GeoSELECT.ru



Логика / Реферат: Контрольная по логике в задачах (Логика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольная по логике в задачах (Логика)


БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ
(вариант № 5)

1 курс заочного отделения (экстернат)



проверила:



УФА 2000 Г.
Вопрос 1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
а) однокурсники
б) кража.
Ответ:
А) Однокурсники. Данное понятие является конкретным (отражает признаки
студентов, учащихся на одном курсе); положительным, (указывает на группу
людей с наличием определенных отношений - учатся на одном курсе);
относительным (содержание данного понятия представляет собой наличие
отношения мыслимых в нем объектов-однокурсников к другим, т.е. не учившимся
на дном курсе); непустым, общим (содержит в объеме более одного элемента –
студентов); собирательным (группа студентов, учащихся на одном курсе,
мыслится как единое целое).
Б) Кража. Данное понятие конкретное (отражает признаки преступления);
положительное (указывает на наличие у данного понятия определенных
признаков); безотносительное (мыслимое в этом понятии преступление
существует самостоятельно, независимо от других), непустое,
несобирательное.
Вопрос 2. Произвести обобщение и ограничение следующих понятий:
наказание, терроризм, Московская область.
Ответ:
Обобщение – это мыслительная операция, при которой осуществляется
переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Этот
переход проводится путем уменьшения содержания данного понятия. Московская
область – область..
Ограничение – это мыслительная операция, с помощью которой переходят от
понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. При этом содержание
понятия расширяется. Терроризм – чеченский терроризм. Наказание –
наказание за правонарушение – справедливое наказание за правонарушение.

Вопрос 3. Выберите 2 контрадикторных понятия и изобразите связь между
их объемами с помощью кругов Эйлера.
Ответ:
Трудовые доходы и нетрудовые доходы – 2 контрадикторных понятия,. т.е.
понятия, состоящие в отношении противоречия.



Где: круг – доходы (универсальный класс предметов, о которых мы
рассуждаем);
А – трудовые доходы;
не-А – нетрудовые доходы
Вопрос 4. Установить распределенность терминов в следующих суждениях и
изобразить схему отношений между субъектом и предикатом для каждого случая:
а) ни один человек не должен страдать за правду;
б) цыплят по осени считают.
Ответ:
А) Данное суждение является общеотрицательным, т.к. суждение общее по
количеству – “ни один человек” и отрицательное по качеству – “не должен
страдать за правду”. Субъект и предикат в данном суждении распределены.
Ни один S не есть P .



В) Данное суждение является синонимом суждения “не все цыплята доживут
до осени”, поэтому будем считать, что оно является частноутвердительным;
частным по количеству – “цыплят” (“не все цыплята” из суждения-синонима) и
утвердительным по качеству – “по осени считают” (“доживут до осени” из
суждения-синонима). Субъект и предикат не распределены.
Не все S есть Р.



Вопрос 5. Определить отношения между категорическими суждениями:
а) в отдельные дни августа шел дождь;
б) ни один день августа не был дождливым.
Ответ:
Суждение а) является частноутвердительным, суждение б) –
общеотрицательноре. Они находятся в отношении противоречия
(контрадикторности). Эти два суждения не могут быть одновременно истинными
и одновременно ложными. Из истинности первого следует ложность второго и
наоборот.

Вопрос 6.Запишите сложное суждение с помощью символов:
“Если ты сможешь доказать мне свои добрые намерения, то наверно тебе…”
Ответ:
р – ты сможешь доказать мне свои добрые намерения;
q – наверно тебе…
тогда все суждение будет выглядеть следующим образом:
р – q
Вопрос 7. Могут ли быть одновременно истинными оба суждения:
а) неверно, что никакое умение дается без труда;
б) неверно, что всякое умение дается без труда.
Ответ:
В данном случае мы имеем дело с отрицанием суждений. Рассмотрим их в
связке с исходными суждениями. А) Исходное суждение “никакое умение дается
без труда”. Это суждение обшеутвердительное. Оно ложно. Значит отрицание
“неверно, что никакое умение дается без труда” истинно. Б) Исходное
суждение “всякое умение дается без труда”. Это тоже общеутвердительное
суждение. Оно ложно. Значит и отрицание “неверно, что всякое умение дается
без труда” истинно.
Оба суждения являются совместимыми, т. к. они содержат одну и туже
мысль. Они находятся в отношении эквивалентности (равнозначности). Значит,
оба суждения могут быть одновременно истинными.
Вопрос 8. Сделать вывод с помощью превращения, обращения и
противопоставления предикату из следующих посылов:
а) ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без
зонта;
б) всякое правило имеет исключения.
Ответ:
А)
Исходное суждение:
ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без зонта
S - здравомыслящие люди
Р – станет гулять под дождем без зонта
В результате превращения получаем (Формула превращения: “Ни одно S не есть
не-Р” - “Все S есть Р”):
все здравомыслящие люди станут гуляют под дождем без зонта
Результат противопоставления предикату (Формула обращения: “Все S есть Р” –
“ Некоторые Р есть S”):
Некоторые кто станет гулять под дождем без зонта здравомыслящие люди
Б) Результат противопоставления предикату:
Исходное суждение:
всякое правило имеет исключения
S – правило
Р – имеет исключения
В результате превращения получаем (Формула превращения: “Все S есть Р” –
“Ни одно S не есть не-Р”) :
ни одно правило не бывает без исключения
Результат противопоставления предикату (Формула обращения: “Ни одно S не
есть Р” – “Ни одно Р не есть S”) :
ни одно исключение не бывает без правила
Вопрос 9. Установите фигуру и модус силлогизма, поверьте правильность:
Взятка - уголовное преступление.
Всякое уголовное преступление – наказуемо,
Следовательно, взятка наказуема.
Ответ:
Меньшим термином является субъект заключения (“Взятка”) - S, Большим
термином является предикат заключения (“наказуема”) – P, Средний термин
(“уголовное преступление”) – М.
Взятка (S) – уголовное преступление (М). Меньшая посылка.
Частноутвердительная – I.
Всякое уголовное преступление (М) – наказуемо (Р). Большая посылка.
Обшеутвердительная- А.
Следовательно взятка (S) наказуема (Р). Заключение. Частноутвердительная –
I.
Средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место
предиката в меньшей посылке – значит это первая фигура силлогизма. Модус
данного силлогизма вместе с заключением будет АII – силлогизм правильный,
т.к. подчиняется общим правилам простого категорического силлогизма. А
именно: 1) терминов только три; 2) средний термин распределен в большей
посылке; 3) больший и меньший термины нераспределены ни в посылках, ни в
заключении; 4) обе посылки не являются отрицательными; 5) нет отрицательных
посылок, следовательно и вывод неотрицательный; 6) только одна из посылок
частная, значит вывод сделать можно; 7) одна из посылок частная и вывод –
частный.
Вопрос 10. Восстановите до полного силлогизма приведенную ниже энтимему
и установите их правильность:
Так как всякий миф есть символ, то ясно, что и “Сказание о Геракле”
тоже символ.
Ответ:
Заключением в данной энтимеме является “Сказание о Геракле” тоже
символ”. Определяем структуру данного суждения. Субъект – “Сказание о
Геракле”, предикат – “символ”. У нас есть посылка: “Так как всякий миф есть
символ”. В ней находится предикат заключения. Следовательно, это большая
посылка. По субъекту заключения и среднему термину, входящему в большую
посылку (“миф”) восстанавливаем меньшую посылку. Получаем полный силлогизм:
Всякий миф(М) есть символ (Р). Большая посылка. Общеутвердительная – А.
“Сказание о Геракле” (S) – миф (М). Меньшая посылка. Частноутвердительная –
I.
Следовательно “Сказание о Геракле” (S) – символ (Р). Частноутвердительная –
I.
Данный силлогизм правильный, т.к. подчиняется общим правилам простого
категорического силлогизма: 1) терминов только три; 2) средний термин
распределен в большей посылке; 3) больший и меньший термин нераспределены
ни в посылках ни в заключении; 4) обе посылки не являются отрицательными;
5) нет отрицательных посылок, следовательно и вывод неотрицательный; 6)
только одна из посылок частная, значит вывод сделать можно; 7) одна из
посылок частная и вывод – частный.







Реферат на тему: Контрольная работа по логике

Контрольная работа


1. Дайте полную логическую характеристику следующим предметам:
а) покупатель; б) сборная России по хоккею; в) копия

а) покупатель
по содержанию: конкретное, положительное, безотносительное,
разделительное
по объему: единичное;
б) сборная России по хоккею
по содержанию: конкретное, положительное, соотносительное,
разделительное
по объему: общее;
в) копия
по содержанию: абстрактное, положительное, безотносительное,
разделительное;
по объему: общее;

2. определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью
круговых систем (кругов Эйлера):
а) пересуды, сплетни;



А – пересуды;
В – сплетни


Отношение соподчиненности.
б) законная сделка, незаконная сделка, неправомерные действия


А – законная сделка
В – незаконная сделка
С – неправомерные действия



3. Проведите операцию деления данных понятий по избранным Вами признакам
двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите
основание деления:
а) транспорт; б) религия

Деление по видообразующему признаку:
Основные виды транспорта – воздушный, водный, наземный.
Данное деление было произведено по среде передвижения транспорта.
Дихотомическое деление:
Транспорт использует естественные источники движения и искусственные
источники движения.
Данное деление было произведено на основании источников движения
транспорта.
Видообразующее деление:
Религия исповедует христианство, католицизм, ислам, иудаизм и др.
Данное деление было произведено на основании вероисповедания.
Дихотомическое деление:
Религия делится на древнюю и современную.
Основанием для деления послужило время, когда эти религии исповедовались.


4. Проверьте правильность деления понятий, в неправильных случаях укажите,
какие правила нарушаются.

Многоугольники бывают правильные и ромбы.
- ошибка: члены данного деления не исключают друг друга, т.к. ромб
является правильным многоугольником
Многоугольники бывают правильные и неправильные.
Среди птиц есть водоплавающие, перелетные и не перелетные.
- ошибка: деление произведено по двум основаниям
Среди птиц есть водоплавающие и не водоплавающие.
или
Среди птиц есть перелетные и не перелетные.

5. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях
укажите, какие правила нарушаются и дайте правильное определение.

Книга – лучший подарок.
Это истинное суждение представляет собой интересную метафору, которой мы
пользуемся при передаче информации, но оно не является определением
понятия.
Правильное определение понятия:
Книга – это произведение печати в виде переплетенных листов с каким-нибудь
текстом.
Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения,
деятельности больших групп людей.
В данном случае определение понятия не соразмерено, а именно – узкое. Из
данного определения можно сделать вывод, что девиз выражает руководящую
идею в поведении или деятельности только больших групп людей, но девиз
может выражать руководящую идею в поведении и одного человека.
Правильное определение понятия:
Девиз – это краткое изречение, выражающее руководящую идею в поведении или
деятельности.

6. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:
а) западная граница государства;
б) министерство юстиции

а) Операция обобщения:

Западная граница государства > граница государства > граница республик в
составе государства > граница краев и областей > граница городов и
населенных пунктов;

Операция ограничения:

Граница городов и населенных пунктов > граница краев и областей >
граница республик в составе государства > западная граница государства >
граница государства


б) Операция ограничения:
Министерство юстиции > министерство юстиции республик Российской
Федерации > министерство юстиции краев и областей > отделы министерства
юстиции
Операция обобщения:
Отделы министерства юстиции > министерство юстиции краев и областей >
министерство юстиции республик Российской Федерации > министерство юстиции
> министерство юстиции Российской Федерации


7. Определите тип атрибутивного суждения, укажите субъект и предикат
суждения, запишите его схему, используя принятые в логике обозначения (А,
Е, О, I), изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера,
установите распределенность субъекта и предиката.

а) Законность – неотъемлемая часть демократии.
Все S суть Р
Это общеутвердительное суждение – S а P, где S(+) и P(-)
S - демократия
P – законность



б) Некоторые государства не являются унитарными.
Некоторые S не суть Р
Это частноотрицательное суждение SoP, где S(-), а P(+)


S – некоторые государства
P – унитарные государства



в) Некоторые стихийные бедствия сопровождаются человеческими жертвами.
Некоторые S суть Р
Это частноутвердительное суждение, S i P где S(-) и P(-)


S – стихийные
бедствия
P – человеческие жертвы



8. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые
суждения), запишите схему суждения с помощью символов, использую
логические связки.

а) Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения
общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости.
Логические связки: если …, то, не.
Составные содержательные части суждения:
1 часть: Лицо, во время совершения общественно-опасного деяния находилось в
состоянии невменяемости. (А) __
2 часть: Оно подлежит уголовной ответственности. (В), Следовательно это
условное импликативное суждение А > В
б) Профессиональный риск не признается оправданным, если он был заведомо
сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни
людей.
Логические связки: не, если, или.
Составные содержательные части суждения:
1 часть: профессиональный риск признается оправданным (?)
2 часть: он был заведомо сопряжен с угрозой экологической катастрофы (В)
3 часть: он был заведомо сопряжен с угрозой здоровью (С)
4 часть: он был заведомо сопряжен с угрозой жизни людей (Д)
? > (В V С / Д)


9. Сделайте вывод из данных суждений по логическому квадрату, обоснуйте
его.

Некоторые поступки не являются преднамеренными. S o P
Все поступки не являются преднамеренными. S e P
Некоторые поступки являются преднамеренными. S i P
Все поступки являются преднамеренными. S a P


S a P S e P



S i P S o P

Некоторые поступки не являются преднамеренными. Следовательно Неверно, что
все поступки являются преднамеренными.


10. Сделайте вывод из данных суждений путем обращения, превращения,
противопоставления предикату.

а) Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию. S a P, S(+),
a P(-)

Превращение: Все S суть P_______
Ни одно S суть не- P
Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию.____________
Ни одно лицо, не захвативший заложника, не подлежит уголовному наказанию.

Обращение: Все S суть P_______
Некоторые P суть S
Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию._________
Уголовному наказанию подлежат некоторые лица, захватившие заложника.

Противопоставление: Все S суть P_____
Ни одно P не суть S

Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию.______________
Не подлежит уголовной ответственности ни одно лицо, не захатившее
заложника.

б) Некоторые военнослужащие – связисты. S i P, S(-) и P(-)

Превращение: Некоторые S суть P_____
Некоторые S не суть не- P


Некоторые военнослужащие – связисты.___________

Некоторые военнослужащие не являются связистами.

Обращение: Некоторые S суть P
Все P суть S

Некоторые военнослужащие – связисты.
Все связисты являются воннослужащими.

Противопоставление: Некоторые S суть Р_____
Некоторые не Р не суть S

Некоторые военнослужащие – связисты._____________
Некоторые не связисты не являются военнослужащими

11. Сделайте вывод из данных посылок, используя свойства отношений,
запишите схему вывода, определите его состоятельность.

Куликов окончил военное училище одновременно с Карауловым. – это
частноутвердительное суждение – Некоторые S есть Р
Следовательно, Караулов тоже окончил военное училище.

12. Сделайте вывод из данных посылок, указав большую и меньшую посылку.
Проверьте правильность вывода с помощью общих правил ПКС, правил фигур и
круговых схем.

Всякая буржуазная революция (М) усиливает рост капитализма(Р). (большая
посылка)
Английская революция (S) была буржуазной (М).______________ (меньшая
посылка)
Английская революция (S) усилила рост капитализма(Р).

М Р


S М


Умозаключение правильное

Лицо, совершившее кражу личного имущества (М), привлекается к уголовной
ответственности (Р). (большая посылка)


Носов (S) кражу личного имущества не совершал (М)._(меньшая посылка)

Носов (S ) не привлекается к уголовной ответственности (Р) (заключение).

М Р


S М

Умозаключение неправильное.

13. Сделайте вывод из данных посылок, постройте сему сложного дедуктивного
умозаключения, проверьте, следует ли вывод с необходимостью.

Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки (p)
влечет недействительность сделки (q).
При недействительности сделки (q) каждая из сторон обязана возвратить все
полученное по сделке другой стороне (r), а в случае невозможности
возвратить полученное в натуре (d), возместить его стоимость в деньгах
(b). ___________________
При несоблюдении простой письменной формы внешнеэкономической сделки каждая
из сторон обязана возвратить все полученное по сделке другой стороне или
возместить его стоимость в деньгах.
(p > q) V (q > r), d > b
p (r V b)

14. Проинтерпретируйте формулу и определите, является ли она логическим
законом: ______
(А В) V (А V В) - (если А, то В) или (не А,
или не В)


(А В) – если А, то В – это импликация
(А V В) - не А или не В – это не строгая дизъюнкция



|A |B |A |B |A B |A V B|(A B) V (A|
| | | | | | |V B) |
|И |И |Л |Л |И |Л |И |
|И |Л |Л |И |Л |И |И |
|Л |И |И |Л |Л |И |И |
|Л |Л |И |И |Л |И |И |

Данная формула является логическим законом.
Если сейчас день, то сейчас светло, или сейчас не день, или сейчас темно.
15. Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного
умозаключения:
Уголовное дело против гражданина Носова не может быть возбуждено, так как
отсутствует состав преступления.
Восстановим эту энтимему, т. е. сформулируем полный категорический
сологизм. Суждение, стоящее после слов “так как”, является меньшей
посылкой. В данной энтимеме пропущена большая посылка.

Во всех случаях отсутствия состава преступления (М) уголовное дело не может
быть возбуждено (Р) (большая посылка)
Состав преступления в деяниях (М) гражданина Носова отсутствует (S).
(меньшая
посылка)_________________________________________________________________
Уголовное дело против гражданина Носова (S) не может быть возбуждено (P).

М Р
Данный категорический силлогизм построен по
третьей
фигуре категорического
силлогизма;
особые правила ее
соблюдены, т.е. меньшая

посылка утвердительная, а заключение частное.

M S
S – Р


16. Укажите, требования каких формально логических законов нарушены в
приведенных примерах:

а). Она спрятала в карман записку от мужа.

В данном случае нарушено требование закона тождества А=А. Здесь неизвестно
о ком идет речь, так как использовано личное местоимение «она», а кто она
не уточняется.

б). Ложно, чтовсякая наука имеет свой предмет исследования, а так же, что
ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

В данном случае нарушений нет. Пример составлен в соответствии с законом
непротиворечия «а и не а».

в). Учитель: «Надеюсь Том, я не увижу, как ты списываешь с чужой тетради».
Том: «Я тоже на это надеюсь».

В данном примере произошла подмена понятий, что противоречит закону
тождества. Нам не ясно на что надеется Том: или на то, что учитель
действительно не увидит как он списывает с чужой тетради, или на то, что он
не будет списывать с чужой тетради.

17. Определите способ обоснования и форму аргументации тезиса, укажите
логические ошибки, если они есть.

«Труп был найден в погребе дома Волохова. Волохов жил несогласно со своей
женой после этого следует немедленное заключение – она виновата. Почему?
Больше некому. Вот народная логика… Замечательно, что никто из свидетелей
не подтвердил главного обстоятельства, никто не сказал, вернулся ли Алексей
Волохов 17 августа домой ночевать, так как в два или три часа его видели
на улице пьяным. (дело М.Волоховой). Выступление адвоката.


Определить логические ошибки не представляется возможным, так как
неизвестно чей именно труп был найден в погребе дома Волохова;
Неизвестно, была ли эта смерть насильственной;
На основании данного выступления нельзя также определить и тезис и форму
агрументации.






Новинки рефератов ::

Реферат: Грибы и их использование (Биология)


Реферат: Цели в системе управления (Менеджмент)


Реферат: Декоративно-прикладное искусство допетровской России (Культурология)


Реферат: Проблемы теории морали (Психология)


Реферат: Принцип ассортиментной политики (Маркетинг)


Реферат: Психоактивные растения как феномен в культуре (Искусство и культура)


Реферат: Однополосный радиопередатчик (Радиоэлектроника)


Реферат: КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР (1917-1971 Г.) (ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ СССР - ЗАПАД) (Военная кафедра)


Реферат: Измерение параметров лазеров (Технология)


Реферат: Выживание в условиях автономного существования (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Великий год России. Исторические портреты женщин Отечественной войны 1812 г. (История)


Реферат: Дианетика современная наука душевного здоровья (Доклад) (Физкультура)


Реферат: Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников (Педагогика)


Реферат: Вред Организму Алкоголем и Табакокурением (Спорт)


Реферат: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (Литература)


Реферат: Право Англии (Государство и право)


Реферат: Органическая социология Спенсера (Социология)


Реферат: Литературная викторина (Педагогика)


Реферат: Дымовые извещатели (Технология)


Реферат: История развития Генетики (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист