GeoSELECT.ru



Аудит / Реферат: Учет денежных средств (Аудит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учет денежных средств (Аудит)



Астраханский Государственный
Технический Университет



кафедра "Бухгалтерский учет, анализ

хозяйственной деятельности и аудит"



Курсовая работа
по дисциплине “Бухгалтерский учет”
на тему:
“Учет денежных средств”


Выполнила:
студентка гр. ДФФ-42

Улукпанова А.Д.

Научный руководитель:

Новичкова Н.Г.



Астрахань, 2000

Содержание


Стр.


Введение…………………………………………………………………………………..….3

1.Учет кассовых операций
1.1. Порядок ведения кассовых операций…………………………………………………...…..4
1.1.1. Ограничения хранения наличных денежных средств…………………………….....…5
1.1.2. Предельный размер расчетов наличными денежными
средствами……………..….…7
1.1.3. Ответственность за несоблюдение Порядка ведения кассовых
операций……..…..…8
1.2. Документальное оформление поступления и выдачи наличных
денег…………….……10
3. Аналитический учет кассовых операций………………………………………………......12
4. Инвентаризация денежных средств, ревизия кассы…………………………………….…14
5. Синтетический учет кассовых операций………………………………………………..…16
2. Учет операций по расчетному счету
2.1. Порядок открытия и оформления расчетного счета………………………………………19
2.1.1. Основания списания денежных средств со счета…………………………………..…20
2.2. Порядок оформления расчетных документов…………………………………………..…22
2.2.1. Документальное оформление наличных операций………………………………..…23
2.2.2. Документальное оформление безналичных операций………………………….……23
2.3. Синтетический учет операций по расчетному счету……………………………….…..…29
3.Учет операций на специальных счетах в банке………………………….………31
4.Учет денежных документов и переводов в пути………….……………………..32
5. Особенности учета валютных операций
5.1. Понятие валютных операций…………………………………………………………...…34
5.1.1. Виды валютных операций…………………………………………………………...…35
5.1.2. Порядок перемещения валюты………………………………….…………………..…36
5.1.3. Ответственность за нарушение валютного
законодательства….………………….…39
5.2. Порядок пересчета денежных средств, выраженных в иностранной
валюте………..…40
5.3. Учет курсовых разниц………………………………………………………………………43
5.4. Учет суммовых разниц…………………………………………………………………..…47
5.5. Синтетический учет валютных операций……………………………………………....…50
5.5.1.Учет операций по покупке-продаже иностранной
валюте…………………….…..…51
Заключение…………………………………………………………………………….…....…55
Список используемой литературы………………………………………………….…..……56
Приложения……………………………………………………………………………………58

Введение

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной
организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном
хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании
финансовых ресурсов.
От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность
предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу,
расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др.
Целью бухгалтерского учета денежных средств - является контроль за
соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и
эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение
сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной
экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое
использование денег и денежных средств само по себе может приносить
предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о
рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения
прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий,
инвестиционные фонды и т.д.).
Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета
денежных средств:
-своевременное и правильное документирование операций по движению
денежных средств и расчетов;
-контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия;
-использованием денежных средств по их целевому назначению;
-своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками),
бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и
др.;
-своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для
предупреждения просроченной задолженности;
-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств,
документов и расчетов.



1. Учет кассовых операций
1.1. Порядок ведения кассовых операций
Кассовыми операциями называются хозяйственные операции, связанные с
получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы
предприятия.
При ведении кассовых операций предприятие должно руководствоваться
«Порядком ведения кассовых операций в РФ», утвержденным решением ЦБ РФ от
22 сентября 1993г №40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993
года № 18.
Касса – это структурное подразделение предприятия, предназначенное для
приема, хранения и выдачи наличных денежных средств. В кассе предприятия
могут храниться не только наличные денежные средства, но и денежные
документы, и бланки строгой отчетности.
Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусмотрена
должность кассира, который несет материальную ответственность за
сохранность всех принимаемых им ценностей. После издания приказа о
назначении кассира руководитель предприятия обязан ознакомить его с
правилами ведения кассовых операций и заключить с ним договор о полной
материальной ответственности.
Кассир не может передоверить, кому бы то ни было выполнение своих
обязанностей. При необходимости временной замены обязанности кассира
возлагаются на другого работника, с которым, заключают договор о полной
материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром
работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности передают другому
кассиру в присутствии инвентаризационной комиссии с обязательным
составлением акта (форма инв-15).
Кассир согласно законодательства о материальной ответственности рабочих
и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех
принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате
умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного
отношения к своим обязанностям.
Денежные расчеты при осуществлении торговых операций или оказании услуг
на территории РФ, производятся всеми предприятиями с обязательным
применением применении контрольно-кассовых машин, согласно ст.1 Закона РФ
от 18 июня 1993г. №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением».
Поступление денежных средств осуществляется: с расчетного счета в банке
(заработная плата, пособия, хозяйственные расходы и т.д.); с платежей
наличными за реализованные товарно-материальные ценности; возврат ранее
выданных сумм.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги
для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату,
выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их
выплаты.
Наличные деньги, полученные кассой, расходуются на выплату заработной
платы и других платежей работникам, выдаются на хозяйственные и другие
расходы или вносятся на счета в банках.

1.1.1. Ограничения хранения наличных денежных средств
Согласно действующему законодательству предприятия вправе иметь в своих
кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по
согласованию с руководителями предприятия. Лимит остатка наличных денег в
кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно по всем предприятиям
имеющих кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие
представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое
обслуживание, расчет по установленной форме. По предприятию, в состав
которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов
в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом
этих структурных подразделений.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях
банков предприятие, по своему усмотрению, обращается в одно из учреждений
банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.
После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка
предприятие должно направить уведомления об установленном ему лимите
остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему
соответствующие счета. Предприятия, которые не предоставили расчет на
установление лимита остатка наличных в кассе ни в одно из учреждений банка,
лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в
учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в
установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае
изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также
в соответствии с договором банковского счета.
Суть лимитирования хранения денежных средств состоит в том, что остаток
денег в кассе на конец дня (конечное сальдо по счету №50 «Касса» за день)
не должен превышать установленного лимита остатка. Обороты же по счету №50
за день могут превышать установленный лимит.
Неиспользованные в 3-дневный срок наличные денежные средства, полученные
в банке на оплату труда, а также вся денежная наличность, превышающая
установленный лимит хранения наличных денег, подлежит сдаче в обслуживающие
учреждения банков.
Сдача сверхлимитных денежных средств может производиться:
-непосредственно в кассу учреждения банка;
-предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации
(Госкомсвязи) для перевода на соответствующие счета в банках;
-на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков
или специализированные службы, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление
соответствующих операций по инкассации денежных средств.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются учреждениями банков
каждому предприятию по согласованию с их руководителем исходя из
необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления
их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом устанавливаются
следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
-для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются
учреждения банков, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы
предприятий;
-для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима
работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы
учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные
денежные средства в учреждения банков, - на следующий день;
-для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений
банков, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в
несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых
и других сборов, сдаются непосредственно в учреждения банков.
В отдельных случаях предприятия имеют право хранить в своих кассах и
сверхлимитные денежные средства.
В таких случаях предприятиям необходимо соблюдать следующие условия:
-данные сверхлимитные средства быть предназначены для оплаты труда,
выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий;
-срок наличия сверхлимитных средств в кассе не должен превышать 3-х
рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях –
до 5-ти дней);
-указанные сверхлимитные остатки должны быть получены в обслуживающем
предприятие банковском учреждении, а не накоплены за счет выручки,
поступающей в его кассу.
Таким образом, для правильного определения потребности предприятия в
наличных денежных средствах с учетом установленного ему лимита, сумма,
подлежащая снятию с расчетного счета, определяется по формуле:
П = ОР + Л – ОП – О,
Где П – потребность; ОР – ожидаемый расход; Л – лимит хранения денежных
средств;
ОП – ожидаемый приход наличных денежных средств в кассу предприятия за
счет выручки от реализации и других операций; О – остаток наличных денежных
средств в кассе на дату определения потребности.
Если предприятием исчерпан остаток наличных денежных средств в пределах
лимита, согласно Указу Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1212
предприятия имеют право на получение наличных денежных средств в размере,
необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды и командировочные расходы.


1.1.3. Предельный размер расчетов наличных денежных средств
Во всех случаях при расходовании наличных денег предприятиям необходимо
соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами.
Письмом ЦБ РФ от 7 октября 1998г. №375-У «Об установлении предельного
размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами» был
установлен предельный размер расчет:
-между юридическими лицами – 10 тыс. рублей;
-для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые товары,
сельскохозяйственные продукты, сырье – 15 тыс. рублей;
-для предприятий и организаций торговли ГУИН МВД при закупке товаров у
юридических лиц - 15 тыс. рублей.
Согласно п1 Письма ЦБ РФ от 16 марта 1995г. №14-4/95 «О разъяснениях по
отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в РФ и условий работы
с денежной наличностью»: под термином «один платеж» понимаются расчеты
наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за
приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или
нескольким денежным документам.
Подтверждением расходования наличных денег при этом являются: копия
товарного чека, счет, накладная, отчет подотчетного лица о расходовании
полученных наличных денег с приложением первичных документов.



1.1.4. Ответственность за несоблюдение Порядка ведения кассовых операций
К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и
работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности,
предусмотренные действующим законодательством РФ.
Кроме ответственности, рассмотренной выше, согласно Указу Президента РФ
от 23 мая 1994г. №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному
и полному внесению в бюджет налогов и других обязательных платежей»
предусмотрена следующая ответственность за нарушение правил ведения
операций в наличными денежными средствами:
1) за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной
наличности – штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
2) за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими
предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных
сумм – штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа.
Согласно пункту 5 письма ЦБ РФ от 16 марта 1995г. №14-4/95 штрафные санкции
подлежат применению в одностороннем порядке с покупателя;
3) за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных
средств, а также за накопление в кассах наличных денежных средств сверх
установленных лимитов – штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной
наличности (под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя
величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита
остатка денег в кассе).
На руководителей предприятий, учреждений, допустивших указанные
нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном
законодательством размере минимальной месячной оплаты труда.
За неустановление лимита кассы ответственность не установлена. Однако,
как уже отмечалось, согласно Правилам по предприятию, не предоставившему
расчет на установление лимита остатка кассы ни в одно из учреждений банков,
лимит остатка считается нулевым, а не сданная предприятием денежная
наличность – сверхлимитной. Не установлены штрафные санкции также
полученных наличных денег. Такая ответственность может быть установлена
между предприятием и банком.
В том случае, если по условиям договора на расчетно-кассовое
обслуживание о сборе денежной наличности между предприятием, обслуживающем
его банком и управлением инкассации установлен сверхлимитный остаток в
кассе в случае неприезда инкассатора, то это не является нарушением порядка
ведения кассовых операций. Согласно п.9 Указа Президента РФ от 23.05.94 №
1006 административная ответственность за накопление в кассе наличных
денежных средств сверх установленных лимитов, при таких обстоятельствах не
применима. Данный вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 1996г. №3561/96.
Исчисление сумм административного штрафа производится из расчета
минимального размера оплаты труда, действующего на момент совершения
указанного нарушения.
За нарушение требований Закона РФ “О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением” применяются
штрафные санкции к организациям от 10-кратной до 350 - кратной величины
установленного размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от
характера нарушения. Рассмотрим эту данный пункт подробнее: в случае
ведения расчетов с населением без контрольно-кассовых машин -350-кратная
величина ; при использовании неисправных машин -200-кратная величина ; если
не вывешен ценник на продаваемый товар или прейскурант на оказываемые
услуги-100- кратный размер; в случае невыдачи чека или занижения суммы в
чеке-10-кратная величина, но не менее 20% от стоимости покупки).



1.2. Документальное оформление кассовых операций
С принятием ГК РФ по статистике постановления № 88 от 18 августа 1998 г.
«Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету
кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Внесены изменения
в постановление № 241 от 28 декабря 1989 г. «Об утверждении форм первичной
учетной документации для предприятий и организаций»
Утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России
унифицированные формы первичной учетной документации вступающие в действие
с 1 января 1999 года: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный
кассовый ордер», № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых
документов», № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и
выданных кассиром денежных средств». Надо отметить, что постановление № 88
не внесло изменений в перечисленные первичные документы.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным
кассовым ордерам (унифицированная форма № КО-1), подписанным главным
бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением
руководителя предприятия.
При этом выдается квитанция, сдающему деньги лицу, о приеме денежной
суммы, подписанная главным бухгалтером и кассиром, заверенная печатью
(штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. (Приложение 1)
Кассир выдает деньги по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2),
платежным ведомостям (№№ Т-49; Т-51) или другим надлежаще оформленным
документам (заявлениям на выдачу денег, счетам и др.). (Приложение 2)
Расходные кассовые документы подписываются главным бухгалтером. А на
ведомостях и заявлениях, кроме того, обязательна и разрешительная надпись
руководителя предприятия. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным
кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется
разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных
кассовых ордерах не обязательна.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его
документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта
или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает
наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку
получателя.
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только
собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указание / полученной
суммы: рублей — прописью, копеек — цифрами. При получении денег по
платежной (расчетно-платежной) ведомости сумм прописью не указывается.
Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности, премии
кассир выплачивает по платежным ведомостям. На титульном листе
платежной ведомости делается разрешительная надпись в кассу о
выдаче денег за подписями руководителя предприятия и главного
бухгалтера, с указанием сроков выдачи денег и их суммы (прописью).

По истечении трех рабочих дней после получения денег из учреждения
банка для оплаты труда, пособий, премий кассир в платежной
ведомости против фамилии лиц, не получивших деньги, делает пометку от
руки “Депонировано”, затем составляет реестр депонированных сумм.
В ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченных и
неполученных суммах, которую заверяет своей подписью. На выписанный
по платежной ведомости сумму выписывают расходный кассовый ордер.
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном
кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег
производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте
ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией
указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение
денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в
получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Выдача по
доверенности производится лицу, указанному в доверенности, при предъявлении
паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя.
Доверенность остается в документах дня, как приложение к расходному
кассовому ордеру или ведомости.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые
ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и
ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей,
вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в кассовых документах
не допускаются.
Деньги по кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день
составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера или
заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим
деньги.
При завершении операций кассир обязан подписать расходные и приходные
кассовые ордера, а приложенные к ним документы погашаются штампом или
надписью: приходные – «Получено», расходные - «Оплачено» с указанием даты
(числа, месяца, года).
Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются
бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых
документов (форма №КО – 3) (Приложение 3). По данным журнала регистрации
контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных
денежных средств предприятием, присваиваются номера кассовым документам,
проверяется полнота произведенных кассиром операций.

1.3. Аналитический учет кассовых операций
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно
иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой
книге (форма № КО-4). Согласно п. 23 разд. 3 Порядка ведения кассовых
операций в РФ предприятие должно вести только одну кассовую книгу
(Приложение 4). В то же время для каждого кассового аппарата должна вестись
отдельная книга кассира-операциониста.
В обязанность кассира входит ведение кассовой книги, которая
пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Количество листов в ней заверено подписями руководителя предприятия и
главного бухгалтера.
Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную
бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть
отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в
кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми
номерами.
Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются.
Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного
бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций
за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. А затем передает
в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей
в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами
под расписку в кассовой книге.
На предприятиях, при условии обеспечения полной сохранности кассовых
документов, кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при
котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой
книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе
машинограммы должны иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты,
предусмотренные формой кассовой книги.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного
бухгалтера предприятия.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в
расходном ордере или в другом, заменяющем его документе, в оправдание
остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается
недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные
приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в
доход предприятия.
На предприятиях, где работает несколько кассиров, их работу
координирует старший кассир, который перед началом рабочего дня выдает
другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных
денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег (форма
№КО-5). Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным
(старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным
документам, и сдать остаток наличных денежных денег и кассовые документы по
произведенным операциям старшему кассиру под расписку в книге учета
принятых и выданных кассиром денег.



1.4. Инвентаризация денежных средств, ревизия кассы
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 года
№ 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств» инвентаризация кассы производится в соответствии с
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
|
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в
кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные
документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки,
путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты я др.). Проверка фактического
наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности
производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на
предъявителя, привилегированные в обыкновенные), с учетом начальных и
конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и
материально-ответственным лицам.
Кроме того, Порядком ведения кассовых операций предусмотрены внезапные
ревизии кассы. Они проводятся в сроки, установленные руководителем
предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии, с полным
полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей,
находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с
данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом
руководителя предприятия назначается комиссия. Результаты инвентаризации
оформляется актом (форма инв.-15). При обнаружении ревизией недостачи или
излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства
возникновения (для этого кассир представляет комиссии письменное
объяснение).
Примерная форма акта ревизии наличия денежных средств приведена в
приложении к Порядку. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги
должна производиться проверка правильности работы программных средств
обработки кассовых документов. Акт инвентаризации составляется в 2-х
экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой – у кассира.
Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут
производится:
1) учредителями предприятий, вышестоящими организациями (в случае их
наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с
заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок
на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение
кассовой дисциплины;
2) учреждениями банков, которые обязаны систематически проверять
соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций;
3) в бюджетных организациях — соответствующими финансовыми органами;
4) органами внутренних дел в пределах своей компетенции — проверки
технической укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечения условий
сохранности денег и ценностей на предприятиях.



1.3. Синтетический учет кассовых операций
Для учета кассовых операций Планом счетов используется активный счет 50
«Касса».
Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и
движении денежных средств в кассе предприятия.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в
кассу предприятия. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выбытие (выплата)
денежных средств из кассы предприятия.
Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 «Касса» и отражаются
в журнале-ордере №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 служат
отчеты кассира.
При необходимости на предприятиях (транспорта, связи) к счету 50 могут
быть открыты субсчета «Касса предприятия» и «Операционная касса». На
субсчете «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных
средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков,
остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах
портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений
связи и т.п.
В кассе может храниться не только отечественная валюта, но и валюта
других стран (т.е. иностранная валюта).
Когда в разрешенных законодательством случаях предприятие производит
кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты
соответствующие субсчета для обособленного учета движения наличной
иностранной валюты.
Денежные средства в иностранной валюте и операции с ними учитываются в
рублях.
Поступление наличных денег в кассу отражаются следующими бухгалтерскими
проводками:
1) Получены наличные деньги со счетов в банках:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в
банках»
2) Поступления наличных денег от реализация продукции, основных средств,
прочих активов:
Дебет 50 «Касса» Кредит 46 «Реализация продукции»,47 «Реализация и
прочее выбытие основных средств»,48 «реализация прочих активов»
3) Возврат в кассу ранее выданных авансов, излишне выплаченных сумм
заработной платы, неизрасходованных подотчетных сумм:
Дебет 50 Кредит 61 «Расчеты по авансам выданным», 70 «Расчеты с
персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
4) Поступления наличных денег в погашение задолженности по материальному
ущербу и очередным платежам работников, по вкладам в уставный капитал
предприятия и т.д.:
Дебет 50 Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,75
«Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты »
5) Получены наличные деньги от дочерних (зависимыми) организации и
подразделений организации:
Дебет 50 Кредит 78 «Расчеты с дочерними предприятиями»,79
«Внутрихозяйственные расчеты»
6) Поступление в кассу процентов по векселям, дивидендов по ценным
бумагам, доходов от долевого участия в других организациях: Дебет 50
Кредит 80 «Прибыли и убытки»
7) Получены наличными краткосрочные и долгосрочные кредиты банков:
Дебет 50 «Касса» Кредит 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92
«Долгосрочные кредиты банков», 93 «Кредиты банков для работников»
8) Поступления наличных денег от заимодавцев по предоставленным им
краткосрочным и долгосрочным кредитам и другим привлеченным средствам,
а также целевого финансирования:
Дебет 50 «Касса» Кредит 94 «Краткосрочные займы», 95 «Долгосрочные
займы», 96 «Целевые финансирование и поступления».
Выбытие наличных денег оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
1) Оплачены из кассы расходы по приобретению оборудования, требующего
монтажа, объектов основных средств, материалов, МБП, товаров, а также
расходы основных и вспомогательных цехов общепроизводственного и
общехозяйственного назначения, обслуживающих производств и хозяйств,
будущих периодов, коммерческие расходы, затраты на реализации готовой
продукции, основных средств, прочих активов:
Дебет 07 «Оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения», 10
«Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 41 «Товары»,
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25
«Общепроизводственный расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29
«Обслуживающие производства и хозяйства», 31 «Расходы будущих периодов», 43
«Коммерческие расходы», 46 «Реализация продукции», 47 «Реализация и прочее
выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов» Кредит 50
2) Сданы в кассу денежные средства для зачисления на расчетный и
валютный счета:
Дебет 51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет» Кредит 50 «Касса»
3) Оплачены наличными краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения,
задолженность поставщикам и по авансам полученным, различным
внебюджетным фондам, бюджету, по отчислениям в социальные фонды:
Дебет 58 «Краткосрочные финансовые вложения»,06 «Долгосрочные
финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,64
«Расчеты по авансам выданным»,67 «Расчеты по внебюджетным фондам»,68
«Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит 50 «Касса»
4) Выданы из кассы заработная плата, подотчетные суммы, займы
работникам, начисленные дивиденды сторонним работникам, суммы по
исполнительным документам:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,71 «Расчеты с подотчетными
лицами»,73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,75 «Расчеты с
учредителями»,76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Кредит 50 «Касса»
5) Выданы из кассы наличные средства дочерним организациям и подразделениям
организации: Дебет 78 «Расчеты в дочерними предприятиями»,79
«Внутрихозяйственные расчеты» Кредит 50 «Касса»
6) Оплачены из кассы некомпенсируемые расходы, связанные со стихийными
бедствиями:
Дебет 80 «Прибыли и убытки» Кредит 50 «Касса»
7) Выданы из кассы суммы единовременной помощи работникам и другие выплаты:

Дебет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 50
8) Погашена задолженность по кредитам и заемным обязательствам наличными:
Дебет 90 «Краткосрочные кредиты банков»,92 «Долгосрочные кредиты
банков»,93 «Кредиты банков для работников»,94 «Краткосрочные займы»,95
«Долгосрочные займы» Кредит 50 «Касса»
9) Оплачены из кассы расходы, осуществляемые за счет средств целевого
назначения:
Дебет 96 «Целевые финансирование и поступления» Кредит 50 «Касса».
Отражение инвентаризации денежных средств оформляются следующими
бухгалтерскими проводками:
1)Обнаружены излишки денежных средств:
Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 80 «Прибыли и убытки»
2) Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи взыскиваются с
кассиров:
Списание недостающих денег в кассе:
Дебет счета 84 «Недостач и потерь от порчи ценностей» Кредит счета 50
Предъявление иска кассиру:
Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» (субсчет 3
«Расчетов по возмещению материального ущерба») Кредит счета 84
3) По мере взноса кассира в возмещении недостач делаются записи:
Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетного счета», 70 «Расчетов с персоналом
по оплате труда» Кредит счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим
операциям».
2. Учет операций по расчетному счету
2.1. Порядок открытия и оформления расчетного счета
Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет
поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их
перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций,
предусмотренных банковскими правилами и договором. Формы расчетов между
плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением,
отдельными договоренностями).
Это способствует ускорению денежного оборота, предотвращению инфляции,
эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций,
обеспечению сохранности денежных средств.
Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими
лицами и имеющими самостоятельный баланс. Расчетный счет является основным
счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без
ограничения их перечня. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта
1995г. №291 количество расчетных счетов, которое необходимо для
осуществления расчетов определяется самим предприятием.
Порядок открытия расчетного счета, совершения и оформления операций по
нему определяется Центральным Банком РФ.
Для открытия счета в банк представляются следующие документы:
1) Заявление на открытие счета (Приложение 5);
Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца
счета. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление
подписывается только руководителем.
2) Копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
3) Копия надлежаще утвержденного устава предприятия;
4) Документ о законности открытия предприятия (нотариально заверенное
решением учредителей);
5) Справка налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
6) Карточка с образцами подписей и оттиска печати (нотариально заверена)
Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем
и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет. Если в штате
предприятия нет должности главного бухгалтера, то карточка подписывается
только руководителем.
Банк вправе открывать расчетный и иные счета организациям только при
предъявлении этими организациями документа, подтверждающего постановку на
учет в органе налоговой службы, а физическим лицам – предпринимателям – при
представлении информации об их идентификационных номерах
налогоплательщиков.
Сообщения об открытии или закрытии счетов кредитная организация обязана
передать в орган налоговой службы не позднее трех дней, следующих за днем
соответствующего открытия или закрытия таких счетов.
Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается отметка в
уставе предприятия, заверенная печатью банка. Этот номер в дальнейшем
указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств на
расчетном счете.
При возникновении изменений в названии предприятия, характере его
уставной деятельности, состава распорядителей расчетным счетом в указанную
документацию вносятся соответствующие изменения, а при реорганизации
предприятия (разделении, слиянии и т.д.) – предоставляются новые документы.

Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по
договору между предприятием и учреждением банка, в котором оговариваются
стоимость банковских услуг предприятию, размер начисляемых процентов за
хранение денежных средств и другие обязательства сторон.
Операции по расчетному счету, как правило, осуществляются на основании
письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными
банковскими документами: внесение наличных денег – по объявлениям о взносе;
получение наличных денег с расчетного счета – по денежным чекам;
перечисление денег – по платежным поручениям, расчетным чекам,
аккредитивам, платежным требованиям.

2.1.1. Основания списания денежных средств со счета
Списание денежных средств со счета производится в соответствии со
статьей 855 Гражданского кодекса РФ часть вторая (в ред. Федерального
закона от 24.10.97 № 133-ФЗ).
Очередность списания денежных средств со счета.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для
удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих
средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента
и других документов на списание (календарная очередность), если иное не
предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех
предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в
следующей очередности:
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для
удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и
здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по
выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому
договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому
договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по
оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а
также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного
медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам,
предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в
которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам,
предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в
порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди,
производится в порядке календарной очередности поступления документов.



2.2. Порядок оформления расчетных документов
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных
стандартов и содержать:
1) наименование расчетного документа;
2) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число –
указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами. На расчетных
документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение
месяца цифрами;
3) номер банка плательщика; наименование банка плательщика вместе с
наименованием банка плательщика в тексте документа может быть поставлено и
его фирменное обозначение;
4) наименование плательщика, номер его счета в банке;
5) наименование получателя средств, номер его счета в банке;
наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка -
получателя средств.
Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и
получателя средств, не затрудняющее работу банков и клиентов;
6) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым
наименованием можно поставить кодовое обозначение;
7) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
8) на первом экземпляре — подписи предприятия, независимо от способа
изготовления расчетного документа, на первом экземпляре поручения
проставляется также оттиск печати.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии
подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для
совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами,
представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются
лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без
образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них
одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.
Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.
Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в
зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы,
принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по
балансу в этот же день.
Платежные поручения, платежные требования-поручения выписываются, как
правило, с использованием технических средств под копирку или путем
размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для банка и
всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или
шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не
допускаются.
Списание средств со счетов плательщика производится только на основании
первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по факсу),
если иное не оговорено указаниями ЦБ РФ.

2.2.1. Документальное оформление наличных операций
При операциях с наличными средствами используются: чек денежный и
объявление на взнос наличными. Для получения денег со своего расчетного
счета в банке предприятию выдается чековая книжка.
Чек денежный - является приказом предприятия банку о выдаче с
расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег,
необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий,
командировочные расходы, хозяйственные нужды. Чек выписывается от руки
чернилами или шариковой ручкой, при этом Ф.И.О. получателя средств и сумма
пишутся с заглавной буквы, обязательно с начала строки, а свободные места в
строках прочеркиваются сплошной чертой. Одновременно с заполнением чека его
реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке
и являющийся оправдательным документом. Чек действителен в течение 10 дней
с момента его выписки.
При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке,
банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.
На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный
кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека, при этом
квитанция прикладывается к выписке банка.
Сдача наличных денег в банк оформляется объявлением на взнос наличными.
Объявление на взнос наличными выписывается при внесении наличных денег
на расчетный счет. В нем проставляются номер расчетного счета, сумма взноса
и дата. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику
квитанцию, которая служит оправдательным документом (Приложение 6).

2.2.2. Документальное оформление безналичных операций
Платежи по безналичным расчетам осуществляются в соответствии с
«Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 9 июля 1992
года. № 14 (Гражданским кодексом от 26 декабря 1997г.)
Безналичные расчеты предприятия могут производиться: платежными
поручениями;
аккредитивами; чеками; платежными требованиями-поручениями.
Безналичные перечисления и выдачу наличных денег банк производит с
согласия (акцепта) распорядителя счета или по его поручению.
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение - письменное распоряжение плательщика банку на
перечисление суммы денежных средств со своего расчетного счета на счет
получателя.
Платежными поручениями рассчитываются по взносам с органами страхования
и социального обеспечения, при переводе заработной платы на счета
работников в Сбербанке, погашении задолженности, по предварительной и
последующей оплате счетов за товарно-материальные ценности, выполненные
работы и услуги.
Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день
выписки в расчет не принимается).
Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению
только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между
банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежные поручения
могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах: авансовый платеж (т.е.
до отгрузки товара); после отгрузки товара (т.е. путем прямого акцепта
товара); частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных
отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Платежные поручения, выписанные с 1 января 1998 года, принимаются к
обработке в расчетную сеть Банка России только на бланках нового образца.
В платежном поручении предусмотрено указание следующих реквизитов: по
плательщику и получателю средств - идентификационного номера
налогоплательщика (ИНН), наименования и номера счета в кредитной
организации (филиале) или подразделении расчетной сети Банка России, по
кредитным организациям - их наименования и места нахождения, банковского
идентификационного кода (БИК) и номера счета для проведения расчетных
операций.
ИНН присваивается органами Госналогслужбы Российской Федерации при
постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе и указывается в
платежном поручении во всех случаях, когда он присвоен плательщику
(получателю) денежных средств.
БИК указывается для подразделений расчетной сети Банка России, кредитных
организаций и тех филиалов кредитных организаций, которым он присвоен, в
соответствии со «Справочником БИК РФ».
Номера счетов плательщика и получателя денежных средств, а также номера
счетов банков плательщика и получателя, по которым проводятся расчетные
операции, проставляются в соответствующих полях платежного поручения.
В случае, если плательщиком или получателем является кредитная
организация, в полях «Плательщик» или «Получатель» указывается наименование
кредитной организации, в полях «Банк плательщика» или «Банк получателя»
соответственно наименование кредитной организации указывается повторно.
Значение реквизита «Вид платежа» указывается прописью: «почтой»,
«телеграфом», «электронно» (Приложение 7).
Аккредитивная форма расчетов
Аккредитивная форма расчетов применяется с двух случаях: когда
установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму
расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-
технического назначения и товаров народного потребления. Особенность
аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов
производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им
продукции.
Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя отделению банка
поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной
оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и
в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для
расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в
договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя.
Следует различать следующие виды аккредитивов:
1) покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
2) отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых
банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или
предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий
банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия
обязательств банка-эмитента.
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый
(гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем
предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у
него счета банка-эмитента.
Отзывным называется аккредитив, который может быть изменен или
аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с
поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных
договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по
аккредитиву). Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-
эмитента перед получателем средств. Исполняющий банк обязан осуществить
платеж или иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их
совершения им не получено уведомление об изменении условий или отмене
аккредитива.
Безотзывной аккредитив – это аккредитив, который не может быть изменен
или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если
это предусмотрено условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен
для расчетов только с одним поставщиком.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре
между плательщиком и поставщиком, в котором следует указать: наименование
банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения
поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и точную характеристику
документов, представляемых поставщиком для получения средств по
аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров,
требования к их оформлению, а также другие необходимые документы и условия.
Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве
экземпляров, необходимом банку плательщика для выполнения условий
аккредитива.
Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары,
представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями
аккредитива документы в банк. Документы, подтверждающие выплаты по
аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока
аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При
нарушении хотя бы одного из этих условий выплаты по аккредитиву не
производятся.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного
покупателя, то указанные лица обязаны представить исполняющему банку:
паспорт или другой, заменяющий его документ; образец своей подписи;
командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией,
открывшей аккредитив, а проверяется наличие акцептной надписи и
соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу.
Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки,
номеров товарно-транспортных документов, почтовых квитанций при отправке
товара, номеров или дат приемно-сдаточных документов и видов транспорта,
которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте
у поставщика. Реестр счетов представляется поставщиком банку в трех
экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве
мемориального ордера, третий выдается поставщику в качестве расписки в
приеме реестра счетов, а второй — с приложением товарно-транспортных
документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения
плательщику и одновременно отражения по счету «Аккредитивы к оплате».
Выплата аккредитивов наличными деньгами не допускается.
Банки не несут ответственности за последствия задержки или утери в пути
каких-либо документов.
Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:
-по истечении срока аккредитива;
-по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива
до истечения срока на основании заявления поставщика об отказе от
дальнейшего использования аккредитива (банку-эмитенту посылается
уведомление исполняющим банком, а нe-использованная сумма перечисляется
банку плательщика по его указанию на счет);
-по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично
аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения от банка-
эмитента, но не более суммы остатка на счете «Аккредитивы». О закрытии
аккредитива посылается уведомление банку-эмитенту.
Расчеты чеками
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное
распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы
чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только
банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем
выставления чеков. Отзыв чека до истечении срока для его предъявления не
допускается. Это является одним из отличии чека от аккредитива.
Чек должен содержать:
1) наименование «чек», включенное в текст документа;
2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен
произведен платеж;
4) указание валюты платежа;
5) указание даты и места составления чека;
6) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его
силы чека. Чек, не содержащий указание места его составления,
рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя (Приложение
8).
Расчеты требованиями-поручениями
Платежное требование представляет собой требование поставщика к
покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк
плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по
договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Платежные требования выписываются поставщиком на установленном бланке и
вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя,
который передает платежное требование плательщику, а отгрузочные документы
оставляет в картотеке к счету плательщика.
Платежное требование принимается при наличии средств на счете
плательщика. Об отгрузке полностью или частично оплатить платежное
требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течении трех дней
(Приложение 9)



2.3.Синтетический учет операций по расчетному счету
Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51
«Расчетный счет».
Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на
начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту -
расходование денежных средств с расчетного счета.
Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-
ордер 02 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета 51 за месяц.
Для более точного контроля операций по расчетному счету ведутся также и
записи по дебету счета 51 – ведомость №2. Все записи в журнале-ордере 02
ведутся на основании выписок с расчетного счета, которые предприятие
периодически получает из банка.
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими
проводками:
1) Внесены на расчетный счет суммы превышения лимита кассы;
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» –
2) Поступила выручка от реализации продукции, основных средств, прочих
активов.
Дебет 51 Кредит 46 «Реализация продукции», 47 «Реализация и прочее
выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов»
1) Зачислены поставщиками и подрядчиками, ранее полученные авансы:
Дебет 51 Кредит 61 «Расчеты по авансам выданным»
4)Получены денежные средства, поступившие от покупателей и заказчиков, а
также авансы:
Дебет 51 Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами»
5)Зачислены поступления по претензиям - Дебет 51Кредит 63 «Расчеты по
претензиям»;
6) Получены авансы от покупателей и заказчиков:
Дебет 51 Кредит 64 «Расчеты по авансам полученным» –
7) Сумма, поступившая на расчетный счет из внебюджетных фондов:
Дебет 51 Кредит 67 «Расчеты по внебюджетны

Новинки рефератов ::

Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Облік, контроль та аналіз формування прибутку підприємства та розрахунок з бюджетом його оподаткуванн (Бухгалтерский учет)


Реферат: История возникновения тестов интеллекта (Психология)


Реферат: Государственная символика России (Политология)


Реферат: Социальные конфликты в современной России: причины, особенности и формы развития (Социология)


Реферат: Политика военного коммунизма в Советской России (История)


Реферат: Криминальная субкультура (Психология)


Реферат: НАТО-глобальная универсальная организация? (Политология)


Реферат: Общие правила технологического процесса (Технология)


Реферат: Использование полей и закладок для оформления и автоматизации редактирования и обработки экономической информации в документах Word (Компьютеры)


Реферат: Формирование речи у дошкольников (Педагогика)


Реферат: Несостоятельность (банкротство) (предприятий [Курсовая]) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Как дарить и принимать подарки (Психология)


Реферат: Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова (Искусство и культура)


Реферат: Устройство, проверка и регулировка тормозной системы автомобиля ВАЗ-2108 (отчет) (Транспорт)


Реферат: Анализ финансовых результатов (Финансы)


Реферат: Образ жизни и обычаи скифов (История)


Реферат: Исследование возможности извлечения редких металлов из золы-уноса ТЭЦ (MS Word 97) (Технология)


Реферат: Международные стандарты бухучета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гравитация (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист