, свойственная всем людям.
Личность – темперамент, характер, направленность, способности
Субъект деятельности – человек как субъект который имеет сознание: субъект
общения, учения, деятельности
Индивидуальность – опыт, история, жизненный путь. это индивидуальные
личностные свойства человека и такое их сочетание которое данного человека
отличает от других людей.

Личность – человек, сов-ть его соц.-приобретенных качеств.
Личность – многомерное явление его общественной жизни, звено в системе
общественных отношений.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических
характеристик , которые социально обусловлены, проявляются в общественных
по природе связях , определяют нравственные поступки человека, имеющие
существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид",
"индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к
высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии
"человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно
человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды
люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями
(такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими
свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного
человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип
темперамента, физические и психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два
способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих
понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся
процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в
освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда
осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе
социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с
формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная
личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного
поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта.
Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее
выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и
неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный,
активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны,
разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо
выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты,
как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее
деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности
говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества
самостоятельной сущности.

Структура личности по Немову.

1. способности
2. темперамент
3. характер
4. мотивация
5. эмоции
6. волевые качества
Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный
уровень деятельности и поведения типичный для данного человека.
Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами
действительности.
Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей
личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по
Мясищеву):
. Отношение л-ти к себе
. Отношение личности к другим
. Отношение личности к окружающему миру

Классификация современных теорий личности (по Немову)


По способу объяснения поведения:
. Психодинамические
. Социодинамические
. Интеракционистические
По способу получения данных о личности:
. Экспериментальные
. Неэкспериментальные
По углу зрения на личность:
. Динамические
. Структурные
По возрастному диапазону:
. Дошкольный и школьный период
. Вся жизнь от рождения до смерти
По понятиям в которых описывается личность:
. Черты, качества. Свойства
. Формы поведения

Личность в отечественной психологии.



Мясищев В. Н.


У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн.,
согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение
П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный
момент представляют единство отражения объективной действительности и
отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают
как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с
различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и
миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как
субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей
развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его
действия, переживания.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру,
отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его
стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью,
активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими
видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения
(привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы,
оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и
определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития
личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к
окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з.
Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на
уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий,
движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами
нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления
человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер,
обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.
Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями,
которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это
не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-
положит. отношение к ней,
Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич.
концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная
обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция
имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую
теорию и практику психотерапии неврозов.


Мерлин В. С. Теория интегральной индивидуальности


Концепция личн. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел.
как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств,
относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным разл.
закономерностям. Напр., интегральным явл. изучение связи свойств нервной
системы и свойств темперамента или связи свойств личн. и взаимоотношений в
социальной группе. Свойства каждого иерархич. уровня явл. его образцами,
отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему.
Так, для нейродинамич. уровня такими образцами явл. показатели силы и
динамичности нервных процессов; для психодинамич. – экстраверсия и
эмоциональность; для социально-психол. – ценностные ориентации и
межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархич. уровня
(биохим., физиол., психологического) есть нечто типичное, общее для
определ. группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое,
присущее только одному чел. Осн. проблема психологии личн. состоит в том,
чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-
своеобразных черт.
Социально-типичное – это обобщенное отношение к определ. сторонам
действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и
др.), отражающее направленность личности.
В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая
группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид,
качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента –
это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и
определяющие динамику психической деятельности при самом разл. ее
содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь колич. его
сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенч.
количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства
темперамента характерна для определ. его типа. Индивид, качественные
особенности психических процессов определяют продуктивность психической
деятельности (напр., острота и точность восприятия).
Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых,
устойчивые и постоянные мотивы действий в определ. ситуациях (напр., мотив
самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное
отношение личн. определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив
явл. необходимым компонентом отношения личн. Во-вторых, индивид, черты
характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в
установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера
выражается в особых качествах действий и поступков в определ. типичных
ситуациях. Черты характера проявляются в динамич. особенностях мотивов и
отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности
и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия,
памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности.
Они определяются качественными особенностями психических процессов.
Все индивидуальное в личн., возникая на почве психических свойств
индивидуума, формируется в зависимости от ее определ. социально-типичных
отношений. Индивид. и социально-типичное – это не разные группы свойств
личн., а разл. стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом
личн. явл. свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и
характера, и направленности. Т. о., структура личн. представляется как
взаимная связь и организация свойств личн. Структ. образования личн.
характеризуются понятием "симптомокамплекса". Индивидуальное и социально-
типичное нельзя рассматривать как два разл. симптомокомплекса или фактора
личности.

Узнадзе Д. Н. Теория установки.
Концепция личн. Узнадзе строится на понятии (установки", которую он
считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным
механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную
активность. Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки,
а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и
способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл.
осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель
которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни.
Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-
концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл.
определ. формой антиципации.
Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как импульсивное и
регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения
определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и
ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения
человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который
может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму
объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде,
начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и
объективировать свое поведение.
В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три
типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к
объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении
объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая
гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих
установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит,
волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью
объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее
реализации.
Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность,
благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей,
выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении
деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке
личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который
признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности
поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным
процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою
активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.

Рубинштейн С. Л. Философско-психологическая концепция.
Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен,
психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не
как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный,
преобразующий бытие субъект.
Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные
модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также
отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом
воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность,
негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором
осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.
В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций
сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как
выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения.
Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат
личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В
мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за
свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои
отношения с миром.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что
сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции
складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей
мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов,
регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.
В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол.
модальности деятельности - потребности, способности, направленность.
В "Основах общей психологии" личн. определяется через триединство –
что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что
он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности
образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в
жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования,
формирует характер.
Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным,
статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею
активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел.
Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их
решению.
Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется,
формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и
скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не
только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с
миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир,
выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.
Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности,
но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел.
Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность,
становясь все более избирательной и уникальной.
Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми
жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности,
тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание самосознания
как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных
возможностей, практич. достижений.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как
она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития
самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с
окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством
действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с
окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей.
Самосознание – не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном
соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь – особое
измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как
субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной,
продуктов творчества , социальных достижений – своим собственным уникальным
узлом, определяя качество своей жизни.
Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна
становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в
старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой
внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья
организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр.
мир.
На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда
принятие того или иного решения на более или менее длительный период
определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн.
может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и
субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания,
деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ.
соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни
место и время для труда, познания, коммуникации.
Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются
соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы.
Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать
жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и
бессмертия.
Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится
человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование
продолжается, оно не явл. жизнью. А потому – не трагична и смерть, уносящая
такую жизнь.
Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает
представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется
здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком.
Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного.
Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание
себя как субъекта жизни.

Жизненный путь.
Жизненный путь — “это история формирования и развития личности в
определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника
определенного поколения”
“Положение о том, что развитие — основной способ существования
личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед
психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее
исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного
пути личности”
Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного
цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы
биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных
факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика
творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути;
удовлетворенность жизнью и т.д. — вот тот далеко не полный {} перечень
вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было
предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в
20—30-е гг.

Способности.
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность
всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и
самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им
практически уже не пользуются в психологии.
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека в различных видах деятельности.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и
специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение
человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было
принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является - употребимым и в
настоящее время.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным
из всех трех. (Теплов)
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в
постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой
на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только
благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и
художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у
себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо
одной, а от сочетания различных способностей.
Способности можно классифицировать на:
природные (или естественные) способности, в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,
при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей);
специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое
происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах
деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,
точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие
успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы
особого рода задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,
спортивные и т.д.);
теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому
мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-
практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь
разносторонне одаренным людям;
учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение
человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и
творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и
духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень
творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень
способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные
способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой,
знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,
обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей,
обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и
своеобразие деятельности и общения.

Задатки.
Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга,
составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по
отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они
многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что 3. совсем “нейтральны” по
отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора
скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а
особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах
деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом,
индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к
разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия
в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических
различий как условий развития психических свойств остается еще не
выясненным. Конкретно-научные сведения о 3. стали накапливаться в советской
психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их
значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова}.
Предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный
фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.

Потребности.
форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с
которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных
форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.
Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение
направлены инстинкты в которых заданы и свойства релевантных потребности
предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.
Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с
задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей
животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в
зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие
человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного
развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности
(оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная,
коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде
эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в
виде оценочных эмоций.

Направленность.
это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей
и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и
деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе
в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная,
коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного
благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек
чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и
мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы
сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде
всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от
интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки
человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать
хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет
интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному
выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение
групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой
деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к
познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек
стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а
поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для
выполнения поставленной задачи
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты
характера:
- больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
- делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других
людях, также ведут себя в дискуссиях
- пытаются навязать свою волю группе
- окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
Люди с направленностью на взаимные действия:
- избегают прямого решения проблемы
- уступают давлению группы
- не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой
человек хочет выразить
- не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
Люди с деловой направленностью:
- помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
- поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
- легко и доступно излагают свои мысли и соображения
- берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
- не уклоняются от непосредственного решения проблемы

Мотивация.
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное
системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не
осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы,
будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться),
что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко
завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум
два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность
индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов,
детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов,
характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне.
В современной психологической литературе существуют несколько
концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из
них- теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом
межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и
развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.
Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а)
человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других
людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;
в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности
внешними, а удачные – внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных
видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в
деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в
связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество
является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается
при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся
чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив
достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус
контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в
различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи –
относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных
ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности
и общения. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из
которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и
наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный
(внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в
самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля –
локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его
среде, судьбе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других
людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки
личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности
(общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как
потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи
людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное
значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация –
стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними
эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву
аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть
отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти – стремление
человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и
распоряжаться ими. Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать
помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные
личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам
других людей и социальных групп. Агрессивность – стремление человека
нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям,
причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека
есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,
связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и
неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Интересы личности
“Интерес – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его
жизненного значения и эмоциональной привлекательности”. Интерес -
психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения
познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности
субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с объектом интереса.
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности,
призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и
неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом
осознаётся его жизненное значение, которое может определяться многими
причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.
Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный
интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания,
овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это
интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному
служебному и общественному положению, учёному звания и т.д.
В.В. Богословский различает интересы и по уровню действенности. В этой
связи он говорит о пассивных и активных интересах.
Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек
ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку,
испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности,
чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в
интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда
человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом
интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности,
формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-
либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
Желание — субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой
ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.
Намерение —мотивационная основадеятельности, связанная с сознательным
выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе
использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения
потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно
структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется
тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение
потребности невозможно, а требуется достижение каких–либо промежуточных
целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что
побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же
динамические свойства, что и непосредственные потребности.







Реферат на тему: Билеты по истории психологии
Билет 1

1. Основные способы освещения в истории психологии. Проблема
периодизации.
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный
период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала
объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот
период представления о душе основывались на многочисленных мифах и
легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих
душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период
начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период
развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название
философского периода. Также несколько условно устанавливается и его
длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и
определения собственно психологической терминологии, отличающейся от
принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной
практически для любого исторического исследования, возникают некоторые
разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда
появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.
Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако
психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше,
с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в
системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно,
изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое
самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее
как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в.
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как
самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в.
становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования
психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее
развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на
протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные
изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических
исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
2. Истоки бихевиоризма.
В начале XX века в психологии возникает кризисная ситуация. Её причин
было несколько: отрыв психологии от практики; почти тупиковая ситуация,
связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного
метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; невозможность
объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии, в частности –
связь психических явлений с физиологическими и поведением человека.
Одновременно обнаружился значительный разрыв между теорией и практикой.
Множество теоретических конструкций, которыми располагала психология к тому
времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены
экспериментальными данными, а те из них, которые приводились в
доказательство соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки
зрения статистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной,
ассоциативной психологии очень трудно было примирить с новыми фпктами,
проявившимися в других областях знаний. К этому времени образцом науки
становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим
требованиям не отвечала.
Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии.
Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение
сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и
наибольшую известность получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные
направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ.
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии,
радикально пре образовал всю систему представлений о психике. Его кредо
выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение,
а не со знание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.)
Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и
сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются
в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем
самым ликвидирует психику.
Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным
развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции
психики, а в изменении понятия о ней.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-
1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ.
"коннексия" – связь). Однако об исследователях и их концепциях следует
судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания.
Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации
"Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов
у животных".* Термины Торндайк употреблял традиционные – "интеллект",
"ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым.
* Эту работу И.П.Павлов считал пионерской в объективных исследованиях
поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал
преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным
проблемам психологии.
То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен
Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к
среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами
Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть
изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания.
Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и
движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями
и ситуациями.
Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк
использовал идею Вена о "пробах и ошибках" как регулирующем начале по
ведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он
ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ
детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не
акцентировал роль "проб и ошибок", это понятие несомненно составляло од ну
из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы
реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть
заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма,
согласование это го поведения со средой реализуется только на вероятностной
основе.
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора,
действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность.
Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие
(результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип "проб, ошибок
и случайного успеха" объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми
существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество
этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной
(механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании)
означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго
фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим
понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний
импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами
реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для
приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного
ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь
"ситуация – реакция" в отличие от рефлекса (в его единственно известной
Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими
признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм
противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4)
выучивается путем упражнения
Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и
других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось
ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало.
Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об
активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с
целью адаптации к среде.
Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал,
что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что
психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные
явления, скрытые в "тайниках души". Торндайк решительно изменил ориентацию.
Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.
Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами
сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что
связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц.
Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и
ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей
психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином "поведение"
Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и
Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи
родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание
"ассоциация идей", изобретенное через полстолетия после него Локком.
Понятие созревает раньше термина.
Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы
не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее
отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане
объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения
совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие
сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны
научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход
породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности
поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к
биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность
исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение
бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не
считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями,
которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это
были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее
традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом
состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между
двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к
нейрофизиологии (в частности, "закон готовности", который, согласно
Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы).
Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к
тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958).
Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в
становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие
развитие основных идей направления в целом.
После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал
профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где
заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году
он публикует статью "Психология с точки зрения бихевиориста", оцениваемую
как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу
"Поведение: введение в сравнительную психологию", в которой впервые в
истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом
этой науки является сознание.
Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой
системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие
зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л.Павлова и
В.М.Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не
исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего
наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики
неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как
материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней
реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих
его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных
процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на
новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой,
опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его
внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных)
проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов
взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит
динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в
психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом "предсказание
и управление".
Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая
субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это
ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом
исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании
животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий,
оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за
состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только
отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет
точной и объективной наукой.
Общая тенденция перехода от сознания к поведению, от субъективного метода
анализа психики к объективному наблюдалась на различных участках научного
фронта. Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева
"Объективная психология", Уотсон окончательно утвердился во мнении, что
условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной
единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова все лило в Уотсона
уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке
навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам
научения, в том числе носящим аффективный характер.
Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то,
что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение
должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми
воздействиями физических раздражителей на организм и его так же
непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула
Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: "стимул – реакция" (S-R). Из этого
явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы –
будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна
устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в
поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все
традиционные представления о психических явлениях их двигательными
эквивалентами.
Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в
те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось,
например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц,
эмоций – от телесных изменений, мышления – от речевого аппарата и т. д.
Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что
объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных
психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной
активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка
возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-
нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова.
Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает
произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация)
есть не что иное, как мышление.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по
мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к
любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально
формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение –
более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и
целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом,
исследования развития психики сводятся к исследованию формирования
поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-
R).
Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее
развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального
окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому
они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не
существует единых для всех детей закономерностей развития в данный
возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у
детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-
трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на
машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы
и закономерности развития ребенка.
Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки
зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая
позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка.
С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью
являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной
периодизацией являются и этапы формирования умственных действий,
разработанные в России П.Я.Гальпериным.)
Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов
были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.
Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности те лесных изменений, вторичности
эмоциональных со стояний должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее
отверг на том основании, что само представление о субъективном,
переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по
Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и
внешних выражений. Но главное он усматривал в другом – в возможности
управлять по заданной программе эмоциональным поведением.
Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на
нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они
брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд
электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать.
Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в
отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная
эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное
отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом
случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент
дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к
ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое)
была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали
реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор
придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных
вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на
кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около
их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом,
доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ
Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм)
стали называть "психологией без психики". Эта оценка базировалась на
мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого
субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при "внутреннем
наблюдении". Однако область психики значительно шире и глубже
непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его
поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил
сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека.
Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные
богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.
В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета
психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания.
Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции,
сводившей психическую жизнь к "фактам сознания" и полагавшей, что за
пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в
дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против
интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею
версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что ее
можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того,
чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним
разделаться.
Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических
корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное
содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные "субъективные
явления", то и тогда нельзя объяснить ни структуру реально го действия, ни
его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и
образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к
его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью
поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.
Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиорист

Новинки рефератов ::

Реферат: Выдающиеся литераторы Древнего Рима (Культурология)


Реферат: Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного (Литература)


Реферат: Наука и культура первой половины XIX в. (История)


Реферат: iMac (Программирование)


Реферат: Пифагор (Культурология)


Реферат: Городское хозяйство Москвы 1725-1800 (Москвоведение)


Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: KURS (Радиоэлектроника)


Реферат: Понятие гипертекстовой технологии. Гипертекстовая технология WWW, URL, HTML. Структура гипертекста (Информатика)


Реферат: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (Спорт)


Реферат: Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями (Психология)


Реферат: Информационная логистика (Менеджмент)


Реферат: Типология политических режимов (Философия)


Реферат: Гражданское, наследственное и право собственности по Судебникам 1497 и 1550 гг. Различия этих судебников в других отраслях права, кроме гражданского, наследственного и права собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Получение и применение кальция и его соединений (Химия)


Реферат: Наследственная масса как объект правоотношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Закладка плодово-ягодного сада в Омском районе на 100 га (Ботаника)


Реферат: Бытовые и военные яды (Физкультура)


Реферат: Современные образовательные технологии (Педагогика)


Реферат: Сущность рекламы в маркетинге (Масс-медиа и реклама)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист