GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура (Культурология)



Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что
означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово
стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом
возник термин agriculture
или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по
отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и
начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся
главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного”
простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень
цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще
ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило
аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения,
ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве),
которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения
опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды
подгруппы часто называют субкультурой.



Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и
общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые
ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,
шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются
представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких
детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с
людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление
их “человеческих” личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,
чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет
побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее
определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел
знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает
влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения
таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки
получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между
людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,
обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные
ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта
людей.
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество
с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными
делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой
они окакзывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к
технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах,
необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно
совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое
общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю
жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной
деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не
имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина
имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры
это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом
психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”
как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество
различий между культурами.



Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами
убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным
сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое
поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной
жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем
культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся
спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,
шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять
на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,
украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие
эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей
определенного общества и формируется в результате уникального развития
событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,
запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они
имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи
считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним
относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и
тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с
этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.
Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В
каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не
одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,
хотя в частности возможны разные варианты.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.
Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности
миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.
Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и
обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были
склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно
понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном
контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели
книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели
смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между
близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно
закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие
отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.
Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые
двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство
отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что
для немца.
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому,
что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют “ более правильный” английский, чем
другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей
английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга
своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это
может стать причиной конфликтов между группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.



В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться
в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,
сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди
склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во
время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится
получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых
факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение
нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или
поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания,
сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными
санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др.
Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение
властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.



В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с
помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную
структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс
социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,
манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи
культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,
хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это
свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям
человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно
примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных
правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.
Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых
используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются
отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных
диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения организации опыта у
людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам
“само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем
языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им
значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего
языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое
полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических
правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он
вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при
наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и поняты
им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом
обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в
том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются
оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.
Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически
возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие
знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.
Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства,
групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют
племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный
язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая
значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной
разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он
способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,
говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,
проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах
США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.



Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и
собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.
утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют
преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и
многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с
развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с
отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен
Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была
вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-
промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы
нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех
пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение
числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры,
особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения,
философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному
несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в
результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,
прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением
обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную
необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин
привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло
много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее
компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой
культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись
колонизации со стороны народов Европы.



Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных
элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих
обществах. Изучая общества Южной Африки, Маниловский выявил конфликт между
двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое.
На основе племенной организации общества одновременно сформировались
система родственных связей, экономический и политический уклад и даже
приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом
Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности
были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их
неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского
эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит
длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и
после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться
стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же
время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы
между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы
культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература
- создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,
принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для
определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и
народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с
религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и
массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу
от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов
группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены
языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление
нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не
свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что
негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они
употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы
эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети
говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.

Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно
вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое
нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование
негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому
негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы
или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий
пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для
культуры господствующей.



Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.



Список используемой литературы:





Реферат на тему: Культура 18 века


ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.



« Искусство России в ХVIII веке »



Овсянников Константин Сергеевич



г. Москва
1998 г.



ПЛАН РАБОТЫ



1. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII века.
2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ.
3. ТЕСТ.



1. XVIII век был знаменателен для России заметными
переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились
его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного
выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике
русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах
XVII века , в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской
культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа
невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых
новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу
иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и
были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения
профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в
Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во
Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом
этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со
стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве
нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако
поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров
протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались
традиционные представления, законы средневекового творчества в форме
монументально-декоративных росписей и иконописи.
Идея основания в России своей школы разных
художеств появилась еще при Петре –I, который дал указание о разработке
проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем
удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в
различных местах и городах. Это была и Петербургская типография,и
Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития
художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И
в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных
художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова
(президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа московских и
петербургских юношей , склонных к художествам. Преподавание в Академии
вели и иностранные учителя : скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф.
Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г.
Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую
императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и
законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде
выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на
весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф.
Шубин, Ф. Гордеев ,художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием
Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу
превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей ,которой
удостаивались лучшие выпускники.
Русское искусство, как мы увидим ниже , продолжающее
в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему
оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и
факт этот сам по себе весьма знаменателен.
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития
русской архитектуры XVIII века. В стране ,с запозданием выходившей на
общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей
неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии
развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через
которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность
переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское
искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям ,
еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко,
классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование
всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в
феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой,
капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в
целом.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и
градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница
века, задуманная .как образец новой культуры. Будущая столица возводилась
на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной
планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт
иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы
всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось
широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали
деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т.е.
облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных,
общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились
необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было
широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением
такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала
45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его
инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен. строившихся
зданий без существенного снижения прочности зданий. Например , во дворце А.
Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в
полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено
производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по
голландской рецептуре . Все это не замедлило дать результаты. Город был
создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился
каменным. К концу царствования Петра-1 он уже удивлял приезжих
иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге
автор имел основание записать: « сей град столько распространен,
приукрашен и возвеличен , что перед многими великими и древностью
превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество». В
Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и
ставший градообразующий его основой. План П.М.Еропкина (1737) и
последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города.
Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади . Они получили
географические очертания с обостройкой их протяженными фасадами гостиных
домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая
площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая
тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте
Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и
церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто
национальные мотивы пятиглавия . ярусности, башнеобразности, отчего
силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и
несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская
столица Петербург становится символическим воплощением образа самой
абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также
обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были
основанные в первой половине века «города- крепости» и «города-заводы».
Особое значение имел опыт строительства Таганрога ,Воронежа, Азова,
перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и
иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной
архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео
(1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при
дворе французского короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный
опыт приобрел в России ; будучи одаренным художником , он сумел проявить
себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России
положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г.
Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в
Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских
ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И.
Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге , но в наивысшей степени его
талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762
г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и
многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины
XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким
иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-
1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием
«стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что
Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся:
Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины
Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.)
,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине
(1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова .
А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе
элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.
Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре
был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К
известным его произведениям ,где с наибольшей отчетливостью проявился
стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге,
выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).
Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого
здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства.
Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву
считается Баженов В.И. (1737-1799 г.).Начальные познания в зодчестве он
получил в архитектурной школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского
университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания
профессора Римской национальной академии искусств, членство в
Флорентийской и Болонской академиях художеств-поистине мировое признание
его таланта . По возвращении в Петербург (1765 г.) В.И. Баженова избрали
академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-
президентом. К первым работам В.И. Баженова относятся строительство
здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не
разгаданный проект Смольного института ( не осуществлен). С 1767 г. все
внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение –
проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого
Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В
связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского
строения , главным архитектором которой был назначен В.И. Баженов. В его
архитектурную команду вошли известнейшие проектировщики того времени, одним
из которых был величайший впоследствии архитектор – М.Ф.Казаков. Новый
дворец был задуман таким грандиозным (соответственно престижу великого
государства), что мог скрыть за собой древние строения Соборной площади, а
это бы нарушило традиционный облик Кремля, именно по этому своей
"Инструкцией к строительству..." сам Баженов провозгласил необходимость
сбережения древних построек Кремля. В 1772 г. были завершены все проектные
работы, а 1. июня 1773 г. произведена официальная закладка дворца. В.И.
Баженов писал : «народы европейские, узрев восставший из недр земных новый
Кремль, объяты будут удивлением величавости и огромности оного и не увидят
уже красот своих собственных великолепий ». Однако дальше
торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и в 1775 г. была
даже распущена архитектурная команда В.И. Баженова. Широко
разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления
государственного престижа Екатерины II , которая стремилась показать . что
Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно
затевать грандиозное строительство. И тем не менее , несмотря на то , что
выдающийся замысел В.И.Баженова осуществлен не был . его значение для
русской культуры было весьма велико, и прежде всего для окончательного
утверждения классицизма как основного стилистического направления в
развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проекте перестройки
Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известные мастера.
Отказ от строительства ,В.И.Баженов перенес стоически, неудачи не сломили
зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам
московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периода стоит
отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786
г.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени
оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова
Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма.
Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни
Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением
творчества В.И.Баженова предстает проект строительства Михайловского замка
в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными
изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф. Бренном. Еще один
выдающийся русский архитектор – Казаков М.Ф. Свое образование он получил
в архитектурной школе Д.В.Ухтомского в Москве, большую роль в развитии
природного дарования М.Ф.Казакова сыграла работа в Твери ,а затем
семилетнее пребывание а архитектурной команде В.И. Баженова в период
работы над проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо
сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении.
Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле,
искусно сооруженное им в 1776 – 1787 г. Можно предположить , что характер
архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой
неосуществленного Кремлевского дворца В.И. Баженова. Следующим крупным
общественным зданием , возведенным Казаковым в Москве, было
четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это
здание является прекрасным образцом классицизма , соответствующее
престижу русской науки , имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное
место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М.Ф.Казакова
занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания,
мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена
церковь Филлипа Метрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 г.). В
строительстве мастер так же использовал классическую круглую композицию
применительно к православному храму. Еще очень и очень многие выдающиеся
русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их
стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в
один ряд с западноевропейскими странами.

2. В XVIII веке в России происходил небывалый размах
развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой
еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики
принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в
освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую
службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший
скульптурный класс Академии. Школу Н.Жилле ,заложившую основы классического
ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины
XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев,
М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие. Рассмотрим
наиболее известные работы и стилевые тенденции этих и некоторых других
выдающихся скульпторов того времени. Наиболее полно овладевает принципами
зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне
классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей
формы от работ других мастеров. После окончания Академии художеств Мартос
для совершенствования мастерства едет в Рим. Где непосредственно
соприкасается с античной скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона,
обращавшийся к разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в
разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был
известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал
заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере
раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным
произведением – он нашел новые пути соединения монументальной пластики не
только с классическими зданиями, но и с пространственным городским
ансамблем, превзойдя всех своих предшественников. Последователен в своей
эволюции к классицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению
с другими мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская
струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его
наследии - это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в
которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении
величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера. В этом же
контексте развивалось и искусство скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.)
.Благодаря своему упорству и способностям он оказывается в Петербургской
Академии художеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф.Шубин
становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил
множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А.М.Голицина,
З.П.Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу
XVIII-века намечались и новые формы образного выражения в виде
сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом
отношении бюсты П.В.Завадовского и А.А.Безбородко (1798 г.), также
выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и
другая тенденция- усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле
нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые
работы Шубина: бюсты Г.А.Потемкина (1791 г.) , Е.М.Чулкова (1792 г.) ,
М.В.Ломоносова (1793 г.), и др. Ф.Шубин показал своих современников в
неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души.
Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений,
отразивших все многообразие и противоречивость эпохи. Художником одного
творения (созданного для России ) можно назвать французского скульптора
Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа
«Медный всадник» принесла ему славу великого мастера. Стремление к
максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности
истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны,
вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех
препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру –I.
В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих
деяний Петра, но и преобразованной им России. Еще множество прекрасных
мастеров творило в этот период, и как бы подводя итог этой эпохи. хотелось
бы отметить,что XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию
русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную,
ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать
традиции народного творчества.
Во второй половине XVII столетия вместе с другими
видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В
определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые
происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового
времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в
художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему
отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план
выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись
утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века
получает значительное распространение в других городах и усадьбах.
Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во
всех слоях общества.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII
века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к
всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко,
а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже
давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности,
на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко
выраженный национальный характер. В этот период в России творили
величайшие мастера своего дела – представители отечественной
художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением
в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи
нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко
воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под
конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний
период, уже представляют собой вполне европейские по характеру
изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII
века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои
собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях
модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне
неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие
произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи
Иоанновны ( предположительно 1714 г.). Пожалуй, самым сильным
произведением, после возвращения Никитина из Италии, является портрет
государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.). Помимо возросшей
грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность
выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность
присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская
самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в
картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично
закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и
сослан в Тобольск. К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество
другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра
он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень
знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины –
«Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное
произведение Матвеева – « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение
Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто
выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю
свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно
отличали этого художника.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается
значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено
основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми
жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и
современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения
русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством
портрета. Творчество Ф.С.Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых
обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно
зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения
– портреты Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой (1756-1761 гг.)
свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля
есть и в коронационном портрете Екатерины-II (1763 г.) , ставшей образцом
для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов
вышло из-под кисти художника – поэт В.И.Майков (1769-1770 гг.), почти все
семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М.А.Воронцова и дети
(1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах
Ф.С.Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной
значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши
В.Е.Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н.Орловой. Современником
Рокотова был Д.Г.Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий
возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в
воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень
высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире,
чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и
парадное изображение в рост. Неудивительно , что круг его заказчиков
весьма обширен. Это и богач Демидов. чью картину он нарисовал в 1773 г., и
светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.) ,и итальянская актриса Анна
Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает
работа над портретом Екатерины -II ,получившим отражение в «Видении
Мурзы» Г.Р.Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не
могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к
своим изображениям.
В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает
плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и
Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с
кружком, возглавляемый Н.А.Львовым , и неоднократно портретировал близких к
этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и
пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И.Б.Лампи,
Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского
дворянства. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных,
Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его
известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся
портреты Екатерины-II,ее многочисленных внуков, министра финансов
А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского
занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря
грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к
костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей
пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет
М.И.Лопухиной (1797 г.),и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и
изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина – Е.Г.Темкиной (1798 г.).
Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему
миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и
семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из
всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего
XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по
законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в
преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа,
исторического и бытового жанров.


4. ТЕСТ.
1. Барокко – пластическое богатство, изощренность декоративных деталей.
2. Рококо - прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с
экзотическими мотивами.
3. Классицизм – спокойствие, сдержанность и четкость.
4. В.И.Баженов – Дом Пашкова, проект перестройки Кремля в Москве.
5. М.Ф.Казаков - Здание Сената, университета в Москве.
6. В.В.Растрелли – Петродворец.
7. В.В.Растрелли - Смольный монастырь.
8. И.Е.Старов - Таврический дворец.
9. Трезини - Петропавловская крепость.


Список используемой литературы


1. История Русской архитектуры. Стройиздат. 1984 г. В.И.Пилявский,
А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков.
2. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.
3. История архитектуры. Высшая школа 1987 г. В.Н. Ткачев.
4. Русская архитектура первой половины XVIII века. 1954 г. А.Н.Петров.
История русской архитектуры. Сов. Художник. 1956 г.
История русского искусства. В 6 т. 1956 г.
Энциклопедический словарь русского художника. Педагогика. 1983 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: ООН, история создания (Международное публичное право)


Реферат: Матричная структура управления (Менеджмент)


Реферат: Линейная Алгебра. Теория групп (Математика)


Реферат: Методы формирования кадрового состава (Менеджмент)


Реферат: Театры города Екатеринбурга (Искусство и культура)


Реферат: Брежнев, портрет лидера застоя (История)


Реферат: Гитлеровская диктатура в Германии (История)


Реферат: Кресты (История)


Реферат: Выдающиеся психологи Отечества. Выготский Л.С. (1896-1934) (Психология)


Реферат: Иван III правитель и полководец (Исторические личности)


Реферат: Охрана труда (Государство и право)


Реферат: В.В.Голявкин, Ю.В.Сотник (Литература)


Реферат: Виды магнитных дисковых накопителей (Программирование)


Реферат: Жан-Жак Руссо (Культурология)


Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)


Реферат: Французское искусство XVII века (Искусство и культура)


Реферат: Казахское ханство в XV-XVII вв. (История)


Реферат: Демография Китая (Социология)


Реферат: Основные понятия о памяти (Биология)


Реферат: История Украины (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист