GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Ассирии (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Ассирии (Культурология)




Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева



Реферат


на тему : Культура Ассирии



Выполнил :
студент 301 группы
ф-та Истории и права
Костин Е. М.

Проверил : Житаев В. Л.



Саранск 2002


План :


Введение


1. Культура Ассирии


2. Литература и наука


3. Искусство и архитектура


4. Религия


Список литературы



Введение
В долине рек Евфрата и Тигра наиболее благоприятные условия для развития
производительных сил и перехода к классовому обществу, для организации
искусственного орошения в крупных масштабах и прогресса земледелия имелись,
как мы видели, в южной её части. В Северной Месопотамии — холмистой степи,
переходящей в горные районы, условия для этого были менее благоприятны,
хотя уровень общественного развития здесь ещё в V и IV тысячелетиях до н.э.
был выше, чем в болотистых низменностях. Лишь с появлением бронзовых
орудий, при использовании культурных достижений Шумера и Аккада, оказались
преодолимыми трудности природных условий и здесь. Народы Северной
Месопотамии и прилегающих долин в первой половине II тысячелетия до н.э.
вновь догоняют в развитии своих южных соседей. У хурритских племён Северной
Месопотамии складывается могущественное государство Митанни; у аккадских
семитических племён — Ассирийское государство, расположенное па важнейших
торговых путях Передней Азии и игравшее важную роль в истории древнего
общества. Арамейским вторжением в конце II тысячелетия Ассирия была
оттеснена на свои прежние земли. 13 начале I тысячелетия до н.э.
возможности ведения захватнических войн оказались в значительной мере
суженными. Это привело к усилению розни между различными группировками
господствующего класса. До нас дошли смутные известия о какой-то внутренней
перестройке в Ассирийском государстве, возможно, связанной с борьбой между
царём и военной знатью, с одной стороны, и городом Ашшуром, возглавлявшимся
жречеством, с другой. К концу Х в. до н.э. в Ассирии перевес оказался на
стороне военной знати. Это привело к возобновлению широкой завоевательной
политики, успеху которой способствовал целый ряд выгодных для Ассирии
обстоятельств. С Х в. до н.э. господствующий класс Ассирии начинает новую
серию завоевательных воин. В результате этих воин Ассирия в той или иной
форме подчинила себе большинство государств Ближнего Востока, впервые в
истории объединив в пределах одного государства самые различные народы,
населявшие огромную территорию. Несмотря на относительную кратковременность
своего существования, Ассирийская держава оставила глубокий след в истории
и культуре древнего мира.

1. КУЛЬТУРА АССИРИИ
О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало.
Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй
служил "семейным кладбищем"). Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей
или были глинобитными. В Ассирии климат менее жаркий, чем в Нижней
Месопотамии. Поэтому одежда ассирийцев была более основательной, чем у
вавилонян. Она состояла из длинной шерстяной рубахи, поверх которой в
случае надобности оборачивали еще шерстяную ткань. Ткани были белыми или
окрашенными в яркие цвета с помощью растительных красок. Богатые одежды
изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей, отделывались бахромой
и вышивкой. Из Финикии доставляли шерсть, окрашенную пурпуром, но ткань из
нее была баснословно дорогой. Обувью служили сандалии из кожаных ремней, а
у воинов - сапоги.
Изделия ассирийских ремесленников (резная кость, каменные и металлические
сосуды) нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю: в
них ощущается сильное финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников
из этих стран массами угоняли в Ассирию. Сюда же в огромном количестве
привозили и награбленные произведения искусства. Поэтому изделия местных
мастерских трудно, а подчас и невозможно отличить от "импортных".
Ассирийская архитектура тоже не отличалась самобытностью. Как отмечали сами
ассирийские цари, их дворцы строились "на хеттский манер", заимствованный
из Сирии, но дворцы эти были грандиозных размеров. Однако главное украшение
этих дворцов - многофигурные композиции с изображением мифологических,
жанровых и батальных сцен, выполненные в очень низком рельефе на плитах из
мраморовидного известняка и частично раскрашенные минеральными красками, -
представляет собой одну из ярчайших страниц в истории мирового искусства. В
стиле и технике этих рельефов можно проследить такие традиционные черты
месопотамского искусства, как "мультипликационная" передача
последовательных моментов той или иной сцены: на одном и том же рельефе
царь изображен приближающимся к алтарю и склоненным перед ним. Местные,
ассирийские традиции проявляются в очень свободном расположении фигур на
плоскости, в замене изображения божества его символом. Наконец, здесь можно
обнаружить и следы хурритского, сирийского, египетского, Эгейского стилей.
В общем же из всех этих разнородных элементов образовалось удивительно
органичное и самобытное целое. Основной (почти единственный) сюжет рельефов
- царь и его деятельность. Поэтому на них можно увидеть пиры и битвы, охоту
и торжественные процессии, религиозные обряды, осады и штурмы крепостей,
военные лагеря и войска, жестокие расправы над побежденными и принесение
даней покоренными народами. Хотя все эти сцены скомпонованы из
повторяющихся канонических деталей, заметить это для обычного зрителя почти
невозможно: прихотливость и смелость композиции придают им бесконечное
разнообразие. Варьируется и техника исполнения - от тщательной проработки
деталей, изобилия подробностей (прически, локоны, бороды, вышивки на
одежде, украшения, сбруя лошадей и т.п.) до графической скупости,
изысканной стилизации, когда дается почти один только контур (знаменитое
изображение раненой львицы). Сильное, стремительное движение (скачущие
лошади, бегущие звери) сочетается с тяжеловесной, подчеркнутой
статуарностью царя и его спутников (величественные позы, подчеркнутая
мускулатура, преувеличенные размеры фигур). Цвет в этих изображениях, как и
в более редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях, имеет
чисто декоративную функцию. Поэтому на них можно увидеть синих лошадей,
желтые фигуры на голубом фоне и т.п. Царей изображают и немногие дошедшие
до нас образцы круглой скульптуры. Среди них особенно интересна статуэтка
из янтаря и золота, изображающая Ашшур-нацир-апала II. Несмотря на
миниатюрные размеры, она создает ощущение мощи и величия. Изображения
ассирийских рельефов сюжетны, повествовательны, и в этом их отличие от
искусства соседних народов, где преобладает декоративное начало. Но
технические приемы, выработанные ассирийскими скульпторами, оказали влияние
на персидскую (видимо, через мидийское посредство) и, возможно, даже на
греческую скульптуру. И в наше время ассирийские рельефы, разрозненные,
нередко разбитые, почти утратившие краски, производят очень сильное
впечатление. Огромное количество и великолепное качество дошедших до нас
рельефов позволяют заключить, что они изготовлялись в специальных
мастерских с большим количеством первоклассных мастеров. То же самое можно
сказать и о недавно обнаруженных в царском погребении великолепных
ювелирных изделиях из золота, цветных камней и эмали. Что же касается
повседневного "ширпотреба" (печати, амулеты и другие мелкие ремесленные
изделия), то класс их исполнения, как правило, неизмеримо ниже.
Другим важнейшим вкладом ассирийцев в историю мировой культуры является
разработка литературно-исторического жанра. Царские надписи, повествующие о
событиях того или иного царствования, имели в Месопотамии многовековую
традицию, но только ассирийцы превратили их в настоящую литературу. Хотя
эти надписи принято называть "анналами", т.е. летописями, в
действительности они ими не являются. Это литературные композиции, в
которых исторические события определенным образом "аранжированы", чтобы
повествование выглядело более красочным, а его главный герой - царь - более
мудрым, доблестным и могучим. Поэтому "анналы" содержат нередко сильные
преувеличения (числа убитых врагов, размеров добычи и т.п.) и вместе с тем
о многом умалчивают (преимущественно, разумеется, о неудачах). Сюда же
относятся и так называемые "письма богу Ашшуру" - своеобразные "рапорты"
царя богу и жителям города Ашшура о военных походах, их причинах, течении и
результатах. Эти тексты в литературном отношении еще интереснее "анналов".
Так, в "Письме Саргона II богу Ашшуру" мы впервые в мировой литературе
встречаем описания пейзажей. Там же встречаются цитаты из "классической"
литературы, например из "Эпоса о Гильгамеше". Хотя и "анналы", и "письма",
подобно рельефам, нередко компонуются из стандартных деталей (особенно в
описании повторяющихся событий), их энергичный и красочный стиль, яркая,
хотя подчас и грубоватая, образность делают их захватывающим чтением.
Ассирийские историки всячески старались показать свою ученость: обильно
цитировали старинные тексты, старались писать на "хорошем" аккадском языке,
т.е. на литературном вавилонском диалекте. Особенности ассирийских анналов,
конечно, сильно затрудняют их использование в качестве исторического
источника, но зато повышают их литературную ценность (хотя и историческая
ценность их огромна).
Что же касается других литературных жанров, то произведения на аккадском
языке с начала I тысячелетия до х.э., в отличие от II тысячелетия до х.э.,
почти не создаются, а только переписываются и комментируются - как в
Ассирии, так и в Вавилонии. За исключением уже упоминавшихся "анналов",
"писем" и хроник, известные нам новые литературные произведения этого
времени немногочисленны. Но среди них есть очень интересные псалмы, гимны
богам и даже лирика. Особо следует отметить рассказ о путешествии некоего
царевича в Царство мертвых и о том, что он там увидел. Это - самое раннее
известное нам в мировой литературе сочинение того своеобразного жанра,
вершиной которого стал через два тысячелетия "Ад" Данте. Упадок аккадской
поэзии, однако, сильно заметен. Видимо, это связано с быстро развивавшимся
процессом вытеснения из разговорной практики аккадского языка арамейским и
с появлением новой литературы на арамейском языке. Об этой литературе на ее
начальной стадии мы знаем пока очень мало, так как по-арамейски писали
обычно на папирусе и других недолговечных в условиях Месопотамии материалах
(хотя и известны немногочисленные тексты, написанные клинописью по-
арамейски). Арамейская литература, видимо, и послужила своего рода "мостом"
от литератур ранней древности к более поздним. Примером здесь может служить
так называемый "Роман об Ахикаре", как предполагается, ассирийского
происхождения, дошедший до нас на арамейском языке (древнейший список из
египетской Элефантины, V в. до х.э.). "Роман об Ахикаре" был очень
популярен в древности и в средние века: известны его греческая, сирийская,
эфиопская, арабская, армянская и славянская версии. На Руси он был известен
под названием "Сказание об Акире Премудром". Это занимательное и
одновременно назидательное повествование о мудром советнике царя
Синаххериба Ахикаре и его неблагодарном приемном сыне, оклеветавшем и едва
не погубившем своего благодетеля. В конце концов, однако, справедливость
торжествует. Благие советы и укоризны Ахикара, адресуемые им своему
воспитаннику, выражают этические взгляды, господствовавшие на Ближнем
Востоке в I тысячелетии до х.э. Недавно было установлено, что Ахикар -
историческое лицо. Из Египта же происходит и другой, недавно опубликованный
очень интересный текст - так называемый "Роман об Ашшурбанапале и Шамаш-шум-
укине", своеобразная художественная интерпретация известных исторических
событий. Текст написан на арамейском языке египетским демотическим письмом
(такие тексты чрезвычайно редки) и повествует о споре двух братьев за
верховную власть и о безуспешных попытках их сестры помирить их. Видимо, и
это произведение восходит к ассирийскому времени либо очень близко к нему.
Надо надеяться, что новые находки позволят существенно расширить наши
знания об арамейской литературе на раннем этапе ее существования. В области
литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не
создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и
частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от
вавилонского место верховного бога занимал Ашшур ("отец богов" и "Эллиль
богов"). Но Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма
почитались в Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня
войны, плотской любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях - Иштар
Ниневийской и Иштар Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую
роль покровительницы царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был
позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он
получил в I тысячелетии до х.э.
Весьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи
являются так называемые "Среднеассирийские законы" (сокращенно САЗ),
которые представляют собой, скорее всего, не законы государства, а своего
рода "научную" компиляцию - свод различных законодательных актов и норм
обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для
практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые
принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность их
различна - от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были
первоначально частями одной таблички (B+O+G). Они датируются XIV-XIII вв.
до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше.
Своеобразие САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе как черты
весьма архаичные, так и серьезные нововведения.
К последним относится, например, метод систематизации норм. Они
группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные
"блоки", каждому из которых посвящена особая табличка (в ЗХ группировка
значительно более дробная), ибо "предмет" понимается в САЗ чрезвычайно
широко. Так, Табл. А (пятьдесят девять параграфов) посвящена различным
аспектам правового положения свободной женщины - "дочери человека", "жены
человека", вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни. Сюда же входят
различные правонарушения, совершенные женщиной или против нее, брак,
имущественные отношения супругов, права на детей и т.п. Иными словами,
женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как
преступница, и как потерпевшая. "Заодно" сюда же отнесены действия,
совершаемые "женщиной или мужчиной" , а также дела о мужеложстве Такая
группировка, разумеется, значительно удобнее, чем в ЗХ, но и ее недостатки
очевидны: воровство, например, оказывается в двух разных табличках, ложные
обвинения и ложные доносы тоже попадают в разные таблички (А и N); такая же
участь постигает и нормы, касающиеся наследования Впрочем, эти недостатки
очевидны лишь с нашей, современной точки зрения. Новым, по сравнению с
Законами Хаммурапи, является также чрезвычайно широкое применение публичных
наказаний - порки и "царской работы", т.е. своего рода каторжных работ
(помимо денежной компенсации потерпевшему). Такое явление для столь ранней
древности уникально и может объясняться как необычайно высоким развитием
правовой мысли, так- и сохранением общинной солидарности, рассматривавшей
многие правонарушения, особенно в области земельных отношений или против
чести и достоинства свободных граждан, как затрагивающие интересы всей
общины. С другой стороны, САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты
архаические. К ним можно отнести В + О, согласно которым убийца выдается
"хозяину дома", т.е. главе семьи убитого. "Хозяин дома" может поступить с
ним по своему усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более
развитых правовых системах выкуп за убийство не допускается). Такое
смешение архаичных черт с чертами сравнительно высокого развития характерно
и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ.
Ашшур был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных
отношений позволило законодателям широко применять денежные компенсации в
виде десятков килограммов металла (неясно, свинца или олова). Однако при
этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечении
определенного срока заложники считались "купленными за полную цену". С ними
можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниям и даже
продавать "в другую страну" Земля служит объектом купли-продажи , хотя и
под контролем властей. Из деловых документов видно, что община может
заменить продаваемый участок земли другим, т.е. частная собственность на
землю сочетается с сохранением определенных прав общины.
Патриархальность семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше
порядка наказания убийц, становится еще яснее при взгляде на те
законоположения, которые регулируют семейное право. Существует еще "большая
семья", и власть домовладыки чрезвычайно широка. Он может отдавать своих
детей и жену в залог, подвергать жену телесным наказаниям и даже наносить
ей увечья. "Как ему угодно" он может поступить и со своей "согрешившей"
незамужней дочерью Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников:
застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить их обоих. По
суду же на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелает
подвергнуть свою жену Женщина могла стать юридически самостоятельной лишь в
том случае, если она овдовела и не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних),
ни свекра, ни других родичей мужа - мужчин. В противном случае она остается
под их патриархальной властью. САЗ устанавливают весьма несложную процедуру
превращения наложницы-рабыни в законную жену и узаконения рожденных ею
детей, но во всех остальных случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно
сурово. Рабыням и блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось
носить покрывало - обязательную принадлежность костюма свободной женщины.
Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по закону, а не по
произволу господ.
САЗ упоминают также некие категории зависимых людей, однако точный смысл
соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно,
что практиковалось и "добровольное" поступление свободных людей под
покровительство знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В
ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и
клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания,
налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не
столь последовательно, как Законы Хаммурапи, из принципа талиона (воздаяние
равным за равное), что выражается в широком применении членовредительных
наказаний.

2. Литература и наука
Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в
области литературы Ассирия, по-видимому, не создала ничего своего, кроме
военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были
замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов,
когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед
ассирийского царя. Но характерно, что даже эти типично ассирийские
произведения почти всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а
на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском
литературном языке (вавилонском). Что же касается всех остальных
литературных памятников, заботливо собиравшихся в библиотеке ниневийского
дворца по приказу царя-грамотея Ашшурбанапала, а также в библиотеках
храмов, то они почти все без исключения представляли памятники вавилонской
литературы или же подражания им, вроде составленных, по-видимому, самим
Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.
Образованный писец в Ассирии должен был знать несколько языков: помимо
своего родного диалекта и вавилонского диалекта в двух его формах (живой,
применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный) ещё и
шумерский язык, так как без некоторого знания этого языка невозможно было
полное овладение клинописной грамотой. Кроме того, в официальных
канцеляриях помимо ассирийского диалекта аккадского языка применялся еще и
другой язык — арамейский, как язык, наиболее распространённый среди
многоязычного населения разных частей державы. Арамейский язык даже начал
вытеснять аккадский в быту населения. В канцелярском штате состояли
специальные арамейские писцы, писавшие на коже, папирусе или глиняных
черепках. Создавалась и арамейская литература, к сожалению, до нас почти не
дошедшая ввиду плохой сохраняемости применявшегося для письма материала. К
ассирийскому времени следует, однако, отнести известную арамейскую повесть
о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в.
до н.э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей
Синаххериба и Асархаддона. Повесть эта, претерпевшая изменения в течение
многих веков, дожила до позднего средневековья, переводилась и в Европе на
многие языки, в том числе и на русский.
Наука в Ассирии находилась в общем ещё на этапе первичного накопления
фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят сугубо утилитарный характер
— это различные перечни, справочники, рецепты. Некоторые из этих
справочников, однако, предполагают наличие известных предварительных
обобщений. Большинство дошедших до нас из Ассирии научных сочинений —
вавилонского происхождения. Нам известны словари и сборники языковых и
юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники,
сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-
астрономические записи и т. и. Научные знания в таких сочинениях перемешаны
с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой профессией.
На высоком уровне развития, как уже указывалось, находились военная техника
и те отрасли техники, которые связаны с военным делом,— строительство
мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

3. Искусство и архитектура
В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее
важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки
сооружались из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись, и
то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич —
материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество
пользовалось ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование
выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам —
так называемые “хеттские бит-хилани”. Стены зданий были глухие, комнаты,
как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный
свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через
отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах
важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной
конструкции, чем и Вавилонии.
Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский
дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял
собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами
прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно
целиком из сырцового кирпича. Арочные входы были украшены каменными
изваяниями крылатых быков и львов с человеческими лицами—божеств-хранителей
дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по большей части не
имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в
особенности узкие и длинные парадные залы дворцов. Здесь применялись
раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны
ассирийские рельефы. Они высекались на больших каменных плитах, которыми
облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Обычай
изготовления рельефных плит был заимствован из Митанни или от хеттов;
вообще в изобразительном искусстве Ассирии имеется множество элементов,
восходящих к хурритскому и хеттскому искусству. Рельефы более раннего
периода (по IX в. до н.э. включительно) отличаются большей связанностью
фигур, отсутствием в них динамичности, преувеличенным подчёркиванием
физической силы. Начиная с VIII в. работавшие в Ассирии художники несколько
более приближаются к правдивой передаче действительности, начинают
пользоваться пейзажем. Особенно замечательны изображения животных и сцены
охоты времени Ашшурбанапала.
Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него
характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее
разработанных трафаретов; иногда — как в случае охотничьих сцен — художник
умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же
ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание
сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к
посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа
человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица,
условный разворот тела и т. п.
Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были
сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное
искусство более позднего государства того же типа — Персидской державы,
развитие которого пошло по путям, проложенным ассирийскими художниками; при
этом были лишь усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.


4. Религия
Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской
культуры вообще в значительной мере определялось, как и в других странах
древнего Востока, религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели
ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных,
завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к
ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был
богом-покровителем определённой общины или территории, были боги “свои” и
“чужие”, однако и “чужие” боги всё же признавались божествами. Бог-
покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём
богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия
в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию. Официальная
обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью
заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был
поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-Мардуком.
Были, впрочем, распространены среди народных масс такие мифы и верования,
которые не были известны вавилонянам и которые восходили к хурритской
мифологии. Это засвидетельствовано изображениями на цилиндрических каменных
печатях, которые носили свободные ассирийцы. Ассирийские мифы и культы,
связанные с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в
быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии.
Религиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования,
возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый
шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и
привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими
фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни,
соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные
обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим
носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для
политического давления на царя и сохранения своего влияния на
государственные дела.



Список литературы :



1. "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П.
Францева



2. В. М. Хачатурян "История мировых цивилизаций" М. Из-во "Дрофа" 1996 год



3. Большая Советская Энциклопедия М. 1984 год



5. А. А. Радугин "Культурология : курс лекций" Изд-во "Центр" М. 1999 год




Реферат на тему: Культура Ацтеков

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ



Кафедра философии и истории
КУРС «Культурология»



Реферат

Тема: Культура Ацтеков



Выполнил: студент И-2-8
Кухарь А.А.
Принял: Крестьянова . .



Кинель 2001 год

Содержание

1. Вступление. Из истории цивилизаций Америки
2. Мексика – страна и люди
3. Ацтеки
3.1. Общественное устройство
и религиозные представления ацтеков
3.2. Письменность ацтеков
3.3. Ацтекский календарь
4. Заключение



1. Вступление. Из истории цивилизаций Америки
Когда 8 ноября 1519 г. испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью
сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, это стало
открытием новой, неизвестной европейцам цивилизации. Впервые в истории
великих открытий прошлого человек христианского Запада столкнулся не с
остатками чужой цивилизации, а с самой этой цивилизацией во плоти и крови.
Не прошло и года, как царь ацтеков — Монтесума — был мертв, а блистательный
город Теночтитлан разрушен. Кортес не просто разрушил варварско-языческую
державу, он обезглавил целую цивилизацию. Дальнейшие исследования показали,
что цивилизация ацтеков сама была наследницей более древних культур —
тольтеков, сапотеков, майя, живших примерно в одних и тех же местах, но в
разные эпохи.
Задолго до майя на мексиканском побережье Центральной Америки уже
существовали высокоразвитые цивилизации. С севера район распространения
этих культур ограничивала пустыня, на юге он простирался далеко за границы
теперешней Мексики, вплоть до Никарагуа. Южнее жили примитивные племена
индейцев. Природа этого района поражает своим разнообразием: покрытые
снегом горы с вулканическими вершинами, равнины с реками и тропическими
лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы. В каждой из этих
местностей складывался своеобразный стиль жизни, однако все племена
объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как
предполагают ученые, из Сибири и с Аляски во времена, когда Берингова
пролива еще не существовало; по пути к ним присоединялись племена индейцев.
От европейских, азиатских и африканских народов американский континент
отделяли великие океаны, поэтому развитие культуры мексиканских племен
носило вполне самостоятельный характер.
Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не
употреблялась ими для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел
и копий делались из кремня или обсидиана. Торговля была меновой, монет не
существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних
животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозки. Древние
американские племена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы
были завезены сюда из Старого света европейцами. Гончарный круг также не
был известен. Земля, однако, была плодородной. Тыква, кукуруза, бобы,
картофель, помидоры, папайя и авокадо произрастали в изобилии.
Возделывались какао и табак. Из различных растений изготавливались
одурманивающие напитки.
Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению культуры ацтеков, скажем
несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.
Ла-Вента. Культура ольмеков. Еще в XIII в. до н. э. на побережье
Мексиканского залива в районе Ла Венты существовала древнейшая культура,
получившая название культуры ольмеков. Ее расцвет приходится на VIII—IV в.
до н. э.
Ольмеки были искусными строителями. Они воздвигали пирамиды и
монументальные лестницы из земли и щебня и покрывали их толстым слоем глины
и гипса. Прекрасные образцы монументальной скульптуры ольмеков — гигантские
изваяния человеческих голов из базальта. Сохранилось также множество
украшений из нефрита и рельефов на алтарях, стелах и саркофагах.
Отличительная черта пластики ольмеков — стилизованные маски ягуара. Ученые
предполагают, что это животное было божеством ольмеков, покровителем полей
и земледельцев. Впрочем, ягуароподобный облик имели все основные божества
ольмеков. Влияние культуры ольмеков ощущается в последующих цивилизациях
Центральной Америки.
Теотиуакан. Около 300 г. до н. э. высоко в горах возникла самобытная
культура Теотиуакана (это место находится в 30 км от современного Мехико),
города, «в котором приносятся молитвы богу». В период своего наивысшего
расцвета, в первые века н. э., в этом городе-государстве жило около 40
тысяч человек. Сравнительно недавние исследования показали, что большая
часть населения Теотиуакана относилась к языковой группе нахуа, т. е.
этнически была родственна тольтекам и ацтекам. Город был спланирован строго
геометрически. Внутренние стены многих домов покрывали фрески, нанесенные
красками, состав которых (кроме лазурита и обсидиана) современной науке
неизвестен. Вдоль двухкилометровой, выложенной камнем дороги — «Дороги
смерти» — стояли многочисленные святилища, в том числе пирамиды Солнца и
Луны — колоссальные строения, не уступающие по своим размерам знаменитым
гробницам фараонов. Пирамида Солнца вздымалась ввысь более чем на 60
метров. Каждая сторона ее основания имела в длину более 200 м. Лунная
пирамида была несколько меньше. Рядом с ними стояла пирамида-цитадель, в
которой должен был жить дух одного из трех главных божеств — творца мира и
человека, владыки стихий бога Кетцалькоатля (его имя означает «змея,
покрытая зелеными перьями»). Фризы и цоколь этой пирамиды были покрыты
рельефами с изображением змей, сбросивших старую кожу. Миф о Кетцалькоатле
повествует, что имя свое этот бог получил после того, как однажды вместо
сброшенной змеиной кожи надел оперение птицы кетцаль. Вероятно, в VII или
VIII вв. н. э. город Теотиуакан постигла катастрофа, о чем свидетельствуют
следы грандиозного пожарища, открытые при раскопках.[1]
Культура майя существует примерно с V в. до н. э. Многие ученые различают
ее классический период — Древнее царство, расцвет которого приходится на IV-
V вв., а упадок на VIII-IX вв. н. э. — и постклассический период — Новое
царство (X—XVI вв.) Таким образом, майя достигли наивысших успехов в
области культуры и политики за несколько столетий до того, как испанцы
высадились на восточном побережье их страны. Время же расцвета культуры
ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера в XIII в., — XIV-XVI вв. н. э.
Племена майя жили на полуострове Юкатан, на территории современных Мексики,
Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. В культуре земледелия тогда еще не было
практики вывозить навоз на поля. Поэтому почвы быстро истощались, и
земледельцам приходилось выжигать в джунглях новые места под посевы. В
Европе эта система называлась подсечным земледелием.
Города Юкатана были религиозными центрами; в них на вершинах ступенчатых
пирамид находились храмы. Религия играла в жизни майя очень большую роль.
Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине,
математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный
календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными
устройствами для наблюдения за небом.
Гибель древнего царства майя. Почти шесть столетий продолжался период
расцвета культуры майя, но примерно в VIII—IX вв. цивилизация майя начала
приходить в упадок. По одной из гипотез, майя по неизвестной причине
покинули свои города и переселились на север, на полуостров Юкатан. Дворцы
и храмы пришли в упадок, и джунгли поглотили их. Новое царство майя
возникло на новой основе на севере Юкатана.
Существуют различные гипотезы, объясняющие это событие. Согласно одной из
них, в Х в. на народ майя напали пришельцы с запада, тольтеки, предводитель
которых — Кукулькан (Пернатая змея) — считал себя воплощением бога
Кетцалькоатля. (Позже это историческое лицо соединилось в представлениях
индейцев с мифологическим одноименным персонажем.) Исторический Кукулькан
завоевал Юкатан и основал свою резиденцию в городе Чичен-Ице, ранее
построенном майя.
Тольтеки принесли на землю майя новые элементы культуры, отстроили заново
столицу и возвели множество храмов: богов было много, и каждому нужен был
отдельный храм.
Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эксплуатации народа майя. Так
продолжалась до 1528 г., когда Юкатан был завоеван испанцами.
Если культура майя ко времени испанского завоевания миновала наивысшую
точку своего развития, то тольтеки, обитавшие в горах, ко времени
испанского завоевания еще находились на восходящей линии развития своей
культуры.
Государство тольтеков находилось в центре современной Мексики. Его столица
Тула (Толлан) располагалась недалеко от современного Мехико. Пятый
правитель тольтеков Цеакатль-Топльцин короновался в 977 г. в одном из
храмов Тулы как священный император, присланный самим богом Кетцалькоатлем.
Изображался он в виде змеи или бородатого человека в маске. Поэтому, когда
в XVI в. бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье
в год, посвященный Кетцалькоатлю, ацтеки приняли испанцев Кортеса за
вернувшегося бога.
Новая волна воинственных племен с Запада достигла Мексики в XII в.
Пришельцы разрушили Тулу и другие города. Племена, еще только выходившие из
стадии варварства и лишь отчасти цивилизованные, раздробили единое
государство тольтеков на ряд племенных государств и во главе каждого
поставили своих вождей.



2. Мексика – страна и люди
Плоскогорье в окружении величественных гор — вот две географические формы,
определяющие характер страны под названием Мексика. Типичный пейзаж
Кордильер — это беспорядочные, причудливые формы земной поверхности. За
прибрежными полосами различной ширины вздымаются высокие краевые горы:
Западное Сьерра-Мадре, достигающее 3000 метров и прорезанное глубокими
ущельями, и Восточное Сьерра-Мад-ре, где находится пик Орисаба — высочайшая
вершина Мексики. Между этими мощными горными цепями расстилается
мексиканская возвышенность с плодородными равнинами, которые имеют наносный
характер и разделяются горными цепями и отдельно стоящими горами.
На юге Центральное плато ограничено величественной горной цепью
вулканического происхождения. Покрытые снегом вершины погасшего вулкана
Истаксиуатль (5286 м), действующего вулкана Попокатепетль высотой 5453 м,
обоих вулканов Колима, а также Невадо-де-Толуко (4578 м) являются символом
Мексики. По ту сторону глубокой складки долины Балса вновь вздымаются горы,
простирающиеся до сужения в районе Техуантепека. Восточнее начинается
центральноамериканский участок Кордильер, в основании которых
обнаруживаются весьма различные геологические структуры.
Несмотря на то, что добрая половина страны лежит в зоне тропиков, высота
над уровнем моря определяет климат в большей степени, чем географическая
широта. Благодаря пассатам на восточном побережье выпадает очень большое
количество осадков, и на фоне этого ландшафта, отличающегося пышной
вегетацией, уже в древние времена возникли высокоразвитые индейские
цивилизации ольмеков, тотонаков и ацтеков. Значительно менее гостеприимно
западное побережье, представляющее собой лишь узкую прибрежную полоску. Для
центральной возвышенности внутри страны характерны весьма различные формы
растительности. Области, напоминающие пустыню, где хорошо растут лишь
кактус, мескито и шалфей, сменяются густыми сосновыми лесами и зонами с
весьма обильной растительностью. Однако действительно плодородные области,
в которых возможно земледелие, встречаются относительно редко. Они были
заселены с древних времен, в том числе и долина Анагуак, колыбель культуры
ацтеков. Здесь хорошо произрастала кукуруза, служившая основным продуктом
питания, росла агава, которая давала текстильные волокна и сироп для
хмельного напитка пульке. Из воды внутренних соленых озер добывали соль,
столь популярный предмет торговли, игравший большую роль, в жизни всех
народов, употребляющих в пищу зерновые культуры.

1. Ацтеки
3.1. Общественное устройство и религиозные представления ацтеков
В эту высокогорную долину в год Оте-Acatl, что означает «Два тростника», а
согласно христианскому летосчислению — в 1168 году пришли ацтеки, или, как
они сами себя называли, теноча. Они были кочевниками и представителями той
же языковой группы, что и тольтеки, народ старой культуры, который населял
долину Анагуак до теноча и создал себе нетленный памятник — город
Теотиуакан. Теноча считают себя выходцами из легендарной страны Ацтлан,
почему испанцы позднее и назвали их ацтеками. Их страна также называлась
Мексикой по имени героя племени. Однако точное происхождение ацтеков и
{первопричины создания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются
неясными. Теночтитлан, заложенный на острове на озере Анагуак, ведет начало
от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих
иллюстрированных хрониках.
(Офицер армии Кортеса, чье имя осталось неизвестным, — его цитируют,
называя «неизвестным завоевателем» — описал грандиозное впечатление,
которое город произвел на европейцев:
«Великая столица Теночтитлан стоит на соленом озере, причем не точно в
центре его, а ближе к западному берегу, так что ее дома подходят к суше на
расстояние четверти часа пути. Она, очевидно, имеет в окружности от двух с
половиной до трех миль, и большинство тех, кто видел ее во время
завоевания, оценивает число жителей на тот момент примерно в 300 000
человек, живших в 60 000 домах. По дамбам с суши в центр города ведут три
мощеные дороги, каждая шириной более тридцати шагов.[2]
Самая длинная из них прорезает озеро на протяжении двух миль. Северная и
южная дамбы соединяются в центре города, так что их следует считать единой
дорогой. Третья имеет протяженность по воде лишь четверть мили, однако еще
па три четверти мили вдается в сушу, и по ней с этого расстояния к городу
идет водопровод, подающий прекрасную питьевую воду. Ее источник находится
на холме под названием Чапультепек («Гора саранчи»), у подножия которого
вода вначале стекает в глубокий пруд, а оттуда в город. В городе красивые,
широкие улицы, среди которых две или три могут считаться главными. Все
остальные подходят к вымощенным кирпичом берегам каналов, которые проходят
во всех направлениях по всем кварталам, так что жители от своих домов могут
всюду добраться и по суше, и по воде. Последнее происходит с помощью лодок,
которые изготавливаются из выдолбленных стволов деревьев. Среди них
встречаются лодки такой величины, что в них могут удобно расположиться пять
человек. Часть переулков города представляет собой каналы, так что здесь
можно попасть в дома лишь на лодке. Подобным же образом построены и другие
поселения на озерах и на островах пресноводного озера.
В городе были и по-прежнему имеются весьма красивые и большие площади, на
которых идет торговля всем необходимым для жизни. Наиболее крупной из них
была так называемая Тианквис, примерно в три раза больше самой большой
площади Саламанки. Она была окружена проходами с колоннами. Сюда ежедневно
приходило 20—25 тысяч человек, чтобы покупать и продавать, а на большие
базары, происходящие каждые пять дней, даже 40—45 тысяч человек.
В Теночтитлане было множество больших и великолепных храмов, где
поддерживался культ идолов, которым поклонялись в стране, и совершались
человеческие жертвоприношения. Главный храм представлял собой великолепное
сооружение огромных размеров. На его территории мог бы разместиться
небольшой город. Окружавший его обширный двор имел четверо главных ворот.
Каждые — своего рода крепость, полная всевозможного оружия и снаряжения.
Все четверо вместе взятые напоминали арсенал правителя.
В городе имелся гарнизон, насчитывавший 10 000 человек, сплошь отборные
воины, личная охрана правителя, которая повсюду сопровождала его, а также
поддерживала спокойствие и порядок внутри города и в его окрестностях.
Представители знати имели большие, красивые дворцы с обширными роскошными
садами. Я четыре раза был в одном из таких дворцов и каждый раз ходил по
нему до изнеможения, но так и не осмотрел всего. Все эти дворцы были
построены таким образом, чтобы просторные покои и залы окружали двор. Я
видел зал, в котором размещались более 3000 человек, а на его плоской крыше
могли бы разъезжать 30 всадников.»
Сам город имел вытянутую форму. В центре его стояли большой храм и дворцы
правителя и наиболее знатных вельмож.
История молодого государства, основу которого составляет обложение данью,
отмечена войнами и грабительскими набегами. Расцвет города-государства
происходит в союзе с соседними приозерными городами Текскоко и Тлакопаном.
Лишь при Монтесуме I (1440—1469) этот тройственный союз сменился гегемонией
Теночтитлана. При Ауитцотле (1486—1502) сфера власти ацтеков
распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель
подчинил и племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, и
территории, расположенные между Колима и Акапулько. Во время своих военных
походов он доходил даже до границ земель могущественных майя. Его потомок
Монтесума II покорил и страну миштеков, так что в течение каких-нибудь
восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой
распространялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской
республики.
Властители, носившие титул тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом
четырех. Форма правления вначале представляла собой скорее олигархию,
однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура
империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила
в сообщество землепользования, несколько семей составляли род, и весь народ
теноча насчитывал 20 таких родов. Собрание глав родов выдвигало из своей
среды четырех мудрецов в качестве советников властителя. Эти тетрахи
существовали как своего рода курфюрсты. Таким образом, властители не могли
апеллировать к праву первородства, а избирались Советом четырех из числа
братьев предыдущего властителя или его племянников. Впрочем, к тому
моменту, когда в страну пришли испанцы, власть тлатоани значительно
уменьшилась, и обнаруживались все черты абсолютизма. Монтесума II, «Гневный
господин», хоть и избранный, как и его предшественники, обладал единоличной
командной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно
был верховным жрецом. Жизнь при дворе властителя регулировалась
церемониалом, полным всевозможных ухищрений.
Жить в городе имели право только представители высшего слоя. Простонародье
жило в пригороде или в долинах между скалами. Кроме крестьян в обществе
ацтеков были и рабы – порабощенные иноплеменники. Каждый ацтек должен был
обязан иметь личное оружие и уметь хорошо им пользоваться.[3]
На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение
искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с
помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов,
кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масленичные культуры,
хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла
(обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от
земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным
образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений.
Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли
между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом
народных собраний.
У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности.
Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными
монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом
или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико).
Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились;
помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий
украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Монументальная культовая
скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает
грандиозностью, тяжеловесностью. Особенно выразительны небольшие каменные
или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде
архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с
изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли
украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы
из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

3.2. Письменность Ацтеков
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались
ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные
полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения
пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и
вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних
"строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности:
знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так
называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl
изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического
характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки,
особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания,
прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы
существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.[4]

3.3. Ацтекский Календарь
Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской
скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м,
вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной
части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли
символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени.
Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее
антропологии. Ацтекский календарь (calendario azteca) - система
летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу
ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной
ритуальной последовательности (так называемого священного периода или
тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного
(20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-
дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).
Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя,
дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам. Большое
ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-
летних циклов.

4. Заключение
Монтесума II расширил сферу власти своего народа в гораздо более обширных
пределах, чем его предшественники; он, по-видимому, обложил данью 371
город. Покоренные города сохраняли независимость правления. Ацтекские
гарнизоны находились лишь в стратегически важных точках, а сеть пунктов
эстафетного курьерского сообщения служила для связи со столицей. Отдельные
города, например, Тласкала, даже сохраняли полный суверенитет в рамках
империи.
У ацтеков существовал обычай культового. Ежегодно на жертвенных камнях бога
войны Уицилопочтли, расположенных на высоте орлиного полета, они умерщвляли
тысячи жертв. Лишь при освящении крупного храма в Теночтитлане были
принесены в жертву 20000 человек. В день празднеств во славу богини маиса
на центральной площади города десять девушек исполняли ритуальный танец, во
время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было
сделать удачной уборку маиса. Во время религиозной церемонии во славу бога
дождя Тлалока на площадь выводили детей 5—8 лет и при стечении народа
пытали их; слезы детей символически изображали дождь: чем больше детских
слез, тем больше будет долгожданного дождя. Порабощенные города также были
обязаны в качестве дани посылать в храм своих сыновей и дочерей. Чем дальше
расширялись границы империи, тем большим становилось число его врагов. Для
того, чтобы объединить всех противников Теночтитлана, необходимы были лишь
внешний толчок и личность Кортеса.
Для того чтобы объяснить причину поразительных успехов испанцев, следует
упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое коренится в религии
индейцев, а именно в вере в «белых богов». Боевой дух воинственного народа
ацтеков, направленный против европейских пришельцев, сдерживался их
собственной верой. Роковые предзнаменования возвещали близкий конец света и
повергали ацтеков в трагический пессимизм. В год Се-Acatl («Первого
тростника») в Туле родился Кетцалькоатль, которому суждено было стать
героем культа, распространенного во всей стране. Странным является то, что
Кетцалькоатль, которого вскоре стали почитать как бога, по-видимому, носил
бороду и имел светлую кожу; одним из его символов считался крест. Согласно
преданию, Кетцалькоатль отплыл на запад к побережью далекого Тлапаллана,
дав перед этим обещание вернуться в год Св-Acatl. Теперь ацтеки,
исполненные страха, упорно ожидали предсказанного возвращения короля
жрецов, который должен был положить конец кровавому правлению богов. По
ацтекскому календарю, построенному на 52-летнем цикле, год «Первого
тростника» мог соответствовать в христианском летосчислении лишь годам
1363, 1415, 1467 или 1519. Поэтому, когда в 1519 году Эрнан Кортес
высадился на побережье Мексики, индейцы явно сочли его возвратившимся
Кетцалькоатлем. Этим также объясняется суеверный страх Монтесумы, который
никогда не мог решиться на сопротивление армии христиан.
13 августа 1521 года назрел момент для штурма города. Кортес еще раз
обратился к индейцам с предложением сдаться, которое опять было отвергнуто.
Тогда испанцы и их союзники перешли в наступление по всем направлениям и,
ведя ожесточенные бои, ворвались в город. Началась битва за каждый дом, и
лишь постепенно, прочесывая каждую улицу, завоеватели сумели подавить
сопротивление. Борьба за Теночтитлан завершилась.
Согласно данным Кортеса, в боях и в результате голода и эпидемий погибло 70
000 мексиканцев, более половины населения города. В других источниках,
например, у индейского историка Истлилсочитля, преемника короля Тескоко,
приводится цифра 24 000. Точная численность потерь испанской стороны также
не установлена; по крайней мере 100 человек попали в плен и были принесены
в жертву языческим богам, примерно столько же погибло. Потери союзников
приближались к десяти тысячам.[5]
Когда-то цветущий город-остров Теночтитлан являл собой столь ужасную
картину разорения. Глава ацтеков Куаутемок во время бегства попал в руки
испанцев и, закованный в цепи, предстал перед победителями. Последний
правитель ацтеков умер позорной смертью на виселице 28 февраля 1525 года.
Тогда же испанцы захватили всю страну, и начался ее грабеж. Так было
прервано развитие многовековой истории культуры индейцев Центральной
Америки. Но память о ней жива. В народных преданиях сохранились многие
древние обычаи индейцев, еще живы люди, которые знают старинный календарь и
соблюдают старинные обычаи. Ацтекский язык (науатль) используется в
начальной школе, на нем издаются учебники, специальная литература для
чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.). Сегодня в Мексике нет
памятника, который напоминал бы об испанском завоевателе, в то время как
его противника, индейца Куаутемока, в стране чтут.



Список литературы

1. С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры.
М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998.
2. Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1997.
3. Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962.
-----------------------
[1] С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М.,
Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 262)
[2] Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 221)
[3] С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М.,
Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 271)
[4] Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962. (стр. 98)
[5] Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 286)

-----------------------
Знаки двадцати дней ацтекского месяца







Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биография Петра I (Исторические личности)


Реферат: Геополитика (вопросы) (Геополитика)


Реферат: Недействительные сделки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основы цифровой техники (Схемотехника)


Реферат: Билеты по социологии (Социология)


Реферат: Труд (Социология)


Реферат: Коммуникации и общение (Психология)


Реферат: Великая Отечественная Война (История)


Реферат: Цели и задачи педагогики (Педагогика)


Реферат: В.И. Вернадский как историк науки (Философия)


Реферат: Associated press (История)


Реферат: Культурное развитие России (История)


Реферат: Блок-схема: Вычитание чисел в форме плавающая точка, сдвиг вправо на один два разряда (Радиоэлектроника)


Реферат: Информационные технологии в фармации (Программирование)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


Реферат: Методы и алгоритмы построения элементов систем статистического моделирования (Математика)


Реферат: Гегель о государстве (История)


Реферат: Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека (Культурология)


Реферат: Исследование взаимосвязи электрофизических параметров кремния полученного методом карботермического восстановления от технологии его получения (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист