GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Сочинение-эссе: "Моя педагогическая философия" (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сочинение-эссе: "Моя педагогическая философия" (Педагогика)



"Люди,
опомнитесь!
Узрите
содеянное вами
и
ужаснитесь!"
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной
Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков,
стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся по-детски
беззащитной перед … нами, перед варваром – Человеком. Получив
неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он,
считающий себя "венцом природы", забыл, что сам является ее скромной
частицей.
Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает
современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы,
растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого".
Это "золотые" слова, вдумайтесь в них.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество
"лицом к лицу" столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом,
смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи
военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а
иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом
пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески
плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается
площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию
вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате
варварского хозяйствования человека буквально "вывали –ваются" на планету
горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов
ускоряют "парниковый эффект", истощают вокруг планеты озоновый слой.
Экологические проблемы не знают государственных границ и природных
рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация, например, на Урале, может
оказать воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а процессы,
происходящие, скажем, в Калифорнии, способны повлиять на состояние живой
природы на Дальнем Востоке. Пыль Сахары с помощью пассатов достигает
берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощутили и
в некоторых странах Западной Европы.
Может ли кто-нибудь спрятаться (на острове, в бункере, в горах) от
экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы – и правильно. Замечательный
французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: "Все мы
пассажиры одного корабля по имени Земля", значит пересесть из него просто
некуда. Если у человечества не найдется сил, средств или разума, чтобы
поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле
стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью:
"Каждый хотел лучшего для себя."
Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши
идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание
всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием
возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты –
Земли. Во всяком случае этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране.
Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда
человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же
время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на
известный вопрос: "Быть или не быть?"
Поработав в детском саду 12 лет, экологическую проблему в деле
воспитания дошкольников считаю самой актуальной.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал
экологической культуры.
Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части
природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное
отношение строится на элементарных знаниях экологического характера,
которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические
знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания,
их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании
природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.
Знания – это не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое
условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить
эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного
интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической
готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не
только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление
были затрачены материалы природного происхождения.
Работая с дошкольниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и
методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и
на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные),
целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих
ситуаций.
Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего
учебного года литературных произведений В.Бианки, которые доступны детям
этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть
наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
Значительное место отвожу творческим процессам, восприятию произведений
искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно-
литературному творчеству (рисование иллюстраций к рассказам и сказкам
В.Бианки, изготовление самодельных книг), организация выставок.
Так, в сентябре я провожу наблюдения за поведением детей в уголке
природы, на участке детского сада, их отношением к живым существам, вещам,
за играми (отмечаю случаи использования природных материалов,
природоведческих сюжетов).
Начинается цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями
участка.
Наблюдение 1.
"Что цветет на участке в начале сентября?"
Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий,
фиксация внимания детей на красоте цветущих растений.
Наблюдение 2.
"Какие они, цветущие растения?"
Осмотр растений, их строения (стебель, листья, цветки, корень).
Сравнение растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей,
запаху.
Наблюдение 3.
"Кто помогал расти цветам?"
Определяется назначение всех частей растения: корень – чтобы впитывал
влагу, питательные вещества; стебель – чтобы переносить их к листьям,
цветам, семенам; листья – чтобы поглощать свет. Растения выросли потому,
что участок – хороший "дом" для них, в котором есть питательная почва,
вода, тепло, свет. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди.
Продолжаю наблюдение за детьми с целью определения уровня их
экологической воспитанности. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов
выявляю их знания о потребностях живых существ, способах их удовлетворения,
среде обитания.
Продолжаю наблюдения за цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдение 4.
"Что было сначала, что будет потом?"
Я задаю вопросы: каким было растение до того, как на нем появились
цветы? С чего началось растение? Что будет после цветов? Будут ли на
будущий год цветущие растения на участке? Что надо для этого сделать?
Наблюдение 5.
"Соберем семена садовых цветов".
Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты
(цветок один – семян много; значит на будущий год можно вырастить много
цветущих растений).

Наблюдение 6
" Украсим группу, детский сад красивыми цветами".
Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, украшают группу,
раздевалки, спальни, лестницы, дарят малышам.
Я с детьми посещаю огород на участке детского сада, осматриваем
растения, определяем готовность плодов к сбору, планируем работу. Начинаю
чтение книги В. Бланки "Мышонок Пик" ( ежедневно по одному рассказу ).
Перед каждым чтением дети вспоминают содержание предыдущего рассказа.
Провожу целевую прогулку к овощному базару или магазину (какие овощи и
фрукты продаются в магазине в сентябре). Покупаю овощи и в группе вместе с
детьми готовлю салат, обсуждаю с ними последовательность и обязательность
всех действий. Вечером беседую с детьми о здоровье: обсуждаю, чем полезен
салат, говорю, что В свежих овощах, фруктах, ягодах много витаминов, от
которых здоровье и взрослых, и детей становится крепче; что здоровье надо
ценить, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении,
может делать интересные дела, надо радоваться здоровью и заботиться о нём.

Наблюдение 7
"Где растут садовые цветы?"
Целевая прогулка за пределы детского сада (в школу, парк).



Наблюдение 8
Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?"
Дети находят на участке семена (подорожника, вьюна и др.), убеждаются,
что они сами опадают, потом разносятся ветром, цепляются за одежду, за
шерсть животных; приходят к мысли о том, что их можно собрать для зимней
подкормки птиц.
В свободное время я разговариваю с детьми на тему "У каких растений
семена летают?" (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.).
Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика.
Воспитатель должен хорошо быть подготовлен теоретически, много читать и
знать, уметь передавать свои знания в доступной, занимательной форме,
учитывая психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников.
Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд научной и
методической литературы, готовлю занимательный материал: подбираю загадки,
сказки, вопросы для викторин.
Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и
уметь заинтересовать детей.
Воспитатель – это образец для подражания. Каждый его поступок – это
пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить
возможности окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить
свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь воспитанников. Через определенный
промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают, а меня это
радует.
Педагогический процесс при участии одного воспитателя получится
однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и
родители, и музыкальный работник, и психолог, и логопед. Когда ведется
целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда
можно ждать хороших результатов. Так на музыкальном занятии с детьми
разучивалась песенка "Не дразните собак", а психологом проведена беседа о
бережном отношении к домашним животным.
После этого занятия дети получили задания: вместе с родителями
составить рассказ – описание о братьях наших меньших. И как результат всей
подготовительной работы я провела занятие лепки. "Мой лучший друг", на
котором дети рассказали о своих любимцах, спели песенку "Не дразните
собак", поговорили об отношениях к ним. Я могу без сомнения сказать, что
эти ребята не обидят пробегающую мимо собаку или кошку, уж слишком
трогательны и по-детски наивны были их рассказы, с большой любовью
вылепливались из пластилина ушки и носики собачек.
Я считаю, экологическое воспитание в детском саду должно иметь
следующие направления:
- Формировать у детей элементарные представления о растениях и
животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о
ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
- Длительное проявление бережного отношения к природе должно
выполняться в играх при выполнении трудовых обязанностей в
повседневной жизни.
- Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Систематический труд в природе должен формировать у них привычку
заботиться о живом.
Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают
трудовую деятельность ребенка. Мотивы могут быть различны. Сильным
стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со
взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых
мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной
педагогической работы.

Нужно помнить правило:
Чем однообразнее, привычнее процесс труда для детей, тем важнее его
мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение
имеет эстетическое восприятие. Усиление эстетической стороны, широкое
включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор
экологического воспитания.
В современном мире принято считать человека – покорителем природы,
властелином, господином, я не случайно затронула проблему экологии.
Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А мне не безразлична жизнь и
здоровье моих воспитанников, я не согласна, что мы господа над природой.
Человек над природой никакой не властелин и не царь природы.
Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне
гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как
человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.



СОЧИНЕНИЕ – ЭССЕ:


"Моя педагогическая философия"



____



______________

________
_________

_________________

________________

_____________



Давно принято считать, что воспитатель – сеятель, что он призвал "сеять
разумное, доброе, вечное". Но что и как из посеянного порастет? Ответ на
этот вопрос остается в тени. А это важно, как взрастить посеянное.
Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля.
Даже не сеятеля, а садовника. Вспомните, как поражает упрямое, настойчивое
стремление тонкой, хрупкой травинкой пробиться сквозь грубую почву, порой
сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь
грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных
приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием,
состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым
внутренним миром и прекрасной душой.
Воспитатель – это "знаток + артист + врач". Знания – сила, артистизм в
крови у воспитателя должен быть.
Я работая в детском саду тринадцатый год, мне работать в нем не скучно.
Все эти годы были разные. Я разная, дети разные, жизнь разная. Но не смотря
на это воспитатель не должен быть слабым. Он должен быть сильным и
интересным, прежде всего самому себе (а иначе ты никому не будешь
интересен), он должен сначала "возлюбить самого себя", чтобы потом также
"возлюбить" своих детей. Не отрицая силы и значения Разума, в основание
всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо жизнь большинство наших
детей не балует, а "уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение
жизни".(И.Бунин). И дай бог, чтобы она не сломала наших детей, чтобы их
"опыты быстротекущей жизни" не были слишком горькими и не оказались сильнее
всего доброго и прекрасного, что может и должен заложить в низ детский сад.
Лицо России для меня – это лицо ребенка. И в таких случаях в моей
работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, увидеть
прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что
самая большая ценность на земле – это дети. То, во имя чего мы живем. Ведь
если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого
этот дом и дерево?
Работая не один год над темой "Формирования у дошкольников системы норм
поведения в природе", я не случайно затронула проблему экологии. Здоровая
планета Земля – здоровы ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих
воспитанников.
И я как бы по сценарию распределила роли. Садовник – мастер – это я, а
мои дети – это первые ученики.
И я как садовник – мастер стараюсь привить любовь не только к живой
природе но и увидеть прекрасное в неживой природе.
Предлагая детям во время прогулки найти как можно больше разных
камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Представив себе, что ищем
остатки старинного клада, ведь любой камень может стать драгоценным – стоит
лишь немного подтолкнуть детское воображение.
Во время беседы рассказываю детям, что у Земли есть каменная одежда. И
там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней,
возвышаются горы. Рассматриваем с детьми фотографии, слайды горных
ландшафтов. И подвожу детей к тому, что многие камни из нашей коллекции –
это кусочки гор. Напоминаю, что камни, горы – это неживая природа. Я
стараюсь дать детям картину мира, знания об этом мире.
Продолжая работать над этой темой я должна привить вкус к
интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить,
вести диалог… И как он будет выполнять эту свою миссию – это очень важно.
Поэтому главная цель моя – вырастить здорового самостоятельного,
ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина
своей страны и всей планеты.



Хорошие слова есть у Евтушенко:
"Берегите эти земли, эти воды; даже малую былиночку любя,
Убивайте лишь зверей внутри себя".

Все человечество и каждый человек – часть природы. Природа составляет
постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живет и
которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
Постоянно из года в год совершенствуется на глазах человека круговорот
в растительном царстве природы; рождение и цветение, зрелость и
плодоношение, увядание и смерть до новой весны.
Следует помнить, что охрана природы – одна из важнейших обязанностей
каждого человека. Вот почему формирование личности ребенка включает в себя
как необходимую составную часть воспитателя в нем правильного отношения к
природе, воспитания у каждого человека правильного экологического мышления.
Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного
детства. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать
конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать
ей, научить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, шумит
ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир
ребенка, заставляют его глубже понимать, познавать окружающую среду,
повышают интеллект и культуру общения с природой. Соединение возникших
чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в
воспитании детей.
Накоплен определенный материал: это доклады, конспекты занятий,
рекомендации, консультации, альбом пословиц, поговорок, загадок по темам,
гербарии "Растения нашего участка", "Луговые травы", "Цветы",
"Лекарственные растения", "Красная книга", альбомы: о весне, зиме, осени,
лете, где дана характеристика сезона.



Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать
мир растений. В этом мне помогает и уголок природы, где содержатся
комнатные цветы. При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание
детей на красоту цветов и листьев, рассказываю, что комнатные цветы не
только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения,
что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет,
одни любят много влаги, другие – нет). В группе по уходу за комнатными
цветами устанавливают дежурство. В процессе различных занятий и опытов дети
убеждаются, что через рыхлую почву вода проходит быстрее, а также свет,
воздух.
Все полученные знания я закрепляю в играх "Опиши цветок", "Узнай по
описанию", "Что изменилась?" и так далее.



В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают
собственные задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические
игры, использования иллюстраций о растениях, художественного слова,
пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр телепередач о растениях,
проведение занятий по рисованию. Вообще систематическая работа по
ознакомлению детей с растительным миром, разнообразный творческий результат
в экологическом воспитании дает положительный подход в формировании
навыков детей. Для того, чтобы подвести итог своей работы, я вместе с
музыкальным работником организовала итоговые занятия, праздники,
развлечения, КВН, утренники.
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире,
у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям,
действительная готовность прийти, на помощь растениям, если они в этом
нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей
ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда,
наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического
воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой,
дающей людям свои богатства и радости общения с ней, когда человек
отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и бережном отношении к
ней.
Утрата связи человека с природой, с растениями может обернуться очень
серьезными последствиями, потому что земля, растения, общения с ними – это
один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится
человечность в человеке. Изчез эти отношения любви, доброты к растениям, к
земле – неизвестно чем это кончится.
"Люди, опомнитесь!
Узрите содеянное вами и ужаснитесь!"

Я считаю, что основным средством познания жизни растений являются
наблюдения. Эти занятия способствуют умственному развитию речи. Связь жизни
растений и явлений природы развивает художественный вкус у детей.
Весной мы сажали кустарники, цветы на клумбе, фасоль и горох, лук на
грядке в огороде, обкапывали деревья, снимали сухие ветки. Ухаживая за
растениями неоднократно наблюдаем за их ростом, цветением, плодоношением,
дети видят результат своей работы и усваивают условия роста растений и
правила ухода за ними. При этом дети понимают, что растения любят
заботливые руки и чуткое сердце человека.






Реферат на тему: Специфика музыкального воспитания дошкольников

В данной работе рассмотрена специфика музыкального воспитания
дошкольников в теории и практике. Кратко изложено содержание трех программ
по музыкальному воспитанию дошкольников, это программа Ветлугиной Н.А.,
программа Радыновой О.П., программы «Синтез». Дана сравнительная
характеристика этих программ и сделаны выводы о наиболее совершенной, на
мой взгляд, программе. Описано реальное состояние музыкального воспитания
дошкольников на примере детских дошкольных учреждений г. Реж, приведена
таблица, в которой отражена степень использования различных видов детской
музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. Даны рекомендации по
совершенствованию способов применения уже существующих программ по
музыкальному воспитанию дошкольников. Сделаны выводы.

ОГЛАВЛЕНИЕ



|Введение |Стр. |
|Глава 1 Основы теории музыкального воспитания |Стр. |
|дошкольников | |
| | |
|§ 1 Значение и задачи музыкального воспитания |Стр. |
|дошкольников | |
| § 2 Музыкальная деятельность дошкольников|Стр. |
| - структура и виды музыкальной |Стр. |
|деятельности | |
| - развитие музыкального восприятия |Стр. |
|дошкольников | |
| - детское музыкальное исполнительство |Стр. |
| - детское музыкальное творчество |Стр. |
| - музыкально образовательная |Стр. |
|деятельность | |
|Глава 2 Особенности различных программ по | |
|музыкальному воспитанию дошкольников |Стр. |
| § 1 Содержание некоторых программ по | |
|музыкальному воспитанию дошкольников. |Стр. |
| - программа Н.А.Ветлугиной |Стр. |
| - программа О.П.Радыновой |Стр. |
| - программа «Синтез» |Стр. |
| § 2 Сравнительная характеристика программ |Стр. |
|Глава 3 Реальное состояние музыкального воспитания |Стр. |
|дошкольного возраста | |
| § 1 Музыкальное воспитание дошкольников в детских | |
|дошкольных учреждениях г.Реж |Стр. |
|§ 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального | |
|воспитания дошкольников |Стр. |
|Выводы |Стр. |



Введение



Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми
дошкольного возраста в ДМШ.


Выбранная мной тема в теории разработана достаточно полно, в практике же
имеется большое количество упущений в данном вопросе.


Цель данной работы показать и сравнить состояние музыкального воспитания
дошкольников в теории и на практике, выяснить причину музыкальной
неразвитости дошкольников.


Объектом изучения в работе являются методики и программы по музыкальному
воспитанию в детском саду, их характеристика и сравнение.


Предмет изучения – специфика музыкального воспитания дошкольников.


Исследования для данной работы проводились в детских дошкольных
учреждения города Реж в старших и подготовительных к школе группах.


Для написания работы использовалось изучение литературы по проблеме
музыкального воспитания дошкольников, опрос музыкальных работников
детских дошкольных учреждений, наблюдения музыкальных занятий с детьми
дошкольного возраста.


Я предполагаю, что использование в практике всех основных положений
теории дает полноценное музыкальное воспитание детям дошкольного
возраста.


Для изучения теории, по выбранной мной теме, была использована литература
из библиотек детских дошкольных учреждений, областной библиотеки,
частично из библиотеки ДМШ.


В работе три главы, каждая имеет два параграфа. Первая глава посвящена
теории музыкального воспитания дошкольников, во второй главе
рассматривается содержание и особенности различных программ по
музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. В третьей главе
рассмотрены результаты исследований, даны выводы и рекомендации.



ГЛАВА 1


ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

§ 1
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ



Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия
на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых
ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен
для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического
воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия,
воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е.
музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие
полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо
впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно
процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы
полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных
произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать
настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка,
попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного
развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с
ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и
будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем
сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным,
почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на
пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя
потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с
развитым музыкальным мышлением …» (18; стр.17).
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,
воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая
эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной
культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для
дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной
деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не
пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного
становления» (20; стр.18).
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии
детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека,
существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их
оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта,
музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей
эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию,
ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт
поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных
сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает
характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь
детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими
чувства,



переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков
в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но
и на общее развитие ребенка.
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных
способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни,
с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать
другому человеку.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального
воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе
музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства
человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды,
воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний
анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными
некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же
способности всегда являются результатом развития. Способность по самому
своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в
движении, только в развитии» (25, стр.19). Способности зависят от
врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все
музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности
ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в
деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (25, стр.20).
Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в
каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.


§ 2


МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ



СТРУКТУРА И ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом,
достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает
различные виды деятельности, в результате которых у него формируются
психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают
особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях,
склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные
качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти,
мышление, воображение, ощущения.


В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия,
которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние,
психические действия, которые составляют основу содержания психического
развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная
деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении
песни ребенок Внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя
начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные
оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как
видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается,
дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая
музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное
и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие
повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык.
Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми,
более сложными действиями.


«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы,
средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей
жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие»
(20, стр.63).


В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной
деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-
образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так,
восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности,
а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и
творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре
на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность
включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства,
музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же
специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной
деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми
способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает
специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та
важно использовать все виды музыкальной деятельности.


Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие
отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы
Н.А.Ветлугиной.



|ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ |
| | | | | |
|Восприятие музыки| |Восприятие | |Музыкально |
|специально | |музыки в связи с| |дидактические |
|созданной для | |ее исполнением | |игры |
|слушания | | | | |
| | | | | |
|ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО |
| | | | | |
|Пение | |Музыкально-ритми| |Игра на |
| | |ческие движения | |музыкальных |
| | | | |инструментах |
| | | | | |
|ТВОРЧЕСТВО |
| | | | | |
|Песенное | |Музыкально – | |Игра на |
|творчество | |игровое и | |музыкальных |
| | |танцевальное | |инструментах |
| | |творчество | | |
| | | | | |
|МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
| | | | | |
|Знания общего | |Специфические знания, связанные с |
|характера | |различными видами музыкальной |
| | |деятельности |



Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и
взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством
развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки,
различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный
слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов
деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах
исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-
ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на
музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку
развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.


В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды
деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух
может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство
ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.. Таким образом, все виды
музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и
развития детей.



РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений,
воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто
механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится
перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный
процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного
процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной
деятельности.
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может
включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в
состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий
вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного
детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер,
следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный
музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина:
восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того,
состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся
восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть
восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми
обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности,
как эстетический художественный феномен» (17 стр.91). В противоположном
случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и
действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное
восприятие.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и
жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста
отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с
приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может
воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с
жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего
дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания
музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что
музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так
же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом.
Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у
взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов,
интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую
формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не
вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать
выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие
музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания
человека, а является следствием целенаправленного воспитания» (3 стр.140).
Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего
развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и
мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно
велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл
музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных
прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение
открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки
еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие
произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так
необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста.
На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок
различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение,
слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно
осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь
можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец,
ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные
впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и
современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю,
постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер
однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо
хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка
начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием
слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и
других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На
ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении
всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется,
закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального
вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через
музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру
на музыкальных инструментах.
Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют
между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и
совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании
музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия
использовать все виды музыкального исполнительства. Далее мы увидим, как
влияют те или иные виды музыкального исполнительства на развитие
восприятия.


ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально
ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения
различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей
определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью,
другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество
могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления
(через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки,
могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо
ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт
восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих
импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей
сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других
людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.
К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование
художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети
передают свои чувства, мысли, переживания.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий,
повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей
преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха,
налаживание слуховокальной координации.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.
Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения
о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные
потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может
исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно
детям.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует
развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает
детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает
реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей,
пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.
Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной
деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в
движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические
упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства
более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя
Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в
качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор
Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития
музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического
воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что
обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое
«чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал
умение выражать себя в движениях.
Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными
реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому
движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание
детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого,
отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики,
взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти
свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и
образных движений.
Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка.
Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия
по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на
положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь
музыкальный смысл, этих занятий исчезает» (24, стр.200). Для того, чтобы
сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений,
занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы
танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер,
а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются
различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой
интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в
20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит
идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он
провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных
инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран
репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для
исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые
правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные
методические рекомендации по использованию, настройке инструментов,
последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах,
описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает
музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные
способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда,
помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные
способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство
ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые
представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.
При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам,
различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра
на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,
воображение.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого
инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны
почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться
использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается
музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать
индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают
попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды
детского музыкального исполнительства.


ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала
возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского
творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи,
взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и
экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят,
а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что
необходимое условие возникновения детского творчества – накопление
впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для
творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества
– накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально,
непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою
очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает
развивающий характер.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно
не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого
ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность
музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального
содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности,
оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить
основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества
требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных
ситуациях.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая
деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности:
в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное
творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста,
используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих
проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в
пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы
сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает
упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых
представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их
импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств
может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая
активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения
музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике
возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности
музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть
возможность проявить самостоятельность.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений,
которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей.
Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как
поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее
содержание.
Инструментальное творчество детей как правило проявляется в
импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте,
непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает
на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество –
владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах,
различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие
музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы
дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить
настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который
предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это
помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного
языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.


МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только
обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают
необходимые теоретические знания о музыке.
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные
знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки –
характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием
музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке
каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную
окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный
лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение,
нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму
(количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски
музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том,
что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из
звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют
различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их
чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на
характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми
различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных
произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные
знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах,
средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах,
овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и
т.д.)
Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от
других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в
процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту.
Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для
развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах,
приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята
приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками
(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической
деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их
исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера
музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от
характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики,
акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов,
усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных
инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах,
приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной
деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к
общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он
проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются
наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной
деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение
психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие
личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном
детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и
соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие
именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы
уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение
осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она
перестает быть развивающим.



ГЛАВА 2



ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛОНИКОВ



§ 1


СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ



Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство
дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания
в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество
программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого
дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той
программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального
воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального
воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.



Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это
достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида
деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально -
образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий –
фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой
форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения
элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи,
которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический
способ построения программы.
Главная задача программы - овладени

Новинки рефератов ::

Реферат: Товарознавчі аспекти ринку виноградних вин в Україні (Маркетинг)


Реферат: Возникновение политического терроризма в России. Убийство Александра II (Политология)


Реферат: Основные понятия логики (Логика)


Реферат: Культура России в конце 19 века (История)


Реферат: Битва при Грюнвальде (История)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля УАЗ-3303 (Транспорт)


Реферат: Культура Казахстана в XVIII-XX веках (История)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Андреевский Собор (История)


Реферат: Биологические особенности акул (Биология)


Реферат: Изучение теории личности и межличностных отношений (Психология)


Реферат: Нематериальные блага и способы их защиты (Право)


Реферат: Археология, как способ познания мира на примере городища Аркаим (История)


Реферат: Химия в хозяйстве (Химия)


Реферат: Биология (Биология)


Реферат: Организационный проект лондонского клуба "Челси" (Теория организации)


Реферат: Правовое положение юридических лиц в международном частном праве (Международное частное право)


Реферат: Нотариальные действия: порядок их совершения и компетенция нотариуса (Гражданское право и процесс)


Реферат: Вексель как инструмент финансового рынка (Деньги и кредит)


Реферат: тексты (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист