GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в фольклорных ансамблях (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в фольклорных ансамблях (Педагогика)



Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Каменский педагогический колледж



КУРСОВАЯ РАБОТА


по методике музыки



Формирование интереса подростков к


народной музыке через их участие в


фольклорных ансамблях.



Автор: Крылова Олеся Олеговна


4 "Б" курс школьного отделения



Руководитель: Боричевская И.Н.



г. Каменск-Шахтинский


2001 г.



Содержание



Введение 3

Глава I. Особенность музыкального развития в подростковом возрасте 6

1.1. Музыкальная характеристика детей подросткового возраста 6

1.2. Раскрыть понятия "музыка серьезная и музыка легкая" 6

1.3. Взаимоотношение легкой и серьезной музыки 8

1.4. Народные песни 8

1.5. Донское казачество 11

Глава II. Система педагогической деятельности по формированию интереса
учащихся к фольклорной музыке 12

Заключение 21

Литература 22

Приложения 23



Введение

Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в
современной школе и обществе являются в настоящее время особенно
актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о
русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать
культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа.
Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт,
коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их малдшим поколениям,
активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в
нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной
заботой о молодежи - своем будущем. Фльклор "обслуживает" ребенка с самого
его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные
песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них
положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни,
помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую
область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и
воспитатель-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические
качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение
в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отутствие
навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного
творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности
жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые
главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и
насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его
взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует
свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее
могуществом и красотой, восхщение силой рук и ума человека. Фольклор
воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей
окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих
отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной
силой и выразительностью его образов определяется место произведений
фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения
фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в
особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

В настоящее время многие дети среднего возраста, мало знают народные
песни и мало знакомы с русским фольклором, мола существуе ансамблей
народного тт принять в них участие и многие дети так и не заинтересованы
русским народным творчеством.

Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили:
"Формирование интереса подростков к русскому народному творчеству, через их
участие в фольклорном ансамбле". В качестве объекта исследования
рассматриваем деятельность учителя по развитию интереса учащихся к русскому
народному творчеству.

Предметом исследования предстают условия и факторы успешной
деятельности при создании фольклорного ансамбля.

Целью исследовательской работы выступают правильная организация
фольклорного ансамбля и работа с ним.

Для этого необходимо решить следующие

Задачи:

1. Развитие детских фольклорных способностей.
2. Развить навыки и умения правильного звуковедения, плавного исполнения,
исполнения народных песен в характере.
3. Изучение истории Донского казачества.
4. Сплачение детского фольклорного коллектива, воспитание лучших
человеческих качеств.
5. Воспитывать любовь к Родине, природе, родному краю.

Для эффективного разрешения поставленных задач была использована
следующая совокупность методов по эстетическому и нравственному воспитанию
детей: словесные, стимулирующий, эмоциональной драматургии, контролирующие.

Базой нашего исследования являлась средняя общеобразовательная школа
п. Васильевского.



Глава I. Особенность музыкального развития в подростковом возрасте



1.1. Музыкальная характеристика детей подросткового возраста

Каждый возрастной период развития ребенка отмечен своими
специфическими особенностями. Для нашего исследования исключительно важно
обратиться к музыкальной характеристике детей подросткового возраста.

Общепринято считать, что подростковым возрастом является возраст детей
примерной от 12-14 лет.

По признанию ряда психологов, основной деятельностью ребенка даннго
возраста является учение-приобретение и накопление систематических знаний
об окружающем мире, природе и обществе, интеллектуальное развитие, и
конечно же, музыкальное развитие.

В этом же возрасте дети начинают увлекаться не высококачественной
музыкой, слушают отечественную и зарубежную "попсу", то есть увлекаются
легкой музыкой, а серьезную музыку и исконно-рускую народную не
воспринимают всерьез и забывают, что они вообще существуют. В особенности
конечно подростки перестают проявлять интерес к русскому фольклору.


1.2. Раскрыть понятия "музыка серьезная и музыка легкая"

В связи с этим детям нужно дать понятия легкая и серьезная музыка,
показать различия между ними.

Вопрос о соотношении легкой и серьзной музыки - это острый вопрос,
особенно в молодежной среде, так как массовая культура играет отрицательную
роль: трудно различить низкопробную легкую музыку от музыки высокого
качества, что между ними нет четкой границы, хотя есть существенный признак
- развлекательность.

Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно,
так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.

Дети должны задуматься над проблемой в поп-музыке - не поддаваться ее
гипнозу, оценивать ее вместе с детьми, с духовно-человеческих социальных
позиций, чтобы дети опирались на запас знаний и интонационный, слуховой
опыт.

Рассматривать проблему вокально-инструментальных ансамблей, чтобы они
поняли, что интерес, рост и количество не всегда подкрепляются ростом
профессиональной подготовки: сочинителей, исполнителей и слушателей.

Слушателями поощрялся невысокий уровень исполнителей и композиторов,
те же, в свою очередь, снижают музыкальный уровень слушателей, которые не
умели отличить хорошее от плохого, отсюда низкопробность и безграмотность.

Рассмотреть с детьми проблему обработок народных песен. Объяснить, что
это композиторское понимание народной музыки. Конечно, это зависит от
таланта, от мастерства и бережного обращения к ней.



1.3. Взаимоотношение легкой и серьезной музыки

Так же надо показать детям, что легкая и серьезная музыка
взаимосвязаны между собой. Надо привести их к выводу, что легкая
ралекательная музыка не только внедряется в серьезную, трагедичную, но и
играет важную драматургическую роль.

Что и в фольклоре соединены легкая и серьезная музыка и они отражают
разные стороны народной жизни и они не разделены.

Вывод: ткаим образом подвести детей к выводу, что и легкая музыка
должна отвечать требованиям художественного вкуса, и трудность ее в том,
что нет четкой и разграничительной линии в такой музыке. Поэтому важно
знать, какую музыку ты слушаешь, и как она влияет на твое развитие.


1.4. Народные песни

Главный образом внимание детей надо обратить на русские народные
песни, так как это исконно русская культура, а подростки в основном ее и
забывают.

А ведь песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет
весь народ, от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Извечные
народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубокоэмоциональное и
высокхудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают
в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря
своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное
творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздйствие ина
эмоциональный мир детей и подростков.

В течение веков в народе сложились специальные песни для детей:
колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Педагогическое чутье подсказывало их
безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать
их.

Издавна народ придает своему песенному творчеству большое
воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми
впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат
радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко
всему живому и обогащают таким образом духовный лик детей.

Образно-поэтическое мушление народа близко детям и соответствует их
представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и
доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся. Но они
доступны для тех ребят, которые живут в деревне или поселке. Они могут
слышать их дома и на улице., от своих сверстников и от взрослых, в кино и
по радио, поют в детском саду.

В последние году стало практиковаться разучивание с ребятаим песен по
телевидению и по радио, выпускаются специальные наборы пластинок с песнями
для прослушивания, кассеты караоке. Среди них значительное место
принадлежит народным песным.

Таким образом, ребята приобщаются к народному творчеству и испытывают
на себе его воздействие с самого детства.

Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и
народному фольклору. Народные песни привлекают школьников своим
содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в
человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная
насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов,
постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят
желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом
использовании народные песни становятся благодарным средством для
целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для
формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к
миру.

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И
она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит
особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у
другого танцевальности, у других маршевости.

Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку
разных стран. Н главная задача, которая стоит перед учителем, научить
любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края. И
так как мы живем в Донском крае, то здесь будут свои традиции, ритуалы и
обряды.

Очень важно, чтобы учащиеся знали историю Донского края. И преподнести
это так, чтобы учащиеся полюбили свою Родину, природу, и родной край, через
знакомство с русскими народными песнями о родном крае, о казаках и
казачестве, такие как: "По Дону гуляет казак молодой", "Степь, дя степь
кругом", "Ах, ты степь широкая", "Во поле береза стояла", "Родина" ("Вижу
чудное приволье") и т. д.

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки:
правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать
различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях.


1.5. Донское казачество

После поражения татаро-монгол на реке Угре, широкая полоса земли
вдоль берегов Дона оказалась безлюдной. Эта опустошенная татарами земля
стала называться Диким полем.

В данное поле уходили крестьяне соседних русских княжеств. Они стали
объединяться в отряды и занимались охотой, рыбной ловлей. Таких людей стали
называть казаками. С их появлением в Диком поле по Дону и его притонам
стали возникать городки 1549 г. По-началу жилищами казакам служили
временные шалаши и землянки.

Жизнь казаков была очень тяжелая, но ее скрашивали песни, которые
сочиняли и пели казаки.

Так как казаками становились люди из разных соседних княжеств, то
каждый вносил свой вклад в культуру. И поэтому народная культура казаков
имеет свою особенность, свои традиции, обряды и ритуалы.

Поэтому очень важно, чтобы ребята знали историю казачества и родного
края и любили его.



Глава II. Система педагогической деятельности по формированию интереса
учащихся к фольклорной музыке

Много статей посвящено фольклору. И это одна из важнейших проблем
формирования национального, а значит и общечеловеческого мировоззрения
наших детей. Два педагога по-разному решают эту проблему. Учитель-методист,
заслуженный учитель школы Юрий Давыдович Высоцкий начал с того, что
организовал в школе фольклорный ансамбль. Работа ансамбля естественно
продолжалась в фольклорных экспедициях по городам и селам России, из
которых ребята привозили не только песни, но и музыкальные инструменты,
забытые или почти неизвестные современному школьнику.

Вот как рассказывает Ю.Д. Высоцкий: "Как-то, на репетиции школьного
фольклорного ансамбля "Историки" появились взволнованные ребята. В рукх у
них была книга Ю. Васильева и А. Широкова "Рассказы о русских народных
инструментах" (М., 1986). Радость их стала понятна нам всем, как только мы
раскрыли первые страницы. В книге не толко "биографии" русских народных
инструментов, но и рекомендации с чертежами, помогающими всем желающим
самостоятельно построить эти инструменты" [6, 135].

Так родился школьный музей музыкальных инструментов, который со
временем стал гордость. Московской школы. Работы Высоцкого способствовала
созданию в школьном коллективе особого отношения к национальному достоянию,
к музыкальной культуре разных народов. Школьный музей, в котором находится
более 150 инструментов разных народов, стал по сути дела центром большой
исследовательской, творческой и просветительской работы, проводимой
учителем музыки совместно со своими учениками.


Наталья Станиславовна Ширяева


Выпускница Музыкально-педагогического института им. Гнесиных,
фольклорист, хормейстр и хореограф Н.С. Ширяева уехала после окончания
института в г. Киров и начала в одной из школ города необычный эксперимент
по преподаванию детям нового предмета - фольклора. Идея педагога - показать
детям истоки народного творчества, народной мудрости, дать им возможность
прикоснуться к таинству рождения искусства. В своей статье Н.С. Ширяева [7,
141] показывает, как интересно могут быть организованы народные праздники,
конкурсы, обряды, где в едином многокрасочном действе сливаются разные виды
искусства. Сценарии, которые она предлагает, помогут провести праздники
фольклора в школу, яркие и остроумные, веселые и музыкальные.


Н.С. Ширяева. Праздники народного творчества в школе


Перемены, которые происходят в школе, радуют и обнадеживают. Введение
новых предметов, пересмотр пежних программ - требование времени.

Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если сейчас так остро
встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Если мы
забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если,
усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до
конца.

Поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками
систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина -
"орел", "соколо", мужественный, сильный, защита и опора для нее -
"павушки", "лебедушки", скромной, грациозной и трудолюбивой, и которые
определяются мотивами:


"Не с богатством жить, а советом,

Не с хоромами - с человеком."


Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно
необходимо его животворное, очищающее влияние на ребят. Напившись из этого
чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным
наследником его традиций. А значит, вырос настоящим человеком.

Успехи в деле воспитания подрастающего поколения средствами фольклора
есть, и немалые. Одних только фольклорных групп в Российской Федерации
около 300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо вообще
фольклорное образование.

Некоторый опыт освоения фольклора в общеобразовательной школе
существует, и Н.С. Ширяева рассказала о том, как ведется работа в этом
направлении.

Подбирая доступный детям и обязательно высокохудожественый материал,
учитель работает по следующим темам:

В 1классе - малые жанры фольклора: прибаутки, загадки, пословицы,
скороговорки, считалки, игры, сказки.

Во 2 классе - жанр народной былины: исторические, хоровые, плясовые, а
также лирические песни; русские народные инструменты; обряды и народные
праздники; народное творчество родного края; выдающиеся народные певцы и
исполнители.

В 6 и 7 классах - народное творчество в разных регионах России: на
Русском Севере, на Урале, в Сибири, в западных, центральных и южных
областях.

Изучение темы ведется по плану: 1) историческая справка о регионе; 2)
народный костюм; 3) народные промыслы; 4) исполнительская традиция; 5)
государственный профессиональный коллектив, отражающий эту традицию.

Дети организуют выставки работ по пройденным темам, посещают
краеведческий и художественный музеи (экспедиции, посвященные народному
творчеству), фольклорные концерты, учавствуют в фольклорных экспедициях,
сами готовят концертные программы.

Это только начало работы, и на требует дальнейшего совершенствования,
но практика уже показала, что открываются большие возможности для
нравственно-эстетического воспитания учащихся: они развиваются духовно,
развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, танцевать,
декламировать, играть на традиционных народных инструментах.

При правильной организации занятий эти уроки стали бы уроками радости,
а не источником утомления и перенапряжения. Ведь в народном творчестве
живое предание старины соединились с неувядаемой поэзией жизни.


Конкурсы и фольклорные праздники в школе


"Загадки с напевами" (все загадки, которые загадывают поются (см.
Приложение №1)).

Праздник "Проводы масленицы" в школе. (народные игры и забавы (см.
Приложение №2)).


Алла Александровна Нелюбина


А.А. Нелюбина известна как опытный учитель-методист. Она из тех первых
учителей, кто начиная работу по составленной под руководством Д.Б.
Кабалевского программ "Музыка". Уроки А.А. Нелюбиной отличает высокое
этическое начало, стремление "достучатся" до каждого ученика, взрастить в
нем семена добра и красоты. Для Аллы Александровны музыка есть Любовь во
всем многообразием ее проявления: любовь к Родине, матери, природе,
другу... Любовь требует огромного напряжения всех человеческих сил, музыка
- тоже. Это самое высокое проявление творческих сил человека, его
нравственного начала. Без глубокого переживания музыки нет настоящего
поиска истины, нет стремления к идеалу, который так необходим ученикам, и в
первую очередь подросткам. Вот почему с первого класса А.А. Нелюбина вела
уроки музыки как уроки любви человека по всему живому и высокому. Этот же
пинцип характерен и для организации его внеклассной работы. Праздники или
музыкальные клубы проводит она на высокой ноте сердечного человеческого
общения.

В своей статье А.А. Нелюбина [8, 160] подробно останавливается на роли
праздников и клубов во всей системе музыкально-эстетического воспитания
школьников, делится опытом, дает советы, как лучше вовлечь в работу ребят
разного возраста, учителей, родителей, как привить им радость этого
общения. В музыкальных клубах для подростков непременна связь музыки с
другими искусствами, с миром ребячих увлечений. А.А. Нелюбина рассказывает
о том, как много дает целенаправленно спланированная и продуманная работа
музыкальных подростковых клубов для продолжения начатой на уроке совместной
деятельности учителя и учащихся, как она позволяет раскрыть индивидуальные
склонности каждого, создать праздничную атмосферу встречи с высоким
искусством.

В среднем учебном звене внеклассная работа с подростками проходит в
клубах. Клуб - это любительское объединение детей и взрослых. В школе -
четыре клуба: для четветых классов - "Искорка", для 5 классов - "Мечта",
для 6 классов - "Ровесник", для 7 классов - "Романтик". Главная задача
клуба - заинтересовать ребят искусством, увлечь их, пробудить любовь к
искусству. Заседания проходят 2 раза в четверти: одно - рабочее, одно -
открытое. Собирается по 90-100 человек из параллели, но мы никогда не
заставляем быть всех, приглашаем тех, кто хочет. В классах уже есть ребята,
которые по-настоящему интересуются музыкой и другими видами искусства. Они
становятся помощниками и входят в совет клуба. Перед открытым заседанием
проводится рабочая встреча, где беседуют по теме.

В день открытого заседания приглашают всех ребят. У них приподнятое,
радостное настроение. Дети знают ход встречи и с нетерпением ждут свою
любимую "страницу". Заседание продолжается от 45 минут до 1,5-2 часов. Но
опыт показал, что именно такие встречи и увлекают ребят больше всего. Часто
проблема, возникшая на уроке, выносится на заседание клуба. Обычно во время
заседания, "перелистывается" 4 "страницы": музыкальная, литературная,
живопись и "мир моих увлечений".

Каждую "страницу" клуба мы наполняем жизнью самих ребят. Например,
музыкальная - она может проходить в форме конкурсов, песен времен
гражданской войны, Великой Отечественной войны, русских народных песен,
песен народов разных стран, песен народов мира, песен борьбы,
самодеятельных песен.

Занятия в клубах способствуют развитию творческой личности. Главное же
в том, что сами ребята, воспринимают клубные занятия, как праздник для
души. И действительно, нам на таких встречах хорошо всем. Именно в такой
работе рождается коллектив увлеченных людей.

Народные песни в VI классе


Так как в учебных программах 4-5 классов народных песен нет, работа с
ними продолжается в 6 классе. В книгу "Родная Литература" для 6 класса
вошли старинные русские народные песни. Подробно разбирается в классе
лирическая бытовая песня "Из-за леса, леса темного". Самостоятельно
читается ребятами "Ах, кабы на цветы не морозы" и "Не шуми, мати-зеленая
дубравушка". Хрестоматия по литературе знакомит шестиклассников не только с
дореволюционными песнями, но дает им и песни советского времени, в том
числе - о Великой Отечественной войне, о Константине Заслонове, о
партизанке Галине. Мелодии большинства из них известны учащимся. Это дает
учителю возможность показать ребятам, как средствами слова и музыки песня
трогает мысли, чувства и переживания.

Стремясь сделать уроки по теме "Песня" как можно более эффективными и
интересными для шестиклассников, добиться, чтобы они запомнились ребятам,
как-то духовно обогатили их, некоторые учителя могилевских школ сочетают
изучение темы с разнообразными формами внеклассной работы. Так, например,
учителя СШ №16 города Могилева Л.Е. Каплан, Н.Е. Новикова параллельно с
классным изучением песен готовят вечер всех 6 классов под девизом "Песня -
душа народа". Вместе с ребятами учителя заранее разрабатывают подробный
план вечера, продумывают все его детали. Организуется прослушивание и
разучивание ряда народных песен. Готовится специальный альбом, пишутся
плакаты с высказваниями великих поэтов, писателей, композиторов, певцов о
народных песнях. Выпускается стенгазета. Сами учащиеся украшают зал.

Вечер начинается небольшим вступительным словом о песне. Но
сопровождается поппури из народных песен. Вечер ведут сами ребята. Обычно
ученик и ученица поочередно произносят наизусть подготовленный текст о
значении песни в жизни народа, об отражении в ней его истории. Ведущие
включают отдельные вопросы викторины. В ходе программы испольняются
народные песни, частушки, проигрываются мелодии популярных произведений
народного творчества. При этом выступают главным образом ученики,
посещающие музыкальную школу. Читаются также отрывки из рассказов И.С.
Тургенева "Певцы", А.М. Горького "Как сложили песню". В программу
включаются и народные танцы. Завершается вечер коллективнм пением любимой
песни. Хорошо подготовленный вечер производит на ребят большое впечатление
и способствует углублению их интереса к народной песне.

Много может дать содержательная беседа о песне на уроке. Например, при
изучении народной песни "Из-за леса, леса темного" (см. Приложение №3).

По своему содержанию, стилю, композиции песня "Из-за леса, леса
темного" очень характерна для песенного репертуара русского народа. Она
воплощает в себе черты так называемых протяжных песен. На основе ее
изучения, привлекая также ранее изученные в "Родной Литературе" песни "Ах,
кабы на цветы не морозы" и "Не шуми, мати-зеленая дубравушка", учитель
должен сделать выводы об особенностях содержания и по этике народной
бытовой лирики. Все три песни выражают чувства печали, тоски и скорби,
вызванные тяжелыми обстоятельствами жизни и социальной несправедливостью.
Но народ создал и песни другого характера: шуточные, веселые, сатирические.
Народные песни отличаются большим разнообразием и богатством содержания, но
все они имеют яркие черты в приемах изображения действительности, в языке,
в построении. Внутреннее состояние человека обычно сопоставляется
состоянием природы, и это помогает глубже и ярче выразить переживания героя
или героини. Выразительность песни усиливается ласкательными или
уменьшительными словами, эмоциональными эпитетами. Эти выводы должны быть
сделаны на основе конкретных наблюдений. Такая работа поможет учащимся
почувствовать все своеобразие стиля, языка, ритмики народной песни.



Заключение


Такие клубы искусств совершенно необходимы современной школе. Они
помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них
доброту, честность, любовь к своей земле, людям, непремиримость к мещанской
идеологии. Клуб дает возможность для неформального общения, предполагает
развитие инициативы и творчества всем - родителей, учителей, учеников. Клуб
обединяет всех на основе искусства, дает уроки нравственности.

Фольклорные ансамбли тоже не исчезают без следа. Много встреч хранят
ребячьи сердца, и это самое главное богатство школьного музея.

Я считаю, что если все учителя музыки задумаются о том, как
заинтересовать подростка музыкой, народным музыкальным фольклором и будут
использовать свои методы работы или применять те методы, которые
использовались учителями-специалистами, то дети будут становиться более
образованными, раскованными и общительными.

Из всего изложенного в этой главе следует сделать вывод о том, что
главными средствами обеспечения эстетического и нравственного воздействия
песни на учащихся является эмоционально-психологическая подготовка к ее
восприятию, выразительное чтение, анализ идейного содержания, доступная
детям работа над словом и образом.



Литература


1. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой.: БУМ, 1991 С. 7-8.

2. Высоцкий Ю.Д. О школьном музее народных музыкальных инструментов. ||
Воспитание музыкой. 1991. С. 21-22.

3. Левченко В.С., Чеботарев Б.В. История Донского края || Под ред. М.И.
Лагунова.: Ростов н/Д, 1975 С. 227-228.

4. Лопатина Е.Е. Методика музыкального воспитания || Задачи и содержание
внеклассной музыкальной работы || Под ред. А.Н. Крюкова.: Москва, 1965 С.
160-173.

5. Нелюбина А.А. От урока к празднику || Воспитание музыкой.1991.

6. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании
школьников || Народные песни.: Минск, 1969 С. 73-74, 84-87.

7. Никитина Г.М. Радость совместного творчества || Воспитание музыкой, 1991
С. 58-80.

8. Пономарев А.С. Жизнь детского хора || Воспитание музыкой, 1991. С. 103-
135.

9. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе || Воспитание
музыкой, 1991. С. 148-160.

10. Яковлев Н.Д. Об эстетическом воспитании школьников.: Москва, 1965. С. 3-
16.



Приложения

Приложение №1



Загадки с напевами

"Петушок"



"Роса"



Приложение №2



Праздник "Проводы масленицы"



Несколько слов из истории.



Наша масленица дорогая

Немножко постояла,

Мы думали 7 неделек,

А масленица - семь денечков...



А нас масленица обманула,

На великий пост посадила,

Горьку редьчинку подложила,

А ты редьчинка горче хрену!



Народные игры и забавы



Небольшую корзину подвесить к ветке дерева и раскачать. Двое встают на
расстоянии 3-4 метра от корзины и забрасывают в нее шишки. Когда корзина
перестает раскачиваться, игра прекращается. Побеждает тот, кому удалось
забросить больше предметов.



Между двумя деревьями укрепляется перекладина с мешком на веревке.
Снизу устанавливаются 5 чурок. Один из играющих "медведь", он должен
оттолкнуть от себя мешок и успеть схватить одну или несколько чурок раньше,
чем мешок вернется.


Приложение №3



Беседа о песне "Из-за леса, леса темного"



Звучит магнитофонная запись "Песня о детстве А.С. Пушкина", рассказ
А.М. Горького "Как сложили песню", высказывания о народных песнях Пушкина,
Гоголя, Горького. Все это подготавливает учащихся к восприятию народной
песни. Затем следует выразительное чтение текста песни и историчекий
комментарий к ее содержанию, о трудной доле крепостной крестьянки, мрачный
тон песни, ее грустную, заунывную мелодию.

...Героиня песни живет в разлуке с родными, близкими - отцом, матерью.
Собралась к ним в гости, но не доехала: "лошаденка истомилася", "тележонка
изломалася". Трогательно звучит обращение героини к вольной птице:



Ты лети, лети в мою сторонушку,

Ко батюшке во зеленый сад,

А к матушке во вновь терем...



Родной дом представляется ей раем, и она идеализирует его "вновь
терем", "зеленый сад". Свою горестную жалобу на тяжелую барщину, на
безрадостную жизнь крестьянина адресует "родимой матушке":



...пропали наши головы,

за боярами, за ворами.

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднехонько.

В песне звучит тоска, безысходность, но ощущается и скрытый гнев,
ненависть к барам, возмущение их несправедливостью и жестокостью.

Эмоциональным чтением передать смысл песни, настроение, сострадание и
симпатию к героине - это главная задача.

А только после этого разучивать ее.







Реферат на тему: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

КАФЕДРА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
И МЕТОДИК ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ



Формирование каллиграфических

навыков младших школьников
(состояние, проблемы и пути оптимизации)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
031200 – ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Студент-дипломник Пашкова М.А.
Научный руководитель ст. преп. Добря М.Я.
Консультант ст. преп. Мальчевская М.Л.
Рецензент _______ Дорофеева Т.А.

«Допустить к защите»
Зав каф. ___________
«___»__________ 2000



Абакан, 2000

СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01
Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени-
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1.1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1.2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1.3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2.1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2.2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2.3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2.4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2.5. Система работ по формированию графических навы-
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2.6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13
3.1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3.2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16
Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 17
Приложения ……………………………………………………………………………………………………………………… 18



ВВЕДЕНИЕ


Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В
некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания
обучение красивому четкому письму.
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком.
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше
убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас,
далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение
письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все
больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с
трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно,
увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%
причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследование
методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие трудности не
заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются
зачатую вплоть до окончания школы. Причины для возникновения этих
трудностей предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и
физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто «не видит»,
как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытается
скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил
(своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость
требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная
тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным
отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и
понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой
процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма
на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс
формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности,
состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы [9,
с.10].
Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего
дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их
исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема
заинтересовала и нас.
Практическая значимость и актуальность данной проблемы для постановки
методически грамотного обучения и определения выбор темы дипломной работы
«Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние,
проблемы и пути оптимизации)». Решение этой проблемы является целью моего
исследования.
Цель: определить оптимизации работы по формированию каллиграфических
навыков младших школьников.
Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков
младших школьников.
Предмет: пути оптимизации работы по формированию каллиграфических
навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу
по данной проблеме;
2) рассмотреть и оценить состояние разработанности
психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения
каллиграфических навыков младшими школьниками;
3) выяснить и оценить современное раскрытие формирования
каллиграфических навыков в методической науке;
4) рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических
навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных
методик обучения письму;
5) проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении
каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и
исправления;
6) проанализировать УМК по данной проблеме;
7) проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути
оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в
начальной школе.

В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс
формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным,
если педагог:
- знает психолого-физиологические особенности формирования
графических навыков письма, гигиенические условия письма;
- осознает важность педагогических принципов обучения письму;
- имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;
- знает различные системы работ по формированию каллиграфических
навыков;
- выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;
- анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе
намечает способы их предупреждения и исправления.

В работе используются следующие методы исследования: теоретические:
анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение
результатов экспериментальной работы; практические: наблюдение, формирующий
эксперимент, контрольный срез.
Базой исследования послужила абаканская средняя общеобразовательная
школа №11, 2б класс.



ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:
- чисто педагогический – методика и тактика работы учителя;
- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование
самого процесса и письма;
- психофизиологический, являющийся основой и для рационального
построения методики и для гигиенического нормирования.

Рассмотрим подробнее этот аспект.
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может
овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно
учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с
полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным
формам речевой деятельности» [49, с.5].
Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать,
как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается
почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам,
например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения,
рисования, речь, вязание и так далее.
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но,
в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в
трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то
инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы,
игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной
деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом
специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а
совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем
уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая
стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание
человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что
на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за
движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в
процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан
почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой
необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро,
как ходьба физически здорового человека.
Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку,
как известно, возможна идентификация личности человека.
Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии
объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей,
динамических стереотипов (по И.П. Павлову).
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной
деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с
различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд
работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и другие),
нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным
расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений
дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в
связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария
головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их
поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого
по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области
левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с
процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные
системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией
процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса
письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности
букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа
слова. Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с
сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность
последовательного письма.
Т.О., процесс письма связан с длительность всех участков коры
головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.
К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга
морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.
Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к
обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы,
которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка.
Иногда он может образоваться только на базе уже значительно
сформировавшегося другого навыка.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и
кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего
дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика –
формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке,
ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Кмарова пишет,
«что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты,
орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не
владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют
ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сживают его. Развитие пальцев и
кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой,
конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками
письма.
Методистом Е.Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7
лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка
письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание
и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные
движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в
большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и
языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне
корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения
пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.
Развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при
интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще
не закончено окостенение пальцев кисти.
В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта движений,
развитие двигательного контроля, которое так характеризуется физиологом
Е.В. Гирьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с
карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые
движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном
возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль
подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца). При
недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений
ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки
взрослыми (И.С. Комарова).
По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты,
овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые
черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым:
____________.
К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные,
однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению
еще вполне возможен у многих дутей.
Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других
показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и
готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства
детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно
для начала обучения не только устной речи, но и письму.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до
поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3
лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии
или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.
Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует
(домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашем отдельные печатные
буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое
развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия
также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают
мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Т.О., к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-
то мере уже готовы к О2 письму. Однако движения, совершаемые в процессе
письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее
близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу
другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям,
чем в изобразительной деятельности.
В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых
приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы
держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они
не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева,
забора и так далее) приводит у некоторых детей к тому, что требование
письма «на себя» при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно
линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта.
Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше
всего необходимы упражнения в самом письме.
В начале обучения детей письму с шестилетнего возраста в развитии
движений, в наращивании их скорости, в управлении движениями остается
многое из того, что было еще в более раннем возрасте. Так, скорость письма
за первый год обучения не так быстро увеличивается, как у детей 7 лет, и
первоначальная скорость письма их ниже, чем у детей 7 лет, тем более что
мелкая мускулатура руки еще менее результата, чем более крупные мышцы.
В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения
происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что первоначальный период
кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю букву в прописях: с
окончанием букварного периода еще не приобретается ни беглость, ни
уверенность в письме.
В процессе обучения дети знакомятся как орфографическими приемами, так
и приемами графических навыков письма.
Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из
различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка,
карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой,
осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем
пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется
(ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и
приемы. Представим приемы в виде такой схемы.
Приемы, необходимые для письма:
1) владение инструментом письма;
2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при
письме;
3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;
4) движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма:
1) умение сравнивать образец с результатом письма;
2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в
письменную;
3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот,
соединения);
4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так
далее);
5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты
букв на строке;
6) письмо букв между линиями строки и на линии;
7) начало письмо. Запоминание строки;
8) приемы правильного наклонения письма.

Т.О., с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися
встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней
обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение
приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти
приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут
отрабатываться в течение 2-3 лет.
В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение
многих условий и овладение рядом приемов, при первоначальном овладении
графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика,
упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать, ученик
забывает о том, что в поле его внимание должно быть правильное положение
тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Он весь
сосредоточен на одной задаче – написать букву или слово, но и сейчас ему
трудно стараясь писать прямые черты ровно, забывает о наклоне этой черты,
пропускает момент, когда надо сделать поворот, забывает об образце и тому
подобное.
Этого недостатка в формировании навыков невозможно избежать. Нельзя
укрепить вне этого навыка приемы держания ручки, или положения тетради, или
посадки при письме. Это заняло бы очень много времени и в начале
деятельности так или иначе было бы не отработано, так как изолированная
отработка этих приемов не дала бы согласования. Нельзя устранить и большое
количество графических требований – соблюдение наклона, формы, величины,
силы нажима и так далее.
Трудности в распределении внимания при письме продолжаются довольно
значительный период, до тех пор, пока отдельные приемы не станут
осуществляться довольно легко. Достигается это в ходе постоянных
упражнений. Внимание учащихся сосредоточено на том, что в данный момент
выполняется, и не предвосхищает следующего движения.
Так, для обучающегося с самого начала основой является графическая
задача – написать одну черту на ровном расстоянии от других, написать букву
а или у и тому подобное. Но всегда требуется распределение внимания –
писать черты ровно, не изгибая линий, с одинаковым наклоном, на равном
расстоянии, так, как показано. При этом переход к письму букв, слогов и
предложений каждый раз предъявляет все большое количество графических
требований: одни из них старые, мало усвоенные, другие – новые, которые еще
надо усваивать.
С появлением требований орфографического грамотного письма – письмо
под диктовку, списывание с доски – ослабляется контроль за графической
стороной письма. Если дети уже умеют читать, то они легко осуществляют
звукобуквенный анализ слов, и орфография даваемых им слов не вызывает
трудности; их внимание, не рассеиваясь, сосредотачивается на задачах
графических, и они быстрее и легче овладевают правильными приемами письма.
Наоборот, ученик, испытывающий во время диктовки затруднение в
звукобуквенном анализе слова, спешит и выполняет задание с самого начала
неизбежно, кое-как. Ему не остается времени на усовершенствование
графического образа.
На первом этапе овладения навыком характерна очень большая затрата
энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение в исполнение
лишних движений мышц. Ребенок очень сжимает ручку в руке, сильно жмет на
нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица,
всего тела.
Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно,
хотя скорость письма в младшем школьном возрасте значительно больше, чем в
дошкольном. Так, по данным Т.С. Комаровой (при штриховке карандашом) и Е.Н.
Соколовой (при письме элементов букв и отдельных букв шариковой ручкой), у
детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет не наблюдается прироста скорости
движений даже при упражнениях в течение нескольких месяцев. В более позднем
возрасте упражнения в письме оказывают большое влияние на увеличение
скорости письма, но прирост ее более значителен у детей 7-8 лет, чем у
детей 6-7 лет. Это необходимо учитывать при О2 детей письму начиная с 6
лет.
В начале О2 письму движения у детей очень дробные, одно усилие
рассчитано на небольшой отрезок письма. Остановка движения при этом
возможна в любой части буквы, так как еще нет ритма в движении. Но уже на
первом году О2, при постепенном увеличении порции безотрывного письма до 2-
3 букв типа шу, шил, большинство учащихся могут без затруднений выполнять
это требование. Дробность связана с большим усилием, которое прилагает
ученик во время письма с трудностью выполнения движений, с отсутствием
координации всех нужных звеньев руки во время письма вдоль строки, с
отсутствием предвосхищения последующего движения.
В первый период О1 навыка очень несовершенными являются как
зрительный, так и двигательный контроль за движениями. Ведущим при этом
является зрительный контроль. Ребенок постоянно следит за тем, как он ведет
руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке;
однако форма букв далека от образца, буквы отставлены друг от друга
неравномерно, наклон нарушается.
Трудность сравнения образца со своим исполнением объясняется рядом
причин: а) когда ученик следит за движением руки учителя, он воспринимает
это движение как недостаточно дифференцированное, как очень сложный образ,
им не воспринимаются сразу все особенности движения руки при письме; б)
когда ученик видит расхождение между образцом и результатами своего
исполнения, он не всегда может, вновь написав, исправить свою ошибку,
выполнить лучше, так как у него нет зрительно-двигательного опыта. Обычно
такой опыт достигается при непосредственной помощи учителя. Учитель берет
руку ученика в свою и придает его руке нужное направление, одновременно
объясняя, как надо писать. Так достигается отношение между зрительным
образцом и движением.
Для первоначального периода также характерна непрочность
складывавшихся приемов. Это сказывается при усложнении задач. Так, переход
к новой задаче, например к безотрывному письму слога, вызывает нарушение
письма формы буквы (которая изолированно писалась более или менее
правильно), нарушение наклона элементов, которое не наблюдалось при
изолированном письме буквы, и другое. При переходе к письму слов,
предложений в письме детей снова возникают графические ошибки, которые,
казалось, были устранены на предыдущих уроках.
Задача написания букв и их соединения каждый раз решается заново и
несколько иначе, чем в предыдущий раз. Это заметно при взгляде на результат
письма учащихся: отмечаются колебания наклона, различная ширина букв,
неравномерная отставленность букв друг от друга, несоответствие в
пропорциях и так далее. Одна и та же буква в одном и том же слове,
предложении оказывается выполненной по-разному.
Т.О., при обучении в I классе детьми е

Новинки рефератов ::

Реферат: Устранение неполадок Windows 98 на аппаратном уровне. (Компьютеры)


Реферат: Основные понятия тетриметрии (Химия)


Реферат: Расы и их происхождение (Биология)


Реферат: Оперативный и стратегический информационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Азот и фосфор (Химия)


Реферат: Геополитика США и России (Политология)


Реферат: Государство и право Германии в новое и новейшее время (История)


Реферат: Способы формирования муниципальной собственности: правовое регулирование и сравнительный анализ (Муниципальное право)


Реферат: Здоровый образ жизни (Физкультура)


Реферат: Венгрия - сказочная страна Центральной Европы (География)


Реферат: Великобритания (История)


Реферат: Парижская Коммуна (История)


Реферат: САПР (Кибернетика)


Реферат: Дипломатия России Петровских времен (История)


Реферат: Эмоции в жизни человека (Психология)


Реферат: Великие географические открытия и их роль в развитии экономики европейских стран (История)


Реферат: Проблема принятия управленческого решения (Менеджмент)


Реферат: Моделирование сигнатурного анализатора (Радиоэлектроника)


Реферат: Учет производственных запасов (Аудит)


Реферат: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист