GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Государство, политическая власть, политическая система общества (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство, политическая власть, политическая система общества (Право)



Тема: Государство, политическая власть, политическая система общества.

План.
1. Государство.
2. Политическая власть.
3. Политическая система общества

·1· Государство

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд,
следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания
государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего,
подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся
общественно-политическое явление.
Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно
является политической организацией всего населения страны общества. Без
государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие
цивилизационного общества. Государство
обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую
свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев[1], с сем
трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует
проблему темы.
Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя
внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся:
теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер,
Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-
Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский),
психологическая ( Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс).
В.И. Ленин,Г.В.Плеханов[2]. Существуют и иные , менее известные теории. Но
все они являются ступенями к познанию истины.
Столь же противоречивой проблемой остается определение государства.
Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка
(порядка), усматривая в том его суть и главное назначение[3].
В буржуазную эпоху распространилось определение государства как
совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.
Однако данное понимание государства послужило поводом для различных
упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с
обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть
(правительством)[4].
Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в
возможность его формулирования вообще[5].
Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма[6],
которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так
исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое
противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении
государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности
увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального
порядка[7].
В современной научной литературе нет недостатка в определении
государства. До недавнего времени оно определялось как политико-
территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая
специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей
страны[8]. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и
общества.
''Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, -
это особая организация публичной политической власти господствующего класса
(социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая
специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя
общество , осуществляет его интеграцию''[9].
Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный
характер: ''Государство – это организация политической власти, необходимая
для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из
пирамиды всякого общества''[10].
Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в
учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ''государство –
это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и
целостность, осуществляющая посредством государственного механизма
управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву
общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность
и правопорядок''[11]. Приведенное определение отражает общее понятие
государства, но больше подходит к современному государству.
Существенным компонентом при анализе проблемы государства является
раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других
организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?
1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного
официального представителя всего общества и населения объединяемого
гражданством.
2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е.
ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в
международных отношениях.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической
силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов,
объединений, организаций, должностных лиц и граждан.
4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом,
представляющий собой систему государственных органов и материальных
средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
5. Государство – единственная в политической системе организация, которая
располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже
законности и правопорядка.
6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы,
располагает вооруженными силами и органами безопасности,
обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.
7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является
нормативным выражением государственной воли общества[12].
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е.
главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди
теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие
Теория элит, сформированная вначале ХХ в. в работах В.Парето, Г.Моски и
развита в средине века Х.Лассуэлом, Д.Сартори и др. Суть ее в том, что
управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны
выполнять эту функцию.
Технократическая теория, возникшая в 20-х гг. ХХст. и распространившаяся
в 60–70х гг. Сторонниками ее были Т.Веблен, Д.Барнхейм, Д.Белл и др. Суть
ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны
определять оптимальные пути развития.
Теория плюрастической демократии, которая появилась в ХХст. Ее
представителями были Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль и др. Смысл ее в том, что
власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности
объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации,
оказывающие давление на органы государства.[13]
Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности
государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ/его
сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие
неограниченной власти/ диктатуры господствующего класса. Напротив, в
западных теориях государство показывается как надклассовое образование,
инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.
Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых
позиций[14]. Такой подход обеднял в известной степени, искажал
представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание
его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного
явления и обострение классовых противоречий.
Как односторонний представляется подход, на котором базируется
немарксистские учения[15]. Правильно было бы вкладывать в понимание
государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный
подход[16].
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть
инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий,
поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных
сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.
В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям.
Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и
характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности,
верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого
суда и т.д.[17]
Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны
государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием
данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания[18].
Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет
конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и
национальный факторы[19].
Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической,
социальной и научной основы государства. Государство не может не
существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического
фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических
(производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы
собственности[20]. От базиса во многом зависит и собственно государственная
финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история
свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело
различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.
Государство от стихийной рыночной экономики трансформировалось в сторону
государственно-правового регулирования экономики, планирования и
прогнозирования.
Наряду с экономической государство стало выполнять и социальную функцию –
пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная заработная
плата и др.
Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную
собственность, которая превратилась в ничейную, что т привело к кризису.
Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической основой
могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на
конкурирующие между собой различные формы собственности.
Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы
общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают[21]. Таким
образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его
обществом зависит устойчивость, сил аи мощь государства, способность решать
встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу
неустойчиво.
Развитые государства, что особенно актуально для Украины в современных
условиях, должно осуществляться на научной основе, которая исключает метод
проб и ошибок. Поэтому необходимы научные экспертизы, оптимальные варианты,
согласованность решений и результаты поступательного развития.
Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути
поступательного развития является то, что по мере совершенствования
цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую
организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов
государства в соответствии с принципом разделения властей.
Ученые акцентируют внимание на возрастании роли государства в жизни
общества[22]. Аргументом тому служит распространение своей организующей
деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения
и органы.
Под воздействием научно-технической революции и процесса мировой
интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая
закономерность – сближение государств, их взаимообращение в результате
взаимодействия.
Таким образом, проблемы понимания государства, его сущности и
закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически
развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие
плюрализма в понимании и определении государства; Определить его признаки,
сущность, основы и закономерности развития.


·2· Политическая Власть

Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо знать, что
такое власть вообще. В связи с этим М.И. Байтин предлагает рассмотреть
власть как общесоциологическую категорию[23].
Известно, подчеркивает упомянутый автор, что политическая власть является
не единственным видом общественной власти. Власть присуща любой
организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности
людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как
для общества в целом, так и различных составных его образований.
При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей
различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как
авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить
своей воле других людей.
Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних связей
между людьми, их интересов и смягчения при этом противоречий, возможных
компромиссов, представляет собой объективно необходимое условие для участия
членов общества в производстве и воспроизводстве жизни.
На основе вышеизложенного, власть как категорию можно определить как
соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство
функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении
подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном
обществе воле[24].
Политическая власть представляет собой особую разновидность общественной
власти. Характерно, что в научной и учебной литературе термины
''политическая власть'' и ''государственная власть'' обычно
отождествляются.[25] Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо,
читаем в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова[26].Во
всяком случае, подчеркивается в указанном источнике, государственная власть
всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую)
власть как ''организованное насилие одного класса для подавления
другого''[27]. Для классово-антагонистичесткого общества такая
характеристика может быть и приемлема. Однако применение данного тезиса к
государственной власти, тем более демократической, вряд ли допустимо,
поскольку с неизбежностью приведет к негативному к ней, и к лицам, ее
олицетворяющих, отношению.
Кроме того, при демократическом режиме вряд ли целесообразно делить
общество на только властвующих и только подвластных. Ведь даже высшие
органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную
власть народа, являясь одновременно объектом и субъектом власти. Однако
полного совпадения между этими категориями нет даже в демократическом
обществе. Если такое тождество наступит, то государственная власть утратит
политический характер и превратится в непосредственно общественную, без
государственных органов управления.[28]
Часто государственная власть отождествляется с органами государства,
особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо,
поскольку политическая власть изначально принадлежит не государству и его
органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Считаем правильным
подчеркнуть, что властвующий субъект не передает органам государства свою
власть, а наделяет их властными полномочиями[29].
Важно обратить внимание на то, что в специальной юридической и
политологической литературе ряд ученых выступают за различение категорий
политической и государственной власти[30]. Такие ученые как Ф.М. Бурлацкий,
Н.М. Кайзеров и др. понятие ''политическая власть'' употребляют в более
широком смысле, нежели ''государственная власть''. Это власть, подчеркивают
они, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями
политической системы общества: партиями, массовыми общественными
организациями[31].
Однако употребление термина ''политическая власть'' в широком смысле
весьма широком смысле весьма условно, ибо сама политическая власть и
степень участия в ней, в том числе со стороны различных политических партий
– не одно и тоже.
Видимо это обстоятельство не учитывают авторы, которые считают, что
политическая власть и власть государственная суть разные вещи и определяют
политическую власть без указания на ее связь с государством и его в ее
осуществлении[32]
Таким образом, политическая власть является, разновидностью общественной
власти, которая осуществляется либо непосредственно самим государством,
либо делегирована санкционирована им, то есть проводится от его имени, по
его уполномочию и при его поддержке[33].
Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака
государства, исследователи обращают внимание на ее публичный характер[34].
Характерные черты этой публичной или политической власти, заключаются в
следующем:
1. При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего
бесклассового общества. Государственная же власть носит классовый
характер.
2. Политическая публичная власть в отличие от родовой, которая не знала
какого-либо особого аппарата управления и сливалась с населением, не
совпадает непосредственно с насулением, осуществляется аппаратом
управления , состоящим из людей, которые управляют другими.
3. В отличие от родового строя, где общественное мнение служило фактором
подчинения власти старейшин и соблюдению обычаев, политическая власть
опирается на возможность государственного принуждения и специально
приспособленный для этой цели аппарат.
4. Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги,
которые были неизвестны родовому устройству общества.
5. При родовой организации общества люди подразделялись по принципу
кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее
возникновение государства, сообразуется с разделением населения по
территориальному признаку.
6. С точки зрения соотношения публичной власти с обществом при
первобытнообщинном строе имело место ''власть авторитета'', тогда как
политическая, государственная власть есть ''авторитет власти.
Таковы основные признаки политической власти, отличающей ее от
общественной власти родового строя[35].
весьма важной и очень любопытной остается проблема методов осуществления
политической власти. Это, на наш взгляд, делегирование представителей
политических партий в представительные и административные органы власти;
разработка и реализация политических программ; это метод политической
дискуссии; политических компромиссов; морального стимулирования и , ставший
традиционным, метод убеждения.
Относительно последнего, обратим внимание на то, что механизм убеждения
включает совокупность идеологических социально-психологческих средств и
форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом
которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных
социальных ценностей.
В литературе подчеркивается, что убеждение это метод активного
воздействия на волю и сознание человека идейно-направленными средствами для
формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком
понимании сущности государственной власти, ее целей и функций[36].
Отметим, что с развитием процесса демократизации, роль и значение метода
убеждения в осуществлении политической власти закономерно возрастают.
В литературе выделяют исследователи еще один метод – метод
государственного принуждения[37]. он ограничивает свободу человека. Ставит
его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта,
предложенного (навязанного) властью.
При этом посредством принуждения подавляются интересы и мотивы
антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей
и индивидуальной волей, стимулируется общественно-полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.[38]
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем
оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества.
Автор все же полагает, что относительно к проблеме политической
(государственной) власти более приемлем метод убеждения. В реализации
метода принуждения политическая власть, на наш взгляд, в определенной мере
теряет политический характер.
Политическая власть детерминируется властью экономической. Но между этими
понятиями существует и обратная связь. Именно от политической власти и ее
решений во многом зависит уровень и темпы экономического развития.
Всякая власть, в том числе политическая, по-настоящему устойчива и сильна
прежде всего за счет своей социальной основы. Политическая власть
функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные
группы и противоречивыми, частью непримиримыми интересами.
Для разрешения социальных противоречий, для межличностных, межгрупповых,
межклассовых, и общенациональных отношений, гармонизации различных
интересов и существует политическая (государственная) власть. Решить такие
задачи способна только демократическая власть.
Политическая власть стремиться создать в обществе о себе представление
как об образцово-нравственный, даже если это не соответствует
действительности. Вот почему власть, преследующая цели и использующая
методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, призывалась и
признается аморальный, лишенный нравственного авторитета.
Для политической власти большое значение имеют исторические, социально-
культурные и национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то
они укрепляют ее в обществе, делают ее более прочной и стабильной.
Политическая власть объективно нуждается в идеологии, т.е. системы идей,
тесно связанных с интересами властвующего субъекта[39]. С помощью
идеологии, власть объясняет свои цели и задачи, методы и способы их
достижения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет,
доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям.
В то же время необходимо учитывать, что общественная жизнь в Украине
основывается на политическом, экономическом идеологическом разнообразии.
'' Ни одна из идеологий не может быть признана государством как
обязательная''[40].
Важной проблемой при анализе политической власти является ее
легитимность. В литературе разработаны типология и источники легитимности
власти.[41] К последним относятся:
- идеологические принципы и убеждения граждан в политическом строе как
самом справедливом;
- Преданность власти, благодаря положительной оценке личных качеств
субъектов власти;
- Политическая (или государственная) принуждение[42].
Следует учитывать, что легитимность властвующего субъекта находит
отражение и юридическое закрепление в Конституции Украины. Так в ст. 5
гласит: ''Носитель суверенитета и единственным источником власти в Украине
является народ''[43].
Таким образом, политическая власть представляет прежде всего
корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; ее
реализация осуществляется особым аппаратом, который отделен от общества и
выполняет управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью созданного
аппарата управления; политическая власть имеет в своем арсенале
соответствующие методы деятельности; она также имеет экономические,
социальные и нравственно-идеологические основы.

·3· Политическая система общества
В научной и учебной литературе существуют различные определения
политической системы[44]. Более удобным, на наш взгляд, является
определение, данное К.С. Гаджиев: '' Политическая система – это
совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них
политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую
власть , взаимосвязь граждан и государства[45]. Основным ее назначением
является обеспечение целостности , единство действий людей в политике.
Компонентами политической системы являются:
А) совокупность политических объединений (государство, политические
партии общественно-политические организации и движения);
Б) политические отношения складывающиеся между структурными элементами
системы;
В) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
Г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические
характеристики системы;
Д) политическая деятельность[46].
Политическая система представляет собой диалектическое единство четырех
сторон: и институциональной, регулятивной, функциональной и
идеологической[47].
В связи с этим целесообразно отметить , что политические нормы и
возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.
Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования
политических организаций называется институциализацией, так происходит
формирование элементов политической организации общества.
В политическую систему входят не все учреждения, а только такие, которые
берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность
государства состоит в том ,что оно представляет собой совокупность органов,
осуществляющих властные управленческие функции общества.
Организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми чертами:
- общая цель для всех участников организации;
- иерархичность структуры отношений внутри организации;
- дифференцированность норм для руководителей и руководимых[48].
Разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение
функционирования, преобразование и защиту системы осуществления
политической власти в обществе составляет суть политической деятельности.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить
несколько состояний – политическая активность и пассивность. При этом
критерием активной деятельности служит стремление и возможность,
воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее
реализовывать свои интересы.
Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках
которой субъект не реализует своих собственных интересов и находиться под
влиянием другой социальной группы.
Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений
духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и
направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом
сознании выделяются два уровня: концептуальный и обыденный.
В характеристику политической системы входит политическая культура. Это
система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами
политической общности используемых для регуляции деятельности и
отношений[49].
Поскольку в сфере политических отношений люди имеют дело с выбором
порядка действий, ценности играют огромную роль в становлении характера,
направленности политических действий и процессов. В значительной степени
они определяют тип политических систем, приоритетных государственных
механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в
политической системе ценностей.
Центральным элементом политической системы является государство.
Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное
распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные
блага, социальные преимущества, культурные достижения и др.
Следующей функции политической системы является интеграция общества,
обеспечение взаимосвязи единство действий различных компонентов его
структуры.
Очередной функцией политической системы является упорядочивание
политических процессов. Как вид деятельности она направлена на реализацию
целей обновления и стабилизации.
В литературе выделяют и другие функции политической системы[50].
Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций
вызывают ее кризис.
В зависимости от факторов и господствующего политического режима,
формируются различные типологии политических систем:
- командную – ориентированную на использование принудительных, силовых
методов управления;
- соревновательную – основанную на противостоянии, противоборстве
различных политических и социальных сил;
- социопримерительная – нацеленная на поддержание социального консенсуса
и преодоление конфликтов[51].
Очередной проблемой, требующей рассмотрения является характеристика
основных субъектов политической системы. Одним из них является политическая
партия. Она осуществляет функцию представительства интересов различных
социальных групп; Интегрирует социальную группу, входящую в сферу
политических отношений; в снятие ее внутренних противоречий.
Партии имеют свою программу, систему целей, более или менее разветвленную
организационную, накладывают на своих членов определенные обязанности и
формируют нормы поведения.
Партии могут быть классовыми, национальными, религиозными, проблемными,
государственно-патриотическими, формирующимися вокруг популярной
политической фигуры, так называемые ''----------- партии''[52].
Другим субъектом политической системы выступает движение. В них
отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного
членства. Программу и доктрину заменяет цель или система политических
целей. Доминирующая тенденция в современных условиях предпочтение движениям
перед партиями.
Очередным субъектом политической системы выступают группы давления. Для
них характерны строгая конспирация, сокрытие целей, жесткая иерархичность
построения, строгая дозировка о структуре и деятельности организации[53].
Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в
отношениях противория. Разрушение таких противоречий и составляет
внутренний источник ее саморазвития.
Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия
объективного плана. Разрушение такого рода противоречий означает обретение
качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить
деятельность демократического государства по преодолению одного из основных
противоречий между государством и гражданином.
Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-
политических, психологических и правовых установок господствующей в
обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешается или путем
искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса.
Среди всех многообразных оснований классификации политических
закономерностей, наиболее общее значение имеют такие критерии, как
институционность, глубина и универсальность их исторического действия,
классовая сущность[54].
Совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления
политической власти называется политическим режимом[55].
Выделяют следующие их типы:
- демократические – когда обеспечивается право на участие народа в
решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;
- авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в
одном лице или узком социальном слое;
- тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и
свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все
стороны жизни общества.
Политическая система правового государства базируется на:
во-первых, изменении истолкования источника права, когда им становится не
государство, а личность;
во-вторых, изменении представления о соотношении между государством и
законом. Согласно концепции правового государства не любая возведенная в
закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не
нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;
в-третьих, утверждение в обществе и его политической системе такого
политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотрения его
как основного, доминирующего фактора[56].
Политические системы, действующие на основе принципов правового
государства имеют существенные признаки, к которым следует отнести:
легитимность (принятием населением государственной власти, признание ее
права управлять и согласия подчинятся);
легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и
ограничиваться законом;
безопасность, важнейшими аспектами которой являются:
- военный, т.е. способность государства защитить общество;
- правовой, т.е. наличие реальных гарантий личности;
- экологический;
- технологический;
- информационный;
- экономический[57].
Исходя из этих принципов, сущностными чертами политического режима
демократии являются:
- правление большинства;
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства;
- лояльность меньшинства к политическому сообществу.
Таким образом, в свете исторического опыта становится все более ясным,
что демократическая политическая система- это организация легальной,
опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на
основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна
содействовать реализации общих интересов.



Список используемой литературы.
Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.
Алексеев С.С. Общая теория права. – М.,1981.
Вебер М. Избранные произведения. - М.1990.
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в
условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. –
1994. - №7.
Ленин В.И. О государстве. //Полное собрание сочинений.-Т.39.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., -Т.3
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //Соч., -Т.4.
Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и
государства // Соч., -Т.21
Маркс К., Энгельс Ф. Введение к работе К. Маркса. Гражданская война во
Франции //Соч., -Т.22.
Теория государства и права6 Курс лекций /Под ред. М.И.Марченко. –М., 1996.
Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –М., 1997.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов
/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997
Общая теория права и государства / Под Ред. В.В. Лазарева. –М., 1996
Основы политологии / под ред. А. Боднара. –Л., 1991.
Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28
червня 1996р. –К.; 1996.
Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом
//Государство и право. 1995. №5
-----------------------
[1] Алексеев С.С. Государство и право. –М., 1993. –С. 12-13
[2] Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и
А.В. Малько. –М., 1997. –С. 30-32
[3] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред.
В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997. –С.113
[4] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред.
В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997. –С.114
[5] См.: Вебер М. Избранные произведения. –М.,1990. –С.645
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.3. –С.63; -Т.22. –С.200-201; Ленин В.И.
Полн. собр. соч. –Т.39. –С.73
[7] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов
( Под ред. В.М. Корельского и Перевалова. –С.115
[8] См.: там же.
[9] Общая теория права и государства. Под ред. В.В Назарова. –С.115.
[10] Теория государства и права: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В.
Малько. –С.52
[11] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под
ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.115-116.
[12] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.П.
Малько. –С.52-53.
[13] Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазрева. –С.274-275.
[14] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.48.
[15] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько.– С.52.
[16] Там же. –С.49-50.
[17] Там же. –С.51.
[18] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.281.
[19] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.52.
[20] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под
ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.121.
[21] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под
ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.122.
[22] См., например: Теория государства и права. Учебник для юридических
вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –С.124.
[23] Байтин М.И. Сущность и типы государства / (Теория государства и права:
Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и а.В.Малько. –С.43.
[24] Там же. –С.44.
[25] См.: Байтин М.И. Указ. соч. –С.43
[26] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и
факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.128.
[27] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.4. –С.447.
[28] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и
факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.129-130.
[29] Там же. –С.130.
[30] См. например: Основы политологии/ Под ред. А.Боднара. –К., 1991.
–С.12.
[31] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.45.
[32] См.: Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной
власти в условиях формирования гражданского общества/ Государство и право.
1994 –№7. –С.34.
[33] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.46.
[34] См.: Там же; Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. –Т.21. –С.170.
[35] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.46-47.
[36] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и
факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.131.
[37] Там же. –С.132.
[38] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. –М., 1981. –Т.1. –С.267-268.
[39] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и
факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.135
[40] Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України
28 червня 1996р. –К.; с.5.
[41] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.338-342.
[42] Там же -С.340.
[43] Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України
28 червня 1996р. –К.; 1996. с.3.
[44] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.74; Теория
государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред.
В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.70.
[45] Гадшиев К.С. Политическая наука. –М., 1994. –С.112.
[46] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и
факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.70-71.
[47] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова
и А.В.Малько. –С. 114.
[48] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.116.
[49] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.117.
[50] См.:Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление
обществом //Государства и права. 1995. №5. –С.123-124.
[51] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и
А.В.Малько. –С.119.
[52] Там же. –С.122-123.
[53] Там же. –С.123-124.
[54] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и
факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.76.
[55] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и
Н.В.Малько.-С.124.
[56] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и
Н.В.Малько.-С.125-126.
[57] Там же. -С.127.







Реферат на тему: Гражданский кодекс


СОДЕРЖАНИЕ



ВВДЕНИЕ…………………………………………………………………3


Понятие и правовое положение ООО………..……………………4


Ocновные новеллы Закона об ООО……………………………….9


Права и обязанности участников общества…………….………12


Порядок создания, реорганизации и ликвидации ООО……...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………27


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………28



В В Е Д Е Н И Е


Пункт 1 ст. 1 Федерального закона «об обществах с ограниченной
ответственностью» гласит, что данный закон определяет правовое положение
ООО, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и
ликвидации общества. В соответствии сданной статьей я и решил построить
план своей курсовой работы.
И так общество с ограниченной ответственностью является
разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих
членов в делах общества.
С 1 марта 1998 года введен в действие Федеральный закон "Об обществах с
ограниченной ответственностью". Наряду с Федеральным законом "Об
акционерных обществах" он стал одним из центральных законодательных актов,
определивших на базе соответствующих общих правил Гражданского кодекса РФ
статус одной из двух основных разновидностей хозяйственных обществ -
главных субъектов современного имущественного оборота.
Новым для нашего законодательства является правило о том, что
уставный капитал общества разделяется на доли заранее определенных
учредительными документами размеров (п. 1 ст. 87 ГК). Это в значительной
степени формализует имущественное участие в обществе и упрощает процедуру
управления, а также передачу долей.
Термин «доля в уставном капитале» употребляется ГК в двух значениях:
как элементарные доли заранее определенного размера, на которые разделен
уставный капитал, и как совокупная доля (сумма элементарных долей),
принадлежащая конкретному участнику[1].
Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве
собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта
долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся
собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по
долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они
вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков (утраты
вкладов). Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают
по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества,
которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада.[2]
Ранее действовавшим законодательством (ст. 11 Закона «о
предприятиях») общества с ограниченной ответственностью, как известно,
именовались товариществами и отождествлялись с акционерными обществами
закрытого типа. В настоящее время это абсурдное, по сути, положение не
действует. Сказанное, однако не означает необходимости скорейшего внесения
изменений в учредительные документы таких коммерческих организаций. Эти
документы продолжают действовать в части, не противоречащей правилам нового
ГК.
Общество с ограниченной ответственностью является наиболее типичной
формой “компании одного лица” и в развитых зарубежных правопорядках.
Поэтому абз. 1 п. 1 ст. 87 ГК прямо допускает такую возможность, что
расходится с чисто грамматическим пониманием “общества”, но вполне
соответствует юридическому существу дела. ГК исключает только возможность
единоличного участия в обществе с ограниченной ответственностью другой
компании «одного лица».
Понятие и правовое положение
общества с ограниченной ответственностью

В отечественном праве общества с ограниченной ответственностью имеют
довольно противоречивую историю. В первом российском Гражданском кодексе
1922 года "товарищества с ограниченной ответственностью" рассматривались
как товарищества, по обязательствам которых их участники отвечают "личным
имуществом в одинаковом для всех товарищей кратном (напр., трехкратном,
пятикратном, десятикратном) отношении к сумме вклада каждого товарища"
(ст.318). В новейшем законодательстве такая конструкция была возрождена п.5
ст.19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года,
а затем ст.95 ГК РФ под названием "общества с дополнительной
ответственностью". Закон и сейчас предполагает распространение на такие
общества правил об обществах с ограниченной ответственностью (п.3 ст.95
ГК), по сути рассматривая их в качестве разновидности последних. В связи с
этим в первоначальных вариантах Закона об обществах с ограниченной
ответственностью предполагалось наличие нескольких специальных правил и о
таких обществах, однако после первого чтения законопроекта в
Государственной Думе они были исключены как не относящиеся к предмету
данного закона.
В своем традиционном виде общества с ограниченной ответственностью
впервые упоминаются в Положении об акционерных обществах и обществах с
ограниченной ответственностью, утвержденном постановлением Совета Министров
СССР от 19 июня 1990 года N 590. Однако действие названного союзного
подзаконного акта вскоре было парализовано принятым 25 декабря 1990 года
российским Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности",
который отождествил общества ("товарищества") с ограниченной
ответственностью и акционерные общества закрытого типа (ст.11)[3]. (Оно не
возобновлялось и после отмены данного закона в связи с принятием части
первой нового ГК РФ.)
В Гражданском кодексе РФ обществам с ограниченной ответственностью
как самостоятельной разновидности юридических лиц - коммерческих
организаций посвящен ряд специальных правил (ст.87-94), а также общие нормы
о статусе хозяйственных обществ и товариществ (ст.66-68). Однако их явно
недостаточно для четкой регламентации всех сторон деятельности таких
обществ (Кодекс и не ставил перед собой этой задачи, ограничившись лишь
общими нормами о статусе данных обществ), поэтому принятие специального
закона стало насущно необходимым. Но в течение более чем трех лет (с 8
декабря 1994 года по 1 марта 1998 года) перечисленные правила оставались
единственной законодательной основой деятельности обществ с ограниченной
ответственностью[4].
Таким образом, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, по
сути, впервые в российском праве дал развернутую, отвечающую современным
потребностям регламентацию правового статуса этих хозяйственных обществ.
Вместе с тем следует иметь в виду, что сфера действия данного Закона в
соответствии с п.2 ст.1 ограничена: из нее в значительной мере изъяты
общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся банковской,
страховой и инвестиционной деятельностью (поскольку на них в первую очередь
распространяется действие специального законодательства - законов о банках
и банковской деятельности, о страховании и т.д.), а также общества,
осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции[5].
Кроме того, Закон дает возможность участникам "товариществ с
ограниченной ответственностью", созданных до введения в действие части
первой Гражданского кодекса, то есть чаще всего по Закону о предприятиях (в
том числе в форме "акционерных обществ закрытого типа", никогда не
предполагавших выпускать какие-либо акции), выбрать организационно-правовую
форму продолжения своей деятельности. Многие из таких обществ
("товариществ") создавались на базе приватизированных государственных
предприятий в начале 90-х годов (еще до принятия специальных
законодательных актов о приватизации), в том числе, например, в сфере
торговли и бытового обслуживания населения, и имеют количество участников,
превышающее установленный п.3 ст.7 Закона лимит, поскольку ранее
действовавшее законодательство не содержало таких ограничений.
Согласно п.3 ст.59 Закона общества с ограниченной ответственностью,
имеющие на 1 марта 1998 года более 50 участников, должны до 1 июля 1998
года либо преобразоваться в акционерные общества или производственные
кооперативы либо уменьшить число участников до установленного Законом
предела. При этом они вправе преобразоваться в закрытые акционерные
общества без ограничения предельной численности участников, установленной
п.3 ст.7 Федерального закона "Об акционерных обществах" (поскольку
последний разрешает сохранять закрытые акционерные общества с числом
участников более 50, если они были созданы до введения в действие этого
закона, - п.4 ст.94). Тем самым разрешен довольно острый практический
вопрос, связанный с нежеланием ранее созданных в основном на базе
государственных предприятий крупных "акционерных обществ закрытого типа" и
"товариществ с ограниченной ответственностью" преобразовываться в открытые
акционерные общества или сокращать количество своих участников, то есть
допускать в свои ряды новых членов, не являвшихся работниками данных
предприятий.
Важно отметить и повышенное внимание нового Закона к процедуре
реорганизации (преобразования) таких обществ в связи с необходимостью
приведения их правового статуса в соответствие с требованиями
законодательства. Поскольку она носит вынужденный характер и продиктована
новым Законом, о требованиях которого учредители общества ранее,
разумеется, не могли знать, они не только освобождаются от уплаты
регистрационного сбора при государственной регистрации необходимых
изменений их правового статуса. В соответствии с абз.3 п.3 ст.59 к ним не
применяются требования об извещении всех кредиторов о предстоящей
реорганизации (пп.1 и 2 ст.60ГК, п.5 ст.51 Закона)[6].
В соответствии с Законом[7], обществом с ограниченной
ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или
несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого
разделен на доли определенных учредительными документами размеров;
участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,
связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими
вкладов.
Юридическая конструкция общества с ограниченной ответственностью была
создана в Германии в конце XIX в[8].
В 1892 году Рейхстаг принял Закон "Об обществах с ограниченной
ответственностью" (Gesellschaft mit beschrenkter Haftung - GmbH).
После Первой мировой войны она стала использоваться в континентальном
европейском праве, английский же (а вслед за ним и американский)
правопорядок не воспринял ее, используя для данной цели конструкцию
«закрытой компании» (close corporation). Последняя под именем «закрытого
акционерного общества» была некритически перенесена в российский Закон о
предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 г. В результате этого
названный Закон в ст. 11 отождествил конструкции общества с ограниченной
ответственностью и «акционерного общества закрытого типа», выполняющие в
разных правопорядках одну и ту же экономическую функцию.
Сочла возможным заимствовать этот институт и Австрия, сохранив все
существенные черты германского закона. Несколько позднее общества получили
распространение и в России.
Любопытно, что в США, Англии, Голландии, Бельгии обществ с
ограниченной ответственностью не существовало. Там уже давно укоренились
акционерные общества, которых становилось больше. Германия и Россия стали
исключением. Германия и Россия в силу своих географических особенностей
опоздали в территориальном переделе мира. Они практически не имели колоний,
которые позволили бы накопить богатство (хотя Россия, все-таки, как
признают современные политологи, колонизировала территорию за Уралом).
Концентрация капитала в этих странах уступала сосредоточению материальной
мощи в Англии и подобных ей странах. Вот почему акционерные общества,
пригодные для использования довольно большой массы капитала, в странах
континентальной Европы возникли позднее, да и, возникнув, они первоначально
были экзотическим явлением. Да и сейчас в Германии, Франции число обществ с
ограниченной ответственностью значительно превышает число акционерных
обществ.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, общества относятся к
категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью
деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим
положением такие организации (за исключением унитарных предприятий и других
предусмотренных законом) обладают общей (универсальной) правоспособностью.
Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не
запрещенные законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых
устанавливается законом, юридическое лицо может осуществлять только на
основании разрешения (лицензии). На сегодня основным нормативным актом,
устанавливающим такой перечень, является, Постановление Правительства РФ от
24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Это противоречит положению ГК РФ о том, что данный перечень должен
устанавливаться законом, но до настоящего времени такой закон не принят.
Универсальная правоспособность может трансформироваться в специальную
(предметную), что регламентируется ГК РФ и Законом, где говорится, что
универсальная правоспособность может быть "определенно ограничена" Уставом
общества, утвержденным учредителями при создании общества. Интересно, что,
если разрешенная законом универсальная правоспособность может перейти в
специальную, то установленная законом для некоторых категорий юридических
лиц специальная правоспособность не может по решению учредителей
трансформироваться в общую.
Законом также предусматриваются случаи, когда, независимо от желания
учредителей общество, будет иметь специальную правоспособность: "...Если
условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на
осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование
осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение
срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять
только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением
(лицензией), и сопутствующие виды деятельности". Примерами таких
специфических видов деятельности могут являться страховая и банковская
деятельность.
Одним из обязательных признаков юридического лица является наличие
обособленного имущества и самостоятельная ответственность по своим
обязательствам этим имуществом. Все юридические лица принято разделять на
тех, которые обладают правом собственности на обособленное имущество и на
тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними
имущество. Общество с момента регистрации приобретает право собственности
на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов, общество
несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его
участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные
для общества указания, либо иным образом имеют возможность определять его
действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности
имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его
обязательствам.[9]
Общество должно иметь полное фирменное наименование и вправе меть
сокращенное фирменное наименование на русском языке и на других языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать
полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".
Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно
содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с
ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать
иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно - правовую
форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не
предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской
Федерации (п. 1 ст. 4 Закона).
Фирменное наименование является также одним из признаков юридического
лица и выполняет идентификационную функцию. Юридическое лицо имеет
исключительное право на использование своего фирменного наименования и
вправе требовать от третьих лиц, неправомерно его использующих, прекращения
данных действий и возмещения убытков.
В соответствии с Законом, общество может создавать филиалы и
открывать представительства по решению общего собрания участников общества,
принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов
участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия
такого решения не предусмотрена уставом общества.
Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории
Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований Закона и иных
федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в
соответствии с законодательством иностранного государства, на территории
которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с
правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами,
а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с
законодательством иностранного государства, на территории которого создано
дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено
международными договорами Российской Федерации. Основания признания обществ
зависимыми и дочерними по комментируемому Закону не содержит дополнительных
особенностей для ООО по сравнению с ГК РФ.
Взаимная ответственность основного и дочернего обществ также
определяется в соответствии ГК РФ и законом об ООО, то есть действует
принцип раздельной ответственности данных юридических лиц по своим
обязательствам. Исключение составляют случаи солидарной ответственности
основного общества по долгам дочернего при заключении последним сделок во
исполнение указаний основного общества, а также случаи субсидиарной
ответственности основного общества при банкротстве дочернего, если
арбитражный суд установит в этом вину основного общества. Интересным
представляется положение Закона о том, что участникам дочернего общества
предоставляется самостоятельное право требовать возмещения основным
обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему
обществу. Думается, что правильнее было бы говорить о праве самого общества
как юридического лица (со всеми вытекающими из этого последствиями)
требовать возмещения убытков другим лицом, по вине которого ему были
причинены убытки. Кроме того, неясно, как участник общества может
самостоятельно подавать такой иск в юрисдикционный орган.
Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций
акционерного общества или более двадцати процентов долей уставного капитала
другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно
опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные
о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии пунктом 2 ст. 7 закона, государственные органы и
органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ,
если иное не установлено федеральным законом. Государственные органы
принято разделять на государственные органы власти и государственные органы
управления. Очевидно, эти последние вправе создавать общества.
Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его
единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с
одним участником.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое
хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Положения Федерального закона об ООО распространяются на общества с
одним участником постольку, поскольку настоящим данным законом не
предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих
отношений.
Данные положения Закона являются довольно интересными, поскольку, как
известно, они заимствованы из зарубежного права, где давно разработана и
успешно применяется концепц

Новинки рефератов ::

Реферат: Научно-техническая продукция (Маркетинг)


Реферат: Государство и право Германии в новое и новейшее время (История)


Реферат: Боги Египта (Религия)


Реферат: Что является CDMA (Разделение Кодекса Многократный Доступ) (?) (Программирование)


Реферат: Определение нейтральной линии бруса и расчёт наибольших растягивающих и сжимающих напряжений (Технология)


Реферат: Учет операций по начислению амортизации (износа) основных средств и нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Коленчатый вал (Металлургия)


Реферат: Агроэкономическое обоснование севооборотов и обработки почвы в СЗАО Емельяновское Емельяновского района (Сельское хозяйство)


Реферат: Возрождение (Ренессанс) (Философия)


Реферат: ТВОРЧЕСТВО МАЗАЧЧО (Искусство и культура)


Реферат: Общие вопросы организации бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)


Реферат: Схема технологии возделывания озимой пшениы (Сельское хозяйство)


Реферат: Строительство Мацестинского тоннеля (Технология)


Реферат: НАТО. Создание и развитие (Политология)


Реферат: Вальтер Ратенау - человек, предприниматель, философ (Культурология)


Реферат: Князь Владимир Святой (Исторические личности)


Реферат: Организация аудиторской проверки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Договор морской перевозки грузов (Международное частное право)


Реферат: Влияние семьи на подготовку ребенка к школе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист