GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Основные виды терроризма. Роль и место в предупреждении и пресечении террористических актов (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные виды терроризма. Роль и место в предупреждении и пресечении террористических актов (Право)




«Утверждаю»

Начальник ОВО при Медвежьегорском РОВД

Майор милиции Данилов Ю.П.
«
» 2001 года.


П Л А Н – К О Н С П Е К Т

По служебной подготовке с младшим начальствующим составом ОВО при
Медвежьегорском РОВД.
Тема: «Основные виды терроризма. Роль и место в предупреждении и пресечении
террористических актов».
Цель: Совершенствовать уровень профессиональной подготовки сотрудников ВО и
повышения эффективности борьбы с ростом разбойных нападений на охраняемые
объекты, с террористическими актами и диверсиями.
Время: 15.00-17.00
Место проведения занятия: кабинет командира взвода
Учебные вопросы:
1. Понятие терроризма. Основные виды терроризма.
2. Роль и место в предупреждении и пресечении террористических актов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Вопрос. Понятие терроризма. Основные виды терроризма.
Беспрецедентные в мировой практике по своим масштабам и жестокости
разбойные нападения, террористические акты, диверсии получают широкий
резонанс, как в России, так и за рубежом, вызывая справедливое возмущение
общественности. Они наносят огромный ущерб государственным интересам и
престижу ОВД. Наиболее опасным из этих видов преступлений является
терроризм.
История современного терроризма уходит своими корнями в глубь веков,
однако «загадка» терроризма, его различные формы далеки от разрешения.
История убедительно подтверждает, что и представители власти, и
криминальные элементы в борьбе за свои интересы постоянно обращались к
террористическим методам. Предшественники нынешних террористов заложили
основы, начиная с которых терроризм стал принимать свой современный вид.
Нельзя бороться с терроризмом, не имея даже малейшего представления о
терроризме, условиях и причинах его возникно-вения, его видах и современных
трактовках.
Необходимо знать, что любой террористический акт включает в себя три
элемента:
террориста, его жертву (объект нападения), а также лиц, которые служат
объектом воздействия. Одна из главных целей террористического акта-
психологическое воздей-ствие на индивидов, не являющихся непосредственно
жертвами данного преступного действия.
Атмосфера страха – необходимый элемент практически всех разновидностей
терроризма. Во многох существенных определениях деяние расценивается как
акт терроризма, если оно совершается в политических целях (осложнение
международных
отношений, дестабилизация государственного правопорядка, воздействие на
внутрен-нюю и внешнюю политику и т.п.)
Однако реалии сегодняшнего дня требуют существенных корректировок
подобной оценки рассматриваемого вопроса. В настоящее время как
террористические должны рассматриваться любые акты вооруженного захвата
объектов независимо от того –
были предъявлены политические требования или преследовались цели уголовного
характера.
Терроризм на охраняемом объекте – это акт незаконнного вмешательства
в его деятельность, политически и криминально мотивированный, направленный
на устране-ние тех или иных лиц, уничтожение чьей-либо собственности,
дестабилизацию обста-новки, запугивание правительств, социальных групп,
отдельных людей, либо на получение материальных выгод или на противоправную
эмиграцию. Эти действия могут совершаться как на охраняемом объекте, так и
на прилегающей к нему территории.
Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма
(террористические акты, имеющие международный масштаб); внутриполитического
терроризма (террористические действия, направленные против правительства,
каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель
дестабилизации
внутренней обстановки); уголовного терроризма, преследующего чисто
корыстные цели.
Основанием типологии могут быть характер применяемого насилия, его
масштабы,
объекты, мотивы и др.
Целесообразно выделить три вида терроризма: уголовный, политический и
патологический.
1. Уголовный терроризм представляет действия, совершаемые в целях получения

выгоды, неполитические покушения на жизнь, свободу, неприкосновенность
личности,
собственности и т.п.
2. Политический терроризм в своей основе имеет политическую мотивацию, т.е.

оппозицию существующему строю, конфликты с органами власти и т.п. Согласно
статистики данным этот вид преступлений составляет около 20% от всех видов
незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
3. Патологический терроризм является следствием умственных расстройств,
психических аномалий.
Как показывает практика, до недавнего времени объектами
террористических актов, в основном, были самолёты. Однако события последних
лет свидетельствуют о том, что терроризм не стоит на одном месте. Примерами
могут служить события, которые произошли в Будённовске, Кизляре,
Первомайском, а также взрыв в Москве и т. п.
Опыт борьбы с терроризмом на воздушном транспорте, применение новейшей
техники и приборов обнаружения взрывчатых веществ и оружия значительно
сократили такого рода преступления в данной области. Поэтому не исключено,
что объектами терро-ристических актов могут стать важные и особо важные
объекты, а также объекты повышенной опасности и жизнеобеспечения.
Терроризм любой окраски, какими бы мотивами он не обусловливался,
как бы политизирован ни был, следует рассматривать как явление
криминальное, подлежащее обстоятельному криминологическому анализу. Не
исключено, что террористом может оказаться человек, непосредственно
работающий на этом объекте. Поэтому важным является исследование социальной
базы терроризма, изучение социальных слоёв и групп, из которых выходят
организаторы и участники террористических формирова-ний, в том числе групп,
тяготеющих к политическому радикализму, ориентирующиеся на экстремистские
методы политической борьбы.
Практика показывает, что при возникновении чрезвычайной ситуации,
связанной с разбойным нападением на объект, совершением террористического
акта или диверсии, необходимо верно определить вид преступного
посягательства, собрать реальные данные о складывающейся оперативной
обстановке, участниках преступных групп, количестве потерпевших, их
состояние, о масштабах разрушений (если это сооружения). Отсутствие таких
данных исключает возможность принятия правильного решения, что, в свою
очередь, может повлечь необоснованные жертвы, утрату следов на месте
преступления, уход преступников от ответственности.
Получение дежурным ОВД своевременной и точной информации о
происшедшем во многом зависит от оперативности в работе находящихся на
маршруте нарядов милиции ВО.
Учитывая, что стаж работы данной категории сотрудников милиции в
занимаемой должности составляет один-три года, настоящие методические
рекомендации могут оказать необходимую помощь при проведении ими неотложных
действий, начиная с момента поступления сообщения о совершенном
преступлении.

Перечень особо важных государственных объектов и объектов жизнеобеспечения.
К особо важным государственным объектам и объектам жизнеобеспечения
относятся:
- гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, водозаборы, водохранилища,
гидроузлы, насосные станции и т. д.);
- объекты энергетики (ГЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭС, ТЭЦ, силовые и трансформаторные
подстанции, крупные высоковольтные линии);
- объекты транспорта (аэродромы, морские и речные порты, портовые
сооружения,
крупные железнодорожные станции и узлы, метрополитен);
- промышленные предприятия по производству продуктов питания;
- склады и базы (арсеналы, склады взрывчатых и ядовитых веществ, горючего,
техники, лекарств, наркотиков, сырья и готовой продукции, базы
мобрезерва);
- объекты хранения и переработки нефтепродуктов (нефти и газохранилища,
магистральные нефтепродуктопроводы);
- объекты с хранением и применением ядовитых, взрывчатых и
бактериологически опасных веществ (химические заводы, объекты пищевой,
лёгкой, тяжёлой, микро-биологической промышленности, технические
холодильники с хлором и аммиаком).
Отличительная особенность этих объектов заключается в том, что
возникновение на них чрезвычайных обстоятельств, вызванных
террористическими актами, приводит, как правило, к большим разрушениям,
человеческим жертвам и загрязнению окружа-ющей среды.
На указанных объектах, охраняемых подразделениями ВО, могут произойти
следующие чрезвычайные обстоятельства:
1. Нападение на объект преступников в целях грабежа или взятия заложников.
2. Террористические акты, приводящие к следующим ситуациям:
- радиоактивное заражение (ядерный взрыв);
- химическое заражение;
- биологическое заражение;
- пожар;
- взрыв химических веществ или боеприпасов;
- крушение транспорта;
- катастрофическое затопление (цунами, прорыв плотины, сильные осадки);
- ураган (тайфун, смерч);
- землетрясение (оползень, сель, разрушение здания от ветхости или дефекта
конструкции);
- массовые беспорядки;
- некоторые другие ситуации.
Чрезвычайные обстоятельства и экстремальные ситуации бывают самые
неожиданные, внезапные, эмоционально напряженные. В таких ситуациях
сотрудники милиции ВО должны быстро определить возникшую угрозу для жизни,
обеспечить защиту людей и материальных ценностей, а также собственную
безопасность. При этом сотрудники милиции должны проявлять психологическую
устойчивость, выдержку, в критических ситуациях действовать решительно,
команды и указания отдавать четко и требователь-но, пресекать панику среди
населения, защищать себя от различных травм.
Необходимо обеспечить четкую взаимосвязь со всеми службами,
задействованными в этих ситуациях и обстоятельствах (управление оперштаба,
хозорган объекта).
Сотрудник милиции, непосредственно несущий охрану объекта, должен
знать его особенности, порядок действия в случае вероятных чрезвычайных
обстоятельств на объекте, а также меры по ликвидации аварии или катастрофы
и последствий от них.
Он должен уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты и
специальными техническими средствами, уметь оказывать пострадавшим первую
медицинскую помощь до приезда врачей.

Наиболее важные действия в условиях чрезвычайных обстоятельств

Сотрудник милиции ВО в экстремальной ситуации должен:
1. Быстро оценить обстановку.
2. Оперативно информировать инстанции, прежде всего дежурную часть ОВД, о
случившемся и принятых мерах.
3. Запомнить детали, особенности происходящего, номера машин, фамилии
потерпевших и свидетелей, сделать привязку во времени.
4. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
5. Обеспечить сохранность следов и вещественных доказательств на месте
происшествия.
6. По прибытии в ОВД составить подробный рапорт о случившемся.


2 Вопрос. Роль и место в предупреждении и пресечении террористических актов


Примерная схема действия наряда милиции ВО при получении сообщения о
захвате вооруженным преступником охраняемого объекта, а также о совершении
террористического акта или диверсии.
1. Получив сообщение о захвате вооруженным преступником охраняемого
объекта, о совершении террористического акта или диверсии, наряд милиции
должен принять меры к проверке полученной информации, в ходе которой (со
слов потерпевшего или свидетеля) уяснить обстановку, при этом обязательно
зафиксировать фамилию, имя отчество опрашиваемого лица, место его
проживания и прописку.
2. Передать информацию в ОВД по имеющимся каналам связи лично либо через
граждан. При передаче информации не следует драматизировать случившееся,
а ограничиться только перечислением имеющихся фактов.
3. Избежать поспешных выводов и высказываний о своем отношении к происхо-
дящему, поскольку первоначальное восприятие обстановки может оказать
ошибочным.
4. Прибыв на место происшествия, наряд милиции ВО должен:
- быть предельно бдительным, готовым к любым неожиданностям, проявлять
максимум выдержки;
- опросить очевидцев, выяснить – нет ли пострадавших, а при их наличии –
принять меры по оказанию первой медицинской помощи. При обнаружении трупа
принять меры (если позволяет обстановка) к установлению личности
пострадавшего и сохранению следов преступления;
- до прибытия подкрепления ограничить доступ к захваченному преступником
объекту, используя при этом помощь граждан и подручные средства (верёвки,
дворовые скамейки, грузовые автомашины и т.д.). Прежде всего следует
помнить как о собственной безопасности, так и о безопасности привлекаемых
граждан. В дальнейшем необходимо зафиксировать установочные данные
привлечённых лиц.
5. Изучить особенности захваченного преступником объекта. При этом следует
выяснить род деятельности объекта, способы подхода и подъезда к нему,
режим
работы, возможные места укрытия преступников, сектора обстрела.
6. Желательно выяснить лиц, непосредственно работающих на захваченном
объекте.
Если объектом нападения является квартира, то в целях выяснения
планировки захваченных помещений, номеров телефонов, мест перекрытия
водопровода, газа,
отключения электроэнергии, расположения канализационных коллекторов,
пожарных лестниц и т.д. необходимо опросить проживающих в аналогичных
квартирах соседей.
7. При наличии связи постоянно информировать дежурного ОВД об изменении
оперативной обстановки, перемещении преступников и выдвигаемых ими

требованиях.
8. По прибытии подкрепления дать полную информацию старшему группы,
возглавляющему операцию, и действовать по его указанию. В противном
случае–
действовать по указанию дежурного по ОВД.
9. При большой удалённости места происшествия от ОВД либо в условиях,
препятствующих быстрому прибытию на место происшествия подкрепления

(стихийное бедствие, погодные условия), направленные на задержание
преступников и освобождение заложников, руководствуясь при этом
Законом
РСФСР «О милиции», Уставом ППС службы милиции общественной
безопасности
РФ и положениями действующего законодательства.
10. При возникновении перестрелки принять меры к обеспечению личной
безопасности
и безопасности окружающих, покинуть открытое место, воспользоваться
ближай-шим укрытием. Определить- откуда и в каком направлении ведётся
стрельба, со-общить об этом дежурному ОВД или руководителю операции. Если
преступник пытается скрыться с места происшествия, необходимо запомнить
его приметы, а также приметы транспортного средства, его марку, цвет,
номер. По возможности,
организовать преследование преступника с привлечением других транспортных
средств (при отсутствии служебного автомобиля).
11. Использовать оружие только в соответствии с правилами его применения,
убедив-шись в том, что применяется оно действительно к преступнику.
12. После прекращения стрельбы, погони за преступником или при его
задержании (при его бегстве с места происшествия) следует выполнить
действия по обеспече-нию свидетельской базы, охраны места происшествия и
оказанию помощи постра-
давшим.
При получении информации (слухов) о готовящемся преступлении или
угрозе
взрыва либо при появлении подозрительных признаков, свидетельствующих
о воз-
можности или происходящем чрезвычайном обстоятельстве (обнаружении
подозрительных веществ, предметов, запахов, большого количества воды
и грязи,
появление дыма, огня, подземных толчков, признаков разрушения
конструкций,
наличие катастрофических погодных условий: ливня, снега, ветра,
града, тумана,
появление подозрительных (больных) животных, признаков радиационного,

химического, биологического поражения людей), либо при нападении
преступников
на объект необходимо:
- выяснить способы совершения данной акции (подрыв, поджог, вооруженное
нападение, захват объекта и заложников и т.д.);
- устранить характер, размер произведенных преступными действиями
разрушений, наличие в зоне поражения граждан; наличие потерпевших, в том
числе объявленных преступниками заложников, их установочные данные,
состояние здоровья и места нахождения;
- выяснить количество преступников, их приметы, установочные данные,
клички, связи, наличие оружия, преступные намерения, заявленные
требования по воздействию на принятие решений органами власти, приметы
транспортного средства, его марку, цвет, номер. Если преступники скрылись-
установить пути их отхода, возможные места укрытия;
- выяснить наличие свидетелей и их установочные данные, а также
установочные данные заявителя (источника поступившего сообщения);
- провести визуальную проверку и определить предполагаемый характер
происшествия;
- обеспечить защиту объекта и материальных ценностей;
- сообщить полную и достоверную информацию о происшествии дежурному ПЦО,
ЦОУ, ОВД и действовать в соответствии с полученными указаниями;
- вызвать на место происшествия группу немедленного реагирования,
объектовые и территориальные аварийные службы (пожарную, медицинскую,
техническую, радиационную, химическую и т.д.);
- организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций (воды,
газа, электричества и т.д.);
- организовать и провести эвакуацию людей и материальных ценностей из
опасной зоны;
- закрыть несанкционированнный доступ людей в опасную зону и обеспечить её
ограждение.
Для обеспечения защиты своей жизни и здоровья сотрудник милиции обязан:
- воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором,
спецкостюмом, спасательным поясом, бронежилетом и т. д.);
- продолжать поиск и определение других признаков чрезвычайных
обстоятельств, часто сочетающих в себе несколько разных видов вредных
воздействий;
- регулярно докладывать об изменении оперативной обстановки
непосредственному руководителю, строго выполнять его указания и
установленные требования безопасности.
Запрещается трогать и перемещать подозрительные предметы,
вещества,
животных, оборванные электрические провода, технологическое
оборудование,
входить в грозящие обрушением здания, спускаться в подвалы и
канализационные
коммуникации, пользоваться электро- и радиоаппаратурой, оказывать
температур-
ное, звуковое, световое, механическое, электромагнитное и прочие
воздействия на
предметы, вещества и т.д.
Неотложные действия дежурного на объекте, ПЦО, ЦОУ, групп задержания и
групп немедленного реагирования при разбойном нападении и возникновении
чрезвычайных обстоятельств
Необходимо:
1. Зафиксировать в дежурном журнале точное время и содержание полученной
информации, фамилию, инициалы, адрес (телефон) лица, передавшего эту
информацию, а при необходимости подтвердить её получение.
2. При поступлении анонимного телефонного сообщения об угрозе взрыва
(захвата) или возникновении чрезвычайных обстоятельств необходимо
использовать аппаратуру автоматического определения номера (если таковая
имеется) и принять дополнительные меры к установлению личности заявителя
(направить по адресу установленного номера телефона ближайшие группы
задержания) и доставления его в дежурную часть ОВД.
3. Предупредить заявителя о необходимости соблюдения всех мер
предосторожности в районе чрезвычайных обстоятельств (при производстве
каких-либо работ – о немедленном прекращении этих работ и удалении оттуда
людей, а также о недопущении кого-либо в опасную зону до прибытия
специальных сил и средств).
4. Доложить о случившемся начальнику ОВО, оперативному дежурному ОВД.
5. Получить от руководителя ОВО, дежурного территориального ОВД указания и
действовать в соответствии с ним.
6. Оповестить о случившемся:
- всех сотрудников, несущих охрану объекта (объявит тревогу личному
составу);
- руководство охраняемого объекта (хозорган).
7. При необходимости (в зависимости от ситуации) информировать (вызвать):
- группу быстрого реагирования, спецназ, ОМОН ит.д.;
- скорую помощь;
- пожарную охрану;
- аварийно-спасательную службу;
- аварийно-техническую службу;
- службу радиационной, химической, биологической защиты;
- специалистов по обезвреживанию взрывных устройств;
- службы авто- и мототранспорта;
- службы коммунального хозяйства.
8. Выдать и проконтролировать получение личным составом предметов
вооружения, снаряжения, средств связи и т.д.
9. Проверить готовность подчинённого подразделения на объекте к действиям в
условиях чрезвычайных обстоятельств и доложить дежурному ОВД и
руководителю ОВО.
10. В соответствии с полученным от дежурного ОВД или руководителя ОВО указа-
ниями совместно с представителями хозоргана объявить приказ об эвакуации
личного состава и всех находящихся на объекте людей, если чрезвычайные
обстоятельства принимают катастрофический размер. В случае, когда
развитие чрезвычайных обстоятельств не выходит из под контроля, объявить
приказ о выполнении дальнейших действий на объекте.
11. Установить и поддерживать устойчивую связь с постом или подразделением
милиции, на охраняемой территории которого возникла угроза (или уже
произошло) чрезвычайного обстоятельства.
12. Направить и анализировать информацию о развитии событий и принятых
мерах в установленном порядке и докладывать её в инстанции.
13. Информировать оперативного дежурного ОВД и руководителя ОВО обо всех
изменениях оперативной обстановки на охраняемом объекте.
14. До прибытия на охраняемый объект специальных сил и средств, вызванных
для ликвидации чрезвычайных обстоятельств (см. п. 7 ), организовать
проведение неотложных мероприятий:
- оцепление места происшествия и охрану близлежащих объектов;
- экстренную эвакуацию людей и материальных ценностей из опасной зоны;
- обеспечение сохранности материальных ценностей и важной документации;
- установление следов преступления, если оно имело место;
- сдерживание сил преступников (террористов) в случае их нападения на
охраняемый объект;
- спасение пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;
- участие в сдерживании распространения зоны аварии.
15. Встретить прибывшие на охраняемый объект дополнительные силы и средства
для ликвидации чрезвычайных обстоятельств, создать условия для
беспрепятственного проезда транспортных средств по территории охраняемого
объекта непосредственно к месту возникновения чрезвычайных обстоятельств.
16. В соответствии с полученными указаниями от оперативного дежурного ОВД
или руководителя ОВО объявить об окончании выполнения подразделением
возложенных на него обязанностей и эвакуации личного состава, либо об
участии подразделения в дальнейших действиях по ликвидации чрезвычайных
обстоя-тельств совместно со специальными силами и средствами. (В этом
случае подразде-
ление переходит под командование руководства ГРОВД, УВД, ГУВД, МВД.)
Сотрудники милиции, выезжающие по сигналу «Тревога», поступившему с
объекта, на котором возникли чрезвычайные обстоятельства, обязаны хорошо
знать: место расположения объекта, режим его работы, пути подъезда и
подхода к нему, возможные места укрытия и пути отхода правонарушителей,
схему взаимодействия с нарядами территориальных ОВД, сигналы взаимного
опознания,
исключающие возможность случайного применения оружия против сотрудников
милиции, прибывающих на объект. На месте происшествия не проявлять
элементов растерянности, быть готовыми к любым неожиданностям и предельно
бдитель-ными, проявлять выдержку, действовать решительно, уверенно,
хладнокровно.
Обеспечить:
а) Необходимые мероприятия, направленные на задержание преступников и
освобождение заложников, в случае большой удалённости места происшествия
от ОВД либо в условиях, препятствующих быстрому прибытию подкрепления на
место происшествия (стихийное бедствие, погодные условия);
б) Личную безопасность и безопасность окружающих при возникновении
перестрелки. Покинуть открытое место, воспользоваться ближайшим укрытием.
определить, откуда и в каком направлении ведётся стрельба и сообщить (по
возможности) об этом дежурному ОВД или руководителю операции;
в) Преследование правонарушителей с привлечением других транспортных
средств (при наличии такой возможности) при отсутствии служебного
автомобиля;
г) Постоянное информирование дежурного ПЦО, ЦОУ, ОВД об изменении опера-
тивной обстановки, требованиях правонарушителей и их перемещении.
Одним из важных условий эффективности решения задач по охране
различных видов собственности по договорам, общественного порядка и
борьбе с преступ-ностью является обеспечение тесного и постоянного
взаимодействия нарядов милиции ВО с другими нарядами и службами
горрайорганов ВД.
Взаимодействие представляет собой согласование усилий (действий)
двух или более участников, совместно решающих какую-либо задачу. В нем
должна нахо-дить выражение главная цель – обеспечение единства действий,
взаимопомощи и объединений усилий для успешного решения общей задачи по
охране объектов и квартир граждан по договорам, общественного порядка и
борьбе с преступностью. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны
быть четко согласованы как по цели (задачам) действий, так и по месту и
времени проведения совместных мероприятий.
В целях координации действий личного состава горрайоргана и наряда
милиции ВО при возникновении чрезвычайных обстоятельств, угрожающих
объекту, разрабатывают план обороны объекта.
На каждый возможный случай чрезвычайных обстоятельств на охраняемом
объекте должен быть план обороны со схемой, предусматривающий задачи и
функции охраны, управление силами и средствами, связь и оповещение,
материальное обеспечение, организацию взаимодействия с другими службами.
В целях дальнейшего совершенствования подготовки подразделений
милиции ВО, активизации работы по выявлению и раскрытию преступлений,
пресечению диверсионных и террористических актов необходимо проводить
следующие мероприятия:
- укомплектовать ГЗ ПЦО сотрудниками с устойчивыми психологическими и
моральными качествами, физически подготовленными, твердо владеющими
навыками задержания преступников. Полностью обеспечить указанные группы
средствами индивидуальной защиты, активной обороны, радиосвязью, автотран-
спортом;
- переориентировать профессиональную подготовку личного состава
подразделений милиции на привитие навыков и умения действовать в
экстремальных ситуациях, повышения бдительности, смелости, решительности,
психологической готовности применения оружия; проводить учения и
тренировки в условиях, максимально приближенных к экстремальным.


Руководитель занятий: командир взвода ОВО при Медвежьегорском РОВД
капитан милиции
ЗВЕРЕВ А.А.







Реферат на тему: Основные обязанности осужденных
ПЛАН.

Стр.

Введение.
1. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные

положения.
2. Обязанности осужденных к лишению свободы.
1. Основы правового положения осужденных.
2. Основные обязанности осужденных.
3. Обязанности осужденного к лишению права занимать

определенные должности или заниматься определенной

деятельностью.
4. Обязанности условно осужденных.
5. Труд осуждённых к лишению свободы.
Заключение.
Список использованной литературы.



Введение.

Как известно, одним из признаков преступления является его
наказуемость. Это означает, что за преступлением должно следовать наказание
как его непременное юридическое последствие. С позиций уголовной политики
именно в применении (назначении судом и исполнении) наказания состоит смысл
существования уголовного права и уголовного законодательства, потому что
цели последних воплощаются в целях наказания и именно в них реализуются.
Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по
приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в
совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и
ограничении прав и свобод этого лица (часть 1 статья 43 УК РФ).
В соответствии со ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый
человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право
является одним из основных прав человека в любом демократическом
государстве современного мирового сообщества, а соблюдение данного права
является важной гарантией недопущения произвола, как в отношении отдельной
личности, так и в отношении групп людей.
Та же статья 22 Конституции РФ предусматривает возможность временного
лишения свободы личности в виде ареста, заключения под стражу и содержания
под стражей, причем необходимым условием законности и обоснованности таких
мер, должно быть, судебное решение. Данная мера является мерой воздействия
на лицо, совершившее преступление со стороны государства.
Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ
применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в
целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых
преступлений (часть 2 статьи 43 УК РФ).
Реализуя эту цель, наказание в виде лишения свободы должно обеспечить
возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах –
соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям
потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного
преступления. При этом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой
цель причинения страдания осужденным.
Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения
преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых
преступлений.
Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это
относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. Предполагается,
что неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых
индивидов от попыток совершения преступлений.

1. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС: КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ.

18 декабря 1996 г. был принят первый в Российской Федерации Уголовно-
исполнительный кодекс. Ранее действовавшее исправительно-трудовое
законодательство формировалось около трех десятилетий, начиная с Основ
исправительно-трудового законодательства 1969 г. В течение более четверти
века в указанные законодательные акты были внесены серьезные изменения и
дополнения, многие нормы и даже разделы Исправительно-трудового кодекса
1970 г. утратили силу, около половины его статей были изменены, а также
дополнены новыми, что привело к рассогласованию или конкуренции норм и
затрудняло их применение.
Традиционно с начала 20-х годов отрасль законодательства, регулирующая
исполнение уголовных наказаний, именовалась исправительно-трудовым правом
(исправительно-трудовые кодексы 1924, 1933, 1970 гг.). Однако это
наименование после принятия "Положения о порядке и условиях исполнения
уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового
воздействия на осужденных", внесения изменений и дополнений в 90-е годы в
систему уголовных наказаний (исключение из ее системы ссылки и высылки,
условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест
лишения свободы с обязательным привлечением к труду) перестало отвечать
своему содержанию. Нормы исправительно-трудового права стали
преимущественно уголовно-исполнительными. Наконец, термин "уголовно-
исполнительное законодательство" стал официально употребляться в
законодательных актах России, принятых в последние годы. Так, в ст. 71
Конституции РФ указывается, что в ведении Российской Федерации находится
уголовно-исполнительное законодательство. Таким образом, потребности
социальной правоохранительной практики предопределили необходимость
подготовки законодательного акта, регулирующего исполнение всех видов
наказаний, предусмотренных в новом УК РФ и с новым наименованием.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ базируется на определенных
концептуальных позициях, которые позволили сформулировать принципы и общие
положения исполнения уголовных наказаний, определить структуру кодекса,
понятие и содержание основных его институтов и норм. Единый концептуальный
подход позволил установить объем и пределы правового регулирования
исполнения наказаний в рамках Уголовно-исполнительного кодекса. Эти позиции
базируются на следующих общих положениях.
Уголовно-исполнительный кодекс воспринял основные принципы обращения с
осужденными, закрепленные в многочисленных международных правовых актах.
Что касается норм рекомендательного характера, то они нашли отражение в
кодексе лишь в тех случаях, если соответствовали социальному и социально-
экономическому положению России. Так, в ч. 4 ст. 3 кодекса подчеркивается,
что рекомендации (декларации) международных организаций, относящиеся к
исполнению наказаний и обращению с осужденными, реализуются в уголовно-
исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и
социальных возможностей.
Уголовно-исполнительный кодекс тесно связан с новым Уголовным
кодексом, поскольку уголовное законодательство - базовое по отношению ко
всем отраслям законодательства, регулирующим борьбу с преступностью.
Уголовный закон предопределяет общность целей и задач, принципов правового
регулирования смежных институтов и норм уголовного и уголовно-
исполнительного законодательства, единство понятийного аппарата, что в свою
очередь обеспечивает адекватность его толкования и применения.
Уголовно-исполнительный кодекс одновременно нацелен на достижение
такой цели наказания, как исправление. Он закрепляет комплекс средств
достижения этой цели, предусматривает возможность участия общественных
формирований по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих
наказания, оказанию им помощи в исправлении осужденных, возвращению их к
полезной деятельности.
С принятием указанного закона реформа отрасли законодательства,
регулирующего исполнение уголовных наказаний, не завершена. Напротив, с
введением его в действие начинается новый, не менее важный, этап его
реформирования. Анализ ряда статей УИК, а также положений Федерального
закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса" показывает,
что в течение 1997 г. предстоит разработать и принять ряд нормативных
правовых актов по реализации положений Уголовно-исполнительного кодекса.
К числу федеральных законов, регулирующих вопросы исполнения наказания
и подлежащих разработке, можно отнести законы: "О мерах безопасности,
применяемых к осужденным при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от
общества", "Об уголовно-исполнительной системе", который должен заменить в
значительной степени устаревший Закон "Об учреждениях и органах,
исполняющих наказания в виде лишения свободы" 1993 г.
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены принципы
этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что исправительно-
трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания
наказания. Однако система принципов не была установлена и только следовала
из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2 ст. 2 УИК,
но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в которой была
определена система принципов уголовно-исполнительного законодательства. В
то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК) содержание принципов
не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне обоснованно, так как
в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии возникли расхождения в
трактовке их содержания. Поэтому было принято компромиссное решение и
предоставлена возможность для доктринального толкования ст. 8 УИК.
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как
нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной
силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение
и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение
конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и
норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных
нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов
наказания.
В ст. 8 УИК закреплены следующие принципы: законность, гуманизм,
демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и
индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение
принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения,
соединение наказания с исправительным воздействием.
Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему
контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне ее
урегулировал. Как известно, уголовное наказание - мера государственного
принуждения и влечет за собой лишение или ограничение прав и свобод
осужденных. Поэтому в целях обеспечения законности таких лишений и
ограничений необходим всесторонний контроль общества за указанными органами
и учреждениями, их должностными лицами. Его формы - государственный,
общественный и судебный контроль.
В соответствии с этим в кодексе регламентировано осуществление
контроля органов государственной власти Российской Федерации и ее
субъектов, а также органов местного самоуправления за деятельностью
расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих
наказания.
Важная форма государственного контроля - ведомственный контроль (ст.
21) со стороны вышестоящих органов управления учреждениями и органами,
исполняющими наказания, и соответствующих должностных лиц.
В качестве формы государственного контроля предусмотрено осуществление
прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и
органов, исполняющих наказание (ст. 22). Такой надзор осуществляют
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в
соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации.
Общественный контроль осуществляется общественными объединениями.
Статья 23 УИК предусматривает, что полномочия таких общественных
объединений, их права и обязанности определяются законодательством РФ.
Судебный контроль (ст. 20) реализуется при решении судом вопросов об
освобождении от отбывания наказания, замене одного вида наказания другим,
изменении вида исправительного учреждения, а также при рассмотрении в
случаях, предусмотренных законодательством, жалоб осужденных и иных лиц на
действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Кроме
того, контрольные функции суда реализуются в норме УИК, обязавшей
учреждения и органы, исполняющие наказание, уведомлять суд, постановивший
приговор, о начале и месте отбывания осужденными лишения свободы,
ограничении свободы, содержании в дисциплинарной воинской части, а также об
исполнении других уголовных наказаний, включая смертную казнь.
Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации
правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому
вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь
три статьи).
В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового
положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта
глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее
предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,
устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая
архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом
положении человека и гражданина также расположена после общих
конституционных положений и принципов.
Новизна закрепления Уголовно-исполнительным кодексом правового
положения осужденных не ограничивается вышеизложенным. Она проявляется в
ряде моментов, свидетельствующих об изменении подхода законодателя к
определению правового положения осужденных.
Во-первых, в отличие от ранее действовавших норм в ст. 10 кодекса
констатировано, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы
и законные интересы осужденных, обеспечивает установленные законом условия
их исправления, правовую и иную защищенность их личности при исполнении
наказаний. В соответствии с этим впервые установлено, что осужденным
гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и
ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным
федеральным законодательством.
Уголовно-исполнительный кодекс не освобождает осужденного от
исполнения своих гражданских обязанностей. Наоборот, учитывая, что
осужденные не выполнили свою основную гражданскую обязанность - соблюдать
законы государства, соблюдение юридических обязанностей является для них
первостепенной задачей. Поэтому в процессе исполнения наказания на
осужденного возлагаются дополнительные к имеющимся гражданским обязанности
и осуществляется постоянный контроль за их исполнением.
В нормах Уголовно-исполнительного кодекса впервые закреплена
развернутая система субъективных прав и обязанностей осужденных. В ст. ст.
11 и 12 они названы основными правами и обязанностями, что обусловлено
необходимостью закрепления в Общей части лишь тех субъективных прав и
обязанностей осужденных, которые являются общими для осужденных, отбывающих
различные виды уголовного наказания.
Кроме того, особенность закрепления правового положения осужденных в
нормах Уголовно-исполнительного кодекса заключается в установлении системы
гарантий прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей осужденных.

Таким образом, достоинство Уголовно-исполнительного кодекса в том, что
он представляет собой комплексный, системный и кодифицированный
законодательный акт.
Комплексность и система правового регулирования проявляется во
всестороннем регулировании отношений, возникающих при исполнении и
отбывании всех видов уголовных наказаний. Кроме того, кодекс урегулировал
общественные отношения, возникающие не только при исполнении наказания, но
и при осуществлении специальных предупредительных и воспитательных мер и
мер медицинского характера (принудительное и обязательное лечение); в
кодексе заложены основы постпенитенциарного воздействия, в том числе
контроля за поведением освобожденных от отбывания наказания.
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве урегулированы
основы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В нем
определены виды исправительных учреждений для отбывания срочного и
пожизненного лишения свободы - исправительные колонии общего, строгого и
особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы и колонии-поселения.
Применительно к воинским видам наказаний установлено, что исполняются они в
дисциплинарной воинской части, а арест - на гауптвахте.
Дополнена система учреждений и органов, исполняющих наказания. При
этом закреплен принцип, в соответствии с которым исполнение
государственного принуждения, каковым является уголовное наказание, может
быть возложено только на органы государственной власти Российской
Федерации. Администрация предприятий, учреждений и организаций выполняет
требования приговора суда, например, по лишению права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, лишению специального,
воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
В соответствии с названным принципом исполнение таких наказаний, как
штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина
и государственных наград, конфискация имущества, возложено на суд,
наказание в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные
должности и заниматься определенной деятельностью, исправительных работ -
на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел, наказание в
виде ограничения свободы - на исправительные центры, ареста - на арестные
дома.
Соответственно исполнение наказаний в отношении военнослужащих
возложено: содержание в дисциплинарной воинской части - на специально
предназначенные для этого воинские части; арест - на командование гарнизона
с содержанием на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в
соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по службе -
на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских
формирований по месту прохождения службы военнослужащими.
Особенностью регулирования этого вопроса в Уголовно-исполнительном
кодексе является то, что наказания в виде ограничения свободы, ареста,
лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и
смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы. В
данном случае заложена правовая основа для обособления определенного круга
учреждений и органов, исполняющих наиболее распространенные и трудоемкие в
организационном и материально-затратном в финансовом отношении виды
наказаний. Это сделано с целью урегулирования в отдельном федеральном
законе особенностей деятельности уголовно-исполнительной системы,
установления ее персоналу повышенных льгот и мер социально-правовой защиты.

Отличительная особенность системы уголовных наказаний, закрепленных
новым УК, - широкий набор наказаний, альтернативных лишению свободы.
Соответственно УИК регулирует исполнение и отбывание альтернативных лишению
свободы наказаний: штрафа, лишения права занимать определенные должности и
заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательных
наград; исправительных работ; ограничения по военной службе; конфискации
имущества и ограничения свободы.
При этом последовательность изложения правового материала в УИК в
основном совпадает с последовательностью перечисления наказаний в ст. 44 УК
- от менее к более тяжкому, что формирует социально-психологический настрой
судей на применение менее тяжкого наказания.
Особенности правового регулирования исполнения наказаний, не связанных
с лишением свободы, проявляются в зависимости от их вида. Однако есть общие
черты. Так, исполнение уголовных наказаний в виде обязательных работ (глава
4), исправительных работ (глава 7), ограничения свободы (глава 8) связано с
обязательным привлечением осужденного к труду.
При этом труд осужденных может быть организован не только на
предприятиях государственной формы собственности, но и в иных организациях,
включая частную форму собственности (ст. ст. 25, 39, 53). Поскольку в этих
наказаниях привлечение к труду и сопутствующие этому карательные
ограничения составляют, как правило, основное содержание, то законодатель
напрямую увязал исчисление срока наказания с трудом осужденных. Согласно
ст. 27 УИК срок наказания в виде обязательных работ исчисляется часами, в
течение которых осужденный выполнял обязательные работы, срок отбывания
исправительных работ - годами, месяцами и днями, когда он работал и из его
заработка производились удержания (ст. 42). В срок ограничения свободы не
включается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту
жительства свыше суток (ст. 49).
Особенность исполнения ряда альтернативных лишению свободы наказаний в
том, что в УИК регулируется оказание воспитательного воздействия на
осужденных. Речь идет о контроле за поведением осужденных и проведении с
ними воспитательной работы. Это обстоятельство в большей степени присуще
наказаниям, назначаемым на определенный срок, и прежде всего - ограничению
свободы. Так, осужденные к ограничению свободы находятся под надзором
сотрудников исправительного центра. Для обеспечения надзора на осужденных
возлагается ряд обязанностей (ст. 50). С лицами, отбывающими ограничение
свободы, администрацией исправительного центра, а также администрацией
организации, где работают осужденные, проводится воспитательная работа.
Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного
характера поощряется и учитывается при определении степени исправления.
Особое место в системе альтернативных лишению свободы наказаний
занимают наказания, объект воздействия которых составляют имущественные
интересы осужденного. Это такие наказания, как штраф, конфискация
имущества, отчасти исправительные работы. Правовое регулирование исполнения
этих наказаний обеспечивает, с одной стороны, достаточную карательную
сущность наказания и тем самым - достижение поставленных перед ним целей. С
другой стороны - соблюдение в разумных пределах материальных потребностей
осужденного, членов его семьи и иных лиц, что достаточно актуально в
условиях рыночной экономики. Эта тенденция проявляется в нормах УИК,
устанавливающих взыскание штрафа: в добровольном (ч. 1 ст. 31) и
принудительном (ч. 3 и 4 ст. 31) порядке. Необходимо учитывать, что УИК
допускает отсрочку или рассрочку уплаты штрафа на срок до одного года.
При исполнении конфискации имущества учитывается материальное
положение осужденного. Интересам обеспечения материальных потребностей
осужденного, членов его семьи и иных лиц в условиях рыночной экономики
служит перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.
Ранее он был приложением к УК РСФСР, а теперь включен в качестве приложения
в УИК.
Как известно, новый УК установил четыре вида наказания, связанных с
изоляцией от общества: арест (ст. 54), содержание в дисциплинарной воинской
части (ст. 55), лишение свободы на определенный срок (ст. 56), пожизненное
лишение свободы (ст. 57); определил содержание этих видов наказания и,
соответственно, уполномочил Уголовно-исполнительный кодекс урегулировать
порядок и условия их исполнения.
Учитывая специфику правового статуса военнослужащих, УИК выделил в
самостоятельный раздел порядок и условия исполнения всех видов наказаний в
отношении этой категории лиц, в том числе содержащихся в дисциплинарной
воинской части.
Все виды наказаний, связанных с изоляцией от общества, обладают общим
признаком - лишением гражданина свободы передвижения и ограничением связей
с обществом. Одинаковая у них и правовая природа, которая предопределила в
целом общий правовой статус лиц, отбывающих указанные виды наказаний.
Необходимо учитывать, что изоляция от общества носит относительный
характер. В наименьшей степени при исполнении указанных видов наказаний
имеет место информационная изоляция. Законодатель стремился максимально
снизить влияние такой изоляции, предусматривая обеспечение осужденных
печатной продукцией, возможность пользования радио и телевидением,
просмотра кинофильмов. Степень физической изоляции смягчается
предоставлением свиданий, переписки, телефонных переговоров, краткосрочных
выездов или проживанием за пределами исправительных учреждений, путем
перевода в колонии-поселения. Чем больше тяжесть совершенного преступления
и суровее назначенное наказание, тем больше физическая изоляция, которая
может быть смягчена при положительном поведении осужденных. Исключение из
правила в данном случае - исполнение такого вида наказания, как арест.
Однако сроки наказания при аресте небольшие - до шести месяцев.
Арест - новый вид уголовного наказания. Его применение связано со
значительными материальными и организационными сложностями, поскольку
реальное исполнение предполагает строительство в каждом регионе - субъекте
Федерации - одного, а то и нескольких арестных домов. Перемещение
осужденных в другие области или края не допускается, так как законом
определено, что они отбывают наказание по месту жительства. Сооружение
арестных домов, их оборудование, эксплуатация, подготовка персонала,
содержание осужденных требуют значительных средств. Учитывая экономический
кризис, в котором находится общество, в Федеральном законе "О введении в
действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" оговорено,
что исполнение, как и назначение, этого вида наказания отложено по мере
создания необходимых условий, но не позднее 2001 года.
Исполнение лишения свободы наиболее детально урегулировано нормами
Уголовно-исполнительного кодекса. Такая всеобъемлющая регламентация
исполнения этого вида наказания обусловливается необходимостью, с одной
стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав и свобод
осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации
исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного
достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины,
предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а
также их исправления.
Если сравнить главу 2 ИТК РСФСР, регулировавшую исполнение лишения
свободы, с аналогичным разделом 4 УИК РФ, то по форме и по структуре они в
целом совпадают. Однако по содержанию значительно различаются.
Прежде всего существенно расширен объем правовой регламентации режима
в исправительных учреждениях различного вида: детализированы правила,
определяющие порядок применения к осужденным ограничительных и
профилактических мер (обысков, досмотров, технических средств надзора и
контроля, оперативно-розыскных мероприятий, деятельности администрации
исправительных учреждений в особых условиях и т.д.). Такие процедурные
нормы создают правовые предпосылки для осуществления персоналом этих
учреждений режимно-профилактических мероприятий, обеспечения контроля за
поведением осужденных, создания условий для безопасности как самого
персонала, так и осужденных, соблюдения их прав и законных интересов.
Значительно смягчены условия отбывания наказания, определяющие правила
приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Органам
государственной власти субъектов РФ предоставлено право повышать размер
суммы денег, разрешаемой к расходованию, в пределах установленного
минимального размера оплаты труда. Увеличено количество свиданий осужденных
с родственниками, телефонных разговоров, получения посылок, передач и
бандеролей, что позволяет сохранять и поддерживать положительные социальные
связи.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы в
основном определяется Правительством РФ (ст. 99). Передача таких полномочий
кабинету министров вполне обоснованна, так как решение этого вопроса
зависит от состояния экономики страны и Правительство РФ при
соответствующих условиях может оперативно, избегая достаточно сложной
парламентской процедуры изменения кодекса, принимать решения об улучшении
материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
В определенной мере претерпела изменения правовая регламентация труда
осужденных. Новеллами в этом случае являются установление обязанности (ст.
103 УИК) администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к
труду. В старом ИТК применялась аморфная формулировка "администрация
привлекает осужденных к труду". Новое правило требует более активной
организационной работы персонала по вовлечению осужденных в трудовую
деятельность.
Принципиальным с точки зрения правового регулирования труда осужденных
является установление запрета осужденным прекращать работу в целях
разрешения трудовых конфликтов (ч. 6 ст. 103 УИК). В ИТК РСФСР такая норма
отсутствовала. Это приводило в ряде случаев к использованию забастовок для
решения трудовых и иных конфликтов осужденных с администрацией
исправительных учреждений. В новом УИК такого рода действия рассматриваются
как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Существенно изменено пенсионное обеспечение осужденных к лишению
свободы. В ст. 98 УИК получило развитие положение, согласно которому
осужденным выплачивается пенсия органами социальной защиты по месту
отбывания наказания.
Впервые для осужденных установлено обязательное государственное
страхование, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности
и родам на общих основаниях. В то же время добровольное медицинское
страхование в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы,
приостанавливается до окончания срока наказания.
УИК значительно изменил и дополнил положения, касающиеся применения к
осужденным мер взыскания и поощрения. Прежде всего претерпела изменения
система этих мер. В ранее действовавшем кодексе в эту систему наряду с
мерами взыскания и поощрения в собственном смысле слова были включены также
изменения условий содержания осужденных (ст. 20 ИТК), которые по своему
правовому содержанию, основаниям и последствиям применения нельзя
рассматривать в качестве мер поощрения и взыскания, поскольку они
применяются не за конкретное действие, а за поведение осужденного в целом.
В ч. 3 ст. 114 и в ч. 4 ст. 115 УИК изменение условий содержания осужденных
к лишению свободы отнесено уже не к мерам поощрения или взыскания, а к иным
мерам воздействия на них. Тем самым закон однозначно разрешил длительные
научные дискуссии о системе и содержании мер поощрения и взыскания.
В УИК (ст. 115) включены новые виды взысканий, применяемых к
осужденным, - дисциплинарный штраф, а также перевод мужчин - злостных
нарушителей порядка отбывания наказания в единые помещения камерного типа.
Такого рода помещения создаются на несколько колоний. Условия содержания в
них не отличаются от иных помещений камерного типа. В то же время из
системы мер взыскания исключены: внеочередное дежурство по уборке помещений
и территории исправительного учреждения и разовое лишение осужденных,
содержащихся в воспитательных колониях, посещения концерта, неучастие в
спортивных играх.
В ст. 116 УИК дано новое, более развернутое и более точное определение
злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания. В нем
определен исчерпывающий перечень проступков, которые могут быть отнесены к
указанной категории, а также введен такой признак, как повторность
проступка, за совершение которого к осужденным было применено взыскание в
виде водворения в изолятор. Наконец, в этой же статье впервые
сформулировано понятие злостного нарушителя режима отбывания наказания.
Наибольший объем в правовой регламентации исполнения лишения свободы
занимает урегулирование режима содержания осужденных, поскольку именно в
режиме сосредоточена вся система принудительных мер, применяемых к
осужденным, устанавливаются их обязанности и права, а также
правоограничения и механизм их реализации. В нормах режима определен круг
полномочий администрации исправительных учреждений, ее обязанности и
процедуры их осуществления.
Впервые в кодексе сформулировано понятие режима: установленный законом
и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения
и отбывания лишения свободы. Он призван обеспечить охрану и изоляцию
осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение ими обязанностей,
реализацию прав и законных интересов, личную безопасность, раздельное
содержание различных категорий осужденных, условия содержания в зависимости
от вида исправительного учреждения, изменение условий содержания (ч. 1 ст.
82).
Одновременно режим создает правовые и организационные предпосылки для
применения других средств исправления осужденных, поскольку весь процесс
исправительного воздействия осуществляется в рамках режима. Это в полной
мере относится и к воспитательной работе, организации труда и обучения -
все они реализуются в рамках правил внутреннего распорядка.
Анализ ч. 1 ст. 82 УИК с точки зрения ее содержания позволяет выделить
следующие группы норм-правил поведения: правила, относящиеся к персоналу
исправительных учреждений, его обязанности и права в сфере режима; правила
поведения, относящиеся непосредственно к осужденным; правила поведения,
относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или
на прилегающих к ним территориях.
Наряду с материальными нормами режима лишения свободы в УИК содержатся
многочисленные процедурные нормы, обеспечивающие правовой механизм
реализации режима. Теперь они значительно более многочисленны, чем в ИТК
РСФСР. К их числу следует отнести: правила о раздельном содержании
различных категорий осужденных (ст. 80); охрана и надзор за осужденными и
технические средства надзора и контроля за ними (ст. ст. 82, 83);
оперативно-розыскная деятельность (ст. 84); производство обысков и
досмотров (ст. 82); меры безопасности (ст. 86); меры поощрения и взыскания,
применяемые к осужденным (ст. ст. 113, 115).
В колониях различного вида режима установлена трехступенчатая система
отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие условия содержания.
Обычные условия содержания включают проживание осужденных в
общежитиях, приобретение продуктов питания и предметов первой
необходимости, получение свиданий и посылок в зависимости от вида режима
колоний. На облегченных условиях размер льгот увеличивается. Кроме того, в
целях адаптации осужденных к жизни на свободе за шесть месяцев до окончания
срока наказания они могут быть освобождены из-под стражи (за исключением
колоний строгого и особого режима) и проживать под надзором за пределами
колонии. Осужденные на строгих условиях содержатся в запираемых помещениях,
количество посылок, передач, свиданий, приобретение продуктов питания
сокращается по сравнению с обычными условиями. Такая ступенчатая система
призвана стимулировать положительное поведение осужденных.
Как известно, новый УК РФ выделил пожизненное лишение свободы в
самостоятельный вид наказания. Однако по с

Новинки рефератов ::

Реферат: Русская культура в начале XX века (Искусство и культура)


Реферат: Политическая система общества (Социология)


Реферат: Половое воспитание (Педагогика)


Реферат: Владимиро-Суздальское княжество (История)


Реферат: Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Философия)


Реферат: Информатика (Программирование)


Реферат: Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи (Педагогика)


Реферат: Примирение с потерпевшим (Уголовное право и процесс)


Реферат: Германия. Кулинарные традиции (Культурология)


Реферат: Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента (Психология)


Реферат: Автоматизация в управленческих средах (Компьютеры)


Реферат: Биологически активные вещества (Биология)


Реферат: Закон о нотариате с комментариями (Право)


Реферат: Династия Демидовых (Исторические личности)


Реферат: Массовая культура (Социология)


Реферат: Лидерство (Менеджмент)


Реферат: Новый Типовой план счетов бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Финансовая политика государства (Финансы)


Реферат: Правовое государство и гражданское общество (Теория государства и права)


Реферат: Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист