GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Тоталитаризм (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Тоталитаризм (Политология)


Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется
тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным
разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества.
Общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества это
– всеобщность государства. В социально-экономическом отношении она
предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных
аспектов деятельности, не оставляет за индивидуумом свободы в принятии
решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой системе
отсутствует свобода личности. Действует постоянный контроль со стороны
партийно- государственного аппарата над гражданами. Подчиняется вся
социальная система коллективным идеологическим целям.
Проявление тоталитаризма стали феноменом общественной жизни и
сложились в определенную систему только в ХХ веке. Тоталитарные идеи
подчинения части целому, индивида государству, а также всеобщего управления
обществом существуют уже свыше двух тысячелетий в высказываниях и
сочинениях Гераклита, Платона, Карла Маркса, В.И. Ленина и многих других
мыслителей. Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50 г.г. в работах
Ф.Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского. В книге «Тоталитарная диктатура и
автократия» (1956 г.) сделана попытка эмпирического обоснования
тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм и другие однотипные
(фашистские и национал-социалистические) политические режимы.
Хотя тоталитаризм стал политической реальностью лишь в ХХ веке, его
идейные истоки уходят корнями в глубокую древность.
Петр Великий и Людовик ХIV были могущественными
- 2 -
правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации,
неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не
настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать
тотальной. Великие самодержцы прошлых времен объективно не располагали
возможностями контролировать все и вся в жизни своих подданных. Конечно,
они требовали и достигали внешнего повиновения, но всегда в сфере
государственного регулирования присутствовал тот или иной «пробел». По
меньшей мере, часть общества обладала либо политическим иммунитетом
(сословные привилегии), либо самостоятельностью в сфере экономической и
хозяйственной деятельности (отсутствие планово-приказной системы
руководства экономикой), либо (более распространенное явление) определенной
свободой личной жизни (русских крестьян все-таки не
заставляли брить бороды и одевать немецкие камзолы, а старообрядцев
не расстреливали за их религиозные убеждения.
В противоположность автократическим режимам средневековья
тоталитаризм предполагает всеобщность государственного контроля и пытается
регулировать каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой
степени ему удается достичь желаемого.
Неслучайно, первым «тоталитаризм» употребил лидер фашистского
движения в Италии Б. Муссолини в 1925 году для характеристики учрежденного
им режима. Идейные истоки, оправдывающие тоталитарную модель, берут свое
начало в глубокой древности. Еще Гераклит (Эфесский) полагал, что, обладая
мудростью и совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».
Особое значение оправданию тоталитарных форм господства государства над
обществом и личностью придавали последователи
- 3 -

легизма в Древнем Китае (Цзы Чань, Шень Бу-хай, Шан Ян). Платон тонко
критиковал демократическое устройство, но при этом его собственные
представления о совершенном государстве предполагали не только безусловное
подчинение индивида государству, но и собственность последнего на землю,
дома, жен и детей граждан. Тотальность государственного регулирования
распространялась у Платона и на регламентацию распорядка дня и ночи,
обязательное исповедание единой религии, запрет на несанкционированное
общение с иностранцами и частные поездки за границу. Платон подчеркивал
необходимость для государства очищать себя от неугодных лиц смертной казнью
или изгнанием.
В основу тоталитарного коммунистического государства положен
принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду
стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-
либо из своих сограждан» (Г.Бабеф).
Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества.
Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика,
национальные отношения, личность. Основой системы в экономике был строго
регламентированный центром распределительный механизм. Например в СССР в
1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не как вынужденная мера, а
как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения.
Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей
и т. д. Основой общественных отношений была командно - административная
система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих.
Она
- 4 -
формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны». В
Сталинской концепции социализма было место только такому работнику. Что
касается третьей системы, то в правовом государстве не может быть единой
власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти:
законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же было соединение
законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная власть в
годы гражданской войны была сосредоточена в руках ВЧК, других чрезвычайных
и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись
альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило
систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия. Характер
административно-командной системы сказывался на отношениях наций и
народностей. Под видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое
централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура
страны. Например в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин
говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то
время, как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет
Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом
же году были ликвидированы такие формы национально-административного
деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые
занимались созданием условий для осуществления школьного образования и
культурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой
системы - была личность. Человек, отчужденный от собственности,

- 5 -

власти, управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права
личности подменялись классовыми, групповыми, партийно-бюрократическими
интересами. Человек не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала
личность в духе непримиримости к «врагам народа». И ими не редко
оказывались мать, отец, родственники и близкие.
Тоталитаризму присуще коллективно – механическое мировоззрение,
рассматривающее государство, как отлаженный работающий механизм. Сталин
впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы - винтики одной машины».
Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У нас незаменимых нет»,-
который и подвел черту под представлениями о значении индивида в
тоталитарном государстве.
Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось
использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века
тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения -
коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал-
социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ
личности.
Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление
человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии
политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции
и роли лидера. Наиболее часто культ личности
встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления
власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие
его атрибуты, как памятники,
- 6 -
мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и
т.п.
В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в
идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную,
всеобщую значимость. «Отцы» такой, «единственно верной идеологии»
наделяются качествами пророков и ясновидцев. Культ личности рождается на
базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности
поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей (героев),
принесших благо своему народу. Важной непосредственной причиной культа
личности является огромная концентрация политической, духовной,
экономической и социальной властей в руках одного человека, а также
тотальная личная зависимость людей не столько от результатов своей
деятельности, сколько от благосклонности руководства. Разносторонняя личная
зависимость, отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей
систематической отработкой, порождает у населения веру во всемогущество
руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор
проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.
В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера.
Вот небольшое описание, как встречал и рукоплескал народ Германии
человеку, который «…и в самом деле вполне серьезно верил в свою гениальную
расовую теорию!..».
«Огромная зала полна сверх меры. Все десять тысяч билетов
- 7 -
распроданы задолго до митинга. Перед входом на улице стоит густая толпа
людей, которым не удалось попасть в залу. Они жадно ждут: может быть, кто-
нибудь выйдет, упадет в обморок от жары, продаст или уступит место.
Ровно в восемь часов вечера раздаются трубные звуки. В залу торжественно
входит оркестр, играя военный марш. За ним следует «взвод знаменосцев»,
далее «ударный отряд» из людей в коричневых рубашках, с засученными
рукавами, и, наконец, конвой «телохранителей вождя». У телохранителей на
головах каски c
изображением черепа. Раздается команда: «Глаза направо!..» Весь зал встает,
следуя, кто как умеет, военной команде. На пороге между
двумя взводами конвоя появляется Гитлер. Громовые рукоплескания длятся
несколько минут. Невысокий, мертвенно-бледный человек, со злыми сверкающими
глазами, в полувоенной форме, украшенной индусским значком, занимает место
на трибуне.
«Для того чтобы понять гитлеровщину, - говорит беспристрастный и
осведомленный французский журналист, описывающий эту сцену, - надо знать,
что как оратор Гитлер не имеет себе равных в современной Германии. Он
зачаровывает толпу, которая с наслаждением слушает все расточаемые им
грубости, его декламацию против предателей, мошенников, продажных людей.
Никто таким языком не говорил в Германии».
« Каждая фраза его речи, - пишет очевидец, - прерывается бешеными
рукоплесканиями. Толпа встает, как один человек, и начинает петь. Ей вторит
орган большой Бреславльской залы. Гитлер рычал более часа. Раздавленный
неслыханным усилием, он падает в кресло и лежит неподвижно несколько
мгновений. Затем, овладев
- 8 -
собой, бросается в другую залу, где его ждало еще десять тысяч человек. В
полночь он в третий раз произнесет ту же речь перед 6 –7 –тысячной толпой,
ждущей его на улице, жаждущей увидеть спасителя, которого зовут в Германии
Христом!..»
Что он говорит, всем достаточно известно. Во всяком большом движении,
каково бы оно ни было, есть беспрестанно повторяющийся лейтмотив. Разные
это бывают лейтмотивы, - многие из них нам особенно памятны: «без аннексий
и контрибуций», «вся власть советам», «братание трудящихся», «грабь
награбленное». Лейтмотив гитлеровщины более сложный; «Германская армия
побеждала на всех фронтах, но германская революция вонзила ей кинжал в
спину!» Отсюда делаются выводы, тоже всем известные.
Лозунги Ленина в 1917 году были еще лучше, но и этот придуман не дурно.
Гитлер обращается преимущественно к молодежи, которая в войне не
участвовала и знает о ней мало. У молодых немцев осталось о событиях 1914 -
1918 гг. общее впечатление, которое почти совпадает с тем, что говорит
Гитлер: «Германские войска в самом деле побеждали на всех фронтах. Потом
вспыхнула революция – и все погибло. Значит, Германию погубили люди, ныне
стоящие у власти. Хронологией молодежь не занимается, а без хронологии как
доказать, что в утверждении Гитлера нет ни слова правды ?»
История предоставила расизму выбор между анекдотом – и кровью. В Германии
хитрые люди говорили с глубокомысленным видом:
«надо дать Гитлеру побывать у власти. Тогда немецкий народ, наконец,
увидит…» и т.д. Хитрые люди говорили и у нас, в 1917 году, то же самое о
большевиках: « Пусть, наконец, русский народ увидит…». Конечно это говорили
много лет тому назад и левые
- 9 -
итальянцы о фашистах. Два раза можно было сделать одну и ту же глупость, -
в третий раз она рискует стать скучноватой. От 35 процентов до 51 процента
расстояние не так далеко, - особенно если выборами будут руководить мастера
выборного дела.
Гете сравнивал историю человечества с фугой, в которой разным народам
последовательно принадлежит «ведущий голос». Ведущий голос может и
фальшивить: на целых периодах в жизни того или другого народа человечество,
бывает, учится: вот как не надо делать историю!
В СССР культ личности “процветал” во времена правления И.В.Сталина.
Низкий уровень образования, правовая незащищенность, низкий профессионализм
и низкая политическая культура, забитость и привычка к барскому понуканию
людей – вот «главные козыри» Сталина, чтобы подчинить себе народные массы.
К концу 30-ых годов около 29 % населения СССР все еще не умели читать и
писать. Среди секретарей горкомов и райкомов партии в то время более 70%
имели неспециальное образование, а среди секретарей окружкомов, крайкомов и
ЦК компартий союзных республик – более 40 %. Права людей никто не
отстаивал. Если урожай был низкий из-за погодных условий, то спрашивали с
невиновных «на всю катушку» и осуждали по 58 статье. Людей держали в
тюрьмах, ссылали в лагеря и отдаленные районы. Многих невиновных людей
заставляли сознаться в том, чего они никогда не делали. К ним применяли
различные пытки и, не в силах больше терпеть и сопротивляться, они готовы
были на любые признания. А так как большое количество людей с высоким
интеллектуальным уровнем и образованием “бродили” по ссылкам и лагерям, то
и политическая
-10-

культура была низкая, т.к. политикой занимались малообразованные люди.
Народные массы очень быстро заставили бояться различных
органов власти. Люди выполняли приказания и не могли ослушаться или
сказать против. Человек в СССР был лишен своего слова. 58 статья покрыла
собой все человеческое существование и люди ничего не могли с этим
поделать.
В 58 статье было 14 пунктов.
Всякое ниже перечисленное действие признавалось контрреволюционным:
( Ослабление власти;
( Вооруженное восстание или захват власти в центре и на местах;
( Взаимодействие любым способом с иностранным государством, находящимся
с СССР в состоянии войны;
( Помощь, оказываемая международной буржуазии;
( Шпионаж;
( Подрыв промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения и
кооперации;
( Терроризм;
( Диверсия;
( Пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву
советской власти;
( Недонесение о любом из перечисленных деяний;
( Бывшая служба в царской охране;
( Сознательное неисполнение обязанностей или умышленное небрежное
исполнение их (саботаж или экономическая контрреволюция)

- 11 -
Такова была 58 статья , покрывшая собой все человеческое существование.
Сталин активно контролировал процесс террора: руководил подготовкой трех
больших московских процессов; по своей инициативе отдавал приказы об
арестах; занимался изучением текущих допросов; уточнял: какие, именно,
пытки необходимо применять к тем или иным арестованным; делал выговоры
работникам НКВД, если они не могли «вырвать» необходимое признание вины;
устраивал очные ставки в своем кабинете между видными руководителями и
теми, кого удалось с помощью пыток заставить давать против них показания.
Сталин вмешивался во все дела: устаивал бойни в вооруженных силах,
например, в группе Тухачевского. Но даже с учетом всего этого Сталин один
не смог бы провести чудовищные массовые репрессии 1937- 1938 г.г. без целой
армии активных помощников, начиная с членов Политбюро и высших чиновников
и, кончая, тысячами следователей НКВД в тюрьмах по всей стране,
надзирателей и конвоиров, охранявших, стремительно растущее население
лагерей, личного состава секретных отделов НКВД в советских учреждениях,
осведомителей во всех слоях общества, журналистов, которые обрушивались на
так называемых
«врагов народа», рядовых членов партии и «непартийных большевиков»,
которые писали доносы, лишь бы угодить своему шефу.
Сталинский террор 1935-1939 г.г. нанес катастрофический урон
обществу, экономике, культуре, военному потенциалу страны и общему
благосостоянию населения. Были загублены жизни таких выдающихся
политических деятелей, как: Бухарский, Рыков, Зиновьев;
-12-
военных: Тухачевский, Блюхер; деятелей культуры: Мандельштам и многих,
многих других. Но для неграмотного народа Сталин стал непогрешимым объектом
культа, а все осужденные – «врагами народа». Несколько тысяч арестованных в
ходе террора были
впоследствии освобождены из заключения. Очевидно, Сталин хотел заставить
народ поверить, что, уже поверженный Ежов, был главным организатором
террора. Организованный в стране террор сделал свое дело. Этой, казалось
бы, успешной попыткой создать общество верных, Сталин создал – общество
конформистов. Люди могли носить маски его сторонников, но некоторые
относились к нему критически и в глубине души ненавидели его. Не все из
преданных ему людей говорили то, о чем думали на самом деле. Многие были
двуличны, но выяснить кто же точно было не легко и поэтому в глазах Сталина
чуть ли не каждый советский человек и, уж конечно, каждый крупный чин
являлся возможным двуличником.
По халатности Сталина было допущено много непоправимых ошибок в истории
СССР.
Заключив 23 августа 1939 года с Германией пакт о ненападении, И.В.Сталин
и его окружение восприняли пакт как величайший успех своей внешней политики
и слишком уверовали в его незыблемость. Эта иллюзия укреплялась «успешным»
определением новой границы в соответствии с «Договором о дружбе и
границах». Они тщательно оберегали достигнутое соглашение, а ценнейшие
сведения разведки, предупреждения антифашистов и некоторых государственных
деятелей Запада не только не принимались во внимание, но и оценивались, как
провокационные. Сталин не раз выражал уверенность, что гитлеровская
Германия в 1941 году на нашу страну
-13-

нападать не станет. На границе происходили для многих непонятные вещи. В
пограничной полосе свободно разъезжали на машинах переодетые в штатскую
одежду немецкие офицеры, якобы получивших разрешения от Советского
правительства на розыск могил захороненных здесь немецких военнослужащих
времен первой мировой войны. Самолеты нарушали воздушные границы, но
стрелять по ним было категорически запрещено. В самолете, совершившему
вынужденную посадку на нашей территории, обнаружили новейшую
фотоаппаратуру. На пленках были засняты мосты и железнодорожные узлы в
Киевском направлении. Обо всем было сообщено в Москву. Однако там
распорядились немедленно отпустить экипаж с самолетом в сопровождении двух
наших истребителей. Нужно принять во внимание обстановку в стране, когда
любое сомнение относительно истинности решений, принимаемых Сталиным,
приводили к репрессиям. За неделю до начала войны Сталину было предложено
нашими офицерами привести в боевую готовность и вывести их из мест
расквартирования в соответствии с планом прикрытия границы. Сталин ответил,
что еще одно подобное послание и это будет оценено, как паникерство. Все
зависело от воли и указаний одного человека и его тоталитарного по духу
окружения. Неправильно оценив ситуацию, Сталин был в плену ошибки, которая
дорого стоила Красной армии и народу. Основное содержание выступлений
Сталина излагало директиву руководства в адрес партийных и советских
органов прифронтовых областей. Но было в выступлениях и что-то новое.
Сталин, на котором лежала вина за миллионы загубленных жизней за годы
коллективизации, за расстрелы и заключения в ГУЛАГ, обратился к людям с
призывом , начинающимся со слов: «Братья и
-14-

сестры…». Выступление Сталина привело к тому, что десятки миллионов граждан
страны осознали остроту ситуации. Их патриотический порыв стал тем
фактором, который смог компенсировать недостатки в организации Верховной
власти.
Cталинские времена можно расценивать с разных точек зрения. Культ
личности Сталина оставил тяжкое наследие во всех сферах жизни
социалистического общества. Предельно централизованное государство с
многочисленным и разветвленным, нацеленным на исполнение любых, идущих
сверху директив бюрократическим аппаратом, подавляло общественную
инициативу во всех служебных и производственных звеньях. Сталин воплотил в
себе «мясника». При нем все лучшие умы страны (профессоры, доктора,
офицеры, литераторы и т.д.), которые не расценивали точку зрения Сталина,
были объявлены изменниками Родины и были либо расстреляны, либо сосланы в
лагеря. Народ массово подвергался угнетению (сплошная «уравниловка» и
репрессивные методы). Литература и любая информация подвергалась жесткой
цензуре.
«Оттепель» в стране произошла после смерти Сталина, когда на ХХ
съезде КПСС Хрущев Н.С. произнес речь о разоблачении культа личности
Сталина И.В. Делегаты были потрясены фактами о необоснованных репрессиях
партийных, государственных, военных кадров и других советских граждан,
приведенными в докладе Хрущева «О культе личности и его последствиях».
Народ был не в состоянии сразу поверить в коварство Сталина. Хрущев
вспоминал, что в течение трех лет он не решался порвать с прошлым,
набраться мужества и все-таки приподнять покров тайны, скрывавший правду о
Сталинских репрессиях. Мешала вера в то, что сталинские методы борьбы с
-15-
«врагами народа» в конечном счете обуславливались точкой классовой борьбы и
способствовали укреплению завоеваний революции. Хрущев говорил, что
собственными действиями под руководством Сталина они были скованы, как
цепями, и не могли полностью освободиться от его посмертного влияния. По
его признанию, даже мертвый, Сталин пользовался в первые годы «оттепели»
неоспоримым авторитетом. Но со временем все слышнее нарастал гром первой
волны гласности о преступлениях Сталина против социализма и человечности. В
прокуратуру СССР, в ЦК КПСС и другие высшие инстанции шли тысячами письма
от, незаконно осужденных по политическим статьям, граждан.
Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы и перехода к
стадии посттоталитаризма стало к началу 1980-х годов общим явлением не
только в СССР, но и в Китае, а больше всего в странах Восточной Европы.
Попытки реформировать ее путем либерализации и демократизации, то есть
заимствования элементов рыночной экономики и «плюрализма мнений», очевидным
образом ставили под сомнение сам факт существования основных слагаемых
тоталитарного режима. Основное внутреннее противоречие тоталитарной
политической системы заключаются в том, что она отрицает такие явления, как
конкуренция, соревнование, свобода личности и свобода выбора. Происходит
разрушение мотивационных основ деятельности индивида в общественном и
социально-экономическом процессе: предприимчивость, инициатива, личный
интерес. На смену им воспроизводятся конформизм, приспособленчество,
социальное иждивенчество. Более поздние
попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных фактов
-16-

теорию тоталитаризма не имели большого успеха, т.к. отражая наиболее
одиозные политические системы ХХ века, они по мере смягчения, либерализации
стран социализма, все больше расходились с действительностью и все меньше
показывали принципиальные различия систем, рассматривавшихся как
тоталитарные. В целом же концепции тоталитаризма оказались слишком
упрощенными теоретическими моделями, присуще главным образом лишь эпохи
сталинского и нацистского ( в Германии ) террора. Несмотря на весьма
ограниченную применимость к реальным политическим системам, теория
тоталитаризма до сих пор сохраняет определенную научную значимость и
политическую актуальность, позволяя отслеживать противоречащие свободе
личности тоталитарные тенденции, проявляющиеся в различных частях мира, в
том числе и западных демократиях. Реальное выражение таких тенденций –
стремление к всеобщей заорганизованности и рационализации общества,
установления всеобщего, в том числе с помощью компьютерных систем, контроля
за личностью со стороны государства, различного рода ограничения
индивидуальной автономии и свободы.
Конец ХХ века дал впечатляющие примеры краха тоталитаризма
политических систем и перехода обществ к демократии или, по крайней мере,
авторитаризму.



-17-

Используемая литература для создания реферата
«Тоталитаризм и культ личности»

Политология.
Новейшая история.
М.А. Алданов «Исторические портреты и очерки».



-18-

П Л А Н
к реферату «Тоталитаризм и культ личности»

Определение тоталитаризма и его идейные истоки.
Основы тоталитарного общества и психология равенства.
Определение культа личности и его «единственно верная идеология».
Культ личности в фашистской Германии.
Гитлер -оратор, не имеющий себе равных.
Культ личности в СССР.
«Главные козыри» Сталина в подчинении народных масс.
Статья, покрывшая собой все человеческое существование.
Сталинский террор 1935 – 1939 г.г.
Непоправимые ошибки в истории СССР, допущенные по халатности Сталина.
Тяжелое наследие культа личности Сталина.
«Оттепель» в стране после ХХ съезда КПСС.
Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы.
Крах тоталитаризма и переход обществ к демократии.



-1-




Реферат на тему: Тоталитаризм


Содержание:

Введение 3
I. Понятие тоталитаризма 4
II. Предпосылки возникновения тоталитаризма 5
III. Пять основных признаков тоталитаризма 7
1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в
тоталитарном государстве 8
2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической
власти в тоталитарном государстве 10
3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного режима 13
4. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды 15
5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный
труд в тоталитарном государстве 15
IV. Основные формы тоталитаризма 17
Заключение 19
Литература 20



Введение

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или
общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и
действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными
актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто
весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом
государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для
характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" -
система реальных методов властвования в данном государстве. Под
политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического,
институционного и социологического порядка, способствующая формированию
политической власти данной страны на определённый период. Между ним и
декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается
несоответствие или даже прямая противоположность (что особенно характерно
для диктаторских и, прежде всего тоталитарных государств.)
Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в
отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен
эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные
формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно,
исходя из современных гуманистических требований к политической науке,
руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей",
основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим
именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем
Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились
политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.
Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах
новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на
них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась
власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.



Понятие тоталитаризма

Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм
всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии
социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".
Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник
тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории,
другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно
двадцатого века.
Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные
деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого
(и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них
состоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, а
если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь
указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований
от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что
контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы,
не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для
абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без
корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.
Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм"
приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в
обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после
сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и
Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет,
с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена."
Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота,
цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в
1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на одном из собраний,
обозначив его как идеал для своей модели; в научный оборот слово было
введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовал его для
обобщающей характеристики любого недемократического типа устройства: от
национал-социализма до коммунизма.
На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939
году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В
одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической
цивилизации Запада."
Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало
"холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению
тоталитаризма.
В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому
социальному феномену, где был сделан вывод, что тоталитаризм - это
"закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой
всякое действие - от воспитания детей до производства и рспределения
товаров - направляется и контролируется из единого центра.".
Теория тоталитаризма представлена такими фундаментальными трудами, как
работы Ф.А.Хайека "Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта "Истоки
тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура
и автократия" /1956 г./ и другими.
Правильнее рассматривать тоталитаризм, как своеобразный способ
производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны
всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью,
подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной
идеологии.
Как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни,
тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития
индустриального общества и государственно-монополистического капитализма,
перед переходом его в постиндустриальную фазу.
Тоталитаризм возникает вначале как евразийское (СССР), потом как
европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское
явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия). В Южной Америке и
Африке наблюдались отдельные признаки тоталитаризма, особенно в Бразилии в
годы правления военной хунты в 60-70-е годы, в Эфиопии в 70-80-е годы, В
Заире в 60-80-е годы. В стертой форме черты тоталитаризма проявились в
странах Восточной Европы в 50-е годы в силу зависимости от СССР, насаждения
в них коммунистических режимов. Все типы тоталитаризма существенно
различаются между собой, но имеют и немало общего. Последнее дает повод
считать, что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в
первой половине ХХ в.


Предпосылки возникновения тоталитаризма

Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый
социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном
политическом режиме. В возникновении этого строя большую роль играют
идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует
надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического
руководства. Какие из многочисленных концепций могли способствовать
формированию тоталитарных режимов.
Одни исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки
тоталитаризма, прежде всего, в системе планирования, государственного
регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной
конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления,
создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на
индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед
за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому
централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места
для индивидуальной свободы и автономии.
Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения (политологи
назвали её коллективно-механистической), как единый механизм, где граждане
- всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются
взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель
фашизма Муссолини провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее
становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности".
В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как "одну
контору и одну фабрику", "один всенародный государственный синдикат".
Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией,
он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них
относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и
взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые
возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио,
телевидение, средства связи, СМИ и т.д.);
3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм -
высшая их ступень, всеобъемлющая монополия);
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа
Государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко
усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь),
распространение коллективистских взглядов;
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения
жизни с помощью планирования и рациональных преобразований
6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности
при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения
дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству,
величественной сакральной Власти;
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации
общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо
восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому
радикализму;
Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому
и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность,
стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных
движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках
между элитой движения и основной массой: у первых - расчётливое,
рационально-индустриальное видение цели, у вторых - стремление слиться с
организацией, традиционный общинный коллективизм, что обуславливает
относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока. Адресаты у
различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются: в
России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у
нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от
экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень
мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для
прихода к власти.
К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже
упоминавшаяся этатизация общественного сознания, а главное, появления
массовых, предельно идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с
жёсткой, полувоенной структурой и полным подчинением рядовых членов
партийной идеологии и её выразителям - вождям, руководству в целом.
У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные
черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже
физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать в духе
правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как
заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически
безошибочному всеобщему счастью" В этом проявился их разрыв с рационализмом
и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками
собственных догм.


Пять признаков тоталитаризма

К. Фридрих и З. Бжезинский в своей работе "Тоталитарная диктатура и
автократия" предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять
признаков:
единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
официальная идеология, признаваемая всеми;
монополия власти на СМИ (средства массовой информации);
монополия на все средства вооруженной борьбы;
система террористического полицейского контроля и управления экономикой.
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название
"тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования
в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их
формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Недостаток признаков, предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом,
заключается в том, что в них нет системности, а главное - не выделен общий
интегрирующий признак, нет общей связующей нити. Список черт тоталитаризма
можно было бы продолжить. Так, при тоталитаризме утверждается монополия на
массовую культуру, централизовано управление художественным и научным
творчеством. Все признаки сами по себе верны, но неясно, что же является
наиболее существенным, определяющим, исходным, а что характерным, но все же
производным. Единая массовая партия, общая для всех официальная идеология
типичны для тоталитарный режимов, но обусловлены они более общими
свойствами тоталитаризма, емко выражающими его сущность.
Американский политолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:
1. сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой
правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может
быть лишена власти институциональными средствами;
2. монопольная детализированная идеология, легитимирующая режим и
пронизывающая его неким величием исторической миссии;
3. активная мобилизация населения на выполнение политических и
социальных задач с помощью всех институтов.
Такое описание тоталитаризма более фундаментально. Оно ориентировано на
описание не всех, а наиболее характерных признаков и приближает к пониманию
его сущности. И, тем не менее, оно тоже уязвимо, так как автор не разделяет
двух политических вопросов - каковы отношения власти и как организована
власть. Тоталитаризм - понятие, призванное, прежде всего, выразить
отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти (сильная
централизация, способы легитимации) - это вторичные, производные признаки
тоталитаризма.
Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур
гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать
"тоталитарным максимумом", выделим пять основных признаков тоталитаризма.
Все эти признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются в
различных тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.

Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей


в тоталитарном государстве

Наиболее агрегированными признаками тоталитаризма являются
абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти.
Абсолютная концентрация власти, реализуется через механизмы государства
и представляет собой этатизм, то есть вмешательство государства в
экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень.
Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно
представляет собой автократию, для которой характерны:
а) Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при
фактическом отсутствии независимой судебной власти.
б) Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического
типа.
Абсолютность власти означает, что власть - исходное начало всех
инициатив, движений, изменений. Гражданского общества нет, или сфера его
жизни крайне сужена. Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные
режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было
исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что
означало бы поддержку их владычества. Экономические, духовные интересы
существуют такими, какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды
У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, а что разрешено, то
приказано». Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма, указывает на
его родство с восточными деспотиями, азиатским способом производства или
протестарной формацией. Особенность последней в том, что исходное начало
заключено не в экономическом интересе человека, а в интересе власти,
которая не может полностью игнорировать интересы людей, но в состоянии
подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их. При тоталитарной
системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается
не на самоопределении, а на послушании.
Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то,
что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого
он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан,
но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или
"врагов рейха".
В силу вышеизложенного политические судебные процессы - инсценировки,
где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки
права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.
При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если
он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские
процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического
фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по
"разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к
аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не
требовалось - нужно было лишь признание. Но главный принцип
коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г.
Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной
совестью. "[1].
Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму
десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не
стала привычной формой государственного устройства в большинстве
промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще
сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.
Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений
и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном
начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего
императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини
этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми
признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском
обществе.
В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном
сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось
плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но …без монарха.
В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для
которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из
низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в
вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной
нестабильности.
Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во
главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.
Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в
строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему
непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную
власть над своими подчиненными.
Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и
связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.

Однопартийная политическая система - средство осуществления
политической власти в тоталитарном государстве.

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая
никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно
связана с двумя моментами.
Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно
становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая
исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или
критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.
Основным методом монистической идеологии является массовая
оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально – классовой (СССР),
расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы
Хомейни) демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была
узаконена 6-й статьей конституции СССР.
Весь механизм власти был сведен к следующему: политические структуры -
это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и
учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали
управление под своим надзором.
Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как
мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.
А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли
"неисправность" - отклонение от общего мнения.
Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,
что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к
определенным целям и т. п.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,
тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без
исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и
высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в
обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их
прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать
взгляды вождей.
Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и
прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом
для всех компартий.
Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших
инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра
над умами рядовых партийцев.
Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в
обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой
партии - ни проблеска свободы.
Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без
него невозможно представить. Одно порождает другое.
Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,
осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер
закона.
Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей
автоматически упразднило фракции и течения, а с тем и всякую демократию в
коммунистических системах.
В коммунизме возобладал принцип «вождь знает все»: идеологами партии
становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от
скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто
марксистом, а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное
подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное
злодейство.
В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко
применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по
обстоятельствам.
Конечно, Сталин знал, что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не
иностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно было
свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности
продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить
несогласных, инакомыслящих.
Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом
пути разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии
большевистского, коммунистического типа.
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась
фактическим отсутствием демократических институтов, таких как парламент,
Советы депутатов и др., в результате чего достигалось тотальное отчуждение
индивида от политической власти.
Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не
меняло, так как они контролировались партийными и государственными
органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной
задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и
контроль над ним.
Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу
- ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом и
государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида
государством, превращение его в "винтик" огромной государственной машины.
Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника
не была столь развита, чтобы человек быстро получал и усваивал пропаганду
идейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность
была , как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих
через прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-
технический прогресс значительно расширил возможности общения.
Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное
распространение которого позволило приобщить к политике широкие слои
неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу
политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен
ликбез, подключились и газеты.
Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы
проходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием
"Из жизни В. И. Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы
умножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в
школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась тема
лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть
пропаганды приходилась на историю.
Широко практиковались различные фальсификации; в учебнике история
представлялась как история победы КПСС, разумеется, ничего не говорилось о
"красном терроре", политзаключенных и голоде в период Советской власти.
По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день
печатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведение
рассматривалось с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма.
Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята
- пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали
нижестоящих.
Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения режим решал
весьма важную задачу: взяв под практически полный контроль души граждан, он
прививал людям тоталитарное сознание, готовность подчиняться идеям, идущим
из центра.
Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом ,
чем политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь
стала тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу
индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере,
сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь
сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия
тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко
подавлена (Германия, Россия).
Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного режима
Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее
массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях
тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании
и функционировании тоталитарного режима.
Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных
непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые
исследователи советского тоталитаризма производят искусственное разделение
общества на отдельные части.
С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой
политической партии, террористический полицейский контроль,
сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий,
несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные
черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне,
вызывая симпатии и даже любовь.
Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов
предшествовали массовые движения, участники которых совершенно добровольно
поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.
Сталинские репрессии по свидетельству очевидцев воспринимались
значительной частью населения сочувственно, на этот раз, на режим работали
также пропаганда и террор.
Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальную
опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и
видоизменяться. Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит и
от имени колхоза имени Буденного требует смерти для "врагов народа".
Казалось, каждый колхоз, фабрика, парикмахерская, столовая должны
отметиться и потребовать "высшей меры"; лица требующих сменяются, но слова
поразительно похожи.
Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор
общественно-политического движения Х. Арендт, которая считала, что
тоталитарные режимы возникают на его базе.
Какова же роль тоталитарного общественно-политического движения ?
В характере тоталитарного режима фактор общественно-политического
движения занимает определяющее место по следующим причинам.
Во-первых, именно через общественно-политическое движение как
социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании
"тоталитарной идеи".
Во-вторых, через общественно-политическое движение достигается
всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и
обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти.
В-третьих, через общественно-политическое движение тоталитарный режим
внедряет мифы в общественное сознание, формирует позитивное отношение масс
к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных,
неподдающихся уничтожают.
С общественно-политическим движением связана также и атомизация
общества. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на
принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность
движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их
полная утрата в пользу своего места в движении. После установления
тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с
помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и
газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система
доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект
массовой тоталитарной пропаганды.
"В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность
режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся
обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей,
чтобы не ставить близких людей в такое положение , когда они ценой спасения
своей собственной жизни будут вынуждены погубить тебя. В результате
достигается предельно возможная атомизация общества, и любое несогласие с
политикой тоталитарного государства [и с тоталитарной идеей ] либо раскол
между индивидом и обществом сразу же ставит индивида вне закона.
Единственной положительной чертой становится безусловная и неизменная
преданность Движению со стороны каждого его члена."( Х. Арендт).
Итак, через общественно-политическое движение атомизированного общества
д

Новинки рефератов ::

Реферат: Лермонтовские места (Литература)


Реферат: Деловое общение: формы, культура, имидж, презентации (Психология)


Реферат: Проект социологического иследования на тему "Изменение отношения жителей Москвы к работе милиции в 1990 - 2000 гг." (Социология)


Реферат: Microsoft Access (Программирование)


Реферат: Киберпанк жив или "исчезновение реальности" (Культурология)


Реферат: Развлекательные и познавательные игры на уроках английского языка в младших классах (Педагогика)


Реферат: Здоровый образ жизни и психология (Психология)


Реферат: Ремонт сельскохозяйственной техники (Технология)


Реферат: Гимнастика (Спорт)


Реферат: Технологическая практика в страховой компании (Страхование)


Реферат: Обязательное медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Недействительность сделок. Общие положения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Верблюды (Биология)


Реферат: Доверенность и ее формы (Гражданское право и процесс)


Реферат: Буддизм в Индии (История)


Реферат: Кондомиимум - как форма собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Епоха Відродження, її гуманістичний зміст (Культурология)


Реферат: Биография Будды (Философия)


Реферат: План горных работ для улучшения проветривания выработок II блока шахты "Северная" (Технология)


Реферат: Роль игры в развитии ребенка (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист