GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Семейное воспитание в развитии ребенка (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семейное воспитание в развитии ребенка (Педагогика)



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

2. аспекты психологии о семье.

3. Воспитание детей в различных по структуре семьях

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА


1. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИя.


2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ


ГЛАВА 3. АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ


Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит
железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый
лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная
и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и
неповторимая в каждой семье, - это творение человека.


Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в
ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать
повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является
это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его
будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это
творение будущего и взгляд в будущее.


Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы
создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и
матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные
дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг
друга и вместе с тем любят и уважают людей.


Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его
поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир,
познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая
смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это ощущение того,
что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для его счастья.
Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку,
видит яркую игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем
дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение,
поступки маленького человека продолжают диктоваться только его
потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные,
повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.


Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда
к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере
примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения -
присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг.
Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже
делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.


Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много
получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства
благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не
только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их
играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся
отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от
отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных
радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие
счастье, которое дается сколько - нибудь хорошей семейной жизнью,
вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй,
а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они
могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а
отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует
о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в
тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их
воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их
родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и
детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их
родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на
всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности сына.


Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи,
применительно к нашей стране.

Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в
нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка
воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью,
где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего
времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная
семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной
семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

В работе подробно проанализированы стихийные и целенаправленные
воздействия взрослых членов семьи на ребенка, типичные ошибки родителей.


Впервые подвергается системному анализу такое социально-педагогическое
явление, как “домашнее воспитание”, возрождающееся в новых социально-
экономических условиях; проанализированы этапы его развития, цели,
содержание и опыт подготовки специалистов в исторической ретроспективе;
определены требования к современному домашнему педагогу и его подготовке в
современной России. Домашнее воспитание - новое направление в современной
образовательной системе, еще недостаточно исследованное; в этой области
ведутся поиски наиболее эффективных форм его осуществления, накапливается
опыт. В работе не ставится цель раскрыть воспитание социальных навыков
общения ребенка, включение его в другие, кроме семейного, сообщества.


Работа состоит из предисловия, четырех глав, где приведены,
педагогические ситуации для анализа, фрагменты из теоретических источников
по проблемам семьи, брака, семейного и домашнего воспитания.


Предложенный материал будет интересен студентам педагогических учебных
заведений, преподавателям, родителям и всем, кого интересуют проблемы семьи
и воспитания ребенка.

Данная проблема полностью не разработана, в частности, такие аспекты, как
нетипичная семья, и все это требует более пристального внимания со стороны
педагогов, родителей, воспитателей.
В практической части работы предложен материал деятельности Астраханского
областного социально-реабилитационного центра для детей и подростков (с
приютом) в системе реабилитации дезадаптированных детей.
Глава 1
СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ



§ 1.СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ


Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную
группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой
связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот
древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от
родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений.


Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом
обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь
в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных
отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из
показателей используется понятие “семейная группа”.


Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может
быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные
отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах
бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.



Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего
развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой
изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением
большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость,
перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье
пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро);
в ее состав входят супруги и их дети (И.М.Майдиков [с. 321]).


Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые
семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и
формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную,
матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих
форм.


Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где
зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен
патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме
мужа и нарекалась “невесткой” (см. приложение 1).


Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении
молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других
родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.


Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений
можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть
возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.


Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые
люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3%
респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а
16,5% даже “хотели бы иметь такую возможность”.


Современные браки “постарели”. Средний возраст вступающих в брак за
последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5
лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив
профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в
России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом
один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность
за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя
семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в
возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-
20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение
общественных отношений коснулось и проблем современной семьи. В практике
семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной
форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных
центров России, основой их становится получение определенных выгод.


Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд
взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности,
жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую,
хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную,
воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи
главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное
стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к
роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является
ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие
ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее
время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году
новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-
8 новорожденных.[1]


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он
становится личностью, и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным
характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения,
взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и
тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и
эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это
позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной
жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не
только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других
членов семьи в период их нетрудоспособности.


В период социально-экономических преобразований в обществе
претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом
являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава
семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в
жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и
репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не
отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной
семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйнен[2]. Выделяя периоды
формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений
характерны определенные функции, что может быть представлено следующей
таблицей.


Основные периоды развития семьи и функции членов семьи


|Стадии |Основные функции семьи | |
|семьи | | |
| |Родительские функции |Функции ребенка |
|1.Этап |Осознание партнерских | |
|формировани|отношений, укрепление | |
|я семьи |взаимоотношений между | |
| |супругами; создание | |
| |сексуальных отношении, | |
| |удовлетворяющих обоих; | |
| |развито взаимопонимания, | |
| |которое позволяет каждому| |
| |свободно проявлять свои | |
| |чувства, налаживание | |
| |отношении с родителями и | |
| |другими родственниками, | |
| |удовлетворяющих обе | |
| |стороны; распределение | |
| |времени между домом и | |
| |работой; выработка | |
| |порядка принятия решений,| |
| |удовлетворяющих обе | |
| |стороны; беседы между | |
| |супругами о будущем семьи| |
|II.Семья, |Привыкание к мысли о |Ребенок зависим от |
|ждущая |беременности и рождении |матери и начинает |
|ребенка, |ребенка; подготовка к |доверять ей; появление |
|семья с |материнству и отцовству, |привязанностей; |
|младенцем |привыкание к роли отца и |овладение навыками |
| |матери; привыкание к |простейшего социального |
| |новой жизни, связанной с |взаимодействия; |
| |появлением ребенка; |приспособление к |
| |создание в семье |ожиданиям других людей; |
| |атмосферы, благоприятной |развитие координации |
| |и для семьи, и для |движений рук и глаз; |
| |ребенка; забота о |нахождение удобного |
| |потребностях ребенка; |ритма смены покоя и |
| |распределение |действия; овладение |
| |обязанностей по дому и |словами, короткими |
| |уходу за ребенком, не |фразами, речью |
| |перегружающее ни одного | |
| |из родителей | |
|III.Семья с|Развитие интересов и |Преодоление противоречия|
|ребенком |потребностей ребенка; |между желанием быть |
|дошкольного|преодоление чувства |всегда с объектом своей |
|возраста |пресыщения материнством |привязанности и |
| |(отцовством) и |невозможностью этого; |
| |раздражения по поводу |привыкание к |
| |хронической нехватки |самостоятельности; |
| |времени для собственных |выполнение требований |
| |нужд: поиск квартиры, |взрослого по соблюдению |
| |соответствующей |чистоты (опрятность во |
| |потребностям семьи; |время еды, гигиена |
| |привыкание к чрезвычайно |половых органов): |
| |возросшим с появлением в |проявление интереса к |
| |ломе ребенка материальным|товарищам по играм; |
| |затратам; распределение |стремление быть как мама|
| |обязанностей и |или как папа |
| |ответственности между | |
| |родителями в постоянно | |
| |меняющихся ситуациях; | |
| |поддержка сексуальных | |
| |отношений, | |
| |удовлетворяющих обоих, и | |
| |беседы о будущих детях; | |
| |дальнейшее развитие | |
| |взаимоотношений в семье -| |
| |открытых, позволяющих | |
| |супругам говорить на | |
| |самые разные темы; | |
| |развитие отношении с | |
| |родителями в связи с | |
| |появлением ребенка и | |
| |выполнением ими новой | |
| |роли; сохранение прежнего| |
| |круга друзей и своих | |
| |увлечений вне дома (в | |
| |зависимости от | |
| |возможностей семьи); | |
| |выработка образа жизни | |
| |семьи, формирование | |
| |семейных традиций, беседы| |
| |родителей о воспитании | |
| |детей | |
|IV.Семья |Воспитать у детей интерес|Получение навыков, |
|школьника |к научным и практическим |необходимых для |
| |знаниям; поддержка |школьного образования; |
| |увлечений ребенка; |стремление быть |
| |дальнейшее развитие |полноправным и готовым к|
| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом |
| |(открытость, |семьи; постепенный отход|
| |откровенность); забота о |от родителей, осознание |
| |супружеских отношениях и |себя как личности, |
| |личной жизни родителей; |которую любят и уважают;|
| |сотрудничество с |включение в группу |
| |родителями других |сверстников, совместная |
| |школьников |с ними деятельность; |
| | |знакомство с правилами |
| | |поведения и моралью |
| | |группы; расширение |
| | |словарного запаса и |
| | |развитие речи, |
| | |позволяющие четко |
| | |излагать свои мысли: |
| | |осознание значения |
| | |причинно-следственных |
| | |связей и формирование |
| | |научной картины мира |
|V.Семья с |Передача ответственности |Положительное отношение |
|ребенком |и свободы действии |к собственному полу и |
|старшего |ребенку по мере |происходящим |
|школьного |взросления и развития его|физиологическим |
|возраста |самостоятельности; |изменениям; прояснение |
| |подготовка к новому |для себя роли мужчины и |
| |периоду жизни семьи; |женщины; ощущение |
| |определение функций |принадлежности к своему |
| |семьи, распределение |поколению; достижение |
| |обязанностей и разделение|эмоциональной |
| |ответственности между |независимости, отход от |
| |членами семьи; поддержка |родителей; выбор |
| |открытости во |профессии, стремление к |
| |взаимоотношениях между |материальной |
| |разными поколениями в |независимости; |
| |семье; воспитание |подготовка к дружбе со |
| |взрослеющих детей на |сверстником |
| |достойных образцах, на |противоположного пола, |
| |собственном примере - |браку, созданию семьи; |
| |взрослого мужчины, |постепенное формирование|
| |любящего супруга, но |собственного |
| |знающего меру отца |мировоззрения |
| |(взрослой женщины, жены, | |
| |матери); понимание и | |
| |принятие индивидуальности| |
| |ребенка, доверие и | |
| |уважение к нему как к | |
| |уникальной личности | |
|VI. Семья |Отрыв от взрослеющего |Осознание своего |
|со взрослым|ребенка, способность |положения как положения |
|ребенком, |отказаться от прежней |самостоятельного |
|входящим в |власти над ним; внушение |человека, могущего |
|мир |ребенку, что в любых |отвечать за свои |
| |жизненных ситуациях он |поступки; создание |
| |всегда получит утешение и|прочных и в то же время |
| |помощь под родительским |гибких и |
| |кровом; создание |обоюдоприемлемых |
| |благожелательной |отношений со своим |
| |обстановки для новых |возможным будущим |
| |членов семьи, пришедших в|супругом (супругой); |
| |нее через брачные связи; |положительное отношение |
| |забота о супружеских |к собственной |
| |отношениях при новой |сексуальности и ее |
| |структуре семьи; |удовлетворение в |
| |спокойное вступление в |отношениях с партнером; |
| |новую стадию брака и |создание собственной |
| |подготовка к выполнению |системы ценностей, |
| |роли бабушки и дедушки: |мировоззрения, своего |
| |создание хороших |уклада жизни; знакомство|
| |отношений между |с задачами развития |
| |собственной семьей и |партнерских отношении |
| | |при формировании семьи |
| |Партнерские функции | |
|VII. Семья |Обновление супружеских | |
|среднего |отношений; приспособление| |
|возраста |к возрастным | |
|(“пустое |физиологическим | |
|гнездо”) |изменениям; творческое, | |
| |радостное использование | |
| |большого количества | |
| |свободного времени; | |
| |укрепление | |
| |взаимоотношений с | |
| |родственниками и | |
| |друзьями; вхождение в | |
| |роль бабушки (дедушки) | |
|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |
|Постаревшая|отношения к смерти и |развитию собственной |
|семья |одиночеству; изменение |семейной жизни |
| |дома в соответствии с |проявление заботы о |
| |потребностями пожилых |престарелых родителях; |
| |людей; приспособление к |помощь им, если это |
| |жизни на пенсии; |необходимо, материальная|
| |воспитание готовности по |и духовная; подготовка к|
| |мере уменьшения |окончательному уходу |
| |собственных сил принять |родителей: подготовка |
| |помощь других людей; |своих детей к потере |
| |подчинение своих |бабушки (дедушки) |
| |увлечений и дел своему | |
| |возрасту; подготовление к| |
| |неизбежному концу жизни, | |
| |обретение веры, которая | |
| |поможет спокойно дожить | |
| |годы и спокойно умереть | |


Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды
становления и развития семьи функции ее членов меняются.


Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их
взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,
родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в
семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье.
Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи
говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,
меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог
В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от
“иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных
особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и
внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что
относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на
личные интересы скрепляют семью.


Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого
рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например
безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996
года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти
цифры имеют тенденцию к росту. И.Ф.Дементьева говорит о возникновении новых
нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных
материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные
в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у
своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее
деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную
работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться
к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,
способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей
происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не
только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению
интеллектуального потенциала общества.


Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в
институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ
рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания
детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей,
разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения,
дисгармония воспроизводства населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко и др.).


Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в
частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с
родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для
ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных
отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,
принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет
реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными
исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным
образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с
обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка
чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.


Снижение рождаемости и высокий уровень разводов -показатели кризиса
семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),
а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции
- добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся:
кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные
изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны.
Институт семьи пострадал от войн, репрессий.


Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение
среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также
полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение
семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих
несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из
матери (отца), ребенка и других родственников.


Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с
детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены
семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще
реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что
на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной:
удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных
сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей
уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с
детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а
уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.


Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне
брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в
период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая
Галина Карелова, заместитель министра труда и социального развития, в
России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости при широком
распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков.
Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет. И хотя
коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на
тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские
пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет
значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных
группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт,
карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе
серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или
профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто
приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод
родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных", то есть
неполных, малообеспеченных, проблемных.


"Жизненные сценарии" нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется
на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями (по словам
профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного фонда охраны
здоровья матери и ребенка, динамика ухудшения здоровья детей опережает
"взрослую" по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни
органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать
прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты
к врачу, специфическая техника, одежда, питание - все это стоит немалых
денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на
заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй
(чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать" свое дитя,
заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из
родителей жертвует своей работой во имя детей.


Конечно, все эти "сценарии" стары, как мир. Следует только сделать
поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и
услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно
"наслаиваются" одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида
мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в
больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и
т.д. Беда никогда не приходит одна.


"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически
"повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один
источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность
детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные
семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных,
здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования "Бедность в
России", проведенного под руководством Института экономического развития
Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов
семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 - очень бедными.
В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента
домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном
отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.


Материальное обеспечение остается одной из причин семейной
напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая
благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к
отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье
и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются
иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем
выше вероятность бедности домохозяйства.


Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в
1995 году 44 процента семей с одним ребенком не имели среднедушевых
доходов, превышающих прожиточный минимум, то в 1996 году этот показатель
составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50
процентов, трехдетных - 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с
четырьмя и более детьми около 90 процентов "минимума" не имеют. В 1998 году
на человека в однодетной семье приходилось в месяц 660 рублей, тогда как в
многодетных показатель втрое ниже - 211 рублей.


Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми,
кризис российской семьи не исчерпывается. "Социальная инфраструктура
детства тяжелая, - считает профессор Людмила Буева, заведующая лабораторией
философских проблем Института философии РАН, академик РАН. - Думаю, что в
этой ситуации нам помогут выжить не столько финансовые вливания - их
ожидать придется еще долго, сколько наша духовная составляющая. В обществе,
где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д.,
единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания,
уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение,
единомышленники, коллеги - вот те источники, которые могут продуцировать
добрые чувства, пробуждать их".


Л.Буева выделяет несколько симптомов "болезни" сегодняшней российской
семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И
самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми,
родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень
тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме
необходимости пересиливать "внешние обстоятельства", мириться с тем, что
твоя семья "нетипичная", кроме отказа родителей и детей от многих
удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда
других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых
ситуаций. Рассмотрим их на примере трех исследуемых нами видов проблемных
семей.


В 80-е годы в СССР была создана “Служба семьи” - система учреждений и
общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий
для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной
реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения “Службы семьи”:
особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных,
создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с
недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути
оказания помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет
особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -
воспитательную.



Глава 2.


Воспитание детей в различных по структуре семьях



1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье


На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения.
Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив,
нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с
соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится
преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое
равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни
говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко
складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения.
Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее
встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.


Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему
чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что
он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И
действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела
обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми.
Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания,
обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых
ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность,
которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение
второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда
не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного
сына или одной дочери.


Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно
определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат,
балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного
внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате
чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно
столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется
за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать
внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком
серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его
собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком
большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него
гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов,
уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами
родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему
трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем
сообществе.


Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие
из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить
подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка,
как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно
всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных
условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или
единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких
детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные
затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок
очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные
на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская
в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или
смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья
всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень
часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и
становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает
затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они
воспитывают эгоиста.


Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в
котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя
свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала
постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица,
разорванных штанов и драк.


Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано
или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно
вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть
образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него
строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется
внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших
советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение
к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в
избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего
себя, разбросанного ребенка.


Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми
есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном
предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один
ребенок: только никакой исключительности!



2. Специфика воспитания в многодетной семье


Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и
отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои
трудности, проблемы.


С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные
потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет
привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма,
асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших,
усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут
формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность,
ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка -
способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей
оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче
преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного
из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.


Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и
противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто
утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним
неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро
ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в
одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится
тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других -
повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для
старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях,
стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет
оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во -
вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая
нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного
времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления
внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще
становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем
дети из семей других типов.


Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения
потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно
меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться
на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности
многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально
- экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных
семей живет ниже порога бедности.



3. Воспитание ребенка в неполной семье


Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг.
Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени
вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные
переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и
в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того
родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит,
когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются
особенно остро.


Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие
месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и
которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с
ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от
разрешения собственных проблем.


Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои
чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок
может сохранять эти чувства многие годы.


Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена
пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку
меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и
матерью.


Какое - то время после разделения семьи или развода отец регулярно
навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если
отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще
мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет
смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет
спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в
результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены
вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка
вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую
опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.


В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи,
сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества.
Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их
баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать
их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за
нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце.
На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В
новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои
материнские обязанности.


Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить
ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать,
что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как
есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи
происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца,
особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь
вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент
разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка
непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и
становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и
нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок -
чрезмерная опека матери над сыном.


Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну
больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить,
получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические,
жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально
выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым,
безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.


Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно
отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри
между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого
от детей.


Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо
оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше
думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно.
Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу.
Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать
воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую
семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет
более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по
отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.


Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно
относиться вполне сознательно.


Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать
как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не
доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.



Глава 3.


Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.



У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это
утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие
родители.


Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную
литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно,
педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний
мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не
сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что
ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент
времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью
предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но
и их дальнейшую жизнь?


А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в
постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-
то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли
к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все
неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они
не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их
собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках,
высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров,
неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье
детей.


По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших
родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не
содействуют успешному родительству.


При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из
некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой
абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как
учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и
профессионализма в любом деле.


В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и
сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи
друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком,
так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.


Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на
любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную
родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному
поиску, к познанию нового.


Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности
родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не
случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в
тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка
и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.
Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой
жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая
потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к
своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые
годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопастность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания и безопастности внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия
благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.


Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у
ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при
каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.


И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка
уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так
редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в
психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с
самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией
подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие
своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это
требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только
любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по
уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок
ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим
ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали
в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное
формирование психического мира человека, только на основе любви можно
воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.


Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям
любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это
приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически
отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как
раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный
дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской
привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся,
не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того,
воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и
детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с
количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не
всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в
которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой
самой главной воспитательной цели.


Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это
универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может
быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с
родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу.


Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем,
что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть
самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать
за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего
человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого
контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности
ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями
психологического контакта между детьми и родителями в семье.


Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже
с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте
между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие
ребенка и взрослого друг с другом.


Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические
характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление
к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и
оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне
естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам
факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен
понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок,
даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных
воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее
создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни
семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие
воспитания, уступая место подлинному диалогу.


Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего
общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.


Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма
трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над»
ребенком. Взрослый обладает силой, опыто

Новинки рефератов ::

Реферат: Правовой статус главы государства в зарубежных странах (Право)


Реферат: Сборка и монтаж отдельных узлов ЭВМ (Компьютеры)


Реферат: Обычаи и традиции англо-говорящих стран (Иностранные языки)


Реферат: Строение клетки и функции ее органоидов (Биология)


Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века (История)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Стилистика публицистических жанров (Журналистика)


Реферат: Активные операции коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Модификация биологически активными системами синтетического полиизопрена (Химия)


Реферат: Лидерство в организации (Социология)


Реферат: Меморандум Танаки (История)


Реферат: Крещение Руси (История)


Реферат: TCP/IP (Программирование)


Реферат: Закон о банках (Право)


Реферат: Защита прав потребителя (Гражданское право и процесс)


Реферат: Одежда русской деревни (Педагогика)


Реферат: Международное право и международное правосудие (Право)


Реферат: Витамины (Биология)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Эпоха Екатерины 2 (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист