GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Биосфера и человек (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биосфера и человек (Естествознание)



| |
|ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|РЕФЕРАТ |
|на тему: |
|«Биосфера и человек» |
|по естествознанию |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Студентка: |
| |
|Группа №: |
| |
| |
| |
|Научный руководитель: Кандидат биологических наук |
|Борисова Валерия Викторовна |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва 2001 г. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


СОДЕРЖАНИЕ


|I. |Биосфера, ее структура и |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . |3 |
| |функции |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| | |. . . | |
|II.|Биосфера и человек. |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |4 |
| | |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| | |. . | |
| |1. Природные ресурсы и | | |
| |их использование. |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |5 |
| | |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| | |. . . | |
| |2. Последствия | | |
| |хозяйственной | | |
| |деятельности человека | | |
| |для окружающей среды |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |7 |
| | |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| | |. . | |
| |3. Охрана природы и | | |
| |перспективы | | |
| |рационального | | |
| |природопользования |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |12 |
| | |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| | |. . | |
| |Заключение |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |14 |
| | |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| | |. . . | |



I. Биосфера, ее структура и функции.
Около 60 лет назад выдающийся русский ученый академик В.И. Вернадский
разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми
организмами. В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на
организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых
организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший
фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: «На земной
поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому
более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы,
взятые в целом». Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку
Земли, которая населена и преобразуется живыми существами.
В составе биосферы различают:
- живое вещество, образованное совокупностью организмов;
- биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности
организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др. );
- косное вещество, образующееся без участия живых организмов (основные
породы, лава вулканов, метеориты);
- биокосное вещество, представляющее собой совместный результат
жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почвы).
Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя
группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и
протекающих в ее недрах химических преобразований, биологической эволюции
живых организмов и развитием человеческого общества.
Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают
невозможным существование живых организмов. Верхняя граница проходит
примерно на высоте 20 км от поверхности планеты и отграничена слоем озона,
который задерживает губительную для жизни коротковолновую часть
ультрафиолетового излучения Солнца. Таким образом, живые организмы могут
существовать в тропосфере и нижних слоях стратосферы. В гидросфере земной
коры организмы проникают на всю глубину Мирового океана – до 10-11км. В
литосфере жизнь встречается на глубине 3,5-7,5 км, что обусловлено
температурой земных недр и уровнем проникновения воды в жидком состоянии.
Атмосфера. Газовая оболочка состоит в основном из азота и кислорода. В
небольших количествах в ней содержится диоксид углерода (0,003 %) и озон.
Состояние атмосферы оказывает большое влияние на физические, химические и
биологические процессы на поверхности Земли и в водной среде. Для
биологических процессов наибольшее значение имеют: кислород, используемый
для дыхания и минерализации мертвого органического вещества, диоксид
углерода, участвующий в фотосинтезе, и озон экранирующий земную поверхность
от жесткого ультрафиолетового излучения. Азот, диоксид углерода, пары воды
образовались в значительной мере благодаря вулканической деятельности, а
кислород – в результате фотосинтеза.
Гидросфера. Вода – важный компонент биосферы и один из необходимых
факторов существования живых организмов. Основная ее часть (95%) находится
в Мировом океане, который занимает около 70 % поверхности Земного шара и
содержит 1 300 млн. км.
Большое значение имеют газы, растворенные в воде: кислород и диоксид
углерода. Их содержание широко варьируется в зависимости от температуры и
присутствия живых организмов. В воде содержится в 60 раз больше диоксида
углерода, чем в атмосфере.
Гидросфера формировалась в связи с развитием литосферы, которая в
течение геологической истории Земли выделяла большое количество водяного
пара.
Литосфера. Основная масса организмов, обитающих в пределах литосферы,
находится в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких
метров. Почва включает минеральные вещества, образующиеся при разрушении
горных пород, и органические вещества – продукты жизнедеятельности
организмов.
Живые организмы (живое вещество). Хотя границы биосферы довольно узки,
живые организмы в их пределах распределены очень неравномерно. На большой
высоте и глубинах гидросферы и литосферы организмы встречаются относительно
редко. Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности земли, в почве и
приповерхностном слое океана.
В распределении живых организмов по видовому составу наблюдается
важная закономерность. Из общего числа видов 21 % приходится на растения,
но их вклад в общую биомассу составляет 99 %. Среди животных 96 % видов
беспозвоночные и только 4% позвоночные, из которых только десятая часть –
млекопитающие.
Таким образом, в количественном отношении преобладают формы, состоящие
на относительно низком уровне эволюционного развития.
Масса живого вещества составляет всего 0,01-0,02% от косного вещества
биосферы, одна она играет ведущую роль в геохимических процессах. Вещества
и энергию, необходимую для обмена веществ, организмы черпают из окружающей
среды. Огромные количества живой материи воссоздаются, преобразуются и
разлагаются.
Ежегодно благодаря жизнедеятельности растений и животных
воспроизводится около 10 % биомассы.
Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота
химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между
атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.

II. Биосфера и человек.

Современный человек сформировался около 30-40 тыс. лет назад. С этого
времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный.

Первая созданная человеком культура – палеолит (каменный век)
продолжалась примерно 20-30- тыс. лет; она совпала с длительным периодом
оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота
на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога,
осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят
многочисленные кости диких животных – свидетельство успешной охоты.
Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно
быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.
Если мелкие травоядные могли восполнять потери от преследования
охотниками благодаря высокой рождаемости, то крупные животные в силу
эволюционной истории были лишены этой возможности. Дополнительные трудности
для травоядных возникли вследствие изменения природных условий в конце
палеолита. 10-13 тыс. лет назад наступило резкое потепление, отступил
ледник, леса распространились в Европе , вымерли крупные животные. Это
создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу
человеческого общества. Закончился период его развития, характеризовавшийся
только использованием пищи, т.е. чисто потребительским отношением к
окружающей среде. В следующую эпоху – неолита - наряду с охотой (на
лошадь, дикую овцу, благородного оленя, кабана, зубра, и т.д.), рыбной
ловлей и собирательством (моллюски, орехи, ягоды, плоды) все большее
значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки
одомашнивания животных и разведения растений, зарождается производство
керамики. Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков
которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных –
коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной
Европы развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства.
Широко используется огонь – и для уничтожения растительности в условиях
подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение
минеральных ресурсов, зарождается металлургия.
Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за
последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что
деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей
силой дальнейшей эволюции биосферы.
В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого
труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу
разума).

1. Природные ресурсы и их использование.
Сейчас человек использует для своих нужд все большую часть территории
планеты и все большие количества минеральных ресурсов. Биологические, в том
числе пищевые, ресурсы планеты обуславливают возможности жизни человека на
Земле, а минеральные и энергетические служат основой материального
производства человеческого общества.
Среди природных богатств планеты различают неисчерпаемые и исчерпаемые
ресурсы.
Неисчерпаемые ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы подразделяются
на космические, климатические и водные. Это энергия солнечной радиации,
морских волн, ветра. С учетом огромной массы воздушной и водной среды
планеты неисчерпаемыми считают атмосферный воздух и воду. Выделение это
относительно. Например, пресную воду можно рассматривать как ресурс
исчерпаемый, поскольку во многих регионах Земного шара возник острый
дефицит воды. Уже идет речь о неравномерности ее распределения, и
невозможности ее использования ввиду загрязнения. Условно считают и
кислород атмосферы неисчерпаемым ресурсом. Современные ученые-экологи
полагают, что при современном уровне технологии использования воздуха и
воды эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые только при
разработке и реализации крупномасштабных программ, направленных на их
восстановление.
Исчерпаемые ресурсы. Они делятся на возобновляемые и невозобновляемые.
К возобновляемым относятся растительный и животный мир, плодородие почв. К
невозобновляемым ресурсам относятся полезные ископаемые. Их использование
человеком началось в эпоху неолита. Первыми металлами, которые нашли
применение, были самородное золото и медь. Добывать и плавить руды,
содержащие медь, а также олово, серебро, свинец, умели уже за 4 тыс. лет до
нашей эры.
В настоящее время человек вовлек в сферу своей промышленной
деятельности преобладающую часть известных минеральных руд, каменного угля,
нефти и газа. Научно-технический прогресс открывает все новые области
применения черных и цветных металлов, различного неметаллического сырья. В
результате расширяется разработка бедных руд, увеличивается добыча нефти со
дна моря.
В хозяйственный оборот вовлекаются все новые территории, растет
использование древесины и промысловых животных. Подвергаются обработке
значительные площади суши с целью выращивания растительных продуктов
питания и создания кормовой базы для животноводства.
В современных условиях значительная часть поверхности Земли распахана
или представляет собой полностью или частично окультуренные пастбища для
домашних животных. Развитие промышленности и сельского хозяйства
потребовало больших площадей для строительства городов, промышленных
предприятий, разработки полезных ископаемых, сооружения коммуникаций.
Всего, таким образом, около 20 % суши к настоящему времени преобразовано
деятельностью человека.
Значительные площади поверхности суши исключены из хозяйственной
деятельности человека вследствие накопления на ней промышленных отходов и
невозможности использования районов, где ведется разработка и добыча
полезных ископаемых. На прилегающих территориях создаются карьеры,
терриконы- земляные конусы, провальный воронки, возникающие на местах
пустот под землей.
Из числа восполняемых природных ресурсов большую роль в жизни человека
играет лес. Лес имеет немаловажное значение как географический и
экологический фактор. Леса предотвращают эрозию почвы, задерживают
поверхностные воды, т.е. служат влагонакопителями, способствуют
поддерживанию уровня грунтовых вод. В лесах обитают животные,
представляющие материальную и эстетическую ценность для человека: копытные,
пушные звери и другая дичь. В нашей стране леса занимают около 760 млн. га,
или 33% всей ее суши, и являются одним из основных природных богатств.
Несмотря на длительную историю культурного земледелия, дикая природа
продолжает служить для человека существенным источником продуктов питания.
В первую очередь это рыболовство. В разных странах мира в белковом рационе
человека рыба составляет от 17 до 83 %. Из рыбы получают витамины, кормовую
муку для скота, малоценные сорта рыб перерабатывают на удобрение для полей.
Основная доля рыбных богатств сосредоточена в морях. Важный объект морского
промысла – водные млекопитающие. Добыча китов составляет несколько десятков
тысяч особей в год. Киты и ластоногие служат источником мяса, жира;
некоторые виды добывают ради шкур с прочным и красивым мехом.
Значение диких растений и животных для человека не исчерпывается
пищевой ценностью. Подавляющее большинство их необходимы как обязательные
компоненты биоценозов (биоценоз – это целостная группа популяций с общей
территорией обитания, отличающейся от других соседних территорий химическим
составом почвы, воды и рядом других физических показателей: климатом,
влажностью и т.д.), без них понятие «природа» просто утрачивает свое
значение. Растения, например лекарственные, приносят человеку ощутимую
пользу. Дикорастущие виды до сих пор являются исходным материалом для
селекции. Среди диких животных есть виды, перспективные для одомашнивания.
Таким образом, человечество интенсивно потребляет как живые, так
минеральные природные ресурсы. Однако такое использование окружающей среды
имеет свои отрицательные последствия.
2. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей
среды.
В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия
человека на окружающую среду. Однако при современном уровне развития
производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на
биосфере в целом. Человечество с его социальными законами развития и мощной
техникой вполне способно влиять на вековой ход биосферных процессов.
Загрязнение воздуха. В процессе своей деятельности человек загрязняет
воздушную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере
возрастает концентрация газов, которые в сельской местности содержатся в
очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух
вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной
влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшает качество почвы и снижают
урожай.
Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и
металлургическое производство. Если в XIX веке поступающие в окружающую
среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью
ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание
вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных
труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди
них особенно выделяется сернистый ангидрид – ядовитый газ, легко
растворимый в воде.
Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в
окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла,
недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание опадание листьев хвои. Часть SO2
окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот,
выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам,
разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается
перегной (гумус) – органическое вещество, содержащее компоненты,
необходимые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество
солей кальция, магния, калия. В кислых почвах уменьшается и число обитающих
в ней видов животных, замедлена скорость разложения опада. Все это создает
неблагоприятные условия для роста растений.
Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают
миллиарды тонн CO2 . Половина диоксида углерода, образующегося при сгорании
ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина
остается в воздухе. Содержание CO2 в атмосфере постепенно возрастает и
за последние 100 лет увеличилось более чем на 10 %. CO2 препятствует
тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый
«парниковый эффект». Изменение содержания CO2 в атмосфере в значительной
мере влияет на климат Земли.
Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления в
атмосферу многих ядовитых соединений – оксид азота, оксида углерода,
соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца),
различных углеводородов – ацетилена, этилена, метана, пропана, и др.
Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно
действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и
твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество
солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах
солнечная радиация уменьшается на 15 %, ультрафиолетовое излучение – на 30
% (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).
Загрязнение пресных вод. Масштабы использования водных ресурсов
быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и улучшением
санитарно-гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и
орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно-бытовые
нужды в сельской местности составляет 50 л на одного человека, в городах –
150 л.
Огромное количество воды используется в промышленности. На выплавку 1
т стали необходимо 200 м3 воды, а на изготовление 1 т синтетического
волокна – от 2500 до 5000 м3. Промышленность поглощает 85 % всей воды,
расходуемой в городах.
Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га
поливных земель уходит 12-14 м3 воды. В нашей стране ежегодно на орошение
расходуется более 150 км3 .
Постоянное увеличение водопотребления на планете ведет к опасности
«водного голода», что обусловливает необходимость разработки мероприятий по
рациональному использованию водных ресурсов. Кроме высокого уровня расхода
нехватка воды вызывается ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки
отходов промышленного и особенно химического производства. Бактериальное
загрязнение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к
омертвлению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по
рекам, который часто сопровождается заторами. При длительно пребывании
древесины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества
губительно действуют на рыб.
В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дождями минеральные
удобрения – нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны
резко изменять видовой состав водоемов, а также различные ядохимикаты –
пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми-
вредителями. Для аэробных организмов, обитающих в пресных водах,
неблагоприятным фактором служит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой
воде кислород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие
организмы к гибели.
Загрязнение Мирового океана. Значительному загрязнению подвергаются
воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в
моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов,
ядовитые органические соединения, в том числе пестициды. Загрязнения морей
и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловленные рыбы и
моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу.
Антропогенные изменения в почве. Плодородный слой почвы формируется
очень долго. В тоже время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются
десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора – главных компонентов питания
растений. Перегной, основной фактор плодородия почвы, содержится в
черноземах в количестве менее 5 % от массы пахотного слоя. На бедных
почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями
азота его запас может быть израсходован за 50-100 лет. Этого не происходит,
поскольку культурное земледелие предусматривает внесение в почву
органических и неорганических (минеральных) удобрений.
Внесенные в почву азотные удобрения используются растениями на 40-50%.
Остальная часть восстанавливается микроорганизмами до газообразных веществ,
улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом,
минеральные азотные удобрения быстро расходуются, поэтому их приходиться
вносить ежегодно. При недостаточном применении органических и
неорганических удобрений почва истощается и урожаи падают. Неблагоприятные
изменения в почве наступают и в результате неправильных севооборотов, т. е.
ежегодного посева одних и тех же культур, например картофеля.
К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (разъедание).
Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками
воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная
эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке
земли. Вместе с талыми и дождевыми водами с полей ежегодно уносится в реки
и моря миллионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие
промоины превращаются в более глубокие и, наконец, в овраги.
Ветровая эрозия возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с
изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и
полупустынях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного
покрова. Для восстановления слоя почвы толщиной 1 см в естественных
условиях требуется 250-300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят
невосполнимые потери плодородного слоя почвы.
Значительные территории со сформированными почвами изымаются из
сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки
полезных ископаемых, залегающих на небольшой глубине. Открытый способ
добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной
системы коммуникаций, а также является более безопасным. Вырытые глубокие
карьеры и отвалы грунта разрушают не только земли, подлежащие разработке,
но и окружающие территории, при этом нарушается гидрологический режим
местности, загрязняются воды, почва и атмосфера, снижается урожай
сельскохозяйственных культур.
Влияние человека на растительный и животный мир. Воздействия человека
на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного изменения
природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных –
рубка леса. Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество
леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев,
существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело –
сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого
местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное
влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и
кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые
виды исчезают. На месте вырубок поселяются светолюбивые растения,
устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный
мир: виды, связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места.
Ощутимое воздействие на состояние растительного покрова оказывает
массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное
влияние заключается в вытаптывании, уплотнения почвы и ее загрязнении.
Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов,
представляющих для него пищевую или другую материальную пользу. Считается,
что с 1600 г. человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и
не менее 100 видов млекопитающих. В длинном списке исчезнувших видов
значится тур – дикий бык, живший на территории всей Европы. В XVIII в.
была истреблена описанная русским натуралистом Г.В. Стеллером морская
корова (стеллерова корова) – водное млекопитающее, относящееся к отряду
сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан,
обитавшая на юге России. Многие виды животных находятся на грани вымирания
или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, десятками
миллионов населявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широко
распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью
истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань
уничтожения несколько видов китов: серого, гренландского, голубого.
На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность
человека, не связанная с промыслом. Резко снизилась численность
уссурийского тигра. Это произошло в результате освоения территорий в
пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане ежегодно
погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они
попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия
рыбаками специальных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало
сотен тысяч. Для морских млекопитающих очень неблагоприятно влияние
загрязнения воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов
животных. Например, после запрета отлова дельфинов в Черном море их
численность не восстанавливается. Причина заключается в том, что в Черное
море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много
ядовитых веществ. Эти вещества особенно вредны для детенышей дельфинов,
высокая смертность которых предотвращает рост поголовья этих китообразных.
Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений
может показаться не очень существенным. Каждый вид занимает определенное
место в биоценозе, в цепи и заменить его не может никто. Исчезновение того
или иного вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то,
что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами.
Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной
эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для
своих практических целей (например, для селекции).
Радиоактивное загрязнение биосферы. Проблема радиоактивного
загрязнения возникла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на
японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия,
производимые до 1963 г. в атмосфере, вызывали глобальное радиоактивное
загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее
излучение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния,
заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют
длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени
своего существования. Все эти изотопы включаются в круговорот веществ,
попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки.
У испытаний ядерного оружия (а тем более при использовании этого
оружия в военных целях) есть еще одна отрицательная сторона. При ядерном
взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая держится в
атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчеты
ученых различных стран мира показывают, что даже при ограниченном,
локальном применении ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать
большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание
(«ядерная зима»), которое неизбежно приведет к гибели всего живого на
Земле.
В настоящее время практически любая территория планеты от Арктики до
Антарктиды подвержена многообразным антропогенным влияниям. Очень серьезный
характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и
загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все усиливающимся
давлением деятельности человека, поэтому актуальной задачей становятся
природоохранительные мероприятия.
Кислые атмосферные выпады на сушу. Одна из острейших глобальных проблем
современности и обозримого будущего - это проблема возрастающей кислотности
атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают
засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро
истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только
подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с
нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и
вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают
в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией
колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая
в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и
превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и
угольной кислот, которые выпадают в виде "кислых дождей" на сушу,
взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Главными источниками в
атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в
сельском хозяйстве, в быту. Хозяйственная деятельность человека почти вдвое
увеличила поступление в атмосферу окислов серы, азота, сероводорода и
оксида углерода. Естественно, что это сказалось на повышении кислотности
атмосферных осадков, наземных и грунтовых вод. Для решения этой проблемы
необходимо увеличить объём систематических представительных измерений
соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.
3. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
В наши дни потребительское отношение к природе, расходование ее
ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходят в прошлое.
Проблема рационального использования природных ресурсов, охрана природы от
губительных последствий хозяйственной деятельности человека приобрели
огромное государственное значение. Общество в интересах настоящих и будущих
поколений принимает необходимые меры для охраны и научно обоснованного,
рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного
и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения
воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды человека.
Охрана природы и рациональное природопользование - проблема комплексная, и
ее решение зависит как от последовательного осуществления государственных
мероприятий, так и от расширения научных знаний.
Для вредных веществ в атмосфере законодательно установлены предельно
допустимые концентрации, не вызывающие у человека ощутимых последствий. С
целью предотвращения загрязнения атмосферы разработаны мероприятия,
обеспечивающие правильное сжигание топлива, переход на газифицированное
теплоцентральное отопление, установку на промышленных предприятиях очистных
сооружений. На алюминиевых заводах установка фильтров на трубах
предотвращает выброс фтор в атмосферу.
Помимо строительства очистных сооружений ведутся поиски технологии,
при которой образование отходов было бы сведено к минимуму. Этой же цели
служат улучшение конструкции автомобилей, переход на другие виды топлива,
при сжигании которого образуется меньше вредных веществ. Разрабатываются
автомобили с электрическим двигателем для передвижения в пределах города.
Большое значение имеют правильная планировка городов и зеленые наслаждения.
Например, сернистый газ хорошо поглощается тополем, липой, кленом, конским
каштаном.
Бытовые и промышленные сточные воды подвергаются механической, физико-
химической и биологической обработке. Биологическая очистка заключается в
разрушении растворенных органических веществ микроорганизмами.
Очистка сточных вод не решает всех проблем. Поэтому все больше
предприятий переходит на новую технологию – замкнутый цикл, при котором
очищенная вода вновь поступает в производство. Новые технологические
процессы позволяют в десятки раз сократить расход воды.
Для повышения продуктивности сельского хозяйства громадное значение
имеют правильная агротехника и осуществление специальных мероприятий по
охране почвы. Например, борьба с оврагами успешно ведется путем посадки
растений – деревьев, кустарников, трав. Растения защищают почвы от смыва и
уменьшают скорость течения воды. Разнообразие посадок и посевов по оврагу
способствует образованию стойких биоценозов. В зарослях поселяются птицы,
что имеет немаловажное значение для борьбы с вредителями. Защитные
лесонасаждения в степях препятствуют водной и ветровой эрозии полей.
Развитие биологических методов борьбы с вредителями позволяет резко
сократить использование в сельском хозяйстве пестицидов.
В настоящее время в охране нуждаются 2000 видов растений, 236 видов
млекопитающих, 287 видов птиц. Международным союзом охраны природы
учреждена специальная Красная книга, в которой сообщаются сведения об
исчезающих видах и даются рекомендации по их сохранению. Многие виды
животных, находящихся под угрозой исчезновения, сейчас восстановили свою
численность. Это относится к лосю, сайгаку, белой цапле, гаге.
Сохранения животного и растительного мира способствует организации
заповедников и заказников. Помимо охраны редких и исчезающих видов служат
базой для одомашнивания диких животных, обладающих ценными хозяйственными
свойствами. Заповедники служат также центрами по расселению животных,
исчезнувших в данной местности, или целям обогащения местной фауны. В
России хорошо прижилась североамериканская ондатра, дающая ценный мех. В
суровых условиях Арктики успешно размножается овцебык, завезенный из Канады
и Аляски. Восстановлена численность бобров, почти исчезнувших в нашей
стране в начале века.
Подобные примеры показывают, что бережное отношение, основанное на
глубоких знаниях биологии растений и животных, не только сохраняет ее, но и
дает значительный экономический эффект.
Заключение.
Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования
постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о
последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для
природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать. Мало
того, он стал вырабатывать такие загрязнения, для переработки которых в
природе пока нет соответствующих видов, а для некоторых загрязнений, к
примеру радиоактивных, их никогда и не появится. Поэтому «отказ» биосферы
перерабатывать плоды человеческой деятельности неизбежно будет действовать
как все более нарастающий ультимативный фактор в отношении человека.
Поэтому будущее человека как биологического вида предсказуемо:
экологический кризис и снижение численности.



Список литературы:

1. Общая биология. Справочные материалы. М. , Дрофа, 1995.
2. Общая биология. Учебник для средних специальных учебных заведений.
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, М., Высшая школа 2000 г.





Реферат на тему: Бихевиоризм

Южно-Уральский Государственный университет
Факультет «Экономика и управление»

Реферат

по концепции современного естествознания

на тему:
Бихевиоризм

Выполнила: Величко Оксана

групп ЭиУ–163

г.Челябинск
1998 г.


ПЛАН

1. Исторический обзор бихевиоризма
1.1. Бихевиоризм Уотсона
1.2. Бихевиоризм Скиннера
1.3. Социобихевиоризм
2. Необихевиоризм Скиннера
3. Бихевиоризм и агрессия
4. О психологических экспериментах
5. Теория фрустрационной агрессивности
6. Вместо заключения: связь психологии и естественных наук
7. Указатель литературы.
Исторический обзор бихевиоризма

Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается
«революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского
слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский
исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Как и психоанализ, бихевиоризм
противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о
сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные.
Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным
естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы
объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие
понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут
считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е.
субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать
представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными
средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р. 1904),
называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на
существование в науке.
Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение,
активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», – объявил Д.
Уотсон.
Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие
«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли
быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и,
например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R,
в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое
поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях
классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.
С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться
управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то
достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.
Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление
закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи,
организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих
проявлений в ответ на воздействие стимула.
Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на
человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на
определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в
экспериментах с кошками или крысами (последние – излюбленные материал для
бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.
Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе
(что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с
закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого, кстати,
бихевиористы широко ссылались).
Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем
экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как
универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут
следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными
стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако
встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула,
точнее – во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона,
предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно
понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в
организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом
смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют
ответную реакцию. (Схема S–O–R). В логике уотсоновского бихевиоризма об
этих переменных нельзя рассуждать в традиционной психологической
терминологии; тем не менее необихевиористы., по сути, нарушили этот запрет,
обсуждая проблемы цели, образа и т.п. Так, Э.Толмен (1886-1959)
экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не
получая подкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при
условии подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта
бегания»; это означает, что у крыс первой группы сформировался образ
лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем (Толмен назвал это
«когнитивными картами»).
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер,
предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а
именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными
последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках
его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в
общем случае имеется в виду, что , имея определенный опыт, животное или
человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные
последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не
субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют
субъектом.
Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т.е.
положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая
их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея
программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение
деятельностью с подкреплением каждого шага.
Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм,
наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому , о
чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может
овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за
опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному
поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это важное
отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е.
Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический.
Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе
формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это
можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления
канадца Альберта Бандуры (р.1925). Испытуемым (три группы 4-летних детей)
показывали фильм, герой которого избивал куклу; начало фильма было
одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае
«героя» хвалили, в другом – порицали, в третьем – реагировали нейтрально.
После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла,
как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе, которой
демонстрировался вариант с порицанием , проявлений агрессии в отношении
этой куклы было значимо меньше , чем у представителей других групп, хотя
они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не
только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но
до того не проявлявшиеся.
В связи с этим Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и
запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый по существу
демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное
подкрепление – в виде успеха в принуждении, самоутверждения; это означает,
что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии.
Негативно Бандура относится и к средствам массовой информации,
пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, полагая, что в развитии
ребенка они играют роль «обучения агрессии».

Как уже говорилось, представители теории среды утверждают, что
человеческое поведение формируется исключительно под воздействием
социального окружения, т.е. определяется не «врожденными», а социальными и
культурными факторами. Это касается и агрессивности, которая является одним
из главных препятствий на пути человеческого прогресса.
Уже философы-просветители рьяно отстаивали эту идею в самой радикальной
ее форме. Они утверждали, что человек рождается добрым и разумным. И если в
нем развиваются дурные наклонности, то причиной том – дурные
обстоятельства, дурное воспитание и дурные примеры. Многие считали, что не
существует психических различий между полами и что реально существующие
различия между людьми объясняются исключительно социальными
обстоятельствами и воспитанием. Следует отметить, что в противоположность
бихевиористам эти философы имели в виду вовсе не манипулирование сознанием,
не методы социальной инженерии, а социальные и политические изменения
самого общества. Они верили, что «хорошее общество» обеспечит формирование
хорошего человека или, по крайней мере, сделает возможным проявление его
лучших природных качеств.
На пути своего развития от чуточку наивных формулировок Уотсона до
филигранных необихевиористских конструкций Скиннера бихевиоризм претерпел
довольно заметные изменения. И все же речь идет скорее о совершенствование
первоначальной формулировки, чем возникновении новых оригинальных идей.

Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция
Уотсона, а именно : психология не имеет права заниматься чувствами или
влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями[1]; он
отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать
модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие
человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений,
целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно
бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того,
какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть
использованы с целью достижения максимального результата. «Психология»
Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение
механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое
«заказчику» поведение.
Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели
«стимул – реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-
рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно
желательно для экспериментатора. (Скиннер считает, что похвала,
вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем
наказание.) В результате такое поведение закрепляется и становится
привычным для объекта манипулирования. Например, Джонни не любит шпинат, но
он все же ест его, а мать его за это вознаграждает (хвалит его, одаривает
взглядом, дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.д.), т. е., по
Скиннеру, применяет позитивные «стимулы». Если стимулы работают
последовательно и планомерно, то дело доходит до того, что Джонни начинает
с удовольствием есть шпинат. Скиннер и его единомышленники разработали и
проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов.
Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов»
можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека
– и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют
«врожденными склонностями».
Доказав это экспериментально, Скиннер, без сомнения, заслужил признание
и известность. Одновременно он подтвердил мнение тех американских
антропологов, которые на первое место в формировании человека выдвигали
социокультурные факторы. При этом важно добавить, что Скиннер не
отбрасывает полностью генетические предпосылки. И все же, чтобы точно
охарактеризовать его позицию, следует подчеркнуть: Скиннер считает, что,
невзирая на генетические предпосылки, поведение полностью определяется
наборов «стимулов». Стимул может создаваться двумя путями: либо в ходе
нормального культурного процесса, либо по заранее намеченному плану [1].

Цели и ценности

Эксперименты Скиннера не занимаются выяснением целей воспитания.
Подопытному животному или человеку в эксперименте создаются такие условия,
что они ведут себя вполне определенным образом. А зачем их ставят в такие
условия - -это зависит от руководителя проекта, который выдвигает цели
исследования. Практика-экспериментатора в лаборатории в общем и целом мало
занимает вопрос, зачем он тренирует, воспитывает, дрессирует подопытное
животное (или человека), его скорее интересует сам процесс доказательства
своего умения и выбора методов, адекватных поставленной цели. Когда же мы
от лабораторных условий переходим к условиям реальной жизни индивида и
общества, то возникают серьезные трудности, связанные как раз с вопросами:
зачем человека подвергают манипуляции и кто является заказчиком (кто
ставит, преследует подобные цели)?
Создается впечатление, что Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в
виду свою лабораторию, в которой психолог действует без учета ценностных
суждений и не испытывает трудностей, ибо цель эксперимента для него не
имеет значения.
Это можно объяснить по меньшей мере тем, что Скиннер просто не в ладах
с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное рассуждение движется в
порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо единственное, что мы в
состоянии зафиксировать, - так это то, что мы удивляемся.
Однако зачем мы вообще обращаем внимание на то, что не является
достойной целью? Скиннер не ставит этого вопроса, хотя минимальный
социологический анализ способен дать на него ответ. Известно, что в
различных социальных и профессиональных группах наблюдается различный
уровень оригинальности мышления и творчества. Так, например, в нашем
технологически-бюрократическом обществе это качество является чрезвычайно
важным для ученых, а также руководителей промышленных предприятий. Зато для
рабочих высокий творческий потенциал является совершенно излишней роскошью
и даже создает угрозу для идеального функционирования системы в целом.
С точки зрения психологии многое свидетельствует о том, что творческое
начало, а также стремление к оригинальности имеют глубокие корни в природе
человека, и нейрофизиологи подтверждают гипотезу, что это стремление
«вмонтировано» в структуру мозга. Скиннер попадает в сложное положение со
своей концепцией потому, что не придает никакого значения поискам и
находкам психоаналитической социологии, считая, что если бихевиоризм не
знает ответа на какой-либо вопрос, то ответа не существует.
Главный тезис Скиннера сводится к следующему. Не вызывает сомнения тот
факт, что ценностные суждения отсутствуют как при решении построить атомную
бомбу, так и при техническом решении этой проблемы. Разница состоит лишь в
том, что мотивы построения бомбы не совсем «ясны».
Ценностные суждения Скиннера проявляются и в других его высказываниях.
Например, он утверждает: «Если мы достойны нашего демократического
наследия, то, естественно, мы будем готовы оказать противодействие
использованию науки в любых деспотических или просто эгоистических целях. И
если мы еще ценим демократические достижения и цели, то мы не имеем права
медлить и должны немедленно использовать науку в деле разработки моделей
культуры, при этом нас не должно смущать даже то обстоятельство, что мы в
известном смысле можем оказаться в положении контролеров» [2, с.1065]. Что
же является основанием для подобного ценностного понятия внутри
необихевиористской теории? И при чем здесь контролеры?
Ответ находим у самого Скиннера: «Все люди осуществляют контроль и сами
находятся под контролем» [2, с.1060]. Это звучит почти как успокоение для
человека демократически настроенного, но вскоре выясняется, что речь идет
всего лишь о робкой и почти ничего не значащей формулировке:

Когда мы выясняем, каким образом господин контролирует раба, а
работодатель – рабочего, мы упускаем из виду обратные воздействия и
потому судим о проблеме контроля односторонне. Отсюда возникает
привычка понимать под словом «контроль» эксплуатацию или, по меньшей
мере, состояние одностороннего преимущества; а на самом деле контроль
осуществляется обоюдно. Раб контролирует своего господина в такой же
мере, как и господин своего раба, - в том смысле, что методы наказания,
применяемые господином, как бы определяются поведением раба. Это не
означает, что понятие эксплуатации утрачивает всякий смысл или что мы
не имеем права спросить кому это выгодно? Но когда мы задаем такой
вопрос, то мы абстрагируемся от самого конкретного социального эпизода
и оцениваем перспективы воздействия, которые совершенно очевидно
связаны с ценностными суждениями. Подобная ситуация складывается и при
анализе любых способов поведения, которые производят инновации в
практике культуры [2,с.541].

Для Скиннера эксплуатация не является частью самого социального
эпизода, этой частью являются лишь методы контроля. Это позиция человека,
для которого социальная жизнь ничем не отличается от эпизода в лаборатории,
где экспериментатора интересуют только его методы, а вовсе не сам по себе
«Эпизод», ибо в этом искусственном мирке совершенно не имеет значения,
какова крыса – миролюбива она или агрессивна. И, словно этого еще было
мало, Скиннер окончательно констатирует, что за понятием эксплуатации
«легко просматриваются» ценностные суждения. Это должно означать следующее:
любые психологические и социальные феномены утрачивают характер фактов,
доступных научному исследованию, как только их можно охарактеризовать с
точки зрения их ценностного содержания.
Идею Скиннера о взаимности отношений раба и рабовладельца можно
объяснить только тем, что он употребляет слово «контроль» в двояком смысле.
В том смысле, в котором оно употребляется в реальной жизни, вне всякого
сомнения, рабовладелец контролирует раба, и при этом не может быть и речи о
«взаимности», если не считать, что при определенных обстоятельствах раб
располагает минимумом обратного контроля – например, он угрожает бунтом. Но
Скиннер не это имеет в виду. Он подразумевает контроль в самом абстрактном
смысле лабораторного эксперимента, который не имеет ничего общего с
реальной жизнью.
Поскольку бихевиоризм не владеет теорией личности, он видит только
поведение и не в состоянии увидеть действующую личность. Для
необихевиориста нет никакой разницы между улыбкой друга и улыбкой врага,
улыбкой хорошо обученной продавщицы и улыбкой человека, скрывающего свою
враждебность. Однако трудно поверить, что профессору Скиннеру в его личной
жизни это также безразлично. Если же в реальной жизни эта разница для него
все же имеет значение, то как могла возникнуть теория, полностью
игнорирующая эту реальность?
Необихевиоризм не может объяснить, почему многие люди, которых обучили
преследовать и мучить других людей, становятся душевнобольными, хотя
«положительный стимулы» продолжают свое действие. Очевидно, существуют в
человеке какие-то влечения, которые сильнее, чем воспитание; и очень важно
с точки зрения науки рассматривать факты неудачи воспитания как победу этих
влечений. Разумеется, человека можно обучить чуть ли не любым способом, но
именно «чуть ли не». Он реагирует на воспитание по-разному и вполне
определенным образом ведет себя, если воспитание противоречит основным его
потребностям.
По сути дела, Скиннер является наивным рационалистом, который
игнорирует человеческие страсти. В противоположность Фрейду, Скиннера не
волнует проблема страстей, ибо он считает, что человек всегда ведет себя
так, как ему полезно. И на само

Новинки рефератов ::

Реферат: Сборная (История)


Реферат: Безопасность информационных технологий (Программирование)


Реферат: Вспомогательные программы (утилиты) (Программирование)


Реферат: Социальные трансферты (Социология)


Реферат: Контрольная (Право)


Реферат: А.Косыгин. Реформы. (История)


Реферат: Переоценка основных средств в РФ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы (Философия)


Реферат: Коммерческая эксплуатация на Воздушном транспорте (Технология)


Реферат: Истоки образа революционера (История)


Реферат: Война в Чечне: причины и характер (Политология)


Реферат: А.П. Чехов и его произведения: "Унтер Пришибей", "Палата N6", "Дом с мезонином" (Литература)


Реферат: СТРУКТУРА ЛИЧНОГО ДОХОДА РАБОТНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (Менеджмент)


Реферат: Методы умягчения воды (Химия)


Реферат: Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев (Международное публичное право)


Реферат: Виды информационных и вычислительных услуг (Менеджмент)


Реферат: Патрульно-постовая служба (Административное право)


Реферат: Модемы (Компьютеры)


Реферат: История развития мирового кино (Искусство и культура)


Реферат: Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан (Международное частное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист