GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Творчество Софокла (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Творчество Софокла (Искусство и культура)




РЕФЕРАТ.

По искусству театра

На тему: “Творчество Софокла”
Ученика 9 Б класса школы №1113
Белоусова Ильи.



Москва 2001г.
План.
1. Биография Софокла.

2. Великие современники Софокла
Эсхил
Еврипид
Аристофан

3. Древнегреческий театр или великие трагики древности.

4. Творчество Софокла с древних времен и по сей день.



Биография.
Софокл (496-406гг. до н.э.) – знаменитый
древнегреческий драматург, автор многочисленных трагедий.
Родился в предместье Афин, в Колоне позднее прославленном им в
трагедии "Эдип в Колоне". Отец Софокла был владельцем оружейной
мастерской, человеком состоятельным, давшим сыну хорошее образование.
Рано проявились музыкальные способности Софокла. Известно, что в 480
г. 16-летним юношей он возглавлял хор юношей, эфебов, выступавших на
празднике, посвященном победе при Саламине. Таким образом, Саламин
своеобразно связывает судьбы трех великих греческих трагиков: Эсхил
был участником знаменитого сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид
в эти дни родился.
В дальнейшем музыкальные способности Софокла проявились в
том, что он сам писал музыку к хоровым партиям своих трагедий,
участвовал в подготовке хора. Однако большое уважение современников к
Софоклу связано с тем, что его дарования были разносторонни, и он
нашел им достойное применение. Так, в течение своей долгой жизни он
выполнял ответственные государственные поручения. Известно, что в 443
г. ему было поручено возглавить финансовую коллегию, руководившую
поступлением взносов в союзную казну. А два года спустя Софокл был
избран в число стратегов. В этой роли он принял участие в походе
против Самоса, отпавшего от Афин. По свидетельствам современников,
Софокл был человеком сильным, физически развитым и не раз участвовал
также в гимнастических состязаниях. Благодаря своему авторитету,
Софокл нередко привлекался для дипломатических переговоров. Участвовал
он также в дипломатической деятельности. Так, в
411 г. до н.э. уже престарелый Софокл участвовал в работе по
пересмотру афинской конституции.

Известно, что Софокл был близок со многими знаменитыми
современниками, прежде всего с Периклом. Есть мнение, что падение
этого крупного политического деятеля получило свое художественное
выражение в трагедии "Царь Эдип", поставленной вскоре после чумы в
Афинах в 429 г. до н.э. В кругу Перикла Софокл познакомился также с
историком Геродотом, философом Архелаем. Не исключается также его
общение с кругом философов-софистов, во всяком случае в трагедиях
Софокла ощущаются отклики на их идеи и в ряде случаев полемика с ними.

Авторитет Софокла среди современников был столь велик, что
он также в течение целого ряда лет выполнял обязанности жреца при
храме аттического бога-целителя, а после своей смерти почитался
афинянами как герой (полубог) Дексион.



Эсхил.
Эсхил, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н.э., греческий
трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего
аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка
Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя. Эсхил принимал
участие в персидских войнах, сражался при Марафоне (где погиб его брат
Кинагир). Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что
было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к
повторным постановкам). На 471-469 гг. падает первое путешествие Эсхила на
Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь
только что основанной дорической колонии Этны — Этна или Этнеянки (Aitnai
или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался
в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который
одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он
умер в Геле.
Сохранившаяся надгробная надпись Эсхила единственным основанием
для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма
правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл
бы творчества Эсхила), и потому эта надпись является важным свидетельством
иерархии жизненных ценностей Эсхила.
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем
79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в
поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов
постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Эсхил черпал у Гомера и из
эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Эсхил является
не мифологическая трагедия Персы (Persai: 472 г.), представляющая собой
вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия Финей (Fineus}, третьей
— Главк Понтийский (Gloukos Pontieus); за ними следовала сатирическая драма
Прометей, разжигающий, огонь (Prometeus Pyrkaeus).



Эврипид.
Эврипид – древнегреческий драматург. Родился в 480г. до н.э. и
умер в 406г. до н.э., за несколько месяцев до Софокла. Первые пьесы
Эврипида были поставлены в 455 г. до н.э., и с этого времени он в течение
почти целого полувека был самым видным соперником Софокла на афинской
сцене. Успеха у современников он достиг не скоро, и успех этот не был
прочным. Идейное содержание и драматургические новшества трагедий Эврипида
встречали резкое осуждение у консервативной части афинского общества и
служили предметом постоянных насмешек комедии конца V в. до н.э. Свыше
двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических
состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему лишь пять
первых призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии, в период
разложения полиса и в эллинистическую эпоху, Эврипид стал любимым
трагическим поэтом греков. Популярность Эврипида в поздней античности
отразилась на судьбе его литературного наследия. Из 92 драм, написанных им,
до нас дошло девятнадцать (В том числе, одна, принадлежность которой к
Эврипиду уже в античность, “Рес”), т. е. больше, чем сохранилось
произведений Эсхила и Софокла вместе взятых; кроме того, от несохранившихся
целиком трагедий дошло большое количество фрагментов, которые в ряде
случаев дают представление о ходе действия и идейной направленности
соответствующих драм. Древние жизнеописания Эврипида содержат в себе много
вымысла: враждебная полемика комедии сопровождалась обычным в таких случаях
у греков «злословием» по поводу личности автора: рассказывали о «низменном»
происхождении Эврипида, его физических недостатках, несчастной семейной
жизни и т. п., и все эти выпады комических поэтов, впоследствии принятые
всерьез биографами — собирателями анекдотов, лишены исторической ценности.
Столь же мало достоверны рассказы о смерти Эврипида, будто бы
растерзанного, по одной версии, собаками, а по другой — женщинами,
разгневанными на «женоненавистника». Большего доверия заслуживает другая
категория сведений, сообщаемых античными авторами. Они рисуют Эврипида
уединенным мыслителем-книголюбом. На острове Саламине, где Эврипид родился,
показывали пещеру у моря, в которую поэт удалялся для того, чтобы творить.
Он был обладателем довольно значительного книжного собрания, а в V в. это
еще было редкостью.
В политической жизни Афин Эврипид не принимал активного участия,
предпочитая досуг, посвященный философским и литературным занятиям. Этот
непривычный для граждан полиса образ жизни нередко приписывается у Эврипида
даже мифологическим героям; так, в несохранившейся трагедии «Антиопа»
происходило «состязание в речах» между двумя братьями-близнецами, Зетом и
Амфионом, причем первый защищал «деятельную», а второй «бездеятельную»
жизнь.



Аристофан.
Аристофан, Aristophanes, ок. 445-ок. 385 гг. до н.э., греческий
комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным
поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист,
вероятно, в начале Пелопонесской войны. А. получил достаточно хорошее
образование в Афинах. - Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и
сочинял музыку. Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и
большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые пьесы он
переделывал и ставил вторично, поэтому сложно определит их число точно.
Аристофан консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на
отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда
не выступал против самой демократии.



Древнегреческий театр или великие трагики древности.
Говоря о Софокле или других о драматургах, комедиографах того времени
нельзя не упомянуть о самом древнегреческом театре, потому, что с этого все
начиналось.
Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм,
на котором белеют прекрасный здания с мраморными колоннами. Это Акрополь –
афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных
празднеств в честь богов, покровителей греческих городов-государств –
полисов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского храма
Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают
вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней.
Это театр Диониса – один из самых больших театров древности. Он
окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синие небо. Около
семнадцати тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на
этих скамьях. Театр уподоблялся святилищу, театральное зрелище считалось
важным общественным событием. Греческий актер пользовался особым уважением
и почетом. Во время войн актеры, как жрецы, объявлялись неприкосновенными и
нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.
И это не случайно. Театральное искусство развивалось в древней
Греции из религиозного празднества в честь Диониса – бога плодородия и
вина. На этих празднествах, которые устраивались весной во время расцвета
природы (Великой дионисии), и осенью, после уборки винограда (Сельский
дионисии), выступали хоры наряженных в козлиные шкуры певцов. Они
изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье. Хор
исполнял дифирамбы – особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось
о тяжелых испытаниях выпавших на его долю, о победах бога над врагами.
Пение сменялось буйной пляской, безудержным весельем.
Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия – два основных
жанра греческой драмы. Слово “трагедия” в буквальном переводе означает
“песнь козлов”. А в слове “комедия” нашли отражения светлые черты
праздника, “песня на гульбище”.
Древнегреческий театр развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий
комедий и драм стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила
пьесы трех великих трагиков древности: Эсхила, Софокла и Эврипида – и
комедии Аристофана. В трагедиях этих драматургов рассказывалось о
героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В основе их
лежат древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила.
Герои вступали с ними в борьбу, погибали, но стойко перенесли удары судьбы.
Герои же комедии, созданных Аристофаном не легендарные личности, а жители
современных ему Афин. У Аристофана нет былого почтения к богам, наоборот,
комедиограф зачастую выставляет их в смешном виде.
Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана показывала
зрителям идеалы служения родине, гражданской доблести и моральной
стойкости.
Вначале все роли в пьесе исполнял лишь один актер. Эсхил ввел
представление второго актера, Софокл – третьего. То есть, один актер
исполнял несколько ролей. Позади орхестры (сцены) находилось небольшое
деревянное строение – “скена” здесь актер в перерывах между эпизодами
готовился к выступлению в новой роли.



Творчество Софокла с древних времен и по сей день.
По античным свидетельствам, Софоклом были созданы 123 драмы. С их
постановками он выступал перед современниками более 30 раз, при этом
одержал 24 победы и ни разу не оказался на третьем месте, т.е. не знал
поражения. Однако до нас дошло только семь драм: "Аякс", "Трахинянки",
"Антигона" (442), "Эдип царь" (ок. 429), "Электра", "Филоктет" (409),
"Эдип в Колоне" (401). Как видно, даты постановок известны лишь
относительно ряда драм. Дошло также ценное свидетельство, что первую
победу в драматических состязаниях Софокл одержал над Эсхилом в 468 г.
при постановке трилогии, в составе которой была трагедия "Триптолем".
Рассказ о присуждении Софоклу победы находим у Плутарха ("Кимон", гл.
8), сообщающего, что в принятии этого решения принимали участие
полководец Кимон и еще 10 стратегов.
Творчество Софокла содержит несомненные нововведения, способствующие
дальнейшему развитию искусства трагедии. Прежде всего важной заслугой
Софокла явилось введение третьего актера, которое значительно
обогатило собственно драматическую часть трагедии. Софоклом был также
расширен состав хора до 15 человек. Однако, создав выразительные
хоровые партии, Софокл при этом не увеличил их объем и роль. Важным
обстоятельством является постепенный отказ от принципа трилогии или
тетралогии в создании отдельных драм. За этим обстоятельством важные
убеждения драматурга. Не отрицая непреложной воли богов, Софокл прежде
всего интересуется человеком, его волей, стремлениями, поступками,
готовностью и способностью отвечать на них, согласовывать с
общественными и божественными установками и т.д. Подобный подход
продиктован самим духом "века Перикла", времени возросшего значения
человека, его значительных достижений в самых разных областях и
одновременно трагических заблуждений, приведших к началу разложения
афинской демократии. Творчество Софокла отмечено прежде
всего значительным обогащением внутреннего мира героев, искусства их
изображения.
Обратимся к наиболее ранней трагедии - "Аякс". Сюжет ее взят из троянского
цикла мифов и представляет события, разворачивающиеся после смерти Ахилла.
Принимается решение передать доспехи Ахилла наиболее славному герою. На эту
роль претендуют Одиссей и Аякс. Суд Атридов принимает решение в пользу
Одиссея. Оскорбленный же Аякс замышляет убить Агамемнона и Менелая вместе с
их свитой. Однако его намерения предупреждает богиня Афина: помрачив разум
героя, она заставляет его обрушиться на стадо скота. Герой приходит в себя,
однако еще в большей мере чувствует себя опозоренным и оскорбленным. Ни
божий, ни человеческий суд не считает он справедливым. Мучительно ищет он
пути сохранения своего достоинства и находит выход лишь в смерти:
Что ж делать?..
Богам я, очевидно, ненавистен,
И эллинскому войску, и троянцам
Со всем их краем... Не уплыть ли к дому
Эгейским морем, бросив здесь Атридов, -
Отчалить?.. Но с какими я глазами
Явлюсь к отцу? И как потерпит он,
Что возвращаюсь с голыми руками,
Без воинских наград, не раз венчавших
Его с великой славой?.. Невозможно!..
Или к троянским броситься стенам,
Там биться одному и честно пасть?..
Но этим лишь обрадую Атридов...
..........
Нет, благородный должен славно жить
И славно умереть...
(Пер. С. Шервинского)
В итоге герой кончает самоубийством, однако при этом он
восстанавливает попранное достоинство и умирает с чувством
самоуважения. Атриды между тем хотят поглумиться и над его телом,
отказывая герою в погребении. Однако благоразумный Одиссей уговаривает
отказаться от подобной позиции, настаивая на долге живых перед
умершим. Эта тема, возникшая в финале "Аякса", станет затем
центральной в трагедии "Антигона".
Сюжет "Антигоны" связан с фиванским циклом мифов. Действие трагедии
начинается вскоре после закончившегося сражения. Фивы отбили нападение
врага, и в первой песне хора выражается радость по случаю победы. Однако во
время сражения в междуусобном поединке погибли два брата, сыновья Эдипа,
Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт одного из них, Этеокла,
приказывает похоронить с почестями, а второго, Полиника, как изменника -
бросить на съедение псам и хищным птицам. Свое решение Креонт обосновывает
государственным долгом. Он гордится тем, что во имя справедливости способен
пренебречь родственным чувством. Однако решение его вызывает глубокое
страдание у сестер Полиника, прежде всего у Антигоны. Исмена призывает
сестру смириться с жестоким положением вещей, как надлежит женщине:
Теперь - подумай - как, одни оставшись,
Погибнет бедственно и мы с тобой,
Закон нарушив и царя веленье?
Мы женщинами рождены, и нам
С мужчинами не спорить. Помни это.
Над нами сильный властвует всегда...
(Пер. С. Шервинского).
Уже в этом первом диалоге проявляется внутренняя сила и убежденность
Антигоны. Никакая опасность не способна освободить ее от чувства
сестринского долга перед мертвым братом. Преступив закон властителя,
героиня совершает символический обряд погребения, но вскорее ее
хватают стражи царя.
Диалог Антигоны и Креонта - важнейший фрагмент трагедии. Молодая
девушка находит убедительные аргументы, оправдывающие ее поступок. В
своей речи она сравнивает два закона: закон одного человека, Креонта,
и закон богов, "неписанный, но прочный", принятый и соблюдаемый не
одним поколением людей. Последний закон она находит для себя более
важным и обязательным. Во имя долга она выражает готовность погибнуть
и уверена, что сограждане способны понять и одобрить ее:

И все они одобрили б меня,
Когда б им страх не сковывал уста.
Одно из преимуществ у царя -
И говорить и действовать как хочет.
(Пер. С. Шервинского).

Что же касается Креонта, то он продолжает оправдывать
свою суровость интересами государства и видить особую доблесть в
способности подавить родственную привязанность: "Я со своих спрошу,
как и с чужих, коль будут непослушны". Когда сын Креонта, жених
Антигоны, Гемон, пытается образумить отца, ссылаясь на мнение народа,
Креонт оценивает его позицию как мужскую слабость, проявление
неразумной любви и называет сына "рабом женщины". Между тем в
разговоре с сыном он роняет не одну фразу, свидетельствующую о его
тиранических наклонностях: "Правителю повиноваться должно во всем -
законном, как и незаконном", "Но государство - собственность царей!" и
т.д.
Продолжительное время в истолковании конфликта трагедии господствовало
мнение Гегеля, усматривавшего в трагедии воплощение столкновения равно
справедливых принципов: интереса государственного и интереса
семейного. Гегель полагал, что оба они в равной мере правы и
одновременно неправы в силу своей односторонности. Однако постепенно
подобная трактовка была преодолена. Более тщательное рассмотрение
трагедии показало, что Креонт у Софокла ни в коем случае не
соответствует идеалу государя и всем ходом развития действия Софокл
ведет героя к развенчанию и заслуженному возмездию. Он попрал законы
жизни и смерти: живую Антигону обрек на заточение в склепе, а мертвому
Полинику отказал в погребении. За это в финале Креонт лишается самых
дорогих людей: Гемон, не вынося смерти Антигоны, закалывает себя над
ее телом; жена Креонта, мать Гемона, при известии о кончине
единственного сына также кончает с собой. Креонт раздавлен этими
потерями, а также известием об осквернении священных алтарей прахом
Полиника. Он признает полное свое поражение. После известия о гибели
жены Креонт говорит:

Увы мне! Другому, раз я виноват,
Нельзя никому этих бед приписать,
Я тебя ведь убил - я, несчастный, я!
Правду я говорю. Вы, прислужники, прочь
Уводите меня, уводите скорей,
Уводите - молю; нет меня; я ничто!
(Пер. С. Шервинского)

В то время как живой Креонт выглядит посрамленным и духовно погибшим,
идущая на смерть Антигона исполнена достоинства и внутреннего величия.
В ее лице впервые в драме появился выразительный, высокий образ
женщины. Это было достаточно необычно для драмы на первых порах, так
как греческая женщина была вынуждена вести сугубо домашний образ жизни
на женской половине, а не давать уроки истинного гражданства, тем
более мужам. Однако героиня Софокла не лишена также сугубо женских
чувств и настроений. Полнее всего они выражаются в ее прощальном
плаче. Антигоне нелегко идти на смерть, ощущать собственную
беззащитность, неизбежность муки. Она страдает при мысли, что ей
суждено умереть молодой, не познав радостей брака, чувства
материнства.
Прощающийся с героиней хор прославляет ее достойную гибель.
Песни хора чрезвычайно важны для понимания замысла трагедии и верного
истолкования ее конфликта. Особенно широко известен первый стасим
хора, в котором прославляется могущество человека и его многообразные
таланты:


Муж, на выдумки богатый,
Из веревок вьет он сети
И, сплетя, добычу ловит...
Птиц он ловит неразумных,
Рыб морских во влажной бездне,
И зверей в лесу дремучем
Ловит он в дубравах темных,
И коней с косматой гривой
Укрощает он, и горных
Он быков неутомимых
Под свое ведет ярмо.
Мысли его - они ветра быстрее.
Речи своей научился он сам;
Грады он строит и стрел избегает,
Колких морозов и шумных дождей.
(Пер. С. Шервинского)

Утверждая, что человек "самое чудесное на свете" и "все он умеет", хор
после пространных перечислений человеческих достижений вдруг резко
меняет настроение и напоминает, что есть то, перед чем человек
бессилен. Это законы богов, прежде всего закон смерти, своей
непреложностью требующий смирения, почтения и безусловного уважения.
Иное поведение перед лицом смерти хор считает неразумным. Так, уже
первой песней хор готовит развитие будущего действия и оценку
персонажей.
В трагедии "Эдип царь" Софокл прямо сталкивает свободную волю человека
с волей богов. Перед нами уже совершенно другой образ правителя:
ответственный, распорядительный, искренне озабоченный положением
граждан, прислушивающийся к их мнению. Таким предстает Эдип в начале
трагедии. Жрец, возглавляющий процессию граждан, пришедших к царю,
вспоминает, как однажды Эдип уже спас город, победив сфинкса, и
выражает Эдипу от имени народа чувство любви и веры. Народ надеется
вновь найти опору и спасение в Эдипе:

О наилучший из мужей, Эдип,
К тебе с мольбой мы ныне прибегаем...
Ты дал нам счастье - дай и ныне!
(Пер. С. Шервинского)

В ответ Эдип сообщает, что уже начал борьбу за спасение города и
прежде всего отправил своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы узнать от
жрецов Аполлона, в чем причина мора и как можно от него избавиться.
Когда возвратившийся Креонт объявляет, что страшная болезнь - кара
богов за то, что в городе продолжает оставаться неотомщенным убийца
прежнего царя, Лая, Эдип проклинает убийцу и принимается за его
поиски. В этот момент Эдипу неведомо, что он проклинает самого себя и
сам является виновником мора. Он зряч, но в то же время слеп. Истинный
смысл многих событий неведом ему. С возмущением встречает он первые
предвестники истины, например, слова рассерженного им прорицателя
Тиресия, будто убийца он сам. Поначалу в подобном обвинении Эдипу
чудятся козни желающих у него отнять власть. Однако полученные вскоре
в ходе расследования описания покойного царя и места происшествия
вновят тревогу в его сознание, заставляют вспомнить события далекой
молодости, когда он в пылу дорожной ссоры убил неизвестного путника.
Софокл мастерски выстроил события в трагедии, чередуя моменты
ослабления действия с его все более нарастающим напряжением. Узловую
роль в действии играют у него перипетии, сопряженные со сценами
узнавания. Так, в момент, когда впервые появляются у Эдипа страшные
подозрения, неожиданно как будто наступает просветление: прибывает из
Коринфа вестник, сообщающий о смерти отца и приглашающий его занять
престол. В смерти отца у Эдипа есть одно утешающее обстоятельство:
отец умер своей смертью. Однако боясь второй части сделанного его
некогда предсказания (брака с собственной матерью), Эдип отказывается
от престола. Желая успокоить Эдипа, вестник сообщает ему, что Полиб и
Меропа - его приемные родители. И таким образом за кратким моментом
ослабления тревоги следует этап возрастающего страха. Чем дальше, чем
яснее для героя, что проклятый убийца - это он сам. Тем не менее Эдип
не останавливается в выяснении обстоятельств, даже когда его умоляет о
том жена:

Коль жизнь тебе мила, молю богами,
Не спрашивай... Моей довольно муки!

Несмотря на то, что герой - носитель трагической вины, образ его
величественный, монументальный. Герой потерпел поражение в борьбе с
роком, с волей богов. Однако он не выглядит жалкой игрушкой в их
руках. Свое достоинство Эдип утверждает с новой силой в заключительном
акте самонаказания. Он карает себя сам за невольно совершенные
преступления, карает жестоко и одновременно символично. Герой
выкалывает себе глаза, глаза, которые были слепы и не помогли ему
вовремя разглядеть истину. Он также считает для себя невозможным
лицезреть тех, кого он осквернил своим преступлением:

Сойдя в Аид, какими бы глазами
Я стал смотреть родителю в лицо
Иль матери несчастной? Я пред ними
Столь виноват, что мне и петли мало!

Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за
которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об
ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого
счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того,
что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.

К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии
"Эдип в Колоне", поставленной уже после смерти поэта. В этой трагедии
показана судьба изгнанного Эдипа. В своих скитаниях, сопровождаемый
Антигоной, Эдип достигает предместья Афин. Здесь его, измученного,
тепло встречает царь Тезей. За истекшее время Эдип много перестрадал и
передумал. На этот раз на его образе развивается тема искупления греха
страданием. Просветленный герой приходит к сознанию собственной
справедливости вследствие того, что он был жертвой неведения, а позже
много страдал из-за невольно совершенных преступлений. Теперь он
чувствует себя очистившимся и способным принести благодеяние стране,
где найдет последнее успокоение. Последнее обстоятельство открывается
и окружающим. Дочь Эдипа, Исмена, приносит весть оракула о том, что
вечная благодать снизойдет на ту страну, где Эдипа постигнет смерть.
Сыновья, изгнавшие Эдипа из Фив, начинают склонять его к возвращению.
Полиник требует от него также поддержки в борьбе за престол.
Разгневанный Эдип отклоняет эти притязания. Он остается на земле
Тезея, правителя справедливого и человечного, гостеприимного и
бескорыстного. Песни хора прославляют Афины и Колон, родину Софокла.
Хор воспевает край, которому покровительствует сама природа, где
сосредоточено все самое прекрасное, и призывает богов к неизменному
покровительству этой земле:

Явитесь сюда, небожители!
Ныне подайте, молю,
Свою двуединую помощь
Этому краю и всем
Его населяющим гражданам!
(Пер. С. Шервинского)

Таким образом, расмотрение уже ряда трагедий позволяет увидеть, что
при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла
человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с
сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из
софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся
сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким
нравственным законам и нормам. Аристотель в "Поэтике" приводит слова
Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими,
"какими они должны быть". Примечательна также цельность героев
Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе,
неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые
разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное
сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы
и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по
тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает
живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны
также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние.
Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство
его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного,
величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами
современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и
достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного
мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице
мировой драматургии.
Ведь и по сей день в театрах Москвы, России и всего мира
продолжают ставить драмы Софокла. А если ставят, значит людям
нравится, люди ходят на спектакли. Значит темы, которые затронул
Софокл в V веке до н.э. актуальны и в XXI в уже нашей эры. То есть,
творчеству Софокла более 2400 лет. И оно еще живет, ведь столько
случилось за это время, казалось все изменилось, да нет не все.
Правильно говорят: ”Смертен человек, искусство - бессмертно”.



Литература.
“Детская энциклопедия том 10” Издательство “Академия Педагогических Наук
РСФСР” год издания 1961г.
Научные редакторы: Д.Д. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая.



Интернет.

Страницы


http://sno.nm.ru/lib/tron/1-2-2-2e.htm

http://pergam.chat.ru/a/a094.html

http://www.philology.ru/literature3/nikola-97b.htm

http://www.klass-teatr.ru/?section=tt273







Реферат на тему: Творчество Христо
В творениях Христо и Жан-Клод сельский и городской пейзажи
олицетворены через палитру вдохновения художников. От массивного, недавно
сооруженного «Обернутого Рейхстага» до вызывающей дрожь «Бегущей изгороди»
в Калифорнии, которые до сих пор отражаются в умах многих. Творения этой
пары не только временно изменили облик пейзажей, но и изменили лицо всего
искусства навсегда.
Искусство Христо и Жан-Клод надо пережить. Фотографии и документальные
съемки существуют, но ничто не может передать действа, когда пейзаж,
трансформируемый светлой «Бегущей изгородью» мягко опускается в океан или
когда приходится закидывать голову, чтобы увидеть башню высотой 140 футов
«Обернутого Рейхстага», созданного из алюминия и перевязанного веревкой.
Те, кто никогда не видел подобные чудеса 20 века, в следующие 5 лет могут
обнаружить, что Центральный парк превратился в осеннее удовольствие для
пешеходов.
Христо и Жан-Клод называют себя художниками окружающей среды,
художниками, которые используют как сельскохозяйственные, так и городские
средства для создания временных произведений искусств. После 14-дневной
выставки их работы демонтируются. Огромное количество используемого
материала перерабатывается и земля сохраняется в своем первоначальном
состоянии. «Мы создаем временные произведения искусства радости и красоты»
- говорит Жан-Клод – «Мы делаем их для нашего удовольствия и для
удовольствия наших поклонников». Художники не принимают комиссионных или
какого-либо спонсорства.
«Мы не принимаем добровольцев. Все, кто работает с нами (кроме моей
мамы) оплачиваются,» - продолжает она – «Мы хотим работать в полной
свободе. Чтобы сохранить эту абсолютную свободу, мы не можем быть в долгу
ни у кого-либо. Мы работаем не связанными» - говорит Жан-Клод, наслаждаясь
иронией законченной мысли.
Индивидуальные аспекты искусства Христо могут быть связаны с любым
числом творческих предшественников, все же в целом его работа действительно
уникальна. Все же любая единственная отправная точка должна быть оставлена
позади для того, чтобы полностью оценить беспрецедентные достижения Христо.

Одна из точек зрения, с которой можно рассматривать искусство Христо,
это - использование ткани как средства для преобразования и открытия,
которое является возможно резко непривычным. Обертывание или окружение
знакомых объектов тканью как бы занавешивает их от знакомых представлений,
делает их такими, какими человек меньше всего ожидает их увидеть, это
подрывают наше удобное представление о привычном и создает ощущение
незнакомого. Эта замена предсказуемого на незнакомое - один из ключевых
моментов их работы. Благодаря обертыванию, драпированию и скрывающему
действию ткани объект не распадается на части. Визуально обертывание
объекта показывает его общие формы. Объемы и формы как бы объединяются, в
то время как ранее мешал целый лес деталей.
Существующий культурный контекст, связанный с объектом и его
окружением, может служить началом для анализа с неожиданной стороны, когда
этот объект завернут. Обертывание Рейхстага подняло несколько политических
и исторических проблем, включая неудавшиеся ранние попытки в парламентской
системе правительства. С демонтированием стены и воссоединением Германии,
Обернутый Рейхстаг служит своего рода чистой доской, на которой могут быть
изложены многие вопросы не только немецкими людьми или Европейским
Экономическим Сообществом, но и действительно полным миром.
Конечная реализация проекта Христо и Жан-Клод - не только установка
материальной части. Проект не закончен, пока установка не удалена, и
участок не возвращен к его "нормальному" состоянию. Но все же это прежнее
состояние было навсегда изменено установкой. В то время как ткани, веревки,
кабели и другие материалы, используемых в установке уже убраны и участок
возвращен к состоянию предустановки, вопросы, поднятые усилиями Христо,
остаются среди всех тех, кто был занят проектом. Этот процесс переоценки
продолжается намного позже проекта, который возможно уже закончен. Это
создание явления повторного рассмотрения, спровоцированного работой,
которая является временной, является возможно самым большим достижением
Христо.
«Обернутый Рейхстаг» дорогого серебряного материала был обмотан 51
футом голубой полупропиленовой веревки. Ранние работы Христо датируются
1958 годом, временем, когда он приехал в Париж. Его «Связанная бутылка» и
«Связанная консервная банка» именно такие – маленькие ежедневные предметы,
которые приобрели беспокойство и таинственность после акта связывания их.
Хотя монументальные работы, которые затем последовали, были известны в
течение десятилетий под одним именем Христо, но сотрудничество началось с
1961г. В этом году Христо и Жан-Клод создали свою первую работу «Портовый
сверток» в Колонье, Германия.
После тех лет, когда они выступали как один художник (он) и один
менеджер (она), пара вышла в свет три года назад как два художника и
откорректировала характер всей своей работы.
Почему это заняло столько времени? «Тогда мы так хотели», - отвечает
Жан-Клод. «Мы были не такими взрослыми и умными как сегодня. У нас не было
смелости сказать правду. И потом, достаточно сложно было для болгарского
эмигранта быть принятым в Нью-Йорке, а двум художникам было бы еще тяжелее»
.
С общественной жизнью более трех лет, эти ранее спорные и
подозрительные творцы теперь выглядят так же значительно в искусстве
пейзажей сегодня, как и мириад их масштабных проектов. Если «Обернутый
Рейхстаг», реализованный в 1995г. после инкубационного периода в 25 лет,
теперь уже миф, рассмотрим несколько других вещей, которые только что были
созданы этой парой.
Их «Железный занавес» – стена из нефтяных бочонков. Воздвигнут на Ру
Висконти в Париже в 1962г. В 1966 они создали огромный воздушный тюк,
который назвали «Пакет объемом 42,390 куб. фута» в Центре искусств Уолкера
в Миниаполисе и в 1968г. они успешно перевязали зал искусств Берне в
Швейцарии. Перевязанный Музей Современного искусства, Чикаго, датируется
1969г. и этим же годом – «Связанный берег, Маленький залив, 1 миллионом
квадратных футов» в Сиднее, Австралия.
«Занавес долины», Гранд Хогбэк, Ройал, Колорадо – Создание пейзажа
Скалистых Гор с использованием 200 000 кв. футов нейлонового полиамидного
материала и 100 000 фунтов стального кабеля было реализовано в 1972г. А
ставшая мифической «Бегущая изгородь» Сонома и Марин графства реализовано в
1976г. 18 футов высотой, 24,5 миль длиной и было потрачено 2 млн. кв. футов
нейлона, 90 миль стального кабеля и 2 050 стальных столбов. Очень
причудливые «Окруженные острова» Бискайский залив, Майами, Флорида были
закончены в 1983г. и было использовано 6,5 млн. кв. футов розового
плетеного полипропиленового материала.
В 1985 создан «Связанный Понт Неф, Париж». В 1991 – «Зонтики» Япония –
США, сооруженные из 1340 голубых зонтов в Ибраки, Япония и 1760 желтых
зонтов в Калифорнии.
Планирование упомянутых сооружений занимало годы. Значительная
деятельность, которая предшествует установке – такая же огромная часть
специфической работы, как и фактическая установка. Потребовалось двадцать
четыре года, прежде чем Рейхстаг мог быть обернут; семь лет, чтобы
организовать Зонтики; десять лет, чтобы планировать Обернутый Понт Неф, и
три года для Окруженных Островов в Бискайском заливе.

Многочисленные документы фиксировали замечательную последовательность
зонирования, общественные форумы, парламентские дебаты, общественные и
частные встречи, юридические постановления, пресс-конференции, испытания
материалов, рисунки, коллажи, выставки, такое же огромное усилие и
взаимодействие, как и требуемое для фактических сооружений.
Это объясняет то, почему каждая стадия в действиях правильно
упомянута как "проект", и даты каждой части начинаются с проектной идеи и
кончаются демонтажом.
В настоящее время Христо занят в двух проектах: Ворота, Проект
для Центрального Парка, Нью-Йорк(с 1979 - в продвижении) и По Реке, Проект
для Арканзанской Реки, Колорадо (с 1992 - в продвижении).
Как будто судьбе было угодно, чтобы они разделили жизнь. Христо и Жан-
Клод родились в один день: 13 мая 1935г. Христо Явашев родился в Габрово,
Болгария в семье промышленников. С 1935 по 1956 он обучался в академии
искусств в Софии. До того как приехать в Париж, он обучался семестр в Вене.
Жан-Клод де Гиллебон родилась на Касабланке, в семье французских военных.
Обучаясь во Франции и Швейцарии, она получила степень бакалавра по латыни и
философии в Университете Туниса в 1952г.
Эта пара встретилась в Париже в 1958г. и их первой совместной работой
был сын Кирилл, рожденный в !960г., публикующийся в настоящее время поэт.
Годом позже они открыли свою первую временную работу и запланировали их
первый «Проект Связанных общественных зданий». Семья основала постоянную
резиденцию в Нью-Йорке в 1965г.


Христо в Центральном Парке

Теперь, живя в Нью-Йорке 32 года, их первый публичный проект движется
к реализации. Была и работа поменьше – «Запасной фронт», установленный в
галерее Лое Касрелли в 1965г. «Ворота» будут невероятной временной
структурой с вовлеченными пешеходами.
«Нью-Йорк – наш дом,» - говорит Христо сегодня. «Мы приехали сюда в
1964г. Нью-Йорк – один из тех городов, где много ходят по улицам. Мы
попытались создать структуру, которая бы запечатлела акт прогулки.
Единственное место, где люди в Манхеттене могут погулять для удовольствия –
это в парке. Самое необычное и сюрреалистическое место в Нью-Йорке –
Центральный парк».
В отличие от других парков с реками, озёрами и др., Христо
подчёркивает что Центральный парк – рукотворит оазис окружённый массивными
зданиями. Пейзаж парка был спроектирован Фредериком Ло Олмстедом и
Кальвертом Воксом и создан с элементами ностальгии по Викторианству.
Разработчики предлагали костюмированных артистов для выражения прошлого,
чтобы живописный план был законченным.
«Люди входят в Центральный Парк очень церемонно. Он окружён каменной
стеной со многими входами, называемыми воротами, по именам дизайнеров. Есть
ворота детей, ворота Иммигрантов, Ворота Художников – у всех есть имена» -
говорит Христо. ««Ворота» это церемониальный проект, праздничный проект. Мы
приглашаем людей прогуляться через «Ворота»».
Если дойдёт до осуществления, ворота будут установлены за 14 дней. Они
будут включать 15 тыс. стальных ворот, каждые 15 футов высотой и 26 миль
тропинки. Высота ворот постоянная, ширина будет зависеть от ширины дорожки.
В верхней перекладине каждых ворот прикреплены ярко раскрашенные лоскуты
материала.
«Мы поделили расстояние за воротами. Ворота имеют форму греческой
буквы ? как рамы двери», объясняют художники. «Когда нет ветра вы можете
дотронуться до материала рукой. Но когда начинается ветер лоскуты материала
начинают развеваться по направлению к следующим воротам. Эти лоскуты
длиннее, чем расстояние между каждыми воротами, так что когда сильно дует
ветер и материал располагается наверху, прогуливаться внизу – это всё
равно, что прогуливаться под текущим, летящим, непостоянным пологом над
нашими головами».
«Геометричность зданий вокруг центрального парка отражается в стальных
воротах, которые сами по себе тоже геометричны. Не геометричны только
деревья, растительность и тротуары для прогулок. Это отражается в очень
причудливом и очень чувственном движении развевающихся лоскутов. Движущаяся
с ветром материя создаёт постоянное ощущение многослойной прозрачности.
Лучи света проходят через них, создавая много теней» - говорит Жан-Клод.
Художники хотят увидеть свою работу реализованной ранней осенью.
«Нам нравится начало осени в Манхеттене» - говорит Христо. «Все
возвращается с отпусков, листва очень яркая и богатая красками, так много
тёплых цветов от жёлтого до красного, от тёмно-красного до коричневого. Вот
почему мы выбрали такие яркие цвета для ворот».
Но какой осенью это будет.
«Мы не знаем в каком году»- говорит Жан-Клод. «Мы начали Ворота в
1979г. и в 1992г. мы начали работать над рекой. В настоящее время мы
работаем над обоими проектами.»
«Если мы увидим, что какой-то проект продвигается лучше, чем другой,
мы сконцентрируемся на этом проекте».
Начиная с 1979.г художники работали над проектом около 3-х лет. В
1981г. проект запретили тогдашние власти, но это не остановило художников.
«В 1995г. мы закончили проект «Обёрнутый Рейхстаг» в Берлине, начатый в
1971г.» - говорит Жан-Клод – «У нас заняло это 24 года, и проект запрещался
3 раза: в 1977, 81 и 87 гг. Для нас не новость, что наши идеи отвергаются.
Проект «Ворота».
Они говорят, что наиболее возможная ближайшая дата для реализации
«Ворот» будет 1999г. Иначе они продолжат работу в 2001, 2002, 2003 гг. Они
не хотят заканчивать «Ворота» и «Реку» в 2000г.
Экономическая модель художников очень уникальна. Временные работы
полностью финансируются самими художниками. Из денег, полученных за
преподавание, продажу картин, коллажей и масштабированных моделей, а также
ранних работ и литографии. Они не принимают никакой спонсорской помощи. В
1991-95 гг. они потратили 39 млн. собственных денег для создания
произведений искусства, денег которые тратятся на материалы, разрешения и
зарплату рабочим, которые нужны для реализации проектов.
Экономическая модель обеспечивает художникам свободу.
«Свобода необходима для артистов» - говорит Христо – «Свобода превыше
всего. Никому не нужна наша работа кроме нас самих». Такая финансовая
модель практична и философична. «Единственный способ сотрудничества с
исполнительной властью может заключаться в их покупке наших картин, что
всегда является умным вложением» - говорит Жан-Клод.
«Мы занимаем место, которое принадлежит многим людям» - говорит
Христо, «И этому сопутствует много ограничений и условий. Обычно в проект
вовлекается так много элементов, что обычно не характерно для скульптуры
или картины, а больше свойственно зданиям или конструкциям».
«Мы работаем в реальной жизни» - говорит Жан-Клод воодушевлённо.
Департамент парков, общество по границам и комитет по земле – вот те люди,
с которыми художникам приходится договариваться, чтобы реализовать
«Ворота»».
«В то время, как картинки, видео и фильмы о работе художников
становятся популярным явлением,» - говорит Христо – «Документы, неважно
насколько хорошие, не могут заменить работу».
«Картины – вне видения. Фотографии, фильмы и видео записи – о нашем
проекте. Но само произведение искусства существует в единственном
экземпляре. Уже никогда не будет другой «Бегущей Изгороди», другого
«Обёрнутого Рейхстага» и других «Окружённых Островов».
Означает ли это, что подобно танцу искусство может существовать только
в памяти. В отличие от того, что думают многие люди, искусство – не вечно.
То, что мы видим – это остатки. Подобно «Венере Милосской» в Лувре. Мы
думаем, что это - искусство, но реальная «Венера Милосская» была создана
тысячи лет назад в Греции. Созданная в цвете она была инкрустирована
драгоценными камнями. Но теперь это просто сохранившиеся обломки».

Проект «Зонтики»
„Межконтинентальный" проект Христо „Зонтики" осуществляется
одновременно в Японии и США. (Впервые в новом проекте Христо, помимо
крупномасштабности, появилась идея реализации одновременного события в двух
разных местах, расположенных на огромном расстоянии одно от другого). Итак,
„Зонтики". Тысячи больших зонтов „расцвели" в одно и то же время вдоль
„шоссе 349" в провинции Ибараки в 120 км. к северу от Токио и вдоль
интерфедерального „шоссе 5" в графствах Керн и Лос Анджелес (в 96
километрах от Лос Анджелеса). В США установлены желтые зонты, в Японии -
синие. Они расположились вдоль 20-километрового участка в Японии и 25-
километрового участка в США. Образцы зонтов, изготовленные японскими,
западногерманскими и американскими фирмами, были испытаны в Чайенне, штат
Вайоминг. Премьера была назначена на октябрь 1991 года. Этот ,,спектакль"
продлился три месяца под открытым небом, а затем продолжится в документах,
фильмах, выставках, книгах, что и станет завершением цикла демонстрации
этого произведения, продажи рисунков и моделей, а также полного
финансирования самого проекта.
Место действия
Христо утверждает: ,,В своей работе я использую уже существующие
предметы, поскольку они обладают тем, что я стремлюсь транспонировать или
использовать в качестве составной части моих произведений..." Вероятно,
выбрать пространство для реализации проекта на конкретной территории сильно
напоминает попытку выбрать подходящий упаковочный материал для конкретного
предмета. В ,,Зонтиках" Христо использовал такие протяжные и обширные
пространства под открытым небом, что составить о них четкое зрительное
представление по существу невозможно без изучения подходящего для этой цели
ландшафта. Именно в поисках ландшафта, соответствующего поставленной
задаче, Христо смог уточнить свои замыслы. Так именно процесс поиска места
для „Зонтиков" способствовал разработке концепции самого проекта.
Характеристика, которую надеялся обнаружить Христо и позаимствовать во
временное пользование для зонтиков, первоначально была одной-единственной.
Ему была нужна долина, в которой зонты открывались бы взору наблюдателя с
различной высоты и под различными углами зрения. Во вторую очередь такие
долины не должны быть местом паломничества туристов; и, в-третьих, эти
долины должны характеризоваться равномерным размещением искусственных и
природных элементов.



Христо начал поиски места для ,,Зонтиков" в Японии в апреле 1985
года. В предшествовавшие восемь наездов в Японию Христо изучал
преимущественно городскую среду, а подходящие для осуществления своего
замысла места находил, созерцая пролетающие за окном скоростного поезда
окрестности или же на фотографиях. Поиск нужного места помог ему прежде
всего освоиться с сельским пейзажем и и с тем, как в Японии используется
земля. Прежде чем сделать окончательный выбор, Христо совершил три поездки
по Японии, проехав на автомобиле 9000 километров, чтобы побывать в местах,
на которые ему указывали друзья или же в тех, которые он обнаружил, изучив
множество географических карт. Во всех поездках Христо сопровождала его
жена и сотрудница Жан-Клод, а также Генри Скотт Стоукс, отвечающий за
японскую часть проекта. Достигнув интересующего его места Христо продолжал
свое путешествие пешком. Но бывало так, что просидев за рулем автомобиля
несколько часов прежде чем добраться до нужного адреса, он, убедившись, что
место не удовлетворяло его требованиям, не оставался там и десяти минут.
Зону, выбранную в конце концов для „Зонтиков" в Японии и представляющую
собой участок 18-километровой длины и включающая в себя часть территории
общин Хитачи-Ота,Хитачи и Сатоми во внутренней части провинции Ибараки
Христо обнаружил во время второй своей поездки в эту страну в апреле 1986
года, проводя рекогносцировку в одном районе, подсказанном ему другом Хидео
Каидо. Обследование местности в Калифорнии проводилось в июле 1986 года,
после второй поездки Христо в Японию. На этот раз его и его жену Жан-Клод
сопровождал Томас Гоулден, отвечающий за американскую часть проекта. И тот
и другой уже хорошо знали типы калифорнийского пейзажа, поскольку
исколесили этот штат на автомобиле вдоль и поперек, проехав тысячи
километров в 1973 году в поисках места для „Бегущей изгороди" и на
начальной стадии работы над проектом ,,Зонтики" пришли к заключению, что
американскую часть проекта нужно привязать к южной Калифорнии. Христо
выбрал участок длиной в 25 километров на границе графств Керн и Лос
Анджелес во время первой калифорнийской вылазки, когда он проехал 5000
километров. Любопытно сопоставить отдельные характеристики пейзажей, на
которых остановил свой выбор Христо, хотя в том и другом случае речь идет о
долинах в сельской местности, напоминающих в разрезе латинскую пятерку, с
обычными для таких мест признаками - это две так называемых „внутренние"
долины в США и Японии. Тем не менее они весьма отличаются одна от другой.
Визуально долина в Ибараки кажется сужающейся, а в Калифорнии -
расширяющейся. Как в Ибараки, так и в Калифорнии в этих долинах пролегают
государственные шоссе. В Ибараки это шоссе 349, та его часть, где разрешено
движение в два ряда со скоростью от 30 до 50 километров в час, а в
Калифорнии речь идет о интерфедеральном шоссе, настоящей супер-автостраде с
интенсивнейшим движением. По тому и другому участку проходят еще несколько
второстепенных дорог, но тому, кто захочет полюбоваться осуществляемым
проектом, придется пользоваться дорогами государственными. Поэтому при
установке зонтов в Ибараки Христо пришлось принять в расчет или пешеходов,
следующих по обочинам шоссе, или же довольно медленно едущих
автомобилистов. В Калифорнии же Христо было поломать голову над тем, как
воспримут его произведение владельцы автомашин, мчащиеся по дороге со
скоростью 90 километров в час. Эстетическая реорганизация пейзажа,
замысленная и спроектированная Христо в расчете на восприятие ведущего на
большой скорости автомобиль человека уходит корнями к тому времени, когда
художник был студентом в Болгарии: ,,Учась в академии, я во время уик-эндов
работал с другими студентами на участках, примыкающих к железной дороге, по
которой идут поезда ,,Восточный экспресс". Мы преобразовывали пейзаж для
пассажиров западных поездов. Мы показывали крестьянам, как лучше
расположить сельхозмашины, комбайны и палисадники. " Этот юношеский опыт в
деле преобразования обычного пейзажа в пейзаж для проезжей ,,публики" вновь
возрождается в этом временном крупномасштабном произведении Христо.
В середине октября, то есть тогда, когда был осуществлен проект
,,Зонтики", калифорнийские холмы покрыты высохшей травой, золотящейся под
еще жаркими лучами солнца. В Японии же под мягким осенним солнцем холмы
окрашены в темно-зеленый цвет. Так что с точки зрения цвета и света две
долины заметно отличаются одна от другой. Различная окраска пейзажей,
голубой и желтый цвета зонтов, которые будут расставлены под руководством
Христо, можно рассматривать в качестве палитры, выбранной художником для
этого произведения искусства на открытом воздухе.


Как получить разрешения

Хотя кратковременные крупномасштабные произведения отметили
двадцатипятилетие своего появления на свет, принимаясь за разработку
очередного проекта, Христо приходится порядком потрудиться, чтобы в каждом
конкретном случай получить необходимые авторские права, притом удовлетворяя
самым разнообразным требованиям. Для ,,Зонтиков" авторские права приходится
получать одновременно в двух различных местах. С учетом различий в образе
жизни в Ибараки и Калифорнии легко можно себе представить, что Христо
пришлось пойти навстречу весьма несхожим требованиям. Несмотря на то, что в
1969-1970 годах Христо не сумел получить разрешение на осуществление
проекта ,,Свернутые дорожки, двухчастный проект" (Парк Уэно, Токио-Парк
Сонсбек, Анхем), урок, полученный им тогда, пригодился ему при разработке
нынешнего проекта. А положительный опыт с ,,Бегущей изгородью", когда ему
пришлось вести переговоры с 59 частными землевладельцами, оказался еще
более полезным, так как и для осуществления ,,Зонтиков" ему придется иметь
дело с большим числом землевладельцев. Во всяком случае, теперь Христо
частично использовал участки, принадлежащие 800 землевладельцам (51 в
Калифорнии и около 750 в Ибараки). Эта цифра наглядно показывает, какую
массу усилий пришлось приложить Христо для получения авторских прав. Кроме
того, как в Ибараки, так и в Калифорнии какое-то количество зонтов будет
установлено на государственной или общественной земле и на шоссе. Право на
пользование землей спрашивается у компетентных властей: в Японии у
коммунальных и провинциальных, а также в Министерстве общественных работ, а
в США - у окружных и государственных властей, не говоря уже о дорожном
департаменте.


Рисунки

Чередуя работу над проектом и периоды рекогносцировки, Христо
приходится иметь дело с адвокатами, бухгалтерами, техниками и разными
чиновниками. Но есть одно дело, которое он делает исключительно сам: это
создание великолепных предварительных чертежей и рисунков, коллажей и
цветных фотографий. За три года работы над проектом ,,Зонтики", Христо
выполнил около 150 рисунков. Для него рисование - это процесс, помогающий
ему прояснить то, что первоначально возникает как смутная, общая идея.
Художник „ищет и находит смысл проекта" в процессе выполнения чертежей и
рисунков.
Первые рисунки для „Зонтиков" были схематическим изображением десятка
зонтов на фоне воображаемого пейзажа. По мере того, как росло число
рисунков, все более четкой и детализированной становилась форма зонтов,
рождались новые способы их размещения на местности. Все это обогащало идею,
лежащую в основе проекта Христо. Как всякое произведение искусства, проекты
Христо не поддаются словесному описанию. Поэтому Христо использует рисунки
в качестве инструмента при переговорах о получении авторских прав, ведь ему
приходится давать пояснения по поводу произведения, которое еще не
существует в реальности. Другая существенная функция рисунков, без которых
невозможно осуществление какого-либо проекта вообще - помочь художнику
получить необходимые денежные средства. По оценкам Христо, „Зонтики" стоят
8 миллионов долларов и заметно превысили стоимость всех его предыдущих
работ. Тем не менее, как и прежде Христо не примет средств финансирования
проекта или дарений ни от кого - все затраты на осуществление „Зонтиков"
будут покрываться из фондов, полученных от продажи оригинальных
произведений Христо. Для него продажа рисунков и его предыдущих работ -
единственное средство добывания денег, необходимых на проект, с тем, чтобы
сохранить творческую свободу и избежать всякой опасности контроля извне. Не
следует, однако, забывать, что рисунки, как они ни детализированы, не
составляют раз и навсегда разработанную схему размещения зонтов на
местности или их точную форму. Как ни важны образы зонтов, их истинное
положение на местности будет решаться в каждом конкретном случае с
землевладельцами, а элементы окружающей среды должны соответствовать четким
техническим и функциональным требованиям в соответствии с исследованиями,
которые будут проведены на образцах. Так что рисунки отражают всего лишь
один из вариантов проекта, а не конкретный план действий.

Источники: худ. Перевод с двух сайтов Интернета и статья из журнала «домус»







Новинки рефератов ::

Реферат: Эндометаллофуллерены (Химия)


Реферат: Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского (Литература)


Реферат: Автоматизация фильтровального отделения установки 39/2 (Депарафинизации масел) (Технология)


Реферат: Обучение менеджеров (Педагогика)


Реферат: Биофизик Чижевский и его учение об аэроионах (Спорт)


Реферат: История парфюмерии (Косметология)


Реферат: Волжская Булгария (История)


Реферат: Шпора по истории политических и правовых учений (Право)


Реферат: Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея (История)


Реферат: Старообрядчество в Олонецкой губернии (Религия)


Реферат: Битва при Грюнвальде (История)


Реферат: Социализация личности (Социология)


Реферат: Орбитальный телескоп Хаббл (Астрономия)


Реферат: Налоговое планирование (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Чайка" А.П. Чехова (Литература : русская)


Реферат: История главной улицы Владивостока (История)


Реферат: Залог Неустойка (Гражданское право и процесс)


Реферат: Развитие комбикормовой промышленности (Ботаника)


Реферат: Анализ кредитоспособности коммерческого предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Крещение Руси (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист