GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры (Педагогика)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ



Р Е Ф Е Р А Т

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ
ДОВУЗОВСКИЕ СТРУКТУРЫ

СИМЧЕНКО ГАЛИНЫ ВИКТОРОВНЫ



Донецк, 1999 г.
Содержание

Введение
............................................................................
.......................... 3
Часть 1. Теоретические и методологические основы
исследования процесса подготовки будущих
менеджеров
............................................................................
...... 8
Часть 2. Уровни и содержательно-организационные формы
системы довузовской подготовки
............................................... 10
Часть 3. Развитие форм и методов профориентации будущих
менеджеров
............................................................................
...... 12
Заключение
............................................................................
.................... 17
Список использованной литературы

Введение

Исследование закономерностей формирования, функционирования и развития
персонала, в том числе кадров управления, учет степени его влияния на
осуществление общественного прогресса всегда занимали видное место в
социально-экономической теории. В зарубежной экономической науке давно
доказано, что без человеческого фактора в производстве невозможно создать
какие-либо ценности. "Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, - можно
в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт,
прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из
остальных факторов мало что удастся сделать."
В условиях становления новых экономических отношений в Украине, одним
из решающих факторов, обеспечивающих этот процесс, важнейшей социальной
потребностью становится подготовка нового типа управленческих работников -
руководителей фирм, предприятий, управляющих, директоров крупных компаний,
а также менеджеров в начальном и среднем звене управления.
Создание единой системы подготовки таких кадров в стране - важнейшая
задача, решение которой объективно предполагает комплексность,
непрерывность, последовательность, а, значит и поисково-творческую
деятельность по развитию эффективных форм профессиональной ориентации,
подготовки управленческих кадров нового типа. Решение ее, по нашему
убеждению, будет значительно эффективнее, если поиск будущих менеджеров и
их экономическая, психологическая и профессиональная подготовка будет
проводиться на основе четкой профессиограммы менеджера и ее широком
использовании в учебно-воспитательном процессе.
Дело подготовки молодого поколения к труду в новых социальных условиях
становится сегодня приобретает еще большую значимость, а тем более
подготовки к труду управленческому, предъявляющему свои требования к
знаниям, профессиональным и деловым качествам. Складывающемуся рынку крайне
нужны менеджеры из числа молодых людей - энергичных, инициативных,
экономически подготовленных, настроенных на творческий поиск, владеющих
навыками эффективного управления производственными и технологическими
процессами, налаживания коммуникативных связей в коллективе.
Профессиональных управленцев начали готовить во многих вузах, разного рода
бизнес-лицеях, школах, однако продуманной, четко отлаженной системы
профессиональной ориентации, отбора, обучения и эффективного использования
менеджеров на рынке труда в Украине еще не создано. Такая работа должна
вестись по многим направлениям и на различных уровнях, где необходимо:
активное включение соответствующих структур в областных, городских и
районных государственных администрациях; усиление этой работы в
общеобразовательных школах, в образовательных структурах нового типа;
расширение довузовской подготовки.
Ход обучения, практика подготовки студентов показывает, что в учебное
заведение управленческого профиля необходимо принимать студентов
предварительно профессионально ориентированных, проводить качественный
отбор в вуз на основе изучения личности кандидата с помощью различных
психологических методик.
Довузовская подготовка будущих менеджеров, становясь важной составной
частью системы непрерывной профессиональной подготовки кадров управления -
одна из тех научных проблем, внимание к которой должно заметно усилится.
Это определяется следующими обстоятельствами.
1. С расширением масштабов и усложнением задач окончательного перехода
Украины от административно-распорядительной системы к саморегулированной,
цивилизованной рыночной экономике, эффективного использования накопленного
социально-экономического потенциала, инфраструктуры, перепрофилирования
нерентабельных предприятий, роазвития новых отраслей и производств,
проведения в полном объеме разгосударствления экономики, приватизации,
развития всех форм собственности и повышения в итоге уровня жизни - все
более влиятельным компонентом созидательно-преобразующей деятельности людей
становится субъективный фактор, в первую очередь сознание, новое
экономическое мышление и прфессиональный уровень людей.
Исследование проблемы экономического образования всего населения и
прежде всего молодежи, поиск и реализация качественно иных подходов к ее
профессиональной подготовке - одно из основных условий успешного решения
названных задач.
2. Формирование системы новых общественных ценностей (политических,
идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так важно ныне
для нашей страны, возмжно лишь на основе развития социально-экономических
устоев. Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач по
экономическому обучению и профессиональной подготовке молодежи не
противоречит задачам ее культурно-нравственного воспитания, а, наоборот,
позволяют ставить и решать их более качественно. В этой связи необходимо
преодолеть абсолютизацию экономических факторов и прийти к пониманию того,
что экономический успех как общественного производства в целом, так и
отдельного предприятия в решающей мере зависит не только от
общеобразовательной профессиональной подготовки работников, но и от общего
уровня их культуры, воспитанности.
Чем раньше в процесс целенаправленного воспитания будут вовлечены
будущие менеджеры, тем больше шансов на развитие их мыслительно-
познавательных, эмоциональных качеств, которые во многом определяют
нестандартность научных, технологических, организационных решений. Поэтому
проблема воспитания молодежи в целом и, в особенности, ее части,
определяющейся в профессиональном управленческом плане, приобретает в
настоящее время чрезвычайную актуальность и является вместе с гуманизацией
образования одной из ведущих стратегий обновления всей педагогической
работы.
3. Особую значимость проблема довузовского образования приобретает в
связи с совершенствованием всей системы профессиональной подготовки
молодежи, предусматривающей значительное улучшение деятельности вузов, их
качественное обновление. В соответствии с решениями Верховного Совета
Украины по высшей школе, в частности, Законом Украины "Про освіту" высшее
образование должно быть ориентировано на интересы социально-экономического
развития, потребности рынка труда.
Развитие эффективных форм экономического образования, совершенствования
учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным международным
стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их знаний и
профессиональных навыков - эти и другие задачи, стоящие ныне перед вузом
экономико-управленческого профиля будут решаться тем успешнее, чем
целенаправленнее будет проводиться предварительная профессиональная
подготовка, развитие, воспитание в системе довузовской работы, а также
осуществляться качественный отбор в вуз на основе профессиограмм,
тестирования, индивидуальных бесед, использования других методов.
4. Необходимость исследования условий и путей предварительной
подготовки будущих студентов управленческих факультетов обусловлена тем,
что уровень образования школьников по экономической, предпринимательской
проблематике не отвечает нынешним требованиям, а намеченные меры по базовой
экономической подготовке в школе внедряются в жизнь крайне медленно в силу
определенных причин (отсутствие учителей, учебников, программ и т.д.)
Наличие же небольшого числа экономических классов в общеобразовательных
школах, лицеях, колледжах проблему не решают. Еще хуже обстоит дело с
базовым (начальным) образованием по менеджменту. В Украине, по нашим
данным, существует не более 20 учебных и внешкольных заведений (школ,
отделений, факультетов, центров), которые качественно вооружают будущих
студентов управленческих вузов первичными знаниями в области менеджмента
(Киевская академия детского предпринимательства “Деловые дети Украины”,
Кировоградская школа юного менеджера при областном детско-юношеском центре,
факультет довузовской подготовки ДонГАУ и др.). С учетом этих обстоятельств
научный анализ имеющейся практики довузовской работы и поиск рациональных
форм экономико-управленческого образования учащейся молодежи становится
важнейшим требованием к исследованию возможностей создания эффективной
системы подготовки будущих менеджеров.
5. Довузовская управленческая подготовка выступает актуальной научной
проблемой в едином контакте с профориентационной работой, требования к
которой в последние годы значительно возрастают. На необходимость
расширения такой работы давно нацеливает принявшая конвенцию МОТЮ “О
профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области
развития людских ресурсов”, а аткже Кабинет министров Украины, одобривший
“Конвенцию государственной системы профессиональной ориентации населения”.
К сожалению, такая работа только начинается и затрагивает пока ученическую
молодежь в наименьшей степени. Поэтому требуется изучение различных
направлений и уровней профориентационной работы, и прежде всего в системе
довузовской подготовки с конкретной ориентацией и отбором в вуз в строгом
соответствии с паспортом профессии и моделью выпускника - будущего
экономиста-менеджера.
Следовательно, необходимость теоретического и эмпирического анализа
проблем формирования и развития системы довузовской подготовки будущих
менеджеров вызвана как потребностями повышения роли человеческого фактора в
проведении глубоких социально-экономических преобразований в стране, так и
необходимость создания и всестороннего развития кадрового управленческого
потенциала рыночной экономики.

Часть 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса
подготовки будущих менеджеров

Эффективность обучения в значительной мере зависит от всей совокупности
методов преподавания и воспитания, дидактики, которая составляет теорию
работы преподавателя, своеобразную меодику (технологию) обучения.
Характерными особенностями дидактики в подготовке менеджеров являются:
содержание понятия “субъект” и “объект” преподавания и воспитания;
содержание понятия “довузовская подготовка менеджеров”;
определение уровней и содержательно-организационных форм системы
довузовской подготовки.
Довузовская подготовка менеджеров в общем виде есть одна из новых форм
подготовительной работы, которая обеспечивает достижение оптимального
уровня общеобразовательных, экономических социально-психологических и
управленческих знаний личности, развитие интересов, потребностей и
наклонностей ее деятельности в сфере менеджмента.
В силу своей многоплановости, сложности, специфичности довузовская
подготовка требует системного подхода, всестороннего социально-
экономического обоснования, высокой организации в ее создании и развитии.
Довузовская подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль при
условии максимального использования преимуществ складывающихся новых
экономических отношений, рынка труда, а также достаточно высокого
интеллектуального, творческого потенциала молодежи, положительных в целом
традиций системы образования, механизма взаимодействия средней и высшей
школы.
Высокий образовательный и первичный профессиональный уровень,
достигаемый в системе довузовской подготовки, сознательный выбор профессии
менеджера, адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою
конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать
безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного
предпринимательства и услуг.
1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию
проблемы первичного обучения и профессиональной подготовки будущих
менеджеров.
2. Дать анализ количественных и качественных показателей существующей
довузовской практики работы с молодежью по формированию кадрового
потенциала рыночных реформ.
3. Выявить и раскрыть основные направления и методику исследования системы
довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.
4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы довузовской подготовки,
содержательно-организационные формы ее функционирования.
5. Определить роль, место и эффективность довузовского обучения в
непрерывной системе подготовки менеджеров.
6. Раскрыть основные направления и пути совершенствования управления
системой довузовской подготовки.
7. Разработать практические рекомендации по профессиональной ориентации,
отбору, адаптации и развитию управленческих задатков в процессе
начального экономико-управленческого образования и воспитания.

Часть 2. Уровни и содержательно-организационные
формы системы довузовской подготовки

Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным
представлениям о деятельности менеджера, на которые идет ориентация при
отборе слушателей на факультете. Кроме того, он должен способствовать
созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где наряду с
совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно
утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный
нами опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-
первых, это четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку
схема всегда позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об
основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная организация предметных
направлений и осуществление связей между предметами.
Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши
представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994,
с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов,
определим их необходимость для теоретической подготовки будущих
руководителей.
Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:

Волевой человек Пользователь
руководитель, организатор информацией

Менеджер

Душа коллектива Знаток Интеллектуал
и
производства культурный
человек

Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.
Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с
основами экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и
макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и
аудита, основы экономики фирмы международная система бухучета и аудита,
основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.
Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам
получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как:
персональный компьютер и документирование управленческой деятельности,
стенография.
Третья группа предметов объединяет введения в специальности
производственного и непроизводственного менеджмента, менеджмента
внешнеэкономической деятельности предприятий, административного и
природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.
Четвертое направление учебной деятельности факультета должен
сформировать так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди
предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и
права, введение в культурологию.
Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного
имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского
мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая
физическая подготовка.

Часть 3. Развитие форм и методов профориентации

будущих менеджеров

Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже
особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он
работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг,
организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию
менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по
управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, -
все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника,
ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение,
мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.
Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам
приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей
специальностью (будущий врач не идет готовиться к поступлению в
экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь
подробно на хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим,
что концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе
самых лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных
условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То
есть важным является не столько соответствие школьника, пришедшего в
довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста,
сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также
степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.
Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание
мотивационной среды и предупреждают об опасности получения учащимися
неадекватного впечатления о вузе, если в процессе мотивирования
умалчивается о недостатках качества преподавания или организации учебного
процесса.
По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью
получения начального экономического образования можно считать деятельность
факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии
управления (ДонГАУ).
Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи:
выявление и развитие специальных качеств и склонностей для работы в
управленческой сфере; организация учебно-воспитательного процесса для
получения первичных знаний и практических навыков в сфере менеджмента и
маркетинга; обеспечение целевой подготовки наиболее одаренных детей для
поступления в академию на льготных условиях.
Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится
собеседование. Однако если в производственной или коммерческой фирме
собеседование используется как инструмент отбора персонала, помогающее в
значительной мере оценить такие важные качества претендента как
компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные
параметры, потенциальную полезность для фирмы, то собеседование в системе
довузовской подготовки имеет целью выявить основные психические
характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению лидерских
качеств или наоборот.
Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также
с помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от
собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития
способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый”
потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как
мотивированность, направленность, а также динамические психические качества
(внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской
подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального
тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам
характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов
подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на
факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в
сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося.
Первое расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и
неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным
восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде
всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.
Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп
качеств: профессионально-деловых, административно-организаторских,
социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом
организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и
экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-
исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.
Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной
модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей,
предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При
этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы
познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее
комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный
социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за
личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных
менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор
по этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д.
Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание
аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых
встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками
профессиональной управленческой деятельности.
В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-
психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент,
прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно
меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на
профессиональную подготовку.
На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения
слушателей к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы
являются подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире
“Экономическая эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-
исследовательских работ, которые проводятся в рамках Малой академии наук
школьников. Под руководством преподавателей слушатели готовят работы по
экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко анализируют
общетеоретические положения, но представляют опыт практической деятельности
фирм и предприятий.
Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим
дисциплинам вуза дополняются выставками творческих работ слушателей,
выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение
этих вопросов организации работы на факультете способствует развитию у
будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой,
стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.
Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и
интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической
нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как
стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны
обеспечиваться в процессе воспитания юных менеджеров. Программы
экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете,
предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в
процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с
установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.
Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной
практике.
1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально
оценить его причины и следствия”.
2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо
расслабиться”.
3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть
место и для отдыха, и для работы”.
4. “Я понимаю радость неудачи”.
Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку
навыков самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого
эмоционального и морального сознания как негативный фактор. Однако
овладение любой профессией сопровождается усвоением определенного набора
аксиом; и чем оно успешнее, тем успешнее практическая деятельность.
Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать управленческие
ситуации с целью повышения прибылей организации, интересы которой он
представляет. И эффективность его работы будет тем выше, а личное
удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество стереотипов
управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в процессе
профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость коренного реформирования образования в соответствии с
новыми экономическими отношениями актуализирует необходимость практических
исследований в области подготовки специалистов для той или иной
профессиональной сферы деятельности. Одним из таких исследований является
анализ системы довузовской подготовки, как этапа в становлении личности
школьника и адаптации к будущей профессии. В этой связи становится
необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки будущих
управленцев, с учетом того, что практика довузовской подготовки опережает
теорию.
Важным является также вопрос определения методологии довузовского
образования, в особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что
в известной степени делает данное исследование оригинальным. В настоящей
работе сделана попытка теоретического обоснования концепции довузовского
образования, а также определения дальнейших его перспектив через развитие
новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.
В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь
те учебные заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые
средства в создание подготовительных структур, которые помогут не только
правильно определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и
адаптировать будущих студентов к требованиям и программам подготовки
специалистов. А также те, которые в отборе студентов будут использовать
теорию управления персоналом, элементами которой являются кадровый
менеджмент и маркетинг образования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих
способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.
2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет
довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк:
ДонГАУ, 1998 - 40 с.
3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. /
Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года.
- Донецк, 1997. - С. 126-127.
4. Донецька державна академія управління. Факультет довузівської
підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. - Донецьк,
1994.
5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная
ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51
6. Концепція профорієнтації учнівської молоді.// Психолого-педагогічні
новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.
7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в довузовских
формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31
октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.
8. Можаровский В.А., Бурега В.В. Некоторые социально-педагогические
аспекті довузовской подготовки будущих менеджеров. / Материалы
международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк,
1997. - С. 134-135.
9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.
10. Розанов В.В. Психология управления. - М.: “Бизнес-Школа “Интел-
Синтез”, 1997. - С. 97-109
11. Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.





Реферат на тему: Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка

Министерство образования РФ
Самарский государственный университет
Факультет Социальной Педагогики



КУРСОВАЯ РАБОТА


По предмету Моделирование социально-педагогической поддержки развития
личности в микросреде

На тему: «Социально-педагогический комплекс как условие минимизации
личностной тревожности ребенка».



Студентки V курса 1-й группы
Ильжеевой М. Ю.
Преподаватель к.п.н. Родина Л. И.



САМАРА 2001



Тема: Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей ребёнка с
нарушением речи.


Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать — без
речи нет человека. Заикание относится к одному из самых распространенных
расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии
необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при
выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание
часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь:
робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории
развития учения о расстройствах речи . различное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых ученые подходили и
подходят к изучению этого речевого расстройства.
В связи с вышесказанным , можно определить актуальность курсовой работы .


Цель курсовой работы – теоретически обосновать и разработать
тематический план образовательного учреждения с родителями, имеющими
ребёнка с нарушением речи.

Объект – процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.


Предмет – взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей
ребёнка с нарушением речи.

База исследования- начальная школа –детский сад № 36 г.Новокуйбышевска .

Гипотетическое предположение – эффективность взаимодействия ДОУ с семьей
, имеющей ребенка с нарушением речи . Эффективно , если выяснены причины
заикания , выявлена симптоматика заикания , организовано психолого-
педагогическое просвещение родителей , имеющих детей с заиканием .

Задачи :
1.Изучить литературу по данной проблеме.
2.Выделить ключевые понятия.
3.Выделить причины, симптоматику, классификацию заикания.
4.Определить содержание тематического плана по взаимодействию дошкольного
учреждения с семьёй ,имеющей ребёнка с нарушением речи.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации peчи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь,
связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или
неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель).
Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого
аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие
несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини
считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое
якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это
ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка
при своем движении; Эрве-де-Шегуан — неправильным соотношением между длиной
языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой
уздечкой.
Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании
речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс);
чрезмерно быстрый выдох (Бек-керель); спазматическое сокращение мышц,
удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность
процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека,
воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) .

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании
психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от
того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и
потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс
мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это
несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорого-подобное
состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание,
объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и
центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (182-1) механизм
заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную
систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы.
Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения
звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического
поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он
первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей
речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц
вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как.
функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А.
Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрее, 1894, и др.), или
определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными
движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913),
как психоз (Гр. Каменка, 1900). [4,с.123]

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно
свести к трем теоретическим направлениям: 1) Заикание как
спастический невроз координации, происходящий от раздражительной
слабости речевых цемтров(аппарата слоговых координации). Это было четко
сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах
И. А. Сикор-ского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение
непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из
отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой
теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость
аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они
объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные
спазмы.
2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это
направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были
А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к
пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве
психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.
Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шней-дер, которые считали, что
в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать
всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой —
возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного
страдания.
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все определеннее становится
мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению
одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а
психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А.
Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали
психологические особенности, а физиологические проявления — как следствие
этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр.
Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать
заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности,
навязчивый невроз .К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм
заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей
нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом
одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А.
Флоренская, Ю. А. Пово-ринский и др.), другие — как особую его форму (В. А.
Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С.
Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в
обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания
идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие
неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение
процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного
рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной
нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).[19,c.38]

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные
взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в
коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий
может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее
готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может
быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых
в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва
является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей
нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации
речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой
деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных
отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условнорефлекторных
механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу
создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается,
имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.
Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта
система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц.
Заикание возникает не при органических изменениях стри-опаллидума, а при
динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание
механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-
подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р.
Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер).

Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций павловского
учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии —
М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии
— Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митримович-
Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер .

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания
целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития
(В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое
нарушение высшей нервной деятельности. При неврозе развития образование
патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных
условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание
развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического
косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно
является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р.
Е. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание
заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с
оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего
выражения фразы».[4,c.132]

Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом
на другой язык, случаями патологического раз вития личности с недоразвитием
эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит
сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.
Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИ РАО общего речевого развития
ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития,
соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание
усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон,
Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от
различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от
разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания
характеризуются аффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную
умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И.
Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен
заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых
элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение
авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при
появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у
олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях
звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М.
Аристов, А. В, Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937;
Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я.
Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960 и др.). Так, Е. Пишон
выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии,
когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;
вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу
дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема
органического заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни
исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию
органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового
субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними
системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие
рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство,
расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной
деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М.
Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е, Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В.
П. Баранова, 1963).
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся
различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84%
заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100
заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные
нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазо-мевротиками. Gerdner
объективно показал изменение нейровегетативмой реакции у заикающихся во
время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков
(мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не
меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).[15,c.20]
В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно
заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога,
мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости,
покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна:
вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны,
ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все
эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве
приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным
самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и
постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое
время. На занятиях у заикающихся часто от сутствует целеустремленность и
настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как
улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.
В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для
разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась
тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную
формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова
).[16,c.3]
До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются
рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с
нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.
Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при
организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970).
Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное
(левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по
отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко
выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.
Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с
соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой
и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие
недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в
межполушарных отношениях.
Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для
раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе
коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.
Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало,
что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.
Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня
автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но
различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как
только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение
составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные
акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют
произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную
задачу, требующую произвольного контроля.[16,c.33]
Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей
инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны
явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.
Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью
клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-
психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный
характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность,
замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и
оборонительно-агрессивные реакции на дефект.
Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций
психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на
какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи
заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение; 2) рождение
замысла высказывания во внутренней речи;
3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой
деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и
не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит
сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что
заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего
коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения
говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает
включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь
произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и
энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой,
завершающей фазе.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной
вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.
В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство,
которое является результатом сшибки нервных процессов в коре головного
мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия,
расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса,
дыхания, артикуляции).
В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся
результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально
возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство
речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и
дисгармоничного развития личности.
В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических
изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в
любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и
психологического характера, составляющие единство.[12,c.71]

Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг,
гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной
речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание
свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено.
Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и
биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь
толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.
Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах
воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное
воспитание.
Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания
выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию
организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910);
косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при
переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).
Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и
эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И.
Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман).
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие
(«почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические
факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно
вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы); невропатические особенности самого
заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность,
эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной
системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая
подверженность психическим травмам);

наследственная отягченность (заикание развивается на почве врожденной
слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в
качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать
роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с
неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические
нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической
и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым
расстройствам и способствуют развитию заикания.


К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;
возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного
мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту
оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.
Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и
поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;

ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение
слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на
почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием
среды и степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и
ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне
разрешается заиканием;

недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.


При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий
достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы
вызвать нервный срыв и заикание.[15,c.142]

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические,
психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с
энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые,
нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при
которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и
других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф,
рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного
аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная —
психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая
травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:
избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание
«примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные
отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или
неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая
психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие
острую аффективную реакцию; состояние ужаса, чрезмерной радости;
неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,
нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка
детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту
усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная
конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте
разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции:
пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь
заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание
леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать
высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и
психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное
отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение
расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.[5,c.17]


Симптоматика заикания
Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических
позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины
заикания физиологические и психические моменты,первичными считают
расстройства физиологического характера.
На основе физиологических расстройств формируются психологические
особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание.
Психологические изменения нередко выступают на первый план.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе
И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные
возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А.
Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С, С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее
время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной
взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные
(психологические).
К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и
физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевые
запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на
дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.[10,c.3]
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого
акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд
до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются
по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации
(дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.
Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:
экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со
всхлипыванием и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом
слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно
разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая
или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или
толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкательная(голосовая щель
остаётся открытой , при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная
речь);вокальная,свойственная детям(впервые выделена Сикорским И.А.).Дети
протягивают гласные в словах.
В артикуляционном аппарате различаются судороги губные,язычные и мягкого
нёба.Чаще и резче они проявляюся при произношении согласных взрывных
звуков(к,г,п,б,т,д); реже и менее напяжённо щелевых.На звонких,как более
координационно сложных, судороги проявляются чаще,чем на глухих,особенно
при их сочетании с гласными,а также в начале слова ,возглавляющего
фразу,синтагму или абзац.Следовател

Новинки рефератов ::

Реферат: Мужской и женский стили общения (Психология)


Реферат: Реактивное движение. Межконтинентальная баллистическая ракета. (Физика)


Реферат: Военное искусство в России 2-й половины XVIII века. (История)


Реферат: Методика изучения и использования во внеклассной работе истории населённых пунктов Белгородской области (На примере посёлка Прохоровка) (Педагогика)


Реферат: Наркотики (Социология)


Реферат: Методики розслідування хуліганства (Криминалистика)


Реферат: Социальные проблемы безработицы (Социология)


Реферат: Когнитивная психология (Психология)


Реферат: Проект структурированной кабельной системы для здания газопромыслового управления в поселке Пангоды (Программирование)


Реферат: Шпаргалка по гражданскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Успехи и недостатки теории Бора (Физика)


Реферат: Международные организации в системе современных мировых хозяйственных отношений (Политология)


Реферат: Савва Морозов: жизнь великого предпринимателя (Предпринимательство)


Реферат: Тыловое обеспечение (Военная кафедра)


Реферат: Воображение: понятие и значение в жизни человека (Психология)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима (Психология)


Реферат: Сорбционные свойства мха по отношению к микроорганизмам и тяжелым металлам (Биология)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Древнегреческая литература (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист