GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: История возникновения представлений о психике (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История возникновения представлений о психике (Социология)



Министерство высшего и среднего образования РФ
Ульяновский Государственный Технический Университет


Кафедра «Политологии и Социологии»



Реферат на тему:
“История возникновения представлений о психике”



Выполнил студент гр. ПГСд-41:
Строганов Я.С.
Проверила:
Тарханова



Ульяновск
2001
Содержание

Введение

Возникновение представлений о психике в античную эпоху
Древнегреческая философия в досократовский период
Новые подходы в объяснении природы психического
Представление о психике в эпоху Возрождения

Представление о психике в эпоху Нового времени

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и
направлений

Заключение

Литература



Введение

В настоящее время роль психологии в решении практических задач на
производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно
возрастает, всё более актуальными становятся и исторические аспекты
развития психологической науки. Назрела необходимость обращения к прошлому
психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки
на современном этапе и в будущем в осуществлении различных задач.
Особое положение истории психологии заключается в том, что она
представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы
философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических
явлений и структуру собственно психологических знаний. История психологии
выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую процесс взаимного
влияния психологии и других наук в ходе их развития.
История возникновения представлений о психике имеет большое значение
для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и
рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно
рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории
возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо
строгая психологическая теория.
История возникновения психологии как науки является основой для
формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для
создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке
различных течений, направлений и взглядов в психологии.
Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения
эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего
взгляда на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный
кругозор.
Заключая краткую характеристику значения истории возникновения
представлений о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень
полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции
историко-психологического значения, определяется в первую очередь научными
приёмами описания, интерпретации и оценки развития науки.

Возникновение представлений о психике в античную эпоху


Древнегреческая философия в досократовский период

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом
(от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами
сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с
последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа
и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам
животных и растений. Древние греки называли душу словом “псюхе”. Оно и дало
имя психологии.
Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой,
существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики
или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы
является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира
характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное,
телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними
заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие
же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной
материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес
– воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).
Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого
слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос
мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и
психическим не проводилось. Гилозоизм впервые поставил душу под общие
законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого
огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано не только общее
представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить и
охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные
силы, влечение, потребности, чувства).
Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в
древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ
античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой
головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкмен
предположил наличие психики у человека и животных. От животных человек
отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов
чувств.
Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в
качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а
органом души считал сердце, а не мозг.
Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мира
принимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарождения
анатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил
изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он
выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности.
Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в
историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к
изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной
такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в
организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь).
Подлинным основателем атомистического направления принято считать
Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в
результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа
животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода,
отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов
в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив
отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу,
условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций,
тем самым начав причинное объяснение психических процессов.

Новые подходы в объяснении природы психического

В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой
философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником
которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до
н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По
сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и
душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и
восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в
пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой
душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными
способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес).
Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его
способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими
понятиями и принципами.
В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его
ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона
заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а
мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна
и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души
не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому
существует целая иерархия различных по уму людей.
У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший
уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является
головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями –
низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в
области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация
второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.
Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или
другой части души.
Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы
психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе
Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть
ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не
физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но
организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
“Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому
представляется, что душа не может существовать без тела и не может
существовать без тела и не является телом.” ”Душу от тела отделить
нельзя.”[1]
Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических
явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной
деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы
психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности:
зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.
Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э.
– IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по
происхождению. В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальна
и едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам
принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и
языка.
Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней
медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души,
начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и
характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его
психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени.
Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную
эпоху, отметим, что древние мыслители сумели высказать множество догадок,
выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние
на последующие открытия в психологии.

Представление о психике в эпоху Возрождения

В период Средневековья философия и психология целиком находилась под
влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с
началом капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в
направлении религиозного раскрепощения и разработки и формулирования новых
принципов и подходов объяснения психики и поведения человека.
Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 –
1457 гг.), П. Помпонацци (1462 – 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 – 1540 гг.), Б.
Телезио (1508 – 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит
природа, а человек – часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы,
а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие – это требование
природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а
удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы
и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.
Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции),
которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более
сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого
открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний
опыт или самонаблюдение.
Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью
преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Однако в целом
их взгляды подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе
эмперической, интроспективной, ассоциативной психологии.

Представление о психике в эпоху Нового времени

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и
сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени
выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим
способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания
учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели
эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679
гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником
всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное
происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами
которого выступали Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716
гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие
понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и
врождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и два
других непримиримых лагеря – материализм и идеализм.
По Р. Декару собственно психическим является только то, что
пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение,
представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые
телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим
суть духовной субстанции.[2] Поскольку же мышление – единственный атрибут
души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях,
зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это
“внутреннее зрение” стали называть интроспекцией, а декартову концепцию
сознания – интроспективной. Она отрицает существование психики у животных,
так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип
работы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского “обращение назад”).
Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а
как наука о сознании.
Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой
теории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное
существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это:
влечение, радость и печаль.
Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считал
духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод
(от греческого “моное”-единое). Каждая из них “психичне” и наделена
способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Было
перечёркнуто декартово равенство психики и сознания. В душе непрерывно
происходит незаметная деятельность “малых перцепций” – несознаваемых
восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия;
психика бессознательна.
Т. Гоббс начисто отверг думу как особую сущность. Материальные вещи
способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие
за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации.
Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он
провозгласил разум продуктом ассоциации.
За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил
два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания
порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и
внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.
XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних
веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в
основной фонд научных знаний.

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как
совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода
характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира
психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных
объективному наблюдению.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике.
Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была
открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного
мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Было установлено с опорой на
экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире
действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения
психологии, как от физиологии, так и от философии. При отсутствии знаний о
телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым
подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую
причинность можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гг.), Г. Фехнера (1801 –
1887 гг.), Ф. Дондерса (1818 – 1889 гг.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гг.),Э
Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.) и других. Опыты этих учёных
подрывали принятые в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Была
открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания), связь инстинктов и
эмоциями. Врачи – гипнотизеры ещё раз доказали существование
бессознательной психики.
Концепция психологического параллелизма, согласно которой,
психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но
функционально соответствующих ряда явлений, но функционально
соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной
психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд (1832 –
1920 гг.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского
“волюнтас” – воля) – философия, считающей волю внешним принципом бытия.
Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и
первичную духовную силу.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гг.) указал на
сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное
торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом
движения, но и познания.
С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её
изучения стали ассоциации. Если раньше своеобразие интеллектуальных
процессов следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов
сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) на основе опытов
выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма.
Используя “проблемные ящики” в экспериментах с кошками, он доказал
присущность смысловых процессов телесному поведению. Действия, ставшие
автоматизированными благодаря повторению, называли навыками.
Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) доказывает, основываясь на
множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он
впервые вводит понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий
между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм
деятельности, занялся А. Бине (1857 – 1911 гг.). Его “коэффициент
интеллекта” соотносил “умственный” возраст с хронологическим. Таким
образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не
неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а
телесные реакции, изучаемые объективным методом.

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и
направлений

В начале XIX столетия в психологии существовало множество
конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный
предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные
сдвиги по всему факту психологических исследований.
У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.),
который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со
средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и
сосудистой системах, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.
И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) в
рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что
организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от
условий – внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы
высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи,
подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.
“Отцом” направления бихевиоризма (от английского “бихевиор” –
поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив
сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы
поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения.
Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за
покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил,
процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая
сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет
мотивационный ресурс личности.
Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было
понятие о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических
явлений. Юнг выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый
вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).
А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил как
фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается
источник неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх Я
(уровень моральных норм и запретов).
Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия
индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципом
человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля,
память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается
изначальная социальность личности.
Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет
целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных
структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер
(1887 – 1967 гг.) и К. Коффка (1886 – 1941 гг.) – открыли “инсайт”
(усмотрение, озарение), “ага – переживание”; доказали, что умственные
операции при решении творческих задач подчинены особым принципам
организации гештальта, а не логики.
К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил “теорию поля”, изображая личность
как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы
которой её притягивают, другие – отталкивают.
Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция”,
то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул
(независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная
(реакция). Э. Толмер (1886 – 1959 гг.) в качестве среднего звена выделил
недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки,
знания), К. Халл (1884 – 1952 гг.) – потребность организма (пищевую,
сексуальную и др.).
Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта
стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма,
который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской
мысли. Исходным моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные
внешние действия ребёнка.
Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорки (1885 – 1953 гг.),
который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются
отношениями ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное как реакция на
тревожность, извращения и огрессивность есть результат невроза, а не
причина его (по Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурные
факторы взамен биологическим.
К.Н. Карнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил
основным элементом психики считать реакцию, в которой объективное и
субъективное неразделимы.
Л.С. Высотский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических
функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно
– знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) – это “психологическое
орудие”, посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается
не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он
назвал важнейшей “единицей” развития личности.[3]
М.Я. Босов (1892 – 1931 гг.) предложил считать деятельность особой
структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов. Психический образ, к
чему стремятся люди, подчиняет себе отдельные действия и переживания людей.
Рубинштейн попытался сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив,
каким образом оно формируется в этом процессе.
Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные
школы и направления создали огромную область научных знаний о психике.

Заключение

Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие
психологической мысли определялось прежде всего социально-экономическими
условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на
каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и
формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-
экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики,
права, морали, религии.
Многие теоретические и методологические вопросы истории возникновения
представлений о психике не могут быть в настоящее время решены вследствие
неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные
конкретные периоды их развития (доантичная и средневековая психология,
психологии эпохи Возрождения).
Полное становление психологии как науки ещё не завершено. Многие её
разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Поэтому
эволюция представлений о психике продолжается – возникают новые направления
и теории, изменяются старые.

Литература

1. Немов Р.С. Психология: учебник для ВУЗов. В 2 кн – М.: Просвещение :
Владое, 1994 – 576 стр.
2. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр
“Академия”, 1995 – 496 стр.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учебное пособие для
высшей школы – М.: Российский гуманитарный университет, 1994 – 447 стр.
4. Якунин В.А. История психологии: учебное пособие. – СПб.: Издательство
Михайлова В.А., 1998 – 376 стр.
-----------------------
[1] Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. – М.:
Издательский центр “Академия”, 1995 – 13 стр.
[2] Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие – СПб.: Издательство
Михайлова В.А., 1998.: стр. 153.
[3] Петровский А.В. Введение в психологию – М.: Издательский центр
“Академия”, 1995. Стр. 65.





Реферат на тему: История развития
История социологии


Французский учёный Эмиль Дюркгейм является одним из создателей
социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Дюркгейм жил
на рубеже двух столетий (1858 - 1917), и при жизни вышли в свет четыре его
книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии»
(1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни»
(1912), являющиеся самыми крупными произведениями его творчества. Его
преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие научные
работы Эмиля Дюркгейма рождались из лекционных курсов.
Работа «Метод социологии» является одним из шедевров мировой
социологической классики. Первоначально она была опубликована в виде серии
статей и носила название «Правила социологического метода». В ней отражена
философская позиция Дюркгейма как социолога, и содержит в себе, исходя из
этой позиции, ряд методологических правил для изучения социологии, как
самостоятельной, реалистической и свободной от всяческих политических,
религиозных, метафизических и прочих предрассудков, науки.
Описанию основных методологических правил социологии Эмиля Дюркгейма
и посвящена эта работа.

Методом социологии Эмиль Дюркгейм предлагал считать изучение
социальных фактов, и основной принцип его методологии выражен в знаменитой
формуле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
Однако, прежде чем давать понятие что же такое социальные факты
Дюркгейма, следует отметить главные принципы его социологии, вокруг которых
объединилась вся Французская социологическая школа. Именно эти
основополагающие принципы теории Дюркгейма зафиксированы прежде всего в
понятии «социологизм», которое конечно не охватывает всего многообразия
теоретических построений Дюркгейма.
«Социологизм» Дюркгейма содержит в себе два аспекта: онтологический и
методологический. Онтологическая сторона «социологизма отражается
концепцией социальной реальности, находящейся в автономии и
противоположности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической,
реальности, воплощенной в отдельных индивидах. Противоположность этих двух
реальностей и их разнородность, выступает у французского социолога в форме
дихтомических пар:
«индивидуальные факты - социальные факты»;
«индивидуальные представления - коллективные представления»;
«индивидуальное сознание - коллективное сознание».

Эти дихотомии непосредственно связаны с общей концепцией человека у
Дюркгейма. Человек, с его точки зрения, - это двойственная реальность, в
которой существуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и
индивидуальная. Согласно теории Дюркгейма противопоставление этих двух
начал свойственно природе человека и выступает в следующих дихотомиях:

1. определяемое социально и биологически заданное;
2. социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и
действия;
3. факторы, исходящие извне индивида и возникшие внутри его сознания;
4. мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются
сугубо личными;
5. альтруистическое и эгоцентрическое поведение.


Согласно теории Дюркгейма, в обществе утверждается примат, то есть
преобладающее значение социальной реальности по отношению к индивидуальной.
Таким образом, общество выступает в роли высшей и реальной сущности,
которая обосновывает и санкционирует нравственность. Это совокупность всех
индивидов и групп, объединённых многообразными социальными, экономическими,
культурными связями, общими традициями, целями и ценностями.

Социальные факты

Что же является социальным фактом?
Фактом, например, можно считать то, что каждый индивид ест, пьёт,
спит, рассуждает. Но подобного рода факты могут интересовать такие науки,
как биология и психология. Действительно, с позиции медицины, общество
очень заинтересовано в том, чтобы все эти функции индивида отправлялись
регулярно. Но помимо этого, во всяком обществе существует определённая
группа явлений, отличающихся резко очерченными свойствами от явлений,
изучаемых естественными науками. Эти явления носят характер социальных и
относятся к области явлений, изучением которых занимается социология.
Например, когда человек действует как брат, супруг или гражданин,
когда он выполняет заключённые им обязательства, он выполняет обязанности,
установленные вне его правом и обычаями. Это относится ко всем членам
общества без исключения. Даже когда эти нормы и обычаи согласны с нашими
собственными чувствами и признаем тем самым их реальное существование, их
реальность остаётся всё-таки объективной, так как мы не сами создали обычаи
и нормы, господствующие в нашем обществе, а усвоили их благодаря
воспитанию.
Точно так же верующий при рождении своём находит уже готовыми
верования и обряды своей религии; если они существовали до него, то, значит
они существуют вне его. Система знаков, которыми люди пользуются для
выражения своих мыслей, денежная система, употребляемая для уплаты долгов,
обычаи, соблюдаемые в каждой профессии - всё это функционирует независимо
от того употребления, которое мы из них делаем. Таким образом, эти способы
мышления, деятельности и чувствования обладают тем свойством, что
существуют вне индивидуальных сознаний.
Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но
и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему
независимо от его желания. Конечно, когда человек добровольно сообразуется
с ними, это принуждение мало или совсем не ощущается, но проявится тотчас
же, как только он попытается им сопротивляться.
Таким образом, социальным фактом является всякий способ действий,
имеющий своё собственное существование и способный оказывать на индивида
внешнее принуждение, независимое от его индивидуальных проявлений.
Социальные факты, обладая лишь различными оттенками, существуют в
обществе или социальной группе в виде юридических и нравственных правил,
религиозных догматов веры, кодексов вкуса, устанавливаемых литературными
школами, требований моды и так далее. Представителем нравственных правил
может являться общественная совесть, удерживающая от всякого действия,
оскорбляющего их, посредством надзора за поведением граждан и особых
наказаний, которыми она располагает. Например, неадекватное в определённой
ситуации поведение и неприемлемый для данного общества стиль одежды, в
лучшем случае могут вызвать смех окружающих и некоторое отдаление от
человека, что, хотя и в более слабой степени, производит то же действие,
что и наказание.
Если бы владелец промышленного предприятия изъявил желание
использовать в производстве приёмы и методы прошлого столетия, то он
наверняка бы разорился. И даже если бы ему удалось освободиться от
требований, средств и методов производства, характерных для научного и
технического прогресса нынешнего времени, и «успешно» их нарушить, то при
этом он, так или иначе ощутил бы некоторое сопротивление. Именно это
сопротивление и характеризует, в данном случае, наличие и существование
внешней принудительной силы, которое выражается в ряде правил, требований и
способов, диктуемых общественно установленными порядками. В конечном итоге,
такой промышленник-экспериментатор, в скором времени непременно
превратился бы в горе-промышленника.
Наличие социального факта, который Дюркгейм определяет внешней,
социально обусловленной принудительной силой, можно подтвердить другим
примером. Достаточно только обратить внимание на то, как воспитывается
ребёнок. С самых первых дней жизни ребёнка принуждают есть, пить и спать в
определённые часы. Позднее его принуждают к чистоте и послушанию, считаться
с другими, уважать обычаи, приличия, учиться, работать. Это давление,
испытываемое ребёнком с первых лет его жизни, есть давление социальной
среды, стремящейся сформировать его по своему образу и имеющей своими
представителями родителей, воспитателей и учителей.


Наблюдение социальных фактов

Дюркгейм указывает на то, что основным правилом для социолога при
изучении социальных фактов, должно быть то, что социальные факты суть вещи,
и о них нужно рассуждать как о вещах. Он доказывает это положение тем, что
для социолога они составляют единственное данное. Вещью же является всё то,
что дано, представлено, а точнее навязано наблюдению. Рассуждать о
социальных явлениях как о вещах - значит рассуждать о них как о данных,
составляющих отправной пункт науки. Нам дана не идея, пишет Дюркгейм,
создаваемая людьми о стоимости, - она недоступна наблюдению, - а стоимости,
реально обмениваемые в сфере экономических отношений. Точно таким же
образом, нам дано не то или иное представление о нравственном идеале, а
совокупность правил, действительно определяющих поведение.
Объектом же социологического исследования следует выбирать лишь
группу явлений, определённых предварительно некоторыми установленными
признаками, которые будут являться общими для данной группы социальных
явлений. Предмет каждой проблемы, будь она общей или частной, может быть
установлен согласно следующему принципу. Например, мы констатируем
существование некоторого количества действий, обладающих тем внешним
признаком, что совершение их вызывает со стороны общества особую реакцию,
называемую наказанием. Мы составляем из них совокупность явлений, которые
помещаем в одну общую рубрику - свод законов. Мы называем преступлением
всякое наказуемое действие и делаем преступление, определяемое таким
образом, объектом особой науки - криминологии. Точкой отправления такой
науки как криминология должно быть социологическое понятие о преступлении,
как о безнравственном действии. Для того чтобы определить, нравственно или
безнравственно какое-нибудь действие, необходимо определить, имеет оно или
нет внешний признак нравственности. Признак этот заключается в репрессивной
санкции или предписании, иными словами в осуждении общественным мнением
этого действия.
Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-
нибудь класса социальных фактов, он должен рассматривать их с той стороны,
с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных
проявлений. Необходимо так же определить, имеется ли соответствие между
рассматриваемым фактом и общими потребностями социального организма, в чём
состоит это соответствие, не заботясь о том, чтобы узнать, преднамеренно
оно возникло или нет. Все вопросы, связанные с намерениями, слишком
субъективны, чтобы можно было рассматривать их научно. Социальные явления,
сами по себе, не имеют цели или намерения, потому что они существуют не для
достижения полезных результатов, к которым они приводят; они обладают лишь
некоей функцией.
Следовательно, чтобы объяснить то или иное социальное явление, нужно
отдельно исследовать порождающую его реальную причину и выполняемую им
функцию. Например, социальная реакция в виде наказания вызывается
интенсивностью коллективных чувств, оскорбляемых преступлением. Но с другой
стороны, она так же выполняет полезную функцию поддержания этих чувств в
той же степени интенсивности, так как они бы постоянно ослаблялись, если бы
за перенесение ими оскорбления не следовало наказания. Таким образом,
причина социальных явлений состоит не в сознательном предвосхищении
функции, которую они должны выполнять; наоборот, эта функция состоит во
многих случаях в поддержании ранее существовавшей причине, из которой
социальные явления проистекают. Можно сказать, что социальные явления
оказывают обществу своего рода «услугу», обладающую свойством «стимула» для
коллективных чувств.
Исходное начало всякого социального процесса следует искать в
устройстве внутренней социальной среды. Поэтому задача социолога
заключается не только в установлении существующих социальных явлений, но и
в обнаружении различных свойств этой среды, способных оказать влияние на
развитие социальных явлений. Показателями свойств социальной среды будут
являться в таком случае число жителей на единицу площади и развитие путей
сообщения и связи, а так же число индивидов, действительно находящихся не
только в коммерческих, но и в нравственных отношениях, то есть живущих
совместной жизнью и обменивающихся услугами в условиях конкуренции.

Построение социальных типов

Итак, существование социальных фактов в обществе –вещь неоспоримая.
Безусловно, они существуют как в любой малой группе общества, так и в
государстве в целом. Причем некоторые социальные факты, существующие в
одной стране, могут существенно отличаться от явлений, характерных для
другой; что может быть нормальным для одного общества, иногда неприемлемо
для другого. В то же время есть общества, имеющие в этом отношении
некоторые сходства. Определённые моральные, юридические институты,
религиозные верования тождественны повсюду, где условия социальной жизни
обнаруживают ту же тождественность; даже некоторые обычаи сходны между
собой вплоть до деталей, причём в странах, весьма удаленных друг от друга и
никогда не имевших между собой никаких отношений.

Установление видов - это, прежде всего средство группировки
социальных фактов с целью облегчить их интерпретацию.
Понятие о социальном виде имеет то огромное преимущество, что
занимает среднее место между двумя противоположными представлениями о
коллективной жизни - номинализмом историков с одной стороны и крайним
реализмом философов с другой. Для историков общества представляют собой
равное их числу количество несравнимых индивидуальностей. У каждого народа
своё особое политическое право, своя нравственность, своя экономическая
организация, пригодные лишь для него. Для философа, наоборот, все эти
отдельные группы, называемые племенами, городами, нациями, являются лишь
случайными и временными комбинациями, не имеющими собственной реальности.
Реально лишь человечество, и из общих свойств человеческой природы вытекает
вся социальная революция. Следовательно, для первых история является лишь
рядом связанных между собой, но неповторяющихся событий; для вторых эти же
самые события представляют ценность и интерес лишь как иллюстрация общих
законов, начертанных в природе человека и управляющих всем ходом
исторического развития. Для одних то, что хорошо для одного общества, не
может быть применено к другим. Условия состояния здоровья изменяются от
одного народа к другому и не могут быть определены теоретически; это дело
практики, опыта. Для других они могут быть вычислены раз навсегда и для
всего человеческого рода. Таким образом, при таком подходе социальная
реальность может быть либо только предметом абстрактной и туманной
философии, либо чисто описательных монографических определений.
Дюркгейм, стараясь избегнуть подобных альтернатив, видел нечто
среднее между беспорядочным множеством исторических обществ и единственным,
идеальным понятием о человеке - это социальные виды.
Понятие вида, таким образом, примиряет научное требование единства с
разнообразием фактов, потому что свойства вида всегда обнаруживаются у всех
составляющих его индивидов, а виды, в свою очередь различаются между собой.
С помощью построения социальных типов, Дюркгейм сделал возможным
научное исследование бесконечно изменчивых в историческом плане
юридических, экономических, нравственных и других институтов. Существование
социальных типов, качественно отличающихся друг от друга, делает общество
более сложным; оно как бы распадается на массу обломков, которые не могут
прочно соединиться друг с другом, потому что существенно отличаются друг от
друга.
Дюркгейм предложил строить социальные типы не на совокупности
отдельных индивидов, а делать это, обращаясь только к наиболее
существенным, решающим свойствам. Поскольку всякий индивид есть
бесконечность, то составить перечень всех присущих ему признаков просто
невозможно. А в более глобальном масштабе, то есть, исследуя и группируя
признаки всех членов общества, такая задача становится просто неразрешимой.
Поэтому нужен критерий, который бы выводил за пределы индивида и позволял
определить явные сходства и резкие различия той или иной группы и,
классифицировав их, установить определённые группы и подгруппы.
Такой принцип позволяет получить некоторые ориентиры, с которыми
можно связывать дальнейшие наблюдения, отличные от тех, которые сами
послужили ориентирами. Но для этого нужно, чтобы данная классификация была
построена не согласно полному списку всех индивидуальных признаков, а ан
основании небольшого, тщательно отобранного их числа. Тогда для того, чтобы
узнать, распространён ли факт в пределах данного вида, не будет
необходимости наблюдать все общества, входящие в его состав, будет
достаточно лишь некоторых из них.
Общества состоят из частей, присоединённых друг к другу, и
различаются в зависимости от числа составных элементов и способа их
сочетания. Именно эти признаки и лежат в основе социума; они носят
морфологический характер, поэтому та часть социологии, задачей которой
является построение и классификация социальных типов называется социальной
морфологией.
Это теоретический принцип структуры общества, образованной в
результате исторического развития. Практически же он выглядит следующим
образом: исторически сложилось, что каждое общество образовано обществами,
более простыми, чем оно; народ образуется объединением двух или более
народов, предшествующих ему. Таким образом, чтобы определить социальный тип
общества, необходимо узнать самое простое из всех существовавших когда-либо
обществ, после чего остаётся проследить способ, которым составлено это
общество и которым его составные части соединяются между собой.
Самым простым обществом, по определению Дюркгейма, является орда. Это
элементарный социальный агрегат, который не заключает в себе более простых
обществ, и непосредственно состоящий из индивидов. Орда - это общество с
единственным сегментом, поэтому она является происхождением всех социальных
видов. Именно орду или клан Дюркгейм считает основой любой классификации.
Общества же более крупного порядка, которые уже можно разделять на
социальные типы, образуются путём объединения отдельных орд. Признаков, по
которым можно различать социальные типы будет столько, сколько существует
способов для образования одной орды комбинаций с другими ордами, и,
следовательно столько, сколько существует таких комбинаций.
Во всём мире существует множество классификаций обществ. В качестве
примеров можно привести лишь некоторые из них; существуют следующие
основные типы обществ:
o простые полисегментарные общества - они образованы путём простого
соседства необъединённых между собой орд, подобно индивидам в
орде. Например, австралийское племя Арч носит подобный характер.
Это собрание кланов, которое существуют между собой отдельными
деревнями.
o Просто соединённые полисегментарные общества1 - таким было Римское
государство, которое образовалось в результате объединения трёх
первобытных племён.
o Полисегментарные общества, соединённые двойным образом - они
возникают из слияния нескольких просто соединённых
полисегментарных обществ. Таково было Античное государство,
агрегат племён, которые сами являются агрегатами курий,
разлагающихся на кланы.

Итак, основной принцип построения социальных типов Дюркгейма выглядит
следующим образом:
во-первых, в основе всякого общества лежит элементарное общество с
единственным сегментом - орда или клан;
во-вторых, общества классифицируются по степени сложности их состава;
и в-третьих, внутри этих классов выделяются разновидности, согласно
тому, происходит или нет полное слияние исходных сегментов.



Заключение

Слово «социология» было создано Огюстом Контом для обозначения науки
об обществах. Однако, теоретические суждения по поводу политических и
социальных явлений начались задолго до 19 века - «Республика» Платона,
«Политика» Аристотеля. Но эти исследования отличаются от тех, которые
обозначаются словом «социология», одной существенной чертой. В
действительности они имели целью не описывать и объяснять общества такими,
какими они были, но обнаруживать, чем они должны быть, чтобы быть как можно
более совершенными. Совершенно иную цель преследует социолог, исследуя
общества просто чтобы знать и понимать их, так же как физик, химик, биолог
относятся к физическим, химическим и биологическим явлениям. Его задача
состоит исключительно в том, чтобы чётко определить исследуемые им факты,
открыть законы, согласно которым они существуют, предоставляя тем самым
возможность находить применение установленных им научных положений.



1 полисегментарные общества - общества, состоящие из нескольких сегментов





Новинки рефератов ::

Реферат: Греческая мифология (Религия)


Реферат: Педагогическая характеристика коллектива (Педагогика)


Реферат: Технология изготовления волоконнооптических световодов для передачи изображения (Технология)


Реферат: Мероприятия по обеспечению БДД. Устройство и регулировка ГРМ автомобиля ВАЗ-2109 (отчет) (Транспорт)


Реферат: Клод Моне (Искусство и культура)


Реферат: География: 9 класс (Шпаргалка) (География)


Реферат: Компьютер в детском саду (Педагогика)


Реферат: Выживание в лесу (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Автоматизированное производство (Технология)


Реферат: Международная политика и международные отношения (Политология)


Реферат: Волоконно-оптическая система передачи (Программирование)


Реферат: Александр Македонский (История)


Реферат: Психогенные сексуальные расстройства (Психология)


Реферат: Конспект истории великих географических открытий (История)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Духовные искания Пьера Безухова (Литература : русская)


Реферат: Правовое положение иностранных граждан в России (Международное частное право)


Реферат: Макс Вебер. Политика как призвание и профессия (Политология)


Реферат: Социальная зашита населения в РФ (Социология)


Реферат: В.И. Ленин – политический деятель и человек (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист