GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Основные формы правления в Древнем Риме (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные формы правления в Древнем Риме (Право)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет



Основные формы правления в Древнем Риме



Выполнил: студент

Проверил:



Красноярск 98
Содержание

| Введение |3 |
|Период правления рексов |4 |
|Реформа Сервия Туллия |6 |
|Политическая организация рабовладельческой аристократической| |
|римской республики |7 |
|Магистратура |8 |
|Диктатор |9 |
|«Коллективные» органы |10 |
|Сенат |10 |
|Особенности римской аристократической республики |11 |
|Кризис римской республики и переход к монархии |13 |
|Государственная организация Рима в период империи: принципат| |
|и доминат |14 |
|Принципат |15 |
|Доминат |16 |
|Заключение |18 |
|Список литературы |20 |
| | |

Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.).
Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени -
рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей
было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.
В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран
консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период
республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).
С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою
очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и
домината (193-476гг.).


1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей
социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из
их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение
они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится
зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.
В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен
сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о
спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и
т.д.
Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали
курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается
предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в
глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе,
при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем
приступившая к планомерному захвату Италии.
Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи
носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или
мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.
Как член рода и племени римский гражданин:
1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного
ему и его семье надела;
2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;
3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;
4. участвовал в общих религиозных празднествах
и т.д.
В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от
каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей.
Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной
гармонии.
Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени
приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они
назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех
дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими
текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100,
затем 300 человек.
Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее
первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и
голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и
верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность,
подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного
жреца и иногда верховного судьи.
Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым
собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось
и голосовало.
Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря
росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей
на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось
неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду
усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены
их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное
право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая
верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи,
поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах
зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.
Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем,
что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось
новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе
чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е.
множество.
Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю,
занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были
неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась
частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала
и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в
родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда
некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и
помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон
- покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя,
выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный
послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его
родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.
В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи,
но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.
В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало
неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым,
а родовые институты преобразовывались в государственные.
Реформа Сервия Туллия.
Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую
римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем
плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы
несколько потеснили родоплеменные.
Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население
Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием
имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-
му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в
100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в
75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов.
Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было
лишь их потомство.
Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц -
центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий
всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий
легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку
каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий
давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном
голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.
Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и
знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.
Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к
несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4
территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа
территориального деления населения над родо-племенным.
Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в
жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало
все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение.
Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных
округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых,
реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и
вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф.
Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.


2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской
республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не
уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей,
которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема
касалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате
долга.
Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политических
правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи
добились удовлетворения всех своих требований:
1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната,
призванного защищать плебеев от произвола патрициев;
2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;
3. Защиты от произвола патрицианских судей ( введением кодекса законов,
известных как Законы 12 таблиц );
4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;
5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные
государственные должности, включая военные.
В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеют
ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех
без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К
тому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.
Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу и
патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя
и по выборам - всех главных должностей в государстве, но юридического
преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало.
Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой
государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.
Магистратура.
Во главе Рима стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем
сенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторы
и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и
были ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий.
Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно
двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких
народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались
один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил,
что что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его
своим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться
между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).
Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной
части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал
войском.
Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (4 в. до
н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала
за консулатом. Начиная с 3-2 вв. до н.э. преторы стали толкователями права
и его творцами.
Задача народных (плебейских) трибунов первоначально заключалась в защите
плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени,
когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию
блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. В
осуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом -
налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными.
Постепенно, на должности плебейских трибунов стали претендовать и
патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли
входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.
Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она
состояла из пяти человек и избиралась на пять лет.
Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их
имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение
сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе
государства. Другая функция цензоров заключалась в наблюдении за нравами.
Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное
лицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкие
центурии.
Диктатор.
Все указанные выше магистратуры, были ординарными, обычными.
Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого
одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения
диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны,
требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное
диктатором обладало высшей гражданской, военной и судебной властью
одновременно. Диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были
никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.

Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью
диктатора.
По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить свои
полномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в
220г. до н.э.
Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры»,
возникшие с грубым нарушением республиканской конституции - бессрочные
диктатуры Суллы, Цезаря и др.
«Коллективные» органы.
Что касается «коллективных» органов власти, то их было несколько.
На первое место следует поставить центуриатные собрания. Они были
полномочны - с древнейших времен - принимать или отвергать законопроект,
представленный кем-либо из магистратов - консулом, претором, народным
трибуном. Голосовали по центуриям.
Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали или
отвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали вопросы войны
и мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью
причинителю, и т.д.
Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и
центуриатные, но по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов,
решали вопросы о наложении штрафов и т.д.).
Однако, эти собрания не были регулярными и собирались по воле одного из
магистратов - консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их
постановления чаще всего были предрешены магистратами.
Сенат.
Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще при
римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа.
Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного
конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.
Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину
созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые
книги.
Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций.
Но уже с 4 в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие
с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение
сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и
магистраты, и соответствующие комиции (и раньше всего первые 98).
Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении ему
приходилось обращаться к помощи магистратур.
К особенной компетенции сената относились прежде всего международные
дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение
войны, внешняя политика вообще и пр.
Вершина власти сената, когда без него не принималось ни одной сколько-
нибудь значительной меры в ообласти внешней и внутренней политики,
приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху
гражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершились
сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат,
сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.
Особенности римской аристократической республики.
В чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической
республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии
афинского типа, монархии, олигархии?
На этот вопрос может быть сказано: система сдержек и противовесов в
функционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком плане
устойчивое, разумное распределение власти между демократией и
аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Система
сдержек и противовесов проходит чрез всю систему римской формы правления:
- Два собрания, одно из которых было по началу чисто плебейским.
- Коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из
магистратов в дела другого, своего коллеги.
- Невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода
разделение властей).
- Строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и
ответственность магистратов за злоупотребления.
-
Отделение судебной власти от власти исполнительной. Исключительные
полномочия народных трибунов.
- Наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим
авторитетом, но лишенного исполнительной власти.
- и др.
В течении всех лет республики (до эпохи диктатур) армия была народным
ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти
или олигархической формы правления.
Когда с широкой завоевательной политикой Рима, Римская армия сделалась
постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет
завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед
затем и переходу к монархическому правлению.
Кризис римской республики и переход к монархии.
Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует
практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли,
помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим
черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в
обширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников,
трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей.
В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него
Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на
предоставление римского гражданства всему населению Италии.
Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира.
Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был
полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в
Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и уже
одним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла
присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения
жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко
ограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политических
функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в
римской истории и раньше всего конец республики.
Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскую
конституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках Гая
Юлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковского
восстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризис
республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.
Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках не
только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшую
жреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получил
титул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя и
продолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниям
императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности.
Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском и казной
государства, право распределять провинции между проконсулами и
рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым
голосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д.

3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и
доминат.

Принципат.
После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана -
над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручил
Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнес
ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установился
государственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепс
сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называли
первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первым
высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первого
гражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римской
конституцией - пост императора.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый -
период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век
нашей эры.
Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и
почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает
сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это
все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного
строя.
Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных
республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного
трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом
качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей
воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему
усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику
государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он
командует армией, управляет провинциями и т.д.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в
полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры
привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций.
Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения
комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и
пр.
Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе
(ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей
итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их
былых компетенций.
Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на
должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и
претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов
и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его
приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.
Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился
провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те из
всадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти,
распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперским
институтом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочия
ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и
обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается
неписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силу
закона».
Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой
формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.
Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно двор
принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и
другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство не
выказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения как
этому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не было
столь многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов.
Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая
жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок.
Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического
сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни -
центуриона.
Доминат.
В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не
ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые
республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается
в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися
в подчинении неограниченного главы империи - императора.
Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный
совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка
законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют
назначенные императором и только ему подчиненные генералы.
Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их
наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.
Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают
реформы императоров Диоклетиана и Константина.
Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. (
284-305 ). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами.
Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей
формы управления ею.
Реформа эта может быть сведена к следующему:
1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из
них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение,
управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При
этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для
обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым
присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление
четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской
семьи».
2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее
часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для
целей внутренней безопасности.
3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним
сведениям до 101, по другим до 120).
4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было
12.
5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель
империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и
положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей
империи).
Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над
крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала
ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же
получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых
людей на военную службу в императорскую армию.
Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При
Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и
ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен
права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону
колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему
собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину
полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия
проводилась и в отношении ремесленников.
Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной
формой эксплуатации крестьян и ремесленников.
Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый
Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были
переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.
Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в
Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.

Заключение.

С переводом столицы в Константинополь завершается история римской
государственности и начинается уже история Византии. Случалось, что
западная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливого
императора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляются
окончательно.
Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемников
Одоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимает
его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной
части империи. Что касается Восточной римской империи, то она
просуществовала еще около 1000 лет.

Список литературы.

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных
стран. - М.: Наука,1996.
2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права. - М.: Наука,1996.
3. Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М.:
Былина, 1997.
4. История древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа,
1994.
5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А.
Жидкова. - М.: Норма, 1996. - Ч.I.







Реферат на тему: Основы делопроизводства (Контрольная)

ТАВРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
ПО ОСНОВАМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА



Симферополь - 1998 г.



ПЛАН



ВВЕДЕНИЕ


1. Предмет и задачи делопроизводства, ее роль в деятельности юриста


2. Порядок рассмотрения и исполнения документов в органах Прокуратуры
Украины


3. Постановление о предании суду



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций
демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как
будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не
только с созданием современного законодательства, обеспечением законности
деятельности государства и его органов, муниципальной системы и
общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,
независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов
правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах
государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого
уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое
сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории
страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник
которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только
инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку
соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через
повышение ответственности, возложенной " на институты государственной
власти", решительные действия по экономическому, политическому и
социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для
таких действий".
Все вышесказанное можно претворять в жизнь имея высокую культуру
производства и культуру управленческого труда, в котором важнейшую роль
играет делопроизводство.



1. Предмет и задачи делопроизводства, ее роль в деятельности юриста

Основным видом делового текста является документ. ДОКУМЕНТ (слово
латинского происхождения, которое означает “доказательство”) - это метод
закрепления разными способами на специальном материале информации о
фактах, действий, явлений объективной действительности и разумной
деятельности человека. Документ имеет правовое и хозяйственное значение, и
может служить письменным доказательством, а также есть источником
разнообразных сведений дознавательского характера. Документы дают
возможность восстановить факты деятельности учреждения, организации или
предприятия, найти в оконченных и сданных в архив делах такие сведения,
какие имеют значение для поточной оперативной работы и для истории.
В широком значении этого слова документом можно считать какой-либо
материальный объект, что вмещает информацию в зафиксированном виде.
Управленческий документ вмещает информацию, которая возникла и
используется в области управления. Таким образом, всякий документ - в
первую очередь носит информацию, и это наиважнейшее его свойство,
используемое в процессе управления.
Документ - это также своеобразный материал, “сырьё для обработки”. Он
должна быть доброкачественным: информация должна добываться быстро и
продуктивно. Это касается в первую очередь цифровой, плановой и отчетной
документации, обработка которой хорошо механизируется, и в значительно
меньшей мере - документы организационно-распорядительного характера (где
преобладает текст). Плановые и отчетные документы уже сейчас приобретают
такие формы, которые позволяют машинную обработку их.
Часть документов (планирование, отчетность, деловая переписка)
предназначена для непосредственного восприятия, поэтому они должны быть
особо удобными для чтения и по возможности наглядными.
Требование к документам, которые должны быть полноценным источником
информации:
1. Документ должен издаваться полноправным органом или лицом в
соответствии с его компетенцией.
2. Документ не должен противоречить действующему законодательству и
директивным указанием вышестоящих органов.
3. Документ должен быть достоверным и отвечать заданиям конкретного
руководства, т.е. основываться на фактах и вмещать конкретные и реальные
пропозиции или указания.
4. Документ должен быть составлен в установленной форме.
5. Документ должен быть безукоризненно отредактирован и оформлен.
ПРИМЕЧАНИЕ. Внешний вид документа есть беспрекословное свидетельство
стиля работы управления, дисциплины и личной культуры работников. Если
документы выполнены небрежно - значит в учреждении низкая культура труда (
это, прежде всего, 5-6 экземпляров машинописи, где отдельные слова совсем
неразборчивы, а общее содержание едва понятно; это документы, напечатанные
на тонкой, прозрачной бумаге; это документы, на которых резолюция закрывает
половину текста и т.д.)
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО - это деятельность, которая охватывает вопросы
документирования и организации работы с документами в процессе выполнения
управленческих функций.
Делопроизводство - это важная составная часть работы каждого
учреждения, организации, предприятия. В их практической деятельности
используются разные системы в делопроизводстве, но для всех них
обязательным является ведение административного делопроизводства (его еще
называют общим делопроизводством).
В процессе делопроизводства берут участие (большей или меньшей мерой)
все работники аппарата управления: одни создают документы, другие
обеспечивают их передачу, третьи руководствуются этими документами в своей
практической деятельности. Всё, что решается аппаратом управления и
внедряется потом в практические дела, оформляется документами.
Единая государственная система делопроизводства. Государственный
комитет стандартов Совета Министров СССР по науке и технике постановлением
N 435 от 4 сентября 1973 года одобрил “Единую государственную систему
делопроизводства” (основные положения) и рекомендовал министерством и
ведомством руководствоваться ней с целью усовершенствования
делопроизводства в центральных аппаратах, а также в подведомственных им
учреждениях, организациях и на предприятиях. Данная система зарекомендовала
себя с положительной стороны и до сих пор действует в Украине с небольшими
изменениями.
Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) - это научно
упорядоченный комплекс основных положений, норм, правил и рекомендаций,
которые означают и регламентируют процесс делопроизводства, начиная с
момента поступления или изготовления документов и до их сдачи в архив.
Государственные стандарты (ГОСТы), которые вошли в состав этой системы,
вводятся одновременно с ней.

Созданию ЕГСД предшествовало всестороннему изучению систем
делопроизводства в разных коллективах государственного аппарата с целью
выявления общих закономерностей в работе с управленческой документацией, а
также выявлению возможностей, границ и масштабов системного упорядочения
однотипных операций в делопроизводстве.
Характерная особенность этой системы лежит в том, что она базируется на
общепринятой передовой теории и практики применения прогрессивных форм и
методов работы с документами. Основное задание ЕГСД - способствовать
рационализации и унификации документальных процессов в деятельности
государственного аппарата на разных уровнях управления. Это система требует
доведения до уровня общих и обязательных учреждений норм уже проверенных
практикой рациональных методов делопроизводства.
БЛАНК - это лист бумаги с напечатанным на нём реквизитами содержащими
постоянную информацию. Наиболее распространенными являются бланки служебных
писем, справок, актов, приказов, протоколов и др. Все основные документы
должны печататься на бланках: использование бланков при составлении
документов повышает культуру труда управления, выдает информацию
официального характера, облегчает исполнение и дальнейшее использование
документов.
“Если документ - лицо организации, то бланк - её визитная карточка”.
Так принято про него говорить. Бланк должен быть безукоризненно изготовлен
(хорошая полиграфичная работа, хороший шрифт, продуманный текст). Особое
внимание должно быть уделено четкости и полной грамотности напечатанного
текста.

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В
ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБРАЩЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Документы передаются на рассмотрение и исполнение не позднее следующего
дня после их поступления, при поступлении в пятницу во второй половине дня
- не позднее понедельника. Срочные документы исполняются немедленно.
Приказы, указания, обзоры и другие документы передаются для
ознакомления по указанию руководителя прокуратуры или структурного
подразделения.
Лица, которые ознакомились с документом, расписываются на нем на
отдельной странице, указывая дату и фамилию и др.
Передача документов на всех этапах прохождения (на рассмотрение,
исполнение от одного исполнителя к другому, с одного подразделения в
другой) производится только через работников канцелярии по резолюции
руководства.
Наблюдательное производство передается в другое подразделение во
временное пользование под расписку на карточке движения наблюдательного
производства.
Передача наблюдательных производств для постоянного использования, а
также жалоб, дел и писем по жалобам и делам ведется через алфавитную
картотеку с отметкой в книгах учета, когда и кому переданы документы;
бумаги, которые не касаются переписки по жалобам и делам, - через
корреспондентскую картотеку.
Жалобы и заявления могут передаваться с одного подразделения в другой
по соглашению руководителей структурных подразделений, а в спорных случаях
- согласно с указанием руководителя прокуратуры, который ранее поставил
резолюцию.


2.2 ПРИЕМ И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ВХОДЯЩЕЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ


Прием и первичную обработку входящих документов осуществляет в
вышестоящей прокуратуре картотека или специально выделенный работник
канцелярии, в районной, городской и приравнянной к ним прокуратуре -
начальник канцелярии, старший инспектор или инспектор.
Корреспонденция сортируется на:
- жалобы, письма, заявления, телеграммы граждан;
- документы, которые относятся к переписке по жалобам и делам;
- уголовные и гражданские дела;
- другие документы.
При этом отбираются документы, которые не подлежат регистрации.
Руководителям вышестоящих прокуратур передают наиболее важные документы,
которые требуют их решения.
Анонимные обращения не регистрируются. Если в них содержатся сообщения
о преступлении или о лицах, которые их совершили, они отправляются в
органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность.
Жалобы и другие документы, полученные работниками прокуратуры на личном
приеме граждан или при выезде в другие прокуратуры, предприятия и
учреждения, передаются ими для регистрации в установленном порядке не
позднее следующего дня с отметкой о времени и месте получения документа.
Работникам картотеки запрещается принимать жалобы, письма, заявления и
другие документы непосредственно от граждан. Заявитель может опускать
жалобы в ящик “Для жалоб и заявлений”, который обязан быть в каждой
прокуратуре и размещаться в доступном для граждан месте. Обращения граждан
также принимаются оперативными сотрудниками на личном приеме.
Жалобы из ящика вынимаются ежедневно и передаются в подразделение,
которое занимается предварительным рассмотрением этих документов. При этом
в них выделяются и подчеркиваются данные, необходимые для регистрации
(фамилия, имя, отчество; год рождения; когда, каким судом рассмотрено дело;
по каким статьям осужден, привлечен к другой ответственности; адрес
заявителя и текст просьбы; в правом верхнем углу первой страницы
проставляются первые буквы фамилии лиц, на которые следует завести
алфавитные карточки, через дробь - лиц, на которых выписываются карточки-
отправления, а при наличии приговора делается отметка “см. приговор”.

2.3. РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

Документы регистрируются один раз: входящие - в день поступления,
исходящие и внутренние - в день подписания. Регистрируются документы,
которые требуют исполнения, жалобы граждан. Внутренние документы ( приказы,
указания, инструкции, задания и др.) регистрируются по тем же правилам, что
и входящие документы. На таких документах проставляют индекс структурного
подразделения и номер дело по номенклатуре, в которой они группируются.
Документы регистрируются на карточках. Исходящие документы не подлежат
дополнительной регистрации. Регистрация документов в журналах (книгах) не
разрешается.
Во время регистрации жалоб алфавитную карточку выписывают на лицо,
касательно которого подана жалоба. Карточка-отправление - на заявителя,
если жалоба поступила от другого лица.
При регистрации жалоб, по которым не заведено наблюдательное
производство, а также жалоб к которым прилагаются копии приговора, решения,
постановления, определения суда; выводы (справок, определений) о проверке
дел; постановления о возбуждении дела или принятия его к производству, о
продлении срока следствия, наблюдательных производств и других документов
по делам -- алфавитные карточки заводятся на всех указанных в этих
документах лицах (обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и
др.). Кроме алфавитных карточек на них выписывают справки.
После принятия решения по жалобе работник канцелярии cтруктурного
подразделения указывает на оборотной стороне справки номер заведенного
наблюдательного производства или, если оно не заведено, дату, номер и кому
направлена жалоба, а также фамилию исполнителя, который принял решение по
жалобе, и возвращает справку в алфавитную картотеку, где эти данные
переносятся на алфавитную карточку, а справка уничтожается.

2.4 РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ


Учет наблюдательных производств осуществляется в каждом структурном
подразделении в книге учета наблюдательных производств.
Переписка по жалобам, принятых к производству, ведется за номером
наблюдательного производства, который складывается из индекса структурного
подразделения, порядкового номера книги учета наблюдательных производств и
двух последних цифр года принятия жалобы к производству.
Наблюдательные производства передаются оперативным сотрудникам с
отметкой на карточке учета движения наблюдательного производства, какого
числа, с каким документом ( делом) и кому передано. Эти карточки
сберегаются у инспектора по порядковым номерам.
По жалобам, направленным на рассмотрение в подчиненные прокуратуры и
другие органы без контроля, наблюдательные производства не заводятся.
Сопроводительные письма по ним направляются за номером структурного
подразделения с буквой “Р”. Копии сопроводительных листов подшиваются в
дело в хронологичном порядке. Не допускается направлять одним
сопроводительным письмом дела и документы, не связанные между собой.


2.5. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ УГОЛОВНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ,
ЗАТРЕБОВАННЫХ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

Уголовные и гражданские дела затребываются, когда решение по ним
вступили в законную силу, только в связи с обращением лиц, принимавших
участие в рассмотрении дела, руководителей предприятий и организаций,
которые являются сторонами в споре, поручением прокуроров высшего уровня
либо когда решения касаются государственных интересов. Запрос
подписывается руководителем прокуратуры или по его поручению
руководителем структурного подразделения.
Уголовные, арбитражные и гражданские дела, которые проверяются в
порядке надзора, а также дела с представлением подчиненных прокуратур и те,
что пришли для утверждения обвинительного заключения, регистрируются в
алфавитной картотеке и учитываются в книгах отдельно по каждому разделу.
Дела, затребованные для обобщения судебной и прокурорской практики, в
алфавитной картотеке не регистрируются, а только учитываются в книгах с
отметкой “Для изучения”, наглядное производство по этим делам не
заводится.

2.6 РАССМОТРЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

- проекты нормативных актов;
- поручения Головы Верховной Рады, его заместителей и председателей
постоянных комиссий;
- документы, которые исходят от Президента Украины, Примьер-министра
Украины, вице-примьеров и членов правительства, руководителей Верховной
Рады и правительства Республики Крым.
Заместители Генерального прокурора рассматривают обращения народных
депутатов Украины, руководителей министерств, других центральных органов
государственной исполнительной власти, спецуведомления, оперативные
сведения относительно состоянию преступности, ответы на протесты,
представления, другие документы, а также жалобы на решения начальников
управлений и отделов, письма, сигналы о наиболее серьезных нарушениях
закона.
Начальникам структурных подразделений на рассмотрение передаются планы
работы коллегии подчиненных прокуратур и другие документы, отнесенные к
компетенции управления, отдела; заявления и жалобы граждан на решения,
принятые руководителями прокуратур Республики Крым, областей, городов
Киева, Севастополя и приравнянных к ним прокуратур, о нарушении законов
органами, ведущими борьбу с преступностью, на приговоры о применении
исключительной меры наказания, другие жалобы, заслуживающие внимание
Генеральной прокуратуры Украины.
Руководитель прокуратуры или структурного подразделения обязаны
рассмотреть документ не позднее следующего дня с момента регистрации, а
срочные - немедленно и поставить резолюцию, которая должна иметь ясную и
исчерпывающую резолюцию о порядке, характере, сроке исполнения,
необходимости истребовании дела, других материалов либо выезде на место и
др.
На документе должна быть только одна резолюция. Другая резолюция,
которая не должна дублировать предыдущую, допускается только в случае, если
в ней конкретизируется порядок исполнения или уточняются исполнители.
Прохождение документа с резолюцией со времени ее наложения руководителем к
непосредственному исполнителю не должно превышать одного дня.
Резолюция пишется на свободном от текста месте, а если документ
подлежит возврату, то на отдельном листе.
Если исполнение жалобы либо другого документа поручается нескольким
подразделениям или должностным лицам, то эта жалоба либо документ
передается непосредственному исполнителю, указанному в резолюции первым. Он
несет ответственность за исполнение и организовывает проверку жалобы либо
проверку с документом в полном объеме, при необходимости снимает копии либо
делает выборки и передает руководителю соответствующего подразделения.
Вместе с другими управлениями, отделами готовит единое поручение, ответ
заявителю или должностному лицу.
Ответственность за качественную и своевременную подготовку материалов
одинаково несут все должностные лица, указанные в резолюции руководителя
прокуратуры или структурного подразделения.
Срок исполнения документов, жалоб отсчитывается со дня поступления их в
прокуратуру, а документов, которые требуют перевода, - со дня их перевода.
Если окончание срока исполнения выпадает на нерабочее время, то
последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Исполнитель несет ответственность за исполнение по существу и в
установленный срок. Перед передачей подготовленного документов на подпись
исполнителем проверяется его текст, правильность оформления, наличие
необходимых виз и приобщаются материалы проверки.



3. Cоставить постановление о предании суду


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 марта 1998 г.
г.Симферополь

Судья Железнодорожного районного суда г.Симферополя Иванов И.И.,
рассмотрев материалы уголовного дела по обвинению ТИТАРЕНКО АЛЕКСАНДРА
ЕВГЕНЬЕВИЧА, 1980 г.р. по ст. ст. 86-1, 142 ч.3 УК Украины,-

У С Т А Н О В И Л :
Уголовное дело подсудно Железнодорожному районному суду г.Симферополя.
По делу собрано достаточно доказательств для рассмотрения дела в судебном
заседании. Действия обвиняемого квалифицированы правильно. Требования УПК
при возбуждении уголовного дела и производства предварительного следствия
соблюдены, обвинительное заключение соответствует материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.237,242,243 УПК Украины,-

П О С Т А Н О В И Л :

ТИТАРЕНКО АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА, 1980 г.р. предать суду по ст. 86-1,
142 ч.3 УК Украины.
Назначить дело к рассмотрению в открытом судебном заседании на 21
марта 1998г. в помещении Железнодорожного районного суда г.Симферополя с
участием прокурора и защитника.
В судебное заседание вызвать всех лиц, указанных в списке
обвинительного заключения.

Судья Железнодорожного районного суда г.Симферополя
ИВАНОВ И.И.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить
такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе
приведены.
По ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая
мысль немного опережает украинскую, что дает нашим законодателям
использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после
принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно
встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых
государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа
Украина станет демократическим и правовым государством, которое займет свое
достойное место среди развитых демократических государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Инструкция по делопроизводству в органах Прокуратуры Украины
утвержденная приказом Генерального Прокурора Украины N25 от 22.12,1994 г.
2.Коваль А.П. Культура ділового мовленняя. Видавниче об’єднання “Вища
школа”, К.: 1977.
3. Краткий словарь архивной терминологии. М.: 1968.
4. Югов А. Думы о русском слове. М.,1972, с.54.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Закон Украины от 28 декабря
1960г. Ведомости Верховной Рады Украины. - 1961. - N2. - Ст.15.




Новинки рефератов ::

Реферат: Ремонт сельскохозяйственной техники (Технология)


Реферат: Контрольное задание (Право)


Реферат: Московский кремль и Красная площадь (Искусство и культура)


Реферат: Банковские риски (Банковское дело)


Реферат: Государственный суверенитет РФ (Право)


Реферат: Экскурсия по Эрмитажу (Искусство и культура)


Реферат: Источники информации (Общая характеристика) (Журналистика)


Реферат: Коммерческий кредит (Финансы)


Реферат: Высокое Возрождение Италии XVI века (Искусство и культура)


Реферат: Происхождение человека разумного (Биология)


Реферат: Ядерная угроза из Восточной Европы (Военная кафедра)


Реферат: Технология производства, прогнозирования, программирования и планирования урожаев (Сельское хозяйство)


Реферат: Анализ и аудит финансовой отчетности предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Preisbildung eines Untenehmens (Ценообразование на предприятии) (Иностранные языки)


Реферат: Урбанизация (Социология)


Реферат: Фотогальванометрический веберметр (Физика)


Реферат: Полководцы Отечественной войны 1812 года (История)


Реферат: Конспект урока по биологии - гликолиз (Педагогика)


Реферат: Мой любимый уголок Москвы - Усадьба Кусково (Москвоведение)


Реферат: Настройка конфигураций TCPIP вручную (Коммуникации и связь)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист