GeoSELECT.ru



История / Реферат: История города Ростова (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История города Ростова (История)


ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА


Ярославский филиал Международной Академии Туризма
Автор: Докучаев К.Г. группа «Турне»

ПЛАН

1. Герб
2. Летопись
3. Страницы истории
4. Культурно-исторический очерк
5. История археологического изучения
6. Карта города
7. Использованный материал

ГЕРБ

"В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя".

Высочайше утвержден 31.8.1778.



Летопись

|[pic] |
|Икона |
|Ростовские |
|святые и |
|Сергий |
|Радонежский |
|(XV в.) |
|[pic] |
|Картина Г. |
|Пасько "Ростов|
|Великий" |


862 г. - Первое упоминание в летописи.

X в. - начало XI в. - Входит в состав Ростово-Суздальского княжества. 1054
г. - Ростово-Суздальская земля составляет владения киевского князя
Всеволода Ярославича.

1071 г. - Неурожай и голод в Ростово-Суздальской земле. Восстание смердов,
отмеченное в летописи.

1113 - 1125 гг. - Ростово-Суздальское княжество - удел киевского князя
Владимира Мономаха.

1125 - 1157 гг. - Княжение Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле.
Юрий Долгорукий - первый независимый ростовский князь.

1186 - 1219 гг. - Княжение Константина Всеволодовича. Расцвет политической
и культурной жизни.

1207 г. - Центр самостоятельного княжества.

Особого расцвета достигает в княжение Константина Всеволодовича (1186 -
1219 гг.)

1237 г. - Взят татаро-монголами.

1238 г. - Бой на реке Сить с татаро-монголами.

1262 г. - Восстание против золотоордынцев.

1474 г. - Крупнейший церковный центр Московского государства.

1589 - 1590 гг. - Ростов - резиденция Ростовских митрополитов.

Получение Ростовскими епископами титула митрополитов.

1609 г. - Польско-Литовская интервенция. Разорение города.

1631 - 1633 гг. - Восстановление Ростова. Строительство земляных валов,
кремля и каменных посадских церквей.

1652 г. - Иона Сысоевич становится митрополитом Ростовским. Возведение
ансамбля Ростовского кремля - резиденции митрополита.

1778 г. - Утверждение герба города.

1788 г. - Перенесение митрополии в Ярославль. Потеря Ростовом значения
религиозного центра. Ветшание кремля.

1796 г. - Ростов - уездный город Ярославской губернии. Формирование
крупного торгово-ярмарочного центра. Развитие самобытного промысла
миниатюрной живописи по эмали (финифть). Развитие первых промышленных
мануфактур.

XIX в. (первая половина) - Присуждение Ростовской ярмарке третьего места по
размаху торговли.

1870 г. - Проложена железная дорога между Москвой и Ростовом.

Рождение кофе-цикорного и паточного заводов.

1878 г. - Льнопрядильная фабрика ростовского купца Кекина. Самое крупное
предприятие города - "Ростовская льняная мануфактура" или "Рольма".

1883 г. - Открытие музея церковных древностей.

1918 г. - Установление советской власти. Рождение артели по производству
финифти. Открытие школы для обучения детей ремеслу.

1936 г. - Образование Ярославской области. Ростов включен в ее состав.

1958 г. - Присуждение большой золотой медали на международной выставке в
Брюсселе артели по производству финифти.

1960 г. - Преобразование артели в фабрику "Ростовская финифть".

1970 г. - Ростов - город-заповедник.

Создание Ростово-Ярославского историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника на базе краеведческого музея.

Страницы истории

Город Ростов вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени
меря. Легенда утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город
в свою честь. Так или иначе, годом основания Ростова считается первое
упоминание о нем в летописях ("повесть временных лет") под 862 годом.
Летописи также рассказывают об участии ростовцев в походах князя Олега на
вражеские города Киев /882/ и Царьград /907/. Примерно в это же время в
городе появляется и славянское население.
В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром
Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил
здесь до 1010 года. Находящийся в 60 км к северу от Ростова Ярославль, был
основан Ярославом и назван в его честь.
В 989 году в Ростове решили ввести христианство. В воды озера Неро согнали
все население города и разбили его на группы по 10-15 человек. Специально
приглашенные византийские священники плавали на лодках между группами и
крестили жителей, давая им одно имя на группу. Еще много лет население
противилось нововведениям, поднимало восстания, восстанавливало свои капища
Велесу и Яриле. Так, в 1071 году был убит первый ростовский епископ
Леонтий. В 1073 году Ян Вышатич из Киева подавил последнее из восстаний.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Ростов вместе с Переславлем и
прочими входит во владения Всеволода, а затем Владимира Мономаха. Город
находится на вторых ролях, управляют им наместники, назначаемые из
Владимира.
В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под
названием Москва...
С 1207 года Ростов - столица независимого княжества. В 1216 году в него
входили Ярославль, Углич, Белоозеро, Устюг. Однако уже в 1219 году
княжество разделилось на три части - Ростовское, Ярославское и Угличское.
Ростовцы активно воюют со своими соседями, однако в 1238 году монголо-
татары накрыли своими полчищами сразу всех. Ростовский князь и его дружина
погибли в битве на реке Сить, город был захвачен и сожжен.
К 1320 году княжество было настолько сильно раздроблено, что удельным
князьям уже не хватало отдельных городов. Ростов был поделен на две части -
восточную и западную. Таким образом, им правило сразу два князя.
В ходу даже была поговорка: "В Ростовской земле князь в каждом селе".
Мелкие княжества постепенно заглатывались Москвой, которая в своих
интересах пользовалась поддержкой монголо-татар. В 1322 объединенные татаро-
московские силы (Юрий Данилович из Москвы и посол татарский Ахмыл) нанесли
серьезный урон Ростову, истребив большое количество живой силы, а в 1339
году Иван Калита, борясь с Тверью, заодно захватил Ростов, который занимал
протверскую позицию.
В 1474 году Иван III купил последний удел Ростовского княжества, положив
конец истории независимости города.
Некоторое время Ростов оставался процветающим городом, через него проходил
торговый путь на север в Ярославль, Вологду, Кириллов, Архангельск, Великий
Устюг. В начале XVII века Ростов был взят польско-литовскими захватчиками
/1608/. При этом горожане, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым, оказали
героическое сопротивление. Последним их оплотом стал Успенский собор
(композиционно связаный со стенами и башнями Ростовского кремля), внутри
которого осажденные продолжали сражаться, пока не были истреблены. Предание
утверждает, что воевали даже женщины, одна из которых, княгиня Мария
Лобанова, убила предводителя нападавших пана Заборовского и союзника
поляков ярославского князя Ивана Шамина. Город был сожжен и разрушен.
В 1612 Ростов освобожден войсками Минина и Пожарского. До 1788 года в
городе ведется бурное строительство, он растет и богатеет, являясь центром
митрополии. В 1788 году митрополиты переезжают в Ярославль. С этих пор
начинается упадок города.
Сильный урон нанесли городу годы коммунистического правления. Многие церкви
были порушены и пришли в запустение. В тридцатых годах Успенский собор был
закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм
возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные
богослужения в соборе уже возобновлены (как в летнем храме - с мая по
октябрь), до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко...
Однако, можно сказать, что судьба была благосклонна к Ростову. Центр города
оказался не тронут, крупная промышленность и комсомольские стройки обошли
его стороной.
Сегодня мы видим тихий, умиротворенный город, где рядом с величественным
кремлем может прогуливаться обычная корова...

Культурно-исторический очерк

Впервые Ростов упоминается в древнерусской летописи "Повести временных лет"
под 862 годом, однако земли возле озера Неро были заселены еще в
доисторические времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В
конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и
новгородцы. Тогда же, видимо, возникает на берегу озера мерянско-славянское
поселение Ростов, ставшее уже в X веке одним из самых больших городов на
северо-востоке древнерусского государства. Ростовская дружина воеводы
Потани участвовала в удачных походах киевского князя Олега к Царьграду
(907, 911 гг.). Олег требовал от Византии дани "на Ростов", и город получал
ее.
В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром
Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил
здесь до 1010 года и в это время основал Ярославль для защиты Ростова со
стороны Волги.
После смерти Ярослава в 1054 году при разделе Руси между его детьми Ростов
достался князю Всеволоду как придача к южному Переславлю.
Удаленная от Киева земля крепко держалась за старые обычаи: новая
христианская религия с трудом завоевывала в этих местах позиции. Первый
ростовский епископ Леонтий в 1071 году был убит приверженниками язычества.
Однако и здесь христианство постепенно набирало силу. Строились первые
храмы, сначала деревянные. Успенский собор Никоновская летопись называет
"чудным и зело преудивленным".
Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нем
княжество расширилось, а Ростов получил название - Великий. Однако,
опасаясь козней ростовских бояр, Юрий избрал себе местожительством Суздаль,
поэтому княжество именовалось Ростово- Суздальским. После Юрия княжил его
сын Андрей Боголюбский, сделавший столицей город Владимир. При нем в
Ростове вместо сгоревшего в 1160 году дубового Успенского собора был
построен каменный (1161-1162). После смерти Андрея в период княжеских
междуусобиц Ростов и Владимир боролись за первенство, что нередко приводило
к военным столкновениям.
К первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни города. При
князе Константине Всеволодовиче в 1216 году становится столицей отдельного
княжества, включавшего кроме Ростова, Ярославль, Углич, Бело озеро, Устюг.
В городе возобновляется каменное строительство: в 1213 году заложен новый
Успенский собор, в 1215 году - церковь Бориса и Глеба на княжеском дворе.
Князь Константин был покровителем наук и искусств. Библиофилом был и его
современник епископ Кирилл, часть замечательной библиотеки которого
сохранилась до наших дней, кроме того, сохранилась и летопись, ведшаяся при
епископской кафедре.
В 1238 году Ростов был захвачен войсками хана Батыя.
В XIV веке шло объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья,
начиная с Ивана Калиты, постоянно присоединяли к своим владениям и
ростовские земли. Этот процесс был завершен в 1474 году при Иване III.
Однако, потеряв политическое значение, Ростов еще долго оставался одним из
религиозных центров Руси.
В это время в городе продолжает развиваться своя живописная школа. С
ростовской епархией связана жизнь и деятельность великого художника второй
половины XV - начала XVI века - Дионисия. При кафедре продолжалось
летописание, до нас дошло несколько владычных летописей XV века. Особой
славой пользовались библиотеки Ростова, крупнейшая из которых находилась в
Григорьевском монастыре.
Конец XV - первая половина XVI века - время расцвета ростовской
архитектурной школы. Ростовские каменщики в этот период строят во всех
концах обширной епархии - от Переславля до Белоозера. Одним из лучших
мастеров был Григорий Борисов (Борисоглебский монастырь, Данилов
монастырь...).
В конце XVI века ростовские епископы получили титул митрополитов. В городе
в те времена шло строительство церковных и гражданских зданий.
Предположительно в это время был сооружен и дошедший до нас Успенский
собор.
Через Ростов проходил торговый путь, соединявший Москву с северными
городами и Белым морем, что способствовало развитию торговли. Значительную
роль играла ростовская ярмарка. В XVI веке во времена Ивана Грозного здесь
был построен Гостиный двор. Царь не раз бывал в Ростове, город был взят в
"опричнину", он стал владением, принадлежащим лично царю.
В 1554 году в Авраамиевском монастыре по указанию Грозного и на средства
государственной казны строится Богоявленский собор. Как и храм Василия
Блаженного в Москве, это памятник в честь взятия Казани. Вскоре в центре
города строится церковь Вознесения, более известная как церковь Исидора
Блаженного, сооружаются княжьи терема и Красная палата.
Во время польской интервенции отряды "тушинского вора" - Лжедмитрия II под
предводительством Сапеги и Лисовского в октябре 1608 года после
ожесточенного боя ворвались в город и разрушили его. Ими был взят и
разграблен Успенский собор, похищены драгоценности. Был схвачен и
митрополит Филарет Никитич Романов - в будущем патриарх русской церкви, сын
которого Михаил в 1613 году стал первым русским царем из династии
Романовых.
Через некоторое время Ростов стал восстанавливаться. В 1631-1633 гг. вокруг
города построили земляные валы длиной 2,7 км и высотой более 9 м. Во второй
половине XVII века в Ростове широко строятся каменные храмы, монастыри,
гражданские здания. Митрополит Иона Сысоевич развернул грандиозное
возведение Ростовского кремля. Строительство, начатое в 70-х годах XVII
века, продолжалось 30 лет.
Кроме кремля в Ростове и его окрестностях представляют интерес и другие
памятники старины: Авраамиев и Спасо-Яковлевский монастыри, колокольня села
Поречье-Рыбное, деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне.
На весь мир знамениты ростовские колокола. Если кремль считается первым
чудом Ростова, звоны - вторым, то третье чудо, безусловно, финифть -
искусство письма по эмали.
Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают
значимость, другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу.
Ростов Великий или, как его еще именуют, Ростов Ярославский - один из
древнейших русских городов. Он старше Москвы почти на 300 лет, ровесник
Киева и Новгорода. Ростов на озере Неро упоминается в "Повести временных
лет" под 862 годом, когда на Русь был призван родоначальник династии
русских князей - Рюрик.
Уже с XII века город именовался Великим. Такое поименование означало не
размер города, а величину светской и духовной власти, сосредоточенной в
одном месте. Со времени утверждения на русской земле христианства и до
конца XVIII века Ростов являлся центром епархии.
В истории города отразились и яркие страницы, и трагические события. Был он
столицей Залесья, потом - центром удельного княжества. В XIII веке захвачен
монголо-татарами, в XVI веке взят в опричнину Иваном Грозным, а в начале
XVII века разорен польско-литовскими интервентами. Особенно много сделал
для города при его восстановлении митрополит Иона Сысоевич. При нем была
возведена резиденция Ростовских митрополитов, которую с XIX века стали
именовать Ростовским Кремлем. С его легкой руки прямо здесь отливались
колокола.
Архитектурный ансамбль Ростовского кремля строился около 30 лет и дошел до
нашего времени во всей своей величавой красе. Многообразию архитектурных
форм вторит колокольный звон. Ростовские звоны славились по всей Руси. Они
имели свои специальные названия: Егорьевский, Акимовский, Ионофанский.
Самый торжественный - ионический. Этими звонами восхищались французский
композитор Гектор Берлиоз и русский певец Федор Шаляпин. И сегодняшние
посетители Ростовского кремля могут послушать мелодичное звучание русских
колоколов.
Ростовский кремль
В настоящее время в архитектурном ансамбле города доминирует уникальный
комплекс Ростовского кремля (1670-1683 гг.). К крепостной стене кремля
примыкает городская площадь с величественным пятиглавым Успенским собором
(1589 год), где почивают мощи ростовского князя Василька, трагически
погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сити. Рядом с храмом -
четырехглавая звонница с пятнадцатью знаменитыми ростовскими колоколами,
отлитыми на протяжении XVII-XIX веков (в их числе колокола "Сысой",
"Полиелей", "Лебедь").
В кремле, вокруг главного двора с прудом в центре, сосредоточены основные
церковные, административные, жилые и хозяйственные постройки, соединенные
арочными переходами: Красная палата ("Хоромы для пришествия великих
государей"), Белая палата с домовой церковью Спаса на Сенях и Княжьими
теремами, трехэтажный Самуилов корпус и другие сооружения. Нигде, кроме
Ростова, не встретишь доведенных до такого совершенства надвратных храмов.
По стенам кремля можно, не сходя на землю, не только пройти во все храмы,
но и обойти другие строения: настоящая средневековая крепость. Здесь
снималась знаменитая сцена погони из кинокомедии "Иван Васильевич меняет
профессию". Сейчас в кремле располагается Государственный музей-заповедник
"Ростовский кремль".
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен со стороны въезда из
Москвы. Основан в XIV веке ростовским епископом Иаковом. Первый каменный
храм - пятиглавый Зачатьевский собор - был построен в 1686 г. В соборе
сохранились фрески к. XVII века. Во 2-ой пол. XVIII века сооружены келейные
корпуса, колокольня и ограда, на средства графа Н.П. Шереметьева возведен
огромный Димитриевский собор (1799-1801 гг.). В 1836 г. была построена
церковь, освященная в честь основателя обители - Яковлевская.
В храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, а
Иакова под спудом. Здесь же - чудотворная Ватопедская икона Божьей Матери,
келейная икона св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский
некрополь. В состав монастыря вошел и бывший девичий монастырь Спаса на
Песках (Княгинин), основанный вдовой ростовского князя Василька Марией,
погребенной здесь в 1271 г. Ныне монастырь вновь стал действующим.
На другом конце города, со стороны дороги на Ярославль, на берегу озера,
расположен Авраамиев Богоявленский монастырь - самый древний монастырь
Северо-Восточной Руси. По преданию, основан св. Авраамием в к. XI века на
месте языческого капища. Первый оплот христианства в Залесье. Главный
монастырский храм - Богоявленский собор (1553 г.) - построен царем Иваном
Грозным в честь взятия Казани. В настоящее время - действующий монастырь.

История археологического изучения

Ростов Великий является уникальным археологическим памятником.
Консервирующие свойства грунта многовековых отложений Ростова позволяют
сохраняться в нем органическим остаткам жизни людей. В 20-м столетии
культурный слой (КС) Ростова (древней части города) не подвергался сильным
разрушениям в связи с новым строительством и проведением коммуникаций.
Первые археологические исследования в Ростовa относятся к 1884 году. В это
время, при замене старого чугунного пола, комиссией Московского
Археологического общества были предприняты попытки найти княжескую
усыпальницу. Поставленная цель достигнута не была. В ходе работ обнаружен
придел св. Леонтия 1161-1162 гг., в котором найдены фрагменты фресок того
времени и белокаменная рака св. Леонтия, подаренная собору Андреем
Боголюбским. Впоследствии по материалам раскопок придел был восстановлен.
В 20-е годы XX века Д.И. Эдингом и Д.А. Ушаковым на левом берегу р. Уницы и
на Рождественском о-ве были открыты и исследованы многослойные поселения
неолитического времени, эпохи бронзы и раннего железного века. Кроме того,
в 1928 году Д.А. Ушаковым проведено обследование южного крыльца Успенского
собора, с целью изучения сохранности фундамента здания. В 1939 году
аналогичные работы провел Н.Н. Воронин. Он же, уже в 1954 году продолжил
исследования в интерьере собора и выявил кладки соборов 12 и 13 веков. В
последующие 2 года Воронин Н.Н. провел масштабные исследования в Кремле и
около церкви Бориса и Глеба (цБГ). Были обследованы: территория бывшего
"Григорьевского Затвора" (где обнаружены остатки здания, объяснившие
появление "кармана" в постройке Кремля конца XVII века); вал 1632 года и
цБГ 1762 года. Кроме того, внутри Кремля велись поиски исчезнувших частей
зданий конца XVII века. Работы у Успенского собора позволили дать точную
реконструкцию основного объема собора XII века. В это же время, на
материалах зачисток стенок траншеи по ул. Декабристов были установлены
границы мерянского поселка и домонгольского города.
В 1961-62 годах, в связи с разрушением Уницкой стоянки строящимся
Ростовским рыбзаводом, Верхне-Волжская экспедиция (ВВЭ) под руководством
Д.А. Крайнова проводит охранные работы в месте строительства. В первый год
шурфовками вдоль берега озера и на территории завода уточняются границы и
стратиграфия стоянки, а затем проводятся масштабные исследования КС
стоянки, которые показали, что стоянка была постоянно заселена с конца III
до конца II тыс. до н.э., а с XII века на этом месте возникает славянское
поселение.
Ростовский отряд Верхнедонской экспедиции под руководством Матвеевой В.И. в
1968 году провел исследования на территории Кремля, у церквей Одигитрии и
Иоанна Богослова, с наружной стороны стены. Раскопками была прослежена
четкая стратиграфия слоев (мощностью 4,5 м) и хронология древнего Ростова
по ним.
С 80 годов XX столетия началось наиболее последовательное и масштабное
изучение КС города.
В 1981 году ростовские реставраторы во главе с М.В. Фроловым обследовали
фундаменты и стены бывшего Конюшенного двора. В ходе исследований была
уточнена первоначальная планировка здания.
С 1983 года в Ростове постоянно работает Волго-Окская археологическая
экспедиция (ВОЭ) под руководством А.Е. Леонтьева. В этом году шурф у южной
стенки церкви Спаса-на-Сенях дал наиболее полную информацию о стратиграфии
КС в древнейшей части города. Тогда же шурф у Спасо-Яковлевского монастыря
показал наличие в этом месте слоев ХII-ХIII веков.
В августе 1983 года сотрудник Ростовского музея В.Н. Хохлов провел разведку
КС в районе церкви Спаса-на-Песках и в Авраамиевском монастыре. У Спасо-
Яковлевского монастыря им были прослежены слои ХVI-ХIХ веков, и
соответственно у Авраамиевского слои ХIII-ХIХ веков.
В ходе подготовки материалов для составления охранных зон города в 1984
году А.Е. Леонтьевым и В.Н. Хохловым была проведена шурфовка по внутренней
стороне ул. Окружной. Материалы шурфовок позволили определить границы
домонгольского и средневекового Ростова, а также наличие в разных частях
города слоев с сохранившимися органическими остатками жизни людей ХI-ХVIII
веков.
В том же году ВОЭ была исследована ЮВ часть бывшего Митрополичьего сада.
Исследования показали, что слои XI- начала XVII веков сняты на постройку
валов 1632 года. В сохранившихся домонгольских отложениях были обнаружены
древнерусская и мерянская керамика и остатки деревянных сооружений,
датируемых не позднее X века.
В ходе подготовки дренажных работ на Соборной площади в 1985 году В.Н.
Хохловым были проведены обследования фундамента Успенского собора. Они
выявили наличие 4-метрового белокаменного фундамента (?) с внешней границей
из деревянных свай. Также была выяснена стратиграфия, полностью
сопоставимая с историей собора конца X- начала XVI веков.
После решения Ростовского горисполкома об охране КС в городе, с 1986 года
начали проводиться охранные раскопки и наблюдения за всеми видами земляных
работ. В том же году при подготовке проекта дренирования здания Успенского
собора А.Е. Леонтьевым было начато исследование территории площади у
западной паперти собора. Работы продолжались 2 года. Они дали четкую
стратиграфию жизни площади с X по XX века и показали, что площадь у
западного портала храма стала основной лишь с XVII века.
Тогда же на месте строящегося стадиона были проведены археологические
исследования, которые показали наличие в этом месте домонгольского слоя
конца XI- начала XII веков. Там же был выявлен слой погребений ХV-ХVI
веков, относящийся к кладбищу Всехсвятской церкви.
Наблюдения А.В. Кашкина за траншеей водопровода по ул. Окружной, в том же
году, дали сведения о стратиграфии и хронологии значительной части
городской территории. Был подтвержден вывод о широких границах
домонгольского Ростова и сокращении заселенных участков в ХIII - ХV веках.
В 1987 году ВОЭ провела исследования участка между ул. Белинского и
Февральской, и на территории Авраамиевского монастыря. Материалы
исследований показали, что участок напротив школы № 1 был заселен лишь в
период с конца XI по начало XIII веков. Позднее эта территория
использовалась как выгон и ярмарочная площадь. Шурфы в монастыре не
подтвердили ранней даты основания монастыря (конец XI века), т. к. были
разбиты в стороне от центра монастырской территории.
В следующем, 1988 году ВОЭ проводились исследования во внутреннем дворике у
Часозвона и у церкви Вознесения (в валу 1632 года). Шурф у Часозвона выявил
напластования ХVIII-Х веков и показал, что 2 усадьбы, существовавшие на
территории, вскрытой шурфом, в течение почти шести столетий, существовали в
практически неизменных границах. В шурфе около церкви была прослежена
четкая стратиграфия слоев ХХ-ХVI веков, в которых были выявлены 3 уровня:
строительства церкви; строительства вала 1632 года; кладбища не ранее 1632
года; ремонтов церкви и строительства колокольни.
Тогда же экспедицией была проведена шурфовка вокруг и внутри Конюшенного
двора, с целью проверки состояния стен и фундаментов здания. Кроме того, в
районе школы № 1 была проведена шурфовка с целью выявления слоев
домонгольского периода. Один из шурфов, против церкви Воскресения, за
валом, показал наличие искомого слоя, и подтвердил вывод о снятии в данном
месте слоев XVII- второй половины XII веков на строительство валов 1632
года. Осенью того же года было проведено исследование межвального участка в
районе Конюшенного двора. Шурф показал наличие многометрового слоя
отложений; остатков внутривальных конструкций и ненарушенных слоев ХVII-ХI
веков в этом месте.
С 1989 года по 1991 ВОЗ проводит исследования на месте предполагаемого
"Григорьевского Затвора", на территории Митрополичьего сада. Пройдены слои
ХХ - ХIII веков. В СЗ части раскопа прослежена постройка XVIII века,
связанная с меднолитейным производством. В домонгольских слоях найдено
большое количество материала, характеризующего жизнь и быт городских
усадеб. Выявлено большое количество остатков деревянных сооружений, имеющих
хозяйственное назначение. Обнаружен и прослежен фундамент старой стены
монастырского сада, имеющий основание из частокола деревянных свай. Работы
в Митрополичьем саду продолжаются.
На территории Ростова с 1986 по 1991 год работает Архитектурно-
археологическая экспедиция Государственого Эрмитажа (ААЭ) под руководством
О.М. Иоаннисяна. Экспедиция проводит исследования памятников домонгольского
зодчества на территории города. В ходе работ на цБГ 1761 года, под ее полом
и фундаментами была обнаружена и частично исследована цБГ 1287 года. На
сегодняшний день выявлены: алтарная часть церкви; развалы стен и 2 столба
белокаменной постройки. Работы проводятся как внутри церкви 1761 года, так
и снаружи, у ее стен. В 1988 году при повторной зачистке бровки одного из
наружных раскопов, из заполнения постройки полуземляночного типа был
извлечен клад из 370 серебряных монет Михаила Федоровича, находящихся в
берестяном коробе. На наружных и внутренних раскопках были выявлены слои
кладбища 1632-1761 годов. За годы исследований прослежена стратиграфия вала
1632 года. В северном раскопе найдена упавшая лицевой поверхностью вниз
часть плинфяной стены с закомарой. Развалы плинфы на цемяночном растворе,
белокаменных блоков и туфа вокруг церкви 1761 года, предполагают
существование в домонгольское время на этом месте сооружений, по-видимому,
относящихся к постройкам Княжеского дворца Константина Всеволодовича или
относящихся к постройкам церквей Бориса и Глеба 1214 и 1287 годов.
Результаты пятилетних исследований показали, что храм Бориса и Глеба 1287
года сохранился на значительную высоту (до сводов в алтарной части). Он был
возведен из булыжников и грубо обработанных квадратов белого камня и туфа
на известковом растворе. Раскопки храма 1287 года осложнены необходимостью
обеспечения безопасности существующего здания цБГ.
Кроме работ на цБГ в 1989 году ААЭ Гос. Эрмитажа провела разведочные
работы, с целью обнаружения домонгольского храма Константина и Елены в
северной части города. Работы не дали желаемых результатов, но сузили
площадь поиска домонгольской постройки. В ближайшее время намечены работы
по продолжению поисков древнерусского храма.
Из приведенного краткого обзора археологического изучения Ростова очевидно,
что наибольшее количество исследований приходится на последние 11 лет. Они
стали наиболее комплексными и последовательными. Возросли вскрываемые
площади. Археологами контролируются все работы, затрагивающие КС города.
Начато комплексное изучение домонгольского зодчества Ростова. В
археологических изысканиях чаще применяются вспомогательные научные
исследования. Перспективы развития археологии в городе грандиозны. Наиболее
изученным остается исторический центр города, раскопки на территории посада
и слобод только начаты. Слабо изучена подземная структура Кремлевских
построек. До сих пор не найдены остатки княжеского дворца ХI-ХII вв. В
последние годы появились предпосылки ускорения археологического изучения
города. При содействии Ростовской Археологической комиссии и
соответствующем финансовом обеспечении исследования Ростова, несомненно,
приведут к новым научным открытиям.

КАРТА ГОРОДА

На низком северо-западном берегу озера Неро, прямо на трассе Москва -
Ярославль, лежит Ростов, один из самых древних городов России. В центре
города расположен кремль (наряду с московским - один из красивейших
памятников архитектуры в России) с прилегающими к нему постройками. От него
лучами расходятся дороги, соединенные между собой дугами концентрических
улиц.
Если ехать от кремля вдоль озера на северо-восток, то на бывшей окраине
города, ныне густонаселенный жилой район "КУБА", мы встретим Аврамиев
монастырь. На юго-западе мы попадем в Яковлевский монастырь, со
своеобразной архитектурой. Кстати, рядом с ним, у озера расположен один из
трех пляжей города. Наконец, если поедем на северо-запад, то упремся в
железную дорогу с вокзалом и автостанцией. Собственно старый город
располагается в центральной части, вокруг кремля и ограничивается Окружной
улицей. В настоящее время часть кремля отреставрирована и поддерживается в
приличном состоянии. Если уж Вам доведется побывать в Ростове, то не
забудьте посетить многочисленные музеи и экспозиции, расположенные на
территории кремля, останется масса приятных воспоминаний. А если будете в
Ростове летом, то ни в коем случае не упустите возможность поплавать по
озеру на лодке или пароходе. С воды открывается прекрасная панорама на весь
город, купола кремля и монастырей потрясают своим великолепием. Глядя на
все это, так и хочется, подобно Ивану Грозному - герою Юрия Яковлева из
фильма "Иван Васильевич меняет профессию" - воскликнуть: "Красота-то какая!
ЛЕПОТА!!!" Кстати, съемки этого фильма, той его части, где опричники
гонялись за "демонами", проходили именно в Ростове Великом, на территории
кремля.
В окрестностях города много лесов, полей и дорог, почти каждая из которых
приведет к какой-нибудь достопримечательности...
Небольшой и тихий городок раскинулся с юго-запада на северо-восток на 202-
ом километре трассы Москва - Ярославль на берегу озера Неро.
Условно город можно разделить на 3 части: Юго-запад, Центр и "Куба". Почему
северный район города прозван "Кубой" науке не известно [pic]. И хотя наука
пока еще не в курсе дела, но факт остается фактом, 1-ый и 2-ой микрорайоны
люди упорно называют "Кубой".
В городе много православных храмов. В самом центре за городским валом
расположен ансамбль ростовского Кремля - одного из древнейших памятников
культуры, истории и архитектуры.

ИПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ

1. http://mega.km.ru/goldenring
2. http://www.towns.ru/foto_ruins.html (фото на обложке И. Гуревича)
3. http:/cnit2.uniyar.ac.ru/yaros/www01590.htm
4. http:/rostmuseum.ru/publication/historyculture/1991/povelehinol.html
5. http:/www.tourpedo.ru/cities/rostov
6. http:/www.v-rostove.ru
-----------------------
[pic]






Реферат на тему: История города Уфа

РАНЯЯ ИСТОРИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ УФЫ
Ранняя история окрестностей Уфы уходит в далекое прошлое, во времена
древнекаменного века (палеолита), когда люди жили материнским родом.
Основным занятием являлась коллективная охота на крупных зверей. Орудия
труда изготовлялись из камня, кости и дерева.
Более полно здесь представлен среднекаменный век (мезолит, XV - V
тысячелетие до н.э.). Стоянки древних людей известны на правом берегу
р.Уфы, напротив деревни Дудкино и близ Затона у д.Миловка. Важнейшим
изобретением этой эпохи является лук и стрелы, позволившие успешно
охотиться на мелких животных. Немалую роль играет также и рыболовство.
Новокаменный век (неолит, V-III тысячелетия до н.э.) представлен на
территории Уфы лишь несколькими фрагментами глиняной посуды, найденными на
северной окраине д. Новые Турбаслы (ныне в составе Орджоникидзевского р-
на).
В эпоху бронзы (II-начало I тысячелетия до н.э.) первобытные племена
научились использовать металл (медь и бронзу), орудия из которого
постепенно вытесняют менее удобные каменные. Охота и рыболовство отступают
на второй план, основу хозяйства составляют скотоводство и земледелие.
Интересным памятником эпохи бронзы является Демская стоянка, обнаруженная в
1934 году у устья р.Демы в районе Бельского железнодорожного моста. Во
время раскопок здесь были найдены кости домашних животных (лошади, коровы,
свиньи), изделия из бронзы и кости. Скотоводство и металлургия выдвинули на
первый план мужчину; совершается переход от материнского рода к
патриархату.
Наибольшее количество археологических памятников на территории Уфы
относится к эпохе железа, которая начинается с VIII-VIIвв. до н.э.
Изготовление и применение в хозяйстве железных орудий заметно повысило
производительность труда, дало возможность накапливать значительные
богатства в руках отдельных родов. Военные набеги на соседей становятся
обычным явлением. Постоянная угроза нападения заставляет население
сооружать свои поселения на высоких труднодоступных берегех рек, укреплять
их валами и рвами. Одно из таких укрепленных поселений, известное ныне под
названием "Чертово городище", располагалось на крутом правом берегу р.Уфы
на территории нынешнего санатория "Зеленая Роща". Сооружение городища
относится IV-III векам до н.э. С трех сторон площадка ограничена крутыми
склонами, со стороны поля - земляным валом и рвом длиной 97 м. По верху
вала в древности шел частокол из бревен. Впервые упоминает о городище
П.С.Паллас (XVIII в.). В 1878 году Ф.Д.Нефедов произвел небольшие раскопки.
Во время раскопок 1910, 1912 (рук. В.В.Гольмстен) и 1972 (рук.Ю.А.Морозов)
были найдены обломки керамики, кости домашних животных, костяные
наконечники стрел, жел. ножи и др. предметы. Выявлены остатки землянки и
каменные вымостки. За валом располагался могильник, в котором было
исследовано около 30 грунтовых погребений. Скелеты лежали в могильных ямах
вытянуто на спине, преимущественно ногами к реке, рядом находились
бронзовые наконечники стрел и копий, височные кольца, перстни, разл. бляшки
и подвески. Находки с Чертова городища хранятся в историко-краеведческом
музее.
На узкой высокой стрелке правого берега р.Уфы находится Усть-Уфимское
городище. В 1967 году на правом берегу р.Белой, там где ныне располагается
памятник Салавату Юлаеву, обнаружены остатки укрепленного поселения,
которое было обитаемо не менее 3-4 столетий.
Остатки аналогичных поселений распространены на узкой прибрежной полосе
правого берега р.Белой от г.Стерлитамака до г.Бирска. По сравнительно полно
изученному городищу возле г.Благовещенска (у озера Кара-Абыз) эти памятники
объединены в так называемую кара-абызскую культуру. Ученые единодушно
считают, что кара-абызцы принадлежали к древним финно-угорским племенам.
Они вели оседлый образ жизни, занимались скотоводством и земледелием.
C III века нашей эры начинается эпоха "великого переселения народов",
вызванная движением гуннских племен на запад (гунны - кочевой народ,
сложился во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и
сарматов). В конце IV - начале V века в Южное Приуралье продвинулась
большая группа кочевых племен, скорее всего неоднородная в этническом
отношении. Они вступили в тесный контакт с местными оседлыми племенами.
Сохранилось много археологических памятников, оставленных пришлыми
племенами. Среди них наиболее полно исследован Ново-Турбаслинский курганный
могильник. Датируются курганы V-VII веками н.э. В связи с приходом
кочевников увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.
В VIII-X веках в связи с активизацией в евразийских степях кочевого,
преимущественно тюркоязычного населения, на территорию Южного Урала
продвинулись значительные группы кочевников монголоидного облика. Курганные
могильники этих племен широко представлены в южных и северо-восточных
районах Башкирии. Приход большой массы кочевников привел к глубоким
изменениям в жизни местных племен. Часть из них вынуждена была уйти на
запад или северо-запад, часть - поглощена пришельцами, которых многие
исследователи относят к древнебашкирской народности. В связи с кочевым
образом жизни пришлого древнебашкирского населения территория Уфимского
полуострова приходит в относительное "запустение". Во всяком случае,
оседлое земледельческое население становится очень редким.
ОСНОВАНИЕ ГОРОДА
Территория современной Уфы имеет своеобразное и удобное для поселения людей
географическое положение. Ранняя история района современной Уфы уходит в
далекое прошлое, во времена палеолита.
В XI-XIII веках, особенно в период монгольского нашествия, бассейн р.Белой
становится ареной постоянных передвижений многих тюркоязычных племен.
Основная часть башкир была покорена монголами в 1219-1220 годах. Монголы,
утвердившись в юго-западной части страны башкир, превратили ее в главную
базу для дальнейших завоеваний. Остальная часть края была завоевана к 1223
году. К 1236г. монголы подчинили земли булгар, кыпчаков, буртасов и мордвы.
Земли, заселенные башкирами, были разделены между двумя улусами.
Приуральские башкиры вошли в состав личного улуса хана Батыя, зауральские -
улуса хана Шибана (младший брат Батыя). Граница между улусами проходила по
р.Яик.
Как и др. покоренные народы, башкиры облагались ясаком, несли дорожную,
почтовую, мостовую и др. службы, должны были отдавать в войско хана вооруж.
людей с годовым запасом продовольствия. Основную тяжесть налогового
обложения и др. повинностей ложилась на рядовых башкир. Местные феодалы
выступали в роли посредников между ними и центр. ханской властью.
Недовольные своим положением башкиры не раз поднимали восстания.


В XIV веке в бассейне р.Демы и в низовьях р.Уфы расселяется одно из самых
крупных башкирских племен - племя мин. Ярким свидетельством прочной
заселенности территории являются замечательные памятники средневековой
архитектуры - мавзолеи (кэшенэ - иран. "Дом мертвых" ) Тура-хана (XIV-XVв.,
расположен близ Уфы в бассейне р.Дема) и Хусейн-бека, (XIVв., расположен
близ ж.д.станции Чишмы, в 60 км от г.Уфы. Надземная часть с куполом
построена в 1911г.).
В период феодальной раздробленности Золотой орды (со 2-й пол. XIV в.)
территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения
противоборствующих группировок. Одно из крупных сражений произошло 18 июня
1391 г. на р.Кундурче. В середине XV века Золотая Орда распалась на
несколько ханств. Территория Башкирии была расчленена между Сибирским,
Казанским ханствами и Ногайской Ордой. территория современной Уфы оказалась
под властью Ногайской орды.
После разгрома Казанского ханства и взятия Казани (1552г.) войсками царя
Ивана Грозного русское подданство приняли западные башкирские племена,
бывшие ранее под властью казанских ханов. В 1555-1556 годах в состав
Русского государства вошли земли, подчинявшиеся Ногайской орде, в том числе
территория и окрестности современной Уфы. В 1556-1557 годах башкирские
послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением
условий их вхождения в состав Русского государства. Царь Иван Грозный
"жаловал" своих новых подданных специальными грамотами, в которых
признавалось вотчинное право башкир на их земли и давались гарантии защиты
от военных набегов. За это башкиры обязывались платить ясак (вначале
пушниной и медом, позднее - деньгами).
В 1957 в Уфе в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому
государству установлен монумент Дружбы.
Несколько позже в состав России вошли зауральские башкиры. Они приняли
русское подданство в 80-90-е годы XVI в. - нач. 20-х годов XVII в. в
процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства. Русское правительство
гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от
вторжения внешних врагов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими
земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и
не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю.
жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских
биев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за
свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак)
медом и пушниной.
Управление Башкирией осуществлялось московским приказом Казанского дворца.
Территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги
(области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Такое деление
происходило из былой политической раздробленности края и примерно
соответствовало прежним владениям Казанского и Сибирского ханств и
Ногайской Орды. Осинская дорога охватывала узкую полосу между Сибирской и
Казанской дорогами. Термин "дорога" происходит от монгольского даруга,
который означал должность начальника области или города в Золотой Орде. Уже
в XV веке термин "даруга" имел значение не столько административной
должности, сколько территориальной, т.е. даругами назывались определенные
области Башкирии. Дороги делились на волости, которые распадались на роды
(аймаки). Границы всех четырех дорог сходились там, где сливаются реки
Белая и Уфа. Это место является естественно-географическим и
административно-экономическим центром Башкирии.
Первоначально непосредственную власть и сбор дани осуществлял казанский
наместник. Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае,
организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в
казахские степи и Сибирь царскому правительству был нужен опорный пункт. В
свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков,
нуждались в постоянной вооруженной помощи Русского государства. Такую
помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам город нужен
был и как место уплаты ясака, который до этого они вынуждены были возить в
далекую Казань.
В 1574 году отряд русских стрельцов под руководством воеводы Ивана
Григорьевича Нагого на высоком правом берегу р.Белой недалеко от устья реки
Уфы построил небольшой укрепленный пункт, который располагался
исключительно выгодно с оборонной точки зрения. На юге река Белая
представляла степняков почти непреодолимую преграду. Протекавшая с севера
на юг река Сутолока защищала укрепление с востока. С северо-востока оно
оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись до конца
XIX века.
Основу будущего города первоначально составлял "кремль", заложенный в 1574-
1586 годах. Он занимал южную оконечность высокого мыса на правом берегу
р.Сутолоки, пр впадении ее в р.Белую. Вид кремля представлял собой ломаный
четырехугольник, общая площадь которого не превышала 1,5 гектара, длина его
стен составляла примерно 440-450 метров. Стены были сооружены из
поставленных вертикально огромных дубовых бревен, поэтому башкиры сначала
Уфу называли Имэн кала (Дубовая крепость или Дубовый город). Кроме того в
состав укреплений входили три рубленые из дуба башни, две из которых были
проезжие, а одна - пешеходная. Обе проездные башни были двухярусными
(восьмигранник на восьмиграннике) и завершались высокими шатровыми
покрытиями. Северная башня называлась Михайловской, южная - Никольской
(Сутолоцкой).
Относительно происхождения названия города Уфы существует несколько
гипотез, однако наиболее вероятным кажется именование нового города по
имени реки Уфы (вспомним, например, г.Тобольск, основанный в 1587 году на
Иртыше близ устья реки Тобол).
Город Уфа, по словам П.И.Рычкова, был окружен великими горами и находился
"между восьми великих и глубоких буераков, из которых в одном, кой идет
поперек города, течет речка, именуемая Сутолокой". На левом берегу Сутолоки
располагались посады, где жили служилые люди.
В 1579 году в Уфе "освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей
матери". Существование каменной церкви говорит о наличии значительного для
того времени населения, составившего церковный приход. В 1586 году Уфа
получила статус города. Уфа становится административным центром Башкирии.
Управление краем осуществлялось уфимским воеводой, подчиненным казанскому
наместнику.
Появление города-крепости в центре Башкирии степными соседями башкир
(ногайскими мурзами, сибирским ханом и другими кочевниками) было встречено
крайне враждебно. На Уфу совершались неоднократные нападения, но все они
успешно отражались гарнизоном.
УФА В XVII - XVIII ВЕКАХ
На протяжении XVII и первых десятилетий XVIII века Уфа оставалась
пограничной крепостью, выдвинутой далеко на юго-восток от общей линии
укреплений России, и служила опорным пунктом в организации защиты
государственных границ от набегов соседних кочевых народов.
XVII век
Постоянное население города в первой половине XVII века было небольшим.
Некоторое представление о размерах города дает переписная книга Уфы 1647
года, в которой учтено всего 66 дворов. С учетом дворов стрелецкого отряда
(около 100) общее количество дворов в городе вряд ли превышало 200.
Основной состав населения был русский, но в числе первых уфимцев были и
представители татар, башкир, мордвы и некоторое число иноземцев. Почти все
они вскоре приняли христианскую веру ("новокрещеные").
Однако историю формирования г.Уфы невозможно представить без слобод,
деревень и сел, появившихся на Уфимском полуострове и тесно связанных с
городом. В самом начале XVII века в 18 км от города появляется небольшая
деревня под названием Новая Слобода, которую основал Иван Кадомец (крещеный
башкир). С 1613г. слободу стали называть Кадомцевой деревней. После
постройки церкви в 1622 году деревня стала называться иначе - село
Богородское. В дальнейшем Богородское стало весьма значительным селом,
здесь находился волостной центр, была ежегодная ярмарка (ныне микрорайон
ИНОРС).
С 1591-1592 годов в северной части современной Уфы в отводной книге
упоминается "подгородная татарская слобода" на р.Урюзя. По имени основателя
Шугур-Али Конкузова слободу начали называть Шугуровой деревней или просто
Шугуровкой. Речку Урюзя тоже стали называть Шугуровкой (Шугуркой). Деревня
ныне поглощена городом, а речка течет, хотя и обмелела.
В конце XVI или самом начале XVII века в числе служилых людей из Москвы
приехал Иван Черников. Первый раз ему отвели земельную дачу в 1607 году. В
1615 году Черников подал царю челобитную с просьбой подтвердить ему старый
отвод и заново оформить документально, записав в новую книгу. Пользуясь
служебным положением (Черников служил дозорным, т.е. отводчиком и отмещиком
земли), при новом оформлении он увеличил размеры владения. Деревне
Черниковке суждено было в XX веке стать городом Черниковском, который
впоследствии соединился с Уфой и образовал ее северную часть.
С ростом города старые кремлевские укрепления и примитивные оборонительные
заграждения, возведенные вокруг слобод, стали недостаточными. К тому же
дубовые укрепления кремля к середине XVII века обветшали и потеряли свою
былую боеспособность. Решение о возведении новой оборонительной линии
московское правительство приняло в 1664 году. Строительство новой крепости
затянулось в связи с ее сравнительно большими размерами, так как стены
должны должны были охватить все поселение, включая пригородные слободы.
Новая крепость получила название "Нового" или "Большого" острога, кремль же
стал называться "старым" или "верхним городом". Стены новой крепости были
рублены из дуба и достигали высоты 2 сажен (более 4-х метров).
XVIII век
В начале XVIII века Уфа заняла видное место в сношениях России с казахскими
жузами. В 1730 году хан Младшего жуза (с XVIв. группа западно-казахстанских
племенных объединений) Абулхаир прислал в Уфу посольство с просьбой о
принятии его в русское подданство. Переговоры завершились тем, что 10
октября 1731 года хан Абулхаир и старшины Младшего жуза принесли присягу
русскому правительству.
В начале XVIII века город начинает расти в западном направлении - кварталы
жилых жомов строятся за Ильинскими и Фроловскими воротами, плотно
заселяется Шугуровская гора. Для связи ее с центром строится мост через
Ногайский овраг, также получивший название Ногайского. К этому времени в
Уфе насчитывалось уже свыше 650 дворов.
В 30-х годах XVIII века Уфа стала базой для строительства Оренбурга. В
связи с организацией Оренбургского казачьего войска в новый город переводят
185 уфимских казаков. Создание Оренбургской линии крепостей привело к
значительному отливу из Уфы и других групп служилого населения.
В связи с продвижением государственных границ далеко на юго-восток Уфа к
середине XVIII века потеряла свое прежнее стратегическое значение, хотя и
продолжала играть роль военного центра Башкирии. В 1736 году составляется
новый план Уфимской крепости, по которому предполагалось вокруг города
построить 12 земляных бастионов; овраги между горами планировалось
перегородить двойной линией палисадов, в которых устроить створчатые ворота
для спуска весенних вод. Но этот проект остался нереализованным, так же как
и более ранний проект 1728 года, который предусматривал перенос укреплений
на гору к западу от существующих. Были проведены только ремонтные работы и
некотороя модернизация укреплений. Двойное кольцо оборонительных сооружений
сохранялось вплоть до середины XVIII века.
Пожар 1759 года и его последствия
Губительным для кремля так же, как и для всего города, стал пожар 1759
года, сыгравший большую роль в изменении планировки Уфы. Пожар возник 23
мая от молнии, попавшей в Михайловскую башню кремля. с нее огонь
перекинулся на другие тесно стоявшие деревянные постройки. Бедствие не
ограничилось кремлем. Оно охватило ближайшие к нему улицы Малой Репной
слободы и даже часть стен большого города. Всего сгорело 210 дворов.
В делопроизводстве Уфимской провинциальной канцелярии сохранилось подробное
описание этого стихийного бедствия:
"... от которого (от пожара) состоявшая в кремле Михайловская башня, а от
оной гоубтвахтная, караульная изба с сеньми и воеводский дом, так и
канцелярия с некоторыми указами, протоколами, журналами и протчими делами
и несколько гербовой и простой бумаги, да в соборной церкви несколько ж
церковных украшений и на колокольне боевые часы, тюрьма с острогом,
девичий монастырь з двумя церквами и протчее ... згорело".
После пожара кремлевские укрепления уже не восстанавливались, так как в них
не было необходимости. Территория бывшего кремля превращается в
административный центр города; между ним и жилыми кварталами оставляется
свободная от застройки зона во избежание "опасных случаев".
Постепенно восстанавливаются поврежденные огнем укрепления большого города;
они существуют вплоть до Крестьянской войны 1773-1775 годов. Возрождаются и
жилые кварталы города. Окончательно оформляются его улицы и переулки.
Именно в третьей четверти XVIII века они получают свои названия, хотя еще и
неустойчивые. Некоторые улицы имеют двойные названия. Старые названия
Репных улиц (по слободам) постепенно вытесняются употреблявшимися
параллельно с ними названиями по дорогам: Малая Репная - Большой Казанской
(ныне ул. Октябрьской революции), Большая Репная - Сибирской (ныне ул.
Мингажева). Кроме них в 50-60-х годах существовали улицы: Ильинская
(ул.Фрунзе), Фроловская (ул.Тукаева), Покровская (позднее Посадская) по
правому берегу р.Сутолоки; на востоке за Сутолокой - Успенская
(ул.Сочинская), Будановская (ул.Е.Сазонова), Кафтанова (возле р.Белой).
Ко 2-ой половине XVIII века относится возникновение новой слободы,
основанной переселенцами из вотчин графов Шереметьевых, находившихся в
Нижегородской губернии. 50 крепостных крестьян по разрешению владельца
переехали в Уфу и поселились первоначально на левом берегу р.Сутолоки в
районе Усольской (ныне ул.Сакмарская) и Будановской улиц, где занимались
кожевенным и сапожным ремеслами. Позднее они перенесли свои мастерские на
свободные земли у Белой, несколько западнее кремлевского холма. Возникшая
здесь слобода получила название Нижегородки по месту первоначального
жительства поселенцев.
Уфа - административный центр края
В XVII веке Уфа оставалась центром управления Башкирией и ее
многонациональным населением. Власть на месте осуществляла созданная еще в
XVI веке Уфимская приказная изба, во главе которой стояли присылаемые из
Москвы и периодически (раз в 3 года) сменяемые воеводы. Первоначально
уфимский воевода подчинялся Казани, но постепенно уфимская администрация
получала все большую самостоятельность. Нередко, минуя Казань как
промежуточную инстанцию, Уфимская приказная изба входила в непосредственные
сношения с находившимся в Москве Приказом Казанского Дворца.
В начале XVIII века, при создании Казанской губернии, Уфимская воеводская
канцелярия (сменившая приказную избу) перешла в ведение казанского
губернатора. Обособленность Уфимского уезда и особые условия привели к
образованию в 1715 году Уфимской провинции. Во главе ее вместо воеводы был
поставлен обер-комендант, только номинально подчинявшийся казанским
властям. Областная реформа 1719 года придала "Обер-комендантской провинции"
еще более широкую самостоятельность и Уфимский комендант подчинялся
непосредственно Сенату и коллегиям.
Особая подведомственность Уфимской провинции сохранялась до 1734 года,
когда на нее распространилось общее положение и она вернулась в состав
Казанской губернии. В том же году организуется Оренбургская экспедиция с
целью продвижения границ России на юго-восток. Разместившийся в Уфе (1734-
1736 годы) глава экспедиции обер-секретарь Сената И.К.Кириллов имел
неограниченные полномочия
Известная самостоятельность Уфимского уезда выразилась в создании в 1740
году особой должности вице-губернатора. Первым вице-губернатором был
П.Воейков, которого вскоре сменил П.Д.Аксаков.
В 1744 году при создании Оренбургской губернии Уфимская провинция вошла в
ее состав с подчинением воеводы (должность вице-губернатора была
ликвидирована) оренбургскому губернатору. Значение Уфы как
административного центра Башкирии снижается, т.к. ряд важных общих функций
переходит к губернскому центру.
С начала XVIII века в Уфе создается ратуша - орган городского
самоуправления, в 1722 году преобразованная в магистрат. В ведении этих
учреждений первоначально находился широкий круг судебных, полицейских,
хозяйственных и финансовых вопросов. С 1743 года компетенция магистрата
ограничилась в основном судом и распределением государственных повинностей
и сборов. Состав членов магистрата был строго определен сословными и
имущественными рамками. Управление делами магистрата осуществлялось двумя
лицами - бурмистром и ратманом. Первыми членами магистрата, избранными
горожанами в 1722 году, были бурмистр С.Перфильев и ратман П.Данилов.
Губернская реформа 1775 года выразилась в ликвидации в 1781 году
Оренбургской губернии, когда вместо нее было учреждено Уфимское
наместничество в составе двух областей - Уфимской и Оренбургской. Уфимская
область включала 8 уездов, Оренбургская - 4. Города были выделены в особые
административные единицы. Во главе администрации наместничества стоял
генерал-губернатор (наместник), наделенный обширной властью.
В 1796 году в связи с переименованием Уфимского наместничества в
Оренбургскую губернию с центром в г.Оренбурге Уфа вновь стала уездным
городом. Только в 1802 году она снова получила статус губернского города -
резиденции гражданского губернатора и губернских учреждений. Оренбург
остался резиденцией генерал-губернатора (военного губернатора).
Военная история Уфы
Пограничное положение города обусловило для XVII века преобладание военных
функций уфимских воевод над всеми остальными. Воевода был прежде всего
главой уфимского гарнизона и городового войска. Вся городская жизнь этого
времени проходила под постоянной угрозой набегов отрядов татар Сибирского
ханства, нередко в соединении с поддерживавшими их калмыцкими тайшами.
В 1635 году объединенный отряд русских и башкирских воинов разбил силы
сибирских царевичей Аблая и Тявки, подступивших к Уфе, причем оба царевича
попали в плен. Тревожные слухи о возможных набегах степняков будоражили
горожан вплоть до конца 50-х годов XVII века, когда калмыки приняли
подданство Русского государства.
В обязанность уфимских воевод входила регулярная посылка "разъезжих
караулов" и "сторож" - пограничных дозоров. Принимали уфимские служилые
люди участие и в дальних походах.
Деятельное участие уфимские служилые люди принимали в строительстве новых
городов на территории края. В 1664 году в наказе уфимскому воеводе
стольнику Ф.И.Сомову предписывалось обнести деревянной стеной село
Архангельское на р.Бири и укрепить Солеварный городок. Этот наказ положил
начало двум городам Башкирии - Бирску и Табынску, выросшим на базе старых
поселений.
Значительное место в истории города XVIII века занимает длительная оборона
Уфы в Крестьянской войне 1773-1775гг.
УФА В 1-Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
В 1802 году Уфа получила статус губернского города, что способствовало
развитию градостроительства и городского хозяйства.
Строительство города
До XIX века строительство в городе шло стихийно, без единого плана. В связи
с этим по утвержденному в 1803 году плану предполагалось перенести город на
сравнительно ровную и сухую местность. Однако из-за недостатка средств
намерение это осталось невыполненным.
Генерал-губернатор Г.С.Волконский представил новый проект плана, который
был утвержден царским правительством 3 марта 1819 года. По этому плану
предусматривалось расширение города от улицы Телеграфной (ныне ул.Цюрупы)
до улицы Никольской (ныне ул.М.Гафури) и от реки Белой до ул.Богородской
(ныне ул.Революционная).
Застройка города производилась главным образом на средства населения, так
как на эти цели правительство отпустило лишь 200 тыс.рублей. Половина этой
суммы предназначалась для выдачи горожанам ссуды на строительство домов.
Другая половина - на земляные работы и сооружение мостов через рвы и
овраги.
Особенно быстро город стал расти с 20-х годов XIX века. К 1860 году в новом
городе насчитывалось 139 кварталов, а в старом - 41. Если для старого
города характерны кривые, узенькие улицы и переулки, то в новом городе
оформлялись прямые и сравнительно широкие улицы, большие площади. Город
состоял из групп домов, отделенных друг от друга достаточно просторными
усадьбами. Почти все они были деревянными. В 1824 году в Уфе было всего
лишь 5 частных каменных домов, а 1857 году их насчитывалось 59. Заметно
увеличилось количество домов во владении дворянства, духовенства и
купечества. Это объясняется, по-видимому тем, что ссудой на строительство
домов пользовались в основном горожане этих сословий. В то же время среди
домовладельцев резко уменьшилась доля казаков и солдат, часть которых была
переселена на новую пограничную линию между Орской и Троицкой крепостями.


В 20-х годах XIX века на Верхне-Торговой площади было начато строительство
Торговых рядов по проекту, разработанному петербургским профессором
архитектуры А.И. Мельниковым. Строительство Торговых рядов продолжалось
около 40 лет, Торговые Ряды постоянно меняли форму, развивались. После
реконструкции 1864 года здание торговых рядов было увеличено и приняло
форму слегка вытянутого с юга на север прямоугольника. Ряды представляли
собой десятки купеческих лавок, выстроенных по периметру внутри квартала,
образованного улицами Александровской (ныне Карла Маркса), Центральной
(ныне Ленина), Большой Успенской (ныне Коммунистической) и Пушкина.
Крупных зданий в Уфе было мало. Наиболее примечательными среди них были дом
губернатора (ныне поликлиническое отделение городской клинической больницы
№ 1, ул.Тукаева,23), здание духовной семинарии и др.


Дом губернатора построен в начале 50-х годов XIX в. по проекту академика
Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел
привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом губернатора
явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади,
которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего
классицизма. По плану В.И.Тесте на площади разместился весь
административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест
(Губернских учреждений) (1839, ныне донорский пункт НИИ вакцинации и
сывороток им. И.И.Мечникова, ул. Фрунзе, 45), Мужской гимназии (1830-е,
ныне ул. Фрунзе, 47), Духовной семинарии (1827, ныне ул. К.Маркса, 3).
Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный Собор.


Памятником архитектуры первой половины XIX века является построенное в 1852
году здание губернского Дворянского собрания (ныне Уфимский институт
искусств, ул.Ленина,14).
Для губернского города, с трех сторон окруженного полноводными реками,
большое значение имела возможность регулярной связи с периферией. В 1795
году была предпринята неудачная попытка строительства моста через р.Белую.
Поэтому весной и летом единственным средством связи горожан с внешним миром
были обычные плавучие средства - паромы и лодки. В южные районы уфимцы
ехали через Оренбургскую переправу, на запад - через Вавиловскую, на юго-
запад - через Стрешневскую, на север - через Сафроновский перевоз (все
через реку Белую). На восток путь лежал через реку Уфу через Дудкину и
Каменную переправы.
Летом 1808 года на Оренбургской переправе соорудили первый в Уфе
плашкоутный (на лодках) мост.
Городское хозяйство
Вплоть до 40-х годов уфимские улицы не благоустраивались. Весной и осенью
по городу невозможно было проехать из-за непролазной грязи,
образовывавшейся от мусора и навоза, выбрасывавшихся жителями прямо на
улицу. Для улучшения проезжей части был учрежден специальный денежный сбор
в размере 1 процента с оценочного рубля обывательских домов. С тех пор
началось

Новинки рефератов ::

Реферат: Нацiональний Банк Украiни: статус i завдання (Банковское дело)


Реферат: Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 класс) (Литература)


Реферат: Женщина и политика (Политология)


Реферат: Сжатие данных (Компьютеры)


Реферат: Deutsche Sprachgeschichte (Иностранные языки)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)


Реферат: Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного педагогического общения (Педагогика)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: История становления профориентации (Педагогика)


Реферат: Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской") (Литература)


Реферат: История парфюмерии (Косметология)


Реферат: Раннее развитие детей (Педагогика)


Реферат: Возрастная психология (Психология)


Реферат: Образование Халифата (История)


Реферат: Київська Русь та її місце в історичній долі українського народу (История)


Реферат: Калькуляция себестоимости методом суммирования затрат (Аудит)


Реферат: Лизинговые операции коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Лизинг в Казахстане (Предпринимательство)


Реферат: Высшее образование в Германии (Право)


Реферат: Державній бюджет України (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист