GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Волейбол (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Волейбол (Спорт)



Уральский Государственный
Технический Университет

Кафедра общей и специальной физической подготовки



РЕФЕРАТ



По физическому воспитанию
Тема: «Волейбол»



Преподаватель Студент группы П-238 И
Савин В.В. Исайкин Владимир



Первоуральск
1999
Содержание

Введение 3

История возникновения волейбола 4

Содержание и правила игры 7

Специфика волейбола 10

Техника игры 11

Тактика игры 14

Заключение 17

Библиографический список 18
ВВЕДЕНИЕ

С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное
развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в
растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей
распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой
спортивной арене.
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит
развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством
организации досуга, поддержания здоровья и восстановления
работоспособности.
В своём реферате я расскажу о развитии волейбола в мире и в нашей
стране, о правилах этой игры, о её технике и тактике.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА

Официально, датой рождения волейбола считается 1895 год, когда
преподаватель физкультуры Гелиокского колледжа (штат Массачусетс, США)
Вильям Морган изобрёл игру волейбол, а затем и разработал её первые
правила. Это официальная версия, хотя есть и другие. Некоторые склонны
считать родоначальником волейбола американца Халстеда из Спрингфилда,
который в 1866 году начал пропагандировать игру в «летающий мяч», названную
им волейболом.
Попробуем проследить за развитием предка волейбола. Сохранились,
например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается
игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила,
описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли «фаустбол». На
площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной,
состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились
перебить мяч через стену на сторону соперников.
Позже итальянский фаустбол стал популярным в Германии, Франции,
Швейцарии, Австрии, Дании и других странах Европы. Со временем и площадка,
и правила изменились. Так, длина площадки была уменьшена до 50 метров, а
вместо стены появился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и
состав команды - 5человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или
предплечьем, причём уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать
мяч через шнур и после отскока от земли, но в этом случае разрешалось одно
касание. Игра длилась в два тайма по 15 минут. Эта спортивная игра
появилась давно, но её возраст отсчитывается только с 19 века потому, что
первые правила волейбола были обнародованы в 1897 году. Естественно, сейчас
они во много отличаются от первоначальных, волейбол растёт и
совершенствуется.
В нашей стране волейбол широко распространили после революции 1917
года.

В 1925 года по инициативе секции игр в Москве созывается актив, на котором
были приняты первые в нашей стране правила игры, в этом же году состоялись
первые официальные соревнования по волейболу. С 1927 года проводится
ежегодное первенство Москвы. В последующие годы волейбол получает
повсеместное развитие.
В 1928 году в Москве состоялся чемпионат СССР, вошедший в программу 1
Всесоюзной спартакиады. В нём участвовали команды со всей страны. Однако,
несмотря на бурное распространение и популярность новой игры, и целый ряд
новинок, которые привезли на этот чемпионат команды, спортивное мастерство
волейболистов находилось ещё на низком уровне.
Великая Отечественная война затормозила развитие волейбола. Но несмотря
на огромные трудности военного времени, спортивная жизнь в стране не
замирала. В 1943 году разыгрывается первенство Москвы, в 1944 году
первенство и кубок Москвы по волейболу. В 1945 году вновь проводится
первенство СССР. Чемпионами страны стали московские команды «Динамо»
(мужчины) и «Локомотив» (женщины). На этих соревнованиях мужская команда
«Динамо» (Москва) широко применяла в защите взаимодействие защитных линий и
доигрывание принятых мячей, а в нападении использовала всё пространство по
длине сетки для выпадения нападающего удара. Такая организация игры и
принесла команде титул чемпионата СССР и дала толчок дальнейшему развитию
тактики волейбола.
Прошедшие в 1946-1947 гг. первенства страны, а также успешное
выступление советских волейболистов на международной арене послужили
толчком к дальнейшему развитию волейбола в СССР. В 1947 году советские
волейболисты, участвуя в соревнованиях на международном фестивале
демократической молодёжи в Праге, заняли первое место. В этом же году
создаётся Международная федерация волейбола (ФИВБ). После выступления
Всесоюзной волейбольной секции в члены этой организации (1948год)
волейболисты СССР, становятся участниками всех международных соревнований.
В 1949 году мужская команда советских волейболистов завоёвывает звание
чемпиона в первом официальном первенстве мира. Наши сборные команды мужчин
и женщин побеждают и в первенстве Европы. Свои чемпионские титулы они
подтверждают и в последующие два года. Летом 1952 года первенство мира
проводилось в Москве. Советские волейболисты и волейболистки в этих
соревнованиях стали сильнейшими в мире.
Включение в 1964 году волейбола в программу Олимпийских игр значительно
повысило требования к игре волейболистов.



СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВИЛА ИГРЫ

В волейбол играют на площадке размером 9х18 метров. Вся площадка
разделена на две равные половины средней линией, над которой подвешивается
сетка. Высота сетки зависит от возраста и пола играющих. В игре участвуют
12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны), и ведётся она мячом весом
250грамм и окружностью 65-68 сантиметров.
Смысл игры в том, чтобы не дать мячу упасть на своей площадке, прилагая
усилия для падения его на стороне противоположной команды. Действия
играющих, ограниченные правилами, выполняются игровыми приёмами: подачей,
передачей, нападающих ударом и блокированием. Исходными положениями для
игровых приёмов будут стойки (при действиях на месте) и перемещения (при
действиях в движении).
Игра состоит из трёх или пяти партий, в каждой счёт ведётся до 15
очков. Побеждает та команда, которая выиграет две партии из трёх или три из
пяти. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то
проводится третья, решающая. Аналогичные условия и при игре из пяти партий.
После каждой партии команды меняются площадками.
Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занимают место
на передней линии у сетку, остальные - на задней линии, но так, чтобы можно
было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней
линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют,
подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и
передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию
для атаки и блокирования.
Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу
определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд.
Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки
или на первую подачу.
Когда игроки занимают свои места на площадке, судья подает команду
начинать игру. На подачу отводится не более 5 секунд. Один игрок выполняет
подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло,
то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу,
производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке.
Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три
поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются
мяча, то засчитывается два касания. Если же мяч задерживается над сеткой
между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится
повторная подача для розыгрыша спорного мяча.
Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничительными
лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых линий, или
коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка) входят
в площадь игрового поля.
Команда теряет право на подачу или соперник выигрывает очко, если:
- мяч падает на свое площадке;
- команда совершает более трех касаний;
- мяч брошен или задержан;
- мяч коснулся тела игрока ниже пояса;
- игрок касается сетки;
- игрок совершал два касания подряд;
- ступня игрока полностью находится на стороне соперника и не касается
средней линии;
- игрок производит нападающий удар на стороне соперника;
- игрок задней линии из площади нападения перебивает на сторону
соперника мяч, который находится выше верхнего края сетки;
- игрок задней линии участвовал в блокировании и коснулся мяча;
- команда нарушает расстановку в момент подачи;
- игрок во время удара по мячу пользуется поддержкой товарища по
команде;
- игрок получает персональное замечание;
- игрок касается мяча или игрока противоположной команды, когда мяч
находится на стороне противника;
- умышленно затягивается игра;
- замена игрока произошла неправильно;
потребован третий перерыв для отдыха после предупреждения;
- использовано более 30 секунд на второй перерыв для отдыха;
- игрок без разрешения судьи уходит с площадки во время перерывов в
игре;
- игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать сопернику;
- нарушены правила блокирования.

Партия считается выигранной, если одна из команд набрала 15 очков с
преимуществом не менее 2=х очков. При счете 14:14 игра продолжается до тех
пор, пока одна из команд не добьется преимущества в 2 очка (16:14; 17:15 и
т.д.)
Команда имеет право на два перерыва по 30 секунд в каждой партии.
Разрешена замена игроков, но не более шести в каждой партии.
Волейболисты должны иметь одинаковую форму. Тапочки не должны иметь
каблуков. Игрокам запрещается иметь украшения, которые в ходе игры могут
явиться причиной травмы. На майки наносят номера (с 1-го по 99-й), причем в
команде не должно быть двух и более игроков с одинаковыми номерами на
майках.
Во время игры к судье может обращаться только капитан команды. Игрок не
имеет права:
- оспаривать решение судей и делать замечания в их адрес;
- вести себя нетактично по отношению к сопернику или делать
оскорбительные замечания в адрес игроков противоборствующей команды.

Каждый игрок обязан хорошо знать правила игры, строго их выполнять и
соблюдать нормы поведения.
СПЕЦИФИКА ВОЛЕЙБОЛА

Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: «волей» -
на лету, «бол» - мяч.
Одной из важных задач в волейболе является задача определения
траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» -
занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара,
блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать
специальными упражнениями.
Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом
первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования
скорости движений. Особое значение придается пространственной точности
движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах,
нападающих ударах.
Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем
движений.
Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения
двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать
расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и
разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся
обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно
выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения
задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно
повышаются.
ТЕХНИКА ИГРЫ

Особое место в технике игры занимают стойки и перемещения .
В технике нападения существует одна стойка - основная. При этой стойке
ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в
вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью.
При выполнении приемов техники нападения игроку приходится
перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных
направлениях.
При выполнении нападающих ударов применяются прыжки толчком двумя
ногами или одной ногой, с места или разбега. Технический прием может быть
выполнен правильно только в том случае, когда игрок своевременно
переместившись, принял основную стойку.

Передачи являются одним из основных технических приемов в волейболе. В
зависимости от положения рук при выполнении передач различаются верхние и
нижние передачи двумя и одной рукой. Основой для правильного выполнения
передачи является своевременное перемещение под мяч и принятие основной
стойки.
Передачи могут быть различными по расстоянию и высоте. По расстоянию
различаются короткие и длинные передачи, а по высоте - низкие, средние,
высокие. Особенностью выполнения длинных и высоких передач является более
активная работа ног. При выполнении верхних передач следует обратить
внимание на то, линия плеч игрока была перпендикулярна направлению, в
котором выполняется передача.
Разновидностью выполнения верхней передачи является передача в прыжке.
Она наиболее сложна, так как выполняется в безопорном положении. После
перемещения под мяч игрок делает прыжок вверх и выносит согнутые руки над
головой. Передача выполняется в высшей точке прыжка за счёт активного
выпрямления рук локтевых и лучезапястных суставах. Передача в прыжке с
имитацией нападающего удара называется «откидкой».

Подача - это способ введения мяча в игру. В современном волеболе подача
используется не только для начала игры, но и как мощное средство нападения.
Подачи бывают - нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя
боковая.
Все подачи выполняются в соответствии с требованиями, указанными в
правилах: подающий игрок становится за пределами площадки на месте подачи,
обязательно подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его через
сетку на сторону противника.
Для правильного выполнения любой подачи требуется:
1. Занять правильное исходное положение
2. Правильно подбросить мяч
3. Ударить в нижнюю часть мяча с определенной силой
4. Удар должен производиться твердой кистью, закреплен-ной в лучезарном
суставе.
5. После удара рука продолжает движение в направлении подачи.

Нападающий удар относится к сложным техническим приемам, сочетая
временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по мячу.
Нападающий игрок тесно взаимодействует в партнером, выполняющим передачу,
и здесь очень важна одинаковая трактовка обоими всех параметров приема и
взаимное понимание условных сигналов. Умение наносить нападающие удары
правой и левой руками обогащают технический арсенал игрока, заметно
расширяют его тактические возможности.
Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точке взлета, в
«мертвой точке». На ней он и должен наносить удар по мячу независимо от
характера подачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это положение
приобретает решающее значение при ударах. С низких и прострельных передач,
помогает нападающему сориентироваться относительно блока. Разбег по
траектории, близкой к прямому углу по отношению к сетке, создает для
нападающего игрока большие тактические возможности, чем разбег вдоль сетки.
Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия
блока, так и при пассивном или активном сопротивлении блокирующих.
Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прягаю как
можно выше, чтобы нанести удар по мячу на «своей» высоте.

Блок - это основной защитный прием. Техника блокирования проста: прыжок
и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и
перемещение игрока к месту постановки блока.
Игрок перемещается вдоль сетки приставными или скрестными шагами, бегом
или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и
прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего игрока противника. По
приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча
после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи
нападающему.
ТАКТИКА ИГРЫ

Тактика игры - это умения и разумная организация всех действий игроков
с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делятся
на две категории: защитные и нападающие действия. В соответствии с этим и
тактика игры складывается из тактики нападения и тактики защиты. Различают
индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и
защите.
Тактика защиты и тактика нападения резко различаются на крайних
полюсах: организация действий при приеме мяча от противника и завершающий
нападающий удар с предшествующей ему второй передачей. Однако, принимая мяч
от противника, игрок стремится направить его к сетке так, чтобы его
партнеры наилучшим образом могли организовать нападающие действия. Здесь
защитные действия одновременно выступают и как нападающие.
Тактика тесно связана с техникой. Никакой замысел в игре не может быть
выполнен без совершенного владения техническими приемами игры, необходимыми
для выполнения этого замысла.
С учетом своих возможностей каждая избирает систему игры в нападении и
защите, которая предусматривает рациональную организацию действий игроков в
нападении и защите.

Тактические действия в нападении осуществляются посредством подач,
передач и собственно нападающих ударов.

Тактика подачи имеет основную задачу - ввести мяч в игру, предельно
затрудняя его приём и организацию последующих действий противников.

Тактика передач. Основной задачей при выполнении передач для нападения
является создание наиболее благоприятных условий для выполнения
завершающего удара.
Слабо подготовленному игроку для выполнения нападающего удара требуются
хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота мяча и на
определённом месте, возможность разбега для прыжка, тактика передач в таких
случаях состоится в том, чтобы создать эти наиболее удобные условия для
нападающего удара.
Более сложным является выведение игрока для выполнения нападающего
удара в такое место, в котором противник может оказать наименьшее
сопротивление. с этой целью передача производится игроком, который для
выполнения этой функции вынужден меняться с тем, чтобы занять ключевую
позицию, позволяющую разнообразить простые передачи. Поэтому в тактике
передач применяются: простые передачи, передачи со сменой мест, передачи
для нападающего удара с первой передачи и передачи в прыжке.

Обманы в волейболе чаще всего применяются в сочетании с подготовкой к
нападающему удару или передачей для него. Тактика этих действий при
нападающих ударах состоится на использовании такой подвижности или
невнимательности отдельных игроков команды противника. При неправильной
расстановке игроков на площадке, особенно с увеличением числа блокирующих
появляются места, свободные от игроков. Наличие таких свободных мест и
используется при так называемом обмане. Обман выполняется на те места,
которые оказались свободными или места, откуда игрок переместился с целью
закрытия свободного места.

Тактика защиты состоит из чёткого взаимодействия игроков передней линии
между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и,
наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между
собой.

Блокирование. Первым действием, которым команда начинает защищаться от
нападающего удара противника, является блокирование. Блокирование может
быть одиночным или групповым (двойным, тройным).

Приём мяча с подачи и от нападающего удара. Наилучшая техника для
защитных действий на задней линии - нужная передача мяча с возможным
смягчением удара. С этой целью необходимо правильно определить направление
полета мяча и место его приземления. Здесь прежде всего надо оценить
обстановку: в каком положении находится мяч, ударяющий игрок по отношению к
мячу и к сетке, каким в соответствии с этим будет наиболее вероятное
направление мяча от нападающего удара, какова будет крутизна траектории его
полета.
От расстояния между мячом и сеткой зависит угол полета мяча после удара
(без блока). Поэтому при близкой к сетке передаче мяча для нападающего
удара следует перемещаться вперед с тем, чтобы попасть в нужное для приема
мяча место.

Страховка. Надобность в страховке действий игрока может появиться во
многих случаях: при плохой подвижности отдельных игроков, несовершенном
владении передачей и др. их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная
необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. Находясь
в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут
передвинуться, реагируя на противодействие и действие противника. В связи с
этим необходимо этих игроков страховать.
Тактический успех страховки, как и других защитных действий, зависит от
предвидения действий игроков команды противника.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый,
подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой
эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и
несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства
физического воспитания является его специфическое качество – возможность
самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока
и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для
людей всех возрастов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и
спорт, 1972
2. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М: Физкультура и спорт, 1965
3. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт, 1984
4. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979
5. Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех – М.: Физкультура и спорт,
1966
6. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ.
воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 1983






Реферат на тему: Волейбол

КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ВОЛЕЙБОЛА

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в
волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель
физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган
предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой
заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его
перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с
английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые
неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая
дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае,
на Филиппинах, а позднее - в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября.
Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на
Украине, в Белоруссии, Закавказье.
С 1933 г. проводятся первенства СССР среди сборных команд городов, а
несколько позже - чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных
спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола имело
состоявшееся в августе 1935 г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников
по волейболу.
В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и
волейбол получает официальное международное признание.
В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио.
Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала
советская сборная.
Один раз в два года проводятся чемпионаты Европы, Спартакиады
школьников (до 18 лет), чемпионаты Европы среди молодежных команд (до 19
лет). Ежегодно проводятся Кубки европейских чемпионов и обладателей кубков.
Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому
волейболу.
В СССР насчитывается 30 специализированных спортивных школ олимпийского
резерва и более 1200 отделений волейбола в ДЮСШ.


ПРАВИЛА ИГРЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕННЯ ЗАНЯТИЙ


Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между
двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной
18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды,
передавая руками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударом или
передачей) направить его через сетку так, чтобы он упал на стороне
соперника или чтобы в ответных действиях соперник допустил ошибку. Очко в
партии команда получает только при своей подаче, когда кто-либо из
соперников допустит ошибку. Если же команда при подаче допускает ошибку,
она теряет право на подачу.
Для игры в волейбол используется подходящая по размерам ровная
площадка, на которой можно установить стойки и сетку. Площадка должна быть
ровной и строго горизонтальной, со свободной зоной вне площадки шириной до
3 м. Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми
линиями. На ней наносятся средняя, две трехметровые линии и зона для
подачи. Ширина линий - 5 см.
Сбоку на уровне ограничительных линий площадки поперек сетки навешивают
две матерчатые полосы и две гибкие «антенны» диаметром 10 мм и длиной 1,8
м.
Часть площадки, размещенной между линией нападения, средней линией и
боковыми линиями, называется площадью нападения. Перпендикулярно к лицевой
линии на расстоянии 3 м от правой боковой линии и 20 см от лицевой линии
проводят пунктирные линии длиной 15 см. Такие же линии проводят за полем
как продолжение правой боковой линии. Эти линии определяют место подачи
(рис. 1.).

[pic]
Рис.1. Рис.2

Команда должна играть в чистой, опрятной и одинаковой по цвету форме:
майка, трусы и мягкая спортивная обувь без каблуков (разрешается играть
босиком). Каждый игрок должен иметь на майке номер (на груди и спине), а
капитан команды на майке с левой стороны - нашивку, отличающуюся от цвета
майки.
Состав команды от 6 до 12 игроков. Основными считаются 6 игроков,
которые начинают игру в каждой партии.
Игра начинается с подачи. Право на подачу определяется жребием, в
котором участвуют судья и капитаны команд. Выигравший жребий имеет право
выбора подачи или площадки. Подачу считают правильной, если мяч пролетит
над сеткой, не касаясь ее в пределах ограничительных лент или антенн.
Подача выполняется после свистка судьи и дается на нее 5 с. Команда теряет
право на подачу если:
а) мяч коснулся сетки, не долетел до нее, пролетел под сеткой, пролетел
за пределами ограничительных лент или антенн;
б) мяч коснулся игрока или постороннего предмета;
в) мяч упал за пределы площадки;
г) подача выполнена не с места, вне очереди, двумя руками, с руки,
броском.
В том случае, когда команда выигрывает право на подачу, игроки
выполняют переход, смещаясь по часовой стрелке. Если выиграно очко, смена
не производится, и подача выполняется повторно игроком зоны 1 с места
подачи (рис. 2).
Мяч можно отбивать руками не более трех раз. Удары, приемы и передачи
должны выполняться отрывистым касанием. Перенос рук над сеткой и касание
при этом мяча на стороне соперника является ошибкой (за исключением
блокирования). Блокирующий не имеет права касаться мяча на стороне
соперника, прежде чем он не направит мяч на сторону противоположной
команды. Блокирование подачи не разрешается.
Если мяч задел сетку в пределах ограничительных лент, он считается
правильным и остается в игре. Касание игроком сетки - ошибка. Игрок может
наступать на среднюю линию, но не переступать ее.
Игроки задней линии могут перебивать мяч на сторону соперника ударом
или передачей, причем после удара им разрешается приземляться в зону
нападения, не наступая при этом на линию, ограничивающую эту зону.
В каждой партии команде дается право замены основных игроков запасными.
Команда может сделать шесть замен в каждой партии. Запасной игрок должен
занять место игрока, которого он заменяет. После замены основной игрок
возвращается только один раз в игру вместо запасного игрока, который
заменил его, при условии, что с участием последнего разыграно не менее
одного очка. Команде положено делать два перерыва в каждой партии
длительностью до 30 с каждый.
Игра проводится из трех или пяти партий, что обусловливается
договоренностью между играющими или положением о соревнованиях. В каждой
партии победителем считается команда, первой набравшая 15 очков. Если счет
в партии достигнет 14 : 14, то игра в ней продолжается до разницы в два
очка (16 : 14, 17 : 15, 18 : 16 и т. д.). Победа за той командой, которая
выиграет две партии из трех или три из пяти.
Во время игры (и после нее) игроки должны вести себя тактично по
отношению друг к другу и к соперникам. Оспаривать решения судей или делать
им замечания они не имеют права.
Для начальной подготовки юных волейболистов рекомендуется игра мини-
волейбол, которая подобна обычной игре в волейбол, но с некоторыми
особенностями проведения.
Мини-волейбол можно проводить в самых разнообразных условиях: на уроках
физкультуры, во время секционных и самостоятельных занятий.
Игра проводится на площадке длиной 12 м и шириной 9 м. В пионерских
лагерях для игры используют удобную лесную поляну, которую дети
самостоятельно оборудуют в простейшую волейбольную площадку.
Волейбольную сетку закрепляют между двумя стойками или столбами на
высоте 2 м. Для мальчиков и девочек высота сетки одинакова. Ребята, которые
еще не овладели подачей, могут подавать с расстояния 3 м от сетки. Каждый
игрок выполняет не более трех подач подряд, затем команда делает переход, и
подавать продолжает другой игрок этой же команды. В случае невыполнения
подачи ее производит команда соперников. Игроки разыгрывают мяч до тех пор,
пока мяч не коснется площадки соперников или они не допустят ошибки после
трех касаний к нему. Если мяч после подачи попал в площадку соперника и
игроки не коснулись его, команда получает 3 очка. Если соперник принял мяч,
но не перебил его на сторону соперника - 2. Если мяч проигран соперником
при приеме подачи и розыгрыше его - 1 очко. Удары выполняются отрывисто
двумя или одной рукой. В игре можно наступать на среднюю линию и
переступать ее. Количество замен в игре не ограничено.
Игра проводится из двух партий по 15 мин каждая. При остановках игры
время добавляют. После окончания первой партий дается пятиминутный перерыв.
Выигрыш партий дает команде 2 очка. Проигрыш с разницей в счете менее 10
очков - 1, более 10 - 0 очков. При ничьей каждой команде насчитывается по 2
очка. Счет игры может быть различным — 4 : 2, 4 : 4, 4 : 1 и т. д.
Обучение игре в волейбол осуществляется на уроках физкультуры, в
школьных спортивных секциях и секциях по месту жительства, в ДЮСШ,
пионерских лагерях. Важное значение при этом имеет самостоятельная
подготовка школьников.
Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,
заключается в содействии решению задач физического воспитания школьников
средствами волейбола, обучить основам техники и тактики игры, привить
привычку к систематическим занятиям во внеучебное время, по месту
жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями.
Как любой другой урок по физической культуре в школе, урок по волейболу
состоит из трех частей. В подготовительную часть урока (5-8 мин) входят
мероприятия по организации класса и упражнения, способствующие подготовке
организма учащихся к выполнению основных задач урока. Учебный материал
должен быть органически связан с материалом основной части и включать в
себя строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные
способы ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения для
пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов,
имитационные упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты.
В основной части урока (30-35 мин) решаются его главные задачи.
Выполняемая работа может быть направлена на повышение уровня физических
качеств, изучение и совершенствование приемов игры в волейбол с включением
упражнений для обучения технике и тактике игры. Подбор упражнений и их
количество определяет ту или иную направленность урока.
Для того чтобы повысить эффективность работы спортивной секции,
целесообразно определить для ее членов конкретные задачи на каждый год.


ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям
занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения,
прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен
обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой
скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных
их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует
успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.
В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном
направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей
выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в
технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает
основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском
возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной
выносливости.
Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми
существует тесная взаимосвязь.


ТЕХНИКА ИГРЫ


Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии
совершенного владения их техникой. Специфической особенностью волейбола
является то, что ни один прием нельзя выполнять изолированно, так как он
связан с другими приемами, выполняемыми партнерами по команде, либо
соперником.
Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в
нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача,
передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование.
Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с
некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положений
стойки игрока.
Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега,
скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры,
волейболист должен принять определенную стойку или положение,
обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.
По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают
три вида стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке,
волейболист иногда стоит неподвижно или же незначительно передвигается
переступанием из стороны в сторону, перенося массу тела с одной ноги на
другую. Исходя из предшествующего движения, стойки имеют некоторые
особенности. Например, стойка игрока, готовящегося к выполнению подачи,
отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.
Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом. Для
бега характерны стартовые ускорения и резкие изменения направления с
последующими остановками. Последний шаг при этом выполняется стопорящим
движением. При приеме мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может
сделать выпад. Более быстрым способом передвижения на небольшое расстояние
является скачок, который применяется в большей степени при защитных
действиях.
Подачи. В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая,
верхняя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.
Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит
лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед,
масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой
в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад
для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки.
Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на
уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу
тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в
направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются (рис.3).
[pic]
Рис.3.
Идентично нижней прямой подаче выполняется нижняя боковая, с той лишь
разницей, что игрок располагается боком к сетке и удар выполняет сбоку.
Подача с высокой траекторией полета мяча отличается тем, что замах
выполняется в плоскости, перпендикулярной опоре, ударная рука отводится
вниз-назад, а удар по мячу наносится резким и быстрым движением снизу, по
дальней от сетки половине мяча ребром ладони так, чтобы после удара он
получил передне-заднее вращение. Подача эта выполняется на открытых
площадках или в спортивных залах с высоким потолком.
[pic][pic]
Рис.4

Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или
вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно
распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и
подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше
вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах
вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука
движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу
вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча
так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то
есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях
при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг
горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет
первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без
вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без
его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В
этом случае мяч будет планировать (рис. 4). В последнее время все чаще
применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются:
использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на
1,5—2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки.
Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу
наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу
с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на
высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела
переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки
сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище
поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и
после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу
удара (рис. 5).
[pic][pic]
Рис.5.

Передачи. В игре применяются передачи мяча сверху двумя руками,
находясь в опорном положений, в прыжке и с падениями.
Передача сверху двумя руками. В исходном положений туловище игрока
расположено вертикально, ноги на ширине плеч или одна нога несколько
впереди. Степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча.
Руки выносятся перед лицом, кисти рук оптимально напряжены. С приближением
мяча игрок начинает встречное движение выпрямлением ног, туловища и рук.
При выполнении ударного движения в момент соприкосновения с мячом пальцы
рук сначала амортизируют встречный полет мяча, затем кисти и пальцы рук
упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное
движение. Указательные и средние пальцы являются основной ударной частью,
безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу
нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных
усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук (рис.
6). При передаче назад игрок поднимает руки, располагая их тыльной стороной
кистей над головой, разгибает ноги, отклоняет туловище вверх-назад.
Передача выполняется за счет разгибания рук в локтевых суставах и движения
туловища назад-вверх, с одновременным прогибанием в грудной и поясничной
частях позвоночного столба.
[pic][pic]
Рис.6.

В том случае, когда мяч летит высоко и направлен за игрока, выполняется
передача сверху двумя руками или одной в прыжке. Во время прыжка руки
выносятся над головой несколько выше, чем при передаче в опоре.
Отталкиваясь от опоры, игрок поворачивает руки вверх и выполняет передачу в
высшей точке прыжка. При передачах мяча в прыжке назад за голову техника
движении остается такой же, как и при передачах из опорного положения.
Передачи мяча сверху двумя руками в падении с перекатом на спину, с
падением на бедро-спину применяются тогда, когда мяч летит прямо на игрока
или в стороне от него.
[pic][pic]

Рис. 7
Нападающие удары. В игре в волейбол используются прямой, боковой
нападающие удары и удары с поворотом кисти и туловища.
Прямой нападающий удар характеризуется сочетанием сложных по
координации движений (рис. 7). Подготовка к выполнению прямого нападающего
удара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм
разбега существенно зависит от скорости и траектории передачи мяча для
выполнения нападающего удара. Длина разбега составляет 2-3 шага и скачок. В
скачке стопа вынесенной вперед ноги ставится на пятку (стопорящий шаг),
вторая нога приставляется к первой, выпрямленные руки отводятся назад.
Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по дуге сзади-
вперед-вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх, как
правило, максимально высокий, поэтому игрок должен оттолкнуться как можно
сильнее. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах бьющей рукой вверх-
назад, прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных
суставах, правое плечо (если правая рука ударная) отводит назад, левую
руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводит вверх-в сторону. В
момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в локтевом суставе,
растянутые при замахе мышцы живота, груди и руки резко сокращаются. Рука
выпрямляется, кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии, удар
выполняется в определенном направлений. После удара по мячу игрок
приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп.
[pic]
Рис. 8

При выполнении бокового нападающего удара движения почти аналогичны
прямому нападающему удару. Различие в том, что при замахе и ударе
происходит движение, как в верхней боковой подаче (рис. 8).
При выполнении нападающих ударов с переводом руки и туловища, движения
почти аналогичны прямому нападающему удару, с разницей в ударном движении,
при котором игрок в момент удара по мячу поворачивает кисть руки и туловище
в нужном ему направлений.
[pic][pic]
Рис. 9

Прием мяча снизу двумя руками. Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже
пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками. При этом кисти рук
соединены вместе и вынесены вперед. При приближении мяча игрок разгибает
ноги, туловище поднимает несколько вверх и вперед. Удар по мячу выполняют
предплечьями, затем руки смещают вперед-вверх за счет выпрямления туловища
и разгибания ног (рис. 9).
Прием мяча снизу одной рукой. Одной рукой принимаются мячи, летящие
далеко от игрока, после предварительного передвижения игрока. Ударное
движение выполняется напряженной кистью. Большое значение для успешной игры
в защите имеет прием мяча снизу одной рукой в падении вперед или в сторону
с последующим скольжением на груди и животе. Выполняя выпад вперед, а затем
толчок ногой игрок посылает туловище вниз-вперед, руки для предстоящего
махового движения несколько отведены назад. Одновременно с толчком нога,
расположенная сзади, маховым движением выносится вверх, туловище игрока
перемещается вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается.
Удар по мячу осуществляется в полете тыльной стороной ладони или кулаком.
После удара по мячу игрок вытягивает руки вперед и разводит в стороны
несколько шире плеч. При приземлении на руки амортизация осуществляется
главным образом уступающим движением пояса верхних конечностей. Туловище
прогибается в пояснице, опускаясь вниз-вперед до соприкосновения груди и
живота с площадкой. Приземление сопровождается скольжением туловища по
площадке, подбородок при этом отклоняется несколько назад.
Очень эффективен прием мяча снизу одной рукой в падении с выполнением
кувырка через плечо после удара по мячу.
Блокирование. Определив направление и высоту передачи мяча для
нападающего удара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи с
мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги его
незначительно согнуты в коленных, а руки - в локтевых суставах, кисти
находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги
в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья
согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании
нападающих ударов, выполняемых после обычных передач, игрок отталкивается
от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положений.
Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при
этом движение начинается руками, а затем ногами. Резким разгибанием ног,
выпрямлением туловища и энергичным махом руками игрок принимает
вертикальное положение.
[pic][pic]
Рис. 10

Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон
по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и
оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед-вверх в
сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и
пальцами выполняется движение вперед-вниз. После блокирования игрок
приземляется на согнутые ноги (рис. 10).
Описанные выше движения касаются техники выполнения неподвижного
блокирования. Подвижное блокирование аналогично неподвижному. Если для
неподвижного блокирования руки выставляют над сеткой с целью прикрытия
определенной зоны площадки, то при подвижном игрок перемещает руки вправо
или влево, в зависимости от направления нападающего удара. Если удары
блокируются с краев сетки, ладонь руки, ближней к краю, разворачивается
внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.
Техника блокирования нападающих ударов, выполняемых после различных
передач, почти аналогична описанной выше. Исключение составляет момент
отталкивания от опоры, который соотносится с началом безопорной фазы
нападающего.
Техническая подготовка направлена на обучение техники движений и ее
совершенствование, служащей средством ведения соревновательной борьбы. Для
создания наиболее благоприятных условий с целью изучения приемов игры,
обучение следует строить по такому плану:
1. Общее ознакомление с приемом игры.
2. Выполнение приема в упрощенных условиях.
3. Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.
4. Совершенствование приема в игровой ситуации.
Ниже приводятся примерные упражнения для технической подготовки юных
волейболистов.
Передвижения
1. Занимающиеся располагаются за лицевой линией площадки и принимают
положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу
(зрительному или слуховому) передвигаются двойным или приставным шагом,
скачком или выпадом (вправо, влево, в стороны).
2. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По
определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем
спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры.
3. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5 (Рис.2). По
сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием
игры.
4. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево
из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения;
лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.
5. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из
зоны 1 выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки
приставными шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны
5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема
мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.
6. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет
ускорение в зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем
передвигается в зону 2, где имитирует нападающий удар. Из зоны 2
возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к сетке,
выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит
в конец колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения,
рекомендуется использовать различные подвижные игры. Предлагаем несколько
из них.
«Зоркий глаз». Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу
занимающиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая
рука вверх означает, что учащиеся должны выполнить выпад вперед и принять
обусловленную стойку волейболиста. Вариант: поднятые вверх обе руки
означают, что надо выполнить два-три приставных шага, принять низкую стойку
волейболиста и проимитировать передачу двумя руками сверху.
«Падающая палка». Занимающиеся строятся в круг диаметром 6—7 м,
рассчитываются по порядку. В центре круга - водящий, который придерживает
за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении. Водящий
вызывает номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Тот,
кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке упасть, подхватить ее.
Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не
успел, - заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к
палке увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и
остановкой. Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно
заменить мячом и проводить игру «Падающий мяч».
«День и ночь». Две команды стоят на середине площадки спиной друг к
другу на расстоянии 1,5 - 2 м. Одна команда — «день», другая — «ночь». У
каждой команды на своей стороне площадки «дом». После слов водящего «день»,
«день» быстро убегает в свой «дом», а «ночь» догоняет. Затем все становятся
на прежние места; подсчитывают пойманных. Игра повторяется. Выигрывает
команда, которая больше поймает соперников. Варианты: команды называются
«вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к Другу, а боком,
лицом, сидя.

Подачи
1. Расположение занимающихся в шеренге по одному. Многократные
подбрасывания мяча на различную высоту, в зависимости от способа подачи.
2. Занимающиеся становятся у стены в колонне по одному. Первый игрок
подбрасывает мяч и выполняет замах и удар по мячу о стену избранным
способом подачи, затем уходит в конец колонны, а упражнение продолжает
следующий.
3. Занимающиеся становятся в две шеренги на расстоянии 5—6 м друг от
друга. Игроки первой шеренги выполняют подачи в сторону игроков, стоящих во
второй шеренге.
4. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах
напротив сетки, в. 5 - 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом
через сетку. То же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях
площадки.
5. Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и
выполняют подачи избранным способом.
6. Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам,
расположенным на площадке.
Подвижные игры
«Чей отскок дальше». Игра проводится в спортивном зале или в любом
месте, где есть стенка. Игроки поочередно бросают теннисный (резиновый) мяч
о стенку снизу (сверху) одной рукой. Фиксируется дальность отскока. Чей
отскок дальше, тот победитель. Вариант: ограничить участок стенки, о
которую производятся броски мяча.
«Кто дальше бросит». Участники делятся на З—4 группы и выстраиваются в
шеренги (одна за другой). Каждый игрок первой шеренги держит малый набивной
мяч (хоккейный или теннисный). Судьи находятся в стороне от линии бросков.
У линии метания, расположенной в 2 м от первой шеренги, обозначены линии
бросков: на расстоянии 10 м — первая, на расстоянии 12 —вторая и т. д. По
сигналу игроки первой шеренги по очереди бросают мячи одной рукой снизу или
сверху. Судьи оценивают каждый бросок в очках: мяч, брошенный за первую
линию — одно очко, за вторую — два очка и т. д. Вариант: броски выполняются
через веревку, натянутую на определенной высоте (2—3 м); каждый делает по
два броска (правой и левой рукой).
«Точная подача». Перед игрой две команды строятся в шеренги за лицевыми
линиями волейбольной площадки, которая по обеим сторонам сетки разделена на
несколько квадратов. В каждом квадрате — цифра, обозначающая количество
очков, начисляемое за попадание после подачи в этот квадрат. Первый игрок
одной из команд берет мяч, называет цифру и посылает мяч через сетку
заранее обусловленным способом подачи. Если мяч приземлился точно в
указанной зоне, игрок получает соответствующее количество очков. Если же он
упал в другую зону, из названного игроком числа высчитывают 2 очка. В том
случае, когда мяч заденет сетку или игрок, подавая, переступит за линию
подачи, очки не начисляются. Игрок, выполнив подачу, встает в конец своей
колонны. Подачи выполняются командами поочередно. Итоги подводят тогда,
когда каждый участник игры будет в роли подающего (один или два раза).
Сумма очков определяет команду-победительницу.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической,
технической и тактической.
Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная
насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их
игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает
волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли.
Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко
приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества
волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными
особенностями игры.
Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном
стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебно-
тренировочных занятиях.
Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении
отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском
при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.
Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать
правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых
ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и
инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе
сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно
связаны взаимнообусловлены.
Психологическая подготовка волейболистов определяется характером
игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства
приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с
одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке.
Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов
приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по
скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных
действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется
максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и
ответных движений.
Эффективность технико-тактических действий в значительной степени
определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем
развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения
внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое
количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать
и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем
принимает его, одновременно распределяя свое внимание — определяя
расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и
игроки команды соперников.
Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке
для организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих
действий — все это обусловливает высокие требования к мышлению
волейболистов. Им необходимо уметь быстро и точно ориентироваться и
оценивать действия партнеров и соперников в игровой обстановке,
самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать
замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно в тактических действиях
волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление и
воображение.
Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности
волейболистов — это умение выполнять точные и дифференцированные
пространственные, временные и мышечные восприятия.
Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных
волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном
процессе.



Реферат на тему

Волейбол




Новинки рефератов ::

Реферат: Иностранная интервенция на Европейском Севере России (Государство и право)


Реферат: Взаємодія гілок державної влади як принцип основ конституційного ладу України (Право)


Реферат: Персонал предприятия Татнефть (Управление)


Реферат: История правового регулирования земельных отношений в России (Право)


Реферат: Вексель как инструмент финансового рынка (Деньги и кредит)


Реферат: Активные операции коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Тенденции развития филармонического искусства в современной России (Музыка)


Реферат: Планирование фонда оплаты труда (Предпринимательство)


Реферат: Макаронные изделия, производство, ассортимент, условия хранения (Технология)


Реферат: Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города (на примере г. Екатеринбурга) (Право)


Реферат: Иконографический образ Троицы (Культурология)


Реферат: Естественнонаучный базис концепции "Золотого миллиарда" в свете информационного обеспечения социума (Социология)


Реферат: Внешняя политика России в конце 19 века. Заключение франко-русского союза (История)


Реферат: Социологическая концепция П. Сорокина (Социология)


Реферат: Кредитний ризик комерційного банку та шляхи його оптимізації (Банковское дело)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)


Реферат: Шпаргалка по методике естествознания (Педагогика)


Реферат: Финансовый учет (Биржевое дело)


Реферат: Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского (Литература)


Реферат: Обвиняемый (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист