GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Абсолютизм: развитие военного законодательства при Петре 1 (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Абсолютизм: развитие военного законодательства при Петре 1 (Право)




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 8

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 12

ВОИНСКИЕ АРТИКУЛЫ 12

ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ 15

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ 17

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ 17

ИТОГИ РЕФОРМ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

ВВЕДЕНИЕ

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как
отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии
со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать
предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и
историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские
историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским
государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность"
и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими
периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но
"российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран
Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в
России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран:
от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной
монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху
юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его
власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и
никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная
монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса
феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие
экономических, социальных и политических предпосылок.



ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

В исторической науке существует ряд точек зрения на то, что послужило
предпосылками возникновения абсолютизма. Так, М.Я. Волков считает, «… что
объективные условия для возникновения абсолютизма в России возникли
вследствие не одного, … а двух основных социально-экономических процессов,
составлявших в переходный период (новый период) две неразрывные стороны
общего социально-экономического развития России. Один из этих процессов –
развитие феодальной системы хозяйства и старых отношений, и другой –
развитие в недрах позднего феодализма капиталистических отношений и
формирование класса буржуазии. Их развитие определяет соотношение классовых
сил, от которого в свою очередь, зависит исход классовых и
внутриполитических конфликтов».[1] По мнению автора работы, М.Я. Волков
предлагает традиционный для того времени марксистско-ленинский поход к
изучению исторических явлений, но это вовсе не означает, что рассмотрение
проблемы в таком аспекте является неправильным. Действительно, в
параллельно с становлением абсолютизма в России идет генезис буржуазных
отношений, появляются первые мануфактуры.

«В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе
с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются
определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Так,
Соборное Уложение 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о
ликвидации конкурирующих с посадом, так называемых, «белых» слобод,
принадлежащим светским и духовным феодалам».[2]

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и
внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в
первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур
рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме
того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии
использования труда на мануфактурах.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими
причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую
независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более
приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная
монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась
поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-
1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

«Абсолютизм возник и развивался в специальных условиях существования
крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному
разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика
царей, направленная на уситление своей власти».[3]

Итак, абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с
этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной
степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако
еще проходили государственные совещания с представителями отдельных
сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях
договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667,
1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная
непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал
менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г.
насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из
82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая
доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных
сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели
налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и
продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать
государственный аппарат, о котором пойдет речь в следующей части
контрольной работы.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось
значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами.
Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым
боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.
«Боярская дума редко созывалась, ее место стала занимать, так называемая
«Тайная» или «Ближняя», дума из небольшого числа близких к царю лиц, с
которыми он решал остальные вопросы. Об упадке Боярской думы
свидетельствовало резкое увеличение именных указов, изданных царем без
совещания с думой. Царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то
время как указов одобренных Боярской думой, - лишь 49».[4]

Таким образом, возникновение абсолютной монархии было вызвано ходом
общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений,
усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим
положением России в то время. В целом возникновение абсолютизма в России
было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии,
Франции, Германии). Однако между абсолютными монархиями различных
государств имеются как общие черты, так и особенные, определяемые
конкретными условиями развития каждой страны. Так, в России и во Франции
абсолютизм существовал в завершенном виде, то есть в системе
государственных органов не было такого органа, который мог бы ограничивать
власть монарха. Для этого абсолютизма характерна высокая степень
централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата,
многочисленной армии.

Анализируя становление абсолютизма в России, необходимо отметить
некоторые особенности складывания данной формы правления:
. слабость сословно-представительных учреждений;
. финансовую независимость самодержавия в России;
. наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их
самостоятельность в отправлении властных полномочий;
. складывание новой правовой системы;
. формирование института неограниченной частной собственности; беспрерывное
ведение войн;
. ограничение привлеегий даже для господствующих сословий;
. особую роль личности Петра I.


ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были
предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой
серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему
продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого
дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и
неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого
стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы
просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было
необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена
перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла
обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже
произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли
кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами.
Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -
основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся
от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер
государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется
абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и
механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и
"рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд
новых земель в Сибири.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с
Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические
связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и
просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно,
брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было
необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало
возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития
России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа,
"требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная
преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в
ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое
при мирном ходе дел могло продлится длительное время. Реформа, как она
была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно
насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности
государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем
развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой
работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и
русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие
реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства
русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ
стала Северная война.
На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра
представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно
расширяясь она захватила все части государственного строя, коснулась самых
различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу,
в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по
несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности.
Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком
вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь
преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два
рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя
преобразованной армии и новосозданного флота, а другие на обеспечение
их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные
отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного
труда как источника государственного дохода. Нововведения военные,
социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и
ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие
были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об
руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная
перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое
общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием
была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового
управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители
подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо
было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его
сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного
знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических
школ.
Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед
обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом
обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной
деятельности, военная реформа - ее начальным моментом, а устройство
финансов - ее конечной целью.
О.А. Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-170910гг.) - изменения в системе государственных
учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления;
установление рекрутской системы.
Второй (171011-171819гг.) - создание Сената и ликвидация прежних
высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной
политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод
государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (171920-172526) - начало работы новых, уже созданных
учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и
реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа;
введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы.
Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов,
регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее
продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа.
Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о
государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад
общества и дальнейший ход событий.

ВОИНСКИЕ АРТИКУЛЫ

Воинские Артикулы утвержденны в 1714 г. и изданны в 1715 г. , свод
военно-уголовного законодательства.
Воинские артикулы состоят из двадцати четырех глав и двухсот девяти
статей и включены в качестве Части второй в Воинский устав. Юридическая
техника этого кодекса достаточно высокая: законодатель впервые стремится
использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и
отходит от традиционной для русского права казуальной системы.
Законодатель обращал внимание на степень случайности - грань
между неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой.
Выделив субъективную сторону преступления, законодатель все же не
отказывался от принципа объективного вменения: нередко неосторожные
действия наказывались так же, как и умышленные: для суда был важен
результат действия, а не его мотив. Вместе с преступником несли
ответственность лица, не совершавшие преступления, - его родственники.
Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от объективных
обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам законотносил состояние
аффекта, малолетство преступника, "непривычку к службе" и служебное рвение,
в пылу которого было совершено преступление.
Характерно, что к отягчающим обстоятельствам закон впервые стал
относить состояние опьянения, прежде всегда бывшее обстоятельством,
смягчающим вину. Законодатель вводил понятия крайней необходимости
(например, кража от голода) и необходимой обороны. В ряде случаев
законодатель предусматривал наказание за один только умысел (в
государственных преступлениях).
Артикулы включали следующие виды преступлений:
1. Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство,
которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет
доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось
тюремное заключение и телесное наказание.
Богохульство наказывалось усечением языка, а особая хула девы Марии
и святых - смертной казнью. При этом учитывался мотив злостности в
богохульстве.
Несоблюдение церковных обрядов и непосещение богослужений, нахождение
в церкви в пьяном виде наказывались штрафом или тюремным заключением.
Наказывалось и недоносительство в богохульстве.
"Совращение в раскол" наказывалось каторгой, конфискацией имущества, а
для священников - колесованием.
Божба, т.е. произнесение "всуе" имени божьего наказывалось штрафом и
церковным покаянием.
2. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя
наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление
против властей (одинаковое наказание - четвертование несли исполнители,
пособники и подстрекатели).
Оскорбление словом монарха наказывалось отсечением головы.
3. К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое
смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
4. Преступления против порядка управления и суда. К ним относились
срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда же
относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и расходных
ведомостей, за что полагались телесные наказания и конфискация. За подделку
денег - сожжение.
К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая
наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на
каторгу, лжесвидетельство, наказываемое как и лжеприсяга (кроме того,
назначалось церковное покаяние).
5. Преступления против "благочиния", близко стоящие к предыдущей
группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним
относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью,
содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения
вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей.
В дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за
буйство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в
публичных местах.
6, Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением
головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом,
шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств
законодатель относил убийство по найму, отравление, убийство отца,
матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов
очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование.
Неудачно покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения
приговаривался к смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались
повешением, тела погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались
надругательству.
Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на
грани междутелесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего
рукой, ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за
чистотой отхожих мест).
7. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для
определения тяжести преступления - сумму в двадцать рублей. За кражу на
сумму меньше установленной в первый раз преступник наказывался шпицрутенами
(шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в
третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество
на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили.
Смертная казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз,
укравших во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у
своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из
военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение.
8. К преступлениям против нравственности относили изнасилование (факт
которого, согласно закону, должен быть кроме заявления подтвержден данными
экспертизы), мужеложество (наказываемое смертной казнью или ссылкой на
галеры), скотоложество (за которым следовало тяжелое телесное наказание),
"блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство,
прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).
Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что
явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных
от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью
наказаний.



ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ

Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию
армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием,
армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось
вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка,
большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг.
Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое
значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной
технике ведения боя для разных родов войск. Организация и устройство армии
сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные
наборы "даточных людей" в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную
обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно. Указ 1699г. "О
приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в
рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699
по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе
организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и
иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53
набора, которые составили 284187 человек. Указ от 20 февраля 1705г.
завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные
внутренние войска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь
созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в
битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях. Реорганизация армии
сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли
Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ
артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат,
а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала
возможность иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми
качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной
реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава
воинского": 1700г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или
право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым
солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были
опубликованы Устав воинский вместе с Артикулом воинским и другими военными
законами. Артикул воинский содержал главным образом нормы уголовного права
и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не
только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских
судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей. Российский флот
также как армия комплектовался из призываемых рекрутов. Тогда же была
создана морская пехота.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С
помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что
подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Вместе с тем,
армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства,
были орудием укрепления господства дворянства.
С началом северной войны азовская эскадра была заброшена потом
потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на
создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь
будет 80 больших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г.
Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская
эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский
флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и
других мелких судов с 28 тысячами экипажа.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования
этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с
коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с генерал-
фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцелярией под начальством
генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-
кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи
войску жалования и снабжения его оружием, обмундированием и лошадьми. Сюда
надо еще прибавить генеральный штаб во главе с генералитетом. Расходы на
содержание армии составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.

ИТОГИ РЕФОРМ

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали
крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в
экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах
социально-экономической и политической жизни страны, постепенно
накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке,переросли в первой четверти
XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь
превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах
развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях
органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и
сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли
огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в
международных отношениях того времени.
Естественно, все эти изменения происходили на феодально-
крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно
иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более
того, темпы и pазмах освоения им новых территорий, новых сфер экономики
и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно
назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались,
цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и
развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для
развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для
прогресса страны.
Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное
противоречие, свойственное периоду позднего феодализма.
Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов
в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития
производительных сил, активного содействия росту промышленности,
торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны.
Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия
крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение
и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же
прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь,
консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное
оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и
превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,
приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в
сферу крепостнических отношений.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили
и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной
стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали
прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой
стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и
были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные
преобразования петровского времени с самого начала несли в себе
консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны
выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-
экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия
быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство
феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те
страны, которые встали на капиталистический путь развития.
Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой
энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке
отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно
понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил
ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял
и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного
деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и
крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были
"нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".
Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории
России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и
нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий.
Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных
сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы,
распространяли воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая
новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные
соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска,
приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной
армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами
своих господ, а такими же рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.
Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана
реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую,
удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала
сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала
недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу,
отличающуюся крайним ожесточением.
Н.Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I,
отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную
("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): "Первая деятельность
заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения
потомства". Деятельностью второго рода, по мнению Н.Я. Данилевского, Петр
привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно
перевернута на иностранный лад". В целом русские историки положительно
относились к государственной деятельности Петра I: "резко интенсифицировал
происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок
перенеся Россию через несколько этапов", "даже такое одиозное орудие
абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная
власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной
степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого
в фактор прогресса".2) Обеспечение политического и экономического
суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности,
- все это дает полное основание считать Петра I великим государственным
деятелем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой литературы



1. Е.В.АНИСИМОВ "Рождение империи", в кн. "История отечества: люди,
идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв." /сост.С.В.Мироненко.
- М.:Политиздат,1991.
2. В.И.БУГАНОВ "Петр Великий и его время" - М.:Наука,1989.
3. Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. -
№ 1. – с. 90.
4. Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995. – с. 110.
5. История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. –
М.,1988.
6. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в."/под ред. Б.А.
Рыбакова - М.: Высшая школа,1983.
7. С.КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" -
М.:Культура,1990. 1. Российское законодательство в Х-ХХ вв. т.4, М., 1986

8. Н.Н.МОЛЧАНОВ "Дипломатия Петра Великого" - М.:Международные
отношения,1990.
9. О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное
пособие М.: ВЮЗИ, 1986

-----------------------
[1] Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. -
№ 1. – с. 90.
[2] История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. –
М.,1988. – с. 255.
[3] Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995. – с. 110.
[4] История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. –
М.,1988. – с. 258.





Реферат на тему: Авторское и патентное право

Министерство общего образования РФ

Московский государственный открытый университет


Юридический факультет


Кафедра гражданского права



Клименко Татьяна Григорьевна



АВТОРСКОЕ И ПАТЕНТНОЕ ПРАВО



Дипломная работа студента V курса дневного отделения



Научный руководитель

доцент Гребенюк В.З.
Допущено к защите
«___» ______________ 2000 г.


Зав. кафедрой ______________
(подпись)



Москва 2000



План



Введение
Глава I Авторское право:
1. Задачи и принципы авторского права.
Объекты и субъекты авторского права.
2. Авторские договоры
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом.
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного права.
Объекты и субъекты патентного права.
2. Оформление патентных прав.
3. Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в
России и за рубежом.

Заключение



Введение


Человеческий гений является источником
всех произведений искусства и изобретений.
Эти произведения являются гарантией жизни,
достойной человека. Долг государства –
обеспечить надежную охрану всех видов
искусства и изобретений.
Надпись на куполе здания штаб-
квартиры ВОИС в Женеве.

Термин «интеллектуальная собственность» вошел в научный оборот и в
законодательство РФ в начале 90-х годов. Окончательно он узаконен
Конституцией РФ 1993г. Хотя ст. 44 Конституции РФ посвящена свободе
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, и не раскрывает данного понятия, она подчеркивает, что
«интеллектуальная собственность охраняется законом». Новый ГК, который
также оперирует данным понятием, раскрывает в общем виде его содержание в
ст.138. Анализ указанной статьи позволяет сделать вполне определенный вывод
о том, что под интеллектуальной собственностью в российском
законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительных
прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные
приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации
участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ,
услуг). Перечня конкретных объектов правовой охраны, подпадающих под
понятие интеллектуальной собственности, Кодекс не содержит. Однако из
ст.138 ГК однозначно следует, что соответствующая правовая охрана
результатов интеллектуальной деятельности и других приравненных к ним
объектов обеспечивается лишь "« случаях и в порядке, установленных
настоящим Кодексом и другими законами"» Это означает, что для отнесения
того или иного результата интеллектуальной деятельности или иного объекта к
интеллектуальной собственности требуются прямые указания закона.
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по
отношению к таким используемым в законодательстве и юридической литературе
понятиям, как «литературная и художественная собственность» и «промышленная
собственность». Последние обозначают соответственно авторское право,
действие которого распространяется также на результаты научного творчества
(научная собственность), и патентное право вместе с примыкающим к нему
законодательством об охране средств индивидуализации участников
гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).
Отношения, связанные с охраной и использованием объектов
интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского
гражданского права (ст.2 ГК). Нормы ГК, и прежде всего те из них, которые
будут сосредоточены в третьей части Кодекса, вместе с правилами,
содержащимися в специальных законах, посвященных охране исключительных
прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к
ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль российского
гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом
интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о
личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются
законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и
сложившейся в рассматриваемой области системы источников права указанную
подотрасль российского гражданского права можно подразделить на четыре
относительно самостоятельных института: институт авторского права и смежных
прав, институт патентного права, институт средств индивидуализации
участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)
и последний: институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной
собственности. Несмотря на такую взаимосвязь и наличие целого ряда общих
моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи,
а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.
В этой работе будут рассматриваться два важнейших института
исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности.
Это институт авторского права и смежных прав и институт патентного права.



Глава I

Авторское право

1. Задачи и принципы авторского права.
Объекты и субъекты авторского права.

Теоретические предпосылки авторского права базируются на
необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям
интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязанности
вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих
достижений. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948 г., авторские права были отнесены к основным правам
человека. В ст.27 Декларации говорится:
«1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной
жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и
пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных
интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных
трудов, автором которых он является». (Права человека. Основные
международные документы. Москва. «Международные отношения» 1989г.).
Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство
содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо
общих интересов. Свободу литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества, преподавания и охрану
интеллектуальной собственности гарантирует статья 44 Конституции РФ.
Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм
гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием
и использованием произведений науки, литературы и искусства. Оно является
самостоятельным институтом гражданского права.
В субъективном смысле авторское право – это совокупность личных
неимущественных (моральных) и имущественных прав, принадлежащих лицам,
создающим произведения науки, литературы и искусства (авторам) в отношении
созданных ими произведений.
Формирование авторского законодательства осуществляется на основе
принципов гражданского права вообще и специфических принципов, присущих
данному институту. В юридической литературе, особенно учебной, к таким
принципам обычно относят: свободу творчества, сочетание личных интересов
автора с интересами всего общества, моральную и материальную
заинтересованность автора в создании и использовании произведений,
всемерную охрану прав и законных интересов авторов.
До принятия 9 июля 1993 г. в Российской Федерации закона «Об
авторском праве и смежных правах» (Российская газета, 3 августа 1993 г.)
основным источником авторского права был Гражданский кодекс РФ, который
регулировал отношения, связанные с использованием результатов творческой
деятельности авторов произведений науки, литературы и искусства и охраной
авторских прав.
Закон РФ значительно расширил перечень объектов авторского права,
устранил зависимость оплаты труда авторов произведений от утверждаемых
Правительством твердых ставок авторского вознаграждения. При этом для
обеспечения социальной защиты авторов, не ограничивая стороны в
установлении максимальных ставок авторского вознаграждения, этот Закон
предусматривает установление Правительством минимальных ставок авторского
вознаграждения.
Впервые в законодательство России включены нормы, предусматривающие
охрану прав артистов-исполнителей и производителей фонограмм, более четко
определены права и обязанности организаций вещания.
Законом РФ об авторском праве восприняты положения Бернской конвенции
и новеллы Тетового закона Всемирной организации интеллектуальной
собственности (ВОИС) об авторском праве и смежных правах, что будет
способствовать повышению международного авторитета России на международной
арене.
Основными источниками авторского права Российской Федерации являются:
. Конституция Российской Федерации, ст.44 которой гарантирует
каждому свободу литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества, преподавания (Российская
газета. 1993 г. 25 октября);
. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят
Государственной Думой 21 октября 1994 г. (Российская газета.
1994г. 8 декабря);
. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993г. «Об авторском праве и
смежных правах» (Российская газета. 1993г. 3 августа);
. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992г. «О правовой
охране программ для электронных вычислительных машин м баз данных»
(Российская газета. 1992г. 20 октября);
. Нормативные акты исполнительной власти, из которых важно назвать
постановление правительства Российской Федерации от 21 марта
1994г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за
некоторые виды использования произведений литературы и искусства»
(Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
1994г. №3).


Основные задачи и принципы авторского права


В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической
литературе называются две следующие задачи. С одной стороны, авторское
право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки,
литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию
условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и
охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на
использование создание ими произведений и получение доходов и т.д. С другой
стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого
использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение
уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать
использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить
помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей,
слушателей знакомиться с ними.
Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его
принципами. Принципы авторского права – это его основные начала, отправные
идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и
общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права,
предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных
правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи
закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права
выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание
принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве,
правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также
решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем
законодательстве.
К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в
содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.
Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться
принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ.
Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает
собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его
норм.
Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все
произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения,
достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг
охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты
творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы
произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения
создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают
вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению
окончательной формы и т.п.
Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных
интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно,
проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и
гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В
основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на
использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой
монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского
права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь
неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не
ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении
необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало
доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть
столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и
общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют
охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов
общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры.
(п.2 ст.44 Конституции РФ).
В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского
права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных
неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий
российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По
российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права
автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим
лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное
соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным.
Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения
служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и
должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы
нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства,
право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по
наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования
произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается
имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по
авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона
(служебные произведения).
В-четвертых, для современного российского авторского права характерен
принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий
ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации
основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким
выражением последнего было существование так называемых типовых авторских
договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели
нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и
пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых
договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими
им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение
авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать
авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских
договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором,
признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в
типовом договоре.
Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально
регулирующих сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде
всего свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным
явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство
отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В
нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также
указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы
сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются,
с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для
авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые
автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами,
предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение
авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если
конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими на
пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате
автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе
ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

Объекты авторского права.

Согласно ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»:
«авторское право распространяется на произведения науки, литературы и
искусства, являющиеся резу4льтатом творческой деятельности, независимо от
назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения».
Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или
необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей
воспроизводить результат творческой деятельности автора.
В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского
права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного
творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта
авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого
указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало
некоторым авторам основания утверждать, что «новые, творчески
самостоятельные произведения – это лишь часть охраняемых авторским правом
произведений» (Э.П. Гаврилов. Советское авторское право. Основные
положения. Тенденция развития. Москва. «Наука» 1984г.). Новое определение
объекта авторского права является более четким и согласуется с
определением, приведенным в Типовом законе ВОИС.
Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое
значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные
и произведения искусства и не требуется.
Отнесение произведения к категории исключительно научных,
литературных или произведений искусства для признания его объектом
авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в
результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и
объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права
простой список телефонов, простая компиляция и т.д.
В случае спора о наличии или отсутствии творчества назначается
экспертиза, с помощью которой суд может решить этот вопрос.
Творчество может быть выражено и в систематизации, и в объединении
уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в
этих случаях подлежит форма изложения материала.
Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского
права, если он выражен в какой-либо объективной форме, так как авторским
правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые
определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является
обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.
Произведение считается имеющим объективную форму, если оно выражено в
одной из следующих форм:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
- устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.);
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой,
оптической и т.д.);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-,
видео- или фотокадр и т.д.);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и
т.д.);
- в других формах.
Авторское право распространяется как на обнародованные, так и
необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной
форме.
Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия
автора действие, которое впервые делает произведение доступным для
всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного
исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст.4 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах».
Из этого определения следует, что для признания произведения
обнародованным достаточно наличия самой возможности для неопределенного
круга лиц ознакомиться с произведением. Фактическое ознакомление публики с
выпущенным в свет произведением необязательно.
Практические и правовые последствия признания произведения
обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право на
обнародование только один раз, после чего произведение получает иной
правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку
произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые
допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений.
Если произведение не подпадает под категорию обнародованных, оно
считается необнародованным. Не считается обнародованием информация о
произведении с изложением его содержания.
Появление за последние годы новых технических средств, с помощью
которых стало возможным достижение новых творческих результатов,
значительно расширило список объектов авторского права.
Наиболее полный их перечень рекомендован к воспроизведению в
национальных законодательных актах об авторском праве Типовым законом ВОИС
и приведен в ст.7 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Согласно этой статье к объектам авторского права относятся:
- литературные произведения (литературно-художественные, научные,
учебные, публицистические и т.п.);
- драматические и сценарные произведения;
- музыкальные произведения с текстом и без текста;
- музыкально-драматические произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, слайд-
фильмы, диафильмы и другие кино-, теле- и видеопроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие
произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического
искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового
искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способом,
аналогичным фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и
пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и
другим наукам;
- программы для ЭВМ всех видов, включая прикладные программы и
операционные системы;
- другие произведения, удовлетворяющие требованиям предоставления
охраны.
Часть произведения (включая его название), которая обладает
перечисленными в законе признаками и может использоваться самостоятельно,
также признается объектом авторского права.
К объектам авторского права также относятся:
- производные произведения (переводы, обработки, аннотации,
рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и
другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
- сборники произведений, также как энциклопедии, антологии, базы
данных, другие составные произведения, представляющие собой по
подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Охрана предоставляется производным и составным произведениям
независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на
которых они основаны или которые они включают.
Переход права собственности или права владения каким-либо
материальным объектом сам по себе не влечет перехода каких-либо

Новинки рефератов ::

Реферат: Философия французского просвещения (Философия)


Реферат: Учет готовой продукции и ее реализации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования (Педагогика)


Реферат: Трехмерное параметрическое моделирование на персональном компьютере (Программирование)


Реферат: Международно-правовые вопросы гражданства (Международное публичное право)


Реферат: Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники (Мифология)


Реферат: Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе (Спорт)


Реферат: Мое отношение к Наполеону (История)


Реферат: Авторизация и манипуляция в процессах управления (Радиоэлектроника)


Реферат: Тепловые процессы (из конспекта лекций 2000г.) (Физика)


Реферат: Скульптура (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы развития аудита в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Перевод английского каламбура (Литература)


Реферат: Життя і наукова діяльність Чарльза Дарвіна (Биология)


Реферат: Даниил Галицкий и его внутренняя и внешняя политика (Данило Галицький - його внутрЁшня та зовнЁшня полЁтика) (История)


Реферат: Романсы Михаила Ивановича Глинки (Музыка)


Реферат: К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность (Религия)


Реферат: Межнациональные отношения (Политология)


Реферат: Планк Макс (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист