GeoSELECT.ru



Банковское дело / Реферат: Роль банков (Банковское дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль банков (Банковское дело)



РОЛЬ БАНКОВ

Следующая история может рассказать о роли банков. В прошлом многие
общества использовали различные объекты в качестве денег. Некоторые из них
были ценными, потому что были редкими и красивыми, другие можно было съесть
или использовать. Первоначальные формы денег, подобные этим, использовались
для покупки товаров. Их также использовали, чтобы заплатить за женитьбу,
штраф или долги. Но хотя повседневные предметы были крайне практичным
видом наличности во многих отношениях, у них были также некоторые
недостатки. Например, было трудно точно измерить их стоимость, разделить
некоторые из них на много частей, держать некоторые из них долгое
время, использовать их для финансового планирования в будущем. Из-за
подобных причин некоторые общества начали использовать другие виды денег,
такие как ценные металлы.
Люди использовали золото, золотые слитки, в качестве денег. Это были
опасные времена, и людям нужно было безопасное место для хранения их
золота. Поэтому они хранили их у золотых дел мастеров, у людей, которые
делали золотые украшения и тому подобное, а также имели охраняемый подвал
для их хранения. Когда людям нужна была часть золота, чтобы заплатить за
какие-то вещи, они шли и забирали его у золотых дел мастера. Два события
превратили этих золотых дел мастеров в банкиров. Первым было то, что людям
стало понятно, что легче дать продавцу письмо, чем нести золото, а затем
физически вручать его ему. Этим письмом передавалась часть золота, которую
они имели, продавцу. Это письмо сегодня мы бы назвали чеком. И конечно, как
только эти письма, или чеки, стали приниматься при оплате товаров, люди
почувствовали, что золото, которое они хранили у золотых дел мастера, было
таким же хорошим, как и золото в их собственных карманах. А поскольку
письма или чеки было легче носить, чем золото, и менее опасно, люди начали
говорить, что деньги, которыми они владели, были те, которые были у них,
плюс их депозиты (вклады). Так началась система вкладов. Вторым
обстоятельством было то, что золотых дел мастера поняли, что у них было
большое количество неиспользованного золота, лежащего в их подвалах и
ничего не делающего. Это обстоятельство было в действительности более
важным, чем первое. А теперь давайте вернемся к первой банковской ссуде и
посмотрим, что произошло. Фирма попросила у золотых дел мастера заем.
Золотых дел мастер понял, что некоторая часть золота, лежащего в его
подвале, может быть выдана фирме, и конечно он попросил фирму вернуть
его позднее с небольшим процентом. Конечно, в то время у золотых дел
мастера не было достаточно золота, в действительности это было не его
золото, но он считал, что вряд ли все, кто хранил золото у него, захотят
забрать его обратно в одно и то же время, в любом случае – не раньше чем
фирма вернет ему его золото с небольшим процентом. Он считал это
достаточно безопасным.
Чтобы понять, что в действительности произошло в этой простой сделке,
давайте рассмотрим следующую таблицу.


Золотых дел мастера в качестве банкиров.
Активы
Пассивы
1.Старый ювелир Золото $100 Депозиты $
100
2.Заимодавец золота Золото $ 90+заем $ 10 Депозиты $ 100
3.Кредитор депозита: Золото $ 100+заем $ 10 Депозиты $ 110
Шаг 1

4.Кредитор депозита: Золото $ 90+заем $ 10 Депозиты $ 100
Шаг 2

Первая строчка показывает, что сделал золотых дел мастер прежде чем
предоставил заем. У него была сотня долларов золотом, которую он должен был
людям, которые хранили ее у него, поэтому его активы и пассивы были
одинаковыми. Но, когда он одолжил, скажем, $ 10 золотом фирме, у него в
действительности осталось $ 90 золотом в его хранилище плюс стоимость
ссуды. Его активы по-прежнему равнялись его пассивам, но он должен был
получить какой-то процент.
Случилось так, что фирма, которая взяла заем, не хотела держать золото при
себе и вместо того, чтобы на самом деле его забрать, попросила мастера
принять это золото на хранение в виде вклада. Третья строчка таблицы
показывает, что случилось потом. Хотя активы и пассивы золотых дел мастера
остались теми же самыми, но их стоимость составляла тогда $ 110, а не $
100. Когда фирма выписала чек на $ 10, а тот человек пришел забрать свое
золото стоимостью $ 10, активы мастера снизились, но снизились также и
пассивы (четвертая строчка таблицы). Здесь следует отметить важный факт,
для мастера не было различия, была ли в действительности первоначальная
ссуда действительно в виде золота или в виде депозита.
Теперь давайте вернемся к вопросу резервов. Резервы – это запасы золота,
которое всегда находится (и может быть немедленно получено по требованиям
вкладчиков) в хранилище банка. Люди вначале сделали вклад на $ 100 золотом
у мастера. Мастер одолжил $ 10, оставив себе только $ 90. В качестве
банкира он надеялся на то, что не все захотят получить свое золото обратно
в одно и то же время. Если бы они захотели, он бы не смог рассчитаться. Его
резервов в $ 90 было недостаточно.
У мастера в таблице была 100 % резервная норма. Резервная норма – это норма
резервов на депозиты. Поскольку он предоставил заем, он оставил норму
резерва депозита 90 %. Это маленький риск с маленькой прибылью. Сколько
осмеливается он дать взаймы, чтобы получить прибыль за счет платежа
процентов? Чем он рискует? Предположим, что мастер рискует сильно. Он
предоставил 80 % золота, которое он имел. Он привел людей в панику. Они
начали сомневаться, сможет ли он выплатить им все, он непременно должен
был потерять часть золота, которое он одолжил, поэтому они поспешили
получить свое золото обратно, прежде чем будет поздно. Вот то, что мы бы
назвали бы сейчас натиском вкладчиков на банк, финансовой паникой. А
финансовая паника ведет к тому, чего люди опасаются: банк не
сможет выплатить им, обанкротится, и они также обанкротятся.



СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.

Банкиры – золотых дел мастера были первым примером финансовых посредников.
Финансовый посредник – институт, который специализируется на сведении
вместе заемщиков и заимодателей.
Коммерческий банк занимает деньги у людей, открывая им депозиты. Депозит
является банковским пассивом. Это деньги, которые должны вкладчикам. В свою
очередь банк предоставляет деньги фирмам, населению или правительствам,
которые хотят их занять.
Банки – не только финансовые посредники. Страховые компании, пенсионные
фонды, строительные общества также принимают деньги в расчете на то, что
их можно будет передать взаймы.
Основная черта банков – то, что их пассивы используются как средство
платежа и таким образом являются частью денег в обращении.
Коммерческие банки – финансовые посредники с правительственной лицензией
на право предоставлять ссуды, открывать депозиты, включая депозиты, на
которые могут быть выписаны чеки.
Давайте начнем с рассмотрения сегодняшней банковской системы Соединенного
Королевства. Хотя детали меняются от страны к стране, основные принципы
одни и те же везде.
В Соединенном Королевстве коммерческая банковская система включает около
600 зарегистрированных банков, Национальный жиробанк, работающий с
почтами и дюжину доверительных сберегательных банков. Одна из наиболее
важных групп – Лондонские клиринговые банки. Клиринговые банки названы так
потому, что у них есть центральная расчетная палата для осуществления
оплаты чеками.
Клиринговая система – ряд договоренностей, по которым долги между банками
регулируются путем сложения всех сделок за данный период и выплаты только
чистых сумм, необходимых только для подведения межбанковских счетов.
Предположим, вы держите деньги в Барклайз банке, но идете в супермаркет,
который имеет деньги в Ллойдз банке. Чтобы оплатить покупки вы выписываете
чек на ваш вклад в Барклайз банке. Супермаркет оплачивает этот чек по
счету в Ллойдз банке. В свою очередь Ллойдз банк выставляет чек Барклайз
банку, который будет кредитовать счет Ллойдз банка и дебетовать ваш счет в
Барклайз банке на эквивалентную сумму. Поскольку вы купили товары в
супермаркете, используя другой банк, требуется перевод средств между двумя
банками. Кредитование или дебетование какого-то банковского счета в другом
банке самый простой способ достижения этого.
Однако в тот же самый день кто-то еще вероятно может выписать чек на
депозитный счет, чтобы заплатить за стерео оборудование в магазине, имеющем
счет в Барклайз банке. Стерео магазин оплачивает чек по счету в Барклайз
банке, увеличивая его депозит. Барклайз банк затем оплачивает чек со своего
счета в Ллойдз банке, где одновременно дебетуется счет этого человека.
Теперь идет перевод средств от Ллойдз банка к Барклайз банку.
Хотя в обоих случаях счет хозяина чека дебетуется, а счет получателя чека
кредитуется, для обоих банков не имеет смысла делать два раздельных
межбанковских перевода между собой. Клиринговая система производит расчеты
наличных средств между членами клиринговых банков и это также подсчеты,
которые они ведут между собой. Таким образом, система клиринговых чеков
представляет другой способ, с помощью которого общество уменьшает стоимость
проведения сделок.

Балансовый отчет Лондонских клиринговых банков.

Таблица 7 показывает балансовый отчет Лондонских клиринговых банков. Хотя и
более сложная, она не отличатся принципиально от балансового отчета
банкира – золотых дел мастера, показанного в таблице 6. Мы начнем с
обсуждения активов балансового отчета.

Табл.7 Балансовый отчет Лондонских клиринговых банков.

Активы Lb Пассивы
Lb
Стерлинг: Наличные 1,9 Стерлинг: Бессрочный вклад 54,1
Векселя и рыночные
займы 34,7 Срочные вклады
59,1
Ссуда в виде аванса 83,0 Депозитные сертификаты 8,1
Ценные бумаги 9,4
Кредитование в другой Вклады в другой валюте 46,2
валюте 54,6
Прочие активы 15,5 Прочие пассивы
31,8
Всего активов 200,1 Всего пассивов
200,1


Денежные активы - это банкноты и монеты в хранилищах банков. Однако
современные денежные активы банков включают также их денежные
резервы, хранящиеся в Английском банке. Английский банк (обычно известный
как Банк) – это центральный банк или банкир всех коммерческих банков.
Кроме наличности другие поступления на счет активов балансового отчета
показывают деньги, которые были одолжены или использованы на покупку
активов, приносящих процентный доход. Второй пункт – векселя и рыночные
займы – показывает краткосрочное кредитование в ликвидных активах.
Ликвидность относится к скорости и определенности, с которой активы могут
быть превращены обратно в деньги, когда бы этого ни пожелали владельцы
активов. Таким образом, деньги являются самым ликвидным активом из всех.
Третий пункт – ссуда в виде авансов – показывает кредитование частных лиц и
фирм. Фирма, которая брала взаймы, чтобы пережить трудный период, возможно,
не сумеет выплатить кредит по требованию банка. Таким образом, хотя ссуды в
виде аванса представляют основную часть кредита клирингового банка, они не
являются ликвидной формой банковского кредита.
Четвертый пункт – ценные бумаги – показывает покупки банка по долгосрочным
финансовым активам, приносящим процентный доход. Хотя эти активы продаются
ежедневно на фондовой бирже, в принципе эти ценные бумаги могут быть
превращены в наличность в любое время, когда этого пожелает банк, их цена
колеблется изо дня в день. Банки не могут быть уверены, как много они
получат, когда они их продадут. Таким образом, финансовые вложения в ценные
бумаги также являются неликвидными.
Конечные два пункта активов балансового отчета показывают кредиты в
иностранной валюте и прочее имущество банка. Общие активы Лондонских
клиринговых банков составляли L200,1 биллион. Рассмотрим теперь, как
образовывались соответствующие пассивы.
Депозиты в основном бывают двух видов: бессрочные вклады и срочные вклады.
В то время как бессрочные вклады могут быть отозваны в любое время, когда
этого захочет вкладчик, минимальный период должен пройти, прежде чем
регистрация будет осуществлена перед тем, как срочный вклад будет отозван.
Бессрочные вклады – это банковские счета, на которые мы выписываем чеки,
уменьшая таким образом наши вклады, не предупреждая банк предварительно. В
то время как большинство банков не платит проценты по бессрочным вкладам
или текущим счетам, они могут позволить себе выплачивать проценты по
срочным вкладам. Поскольку у них есть предупреждение о любом снятии со
счета, у них бывает много времени, чтобы продать некоторые из их
высокопроцентных инвестиций, или потребовать возврата займов, чтобы иметь
деньги на выплату своих вкладов.
Депозитные сертификаты (ДС) – чрезвычайная форма срочного вклада, когда
банк занимает у людей деньги на определенный период и знает точно, когда
должен быть выплачен заем. Последний пункт пассивов в таблице 7 показывает
вклады в иностранной валюте, прочие пассивы, такие как чеки, в процессе
взаиморасчетов.



Учет арендованных средств. Стандарт SSAP 21 выделяет два вида аренды:
финансовый и операционный лизинг. Основным признаком финансового лизинга
является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием актива, от
собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установленных на
весь –срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее
90% стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это
определение, составляют операционный лизинг.
Британский бухгалтерский стандарт по учету арендованных основных
средств требует отражения в учете арендатора активов, арендованных на
условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов.
Арендованное имущество подлежит амортизации. При этом арендодатель
показывает средства, полученные от арендатора, как финансовые активы.
Операционный лизинг означает, что актив учитывается на балансе
лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков
лизингодателя и арендатора соответственно.
Соответствующая определению граница между понятиями финансового и
операционного лизинга достаточно расплывчата. Многие британские компании
предпочитают отношения по сути финансовой аренды оформлять как аренду
операционную. SSAP 21 содержит требование отражать раздельно обязательства
по договорам аренды, которые должны быть реализованы: в течение следующего
года; со 2-го по 5-й год включительно, через 5 лет и более. Крупные суммы,
соответствующие последнему показателю, покажут, что за операционной по
форме скрывается финансовая по сути аренда.
Гудвил (деловая репутация). Способы учета гудвила и сейчас являются
предметом споров британских бухгалтеров. Гудвил возникает при покупке одной
компанией другой как разность между уплаченной за нее ценой и текущей
стоимостью активов. Таким образом, эту разницу можно трактовать как
дополнительные затраты, которые следует покрывать из специального
резервного фонда и списывать немедленно. Такой способ предусмотрен SSAP 22.
Однако есть и другая точка зрения, которая отражена в международном
стандарте IAS 22: гудвил ничем не отличается от прочих нематериальных
активов. Его можно трактовать как дополнительный актив, приобретаемый при
покупке компании и который можно учитывать подобно торговым маркам и
лицензиям: начисляя амортизацию в течении некоторого разумного срока, но не
более 20 лет. При этом поскольку некоторые виды нематериальных активов и
гудвила со временем не теряют своей ценности, то концепции достоверного и
добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни максимально
соответствует еще один подход: износ на такие активы не начислять, а
учитывать их по результатам периодических переоценок.
Споры о том, чья точка зрения более правильна, ведутся с начала 90-х
годов. В настоящее время компании могут сами выбирать способ, который
считают лучшим. Однако опыт показывает, что большинство выбирает все-таки
капитализацию с последующим начислением износа, а не немедленное
списание.
Налогообложение. Все британские компании являются плательщиками налога
на прибыль. Традиционно этот налог рассматривался британцами как
своеобразная дань сюзерену. Однако в последние два десятилетия эту точку
зрения вытеснил американский взгляд на проблему, согласно которому ведение
бизнеса является общественной функцией. Каждый экономический субъект обязан
распределять часть полученной от его деятельности прибыли в пользу общества
как своеобразную плату за право заниматься бизнесом, предоставленное ему
этим обществом. Еще 20 лет назад такая точка зрения казалась спорной, но
сейчас она не вызывает сомнений. Таким образом, налог на прибыль – это
плата, вносимая самим экономическим субъектом (фирмой), а не его
собственниками. Если это так, то налогообложение должно быть связано с
конкретными событиями и фактами хозяйственной жизни компании – налоговые
обязательства следует распределять во времени оптимальным способом. Так
возникла идея создания резервных фондов под отложенное налогообложение. Эта
статья занимает в балансах британских компаний существенную часть. Правила
такого резервирования изложены в стандарте SSAP 15, который предусматривает
частичное резервирование отложенных налогов, в противовес международному
стандарту IAS 12, требующему проводить полное резервирование.
Ближайшие перспективы. Британский комитет по бухгалтерским стандартам
(ASB) был образован в конце 80-х годов. В настоящее время он ответственен
за разработку и утверждение британских стандартов бухгалтерского учета,
но и призван вести разъяснительную работу и консультации по использованию
разработанных им документов. Безусловно, такая практика имеет определенные
преимущества. Но вместе с тем она не позволяет рядовым британским
бухгалтерам участвовать в создании стандартов, в соответствии с которыми
им предстоит работать, Несмотря на то, что любой документ ASB прежде чем
быть утвержденным в качестве стандарта, выносится на обсуждение в качестве
проекта, реальные решения принимает лишь узкий круг членов ASB. Кроме того,
события, происходящие в последние годы на фондовом рынке, все настоятельнее
требуют создания в Великобритании Комиссии по ценным бумагам и фондовому
рынку. Такая комиссия должна будет взаимодействовать с ASB, поскольку уже
давно назрела необходимость разработки документов, касающихся как
подробного отражения в бухгалтерском учете всей информации об участии и
положении компании на рынке ценных бумаг, так и форм отчетности, дающих
фондовому рынку максимально полную и достоверную информацию о компании.
Кроме того, глобализация мирового рынка капиталов требует прозрачности
бухгалтерской отчетности экономических субъектов, действующих в разных
странах. Влияние американских стандартов (особенно при отражении налоговых
обязательств компаний) уже заметно в деятельности британских бухгалтерских
институтов. ASB всемерно поддерживает деятельность и Международного
комитета по бухгалтерским стандартам IASC.





Реферат на тему: Роль банковской системы в переходный период

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



ст. гр. ЭТВ 9402 Запасный Н.Б.



РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
КУРСОВАЯ РАБОТА



Научный руководитель
ст. препод. Первакова Л.Ф.



Уфа 1997

Содержание:

1. Роль банков в современной экономике 3
1.1. Роль банковской системы в СССР 6
1.2. Роль, отведенная банкам в России 7
2. Основные направления реформ 10
2.1.Последствия, неудачи реформ 10
3. Создание новой банковской системы в России 13
4. Поведение новой банковской системы в новых условиях 14
5. Взаимодействие государства и коммерческих банков России 16
5. Роль, занимаемая банками в России 21
6. Влияние рынка ценных бумаг на банковскую систему 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25



Роль банков в современной экономике
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая
часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из
важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном
этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование
всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:
аккумулировать свободные денежные средства,
выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов,
производить эмиссию.
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство
без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной
экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно
развитие и становление экономико-политической мощи государства. Именно
экономико-политической, так как еще не создана политическая доктрина, в
которой экономика рассматривалась бы отдельно от политики. На сегодняшний
день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства.
Но, как правило, в прямом подчинении правительству находится
один центральный банк, к примеру, Федеральный Банк ФРГ, а остальные банки
только руководствуются его рекомендациями. И федеральное Германское
правительство не может напрямую воздействовать на все банки Германии.
Воздействие на них возможно через правительство той земли, к которой они
"прикреплены". Таким образом, правительство не может жестко диктовать
свои условия (часто руководствуемые политическими мотивами правящей
партии) банкам.
До недавнего времени у нас банковская деятельность целиком и
полностью определялась внутренней политикой КПСС. Но, в связи с политико-
экономическими преобразованиями, в нашей стране появилось
множество негосударственных банков, деятельность которых регулируется с
одной стороны - объективными экономическими законами, а с другой - письмами
Центробанка и несовершенным пока законодательством.
Современные российские банки развиваются очень высокими темпами,
если учесть, что первые негосударственные финансовые институты появились в
1988 г., то появление в 1993 г. кредитных карточек как на магнитных, так
и на электронных носителях, можно рассматривать как большой прогресс.
Несмотря на несовершенство банковского законодательства, Российские
банки занимают прочное положение на внутреннем рынке капиталов, и
открывают филиалы за рубежом. Правда, говорить о Российской банковской
экспансии еще не время, так как экономические трудности в нашей стране
не позволяют сформироваться полноценной банковской системе.
Переход к рынку связан с реализацией кредитных отношений. Перестройка
денежного обращения и кредита, максимальное сокращение централизованного
финансирования, переход к горизонтальному движению денежных ресурсов на
финансовом рынке. Кредит - форма движения ссудного капитала, т.е. капитала,
предлагаемого в ссуду. Перераспределение денежных средств способствует
уравниванию нормы прибыли между различными отраслями. Кредитная система
может принимать две формы:
1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования
(функциональная форма)
2) с кредитно - финансовых учреждений, аккумулирующих свободные
денежные средства и предоставляющие их в ссуду (институциональная
форма).
Первая форма представлена следующими формами кредита:
-коммерческим, возникающим при продаже товара с отсрочкой платежа
-банковским, возникающем при даче ссуд банком
-потребительским, возникающем при предоставлении ссуд на покупку товара
юридическими лицами
-государственным, когда кредитором выступает государство
-международным, когда субъектами кредитования являются иностранные банки.
Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений
кредитования. Реализуют эти отношения специальные учреждения, образующие
кредитную систему в институциональном её понимании.
Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и
являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место и
являются, как правило, государственными учреждениями.
К основным функциям центрального банка относятся следующие:
-эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность
по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения
ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного
погашения долговых обязательств.
-функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих
банков, то есть каждый банк, — член национальной кредитной системы обязан
хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной
пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции
является хранителем официальных золотовалютных резервов страны (официальные
валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т
золота).
-функция кредитования коммерческих банков, характерная для
социалистической экономики при государственной монополии на кредитную
деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой
средств в руках частных финансовых институтов. Менее проявляется она в
развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует
преимущественно в периоды финансовых трудностей.
-предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для
правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня
аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются
на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом центральные
банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того,
они осуществляют операции с государственными ценными бумагами,
предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и
долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки
также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и
иностранной валютой.
-клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так,
в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному
клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными
в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты может
служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.
Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки,
осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных,
торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных
капиталов, которые они получают в виде вкладов.
Выделяют несколько их функций:
-аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и
оплата чеков, выписанных на эти банки.
-предоставление кредитов предпринимателям.
Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении
расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций
возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и
небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах
кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании
экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — на
предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:
-инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно - учредительской
деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на
фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права
принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи
собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они
используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На
сегодняшний день в России они немногочисленны.
-обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в
кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе
не смогут функционировать как капитал.
-страховые компании, для которых характерна специфическая форма
привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы, они
вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний,
государственные ценные бумаги.
-пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и
структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды,
(управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые
предприятиями или по их доверенности — банками), фундированные (их средства
инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из
текущих поступлений и доходов) и многие другие.
-инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои
обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных
бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства
инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации
(вложение средств в различные предприятия) достигается известное
рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за
банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Так, инвестиционные чековые
фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
Таким образом, кредитная система в России состоит, во-первых, из
банковской системы, имеющей обычно два уровня:
-центральный банк;
-коммерческие банки.
Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):
Казначейство;
12 окружных федеральные резервных банков;
5000 банков-членов.
И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и
четвертый ее этажи.
Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры
создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно
вводить в дествие большой набор различных кредитно-денежных рычагов
регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из
чего следует комплексный характер кредитной политики.
1.1Роль банковской системы в СССР
До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк,
Внешторгбанк, Гострудсбекассы. Эмиссионные, управленческие и контрольные
функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание
выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались свободные
денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по
заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в
основном на выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс
ответственность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.
Предельная централизация банковской системы имела и свою
притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических
субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло
подавлять инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост
государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять
практически беспроцентное банковское кредитование государственных
предприятий, и в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги
государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации.
В период господства командно-административной системы в нашей стране
роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению
безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также
финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и
специальных целевых фондов. Будучи составной частью государственного
аппарата, банки при централизованном общегосударственном планировании
осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых
направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов
кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-
правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих
банковских работников фактически не было существенной разницы между
бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же
бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался
воспроизведением через кредит финансового образа директивного
государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его
правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся
кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для
финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто
ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к
государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу,
поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором
прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь
тормозила развитие товарно-денежных отношений.
В связи с взятым КПСС в середине 80-х годов курсом реформ, возникла
необходимость в реформировании и банковской системы. Считалось, что
банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость денежной
системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию
предприятий.
В 1987 году началась 2-х этапная организация.
1.2. Роль, отведенная банкам в России
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков
основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В
соответствие с этим законом банки России действуют как универсальные
кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом
рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа
и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады,
осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств,
посреднические и доверительные операции и т.п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности -
частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность
создания банков, основанных исключительно на государственной форме
собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут
осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования
уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных
инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с
Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории
Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:
- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется
за счет средств резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за
счет нерезидентов;
- филиалы банков-нерезидентов.
Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных
инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит
участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на
участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее
благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и
защиты от экспансии зарубежных банков.
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на
акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания
банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому)
исключается действующим законодательством, согласно которому уставный
капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие
банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа
характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых
банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно,
что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые
коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку
каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала.
Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной
ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена
пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда
может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных
взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о
вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка
решается на общем собрании участников.
У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал
разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости,
размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе
требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость, и
надежность банка и создает для банка прочные основы для управления, его
ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции
закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия
большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук
в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой
подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список
покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или
руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может
приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой
информации о своей деятельности.



2.Основные направления реформ
1) Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из
эмиссионного банка и государственных специализированных банков,
непосредственно обслуживающих народное хозяйство; перевод
специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование,
совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой
системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от
кредитования. Он также является координатором деятельности
специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.
В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы
Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это
привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной
банковской реформы не произошло - экономические отношения остались
прежними. Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась
структура кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического
регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную
несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентуры в
зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное
распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что
монополия на проведение банковских операций осталась за государством.
Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего
экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции
общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из
одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей
Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая
банковская система.
Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать
реальности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение
денежных накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные
потоки и т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может
быть полностью адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в
индустриальных странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В
отличие от них это - банковская система переходного и развивающегося
хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкими структурными сдвигами.
2.1.Последствия, неудачи реформ
В результате ряда коренных реформ, предпринимаемых в последнее время
в нашей стране, была создана качественно новая система экономических
отношений. Одной из основных ее особенностей является высокая степень
монополизации экономики, возникшая как в результате необдуманных
экономических шагов руководства страны, так и вследствие высокой
централизации советской экономической системы. Это создает существенные
трудности при формировании цивилизованного рынка кредитных ресурсов.
Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет
реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На
данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе
в экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со
значительными рисками и падением оборачиваемости капитала. В этом смысле
современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям
преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных
требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к
формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного
типа.
Способ преобразования экономики и банков носил революционный характер.
А если учитывать, что советская экономика к моменту начала реформ
находилась в состоянии вялотекущего кризиса, то становится ясными причины
сегодняшнего состояния российской экономики. Наилучшим способом перестройки
банковской системы и экономики в целом, являются эволюционные изменения,
постепенный переход от одной схемы экономических отношений - командной к
другой - плановой, так как экономика в целом, в макро - и микроструктуре
изменяется эволюционно. Банковская система должна была структурно
организоваться на эволюционный процесс и сочетать в себе одно- и
двухуровневые компоненты.
При реформе банковской системы следовало бы наряду с государственными
специализированными банками создать банки с капиталом, сформированным на
рыночных принципах. Они должны обслуживать текущую инвестиционную
деятельность, выходящую за рамки государственных программ.
Отличие полутароуровневой системы от нынешней двухуровневой состоит в
существовании сильных негосударственных банков. Ведь кредитный портфель
всех Российских банков в 1995 году составил 5 млрд.[1] долларов США, что
сопоставимо с аналогичным показателем одного среднего зарубежного банка. В
такой ситуации государство располагало бы лучшей ресурсной базой для
финансирования инвестиционных программ, более простой и дешевой системой
обслуживания государственного долга и валютного контроля. В итоге темпы
роста цен и экономического спада могли бы быть меньше, темпы
реструктуризации экономики- выше, а все общество несколько ближе к
социально ориентированному рынку, чем при функционировании существующей
банковской системы. Но, эти возможности могут быть практически реализованы
лишь при адекватной экономической политике в целом.
На протяжении семидесяти дореформенных лет укоренилось представление
о банковской системе как о чем-то второстепенном, выполняющем функции
обслуживания производства. Это произошло в следствие сверхцентрализации
управления. В этих условиях использование двухуровневой системы как модели
для реорганизации банковской структуры привлекало очевидностью и
доступностью.
Не стоит забывать, что создание двухуровневой системы являлось вторым
шагом реформы, начатой в 1987 г. Первый, был направлен против
централизованного Госбанка, и способствовал созданию “четырехглавой”
банковской системы, управление которой было несколько затруднено. Изменить
ее можно было только силовыми методами. Эти обстоятельства и послужили
толчком к радикальным реформам банковского сектора. Наконец, государство не
имело реальных программ структурной перестройки экономики по эволюционному
типу. В силу этого не было и до сих пор нет схемы обеспечения финансовой
поддержки таких преобразований. В наших условиях Госбанк не нужен как банк,
обслуживающий государственные нужды в широком смысле этого слова. Только в
последнее время, в связи с принятием указа “О мерах по усилению контроля за
использованием средств федерального бюджета” на Центробанк возлагается
обязанность по ведению счетов по учету доходов и средств федерального
бюджета.
Общим итогом реформирования банковской системы СССР и России явилась
банковская система более структурно упорядоченная и прогрессивная, чем то,
что было до и особенно после первого шага реформ. Но нельзя назвать
существующую банковскую систему полноценной. Каким же образом можно сделать
ее таковой? Скорее всего, надо осуществлять взвешенные реформаторские
усилия для приближения банковской системы к состоянию, адекватному
требованиям становления рыночной экономики. Это может быть введение более
жесткого режима деятельности Сбербанка, включая лимиты на его активные
операции на межбанковском и коммерческом рынках, использование средств,
Сбербанка для финансирования программ реконструкции экономики,
использование услуг Центробанка для осуществления крупных инвестиционных
проектов, наделение Банка России на рынке государственных ценных бумаг
брокерскими полномочиями в отношении нефинансовой клиентуры. Это должно
способствовать финансовой централизации, укреплению финансовой базы
структурной перестройки экономики, развитию конкуренции на рынке банковских
услуг.
Банковский сектор, существующий в развитых странах, не является
адекватной моделью для переходной экономики России. Следует использовать
модели становления банковского сектора рыночного типа, то есть модели,
отражающие переходное состояние современной отечественной экономики. С этих
позиций в наибольшей степени отвечающих заданной реструктуризации экономики
явилась бы банковская система, сочетающая в себе черты одноуровневой и
двухуровневой систем с сильным государственным началом и переходной формой
Центробанка, выполняющего к тому же функции коммерческого банка. По мере
развития материальной структуры, удовлетворяющей требованиям
капиталистической экономики, коммерческие функции Центробанка угасали бы и
шел процесс формирования традиционной двухуровневой системы.
3. Создание новой банковской системы в России
В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике
банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла
необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройке. Новая
банковская система должна была производиться в условиях:
-масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению
экономического и политического строя страны (изменения в формах
собственности, конверсия, демонополизация, масштабные изменения в структуре
производимой продукции, нарушение целостного хозяйственного комплекса
бывшего СССР, формирование внешне ориентированной экономики, масштабная
перестройка государственной и политической системы);
-крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но, прежде
всего долгосрочного, перспективного управления;
-глубокого кризиса хозяйства (падение производства и его
эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного
обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
-неудачной текущей политики Банка России в 1991-I полугодии 1992 г.,
которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис
наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жесткая и
непредсказуемая монетарная политика и т.п.).
В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции
перехода России к экономике рыночного типа и демократической
государственности, которым соответствует качественная иная банковская
система, нежели для централизовано планируемой экономики и тоталитарного
государства.
К сожалению, проект такой концепции был разработан О.И. Лаврушиным,
Я.М. Миркиным только в 1993 г.
Основными принципами этой концепции являлись:
Организация банковского дела в переходной экономике
Реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение
в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой
банковской системы на обслуживание процесса реформ:[2]
-диверсификацию собственности (приватизацию, становление независимого
частного сектора);
-демонополизацию;
-становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов,
страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.);
-техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства,
конверсию и сокращение военных расходов;
-перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;
-усилению открытости экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные
связи;
-перераспределение полномочий между центром и регионами.
Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна
способствовать развитию частной собственности в финансовом секторе,
развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не должна
нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью банков со стороны
Центрального банка и представительных органов государства.
Организация рыночных банковских реформ. Они должны осуществляться
значительно медленнее, чем происходят политические изменения, и не
революционно категорично, а эволюционно, с максимально эффективным
сохранением всех полезных элементов старой системы. В тоже время, несмотря
на то, что, банковские реформы являются лишь следствием политических
изменений, они не должны значительно отставать от них.
4. Поведение новой банковской системы в новых условиях
Российская банковская система всегда испытывала влияние экономического
спада ввиду серьезных недостатков ее институциональных основ. Но, долгое
время, оно было скрытым, вследствие высокодоходных рисковых операций,
проведению которых способствовал высокий уровень инфляции.
Одним из недостатков ее институционального устройства является
ограниченная диверсификация кредитного портфеля. Эта проблема зародилась на
первом этапе реформы, когда были созданы специализированные банки. В
условиях последующих реформ, способствовавших развалу общенациональной сети
банков, произошло превращение специализированных банков в банки
обслуживающие один сектор экономики в одном регионе. Кроме того,
экономический спад не способствовал расширению круга заемщиков за счет
“посторонних” клиентов, что не способствовало их привлечению в банки. Это
привело к тому, что только немногие банки имеют сегодня диверсифицированный
кредитный портфель. Также в условиях высокой инфляции, при проведении
банками, а в первую очередь Центробанком политики “дорогих денег” произошел
отказ ряда успешно работающих предприятий от кредитов под 250-300% годовых.
Предприятия же которые не смогли за счет своих средств обеспечить
полноценное функционирование были вынуждены прибегать к кредитам выдаваемым
под такие высокие проценты. Это породило большое количество невозвратов
кредитов и даже такие меры как увольнение рабочих не смогли стабилизировать
ситуацию. Эти предприятия вынуждены были брать новые кредиты, чтобы отдать
старые, что, в конце концов, привело их самих и кредитовавшие их банки в
кризисное состояние. Сейчас зачастую существуют такие банки, которые в
результате неудачного кредитования одного предприятия-гиганта находятся на
дебетовом сальдо, и не могут проводить даже текущие платежи, не говоря о
кредитовании.
Необходимая диверсификация ссудной деятельности сдерживается тремя
факторами: экономическим спадом; недостаточной информацией о финансовых
продуктах со стороны банков; ограниченностью финансовых ноу-хау у
большинства предпринимателей. А также низкий уровень конкуренции.
Большую роль в формировании российской банковской системы такой,
какая она есть, сыграл высокий уровень инфляции. Из-за инфляции постоянно
росла стоимость обеспечиваемых банками кредитов. Капитализируя свои доходы
от банковских процентов в условиях роста инфляции, банки чувствовали себя в
безопасности. Это привело к росту посреднических услуг и маржи. Это, а
также высокий уровень заработной платы, не способствующий повышению
ликвидности, подорвали доверие к банкам.
Когда правительство приняло меры к уменьшению инфляции, а Центробанк
понизил учетную ставку, а также был, ограничен рост курса доллара многие
банки не смогли выжить в сложившихся условиях. Они не сумели работать при
низкой инфляции.
Недостатки существующей банковской системы вскрыли меры Центробанка
по своевременности платежей. Это существенно снизило роль источников
спекулятивных доходов, связанных с задержкой платежей. Кроме того, как
отмечают зарубежные специалисты: “Многочисленные примеры подтверждают точку
зрения о том, что руководителями банков очень часто становятся
непрофессионалы, которые имеют нужные связи для того, чтобы быть
назначенными управляющими банками. Очевидно, что уровень коррупции с трудом
поддается измерению”[3].



4. Взаимодействие государства и коммерческих банков России
Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа
государства от управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период
как никогда важной становится возможность контроля за ходом реформ, и в
этом большую роль играют коммерческие банки. Стабилизация экономики
невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков,
деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в
отличие от командной экономики управление банками осуществляется не
директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.
На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование
денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-
кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита
интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков,
внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного
резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней
инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы
существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные,
инвестиционные.
Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он
обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается
финансированием правительственных программ с использованием бюджетных
ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные
союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании,
частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные
фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют
ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения
и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан,
трастовые операции.
В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках
единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на
него задачами являются:
устойчивость работы и укрепление финансового положения КБ
ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования
направленных на выполнение приоритетных задач экономики
научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.
Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления
банковской системой в основном экономические:
изменение норм обязательного резервирования в ЦБР
изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а
также процентных ставок по ним
проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.
В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной
системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных
коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые
используются в качестве кредитных ресурсов.
ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам
своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств
депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя
нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и
изменение денежной массы в стране.
Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками
является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны
ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков.
Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком
ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться
административные меры.
Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается
в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12
основных нормативов.
Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и
суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.
Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме
обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных
активов представлено остатками по счету “Операции с государственными
ценными бумагами” (194)
Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы
высоколиквидных активов к обязательствам банка до востребования.
Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов
сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.
Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотношение
ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как
активы-нетто.
Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной
суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.
Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение
совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.
Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение
величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.
Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру -
отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-
акционеру, к капиталу банка.
Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий,
выданных инсайдерам, к капиталу банка.
Н11-максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение
общей суммы вкладов граждан и капитала банка.
Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения
акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и
собственных средств.
Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты
заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в
установленный кредитным договором срок - кредитный риск. Это необходимо при
формировании кредитного портфеля, показывающего общую картину кредитов,
выданных банком в отчетный период (как правило, квартал). Исходя из степен

Новинки рефератов ::

Реферат: Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей (Спорт)


Реферат: Механизмы устойчивости опухолей к цисплатину (Биология)


Реферат: Прибыль предприятия и её роль в современных условиях (Аудит)


Реферат: Женский бизнес (социологическое исследование) (Социология)


Реферат: Полиплоидия (Биология)


Реферат: Основные элементы и функции государства (Политология)


Реферат: Слово как опорный образ поэтики Иосифа Бродского (Литература)


Реферат: Внешнеэкономические сделки: правовое регулирование и коллизии (Доклад) (Право)


Реферат: Биография Эдгара Дега (Искусство и культура)


Реферат: Морские круизы (Туризм)


Реферат: Управление структурой капитала: учетно-аналитический аспект (Аудит)


Реферат: Рецензия на фильм "Ностальгия" (Искусство и культура)


Реферат: Поползень (птицы нашего края) (Биология)


Реферат: Мини бухгалтерии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекции по философии (Философия)


Реферат: Модернизация АСР (автоматическая система регулирования) молотковой дробилки типа ДДМ (Технология)


Реферат: Взаимосвязь соціальной роботи з іншими науками (Социология)


Реферат: Формы государства (Теория государства и права)


Реферат: Управленческие решения: виды и содержание (Менеджмент)


Реферат: Лизинговые операции коммерченских банков (Деньги и кредит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист