GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Фашизм (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Фашизм (Политология)


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение 2


1. Возникновение фашистских движений 3
2. Установление фашистских диктатур 4
3. Идеология и социальная база фашизма 6

Заключение 8

Список используемой литературы 9



ВВЕДЕНИЕ
Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной
зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления
общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к
авторитарным и террористическим методам правления. После первой мировой
войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от
демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые
послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление,
как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую
эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую
диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии,
фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. Из этого
семени в последующем развились, главное отличительное качество фашизма -
воинствующий антикоммунизм, сдобренный самой разнузданной социальной и
националистической демагогией. При всей пестроте и сложности классового
состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский
характер. По своей социальной природе фашизм есть не что иное, как
превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить
надвигающуюся социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от
борьбы за социализм под псевдосоциалистическими и шовинистическими
лозунгами. Установление фашизма представляет собой коренной переворот,
приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии
самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.
При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности
государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического
строя. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть
буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония.
Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет
собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и
шовинистических элементов финансового напитала.
Очень важно понять и, на мой взгляд, это является одним из
основополагающих моментов, что фашизм был, прежде всего, духовным, а не
просто политическим или экономическим, движением. Поэтому, сегодня, когда
мы так часто говорим о "духовном возрождении России", опыт фашизма может
быть нам полезен именно в этом отношении, так как ни коммунисты, ни
демократы здесь помочь не способны. Первые, потому что вообще отрицают
понятие "духа"; вторые - потому, что, несмотря на все красивые слова,
высшей ценностью полагают "материальное благополучие".
Мы живем в мире беспросветной путаницы идей и понятий, в мире ярлыков.
Называя свои партии демократическими, либеральными, коммунистическими и
т.п. и, обвиняя своих противников в "фашизме", никто даже не дает себе
труда задуматься, какие конкретные идеи лежат в основе того или иного
понятия.



1. Возникновение фашистских явлений.
Фашизм - общественно-политических течение, возникшее в начале ХХ в. К
нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости
от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно
фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им
присущ ряд общих черт.
Корни фашистских идей и движений уходят в крайний европейский
национализм ХIХ в. Он приобретал наиболее воинствующие формы в тех странах,
где, как в Германии и Италии, в силу политической раздробленности создание
национального государства происходило с запозданием, либо в национальных
государствах, потерпевших тяжелые военные поражения, как например, во
Франции после франко-прусской войны. Зарождение фашистских настроений было
связано с консервативной реакцией на стремительные общественные перемены в
европейских обществах во второй половине 19 в. – индустриализацией,
концентрацией финансовой и предпринимательской собственности и т.д
Психологической основой для роста предфашистских, а затем и
фашистских настроений стало явление, которое известный философ Эрих Фромм
определил как «бегство от свободы». «Маленький человек» ощущал одиночество
и беспомощность в обществе, где над ним властвовали безликие экономические
законы и гигантские бюрократические институты, а традиционные связи с его
социальным окружением были размыты или разорваны. Утратив «цепи»
соседского, семейного, общинного «единства», люди ощущали потребность в
какой-то замене сообщества. Такую замену они нередко находили в чувстве
сопричастности нации, в авторитарной и военизированной организации или в
тоталитарной идеологии.
Именно на этой почве в начале ХХ в. появились первые группы, которые
стояли у истоков фашистского движения. Наибольшее развитие оно получило в
Италии и Германии, чему способствовали нерешенные социальные, экономические
и политические проблемы, резко обострившиеся на общем фоне мировых
потрясений и кризисов эпохи.
Ход и последствия Первой мировой войны стали шоком для европейского
общества. Война вызвала глубокий кризис сложившихся норм и ценностей, были
отброшены моральные ограничения; пересмотрены привычные человеческие
представления, прежде всего о ценности человеческой жизни. Люди,
вернувшиеся с войны, не могли обрести себя в мирной жизни, от которой
успели отвыкнуть. Общественно-политическую систему поколебала революционная
волна, охватившая в 1917–1921 Россию, Испанию, Финляндию, Германию,
Австрию, Венгрию, Италию и другие европейские страны. В Германии к этому
добавился идейный вакуум, возникший с падением монархии в ноябре 1918 и
непопулярностью режима Веймарской республики. Положение усугублялось острым
послевоенным экономическим кризисом, который особенно больно ударил по
мелким предпринимателям, торговцам, лавочникам, крестьянам, служащим.
Возникший комплекс общественных проблем связывался в общественном сознании
с неудачным исходом войны: военным поражением и тяготами Версальского
договора в Германии, или с неблагоприятными результатами передела мира в
Италии (ощущение «украденной победы»). Широкие слои общества представляли
себе выход из создавшегося положения на путях установления жесткой,
авторитарной власти. Именно эту идею взяли на вооружение возникшие после
войны в различных европейских странах фашистские движения.
Основной социальной базой этих движений служила радикальная часть
мелких и средних предпринимателей и торговцев, лавочников, ремесленников,
служащих. Эти слои были в значительной мере разочарованы в ходе
конкурентной борьбы с крупными собственниками и с экономическими
соперниками на мировой арене, а также в способности демократического
государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый
социальный статус. Сомкнувшись с деклассированными элементами, они
выдвинули собственных вождей, которые обещали решить их проблемы путем
создания новой системы тотальной власти, сильной, национальной,
соответствующей их взглядам и интересам. Однако феномен фашизма выходил
далеко за пределы одного лишь слоя мелких и средних собственников. Он
захватил и часть трудящихся, среди которых были также в значительной мере
распространены нормы авторитарной и националистической психологии и
ценностной ориентации. Чудовищное давление, оказываемое на членов общества
постоянным напряжением, монотонным трудом, неуверенностью в завтрашнем дне,
растущей зависимостью от мощных государственных и экономических структур
контроля и подчинения, усиливает общую раздражимость и скрытую
агрессивность, которая легко переводится в русло расизма и ненависти к
«чужим» (ксенофобии). Массовое сознание оказалось в значительной мере
подготовленным к восприятию тоталитаризма всей предшествующей историей
развития общества.
Первым оформился итальянский фашизм. 23 марта 1919 на съезде бывших
фронтовиков в Милане было официально провозглашено рождение фашистского
движения во главе с Муссолини, получившим титул «вождя» – «дуче» (duce).
Оно стало называться «Национальной фашистской партией». Отряды и группы
«фаши» быстро возникли по всей стране. Всего через три недели, 15 апреля
расстрелом левой демонстрации и разрушением редакции социалистической
газеты «Аванти» фашисты, по существу, развязали «ползучую» гражданскую
войну.
К этому же периоду относится и формирование фашистского движения в
Германии. Здесь оно первоначально не было оформлено в единую организацию,
но состояло из различных, часто соперничавших между собой группировок. В
январе 1919 на базе радикально-националистических политических кружков была
образована «Немецкая рабочая партия», которая позднее была переименована в
«Национал-социалистическую немецкую рабочую партию» (НСДАП), а ее членов
стали называть «нацистами». Вскоре вождем («фюрером») НСДАП стал выходец из
армейских кругов Гитлер. Другими, не менее влиятельными в тот период
организациями фашистского толка в Германии были «Черный рейхсвер»,
«Антибольшевистская лига», военизированные общества, группы приверженцев
«консервативной революции», «национал-большевики» и др. Тактика немецких
фашистов включала террор и подготовку вооруженного захвата власти. В 1923
ультраправые группы во главе с нацистами подняли мятеж в Мюнхене («пивной
путч»), но он был быстро подавлен.

2. Установление фашистских диктатур.
Ни в одной из стран фашистским движениям не удалось придти к власти
при поддержке подавляющего большинства населения. Победа фашистов всякий
раз была результатом сочетания развернутой ими кампании террора и насилия,
с одной стороны, и благоприятных для них маневров правящих политических и
хозяйственных элит, с другой.
В Италии триумф партии Муссолини наступил в обстановке слабости и
растущего кризиса системы либеральной демократии. Правящая система
оставалась верхушечной, ее официальные цели и принципы оставались чуждыми и
непонятными для широких масс населения; политическая неустойчивость росла,
правительства сменялись одно за другим. Резко упало влияние традиционных
партий, появление новых сил в значительной мере парализовало
функционирование парламентских институтов.
Кроме того, либеральная система в Италии была не в состоянии
обеспечить успешную внешнюю экспансию и колониальную политику, не могла
смягчить неравномерность в развитии отдельных регионов и преодолеть местный
и групповой партикуляризм, без чего было невозможно обеспечить дальнейший
прогресс итальянского капитализма и завершение формирования национального
государства. После того, как в октябре 1922 власти пошли на новые
экономические уступки трудящимся, в Милане состоялись решающие переговоры
между Муссолини и представителями союза промышленников, на которых было
согласовано создание нового правительства во главе с фашистами. После этого
лидер фашистов объявил о проведении 28 октября 1922 «марша на Рим», и на
следующий день король Италии поручил Муссолини сформировать такой кабинет.
Фашистский режим в Италии приобретал четко выраженный тоталитарный
характер постепенно. На протяжении 1925–1929 было закреплено всевластие
государства, установлена монополия фашистской партии, печати и идеологии,
создавалась система профессиональных фашистских корпораций. Период
1929–1939 характеризовался дальнейшей концентрацией государственной власти
и ростом ее контроля над экономическими и социальными отношениями,
повышением роли фашистской партии в государстве и обществе, ускоренным
процессом фашизации.
В Германии, напротив, фашистским группировкам не удалось захватить
власть в начале 1920-х годов. Экономическая стабилизация после 1923
успокоила массы мелких собственников и привела к временному спаду влияния
ультраправых. Ситуация вновь изменилась в условиях «великого кризиса»
1929–1932. На сей раз, многообразие крайне правых организаций было
вытеснено единой, мощной и сплоченной партией национал-социалистов.
«Великий кризис» сопровождался почти во всех странах ростом тенденций
к государственному вмешательству в экономическую и социальную жизнь, к
созданию механизмов и институтов сильной государственной власти. В Германии
главными претендентами на такую власть оказались национал-социалисты.
Политическая система «Веймарской демократии» больше не удовлетворяла ни
широкие массы населения, ни правящие элиты. В условиях кризиса
экономические возможности для социального маневрирования и уступок наемным
работникам были в значительной мере исчерпаны, а меры жесткой экономии,
сокращения зарплаты и т.д. наталкивались на сопротивление мощных
профсоюзов. Республиканские правительства, не имевшие с 1930 поддержки
большинства ни в обществе, ни в парламенте, не обладали достаточной силой и
полномочиями, чтобы сломить это противодействие.
Признаки ослабления экономической депрессии в конце 1932 не заставили
промышленников – сторонников Гитлера сменить курс. К продолжению той же
линии их побуждала неравномерность в развитии различных отраслей, огромная
безработица, справиться с которыми могли только государственная поддержка
хозяйства и планирование, а также попытки части правящих кругов во главе с
возглавившим правительство в декабре 1932 генералом Куртом Шлейхером
договориться с профсоюзами. Антипрофсоюзные силы в предпринимательской
среде предпочли побудить президента Пауля фон Гинденбурга передать власть
нацистам. 30 января 1933 Гитлер был назначен главой правительства Германии.

Таким образом, установление фашистских режимов в Италии и Германии
произошло вследствие соединения в чрезвычайных условиях экономического и
государственно-политического кризиса двух различных факторов – роста
фашистских движений и стремления части правящих кругов передать им власть в
надежде использовать их в своих целях. Поэтому сам фашистский режим носил в
какой-то мере характер компромисса между новыми и старыми властвующими
элитами и социальными группами. Партнеры шли на взаимные уступки: фашисты
отказывались от обещанных и поддержанных мелкими собственниками мер против
крупного капитала. Крупный капитал допускал фашистов к власти и соглашался
с мерами жесткого государственного регулирования экономики и трудовых
отношений.

3. Идеология и социальная база фашизма.
В идейном отношении фашизм представлял собой смесь самых различных
идеологий. Но это не означает, что он не имел своих собственных доктрин и
характерных для него особенностей.
В основе фашистского взгляда на мир и общество лежало социал-
дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в
целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование.
Побеждает, с точки зрения фашиста, всегда сильнейший. Таков высший закон,
объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо
невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение
человеческих сил.
Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало
подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации,
государству, партии. Программа германской нацистской партии провозглашала:
«Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире
происходит переход «от ощущения „я“ к ощущению „мы“, от прав личности к
верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он
и называл «социализмом».
В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация
(у германских нацистов – «народное сообщество»). При этом в различных
теориях фашизма сущность и становление нации могли толковаться по-разному.
Так, для итальянских фашистов определяющими моментами были не этническая
природа, расовая принадлежность или общая история, а «единое сознание и
общая воля», носителем которых и было национальное государство.
Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию –
так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует
«железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация»)
приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы
за существование и естественного отбора более слабые, «расово
неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их
мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению
породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное
меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым.
Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое
общество, считая расы естественными биологическими видами. Отсюда следовал
вывод о необходимости «расовой гигиены», «очистки» и «возрождения»
германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой
крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». Другие
«неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно
«вредными», с точки зрения нацистов, были народы, живущие в разных странах
и не имеющие собственного государства. Национал-социалисты с остервенением
уничтожили миллионы евреев и сотни тысяч цыган.
Отрицая права и свободы личности как «бесполезные и вредные», фашизм
защищал те проявления, которые он считал «существенными свободами» –
возможность беспрепятственной борьбы за существование, агрессию и частную
экономическую инициативу.
Фашисты обвиняли и представительную демократию, и социализм, и
анархизм в «тирании числа», в ориентации на равенство и «миф прогресса», в
слабости, неэффективности и «коллективной безответственности». Фашизм
провозглашал «организованную демократию», при которой подлинная воля народа
находит свое выражение в национальной идее, реализуемой фашистской партией.
Такая партия, «тоталитарно управляющая нацией», должна не выражать интересы
отдельных социальных слоев или групп, а сливаться с государством.
Демократические волеизъявления в форме выборов излишни. Согласно принципу
«вождизма», фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди более низких
рангов концентрировали в себе «волю нации». Принятие решений «верхами»
(элитой) и бесправие «низов» считались в фашизме идеальным состоянием.
Фашистские режимы стремились опереться на активность масс, пронизанных
фашистской идеологией. При посредстве разветвленной сети корпоративных,
социальных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и
шествий тоталитарное государство стремилось преобразовать самую сущность
человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и полностью
контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание и
характер, воздействовать на его желание и поведение. Унифицированные
пресса, радио, кино, спорт искусство были целиком поставлены на службу
фашистской пропаганде, призванной мобилизовать массы на решение очередной
задачи, поставленной «вождем».
Одна из ключевых в идеологии фашизма – идея единства нации-
государства. Интересы различных общественных слоев и классов считались не
противоречащими друг другу, а взаимодополняющими, что должно было быть
закреплено в виде соответствующей организации. Каждой социальной группе с
общими экономическими задачами (прежде всего, предпринимателям и трудящимся
одной и той же отрасли) надлежало образовать корпорацию (синдикат).
Социальное партнерство труда и капитала было объявлено основой производства
в интересах нации.
На практике в рамках фашистского «корпоративного государства»
предприниматель рассматривался как «вождь производства», ответственный за
него перед властью. Наемный работник утрачивал все права и обязан был
проявлять исполнительскую активность, поддерживать трудовую дисциплину и
заботиться о повышении производительности. Не повинующихся или
сопротивляющихся ждало жестокое наказание. Со своей стороны, государство
гарантировало определенные условия труда, право на отпуск, пособия, премии,
страхование и т.д. Подлинный смысл системы сводился к тому, чтобы работник
мог отождествить себя со «своим» производством через «национально-
государственную идею» и некоторые социальные гарантии.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я вкратце указала основные, на мой взгляд, принципы,
характеризующие фашизм и фашистов. Нельзя отрицать, что в фашизме не
существовало недостатков или ошибок; их было даже более чем достаточно.
Однако указанные здесь тенденции, безусловно, заслуживают самого
пристального внимания. В принципе я не сказала ничего нового, а просто
попыталась взглянуть на фашизм с несколько иной стороны. Я подтверждаю все
сказанное ранее противниками фашизма. Действительно, фашизм отрицает
гуманизм, пацифизм, индивидуализм, "свободу, равенство и братство" и
утверждает трансцендентность, воинственность, авторитет, "порядок, власть и
справедливость", а также приоритет политических и, если угодно,
сверхчеловеческих ценностей над экономическими и общечеловеческими.
Поэтому, наверное, господам демократам и товарищам коммунистам стоит
перестать обзывать друг друга коммуно-фашистами и демо-фашистами
соответственно. Человек демо-коммунистических воззрений никак не может быть
фашистом. Ведь фашисты покушаются на "священные" принципы демократии и
отвергают многопартийность, всеобщее равное избирательное право (т.е.
господство чистого "количества"), а также сами основы коммунистической
идеологии - классовую борьбу и исторический материализм. Фашист не
стремится к "счастью", как его понимают демократы и коммунисты, т.е. к
материальному благополучию и сытому спокойствию. Таким образом, фашизм
действительно является человеконенавистнической идеологией в самом широком
понимании этого слова.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. М.: Наука, 1981
2. История фашизма в Западной Европе. М.: Наука, 1987
3. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений,
режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли, 1996
4. Галкин А.А. Размышления о фашизме // Социальные трансформации в
Европе ХХ века. М., 1998
5. Дамье В.В. Тоталитарные тенденции в ХХ веке // Мир в ХХ веке. М.:
Наука, 2001






Реферат на тему: Фашизм как социокультурное явление

Введение.


Актуальность темы. Научная новизна и степень разработанности.


Актуальность выбранной темы очень велика, и связана она прежде всего с
тем, что поднимаемый шум вокруг фашизма и неофашизма несет не только
положительную функцию в плане освещения проблемы, но и обратную в плане её
популяризации и неверной трактовки.
По мнению многих исследователей, фашизм как социально-политический и
морально-психологический феномен не может быть рассмотрен как категория
сугубо историческая. Фашизм, как идеология, политическая система и
социальная практика всегда привлекал внимание исследователей. Очевидно,
причина заключается не только в историческом интересе к прошлому.
Существуют социальные и политические причины этого интереса. Во-первых,
живы ещё люди, которые были современниками и участниками роковых событий. И
поэтому любое серьезное исследование фашизма люди, пережившие войну,
воспринимают как своеобразное осмысление их жизни, борьбы и страданий. Во-
вторых, в разных точках планеты периодически возникают военно-полицейские
режимы, заимствующие методы и формы политической борьбы из арсенала
фашизма. Эти режимы тоже подпитывают интерес к феномену, называемому
«фашизм». Еще одну причину выделяет болгарский политолог Ш.Желев, отличая
при этом, что любые попытки интерпретировать культурные ценности, выявлять
сложную траекторию развития культуры и цивилизации снова возвращают нас к
теме фашизма как потенциальной угрозе их уничтожения, если его предпосылки
не будут изжиты окончательно и навсегда.[1]
В результате современное общество оказывается не в состоянии полностью
оградить себя от рецидивов фашизма.
Таким образом, неслучайно тема фашизма (который обнаруживает
незаурядную способность трансформации и приспособления) до сих пор не
оставляет равнодушными людей разных поколений, не позволяет успокоиться
людской совести – а также и мысли, в том числе и научной.
Фашизм, как и неофашизм, по степени научной разработанности довольно
хорошо освещен в трудах историков, политологов и психологов, как
отечественных, так и зарубежных – Арендт, Милза, Фромм, Каграманов, Галкин,
Дилигенский и т.д. Вошедшая в широкий научный оборот в 50-е годы на Западе
теоретическая конструкция тоталитаризма сыграла немалую позитивную роль в
исследовании механизма национал-социалистической диктатуры, особенно в ходе
анализа проблем подавления оппозиции, создания и функционирования аппарата
насилия и всеобъемлющего контроля над личностью, идеологической унификации,
способов мобилизации масс и их превращения в фундамент режима, путей
формирования военно-централизованной экономики. Однако уже к концу 60-х
годов многим западным ученым стало ясно, что доктрина тоталитаризма отнюдь
не может претендовать на универсальное объяснение феномена германского
фашизма.
Исследователи совершенно справедливо считают, что понять процесс
создания комплексной картины нацистского режима невозможно без учета резких
перепадов в общественном сознании ФРГ. К началу 80-х годов, по мере
накопления и публикации документальных данных о периоде гитлеризма, по мере
отработки методологического инструментария в исторической науке и обществе
ФРГ сложилось, при всех расхождениях в частных оценках, определённое
согласие по поводу того, что преступления фашизма вытекают из сущности
самого режима, а развязанная Гитлером война носила неприкрыто агрессивный
характер. Некоторые историки предлагают версию о «вторичности» фашистской
диктатуры и её преступлений, которые были как будто всего лишь вынужденным
«ответом на большевизм». Однако, думается, что кровавые преступления одной
диктатуры нельзя исторически оправдать путем сравнения со злодеяниями
другой. Проблема «ухода» от прошлого и преодоления фашизма является в
некоторых странах актуальной и острой проблемой сегодняшней политики и
составляет часть общего процесса социализации, который будет унаследован и
продолжен очередными поколениями. По мнению компетентных специалистов,
особая опасность фашизма в том и заключалась, что он претендовал на роль
всеобъемлющей альтернативы либерализму и демократии как силам, воплощавшим
«старую» цивилизацию и культуру. По сути дела, видимо, нужно говорить о
том, что фашизм не только сулил, но и претворил в жизнь своего рода
морально-культурную революцию, тем самым бросив открытым вызов гуманизму,
взрывая и без того хрупкую грань между добром и злом.
В 1995 году была опубликована «Библиография национал-социализма»,
представляющая собой фолиант, насчитывающий более чем тысячу страниц и
содержащий сведения о 20 тысячах работ по проблематике истории
гитлеровского режима. В настоящее время поток литературы не иссякает.



Цели и задачи исследования.



Настоящее исследование ставит своей целью дать характеристику фашизму
как социокультурному явлению. Для реализации этой цели необходимо решение
следующих задач:
1. Охарактеризовать основные предпосылки возникновения и истоки
фашизма.
2. Описать этапы эволюции и психологическую структуру фашизма.
3. Предоставить историю фашизма в её движении от фашизма к нацизму.
4. Установить влияние фигуры Гитлера на становление фашистской
идеологии.
5. Установить основные причины, которые привели к краху фашизма.
6. Рассмотреть неофашизм и его направления.
7. Выявить особенности и специфику проявления фашизма в России.
8. Наметить тенденцию развития фашизма в XXI веке.



При написании дипломной работы были использованы следующие методы
исследования:
1. Метод наблюдения и описания, позволяющий изучить имеющуюся литературу
по искомой проблеме и изложить представленные в ней концепции.
2. Метод системного анализа, помогающий рассмотреть фашизм в комплексе
экономических, политических, идеологических и культурных связей.
3. Метод сравнительно-исторического анализа, способствующий сравнению
фашизма с другими тоталитарными режимами.
4. Метод компонентного анализа, определяющий место фашизма в современном
обществе.

На защиту выносится положение о том, что появление фашизма и его
многочисленных вариаций на современном этапе обуславливается
экономическими, политическими культурными и рядом других сдвигов в
обществе.

Структура работы.

Настоящая дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и
библиографического списка использованной литературы.


Содержание работы.

Во введении обосновываются актуальность, научная новизна и степень
научной разработанности темы, определяются цели и задачи исследования,
характеризуется теоретическая значимость работы, представляются методы
исследования и структура работы.
В первой главе рассматриваются основные предпосылки возникновения,
истоки и этапы эволюции фашизма. Акцентируется внимание на наличии
психологической структуры фашизма, характеризуется идеология фашизма в
целом.
Во второй главе прослеживается история фашизма, начиная с раннего
итальянского фашизма и заканчивая «зрелым» нацизмом. В связи с этим
определяется влияние личности Гитлера на становление фашистской идеологии.
Выявляются причины поражения фашизма.
В третьей главе рассматривается о неофашизм и его направлениях.
Поднимается вопрос об активизации фашизма в разных странах, подробно
описывается появление фашизма в России, а также дается характеристика
русских фашистских организаций.
В заключении приводятся некоторые предположения и выводы, к которым мы
пришли в ходе проведенного исследования.



Глава I. Истоки, этапы эволюции и психологическая структура фашизма.


1. Определение понятия «фашизм». Психологическая структура
фашизма.


Едва появившись в политическом лексиконе, слово «фашизм» стало служить
для обозначения самых различных режимов, движений, коллективных и
индивидуальных действий и образов мышления. До самого последнего времени,
особенно в странах либеральной демократии, фашизмом назывались любые
проявления правой политики. Правые же, наоборот, с фашизмом отождествляли
красный тоталитаризм. При этом ни в том, ни в другом лагере не могли четко
объяснить, где кончается правая политика и где начинается тоталитаризм.
Однако следует определить семантическое поле термина «фашизм».
Наиболее общее определение фашизма представлено в Большой советской
энциклопедии, где, в частности, в словарной статье указывается, что слово
«фашизм» произошло от итальянского «fascismo», «fascie», что буквально
означает – пучок, связка, объединение. Фашизм – это политическое течение,
возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и
выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил
империалистической буржуазии. Фашизм у власти – это открыто
террористическая диктатура самых реакционных кругов монополистического
капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя.
Важнейшие отличительные черты фашизма – это использование крайних форм
насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий
антикоммунизм, шовинизм, расизм. Внешняя политика фашизма характеризуется
как политика империалистических захватов.[2]
Французский исследователь Пьер Милза конкретизирует приведенное выше
определение, акцентируя внимание на том, что слово «фашизм» происходит от
итальянского «fascio di combattimento», что означает «боевая связка».
Термин был заимствован итальянскими националистами у крайне левых и связан
с революционной традицией («связки» сицилийских трудящихся в 1893 – 1894
гг.). Фашистским назвало себя общеитальянское собрание сторонников
Муссолини, собравшееся 23 марта 1919 г. в Милане.[3]
Однако наряду с этими определениями существует множество других, каждое
из которых в той или иной степени раскрывает политическую сущность этого
противоречивого и загадочного для культуры ХХ в. явления.
Ж.Желев высказывает интересную мысль о том, что, когда итальянские
фашисты пришли в 1922 г. к власти, многие марксисты и вся европейская
социал-демократия 20-30-х годов говорила о фашизме как о мелкобуржуазной
революции, «о борьбе средних слоев за самосохранение». Таким образом,
движение понималось как результат бунта мелкой буржуазии, задавленной в
схватке между крупным капиталом и рабочим движением.[4]
В 1932 г., когда итальянский фашизм начал выстраивать свою
специфическую государственную систему, Э.Тельман охарактеризовал фашизм,
как «вооруженную контрреволюцию, представленную в виде массового движения,
воплощенную в гитлеровских организациях».[5]
Французский историк фашизма Пьер Милза пишет о том, что в целом
существует 3 интерпретации фашизма.
Первая из этих интерпретаций – теория «нравственной болезни» Европы.
Наиболее разработанная версия данной теории принадлежит итальянскому
философу Б.Кроче, который полагал, что фашизм – это реакция в большинстве
европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов,
унаследованных от философии Просвещения.[6]
Вторая интерпретация фашизма, согласно точке зрения Милзы, - это
радикальная, первоначально появившаяся в левых марксистских кругах. По
мнению радикалов, фашизм является логическим и неизбежным результатом
длительной эволюции, следствием врожденных пороков исторического развития
определенных стран, в первую очередь Италии и Германии.[7]
Третья классическая интерпретация фашизма принадлежит марксистам,
которые считают, что фашизм можно объяснить лишь в рамках
социоэкономических структур капиталистического общества, находящегося на
стадии монополистической концентрации и империализма. Фашизм является
специфической для ХХ в. формой антипролетарской реакции.1
Желев отличает, что Эрих Геес, стремясь выразить противоречивую природу
фашизма, особенно противоречивость его хозяйственной организации, определил
фашизм как «индустриальный феодализм», как систему, сочетающую в себе
высокое индустриальное развитие капитализма с докапиталистическими формами
внешнеполитического принуждения.[8] Болгарский ученый приводит еще ряд
определений, подчеркивающих противоречивость фашизма. Некоторые
исследователи назвали германский фашизм «революцией нигилизма» («революцией
отрицания»).
Уинстон Черчилль дал своеобразное генетическое определение фашизма,
называя его «тенью или, скорее, уродливым ребенком коммунизма».1
Интересно, что на сродство фашизма и коммунизма указывают и либеральные
исследователи.
Однако все эти определения, по мнению Ш.Желева, отражают лишь отдельные
стороны реального политического явления, названного фашизмом. Именно
поэтому политолог приводит свое исчерпывающее определение: «Фашизм
одновременно и «массовое движение», и «революция мелкой буржуазии», и
«отчаянная борьба средних слоёв за самосохранение», и «революция справа», и
«превентивная контрреволюция», и в каком-то смысле даже «шизофрения нации»,
«эпилептический припадок» целого народа».1
Эрих Фромм, рассуждая о фашизме, пишет, что в научной литературе о
фашизме высказывается две противоположные точки зрения. Первая состоит в
том, что фашизм – это сугубо экономическое и политическое явление, и
психология никак его не объясняет, а вторая – в том, что фашизм – чисто
психологическая проблема.[9] Если принять первую точку зрения, то
получается, что победа фашизма объясняется как результат обмана и
подавления большинства народа вероломным меньшинством. С другой стороны,
если следовать второй точке зрения, то фашизм может объяснить только
психопатология, поскольку Гитлер считается маньяком или невротиком, а его
последователи – безумцами или психически неуравновешенными людьми. По мысли
Л.Мамфорда, в свете этого объяснения надо искать подлинные корни фашизма.
Э.Фромм высказывает гипотезу о том, что фашизм – это, безусловно,
психологическая проблема, однако оговаривается, что сами психологические
факторы могут быть поняты лишь при учете их формирования под воздействием
факторов социально-политических и экономических. Таким образом, согласно
теории Фромма, фашизм – это экономическая и политическая проблема, но без
учета психологических факторов невозможно понять, каким образом он приобрел
власть над целым народом.[10]
О психологизме фашизма рассуждает и Жорж Батай. Указывая на то, что
общество в целом явление «однородное», фашизм нужно считать «инородным
элементом».[11] В понимании ученого «однородность» означает соизмеримость
элементов и осознанность этой соизмеримости, то есть человеческие
взаимоотношения могут поддерживаться путем сведения их к устойчивым
правилам, основанным на осознании возможной отождествимости определенных
лиц и определенных ситуаций; в принципе, обусловленное таким образом
существование, по мысли Батая, исключает всякое насилие.1 Напротив,
«инородным» элементам, согласно концепции Батая, свойственны буйство,
неумеренность, исступленность и безумие: это активные индивиды или толпы,
которые проявляют себя в разрушительной деятельности, направленной против
законов социальной однородности. Таким образом, инородная реальность – это
реальность силы или шока.[12] В качестве примера инородного элемента
исследователь рассматривает Муссолини и Гитлера, отмечая при этом, что на
фоне демократических политиков разных стран, воплощающих собой заурядность,
вообще присущую однородному обществу, Муссолини и Гитлер сразу выделяются
как совершенно иное явление[13] - явление инородное.



2. Варианты и этапы эволюции фашизма.



По мнению многих историков и политологов, существуют варианты и этапы
эволюции фашизма. Отсюда – два главных критерия различения, которые
выделяет П.Милза:


1) пространственный критерий, предполагающий, что нет одного фашизма,
существуют фашизмы (подчеркнуто нами). Зарождаются политические движения
нового типа, которые родственны друг по другу по социальной базе,
программам и методам действия, но в то же время обладают спецификой,
связанной с историческим прошлым и традициями.[14]

2) временной критерий, предполагающий, по мысли Милзы, что в эволюции
фашизма можно различить четыре этапа.
Первый фашизм (фашизм на I этапе) развертывается в условиях кризиса
экстремистских движений, воплощающих интересы и чувства значительной части
средних классов. Эти движения направлены одновременно и против капитализма,
и против крайне левых революционных сил. Для «второго» фашизма, следуя
концепции ученого, характерен более или менее формальный союз между
крупными частными собственниками и мелкой буржуазии во имя захвата или
возврата власти. Третий этап – фашизм у власти. Четвертый соответствует
стадии установления абсолютного тоталитаризма.2
Интересным представляется тот факт, что политолог Пьер Милза раскрывает
содержание каждого из перечисленных этапов.
На II этапе, по мнению исследователя, фашизму оказывают поддержку
представители крупных частных интересов. Очевидно, продолжает рассуждать
ученый, что если бы фашизм опирался только на свои силы, то он имел бы
крайне небольшие шансы не то чтобы придти к власти, но и просто выжить.[15]
Таким образом, по мысли многих исследователей, финансовый капитал стоит у
истоков фашизма и определяет его программу.[16]
Третий этап («фашизм у власти») отличает поддерживание союза между
крупными частными интересами и средними классами. Фашизм у власти (фашизм –
режим), если следовать концепции П.Милзы, имеет ряд характерных черт:
а) экономически господствующие классы внутри находящегося у власти
блока осуществляют гегемонию, которая слабеет по мере усиления
тоталитаризма, роста влияния фашистской партии;
б) происходит подлинный раздел власти между высшей буржуазией
(господствующим классом) и средним классом, овладевшим государством и
управляющим им. Вождь (дуче, фюрер) является ключом системы;
в) фашистский режим отличает стремление интегрировать массы в новую
систему.
В результате всего этого возникает чистая тоталитарная система, где
партия (и/или руководитель) навязывает свою собственную линию
социоэкономическим силам, которые привели их к власти. Именно это IV-ый
этап эволюции, по замечанию Милзы, - «интегральный фашизм» - отличает
примат политики и идеологии над экономикой, усиление методов физического и
психологического террора.2 Принимая концепцию Милзы, нужно отметить, что,
видимо «четвертый фашизм» был реальностью в годы II Мировой войны в
Германии, а переход к такому режиму начался в Италии в 37-38 годах.
Таким образом, по справедливому замечанию Ш.Желева, тоталитаризм – это
та существенная черта фашистской диктатуры и фашистского государства, полно
и всеохватывающе выражающая их политическую природу, которая обязательно
должна присутствовать в характеристике фашизма.[17]


1.3. Тоталитаризм. Понятие. Характерные признаки, система идеологии.


Попробуем определить семантическое поле понятия «тоталитаризм».
Тоталитаризм, по мнению А.С.Белоусова и А.Шумавана, - это одна из форм
диктаторского режима, стремящаяся к полному подчинению общественной и
частной жизни граждан системе политического господства. Названный тип
диктаторского режима появляется лишь в ХХ веке, когда массовые народные
движения стали действующими субъектами политического развития, то есть
силой, при опоре на которую приходят к власти организованные структуры,
выражающие тоталитарную тенденцию.[18]
Детально и глубоко, по мысли И.В.Кондакова, природу тоталитаризма и его
отличие от авторитарной власти раскрывает Ю.Н.Давыдов. Его исходное
определение выглядит следующим образом: «тоталитаризм (от лат. «totus» -
весь, целый, совокупный) – система насильственного политического
господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его
экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни
власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-
бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Основной силой, на которую
опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни»[19].
По наблюдениям многих исследователей, процесс становления и утверждения
тоталитаризма наряду с люмпенизацией общества предполагает насильственную
«организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения».
Подобная организация общественной жизни достигается применением средств
прямого террора, инициируемого сверху. Под социальной «мобилизацией
сверху», следуя концепции Белоусова и Шумавана, понимается воздействие
тоталитарной власти на социально-экономические, а также культурные,
духовные и иные процессы, происходящие в общественном организме,
последствия которых не приводят напрямую к какому-либо определенному
эффекту в политической сфере, но отражаются в системе социально-
экономических и духовных связей, образующих основу гражданского
общества.[20]
Суммирует все вышеизложенное нами исследователь Доминик Кола,
указывающий на то, что террор и всеобщая мобилизация – это главные черты
тоталитарного строя.[21] Причем речь идет о стремлении с требованиями
определенной четкой модели. В этом, по мнению Белоусова и Шумавана, и
состояла «суть попытки создать нового человека – «фашиста».2
Интересной представляется мысль Кондакова о том, что различение правого
тоталитаризма (фашизм, нацизм) и левого социал-тоталитаризма (сталинизм,
троцкизм), а также признание того неоспоримого факта, что в основе той и
другой тоталитарной системы лежат различные экономические, политические и
идеологические принципы, нисколько не отменяет того положения, что обе
разновидности тоталитаризма обладают принципиальной общностью как
определенный тип политической системы. В том и в другом случае общество в
целом «заряжено» «вирусом тоталитаризма».[22]
Применительно к тоталитаризму, если принимать концепцию Белоусова и
Шумавана, используются два понятия: консенсус и насилие, поскольку в
условиях тоталитаризма консенсус навязывается силой, а насилие,
идеологически обосновываемое и юридически закрепляемое, составляет одну из
главных опор консенсуса.[23] Получается, что насилие оказывается не только
способом подавления оппозиции и инакомыслие, но и средством для постоянного
подогрева энтузиазма и веры сторонников.
В целом становится ясно, что тоталитарное общественное устройство
государства, общества и власти во многом базируется на исходной
теоретической доктрине, внедренной впоследствии в жизнь средствами
неограниченного насилия, террора, милитаризации и бюрократизации всех
общественных структур и отношений.[24]
Доминик Кола, рассуждая о тоталитаризме, подчеркивает, что тоталитаризм
имеет характерные признаки, которые, в частности, сформулировал Карл
Фридрих в середине 50-х гг. ХХ века.[25] Тоталитарное общество отличается
следующими главными чертами (выделим наиболее главные):
1) официальная идеология, представленная официальной доктриной;
2) наличие одной массовой партии, которая организуется на строго
иерархической основе и имеет только одного вождя;
3) технически обусловленная почти монопартийная власть над всеми
эффективными средствами вооруженной борьбы;
4) система террористической полицейской власти, опирающаяся на
монополию, на насилие и средства коммуникации.[26]
Доминик Кола приходит к совершенно точному, на наш взгляд, выводу о
том, что авторы, создавшие теорию тоталитаризма, не настаивали на том, что
тоталитарное общество едино, а лишь на том, что стоящие у власти лица
намерены добиваться такого единения.1
Между тем многие исследователи тоталитаризма указывают на то, что в
тоталитарной идеологии заложена неосуществленная утопия, то есть заведомо
иррациональная цель (см. подробно работы Кола, Кондакова, Милзы). Кондаков
акцентирует внимание на том, что тоталитарная идеология имеют свою строгую
систему:
а) тоталитарная идеология претендует на всеобщность, на воплощение
истины, правоты и блага народа;
б) что, в принципе, не наблюдается в реальности прошлого и настоящего;
в) ради осуществления провозглашаемых идеалов необходимо радикальное
переустройство общества в целом и каждого в отдельности – то есть
добровольное или «насильственное» обновление;
г) все идеологические постулаты и лозунги могут приниматься только на
веру и носят характер культа;
д) преобразование общества должно осуществляться вопреки воле
народа.[27]
Особенно представляется интересной, на наш взгляд, мысль исследователя
И. В. Кондакова о том, что сама политическая монополизация власти является
лишь соответствующей заданной модели тоталитарной идеологии. То есть
идеология, согласно концепции Кондакова, является по отношению к политике
первичной, политика – вторичной (следствием идеологии, ее результатом), а
экономика, право, информация, культура и все остальное оказывается вообще
«третичными», находятся в полной зависимости от политики, превращаются в
дополнение к ней. В результате, все соотношение этажей социальной
реальности оказывается «перевернутым» с ног на голову. Отсюда и
историческая неизбежность крушения всех тоталитарных режимов. «Таким
образом, - делает вывод ученый, - будучи обреченным режимом, тоталитаризм,
удерживаемый исключительно силой (оружия, террора, пропаганды, основанной
на лжи и секретности), представляет собой «балансирование страха»,
искусственно поддерживаемое обстановкой « военного лагеря» или осужденной
крепости.[28]
Исследователи феномена тоталитаризма (Х.Арендт, Хабермас, Кондаков)
совершено справедливо утверждают, что «вирус тоталитаризма» может привиться
не на любой культурной и социальной почве: для установления тоталитарного
режима в стране необходимо в качестве обязательной предпосылки
тоталитарность массового сознания (или хотя бы прототалитарная
ментальность).[29]


1.4. Идеология фашизма.


Детально рассмотрев понятие тоталитаризма, считаем правомерным
остановиться на таком сложном явлении как идеология фашизма.
Общеизвестным является тот факт, что в борьбе за создание массовой
социальной базы фашизм выдвинул систему взглядов, составивших так
называемую фашистскую идеологию, которая представляет собой беспринципный
конгломерат реакционных учений и теорий, сложившихся до появления фашизма.
В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового
первенства (теория «народного сообщества» и «корпоративности»),вождизма
(«принцип фюрерства»), всевластие государственной машины (теория
«тотального господства»). Мы придерживаемся точки зрения Доминика Кола по
вопросу о том, что одной из черт тоталитаризма выделяется монополизация
инструментов коммуникации и навязывание обществу одной единственной
идеологии.[30] По мнению многих исследователей фашизма, весьма существенной
чертой фашистской идеологии является стремление выступать под чужим флагом
с целью маскировки своего истинного содержания.[31]
А.И.Борозняк в статье «Историки ФРГ о нацизме» констатирует, что к
концу 60-х годов многим западногерманским ученым стало ясно, что доктрина
тоталитаризма не может претендовать на универсальное объяснение феномена
германского фашизма. [32],[33]
Кстати нужно оговорить, что до сих пор нет точности в употреблении
слова «фашизм». Поэль Карп по этому поводу пишет, что фашистским именуют
порядок, существовавший в Германии между 1933-м и 1945 годами. Однако в
Германии он именовался не фашистским, а национал-социалистическим. Партия
же Гитлера называлась «немецкая национал-социалистическая рабочая партия».
А в России еще до войны стали называть её фашистской, перенося на неё
наименование сходного движения, созданного в Италии социалистом Муссолини,
действительно именовавшегося фашистским.[34] Смешение понятий можно
наблюдать у многих исследователей, в частности, у Ю.Каграманова,
утверждавшего, что идеология национал-социализма не представляла собой
законченной системы. И в связи с этим «для определения фашизма нужно
спуститься глубже уровня идеологии, поскольку фашизм рождается в тех слоях
сознания (и подсознания), где стихийно совершается религиозный выбор и
формируются сообразные с ним основные психологические установки.[35] В этом
смысле совершенно правомерным представляется утверждение Ж.Батая о том, что
фашистская власть характеризуется прежде всего тем, что её основание
является одновременно и военным и религиозным, причем эти элементы нельзя
разграничить: таким образом, фашистская власть уже в самой своей основе
предстает как завершенная концентрация.[36]
Очень важно, что идеологический арсенал, который был использован
германскими фашистами для завоевания влияния на массы, утверждения своего
политического господства в стране, установления в ней режима кровавого
террора и развязывания захватнической войны, не был их собственным. Об этом
пишет А.А.Галкин.[37]
Фашистами были выполнены и взяты на вооружение наиболее простые и
доступные массовому сознанию идеи:
1) по мысли Гитлера «историческая задача в том, чтобы уничтожить
марксизм». На основе антимарксизма и строилась вся пирамида нацистских
националистических теорий;
2) определяющее место в идеологическом багаже фашизма заняла расовая
теория, поскольку, по мнению Галкина, она в большей степени, чем любые
другие, соответствовала настроениям, чувствам и предрассудкам той части
населения, на которые ориентировался фашизм[38];
3) из геополитической области было взято учение о государстве, согласно
которому развитие государства подчиняется тем же закономерностям, что и
развитие живых существ. Существуют молодые, зрелые и умирающие государства.
Согласно этой концепции Германия объявлялась молодым государством, в
результате чего любое её агрессивное действие могло быть объяснено и
оправдано динамичной стадией развития2;
4) теория «естественной границы», позволяющая претендовать на
обеспечение Германии выхода к Средиземному и Черным морям, на контроль над
устьем Рейна, на перенесение южных германских границ к Альпам, к Балканам и
куда угодно[39];
5) теория о «жизненном пространстве», в основе которой лежал тезис о
том, что в мире существует не только «невыносимая теснота и перенаселение»,
но и имеются страны, владельцы которых не в состоянии в достаточной степени
обработать и развить свою территорию.2 Понятно, что любой агрессивный акт
сопровождался ссылками на необходимость «жизненного пространства»;
6) важнейшей идеей была идея «национального социализма». Интересно, что
нацистские идеологи социализм определяли (вслед за Шпенглером) как форму
общественной организации, при которой государству принадлежат решающие
функции во всех областях жизни, начиная с политики и заканчивая культурой и
личной жизнью граждан. В этой связи вспоминаются слова Геббельса: «В
государстве – все, вне государства – ничего».
Ко всему вышеизложенному следует добавить то, что некоторые
исследователи фашизма считают целесообразным выделить основные приметы
фашизма, поскольку именно в этом случае можно будет охарактеризовать такое
сложное явление, как фашизм.[40]
Первая примета – неприятие истории. Реальная действительность сложна,
запутанна и многообразна. Однако фашизм ценит лишь простые и механические
решения вопросов исторического бытия.
Вторая примета – это наличие врагов. Отсюда – первоначальная задача –
разделаться со врагами.2 Гитлер выступал против христианства и коммунизма,
поэтому очень легко было объявить врагами евреев, которые, якобы, придумали
как христианство, так и коммунизм.
По сути, получается, что фашизм бросает вызов всей истории
христианского человечества. И по мнению Каграманова, германский фашизм
тяготел не просто к языческим, а даже к архаическим формам.
Нужно заметить, что сразу покончить с христианством было трудно, и
поэтому Гитлер и Муссолини, мечтая о новой вере и о времени, когда будет
создан «новый человек», «породистый», созданный по евгеническим рецептам
(человек, который будет наводить ужас), заключили впоследствии своего рода
союз между фашистским государством и частью церковной верхушки.[41],[42]
Третья примета фашизма – это отвращение к современной «прогнившей
цивилизации», которое может проявляться или бродяжничеством или уходом на
«лоно природы». Интересным в этой связи представляется высказывание Гитлера
о Природе. Э.Фромм отмечал, что Гитлер настаивал на том, что «можно и
должно управлять людьми, но Природой управлять нельзя».[43]
В результате к парадоксальному выводу приходит историк и литературовед
Ю.Каграманов. Определяя фашизм как регрессивный морализм, он считает, что
этот фактор даёт фашизму право называть себя «духовной революцией».[44]
Своё развитие получили социологические и социоэкономические
интерпретации фашизма. Представители этих направлений (в частности,
А.Ф.К.Органски и П.Милза) не считают фашизм идеологическим продуктом мелкой
буржуазии, поскольку «фашизм есть один из ответов на проблемы
индустриализации».[45] Кроме этих интерпретаций существует ещё одна –
психосоциальная, представителем которой справедливо принято считать
Э.Фромма. Э.Фромм сделал интересный вывод о том, что в деструктивном
обществе ХХ века, человек, лишившись своих традиционных групповых связей,
оказывается изолированным и отчужденным. Отсюда и ощущение беспомощности,
от которого индивид пытается избавиться с помощью «механизмов бегства». Это
авторитаризм, «разрушительность». Они и составляют опору фашизма.[46],[47]


Некоторые выводы и предположения.


Из всего изложенного нами выше можно сделать некоторые выводы.
1. Наиболее общим определением фашизма является то, что фашизм со всеми
его разновидностями – это необратимая гипертрофия государства,
противопоставившего отдельному человеку и разнообразию людских
общностей.[48]
2. Фашизм – это политическое течение, возникшее в капиталистических
странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее
реакционных кругов монополистического капитала, осуществляемая с целью
сохранения капиталистического строя.
3. Существует множество интерпретаций фашизма, основными из которых
являются: теория «нравственной болезни» Европы; представление о том, что
фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции; а
также объяснение фашизма в рамках социоэкономических структур
капиталистического общества.
4. Интересным и исчерпывающим является определение фашизма,
предложенное политологом Ш.Желевым: «фашизм – это и «массовое движение», и
«революция мелкой буржуазии», и «отчаянная борьба средних слоёв за
самосохранение», и «революция справа», и «превентивная контрреволюция», и в
каком-то смысле даже «шизофрения нации», «эпилептический припадок» целого
народа».[49]
5. Многими исследователями различаются варианты фашизма, которые
объединяет общая психологическая структура, а не экономические условия, на
основе которых фашизм возникает.[50]
6. Фашизм – психологическая проблема, однако оговаривается, что сами
психологические факторы могут быть поняты лишь при учете их формирования
под воздействием факторов социально-политических и экономических. Таким
образом, согласно теории Э.Фромма, фашизм – это экономическая и
политическая проблема, которую невозможно понять без учета психологических
факторов.
7. Фашизм невозможно определить без учета и характеристики такого
явления как тоталитаризм.
8. Для определения фашизма нужно спуститься глубже уровня идеологии,
поскольку фашизм рождается в тех слоях сознания, где стихийно совершается
религиозный выбор и формируются психологические установки.
9. Фашизм не возникает в любой момент истории. Появление и подъём
фашизма совпадает с эрой империализмов. По мнению историка и философа
Э.Кольте, существует «эпоха для фашизма», которая заканчивается с
завершением второй мировой войны и возникновением капиталистической
системы.[51]
10. Фашизм является плодом кризиса (экономического, социального,
политического, культурного) либеральной системы и представляет собой ответ
на «ситуацию отчаяния».
11. Этот кризис поражает в особенности мелкую буржуазию, предопределяя
её иррациональные реакции и радикальную идеологию, отличающую фашизм на I
этапе его развития (если следовать теории Милзы).
12. Фашизм у власти приводит к усилению капиталистических структур и
ускоряет процесс экономической концентрации.
13. В результате, в определенных социально-экономических условиях
(инфляция) особенно резко проявляются некоторые черты характера средних
классов, начиная с садо-мазохистских тенденций. По мнению австрийского
психолога В.Райха, фашизм представляет собой девиантную (отклоняющуюся) и
садо-мазохистскую реакцию на отчуждение в современном обществе, на
сексуальное и властное подавление. Интересно, что общая структура характера
обычного человека, по мысли Райха и Фромма, представляет собой три
«концентрических» круга. Фашизм ориентирован на средний слой, который
представляет собой бессознательное (по Фрейду) – жестокие, садистские,
похотливые, алчные, завистливые побуждения.[52]



Глава II. История фашизма.



Новинки рефератов ::

Реферат: Электрические трехфазные цепи (Технология)


Реферат: Банковская тайна (Финансы)


Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)


Реферат: Измерение горизонтальных и вертикальных углов (Геодезия)


Реферат: Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека (Спорт)


Реферат: Построение интерполяционного многочлена и вычисление по нему значения функции для заданного аргумента (Программирование)


Реферат: Влияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века (Философия)


Реферат: Душа. Миф или реальность (Религия)


Реферат: Особенности психического развития личности взрослого человека (Психология)


Реферат: Методика преподавания темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе (Педагогика)


Реферат: Смерч (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества (Предпринимательство)


Реферат: Клеопатра (Исторические личности)


Реферат: Філософські поняття (Философия)


Реферат: Налоговая система нэпа (Финансы)


Реферат: Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан (Предпринимательство)


Реферат: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику (Психология)


Реферат: Влияние языка на познавательные процессы (Педагогика)


Реферат: Важнейшие промышленные и финансовые центры США, крупнейшие корпорации (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист