GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Международное гуманитарное право (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международное гуманитарное право (Право)


Содержание:



1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном
праве.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Список использованной литературы.



1. Понятие и источники международного гуманитарного права.
Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по
гуманитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией,
контакты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права.
Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного
права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период
вооруженных конфликтов. Иногда под международным гуманитарным правом
понимается лишь нормы, регламентирующие гуманизацию отношений в период
вооруженных конфликтов. Так или иначе, но в центре международного
гуманитарного права находятся права человека. Не случайно, что в документах
Организации Объединенных Наций зафиксировано непреложная цель развития
человеческой цивилизации: “Жизнь людей полноценна только тогда, когда ее
озаряют права человека”.
В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях
защиты прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было
разработано и принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них
прежде всего необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и
работорговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.
Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в
обеспечении уважения прав человека началась после победы над фашизмом во
второй мировой войне.
Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное
развитие и, в частности, определили основные направления деятельности ООН.
В Уставе этой организации было установлено, что одной из ее задач является
осуществление международного сотрудничества “в поощрении и развитии
уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы,
пола, языка и религии” (ст.1).
Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для
всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных
предпосылок для “создания условия стабильности и благополучия, необходимых
для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении
принципа равноправия и самоопределения народов”.
Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее
содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих.
Так, в Уставе ООН говорится о равноправии наций, равноправии мужчин и
женщин, достоинстве и ценности человеческой жизни (т.е. праве на жизнь),
недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е.
свободе совести, убеждений и т.п.). Другими словами, общедемократический
характер Устава предполагает и подразумевает в качестве важнейшего
правового условия современных международных отношений принцип уважения прав
человека.
Основными источниками международного гуманитарного права являются
многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам
человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными
документами. Большинство из созданы в правовой среде, образующейся в рамках
универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно
обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего
права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к
области внутренней компетенции государств и реализуется посредством
внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям
ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате
чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.
Рекомендательный характер имеют резолюции международных организаций и
прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г.,
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,
религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-
политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с
ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических
обязательств. Так, например, довольно широко распространено мнение, что
положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный
обычай.
Резолюции могут служить основой для разработки международных договоров
в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и
наказания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания 1984 г.
Другая часть документов в области прав человека - международные
договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965
г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют
стандарты в области прав человека. Главные международно-правовые акты о
правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные
группы:
1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в
области прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
с Факультативным Протоколом 1986 г., Международный Пакт о гражданских и
политических правах 1966 г. с Факультативными Протоколами 1976 и 1992 гг.,
2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция
относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.), Конвенция о принудительном
или обязательном труде 1930 г., Конвенция о предупреждении преступлений
геноцида и наказании за него 1948 г., Декларация о предоставлении
независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за
него 1973 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких,
бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г.,
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов: Устав Управления
Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., Конвенция о статусе
беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г., Конвенция о политических правах
женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о
гражданстве замужней женщины 1957 г., Декларация прав ребенка 1959 г.,
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Декларация о территориальном
убежище 1967 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных
обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ,Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о
правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-
мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.
К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская
конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950
г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе
в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре
1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием
глав государств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби.
Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные
конвенции. Так, например, Римская конвенция, касающаяся гражданских и
политических прав, устанавливает больше оснований для ограничения прав
человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то
они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.
Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав
человека, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В
Заключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав
человека применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках
этой организации родился термин “человеческое измерение”, который означает
комплекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с
правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции
ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989
г., в Копенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г. Документы ОБСЕ (Европейская
конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или наказания и др.) носят политический характер и не
являются источниками международного права. Их положения часто именуют
договоренностями. Поскольку руководители государств-участников ОБСЕ
неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат
безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие
заявления можно рассматривать как односторонние обязательства международно-
правового характера. Положения этих документов можно считать региональными
стандартами в области прав человека.
В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими
документами, регламентирующими существование этой международной структуры,
была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и
основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-
правовые стандарты в области прав человека.
2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном
праве.
Термин “права человека” появился в международной политической лексике
после американской войны за независимость и Великой французской революции.
В Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и
других документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В
современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН,
о правах гражданина уже не говориться.
В современных условиях международно-правовое значение прав человека
возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств
признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над
всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.
Подавляющее количество прав человека носят универсальный международный
характер, однако существуют права человека. которые связаны с национальным
гражданством (например, политические).
Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В
общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода -
гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц.
Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной
степени регламентируется, а свободу иногда рассматривают как область
человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешивается.
В международно-правовых документах традиционно сохраняется
классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи
выделяют:
1. Гражданские права: - право на жизнь; - право на неприкосновенность
личности; - свобода личности; - свобода передвижения; - равенство перед
судом; - право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет
доказана; - право на безопасность личности; - право на свободу от
произвольного ареста, задержания или изгнания; - право на гласное с
соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и
беспристрастным судом; - право на свободу о произвольного вмешательства в
личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность
жилища и тайну корреспонденции; - право на свободу от пыток и жестокого,
бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
- право на свободу совести, мысли и религии и другие.
2. Политические права: - право на участие в управлении своей страной;
- право на равный доступ к государственной службе в своей стране; - право
на свободу убеждений и свободное выражение их; - право на свободу мирных
ассоциаций и собраний и другие.
3. Экономические права: - право на владение имуществом; - право на
право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и
другие.
4. Социальные права: - право на труд и свободный выбор профессии; -
право на равную оплату за равный труд; - право свободно создавать
профессиональные союзы; - право на справедливое и удовлетворительное
вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование; - право на
вступление в брак и создание семьи; - право на защиту материнства и
детства; - право на отдых и досуг; - право на жизненный уровень,
необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу,
одежду, жилище и медицинский уход); - право на социальное обеспечение на
случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости
или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека
обстоятельствам и другие.
5. Культурные права: - право на защиту моральных интересов, являющихся
результатом научных, литературных или художественных трудов автора; - право
на образование; - право на участие в культурной жизни; - право на
пользование результатами научного прогресса и их практического применения и
другие.
Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в
соответствии с хронологическими критериями, которая получила в международно-
юридической литературе название “концепции трех поколений прав человека”. В
соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:
1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и
декларация которых начинается с периода Великой Французской революции.
2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права,
которые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй
мировой войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания
процессов демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой
половине XX в. широких слоев народных масс и успехов социалистических
движений, а также социальных преобразований в СССР.
3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду,
право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового
освобождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской
Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности
развивающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано
также с осознанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят
под сомнение само выживание планетарной цивилизации.
Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление
их на коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право
на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права
личности) .
Исторически существовало большое количество концепций прав человека:
религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно
на основе общего международного права формируется универсальная концепция
межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк
составляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного
права:
* Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность
противопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав
человека как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в
которой существует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом
признается человеческое право на жизнь).
* Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной
стороны как одного из основополагающих и главных в системе основных
принципов международного права; с другой стороны - как один из элементов
системы основных принципов международного права, теснейшим образом
взаимосвязанных друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать
роль одного из них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты
прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как
уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела
другого государства и т.д.
* Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан
- проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права,
международное право признает в качестве руководящего правила недопустимость
такой модели регулирования отношений между любым государством и его
населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует
три возможные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение
международными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав
человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на
основе международного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав
человека на международном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия
заинтересованного государства (правда здесь не существует четко
разработанных механизмов и критериев); рассмотрение в международных органах
частных жалоб на нарушение прав человека. Тенденция на рассмотрение прав
человека как области, которая не является исключительно
внутригосударственной сферой регулирования особенно заметно проявляется в
рамках общеевропейского процесса. Так, в документе Московского совещания
Конференции по человеческому измерению 1991 г. подчеркивалось, что
“вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и
верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение
этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка”. В
этом же документе государств-участники заявили, что “обязательства,
принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами,
представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-
участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел
соответствующего государства”.
* Область уважения прав человека в международном праве понимается как
деидеологизированная и деполитизированная сфера, в которой недопустимо
использовать полемику идеологий, руководствоваться политическими
интересами, ради которых подчас допускается искажение действительной
ситуации внутри отдельных государств с уважением прав человека.
Как видно из вышесказанного одним из основополагающих принципов
концепции межгосударственного сотрудничества вообще и по гуманитарным
вопросам в частности составляет принцип уважения прав человека. Его
нормативное содержание составляет обязательство государств уважать и
соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц,
которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых
распространяется их власть.
Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие
принцип уважения прав человека частно называют международными стандартами в
области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам,
находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но
и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой.
национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты
могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и
региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из
традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше
универсальных, быть более широкими, конкретными (см. выше - стандарты в
рамках общеевропейского процесса). В некоторых случаях допускаются те или
иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах.
Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических
правах (например, ст.4) предусматривается, что соответствующие права и
свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые
установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности,
общественного порядка, здоровья или нравственности населения, т.е. в таких
случаях, когда речь идет о потенциально возможном наступлении такой
ситуации, когда права человека будут нарушаться и ущемляться в несоизмеримо
больших размерах.
Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода
документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так
и носящих морально-политический характер.
3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
Отдельные вопросы межгосударственного сотрудничества затрагивались в
практике международных отношений еще в XVIII в. - например, веротерпимость
в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд
договоров о меньшинствах.
Только с созданием ООН началось широкомасштабное межгосударственное
сотрудничество в области прав человека, которое в своем развитии проходит
два основных этапа:
На первом этапе (с 1945 г.- до начала 80-х гг.) происходило накопление
международно-правовых стандартов в области прав человека. Второй этап (с
начала 80-х гг. до настоящего времени) этот процесс не ликвидировал
полностью, однако интенсивность его существенно снизилась и сместилась на
региональный уровень. Сущностью и настоятельной необходимостью второго
этапа является поиск повышения эффективности уже накопленных стандартов.
Внимание международного сообщества все больше начинает сосредотачиваться на
создании международных контрольных механизмов, имеющих целью обеспечить
осуществление соответствующих стандартов, на разработке международных
процедур, способствующих достижению этих целей. Создание международных
контрольных механизмов и процедур в области прав человека - стремление к
институализации межгосударственных отношений на этом участке.
Международные механизмы и процедура в области прав человека можно
разделить на две группы:
* консенсусные - основанные на общем согласии участников,
преимущественно договорные (могут быть также не договорными, если
документы. их предусматривающие носят политический характер);
* неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных
организаций, которые не предполагают единогласия.
Контрольные механизмы в области прав человека представляют собой
определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы,
специальные докладчики и т.д.).
Чаще всего лица, входящие в состав того или иного контрольного
механизма, действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от
своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе
этих механизмов.
Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть
коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными
(специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо
консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений
различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение
соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации,
общие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных
сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все
зависит от мандата, которым наделен данный орган.
Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают
универсальными и региональными.
Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих
органов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит
всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека.
Главная роль в этом деле принадлежит ГА ООН. Как устанавливает ст.13
Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях
содействия международному сотрудничеству в области экономической,
социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия
осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы,
пола, языка и религии. Большая часть вопросов по правам человека
предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные,
гуманитарные и культурные вопросы), который готовит по ним проекты
резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также
вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека
(например, Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против
апартеида и т.д.)
Наряду с ГА ответственность за выполнение функций ООН в области прав
человека несет ЭКОСОС. Он делает рекомендации в целях поощрения уважения и
соблюдения прав человека и основных свобод, подготавливает проекты
конвенций, созывает в соответствии с правилами Организации международные
конференции (ст.62 Устава).
Основная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его
вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г.
создал две функциональные комиссии:
1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53
государств, избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии,
принимает большинством голосов решения по вопросам прав человека. Комиссия
внесла большой вклад в разработку Международных пактов и других
международных договоров в области прав человека. Вспомогательным органом
Комиссии по правам человека является созданная в 1947 г. Подкомиссия по
предотвращению дискриминации и защите меньшинств. Она состоит из 26
человек, отобранных Комиссией и работающих в Подкомиссии в личном качестве
экспертов. Подкомиссия собирается ежегодно на сессию. Одна из ее важнейших
задач - проведение исследований и подготовка рекомендаций о предотвращении
дискриминации любого рода в отношении прав и свобод, а также защите лиц,
относящихся к расовым, национальным, религиозным, языковым меньшинствам.
Помимо всего прочего ЭКОСОС уполномочил Комиссию учреждать специальные
рабочие группы экспертов - по отдельным вопросам или по конкретным странам.
Впервые такая группа была учреждена в 1967 г. Наряду с этим в Подкомиссии
имеется институт Специальных докладчиков (Специальный докладчик по торговле
детьми, Специальный докладчик по современным формам расизма, ксенофобии и
др.
2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для
ЭКОСОС по вопросу о защите прав женщин в политической, экономической,
гражданской и социальной областях и в области образования.
В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по правам
человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование
деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей
системы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН,
который с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного
Комиссара ООН по правам человека. Первым эту должность занял в начале 1994
г. Хосе Айяла Лассо. Центр по правам человека - постоянно действующий
орган, который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил
увеличение потока обмена информацией по проблемам прав человека. Именно для
этого Верховный Комиссар установил в Женеве “линию прямой связи по вопросам
прав человека”, действующую в течение 24 часов в сутки. Номер факса линии
прямой связи в Женеве (Швейцария): (41) (22) 917-0092. Кроме того, в Женеве
создается база данных в области прав человека.
Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других
международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по
правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их
положений.
* Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном
качестве) создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и
политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-
участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав,
признаваемых в нем.
* Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискриминации
(состоит из 18 экспертов в личном качестве), созданный на основании ст.8
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965
г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета
доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других
мерах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
* Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен
Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
* Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен
Конвенцией о правах ребенка 1989 г.
Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом
соответствующего международного договора в области прав человека, и
инициативой международной организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС
учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, состоящий
из 18 экспертов, избираемых им из числа кандидатов, представленных
участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного
механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении
преступлений апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции
Группа назначается ежегодно Председателем Комиссии по правам человека из
числа членов Комиссии, которые являются также представителями государств-
участников Конвенции.
Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде
всего необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и
Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями
Европейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19).
Положительным в ней является то, что эти органы полномочны рассматривать
вопросы по жалобам отдельных физических лиц о нарушениях прав человека.
Однако в Комиссию отдельные лица могут обращаться только в том случае, если
государство-участник, которое затрагивается жалобой, признало компетенцию
Комиссии по ее разрешению. Жалобы частных лиц на это государство не
рассматриваются, если не соблюден ряд условий и, в частности, правило
исчерпание всех внутренних средств правовой защиты. За 25 лет своей работы
в Комиссию поступило около 8 тыс. жалоб и лишь менее чем в 50 случаях она
решила, что жалобу следует обсуждать. Индивидуальное обращение в Евросуд по
правам человека осуществляется только с разрешения Комиссии по правам
человека. В то же время государства-участники могут обращаться в Комиссию с
жалобами на невыполнение другими участниками положений Конвенций без всяких
условий.
В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека,
однако ее деятельность практически незаметна.
Международные контрольные процедуры в области прав человека - порядок
и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты
такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут
использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных процедур
являются:
- гласность;
- объективное установление фактов;
- участие общественности в защите прав человека;
- основанием деятельности является международный договор;
- осуществление только международными органами.
Международные процедуры в области прав человека по методам и
источникам сбора информации можно разделить на следующие категории:
* рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств
в этой области, по результатам которых ежегодно составляются доклады
Генеральному Секретарю ООН;
* рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения
обязательств в данной области;
* рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или
судебном порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или
неправительственных организаций на нарушения их прав государствами;
* изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с
предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека;
* политическая процедура дачи рекомендаций органам государства,
исключение из международной организации, применение других политических
санкций в случае массового нарушения прав человека каким-либо государством.
В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в
области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними
задачами. Они иногда дублируют друг друга, приводят к принятию
необъективных решений и т.д. Поэтому на первый план в настоящее время
выдвигается задача их рационализировать и усовершенствовать.



Список использованной литературы:



1. Броунли Я. Международное право. М., 1996
2. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М., 2000
3. Международное право. Под ред. Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 1995
4. Международное право. Под ред. Тучкина Г.И. М., Юридическая
литература, 1994
5. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000
6. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997







Реферат на тему: Международное право и международное правосудие

ТСХИ НГАУ



Экономико-юридический Специальность:
Юриспруденция
факультет.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Международное право

Тема:



Выполнил:
Студент 4-курса группы 712У
Шифр № ЭЮ1146
Юсупов Р. Ф.
Проверил:
Преподаватель



г. Стрежевой
2003 г.



ПЛАН
1. Введение – стр. 3-4
2. Международный Суд ООН – стр. 4-7
3. Арбитражный (третейский) суд – стр. 7-8
4. Международный трибунал по морскому праву – стр. 8-10
5. Суд Европейского Сообщества – стр. 10-11
6. Экономический суд СНГ – стр. 11-12
7. Европейский Суд по правам человека – стр. 13-14
8. Международные трибуналы.
Международный уголовный суд – стр. 14-17



1. Ведение

Международное правосудие имеет интересную историю. Его современное
состояние характеризуется следующими положениями.
В соответствии со ст. 33 Устава ООН арбитраж, судебное разбирательство
используются государствами в числе мирных средств решения
межгосударственных споров.
Судебные процедуры применяются и в других ситуациях — при толковании
сложных международно-правовых проблем, обеспечении международных стандартов
прав и свобод человека, включая рассмотрение индивидуальных обращений, а
также при осуществлении уголовного преследования лиц, совершающих
международные преступления.
К настоящему времени сложились и функционируют следующие судебные
учреждения:
1. Международный Суд Организации Объединенных Наций,
2. Международный третейский суд,
3. Международный трибунал по морскому праву,
4. Суд Европейского Сообщества (Суд ЕС),
5. Экономический суд Содружества Независимых Государств,
6. Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Европы),
7. Межамериканский Суд по правам человека,
8. Международный трибунал по бывшей Югославии,
9. Международный трибунал по Руанде.
В обозримом будущем предполагается создание Международного уголовного суда,
Статут которого принят 17 июля 1998 г. на конференции в Риме и подписан
многими государствами, в том числе Российской Федерацией.
Названные учреждения можно классифицировать по трем основаниям.
1. По субъектно-пространственной сфере — универсальные, охватывающие
международное сообщество в целом (Международный Суд ООН, Международный
трибунал по морскому праву) и региональные (Суд Европейского Сообщества,
Экономический суд СНГ).
2. По предметному содержанию — общей юрисдикции (Международный Суд ООН,
Суд Европейского Сообщества) и специальной юрисдикции (Международный
трибунал по морскому праву, Европейский Суд по правам человека,
Международный уголовный суд).
3. По субъектно- юрисдикционным ориентирам — для разрешения
межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ),
для рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений лиц (Европейский
Суд по
правам человека), для уголовного преследования лиц, совершивших
международные преступления (Международный уголовный суд).
Следует иметь в виду, что в прошлом существовали такие судебные учреждения,
как Постоянная палата международного правосудия (1922—1940 гг.),
Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными
преступниками (Нюрнбергский трибунал, 1945—1946 гг.), Международный военный
трибунал для суда над главными японскими военными преступниками (Токийский
трибунал, 1946—1948 гг.).
Завершается разработка учредительных документов, на базе которых
предполагается создать новый судебный орган — Международный уголовный суд.
Правовой основой организации и деятельности международных судебных
учреждений являются, как правило, договорные акты в форме конвенций или
уставов (статутов). Несколько примеров:
Международный Суд ООН — Устав Организации Объединенных Наций и Статут
Международного Суда ООН, образующий неотъемлемую часть Устава;
Международный трибунал по морскому праву — Конвенция ООН по морскому праву,
включающая в себя в виде приложения VI Статут Трибунала;
Европейский Суд по правам человека — Конвенция о защите прав человека и
основных свобод (в новой редакции, сформулированной Протоколом № 11 к
Конвенции).
Договорные акты для подобных целей применялись и в прошлом. Так,
Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными
преступниками имел в качестве учредительных актов Соглашение между
правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. и
приложенный к нему Устав Международного военного трибунала. В настоящее
время появились внедоговорные варианты учредительных документов. Ныне
действующие международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде
учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновременно
были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.
К процедуре судебного разбирательства — в зависимости от компетенции и
статуса судебного учреждения — могут обращаться государства, международные
межправительственные организации, юридические лица, международные
неправительственные организации, индивиды, группы лиц.
Постановления (решения) международных судебных учреждений обязательны, как
правило, для участвующих в деле сторон и относятся к рассмотренному спору
(ст. 94 Устава ООН, ст. 59 Статута Международного Суда, ст. 33 Статута
Международного трибунала по морскому праву, ст. 46 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод — применительно к Европейскому Суду по правам
человека).
Такое понимание актов международных судебных учреждений свойственно
российскому законодательству. Как сказано в ч. 3 ст. 6 Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и в ст.
13 ГПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 г.)
обязательность на территории Российской
Федерации постановлений (актов) международных судов и арбитражей
определяется международными договорами РФ.
Современное состояние правового регулирования и реального юридического
значения многих актов международных судебных учреждений обусловливает
постановку вопроса о международном судебном прецеденте.

2. Международный Суд ООН

Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа
Организации Объединенных Наций. Его предшественником считается Постоянная
палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в
1922—1940 гг.
Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют
гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую
часть Устава. Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы:
I — Организация Суда;
II — Компетенция Суда;
III — Судопроизводство;
IV — Консультативные заключения.
Согласно ст. 93 Устава, все члены Организации являются ipso facto (в силу
членства) участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в
Статуте и других государств, не являющихся членами ООН, на условиях,
определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Таков, например, статус Швейцарии.
Если участниками Статута как международно-правового акта являются
государства, то членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа
лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям,
предъявляемым для назначения на, высшие судебные должности, или являются
юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2
Статута). При этом, как сказано в ст. 9, "весь состав судей в
целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и
основных правовых систем мира.
Суд состоит из 15 Членов, в числе которых не может быть двух граждан одного
и того же государства.
Российская Федерация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной
Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и
независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить
абсолютное большинство голосов.
Срок полномочий члена Суда — девять лет, но возможно переизбрание. Он не
может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному
мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым
требованиям.
Суд избирает председателя и вице-председателя на трехлетний срок с
возможным переизбранием, а также назначает секретаря.
В соответствии со ст. 19 Статута члены Суда при исполнении судебных
обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению
Суда возможно проведение его заседаний в других местах.
Суд является постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в
полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным
кворум в девять судей. По мере необходимости образуются камеры в составе
трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После
избрания 6 февраля 1946 г. первых
членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года. За
50 лет своей деятельности (данные по 1996 г. включительно) Суд рассмотрел
97 дел: 75 споров и 22 консультативных заключения; во всех делах вынесено
61 решение.
Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках
готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По
ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим
языком, не относящимся к категории официальных.
Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью
поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и
иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их
обязанностей.
Судопроизводство состоит из двух элементов — письменного и устного.
Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны
могут потребовать недопуска публики.
Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная
функция Суда — разрешение споров между государствами.
Согласно ст. 36 Статута к ведению Суда относятся все дела, которые
передаются ему государствами как сторонами в споре, и все вопросы,
специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и
конвенциями. В международных договорах получили распространение специальные
нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о
толковании и (или) применении определенных договорных положений. В качестве
примера сошлемся на положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации
всех форм расовой дискриминации: любой
спор между государствами-участниками, который не разрешен путем переговоров
или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из 5 сторон в
споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не
договорились об ином способе урегулирования.
От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого
рода нормами традиционно делались оговорки о необязательности
соответствующих положений и о том, что для передачи спора Международному
Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре
сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обязательность
юрисдикции Международного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о
ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания. Применительно к ряду конвенций подобные оговорки сохраняются
(такова, например, оговорка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской
конвенции о праве международных договоров в связи с текстом ст. 66 этой
Конвенции).
При рассмотрении межгосударственных споров к судебному производству
принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила
придерживаются многие государства — участники Статута Суда, включая
Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило
обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (ч. 2 ст. 36), признаваемое
государствами, сделавшими по этому поводу специальные заявления. В таких
случаях для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих
сторон.
Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании
международного права и применяет:
1. Международные конвенции, устанавливающие правила, определенно
признанные спорящими государствами;
2. Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной
в качестве правовой нормы;
3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов
по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения
правовых норм.
При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сторон, разрешать дела
ex aequo et bono (по справедливости и добросовестности).
Здесь названы не только традиционные источники международного права, но и
категории, способствующие их применению (не случайно пояснение: "в качестве
вспомогательного средства").
Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Эта норма ст. 59
Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член
Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он
является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет
Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или
принять меры для приведения решения в исполнение.
Международный Суд рассмотрел несколько десятков межгосударственных споров.
Можно назвать такие юридически сложные дела,
-как жалоба Никарагуа против Соединенных Штатов Америки относительно
минирования портов и иных противоправных действий;
-спор между ФРГ, Нидерландами и Данией о делимитации участков
континентального шельфа Северного моря;
-спор между Ираном и США относительно нефтяных платформ;
-дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора;
-ряд интересных споров относительно территориальных разграничений и о
рыболовной юрисдикции.
Одно из последних дел касалось проекта строительства гидроузла на Дунае
(спор Венгрии и Словакии). Его рассмотрение началось в 1993 г. и
завершилось решением от 25 сентября 1997 г. Суд признал обе стороны
ответственными за нарушение международных обязательств по двустороннему
соглашению 1977 г. и призвал провести переговоры с целью достижения целей
соглашения.
Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, —
принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие
заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности,
а также другие органы ООН и специализированные учреждения.
8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным
темам:
1. Относительно законности применения государством ядерного оружия в
вооруженном конфликте (по запросу ВОЗ);
2. Относительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу
Генеральной Ассамблеи ООН).
На первый запрос Суд отказался ответить в связи с отсутствием у Всемирной
организации здравоохранения компетенции применительно к поставленной
проблеме. Консультативное заключение по запросу Генеральной Ассамблеи ООН
содержало лишенный категоричности ответ. По мнению всех судей, ни в
обычном, ни в конвенционном международном праве нет какого-либо
определенного санкционирования угрозы или применения ядерного оружия. Не
столь единодушным оказалось суждение о том, что ни в обычном, ни в
конвенционном международном праве нет исчерпывающего и
универсального запрещения угрозы или использования ядерного оружия как
такового. Вместе с тем Суд единогласно признал неправомерными угрозу или
применение силы посредством ядерного оружия в противоречие с § 4 ст. 2
Устава ООН и в нарушение требований ст. 51.

3. Арбитражный (третейский) суд

Нормативные положения о международном третейском суде были сформулированы в
разделе IV Конвенции о мирном решении международных столкновений от 5 (18)
октября 1907 г.
Предметом деятельности суда названо "Решение споров между государствами
судьями по их выбору и на основании уважения к праву". Конвенция
резюмирует, что
обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно
подчиниться третейскому решению. Арбитражный (третейский) суд создается
государствами по взаимному соглашению из назначенных или выбранных ими из
списка членов Постоянной палаты третейского суда лиц — арбитров (третейских
судей), которые, по мнению государств, могут квалифицированно и
беспристрастно разрешить возникший между ними спор.
Соглашения об обращении к арбитражной процедуре могут быть трех видов.
1. Специальное соглашение (третейская запись, компромисс) об учреждении
арбитражного суда в связи с возникновением спора. В соглашении указываются
предмет спора, порядок и срок назначения арбитров, полномочия, порядок
принятия
решений, место заседания, язык, который будет использоваться арбитрами.
2. Так называемое арбитражное соглашение, в котором государства
принимают на себя обязательства передавать на арбитражное разбирательство
любые споры, которые возник нут между ними в будущем.
3. Соглашение как элемент международного договора, в котором содержится
положение об обращении к арбитражной процедуре в случае возникновения спора
о применении или толковании этого договора, а также предусматривается
порядок формирования арбитражного суда.
Число членов арбитражного суда должно быть нечетным. Каждая сторона
назначает равное количество арбитров.
После назначения по договоренности стороны назначают председателя
(суперарбитра). Он не должен быть гражданином ни одного из государств —
участников спора и не должен иметь гражданства, в котором состоят ранее
выбранные арбитры.
Если попытка учредить арбитражный суд спорящими сторонами окажется
безуспешной, они могут воспользоваться помощью третьего лица (Генерального
секретаря ООН, Генерального секретаря Постоянной палаты третейского суда).
Арбитражный суд принимает свои правила процедуры и определяет
местопребывание.
Арбитражное разбирательство состоит, как правило, из двух частей —
письменного следствия и прений. Решение принимается большинством, причем
члены арбитражного суда не могут воздерживаться при голосовании.
Решение является окончательным и обязательным (только для спорящих сторон).
Стороны могут обратиться к арбитражному суду, вынесшему решение, с просьбой
о его пересмотре.
На арбитражное разбирательство могут передаваться споры, стороной или
сторонами в которых являются международные организации.
Расходы арбитражного суда, включая вознаграждение его членов, несут в
равных долях стороны, участвующие в споре, если в силу особых обстоятельств
суд не примет иного решения.
Особое место в системе судебных органов занимает Постоянная палата
третейского суда (ППТС). Она не является самостоятельным судебным органом,
а обеспечивает возможность оперативного урегулирования споров посредством
арбитражного (третейского) разбирательства. Можно сказать, что ППТС
призвана быть в постоянной готовности оказать государствам услуги в
формировании и осуществлении деятельности арбитражного органа. ППТС была
учреждена Первой конференцией мира (1899 г.). Ее правовой статус
определялся Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1899 г.,
которая затем стала основой Конвенции о мирном решении
международных столкновений 1907 г.
В ст. 41 Конвенции 1907 г. говорится, что Постоянная палата третейского
суда сохраняется в том виде, как она была учреждена Первой конференцией
мира, чтобы "облегчить возможность обращения без замедления к третейскому
суду
в случае споров, которые не могли быть улажены дипломатическим путем".
Государство (участник Конвенций 1899 или 1907 г.) назначает не более
четырех лиц, которые известны в своих познаниях международного права,
пользуются личным уважением и выражают согласие принять на себя обязанности
третейского судьи (арбитра). Члены Палаты, назначенные определенным
государством, образуют национальную группу. Национальные группы Палаты
вправе выставлять кандидатов на избрание в качестве членов Международного
Суда ООН. Назначенные лица вносятся в качестве членов Палаты в особый
список. Из этого списка формируется арбитраж, когда государства обращаются
в Палату для разрешения возникшего между ними спора. Члены Палаты
назначаются на шесть лет.
ППТС компетентна для всех случаев арбитражного разбирательства.
В ее структуру входят: Международное бюро, которое служит канцелярией
Палаты, оно составляет список назначенных государствами членов Палаты,
доводит его до сведения государств (возглавляется Бюро Генеральным
секретарем); Административный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге
дипломатических представителей государств-участников и министра иностранных
дел Нидерландов, рассматривающий вопросы, касающиеся деятельности Палаты.
Местопребывание ППТС — г. Гаага (Нидерланды).

4. Международный трибунал по морскому праву

Создание этого органа предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982
г. Правовое положение определяется Конвенцией и Статутом Международного
трибунала по морскому праву, являющимся приложением VI к Конвенции.
Трибунал состоит из 21 члена, которые избираются из числа лиц, пользующихся
самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся
авторитетами в области морского права. В основу формирования Трибунала
положены принципы представительства основных правовых систем и
справедливого географического
распределения.
В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. В
нем должно быть не менее трех членов от каждой географической группы,
установленной Генеральной Ассамблеей ООН. Члены Трибунала избираются из
списка
лиц, выдвинутых в качестве кандидатов государствами — участниками
Конвенции. Первые выборы судей состоялись в 1996 г. на совещании государств-
участников (в числе судей — представитель Российской Федерации); процедура
последующих будет ими согласована.
Члены Трибунала избираются на девять лет. Срок полномочий семи членов
первого состава (по жребию) истекает через три года, срок полномочий еще
семи — через шесть лет. Таким образом, состав Трибунала обновляется каждые
три года на одну треть.
Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Трибунале являются
независимыми и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Трибунал устанавливает свой регламент, избирает председателя, его
заместителя и секретаря. Для выполнения функций необходимо присутствие 11
членов.
Местопребывание Трибунала — г. Гамбург (ФРГ), но его заседания могут
проходить и в других местах.
К ведению Трибунала относятся все споры и заявления, передаваемые ему в
соответствии с Конвенцией, и все вопросы применения или толкования других
соглашений, охватываемых Конвенцией или предусматривающих компетенцию
Трибунала.
Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибунал, могут быть:
1. Государства — участники Конвенции ООН по морскому праву,
2. Международный орган по морскому дну;
3. Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет
деятельность в Районе морского дна за пределами национальной
юрисдикции);
4. Юридические и физические лица, имеющие гражданство государств —
участников Конвенции и осуществляющие деятельность в Районе государства —
участники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией
или предусматривающих обращение в Трибунал.
Споры и заявления выслушиваются и разрешаются либо Трибуналом, либо
камерами (специальной или по спорам, касающимся морского дна). Решения,
принятые камерами, считаются вынесенными Трибуналом.
Слушание дела ведется под руководством Председателя.
Оно проводится публично, если не принято иного решения.
Трибунал определяет сроки и форму изложения спорящими сторонами своих
доводов, принимает меры, необходимые для получения доказательств.
Трибунал применяет Конвенцию и другие нормы международного права, не
являющиеся несовместимыми с Конвенцией. принимается большинством голосов
присутствующих членов Трибунала. Любой член трибунала имеет право
представлять свое особое мнение.
Решение является окончательным и обязательным только для сторон в споре и
только по данному делу.
Камера по спорам, касающимся морского дна, состоит из 11 членов. Они
выбираются большинством членов Трибунала, и из их числа Камера на три года
избирает своего Председателя. Для образования присутствия требуется кворум
в семь членов.
Камера открыта для субъектов, осуществляющих деятельность в Районе (т. е.
для государств-участников, Органа, Предприятия, юридических и физических
лиц).
Камера, помимо Конвенции, применяет нормы, правила и процедуры Органа,
условия контрактов о деятельности в Районе.
Специальные камеры образуются Трибуналом из трех или более его членов для
разбирательства конкретных категорий споров (или для упрощенного
производства) по просьбе сторон.

5. Суд Европейского Сообщества

Суд Европейского Сообщества (Суд ЕС) является одним из органов Сообществ.
Он играет большую роль в формировании правовой структуры Сообществ и в
целом в развитии интеграционного процесса.
Основной функцией Суда, согласно ст. 220 Договора, учреждающего Европейское
Сообщество, является обеспечение применения права Сообщества посредством
единообразного толкования и применения Договора.
В состав Суда ЕС входят 15 судей и 8 генеральных адвокатов, которые
назначаются с общего согласия правительств государств-членов на шесть лет и
могут быть назначены на новый срок. Судьи назначают председателя сроком на
три года.
Судьи и генеральные адвокаты подбираются из числа лиц, независимость
которых не подлежит сомнению и которые отвечают требованиям, необходимым в
их странах для выполнения высших судейских функций или из числа юридических
экспертов, обладающих высшей квалификацией.
Генеральные адвокаты представляют в открытом судебном заседании
беспристрастное, независимое и мотивированное заключение по делам,
рассматриваемым Судом, и оказывают содействие в выполнении последним его
задач.
Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важнейшим полномочиям
относятся разрешение споров между государствами — членами Европейского
Сообщества,
контроль за законностью деятельности органов Союза и государств-членов,
обеспечение выполнения права Европейского Сообщества и его единообразного
толкования, защита прав и интересов физических и юридических лиц.
Маастрихтский договор усиливает полномочия Суда. Его юрисдикция
распространена на совместные акты Европарламента и Совета, на выполнение
национальными центральными банками обязательств по Договору, а в связи с
учреждением Европейского центрального банка (ЕЦБ) — и на его акты.
Закрепляются право Суда принимать
решения по вопросам законности и толкования актов органов Европейского
Сообщества и обязанность последних выполнять решения Суда об отмене
изданных ими актов. Установлен механизм применения санкций к государству,
не выполняющему решения Суда. В таких случаях Комиссия Европейского
Сообщества обращается в Суд с иском о
применении санкций против данного государства в форме штрафа. Окончательное
решение принимает Суд.
Суд обладает юрисдикцией по принятию решений в преюдициальном порядке по
вопросам, касающимся толкования упомянутого Договора, действительности и
толкования актов, принимаемых институтами Сообщества и ЕЦБ, толкования
уставов (если устав это предусматривает) организаций, создаваемых по
решению Совета. Он наделен также юрисдикцией по разрешению споров между
Сообществом и его служащими,

Новинки рефератов ::

Реферат: География морского транспорта России (География)


Реферат: Основні напрями в сучасній зарубіжній кримінології (Криминология)


Реферат: Александр I Павлович (Исторические личности)


Реферат: Перестройка Горбачева (История)


Реферат: Внешний вид делового человека (Социология)


Реферат: Хищение в уголовном праве (Уголовное право и процесс)


Реферат: Ремонт муфты автоматического опережения впрыскивания топлива (Транспорт)


Реферат: тексты (Иностранные языки)


Реферат: Профилактические и оздоровительные мероприятия против лейкоза крупного рогатого скота (Биология)


Реферат: Как устроен глаз (Биология)


Реферат: Дистантное образование (Педагогика)


Реферат: Иконографический образ Троицы (Культурология)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо (Гражданское право и процесс)


Реферат: The Proverbs Are Children Of Experience (Пословицы - Дети Опыта) (Иностранные языки)


Реферат: Куликовская битва (История)


Реферат: Выбор оптимальных сетевых решений на базе многозадачных операционных систем для построения компьютерной сети вуза (Программирование)


Реферат: Подготовка договора. Порядок заключения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Математические модели электромеханических систем в пространстве состояний (Математика)


Реферат: Толкотт Парсонс и его теория (Социология)


Реферат: Социология конфликтов (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист