GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Трудовая деятельность (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Трудовая деятельность (Психология)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА


ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ



РЕФЕРАТ


ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



2001


СОДЕРЖАНИЕ


. Введение 2


. Монотонная деятельность и типологические особенности 5


. Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности 9


. Операциональная напряженность и типологические особенности 11


. Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания, и
типологические особенности 13


. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности
труда 14


. Труд женщин и подростков 18


. Заключение 20


. Библиография 22



ВВЕДЕНИЕ


Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в
какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде
всего, зависит существование человека и общества.


Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно:
«Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в
процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте
психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в
предметной действительности. Это форма активности» (4), можно определить,
что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта
деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти
взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и
обществу.


Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность
трудовой деятельности, является стиль деятельности и его взаимосвязь с
психофизиологическим складом человека. Под стилем деятельности понимается
«система наиболее эффективных приемов и способов организации своей
деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и
поведения» (1).


Особенности подхода, например, пермской психологической школы, состоит
в увязывании стилей деятельности со свойствами нервной системы.


Е.А. Климов считает, что типологические особенности свойств нервной
системы являются «ядром» стиля. Во многих его работах показано, что
склонность к тому или иному стилю деятельности определяется как отдельными
типологическими особенностями, так и их сочетанием. В свою очередь стиль
деятельности влияет на становление профессионала, профессиональную
ориентацию и отбор, профессиональное обучение, адаптацию к данной профессии
и рациональную организацию труда и на производстве. Еще в 16 веке Фрэнсис
Бэкон говорил: «Счастливы те, чья природа находится в согласии с их
занятием» (1).


Видный психотехник О. Липманн связывал выбор профессии с типом
темперамента. Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии подходят людям с
живым темпераментом, а другие – к людям со спокойным темпераментом.


«Как отмечает К.М. Гуревич, каждый человек может овладеть любой
профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил»
(1). От этого же будет зависеть успешность трудовой деятельности человека.
Отсюда важность учета типологических особенностей свойств темперамента и
нервной системы, обладающих относительной устойчивостью своего проявления,
при профессиональной ориентации и профессиональной трудовой деятельности.


Эта тема в психологии труда обсуждалась неоднократно и с разных
позиций. Например, В.С. Мерлин и Е.А. Климов считали (в конце 1960-х
годов), что если за счет выработки стиля деятельности производительность
труда одинаковая, несмотря на разные типологические особенности нервной
системы человека, то нет необходимости отбирать людей вообще и с учетом
типологических особенностей в частности. «В противовес этой точке зрения
К.М. Гуревич (1970) доказывал, что в профессиях первого типа, связанных с
экстремальностью ситуаций и большим нервно-психическим напряжением, отбор
необходим» (1). По этому поводу он пишет: «…имеется группа профессий,
пригодность к которым сформируется только при наличии некоторых природных
данных, степень и модальность которых может быть установлена путем
предварительного анализа и последующей экспериментальной проверки» (1).


Что касается вопросов профессионального обучения, то здесь также
показано, что в зависимости от специфики профессиональной деятельности
успешность обучения определяется разными типологическими особенностями.
Например: З.Н. Брикс показал, что успешнее овладевают профессией слесаря-
инструментальщика учащиеся со средней силой нервной системы и
уравновешенностью нервных процессов. По данным И.Д. Карцева, хорошо
осваивают профессию монтажника-высотника лица, имеющие сильную нервную
систему и подвижность возбуждения.


Кроме этого типологические особенности нервной системы влияют на
профессиональную адаптацию.


Подсчитано, что в мире существует более 3000 профессий. Поэтому в
психологии труда создаются различные классификации профессий. Наиболее
известными являются подходы К.М. Гуревича, Е.А. Климова, К.К. Платонова.


«В этих подходах отражается не только содержательно-операциональная
специфика той или иной профессии, сколько психологические особенности
осуществляемой в ней трудовой деятельности. Отсюда методологический подход
состоит в изучении влияния типологических особенностей человека на
эффективность деятельности, обладающей той или иной спецификой (монотонной
деятельности, деятельности в экстремальных условиях и т.д.)» (1).



МОНОТОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


«Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий,
невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к
концентрации, так и к устойчивости внимания» (3).


Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состояния
утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на
психическое состояние и работоспособность человека. «Состояние переживания
монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых
на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности
человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять,
становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также
отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному
утомлению» (3).


«В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие
однообразных повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и при
легком, не утомительном труде» (3). Отрицательно влияет на
работоспособность и переживается как неприятное чувство. Снижает
психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением
психической активности.


Исторически сложилось, что монотонность труда привлекла наибольшее
внимание психологов. Этому способствовало распространение конвейерного
труда с однообразием рабочих операций, бедностью впечатлений и образованием
«психологического вакуума» в сознании работающих на конвейере.


Значение проблемы монотонности труда возрастает с появлением
монотонной сенсорно-интеллектуальной деятельности. «Острота этой проблемы
состоит не только в снижении производительности труда и увеличении
травматизма, но и в изменении личности, нарушении ее контактности с
окружающими, что приводит к конфликтам на работе и дома»(1).


Большой вклад в изучение монотонной деятельности внесли исследования в
области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана
роль типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной
работе, к развитию состояния монотонии (В.И. Рождественская, И.А.
Левочкина, Н.П. Фетискин и др.).


В результате этих работ выявлено, что состояние монотонии быстрее
развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по
сравнению с лицами со слабой нервной системой.


Н.П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с
инертностью нервных процессов. Эти типологические особенности образуют
типологический комплекс монотоноустойчивости. Противоположные
типологические особенности (сильная нервная система, подвижность нервных
процессов и т.д.) не способствуют устойчивости к монотонии и образуют
монотонофобный типологический комплекс.


«Исследования в этой области выяснили, что у лиц с монотонофильным
типологическим комплексом состояние монотонии появляется на полтора часа
позже, чем у лиц с монотонофобным типологическим комплексом. Различны и
производственные показатели. У монотонофильных рабочая норма выполнялась на
33% чаще, а брак отсутствовал в 31% случаев, в то время как среди
монотонофобных с отсутствием брака не обнаружилось ни одного человека.
Важно и то, что среди первых положительное отношение к работе встречалось
чаще» (1).


Лица, обладающие типологическим комплексом, не способствующим
монотоноустойчивости, за более короткий срок, чем другие, увольнялись с
работы. В частности, А.И. Самойлова показала, что среди работниц,
занимающихся однообразным трудом, преобладают лица со слабой нервной
системой.


«В целом, полученные на монотонных производствах данные подтверждают
результаты многочисленных лабораторных экспериментов о большой устойчивости
к действию однообразного фактора лиц со слабой нервной системой» (1).


В исследованиях Фетискина Н.П. была выявлена связь устойчивости к
монотонии со свойствами темперамента; более устойчивыми оказались лица с
высокой ригидностью (что можно связать с сильно выраженной у них
инертностью нервных процессов), интроверсией и низким нейротизмом. Кроме
того, устойчивость к монотонии была выше у лиц с низкой и средней
самооценкой, средним уровнем притязаний. Влиял также пол работающих: у
женщин устойчивость выше, чем у мужчин.


Связь монотоноустойчивости со слабой нервной системой объясняется тем,
что эти люди обладают более высокой чувствительностью, чем люди с сильной
нервной системой.


Монотонная деятельность приводит к развитию такого состояния как
психическое пресыщение, которое по своим характеристикам противоположно
состоянию монотонии. Поэтому вместо апатии, скуки у рабочих появляется
раздражение, отвращение к работе, даже агрессивность. Анализ таких случаев
показал, что состояние психического пресыщения самостоятельно появляется у
лиц со слабой нервной системой.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


«Имеется много профессий, где деятельность носит экстремальный
характер, где присутствуют, по выражению К.М. Гуревича, «катастрофогенные»
ситуации. Это и оперативные дежурные энергосистем, водители авто-, авиа-, и
морского транспорта, это и космонавты, и ряд военных специальностей и т.д.
Главным фактором здесь является переживание опасности в связи с возможными
авариями и большой личной ответственностью за их ликвидацию. Стрессовая
ситуация ведет к нарушению сенсорной и мыслительной деятельности. Человек
неадекватно воспринимает показатели приборов, соответственно принимая
неправильные решения, а, порой забывая, что вообще надо делать. Многие
психологи отмечают, что подверженность стрессу у людей не одинакова» (1).


Одним из первых исследований роли типологических особенностей свойств
нервной системы в экстремальных ситуациях явилась работа К.М. Гуревича и
В.Ф. Матвеева (1966). Авторы показали на примере операторов – руководителей
энергосистем, что «оперативные качества», позволяющие успешно справляться с
работой в аварийной ситуации, больше выражена у лиц с сильной нервной
системой. Ненадежными оказались лица со слабой нервной системой и
преобладанием торможения. У них часто наблюдалась растерянность, доходящая
до шока, отсюда большое количество неадекватных действий.


«Психическое напряжение может возникать по тем или иным причинам в
самых различных видах профессиональной деятельности (наладчики со слабой
нервной системой покрываются потом при простое станков, их нервирует крик
мастера)» (1).


В деятельности водителей городского транспорта экстремальность
ситуаций является постоянным фоном. Исследования В.А. Трошихина, С.И.
Молдавской и И.В. Кольченко (1978) показали, что при стаже более пяти лет
высокую надежность показывают водители с высокой подвижностью нервных
процессов и с сильной нервной системой. «Водители с высокой инертностью
нервных процессов осторожны при вождении, сравнительно редко нарушают
правила движения, но, несмотря на это, попадают в аварии чаще. Самая
высокая надежность у водителей, имеющих наряду с сильной нервной системой
среднюю степень подвижности нервных процессов» (1).


Прямое отнесение многих профессий к определенному типу деятельности
(монотонной, экстремальной и т.д.) не правомерно, тем более, что
большинство этих профессий могут предъявлять человеку противоположные
требования (вождение городского автобуса, своего рода монотония). В связи с
этим в более выгодном положении могут оказаться лица не с крайними
проявлениями свойств нервной системы и темперамента, а со средней их
выраженностью.


С.А. Гапонова (1983), изучая частоту ДТП у водителей различного
транспорта, нашла, что количество лиц с сильной и слабой нервной системой
было одинаковым как в группе безаварийно работающих водителей, так и в
группе «аварийщиков». Автор объясняет это тем, что у первых выражены такие
качества, как эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, концентрация
и переключение внимания, а у вторых – высокая способность к вероятностному
прогнозированию, подвижность нервных процессов, большая пропускная
способность зрительного анализатора, долговременная память.


«Успешность деятельности пожарников в экстремальных ситуациях зависит
от склонности к риску. Эта склонность сильнее выражена у пожарников с
сильной нервной системой и низкотревожных» (1).


Приведенные примеры показывают, что с экстремальными ситуациями
успешнее справляются лица с сильной нервной системой и подвижностью нервных
процессов.


Кроме этого устойчивость человека к стрессу зависит и от
темпераментных свойств и свойств личности. Например, некоторые
исследователи пришли к выводу, что интроверты при выполнении заданий,
моделирующих операторскую деятельность, работают лучше, чем экстраверты.
Много фактов получено в отношении меньшей надежности лиц с высокой
тревожностью, так как им присущ повышенный самоконтроль, к которому они
обращаются в процессе приема и переработки информации. Это требует
дополнительного времени для принятия правильного решения, что негативно
сказывается в условиях экстремальности.



ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


«Некоторые профессии связаны с высоким темпом выполнения рабочих
операций, в связи с чем у работающих возникает операциональная
напряженность. В частности, к таким профессиям относятся радиотелеграфисты
и телефонистки. Нормативы радиста 1-го класса предусматривают прием и
передачу не менее 18 групп в минуту, причем каждая группа состоит из пяти
знаков (букв или цифр), а каждый знак в среднем – из 3-3,5 сигналов (точек
и тире). Таким образом, за одну минуту телеграфист 1-го класса должен
совершить не менее 270 действий. Телефонистка междугородных связей
обеспечивает связь одновременно на десяти каналах. Эта работа требует
большого внимания, быстрой реакции и хорошей переключаемости» (1).


Изучение типологических особенностей в этих профессиях, проведенное
В.А. Трошихиным и др., показало, что наиболее успешно овладевали этими
профессиями лица с высокой подвижностью нервных процессов и с сильной
нервной системой. Лица с инертностью нервных процессов и со слабой нервной
системой, по мнению этих авторов, к данным профессиям не пригодны.


Другие исследователи этой проблемы в целом согласны с такими выводами,
но делают некоторые дополнения. Например, В.Г. Зарихина отмечает, что
скорость передачи сообщений радиотелеграфистами зависит от степени
лабильности нервной системы. «Специфической трудностью для инертных
является необходимость совершать быстрые повторяющиеся движения рукой» (1).


Н.А. Бесстрашная (1982) изучала роль типологических особенностей в
успешности овладения профессией машинистки. Эта профессия требует овладения
сложно координированным скоростным двигательным навыком, выносливости в
связи с необходимостью длительное время выдерживать высокий темп печатания
текста, быстрого переключения внимания с одного предмета на другой. Было
выявлено, что «у лиц, успешно осваивавших эту профессию, высокая
подвижность нервных процессов и высокая работоспособность по теппинг-тесту»
(1).



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕБУЮЩАЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ И
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


«Многие профессии связаны с концентрированным и устойчивым вниманием
(корректоры в издательствах, наборщики в типографиях, операторы,
осуществляющие функцию слежения, и т.п.)» (1).


По данным Е.П. Ильина среди корректоров и наборщиков типографий со
стажем более 10 лет преобладают лица с сильной нервной системой и
инертностью нервных процессов. Это, к сожалению, единичное исследование,
проведенное на производстве, поэтому больше приходится опираться на данные,
полученные в лабораторных условиях при выполнении корректурного теста.


«Лица с подвижностью возбуждения меньше просматривают за отведенное
время знаков и допускают больше ошибок независимо от сложности задания.


Лица с подвижностью торможения меньше просматривают знаков, но и
ошибок делают меньше, чем лица с инертностью торможения.


При простом задании лица со слабой нервной системой допускают больше
ошибок, чем лица с сильной нервной системой при почти одинаковой быстроте
выполнения заданий» (1).


Простое задание хуже всего выполняли лица с преобладанием возбуждения
(меньший темп работы и большее количество ошибок) и лучше всех – лица с
преобладанием торможения.


Таким образом, работа, требующая внимания, лучше осуществляется
лицами, имеющими сильную нервную систему, инертность возбуждения и
преобладание торможения .


РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА, ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ И МОНОТОННОСТИ


«Утомление – напряжение, связанное с временным снижением
работоспособности, вызванное длительной работой» (2).


«Утомление усиливает психическую напряженность, является одним из
самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на
эффективность и безопасность деятельности, и представляет собой сложный,
разнородный комплекс явлений» (2).


Утомление должно рассматриваться, по меньшей мере, с трех сторон:


1. со стороны субъективной – как психическое состояние;


2. со стороны физиологических механизмов;


3. со стороны понижения эффективности труда;


Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):


. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует
снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда
еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании
особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует,
что не в силах должным образом продолжать работу.


. Расстройство внимания. Внимание – одна из наиболее утомляемых
психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,
становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,
неустойчивым.


. Расстройство в сенсорной области. Таким расстройством под влиянием
утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе.
Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него
начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная
ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической
чувствительности.


. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или
беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в
ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.


. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно
к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления
оператор может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все,
что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно
нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической
работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и
умственной ориентации.


. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и
самоконтроль. Отсутствует настойчивость.


. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение
охранительного торможения. Потребность во сне при изнурительной
деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении,
например, сидя.


Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в
зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит
значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о
необходимости принять меры.


При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень
заметны.


Для того чтобы предотвратить переутомление и дальнейшее отрицательное
действие состояния монотонности необходимо соблюдать режим труда и отдыха.


«Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ
порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.


Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и
отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и
устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления
в течение длительного времени» (3).


Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель
рационального режима труда и отдыха.


Внутрисменный режим труда и отдыха проектируется на основе следующих
общих требований:


. Рациональное чередование работы и перерывов для отдыха как одно из
средств профилактики утомления и состояния монотонии должно
осуществляться на всех работах.


. Совершенствование режимов труда и отдыха проводится с учетом
воздействия условий труда на организм человека, его работоспособность.


. Принципы и методика определения количества и продолжительности
перерывов на отдых, независимо от регламентированного периода работы,
едины. При сокращенной длительности рабочего дня (при 6-7-часовой
рабочей смене) потребность в отдыхе может возрастать, поскольку, как
правило, повышается интенсивность труда.


. Перерывы на отдых должны быть строго регламентированы, что повышает их
эффективность. Перерывы по усмотрению рабочих и простои из-за
недостатков в организации труда не являются полноценным отдыхом, так
как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и
отрицательные эмоции.


При развитии монотонии необходимо сменить ритм деятельности, во время
перерыва рекомендуется использовать активный отдых, например:
производственную гимнастику.


Перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма или
при первых признаках развития монотонии.


Чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше по отношению к началу
стадии развивающегося утомления следует вводить регламентированные
перерывы. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким
утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой
половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ
оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв
позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и
сохранить рабочую установку. Кратковременность перерывов позволяет не
только задерживать развитие утомления, но и сохранять рабочую установку.
При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества
перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы
длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние
врабатывания.


«Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене
деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается
быстрее» (3).


Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная
гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических
упражнений, особенно рекомендуется при развитии состояния монотонии.



ТРУД ЖЕНЩИН И ПОДРОСТКОВ


Особенности организации труда женщин в народном хозяйстве
законодательно определены в Кодексе законов о труде РФ. «Согласно статей
этого Кодекса запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на
работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме
некоторых, не связанных с физическими нагрузками, подземных работ, работ по
санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается подъем, переноска и
перемещение женщинами тяжестей, масса которых превышает установленные
предельные нормы» (2).


Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и
перемещении тяжестей вручную:


. Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2
раз в час) – 10 кг


. Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг


. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа
рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кгм; с
пола – 875 кгм.


При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие
не должно превышать 10 кг.


«Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за
исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой
необходимостью и разрешается в качестве временной меры» (2).


Труд молодежи также законодательно определен Кодексом законов о труде
РФ.


«Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. В
исключительных случаях, по согласованию с соответствующим выборным
профсоюзным органом предприятия могут приниматься на работу лица, достигшие
15 лет» (2).


«Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на
работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных
работах» (2).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Изучение связей типологических особенностей проявления свойств нервной
системы с эффективностью деятельности касается более общего вопроса о связи
биологического и социального в человеке, т.е. касается мировоззренческих и
методологических аспектов современного естествознания» (1).


В настоящее время не раз доказано, что биологический
(психофизиологический) фактор играет важную роль в профессиональной
деятельности человека. Сейчас необходимо выяснить другой вопрос: в каком
соотношении находится социальное и биологическое в каждом конкретном
случае. Как известно, формирование и развитие человека происходит в
результате сложного взаимодействия природных и социальных систем,
воздействие которых неравнозначно и противоречиво. «В связи с этим роль
типологических особенностей может быть в том или ином действии и поступке
велика, а в других случаях – незначительна» (1).


Связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с
эффективностью деятельности всегда косвенная, опосредованная способностями
и стилем деятельности. Поэтому нельзя связывать успехи человека, а равно и
не успехи, с присущим ему комплексом типологических особенностей. «Ведь
достижения высоких результатов в любой области определяется многими
факторами, в частности – обученностью, мотивацией, техническими средствами
и т.д.» (1). Кроме того, сами способности могут зависеть не только от
типологических особенностей, но и от физиологических и морфологических
особенностей человека, например: двигательные способности связанны со
структурой мышц.


Важно учитывать и то, что на разных этапах овладения профессиональным
мастерством, адаптации к условиям деятельности ее эффективность может
зависеть от разных, даже противоположных типологических особенностей
проявления свойств нервной системы.


Рассмотрим модель П.К. Анохина о функциональных системах, смысл которой
заключается в следующем.


Определенное сочетание типологических особенностей формирует склонность
(потребность) к определенному виду деятельности. Осознание этой потребности
человеком приводит к выбору деятельности, более соответствующей имеющимся
склонностям. Это же сочетание типологических особенностей способствует
проявлению способностей к данной деятельности, что обеспечивает ее
успешность. Успешность в деятельности подкрепляет стойкий интерес, который
повышает работоспособность за счет положительного отношения к деятельности.



«Эта схема работает и в том случае, если типологические особенности
обусловливают устойчивость к неблагоприятным состояниям, развивающимся при
данной деятельности. У более устойчивых будет большая эффективность
деятельности и большее удовлетворение от ее выполнения. Это отчетливо
проявилось при изучении состояния монотонии: рабочие с типологическим
комплексом, способствующим устойчивости к монотонии, часто имели и
положительное отношение к монотонной работе (Н.П. Фетискин)» (1).


При этом следует заметить, что удовлетворение человек может получать не
столько от результата деятельности, сколько от процесса ее выполнения.


Основной смысл изучения закономерностей связей типологических
особенностей проявления свойств нервной системы с другими факторами,
влияющими на эффективность деятельности, заключается в возможности
прогнозирования. «Можно предсказать с определенной вероятностью, как
человек поведет себя в той или иной ситуации, какие способности у него
выражены больше, а какие – меньше, какой стиль деятельности ему более
подходит и т.д.» (1).


При этом важно помнить, что типологические особенности выступают лишь
как один из факторов успеха, облегчают его достижение, но не гарантируют
его. И было бы ошибкой считать, что людям с «нетипичной» для данного вида
деятельности типологией дорога к успеху заказана.

БИБЛИОГРАФИЯ



1. Е.П. Ильин/ Дифференциальная психофизиология/ СПб. Питер,2001


2. П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк/
Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда/
Москва/ 1999.


3. А.И. Рофе/ Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие/
Москва/ 1994.


4. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин/ Минск: Харвест,
1998.





Реферат на тему: У истоков интегральной психологии

У истоков интегральной психологии .

"Мир един и единственен, и то, насколько в
человеке уживается высшее и обыденное, на
самом деле зависит лишь от его способности
воспринимать мир с точки зрения вещей
высшего порядка и одновременно во всей его
обыденности."
Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы.
Языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще
хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их
значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями
различных направлений занятие почти обреченное на провал. С другой
стороны, развитие науки за последние годы идет по пути постепенного
восхождения к общим принципам. Ведь законы, описывающие те или иные явления
физики, психологии или химии, — по сути, частные проявления более общих
законов природы.
В той или иной форме все направления психологии ставят перед собой задачу:
привести личность к более целостному состоянию, то есть интегрировать те
или иные «части», которые до этого были диссоциированы. Однако в настоящих
моделях исследуются конфликты только между отдельными «частями» личности
и не предлагается метод общей интеграции.
К тому же , к сожалению ,большинство современных психологов не ставят перед
собой задачу развития личности, они озабочены практическими,
прагматическими аспектами: укреплением силы эго, развитием и оптимизацией
защитных механизмов личности. Они не считают, что психология должна вести
человека к «высшему состоянию». А потому психологии обществом отводится
роль повивальной бабки - она лишь способствует переходу от невротического
страдания к решению обычных проблем повседневной жизни.
Цель этой статьи - попытка представить интегральную психологию, как одну
целостную модель, применимую на практике для развития личности и
построения будущих психологических методик.
Пять этапов развития психологии
Историческая перспектива здесь дана лишь для демонстрации фона на котором
зарождается новая психология. В качестве основания для разделения этого
процесса на этапы мной был выбран критерий цели жизни человека ,которую
определяет или подразумевает психология. В истории психологии я различаю
пять больших периодов:
Первый(VI в. до н.э. - XVI в н э) -- когда психологические знания
развивались в недрах философии ,а также других наук;
Второй (XVII – нач. XIX вв). — когда в психологии формировался
экспериментальный метод ;
(Два первых периода нас мало интересуют ,поскольку это были периоды
рождения психологии как науки.)
Третий (10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в) — Цель жизни -
функционирование: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и
т.д. ;
Четвертый (50-е гг. XX в. – конец XX в) — Цель жизни – рост и
развитие: гуманистическая и трансперсональная психология.
Пятый (настоящее время)— Цель жизни – подъем к высшему состоянию
:формирование интегральной психологии будущего.
Рассмотрим подробно три последних периода.


Цель жизни - функционирование
Психоанализ, аналитическая, индивидуальная психология
Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались в духе
психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над
физиологическими. Эта позиция видела в пациенте набор симптомов и течение
синдромов, частный случай, подкрепляющий ту или иную теорию.
Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами
преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов.
Биохеовиризм
Предполагалось, что путем правильного использования подкрепления при
тотальном контроле из человека можно сделать все что угодно. Личность
существует только как сумма паттернов поведения.
На этой стадии оказалось возможным рассматривать цель жизни человека как
практическую целесообразность. Подобным образом понимаемый смысл определял
поведение человека приспособительными интересами, сводящим его жизнь к
«функционированию».
Цель жизни – рост и развитие
Гуманистическая психология
В 40-х годах К.Левин выдвигает важнейший методологический принцип: ситуация
должна рассматриваться не с точки зрения абстрактного наблюдателя, а с
позиции самого вовлеченного в нее человека, как она дана в его переживании,
как она дана для него.
Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Левин считал
«наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более
частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной
замысел или достижение цели». Из теории Левина У. Томас вывел представление
об «определяющей ситуации», а Р. Мертон о «самовыполняющемся пророчестве».
В целом отсюда выросли почти все последующие теоретические представления
психологии о том, что человек не только реагирует на ту или иную ситуацию,
но, более того, сам создает тот мир, в котором живет.
К. Гольдштейн первым ввел в научный оборот понятия «самоактуализация» и
«самореализация»: имеется в виду, что человек постоянно стремится
реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами. Гольдштейн
утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс
и т.д., если есть другие мотивы — любопытство или желание игры. Из этого
делается вывод, что «способности организма определяют его потребности», а
не наоборот.
В 1937 году Оллпорт представил теорию, согласно которой личность
представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью
которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала.
К .Роджерс постулирует тенденцию к самоактуализации как движение к
конгруэнтности, адекватному восприятию мира и себя в мире.
В «Дальних пределах человеческой психики» Маслоу пишет, что «критерием, по
которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являются
пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся
личности». С другой стороны, любой отказ от усилий по полной реализации
потенциала чреват возникновениями патологий. Маслоу полагал, что человек,
удовлетворивший свои дефициентные потребности, несомненно обратится к
поиску более высоких потребностей, необходимо лишь указать ему направление
поиска.
Таким образом , гуманистическая психология исходит из представления о том,
что людям свойственно развиваться в «позитивном» направлении, которое
характеризуется движением к самоактуализации .Однако зададимся вопросом
является ли достижение самоактуализации конечным пунктом развития личности?
К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной
мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов? Здесь мы
приходим к порогу на котором гуманистическая психология спотыкается .
Трансперсональная психолоия
С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккен создали Трансперсональную психологию.Т.п.
сделала шаг вперед выдвинув положение о том, что мир представляет собой
параллельное и одномоментное существование множества самых различных
реальностей, обладающих равным онтологическим статусом. Границы между этими
реальностями – это навязанная дурным воспитанием культурно обусловленная
фикция в сознании человека, пребывающего в неведении, и страдающего только
вследствие неведения. С. Гроф ввел новую картографию человеческой психики
, в которой он показал, что большинство классифицируемых традиционной
психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются
кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а
не болезнями.
Однако отрицательным аспектом этой теории была проекция на уход человека
от реальной жизни в фантастическую «трансперсональную» реальность.
Предназначение человека видится в наслаждении жизнью, как игрой. Для
достижения этой «трансперсональной» реальности оправдывалось применение
галлюциногенов, наркотиков, а так же медитативных и дыхательных техник
йоги, вырванных из контекста йогического учения.
Появление новой, конкурирующей ветви психологии привели не к объединению,
а, наоборот, к дальнейшему умножению психологических теорий. И. Яалом
пишет, «В большом шатре гуманистической психологии приют находил каждый, и
вскоре там образовался хаос различных школ и течений, которые даже на
экзистенциальном эсперанто едва могли объясниться между собой. Гештальт-
терапия, трансперсональная терапия, группы встреч, холистическая медицина,
психосинтез, суфизм и многое другое — всё это оказалось под одной крышей. "
Не произошло слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым
понятийно-категориальным аппаратом и методологией. Складывалось
впечатление, что психологи обнаружили принципиально новое деление живущих
на земле людей на «человека психоаналитического», «человека
бихевиорального», «гештальт-человека» и т.п., и что различия между этими
«новыми видами» глубже, чем все ранее известное науке. В лучшем случае
отдельные положения иной школы, другого автора заимствовались путем
перевода на собственный язык; причем число таких языков отнюдь не
сокращалось.
Цель жизни – подъем к высшему состоянию
Попытки интеграции
В последние десятилетия в психологии и социальной работе появились
направления, так или иначе рассматривающие психику человека как сложную
многоуровневую саморегулирующуюся систему.
По Франклу, человек похож на скульптора, который из камня ваяет свою жизнь.
И поступать следует так, как поступает скульптор. Он старается уже в камне
увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов.
Франкл считает, что у человека всегда есть возможность выбора, и он должен
нести ответственность за свой выбор. Психологически незрелый человек не
дает сам себе реализовывать собственные возможности, он сам себе мешает
стать таким, каким он может быть. В результате он искажает свою жизнь. Быть
человеком, по Франклу, — это значит не только осознавать свое отличие от
других, но также уметь становиться непохожим на себя, т.е. уметь
изменяться.
В числе революционных тезисов, провозглашенных Яаломом — тезис о том, что
для каждого нового клиента надо изобретать новую психотерапию, тезис, что
наиболее ценным инструментом психотерапевта является он сам, а также тезис,
что критерием успешности психотерапии является изменение самого терапевта.
В 1977 К.Уилбер представил "интегральный подход", согласно которому
различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии
понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как
подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра
сознания". Это была смелая попытка координирования, разъяснения и
концептуального обобщения разнообразных форм познания.Однако автор в
основании своей концепции поставил восточную философию , оперируя такими
понятиями как "мандала", "холон" , "Великое Гнездо" , "интерсубъективность"
и т.д., ушел в теоретизирование оторванное от научного подхода.
Российские психологи значительно продвинули интегральную психологию
выдвинув принципы целостности и единства человеческой психики и предлагая
интегративный подход в психологической практике.
Известны работы Ананьева и Бодалева о феномене акме - вершине развития
человека, Вахромова о самоактуализации и Щербакова , представившего
оригинальную кластерную теорию интегации .
В. Козлов пишет :"Мы считаем, что психология в процессе своего
исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не
только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии
детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные
качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей -
психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к
единству совпадает с способностями для достижения этого."
Однако современная психология , справедливо выдвигая интегративные
принципы , пока еще остается в рамках трансперсональной практики , не
предлагая существенно новых методов работы .

Наука Каббала как основа Интегральной психологии
Каббала не является ни мистикой, ни религией, ни философией, ни наукой в
том смысле, что ее нельзя полностью свести к этим феноменам. Она
представляет собой современную систему описания и познания мира, с
соответствующим предметом изучения, языком и понятиями. Глубочайшие знания
основ мироздания, его законов, специфическую методику достижение цели
творения каббала хранила на протяжении сотен лет в ожидании времени, когда
человечество разовьется настолько, что сможет принять каббалистические
знания и правильно использовать их.
Михаил Лайтман проанализировал, систематизировал и обобщил открытую систему
мировосприятия основанную на многовековых исследованиях ученых
каббалистов. Эти материалы им были впервые переведены на современный
научный язык. Мы являемся свидетелями интеграции этих знаний в мировую
науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и
сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга
дисциплин, социальных, религиозных и философских аспектов .
На протяжении многих столетий каббала оставалась метафорическим изложением
принципов управления высшего информационного слоя нашим миром. Все
каббалистические книги, по сути, представляют собой методику внутренней
работы и ее описание. Это аналогично описанию опытов ученого физика, химика
и т.п., хотя те опираются на данные приборов восприятия , а каббалисты на
постижение человека его органами восприятия. Такой подход выходит за рамки
нашего классического понимания науки, но факт остается фактом: любой
исследователь может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые
описывает ученый-каббалист.
В этой статье я попытался сформулировать только основные принципы
итегрального подхода, основываясь на известных работах М.Лайтмана.(5)
Концепция высшего Я
1.Человек изначально существует в своем высшем состоянии .Это состояние
дано ему от природы. По определенным причинам на протяжении истории это
состояние было утеряно, сокрыто от человека. Каббала как наука предлагает
свой способ возвращение к этому состоянию. Он заключается в развитии у
человека способности вновь его ощутить.

2.Продвижение зависит от меры тождественности свойств
исследователя свойствам изучаемого объекта.

3.Человек обретает противодействующую природному эгоизму силу, называемую
экраном, и становится подобным свойству высших сил. В мере подобия
восприятие расширяется.
Принцип целостности
Человек сегодня оторван от своего высшего состояния. Ощущение проблем
приходят, как производная от потери изначальной цельности. Именно отличие
наших свойств от высших вызывает в нас ощущение страданий. Депрессии ,
семейные конфликты ,проблемы на работе, ощущение пустоты ,наркотики – все
это проекция нашей "раздробленности", разъединения , несостыковки. Эту
оторванность ,проявляющиеся в крайних состояниях, и полярных ощущениях мы
должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить всю полноту
мироздания. Недостатки, раскрывающиеся в настоящем состоянии, они же и есть
силы, разрушающие его. Именно из осознания всех недостатков и рождается
следующее состояние. Раскрывающиеся недостатки в ощущении человека -
подталкивают его к более исправленному состоянию.
Принцип движения
Хью Эверетт в его теории квантовой механики показал ,что наблюдение за
любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения.
Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и
наблюдателя.
Все изменения происходят только в самом наблюдателе, в его "Я" относительно
высшего "Я". Движение по-вектору к высшему "Я" изменяет в сознании ощущение
себя, своего существования, окружающего мира.
Вся наша работа – соединение своего сегодняшнего "Я" со своим высшим "Я".
Эту работу можно разделить на два этапа : первое – осознание несовпадения,
несостыковки, второе- выбор возвращения к единству: собрать все знания ,
впечатления ,соединить и сопоставить картину единства.
Депрессия – ощущение оторванности от своей цели ,от себя и будущего.

Лечение – развить в себе ощущение окружающего мира до такой остроты ,чтобы
вернуться к единству с миром.

Возвращение к единству – уподобление по свойствам нашей высшей ступени.
Если человек возвращается к единству с высшей ступенью он ощущает себя вне
своих желаний, независимым от жизни и смерти тела, от пространства и
времени .
Принцип самостоятельной работы
Цель развития личности – в самостоятельном подъеме: если человек желает
достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы
внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение
свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков
существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более
совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков.
Поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я
называется подъемом по ступеням его миров , где мы приходим к полному
соединению с настоящим собой. И в той мере, в которой человек меняет свои
свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере
он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность - эта
система саморазвивающаяся и открытая.
Принцип групповой работы
Как мы уже определили человек изначально является частью общей высшей
системы. Группа, стремящаяся сообща к высшему состоянию – это модель такой
системы, это единственная лаборатория , где человек меняет себя. Работа
заключается в стремлении человека стать по-настоящему интегральной частью
такой группы .
О методах работы
В бихевиористских подходах, проводится длительное воздействие на самый
поверхностный поведенческий слой. В религиозной среде особое внимание
уделяется формированию внешнего воздействия : выстроенное ритуалов, моления
при стечении массы, пение, многочисленные аудиовизуальные эффекты. Кроме
того, в религии практикуется подход вытеснения "низких" желаний. С другой
стороны ,психоаналитики пытаются вскрыть вытесненные желания ,заглянув чуть
глубже в подсознание. Гуманистический подход старается повлиять на человека
через его внешние структуры: социальные желания и роли. Трансперсональные
методы, основанные на использовании измененных состояний сознания—
директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники
направлены на получение непосредственного доступа к более глубоких слоям
психики.
Следует отметить, что такие процессы оказывают некоторое положительное
воздействие ,однако требуют постоянной, сильной и длительной энергетической
подкачки терапевта ,который к тому же не знает как будет проходить метод
реабилитации. Щербаков приводит очень оригинальное сравнение:" Работа
психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень
слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе
что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений,
что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает,
иногда — нет. " (13) По этим причинам некоторые виды терапии рассчитаны на
годы, многие виды отклонений психики вообще плохо поддаются воздействию.
Методика продвижения к высшему Я предусматривает работу с самым высшим
уровнем сознания .Он же является и самым глубинным слоем .Именно он
оказывает постоянное влияние на всю структуру личности. Все остальные
структуры: сознательные ,подсознательные, архетипы, ,перинатальные и
трансперсональные - как в модели матрешки насаживаются на него. Поэтому нет
необходимости работать с низшими внешними уровнями как это делают различные
психологические школы.
Резюме
Целью интегральной психотерапии и методик развития личности является
поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я.
Эта работа выстраивает все остальные структуры его личности в интегральное
целое . В этом продвижении ему не обойтись без квалифицированного
инструктора и группы единомышленников ,стремящихся к той же цели. Эта
работа заключается в постоянном внутреннем изменении, когда, несмотря на
внешние и внутренние метаморфозы, человек оценивает и потому ощущает
происходящее с ним, как единство с мирозданием. Вплоть до того, что человек
обнаруживает, что вообще ничего не меняется, кроме его отношения к
постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится
изначально и всегда.
Заключение
Эта статья является кратким вступлением в беседу об интегральной
психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие
открытия различных психологических школ, а также основные принципы нового
подхода. Статья представляет собой лишь приглашение других присоединиться к
этому обсуждению, продвигая вперед наше общее предприятие – психологию
будущего.


Библиография:


1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.(
http://hpsy.ru/linka/ )
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека:теория
самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые
перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Козлов В. ,Сивицкий В. Интегативная психология. Минск 2003 .
(http://82.116.12.40/book/book7/book7_t.html )
5. Лайтман М .Статьи . 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)
6. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
7. Майков В. Интегральная философия Кена Уилбера.(
http://transpersonal.ru/wilber.htm)
8. Маслоу А. Психология бытия . М., 1997
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики . СПб., 1997
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека . М.:
Прогресс, 1998
11. Франкл В. Человек в поисках смысла.( http://hpsy.ru/link/250 )
12. Уилбер К. Интегральная психология.М.2004
13. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(
http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml )
14. Яалом И. Краткосрочная позитивная психотерапия.(
http://hpsy.ru/link/300 )







Новинки рефератов ::

Реферат: Сад и дом в Китайской культуре (Культурология)


Реферат: Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции (Аудит)


Реферат: A/S Kaija (Страхование)


Реферат: Жилищное Право РФ (Шпаргалка) (Право)


Реферат: Pangalaenude tagastamise tagamine (Банковское дело)


Реферат: Финляндия (География)


Реферат: Возрождение (Ренессанс) (Философия)


Реферат: "Освобожден народ, но счастлив ли народ ?" по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (Литература)


Реферат: Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ (Финансы)


Реферат: Алмаз-минерал (Химия)


Реферат: Религиозно – философские взгляды Лютера (Культурология)


Реферат: Васнецов Виктор Михайлович (Искусство и культура)


Реферат: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (Сельское хозяйство)


Реферат: Архитектурные памятники Казанского Кремля (Туризм)


Реферат: Руководство по эргономике работы за компьютером (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Принципиальные отличия Win95 от предыдущих версий. Достоинства и недостатки WIN95 (Программирование)


Реферат: Шпаргалки растениеводство (Предпринимательство)


Реферат: Жизнь и творчество Исаака Ньютона (Исторические личности)


Реферат: Разработка программы управления промышленным роботом на базе контроллера SIMATIC S5 фирмы SIEMENS (Цифровые устройства)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист