GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Программа прогнозного исследования (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Программа прогнозного исследования (Социология)



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ» НА ТЕМУ


«Программа прогнозного исследования
динамики подготовки научных кадров в Нижегородской области»



Выполнила студентка
факультета ГиМУ 512 группы
Якимишина Т.О.

Проверила

Гусева Г.А.



Санкт-Петербург
2004 год



Содержание


1. Формулировка социальной проблемы……………….3
2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации
прогноза………………………………………………………….3
3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования……………………………………………4
4.Построение прогнозной модели объекта
прогнозирования…………………………………….……13


Вывод…………………………………………………17


Библиография……………………………………….19



1. Формулировка социальной проблемы

Падение роста числа аспирантов, качества подготовки и количества выпуска
как уменьшение возможности дальнейшего общественного развития.
Происходящие изменения в экономике тесно связаны с человеческим фактором.
Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического
потенциала. Их численность, структура, качество подготовки в значительной
степени определяют возможности дальнейшего общественного развития.
Для Нижегородской области, не имеющей на своей территории природных
сырьевых запасов, стратегическим ресурсом являлась интеллектуальная
собственность. В докризисный период наука была опорной и перспективной
отраслью областной экономики, обладающей высоким кадровым потенциалом.
Однако, под влиянием многих негативных факторов, сопровождающих период
экономической нестабильности, в настоящее время, как в сфере науки, так и в
реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством
научных кадров.
Особенно обращает на себя внимание проблема старения
высококвалифицированных специалистов, а также становления и закрепления
молодых ученых в сфере науки. По данным 2002 г., в организациях области,
выполняющих научные исследования и разработки, лишь каждый пятый был моложе
30 лет. В то же время более 40 % численности исследователей достигли
предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше). При этом к данной
категории принадлежало более 85 % ученых со степенью доктора наук и 66 % -
со степенью кандидата наук. Следует отметить также, что среди
исследователей каждый пятый доктор наук был в возрасте старше 70 лет.

2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации
прогноза

Объект: аспиранты Нижегородской области.
Предмет: динамика численности поступления и выпуска аспирантов
Нижегородской области.
Целевая ориентация: прогнозирование динамики приема и выпуска аспирантов
Нижегородской области.
Задачи:
1. Прогноз количества поступающих в аспирантуру Нижегородской области.
2. Прогноз количества выпускающихся из аспирантуры Нижегородской области.
3. Анализ, полученных прогнозов по Нижегородской области.
Данный прогноз является поисковым, так как будут условно продолжены в
будущем наблюдаемые тенденции.
3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования

Основным видом подготовки научных кадров является обучение в
аспирантуре. В 2003 г. в Нижегородской области подготовку аспирантов
осуществляли 26 организаций, в том числе 15 аспирантур высших учебных
заведений и 11 аспирантур научно-исследовательских институтов. На конец
года в аспирантуре обучалось 3050 человек (в 2002 г. – 2798 человек).
В прошедшем десятилетии (1994-2003) наблюдалась устойчивая динамика
роста аспирантов. Их численность увеличилась за этот период в 3.6 раза. В
последние два года интенсивность роста численности заметно упала. Если в
предыдущие годы ежегодные темпы роста слушателей аспирантуры достигали 16-
17 %, то в 2002 г. их уровень снизился вдвое, а в истекшем году не
превышал 9 %.
В целом изменение темпов в сторону уменьшения обусловлено их заметным
снижением в аспирантуре очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очной
формы обучения, учитывая, что аспиранты очного отделения занимают в общей
численности основную долю (в 2002 г. – 70, 4 %, в 2003 г. – 68, 8 %). Так,
в 2002- 2003 гг. по сравнению с 2001 г. темпы роста численности аспирантов
очного отделения снизились соответственно на 8.8 и 9.7 п.п.
Основным звеном в деятельности аспирантуры является аспирантура
высших учебных заведений. За последние 10 лет доля контингента вузовской
аспирантуры в общей численности аспирантов возросла с 89,6 % до 93,5 %. В
абсолютном выражении их численность выросла в 4,5 раза имея на всем
протяжении положительную динамику. В то же время численность слушателей
аспирантуры научно-исследовательских институтов увеличилась лишь в 2,7раза.
При том за период 2000 - 2002 гг. наблюдалось ежегодное сокращение
oбучающихся в этих организациях и только в истекшем году здесь
зарегистрирован рост на 8,8 % в том числе наиболее значительный (в 1,2
раза) - в аспирантуре очного отделения.
[pic]

? всего ? в том числе ВУЗы ? ВНИИ

Рис 1 Динамика численности аспирантов ВУЗов н НИИ

на конец года (человек)1



В среднем в учреждениях и организациях области, занимающихся аспирантской
подготовкой, доля аспирантов до 26 лет составила в истекшем году 76,4% (в
2000 г -75,4%, 2002 г - 77,4%) В аспирантуре очной формы обучения доля
самой молодой категории слушателей была, безусловно, выше и имела в
последние годы хотя и незначительную, но положительную динамику 2000 г -
87,2%, 2002 г - 88,1,2003 г - 89,3%. Распределение общей численности
аспирантов по возрастным категориям



___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.



характеризуется данными, приведенными в таблице 11:
|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т |чел|ь% |обш|
| |ове|к |ей |
| |к |200|чис|
| | |2 г|лен|
| | | |нос|
| | | |ти,|
| | | |в %|
| |все|я |все|в |в|в |
| |го |той|го |то|с|то|
| | |чис| |м |е|й |
| | |ле | |чи|г|чи|
| | |очн| |сл|о|сл|
| | |ая | |е | |е |
| | |фор| |оч| |оч|
| | |ма | |на| |и |
| | |обу| |я | |ал|
| | |чен| |фо| |фо|
| | |ия | |рм| |рм|
| | | | |а | |а |
| | | | |об| | |
| | | | |уч| | |
| | | | |ен| | |
| | | | |ия| | |
| | | | | | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9 |3 |,6 |80|6|3 |
|лет| | | | |,| |
|(вк| | | | |4| |
|люч| | | | | | |
|ите| | | | | | |
|льн| | | | | | |
|о) | | | | | | |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 | | |,0 |,3|2|5 |
| | | | | |6| |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 | | |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 | | | |2,|.| |
| | | | |5 |2| |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и | | |,6 |0,|3| |
|ста| | | |0 | | |
|рше| | | | | | |
|Возраст |2003 г, человек|2003 г в % к 2002 г|Доля в общей |
| | | |численности, в % |
| |всего|в том |всего |в том числе|всего |в том |
| | |числе | |очная форма| |числе очн |
| | |очная | |обучения | |ая форма |
| | |форма | | | | |
| | |обучения | | | | |
| | | | | | | |
|До 26 лет |2329 |1873 |107,6 |1080 |76,4 |893 |
|(включительно) | | | | | | |
|27-30 |386 |157 |110,0 |91,3 |12,6 |7,5 |
|31-34 |138 |43 |110,4 |935 |4,5 |2,0 |
|35-38 |66 |13 |98,5 |162,5 |2,2 |0,6 |
|39 и старше |131 |12 |145,6 |150,0 |4,3 |0,6 |

|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т |чел|ь% |обш|
| |ове|к |ей |
| |к |200|чис|
| | |2 г|лен|
| | | |нос|
| | | |ти,|
| | | |в %|
| |все|я |все|в |в|в |
| |го |той|го |то|с|то|
| | |чис| |м |е|й |
| | |ле | |чи|г|чи|
| | |очн| |сл|о|сл|
| | |ая | |е | |е |
| | |фор| |оч| |оч|
| | |ма | |на| |и |
| | |обу| |я | |ал|
| | |чен| |фо| |фо|
| | |ия | |рм| |рм|
| | | | |а | |а |
| | | | |об| | |
| | | | |уч| | |
| | | | |ен| | |
| | | | |ия| | |
| | | | | | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9 |3 |,6 |80|6|3 |
|лет| | | | |,| |
|(вк| | | | |4| |
|люч| | | | | | |
|ите| | | | | | |
|льн| | | | | | |
|о) | | | | | | |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 | | |,0 |,3|2|5 |
| | | | | |6| |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 | | |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 | | | |2,|.| |
| | | | |5 |2| |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и | | |,6 |0,|3| |
|ста| | | |0 | | |
|рше| | | | | | |
|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т |чел|ь% |обш|
| |ове|к |ей |
| |к |200|чис|
| | |2 г|лен|
| | | |нос|
| | | |ти,|
| | | |в %|
| |все|я |все|в |в|в |
| |го |той|го |то|с|то|
| | |чис| |м |е|й |
| | |ле | |чи|г|чи|
| | |очн| |сл|о|сл|
| | |ая | |е | |е |
| | |фор| |оч| |оч|
| | |ма | |на| |и |
| | |обу| |я | |ал|
| | |чен| |фо| |фо|
| | |ия | |рм| |рм|
| | | | |а | |а |
| | | | |об| | |
| | | | |уч| | |
| | | | |ен| | |
| | | | |ия| | |
| | | | | | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9 |3 |,6 |80|6|3 |
|лет| | | | |,| |
|(вк| | | | |4| |
|люч| | | | | | |
|ите| | | | | | |
|льн| | | | | | |
|о) | | | | | | |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 | | |,0 |,3|2|5 |
| | | | | |6| |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 | | |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 | | | |2,|.| |
| | | | |5 |2| |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и | | |,6 |0,|3| |
|ста| | | |0 | | |
|рше| | | | | | |


По сравнению с предыдущим годом в большинстве отраслей наук (в 15 из 20)
отмечалось увеличение числа слушателей. Устойчивая положительная динамика
последних 10 лет сохранилась в 11 отраслях наук, включая ведущие отрасти
физико-математические технические и экономические где прирост составил
соответственно 2,8 % о 8,9 % и 7 %. Вместе с тем в последние два года
наблюдалось заметное уменьшение численности обучающихся в отраслях
сельскохозяйственных наук (в 2002 г-на 9%, в 2003 г - на 21,6%).
Важным аспектом деятельности аспирантуры является организация приема
специалистов. В 2003 г в аспирантуру было зачислено 1078 абитуриентов, из



___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.



них 94,1% поступили на обучение в аспирантуру высших учебных заведений.
Около 61% поступивших были приняты в аспирантуру из числа окончивших высшие
учебные заведения в этом же году. Как правило, в приеме на очную форму
обучения доля выпускников вузов бывает значительно выше в истекшем году она
составила 67,7%, что ниже прошлогоднего уровня на 1,7 п. п.
В аспирантуре нижегородских высших учебных заведений и научно-
исследовательских институтов специалистам предоставляется возможность
углубленно заниматься и совершенствовать знания по достаточно широкому
спектру наук. По числу обучающихся доминируют отрасли технических,
экономических и физико-математических наук, сохранившие свой удельный вес
на протяжении последних трех лет практически неизменным На конец 2003 г их
доля в общей численности аспирантов составила соответственно 18%, 17 и
10,8% (в 2002 г -18%, 17,3 и 11,4).
За последнее десятилетие прием в аспирантуру увеличился в 3,8 раза
Ежегодный рост численности приема по отношению к предыдущему году на
протяжении этого периода (за исключением 1995 г. когда в аспирантуру

было принято на 2,1% меньше предыдущего года) характеризовался
неравномерностью. Сравнительно высокий уровень этого показателя отмечался в
1994 г - 35,2%, в 1996 г - 42,9 и в 1999 г - 23.6%. Самые низкие темпы
приема наблюдались, как упомянуто выше, в 1995 и 2002 гг. - всего лишь
1,5%. В 2003 г. темпы роста приема также были невысокими, прошлогодний
уровень был превышен всего на 7,2 п. п.
В начале экономических преобразований происходила трансформация
приоритетов в структуре спроса специалистов высокой квалификации. В то
время наиболее востребованными оказались экономические специальности с
более высокой степенью дифференциации, адекватные потребностям рыночной
экономики. Однако в настоящее время наблюдается замедление темпов приема
аспирантов данной отрасли в 2002 г их число уменьшилось по сравнению с
предыдущим годом на 6,4%, в 2003 г рост составил лишь 5,1%. Вместе с тем в
общей численности приема аспиранты экономической и технической отраслей
наук прочно занимают наибольший удельный вес -соответственно 17,2 и 18,7%,
значительно опережая другие отрасли
Особое место в подготовке научных кадров занимают отрасли технических,
физико-математических, химических, биологических и других естественных
наук, имеющих стратегическое значение для развития научно-технического
потенциала страны. В Нижегородской области основная доля научных
исследований и разработок осуществляется именно в этих отраслях экономики,
поэтому приему и подготовке аспирантов соответствующих специальностей
придается большое значение. В общей численности приема в аспирантуру доля
зачисленных на обучение по специальностям технических и физико-
математических наук приведена выше, а доля зачисленных на специальности
химических и биологических наук составила соответственно 4 и 3,3%.
На конец 2003 г. аспиранты, принятые по прямым договорам с физическими и
юридическими лицами (то есть на условиях возмещения затрат по обучению),
составили 660 человек увеличившись в полтора раза по сравнению с предыдущим
годом Доля этой категории в общей численности аспирантов возросла с 15,9 до
21,6%
Не менее актуальным аспектом деятельности аспирантуры является выпуск
аспирантов по окончании срока обучения. На конец 2003 г. общая численность
выпускников составила 63% человек, что больше предыдущего года на 3 1%.
Непрерывный рост выпуска из аспирантуры обеспечивается в первую очередь
динамичностью выпуска вузовской аспирантур. По сравнению с предыдущим годом
чисто выпускников вузов возросло на 7,8%, сохранив неизменной долю в общем
выпуске (93,4%) В то же время крайней нестабильностью характеризуется
выпуск из аспирантуры научно исследовательских институтов. В истекшем году
численность выпускников снизилась в 1,4 раза, а годом раньше напротив
увеличилась в 1,3 раза. Скачкообразное изменение темпов сопровождало
выпуски аспирантов в НИИ все предшествующие годы.
Особенно обращает на себя внимание существенное снижение в истекшем году
интенсивности выпуска аспирантов. Уровень темпов роста численности
выпускников по сравнению с аналогичным показателем предыдущего
года упал на 26,3 п.п. Такая ситуация негативно повлияла на качественный
результат деятельности аспирантуры темпы роста выпуска к предыдущему году
стали заметно отставать от темпов роста численности аспирантов на конец
года 103,1% против 109,0%.
Вместе с тем в отдельные годы последнего десятилетия, а именно в 1997 г,
1999-2000 гг., 2002 г - отмечалось позитивное соотношение данных
показателей, то есть рост выпуска аспирантов опережал увеличение их
численности по сравнению с предыдущим годом Сравнительная характеристика
темпов роста численности и выпуска аспирантов по отношению к предыдущему
году за период 1994-2003 гг. приведена в таблице 21:
|Годы |Темпы роста численности|Темпы роста выпуска |
| |аспирантов |аспирантов |
|1994/1993 |120,3 |113,0 |
|1995/1994 |113,3 |100,5 |
|1996/1995 |123,1 |105,4 |
|1997/1996 |117,0 |128,4 |
|1998/1997 |117,1 |112,0 |
|1999/1998 |116,5 |130,1 |
|2000/1999 |117,3 |124,0 |
|2001/2000 |115,6 |105,8 |
|2002/2001 |107,9 |129,4 |
|2003/2002 |109,0 |103, I |



___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.56.



Существуют две причины, безусловно, влияющие на проблему потери
численности при выпуске из аспирантуры. Во-первых, это возрастающее с
каждым годом выбытие слушателей до окончания срока аспирантуры в 2000 г. -
126 человек, в 2001 г - 175, в 2002 г - 182, в 2003 г - 217 человек. В
численности выбытия за этот период отмечалась высокая доля слушателей
очного отделения аспирантуры - в пределах 65-71 %. Другой стороной этой
проблемы является ежегодный рост числа аспирантов, проходящих подготовку
свыше установленного срока за 2000-2003 гг., численность данной категории
увеличилась в 1,3 раза. Среди них в основном также были аспиранты очной
формы обучения, в 2003 г их доля составила около 72%.
В отраслях наук с наибольшим количеством обучающихся изменения в
численности выпускников по сравнению с предыдущим годом были
несущественными с не большим отклонением от среднего уровня в отрасти
технических наук отмечалось увеличение на 0,8%, физико-математических - на
5,1 % медицинских - на 2,7 %, и напротив, в отрасти экономических наук было
зафиксировано уменьшение на 3,1, юридических на 4,4 %.
Результативным завершением аспирантской подготовки является защита
диссертации в пределах срока аспирантуры.
В 2003 г. в численности общего выпуска диссертацию защитили 222 аспиранта,
среди них 74,8% окончили аспирантуру очного отделения. Если по сравнению с
предыдущим годом выпуск в целом увеличился лишь на 3,1%, то выпуск с
защитой диссертации на 13,8%, что является позитивным моментом в отличие от
прошлогоднего периода (справочно, в 2002 г. темпы роста выпуска 129,4%, в
том числе с защитой диссертации -125 8%)
За последнее десятилетие ежегодный выпуск с защитой кандидатской
диссертации в пределах срока аспирантской подготовки возрос в 5,3 раза,
опережая рост выпуска в целом и рост численности на конец года почти на 2
п.п. В этом периоде удельный вес защитившихся диссертантов в общей
численности выпуска варьировал от 23% в 1994 г до 35% в 2003 г, то есть в
истекшем году было зафиксировано наибольшее значение этого показателя.
В защите диссертаций преимущество оставалось за вузовской аспирантурой,
на их долю приходилась подавляющая часть выпускников завершивших обучение с
защитой диссертации в 2002 г - 97,9%, в 2003 г - 99,1%. В высших учебных
заведениях кандидатские диссертации защитили 37,1% численности выпуска
аспирантов. В научно-исследовательских институтах из 42 выпускников защита
состоялась лишь у двух (в отраслях физико-математических и медицинских
наук), что свидетельствует о низкой эффективности аспирантской подготовки в
этих организациях.
В выпуске аспирантуры последних лет отмечается низкая результативность
завершения аспирантской подготовки в отрасли физико-математических наук. В
2002 г. доля защитившихся составила в выпуске лишь 9% В истекшем году
результативность выпуска была повышена до 13 4% однако показатель остается
низким. Для сравнения, в отрасли технических наук удельный вес выпуска с
защитой диссертации достиг в истекшем году 31 6%, химических наук 29 6,
экономических наук 32 6%
Эффективность подготовки научных кадров и качество диссертационных работ
во многом зависят от уровня научного руководства. В 2003 г. подготовку
аспирантов осуществляли 1050 научных руководителей. Как и в предыдущем
периоде в среднем один руководитель являлся куратором трех аспирантов.
Профессорский преподавательский состав нижегородской аспирантуры
традиционно отличается высокой научной квалификацией и динамичным
развитием. Подавляющее большинство научных руководителей аспирантуры
(97,1%) имели ученую степень, в том числе, доктора наук 64,4% (в 2002 г.
66,2%), кандидата наук 32,7% (в 2002 г 30, 9%). По сравнению с предыдущим
годом чисто докторов наук увеличилось на 5,1% кандидатов наук на 14,3%.
Численность научных руководителей со степенью кандидатов и докторов наук
имеющих ученое звание характеризуется данными приведенными в таблице 31:
| | |2000 |2002 |2003 |
|Кандидаты наук, из них |доцента |187 |209 |247 |
|имеют ученое звание | | | | |
| |профессора |43 |45 |47 |
| |члена-корреспон|- |- |- |
| |дента | | | |
| |академика |- |3 |3 |
|Доктора наук, из них |доцента |36 |56 |68 |
|имеют ученое звание | | | | |
| |профессора |429 |516 |534 |
| |члена-корреспон|28 |26 |26 |
| |дента лондента | | | |
| |академика |37 |24 |24 |



В настоящее время за счет накопленного научного потенциала поддерживаются
существующие научные школы созданные учеными с мировым именем. Однако по
причине хронического недофинансирования техническая и технологическая база
многих научных учреждений не обновлялась в течение длительного времени в
результате этого ученые не имеют современного оборудования для проведения
исследований. Как правило, кадровая проблема также решается фрагментарно и
несистемно.
Известно, что за небольшой период аспирантской подготовки в науке
состояться невозможно. В то время как другие составляющие необходимые для
научной деятельности, могут быть созданы достаточно быстро, подготовка
исследовательских научных кадров требует длительного времени, даже



________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.57.

при благоприятных материальных условиях. Кроме того, в настоящее время
возникает необходимость более качественного приема в аспирантуру, так как
многие абитуриенты рассматривают обучение в аспирантуре как отсрочку от
службы в армии.
Для улучшения ситуации в научных организациях Нижегородской области
разработана концепция подготовки молодых специалистов, которая заключается
в сотрудничестве с базовыми высшими учебными заведениями г. Нижнего
Новгорода. В ряде научно-исследовательских институтов молодым научным
сотрудникам и аспирантам предоставляется возможность выбирать научных
руководителей, использовать оборудование для исследования по тематике
диссертационных работ. Вместе с тем, реальный выход из кризисной ситуации
возможен только при увеличении бюджетных расходов на науку и образование
выделения грантов для осуществления перспективных научных исследовании и
разработок на конкурсной основе.
Формирование необходимых мероприятий для совершенствования системы
подготовки научных кадров не обходимо рассматривать как элемент
государственной политики в развитии интеллектуального потенциала страны.

4.Построение прогнозной модели объекта
прогнозирования
К прогнозному фону мы отнесем низкое качество жизни и слабое экономическое
положение граждан, неприятие общественным мнением армии как института.

Период основания прогноза составляет 10 лет, но по некоторым
показателям данные представлены за меньший период.
Период упреждения 4 года. Мною выбран среднесрочный прогноз, так как период
основания должен быть примерно в три раза больше периода упреждения.
Для прогнозирования мы используем такие исследовательские методы или
методы экстраполяции, как расчет средней арифметической:
X=( Xi / n,
метод скользящей средней:
X= (((X1+X2)/2 +X3)/2+X4)/2 и т.д.
и индексный метод:
Ji=Xi+1/Xi, J=Ji/n-1, X1=X*J, X2=Xn*J/
Воспользуемся данными таблицы 2. Рассчитаем количество аспирантов в
2006/07 учебном году.
Метод средней арифметической:
X=115,71 % аспирантов.
Метод скользящей средней:
X= 110,58 % аспирантов.
Индексный метод:
J=1,1, X1=127,28 % аспирантов, X2= 119,9 % аспирантов.
А теперь из той же таблицы темпы роста выпуска аспирантов:
Метод средней арифметической:
X=115,17 % аспирантов.
Метод скользящей средней:
X= 111,45 % аспирантов.
Индексный метод:
J=0,8, X1= 115,97 % аспирантов, X2=82,48% аспирантов
Взяв данные из таблицы 3 рассчитаем квалификацию:
Метод средней арифметической:
X= 210,75 человек доцентов (кандидат наук).
Метод скользящей средней:
X= 224,13 доцентов (кандидат наук).
Индексный метод:
J=1,2, X1= 249,07 доцентов (кандидатов наук), X2 = 296,4 доцентов
(кандидат наук).
Метод средней арифметической:
X= 44,75 профессоров (кандидатов наук) .
Метод скользящей средней:
X= 45,62 профессоров (кандидатов наук).
Индексный метод:
J=1,04, X1= 46,7 профессоров (кандидатов наук), X2= 48,88 профессоров
(кандидатов наук).
Метод средней арифметической:
X= 3 академика (кандидатов наук) .
Метод скользящей средней:
X= 3 академика (кандидатов наук).
Индексный метод:
J=1, X1= 3 академика (кандидатов наук), X2= 3 академика (кандидатов
наук).
Метод средней арифметической:
X= 50,25 доцентов (докторов наук).
Метод скользящей средней:
X= 57,63 доцентов (докторов наук).
Индексный метод:
J=1,2, X1= 61,01 доцентов (докторов наук), X2= 81,6 доцентов (докторов
наук).
Метод средней арифметической:
X= 487,75 профессоров (докторов наук).
Метод скользящей средней:
X= 508,63 профессоров (докторов наук).
Индексный метод:
J=1,03, X1= 502,4 профессоров (докторов наук), X2=550,02 профессоров
(докторов наук).
Метод средней арифметической:
X= 26,8 членов-корреспондентов (докторов наук).
Метод скользящей средней:
X= 26,4 членов-корреспондентов (докторов наук).
Индексный метод:
J=1, X1= 26,8 членов-корреспондентов (докторов наук), X2= 26 членов-
корреспондентов (докторов наук).Метод средней арифметической:
X= 28,7 академика (докторов наук).
Метод скользящей средней:
X= 26,4 академика (докторов наук).
Индексный метод:
J=1, X1= 28,7 академика (докторов наук), X2= 24 академика (докторов наук).



Вывод

Осуществив прогноз различными методами, мы получили разные итоги.
Теперь о из полученных результатов мы выберем по одному на каждый
показатель в зависимости от того, благоприятными или нет окажутся условия в
2006 году, и предполагая, что существующая тенденция сохранится.
Таким образом, кратко подведем итоги:
- количество аспирантов в 2006/07 учебном году - 119,9 %.
- количество выпустившихся аспирантов в 2006/07 учебном году - 82,48%.
Кандидаты наук:
- Количество доцентов в 2006/07 учебном году - 296,4 человек.
- Количество профессоров в 2006/07 учебном году – 48,88 человек.
- Количество академиков 2006/07 учебном году – 3 человека.
Доктора наук:
- Количество доцентов в 2006/07 учебном году – 81,6 человек.
- Количество профессоров в 2006/07 учебном году – 550,02 человек.
- Количество академиков 2006/07 учебном году – 24 человека.
- Количество членов-корреспондентов 2006/07 учебном году – 24
человека.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при сохранении
существующих тенденций весь профессиональный преподавательский состав
может попасть на «грань вымирания», что, конечно же, скажется на
развитии общества.

Почему же так происходит? Существует ряд причин внешней среды, которые
диктуют нам свои правила. В настоящее время за счет накопленного научного
потенциала поддерживаются существующие научные школы созданные учеными с
мировым именем. Однако по причине хронического недофинансирования
техническая и технологическая база многих научных учреждений не обновлялась
в течение длительного времени в результате этого ученые не имеют
современного оборудования для проведения исследований. Как правило,
кадровая проблема также решается фрагментарно и несистемно.
Известно, что за небольшой период аспирантской подготовки в науке
состояться невозможно. В то время как другие составляющие необходимые для
научной деятельности, могут быть созданы достаточно быстро, подготовка
исследовательских научных кадров требует длительного времени, даже при
благоприятных материальных условиях. Кроме того, в настоящее время
возникает необходимость более качественного приема в аспирантуру, так как
многие абитуриенты рассматривают обучение в аспирантуре как отсрочку от
службы в армии.


Библиография


1. Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в Нижегородской
области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.56-59.

2. Основы социального прогнозирования: Учебное пособие/ под. Ред.
А.В.Клюева. – СПб.: Изд-во, 2002. – 246 с.






Реферат на тему: Программа социологического исследования

Министерство экономического развития и торговли РФ
Российский государственный торгово-экономический университет

Кафедра социологии



Программа социологического исследования на тему:
«Выбор места отдыха в зависимости от социального положения»


Автор: Стромская Ольга Павловна
студентка 2 курса
ФРГБиТ , 23 гр.
Научный руководитель:
Шульгин
Вячеслав Иванович



[pic] [pic] [pic]



Москва 2003
Содержание программы:

1. Методологический раздел программы.
1.1. Обоснование актуальности.
1.2. Проблемность ситуации.
1.3. Научная разработанность.
1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.
1.5. Цель исследования.
1.6. Задачи исследования.
1.7. Предмет исследования.
1.8. Объект исследования.
1.9. Гипотезы.

2. Методический раздел программы.
2.1. Методы сбора первичной социологической информации.
2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.
2.3. Характеристика инструментария.
2.4. Выборка.
2.5. Метод обработки эмпирических данных.
2.6. Практическая значимость исследования.
Приложения:
2.7. Анкета.
2.8. Рабочий план проведения исследования.
2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.



1. Методологический раздел программы.

1.1. Обоснование актуальности.
Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места
туристского назначения. Разнообразие туристских мотивов содержит в себе
различные виды туристских поездок и предполагает многочисленные возможности
появления новых мест туристского назначения. Диверсификация образа жизни
создает богатый спектр мотивов к путешествию, что, в свою очередь,
определяет появление новых мест туристского назначения.
Таким образом, понимание и использование туристских мотивов, знание
различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского
продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского
предприятия, продвижения туристского направления. Практическая значимость
выявления, изучения и использования мотивационных аспектов в сфере туризма
очевидна. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы,
способствующие привлечению потенциального туриста и придания ему статуса
постоянного, и в конечном итоге воздействовать на характер и объем
туристского спроса и сбыта.

1.2 Проблемность ситуации.
В настоящее время выбор места отдыха очень сильно зависит от дохода
путешественника. Например, люди с низким доходом не могут себе позволить
поехать во время отдыха в отдаленные уголки мира из-за высокой стоимости
авиабилетов, а те, кто имеет достаточно средств на оплату любой
туристической поездки, вынуждены отдыхать в низкокомфортабельных условиях
из-за ограниченности возможностей туристического агентства. В связи этим
необходима упорядоченная информация о возможностях и желаниях потенциальных
туристов, для оптимального сочетания этих двух аспектов.

1.3. Научная разработанность.
Разработанность данной проблемы в России достаточно высока, особенно в
Москве. С введением во многие вузы такой специальности как туризм, возросло
и количество учебников, написанных по данному предмету. Практически в
каждом из них освещаются факторы, влияющие на выбор туристом места
назначения, зависимость активности отдыха от возраста и прочих социальных
показателей. Кроме того, каждая фирма, занимающаяся туристической
деятельностью, уделяет большое внимание проведению различных опросов,
путем анкетирования клиентов в офисах, а также посредством Интернета. Ну и
конечно же существует множество специализированных журналов ( «Отель», «5
звезд», «Турифо» и др.), которые по заказу или по собственной инициативе
проводят опросы и составляют рейтинги популярных стран, курортов, отелей и
т.д.

1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.
Социальное положение – место, положение, статус индивида или социальной
группы в социальной структуре.

Социальный статус – 1. соотносительная позиция индивида или группы,
определяемая (экономическое положение, профессия, квалификация,
образование и т.п.), (пол, возраст), а также престижем и . 2. Совокупность
прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанная с выполнением
или определением социальной роли.

Экономический статус – позиция, положение индивида (группы, организации
и т.п.), определяющиеся с точки зрения размера или источника дохода,
величины собственности, стандарта благосостояния.

Профессия – устойчивый и относительно широкий вид трудовой
деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную
совокупность теоретических знаний, практического опыта, трудовых навыков и
определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

Квалификация – степень и вид профессиональной обученности работника,
совокупность его знаний, умений и навыков, поведенческих и мотивационных
установок, необходимых для выполнения им определенной работы.

Образование – 1. совокупность систематизированных знаний, умений и
навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в
специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний
различают начальное, основное, среднее, высшее образование, общее и
специальное (профессиональное); по содержанию – техническое, гуманитарное,
естественнонаучное, социальное. Образование – один из показателей
социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства
социальной структуры общества. 2. социальный институт, выполняющий функции
подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности
общества, приобщения его к культуре данного общества.

Пол – 1. совокупность морфологических и физиологических особенностей.
2. комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих
характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус
мужчины или женщины.

Возраст – отмеченный относительными хронологическими границами период в
физиологическом, психологическом и социальном развитии человека (раннее
детство, дошкольный возраст, подростковый возраст и др.)

Социальный престиж – сравнительная оценка общностью или группой и ее
членами значимости различных социальных объектов на основе определенной
системы ценностей.

Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих
в социальной системе индивидов, в зависимости от их статуса или позиции и
само поведение, реализующее эти нормы.

Отдых – состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает
утомление и способствует восстановлению работоспособности.

1.5. Цель исследования.
Найти зависимость между социальными факторами и выбором места отдыха
для дальнейшего практического применения в трудовой деятельности
экономистом-менеджером по туризму.

1.6. Задачи исследования.
1) выявить основные факторы, влияющие на выбор туриста относительно места
назначения;
2) узнать обстоятельства, препятствующие путешествию;
3) выяснить предпочтения на основе предыдущих поездок опрашиваемых;
4) найти зависимость выбора места отдыха от социального положения;


1.7. Предмет исследования.
Предмет исследования – факторы, влияющие на выбор места отдыха
представителями различных социальных групп. Принято выделять доминирующие и
побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными
возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс
принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.
- возраст;
- образование;
- социальная принадлежность;
- менталитет;
- конфессия;
- доход;
- семейное положение;
- работа;
- отпуск;
- здоровье;
- численность туристской группы;
- географическое направление;
- сезонность;
- активность



1.8. Объект исследования.
Объектом исследования являются различные слои населения города Москвы,
которые отдают предпочтение проведению отдыха вне дома.

1.9. Гипотезы.
Основным фактором, влияющим на выбор места отдыха, является
экономическое положение индивида. В меньшей степени такие факторы, как
возраст, образование, наличие свободного времени, семейное положение и
здоровье.
Обстоятельства, препятствующие путешествию - это отсутствие
заграничного паспорта, ограничения по здоровью, дефицит времени, жизненный
цикл семьи, дефицит интереса, страх и безопасность.

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.
При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из
которых имеет по две основные разновидности:
. опрос – анкетирование и интервьюирование;
. анализ документов – качественный и количественный анализ;
. наблюдение – невключенное и включенное;
. эксперимент – контролируемый и неконтролируемый.
В данном социологическом исследовании будет использоваться анкетирование.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.
Исследование будет проводиться в центре Москвы. В наиболее людных местах
будут раздаваться анкеты и заполняться на местах (оборудованных столами,
стульями и ручками).
Даты: 19,20 декабря 2003 года, с 12-00 до20-00.
Инструментарий: анкета.

2.3. Характеристика инструментария.
Всего в анкете 23 вопроса, в том числе:
1. По содержанию:
1) о личности респондента – 8 (2- 7, 9, 10);
2) о фактах сознания – 9 (1, 13- 19, 22);
3) о фактах поведения – 6 (8, 11, 12, 20, 21, 23).
2. По форме:
1) закрытые
. альтернативные – 10 (1, 2, 4-8, 18,20,21);
. неальтернативные – 1 (17).
2) полузакрытые – 8 (3, 10, 11, 12, 14, 16, 19, 22);
3) открытые – 2 (9, 23).
3. По оформлению:
1) табличные – 2 (13,15);
2) линейные – 21 (1-12,14, 16-23).
4. Вопросы-фильтры – 4 (3, 5, 10, 18).

2.4. Выборка.

|Объем выборки |Тип выборки |Единица |География |
| | |наблюдения | |
|1200 |стихийная |респондент |центр Москвы |


2.5. Метод обработки эмпирических данных.
В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки
эмпирических данных.

2.6. Практическая значимость исследования
Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение.
Обработанные данные могут быть применены как уже действующими
туристическими фирмами для дальнейшего развития отдельных направлений или
разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания; так и
агентствами только собирающимися начать заниматься туристским бизнесом.
Кроме того, результаты исследования могут показать, что необходимо
активнее развивать внутренний туризм в Российской Федерации.
Приложение 1.
АНКЕТА
«Ваш выбор места отдыха».

Уважаемый участник исследования!
Просим Вас принять участие в опросе, с целью выявления зависимости выбора
места отдыха от социального положения. Данное исследование проводится
студенткой РГТЭУ.
Техника заполнения анкеты: обвести выбранный ответ(ы) в кружок.
Анонимность гарантируется, все данные будут опубликованы в общем виде.

Заранее благодарю за участие!

Автор: Стромская О.П.
1. Какой из этих рисунков наиболее соответствует Вашему настроению на
данный момент?
[pic]
1. 2. 3. 4. 5.

2. Ваш возраст.

а) младше 17
б) от 18 до 24
в) от 25 до 35
г) от 36 до 55
д) старше 55.

3. Ваш род деятельности.

а) школьник
б) студент
в) работаю
г) безработный
д) пенсионер
Если ваш ответ в), г), д), укажите профессию
.

4. Ваш пол.

а) мужской
б) женский

5. Ваше образование.

а) начальное
б) среднее
в) среднее специальное
г) высшее
д) 2 и более высших
Если Ваш ответ а),б) переходите к вопросу №7

6.По содержанию Ваше образование:

а) техническое
б) гуманитарное
в) естественнонаучное
г) социальное

7. Как бы Вы оценили экономическое положение Вашей семьи.

а) нам хватает только на еду и одежду
б) если некоторое время экономить, мы сможем купить недорогую бытовую
технику
в) у нас есть необходимая бытовая техника, но покупку машины мы себе пока
позволить не можем
д) если возникнет необходимость, мы сможем купить квартиру
г) у нас высокий доход, но характеризовать его я отказываюсь.

8. Выберете ответ, который лучше отражает, сколько времени в году вы обычно
отдыхаете.

а) в соответствии с каникулами
б) мой отпуск 1 месяц, но я не могу взять его весь сразу, особенно летом
в) мой отпуск 1 месяц и я могу взять его весь сразу
г) фактически получается только 2 недели
д) более 1 месяца

9. Ваше семейное положение.

(укажите)



10. У Вас есть дети?

а) нет
б) да, (укажите сколько)
Если Вы ответили Нет, переходите к вопросу №12

11. Где обычно отдыхают Ваши дети?

а) в Москве
б) на даче или в деревне
в) в оздоровительных лагерях
г) на юге России
д) за границей
е) другое (укажите)

12. Где вы провели Ваш последний отпуск(каникулы)

а) в России
б) за границей в
(укажите страну и город)

13. Как вы оцениваете качество туристского бизнеса в Москве?

|Вид фирмы |Отлично |Хорошо |Удовл-но |Плохо |Не знаю |
|государственная |5 |4 |3 |2 |1 |
|частная |5 |4 |3 |2 |1 |


14. Каковы Ваши цели путешествия чаще всего?

а) отдых, досуг, развлечение
б) познание
в) спорт и его сопровождение
г) паломничество
д) деловые цели
е) гостевые цели
ж) другое (укажите)



15. Если вы едете отдыхать за границу, что для Вас будет важнее всего?

|Вид отдыха |Очень важно |Не самое главное |Не важно |
|Позагорать и покупаться|3 |2 |1 |
|Шоппинг |3 |2 |1 |
|Экскурсии, знакомство с|3 |2 |1 |
|местной культурой | | | |
|Развлечения в отеле |3 |2 |1 |
|Оздоровительные |3 |2 |1 |
|процедуры | | | |
|обучение |3 |2 |1 |



16. Где Вы собираетесь провести Ваш следующий отпуск (каникулы)?
а) дома
б) посетить другие города России
в) в доме отдыха/ санатории/ лагере на территории России
г) за границей, в Европе
д) за границей, в Турции или Египте
е) другое (укажите)

17. Выберете две основные причины, по которым вы не можете путешествовать.

а) стоимость турпродукта
б) дефицит времени
в) ограничения по здоровью
г) жизненный цикл семьи
д) страх и безопасность
е) мне ничто не мешает

18. Исповедуете ли Вы какую-нибудь религию?

а) нет
б) да
Если Вы ответили нет, переходите к вопросу №21



19. Какую религию Вы исповедуете?

а) христианство
б) буддизм
в) ислам
г) другую (укажите)

20. Совершали ли Вы когда-нибудь паломничество?

а) нет, никогда
б) нет, но собираюсь
в) да, однажды
г) да, неоднократно

21. Какую сумму Вы обычно тратите на отдых за год (Ваши родители платят за
Вас)?

а) до 100у.е.
б) 100-500у.е.
в) 500-1000у.е.
г) более 1000 у.е.

22. Какая группа стран представляет для Вас наибольший интерес?

а) Европа
б) Северная Америка
в) Центральная и Южная Америка
г) Турция и Египет
д) острова Индийского океана
е) другое (укажите)

23. Какими языками Вы владеете?

1. .
2. .
3 .

Большое спасибо за оказанную помощь в проведении
данного социологического исследования!
Приложение 2.
Рабочий план проведения исследования.

|Наименование мероприятий |Сроки |Ответственный |
| |исполнения | |
|Заключение договора с заказчиком |01.11 - 02.11|Стромская О.П. |
|Расчет финансовой стоимости |03.11 – 04.11|Стромская О.П. |
|исследования | | |
|Разработка программы КСИ |05.11 – 10.11|Стромская О.П. |
|Разработка инструментария |11.11 – 12.11|Стромская О.П. |
|Разработка инструкций для организаторов|13.11 – 16.11|Стромская О.П. |
|и анкетеров | | |
|Тиражирование инструментария |17.11 -18.11 |Стромская О.П. |
|Инструктаж организаторов и анкетеров |19.11 – 22.11|Стромская О.П. |
|Полевое исследование |23.11 – 27.11|Стромская О.П. |
|Сбор, обработка и подготовка анкет |28.11 – 04.12|Стромская О.П. |
|Анализ полученной информации, её |05.12 – 09.12|Стромская О.П. |
|обобщение и отображение | | |
|Подготовка аналитических записок и |10.12 - 12.12|Стромская О.П. |
|отчетов | | |
|Презентации и внедрение итогов |13.12 - 16.12|Стромская О.П. |
|исследования в практику | | |



Приложение 3.
Библиография.
1. Квартальнов В.А., Туризм, Финансы и статистика, Москва, 2001
2. Кравченко А.И., Социология для экономистов, Юнити,М.,2001
3. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь, ИНФА*М-НОРМА,
Москва, 1998
3. Аналитический раздел.
1. Зависимость выбора вида отдыха от возраста (в %).
(Считается в соответствии с вопросом№15, принимая во внимание только
колонку «очень важно»)

| | |
|Возраст | | | | | |
|Вид отдыха | | | | | |
|Позагорать и покупаться| | | | | |
|Шоппинг | | | | | |
|Экскурсии, знакомство с| | | | | |
|местной культурой | | | | | |
|Развлечения в отеле | | | | | |
|Оздоровительные | | | | | |
|процедуры | | | | | |
|обучение | | | | | |

2. Барьеры к путешествию в зависимости от длины отпуска (в%).

| |каникулы |1месяц (по |1 месяц |Фактически 2 |Более 1 |
|длина | |частям) | |недели |месяца |
|барьер | | | | | |
|стоимость | | | | | |
|турпродукта | | | | | |
|дефицит | | | | | |
|времени | | | | | |
|ограничения | | | | | |
|по здоровью | | | | | |
|жизненный | | | | | |
|цикл семьи | | | | | |
|страх и | | | | | |
|безопасность | | | | | |

3. Зависимость места отдыха детей от дохода.
(В соответствии с вопросом №7:
. ответы а) и б) – низкий доход;
. ответ в) – средний доход;
. ответы г) и д) – высокий доход.)

| |низкий |средний |высокий |
|Доход | | | |
|Место отдыха | | | |
|в Москве | | | |
|на даче или в деревне | | | |
|в оздоровительных лагерях| | | |
|на юге России | | | |
|за границей | | | |
|другое | | | |

4. Цели отдыха в зависимости от рода деятельности.

|Род деят-ти |школьник |студент|работаю |безработный |пенсионер |
|Цель отдыха | | | | | |
|отдых, досуг, | | | | | |
|развлечение | | | | | |
|познание | | | | | |
|спорт и его | | | | | |
|сопровождение | | | | | |
|паломничество | | | | | |
|деловые цели | | | | | |
|гостевые цели | | | | | |

5. Выбор направления в зависимости от образования.
|Образование |начальное |среднее |среднее |высшее |2 и более |
|Направление | | |специальное | |высших |
|Европа | | | | | |
|Северная Америка | | | | | |
|Центральная и | | | | | |
|Южная Америка | | | | | |
|Турция и Египет | | | | | |
|Острова Индийского| | | | | |
|океана | | | | | |
|Другое | | | | | |





Новинки рефератов ::

Реферат: Ответственность за должностные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Социальная роль маргиналов (Социология)


Реферат: Амортизация основных фондов (Аудит)


Реферат: Безопасность Работы в Сети Интернет (Программирование)


Реферат: Постановка, настройка и исследование абонентского программного обеспечения сети Internet (Программирование)


Реферат: Колективний договір (Право)


Реферат: MS Windows (Компьютеры)


Реферат: Контрольная по измерению (Социология)


Реферат: Статусы кабинета министров Украины (Теория государства и права)


Реферат: Проектирование сварочно-наплавочного участка ЦРМ хозяйства (АО) (Предпринимательство)


Реферат: Конфликты в педагогическом общении (Педагогика)


Реферат: Перспективы цифрового видео (Компьютеры)


Реферат: Буддизм (Искусство и культура)


Реферат: Шпоры по культурологии, архитектура (Культурология)


Реферат: История украинской журналистики (Литература)


Реферат: Театр Островского (Искусство и культура)


Реферат: Николай II (История)


Реферат: Классификация компьютерных вирусов. (Программирование)


Реферат: КУЛЬТУРА И БЫТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Примерно 2000 лет д.н.э., Греция, о-в Крит) (История)


Реферат: Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист