GeoSELECT.ru



Уголовное право и процесс / Реферат: Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система (Уголовное право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система (Уголовное право и процесс)



РГПУ имени А.И.Герцена
Юридический факультет



Реферат на тему: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА, ЕГО
ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА.



Выполнила:
студентка 4 курса 2группы
Финистов О.В.



С-Пб, 2004
Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслей права, средство
противодействия преступности, особенно в таком её крайнем проявлении, как
рецидивная преступность. Это единственная отрасль, регулирующая исполнение
всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской
Федерации.
Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского
права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по
поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и
методом правового регулирования, также системой норм. Традиционно
считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и
условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением
мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К
этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка,
исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного
законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-
правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-
трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным
привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы,
регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о
порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами
исправительно-трудового воздействия на осуждённых. В результате предмет
правового регулирования исправительно-трудового права существенно
изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием
Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) завершилось формирование предмета
отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление:
V общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных
мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК;
V порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения
средств исправления осуждённых;
V порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
V порядка участия органов государственной власти и органов местного
самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также
граждан в исправлении осуждённых;
V порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым
лицам.
Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены в главе 1 УКИ,
они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-
исполнительного законодательства, из его места в системе международно-
правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они включают нормы
этой отрасли права определяющей действия уголовно-исполнительного
законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения
наказаний, и применения иных мер уголовно-правового характера, основные
средства исправления осужденных.
Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8
УИК).
В общих положениях УИК определены основные средства исправления осуждённых
(ст. 9):
V режим,
V воспитательная работа,
V общественно полезный труд,
V получение общего образования,
V профессиональное обучение и подготовка осуждённых,
V общественное воздействие на осуждённых.
Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употребления термина «меры
исправительно-трудового воздействия», содержание которых не было раскрыто в
законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование как в
теории данной отрасли права, так и на практике.
К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит
регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.
Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован
порядок деятельности исправительных учреждений, на которое возложено
исполнение лишения свободы на определённый срок и пожизненного лишения
свободы. Этому посвящен раздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций,
исполняющий такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы,
лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой
деятельность, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела 2 УИК. Кодекс также
подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-
исправительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении
военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства
включён порядок участия органов государственной власти и органов местного
самоуправления в исправление осуждённых и в контроле за деятельностью
учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и
др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности
организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в
отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.
Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрации
предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными
исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве
и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию
организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для
обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст.34 УИК и
др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности
общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими
содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, и осуществления
общественного контроля за их деятельностью.
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность
администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам,
находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила
поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности
священно служителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер
колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан,
работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.
Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст.
13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы»).
Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является
регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении
(отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового
характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи
с участием органов государственной власти и органов местного
самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов,
исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между
администрации организаций, общественными объединениями, а также гражданами
в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением
исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и
характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных
отношений, входящих в её предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем
не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между
субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового
регулирования обусловливает, прежде всего та мировоззренческая концепция,
которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства. В наших
условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим
нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых
общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих
взаимосвязей:
1) по способу правового регулирования – императивный;
2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;
3) по характеру воздействия – карательный;
4) по способу реализации – метод санкции;
5) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-
подчинения.
Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения,
его исполнение предопределяет характер основного метода правового
регулирования – императивный, предполагающий неравенство субъектов
правоотношений. Однако это не исключает применение и иных методов правового
регулирования: диспозитивного (т.е. предоставление осужденному до известных
пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных законом
случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на
лучшие условия, благодарность и т.д.) и других.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права
указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для
регулирования определённого вида общественных отношений. В систему норм
уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный кодекс, а
также другие федеральные законы. В Законе о введении в действие УИК
предусмотрено также принятие правительством РФ положений об уголовно-
исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных
домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие
федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции
РФ и иных федеральных законов.
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль содержит ряд
норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского, трудового,
семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основание
высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право –
предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной
отраслью. Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко
применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом,
административном и т.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность
права и служат инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное
развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того,
рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения
и, следовательно, меняют своё содержание.
Рецепиированные нормы в уголовно-исполнительном праве в основном регулируют
правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего
тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по
отношению к базовой (фундаментальной) отрасли – конституционному праву,
исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод
человека и гражданина.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права,
регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и
уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает
место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его
взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.
Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям,
регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и
одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования,
достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные
отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В
данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритеты
уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.
Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и
наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические
категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование
общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая
роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется
ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни
материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой
формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и
уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право
определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право –
процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства
позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей.
На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и
принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей
законодательства (содержание наказания и его исполнение, система
исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором
уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет
характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов
наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и
делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённом
объёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных при
установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но
в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткая
взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой
исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё более
опосредуется. Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для
развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права,
например оценка уголовным законом степени тяжести совершённого преступления
предопределяет условия отбывания осужденным наказания.
Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их
разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных
институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы – понимание
нормы уголовного права как материальной, а исполнительного – как
процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное
право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации
материального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в
разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с
точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным
правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению
приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения
обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают
реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-
процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия; в
определённой мере уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию
результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части
наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют
смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни,
условно-досрочное освобождение (УДО) от наказания и замена наказания более
мягким, изменение условий содержания осужденных и т.д.). Разграничение
названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное
право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных
институтов, а уголовно-процессуальное право – их судебную процедуру.
Уголовно-исполнительное право тесно связанно с конституционным правом при
регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в
сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания,
прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической
силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным,
финансовым и другими отраслями законодательства.
Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного права с
другими отраслями выражается в системность права, реализуются его функции
как самостоятельной правовой отрасли.
Изложенные положения позволяют определить уголовно-исполнительное право как
самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные
отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех
видов наказания, применение средств исправительного воздействия. В этих
отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы, исполняющие приговоры
к различным видам наказания, органы государственной власти и местного
самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них
задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также
отдельные граждане.
Уголовно-исполнительное право выполняет следующие функции:
1) исправительная функция состоит в том, что уголовно-исполнительное
право служит гуманной цели – выработке у осужденного социально-
полезных свойств, не нарушая его человеческих прав;
2) предупредительная функция заключается в том, что уголовно-
исполнительное законодательство направлено на предупреждение
преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение;
3) регулятивная функция означает, что уголовно-исполнительное
законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с
исполнением (отбыванием) уголовного наказания, между осужденным и
государством, т.е. между субъектами уголовно-исполнительных
правоотношений;
4) охранительная функция состоит в том, что уголовно-исполнительное
право служит охране прав, свобод и законных интересов осужденных и
персонала исправительных учреждений;
5) воспитательная функция состоит в том, что одним из основных средств
исправления осужденных является воспитательная работа;
6) социальная функция заключается в оказании осужденным помощи в
социальной адаптации.
Система права – это присущая ему внутренняя структура, выражающая единство
и разграничение его действующих норм и институтов. Три части в уголовно-
исполнительном праве:
1) Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру
уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение
осужденных, систему учреждений и органов, исполняющих наказание и
контроль за их деятельностью;
2) Особенная часть изучает порядок и условия исполнения всех видов
уголовных наказаний, а также основания и порядок освобождения от
наказания, помощь осужденным и контроль за ними;
3) Специальная часть – международно-правовое сотрудничество по
пенитенциарным проблемам и исполнение наказания в зарубежных
странах.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Уголовно-исполнительное право России. под ред. А.И.Зубкова, 2002г.
2. Уголовно-исполнительное право. под ред. В.И.Селиверстова, 2003г.
3. Уголовно-исполнительное право РФ. под ред. М.К.Кислицына, 2002г.
4. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право РФ. /2002г.





Реферат на тему: Уголовно-правовая борьба с наркоманией


Институт международного права и экономики

имени А.С. Грибоедова



Юридический факультет

Заочное отделение
II курс



КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Уголовное право»



Тема:



Уголовно-правовая борьба с наркоманией



Выполнил: студент

группы 23 Дорошин
Андрей Евгеньевич


Проверил:
Кандидат юридических наук,
доцент Никулин
Сергей Иванович



г. Петрозаводск (филиал)
2000 г.
Курсовая работа

Тема: Уголовно-правовая борьба с наркоманией

План:

1. Введение 3-4

2. Проблемы борьбы с наркоманией в России 5-10

3. Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств 10-13

4. Уголовная ответственность за незаконное приобретение,
хранение, изготовление, переработка, перевозка и сбыт
наркотических средств (ст. 228 УК РФ). Основания освобождения
от уголовной ответственности за незаконный оборот
наркотических средств (примечание к ст. 228 УК РФ) 13-19

5. Уголовная ответственность за склонение к потреблению
наркотических средств (ст. 230 УК РФ) 19-22

6. Уголовная ответственность за незаконное культивирование
запрещенных к возделыванию растений, содержащих
наркотические вещества (ст. 231 УК РФ) 22-24

7. Уголовная ответственность за содержание притонов для
потребления наркотических средств (ст. 232 УК РФ) 24-26

8. Уголовная ответственность за незаконную выдачу либо
подделку рецептов или иных документов, дающих право
на получение наркотических средств или психотропных
веществ (ст. 233 УК РФ) 26-28

9. Заключение 28-30

10. Основные понятия 31-32

11. Список использованной литературы 32



1. Введение

Наркомания не просто болезнь в обычном понимании этого слова и не
обыкновенный порок из числа тех, что присущи здоровым людям. Наркомания –
это тотальное, то есть затрагивающее все стороны внутреннего мира человека,
его отношения с другими людьми и способы существования, поражение личности,
в большинстве случаев осложняющееся резким ухудшением физического здоровья.
Человек, вставший на путь наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие
нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет
друзей, семью, родных; не может приобрести профессию или забывает ту,
которой раньше владел; остается без работы и вовлекается в преступную
среду; приносит множество несчастий себе и своим близким и, наконец,
медленно и верно разрушает свое тело, свой мозг.
Другая особенность наркомании заключается в том, что она как
патологическое состояние необратима, и те негативные изменения, что
произошли в организме и душе человека в результате злоупотребления
наркотиками, остаются с ним навсегда. В этом наркомания похожа на увечье:
если нога ампутирована, она снова не вырастет. Кроме этого, к большому
несчастью для наркоманов, действие наркотиков навсегда «отпечатывается» не
только в организме, но и в памяти. И если давно отказавшийся от наркотиков
человек вновь решит «разок покайфовать», ему неизбежно снова придется
пройти все круги наркоманского ада. Поэтому врачи-наркологи стараются не
говорить о «выздоровевших наркоманах», предпочитая термин «неактивный
наркоман», то есть не употребляющий наркотики в настоящее время.
Самое же страшное в наркотиках это то, что наркоманы, а часто также и
их родные, слишком поздно начинают понимать, что они не просто «балуются
наркотиками», а уже зависят от них. Иногда наркотическая зависимость
развивается через полгода и даже год, чаще же через 2-3 месяца, а нередко
человек становится наркоманом после первой же инъекции. Что будет
происходить с тем или иным человеком в каждом конкретном случае никому не
известно, и поэтому никто не вправе успокаивать себя: «Я могу попробовать
наркотики, и ничего страшного не произойдет».
Принятый 8 января 1998 года Федеральный закон «О наркотических
средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы
государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области
противодействия их незаконному обороту. В соответствии с названным законом
в РФ запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ
без назначения врача. В нем определяется, что противодействие незаконному
обороту наркотиков и психотропных веществ осуществляет Генеральная
прокуратура РФ, федеральные органы исполнительной власти по внутренним и
таможенным делам, федеральная пограничная служба, федеральная служба
внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области
здравоохранения и иные федеральные органы в пределах своих полномочий.
Организация противодействия незаконному обороту наркотиков
осуществляется в РФ на основе соответствующих федеральных целевых программ.
Аналогичные программы могут приниматься субъектами РФ. Финансирование
федеральной целевой программы противодействия незаконному обороту
наркотиков осуществляется за счет средств федерального бюджета. Для
дополнительного финансирования поставленных задач создается федеральный
внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотиков. Закон
также запрещает любые виды пропаганды наркотических и психотропных средств,
строго ограничивает рекламу лекарственных средств, содержащих наркотические
и психотропные вещества.
За нарушение правил и порядка деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств может наступить административная и уголовная
ответственность, в соответствие с действующим законодательством. Однако
реальных положительных сдвигов в борьбе с распространением незаконного
оборота наркотиков нет, ситуация в России в последние годы только
ухудшается, наркомания становится реальной угрозой национальной
безопасности РФ. Сегодня, под давлением складывающейся в России ситуации,
настала пора решительно действовать, иначе наркотическая угроза станет
жуткой реальностью для нашей страны.
2. Проблема борьбы с наркоманией в России

Масштабы и темпы распространения наркомании в России таковы, что
ставят под вопрос физическое и моральное здоровье, будущее большей части
молодежи, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей
перспективе. Во многих развитых государствах мира сегодня существуют
комплексные программы правового, медицинского, социального и прочего
обеспечения реабилитации наркоманов. В России, к сожалению, подобная
система находится в зачаточном состоянии. Такое положение на фоне роста
числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием
наркотиков, требует от государства и общества принятие незамедлительных
радикальных мер.
Распространение наркомании на территории России происходит
угрожающими темпами. Наркотики стали для России настоящим бедствием, за
последние пять лет количество потребителей наркотиков в стране возросло
примерно в 3,5 раза. Сегодня от 3 до 5 миллионов российских граждан (по
разным оценкам) страдают от наркотической зависимости, причем более 60 %
всех наркоманов молодые люди от 13 до 25 лет. Особое беспокойство вызывает
тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин,
употребляющих наркотики. Наркомания среди школьников и в студенческой среде
за последние 4 года возросла в 6-8 раз. В Санкт-Петербурге каждый 5
школьник уже познакомился с наркотиками, а во многих школах в старших
классах до трети учеников регулярно потребляет наркотики.
Важно отметить то обстоятельство, что в России гораздо быстрее, чем в
других странах, происходит переход от «легких» наркотиков к «тяжелым». За 6
месяцев 1996 года среди больных опийными наркоманиями героиновые наркомании
(самые опасные, практически не излечимые) составляли 28,4 %. За тот же
период 1997 года – уже 74,4 %. Средняя продолжительность жизни ушедших из
жизни наркоманов после начала употребления наркотиков – 4-5 лет. По данным
врачей-наркологов в России излечивается, то есть выдерживают без наркотиков
более 1 года, всего около 5-6 %.
Только в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячный оборот наркорынка
составляет порядка 90 миллионов долларов, а в целом по стране ежемесячный
незаконный оборот наркотиков оценивается почти в 2,5 миллиардов долларов. В
тоже время некоторые западные специалисты называют цифры от 5 до 7
миллиардов долларов.
В качестве наркотиков в России широкое распространение получила
маковая соломка, опий-сырец и опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш,
героин, кокаин, «экстази» (метилендиоксиметиламфетамин). Особая опасность
создается появлением новых синтетических наркотиков, в том числе
производимых в России. Только за 1997 год органами внутренних дел выявлено
848 подпольных лабораторий, в которых производились наркотики или шла
работа над созданием новых. Во многих лабораториях работали
профессиональные химики, сумевшие разработать наркотические вещества нового
поколения. Часть выявленных лабораторий находилась нелегально в научных и
учебных заведениях, в том числе и в Москве.
«Норма прибыли» при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000
процентов, что естественно привлекает внимание криминальных структур в
России. В сферу активной наркодеятельности только в Москве привлечено около
20 000 человек. По данным МВД РФ, в 1998 году было выявлено 190 тысяч
преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков; к уголовной
ответственности за деятельность, связанную с незаконным оборотом
наркотиков, было привлечено 116 тысяч человек, к административной – более
110 тысяч человек. По данным МВД РФ из 10 имущественных преступлений в
России каждые 6 совершаются наркоманами. Самые неблагоприятные регионы с
точки зрения наркомании – это юг России, а также территории прилегающие к
Средней Азии. Ситуация в других регионах также не вызывает оптимизма.
В соответствии с действующим уголовным законодательством
распространители наркотиков могут получить срок от 3 до 7 лет. Но по
официальной информации, процент лиц, к которым применяются санкции в виде
лишения свободы, очень мал. Срок получает только каждый 14-15 подсудимый-
распространитель наркотиков. Остальные отделываются условным наказанием.
Особенно сложно привлечь к ответственности содержателей притонов: для этого
необходимо, чтобы в качестве свидетелей на суде выступали посетители
притонов. Разумеется, желающих свидетельствовать в суде не находится,
поэтому хозяина притона можно привлечь только за хранение наркотиков.
Данные статистики неумолимо свидетельствуют о тесной связи роста
наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и
другими серьезными заболеваниями. Только 1996 год дал рост ВИЧ-инфекции в 8
раз. В результате этого увеличиваются расходы государства по лечению таких
больных. В этой связи, показателен случай произошедший в г. Верхняя Салда
на Урале в 1997 году. В городе с населением в 52 000 человек инфицировано
ВИЧ-инфекцией 36 человек (для сравнения в Екатеринбурге с населением в 1
500 000 человек было инфицировано 15 человек). Источником заражения стала
молодая пара наркоманов, переехавшая с Украины и начавшая активно
распространять наркотики.
Новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании», когда
один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на
примере молодых семей в больших городах России, по предварительным данным
только в Москве насчитывается около 1000 таких пар. Зафиксированы случаи,
когда малолетних детей в наркоманию вовлекали собственные родители.
Крайне тревожные данные, связанные с наркоманией, поступают из
Вооруженных сил страны. В последние 2 года по многим регионам России
практически каждый 12 призывник пробовал наркотики, а каждый 13 принимал их
более-менее регулярно. Если в 80 годах употребление наркотиков в армии было
большой редкостью, то сегодня случаи употребления и распространения
наркотиков в армейских коллективах есть во всех без исключения военных
округах и насчитываются сотнями. Есть зафиксированные случаи наркомании и в
федеральных органах безопасности. По данным за 1996 год в армии были
осуждены более 100 человек, связанные с распространением наркотиков.
Если в советское время случаи регулярной доставки наркотиков в места
заключения преступников были достаточно редкими, то сегодня почти все
исправительные учреждения страны сталкиваются с возрастающим и хорошо
организованным потоком поставки наркотиков. По некоторым данным в места
заключения ежегодно передается от 100 до 200 килограммов различных
наркотиков.
В настоящее время Россия притягивает торговцев наркотиками по двум
основным причинам: огромный, практически не освоенный, внутренний рынок и
как одна из ключевых стран в схеме транзита наркотических средств, в первую
очередь героина и опиума со среднеазиатского направления. По данным
Федеральной пограничной службы на таджикско-афганской границе задерживается
не более 5-10 % направляемых в (или через) Россию наркотиков. Реальный
объем контрабанды наркотиков становится ясен, если учесть, что объем
задержанных наркотиков ежегодно составляет более 1,5 тонн. Часть
наркотиков, прежде всего маковая соломка, поступает с территории Украины.
Статистика показывает, что с 1993 по 1998 год количество изъятой соломки
увеличилось более чем в 3 раза. Резко растет число случаев «наркотического
огородничества», в 1998 году МФД выявлено более 30 000 фактов незаконного
посева наркокультур, общие площади выявленных незаконных посевов опийного и
масличного мака, конопли составили 29,6 тысяч гектаров. Даже в Подмосковье
ежегодно выявляется более 100 случае выращивания конопли на дачных
участках.
Следует также констатировать, что международный наркобизнес
осуществляет активную практическую работу по включению в сферу своего
влияния российского рынка (с перспективой реального контроля над ним) для
обеспечения регулярных прямых поставок наркотиков (прежде всего кокаина и
героина), отмыва наркодолларов и освоения новых, более безопасных,
маршрутов транзита наркотиков из латинской Америки в Европу.
В настоящее время в России идет процесс формирование собственной
наркомафии – многопрофильной структуры, включающей в себя организацию
производства, транспортировки и распространения наркотических средств в
общенациональных масштабах. По структуре отечественная мафия состоит из 3
частей, представляющих классическую мафиозную пирамиду: основание –
розничные торговли, которых только в Москве несколько тысяч человек;
средние оптовики и перевозчики с группами охраны товара в пути; верхний
эшелон, который планирует операции с наркотиками и отмывает полученные
деньги.
Принятая Правительством РФ в 1995 году Федеральная целевая программа
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 1995-1997 годы» не получила необходимого
финансирования как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ,
поэтому значительная часть запланированных мер и проектов осталась, к
сожалению, на бумаге. В сентябре 1999 года на заседании Правительства был
рассмотрен проект комплексной программы «Комплексные мера противодействия
злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту в 1999-2001 годы». На
полное финансирование этой программы требуется от 1,5 до 2 млрд. рублей. В
бюджете РФ на 2000 год предусмотрено израсходовать на финансирование
мероприятий этой программы всего лишь 228,04 млн. рублей, в том числе 5,0
млн. за счет дополнительных доходов. Как следствие этого количество
наркологических диспансеров по России сократилось на треть, число
наркологических коек на 60 %, а количество врачей наркологов - на 25 %.
Республика Карелия в последние годы активно втягивается в процессы,
связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, и
сегодня криминальная ситуация в республике, связанная с наркотиками, - одна
из самых сложных в стране. Сказывается непосредственная близость Санкт-
Петербурга и Мурманска, являющихся лидерами среди российских городов по
распространению наркотиков. По итогам 1999 года в городе Петрозаводске
зарегистрировано 564 преступления, связанных с незаконным оборотом
наркотиков, что в 6,4 раза больше чем в 1998 году. Рост преступлений,
связанных с наркотиками, в целом по республике составил 4,3 раза. В
структуре наркопреступности основную часть занимают преступления связанные
с незаконным изготовлением и сбытом наркотиков (96,8 %), незаконная выдача
или подделка рецептов (7 %), хищение либо вымогательство наркотических
средств и незаконное культивирование наркотических культур (1 %).
В 1999 году из незаконного оборота в Карелии изъято 762 грамма
марихуаны и 316 граммов героина ( 16 000 инъекций), изымались гашиш, опий,
маковая соломка, псилоцибины. По ценам “черного рынка” стоимость изъятых
наркотических средств составляет более 3 млн. рублей. По неофициальным
данным в Карелии насчитывается более 3000 наркоманов. По данным
наркодиспансера, заболеваемость наркоманией за последние 2 года увеличилась
в 8 раз, и 78 % обратившихся за помощью – “героиновые” пациенты.

3. Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Большинство преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков
отнесены в УК РФ к «Преступлениям против здоровья населения и общественной
нравственности» и включены в 25 главу кодекса. Физическое здоровье является
залогом существования российского общества и нормального функционирования
его систем. Общественная опасность преступлений против здоровья населения
заключается в том, что их совершение связано с причинением вреда здоровью
не отдельного человека, здоровью многих людей. Здоровье населения – это
совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия
жизни многих людей.
Под преступлениями против здоровья населения понимаются
предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с
нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения, причиняющие здоровью
населения существенный вред или создающие опасность его причинения. Таким
образом, видовым объектом рассматриваемых преступлений является здоровье
населения. Признаком состава преступления является предмет: наркотические
средства и психотропные вещества (статьи 228, 229 УК РФ и другие). Целью
охраны здоровья населения является сохранение и укрепление физического и
психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней жизни,
предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Установление уголовной ответственности за посягательства на здоровье
населения является мерой уголовно-правового обеспечения реализации этой
цели.
С объективной стороны большинство преступлений против здоровья
населения совершается путем действия, например незаконное изготовление,
приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотических средств и
психотропных веществ (статья 228 УК РФ). Составы преступлений против
здоровья населения сконструированы как формальные, то есть их объективная
стороны характеризуется с помощью одного признака – деяния, например
склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ
(статья 230 УКК РФ).
С субъективной стороны подавляющее большинство преступлений связанных
с незаконным оборотом наркотиков – умышленные, например незаконное
культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих
наркотические вещества (статья 231 УК РФ). Субъекты преступлений против
здоровья населения – лица, достигшие 16 лет. Субъектами рассматриваемых
преступлений могут быть частные (чаще всего) и должностные лица. Субъектом
хищения или вымогательства наркотических средств и психотропных веществ
(статья 229 УК РФ) может быть лицо, достигшее 14 лет.
Таким образом, к преступлениям связанным с незаконным оборотом
наркотиков относятся названные выше преступления предусмотренные статьями
228, 229, 230 и 231 УК РФ, а также организация либо содержание притонов для
потребления наркотических средств или психотропных веществ (статья 232 УК
РФ) и незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих
право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья
233 УК РФ).
Действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или
психотропных веществ, а также наркосодержащих растений или их частей, при
незаконном перемещении их через таможенную границу РФ, подлежат
дополнительной квалификации по статье 188 УК РФ.
Преступления, связанные с контрабандой наркотических и психотропных
средств отнесены законодателем к «Преступлениям в сфере экономической
деятельности» и включены в 22 главу УК РФ. Ученые-юристы относят
контрабанду наркотиков к преступлениям в сфере финансовой деятельности
государства, а уголовная ответственность за такое преступное деяние
предусматривается частью 2 статьи 188 УК РФ. Общественная опасность
контрабанды наркотических средств и психотропных веществ определяется тем,
что она, во-первых, наносит вред финансовой системе государства, так как в
бюджет не поступают таможенные платежи и сборы, которые должны были бы
поступить в случае осуществления законного оборота наркотических средств
или психотропных веществ; а во-вторых, контрабанда наркотиков создает
угрозу общественной безопасности и здоровью населения страны.
Таким образом, объектом контрабанды наркотических средств и
психотропных веществ является финансовая система государства, а
дополнительными объектами - общественная безопасность и здоровье населения.
Предметом являются наркотические средства и психотропные вещества, которые
определяют квалифицированный вид контрабанды.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими
признаками: деянием – перемещением предмета контрабанды через таможенную
границу РФ; местом совершения преступления – таможенная граница РФ;
способом, при помощи которого совершено перемещение. Способы перемещения
могут быть следующими: сокрытие от таможенного контроля предмета
контрабанды; обманное использование документов или средств таможенной
идентификации; недекларирование или недостоверное декларирование;
перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля.
Контрабанда является преступлением с формальным составом, признаваемым
оконченным с момента фактического перемещения наркотиков и психотропных
веществ через таможенную границу РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной с прямым
умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу
РФ наркотики и психотропные вещества и желает совершить эти действия.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16 летнего возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 188 УК РФ перемещение через
таможенную границу РФ наркотических средств и психотропных веществ
наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией
имущества или без таковой. Части 3 и 4 названной статьи предусматривают
уголовную ответственность за особо квалифицированные виды контрабанды.
Контрабанда наркотиков и психотропных веществ совершенная неоднократно, а
также совершенная лицом с использованием своего служебного положения или
связанная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный
контроль, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с
конфискацией имущества или без таковой (часть 3 статьи 188 УК РФ). Тоже
деяние совершенное организованной группой наказывается лишением свободы на
срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (часть 4 статьи 188 УК РФ).

4. Уголовная ответственность за незаконное приобретение, хранение,
изготовление, переработка, перевозка и сбыт наркотических средств (ст. 228
УК РФ). Основания освобождения от уголовной ответственности за незаконный
оборот наркотических средств (примечание к ст. 228 УК РФ)

Статья 228 УК РФ предусматривает 3 самостоятельных состава
преступления: а) незаконное приобретение или хранение без цели сбыта
наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (часть 1);
б) незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление,
переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или
психотропных веществ (части 2-4); в) нарушение правил производства,
изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи,
распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза,
вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а
также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления
наркотиков или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем
(часть 5).
Различна и степень общественной опасности рассматриваемых деяний.
Острие уголовной ответственности обращено, прежде всего, в отношении
преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков с целью сбыта.
Речь идет о подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных
лабораториях и иных формах организованной преступности в рассматриваемой
сфере.
Часть 1 статьи 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за
незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств
или психотропных веществ в крупном размере, такие деяния наказываются
лишением свободы на срок до 3 лет. Объектом этого преступления является
здоровье населения. Предметом преступления являются наркотические средства
и психотропные вещества, перечень которых утверждается Правительством РФ по
представлению федеральных органов исполнительной власти в области
здравоохранения и внутренних дел и подлежит контролю в РФ.
Объективная сторона преступления состоит из незаконного приобретения
или хранения наркотиков и психотропных средств. В Постановлении Пленума ВС
РФ от 27.05.1998 г. № 9 указано, что под приобретением наркотиков следует
считать их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за
проделанную работу, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного,
сбор дикорастущих растений или их частей, а под хранением понимаются любые
умышленные действия, связанные с нахождением наркотических средств во
владении виновного (при себе (если это не связано с перевозкой), в
помещении, в тайнике, в других местах). Ответственность за хранение
наступает, не зависимо от его продолжительности. Указанные действия должны
быть незаконными, то есть совершенными без разрешения компетентных органов
и лиц (например, врача) и в крупном размере, являющимся вопросом факта.
Обязательным признаком состава преступления является отсутствие цели
сбыта перечисленных средств и веществ. Состав преступления – формальный,
преступление считается оконченным с момента совершения действий указанных в
законе. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым
умыслом. Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.
Крупный размер наркотических средств и психотропных веществ
определяется на основе заключения экспертизы. При определении размера
количества наркотиков (является ли он небольшим, крупным или особо крупным)
современная следственная и судебная практика исходит из рекомендаций
Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве
здравоохранения РФ.
Таблица: Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю
наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам
количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ,
обнаруженных в незаконном хранении или обороте на 01.05.1998 г. (БВС РФ №
10 за 1998 г. стр. 14-17)

| | |Размеры в | |
| | |граммах | |
|Виды наркотических |Небольшие |Крупные |Особо |
|средств | | | |
| |(от 0 до |(от … до …|крупные |
| |…) | | |
| | |включитель|(свыше …) |
| | |но) | |
|Марихуана: высущенная |0,1 |0,1-500,0 |500 |
| |0,5 |0,5-2500,0|2500 |
|невысущенная | | | |
|Гашиш (анаша) |0,1 |0,1-100,0 |100 |
|Смола каннабиса |0,05 |0,05-40,0 |40 |
|Гашишное масло |0,05 |0,05-50,0 |50 |
|Татрагидроканнабинолы |0,05 |0,05-5,0 |5 |
|Опий (в т.ч. |0,1 |0,1-10,0 |10 |
|медицинский) | | | |
|Экстракционный опий |0,1 |0,1-10,0 |10 |
|Ацетилированный опий |0,05 |0,05-5,0 |5 |
|Солома маковая: |0,2 |0,2-250,0 |250 |
|высущенная | | | |
| |1 |1,0-2500,0|1250 |
|невысущенная | | | |
|Морфий (основание и |0,01 |0,01-1,0 |1 |
|соли) | | | |
|Героин (любой чистоты) |нет |до 0,005 |0,005 |
|Кодеин (основание и |0,2 |0,2-10,0 |10 |
|соли) | | | |
|Промедол |0,03 |0,03-3,0 |3 |
|Амфетамин (фенамин) |0,02 |0,02-3,0 |3 |
|Омнопон (пантопон) |0,03 |0,03-3,0 |3 |
|Глютетимид (ноксирон) |1,5 |1,5-25,0 |25 |
|Эфедрон, меткатион |0,02 |0,02-3,0 |3 |
|Кокаин |0,01 |0,01-1,0 |1 |
|Меамфетамин, первитин |0,02 |0,02-1,5 |1,5 |
|Метадон (фенадон) |0,01 |0,01-1,0 |1 |
|Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) |нет |до 0,0001 |0,0001 |
|Мескалин (основание и |0,03 |0,03-5,0 |5 |
|соли) | | | |
|и т.д. (всего 59 | | | |
|наименований) | | | |
|Виды психотропных | | | |
|веществ | | | |
|Амобарбитал (барбамил) |0,6 |0,6-30,0 |30 |
|Аминорекс |0,01 |0,01-0,1 |0,1 |
|Декстрометорфан |0,1 |0,1-10,0 |10 |
|(диморфан) | | | |
|Кетамин |0,02 |0,02-1,0 |1 |
|4-метиламинорекс |0,01 |0,01-0,1 |0,1 |
|Пентабарбитал |0,6 |0,6-30,0 |30 |
|Фенметразин |0,1 |0,1-1,0 |1 |
|Фентермин |0,1 |0,1-1,0 |1 |
|Фепранон (амфепрамон) |0,125 |0,125-7,5 |7,5 |
|Фторотан |1 мл |1-50 мл |50 мл |
|Хальцион (триазолам) |0,00075 |0,00075-0,|0,005 |
| | |005 | |
|Ципепрол |0,5 |0,5-3,0 |3 |
|Этаминал натрия |0,6 |0,6-30,0 |30 |
|(нембутал) | | | |

Часть 2 статьи 228 УК РФ предусматривает более опасный вид этого
преступления: незаконное приобретение или хранение с целью сбыта,
изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических
средств и психотропных веществ.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 27.05.1998 г. № 9 указано, что под
изготовлением следует понимать любые умышленные действия, в результате
которых были получены готовые к употреблению наркотические средства.
Переработка – это рафинирование (очистка) с целью повышения концентрации
наркотика и его наркотического эффекта. Под перевозкой понимается любое
умышленное действие по перемещению наркотических средств, совершенное с
использованием любого транспорта, из одного места в другое, в том числе в
пределах одного населенного пункта. Перенос наркотиков должен
рассматриваться как разновидность хранения. Не может квалифицироваться как
незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического
средства в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.
Под пересылкой следует понимать перемещение наркотических средств в
почтовых, багажных отправлениях либо иным способом, когда транспортировка
этих средств осуществляется без участия отправителя. Под сбытом
наркотических средств понимаются любые действия по их распространению
(продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекции
другому лицу). Не может квалифицироваться, как незаконный сбыт введение
инъекций, если указанное средство или вещество принадлежит потребителю.
Ответственность за сбыт наркотиков и психотропных веществ наступает
независимо от их количества.
Основным объектом преступлений предусмотренных пунктами 2-5 статьи
228 УК РФ является здоровье населения, дополнительным объектом может
выступать общественная безопасность или нормальная деятельность
государственных предприятий или учреждений (пункт 5).
В качестве обязательного признака состава, относящегося к субъективной
стороне преступления, предусмотренного частью 2 статьи 282 УК РФ, является
специальная цель – их сбыт.
Состав преступления формальный. Незаконное изготовление и незаконную
переработку наркотиков и психотропных веществ следует квалифицировать как
оконченное преступление с начала совершения названных действий. Получение
готового наркотика – не является обязательным условием. Сбыт наркотиков
следует считать оконченным с момента получения их другим лицом.
Преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, наказывается
лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без
таковой.
Часть 3 статьи 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за
деяния, предусмотренные частью 2 названной статьи, совершенные при наличии
квалифицирующих признаков: а) группой лиц по предварительному сговору; б)
неоднократно; в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ
в крупных размерах. Эти деяния наказываются лишением свободы на срок от 5
до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Действия, выразившиеся в приобретении и хранении без цели сбыта
наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере и их
последующая перевозка, пересылка, надлежит квалифицировать по совокупности
преступлений, предусмотренных частью 1 и пунктом «в» части 3 статьи 228 УК
РФ. Неоднократными следует квалифицировать действия лица, совершившего 2 и
более раза любое из деяний, предусмотренных частью 2 статьи 228 УК РФ.
Часть 4 статьи 228 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за
деяния, указанные в частях 2 и3 указанной статьи, совершенные в их еще
более опасной форме, организованной группой (ст. 35 УК РФ) либо в отношении
наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере.
Совершение таких деяний наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15
лет с конфискацией имущества.
Часть 5 статьи 228 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение
установленных правил производства, изготовления, переработки, хранения,
учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки,
приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических
средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или
оборудования используемого для их изготовления, находящихся под специальным
контролем, если эти действия совершены лицом, в обязанности которого входит
соблюдение этих правил. Соответствующие правила были утверждены приказом
министра здравоохранения СССР от 03.07.1968 г. № 523.
Диспозиция части 5 статьи 228 УК РФ – бланкетная, что предполагает
обращение к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота
наркотиков. Для оконченного состава преступления не требуется наступление
общественно опасных последствий, достаточно самого факта нарушения правил
обращения с наркотиками. Опасность этого преступления заключена в том, что
создает условия для выхода наркотических средств из-под контроля.
Субъект этого преступления – специальный, то есть лицо, в чьи
служебные или профессиональные функции входило соблюдение указанных правил.
Субъективная сторона преступления – вина в форме умысла или неосторожности
(легкомыслия или небрежности). Умысел может быть как прямой, так и
косвенный.
Названные деяния наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5
месяцев либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
3 лет или без такового.
Должностное лицо, допустившее нарушение правил регулирующих оборот
наркотиков, наряду с совершением преступлений против интересов
государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями,
получение взятки), подлежит ответственности по совокупности преступлений
предусмотренных частью 5 статьи 228 и статьи 285 или 290 УК РФ.
В силу уголовного закона (примечание к статье 228 УК РФ) освобождение
лица от уголовной ответственности за совершение преступлений
предусмотренных частями 1-4 статьи 228 УК РФ, возможно при наличии
совокупности двух обязательных условий: добровольной сдачи лицом
наркотических средств или психотропных веществ и его активного
способствования раскрытию или пресечению преступления, в котором лицо
принимало участие, и других заведомо ему известных преступлений, связанных
с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем, закон не исключает
возможности освобождения от уголовной ответственности лица, хотя и не
сдавшего наркотические средства или психотропные вещества в связи с
отсутствием у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или
пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков,
изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным
путем.
Добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ
означает выдачу лицом этих средств или веществ представителям власти при
реальной возможности распорядиться ими иным способом. В частности, как
добровольную сдачу наркотиков или психотропных веществ следует считать
выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в
помещении выемки или обыска.

5. Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических
средств (ст. 230 УК РФ)

Объект данного преступления – здоровье населения. Предметом
преступления являются те же наркотические средства или психотропные
вещества, которые являются предметом преступления, предусмотренного статьей
228 УК РФ.
Объективная сторона преступления предусмотренного статьей 230 УК РФ,
состоит в склонении другого лица к потреблению наркотиков или психотропных
средств, которое может выражаться в двух основных формах. Первая состоит в
возбуждение у другого лица желания к потреблению наркотических средств и
психотропных веществ, путем предложения, дачи совета, просьбы, уговора,
обмана, высказываний, восхваления ощущений и т.п. Вторая форма
рассматриваемого преступления заключается в принуждении другого лица к
потреблению наркотиков путем угроз или применения насилия (пункт «г» части
2 статьи 230 УК РФ).
Являясь разновидностью распространения наркотиков, склонение к их
потреблению представляет собой повышенную общественную опасность,
поскольку, таким образом, осуществляется расширенное воспроизводство
контингента наркоманов, особенно из несовершеннолетних и молодых людей.
Потребление наркотиков предполагает их прием внутрь в виде таблеток
(кодеин, барбамил) и порошка (сухой морфий, опий), путем инъекций (морфий,
кокаин), посредством вдыхания порошка через нос (кокаин, эфир), путем
курения (гашиш) и жевания растений, содержащих наркотические вещества
(листья коки, моте, мака).
Преступление имеет формальный состав. Оно считается оконченным с
момента совершения действия по возбуждению желания у данного лица
употреблять наркотик. Не имеет значения, вызвали действия виновного желание
потребить наркотики или нет, употребило ли склоняемое лицо эти средства или
нет.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется виной в
форме прямого умысла. Виновный осознает, что склоняет данное лицо к
потреблению наркотиков, и желает сделать это. Мотивом совершения
преступления является стремление вовлечь потерпевшего в потребление
наркотиков и психотропных веществ. Субъект преступления – лицо, достигшее
16 лет.
Если лицо, склонявшее к потреблению наркотических средств или
психотропных веществ, при этом сбывало или оказывало помощь в хищении либо
вымогательстве, приобретении, хранении, изготовлении, переработке,
перевозке или пересылке, его действия надлежит квалифицировать по статье
230 УК РФ и соответствующим частям статей 228 или 229 УК РФ.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 230

Новинки рефератов ::

Реферат: Ущелье Ала-Арча в Кыргызстане (География)


Реферат: Авторское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Развитие основных физических качеств юношей (Спорт)


Реферат: Внешняя задолженность государства. Пути повышения пользы ( Космонавтика)


Реферат: Начало христианства в Армении (Религия)


Реферат: East Timor Independence (Международные отношения)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Наклейка обоев, обойные работы (Технология)


Реферат: Шпора (Право)


Реферат: Выбор наиболее выгодного вида транспорта (Транспорт)


Реферат: Текстовый редактор Word для Windows (Компьютеры)


Реферат: Растениеводство (Сельское хозяйство)


Реферат: Права и обязанности лиц, участвующих в проведении судебно-бухгалтерской экспертизе (Бухгалтерский учет)


Реферат: Современный расизм как глобальная проблема (Социология)


Реферат: Риски в банковской практике (Банковское дело)


Реферат: Этническая общность и национализм (Политология)


Реферат: А.А. Ивин "Теория аргументации" (Психология)


Реферат: Пожежна безпека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей (Сельское хозяйство)


Реферат: Страхование (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист